Какие языки относятся к уральской семье. Чувашская энциклопедия. Уральская языковая семья

Кавказские языки

Кавказские языки - условное название языков Кавказа, не входящих ни в одну из известных языковых семей, распространённых за пределами Кавказа (индоевропейскую, алтайскую или семитскую).

Внутри кавказских языков общепризнанно выделяются три группировки:

абхазо-адыгская (северо-западная); нахско-дагестанская (северо-восточная); картвельская (южная). До недавнего времени был распространён взгляд (особенно в советском языкознании) о родстве всех трёх групп и существовании т. н. иберо-кавказской семьи . Однако близость всех трёх групп объясняется скорее типологической близостью и возможным существованием кавказского языкового союза, а не генетическим родством. Другой, более распространённый взгляд - о родстве абхазо-адыгских и нахско-дагестанских языков и существовании северокавказской семьи - в последнее время был поддержан выходом северокавказского этимологического словаря . Однако многие зарубежные кавказоведы скептически относятся к данному труду, и точка зрения о существовании трёх независимых кавказских семей остается наиболее общепринятой. В современной компаративистике северокавказская семья включается в сино-кавказскую макросемью, а картвельская в ностратическую макросемью.

Уральская семья языков включает две ветви - финно-угорскую и самодийскую . Родство финно-угорских и самодийских языков доказал Э. Н. Сетяля. Был сделан вывод о существовании в прошлом уральского языка-основы и происхождении из него финно-угорских и самодийских языков.

Большинство уралистов предполагают, что уральский язык-основа был распространен в обширном и малонаселенном регионе, в целом приходящемся на окрестности Южного Урала. Из современных уральских языков с достаточной степенью надёжности восстанавливаются всего около 150 общих корневых морфем, восходящих к языку-основе. Распад уральского языкового единства, по всей видимости, произошел не позже 6 тыс. лет назад.

Уральские языки распространены на большой территории, но современные области распространения уральских языков не образуют единого непрерывного пространства. Существует три финно-угорских государства - Финляндия, Венгрия и Эстония. Остальные финно-угорские и самодийские народы живут на территории России. Отдельные поселения финно-угорских народов есть в Сибири, на нижней Волге и на Кавказе. В прошлом территория распространения финно-угорских и самодийских народов была еще более обширной, о чём свидетельствует топонимика и гидронимика.

Финно-угорские языки подразделяются на следующие группы:

прибалтийско-финскую (северную) - финский, ижорский, карельский и вепсский языки;

южную – эстонский, водский, ливский языки;

волжскую - мордовские языки (мокшанский и эрзянский), также марийский язык с луговым, восточным, северо-западным и горным наречиями;

пермскую - удмуртский, коми-зырянский, коми-пермяцкий и коми-язьвинский языки;

угорскую - хантыйский, мансийский, венгерский языки.

Самодийские языки традиционно делятся на 2 группы: северную (ненецкий, нганасанский, энецкий языки) и южную (селькупский, и вымершие камасинский, маторский, сойотский, тайгийский, карагасский, койбальский языки).

уральская языковая семья

вкл. языки народов, расселенных от Скандинавии и Венгрии на з. до Таймыра и Алтая на в. Ее образуют три группы языков: финно-пермская, угорская и самодийская. В финно-пермскую входят прибалтийско-финские языки/народы (финны, карелы, эстонцы, вепсы, водь, ижора, ливы), саамы, волжские финны (мордва и мари), пермяне (коми-зыряне, коми-пермяки и удмурты); в угорскую венгры, манси и ханты ; в самодийскую ненцы , энцы, нганасаны, селькупы (в прошлом на самодийских языках говорили жители народов Алтае-Саянского нагорья маторы, камасинцы, койбалы). Родственным урал . семье некоторые исследователи считают язык юкагиров, населявших в прошлом обширные терр. с.-в. Сибири. Ближайшими соседями древних урал. (носителей уральского праязыка), судя по степени взаимного языкового влияния, с глубокой древности были народы индоевропейской и алтайской языковых семей.

Эпоху поисков урал. родства открыли венгры. В средневековом сочинении "Gesta Hungarorum" упомянута страна Hungaria Magna (Великая Венгрия), откуда отправились в долгий путь на з. кочевники-венгры (угры, мадьяры). В 1220-е венгерский монах бр. Юлиан совершил путешествие на Волгу в поисках "оставшихся" на в. соплеменников и встретил в одном из средневолжских городов язычников, говоривших по-венгерски. Гипотеза о родстве венгров с урало-сиб. уграми (манси и хантами) впервые была высказана в XV в. итальянским гуманистом Энеа Сильвиа Пикколомини (впоследствии папа Пий II). В XVII в. немецкий ученый Годфрид Лейбниц уже писал о финно-угорской языковой общности. Долгое время эта общность называлась финно-угорской (или угро-финской) языковой семьей. Позднее была доказана принадлежность к этой семье самодийских языков, и в совокупности финно-угорские и самодийские языки стали именоваться у. я. с. С последней четверти XIX в. предпринято множество попыток составления генеалогических древ финно-угорских и уральских языков (Й. Буденц, О. Доннер, Э. Н. Сетяля, Й. Синнеи, Д. Дечи и др.). Наиболее популярна в настоящее время родословная уральских народов и языков, составленная в 1960-70-е венгерским академиком Петером Хайду.

По данным языкознания, в ср. голоцене (7-6 тыс. лет назад) существовал урал. язык-основа (праязык), на к-ром говорили предки финно-угров и самодийцев. На рубеже V-IV тыс. до н. э. уральская общность распалась на финно-угорскую и самодийскую, в III тыс. до н. э. произошло разделение финно-угорской общности на финно-пермскую и угорскую. В сер. II тыс. до н. э. обособилась финно-волжская ветвь, в рамках которой в I тыс. до н. э. выделились прибалтийско-финские, волжско-финские и саамский языки.

По выявляемым фрагментам урал. праязыка (общеурал. лексике, вкл. слова "рыба", "ель", "пихта", "шкура", "лук", "стрела", "сверло" и др.) предполагается, что древние уральцы населяли лесную зону, изобилующую водоемами, были охотниками, собирателями и рыболовами, не знавшими земледелия и животноводства (за исключением собак), занимались обработкой камня, дерева, шкур, вели счет времени по лунным циклам. Внешний облик древних уральцев, скорее всего, соответствовал антропологическим характеристикам уральской расы.

Прародиной урал. народов одни исследователи называли терр. от У. до Алтая (М. А. Кастрен, Ф. И. Видеман), другие от У. до Балтийского моря (Т. Аминов, Э. Итконен, П. Аристэ, А. Йоки). Наиболее распространенной является гипотеза о местонахождении урал. прародины в Северо-Восточной Европе между Средней Волгой и Уралом (И. Н. Шебештьен, Ю. Тойвонен, Д. Дечи). Научные открытия последних десятилетий, прежде всего данные лингвистической палеонтологии (П. Хайду и др.), позволяют вкл. в ареал первоначального расселения урал. народов и таежную тер. Зауралья.

УРАЛЬСКИЕ ЯЗЫКИ, макросемья языков Евразии, включающая в свой состав языки, относимые к двум языковым семьям: финно-угорской и самодийской. Общая численность говорящих на уральских языках – ок. 25 млн. Уральские языки распространены отдельными островами большего или меньшего размера между 54° и 72° с.ш. полосой, тянущейся от Скандинавии на западе до полуострова Таймыр на востоке. Южнее очерченной территории и в отрыве от нее – в районе Карпат – живут венгры, язык которых также входит в уральскую макросемью; некоторое количество эмигрантов из Венгрии, в той или иной степени сохраняющих свой язык, имеется также в Америке, Африке, Азии и Австралии.

Вопрос о прародине уральцев, локализуемой в период с V по III (или в VI–IV) тыс. до н.э. в северной части Западной Сибири, в районе между нижней Обью и Уральскими горами, является спорным. Гипотетическая общность уральского языка-основы (точнее, непрерывность контактирования различных прото-уральских диалектов) прекратилась, по-видимому, в результате переселения в этот период предков самодийцев в район Саянских гор, откуда в дальнейшем начался новый этап их расселения на север и затем на запад, как и предков финно-угров.

В существующих классификациях современных финно-угорских языков выделяются следующие ветви:

1) прибалтийско-финская (в нее входят финский, карельский, эстонский и языки малочисленных народов – вепсский, водский, ижорский, ливский);

2) финно-волжская, в которую входят мордовские (мокшанский и эрзянский) языки и марийский язык, существующий в двух вариантах, которые в последнее время часто считают двумя отдельными языками;

3) пермская (языки удмуртский, коми-зырянский и коми-пермяцкий);

4) угорская (в нее входят венгерский язык и объединяемые под названием обско-угорских хантыйский и мансийский языки).

Кроме того, особое положение в финно-угорской семье занимают саамские языки. К мертвым гипотетическим языкам относятся языки мери, муромы и мещеры.

Самодийские языки обычно делятся на северную (ненецкий, энецкий, нганасанский) и южную (селькупский язык) ветви. К мертвым саяно-самодийским языкам, исчезнувшим в связи с переходом их носителей на тюркские языки или на русский язык, относятся маторско-тайгийско-карагасский, камасинский и койбальский.

Существует и иная классификация, по которой внутри финно-угорских языков угорская ветвь противопоставляется всем остальным языкам (включая саамские), объединяемым в финно-пермскую ветвь, уральские же языки в целом при этом разделяют не на две семьи, а на три равноправных ветви – угорскую, финно-пермскую и самодийскую.

Наиболее древними памятниками уральских языков являются письменные памятники венгерского языка (рукописный текст Надгробная речь и молитва конца 12 в.), краткая новгородская берестяная грамота на карельском языке (заклинание от молнии, начало 13 в.), тексты на коми языке (14 в.), записанные древнепермской азбукой Стефана Пермского, и финские и эстонские памятники 16 в. У остальных финно-угорских народов самые ранние памятники письма появляются лишь в конце 17 в. или в начале 18 в. Среди уральских языков имеются и языки младописьменные, для которых письменность была разработана только в 20 в.; имеются также языки, утратившие свою письменность (ижорский) либо никогда ее не имевшие и до сих пор бесписьменные (водский). Для энецкого и нганасанского языков разрабатываются проекты алфавитов, которые не утверждены, но используются в некоторых школах и при издании материалов фольклора.

Уральские языки имеют как общие, так и особенные черты на всех языковых уровнях; специфику отдельных языков можно объяснить их разрозненностью и обилием контактов с языками других семей. Все уральские языки являются агглютинативными, но в большинстве из них, особенно в прибалтийско-финских, самодийских и саамских, имеются также элементы флективного строя (неоднозначность суффиксов, фузия на стыках морфем). Абсолютно во всех языках отсутствует категория рода.

Фонологические системы отличаются большим разнообразием в области вокализма: в одних языках (прибалтийские, за исключением части диалектов вепсского языка, саамские, самодийские, угорские, за исключением хантыйского) существует противопоставление долгих и кратких гласных, в других его нет. Противопоставление гласных полного образования редуцированным гласным характерна для марийского, мокшанского, мансийского, самодийских языков. Во многих прибалтийско-финских языках, а также в саамских, удмуртском, нганасанском имеются дифтонги и даже трифтонги (ливский, карельский, саамские), отсутствующие в остальных. Сингармонизм (гармония гласных) представлен во многих языках непоследовательно, в некоторых он исчез полностью (пермские языки) или существует в виде реликтов (мансийский язык и др.). В большинстве языков, имеющих долгие гласные и дифтонги, вокализм преобладает над консонантизмом, например в ливском языке или в селькупском, где 25 гласных и лишь 16 согласных. В консонантных системах количество согласных колеблется от 13 или 18, как в финском или в мансийском языках, до 33 и более, как в мокшанском, саамских и др. Как правило, в начале и конце слова не может быть стечения согласных, которое, однако, встречается в мордовских языках; исконно марийские, ненецкие, селькупские слова не могут начинаться со звонких шумных (за искл. губных). Ударение во всех языках (кроме эрзянского, где оно фразовое) – словесное, динамическое, иногда комплексное, как в мокшанском, марийском (долготно-динамическое), ливском и эстонском (долготно-тональное). В большей части языков ударение приходится на первый слог. В удмуртском оно падает на последний, в горномарийском – на второй от конца слог; разноместное нефиксированное и смыслоразличительное ударение представлено в пермяцком, ненецком, селькупском, марийском языках. Таким образом, наиболее общими чертами на уровне фонетики является постановка динамического ударения на первый слог, тенденция к сингармонизму, отсутствие стечения согласных в начале слова.

В уральской морфологии типологически общими для большинства языков можно назвать следующие черты: значительное количество падежей (иногда более 20 при среднем количестве 13), хотя возможны и трехпадежные системы (хантыйский язык); наличие 2 типов склонения – безличного и лично-притяжательного (в ненецком есть также лично-предназначительное, иначе дестинативное склонение, частично представленное также в энецком и нганасанском языках); категория единственного и множественного числа (при наличии еще и двойственного в самодийских, обско-угорских языках и в некоторых говорах саамских языков) с характерным употреблением единственного числа для парных предметов и частей тела и наличием у существительных в единственном числе общего значения; отсутствие артиклей, имеющихся только в венгерском и слабо развитых в мансийском языках (в мордовских и некоторых других языках артиклевые функции берет на себя глагол); повсеместное употребление наряду с падежами послелогов, а в прибалтийско-финских и саамских языках и предлогов. Особенностью именного словоизменения является существование категории предикативности у имени (в самодийских и мордовских языках). Глагольные парадигмы уральских языков еще более многообразны, и выделить типологически сходные глагольные черты труднее, чем в именах: залоговые противопоставления в большинстве уральских языков отсутствуют. Нет единства в количестве и семантике времен и наклонений. Во всех языках есть 3 наклонения (индикатив, императив и конъюнктив/кондиционалис, но наклонений может быть до 10). Настоящее время обычно не маркируется (исключением являются обско-угорские языки) и употребляется также в значении будущего времени. Наряду с утвердительным есть отрицательное спряжение (прибалтийско-финские, саамские, марийский, пермские языки), а также объектный и безъобъектный типы спряжения в угорских (см . ОБСКО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ), мордовских и самодийских языках. Различным является и расположение суффиксов в структуре слова: в единственном числе в одних языках показатель падежа следует за показателем посессивности, в других – наоборот, при этом как в той, так и в другой группе в отдельных падежах (чаще всего в аккузативе) порядок может быть иным, чем в остальных падежах данного языка. Суффикс множественного числа везде идет сразу за корнем перед показателями падежа и посессивности, порядок которых меняется от языка к языку. Например: основа + множ. ч. + падеж + посессив. (прибалтийско-финские языки), основа + множ. ч. + посессив. + падеж (венгерский и мансийский, язык коми), причем в коми используется обычный суффикс множественного числа, а в остальных – суффикс притяжательной множественности. Префиксы – явление для уральских языков редкое, но есть превербы (самодийские, угорские языки).

В синтаксисе разных уральских языков также немало различий. Более типичным считается порядок членов в предложении SOV («подлежащее – дополнение – сказуемое»), хотя нередко доминантным является расположение типа SVO (финский язык, саамские, пермские, реже мордовские и венгерский). Согласование сказуемого с подлежащим происходит по числу и лицу, но часто встречается согласование по смыслу, когда собирательное существительное в единственном числе согласуется с глаголом в форме множественного числа. Определение с определяемым, как правило, не согласуется, так как во многих языках прилагательные и числительные в функции определения не изменяются в числе и падеже (исключение – прибалтийско-финские языки). Во всех языках, за редким исключением, обладание чем-либо выражается по модели: глагол бытия + существ. в генитиве или дативе + суффикс притяжательности, т.е. буквально "у меня / мне есть что-то мое". Встречается так называемая изафетная конструкция, при которой выражение притяжательности происходит не в форме слова, обозначающего обладателя, а в форме слова, обозначающего объект обладания. Неличные (инфинитные) глагольные формы (инфинитив, причастия, отглагольные существительные) могут принимать личные глагольные суффиксы, посессивные и даже падежные и преобразовываться таким образом в финитные формы, создавая возможность образования таких полипредикативных конструкций, которым в других языках соответствуют придаточные предложения. Уральские языки в целом относятся к синтетическим, но в них немало и элементов аналитизма: наличие отрицательного спряжения со вспомогательным глаголом, послеложные конструкции и др.

; некото­рые учёные рассма­три­ва­ют их как группу языков в составе генети­че­ской общности У. я.). В лингви­сти­че­ской литературе название «У. я.» появилось относительно поздно. Э. Н. Сетяля в работе «Zur Frage nach der Verwandtschaft der finnisch-ugrischen und samojedischen Sprachen» (1915) доказал родство финно-угорских и самодийских языков, которые считались неродственными. Было обнаружено сходство корнеслова, системы грамматических формативов , закономерных звуковых соответствий. Был сделан вывод о происхождении финно-угорских и самодийских языков из одного языка-предка , или уральского языка-основы. Появление нового названия «У. я.», однако, практически не исключает возможности изучать и описывать финно-угорские языки отдель­но, а само название «финно-угроведение» как отрасль лингви­сти­ки, занима­ю­ща­я­ся изуче­ни­ем финно-угорских языков, продол­жа­ет существо­вать наряду с более широким по объёму термином «уралистика».

У. я. распространены на довольно большой территории: на севере - от северной Норвегии до Таймыр­ско­го полу­остро­ва, на юге - северная часть Югославии, Венгрия и Мордовская АССР. Отдель­ные поселения финно-угорских народов есть в Сибири, на нижней Волге и на Кавказе. Топонимика и гидронимика свиде­тель­ству­ют о том, что терри­то­рия распро­стра­не­ния финно-угорских и самодийских народов была ещё более обширной. Карелы жили на востоке до Северной Двины, в районе Северной Двины жили коми, следы былого пребывания вепсов в бассейне реки Мезень прослеживаются довольно отчётливо. Мордва занимала некогда значительную часть территории ныне Горьков­ской, Рязанской и Пензенской областей, предки манси (югра) обитали в бассейне Печоры, а также на реке Вычегда. Самодийские народы населяли Саянское нагорье.

Вопрос о прародине уральских народов является спорным. Согласно новейшим иссле­до­ва­ни­ям, прародина уральцев с 5‑го по 3‑е тыс. до н. э. находилась в северной части Западной Сибири, в районе между нижней Обью и Уральскими горами. Эта территория в тот период отличалась благоприятными климатическими условиями. После распада уральской языковой общности финно-угорская ветвь переместилась на запад, и около 3‑го тыс. до н. э. районом её распространения стали бассейн Печоры, Камы и территория к западу от Урала. По мнению П. Хайду, прародина финно-угров занимала южную и западную (к западу от Уральских гор) части территории уральской прародины. В суще­ству­ю­щих класси­фи­ка­ци­ях древних финно-угорских языковых общностей много спорного; напри­мер, ошибочно предпо­ло­же­ние о существовании финно-пермской языковой общности (см. Финно-пермские языки), ещё недостаточно доказана гипотеза о существовании в древности финно-волжской языковой общности (см. Финно-волжские языки).

  • Основы финно-угорского языкознания, [т. 1-3], М.,1974-76;
  • Хайду П., Уральские языки и народы, пер. с венг., М., 1985;
  • Collinder B., Survey of the Uralic languages, , Stockh., ;
  • Hajdú P., Finnugor népek és nyelvek, Budapest, 1962;
  • его же , Bevezetés az uráli nyelvtudományba, Budapest, 1966;
  • Décsy G., Einführung in die finnisch-ugrische Sprachwissenschaft, Wiesbaden, 1965.

Б. А. Серебренников.

Уральская языковая семья

вкл. языки народов, расселенных от Скандинавии и Венгрии на з. до Таймыра и Алтая на в. Ее образуют три группы языков: финно-пермская, угорская и самодийская. В финно-пермскую входят прибалтийско-финские языки/народы (финны, карелы, эстонцы, вепсы, водь, ижора, ливы), саамы, волжские финны (мордва и мари), пермяне (коми-зыряне, коми-пермяки и удмурты); в угорскую - венгры, манси и ханты; в самодийскую - ненцы, энцы, нганасаны, селькупы (в прошлом на самодийских языках говорили жители народов Алтае-Саянского нагорья - маторы, камасинцы, койбалы). Родственным урал. семье некоторые исследователи считают язык юкагиров, населявших в прошлом обширные терр. с.-в. Сибири. Ближайшими соседями древних урал. (носителей уральского праязыка), судя по степени взаимного языкового влияния, с глубокой древности были народы индоевропейской и алтайской языковых семей.

Эпоху поисков урал. родства открыли венгры. В средневековом сочинении "Gesta Hungarorum" упомянута страна Hungaria Magna (Великая Венгрия), откуда отправились в долгий путь на з. кочевники-венгры (угры, мадьяры). В 1220-е венгерский монах бр. Юлиан совершил путешествие на Волгу в поисках "оставшихся" на в. соплеменников и встретил в одном из средневолжских городов язычников, говоривших по-венгерски. Гипотеза о родстве венгров с урало-сиб. уграми (манси и хантами) впервые была высказана в XV в. итальянским гуманистом Энеа Сильвиа Пикколомини (впоследствии папа Пий II). В XVII в. немецкий ученый Годфрид Лейбниц уже писал о финно-угорской языковой общности. Долгое время эта общность называлась финно-угорской (или угро-финской) языковой семьей. Позднее была доказана принадлежность к этой семье самодийских языков, и в совокупности финно-угорские и самодийские языки стали именоваться у. я. с. С последней четверти XIX в. предпринято множество попыток составления генеалогических древ финно-угорских и уральских языков (Й. Буденц, О. Доннер, Э. Н. Сетяля, Й. Синнеи, Д. Дечи и др.). Наиболее популярна в настоящее время родословная уральских народов и языков, составленная в 1960-70-е венгерским академиком Петером Хайду.

По данным языкознания, в ср. голоцене (7-6 тыс. лет назад) существовал урал. язык-основа (праязык), на к-ром говорили предки финно-угров и самодийцев. На рубеже V-IV тыс. до н. э. уральская общность распалась на финно-угорскую и самодийскую, в III тыс. до н. э. произошло разделение финно-угорской общности на финно-пермскую и угорскую. В сер. II тыс. до н. э. обособилась финно-волжская ветвь, в рамках которой в I тыс. до н. э. выделились прибалтийско-финские, волжско-финские и саамский языки.

По выявляемым фрагментам урал. праязыка (общеурал. лексике, вкл. слова "рыба", "ель", "пихта", "шкура", "лук", "стрела", "сверло" и др.) предполагается, что древние уральцы населяли лесную зону, изобилующую водоемами, были охотниками, собирателями и рыболовами, не знавшими земледелия и животноводства (за исключением собак), занимались обработкой камня, дерева, шкур, вели счет времени по лунным циклам. Внешний облик древних уральцев, скорее всего, соответствовал антропологическим характеристикам уральской расы.

Прародиной урал. народов одни исследователи называли терр. от У. до Алтая (М. А. Кастрен, Ф. И. Видеман), другие - от У. до Балтийского моря (Т. Аминов, Э. Итконен, П. Аристэ, А. Йоки). Наиболее распространенной является гипотеза о местонахождении урал. прародины в Северо-Восточной Европе между Средней Волгой и Уралом (И. Н. Шебештьен, Ю. Тойвонен, Д. Дечи). Научные открытия последних десятилетий, прежде всего данные лингвистической палеонтологии (П. Хайду и др.), позволяют вкл. в ареал первоначального расселения урал. народов и таежную тер. Зауралья.

Лит: Казанцев Д. Е. Истоки финно-угорского родства. Йошкар-Ола, 1979; Напольских В. В. Введение в историческую уралистику. Ижевск, 1997; Основы финно-угорского языкознания. Т. I-III. М., 1974-1976; Хайду П. Уральские языки и народы. М., 1985; Хелимский Е. А. Древнейшие венгерско-самодийские языковые параллели. М., 1982.

А. В. Головнев . Институт истории и археологии УрО РАН , 1998-2004 .

Loading...Loading...