Учение зороастра о божественном огне. Зороастризм - учение о добре и зле. Судьба зороастрийцев в средние века и в новое время

Заратустра, или более точно Зороастр, - личность полулегендарная. Википедия говорит, что достоверных свидетельств о его жизни нет, и все сведения о нем почерпнуты из религиозной традиции зороастрийцев. Обычно считается, что знаменитый пророк родился в Иране или северном Азербайджане. Однако некоторые исследователи говорят, что место его находится на территории современного Туркменистана и даже России.

Время его деятельности также не определено, но большинство исследователей считают, что это был пятый-шестой век до н. э., зороастризм одной из древнейших религий откровения.

Пророк родился в семье Спитама - древнего жреческого рода. При рождении Зороастр не расплакался, а засмеялся, что стало предзнаменованием его будущей деятельности. Его имя не имеет глубокого смысла и лишь «владелец старых верблюдов».

Известны , трех жен и шестерых детей. Гаты Авесты не упоминают о Зороастре как о святом праведнике и воспроизводят его полные обличений речи против защитников старых верований.

В своей проповеди Заратустра разделил добро и зло как двух изначально существующих в мире божеств Ормузда и Аримана, не имеющих между собой ничего общего и ведущих вечную борьбу.
Персидский царь нашел учение Заратустры привлекательным и позволил ему действовать на свое усмотрение. Так пророк произвел грандиозную реформу всей персидской религии, сделав ее логически понятной и привлекательной. Некоторые божества из пантеона древних арийцев стали Святыми силами, другим повезло менее - они превратились в злобных демонов.

Умер Заратустра на 77 году жизни в покое на пике своей славы, хотя греческие историки утверждали, что пророк был испепелен небесным огнем и взят живым на небо.

Что такое зороастризм

Религия, созданная Заратустрой, сохранилась до сих пор. В основе этического учения Заратустры лежит следование добру во всем, нужно иметь светлые дела, светлые мысли и светлые поступки. Центром зороастризма стал Древний Иран, где религия получила статус государственной. После захвата Ирана мусульманами зороастризм был практически вытеснен исламом, однако даже ислам на бывших территориях, где главенствовал зороастризм, исповедуется в версии шиизма. В настоящее время небольшие общины зороастрийцев сохранились в Иране, Азербайджане и Индии.

Зороастрийцы учат, что в конце времен придут три саошьянта (спасителя). Два из них восстановят учение Заратустры, третий выступит как вождь в последней битве с силами зла.

Верования зороастрийцев сегодня малоизвестны и носят больше экзотический характер. Европейцам имя Зороастра больше известно по книге немецкого философа «Так говорил Заратустра», которая не имела никакого отношения к историческому Заратустре. Из знаменитых зороастрийцев можно назвать, пожалуй, лишь умершего фронтмена группы Queen Фредди Меркури.


Согласно легенде, изложенной в "Шахнамэ" - монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 г.г. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился "пастырь человеков" Хаома, возвеститель нового закона.


Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы - легендарный царь Джемшид - упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида "не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир".

Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал своё жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род стал господствовать над Ираном.

Приблизительно 2700 лет назад при шестом царе после Ферндуна - Густаспе - в древнем иранском роду Спитама появился мальчик, названный по традиции рода "Заратустра". Основателем рода Спитама был мидийский проповедник Зара-Иштар, живший ещё 9300 лет назад в небольшом городке Раи, развалины которого находятся сейчас в окрестностях Тегерана. Члены этого рода из поколения в поколение становились проповедниками и передавали друг другу накопленные веками мудрость и знания.

Юному Заратустре суждено было стать основателем новой иранской религиозно-философской школы, чтобы "научить царей мыслить, говорить и действовать в соответствии с Высшим Законом", а его стихотворные записи "Гаты" стали впоследствии важнейшей частью "Авесты" - священной иранской книги. Язык семнадцати великих гимнов "Гат" оказался удивительно близок к языку индийской "Риг-Веды".

Отца Заратустры звали Поурушаспа, а мать его носила имя Дайдай ("Божественная рыба"). С семи лет его начали обучать священству. Обучение было устным, так как иранцы не знали письма, и состояло из изучения обрядов и выучивания великих "мантр" ("заклинаний"), составленных мудрецами предыдущих поколений.

Считалось, что зрелость достигается в 15 лет, и в этом возрасте Заратустра стал самостоятельным священником. Сам он называл себя "мантран" - сочинитель мантр, вдохновенных экстатических изречений, заклинаний и гимнов. Многие годы Заратустра провёл, скитаясь в поисках Истины, пока, наконец, в 30 лет он не получил откровение. Это событие упомянуто им в одной из "Гат" (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении "Задспрам" (20-21).

Как-то раз Заратустра участвовал в сборище по случаю весеннего праздненства и пошёл на рассвете к реке за водой для приготовления ритуального напитка "сома". Этот напиток изготавлялся из листьев кустарника "эфедра" и оказывал на человека возбуждающее действие: "возбуждённые, мы поднимаемся на ветрах как на наших конях, а вы, смертные, можете видеть лишь наши тела" ("Риг-Веда").

Заратустра вошёл в реку и взял воду из середины потока, где она была свежее и чище. Когда он возвратился на берег в состоянии ритуальной чистоты, перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. Он узрел на берегу сияющее существо, которое позвало его за собой и привело к шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых Заратустра "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения". Это были Божества во главе с Ахура-Маздой.

Ахура-Мазда (Ормузд) или Ашшур с древности почитался в Иране как величайший из асур. Заратустра провозгласил его единственным несотворённым Богом, вечно существующим, Творцом всего благого, включая всех других добрых и благих Божеств. Позднее Заратустра не раз ещё чувствовал присутствие Ахура-Мазды или слышал его слова, призывавшие пророка на служение.

Разрушительными силами, противодействующими нравственным асурам, Заратустра считал дэвов - Индру и его союзников. Во главе этих сил стоит Ангра-Манью (Ахриман), который как и Ахура-Мазда изначален, но несведущ и полностью зловреден. Дэвы для Заратустры были злыми по своей природе, "лживыми Богами", которым нельзя поклоняться.

Согласно учению Заратустры, сначала Ахура-Мазда сотворил с помощью Святого Духа (Спэнта-Манью) шесть более низких Божеств; их создание он сравнивает с зажиганием одного святильника от другого. Все эти и другие Божества являются эманациями (излияниями) самого Ахура-Мазды и служат творению добра и уничтожению зла. Вся Вселенная была сперва создана в нематериальном, "духовном" виде, и только потом Ахура-Мазда придал всему материальный облик.

Материальное творение оказалось уязвимым для сил зла. Ангра-Манью напал на мир; дэвы-демоны вызвали все нравственные пороки и духовное зло, от которых страдают люди. Для защиты от них человек должен так сильно почитать Ахура-Мазду и другие Божества и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы в нём не осталось места для пороков и слабостей. Одни асуры помогают человеку в его нравственной борьбе, другие (например, Солнце и Луна) содействуют сохранению материального мира. Человечество должно постепенно победить зло и восстановить первоначальную совершенную духовность.

Души людей вынуждены время от времени покидать материальный мир и уходить в нематериальный. После смерти тела душа на три дня задерживается на Земле, а затем спускается в царство мёртвых, которым правит Яма - первый царь на Земле и первый из умерших людей. В царстве Ямы души живут, словно тени.

Душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни. Весы правосудия находятся в руках Митры; на одной чаше весов лежат все добрые мысли, слова и дела, а на другой - злые. Долг каждого верующего - возделывать землю, защищать скот, не осквернять добрые стихии и придерживаться добродетели, и тогда после смерти его душа войдёт в рай Гаро-Дмана, путь куда проходит по мосту душ, широкому для праведников, а для грешников узкому как тонкий волос или как лезвие ножа. Падающая с моста душа попадает в ад, где под надзором Ангри-Манью переживает "долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов" (Ясна 20, 31).

Заратустра учил, что в конце веков произойдёт всеобщее Воскрешение, за которым последует Последний Суд, когда праведные будут отделены от грешных. Божества расплавят весь металл в горах, и он потечёт на Землю раскалённой рекой, и все люди должны будут пройти сквозь эту реку. "Для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что они во плоти идут через расплавленный металл." (Б.Бундахиши XXXIV, 18-19).

Все грешники переживут вторую смерть, дэвы будут уничтожены в последнем сражении с асурами, река металла потечёт вниз и сожжёт Ангра-Манью и последние остатки зла в мире. После Суда Ахура-Мазда даст людям мистический напиток "белую сому", вкусив который, они станут бессмертными, едиными в мыслях, словах и делах, нестареющими, незнающими болезней и тления, вечно радующимися в Царстве Бога на Земле.

Заратустра был первым пророком, который учил о рае и аде, о грядущем воскрешении и о всеобщем Последнем Суде. Спасение каждого человека зависит только от совокупности его мыслей, слов и дел, и вмешиваться в это из сострадания или прихоти не может ни одно Божество. В день Суда человек будет держать ответ не только за судьбу собственной души, но и разделит общую для всех ответственность за судьбу всего мира.

Годы, проведённые Заратустрой среди соплеменников, оказались бесплодными. Мидийцы отказались принять новую религию и сохранили старую, и тогда Заратустра понёс своё учение в Восточный Иран (Персиду). Ему удалось добиться благосклонности царя Кави Виштаспы, могущественного правителя Арьёшаяны (современные Туркменистан и Афганистан), и его жены - царицы Хутаосы. Это рассердило правителей соседних государств, которые потребовали от Виштаспы возврата к прежней религии и объявили ему войну. Но Виштаспа отказался выполнить их требования, выиграл войну и объявил учение Заратустры официальной религией всего Восточного Ирана.

В горах Бухары Заратустра выбрал круглую пещеру, украсил её многочисленными символическими и астрономическими изображениями и торжественно посвятил её Митр-Азу - незримому Божеству, Отцу Вселенной. В центре потолка яркой жемчужиной изображалось Солнце, вокруг него последовательно располагались планеты, блистая золотом на лазурном фоне, Зодиак был выгравирован чеканным золотом. Четыре века мира были представлены глобусами из золота, серебра, меди и железа.

Священным символом для последователей учения Заратустры был Огонь, которому позднее стали поклоняться в специальных храмах-башнях. Внутри такого храма как правило находился двухметровый четырёхступенчатый каменный алтарь, наверху которого в огромной латунной чаше помещалось Священное Пламя. От других помещений храма зал с огнём отгораживали так, чтобы верующие, молящиеся в храме, не могли видеть само пламя, а видели только его отблески на стенах.

Огонь на алтаре придавал людям силы в борьбе со злом, к Священному Пламени могли прикасаться только жрецы, надевавшие специальные белые халаты, белые шапочки и белые маски на лица. Огню не только служили, за ним ухаживали как за живым существом, очищали его и обновляли. Священное Пламя составляли из 16-ти различных видов огня, в том числе его приносили из домашних очагов представителей различных слоёв общества. Самым ценным видом огня считался огонь от удара молнии в дерево, его долго ждали и тщательно берегли.

Заратустра прожил при дворе Кави Виштаспы долгую жизнь, был трижды женат и имел нескольких детей. Он погиб от рук бактрийских кочевников, воевавших против Кави Виштаспы. После гибели Заратустры часть его учеников переселилась в Западный Иран (Мидию) и обратила в свою веру племя "магов". Затем цари рода Ахеменидов распространили учение Заратустры и свою власть на все близлежащие области.

Наибольшего расцвета Иран достиг в годы правления персидского царя Дария I (522-486 г.г. до н.э.), сына Виштаспы. Его империя простиралась "от греческого моря до Гималаев и от африканской пустыни до Аральского моря и включала в себя 127 сатрапий" (областей). Вся страна изобиловала замками и крепостями и славилась сетью хороших дорог, почтовых станций и эстафет.

Благодаря умелому руководству и чёткой военной организации Дарий I сумел превратить Иран в сильнейшую передовую державу своего времени. По его распоряжению в столице Персии Персеполе из камня было высечено громадное изображение Ахура-Мазды: он был в короне, которую венчал шар со звездой, вокруг головы сиял солнечный диск, за спиной были крылья, а в руке - символ власти "гривна" - спираль, свёрнутая в 3 с половиной оборота.

"Я возвратил господство, отнятое у нашего рода, я восстановил храмы и поклонение покровителю нашего царства,... милостью Ормузда я возвратил себе отнятое, я возвратил прежнее счастье своему царству, Персии, Мидии и другим провинциям," - гласит надпись на надгробье Дария I. Учение Заратустры оставалось основной религией Средней Азии целую тысячу лет и было ликвидировано только с приходом ислама.

Зороастр – греческое искажение древнеиранского имени «Заратустра», которое носил в Иране в VII в. до Р. Х. основатель великой мировой религии, называемой по своему пророку зороастризмом .

Другие названия зороастризма: маздеизм (так как главное божество этой религии – , Ормузд) или парсизм. Учение Зороастра является дуализмом : всеблагое, светлое божество Ахурамазда ведёт в нём вечную борьбу со злым духом Ангра-Майнью (Ахриманом).

Последователей веры Зороастра называют ещё магами (по сословному имени жрецов), гебрами («неверными» – для мусульман), огнепоклонниками (потому что главным символом этой религии является огонь).

До проповеди Заратустры древние иранцы (распадавшиеся тогда на племена мидян, бактрийцев, персов, систанцев, согдов и др.) чтили множество богов и духов природы. Эта их вера была близка к ведической религии древних индусов, вместе с которым иранцы составляли две главные ветви древнеарийской нации.

Полулегендарный Заратустра, по преданию, реформировал старое арийское многобожие иранцев в дуалистическом духе, подчинив всех древних светлых богов их верховному владыке – Ахурамазде, а мрачных демонов соединив вокруг величавого, могучего князя тьмы и зла, Ахримана.

Пророк Заратустра (Зороастр) - основатель зороастризма

Вопрос о том, когда проповедовал мудрый вероучитель Зороастр, еще не разъяснен с достоверностью. Есть мнение, что он жил в середине VI века до нашей эры, то есть был современником Кира Старшего и Будды . Главным поводом к этому послужило предположение, что царь Густасп (Висташпа), называемый в священной книге зороастрийцев, Авесте , распространителем благого закона – это Гистасп (Hystaspes), отец великого царя Дария I . Это предположение существовало еще в древности, но оно ошибочно. Зороастр принадлежит доисторическому, мифическому времени староиранских царей, окончившемуся с основанием мидийского и персидского царств. Из клинописи нам известно, что около 500 г. до Р. Х. «святой закон» Зороастра уже господствовал на всём пространстве персидского царства. Поэтому надо полагать, что основатель этого закона жил по крайней мере двумя столетиями ранее. Авеста не упоминает ни об одном из больших городов Мидии и Персии, ни о Пасаргадах, ни об Экбатанах, ни о Персеполе. Все иранские земли, кроме Бактрии, Согдианы и Маргианы она называет страною злых духов, а мидийский город Рагу местом «дурного, безмерного сомнения». Все это показывает, что она была написана раньше построения Экбатан, раньше основания мидийско-персидского царства. Из этих и других подобных фактов следует, что ещё около 800 года до Р. X. учение Зороастра не только уже существовало, но и владычествовало в Восточном Иране, и было уже так сильно, что проникло оттуда на запад, к близкородственным восточным иранцам мидянам и персам.

Согласно легендам, Заратустра был маг (жрец), из северо-западной Мидии (теперь – Азербайджан). На 30-м году жизни, испытав наитие свыше, он выступил как горячий проповедник не только нравственно-религиозной, но и общественно-экономической реформы, выступая за повсеместный переход от кочевого к оседлому, земледельческому быту. Как об индийских мудрецах, о Зороастре рассказывается, что он удалился размышлять о вере в уединении. Предание говорит, что Зороастр провел на горах в размышлениях десять лет, а потом ходил по стране, проповедуя и воздвигая повсюду алтари для служения огню.

Через 12 лет учение Зороастра принял вышеупомянутый Виштаспа (Гистасп, Густасп) один из царей далекой Бактрии (на противоположном от Азербайджана, северо-восточном краю Ирана). Не без насилия Виштаспа провел религиозную реформу в своем владении. Говорят, что в память этого великого события Зороастр посадил у Каспийского моря священный кипарис, вырезав на коре этого дерева надпись о принятии его учения Виштаспой. Последователи Зороастра до самых времен ислама чтили этот священный кипарис, много пилигримов ходило поклоняться ему

Поэтическо-философское вероучение Зороастра сблизило божества с человечеством, придав этим олицетворениям сил природы нравственные качества. Зороастр внес определенность в понятия об отношениях между божествами, подчинив их двум верховным богам. Главного бога добрых божеств он назвал Ахурамаздой («ахура» – значит «владыка»; «мазда» – или «много ведающий», мудрый, или «много дающий», благой). Главным богом злых божеств поставил он Ангра-Майнью («зложелателя»). Впоследствии имя Ахурамазды получило форму Ормузд , а имя Ангра-Майнью – форму Ахриман . Прежние боги природы не были устранены реформой Зороастра , но были поставлены в подчиненное отношение: добрые – к Ахурамазде, злые – к Ангра-Майнью, и обратились добрых или злых духов.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

Не были устранены Зороастром и древние обряды жертвоприношений и молитв. Но главное место в преобразованном культе заняли законы об очищениях и заповеди о способах наиуспешнейшей борьбы против сил зла. Центром народного культа осталось служение тем богам природы, которым поклонялись арии, когда пасли стада и возделывали нивы в долинах Амударьи и её притоков, ещё до своего переселения в Иран. Народ по-прежнему приносил на озарённых солнцем высотах гор жертвы и молитвы богу солнца Митре, возливал ему укрепляющий силу, дающий бессмертие сок хаомы (у индусов – сома ), для выжимания которого постоянно были в каждом доме стебли этого священного растения, ступка и чаша. Народ по-прежнему чтил огонь, чьё красное пламя заботливо подпитывалось в алтарях чистым, сухим, благовонным деревом; по-прежнему благоговейно чтил землю «терпеливую» и «покорную», и воду, текущую со священных гор в великое озеро, плодотворящую поля и пастбища. И после реформы Зороастра оставались богами в сознании народа и светлый Веретрагна (Бехрам), разгоняющий в сумерки вечера враждебные силы, и вооруженный булавою Шраоша (Серош) – спутник-охранитель начинающегося дня, прогоняющий привидения ночи.

Зороастр оставил народу его старые божества, представления о которых коренились в физических особенностях иранской страны с её синим, безоблачным, дивно сияющим небом, и в национальных преданиях, как индийские брахманы оставили своему народу Индру . Но наибольшую важность в своем вероучении Зороастр дал деятельной, нравственно чистой жизни. Вернейшие средства устранять влияние неприязненных сил состоят, согласно его учению, в том, чтобы сообщать земле плодородие заботливою обработкой, истреблять вредных животных, делать все необходимое для ослабления вредных действий зимы, пустыни, бурь, и при этом быть праведным и честным, охранять свою душу от греха, приближать ее молитвой и очищениями к богам света. Учение Зороастра было, в сущности, не провозглашением новой религии, а естественным развитием народных понятий, влагавшим в них духовный смысл, направлявшим их к нравственным целям.

Судьбы учения Зороастра в Персии

Из Бактрии зороастризм распространился по всему Ирану. Величайший персидский царь династии Ахеменидов, Дарий I Гистасп (522 – 486 до Р. Х.) являлся ревностным зороастрийцем. Несмотря на чувствительный удар, нанесенный ей завоеванием Александра Македонского и владычеством его эллинистических преемников, религия Зороастра вновь стала национальным и государственным исповеданием Ирана в годы царствования парфянской династии Аршакидов (250 до Р. Х. – 224 по Р. Х.). Затем она пережила период ещё большего подъема и блеска под властью основателей Новоперсидской монархии – прославленного царского рода Сасанидов (224 – 650), вплоть до мусульманского завоевания VII века. Зороастризм, таким образом, преобладал в Иране около полутора тысяч лет.

Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме

Он далеко не сразу был вытеснен из Персии и после её покорения магометанами. Даже ещё и в X веке каждое село Персии имело храм огня. Однако вследствие жестоких мусульманских гонений зороастризм был мало-помалу уничтожен или вытеснен на чужбину, в Индию, где его последователи обосновались по преимуществу вокруг Бомбея.

Боги, ангелы и бесы зороастризма

Зороастр отрицал непротивление злу, пассивность и нирвану и требовал деятельной борьбы со злом во имя добра, чтобы в конце веков светлый бог Ормузд победил темного Ахримана.

Добрый бог Ахурамазда и злой Ангра-Майнью будут долго вести жестокую борьбу друг с другом. В конце мира из семени пророка Заратустры чудесно родится обетованный новый пророк, праведник-избавитель, мессия Саошьянт (Сосиош), восторжествует Добро, а Зло будет уничтожено. Все мертвые воскреснут. Мессия Саошьянт прогонит Ахримана и подвластных ему злых дэвов . Ахурамазда сразит Ахримана. Старый грешный мир сгорит в потоке раскаленного металла, и начнется новая блаженная жизнь.

Ахриман сильно напоминает христианского Сатану, но его роль в религии Зороастра гораздо важнее. Она и является не монотеизмом и дуализмом именно потому, что злое начало здесь почти равносильно доброму.

Зороастрийского бога Ахуразмазду окружает сонм ангелов («язатов»), среди которых выделяются шесть архангелов («амешаспенты »). Вокруг бога зла Ахримана тоже имеется сонм бесов («дэвов») с шестью архидьяволами.

Из бесов в религии Зороастра самый ужасный Аэшма-дэва (Асмодей), а среди ангелов-язатов есть несколько более славных, в которых народ видит даже не столько ангелов, сколько низших богов и богинь. Это божество огня (Атар), гении воды (в том числе Анахита, небесный водный поток, источник плодородия, чей образ близок к греческой Афродите), божество солнца (Хоршид) и впоследствии слившееся с ним божество света и истины (Митра , близкий к Аполлону), божества луны и звезд (Тир или Сириус – главный) и др.

Кроме того у пресветлого престола Ахурамазды витают души праведников («фраваши », «ферверы»), а в нечистой свите Ахримана состоят «друджи» (от слова «ложь») – мелкие черти и чертовки, трупные упыри, ведьмы-пери и т.п. Души грешников, согласно учению Зороастра, терзаются в преисподней до страшного суда и до появления мессии-избавителя.

Нечистая ночная сила боится собаки и пения петуха-световозвестителя, так что убивать собаку грех, а разводить кур – душеспасительное дело. Собаку и петух Зороастр считает главными священными животными Ахурамазды.

Зороастризм о чистоте

Великое праведное дело – земледелие. Ещё одним священным животным Ахурамазды является бык, созданный специально для пахоты.

Моча коровы, освященная надлежащим образом и разведенная в воде, часто служит для обрядового зороастрийского очищения.

Зороастром предписывается строгая чистота – телесная и душевная. Ложь и обман, оскверняют человека. К вместилищам внешней скверны относится мертвечина. Зороастрийцы считают, что похороны осквернили бы святую землю. Поэтому последователи этой веры оставляют трупы усопших на съедение хищным птицам (обыкновенно часа через два все мясо на мертвеце бывает съедено стаей коршунов).

В зороастрийском богослужении широко используется животворное, благодатное питьё из сока растения «хаомы» (у индусов «сома»). Зороастр говорил, что одна капля хаомы губит бесов.

Образец зороастрийского религиозного искусства

Книга Авеста – краткое содержание

Вероучение Зороастра изложено в его «Библии», которая называется «Авестой » («текст») или «Зенд-Авестой» («текст с толкованием»). Книга Авеста написана на древнеиранском языке, а Зенд-Авеста – на среднеперсидском (пехлевийском) языке. Древняя редакция Авесты, записанная ближайшими учениками Зороастра и употреблявшаяся при Ахеменидах, была утеряна после македонского завоевания. Не дошла до нас и редакция парфянских времен. Нынешний текст книги Авесты создан в начале эпохи Сасанидов (III – IV вв. по Р. Х.). Но и сасанидский канон мы имеем не полностью, а лишь примерно пятую его часть, связанную по преимуществу с богослужением. О содержание утерянных отделов Авесты можно составить представление лишь из средневековых пехлевийских сокращённых переводов.

Полная зороастрийская книга Авеста была богата повествованиями и научными сведениями. Сохранившаяся Авеста распадается на пять частей:

1) «Ясна» («богослужение») – чин божественной литургии для освящения сока хаомы. Древнейшую часть содержания Ясны составляют псалмы Зороастра («Гаты»).

2) «Висперед» («Все главы») ­– литийные моления, вставляемые то в ту, то в другую ектению Ясны по годовым праздникам.

3) «Вендидад» («Видэвдад» – «закон отречения от дэвов») – часть Авесты, которая содержит в себе прежде всего законы Зороастра о чистоте и правила очищений от скверны

4) «Яшты» («Поклонения») – содержит славословия Ахурамазде, Амешаспентам и язатам, преимущественно тем, которым посвящен тот или иной день месяца. У персов-зороастрийцев не существовало недель, а было 30 разных дней в месяце, из которых четыре (1-й, 8-й, 15-й, 23-й) посвящались Ахурамазде, а остальные – главным язатам. Кроме славословий, в Яштах сообщаются и старинные сказания. 19-й яшт представляет собой своеобразное краткое изложение древнеиранского эпоса с перечнем его героев

5) «Малая Авеста» («Хорде Авеста») – сборник повседневных молитв.

Обзор и пересказ утерянных сейчас частей Авесты есть в энциклопедических зороастрийских сводах IX столетия по Р. Х. на пехлеви: «Денкард» и «Бундехеш».

Первый перевод Авесты на европейские языки сделал француз Анкетиль Дюперрон (1771), который поступил простым солдатом на службу в Индию, чтобы сблизится там с парсами и изучить их язык и священную книгу.

Фаравахар - один из главных зороастрийских символов

Литература о Зороастре

Д. Менан. «Парсы. История зороастрийской общины Индии». Париж, 1898

А. Джексон. «Зороастр, пророк древнего Ирана». Нью-Йорк, 1899 (часть книги переведена на русский язык А. Погодиным в 1903)

Л. Х. Миллз. «Зороастр и греки». Оксфорд, 1903-1904

Л. Х. Миллз. «Зороастр, Ахемениды и Израиль», 1905-1906

В. Миллер. «Зороастр и его учение». («Мир Божий», май 1892.)

А. Погодин. «Религия Зороастра». Спб., 1903

Зороастризм Религиозное учение иранского пророка Заратуштры - возможно, самая древняя из мировых религий откровения. Возраст ее не поддается точному определению.

Возникновение Зороастризма

В течение многих веков тексты Авесты - главной священной книги зороастрийцев - передавались в устной форме от одного поколения жрецов к другому. Записали их только в первые века нашей эры, в годы правления персидской династии Сасанидов, когда самый язык Авесты уже давно был мертвым.

Зороастризм был уже очень стар, когда первые упоминания о нем попали в исторические источники. Многие детали этого вероучения нам теперь не ясны. К тому же дошедшие до нас тексты представляют из себя лишь малую часть древней Авесты.

Согласно персидскому преданию, изначально она заключала в себе 21 книгу, но большая часть их погибла после разгрома в IV в. до Р.Х. Александром Македонским древней Персидской державы Ахеменидов (имеется в виду не гибель манускриптов, которых в то время, согласно традиции, было всего два, а смерть большого количества жрецов, хранивших тексты в своей памяти).

Та Авеста, которой пользуются теперь парсы (так называют в Индии современных зороастрийцев), содержит в себе всего пять книг:

  1. «Вендидад» - собрание ритуальных предписаний и древних мифов;
  2. «Ясна» - собрание гимнов (это наиболее древняя часть Авесты; в состав ее входят «Гаты» - семнадцать гимнов, приписываемых самому Заратуштре);
  3. «Висперед» - сборник изречений и молитв;
  4. «Бундехиш» - книга, написанная в эпоху Сасанидов и содержащая в себе изложение позднего зороастризма.

Анализируя Авесту и другие сочинения доисламского Ирана, большинство современных исследователей приходят к мысли, что Заратуштра был не столько создателем нового вероучения, носящего его имя, сколько реформатором исконной религии иранцев - маздеизма.

Боги Зороастризма

Как и многие древние народы, иранцы поклонялись множеству богов. Добрыми богами считались ахуры, среди которых наиболее важными были:

  • Бог неба Асман
  • Бог земли Зам
  • Бог солнца Хвар
  • Бог луны Мах
  • Два божества ветра - Вата и Вайд
  • А также Митра - божество договора, согласия и социальной организации (в дальнейшем он считался богом солнца и покровителем воинов)

Верховным божеством был Ахурамазда (то есть Господь Премудрый). В представлении верующих. Он не связывался ни с каким природным явлением, но являлся воплощением мудрости, которая должна управлять всеми действиями богов и людей. Главой мира зловредных дэвов, противников ахуров, считался Ангро-Майнью, не игравший, по-видимому, в маздеизме большого значения.

Таков был фон, на котором в Иране возникло мощное религиозное движение зороастризма, превратившее старые верования в новую религию спасения.

Поэмы «Гаты» Заратуштры

Важнейшим источником, из которого мы черпаем сведения как о самой этой религии, так и о ее создателе, являются «Гаты». Это небольшие поэмы, написанные размером, встречающимся в Ведах, и предназначенные, как и индийские гимны, для исполнения при богослужении. По форме это вдохновенные обращения пророка к Богу.

Они отличаются утонченностью намеков, богатством и сложностью стиля. Такая поэзия могла быть полностью понята только обученным человеком. Но хотя для современного читателя многое в «Гатах» остается загадочным, они изумляют глубиной и возвышенностью содержания и заставляют признать их памятником, достойным великой религии.

Их автор - пророк Заратуштра, сын Поурушаспы из рода Спитама, родился в мидийском городе Раги. Годы его жизни нельзя установить доподлинно, так как он действовал в то время, которое для его народа было доисторическим. Язык «Гат» чрезвычайно архаичен и близок к языку Ригведы, знаменитому памятнику ведического канона.



Самые древние гимны Ригведы датируются примерно 1700 г. до Р.Х. На этом основании некоторые историки относят время жизни Заратуштры к XIV-XIII вв. до Р.Х., но скорее всего он жил гораздо позже - в VIII или даже VII в. до Р.Х.

Пророк Заратуштра

Детали его биографии известны лишь в самых общих чертах. Сам Заратуштра называет себя в «Гатах» заотаром, то есть полностью правомочным священнослужителем. Он именует себя также мантраном - сочинителем мантр (мантры - вдохновенные экстатические изречения или заклинания).

Известно, что обучение священству начиналось у иранцев рано, видимо, в возрасте около семи лет, и было устным, потому что они не знали письма Будущие священнослужители изучали в основном обряды и положения веры, а также овладевали искусством импровизации стихов для призвания богов и их восхваления Иранцы считали, что зрелость достигается в 15 лет, и, вероятно, в этом возрасте Заратуштра уже стал священнослужителем.

Легенда говорит, что двадцати лет от роду он ушел из дома и поселился в уединении у реки Даитья (исследователи помещают эту область в современном Азербайджане). Там, погруженный в «безмолвную мысль», он искал ответа на жгучие вопросы жизни, искал высшую правду. Зловредные дэвы не раз пытались атаковать Заратуштру в его убежище, то соблазняя его, то угрожая смертью, но пророк остался непоколебим, усилия его не были тщетны.

После десятилетних молитв, размышлений и вопрошаний Заратуштре открылась высшая истина.Это великое событие упоминается в одной из «Гат» и кратко описывается в пехлевийском (то есть написанном на среднеперсидском языке в эпоху Саса-нидов) сочинении «Задопрам».

Заратуштра получил откровение от божеств

Там рассказывается, как однажды Заратуштра, участвуя в церемонии по случаю весеннего праздника, отправился на рассвете к реке за водой. Он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвращался на берег (в этот момент он пребывал в состоянии ритуальной чистоты), перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение.

На берегу он узрел сияющее существо, открывшееся ему как Boxy Мана, то есть «Благой помысел». Оно привело Заратуштру к Ахурамазде и шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых пророк «не увидел собственной тени на земле из-за яркого свечения». От этих божеств Заратуштра и получил свое откровение, ставшее основой для проповедуемого им вероучения.



Как можно заключить из дальнейшего, главное отличие зороастризма от старой традиционной религии иранцев сводилось к двум моментам к особому возвеличиванию Ахурамазды за счет всех остальных богов и противопоставлению ему злобного Ангро-Майнью. Почитание Ахурамазды, как владыки аша (порядка, справедливости), соответствовало традиции, поскольку Аху-рамазда с древности был у иранцев величайшим из трех ахур, хранителей аша.

Противоположности в вечном столкновении

Однако Заратуштра пошел дальше и, порвав с принятыми верованиями, провозгласил Ахурамазду несотворенным Богом, существовавшим извечно, творцом всего благого (включая и всех других добрых благих божеств). Его проявлениями пророк объявил свет, правду, доброту, знание, святость и благодетельность.

Ахурамазда совершенно не затронут ничем злым в какой бы то ни было форме, следовательно, он абсолютно чист и справедлив. Областью его обитания является надмирная светоносная сфера. Источником же всего зла во вселенной Заратуштра объявил Ангро-Майнью (буквально «Злого Духа») - извечного противника Ахурамазды, который также изначален и полностью зловреден. Эти две основные противоположности бытия Заратуштра видел в их вечном столкновении.

«Воистину, - говорит он, - есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии - они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи, - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой - Дух Святейший, облаченный в крепчайший камень (то есть небесную твердь) выбрал праведность, и пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять Ахурамазду праведными делами».

Итак, царство Ахурамазды олицетворяет собой положительную сторону бытия, а царство Ангро-Майнью- отрицательную. Ахурамазда пребывает в никем не созданной стихии света, Ангро-Майнью - в извечном мраке. В течение долгого времени эти области, разделенные великой пустотой, никак не соприкасались друг с другом. И только сотворение Вселенной привело их в столкновение и породило непрекращающуюся борьбу между ними. Поэтому в нашем мире добро и зло, свет и мрак оказались перемешаны.



Сначала, говорит Заратуштра, Ахурамазда сотворил шесть высших божеств - тех самых «излучающих свет существ», которых он узрел в своем первом видении. Эти шесть Бессмертных Святых, воплощающих качества или атрибуты самого Ахурамазды, следующие:

  • Boxy Мана («Благой помысел»)
  • Аша Вахишта («Лучшая праведность») - божество, олицетворяющее могучий закон истины аша
  • Спэнта Армайти («Святое благочестие»), воплощающее посвящение тому, что хорошо и праведно
  • Хшатра Вайръя («Желанная власть»), представляющее собой силу, которую каждый человек должен проявлять, стремясь к праведной жизни
  • Хаурватат («Целостность»)
  • Амертат («Бессмертие»)

Все вместе они были известны как Амеша Спента («Бессмертные Святые») и представляли из себя могущественных, смотрящих с высоты несравненно справедливых владык. Вместе с тем каждое из этих божеств находилось в тесной связи с каким-либо из явлений, так, что это явление рассматривалось как олицетворение самого божества.

  • Так Хшатра Вайрья считался владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю.
  • Расположенная внизу земля принадлежала Спэнта Армайти.
  • Вода была творением Хаурватат, а растения относились к Амертат.
  • Boxy Мана считался покровителем кроткой милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была символом созидательного добра.
  • Огонь, который пронизывает все остальные творения и благодаря солнцу управляет сменой времен года, находился под покровительством Аша Вахишта
  • А человек, с его разумом и правом выбора, принадлежал Самому Ахурамазде

Верующий мог обращаться с молитвой к любому из семи божеств, но ему следовало призывать их всех, если он хотел стать совершенным человеком.

Ангро-Майнью - это тьма, лживость, зло и неведение. Он также имеет свою свиту из шести могущественных божеств, каждый из которых прямо противоположен доброму духу из окружения Ахурамазды. Это:

  • Злой Разум
  • Болезнь
  • Разрушение
  • Смерть и т.п.

Помимо них в его подчинении находятся злые боги - дэвы, а также бесчисленное множество низших злых духов. Все они - порождение Тьмы, того Мрака, источником и вместилищем которого служит Агро-Майнью.

Целью дэвов является добиться господства над нашим миром. Их путь к этой победе состоит отчасти в его опустошении, отчасти в соблазне и подчинении себе последователей Ахура-мазды.

Вселенная наполнена дэвами и злыми духами, которые во всех углах пытаются вести свою игру, так что ни один дом, ни один человек не застрахованы от их тлетворного воздействия. Чтобы защититься от зла, человек должен совершать ежедневные очищения и жертвы, применять молитвы и заклинания.

Война между Ахурамаздой и Ангро-Майнью вспыхнула в момент миротворчества. После сотворения мира появился из неоткуда Ангро-Майнью. Нападение Ангро-Майнью ознаменовало начало новой космической эры - Гумезишн («Смешение»), на протяжении которой этот мир представляет смесь добра и зла, а человек подвергается постоянной опасности быть совращенным с пути добродетели.



Для того чтобы противостоять нападкам дэвов и других приспешников зла, он должен почитать Ахурамазду с шестью Амеша Спента и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось больше места для пороков и слабостей.

По откровению, полученному Заратуштрой, человечество имеет с благими божествами общее предназначение - постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Замечательный миг, когда это свершится, будет означать начало третьей эпохи - Визаришн («Разделение»). Тогда добро будет снова отделено от зла, и зло подвергнется изгнанию из нашего мира.

Учение Зороастризма

Великая, основополагающая идея учения Заратуштры состоит в том, что Ахурамазда может восторжествовать над Ангро-Майнью лишь при помощи чистых, светлых сил и благодаря участию людей, уверовавших в Него. Человек создан быть союзником Бога и трудиться вместе с Ним для достижения победы над злом. Поэтому его внутренняя жизнь не представлена только сама себе - человек идет одним путем с божеством, его справедливость действует на нас и направляет к своим целям.

Заратуштра предлагал своему народу сделать сознательный выбор, принять участие в небесной войне и отречься от верности тем силам, которые не служат добру. Поступая таким образом, каждый человек не только оказывает посильную помощь Ахурамазде, но и предопределяет свою будущую судьбу.

Ибо физическая смерть в этом мире не ставит точку человеческому существованию. Заратуштра считал, что каждая душа, расстающаяся с телом, будет судима за то, что совершила в течение жизни. Этот суд возглавляет Митра, по обеим сторонам которого с весами правосудия восседают Сраоша и Рашну. На этих весах взвешиваются мысли, слова и дела каждой души: добрые - на одной чаше весов, дурные - на другой.

Если добрых дел и мыслей больше, то душа считается достойной рая, куда ее отводит прекрасная девушка-даэна. Если же весы склоняются в сторону зла, то отвратительная ведьма увлекает душу в ад - «Жилище Дурного помысла», где грешник переживает «долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов».

В конце света и в начале эры «Разделения» произойдет всеобщее воскресение мертвых. Тогда праведники получат танипасен - «будущее тело», а земля отдаст кости всех умерших. За всеобщим воскресением будет Последний Суд. Тут Аирйаман, божество дружбы и исцеления, вместе с богом огня Атар расплавит весь металл в горах, и он потечет на землю раскаленной рекой. Все воскресшие люди должны будут пройти сквозь эту реку, причем для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что «они во плоти идут через расплавленный металл».

Основные идеи зороастризма

Все грешники переживут вторую смерть и навсегда исчезнут с лица земли. Демоны-дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем великом сражении с божествами-язатами. Река расплавленного металла потечет вниз, в ад, и сожжет остатки зла в этом мире.

Тогда Ахурамазда и шесть Амеша Спента торжественно совершат последнее духовное богослужение - ясна и принесут последнее жертвоприношение (после которого смерти вообще больше не будет). Они приготовят мистический напиток «белую хаому», дающий всем блаженным, кто вкусит его, бессмертие.

Тогда люди станут такими же, как сами Бессмертные Святые - едиными в мыслях, словах и делах, не стареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве Бога на земле. Потому что, согласно Заратуштре, именно здесь, в этом знакомом и любимом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, а не в отдаленном и иллюзорном раю, будет достигнуто вечное блаженство.

Такова в общих чертах суть религии Заратуштры, насколько ее можно реконструировать по сохранившимся свидетельствам. Известно, что она далеко не сразу была принята иранцами. Так, проповедь Заратуштры среди соплеменников в Pare практически не имела плодов - эти люди оказались не готовы к тому, чтобы уверовать в его благородное, требующее постоянного нравственного совершенствования учение.

С большим трудом пророку удалось обратить в свою веру лишь своего двоюродного брата Маидйоиманха. Тогда Заратуштра покинул свой народ и отправился на восток в закаспийскую Бактрию, где смог добиться благосклонности царицы Хутаосы и ее мужа царя Виштаспы (большинство современных ученых считаем что он правил в Балхе, таким образом, Хорезм стал первым центром зороастризма).

Согласно преданию, Заратуштра по обращении Виштаспы прожил еще много лет, но о его жизни после этого решающего события известно мало. Погиб он, уже будучи глубоким стариком, насильственной смертью - его заколол кинжалом жрец-язычник.

Спустя много лет после смерти Заратуштры Бактрия вошла в состав Персидской державы. Тогда зороастризм стал постепенно распространяться среди населения Ирана. Однако во времена Ахеменидов он, по-видимому, еще не был государственной религией . Все цари этой династии исповедовали древний маздеизм.



Государственной и подлинно народной религией иранцев зороастризм стал на рубеже нашей эры, уже в пору правления парфянской династии Аршакидов или даже позже - при иранской династии Сасанидов, утвердившейся на престоле в III в. Но этот поздний зороастризм, хотя и сохранил в полной мере свой этический потенциал, уже во многих чертах отличался от раннего, провозглашенного самим пророком.

Всемудрый, но достаточно безликий Ахурамазда оказался в эту эпоху фактически оттесненным на второй план доблестным и благостным Митрой. Поэтому при Сасанидах зороастризм был прежде всего связан с почитанием огня, с культом света и солнечного сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

Главное божество религии Заратуштры

Иранские племена поклонялись Мазде как верховному божеству более тысячи лет, прежде чем возникло государственное образование Ахеменидов, которые провозгласили Ахурамазду единственным Богом.

Ахура-Мазда - верховное божество иранского пантеона, имя которого можно перевести как «Высшая Мудрость» или «Господь Премудрый». Считается, что первоначально имя Ахура-Мазда использовалось в качестве замены тайного запрещенного имени божества, на произнесение которого было наложено строгое табу. В Гатах Заратуштры в большинстве случаев оба элемента имени употребляются раздельно (Мазда - 116 раз, Ахура - 64 раза и Мазда Ахура - 28 раз). В зависимости от того, какое качество Господа хотел подчеркнуть Заратуштра, он именовал его то как «Ахура» («Господин», «Владыка», «Всемогущий»), то как «Мазда» («Премудрый», «Всеведущий»). Через полторы тысячи лет после проповеди Зороастра во времена Ахеменидов на надписях Дария и Ксеркса имя верховного бога писалось слитно Auramazda. В научном мире долго шли споры о том, как понимать слово Mazda - как прилагательное-эпитет к Ахура (т. е. «Мудрый Господин», «Мудрый Ахура») или как просто существительное, являющееся собственным именем божества (Ахура Мазда - «Господин Мудрости»). Последние исследования Ф. Б. Дж. Кейпера показали, что слово Mazda нужно понимать не как «мудрость» - абстрактное существительное женского рода, а как архаичное прилагательное «мудрый», восходящее к форме mazdaH-s. Но, как уже говорилось, ни Ахура, ни Мазда не были собственными именами верховного бога иранцев, а являлись лишь нетабуированными вариантами его обозначения. Бога-Творца в религиозном календаре иранцы называли весьма описательно - Датуш («Создатель»), а зачастую даже употребляли эпитет «безымянный», подразумевая тем самым, что Господь Бог не может быть определен никакими понятиями, поскольку он неизмеримо выше человеческого понимания.

Скорее всего изначально эпитет «мудрый» выделял верховное божество среди прочих ахуров - благих божеств иранского пантеона, боровшихся за упорядочение космоса против сил хаоса и тьмы. Представления об ахурах восходят к эпохе индоиранской общности. Авестийское Ahura («Владыка», «Господин») имеет точное соответствие в Ведах, где Asura («Обладающий жизненной силой») применяется к целому ряду небожителей. Ведические асуры и асы германо-скандинавской мифологии родственны иранским ахурам, которые в архаической индоиранской мифологии считались старшими из двух враждующих поколений богов. В иранской мифологии окончательная военная победа ахуров над дэвами относится к апокалиптическим временам, в ведической же - победа дэвов над асурами считается фактом свершившимся, причем победа эта одержана с помощью хитрости, коварства, лжи и магических заклинаний. В индийской мифологической традиции архаические арийские божества претерпели инверсию - ранее благие асуры лишились былой мощи и могущества, а злокозненные дэвы стали почитаться как благие и всемогущие божества. Преобразования функций и характеристик ахуров-асуров в индоиранских преданиях были обусловлены размежеванием (как идеологическим, так и этническим) между обособлявшимися на рубеже III–II тысячелетия до нашей эры иранскими и индийскими ариями.

В архаические времена класс ахуров в иранской мифологии был достаточно большим, но ко времени оформления Авесты к ахурам помимо Мазды относили лишь Митру и Апам-Напата. «Мудрый Господь» стал верховным божеством иранского пантеона, а в проповеди Заратуштры он был провозглашен единственным Творцом неба и земли. Интересен тот факт, что «Авеста» в отличие от большинства родственных иранской мифологии индоевропейских мифологических традиций изображала верховного бога не воинственным громовержцем, а вдохновенным жрецом, подчеркивая духовность его сущности. Ахура-Мазда творит миры усилием мысли и не требует себе никакого поклонения, кроме духовного. Возлияние из сока хаомы, смешанного с молоком, - единственная форма жертвоприношения Ахурамазде, допускаемая священными текстами зороастрийцев («Ясна» 29, 6–7). В честь верховного божества поклонники Мазды совершают молитву перед священным огнем, который считается видимым его проявлением, а в «Ясне семи глав» буквально назван «телом» Ахура-Мазды.

Само имя Ахурамазды говорит о том, что мудрость - основная особенность главного иранского божества, что позволяет судить о значимости рациональной и интеллектуальной составляющей для мифопоэтической религиозной традиции Авесты. Возможно, именно Заратуштра усилил акцент на эпитете «мудрый». В древности мудрость понималась как небесный дар, обладание которым позволяет достичь успеха, процветания, во всех сферах человеческой жизни. В. Н. Топоров писал: «С помощью мудрости совершается соединение противопоставленных друг другу крайностей - телесного, материального низа и духовного, мыслительного верха - материальное, отрицательное грешное преобразуется в духовное, положительное, моральное. Иранский главный бог в своей истории как раз и обнаруживает черты связи верха и низа и может быть представлен как божество, осуществляющее функцию перехода». Действительно, зороастризм как ни одна другая религия ориентирован на объединение небесного и земного. Пророк Заратуштра, провозвестивший Мудрого Господа единым богом-творцом воплощенного и идеального миров, утверждал на земле закон Ахура-Мазды, состоящий в единении неба, земли и человека. И верхний и нижний мир, согласно учению Заратуштры, являются благими творениями Господа, а посему человек, презирающий земные блага, равно как и забывающий о духовных ценностях, никогда не сможет обрести мудрость и прийти к Богу. Только в одухотворении косной материи, объединении небесного и земного состоит эволюционный путь каждого мыслящего, стремящегося обрести мудрость (мазду) индивида.

Обозначение главного персидского божества на ахеменидских клинописных текстах как Auromazda породило более поздние формы типа пехлевийского Ohrmizd, Ohrmazd, согдийско-манихейского xwrmzt, xormazda, хорезмийского Remazd, сакского urmaysde, а также многочисленные заимствования в другие языки: тувинский Курбусту, монгольский Хормуста, бурятский Тюрмас. Этимология пехлевийской вариации имени верховного бога «Хормазд» восходит к общему индоевропейскому корню «Хор», от которого также происходят имена солярных божеств - персидское «Хоршед», славянское «Хорс», египетское «Хор». Имя египетского бога солнца Хора происходит от корня hr, что означает «высота», «небо». Многие египетские божества именовались Горами-Хорами или же имели корень «хор» в составе своего имени, что может быть свидетельством того, что изначально слово «Хор» было синонимом понятий «всевышний», «божественный», «неземной».

Среди прочих имен Ахурамазды одним из наиболее употребительных было имя Йездан. Различные проявления Господа Йездана назывались в авестийской традиции Изедами. Изед или Язата в зороастрийской теологии - это, в сущности, ангел. В переводе с авестийского языка «Язата» означает «Достойный поклонения». Достойным поклонения зороастрийцы считали все, что было создано Творцом Хормаздом в материальном и нематериальном мирах.

Ахура-Мазда - творец, Ахриман - разрушитель. Эти два духа предвечны, они непримиримы и ведут постоянную борьбу между собой. Ахура-Мазда творит Изедов, Ангра-Манью порождает демонов. Эта борьба неминуемо закончится полным торжеством добра и света, которые воплощает собой Хормазд, но для победы в этой космической битве нужна полная мобилизация всех творческих сил обоих миров. Хормазду также нужны для победы ангелы и люди (которые тоже являются участниками космической битвы), как главнокомандующему нужны военачальники и простые солдаты.

Благой Йездан вдохнул жизнь в семь божественных сущностей Амеша-Спента, которые, по сути, являются различными ипостасями самого Творца. «Амеша-Спента» переводится с языка Авесты как «Святые Бессмертные». Эти небожители представляют собой безличностные моральные качества, к приобретению которых должен был стремиться каждый праведный зороастриец. Обладание шестью такими качествами как: правдивость (Аша-Вахишта), благие намерения (Воху-Ман), святое благочестие (Спента-Армаити), милосердная власть (Хшатра-Варью), здоровье (Хаурват) и жизненность (Амертат), вело к обретению Святого Духа (Спента-Манью) - седьмого и главного критерия, отличающего истинного носителя Фарна, символизирующего близость к Создателю, от всех прочих людей, погрязших в грехах и пороках. Спента-Манью - воплощение самого Хормазда в числе семи Амеша-Спента. Именно в ипостаси Спента-Манью - Святого Духа Ахура-Мазда противостоит Злому Духу Ангра-Манью.

Культ Амеша-Спента имеет древнее индоиранское происхождение, о чем свидетельствует наличие лингвистических соответствий в индийских Ведах, но сверхзначимость Амеша-Спента выдвигается на первый план именно в гатах Заратуштры. Согласно зороастрийской космогонии, изложенной в пехлевийском тексте «Бундахишн» («Творение основ»), Ахура-Мазда создал последовательно семь благих творений - огонь, воздух, воду, землю, растения, животных и человека. Амеша-Спента выполняют функции покровителей этих стихий - Аша-Вахишта покровительствует огню, Хшатра-Варью - небу, Хаурват - воде, Спента-Армаити - земле, Амертат - растениям, Воху-Ман - животным, а Спента-Манью - человеку, который является высшим из всех созданий Хормазда.

Основным постулатом зороастризма является утверждение о том, что в мире происходит постоянная борьба двух полярно противоположных начал, воплощающих добро и свет, с одной стороны, и тьму, исполненную зла, с другой. Два этих начала возникли из пустоты когда-то на заре Мироздания. Светлое начало воплощает собой Святой Дух Спента-Манью (он же - демиург Ахура-Мазда, т. е. «Господь Премудрый»). Темное начало олицетворяет Злой Дух Ангра-Манью, который добивается неограниченной власти над миром, и чьим единственным желанием является разрушение всего, что было сотворено Создателем. Авеста умалчивает о происхождении Ахурамазды, но вместе с тем говорит о существовании его двойника-антагониста Ангра-Манью (Ахримана в поздней пехлевийской традиции).

Зерваниты считали первопричиной всего сущего вечность Зервана Акарана, породившего Ахурамазду и Ахримана. Согласно версии зерванитов, Ахура-Мазда и Ангра-Манью были братьями-близнецами, воплощавшими собой два полярно противоположных принципа - созидания и разрушения. «Близнечную» часть зерванитского мифа следует признать самой древней, поскольку представления о двух близнецах-антагонистах мы встречаем в мифах различных народов на самых ранних этапах формирования общества.

Древние мифы, в том числе и зерванитский миф о борьбе братьев-близнецов, являются мифопоэтическим выражением архетипов бессознательной стороны человеческой психики. В первобытные времена рождение близнецов вызывало у людей суеверный страх. Их появление на свет связывалось с некой нечеловеческой силой. Практически во всех мифологических традициях мы встречаем мифы о близнецах, которые претерпевали некоторые изменения по мере «взросления» самого человеческого общества. Как бы мы сейчас ни интерпретировали различные варианты близнечного мифа, современному человеку все равно не удастся ощутить всего того многообразия чувств, переполнявших душу древнего человека при виде того, как рождаются, растут и развиваются близнецы, похожие друг на друга как две капли воды.

Существует целый ряд архаических мифов, в которых близнецы представляют собой угрозу для собственных родителей, но чаще всего агрессия одного близнеца направлена против другого, что находит отражение в позднейших дуалистических концепциях о борьбе братьев-антагонистов, воплощающих мифологему борьбы света и тьмы. В мифах о братьях-близнецах, характерных для дуалистических мифологий (не только персидской, но и мифологий индейцев Северной и Южной Америки и народов Океании), между братьями с самого их рождения возникает соперничество. В близнечных мифах один из братьев связывается со всем хорошим и полезным, другой же - со всем злым и плохим. В авестийском мифе Ахура-Мазда - создатель обоих миров, творец благих стихий, растений, животных и человека. Его противник близнец Ангра-Манью, не сумев создать ничего благого, породил змей, скорпионов, пауков и прочих отвратительных тварей. В мифологии американских индейцев ирокезов и гуронов добрый брат-близнец Иоскеха - творец солнца и всего полезного на земле, а его младший брат Тавискарон - создатель скал, вредных животных, насекомых, шипов и колючек, он вызывает землетрясения и извержения вулканов.

В мифе о рождении Ахура-Мазды и Ангра-Манью говорится о том, что Зерван обещал даровать власть над миром первенцу (им должен был стать Ахура-Мазда). Ахура-Мазда благодаря своему всеведению, знавший об этом, поделился своим знанием с Ангра-Манью. Пожелав во что бы то ни стало родиться первым и обрести благодаря этому власть над миром, Ангра-Манью прорвал чрево Зервана, назвав себя Хормаздом. Зерван, увидев отвратительное обличье Ахримана, отверг его, но тот потребовал обещанной первенцу власти. Зерван не смог нарушить собственного слова и позволил Духу Зла править миром, ограничив срок его правления 9000 лет, по истечении которого должна навечно установиться добрая власть благословенного Хормазда.

Зерванитский миф сохранился в изложении Михр-Нарсе - персидского полководца, приславшего армянским епископам и князьям подробное изложение зороастровой религии, убеждая их принять ее. В послании сказано: «Михр-Нарсе великий повелитель Ирана и Турана князьям великой Армении привет. Знайте, что всякий человек, под небом живущий и не следующий религии Мазды, слеп, глуп и обманут дэвами Ахримана. Когда неба и земли еще не существовало, Зерван, великий бог, в продолжение тысячи лет приносил жертвы, говоря: может быть, родится у меня сын, по имени Ормазд, который сотворит небо и землю.

Во чреве его зачались двое, один за приношения, другой за сомнение. Когда он узнал, что двое во чреве его, то сказал: тот, кто первый родится на свет, получит царство мое. Зачавшийся от сомнения прорвал чрево и вышел в свет. Кто ты? - спросил его Зерван. Сын твой Ормазд, отвечал он. - Нет! Сын мой светозарен и благовонен, возразил Зерван; ты же мрачен и зол. Но когда тот горько заплакал, Зерван дал ему царство на время.

Потом родил он другого сына, которого назвал Ормаздом, отнял царство у Ахримана и отдал Ормазду, сказав ему: «До сих пор я делал тебе приношения, теперь ты мне приноси». Тогда Ормазд сотворил небо и землю; Ахриман же, напротив, сотворил зло. Таким образом разделились все творения: ангелы - Ормазда, а дэвы - Ахримана. Все блага, нисходящие с небес на землю, суть дела Ормазда; а все злополучия, здесь и там совершающиеся, создал Ахриман. Все доброе на земле создал Ормазд, а все недоброе Ахриман; так, Ормазд создал человека, а горести, болезни и смерть создал Ахриман. Несчастия, поражения и бедственные войны суть творения злого начала; но благоденствие, могущество, слава, почести, здоровье телесное, красота лица, красноречие, долголетие получают существование от благого».

Как уже говорилось, Дух Истины Ахура-Мазда создал саму жизнь, к его творениям относятся такие благие стихии, как огонь, воздух, земля, вода, животные, растения и человек. Враг всего живого - Ахриман ворвался в созданный Ахура-Маздой благой материальный мир и осквернил все, что только сумел. В мире появились болезни и смерть, ненависть и жадность, пороки овладели людьми, и горечь разочарования пришла на смену радости жизни.

Между Ахура-Маздой и Ангра-Манью идет непримиримая борьба, которая в конце времен закончится торжеством сил света - Ахура-мазды и его помощников - Амеша-Спента, вызванных к жизни Создателем мира. Именно Ахура-мазде и его архангелам - Амеша-Спента посвящена первая неделя зороастрийского календарного месяца. Десятый месяц зороастрийского календарного года посвящен Богу-Творцу - Ахура-мазде и носит название «Датуш», что означает «творящий», «дарующий», «дающий». К Ахура-мазде всегда обращались за помощью как к дарителю всевозможных благ. Ведь само имя «Датуш» содержит в себе корень «дать». Верховное божество древних славян Даждьбог выполняло подобную функцию, а просители так и обращались к нему: «Дай Бог!»

Согласно пехлевийским космогоническим текстам, Ахура-Мазда знал о намерениях злобного Ангра-Манью, он знал, что космическая битва неизбежна и потому сотворил духовные образы созданий, которые нужны ему были для победы в битве со злом. Три тысячи лет они оставались неподвижными и неосязаемыми телами. Ангра-Манью (по-среднеперсидски - Ахриман) не знал о существовании Ахура-Мазды (Хормазда) и потому, как только он поднялся из бездны и вошел в область света, он попытался разрушить сияющее царство. Когда же он увидел Хормазда, чья храбрость и превосходство были гораздо большими, чем его собственные, он упал во тьму. Там он создал демонов и чудовищ и вместе со своим войском вновь поднялся к пределам света. Хормазд предложил Злому духу мир, но тот отказался, тогда всеведущий Хормазд решил создать пространственно-временной предел для существования зла. «Бундахишн» («Сотворение основ») - пехлевийский текст, являющийся среднеперсидским переложением утраченного Дамтат-наска «Авесты» - свода космогонических представлений зороастрийцев, следующим образом воспроизводит эпизод «вселенского договора»:

«…Благодаря всеведению, Ормазд узнал: «Если я не создам время соперничества, то он сможет мои творения обмануть и подчинить себе, так как и теперь, в период Смешения, есть много людей, которые совершают больше грехов, чем праведных дел». И Ормазд сказал Злому духу: «Согласись со временем, чтобы наша борьба в период Смешения продлилась девять тысяч лет». Потому что он знал, что с принятием этого времени Злой дух будет обессилен. Тогда Злой дух, ненаблюдательный и неумный, одобрил такое соглашение, подобно тому, как два воюющих друг с другом человека назначают время: «В такой-то день сразимся». Ормазд, благодаря всеведению, знал, что в течение этих девяти тысяч лет три тысячи лет все будет происходить по воле Ормазда, три тысячи лет - в смешении воли Ормазда и Ахримана, а в последние три тысячи лет Злой дух будет обессилен, и они прекратят противостояние из-за творений» .

Затем Ахура-Мазда прочитал 21 слово Ахунвара - самой священной молитвы зороастризма и показал Ахриману свою победу в конце времен, бессилие Злого духа и уничтожение его чудовищных порождений. Когда молитва была прочитана Богом-творцом, Дух Разрушения потерял силу на три тысячи лет, во время которых Ахура-Мазда создал свои творения в материальном облике. Среди материальных творений Хормазда последовательно появились небо, вода, земля, растения, животные и человек, и во всем этом был распределен огонь, который, согласно представлениям зороастрийцев, является физическим проявлением космического тела Хормазда.

По прошествии трех тысяч космических лет Ахриман, набравшись сил, вновь совершает нападение на сотворенный мир. Он разбивает небесную сферу, пробивает землю, оскверняет воздух и растения, насылает болезни и смерть на первобыка Эвходата и первочеловека Гайомарта. Три тысячи лет проходит в смешении воли Бога и дьявола, в течение которых страдают от нападок бесов и болезней люди - потомки Гайомарта, звери - потомки Эвходата и растения, происходящие от Хаомы - Древа Всех Семян. Амеша-Спента (Бессмертные святые) и другие Язаты (Достойные поклонения), созданные Ахура-Маздой, ведут борьбу с силами зла в небе, на земле и на воде, в результате чего в Мироздании устанавливается шаткое равновесие сил Света и Тьмы.

Зороастрийцы убеждены, что победа сил Света над силами Тьмы невозможна без участия в космической битве человека. Для того чтобы пробудить человечество от спячки, на исходе трехтысячелетней эпохи Смешения в мир был послан Заратуштра - провозвестник святой маздаяснийской веры. Между рождением первого человека Гайомарта и рождением Заратуштры проходит три тысячи лет, и столько же времени должно пройти между появлением Заратуштры и приходом в мир Саошьянта - Спасителя, который возвестит о Страшном суде и наступлении последних времен. Миссия Заратуштры, чье рождение ознаменовало начало Эпохи Разделения, заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога и необходимости борьбы со злом во всех его проявлениях. Заратуштра дал человечеству оружие для этой борьбы, заключающееся в молитвенной формуле Ахунвар, который был прочитан Ахура-Маздой во Времени Акарана. Сила этой молитвы была столь велика, что сковала действия Злого духа на три тысячи лет. Ахура-Мазда научил Заратуштру этой молитве, а тот уже передал Слово Божье всем остальным людям как наилучшее оружие в борьбе с дэвами (бесами).

По истечении отведенных на борьбу со Злом девяти тысяч космических лет материальная Вселенная пройдет очищение в космическом пламени и перейдет в духовное состояние Зервана Акарана, при этом Ангра-Манью вместе со всеми своими чудовищными порождениями будет уничтожен. Конец света в зороастрийской традиции называется Фрашегирдом, и, согласно авестийской мифологии, перед наступлением Фрашегирда Хормазд (Юпитер) прочтет Великую молитву Ахунвар, впервые произнесенную им в бесконечном времени (Зервана Акарана) при сотворении материального Мира. Прочтение этой молитвы ознаменовало рождение материального Мира и ограничение духа Зла - Ангра-Манью - в пределах замкнутого времени, а в конце времен возвестит об окончательном уничтожении космического Зла.

Эта молитва воплощает собой силу Божественного Слова, способного творить миры и побеждать зло. Библейские и евангельские изречения: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» или же «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», - восходят к зороастрийскому представлению о Боге, как некоему рождающему космическому началу, воплощенному в Слове. «Все чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» - сказано в Евангелии от Иоанна, и это полностью соответствует зороастрийскому осмыслению понятия Божественного Слова. Святая троица маздаяснийской религии - Ахура-Мазда, Воху-Ман и Аша-Вахишта - представлена морально-этической триадой: «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело». В этой триаде Ахура-Мазда проявляется как Благое Слово - Мантра Спента (букв.: «Священная молитва»).

Ахунвар - магическая формула, состоящая из семи строк, заключающих 21 слово, каждое из которых имеет особый вес. Значимость Ахунвара для зороастрийцев можно сравнить со значением молитвы «Отче наш» («Pater noster») для христиан. По своему содержанию она принципиально отличается от прочих молитв, поскольку не содержит какой-либо просьбы к Богу: верующий лишь высказывает свое желание скорейшего наступления Царствия Божьего и утверждения Его Святой воли. Многочисленные переводы Ахунвара на современные языки предлагают различные варианты толкования этой древней молитвы, но общий смысл их сводится к следующему:

Поскольку Он избран Миром,

то суждение, исходящее из самой Истины,

да перейдет на деяния Благого Помысла в Мире,

равно как и сила Мазды Ахуры, который поставлен

пастырем над людьми.

Все современные исследователи склонны считать, что авторство Ахунвара принадлежит самому Заратуштре - пророку маздаяснийской религии. Значимость Ахунвара для этой, самой древней монотеистической религии переоценить невозможно - им побеждаются бесы, им раздвигаются рамки пространственно-временного континуума. Ахура-Мазда, прочитав Ахунвар в бесконечном времени, сковал Злого духа Ангра-Манью в ограниченном пространстве и времени материального Мира, созданного специально для этой цели. Ахура-Мазда посредством Заратуштры передал Ахунвар всему человечеству, как наилучшее оружие для борьбы со злом, в Эпоху разделения Добра и Зла.

Дуальность авестийской религии заставляет последователей Зороастра смотреть на эту жизнь, как на арену космической битвы между силами Добра и Зла. Каждый истинный зороастриец обязан сделать в своей жизни сознательный выбор в сторону Добра и с этого момента следовать выбранной стезе до конца своих дней. Путь верующего зороастрийца - это путь воина, пресекающего все проявления Зла, как в самом себе, так и вокруг себя.

Все человечество переживает сейчас эпоху смешения Добра и Зла, и на каждом из нас лежит ответственность за происходящее в мире. Мы все являемся участниками великой космической битвы, которая неминуемо закончится торжеством сил света и справедливости. Но каждый наш шаг, каждое действие и каждое сказанное слово способны либо приблизить, либо отдалить этот долгожданный момент торжества светлого воинства АХУРА-МАЗДЫ.

Зороастрийский храм

Из книги Шри Чайтанья Шикшамрита автора Тхакур Бхактивинода

Божество Воплощение Господа в виде статуи или изображения, установленное на

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Божество Так же как Господь Кришна является в звуке Своего святого имени, Он является в арка-аватаре, воплощении Божества, которому поклоняются в храмах. Во всех храмах ИСККОН по всему миру религиозная деятельность концентрируется на поклонении Божеству Господа,

Из книги 08_Неизлечимых болезней нет. автора Панова Любовь

Главное - не врач, главное - пациент Даже Иисус мог лечить только тех, кто в Него верил. Никого из неверующих вылечить Он так и не смог.Некоторых, тех, кто верил особенно сильно, Иисус смог вылечить даже на расстоянии.И напротив, известно множество случаев, когда богатые и

Из книги Пифагор. Том II [Мудрецы Востока] автора Бязырев Георгий

БИОГРАФИЯ ЗАРАТУШТРЫ Мир стонал под «пытками Прокруста» - Все рыдали люди в мире том. Но когда родился Заратустра, Не заплакал - засмеялся он… Пророк Заратуштра родился 19 августа 580 года до нашей эры в небольшом мидийском городе Раги, что находился в области

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

ПРОПОВЕДИ ЗАРАТУШТРЫ Испытавший побои, лишения, Так молился в изгнанье пророк: «О, мой Бог, моя цель и свершение, Я - Твой корень, а Ты - мой цветок…» Сколько времени пробыл Заратуштра в Шамбале, он и не помнил. Как он шел домой - он и не ведал. Просто он однажды вечером

Из книги Учение древних ариев автора Глоба Павел Павлович

АСТРОЛОГИЯ И ХРОНОЛОГИЯ ЗАРАТУШТРЫ Дух хороший, Спента-Манью, Создал Землю пением. Тут вмешался Анхра-Манью - Смазал настроение… Согласно тому, как восходит звезда Тиштрии (Сириус), будет протекать и год в странах ариев. Для предсказания на год должны вестись

Из книги Шри Аурбиндо. Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавадгита автора Ауробиндо Шри

АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ЗАРАТУШТРЫ Кто-то созвездье Рыбы ночью в реке поймал И приволок на рынок - дешево отдавал. Люди бросали монеты - дешево отдавал… А над седой планетой в небе зиял Провал… На следующий день старший сын Заратуштры по имени Урвататнара по наказу

Из книги Шри ауробиндо. Эссе о Гите – I автора Ауробиндо Шри

ФИЛОСОФИЯ ЗАРАТУШТРЫ У верблюда два горба, Он плюет на сложности - Вот единство и борьба Противоположности. Каждый день по четыре часа подряд старший сын Заратуштры рассказывал Пифагору о взаимосвязи между расположением светил на небе и здоровьем людей. Более всего

Из книги Шри Ауробиндо. Упанишады. Кена и другие автора Ауробиндо Шри

ЭТИКА ЗАРАТУШТРЫ Кого поддержим: ангелов, воров ли? Кого услышим: Бога иль вождей? Ни в чем так человек не изворотлив, Как в тайных тяжбах с совестью своей… Старший сын Заратуштры рассказал Пифагору о том, что Пророк провозгласил новый нравственный закон. Он первым

Из книги Всеобщая мифология. Часть I. Когда боги спускались на землю автора Балфинч Томас

БОЖЕСТВО Божество видит себя, свои аспекты и качества отраженными в каждой вещи или создании. Во всяком из них отражен его луч или частица луча.Будь то сияющее солнце в глубинах пространства, стремительная планета, птица, поющая в кроне дерева, скот в лугах, насекомое в

Из книги автора

Зороастризм без Заратуштры - феномен Ахеменидов Кир - выдающийся основатель Мидо-Персидской монархии, покоритель трех могущественнейших народов древности: мидян, лидийцев и вавилонян, оставил столь значительный след в истории, что упоминания о нем остались не только в

Из книги автора

3 – Супраментальное Божество Задан вечный вопрос, переводящий взор человека от видимого и внешнего к тому, что лежит всецело внутри, от малого и познанного, чем он уже стал, к беспредельному непознанному, которым он всегда был по ту сторону этих видимостей, но возрасти до

Из книги автора

Из книги автора

2 – Вопрос: «Какое Божество?» УМ – действующее начало низшего, или феноменального, сознания; витальная сила, или жизненное дыхание, речь и пять органов познания – инструменты ума. Прана, жизненная сила в нервной системе, в самом деле является важнейшим инструментом

Из книги автора

3 – Супраментальное Божество ЗАДАН вечный вопрос, переводящий взор человека от видимого и внешнего к тому, что лежит всецело внутри, от малого и познанного, чем он уже стал, к беспредельному непознанному, которым он всегда был по ту сторону этих видимостей, но возрасти до

Loading...Loading...