Русский синодальный перевод

1–24. Молитва Израиля о спасении и ответ Бога.

Ис.33:1-12. Около 701-го г. ассирийцы приблизились, после победы над египтянами, к Иерусалиму, несмотря на то, что Езекия послал им в г. Лахис ту дань, какую они требовали. Ввиду такого вероломства ассирийцев пророк предвозвещает им гибель, народу же иудейскому предсказывает освобождение от ассирийского нашествия. Вслед за этим пророк выражает уверенность и в скором внутреннем обновлении жителей Иерусалима. В настоящее время положение столицы Иудеи – очень печально, но Сам Господь обещает жестоко наказать врагов Иерусалима, которые довели его до такого положения.

Ис.33:1. Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.

Речь идет об Ассирии, которая давно уже, а именно со времени Асурнасир-Габала (885–860 г. г. до Р. Х.), приобрела такую мощь, что войска ее считались непобедимыми. И этой всемогущей державе предстоит разорение и опустошение.

«Грабитель» – возможно точнее с евр. хитрец, изменник, который грабит даже и своих союзников (ср. ст. 8).

«Когда кончишь». Окончит свои завоевательные походы Ассур, конечно, не по собственному желанию, а в силу истощения своего государства

Ис.33:2. Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное.

Ис.33:3. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена,

Ис.33:4. и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча.

Ис.33:5. Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою.

Ис.33:6. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ве́дения; страх Господень будет сокровищем твоим.

Указав на условие освобождения из-под власти Ассура – веру в Господа, пророк изображает самое падение Ассура, в ограблении которого примет деятельное участие и Израиль. Вслед за этим временным спасением для Израиля наступит новое, лучшее будущее – откроется царство Мессии с его величайшими благами. На Сионе тогда будет царить справедливость; жители Иерусалима будут обладать мудростью и знанием.

«Господи! помилуй нас». Пророк воссылает Господу молитву о поддержке от лица всех, оставшихся верными Всевышнему.

«Будь нашею мышцею», т. е. нашим заступником, – поборись за нас.

«Добычу вашу». Здесь пророк обращается к ассирийцам, при удалении которых от Иерусалима евреи поспешат, конечно, завладеть огромной, забранной ассирийцами, добычей, которую те в панике бросят. Евреи так быстро заберут эту добычу, как быстро опустошает всю растительность известной полосы саранча (ср. Иоил.2:9).

«Высок Господь», т. е. Господь превозносим будет всеми за свое великое дело, какое Он совершит с гордым Ассуром.

«Судом и Правдою» – см. гл. 32, ст. 1, 16.

В 6 и 7 стихе толкователи насчитывают семь блаженств мессианского времени: а) суд; б) правда; в) безопасность; г) спасение; д) мудрость; е) ведение; ж) страх Господень.

Несомненно, что здесь мы имеем параллельное место к 11-й главе, где Самому Мессии приписывается семь даров Святого Духа (Ис.11:2-3).

Ис.33:7. Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут.

Ис.33:8. Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, – ни во что ставит людей.

Ис.33:9. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил.

Настоящее положение Иудеи, однако, крайне бедственно.

«Сильные их» – по-евр. arielim, т. е. жители Ариила или Иерусалима (Ис.29:1), которые стояли теперь на улицах и громко кричали от страха под влиянием дошедших до них слухов о начальстве ассирийцев.

«Послы для мира», т. е. иудейские послы, пришедшие с грустными вестями от царя ассирийского (ср. Ис.15:4).

«Плачут» – конечно, о том, что их миссия не увенчалась успехом.

«Ни во что ставит людей», т. е. царь ассирийский ни с чьими правами считаться не желает, и, кроме того, ему ничего не стоит ежедневно истреблять целые десятки неповинных людей.

«Земля сетует». Пророк имеет здесь в виду опустошения, произведенные ассирийскими полчищами при их проходе чрез означенные здесь местности. Грубые завоеватели, конечно, не жалели ни вражеских лесов (Ливан и Кармил), ни плодоносных полей (Васан).

«Сарон» – долина, идущая по берегу Средиземного моря от Яффы до Кесарии, – которым ассирияне шли в Филистимскую землю, несомненно, весь был потоптан войсками.

Ис.33:10. Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь.

Ис.33:11. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который пожрет вас.

Ис.33:12. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне.

Но теперь-то именно, когда надежда на человеческую помощь пропала у иудеев, Сам Господь выступает на защиту Своего народа и возвещает ассирийцам разрушение всех их планов и – погибель. Планы их, все их расчеты и намерения – бессильны, хрупки, как сено и солома.

«Ваше дыхание» – точнее: ваша свирепость.

«Сожжет», т. е. повредит, погубит.

«Народы», т. е. разные народы, входившие в состав ассирийской армии.

«Как горящая известь». Раз известка загорелась, ее почти невозможно потушить.

«Как срубленный терновник». Точно так же и подожженный костер из терновника потушить невозможно – так быстро огонь пожирает такой сухой материал!

Ис.33:13-22. Этот суд Божий над ассирийцами будет так грозен, что от него придут в ужас и грешники в Иерусалиме. Они готовы бы стоять подальше от этого грозного Судии и не знают, сохранится ли кто целым от гнева Божия. Пророк успокаивает благочестивых, что для них огонь гнева Божия не страшен и что Господь, напротив, даст Иерусалиму безопасность.

Он станет Судиею, законодателем и царем Своего народа.

Ис.33:13. Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.

«Что сделаю» – в переводе с евр.: «что Я сделал». Господь говорит здесь о суде над ассирийцами, как о факте уже совершившемся.

«Дальние» – иностранцы, «ближние» – жители Палестины и, прежде всего, Иудеи.

Ис.33:14. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» –

Ис.33:15. Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;

«Грешники», каких было немало в Иерусалиме (Ис.1:28), находят для себя стеснительным представление о Боге как грозном Судии, строго карающем за беззакония. Им не хочется расстаться со своими порочными привычками, а между тем – говорит царь-псалмопевец словами 14-го псалма (1–2 ст.) – это необходимо: только чистые и справедливые люди могут безопасно жить на Сионе, вблизи Бога-Судии.

«Не видеть зла», т. е. хороший человек не хочет и смотреть на зло, на преступление, а уже участвовать в нем, конечно, не станет!

Ис.33:16. тот будет обитать на высотах; убежище его – неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.

Ис.33:17. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную;

Ис.33:18. сердце твое будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший дань ? где осматривающий башни?»

Ис.33:19. Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным.

«Обитать на высотах» – то же, что иметь своим местопребыванием неприступные скалы.

«Хлеб... и вода» – необходимые средства для поддержания жизни.

«Глаза твои». Пророк обращается к жителям Иерусалима, которые доживут до времени освобождения от нашествия ассириян.

«Царя». Видимо это – Мессия. Ведь речь идет о Царе, которого увидят праведники. (См. толкование предыдущего стиха).

«В красоте его». Здесь намек на вретище, которое тогда по случаю печальных происшествий в своем государстве носил царь Езекия (Ис.37:1). Вместо этого вретища царь снова поднимет свои красивые одежды.

«Землю отдаленную» – точнее: землю, далеко раскинувшуюся. Здесь намек на то, что Иудейское царство, с уходом ассирийцев, займет все владения и царства Израильского.

«Сердце твое» – ты.

«Делавший перепись» – это чиновник ассирийский, ведший счет плательщикам податей в кассу ассирийского царя.

«Весивший дань». Денежных знаков в то время еще не было и серебро или золото, которым уплачивали дань, непременно нужно было взвешивать.

«Осматривающий башни» – это какой-нибудь ассирийский военачальник, ищущий, где лучше поставить ассирийский гарнизон.

«С языком странным, непонятным». Простой народ в Иудее, конечно, не мог понимать ассирийского языка (ср. Ис.28:11), тем более, что в армии ассирийского царя было много племен не-семитического происхождения.

Ис.33:20. Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется.

Ис.33:21. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль.

Ис.33:22. Ибо Господь – судия наш, Господь – законодатель наш, Господь – царь наш; Он спасет нас.

Здесь взор пророка переносится, очевидно, на царство Мессии. Иерусалим – средоточие религиозной жизни избранного народа – хотя и называется здесь еще скинией, но эта скиния представляется уже не разбирающейся, какой была скиния Моисеева, постоянно разбиравшаяся при переходе евреев с одного стана на другой, а построенною прочно, непоколебимо (ср. Ам.9:11). Имея в виду, что Ниневия, Вавилон, Фивы были защищены от внезапных нападений врагов широкими каналами, окружавшими их стены, пророк, чтобы изобразить безопасность, какою будет наслаждаться Иерусалим при Мессии, говорит, что Сам Господь будет охранять этот город. Благодаря этой защите, враги уже никакими способами не смогут взять Иерусалим, тогда как крепости, окруженные каналами, все-таки могли быть взяты врагами, которые бы могли привести с собою суда.

Ис.33:23. Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж.

Ис.33:24. И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения.

В настоящее время – говорит пророк – наше государство похоже на корабль с плохо держащимися снастями. Но – терпение! Скоро обстоятельства изменятся к лучшему и враги будут рассеяны, оставив после себя большую добычу в пользу иудеев. Но самое важное – здесь пророк, очевидно, имеет в виду уже время Мессии – жителям Иерусалима будут прощены их грехи перед Богом.

Относительно подлинности этой главы хотя и высказываются многими критиками сомнения, но все эти возражения основаны на том, что Исаия будто бы не мог писать в таком тоне. Понятно, что это мнение слишком субъективное и потому не заслуживает опровержения.

На строфы эту главу можно разделить так:

1 строфа – 1 ст. – (2)

2 строфа – 2–6 ст. – (2; 2, 2)

3 строфа – 7–9 ст. – (2, 2, 2)

4 строфа – 10–12 ст. – (1, 1, 1)

1 строфа – 13–16 ст. – (3, 2, 2)

2 строфа – 17–21 ст. – (3, 2, 2)

3 строфа – 22–24 ст. – (2, 2)

Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.

Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена, и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча.

Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим.

Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут. Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, - ни во что ставит людей. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил.

Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше - огонь, который пожрет вас. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне. Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.

Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» - Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.

Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; сердце твое будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?» Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным.

Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль. Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас. Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж. И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения.

Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем, и грабитель, которого не грабили! Когда кончишь опустошение, будешь опустошен и ты; когда прекратишь грабительства, разграбят и тебя.

Господи! помилуй нас; на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное. От грозного гласа Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена, и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча.

Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим.

Вот, сильные их кричат на улицах; послы для мира горько плачут. Опустели дороги; не стало путешествующих; он нарушил договор, разрушил города, - ни во что ставит людей. Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил.

Ныне Я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь. Вы беременны сеном, разродитесь соломою; дыхание ваше - огонь, который пожрет вас. И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне. Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое.

Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?» - Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет.

Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную; сердце твое будет только вспоминать об ужасах: «где делавший перепись? где весивший дань? где осматривающий башни?» Не увидишь более народа свирепого, народа с глухою, невнятною речью, с языком странным, непонятным.

Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших; глаза твои увидят Иерусалим, жилище мирное, непоколебимую скинию; столпы ее никогда не исторгнутся, и ни одна вервь ее не порвется. Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль. Ибо Господь - судия наш, Господь - законодатель наш, Господь - царь наш; Он спасет нас. Ослабли веревки твои, не могут удержать мачты и натянуть паруса. Тогда будет большой раздел добычи, так что и хромые пойдут на грабеж. И ни один из жителей не скажет: «я болен»; народу, живущему там, будут отпущены согрешения.

5. ГОРЕ ОПУСТОШИТЕЛЯМ (глава 33)

а. Горе Ассирии (33:1-2)

Ис. 33:1 . Обращение пророка к Ассирии - "опустошителю" современного ему мира, которая сама опустошений не знала с конца 9-го века до Р. Х. (т. е. ко времени Исаии около 200 лет!), будучи государством могучим и непобедимым. Близится день твоего опустошения! - возвещает Исаия, подразумевая недалекое уже истощение этого военного и политического "монстра". Слово "грабитель" в стихе 1, при более точном переводе с еврейского, звучит как "предатель, грабящий и своих союзников" (дополнительный смысловой оттенок получают, соответственно, и все производные от этого слова).

Ис. 33:2-4 . От имени верующего "остатка" в Иудее и Израиле взывает пророк к Господу (стих 2): помилуй нас, на Тебя уповаем… будь нашею мышцею (т. е. силой нашей и защитой).

В стихах 3-4, вероятно, отразилась убежденность Исаии в конечном торжестве его народа, имеющего Богом Иегову. Ибо от грозного гласа Его побегут враждебные евреям народы… рассеются восстающие на них племена. И будут соплеменники пророка собирать добычу, прежде награбленную их врагами. Известно, что гусеница и саранча очень быстро пожирают окружающий их растительный покров.

Отсюда образ в стихе 4 - как бы стремительного и подчистую "грабежа награбленного" евреями. Однако то, о чем говорится в этом стихе, предвозвестило и некую конкретную историческую ситуацию, близкую ко времени Исаии - когда в 701 году иудеи "подвергли опустошению" богатый военный лагерь ассирийцев, внезапно и в панике брошенный ими.

Ис. 33:5-6 . Прославление Господа в контексте предвозвестия мессианского времени, признаки которого перечислены в этих стихах: это справедливый суд и торжество праведности на Сионе, всеобщая безопасность, спасение, мудрость и знание ("ведение"), и наконец основа всего этого - благоговение перед Господом (страх Господень).

Ис. 33:7-12 . Пророк опять обращается к печальным делам своих дней. В страхе кричать и горько плакать предстоит "сильным" в Иерусалиме и послам их, искавшим примирения (мира) с Ассирией, когда та "пойдет", чтобы усмирить мятежную Иудею. Вероятное историческое соответствие: узнав о пребывании Сеинахирима в городе Лахисе, царь Езекия "смирился" и послал ему туда ежегодную дань, однако, это ассирийца не "задобрило".

В стихах 8-9 пророк красочно описывает вероломство и безжалостность Ассура, который ни во что ставит людей. Увял по отношению к Ливану, очевидно, подразумевает "увядание" (в иносказательном смысле) его роскошных кедровых лесов. Славившаяся своим плодородием долина Сарона, следующая берегом Средиземного моря на юг от горы Кармил, уподобилась, стараниями ассирийцев, бесплодной Аравийской пустыне: идя этой долиной на покорение филистимлян, ассирийские полчища вытоптали ее. Облетели листья с деревьев Васана (само название означает "плодородная равнина").

Образы этого разорения являются одновременно образами человеческой беспомощности перед злом, символизируемым Ассуром. Только Бог может помочь им. И Он восстанет на защиту Своего народа, провозглашает пророк (стих 10). Сену и соломе (стих 11) уподобляет он дерзкие и коварные планы ассирийцев, их свирепые намерения; самое дыхание их (по другому прочтению - "свирепость") погубит их (пожрет, как огонь). В стихе 12 речь о народах, входивших в состав Ассирийской империи, и в большей, вероятно, степени об их воинах, служивших в армии ассирийцев. Их тоже ожидает гибель, как в огне. Горящая известь и терновник - образы быстрого всепожирающего огня.

б. Об избавлении праведных (33:13-24)

Ис. 33:13-16 . В стихе 13 правильнее читать что сделал Я, т. е. видении пророка гибель Ассура уже совершилась. Не только "дальним" (живущим вдали от Палестины), но и "ближним" (т. е. обитателям ее и в первую очередь иудеям) необходимо узнать и осознать то, что совершается и будет совершено Господом в безграничном Его могуществе.

Знание это, естественно, устрашает (стих 14), и более других, вероятно, грешников на Сионе (иудеев) - ведь они ближе остальных стоят к Иегове. Для них Он - "огонь поядающий" и "вечное пламя", в котором они "не могут" жить, другими словами, Судия, чрезмерно сурово наказывающий их за привычную для них жизнь во грехе. Да, соглашается пророк, лишь люди, больше возлюбившие истину чем ложь, бескорыстные, ненавидящие кровопролитие и зло (стих 15) могут жить в Иерусалиме ("вблизи Иеговы") спокойно и безопасно ("высоты", непреступные скалы в стихе 16 - символы этой безопасности), ни в чем не испытывая нужды.

Ис. 33:17-24 . Некоторые видят в "Царе" (стих 17) Мессию, но более вероятно, что здесь пророк говорит еще о царе современной ему Иудеи; это подтверждается и перечислением "ужасов", соответствовавших именно той исторической обстановке, от которых иудеи получат избавление (стихи 18-19). Одновременно они увидят своего Царя в регалиях его царского достоинства - в красоте Его (сопоставьте с "вретищем", которым "покрылся" царь Езекия в осажденном Иерусалиме; Ис. 37:1). Кстати, при более точном переводе фраза узрят землю отдаленную звучит как "узрят землю, простирающуюся вдаль", и это, скорее всего, означает, что пророку виделось, после падения Ассирии, воссоздание единого еврейского царства на территории не только Иудеи, но и Израиля.

Ужасом ("ужасами" - стих 18) были для иудеев ассирийские чиновники, которые, очевидно, производили среди них перепись для установления точного числа тех, кто платил "сверхдержаве" того времени налоги - вероятно, золотом и серебром, которые при уплате дани взвешивались. Под "осматривающим башни" (городские, сторожевые), по-видимому, понимался представитель ассирийской военной администрации. Язык народа свирепого (стих 19), т. е. ассирийцев, звучал для иудеев невнятно, странно и непонятно.

В стихе 20 пророк явно переносится в отдаленное будущее, в век Мессианского царства, тема которого звучит до конца этой главы (за исключением стиха 23). Иерусалим рисуется им не только как жилище мирное, но и в образе скинии (символ пребывания Господа), утвержденной в нем навечно - столпы ее не будут более "исторгать" из земли (как было, когда историческую скинию переносили с места на место).

Образ надежной защищенности будущего Иерусалима в стихе 21 можно, видимо, объяснить, исходя из того, что некоторые крупные города на древнем Востоке окружены были (в целях защиты от внезапного нападения) широкими каналами. "При желании" в них, однако, могли войти вражеские "весельные суда", или корабли. Но Иерусалиму Мессианского века будет служить защитой - вместо рек и каналов - Сам великий Господь, судия… законодатель… царь (стих 22) в Тысячелетнем царстве.

В стихе 23 - образ крайне ослабленной ныне Иудеи. Но Ассура ожидает поражение, предвидит пророк, и тогда для иудеев наступит время делить добычу, которой будет так много, что и хромые пойдут на грабеж. (Вероятное осуществление этого пророчества можно опять-таки видеть в поражении ассирийцев Ангелом Господним под Иерусалимом в 701 г. до Р. Х.)

В завершающем стихе главы снова возникает картина Мессианского царства, жителям которого будут отпущены их согрешения; там не будет уже болезней - как одного из последствий греха.

Loading...Loading...