Профессиональная этика библиотекаря предмет и специфика. Реферат: Кодекс этики российского библиотекаря и проблема библиотечно-информационного обслуживания. Профессиональная компетентность – это способность решать профессиональные проблемы и задачи с учет

3. Нормы библиотечной этики

3.1. Свободный доступ к информации

В начале века библиотекарей волновал вопрос сбора и систематизации знаний, которые были рассеяны по всему миру. Многие из них утверждали, что этих знаний, постоянно увеличивающихся и широко распространяемых, было достаточно, чтобы решить проблемы нашего века.

Сегодня, на рубеже двух веков, знания систематизированы и доступны. Созданы совершеннейшие информационные системы. Наша цивилизация на новом витке научно-технической революции переживает период удивительных технологических нововведений, раскрывающихся экономических возможностей, впечатляющих политических реформ и большого культурного возрождения. Ведущие страны мирового сообщества, в своем росте прошедшие этапы индустриального общества и вступившие в его постиндустриальную фазу или уже освоившие ее, видят перспективы своего дальнейшего развития в приближении к «золотому веку информации».

Развитое информационное общество ставит перед библиотекарями задачи совершенствования технологий, всесторонней гуманизации процессов обслуживания, предполагающей прежде всего их этическое обогащение. Оперативное предоставление информации является приоритетным в работе со многими группами читателей. Объем работы в этом направлении постоянно расширяется как по количеству библиотечных услуг, так и по сложности выполнения справок.

Справочная работа - одна из самых распространенных форм предоставления информации. Она включает в себя и просто совет, и помощь библиотекаря в поиске информации, и более сложные услуги: организацию, отпечатку, работу в системе ИРИ, ДОР и т. д. Оказание услуг требует от библиотекаря не только высокой квалификации, но и знания современных норм профессиональной этики.

Законы информационного века, в который мы живем, диктуют необходимость компьютеризации библиотек. Компьютеры с их фактически бесконечной емкостью запоминания, манипуляций, восстановления данных информации успешно заменяют и во много раз превосходят человеческое мышление. Отставание в применении компьютерной техники создает предпосылки отставания практически во всех областях общественного развития, в том числе и в библиотечном деле. Какое место в этой работе отводится этике библиотекаря? Поступок профессионала должен быть основан на знании, достоверной информации, ответственности за принимаемые решения.

До недавнего времени отечественных библиотековедов мало волновали проблемы свободы предоставления информации, поскольку эти вопросы регламентировались правительством. По его решению, даже распоряжению изымалась из фондов литература, существовали закрытые фонды, специализированные отделы, обслуживающие ограниченный круг посетителей библиотек, а к некоторым материалам доступ был вообще закрыт. Сегодня, благодаря смягчению режима закрытого доступа, менее жесткому государственному регулированию, у читателя появились возможности более широкого использования источников информации. В связи с этим перед библиотекарем возникли новые задачи, связанные с этичным поступком в предоставлении читателю информации. Согласие с профессиональными этическими нормами определяется сегодня не авторитетом вышестоящих организаций, а исключительно индивидуальными убеждениями библиотекаря.

Этический аспект современной информационной работы библиотеки заключается прежде всего в вопросе свободы доступа к информации. Профессионалы зарубежного библиотековедения, давно уже работающие в условиях комфортного компьютерного обеспечения, долгое время считали, что библиотекаря, выполняющего запрос, не должны волновать причины и цель, для которой запрашивалась информация. Единственная обязанность специалиста - оперативное удовлетворение запроса: библиотекарь помогает своему клиенту получить нужную информацию и вовсе не выступает в защиту каких-то точек зрения и не выполняет роль третейского судьи в решении этических вопросов. Никакие профессиональные убеждения, по их мнению, не должны даже случайным образом воздействовать на исполнение профессиональных обязанностей. Никакой политики, никакой религии, никакой морали - таково своеобразное кредо этого методологического подхода.

Сторонники противоположной точки зрения резонно замечают, что данная позиция заключает этическое противоречие. Дело в том, что существует неразрывная связь между предоставляемой информацией и ее практическим применением. Библиотекарь имеет моральное право, руководствуясь социальными обязанностями, ответственностью перед обществом, собственными этическими установками, решить, предоставлять или нет читателю требуемую информацию. Такой библиотекарь откажет подросткам в предоставлении литературы по изготовлению самодельного оружия, оградит ребенка от явно не подходящих к его возрасту книг: проповедующих фашизм, насилие, жестокость, секс, порнографию.

Когда библиотекарь уверен, что информация, которую он может предоставить, будет использована в каких-то неблаговидных целях, он обязан предпринять противодействующие меры. В этом случае этические соображения и законы сохранения жизни и собственности граждан страны будут превалировать над абстрактным требованием предоставления информации в любых случаях и по любому вопросу.

Этические нормы поведения библиотекаря во многом определяют его действия и руководят решениями о предоставлении информации. К тому же в любом обществе охраняются государственные, военные, юридические, врачебные и некоторые другие тайны, не подлежащие разглашению. Гражданский долг библиотекаря заключается в том, чтобы способствовать выполнению этих и других общественных предписаний.

Анализ примеров

Пример №1

В массовую библиотеку пришел солидный, хорошо одетый, уверенный в себе мужчина и тоном, не допускающим возражений, потребовал подобрать ему литературу на тему, как обойти налоговое законодательство. Библиотекарь понимал, что выдав такую литературу, он поможет читателю обмануть государство, обогатиться за счет налогоплательщиков. Поэтому, приняв этичное для себя решение, он вежливо объяснил читателю, что в государственной массовой библиотеке не может быть таких материалов. Что даже периодические издания, уверял он, воздерживаются от публикаций на эту тему.

Читатель был очень разочарован в своих ожиданиях, однако поблагодарил библиотекаря за разъяснения и ушел.

Вопросы для анализа

1. Можно ли оправдать действия библиотекаря? Ведь такая литература была в библиотеке.

2. Не поступился ли библиотекарь моральными принципами?

3. Каковы были бы последствия, если бы читатель получил нужную литературу?

4. Остановит ли отказ библиотекаря поиски читателя?

5. Как бы Вы поступили в подобной ситуации?

Пример №2

Среди студентов, аспирантов и преподавателей университета большим авторитетом пользовалась научная библиотека. В ней работали квалифицированные специалисты, прекрасно знающие фонд, потребности читателей. Библиотекари были всегда любезны и прилагали все усилия, чтобы любому посетителю библиотеки помочь в поиске литературы. Но одно заботило библиотекарей: на абонемент иностранной литературы стали заходить аспиранты, молодые научные работники и обращаться с просьбой подобрать книгу или журнал на иностранном языке и одновременно с этим найти русский вариант этого же журнала или книги. Библиотекари поняли, что эти молодые люди готовятся сдавать кандидатский минимум по иностранному языку, но не хотят утруждать себя изучением языка и с этой целью обращаются к библиотекарю за помощью. Посоветовавшись, библиотекари решили не выдавать русских аналогов, мотивируя это тем, что если человек решил повысить уровень своей квалификации, то он не должен хитрить. Ученая степень должна завоевываться честно, своим трудом.

Читателям не понравилось это решение. Некоторые из них обвинили библиотекарей в нарушении профессионального долга, утверждая, что библиотекарь обязан выдать читателю любую книгу, хранящуюся в фонде, по первому требованию.

Вопросы для анализа

1. Как Вы оцениваете с моральной точки зрения решение библиотекарей не выдавать аналоги иностранных журналов и книг?

2. Дело ли библиотекаря вмешиваться в подготовку научных работников?

3. Правы ли читатели, утверждая, что библиотекари нарушают свой профессиональный долг?

4. Как бы Вы поступили в этой конфликтной ситуации?

Из книги Японцы [этнопсихологические очерки] автора Пронников Владимир Алексеевич

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

1. Ценности. Нормы. Культурные традиции Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.Т. Парсонс отмечал,

Из книги Избранные труды. Теория и история культуры автора Кнабе Георгий Степанович

3.5. Нормы и идеалы в культуре Ценности, ценностные смыслы находили и находят свое воплощение в мыслях, чувствах, намерениях, действиях (поведении) людей и оформляются, в частности, в нормах человеческих отношений и поведения, в совокупностях и системах таких норм. Нормы при

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Цицерон. Эстетика идеала и высокой нормы Публичное красноречие, практике и теории которого Цицерон отдал свою жизнь, не исчерпывалось для него совокупностью риторических приемов. Подлинная сила красноречия, по его убеждению, была заключена в значительности мысли, в

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

8 КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ Важным средством регуляции поведения людей выступают культурные нормы.Устанавливаемые государством нормы являются официальным выражением культурных норм.Но правовые нормы не исчерпывают всего разнообразия действующих в обществе норм.Культурные

Из книги Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи автора Головин Борис Николаевич

Из книги Библиотечный коллектив: гендерный ракурс автора Коленко Лариса Валентиновна

Из книги Средневековая Европа. Восток и Запад автора Коллектив авторов

Классовые нормы культуры речи Нельзя говорить об английском речевом этикете, не упоминая классы, потому что любой англичанин, стоит ему заговорить, мгновенно обнаруживает свою принадлежность к тому или иному классу. Возможно, это в какой-то степени справедливо и и

Из книги автора

Из книги автора

Приложение 5 Пять побуждений к сохранению единой библиотечной сети в Харабалинском районе 1. Патриотическое.Харабалинская ЦБС - единственная в области всероссийская база передового опыта, пионер централизации, вошедшая в учебники по истории библиотечного дела России

Иванова Лидия Петровна, библиотекарь читального зала Ижевской государственной сельхозакадемии
Библиотеки как учреждения, деятельность которых влияет на личность, всегда были объектом как правового, так и морального регулирования, поскольку общество не может быть безразличным к образу и содержанию деятельности библиотеки.

  • во время обслуживания библиотекарь должен целиком «находиться в распоряжении» читателя и стремиться продемонстрировать ему это;

  • работать следует спокойно, со всеми читателями быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным;

  • если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае нельзя ему этого показывать;

  • недопустимо спорить с читателем;

  • следует постоянно проявлять готовность помочь читателю, но делать это осторожно и ненавязчиво;

  • библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку «глазами читателя».
Нелишне напомнить, что кодекс профессиональной этики российского библиотекаря обязывает его строить свои отношения с пользователями на основе уважения к личности. Важнейшими личностными качествами библиотекаря, обслуживающего читателей, является умение владеть собой в любых, порой непростых ситуациях, контролировать свое поведение.

Библиотечная этика за рубежом

Если мы сравним Российский кодекс с аналогичными документами других стран (а необходимость подобного сравнения обусловлена «молодостью» нашего документа), то увидим, что в целом он соответствует принципам, уже получившим распространение в нашей профессиональной среде.

В данной сфере отметим следующие наиболее часто встречающиеся утверждения: приоритет инте­ресов пользователя; равное право для всех пользо­вателей; соблюдение конфиденциальности. Почти все библиотечные сообщества стран, попавших в книгу «Библиотечная этика…», ставят интересы пользователя превыше всего.

Как отмечается в «Кодексе поведения библиотекаря Италии» «Кодекс поведения – этический кодекс, обязательный для библиотекаря-профессионала, он не является кодексом правовых положений». Данная ситуация типична, но не единственна, в ряде стран (например, Кодексы Великобритании, Мексики) библиотекарь, нарушивший кодекс, вынужден предстать перед дисциплинарным комитетом или комиссией, обладающей широкими полномочиями, вплоть до признания несоответствия занимаемой должности с вполне определенными последствиями. В ходе подготовки Кодекса этики российского библиотекаря обсуждался вопрос о создании Совета по этике при РБА, однако он не получил поддержки в силу того , что, как отмечалось, «деятельность подобной структуры может способствовать развитию нежелательных явлений». Подобное решение мотивировано не столько профессионально, сколько исторически ситуативно – как следствие сегодняшнего негативного отношения к деятельности «советов», и к публичному обсуждению поступков, с точки зрения их моральной оценки. В ряде стран, не отягощенных комплексом «неполноценного прошлого» вопрос решается по-другому. Интересны в связи с этим профессиональные суды чести, также играющие определенную роль в библиотечной среде.

Рассмотрим несколько подробнее один из наиболее известных кодексов профессиональной библиотечной организации, послуживший основой для многих подобных, - Кодекс профессиональной этики Американской библиотечной ассоциации. Принятый впервые в 1939 г., он периодически уточнялся и дополнялся, хотя основные принципы, заложенные в нем, оставались неизменными. Если сравнить ныне действующий Кодекс 1995 г. и предшествующий, 1981 г., то станет ясно, что помимо редакционных уточнений изменения коснулись введения двух новых пунктов: признание и уважение прав интеллектуальной собственности (п.4); стремление к высокому профессиональному уровню, обмену знаниями и опытом, поощрение профессионального развития сотрудников и привлечение потенциальных членов библиотечной профессии (п.8).

Практически все нормы профессиональной этики связаны с правами читателей. В этом смысле американский Кодекс, являясь основой формирования корпоративной морали, открыт более, чем какой-либо другой, выполняя одновременно роль профессиональной декларации о своих обязанностях по отношению к читателю.

Документ несколько иного рода – в основе деятельности другой старейшей в мире библиотечной ассоциации – Великобритании. Это Кодекс профессионального поведения, принятый в 1983 г. и пересмотренный в 1996 г. Его главное отличие – в большей императивности: если кодексы профессиональной этики носят характер заявления о свободном волеизъявлении , исповедании каких-либо принципов, то все статьи Кодекса Великобритании начинаются с фиксации: «должны», «обязаны». Существование дисциплинарного комитета в рамках Ассоциации позволяет реально контролировать и накладывать санкции на нарушивших Кодекс библиотекарей. В то же время подобный Комитет может занимать активную позицию при возникновении конфликта библиотекаря с администрацией.

Среди недавно принятых документов - Кодекс этики библиотекаря Украины, утвержденный Украинской библиотечной ассоциацией 30 мая 1996 г. В основном данный Кодекс соответствует тем принципам подобных документов, о которых мы уже сказали. В то же время некоторые принципы не являются специфичными для библиотечной профессии и звучат как декларация человеческой порядочности: «мы придерживаемся общечеловеческих принципов морали, гуманизма», «мы уважаем человеческое достоинство». Другой специфической чертой Кодекса является то, что он идентифицирован конкретной стране:

Обеспечивает библиотечно-информационное обслуживание в условиях развития демократической независимой Украины;

Обеспечивает сохранность и обогащение духовных ценностей народа Украины, способствует развитию национальных культур.

Ознакомление с кодексами полезно не только тем, кого интересуют вопросы библиотечной этики. В каждом этическом кодексе практически сконцентрирована идеология, парадигма развития библиотечного дела в своей стране. Это цели и задачи библиотек , принципы взаимоотношений с читателями и коллегами, с вышестоящими и государственными органами, отношение к культурному наследию и формирующимся информационным потокам.

Таким образом, профессиональная этика библиотекаря существует, прежде всего, для хорошего обслуживания посетителей библиотек. Поэтому составители кодексов убеждены, что наипервейшим законом этики профессионала должно быть служение читателям. Читатель может и не оценить до конца усилия библиотекаря, но добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей сотрудниками библиотеки способствует большему доверию со стороны читателей, а соблюдение этических норм – лучший способ упрочить статус библиотек.

Список литературы:


  1. Алтухова, Г.А. Почему не работает кодекс этики? / Г.А. Алтухова // Библиотека. – 2003. - № 8. – С. 71-73.

  2. Библиотечная этика в странах мира. [Сборник кодексов] / сост. В. Р. Фирсов, И. А. Трушина. - СПб.: Изд-во Росс. нац. б-ки, 2002. – 156 с.

  3. Библиотечное обслуживание: Учеб. программа: Учеб. метод. материалы / Сост. В.С. Крейденко.- СПб.: СПбГАК, 1997.- 94с.

  4. Боровик Г.И. Библиотекарь и читатель: взаимодействие и взаимовлияние / Г.И. Боровик // Мир библиотек сегодня.-1996.-Вып.1.-С.20-26.

  5. Дворкина, М.Я. Роскошь и нищета библиотечного общения / М.Я. Дворкина // Библиотекарь. – 1990. - № 11. – С. 18-20.

  6. Дворкина, М.Я. И этика и этикет / М.Я. Дворкина, Ю.П. Мелентьева // Библиотека. – 2004. - № 3. – С. 33-34.

  7. Иванова, А.Ю. Еще раз о кодексе / А.Ю, Иванова // Библиотека. – 1998. - № 9. – С. 57-58.

  8. Конфликтные ситуации в библиотечном общении и их разрешение: Методика: Тесты: Тренинги: Метод. реком. / Рос. Гос. Б-ка; Сост. О.И. Решетникова.- М.: РГБ, 2005.- 96с

  9. Матлина, С.Г. Библиотечное обслуживание как диалог / С.Г. Матлина // Библиотековедение.- 1990.- №6.- С.43-51.

  10. Мейжис, И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания: Учеб. пособие / И.А. Мейджис.- Николаев, 1994.- 192с.

2.5. Библиотечный этикет

Большой интерес, который проявляют библиотечные специалисты к профессиональной морали, неизменно ведет к концентрации их внимания на библиотечном этикете.

Этикет - это совокупность правил поведения, характеризующих внешнее проявление отношения к людям. Это предписанные правила, направляющие деятельность человека на выражение уважения, доброжелательности, тактичности, обязательности и внимания к окружающим. Сюда относятся формы обращений и приветствий, обхождения с окружающими. Для понимания этикета как определенных форм отношений между людьми необходимо ответить на такие вопросы: что такое правила хорошего тона, как они применяются в библиотеке, как понимать хорошие и плохие манеры.

Создание правил этикета вызвано общественной необходимостью. Человек живет в повседневных контактах с людьми. Эти взаимоотношения должны регулироваться определенными правилами поведения. Соблюдение библиотекарем профессионального этикета предполагает повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем посетителям библиотеки независимо от их социального статуса, занимаемой должности, возраста, внешнего вида и др. В соблюдении правил этикета раскрывается культура профессионала, соответствующий уровень его воспитанности.

Установим связь между этикой и этикетом. Этика выражает нравственную сторону поступка, она обосновывает и истолковывает этические нормы поведения, этикет является предписанным сводом правил, которым человек должен следовать, чтобы быть включенным в определенную культуру, в человеческое общество. Правила этикета не заменяют нравственных чувств, они являются внешней формой их проявления.

Профессиональная этика библиотекаря изучает нравственный аспект норм и правил профессионального поведения работников библиотеки. С годами выработались правила служебного этикета. Они означают благожелательное общение в библиотечной среде, вежливое, предупредительное отношение к посетителям библиотек, к коллегам. Эти правила запрещают грубость и пререкания, отвлечение от своих обязанностей, требуют чуткого, внимательного отношения к товарищам по труду. Библиотекарь, следующий правилам служебного этикета, формирует у себя такие черты, как вежливость, тактичность, точность, исполнительность и обязательность.

Правила этикета особенно необходимы библиотекарю в конфликтных ситуациях. В таких случаях эти правила служат защитным средством работника от оскорблений и бестактности невоспитанных читателей. К тому же правила этикета избавляют библиотекаря от необходимости самому в каждом конкретном взаимодействии подыскивать нужную форму поведения.

Правила этикета предписывают библиотекарю встречать посетителя приветливой улыбкой (внешняя форма проявления благожелательности). Ведь улыбка при встрече служит знаком того, что этой встрече рады. Пословицу древних китайцев «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин» можно вполне переадресовать библиотекарю, который без улыбки не должен открывать библиотеку. Посещающих зарубежные библиотеки приятно изумляет прежде всего радостная улыбка библиотекаря, обстановка доброжелательности и открытости, которая уже с порога библиотеки погружает читателя в мир высокой культуры.

В общении с читателем и коллегами важны манеры библиотекаря. Служебный этикет предписывает библиотекарю при выдаче литературы сидеть за столом прямо, не разваливаясь и не наваливаясь на него, не откидываясь на спинку стула. Локти при этом находятся на столе, плечи на одной высоте, голова и шея немного опущены.

Изящество манер библиотекаря ярко выражается в обращении к читателю: «Добрый день, чем могу быть полезен (полезна)?». При этом весьма важно приветливое и благожелательное выражение лица.

Выражение лица отражает эмоции человека, на нем «написана» вся гамма переживаемых чувств: радость и отчаяние, любовь и ненависть, благожелание и презрение. Однако степень этого отражения всегда зависит от уровня культуры человека и способностей управлять своим поведением. Культура библиотекаря заключается в том, чтобы уметь управлять выражением своего лица, стараться, чтобы на нем отражались лишь положительные эмоции, содействующие радостному, благожелательному общению в библиотеке.

Антиподом естественным, хорошим манерам поведения является неестественность, расчет на внешний эффект, что приводит к манерности. Дурные привычки и плохие манеры не способствуют доверительному и уважительному отношению читателя к библиотекарю.

Во время рабочего дня библиотекарь постоянно оказывается в ситуации визуального контакта. Смотреть в глаза - это большое искусство. Оно означает заинтересованность в том, что вам говорят, сосредоточенность внимания на речи. Однако прямой, немигающий взгляд может смутить собеседника. Как отмечают специалисты, чтобы создать доверительную атмосферу беседы, полезно встретиться с собеседником взглядом на несколько секунд при первом визуальном контакте, а затем смотреть на переносицу или на левую мочку уха, что создает эффект, как если бы человек смотрел в глаза. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд, это означает, что он еще не закончил говорить. При завершении говорящий обязательно посмотрит в глаза, сказав тем самым, что закончил говорить. Легче поддерживать визуальный контакт при приятной беседе, восхищаясь собеседником. При неприятном разговоре люди часто избегают смотреть в глаза друг друга.

Этикетной формой общения библиотекаря и читателя является соблюдение межличностного пространства. Даже когда библиотекарь сидит за своим рабочим столом, уже соблюдается субординация, расстояние, приемлемое для общения в библиотеке.

Существует определенный предел сближения собеседников. Обычно чем больше они заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг от друга. От вида взаимодействия людей зависит расстояние между ними. Психологи выявили следующие приемлемые границы общения:

Интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует близким отношениям; может встречаться в спорте, в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

Межличностное расстояние (0,5-1,2 м) - для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

Социальное расстояние (1,2-3,6 м) - для неформальных, социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

Публичное расстояние (3,6 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от ответа на вопросы .

Установлено, что расстояния влияют на самочувствие людей: чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят, как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируются в зависимости от пола, возраста и уровня культуры. На расстояние в общении влияет и общественный статус. Нам не придет в голову до минимума сократить расстояние в общении с начальником, с людьми же равного статуса мы будем общаться на коротком расстоянии, с близкими и любимыми сократим это расстояние до минимума. Здесь важны традиции. Чопорный англичанин не позволит близко подойти к себе незнакомому человеку, южанин сам будет стремиться к близкому контакту.

В библиотеке важную роль играет стол. Он как бы символ власти, пульт управления взаимоотношениями. Если библиотекарь захочет более доверительных отношений с читателем, он выйдет из-за стола и поведет читателя к книжной выставке или в открытый доступ, к каталогам, просмотрит с ним картотеку. Здесь расстояние между собеседниками значительно сократится.

Общение библиотекаря и читателя начинается с приветствия. Это важная этикетная норма, которая определяет дальнейшие отношения собеседников. Значимость этого приветствия точно определил поэт В. Солоухин:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы,

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(Из стихотворения «Здравствуйте»)

Несмотря на обязательность этикетной формы приветствия, у библиотекаря возникает много проблем при процедуре приветствия. Читатель может не поздороваться, хотя по этикету здоровается первым тот, кто входит в помещение. В воспитательных целях библиотекарь принимает решение поздороваться первым, xoтя это уже будет нарушением этикетных правил и может внести диссонанс в процесс общения. Здесь мы будем говорить не о соблюдении правил этикета, а о принятии этичного решения библиотекарем.

Процесс приветствия внесет коррективы и в ролевую ситуацию (робкий читатель и уверенный в своей правоте библиотекарь, радушный библиотекарь и благодарный ему за приветливость читатель, равнодушный библиотекарь и раздраженный его невниманием читатель и т. д.).

При приветствии важны интонация и тембр голоса. По ним сразу можно определить настроение человека, ведь чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Обычно легко распознаются гнев и грусть, нервозность или подавленность, радость и восхищение. Подают свои сигналы сила и высота голоса. Отражает чувства говорящего и скорость речи, темп, в котором она произносится.

О многом скажут при приветствии поза и жесты. Наклон воспринимается как любезность. Неудобно говорить с человеком который отворачивается или сидит, развалясь в кресле, когда посетитель стоит. Имеют значение жесты рук. Например, скрещенные на груди руки указывают на скептическую, защитную установку. Спокойно лежащие или опущенные руки - об открытости и доверии.

Этикет заставляет библиотекаря выбирать форму обращения к читателю. Обращение на «Вы» прежде всего свидетельствует о культуре человека. И конечно же, подчеркивает уважение к лицу, с которым беседует библиотекарь. Это местоимение употребляется в официальной обстановке, при обращении с малознакомыми людьми, с лицами пожилого возраста. Чувство такта подскажет библиотекарю, в какой форме следует обратиться к молодому читателю. Здесь форма обращения будет зависеть от целевого и читательского назначения мероприятия (беседа, обращение во время проведения игры, при рекомендации литературы), от ситуации и обстоятельств, которые влияют на общение библиотекаря и юного читателя.

Так как телефон активно вошел в практику работы библиотеки, необходимо помнить об этикетных правилах, связанных с телефонными разговорами. Важно на телефонный звонок отвечать сразу, не забыть поздороваться, а может быть и представиться и лишь затем приступать к разговору. Голос библиотекаря должен быть приветливым, располагающим собеседника к общению. Три слова обязательно должны использоваться в телефонном разговоре: «спасибо», «пожалуйста», «извините». Библиотекарю всегда следует быть в телефонном разговоре корректным, не допускать раздражения и тем более гнева и, конечно, не бросать трубку, не окончив разговор.

Недопустимы частные разговоры в присутствии читателя. Совершая это нарушение этикета, библиотекарь явно пренебрегает своими служебными обязанностями и выказывает - хочет он того или нет - пренебрежение к окружающим его людям.

Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда библиотекаря соответствует его внутренней культуре, зависит от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста и др. В библиотечной среде неуместны яркие дорогие одежды, изысканные прически, обилие украшений, яркая косметика. В истории развития библиотек мы знаем примеры, когда в обиход вводилась библиотечная форма, например, А. Н. Оленин вводил ее в Публичной библиотеке Петербурга. В практике работы зарубежных библиотек и в некоторых российских библиотеках используются идентификационные значки, которые значительно облегчают читателю общение с библиотекарем, а библиотекарю внушают чувство ответственности и самоуважения.

К этикетным формам отнесем и роль дизайна в библиотеке. Если в библиотеке работает профессиональный художник, он заботится о грамотной цветовой гамме интерьера, со вкусом оформит наглядные материалы, позаботится о самочувствии и библиотекаря и читателя, с учетом психологического воздействия цветовой гаммы оформив помещения, в которых они работают.

К этикетным формам отнесем и все развивающиеся формы деловой переписки библиотек. Если этикет переписки не будет соблюдаться, наверняка испортятся взаимоотношения с дружественными организациями, коллегами, друзьями. Этикет в этом случае предписывает соблюдать принятые правила переписки, оперативно отвечать на письма.

Служебные письма, как правило, пишутся по установленной форме, на машинке, только на лицевой стороне листа. Бумага должна быть белой, конверт того же качества, что и бумага.

Важна форма письма. Письмо условно можно поделить на: заголовок, дату, наименование и адрес получателя, вступительное обращение, основной текст, заключительную форму вежливости, указания на приложения. В практике работы библиотек широко используются как форма служебного письма открытки. Часто это напоминание о просроченном времени возврата книг. Несмотря на то, что содержание послания носит строгий, официальный характер, его форма должна быть вежливой и доброжелательной, выражать уважение к личности адресата.

Как видим, соблюдение этикета значительно влияет на авторитет библиотекаря и облегчает ее работу с читателями.

Из книги Азбука хорошего тона автора Подгайская А. Л.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ И ЭТИКЕТ В последние годы активно идут процессы расширения международных связей Республики Беларусь как суверенного государства, субъекта международных отношений. Тысячи белорусских граждан активно поддерживают и развивают международные

Из книги Золотая середина. Как живут современные шведы автора Баскина Ада

Из книги Япония: язык и культура автора Алпатов Владмир Михайлович

Из книги На свидании автора Новикова Ирина Николаевна

1. Этикет для мужчин и женщин Прежде чем приступать к изучению эротического этикета, необходимо рассмотреть общие правила поведения мужчин и женщин, которые существенно отличаются друг от

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Этикет для женщин В основе поведенческого кодекса женщин лежит общий принцип: женщина ни при каких обстоятельствах не должна забывать, что она – представительница прекрасного пола. Другими словами, все ее поступки, слова и манеры должны подчеркивать в ней именно

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Этикет для мужчины Традиционно этикет для мужчин направлен на то, чтобы подчеркнуть такие его черты, как мужество, сила, благородство и т. д. Особое место в эротическом этикете занимают правила общения и взаимоотношений с женщиной. Женщин мало привлекают внешние данные

Из книги В церкви автора Жалпанова Линиза Жувановна

4. Этикет интимных отношений Мужские и женские критерии дозволенного поведения во многом не совпадают, но кое в чем они все же едины – чем запретнее действие, тем оно интимнее, интереснее и тем сильнее оно возбуждает.Согласно эротическому этикету, в любви каждый

Из книги Поэтика древнерусской литературы автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Из книги Школа гота автора Вентерс Джиллиан

Из книги Пространство библиотеки: Библиотечная симфония автора Леонов Валерий Павлович

Благочестие и церковный этикет Этикетом называют свод правил поведения, которые приняты в определенном социальном круге, например придворный этикет, дипломатический, воинский и т. д. Церковным этикетом называют не столько правила, сколько само поведение верующего

Из книги Причуды этикета автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Любовная лихорадка. Этикет Хотя за готами закрепилась слава людей мрачных и перманентно пребывающих в депрессии, это вовсе не означает, что члены готического сообщества не подвержены страстям. (Любовная лихорадка: человек постоянно пребывает в рассеянности, а по лицу

Из книги автора

Из книги автора

Глава 4 Сексуальный этикет Секс – это не только физическая, но и чувственная близость, которую можно назвать внутренней любовной игрой, при которой большинство поведенческих реакций возникает в мозге, вовлекая в игру все тело. Взаимная близость – это тонкий обмен

Из книги автора

Этикет молодежного флирта Молодежь для того и собирается вместе, чтобы весело провести время, пообщаться и пофлиртовать. В 14–15 лет процесс ухаживания у подростков носит игровой характер. Порой подростки довольно расплывчато представляют себе свою половую роль. Очень

Из книги автора

Часть 1. Речевой этикет Погода Любое обсуждение английского речевого этикета, как и всякий разговор, происходящий между англичанами, должно начинаться с темы погоды. И в духе соблюдения традиционного протокола я обязана, как и всякий автор, пишущий о своеобразии

Библиотеки как учреждения, деятельность которых влияет на личность, всегда были объектом как правового, так и морального регулирования, поскольку общество не может быть безразличным к образу и содержанию деятельности библиотеки.

Одним из главных механизмов формирования политики и регулирующего воздействия на ту или иную сторону практики являются социальные нормы, которые определяются как установленное правило, признанная модель, образец действий.

Разновидностью социальных норм являются профессиональные нормы. В отличие от правовых – следование им не обязательно, так как они принимаются не государственными органами. Основной механизм их передачи и фиксации – традиция и общественное мнение.

Общественно-профессиональные нормы деятельности можно определить так: это обязанности, права, эталоны деятельности, зафиксированные в документе, носящем формальный характер, принятые организацией профессионального сообщества и рекомендованные к исполнению его членами.

Классический пример жестко организованных, стабильных, не подверженных временным влияниям профессиональных норм – Клятва Гиппократа. Только она способна регулировать те стороны врачебной практики, которые оказываются вне сферы правового регулирования. То же касается журналистов, учителей, полицейских и т.д. Очевидно, что данное положение полностью распространяется и на библиотекарей. Мало того, можно утверждать, что сегодня значимость профессиональных норм в библиотечной сфере возросла многократно. Ибо сознание того, что в ходе библиотечного обслуживания удовлетворяется одно из самых основных, естественных прав человека – право на информацию, - все более утверждается в обществе.

Этика библиотекаря и качественное обслуживание читателей – взаимосвязанные понятия. «Обслуживание» означает сосредоточение на другом, оказание необходимых услуг, доброжелательную помощь в приобщении читателей к источникам информации, создание здоровой атмосферы в профессиональной среде. Этика же включает в себя понятие о человеческом характере, природе поступков, потребностях людей и особенностях их общения. Изучив законы этики, осознав свой профессиональный долг, библиотекарь чувствует ответственность за качество обслуживания, творчески относится к каждому запросу абонента.

Этические проблемы библиотечного обслуживания

Разработка этических проблем библиотечного обслуживания в современном библиотековедении предполагает составление профессиональной характеристики библиотекарей. Наряду с производственными рассматриваются и личные факторы библиотечного труда. Учитываются индивидуальные особенности и читателей и библиотекарей, уровень их образовательной и специальной подготовки, опыт, интересы, специфика восприятия библиотечной среды.

Этические нормы библиотечного обслуживания заложены в «Кодексе этики российского библиотекаря», принятом Российской библиотечной ассоциацией в 1999 г.

Этот документ впитал в себя основные положения в этой области, принятые в международной библиотечной среде. Основные ценности, которые постулируются «Кодексом…», это: уважение к каждому читателю и его информационному запросу, обеспечение беспрепятственного доступа к информации, обеспечение максимального комфорта при работе с информацией, обеспечение конфиденциальности его запроса, если это не противоречит закону. В профессиональном кодексе этики отражаются все ценности и нравственные идеалы профессии на функции библиотеки. Кодекс профессиональной этики устанавливает приемлемые границы поведения и критерии, которыми руководствуются специалисты, осуществляя свою профессиональную деятельность, т.е. кодекс призван четко сформулировать принципы правильного поведения библиотекаря во время выполнения им своих профессиональных обязанностей. Он дает основу для последовательного исполнения этических норм поведения представителям библиотечной профессии.

Необходимо, чтобы этика поведения библиотекарей максимально способствовала осуществлению права пользователей на информацию – это и есть главная сфера совпадения ценностей библиотекарей и читателей, в результате которого достигается максимально высокое качество обслуживания.

В практике современных библиотек библиотекари также все более сталкиваются с проблемами, регулируемыми принципами информационной этики. Одна из них – вновь обострившаяся проблема цензуры. Современные технические средства позволяют фильтровать информацию, предоставляемую из электронных сетей по бесконечному количеству признаков.. Однако сам факт фильтрации информации в электронных сетях требует этического самоопределения. Ибо при отсутствии такового, а также каких-либо формальных инструкций, вопрос об ограничении доступа решается на субъективной основе.

Другая актуализированная проблема – конфиденциальности потребителя информации. C овременные коммуникационные средства делают потребителя информации практически «прозрачным», а каждый его шаг по киберпространству фиксируемым и записываемым. Причем делать это возможно опять-таки анонимно. Более незащищенным в этом смысле стал и читатель традиционной библиотеки. Современные формы записи, регистрации читателей, фиксации его требований на компьютере также предоставляют в распоряжение библиотекаря все больше информации, которая по своей сути является конфиденциальной.

Библиотекарь и читатель в контексте библиотечного обслуживания

В библиотечном обслуживании как в процессе личностно-двустороннем есть много такого, что выходит за рамки официальной библиотечной политики, поскольку определяется подготовленностью библиотекаря и читателя к сотрудничеству, взаимодействию. В последние годы всё чаще отмечается, что принципиальное изменение отношений читателя и библиотекаря на основах полного равноправия, истинного партнёрства – это одно из основных условий для создания качественно иной библиотеки, библиотеки для читателя.

Чтобы улучшить обслуживание, библиотекарю необходимы не только новые знания и умения, но и способность к самооценке – к пониманию и критическому анализу особенностей своего профессионального поведения. Исследования показывают, что библиотекарям свойственна достаточно высокая самооценка, а творческая неудовлетворённость преобладает у них над удовлетворённостью.

Качественное обслуживание читателей: Понятие весьма ёмкое. В него входит весь комплекс услуг, оказываемых библиотекой: фонд, крепкая материально-техническая база, комфортные условия работы в библиотеке, культура обслуживания, качественный уровень представления информации и др. Чтобы иметь моральное право обслуживать читателей, библиотекарю необходимо обладать высокими профессиональными качествами.

Многое зависит и от личных качеств библиотекаря. С одной стороны, у людей, занятых в библиотечном деле, проявляются общие черты характера, которые влияют на трудовые процессы: некоторый консерватизм, любовь к порядку, склонность к систематизации знаний, уважение к авторитетам, профессиональное достоинство, соблюдение этикета. С другой стороны, от индивидуальности библиотекаря, внутренней свободы, смелости в принятии решений во многом зависит климат в коллективе и соблюдение нравственных норм обслуживания пользователей библиотеки.

Приход читателя в библиотеку, связанный со сдачей прочитанной книги или с целью взять новую, неизбежно приводит к контакту с библиотекарем. Будет ли этот контакт плодотворным, возникнет ли в процессе общения беседа в её библиотечном понимании – во многом зависит от библиотекаря.

Библиотечный этикет

Не последнее место в общении с читателями играет библиотечный этикет.

Соблюдение библиотекарем профессионального этикета предполагает благожелательное и уважительное отношение ко всем посетителям библиотеки независимо от их социального статуса, занимаемой должности, возраста, внешнего вида и т.д.

Культура библиотекаря заключается в том, чтобы уметь управлять выражением своего лица, стараться, чтобы на нем отражались лишь положительные эмоции, содействующие радостному, благожелательному общению в библиотеке.

Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда библиотекаря соответствует его внутренней культуре, зависит от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста и т.д.

По мнению психологов, культура общения включает в себя три составных элемента: умение разбираться в людях и верно оценивать их психологию, адекватно откликаться на их состояние и поведение, выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который не расходясь с требованиями морали, в тоже время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям взаимодействующих людей.

Какими качествами должен обладать библиотекарь, чтобы успешно выполнить работу по обслуживанию читателей и профессионально общаться с ними?

Для библиотекаря очень важны такие качества, как культура общения и поведения (воспитанность), начитанность, развитый интеллект, деликатность, приветливость, предупредительность, добросовестность, эрудиция, уважительное отношение к читателям, корректность, понимание педагогики и психологии личности, стремление к многостороннему общению с людьми, щедрость души и конечно высокая квалификация, профессионализм.

Профессионализм и нравственные качества библиотекаря в общении проявляются прежде всего в том, на сколько он стремится раскрыть и познать индивидуальность читателей, их запросы, насколько тонко он выбирает способы поведения по отношению к этим читателям. Устойчивость такого стремления у библиотекаря является одним из ярких проявлений его профессионализма и оказывается одним из важнейших условий общего успеха деятельности библиотек.

Конфликты в обслуживании читателей

Качество обслуживания читателей и предоставления библиотечных услуг во многом связано с проблемой разрешения конфлик­тов, причины которых могут быть как объективными (полнота фонда, и СБА библиотеки, наличие или отсутствие технических средств, комфортных условий для работы читателей и т.п.), так и субъективными, имеющими в своей основе чаще всего нарушение библиотекарем норм профессиональной этики.

Индивидуальное библиотечное обслуживание является одним из самых сложных участков работы современной библиотеки. Как бы хорошо ни была оснащена библиотека, библиотекарь имеет дело с личностью читателя, а это значит, что каждый раз надо заново строить с ним взаимоотношения, основанные, прежде всего на профессиональной этике библиотекаря.

Конфликты между библиотекарем и читателями могут возникать из-за:

· ограниченных финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов библиотеки;

· структурно-организационного несоответствия библиотеки по­требностям читателей и задачам обслуживания;

· расхождения ценностей, норм и приоритетов общающихся;

· некомпетентность читателей, низкого уровня их информационной культуры.

В основе возникновения конфликта лежит чаще всего несколько неоднородных противоречий. Это может быть противоречивость самого запроса читателя. Например:

· противоречие между целью чтения и запрашиваемыми изданиями, содержание которых этому требованию не соответствует;

· противоречие между сложностью текста и уровнем общей и читательской подготовки абонента;

· противоречие между потребностями читателей и составом библиотечного фонда и т.д.

Следующая группа причин связана с качеством обслуживания.

Поводы для таких конфликтов также чрезвычайно разнообразны. К ним, например, относятся:

· затраты времени на ожидание обслуживания (очереди);

· затраты времени на ожидание выполнения читательского запроса;

· ошибочное предоставление читателю вместо запрошенного другого издания или необоснованная замена по инициативе библиотекаря и другие организационно-технологические причины.

Типичными причинами подобных конфликтов являются:

· игнорирование читательских запросов;

· отсутствие искреннего желания удовлетворить запрос;

формальное отношение к требованиям пользователей.

Одними из типичных причин возникновения конфликтных ситуаций являются: некачественно выполненная платная услуга, недобросовестная реклама, когда пользователь не получает услуг, рекламируемого качества, а также чрезмерно высокая плата, с точки зрения пользователя, не обеспечивающая при этом еще и высокого качества выполнения услуги.

Если организационные конфликты могут быть сравнительно легко разрешены, то межличностные конфликты нередко принимают затяжную форму и крайне отрицательно сказываются на взаимоотношениях библиотекаря и читателя. Поэтому важно соблюдать такт при разрешении организационных конфликтов, чтобы они не переросли в конфликтные отношения между читателем и библиотекарем.

Необходимо учить библиотекарей «снимать», предотвращать конфликты в процессе индивидуального обслуживания, избегать их. Вместе с тем библиотекарям необходимо научиться и методам психологической защиты, не поддаваться на высказывания некоторых читателей, желающих спровоцировать конфликт. Сейчас в коллективах библиотек часто проводят психологические тренинги, где разбирают случившийся (или модельный) конфликт, ищут из него наиболее приемлемый выход.

В «Справочнике библиотекаря» приведены рекомендации библиотекарям, обслуживающим читателей, выполнение которых поможет ему избежать конфликтов с посетителями библиотеки. Вот некоторые из них:

· во время обслуживания библиотекарь должен целиком «находиться в распоряжении» читателя и стремиться продемонстрировать ему это;

· работать следует спокойно, со всеми читателями быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным;

· если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае нельзя ему этого показывать;

· недопустимо спорить с читателем;

· следует постоянно проявлять готовность помочь читателю, но делать это осторожно и ненавязчиво;

· библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку «глазами читателя».

Нелишне напомнить, что кодекс профессиональной этики российского библиотекаря обязывает его строить свои отношения с пользователями на основе уважения к личности. Важнейшими личностными качествами библиотекаря, обслуживающего читателей, является умение владеть собой в любых, порой непростых ситуациях, контролировать свое поведение.

Библиотечная этика за рубежом


Если мы сравним Российский кодекс с аналогичными документами других стран (а необходимость подобного сравнения обусловлена «молодостью» нашего документа), то увидим, что в целом он соответствует принципам, уже получившим распространение в нашей профессиональной среде.

В данной сфере отметим следующие наиболее часто встречающиеся утверждения: приоритет инте­ресов пользователя; равное право для всех пользо­вателей; соблюдение конфиденциальности. Почти все библиотечные сообщества стран, попавших в книгу «Библиотечная этика…», ставят интересы пользователя превыше всего.

Как отмечается в «Кодексе поведения библиотекаря Италии»«Кодекс поведения – этический кодекс, обязательный для библиотекаря-профессионала, он не является кодексом правовых положений». Данная ситуация типична, но не единственна, в ряде стран (например, Кодексы Великобритании, Мексики) библиотекарь, нарушивший кодекс, вынужден предстать перед дисциплинарным комитетом или комиссией, обладающей широкими полномочиями, вплоть до признания несоответствия занимаемой должности с вполне определенными последствиями. В ходе подготовки Кодекса этики российского библиотекаря обсуждался вопрос о создании Совета по этике при РБА, однако он не получил поддержки в силу того, что, как отмечалось, «деятельность подобной структуры может способствовать развитию нежелательных явлений». Подобное решение мотивировано не столько профессионально, сколько исторически ситуативно – как следствие сегодняшнего негативного отношения к деятельности «советов», и к публичному обсуждению поступков, с точки зрения их моральной оценки. В ряде стран, не отягощенных комплексом «неполноценного прошлого» вопрос решается по-другому. Интересны в связи с этим профессиональные суды чести, также играющие определенную роль в библиотечной среде.

Рассмотрим несколько подробнее один из наиболее известных кодексов профессиональной библиотечной организации, послуживший основой для многих подобных, - Кодекс профессиональной этики Американской библиотечной ассоциации. Принятый впервые в 1939 г., он периодически уточнялся и дополнялся, хотя основные принципы, заложенные в нем, оставались неизменными. Если сравнить ныне действующий Кодекс 1995 г. и предшествующий, 1981 г., то станет ясно, что помимо редакционных уточнений изменения коснулись введения двух новых пунктов: признание и уважение прав интеллектуальной собственности (п.4); стремление к высокому профессиональному уровню, обмену знаниями и опытом, поощрение профессионального развития сотрудников и привлечение потенциальных членов библиотечной профессии (п.8).

Практически все нормы профессиональной этики связаны с правами читателей. В этом смысле американский Кодекс, являясь основой формирования корпоративной морали, открыт более, чем какой-либо другой, выполняя одновременно роль профессиональной декларации о своих обязанностях по отношению к читателю.

Документ несколько иного рода – в основе деятельности другой старейшей в мире библиотечной ассоциации – Великобритании. Это Кодекс профессионального поведения, принятый в 1983 г. и пересмотренный в 1996 г. Его главное отличие – в большей императивности: если кодексы профессиональной этики носят характер заявления о свободном волеизъявлении, исповедании каких-либо принципов, то все статьи Кодекса Великобритании начинаются с фиксации: «должны», «обязаны». Существование дисциплинарного комитета в рамках Ассоциации позволяет реально контролировать и накладывать санкции на нарушивших Кодекс библиотекарей. В то же время подобный Комитет может занимать активную позицию при возникновении конфликта библиотекаря с администрацией.

Среди недавно принятых документов - Кодекс этики библиотекаря Украины, утвержденный Украинской библиотечной ассоциацией 30 мая 1996 г. В основном данный Кодекс соответствует тем принципам подобных документов, о которых мы уже сказали. В то же время некоторые принципы не являются специфичными для библиотечной профессии и звучат как декларация человеческой порядочности: «мы придерживаемся общечеловеческих принципов морали, гуманизма», «мы уважаем человеческое достоинство». Другой специфической чертой Кодекса является то, что он идентифицирован конкретной стране:

Обеспечивает библиотечно-информационное обслуживание в условиях развития демократической независимой Украины;

Обеспечивает сохранность и обогащение духовных ценностей народа Украины, способствует развитию национальных культур.

Ознакомление с кодексами полезно не только тем, кого интересуют вопросы библиотечной этики. В каждом этическом кодексе практически сконцентрирована идеология, парадигма развития библиотечного дела в своей стране. Это цели и задачи библиотек, принципы взаимоотношений с читателями и коллегами, с вышестоящими и государственными органами, отношение к культурному наследию и формирующимся информационным потокам.

Таким образом, профессиональная этика библиотекаря существует, прежде всего, для хорошего обслуживания посетителей библиотек. Поэтому составители кодексов убеждены, что наипервейшим законом этики профессионала должно быть служение читателям. Читатель может и не оценить до конца усилия библиотекаря, но добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей сотрудниками библиотеки способствует большему доверию со стороны читателей, а соблюдение этических норм – лучший способ упрочить статус библиотек.

ПРЕАМБУЛА
Российский библиотекарь руководствуется следующими
убеждениями:
библиотека является необходимым учреждением, выполняющим
информационную, образовательную и другие функции, отвечающие
потребностям личности и общества;
распространение знаний и информации является важным условием
общественного развития, модернизации и процветания России,
способствует социальной стабильности и справедливости;
библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития
и распространения культурного достояния, духовных традиций …;
гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной
профессии;
общественный характер библиотечной профессии основывается на
чувстве социальной ответственности

КОДЕКС ЭТИКИ РОССИЙСКОГО БИБЛИОТЕКАРЯ

В ОТНОШЕНИЯХ С ОБЩЕСТВОМ БИБЛИОТЕКАРЬ
руководствуется профессиональным долгом, а не личными
взглядами или предпочтениями политических, экономических,
религиозных и других организаций;
противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным
барьерам для обеспечения доступа пользователей к информации,
знаниям и культурному наследию;
соблюдает установленные законом меры по предотвращению
использования информации в целях насилия, распространения
расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и
другой дискриминации;
способствует позитивному межкультурному диалогу этнических,
языковых и культурных групп, представленных в обществе;
стремится к развитию партнерских отношений с органами власти,
общественными организациями и различными учреждениями в целях
содействия развитию библиотек и повышения их социальной
значимости

КОДЕКС ЭТИКИ РОССИЙСКОГО БИБЛИОТЕКАРЯ

В ОТНОШЕНИЯХ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ БИБЛИОТЕКАРЬ
уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям,
реальным и потенциальным;
обеспечивает высокое качество библиотечных услуг, высокий уровень
культуры общения;
обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и
инициирует участие пользователя в культурной жизни общества;
обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации
и знаний, в т.ч. посредством современных ИКТ;
обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание,
вне зависимости от пола, расы, национальности и др.;
способствует социализации личности, формированию гражданского
сознания;
содействует развитию информационной культуры личности;
не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает их
опасность и вред;
защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность
сведений о его информационной деятельности

КОДЕКС ЭТИКИ РОССИЙСКОГО БИБЛИОТЕКАРЯ

В ОТНОШЕНИЯХ С КОЛЛЕГАМИ БИБЛИОТЕКАРЬ
проявляет доброжелательность, уважение и честность;
участвует в формировании корпоративной культуры
коллектива и следует ей в целях эффективной совместной
работы и товарищеской взаимопомощи;
способствует профессиональному становлению молодых
кадров;
соблюдает принцип конфиденциальности личной
информации;
стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и
моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам
соперничества;
результаты сторонней интеллектуальной деятельности
использует добросовестно, не допуская плагиата

КОДЕКС ЭТИКИ РОССИЙСКОГО БИБЛИОТЕКАРЯ

ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ
БИБЛИОТЕКАРЬ
стремится к профессиональному развитию и повышению
квалификации, культурному самообразованию, как условиям
выполнения своей социальной миссии и профессионального долга;
прилагает усилия к повышению социального престижа своей
профессии и признанию ее перспективной роли в информационном
обществе;
заботится о своем внешнем виде как части формирования
позитивного имиджа профессии;
в ходе профессиональной деятельности не допускает получения
личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег
и поставщиков товаров и услуг;
не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной
профессии, заботится о ее высоком общественном признании
Принят Конференцией РБА, 26 мая 2011 г.

Профессиональный долг – представление о совокупности
требований и моральных предписаний, предъявляемых
обществом к личности библиотекаря, к выполнению
профессиональных обязанностей (творческое отношение к
своему труду, соблюдение законности, требовательность к
себе, повышение профессионального мастерства…)
Профессиональная честь – общественная оценка его
реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в
процессе выполнения им профессионального долга
Авторитет библиотекаря – моральный статус в обществе,
своеобразная форма дисциплины, при помощи которой
библиотекаря влияет на убеждения читателей
Профессиональный такт – нравственное поведение,
включающее предвидение всех последствий своего поступка

«Профессиональное библиотечное
сознание можно рассматривать
как совокупность знаний, норм и
ценностей, отражающих и
направляющих профессиональную
деятельность библиотекаря»
С. Матлина
Ценности-нормы – система правил, сложившиеся
в библиотечных коллективах на формирование
которых оказывает влияние состояние
нравственных отношений в обществе, традиции,
общественные цели коллектива
Ценности-качества проявляются в моральном
сознании, чертах характера, поступках
сотрудников

ЦЕНЗУРА – общее название контроля власти за содержанием
и распространением информации с целью недопущения
распространения идей и сведений, признаваемых этой властью
вредными или нежелательными
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ – обязательство для
выполнения лицом, получившим доступ к информации, требование
не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее
обладателя
ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ – избежание временного или постоянного
сокрытия информации от пользователя, получивших права доступа

КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕКАРЯ

Вежливость – соблюдение правил приличия, воспитанность,
учтивость, деликатность. Вежливость создает атмосферу
доброжелательности, свидетельствует о высокой культуре и
уважении к окружающим.
Форма вежливости – слова приветствия, благодарности,
извинения.
Тактичность – это чувство меры, которую необходимо
соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение
чувствовать границу, за которой в результате наших слов или
действий начинается обида у человека, с которым мы общаемся.
Тактичный и деликатный библиотекарь сгладит мелкую
оплошность неопытного читателя, не заметит физические
недостатки посетителя, предложит ненавязчивую помощь и
обойдет острые темы, которые могут вызвать конфликт.

Корректность – это тактичность в обращении с людьми, вежливость,
учтивость.
Обязательность – готовность оказать содействие, верность своему слову.
Один из основных принципов библиотечного обслуживания - точно и
своевременно выполнить заказ на литературу.
Пунктуальность – это точность, аккуратность в исполнении чего-либо.
Все встречи, экскурсии, беседы в библиотеке должны начинаться вовремя.
Приходить вовремя на работу - признак добросовестности и пунктуальности.
Эти качества вызывают доверие к библиотекарю со стороны коллег и
читателей.
Уравновешенность, уступчивость, доброжелательность, умение
выявить привлекательные стороны в библиотечной профессии.
Библиотекарю необходимо уметь четко излагать свои мысли, вести беседу
на интересующие читателя темы, аргументировать свою точку зрения.
Коммуникабельность – это умение найти верный тон, целесообразную
форму общения, способность установить контакт с собеседником
Функции внимания, уровень настройки на прием и переработку
поступающей информации, способность длительное время сохранять
устойчивое внимание и умение переключать его с одного вида
деятельности на другой, умение оперативно выбрать из большого
объема информации сведения, которые необходимы для решения
конкретных задач.

Волевые качества: умение работать по инструкции, выполнять
предписания.
Современный этап развития библиотечного дела предполагает
введение компетентностного подхода, направленного на
конкурентоспособных, мобильных специалистов с
перспективным мышлением, готовых к постоянным
изменениям, обладающих инициативностью и способностью
к самообразованию на протяжении всей жизни. Одним из
ключевых требований к современному библиотечному
специалисту становится владение информационными
компетенциями.
Библиотекари, работающие в условиях современных
информационных технологий, должны владеть методами
решения проблем (психологических, информационных,
управленческих, экономических и т. п.); использовать в
обслуживании информационные и телекоммуникационные
технологии; соблюдать профессиональную этику и
интеллектуальную свободу пользователей независимо от
возраста.

Профессиональная компетентность – это способность решать профессиональные проблемы и задачи с учетом профессионального и

жизненного опыта, с учетом ценностей и тех наклонностей,
которые есть у библиотекаря и у человека вообще.
Профессионализм
Вежливость
Доброжелательность
Тактичность
Корректность
Обязательность
Пунктуальность
Уравновешенность
Уступчивость
Культура речи
Толерантность
Коммуникабельность
Стратегическое мышление
Эрудиция
Ответственность
Компьютерная грамотность
Артистичность
Организаторские
способности
Лидерство
Мобильность
Настойчивость в
достижении цели
Грамотность
Волевые качества

Барьеры общения:
разное социальное положение;
барьер отрицательных эмоций;
состояние здоровья;
психологическая защита;
барьер установки и другие.

Техники снижения эмоционального напряжения в процессе диалога

Снижающие напряжение
1.
Предоставление
партнеру возможности
выговориться
2. Вербализация
эмоционального состояния
(своего, партнера)
Повышающие напряжение
Перебивание партнера
Игнорирование
эмоционального состояния
(своего, партнера)
3. Подчеркивание общности Подчеркивание различий
с партнером (сходство
между собой и партнером.
интересов, мнений и т.д.)
4. Проявление интереса к
проблемам партнера
Демонстрация
незаинтересованности в
проблеме партнера.

5. Подчеркивание значимости
партнера, его мнения в ваших
глазах
Принижение партнера,
негативная оценка личности
партнера.
6. Предложение конкретного
выхода из сложившейся
ситуации.
Поиск виноватого и обвинение
партнера.
7. Обращение к фактам
Переход на личности.
8. Спокойный, уверенный темп
речи.
Резкое убыстрение темпа речи.
9. В случае Вашей неправоты
немедленное ее признание
Оттягивание момента признания
своей неправоты или отрицание
ее.
10. Поддержание оптимальной
дистанции, установление
контакта с глазами оппонента.
Избегание пространственной
близости.

Пять ошибок деловых женщин
1. Декольте
2. Короткая юбка
3. Большое количество украшений
4. Неадекватный макияж
5. Летний дурман

КОНФЛИКТЫ В БИБЛИОТЕКЕ

КОНФЛИКТ - ЭТО

Конкретная деятельность,
носящая отрицательную
моральную оценку
Стадия развития
противоречия
Осознанное взаимное
подавление самоценности
человеческого достоинства
Действительное
нарушение, в частности,
норм морали
Осознанное (часто
непримиримое)
противоречие

Классификация конфликтов

Типы конфликтных ситуаций

Основные этапы конфликта
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация
создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и
является предпосылкой конфликта.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального
взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и
внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных
переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные
высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с
ним и т. д.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том,
что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную
ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления,
предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой
участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою
очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто
заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не
осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта
может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа,
убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую
работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Основные фазы конфликта:
1) начальная фаза;
2) фаза подъема;
3) пик конфликта;
4) фаза спада.

Соотношение фаз и этапов конфликта

свои интересы
Стратегии поведения участников конфликта
чужие интересы

Стратегии поведения в конфликте:

Конкуренция – «Чтобы я победил,
ты должен проиграть».
Компромисс – «Чтобы каждый
из нас что-то выиграл, каждый
из нас должен что-то проиграть».
Сотрудничество – «Чтобы выиграл
я, ты должен тоже выиграть».
Избегание – «Никто не выигрывает
в конфликте, поэтому я ухожу от него»
Приспособление – «Чтобы ты
выиграл, я должен проиграть».

Действия руководителя и способы разрешения конфликта
структурное разрешение конфликта
учет психологии участников
беседа
просьба
убеждение
принципиальные переговоры
психотренинг, психотерапия
четкая формулировка требований
принцип единоначалия
установление общих целей
система поощрения на основе продуманных критериев
эффективности
подавление интересов конфликтующих
перевод на другую работу, разъединение конфликтующих
административными мерами
решение конфликта на основе приказа руководителя
организации или решения суда

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЩЕНИЯ

Трансакции психологического равноправия
В – В:
А.: Который час?
Б.: Без четверти восемь.
Р – Р:
А.: Ученики совсем не хотят заниматься.
Б.: Да, раньше любознательность была выше.
Д – Д:
А.: А что, если с последней лекции уйти в кино?
Б.: Да, идея хорошая.
В – В:
Ч.: Мне нужны книги по истории Канска.
Б.: Могу предложит лишь одну книгу. Посмотрите ещё вот эту папку.

Трансакции психологического
неравноправия
Р – Д (а)
А.: Как вам не стыдно опаздывать?!"
Б.: Извините, больше не буду
Р – Д (б)
А.: А мама говорила, чтобы ты не оставлял после себя невымытую
тарелку!
Б.: Исправлюсь!
Ч – Б (а)
Ч.: Дорогуша, принеси-ка мне журнальчик.
Б.: Да, сейчас.
Ч – Б (б)
Ч.: Вот, я нашла в каталоге карточку на книгу (и подает карточку).
Б.: Вы, наверное, не посещали занятия по информационной культуре, от
того и такая безграмотность.

Перекрещивающиеся трансакции

В семье (классический пример Э. Берна):
Муж: Дорогая, не подскажешь ли ты, где мои запонки? (В-В).
Жена:
1) Ты уже не маленький, тебе пора знать, где твои запонки!
2) Там, где ты их оставил! (Р-Д).
Ч.: Эта книга есть в библиотеке?
Б.: Я Вам сто раз уже говорила, она списана…
Б.: Вы задержали книгу.
Ч.: Я знаю, но если бы Вы знали сколько у меня проблем…

Скрытые трансакции

Ч.: Скажите, у Вас есть эта книга? (сейчас скажет нет)
Б.: Пройдите в фонд (надоели…)
Б.: Галина Николаевна, интуиция мне подсказывает, что Вы
принесли книгу в замен утерянной?
Ч.: У Вас прекрасная интуиция
Loading...Loading...