Клеточное строение организма. Повторение. Конспект урока на тему "клетка - основа строения и роста живых организмов" Клетки живого организма начальная школа

Гилёва Галина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ г. Абакана «Лицей»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тема «Клетка – основа строения и роста живых организмов»

Тип урока: Открытие новых знаний (технология деятельностного метода)

УМК: «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

Технологическая карта

Тема

« Клетка – основа строения и роста живых организмов »

Цел, задачи

Развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности .

Образовательные: Сформировать у обучающихся понятие «клетка», познакомить со строением клетки, уточнить и систематизировать знания учащихся о значении клетки как основе строения и росте живых организмов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.

Формировать УУД:

Личностные: осознание значимости роли «исследователь», оценка своей работы в этой роли ; формирование устойчивого познавательного интерес к урокам окружающего мира при расширении знаний обучающихся о возможностях воды, практической работы.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и результат своих действий, слушать мнения других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Усвоение понятия «Клетка». Умение называть и показывать составляющие строения клетки; рассказывать о значении клетки, как жизнь клетки связана с образом жизни человека, определять причины и следствие; понимать и называть виды тканей

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД ).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими участниками группы, договариваться о последовательности и результате, учиться представлять другим процесс работы и результат своих действий, слушать мнения других. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; вести наблюдения по заданному признаку; оформлять свою мысль в устной речи и письменной, оформлять свои выводы в таблице

(Познавательные УУД )

Основные понятия

Клетка, ядро, цитоплазма. Костная клетка, нервная клетка, мышечная клетка, клетка эпителия

Межпредметные связи

Окружающий мир (Анатомия, биология, химия)

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Часть 1. Стр. 19-23

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. Стр.22-23 №57,58

Листок исследователя

Презентация «Клетка»

Для учителя: ноутбук, медиапроектор, набор для опытов, микроскоп, демонстрационный материал «клетка лука»

Для обучающихся: листок исследователя, учебник, тетрадь, набор для исследования клетки, толковые словарики

Организация пространства

Фронтальная форма

Индивидуальная работа

Работа в группе

Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Время

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Называют, чем занимаются учёные, какие качества им нужны, повторяют правила поведения на уроке.

Психологический настрой. Минуты гармонии. Создание благоприятной обстановки в классе.

- Добрый день, мои любители природы.

Добро пожаловать в научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть учёными. Чем занимаются учёные?
Задают вопросы. Выдвигают гипотезы, предположения.
Ищут ответы на эти вопросы.
Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки. Делают выводы.

В нашей лаборатории работают четыре научные группы. В каждой группе есть:
Старший научный сотрудник - руководит работой группы.
Помощник – читает задание.
Все остальные – эксперты.

1 мин.

2. Этап актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии.

Цель:

повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Вспоминают пройденный учебный материал.

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

«Мозговой штурм» - работа по группам

Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира, часть природы. Докажите.

Он дышит, питается, растёт, двигается, у него рождаются дети, он умирает.

А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?

Да.

Как?

Мы выросли.

Как вы думаете, почему? Это будет первым проблемным вопросом урока.

Гипотезы.

О чём на уроке мы будем говорить?

Тема урока: Клетка - основа строения и роста живых организмов.

Чтобы вы хотели узнать по этой теме?

Что такое клетка? Как устроена клетка? Какие клетки бывают? Какую работу выполняют? …..

Сколько видов клеток существует?

Чем они могут отличаться и почему?

3 мин.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Обсуждение проблемной ситуации.

Почему не смогли ответить на вопросы?

Недостаточно знаний.

1мин.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, способ, средство).

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Формулируют цель урока.

Называют шаги учебной деятельности.

Знакомятся с листком исследователя.

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Цель урока: Узнать строение, значение клетки

Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)

С помощью чего достигнем цели? (Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации, опыты, свои знания, учитель)

А ещё нашим сегодняшним помощником будет листок исследователя, где выбудете фиксировать полученные знания, оценивать свою работу.

1мин.

5.Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Слушают рассказ учителя

Работа с планом.

Работа в группах.

Дети рассматривают содержимое тарелочек.

Находят нужную информацию в учебнике, дополнительных источниках.

Индивидуальная работа с листком исследователя

Формулируют выводы.

Выступают, делятся полученными знаниями.

Предположения детей

Все живые организмы состоят из клеток.

Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли.

Англичанин Роберт Гук в 1665 году, рассматривая в сконструированный им микроскоп, тонкий срез коры пробкового дерева, насчитал125 млн. ячеек в 1квадратном дюйме (2,5 см). Он назвал их клетками.

Антони Ван Левенгук – голландский натуралист в 17 веке изобрёл микроскоп с увеличением в 200 раз, открыл мир микроорганизмов.

Петр 1 привёз в Россию первый микроскоп

План

  1. Определить значение клетки
  2. Виды клеток

Чтобы наша лаборатория работала успешно, нам нужно вспомнить правила, по которым работают учёные.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Пробовать на вкус любые вещества, брать их в руки.

С осторожностью рассматривать вещества.

Работа по плану.

1) Работа в группах. Группы получают дополнительное задание:

1 группа - Что такое ядро? Значение ядра.

2 группа – Что такое цитоплазма? Значение.

3 группа - Что такое оболочка? Значение.

4 группа: дополнительный материал о клетках.

(На столе лежат тарелочки с набором разных продуктов. Обязательно прикрыты, чтобы дети не видели их.)

Возьмите на парты по тарелочке.

Рассмотрите содержимое на тарелочках: долька апельсина, долька арбуза, помидора, икра рыбы, куриное яйцо.

Как вы думаете, какое отношение они имеют к теме урока?

Проверка. Выступление представителей от групп.

Что является главной частью клетки?

Что такое цитоплазма?

Какую роль играет оболочка?

Вывод: главные части клетки - оболочка, цитоплазма и ядро

Как появилась такая большая морковка? (или какой-либо другой представитель)

(Показывается морковка и семечко, которое сажается)

В природе существуют живые организмы, состоящие, как только из одной клетки, так и многоклеточные.

Большинство организмов многоклеточные.

Из скольких клеток состоит наше тело?

А развивается человек из одной клетки.

А мы можем сделать вывод, что клетка – живая? Давайте подумаем.

Вывод : клетки растут, дышат, питаются, размножаются, умирают.

2) Мы с вами рассматривали растительные клетки. На стр. 22 учебника рассмотрите виды клеток человека

Назовите их. (Костная, нервная, мышечная, клетка эпителия)

Что общего в их строении?

Какие есть отличия? Как бы вы их объяснили?

В нашем организме несколько видов клеток и, конечно, у всех есть определенная работа. (рассматривание рисунков клеток различных тканей) На что похожи нервные клетки? / на …. у них есть лучики/ - как раз по этим «лучикам» проходят сигналы от органов к мозгу и наоборот. Если бы не было этих клеток, мы не могли бы чувствовать, говорить, двигаться и т.д.

Что является опорой нашего тела? (скелет, кости) эти клетки выглядят так…

Благодаря работе мышечных клеток мы можем двигаться. Эти клетки вытянутой формы, очень прочные, могут растягиваться и сжиматься, благодаря чему мы совершаем движения.

Очень интересно размножаются клетки. Этот процесс называется деление пополам . Перед делением ядро увеличивается, растягивается, по середине образуется перетяжка, которая «разрывает» его. Новые ядра расходятся в разные стороны, и между ними начинает образовываться перетяжка из оболочки. Цитоплазма растекается по отсекам, и клетки постепенно отрываются друг от друга. Молодые клетки растут и снова делятся – в результате растет весь организм.

Дополнительный материал. Продолжительность жизни клеток.

А сколько живут клетки? (Столько сколько живёт человек или животное)

Мышечные и нервные клетки долгожители. Они работают непрерывно в течение всей жизни человека. А вот клетки кожи обновляются через 1-2 недели. Коротка жизнь у эпителиальных клеток, покрывающие внутренние стенки кишечника, – всего 1-2 дня. Отмершие клетки постоянно заменяются новыми. Но для этого человек должен питаться, дышать, двигаться.

20 мин.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Проговаривание полученных знаний.

Отвечают на вопросы с опорой на таблицу.

Вспомните, какова тема нашего урока.

На какие вопросы мы хотели найти ответы?

Что мы узнали о клетке?

Закончите предложения:

Всё живое имеет….. клеточное строение.

Главными частями клетки являются: ………..оболочка, цитоплазма и ядро.

Живые клетки ……… дышат, питаются, растут и размножаются.

Клетки отличаются…….. по размерам, форме и выполняемым функциям.

Микроскоп – прибор для изучения ……….. объектов маленького размера.

Так почему мы растём?

4мин.

7.Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Опираясь на полученные знания, дети отвечают на вопросы теста

Тест.

Михаил Васильевич Ломоносов

Роберт Гук

Антони Ван Левенгук

Бинокль

Микроскоп

Телескоп

Только растения

Только животные

все живые организмы

4. Установите соответствие

оболочка полужидкая масса

Питание клетки

Дыхание клетки

деление клетки

3 мин.

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель : самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Самооценивание.

Слушают информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я приобрел…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Хочу узнать …

Создать модель клетки (аппликация или из пластилина). (Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению). Пересказ стр. 20-23

Спасибо за урок. Мне понравилось, что вы были активными, любознательными. Вы – маленькие исследователи!

3мин.

Ядро - самая важная часть клетки. В клетке ядро обычно находится в центре. В ядре хранится наследственная информация о клетке и организме в целом. Например, какого размера должен быть организм, какого цвета у него будут волосы и глаза, на кого будет похож будущий организм – на папу или маму, а бывает такое, что будущий организм может походить на бабушку или дедушку.

Цитоплазма является для клетки внутренней средой. Состоит из вязкого полужидкого вещества, похожего на кисель. К тому же пронизана многочисленными нитями. В цитоплазме живут органоиды (рибосомы, хлоропласты и др.). Цитоплазма есть и в растительной, и в животной клетке. Находится она в постоянном движении, поэтому по цитоплазме перемещаются многие необходимые для клетки вещества, и направляются они именно в ту часть клетки, в которую нужно. К тому же цитоплазма связывает между собой органоиды, и в ней идут многие химические реакции. Если движение цитоплазмы прекращается, клетка погибает, так как, только находясь в постоянном движении, она может выполнять свои функции. Таким образом, функции цитоплазмы: перемещение веществ по клетке и связывание между собой всех частей клетки.

Оболочка . И в растительной, и в животной клетках является своего рода забором, который окружает клетку снаружи. Основная работа – защита. Ведь у клетки, как и у любого другого живого организма, есть свои враги. Поэтому оболочка защищает клетку от воздействия внешней среды. Например, чтобы в клетку не проникли вредные микроорганизмы, продукты обмена и т.д. На поверхности оболочки можно увидеть различные выросты и складки. Благодаря им клетки прочно соединяются между собой. Это помогает им сообщаться друг с другом. К тому же поверхность пронизана мельчайшими отверстиями, которые называются порами. Через эти поры содержимое одной клетки соединяется с содержимым других клеток-соседок, перемещаются некоторые вещества.

Ф.И.

План

  1. Найти и рассмотреть клетку, определить строение, зарисовать клетку в листе исследователя.
  2. Определить значение клетки.
  3. Определить виды клеток

Строение клетки

Тест

1. Кто является первооткрывателем клеток?

а) Михаил Васильевич Ломоносов;

б) Роберт Гук;

в) Антони Ван Левенгук.

2. Как называется прибор для наблюдения за клетками?

а) бинокль;

б) микроскоп;

в) телескоп.

3. Какие организмы состоят из клеток?

а) только растения;

б) только животные;

в) все живые организмы.

4. Установите соответствие

ядро небольшое тело, расположенное во внутренней части клетки

цитоплазма внешняя оболочка клетки

оболочка полужидкая масса

5. Что является причиной роста любого организма?

а) питание клетки;

б) дыхание клетки;

в) деление клетки.

Учитель начальных классов Файзуллина О.В.

Так клетка, кажется мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

Тип урока : урок формирования и совершенствования знаний.

Цель урока:

пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.

Задачи:

образовательные:

Создать условия для формирования у детей представлений о строении клетки; познакомить с отличительными признаками растительной и животной клеток;

Обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки

Проследить межпредметные связи биологии с литературой и физической культурой по вопросам здорового образа жизни;

Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

Развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

Формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;

Пропагандировать здоровый образ жизни;

Воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Личностные УУД:

Внутренняя позиция школьника;

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

Самоанализ и самоконтроль результата;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации;

Применение методов информационного поиска;

Способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

Формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Коррекция;

Оценка.

Методы:

словесный – беседа на основе знаний учащихся;

наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;

практический – работа с интерактивными тренажерами;

исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;

Методические приемы:

логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;

организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;

технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.

Оборудование : компьютер, микроскопы, мультимедийный проектор, эк ран

Ход урока:

Этапы урока, цель

Здравствуйте, садитесь. На столах у вас: учебник, школьные принадлежности, микроскоп, маршрутный лист урока. Итак,… Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Возьмитесь за руки и повторяйте: Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!
2. Постановка цели и темы урока Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся

3.Мотивация. Создание проблемной ситуации. Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

II . Актуализация знаний. Цель: повторить и обобщить знания учащихся по пройденной теме.

1. Введение новых знаний с опорой на опыт детей.. Цель: выявить уровень знаний по изучаемой теме Изучение нового материала: Введение в тему. Погружение в тему.

III .Физминутка (3мин) IV .Первичное закрепление нового материала.

V .Работа по учебнику

VI . Закрепление Цель: повторить и закрепить изученный материал.

VII. Итог урока

1.Рефлексия. (1 мин)

2.Домашнее задание

В далекой туманной дождливой стране – Англии жил – был великий ученый. Звали его Роберт Гук. Занимался он очень интересным и важным делом – исследованием. Для этого он придумал диво – аппарат, который увеличивает и помогает увидеть: из чего построены маленькие организмы – микроскоп.Как – то, в теплый зимний вечер, Роберт Гук решил под микроскопом рассмотреть ………………………………………………………Долго настраивал он микроскоп, уселся поудобнее и посмотрел в окуляр. Там он увидел много – много шариков. Роберт увеличил изображение, чтобы рассмотреть из каких частей состоят эти шарики Сегодня я предлагаю вам стать исследователями.

    Организует и направляет деятельность учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

( На доске надпись:КЛЕТКА – живой кирпичик организма.)
- Прочтите, что написано на доске? Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.) Именно клетка составляет основу любого организма. слайд - Чтобы вы хотели узнать о клетке? (Ученики: узнать строение клетки, узнать какую работу она выполняет в организме?)
Учитель: А теперь посмотрите на слайд и сравните, совпали ли наши цели урока? 1. Узнать строение и функции животной клетки. 2. Определить роль каждого органоида в жизни клетки. 3.Научиться распознавать органоиды по внешнему виду.
Теперь нам ясно видно, что цели наши совпали и потому. Вперёд в « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЛЕТКЕ »!!!

А зачем нужно знать строение клетки. (Ответы учеников)

Именно в клетках начинают развиваться изменения, приводящие к заболеваниям. Поэтому у медиков часто возникает потребность в очень подробном изучении клеток больного человека, их строения, формы, химического состава, обмена веществ. Представления о строении и развитии клетки широко используются в генетике - науке о наследственности и изменчивости организмов. Иногда знания клеточной теории помогают криминалистам обнаружить преступника, установить отцовство, и выявить еще многое другое - волнующее, таинственное, неизвестное.


Каждый уважающий себя путешественник должен проверить насколько он хорошо собрался в путь. Что можем мы взять с собой в дорогу познания?
(Ученики:- оборудование (микроскоп, учебник, дополнительный материал).) Учитель: правильно, но мы ещё должны взять с собой одну из самых важных вещей - багаж знаний, который мы накопили на предыдущих уроках.
Игра «Дополни предложение»
Когда говорят, что организм человека работает как часы, имеют в ввиду, что нервная система, одновременно управляя жизнедеятельностью всех систем, позволяет телу совершать все необходимые движения с помощью опорно- двигательного аппарата, что у человека здоровое сердце, которое обеспечивает движение крови по организму, а хорошие легкие - газообмен. В тоже время пищеварительная система обеспечивает переваривание пищи, а мочевые органы и органы пищеварения совместно выводят из тела отработанные продукты обмена веществ. Каждая система органов необходима для жизни и деятельности человеческого организма.
Человек относится к миру живой природы Отправимся в путешествие ….
Итак, запишите в маршрутных листах тему урока.

Рассмотрим, как выглядят ткани разных органов человека

Увидели много много шариков, которые по форме похожи на клетку

Проделав работу, вы в маршрутных листах отметьте строение клетки и сделайте вывод.

Выступления учащихся

Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением клетки. Любая клетка покрыта снаружи оболочкой ./ мембраной/ Оболочка отделяет содержимое клетки и клетку от внешней среды. В ней есть отверстия поры . Поры в оболочке клетки необходимы для обмена веществ с окружающей средой, через них в клетку поступает и выходит из нее вода и другие вещества.
Внутри клетки, все ее пространство занято бесцветным вязким веществом. Это цитоплазма . Она медленно движется – это одно из свойств живой клетки. Эта жидкость переносит питательные вещества. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме располагается ядро. Ядро главный органоид клетки, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности. В нем содержатся особые тельца – хромосомы, в которых хранится вся информация о клетке, которая, не умирая, будет передаваться от клетки к клетке, из поколения в поколение, бережно пронося эстафету Жизни.
Метахондрии – расположены в цитоплазме клеток. Форма их различна. Они могут быть овальными, палочковидными, нитевидными. Участвуют в обмене кислорода, называют «энергетические станции» клетки.
Эндоплазматическая сеть Эндоплазматическая сеть связывает между собой основные органоиды клетки. Представляет собой систему трубочек и полостей . Здесь вырабатываются питательные вещества. Лизосомы - это маленькие пузырьки. С их помощью осуществляется внутриклеточное пищеварение. Основная их роль вывод из клеток, отработанных продуктов питания Микрофиламенты –это очень тонкие белковые нити диаметром 5-7 нм. Они помогают клетке двигаться Почти во всех животных клетках содержатся полые цилиндрические неразветвленные органеллы, называемые микротрубочками . Они помогают клетке сохранять свою форму. Вывод : клетки любого человеческого органа, соединенные между собой межклеточным веществом, образуют ткань этого органа/ нервные клетки образуют нервную ткань, жировые клетки – жировую, мышечные клетки – мышечную ткань/ Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями
Вставить пропущенное слово Все клетки друг от друга отделены клеточной (плазматической)... - плотной прозрачной оболочкой. Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - …. В цитоплазме располагаются многочисленные.... . Важнейшим органоидом клетки является.... , которое хранит наследственную информацию. Энергетический центр клетки … . Термины: цитоплазма, митохондрия, клетка, мембрана, ядро, органоиды Выписать основные функции клеток
    Обеспечивают организм кислородом Защищают от микробов Помогают двигаться Образуют влажный защитный слой
Вывод: все живые клетки дышат, питаются, растут, размножаются и погибают. При размножении клетки делятся, затем снова растут и снова делятся, образуют новые, себе подобные клетки. Замена погибших клеток в организме происходит постоянно, пока человек живет. Деление клеток способствует росту человека – его костей, мышечной и всех других тканей, заживлению порезов, ран, поврежденных мышц, срастанию сломанных костей
Самостоятельная работа Тест
1. Кто является первооткрывателем клеток? А. М. Ломоносов Б. Дж. Бруно В. Р. Гук 2.Как называется прибор для наблюдения за живыми клетками? А. Бинокль Б. Микроскоп В. Телескоп 3. Какие организмы состоят из клеток? А. Только растения Б. Только животные В. Все живые организмы 4.Установите соответствие:

1 Ядро

5. Что является причиной роста любого организма?

А. Питание клетки

Б. Дыхание клетки

В. Деление клетки /способствует росту человека, его костей, заживлению ран, порезов, поврежденных мышц, срастанию поломанных костей./

6. Сколько видов клеток находится в организме человека?

А. 100

Б. 200

В. 300

К сожаление нам пора возвращаться путешествие подошло к концу

Вывод: клетка - живой кирпичик организма, мы можем назвать ее не только кирпичиком – «частицей» нашего организма, но и целой страной, в которой живут свои граждане, каждый из которых выполняют свою, нужную этой стране, работу. Как и системы органов, клетки работают согласованно со своими соседями.

Так клетка, кажется, мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…

В маршрутных листах оцените работу на уроке, подчеркнув нужный смайлик.

Выставление оценок

1. Стр. 12-13,учебник Т.с.4-5

2. Подготовить сообщение об открытии клетки

3.Сочините сказку о приключениях органоидов клетки.

Урок окончен, всем СПАСИБО!

Урок окружающего мира в 4 классе

УМК система Л.В. Занкова

Учитель Титова Светлана Анатольевна МБОУ «Степновская СОШ»

Тема урока . Клетка – основа строения и роста живых организмов.

Цель. Организовать работу учащихся с текстом для получения следующих результатов :

предметных: 1. называет составляющие клетки; 2. называет виды клеток и виды тканей; 3. устанавливает причинно – следственные связи; 4. рассказывает о жизнедеятельности клетки; 5. рассказывает о продолжительности жизни клеток;

метапредметных

    познавательных:

Находит необходимую информацию для решения дидактической задачи с помощью учебника;

- осуществляет запись ( фиксацию ) информации в форме таблицы , схемы;

2. коммуникативных:

- распределяет функции, роли в совместной деятельности , учитывая интересы и возможности партнёров ;

3. регулятивных:

Планирует действия в соответствии с поставленной задачей;

Осуществляет контроль по результату.

Ход урока.

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Введение в тему урока.

Какие задания вы выполняли дома?

Работа в группе.

Покажите друг другу свои фотографии, свои записи.

Какой можно сделать вывод?

Почему вы подросли?

Измеряли свой вес, рост и записывали в рабочую тетрадь. С помощью родителей записали рост и вес при рождении. Сравнили фотографии (я дошкольник, я в настоящее время).

Дети делятся впечатлениями в группах.

Мы подросли, поменялась наша внешность, изменился вес….

Предположения детей: все живые организмы растут; кости стали больше; мы состоим из клеток, а они растут….

3. Целеполагание.

Ребята, вы сделали много предположений по поводу того, почему человек растет. Но, истина всегда одна. Какую цель можно поставить на урок?

Дети формулируют цель:

Узнать причину роста человека.

4. Работа по теме урока.

1.Работа в группе (рис. на стр. 20 «Строение клетки», клетка куриного яйца в блюдце и рис. «Клетка луковой шелухи» (увеличение под микроскопом).

Сравните рисунки и куриное яйцо. По итогам наблюдений заполните схему «Строение клетки»

Какие выводы можно сделать?

Представьте свои схемы, расскажите, из каких частей состоит клетка.

2. Работа с текстом. Преобразование информации в схему, таблицу. Дети получают пакеты с заготовленными таблицами, схемами, готовыми словами и выражениями. Нужно, используя текст учебника, заполнить таблицы и достроить схему (стр. уч. 21-23).

Таблица для гр. № 1.

Схема для гр. № 2

Протяженность жизни клетки

Таблица для гр. № 3.

Таблица для гр. № 4.

Жизнедеятельность клетки

3. Представление результата работы групп.

Дети сравнивают куриное яйцо и рисунок, заполняют схему

Строение клетки

ядро цитоплазма оболочка

ВЫВОД 1: куриное яйцо – это клетка.

ВЫВОД 2: клетки бывают невидимые глазом и такие, которые можно увидеть без микроскопа.

Дети рассказывают о строении клетки, демонстрируя схему.

При помощи текста дети заполняют таблицы и составляют схему.

Дети демонстрируют результаты: гр. № 1.

название ткани

пример

костная

костная ткань, хрящевая

кости ног, кости рук

эпителия

эпителиальная ткань

кожа

нервная

нервная ткань

нерв глаза

мышечная

мышечная ткань

мышцы рук

гр. № 2

Протяженность жизни клетки

долго коротко

мышечная клетка клетки эпителия

нервная клетка (обновляются через 1-2 дня –

в кишечнике; обновляются

через 1-2 нед – клетки кожи

Таблица для гр. № 3.

Причинно – следственные связи

следствие

клетки много работают

клетки получают много питательных веществ, кислорода

клетки мало работают

клетки получают мало питательных веществ, кислорода

спортсмен постоянно занимается физической работой

увеличиваются и крепнут мышцы

мышцы слабеют

человеку нужна посторонняя помощь, ходит с трудом

человек долго болеет, лежит в кровати

слабеют мышцы

гр. № 4.

Жизнедеятельность клетки

доказательство, условие, примеры, следствие

клетка- живой организм

дышит, питается, размножается, растет, умирает

клетка гибнет

нет кислорода, нет пищи

клетка растет и делится

есть дыхание, есть питание

клетки работают

одни вещества превращаются в другие

5. Рефлексия.

Так почему же человек растет?

Покажите процесс деления клетки при помощи схемы. В каждой группе имеется подсказка. Но, вы можете справиться с заданием без нее.

Схема «Процесс деления клетки»

подсказка:

Организм человека состоит из клеток. Клетки - живые организмы. Они растут, делятся, их становится больше, и мы растем.

Дети демонстрируют схемы:

6. Домашнее задание

- № 9 стр. 5 (рабочая тетрадь)

План конспект урока по окружающему миру для 4 класса

на тему: "Клетка - основа строения и роста живых организмов"

Цели:

Установить взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов;

Познакомить со строением клетки - основной строения и роста живых организмов - и видами клеток.

Оборудование: таблица "Организм человека", микроскоп,препарат " кожица лука " ,карточки с заданием для работы в группах.

Ход урока

1.Проверка усвоения предыдущей темы.

Дома вы заполняли таблицу на стр.2 Как отличались средства передвижения древнего человека от средств передвижения современного человека? Почему?

О каких изобретениях вы подготовили сообщения дополнительно? (Выслушивается сообщения учеников).

Итог.

Какое, на ваш взгляд, изобретение самое важное? (Рассуждения детей,подвести к выводу о том,что изобретения важны для жизни человека, но изобретение колеса считается самым значительным изобретением человечества.)

2.Изучение нового материала.

1.Введение в тему урока.

Человек живет в окружающем его мире. Он - часть этого мира. Можно ли человека считать частью природы? Докажите.

Являясь частью самой природы, человек создает для себя условия, в которых он себя чувствует комфортно, он изобретает для того, чтобы облегчить свой труд. Человек стремится совершенствовать мир вокруг себя и самого себя в мире.

Человек всегда стремился познать себя и свой организм.

Как вы думаете, для чего?(Выслушивание вариантов учащихся.)

Какие органы человека вы знаете? (Рассматривают плакат "Организм человека "и разгадывают кроссворд.

Учитель показывает на плакате органы, ученики заполняют кроссворд.

1.Желудок.2.Сердце.3.Лёгкие.4.Глаз.5.Печень.6.Почки.7.Зубы.8.Мозг.

Ключевое слово -ОРГАНИЗМ.

Как вы понимаете,что такое организм человека?

В ходе рассуждений детей приходим к выводу: Организм- это система органов,взаимосвязанных между собой и образующих единое целое - тело человека.

Запишите понятие в "Мой словарь и справочник"(Тетрадь стр.35.)

Люди с древнейших времён пытались изучать свой организм.В истории науки есть такой пример. Триста шестьдесят лет назад английский студент-медик Вильям Гарвей приехал в Италию закончить образование. Там он стал изучать внутреннее устройство человека, вскрывать трупы. В те времена трогать умершего считалось страшным преступлением. Тому, кто на это решался,угрожала казнь: его сжигали на костре как колдуна. Гаврею тайно приходилось вырывать на кладбище трупы и, прячась от свидетелей, вскрывать их в подвале заброшенного дома.

Вот так, рискуя собственными жизнями, люди изучали свой организм.

Как вы думаете, изменился ли ваш рост и вес с момента рождения?

А почему вы выросли? (Потому что наш организм состоит из клеток.)

2.Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока "Клетка - основа строения и роста живых организмов".

Как вы считаете, что будет главным на уроке? (Изучение клетки.)

Все наши органы составлены из бесчисленного множества мельчайших живых частиц - клеток.

3.Практика под руководством учителя.

Демонстрация под микроскопом препарата "кожица лука".

Что вы видите под микроскопом? (Клетки так малы, что не вооруженным глазом их не разглядишь.)

Впервые клетку живого организма увидел в 17 веке ученый Антони ван Левенгук, который стал изобретателем первого микроскопа.

Каково же строение клетки? Посмотрите схему в учебнике на стр.14

Из каких основных частей состоит клетка? (Ядро, цитоплазма, оболочка.)

Учитель раздает карточки по группам.

1-я группа:Все ли клетки имеют очень маленькие размеры?

Если нет, докажите свой ответ примерами.

2-я группа:Докажите что клетка -живой организм.

3-я группа: Как вы думаете, что такое куриное яйцо.

4-я группа: Все ли клетки одинаковые?

5-я группа: В среднем человек живет 70 лет, верно ли утверждение, что и возраст клетки такой же, как и у человека?

6-я группа: Почему необходимо вести подвижный образ жизни, занимаясь физическими упражнениями?

Проверка.

5.Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Что было главным на уроке?

Выполнили мы поставленные учебные задачи?

Какие открытия вы сегодня для себя создали?

О чём бы вы хотели рассказать своим родителям?

Домашнее задание

Тетрадь стр.3.№4,5,6

КОНСПЕКТ УРОКА

1 (ПРЕОБ РАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ)

Перед вами - ростометр. Обозначьте звёздочкой свой рост, когда вы родились. Теперь обозначьте свой рост в текущий момент. Сделайте вывод.А теперь поработаем со схемой весов. На какую чащу вы разместили бы себя с тем весом, который был у вас при рождении? А в настоящий момент? Почему?

2. Определение темы урока. Актуализация знаний. Какие вопросы вы могли бы сформулировать по этим выводам? Что нам поможет ответить на эти вопросы? Узнать главного «виновника» изменений нашего роста и веса мы сможем, разгадав кроссворд:

1. Я - защитница-помеха

У яйца и у ореха. СК ОРЛУПА

ЦЫПЛ ЁНОК

3. Что за белое покрывало

Внутри яйца к скорлупе пристало? БЕ ЛОК

4.За белком - ты посмотри-

Что такое там внутри? ЖЕЛТ ОК

5. Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без … К ИСЛОРОДА

6.Чтобы быть здоровым, получая знания,

Очень важно, чтобы было правильным… ПИТА НИЕ

Прочтите ключевое слово. О какой клетке может идти речь на этом уроке? Итак, тема урока - «Клетка - основа строения и роста живого организма».

3. Открытие детьми нового знания. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ) Сейчас изучите новый материал, работая в группе - почтите текст учебника стр.20-21. Перед вами - микроскоп, долька апельсина. Всё это вам пригодится в работе.

4. Первичное закрепление, применение нового знания на практике. (ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ)

1. Затем выполните тест - обведите букву с правильным ответом.

ТЕСТ

1.Все живые организмы состоят из

К) долек Л) частей М)клеток

2. Главная часть клетки

А) центр О) ядро У) мозг

3. Густая жидкость, заполняющая клетку

К) белок Л) цитоплазма М) желток

4. Граница клетки, её защитный слой

О) оболочка С) скорлупа К) кожа

5. Прибор, благодаря которому увидели клетку

В) лупа Г) телескоп Д) микроскоп

6. Живые организмы состоят

Ф) из одной клетки Х) из многих клеток Ц) бывает по-разному

7. У клеток есть функция

И) умножения Ы) деления Е) прибавления

Проверка: Получилось ли у вас из обведённых букв слово? Какое? Значит, вы верно ответили на все вопросы! Давайте проверим ваши ответы!

2. Работа с рисунком - стр.22

Какие виды клеток бывают? Что общего в их строении? Как бы вы объяснили различия в их строении? Поразмышляйте в группе: 1 гр. - о костных клетках, 2 - о нервных.3 - о мышечных. 4 - о клетках эпителия. (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ)

Выслушивание версий.

А где можно получить достоверные знания об этом? (ПЛАНИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА) Дома подготовьте групповое сообщение по данной теме.

3 . Работа с текстом. Закончите чтение текста (стр.22-23) и восстановите части «разорванных» фраз. (ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ)

«у больных и малоподвижных людей»

«Чем больше работы выпадает на долю клеток…»

« тем больше питательных веществ и кислорода они получают»

«Чем меньше клетки работают …»

«тем меньше они получают питания и кислорода»

«Мышцы увеличиваются и крепнут…»

«у спортсменов и физически работающих людей»»

«Мышцы ослабевают …»

4. Рефлексия деятельности. (ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ)

Разгадывая кроссворд в начале урока, вы называли слова-ответы: скорлупа, цыплёнок, белок, желток, кислород, питание. Какое отношение эти слова имеют к теме нашего урока?

Давайте проверим, как каждый из вас усвоил тему урока - индивидуально ответьте на вопросы того же самого теста. Взаимопроверка (работа в паре).

Какое изречение о здоровье вы бы выбрали эпиграфом этого урока?

"Улыбка нам - сулит продление века, а злоба - только старит человека"

"Холодной осенью лишний раз рта не раскрывай"

"Двигайся больше — проживешь дольше"

"Умеренный в пище всегда здоров"

"Чем сильнее пожуешь, тем подольше проживешь"

"Сон лучше всякого лекарства"

"Кто за зря людей сердит, у того всё и болит"

5. Д.З. Задание по группам. Приготовить сообщение по теме «Виды клеток». Составить план по сообщению.

Loading...Loading...