Поурочный план на тему имя существительное. Имя существительное план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему. Самостоятельная работа учащихся

Проверил _________ Группа : П редмет русский язык Дата: ___________ Значение имен существительных. Имя существительное, род и число имен существительных . репродуктивный, частично-поисковый;
Приемы аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть;
Форма организации урока Практическое занятие
анаграмма, текст «Наука наук»
І. Организационный момент.
а/ поздороваться со студентами ; б / проверить посещаемость учащихся; в/ проверить готовность групу к уроку /учебные принадлежности / ІІ. Проверка домашнего задания а/ студенты называют цели и задачи домашнего задания ; б / работ у учащихся проверяют лидеры подгрупп ;
ІІІ. Обобщение и систематизация знаний * Работа с учебником

  • Выразительное чтение текста учащимися /1,2 группа по одному ученику/
  • Вопросы: 1. почему текст так называется?
6. Найдите в тексте сущ., кот., имеют только форму ед.ч . и только мн. ч ..
  • Тест соответсвия: /таблица/
ж.р. кого? чего? И.п. хлеба мн.ч. дом
ср.р кто? что? Р.п. машина
М.р. озеро
  • Анаграмма /слайды/
  • гаммаратик/грамматика/
  • волос/слово/
  • ежидап/падежи/
  • спорво/вопрос/
  • ток /кто/
  • некиеслон/склонение/
  • гилос/слоги/
  • каклисе/лексика/
  • тсетк/текст/
  • язык /кызя/
Имя существительное – это часть речи, которая включает слова, обозначающие предметы и предметность отвечает на вопросы кто? и что?: швея, девочка, стол, вдохновение, мечта. 1) к мужскому, например: дом, отец, ключ, трамвай (возможно подставить слово « этот »); 2) к женскому, например: земля, ручка, страна, планета (возможно подставить слово « эта» ); 3) к среднему, например: село, поле, полено, восстание (возможно подставить слово « это» ). Большинство существительных имеют формы ед. и мн. ч. (город – города ). Однако некоторые существительные имеют или только форму ед. ч. (крестьянство, асфальт ), или только форму мн. ч. (ножницы, перила ). Имена существительные собственные и нарицательные Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным относятся:
  • фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.
  • географические названия
  • астрономические названия
  • названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.
Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений. Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля - суша, Земл я - планета Солнечной системы). Имена существительные одушевленные и неодушевленные Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? К неодушевленным также относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д. Число имен существительных. Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов. Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.
  • Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.
  • Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.
  • Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.
  • Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.
  • Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.
  • Слова: бремя, вымя, пламя, темя
  • Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.
  • Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.
  • Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.
  • Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.
  • Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.Падежи имен существительныхВ русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.Именительный - кто? или что?Родительный - кого? или чего?Дательный - кому? или чему?Винительный - кого? или что?Творительный - кем? или чем?Предложный - о ком? или о чем?
  • найти слово, к которому относится данное существительное;
  • поставить от этого слова к имени существительному вопрос.
  • Повторить правило о падежах имен существительных.
  • Просклонять следующие существительные: поведение, половинка, человек
  • игра «Кто больше составит слов-существительных?»
государство Казахстан суд казах состав хан дар заказ и т.д.
  • Попрошу детей показать только жестами и мимикой «как прошло занятие?»

Конспект урока

Учитель: Березина Маргарита Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 3

Программа: Н. А. Чуракова УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Тема: «Имя существительное»

Цели урока:

Образовательные – познакомить детей с морфологическими признаками имени существительного. Организовать деятельность по систематизации знаний по теме; создать содержательные и организационные условия с применением исследовательской и групповой формы работы (работа в парах, группах) для развития у школьников умений по изученной теме, сформировать умение осмысленно употреблять имя существительное в речи;

Развивающие – содействовать развитию языковой, коммуникативной и познавательной компетенции школьников, развитию умений общаться в процессе учебного диалога, осуществлять самоконтроль и самооценку; способствовать развитию культуры письменной и устной речи учащихся;

Воспитывающая – воспитывать у учащихся любовь к родному языку, развивать чувство ответственности за деятельность группы и личную ответственность за собственную деятельность в группе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Смыслообразование : установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что побуждает, для чего).

Нравственно - этическая ориентация : уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

Целеполагание: постановка учебной задачи на основании, что известно, усвоено, а что еще нет.

Планирование: определять последовательность действий с учетом конечного результата.

Оценка: осознание качества и уровня усвоения.

Саморегуляция: концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

    Познавательные УУД:

Общеучебные: осуществлять смысловое чтение; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Знаково – символические: использовать знаково – символические средства для решения задач.

Информационные: поиск и выделение необходимой информации, ее анализ.

Логические: установление причинно – следственных связей, обобщение.

    Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Оборудование:

Компьютер и проектор, учебник, дидактические тесты, рабочие тетради, записи на доске: «Вместе любая работа спорится», «Работать спустя рукава», «Работать засучив рукава».

Метод: частично-поисковый.

Форма организации: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Логика урока:

мотивация – актуализация полученных ранее знаний – создание проблемной ситуации – микроисследование - систематизация – самоконтроль и самооценка – подведение итогов урока – рефлексия – домашнее задание

План урока:

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся.

2.Актуализация знаний учащихся по теме.

3.Проблемная ситуация.

4. Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

5. Организация микроисследования.

6. Систематизация знаний учащихся по теме. Работа в парах.

7. Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

8. Подведение итогов урока

9. Рефлексия

10. Домашнее задание

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

I . Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебный

Улыбнёмся друг другу, дети! Сядьте удобно, закройте глаза, опустите голову на руки.

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю!

Дети тихо повторяют за учителем.

Личностные: действие смыслообразования,

установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

Каллиграфическая минутка

Вместе любая работа спорится.

Как вы понимаете значение слова спорится ?

Объясните смысл пословицы.

Надеюсь, что наша совместная работа принесёт нам успех и удовлетворение!

Спишите предложение, соблюдая нормы каллиграфии.

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

II . Актуализация знаний учащихся по теме. Создание проблемной ситуации.

Цель: организовать актуализацию изученных

способов действий, достаточных для проблемного

изложения нового материала.

Какие части речи вы помните? Согласны ли вы с утверждением, что все части речи отвечают на один и тот же вопрос?

У меня есть знакомый мальчик Гена. Он всё привык делать спустя рукава. Что это значит?

Он считает, что все части речи отвечают на вопросы кто? и что?

(Слайд 2)

Прав ли Гена? Попробуйте объяснить ему, в чём его ошибка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.

III .Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

Цели:

1) Зафиксировать причину затруднения.

2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Для того чтобы помочь Гене, мы станем сегодня настоящими исследователями. Посмотрите на вопросы, которые задал Гена, определите, какая часть речи отвечает на эти вопросы.

Давайте сформулируем тему урока.

Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться?

(Слайд №3)

Имя существительное

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.

IV . Организация микроисследования по определению морфологических признаков имени существительного

Цель: развить умения находить ответы на проблемные вопросы, подводить детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Работа в группах

Гена принёс нам загадочные рисунки. Что это?

(Слайд №4)

Давайте поможем Гене разгадать их.

На какой вопрос они отвечают, какой частью речи являются?

Что общего у этих слов? Поразмышляйте!

А что они обозначают?

Продолжим разгадывать ребусы.

(Слайд №5)

(На какой вопрос отвечают, что обозначают?)

Среди этих слов спряталось словарное слово. Найдите его, запишите в тетрадь.

Так какая часть речи отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? И обозначает предметы?

Сегодня мы узнаем об этой части речи много нового и даже построим для неё «дом».

(Слайд №6)

А вот и крыша этого удивительного «дома». Готов уже и один этаж. Так что же мы знаем об имени существительном?

Напишите 2 существительных, называя любые два предмета.

А сейчас я попробую угадать хотя бы одно слово, которое никто из вас не записал: дружба.

Подходит ли оно? Докажите.

(Слайд №7)

Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома?

Что они обозначают?

Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в группах.

Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:

1) Умейте слышать и слушать.

2) Умейте спорить, но не ссориться.

3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.

На столах у вас лежат индивидуальные карточки. На них обозначен номер вашей группы.

1 группа выписывает в столбик слова, обозначающие предметы.

2 группа выписывает в столбик слова, обозначающие состояния.

3 группа выписывает слова, обозначающие явления природы.

4 группа выписывает слова, обозначающие события.

1. Прочитайте слова:

Сахар, каникулы, радость, корова, встреча, мороз, печаль, жара, волнение, велосипед, снег, праздник, землетрясение, сон, книга, спектакль.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Проверка работы групп.

Слайд №8

Что обозначает имя существительное?

Это и будет второй этаж нашего дома.

(Слайд №9)

Настоящие исследователи – учёные, которые найдут ключ к любой загадке.

(Слайд №10)

Среди множества букв спрятались слова. Найдите их.

Что вы можете сказать об этих словах?

Можно ли к этим слова поставить вопрос ЧТО? Почему? Докажите.

А что вы можете сказать об именах существительных, отвечающих на вопрос КТО?

Молодцы! Вот и ещё один этаж нашего дома.

(Слайд №11)

Так что же вы узнали в ходе исследования? Глядя на алгоритм, расскажите о признаках имени существительного.

Ученики отгадывают ребусы слайда №4.

Отвечают на вопрос кто?

Имя существительное.

Дети разгадывают ребусы слайда №5.

Отвечаю на вопрос ЧТО?

Предметы.

Дети пишут: пенал.

Имя существительное.

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы.

Мороз – явление природы, радость – состояние, встреча – событие.

Лиса, кенгуру, слон, лось, медведь, волк.

Животные, имена существительные, отвечают на вопрос КТО?

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные УУД:

Определять общие для всех правила поведения;

Определять правила работы в группах;

Оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

V.Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

VI .Систематизация знаний учащихся по теме. Работа в парах

Цель: систематизировать и обобщить изученный материал; выявить пробелы для корректировки знаний.

Работа по тетради

ТПО1 , упражнение № 13, стр. 19

(Откройте Обратный словарь на –Л. Выпишите сначала все одушевлённые существительные, затем все неодушевлённые).

Учитель советует детям при работе в парах распределить обязанности.

Взаимопроверка.

Проверка работы в парах.

Слайд №12

Выполняют упражнение в парах.

Метапредметные (УУД)

Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Познавательные: осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII . Формирование навыка самоконтроля и самооценки

Дидактические тесты по теме «Имя существительное»

Работа по алгоритму –

(Слайд №1 3 )

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : самоопределение.

VIII . Подведение итога урока

Цель: систематизировать изученный материал, способствовать его осмыслению, использованию в практической деятельности.

В начале урока мы говорили, что мальчик Гена привык всё делать спустя рукава и потому совершал ошибки.

Прочитайте два фразеологизма и скажите, какой из них подходит к вашей работе на уроке:

- «Работать спустя рукава»

- «Работать засучив рукава»

А что помогло нам достичь успехов в нашей работе?

А значит, мы с полным правом можем сказать: «Вместе любая работа спорится»!

Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IX . Рефлексия

Цель: формировать у обучающихся умение осуществлять самооценку собственной учебной деятельности.

У каждого ученика лист с двумя шкалами:

Интересный урок Моё участие

Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии.

Урок окончен. Спасибо за урок!

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

X . Домашнее задание

Цель: закрепить изученный материал.

Учебник упражнение №20 стр. 28.

Прочитайте список существительных.

Карандаш, енот, карточка, голубь, человек, дым, шерсть, улитка, малыш, паук.

Поставьте к каждому из них вопрос: кто? или что?

Подумай: почему к одним словам ты задаёшь вопрос кто?, а к другим – вопрос что?

Затем распредели слова из упражнения в два столбика: одушевлённые существительные и неодушевлённые.

Познавательные:

осуществлять анализ учебного материала.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.

Список литературы:

1. Каленчук М. Л. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. – 2- е изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 1.

2. Каленчук М. Л. Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. – 2- е изд., испр. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2.

3. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы №1: 3 кл. / Т.А. Байкова, О.В. Малаховская под ред. – М.: Академкнига/Учебник, 2012

4. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. - М. : Академкнига/Учебник, 2012.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008 - 151 с.

6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Приложение 1

Фамилия, имя________________________________

1. Соедини стрелками

Имена существительные

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

«Имя существительное

как часть речи».

в 5а классе, учитель Евдокимова Н. А.

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Цель урока: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи.

Задачи урока:

1. создать условия для ознакомления с обобщенным лек­сическим значением имени существитель­ного; организовать работу по формированию понятия «имя сущест­вительное»;

2. содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; содействовать развитию вербального мышления (выявле­ние отношения противоположности); пов­торение, правопи­сания безударных гласных, парных соглас­ных, слов из словаря; повторение тем: «Члены предложения», «Словосочетание»;

3. воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Межпредметная связь с уроками матема­тики

Ход урока.

    Организационный момент.

    Организация учащихся.

В класс крадётся тишина, Подожди её пока, Ну, а чтобы подождать Надо просто замолчать. Раз, два, смолк звонок, Три – ротик на замок, На четыре помолчи, А на пять – урок начни!

    Организация рабочего места учащихся.

Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.


II . Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою, И наклонно положу. Я от вас друзья не скрою Ручку я, вот так держу. Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь!

    Записать число, классная работа

III . Словарная работа.

Прочитайте записанные словарные слова. Спишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в три столбика: в первый - с непроверяемой гласной О, во второй – с непроверяемой гласной А, в третий – с непроверяемой гласной Е.

с о бака к а ртофель п е нал

м о рковь г е рой

г о рох

ябл о ко

п о беда

п о м и дор

Проверьте работу.

IV . Изучение нового материала.

- В некотором царстве, которое назы­вается Русский язык, есть город Морфоло­гия. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие в мир слов.


Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты .

И будем с ними мы дружить,

Что объединяет эти выделенные слова? (Они обоз­начают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечаю­щих на вопросы кто? что?

Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)

А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)

А как называются эти слова, вы вспомните, когда расшифруете запись.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.


1

(имя сущест­вительное.)

Что же такое имя существительное? Выберите правильный ответ:

Имя существительное - это...

1) часть речи, которая обозначает дейс­твие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

2) часть речи, которая обозначает пред­мет и отвечает на вопросы кто? что?

3) часть речи, которая обозначает приз­нак предмета и отвечает на вопросы ка­кой? какая? какое? какие?

А сейчас внимательно

Мы правило прочтем,

И все, что мы узнали,

Теперь мы назовем.


А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, жи­вотных, неживые предметы, вещества, яв­ления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, память.

VI . Закрепление нового материала. )

(ученики читают)

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Игра.

- Если слово отвечает на вопрос кто? - поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперед. Если встретили дру­гие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.


Выполните задание.

повар

Варить

Варёный

цветок

Цвести

Цветной

старушка

стареть

старый

коля

- В каком столбике имена существи­тельные? Докажите.

На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков?

Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля.)

Кто-нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы.)

Пословица: Газета для человека, что ок­но для дома.

- Объясните смысл пословицы, запи­шите ее по памяти. Подчеркните имена су­ществительные.


Дом зелёный тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Это слово из словаря: горох.

- Назовите в загадке имена существи­тельные и все орфограммы.

(зелёный – зелень, тесноват – тесен, узкий – узенький, длинн ый, гладкий – гладенький, сидят – сидя, ребятки – словарное слово)

- Подберите родственные слова к существительному горох и выделите ко­рень.

Составьте предложение и, комментируя, запишите его.

Летом в огороде вырос сладкий горох.

1) Назвать существительные.

2) Подчеркнуть главные члены предло­жения.

3) Назвать словосочетания.

Игра «Кто я?». Соедините слова.

В школе я

В магазине я

На улице я кто?

В транспорте я

Дома я

пешеход

ученик

покупатель

пассажир

сын, дочка

- Слова, какой части речи использовали?

VII . Итог.

- Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.

(выставление оценок, рефлексия, домашнее задание)


Ользонова Тамара Максимовна

Русский язык

7 класс

Имя существительное – часть речи.

Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Цели урока:

1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными

2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.

Задачи урока:

Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам;

Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;

Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения;

Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

Вид урока

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.

Используемые компоненты УМК:

1.Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.2013год

2. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2013год

Методическая литература:

    Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы»;

    Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку»;

    Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе»;

    В.И.Круковер, Л.И.Шелестова «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс»

Ход урока

Этап урока:

(деятельность учителя и ученика)

Время

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

1 мин.

Проверка домашнего задания

Ребята, на прошлом уроке вам было задано упражнение 191 .

Давайте проверим его, а сделаем мы вот это как. Я называю слова, а вы поднимаете карточку с данной частью речи.

2 мин

Вступительное слово

Сегодня у нас в гостях. Встречайте - этого мальчишку, вы, конечно, узнали его; он частый гость на наших уроках. Кто это?

Незнайка

Он опять принёс нам вопросы и задания, которые не смог решить сам, Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем. А кто этот мальчик? Вы с ним ещё незнакомы, он пришёл к нам впервые. Догадались кто это?

Знайка.

Да это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам будет помогать.

1 мин

Мотивация учебной деятельности

Работа по закреплению темы «Части речи»

Устно, по 1 ученику у доски, остальные проверяют.

    Из чего состоит наша речь?

    Какие части речи вы знаете?

    На какие вопросы отвечает имя существительное?

    На какие вопросы отвечает глагол?

    На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Незнайка выполнял дома своё домашнее задание, но не смог его выполнить до конца.

Ребята, определите в предложениях все части речи и подскажите Незнайке, как их нужно правильно подчеркнуть.

Гл. Прил. Сущ.

Стоит красивый диван.

Маленькая девочка рисует.

Летит сизый голубь.

3 мин.

Физминутка

С физминуткой я дружу,

Свою спинку разогну,

Ножками потопаю,

Ручками похлопаю,

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Сяду я за парту стройно, чтоб вести себя достойно!

2 мин.

Новый материал

Работа в тетради

Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу
Я друзья от вас
Не скрою, ручку я
Вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем (число, классная работа)

Имя существительное как часть речи.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

2 мин.

Сообщение цели и темы урока

Упражнения на размышление

Работа в тетради

Вывод:

Индивидуальная работа по карточкам

1 ученик у доски, остальные в тетради.

Вывод:

Цель нашего урока уметь различать и доказывать, что данные слова являются именем существительным. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?

Это ребусы.

Какие слова получились?

1. Уши, столб, дятел, бабочка.

Что вы можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод? Чем они могут отличаться друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте! (ответ учащихся)

Запись слов в тетрадь.

- Да! Это вопрос трудный. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. (Ученик читает записку)

Поставьте к словам вопрос

Воспользуемся советом и поставим вверху над словами вопрос

Уши, столб – что?

Дятел, бабочка – кто?

Что вы теперь можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод!

Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.

2. лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, еж, лисий, лес.

    Выберите все существительные из данных слов и запишите в тетрадь.

    Докажите, что это существительные!

Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом.

6 мин.

Работа с учебником

Стр.84 правило 1

В нашем учебнике тоже есть правило, которое подтверждает наши слова (чтение правила)

А вот и крыша нашего дома

3 мин.

Имя существительное


Что вы знаете о словах этой части речи?

Отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предмет

Это будет первый этаж нашего дома.

Кто? Что?

Предмет


Самостоятельная работа в тетрадях

Проверка (сигнальные карточки)

Упражнение на размышление

Вывод:

Знайка предлагает вам письменно задание. Допишите в тетрадях свои три существительных.

Какие слова вы записали(спросить 2 учеников)

- А сейчас я попробую угадать слово, которое вы не записали.

Воздух

- походит оно?

Подходит

Докажите

Отвечает на вопрос что?

_ Незнайка тоже принёс свои слова. Откроем второй конверт. (читаем хором слова)

Холод. Встреча. Радость.

Подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома? (Учащиеся размышляют, ставят вопрос)

Да и нет.

Мнения могут быть разными, так как вопрос что? а обозначают не предметы. А вот, что думает об этих словах Знайка. (открываем конверт, читаем подсказку)

Сушествительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, событие, состояние человека.

Ребята, оказывается слова Незнайки тоже существительные. Давайте прочитаем ещё одно правило на стр. 84.

Оказывается, ребята существительные могут обозначать события, состояние человека, явления природы.. это и будет второй этаж нашего дома.

7 мин.

Интересное событие

Вывод:

У Знайки есть интересное событие из научных книг о существительном (открываем конверт, ученик читает)

Имя существительное - самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней – имя существительное. И это понятно человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть всё, что окружает его, что существует вокруг него.

-значит, существительные есть в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество.

Физкульт- Минутка

2. Для глаз.
3. Для рук
Упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики!

2 мин.30 сек.

Закрепление изученного

I группа – стр. 85

Упражнение 214

II группа – стр. 84

Упражнение 213

III группа-

Работа по карточкам

Проверка. Оценивание.

Давайте проверим ребят, выполнявших задание
- Молодцы! Верно справились с заданиями.

10 мин.

Итог урока

Итак, что нового, узнали сегодня о предложении?
- Чему учились? Для чего?
- Что помогло нам узнать новое?
- Кто помог изучать новый материал?

3 мин.

Домашнее задание

    Стр. 85. Упр. 215 (Женя, Алёна)

2. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)

    Работа по карточкам (Петя, Антон)

    Стр. 84 правило

1 мин.

Рефлексия

Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось? Почему?
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- Кому спасибо скажем за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Выберите личико, покажите своё настроение.

1мин.

Самоанализ урока.

Урок русского языка.

    Тема урока : Имя существительное – как часть речи.

    Тип урока : Комбинированный. Изучение нового материала.

    Вид урока : Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

    Данный урок по теме «Имя существительное как часть речи» - 1й в этом году. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение данной части речи.

    В ходе урока были учтены возможности данного класса.

    Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цели урока:

    Учить детей уметь доказывать, что данные слова являются именем существительным.

    Закреплять навык группировки слов по значению.

    Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.

    Воспитывать вежливость, культуру диалога.

    Для психолого-педагогической поддержки урок начинаем с мобилизирующего этапа, способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

    Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена: работа по развитию психологических процессов.

Речи:

    Актуализация знаний (определение частей речи).

    Физкультминутка.

    Изучение нового материала (умение различать и доказывать, что данные слова являются именами существительными).

    Закрепление изученного (выписывать и дописывать имена существительные).

    Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).

Памяти:

    Развитие мелкой моторики рук.

    Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).

    Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о частях речи, «группировка слов»).

    Физкультминутка.

    Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).

Мышления:

    Чистописание (сравнение букв, обобщение, выделение общего).

    Постановка темы, целей урока. Повторение изученного.

    Актуализация знаний (сравнение группы слов, группировка, «шифрование» слов, ребусы).

    Физкультминутка.

    Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).

    Закрепление изученного материала (работа с заданиями учебника русского языка, работа по индивидуальным карточкам)

    Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).

    Рефлексия.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности уч-ся.

II. По развитию мотивационно - потребностной сферы уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила ставить цель и планировать свою деятельность.

    Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

IV. По коммуникативному развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество. Постоянно работаю в зоне ближайшего развития ребёнка.

Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

1.Конспект урока по ФГОС средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Урок русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное»

3. Основное содержание.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умения определять в речи имена существительные.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Дидактическая цель:

  • создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.

Задачи урока:

  • Формировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
  • Развивать умение сравнивать и делать выводы.
  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
  • работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
  • воспитывать интерес к предмету.

Основной дидактический метод:

  • частично – поисковый

Дидактические средства:

  • учитель – презентация;
  • учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой, таблица

Оборудование:

  • «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого - 3 класс
  • компьютер +проектор
  • маркерные доски

Ход урока

  • Организация класса.

Учитель : Прозвенел долгожданный звонок –

Начинается урок!

Будьте внимательными, работайте активно и я думаю, в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку! (Учащиеся записывают классная работа и число.)

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

Запишите и разделите слова на 3 группы. (Слова записаны на доске.)

Лежать, вечерний, трава, лететь, светает, зеленые, лиса, поля, спортивная.

По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

Какие слова отнесли к первой группе? (Лежать, лететь, светает.)

К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы.)

На какие вопросы отвечают эти слова? (Что делать? Что делает?)

Какие слова вы записали во второй группе? (Вечерний, зеленые, спортивная.)

К какой части речи относятся эти слова? (Прилагательные.)

На какие вопросы отвечают слова со второй группы? (Какой? Какие? Какая?)

Какие слова вы отнесли к третей группе? (Трава, лиса, поля.)

К какой части речи относятся эти слова? (Существительные.)

На какие вопросы отвечают существительные? (Кто? Что?)

Какая орфограмма встретилась вам в словах? (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

Как проверяли безударную гласную в словах? (Безударная гласная проверяется – ударением.)

IV. Cамоопределение к деятельности

Прочитайте слова.

Снегопад, корова, нефть, собака, голубой.

Какое слово лишнее? Почему? (Голубой – это имя прилагательное.)

К какой части речи относятся остальные слова? (Имена существительные.)

Что вы знаете об имени существительном? Прочитайте на экране.

(Слайд 2, 3)

Сформулируйте тему урока . (Слайд 4.)

- Приведите примеры имен существительных.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 94 (с. 55).

Прочитайте и сравните пары слов.

К какой части речи относятся слова?

Чем они похожи? (Написанием.)

Чем отличаются? (Ударением.)

Назовите имена существительные, которые употреблены во множественном числе.

Выполните письменное задание к упражнению.

(Проверка)

  • Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.

(Работа в парах)

Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Выпишите в левую колонку имена собственные, а в правую – нарицательные. Будьте внимательны. (Слайд 5.)

Ярославль, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, собака, Жучка, планета, Марс.

(Проверка.) (Слайд 6.)

  • Работа со словами из словаря

Отгадайте загадки.

Какой конь землю пашет,

А сена не ест?

(Трактор )

В поле – метелкой,

В мешке – жемчугом.

(Пшеница )

Найдите слово трактор и пшеница в орфографическом словаре.

Запишите слова в тетрадь.

Составьте предложение со словами пшеница и трактор, запишите в тетрадь.

(Трактор пашет поле для посева пшеницы.)

Запомните написания этих слов.

VI. Физкультминутка

(слайд 7.)

Раз – поднялись, подтянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

VII. Закрепление изученного материала

  • Работа по учебнику

Упр. 95 (с. 55).

(Дети самостоятельно выполняют упражнение. Проверка.)

Какие слова написали с большой буквы? Приведите примеры.

(Учащиеся читают по одному сочетанию слов и называют имена собственные.)

  • Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных. (Слайд 8.)

Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы.

Шофер, ветеран, плакат, катер, маляр, ровесник, трамвай, трактор, ученик, сахар, салазки, учительница, пшеница, юноша.

Какие слова написали в первую группу? Почему?

Какие слова отнесли ко второй группе? Почему?

VIII. Рефлексия

Выпишите имена существительные. Укажите их род и число.

Образец: стол – м. р., ед. ч. (Слайд 9.)

Нежный, листок, солнечный, дружить, помнить, умелый, яблоко, небо, красивый, звездный, Марина, кошка, молчать, синева, холодный, простор, Москва.

Какие слова выписали? Почему?

Какие слова оказались лишними?

Что обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? Приведите примеры.

Какие имена существительные называются собственными?

Какие имена существительные называются одушевленными? неодушевленными? Приведите примеры.

IX. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

С какими новыми словарными словами вы познакомились?

Домашнее задание. (Слайд 10.)

Упр. 96 (с. 56).


Loading...Loading...
В начало страницы