Создатель прообраза "арматы". Создатель прообраза "арматы" Морозов николай александрович

А. А. МОРОЗОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ КОНСТРУКТОР ТАНКОВ

В. Ф. ПОПКОВ

Вестник бронетанковой техники. 1980. №4

Дважды герой Социалистического Труда, лау-реат Ленинской и Государственной премий, гене-рал-майор-инженер Александр Александрович Мо-розов известен как прославленный конструктор советских танков. Он был одним из создателей знаменитого танка Т-34 и ряда других машин, кон-струкция которых стала классической и определи-ла развитие мирового танкостроения на длитель-ный период.

Трудовая жизнь А. А. Морозова началась в марте 1919 г. на Харьковском паровозостроитель-ном заводе (ныне завод им. Малышева), с кото-рым связана вся творческая судьба выдающегося конструктора. Начав со скромной должности дело-производителя по тракторной технической документации, он постепенно повышал свою квалифи-кацию, становясь копировщиком, чертежником, конструктором. В то время Александр Александ-рович участвовал в разработке гусеничного трак-тора «Коминтерн».

В декабре 1927 г. по решению Правительства на заводе создается танковая конструкторская бригада, в состав которой вошел и молодой кон-структор А. А. .Морозов. Первой работой коллек-тива был легкий танк Т-12. В последующие годы были созданы танки Т-24 и БТ-2. С 1931 г. Алек-сандр Александрович, считавшийся уже опытным конструктором, ведет самостоятельные проработ-ки агрегатов танковых трансмиссий. Слава видно-го конструктора прочно закрепилась за ним, когда в качестве руководителя конструкторской группы А. А. Морозов участвовал в создании танков БТ-5 и БТ-7. В эти годы проявились характерные черты А. А. Морозова: целеустремленность, высокая тех-ническая эрудиция и удивительная способность на-ходить решения казалось бы неразрешимых проб-лем. Создание на заводе серии танков БТ было важным этаном отечественного танкостроения и яркой страницей творческой биографии А. А. Мо-розова.

В 1936 г. А. А. Морозова, как одного из самых опытных конструкторов, назначают начальником сектора КБ по новому проектированию. В этой должности и произошла его встреча с М. И. Кошкиным — выдающимся конструктором, подлинным новатором їв танкостроении, человеком большой души, стойким коммунистом, — который в декабре 1936 г. был назначен главным конструктором тан-кового КБ. Ему импонировали упорство в дости-жении цели, творческая смелость в решении слож-ных задач, необыкновенная работоспособность молодого конструктора, который становится вско-ре его ближайшим помощником.

С приходом М. И. Кошкина в КБ началась большая работа по проектированию перспективно-го танка, закончившаяся созданием знаменитого Т-34. Творческую биографию Александра Алек-сандровича невозможно оторвать от легендарной «тридцатьчетверки». Работа над новым танком началась в октябре 1937 г. после получения от Автобронетанкового управления РККА задания на разработку маневренной колесно-гусеничной машины. Армии нужен был танк, прежде всего с усиленной броневой защитой. Вскоре был создан колесно-гусеничный танк А-20. Он был выполнен в точном соответствии с техническим заданием заказчика, и хотя по основным характеристикам не очень отличался от своего предшественника — танка БТ-7М, в нем был воплощен ряд смелых конструкторских находок. В частности, впервые было применено расположение броневых листов под углом — принцип, ставший ныне классическим и широко применяемым в мировом танкостроении. Однако этот танк не удовлетворяет конструкторов и по предложению М. И. Кошкина коллектив раз-рабатывает «инициативный» танк Т-32, существен-ной особенностью которого была замена сложно-го колесно-гусеничного движителя на более прос-той и надежный гусеничный. Самым страстным сторонником этой идеи был А. А. Морозов.

Исключение колесного хода позволило не толь-ко значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленной массы усилить броневую защиту. На этом образце была установлена длин-ноствольная 76-мм пушка, поставившая средний танк Т-32 в один ряд с тяжелыми танками того времени. Таким образом, танк Т-32 по основным характеристикам был уже близок к будущему тан-ку Т-34.

К 1939 г. на основе большого опыта проекти-рования и испытаний танков М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым при участии Н. А. Кучеренко была создана новая концепция гармоничного со-четания основных боевых свойств машины, полу-чившая реальное воплощение и развитие в тан-ках Т-32 и Т-34. Испытания танков А-20 и Т-32, а главное — боевые действия в Финляндии, со всей очевидностью показали правильность этой концепции, удачно заложенной конструкторским коллективом в танке Т-32. В то же время опреде-лились пути развития и повышения боевых ка-честв, в особенности броневой защиты танка.

В предельно короткие сроки конструкторское бюро доработало танк Т-32; был создан образец, впоследствии получивший наименование Т-34 и ставший основным танком Советской Армии в го-ды Великой Отечественной войны. Этот танк был лучшей боевой машиной второй мировой войны и гармонически сочетал мощное вооружение, высо-кую подвижность и бронирование, обеспечившее защиту от всех снарядов противотанковой артил-лерии того времени. Формы корпуса танка стали классическими и в дальнейшем использовались всеми танкостроителями. Благодаря широким гу-сеницам и низкому удельному давлению на грунт танк легко двигался по бездорожью.

Танк Т-34 создавался конструкторским коллек-тивом Харьковского завода им. Коминтерна снача-ла под руководством М. И. Кошкина, а после его смерти в 1940 г. — под руководством А. А. Моро-зова. Ho и на раннем этапе проектирования А. А. Морозов вел разработку важнейших агрега-тов, узлов и систем, танка и вместе с М. И. Кош-киным руководил компоновкой машины в целом — оба они вложили в этот прославленный танк все свои знания, талант и энергию.

В 1940 г. А. А. Морозов назначается главным конструктором завода по танкам. С первых же дней работы в новой должности он проявляет себя не только как конструктор, но и как умелый орга-низатор, способный взять на себя всю ответствен-ность за решение поставленных перед коллективом задач.

В период Великой Отечественной войны фронту нужны были танки, и лозунг: «Все для фронта. Все для победы» стал программой работы КБ. Кон-структорский коллектив под руководством А. А. Морозова отдает все свои силы дальнейше-му совершенствованию конструкции танка Т-34, удешевлению его технологии, организации произ-водства танков на Уральском заводе в количестве, необходимом для фронта.

В 1943 г. на вооружении гитлеровской армии появились новые танки «Тигр» и «Пантера». Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-мм снарядами танка Т-34. Нужны были срочные ответные меры.

Огромную работу по совершенствованию танка Т-34 пришлось проделать советским конструкто-рам, чтобы устранить временное превосходство немецких танков. В предельно сжатые сроки эта задача была успешно решена. В конце 1943 г. на танк Т-34 была установлена 85-мм пушка, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с но-выми немецкими танками.

Толщина брони в лобовой части была увеличе-на до 90 мм. Для улучшения обзорности с 1944 г. танки выпускались с командирской башенкой, в которой были установлены пять смотровых при-боров. Это обеспечило командиру круговой обзор и исключило «мертвые» зоны обзорности. Экипаж танка был увеличен до пяти человек. А по скорос-ти, маневренности, проходимости и запасу хода Т-34 по-прежнему превосходил танки противника. Модернизированный танк получил наименование Т-34-85. Никогда не забывавший о перспективе А. А. Морозов постепенно переключает часть кон-структоров на новое проектирование. В весьма ко-роткие сроки на основе узлов Т-34 был спроекти-рован и собран опытный образец машины Т-43 с броней тяжелого танка. Несмотря на то, что завод ежедневно выпускал для фронта танки Т-34, глав-ный конструктор считал, что необходимо начинать серьезную работу над новым танком, в котором были бы учтены опыт боевого применения Т-34 и новые технические идеи. Александр Алекеандрович нацеливает конструкторский коллектив на эту работу и возглавляет ее. В конце войны выходит новый средний танк Т-44, превосходящий по бое-вым качествам в то время серийный танк Т-34-85. Из главных особенностей его конструкции следует отметить применение индивидуальной торсионной подвески и поперечное расположение двигателя. 0,н был принят на вооружение, но выпускался не-долго и послужил переходной моделью к еще бо-лее совершенному танку.

Коллективом Уральского КБ под руководством А. А. Морозова уже в 1949 г. создается новый средний танк Т-54 с мощной 100-мм пушкой, ста-билизированным вооружением вначале в одной, а затем в двух плоскостях, улучшенным управле-нием, амортизаторами в ходовой части, обогревате-лем двигателя и другими усовершенствованиями. Танк Т-54 значительно превосходил все зарубеж-ные танки и благодаря своему техническому уров-ню, простоте и надежности послужил базой для многих модификаций отечественной бронетанковой техники.

До 60-х . гг. танк Т-54 оставался лучшим в мире средним танком. Ho все эти танки Т-34-85, Т-44, Т-54, приходившие на смену друг другу, принадле-жали к одному поколению отечественного танко-строения и были дальнейшим развитием концеп-ции, воплощенной в танке Т-34 еще в 1939 г.

19 ноября 1951 г. Александр Александрович переводится в Харьков на прежнее место своей ра-боты и назначается главным конструктором заво-да им. Малышева, а через год развертывает рабо-ты по созданию нового танка. Проанализировав различные средства для достижения цели, Алек-сандр Александрович остановился на улучшении компоновки, новых комплектующих узлах и более эффективных решениях различных элементов кон-струкции танка. Сформированная им группа ново-го проектирования проработала ряд новых компо-новок и конструктивных схем машины. Среди них главный конструктор выделил особенно удачную схему с новым типом двигателя. Плоский двух-тактный двигатель с оппозитным расположением цилиндров размещался в задней части MTO и имел вал с выводом мощности на оба борта. Две симметричные КП выполняли роль КПП и меха-низмов поворота, что отвечало одному из основ-ных принципов Александра Александровича — ра-циональное совмещение функций узлов. Кроме то-го, впервые на среднем танке были применены эжекционная система охлаждения и оригинальная «двухэтажная» компоновка МТО.

Этот вариант от-личала самая легкая в танкостроении ходовая часть с катками малого диаметра, оригинальная форма корпуса с гнутыми бортами, красивая архи-тектура корпуса и башни. Образец этого танка по-лучил индекс «430». Новая компоновка машины требовала переработки очень многих привычных систем. Среди многих технических проблем Алек-сандр Александрович выделил ключевую — повы-шение характеристик узлов и танка в целом без увеличения его массы. В этом Александр Александ-рович видел залог успеха будущего проекта.

Разработанный и изготовленный в металле опытный образец «430» включал в себя много новых узлов с повышенными техническими харак-теристиками, но все же «отрыв» (по выражению Александра Александровича) характеристик . новой машины от серийного танка Т-54 был невелик и А. А. Морозов — прозорливый конструктор и прин-ципиальный коммунист должен был признать — танк «430» еще рано запускать в серийное произ-водство. На очередном совещании перед ведущи-ми конструкторами ставится новая задача: создать танк, новый в полном смысле этого слова, с массой на уровне серийной машины и резко повышенными боевыми характеристиками, имеющими перспективу дальнейшего развития. Была поставлена задача, по сложности аналогичная созданию Т-34. Так на-чался второй этап напряженной борьбы за новую машину. Работа над проектом танка «430» конеч-но же, не пропала даром: большая часть конструк-тивных решений, найденных при создании этого танка, составила значительный технический задел КБ.

А. А. Морозов в эти дни неоднократно вспоми-нал работу довоенного КБ над проектами Т-32 и Т-34. Он убеждал каждого конструктора в том, что из старых узлов и деталей нового танка не сде-лаешь и вовлекал в поиск новых конструктивных решений, лично предлагая эскизы с новыми схема-ми и конструкциями узлов, новыми идеями по-строения сложных механизмов.

Творческий подъем в коллективе, организатор-ский и конструкторский талант Александра Александровича принесли свои плоды: были созданы первоклассные образцы отечественных танков. В классическую компоновку этих танков был внесен принципиально новый вклад, составивший новую ступень советского танкостроения. Среди усовер-шенствований следует отметить следующие :

· ликвидирован трудоемкий и медленный про-цесс ручного заряжания пушки, выполнение этой функции возложено на автомат заряжания с ра-циональным размещением выстрелов в кольцевом конвейере; автомат заряжания позволил сущест-венно уменьшить бронированный объем за счет исключения из экипажа заряжающего;

· осуществлена надежная противоснарядная (с помощью комбинированной брони) и противо-радиационная (с помощью противорадиационного подбоя) защита экипажа;

· создано MTO самого малого объема (2,7 м 3) за счет компактного двухтактного двигателя и эжекционной системы охлаждения;

· осуществлена кратчайшая передача мощ-ности от двигателя к ведущему колесу посредст-вом соосной компоновки силовой передачи;

· объединены функции КПП и механизма по-ворота с помощью двух планетарных бортовых ко-робок передач;

· создана самая легкая ходовая часть с весь-ма энергоемкой подвеской и катками, с внутрен-ним расположением резины, защищающим ее от механических повреждений и огня;

· приманен "Гидропривод в сочетании с плане-тарными КП. по много раз облегчивший управле-ние танком;

· встроено оборудование подводного вожде-ния (ОПВТ), позволяющее преодолевать водные преграды по дну водоемов любой протяженности.

Свой огромный жизненный и конструкторский опыт Александр Александрович без устали пере-давал молодежи. Он никогда не жалел на это вре-мени и делал это при любом удобном случае. Его принципы конструирования, подход к решению сложных задач, его отношение к конструкциям и конструкторам позволяют говорить о созданной им в КБ школе Морозова, для которой харак-терны: стремление к простоте и снижению массы механизмов; совмещение функций узлов; четкость контуров деталей, узлов, машин; аккуратность в размещении узлов; тщательный анализ принимае-мых решений и непримиримость к временным ре-шениям; полное использование свойств материалов и приспособленность к массовому производству.

Один из выдающихся конструкторов нашего времени А. А. Морозов более полувека отдавал свою энергию и талант укреплению обороноспособ-ности нашей страны. Родина высоко оценила его заслуги. Он был удостоен званий: дважды Героя Социалистического Труда; лауреата Ленинской премии, трижды лауреата Государственной пре-мии и многих правительственных наград.

Постановлением Советского правительства его имя присвоено Харьковскому конструкторскому бюро, о нем напоминают сотни «тридцатьчетверок» на пьедесталах городов нашей Родины, на долгие годы память об А. А. Морозове сохранится в сердцах советских танкистов и танкостроителей.

Морозов Александр Александрович – главный конструктор завода имени Коминтерна Наркомата танковой промышленности СССР; начальник и главный конструктор Харьковского КБ машиностроения Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 16 (29) октября 1904 года в городе Бежица (ныне в черте города Брянск). Русский. С 1914 года жил в Харькове, где окончил 5 классов реального училища. С марта 1919 года работал делопроизводителем технической конторы, копировщиком и чертёжником на Харьковском паровозостроительном заводе (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А.Малышева). Участвовал в подготовке документации по выпуску первых отечественных гусеничных тракторов «Коммунар».

С ноября 1926 года проходил срочную службу в армии на должности авиационного техника-моториста (в Киевском военном округе). В 1928 году демобилизован.

С октября 1928 года работал конструктором в конструкторском бюро Харьковского паровозостроительного завода. В 1931 году окончил Харьковский машиностроительный техникум. С 1931 года – руководитель группы в КБ, в 1936-1938 годах – начальник сектора КБ по новому проектированию, с 1938 года – заместитель начальника КБ, затем начальник КБ и заместитель главного конструктора. Принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х годах основу танкового вооружения РККА. В качестве технического руководителя проекта совместно с и Н.А.Кучеренко возглавлял разработку среднего танка Т-34, принятого на вооружение в декабре 1939 года и ставшего впоследствии лучшим танком Второй мировой войны.

В октябре 1940 года, после смерти , А.А.Морозов назначен главным конструктором КБ Харьковского паровозостроительного завода. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 года по ноябрь 1951 год – главный конструктор КБ Уральского танкового завода (ныне производственное объединение «Уралвагонзавод»). В годы войны руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34-85 (1943), Т-44 (1945) и Т-54 (1946). Танк Т-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет.

За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

В ноябре 1951 – мае 1976 – главный конструктор Харьковского КБ по машиностроению при Харьковском машиностроительном заводе имени В.А.Малышева (в 1966-1976 годах одновременно начальник КБ). Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963) и Т-64А (1966), совершившие переворот в танкостроении.

За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1974 года награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» с вручением ордена Ленина.

С июня 1976 года – консультант Харьковского КБ машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства оборонной промышленности СССР.

Жил в городе Харьков (Украина). Умер 14 июня 1979 года. Похоронен на кладбище №2 в Харькове.

Генерал-майор инженерно-танковой службы (1945; генерал-майор-инженер – 1971), доктор технических наук (1972), заслуженный машиностроитель Украинской ССР (1970).

Награждён 3 орденами Ленина (5.06.1942; 20.01.1943; 25.10.1974), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), Суворова 2-й степени (19.04.1945), 3 орденами Трудового Красного Знамени (19.09.1941; 1.11.1954; 29.10.1964), орденом Красной Звезды (5.08.1944), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1967, за создание танка Т-64), двух Сталинских премий 1-й степени (1942, за создание танка Т-34; 1946, за создание танка Т-44) и Сталинской премии 2-й степени (1948, за создание танка Т-54). Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (в 1958-1962 годах).

Имя Героя носит улица в Харькове, его имя присвоено Харьковскому КБ машиностроения и Харьковскому механическому техникуму. Бронзовые бюсты А.А.Морозова установлены в Брянске и Харькове. В Харькове на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Во главе конструкторского коллектива, создавшего и постоянно совершенствовавшего легендарную "тридцатьчетвёрку", в годы войны стоял Александр Александрович Морозов - доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда.

Нет, наверное, в нашей стране человека, который ни разу не видел бы средний танк Т-34-85, ставший одним из символов Великой Отечественной войны. Эта могучая бронированная машина снискала в годы войны всеобщую любовь и уважение. Огнём пушки и гусеницами она уничтожала отборные немецкие войска. Во главе конструкторского коллектива, создавшего и постоянно совершенствовавшего легендарную "тридцатьчетвёрку", в годы войны стоял Александр Александрович Морозов - доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда.

АЛЕКСАНДР Морозов родился 16 (29) сентября 1904 года в городе Бежице Брянского уезда Орловской губернии (ныне Бежицкий район Брянской области) в семье потомственного рабочего. Его отец работал слесарем на Брянском машиностроительном заводе; мать занималась домашним хозяйством и воспитанием четверых детей.

Саша успешно закончил частную школу, продолжив затем учебу в реальном училище. После окончания пяти классов реального училища Александр Морозов в неполные 15 лет в марте 1919 года начал свою трудовую деятельность: отец определил его в техническую контору Харьковского паровозостроительного завода на должность переписчика технических документов. Через год сообразительный и явно одаренный подросток уже работает копировальщиком чертежей, а в октябре 1922 года - чертёжником. Благодаря исключительной аккуратности, трудолюбию и большому чувству ответственности за порученную работу Александра Морозова в мае 1923 года включают в качестве чертежника-конструктора в организованную на заводе тракторно-техническую контору. Затем будущий главный конструктор, работая в различных цехах, постепенно освоил токарное и фрезерное дело, изучил литейное и кузнечное производство.

Призванный в Красную Армию, Александр проходил службу в авиабригаде на должности моториста. После демобилизации Морозов вернулся на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им. Коминтерна в свою техническую контору на должность чертежника-конструктора.

В 1927 году, когда ХПЗ получил заказ на создание "маневренного танка", двадцатитрехлетний Александр Морозов вошел в состав вновь создаваемого бюро по конструированию танков. Бывшего красноармейца направили в созданный из числа лучших конструкторов новый коллектив - танкостроительную конструкторскую группу. Так, 18 октября 1928 года они встретились впервые - танк и будущий конструктор.

В 1931 году без отрыва от производства Морозов закончил механический техникум. Творчески используя полученные знания, Александр Александрович принял активное участие в создании узлов новых машин. С каждым годом конструирование танков становилось для него не только работой, а настоящим увлечением, которому он отдавал практически все свое время. Работая в танковом конструкторском бюро ХПЗ им. Коминтерна (с 1937 года получившего обозначение "завод №183") в должности конструктора, а затем руководителя группы КБ-190, он принимает непосредственное участие в разработке среднего танка Т-24, а также легких колесно-гусеничных танков БТ.

13 октября 1937 года завод №183 получил от автобронетанкового управления (АБТУ) РККА задание на разработку нового маневренного колесно-гусеничного танка БТ-20, предназначавшегося для вооружения механизированных соединений и механизированных полков конницы. Работа была поручена конструкторскому бюро КБ-190 отдела "100" (танковое производство). Для выполнения этого серьезного задания М.Кошкин организует новое подразделение - КБ-24. В результате на заводе было создано КБ, значительно более сильное, чем основное. Конструкторов в это КБ Кошкин подбирал лично. Для работы над проектом танка БТ-20 были собраны многие талантливые конструкторы, и в их числе Морозов, ставший помощником Кошкина и возглавивший силовую группу.

Осенью 1938 года Александр Александрович становится ведущим инженером при разработке проектов колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного танка А-32 (А-20Г), являющегося прямым предшественником легендарной "тридцатьчетверки". Морозов принял самое активное участие в разработке среднего танка Т-34 (Подробнее о создании этого танка см. в журнале "Братишка" N9/2004).

В период, когда М.Кошкин был прикован к постели, Морозов исполнял обязанности главного конструктора завода № 183. Когда 26 сентября 1940 года коллектив Харьковского паровозостроительного завода проводил в последний путь Михаила Ильича, место главного конструктора танкового КБ занял ученик и соратник Кошкина - А. Морозов, который на протяжении всей Великой Отечественной войны руководил работами по модернизации танка Т-34.

Уже к концу 1940 года КБ завода начало работы по модернизации Т-34. На новом образце, которому был присвоен индекс Т-34М, предусматривалось значительно усилить броневую защиту корпуса и башни, применить в подвеске торсионные валы вместо пружин и опорные катки с внутренней амортизацией, увеличить количество топлива, снарядов, патронов и др.

Во время Великой Отечественной войны роль танкостроения неизмеримо возросла.

На основании правительственного постановления от 12 сентября 1941 года директор Харьковского завода Ю.Е.Максарев отдал приказ о свертывании завода и немедленной эвакуации его в глубокий тыл. Первый эшелон покинул территорию завода 19 сентября 1941 года и направился на Уралвагонзавод в г. Нижний Тагил Свердловской области. Он увозил конструкторов танкового КБ, чертежно-техническую документацию танка и наиболее ценное оборудование.

Эвакуированный в Нижний Тагил Харьковский завод и местный Уралвагонзавод были объединены в одно предприятие, которое стало называться Уральский танковый завод №183. Главным конструктором, как и в Харькове, являлся Александр Александрович Морозов.

8 декабря 1941 года Уральским танковым заводом был выпущен первый танк Т-34, а в апреле 1942 года завод превзошел довоенный уровень выпуска этих боевых машин.

Военная обстановка и потеря по разным причинам многих заводов - поставщиков комплектующих узлов и материалов создавали огромные трудности в условиях непрерывного наращивания выпуска танков. Не хватало резины, цветных металлов, электрооборудования и др. Чтобы не остановить выпуск танков, Морозов провел в конструкторском бюро мобилизацию всех сил на борьбу за экономию цветных металлов, резины, броневой стали, проводов. Были пересмотрены абсолютно все детали танка, конструкторы применяли вместо бронзы чугун, заменяли клепку сваркой, переводили штампованные детали на литье, отменяли промежуточные детали. В результате этой работы конструкторам удалось совсем отменить 765 наименований деталей, что значительно упростило процесс изготовления машины и явилось весомым вкладом в организацию массового производства танков. Простота конструкции, массовость и высокие боевые характеристики танка Т-34 создали ему отличную репутацию. Впоследствии средний танк Т-34 по праву стал лучшим танком Второй мировой войны.

Правительство высоко оценила заслуги Александра Морозова - в 1942 году он был удостоен Сталинской премии, а в следующем, 1943 году ему присваивают звание Героя Социалистического Труда.

Во второй половине 1942 года по инициативе Александра Морозова были начаты работы по проектированию нового танка, получившего индекс "Т-43". В основу этого проекта легли разработки, сделанные еще в Харькове для танка Т-34М.

Проект танка даже по тем меркам был выполнен довольно быстро, и уже в третьем квартале 1943 года завод изготовил опытный образец танка Т-43. Однако дальше опытного образца танк Т-43 не пошел, т.к. большого скачка по характеристикам по сравнению с Т-34 получено не было, а изменений было много. В 1943 году на вооружении гитлеровской армии появились новые танки "Тигр" и "Пантера". Они имели утолщенную броню, которая в большинстве случаев не пробивалась 76-миллиметровыми снарядами "тридцатьчетверки". Нужны были срочные ответные меры.

В предельно сжатые сроки эта задача была решена. В конце 1943 года на танк Т-34 была установлена более мощная пушка калибра 85 мм, которая практически уравнивала огневую мощь Т-34 с новыми немецкими танками. Была введена также командирская башенка, значительно улучшившая обзор из танка. Танк с указанными изменениями получил индекс Т-34-85 и был принят на вооружение 15 декабря 1943 года. Первые образцы танка Т-34-85 начали сходить с конвейера Уральского танкового завода в марте 1944 года.

В конце 1942 года в КБ параллельно с созданием танка Т-43 начаты проработки конструкции совершенно нового танка. Он проектировался в трех вариантах: с пушкой калибра 122, 100 и 85 мм.

Кроме артиллерийского вооружения, новый танк отличался от Т-34-85 устройством, компоновкой, габаритными размерами, формой и толщиной брони корпуса и башни. Расположение двигателя поперек корпуса заметно сократило длину силового отделения и позволило улучшить размещение членов экипажа. Усилена бронезащита лобовой части корпуса за счет увеличения толщины лобового листа и переноса люка механика-водителя с лобового листа на крышу корпуса. За счет исключения из экипажа радиста-пулеметчика увеличен боекомплект танка.

Проектирование танка было закончено к исходу 1943 года. Опытные образцы были изготовлены в первой половине 1944 года. Проведенные испытания опытных образцов показали, что по целому ряду причин для танка Т-44 пушки повышенного калибра 122 и 100 мм неприемлемы, и дальнейшие работы по ним были прекращены.

Испытания и доработка танка Т-44 с пушкой 85 мм, принятой для Т-34-85, продолжались в течение 1944 года и к концу года были успешно завершены. Был создан новый средний танк. Конструкция этой боевой машины на десятилетия определила развитие не только советской, но и мировой бронетанковой техники.

Поскольку на Уральском танковом заводе было отлично налажено массовое производство танков Т-34-85 и еще шла Великая Отечественная война, решено было новый танк Т-44 производить на восстановленном после освобождения Харькова бывшем заводе №183, которому был присвоен № 75. Первая партия танков Т-44 в августе 1945 года отправлена на Дальний Восток, где в это время происходили военные действия с Японией.

В послевоенный период советскими конструкторами под руководством А. Морозова был создан ряд новых образцов бронетанкового вооружения и техники.

Еще в 1944 году, когда шли работы над танком Т-44, конструкторское бюро Александра Морозова в Нижнем Тагиле получило задание приступить к разработке новой боевой машины, при конструировании которой предполагалось использовать огромный опыт эксплуатации танков в боевых условиях на фронтах Великой Отечественной войны.

Конструктивные проработки велись главным образом велись в направлении усиления огневой мощи танка, повышения его броневой защиты, способности танка преодолевать водные преграды по дну.

В первом квартале 1945 года были изготовлены два опытных образца нового танка, которому в дальнейшем был присвоен индекс Т-54. В этом же году они прошли испытания.

В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, в следующем году началось его серийное производство. Танк Т-54 был поставлен на серийное производство на Уральском заводе №183 в 1947 году и на Харьковском заводе №75 - в 1948 году. Таким образом, Харьковское конструкторское бюро во главе с главным конструктором Морозовым, находясь в эвакуации, создало, кроме танка Т-34-85, еще и танки Т-44 и Т-54. Сегодня, по прошествии десятилетий, можно с уверенностью сказать, что в то время, когда средний танк Т-54, созданный под непосредственным руководством Александра Морозова, поступил на вооружение частей Советской армии, он значительно превосходил все существовавшие танки в своем классе.

В 1951 году Морозова перевели из Нижнего Тагила в Харьков, назначив его главным конструктором Харьковского танкового конструкторского бюро КБ-60М. Здесь он приступил к масштабным работам по модернизации танка Т-54. Новый танк получил обозначение Т-54А. Он был вооружен пушкой Д-10ТГ с эжектором вблизи дульного среза и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости "Горизонт", что позволило увеличить точность огня и существенно повысило его боевые возможности. Т-54А теперь мог преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров. Воздух к двигателю и в боевое отделение подавался по трубе, которая монтировалась на башне, а в обычных условиях хранилась в сложенном виде на корме танка.

Однако работы Морозова по совершенствованию своего детища продолжались. И уже в 1956 году на вооружение Советской армии поступает новый средний танк Т-54Б, оснащенный двухплоскостным стабилизатором вооружения СТП-2 и штатной системой ночного видения. В качестве стандартного оборудования на танке появился инфракрасный прожектор.

Одновременно с танком Т-54Б на вооружение Советской армии был принят и созданный харьковскими конструкторами на его базе танк Т-55. Первые машины поступили в войска в 1958 году, а первый публичный показ Т-55 состоялся в ноябре 1961 года во время военного парада в Москве.

Новый танк имел полностью герметизированный корпус и был конструктивно подготовлен к преодолению глубоких водных преград. Полная герметизация стала возможной благодаря устранению вентилятора, который размещался раньше в крыше башни перед сиденьем заряжающего.

В свою очередь, герметизация корпуса позволила установить на танке систему защиты от оружия массового поражения. В машине находился счетчик рентгеновского излучения, который с помощью пиропатронов приводил в действие исполнительные механизмы. Они, в свою очередь, включали фильтровентиляционную установку, и та подавала внутрь танка очищенный воздух и создавала избыточное давление.

Модернизации подвергся также двигатель танка. Изменение регулировки системы распределения и подачи топлива позволило увеличить мощность двигателя до 580 л. с. На танке появилась новая термическая дымовая аппаратура, которая давала возможность ставить маскировочную дымовую завесу, державшуюся в течение нескольких минут.

В боевом отделении появился вращающийся полик. Раньше членам экипажа приходилось передвигаться по днищу корпуса, крышкам ящиков-боеукладок и элементам подвески, что иногда приводило к серьезным травмам, особенно при быстром вращении башни.

Танки семейства Т-54/Т-55 стали самыми распространенными танками мира. Всего их было выпущено более 70 000 единиц, из них 50 000 в Советском Союзе.

Несмотря на все достоинства средних танков Т-54/Т-55, советским Вооруженным силам в то время требовался качественно новый танк, существенно превосходящий по всем характеристикам как все отечественные, так и зарубежные танки.

Предшественником серийного танка Т-64, открывшим второе послевоенное поколение, стал средний танк "Объект 430", работа над эскизным проектом которого была закончена к концу 1954 года.

Танк "Объект-430", имея внутренний объем корпуса и башни среднего танка, превосходил характеристики существовавших в то время серийных тяжелых танков ИС-3 и ИС-4 и опытного тяжелого танка Т-10. Выполненный проект показал, что в компоновке и конструкции среднего танка есть резервы, которые гораздо более простым способом позволяют достичь параметров тяжелых танков.

Развитие направления, выработанного при выполнении проекта "430", в дальнейшем привело к изменению концепции танкостроения; деление танков по весу на средние и тяжелые было отменено.

В 1956 году с учетом замечаний по эскизным проектам и в соответствии с ТТТ, конструкторское бюро под руководством Морозова выполнило новый технический проект среднего танка "Объект 430". В него были внесены некоторые конструктивные изменения, направленные на повышение тактико-технических показателей: установлены более мощный двухтактный пятицилиндровый двигатель 5ТД, оптический дальномер, ночные смотровые приборы и ночной прицел; в ходовой части смонтированы опорные катки с внутренней амортизацией.

Три опытных образца нового танка были изготовлены в 1957 году, а в следующем, 1958 году начались всесторонние испытания, прошедшие успешно и показавшие хорошие качества танка, особенно по конструктивным решениям ходовой части.

Несмотря на то что конструкция танка была совершенно новой, не удалось значительно перекрыть параметры характеристик серийного танка Т-54. Учитывая, что танк Т-54 в это время также совершенствовался (готовился к постановке на серию новый средний танк Т-55), Морозов считал, что вводить танк "430" в серийное производство нецелесообразно, так как, имея небольшое преимущество по ТТХ и совершенно новую конструкцию по всем системам, танк "430" создаст в армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту, обучению и т.п. Конструкторское бюро, не имея на то специального задания, начало инициативную работу по резкому увеличению ТТХ среднего танка.

Работа по созданию нового среднего танка "Объект 430М" велась путем совершенствования танка "Объект 430".

Конструктивные нововведения привели, по сути, к созданию нового маневренного танка, получившего обозначение "Объект-432", эскизный проект этого танка был завершен в 1960 году.

Одна из первых задач - резкое увеличение маневренных качеств машины - была решена установкой в танк форсированного двигателя 5ТДФ мощностью 700 л.с. и значительным снижением веса танка до 30,5 т. Одновременно с этим, сохраняя все имеющиеся в танке "430" положительные его качества, проектирование велось в направлении возможности получения на новом танке более высоких тактико-технических характеристик. С целью увеличения огневой мощи на новый танк была установлена 115-мм гладкоствольная пушка Д-68, боекомплект которой состоял из 40 выстрелов раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой, а также впервые примененный в мировом танкостроении механизм заряжения, в котором размещалось 30 выстрелов. Его установка дала возможность снизить численность экипажа до трех человек, значительно уменьшив при этом объем боевого отделения танка. В состав системы управления огнем входил оптический стабилизированный прицел-дальномер. На танке использовались электрогидравлические приводы наведения пушки, механизм удержания (противовращения) командирской башенки, откидные противокумулятивные экраны, ОПВТ, позволявшее преодолевать водные преграды по дну без ограничения их ширины, и некоторые другие оригинальные технические решения.

В том же 1961 году конструкторское бюро в сжатые сроки выполнило технический проект танка "объект 432". От эскизного он отличался прежде всего усиленной защитой. Рост калибров танкового вооружения вероятных противников, внедрение подкалиберных и кумулятивных снарядов, а также настоятельная необходимость биологической защиты экипажа от атомного оружия предопределили направление принципиально нового подхода к созданию защиты современного танка. Поэтому на танке "432" впервые в мировом танкостроении была использована комплексная многослойная комбинированная защита, состоящая из броневой стали, противокумулятивных струегасящих материалов и специальных противорадиационных материалов.

В результате работы, проведенной КБ Морозова по совершенствованию танка "432", новый средний танк был принят на вооружение в 1966 году под индексом "Т-64".

В то время как в сентябре 1962 года первые опытные образцы танка Т-64 еще только начинали сходить с конвейера завода, Александр Морозов со своими коллегами уже вел работы по дальнейшему усовершенствованию этого нового танка.

В связи с тем, что танк Т-64 имел существенный отрыв по параметрам защиты и маневренности по сравнению с другими танками, с целью сохранения длительного преимущества над всеми существующими отечественными и зарубежными танками главным конструктором А.А. Морозовым было принято решение значительно усилить его огневую мощь. Это удалось достигнуть установкой на танк 125-мм гладкоствольной пушки высокой баллистики Д-81. В дальнейшем были введены зенитный пулемет НСВТ с дистанционным управлением от командира.

Одновременно были предусмотрены и другие конструктивные мероприятия: установлен более точный оптический дальномер, усилена защита носового узла и в районе люка механика-водителя, улучшена посадка командира и наводчика за счет увеличения объемов их рабочих мест, установлено оборудование для самоокапывания, крепление для монтажа минного трала КМТ-6, обеспечена химическая и радиационная защита экипажа за счет установки аппаратуры ПХРБ.

Модернизированный танк получил индекс "Объект 434". Технический проект нового танка был закончен в 1964 году, и КБ сразу же приступило к выпуску рабочей чертежно-технической документации. Опытные образцы были изготовлены в 1966-1967 годах, и после широких всесторонних испытаний в мае 1968 года танк был принят на вооружение Советской армии под обозначением "Т-64А". В 1969 году было освоено их серийное производство.

В танке Т-64А нашли отражение принципиально новые конструктивные решения: создан механизм заряжания, обеспечивший высокую скорострельность пушки; разработан ряд систем и узлов управления огнем (прицел-дальномер, стабилизатор в двух плоскостях, счетно-решающее устройство в СУО), обеспечивших высокую эффективность огня; разработаны принципиально новые комбинированные защитные преграды, обеспечившие повышение защиты от кумулятивных и бронебойных снарядов более чем в два раза по сравнению с самым новым в то время танком Т-62; установлена автоматическая система коллективной защиты экипажа от оружия массового поражения; создана принципиально новая схема компоновки и конструкции моторно-трансмиссионного отделения; впервые в отечественном танкостроении была создана планетарная трансмиссия с гидроуправлением, обеспечившая резкое снижение весовых и габаритных параметров МТО танка; создана самая легкая в танкостроении ходовая часть с катками внутренней амортизации; впервые решена задача преодоления водных преград по дну без ограничения времени и расстояния с возможностью преодолевать брод глубиной до 1,8 м без специальной подготовки и выхода экипажа из танка. Кроме того, на новом танке была установлена система, обеспечивающая работу двигателя в условиях высокогорья. Новые компоновочные и конструктивные решения в сочетании с высокими ТТХ и относительно небольшой (36,5т) массой предопределили высокий технический уровень танка Т-64А.

Оставаясь в весе среднего танка, новый танк по вооружению и защите имел параметры тяжелого танка. Таким образом, в связи с созданием Т-64А было окончательно ликвидировано деление танков на средние и тяжелые (что подтвердило правильность концепции, выдвинутой КБ еще в 1954 году) и появилось новое понятие - основной боевой танк. Танк Т-64А стал первым основным боевым отечественным танком.

Это событие ознаменовало очередную победу отечественного танкостроения, качественный скачок по сравнению с танками ведущих танкостроительных государств - появилось новое, третье, поколение советских танков.

За разработку танка Т-64 и его модификаций Морозову в 1967 году была присуждена Ленинская премия, а в 1972 году он был награжден второй Золотой Звездой Героя Социалистического Труда.

Начиная со второй половины 1970-х годов, в процессе серийного производства постоянно осуществлялась модернизация танка. В 1976 году был установлен комплекс вооружения, обеспечивающий стрельбу противотанковыми ракетами через ствол танковой пушки. Модификация танка получила индекс Т-64Б. После оснащения навесной динамической защитой в 1985 году танк стал называться Т-64БВ. В 1987 году производство этих боевых машин было прекращено.

В начале семидесятых годов под руководством А. Морозова проводился ряд работ в объеме эскизных проектов по глубокой модернизации танка Т-64А. Этими работами занимался непосредственно первый заместитель главного конструктора Николай Александрович Шомин.

На основе работ был выполнен технический проект танка Т-64А с ракетно-пушечным управляемым вооружением ("Объект-447"). Новый танк характеризовался существенными усовершенствованиями в системе управления огнем, включая установку лазерного дальномера (вместо оптического), баллистического вычислителя, датчиков входной информации для учета отклонений условий стрельбы от нормальных. Высокий процент унификации (95%) позволил заводу перейти на серийное производство танков "447" и "437" (варианты "Объекта 447" без установки аппаратуры управляемого вооружения) с минимальными изменениями технологического цикла изготовления и сборки.

В сентябре 1976 года танки "447" и "437" были приняты на вооружение Советской армии. Им присвоены марки Т-64Б и Т-64Б1. Эффективность танка Т-64Б возросла в 1,6 раза по сравнению с танком Т-64А.

АЛЕКСАНДР Александрович Морозов скончался в 1979 году. После смерти бывшего главного конструктора Харьковскому конструкторскому бюро по машиностроению было присвоено его имя. Он проработал в бюро свыше 50 лет, 36 из которых был бессменным главным конструктором. Он принял участие в создании практически всех советских средних и основных боевых танков на протяжении многих десятилетий, внеся этим неоценимый вклад в укрепление оборонной мощи нашей Родины. Он останется в нашей памяти не только как один из выдающихся конструкторов легендарной "тридцатьчетверки", но и творцом основных боевых танков первого и второго поколения. Так, конструкция и компоновочная схема его последнего танка Т-64, механизм заряжания, трансмиссия, корпус и башня были выполнены настолько удачно, что многие конструктивные решения начали применять в других танковых КБ, на машинах более поздней разработки, например Т-72 и Т-80. Они до сих пор с небольшими изменениями используются в отечественном и зарубежном танкостроении.

Сергей Монетчиков, журнал "Братишка", 2005 г.

Время, как необычен твой бег.

В детстве – ты маленький ручеек,

незаметно, набирающий силы.

В молодости – тихая речка, с

размеренным течением, но

своими порогами и водоворотами.

В старости – бушующий горный

поток, уносящий в неведомый океан…

Время, перед тобой невозможно

устоять и только человеческая память,

да сохраненные архивы могут бросить

тебе вызов, призывая к объективности и справедливости…

(В. Чернышев)

Предисловие

Не останавливаясь ни на секунду, человечество пишет свою Историю, превращая дни в страницы, годы – в главы, столетия – в тома. Передать следующему поколению накопленный опыт, предостеречь от сделанных ошибок, оставить свой след в конкретных делах – главная его цель.

ХХ век ушел в прошлое, впитав в себя войны, революции и катастрофы, за которыми стояли миллионы и миллионы человеческих жизней.

Войдя в ХХI век, старшее поколение, оглядываясь назад, с удивлением замечает, что многие события и факты, к которым оно имело непосредственное отношение, преданы забвению, искажены, и для потомков представляют большие белые пятна. Одним из таких пятен нашей Истории является развитие советского танкостроения: его подъем в 30-х годах и закат в 90– е.

Вторая мировая война выявила трех бесспорных лидеров: США – авиационная и атомная промышленность, Германия – ракетостроение, СССР – танкостроение.

Советский Союз завоевал лидирующее место в мировом танкостроении, создав простой в производстве, надежный в эксплуатации и непревзойденный по техническим характеристикам легендарный танк Т-34.

Боевое применение Т-34 и его массовое производство в тяжелых военных условиях дало большой практический материал, который был использован при создании последующих танков Т-44 и Т-54.

Создание и принятие на вооружение Т-64 явилось началом второго послевоенного поколения танков и укрепило представление военных и разработчиков ведущих конструкторских бюро о месте и задачах танков в ракетно-ядерной войне. Бронетанковые соединения были и остались ударной силой сухопутных войск.

Модернизация танка Т-64, использование его технологий и узлов в создании Т-72 и Т-80 позволили СССР сохранить свое мировое лидерство до середины 70-х годов ХХ века.

С конца 70-х годов положение начинает медленно изменяться. В ФРГ был разработан и принят на вооружение танк «Леопард-2», а в США – «Абрамс». Начался медленный, но неудержимый откат назад. Международные выставки вооружения и военной техники, пакистанский, турецкий и греческий танковые тендеры конца 90-х годов каждый раз все больше и больше подтверждали эту тенденцию…

Движущей силой развития советского танкостроения была борьба двух промышленных центров – Ленинграда и Харькова, которые в узком кругу именовались «Северные» и «Южные».

В начале 30-х годов прошлого века в «Северную» группу входили следующие заводы: Ижорский, им. С.М. Кирова (№185), им. К.Е. Ворошилова и «Большевик». Ядром «Южных» являлись Харьковский завод им. Коминтерна (№183) и Мариупольский броневой завод.

Общее руководство «Южными» осуществлял Заместитель Председателя Совета народных комиссаров В.А. Малышев.

И.В. Сталин лично курировал танковую программу СССР и назначение молодого амбициозного директора Ленинградского завода «Большевик» Дмитрия Федоровича Устинова на пост Министра вооружения СССР не было случайным. Оно закрепляло за ним положение фактического лидера «Северных» и являлось противовесом В.А. Малышеву.

Однако были еще и другие силы, которые не способны были создавать танки, но формировали мнение высшего руководства страны – это оборонный отдел ЦК КПСС, военно-промышленная комиссия при Совете Министров СССР и Главное бронетанковое управление Министерства обороны.

Противостояние между «Северными» и «Южными» продолжалось до XXV съезда КПСС (март 1976 г.).

– «Северные» укрепились и надолго. Теперь у нас нет ни помощи, ни поддержки, – это было сказано делегатом съезда А.А. Морозовым после приезда из Москвы в узком кругу единомышленников. Он был прекрасным аналитиком и хорошо понимал: выборы Главного конструктора танка Т-80 Н.С. Попова Членом Ревизионной комиссии ЦК КПСС – это только начало…

В апреле 1976 года с интервалом в три дня умирают начальник Штаба Объединенных вооруженных сил стран Варшавского договора генерал армии С.М. Штеменко и Министр обороны СССР А.А. Гречко. Похороны А.А. Гречко и назначение на его место Секретаря ЦК КПСС по оборонным вопросам Дмитрия Федоровича Устинова состоялись в один день – 29 апреля 1976 года…

С сентября 1940 по июнь 1976 года ведущее в СССР танковое КБ при харьковском заводе №183, впоследствии «Завод имени Малышева», возглавляет А.А. Морозов. Он оказывается в самом центре рассматриваемых событий, получая доступ к самой оперативной и достоверной информации не только по танкостроению, но и смежных отраслях, включая ракетостроение и радиоэлектронику.

Многих из участников этих событий уже нет в живых, но остались их близкие родственники и сослуживцы, которые сохранили свои архивы и воспоминания об этом неординарном человеке, его умении работать, организовать коллектив, нести персональную ответственность за порученное дело и доводить его до конца.

Неторопливым, аккуратным и требовательным остался Главный конструктор А.А. Морозов в памяти коллег, которые за глаза называли его Дедом. Упрямым, жестким и непредсказуемым запомнили его противники и оппоненты, которые опасались появления чего-то необычного, не вписывающегося в нормальное понимание, но противостоять которому было невозможно.

А.А. Морозов один их немногих Главных конструкторов систем вооружения, осознавших пагубность длительной модернизации. Она сбивала темп развития техники, позволяла конкурентам создать близкие по тактико-техническим характеристикам аналоги и затягивала как болото, выбраться из которого со временем становилось невозможным. Опережая своих противников на два, три шага, ценой нечеловеческих усилий делался резкий рывок вперед, на качественно новый уровень, сохраняя свое лидерство и задавая новые эталоны мирового танкостроения. Это была школа М.И. Кошкина. Ей А.А. Морозов оставался верным всегда. Именно так появились базовые танки Т-34, Т-44, Т-54, Т-64. Они всегда имели цифру 4. Появление каждого из них отмечалось присуждением Государственной или Ленинской премии.

Последняя разработка А.А.Морозова – предэскизный проект танка 80-х годов Т-74 (изделие «450») рассматривалась на коллегии Министерства оборонной промышленности 26 мая 1972 г. Именно эта система вооружения, по замыслам Главного конструктора, могла и должна была противостоять еще не появившимся танкам «Леопард-2» и «Абрамс»…

Уход из жизни этого человека оказал большое влияние на ход мирового танкостроения. ФРГ отказалась от перспективных работ по танку «Леопард 3». США свернули работы по модернизации танка «Абрамс» (программы «Блок-1», «Блок-2» и «Блок– 3»), сосредоточили свои ресурсы на авиационно-космической технике и высокоточном оружии, доказав всему миру свое лидерство в Кувейте, Югославии, Афганистане и Ираке...

В основу предлагаемой книги положен личный архив Александра Александровича Морозова, документальные материалы, предоставленные руководством харьковского «Завода имени Малышева» и ХКБМ имени А.А. Морозова.

Публикация этой книги была бы невозможной без помощи и поддержки Морозовой И.А., ветеранов и сотрудников «Завода имени Малышева» Степаненко В.К., Кистерного Ю.И., директора заводского музея Быстриченко А.В., Немцевой Г.А. (г. Санкт-Петербург) и многих, многих других.

МОРОЗОВ Александр Александрович (1904-79) - российский конструктор, генерал-майор-инженер (1945), доктор технических наук (1972), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1974). Под руководством Морозова созданы легкие танки БТ-2, БТ-5, БТ-7 и др. Участник разработки среднего танка Т-34 и др. Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1942, 1946, 1948).

  • - , революционер-народник, учёный, почётный член АН СССР. В революционном движении с 1874...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - живописец народного быта и портретист, сын художника...

    Художественная энциклопедия

  • - Писатель; родился в 1944 г.; окончил философский факультет МГУ; работал редактором в издательстве; был близок кругу "смогистов" - молодых эстетствующих литераторов...
  • - Род. 1904, ум. 1979. Конструктор, создатель военной техники. Трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии. Дважды Герой Социалистического Труда. Генерал-майор-инженер...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - живописец народного быта и портретист, сын художника, род. в СПб. в 1835 г., учился в Имп. академии художеств с 1851 г. Получил в 1861 г. малую золотую медаль за картину "Отдых на сенокосе"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Начальник Главного штаба - первый заместитель главнокомандующего Сухопутных войск Вооруженных Сил России с июня 2001 г., генерал-лейтенант; родился в 1947 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Народный депутат РФ, был председателем подкомитета Комитета Верховного Совета РФ по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления, входил в состав фракции "Левый центр", был членом "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - I живописец народного быта и портретист, сын художника, род. в СПб. в 1835 г., учился в Имп. академии художеств с 1851 г. Получил в 1861 г. малую золотую медаль за картину "Отдых на сенокосе", окончил академический...
  • - живописец-жанрист: ум. в 1904...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский политический деятель. Род. в середине 1850-х гг.; из 6 класса гимназии уволен за политическую пропаганду во время движения в народ; в начале 1870-х гг. работал на фабриках в Москве...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский живописец. Учился в петербургской АХ у А. Т. Маркова...
  • - русский революционный и общественный деятель, учёный, писатель, почётный член АН СССР по химическому и физико-математическому отделению. Сын помещика и крепостной крестьянки...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский конструктор, генерал-майор-инженер, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда...
  • - российский литературовед. Труды по истории русской и зарубежной литературы. Книга "М. В. Ломоносов" . Переводы...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский ученый, почетный член АН СССР. Член кружка "чайковцев", "Земли и воли", Исполкома "Народной воли", участник покушений на Александра II. В 1882 приговорен к вечной каторге...

    Большой энциклопедический словарь

"МОРОЗОВ Александр Александрович" в книгах

МОРОЗОВ Николай Александрович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

МОРОЗОВ Николай Александрович 25.6(7.7).1854 – 30.7.1946Поэт, ученый, мемуарист. Народоволец, в 1882 был приговорен к пожизненному заключению, которое отбывал сначала в Петропавловской крепости, а с 1884 – в Шлиссельбурге. В заключении написал 26 томов произведений разных жанров,

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 2

Из книги Повести моей жизни. Том 2 автора

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 2 Н. А.

Александр Александрович Морозов

Из книги Воспоминания Главного конструктора танков автора Карцев Леонид Николаевич

Александр Александрович Морозов Мои отношения с Александром Александровичем Морозовым складывались неоднозначно. У читателя может возникнуть впечатление, что между нами в основном были отношения антагонистического толка. Спору нет, я всегда стремился к тому, чтобы

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 1

Из книги Повести моей жизни. Том 1 автора Морозов Николай Александрович

Николай Александрович Морозов Повести моей жизни Том 1 ПРЕДИСЛОВИЕ Н. А. Морозов (середина 70-х годов) Настоящее издание «Повестей моей жизни» выдающегося русского ученого в области естествознания, старейшего революционера, почетного члена Академии наук СССР

III. Николай Александрович Морозов: через тернии – к звездам

Из книги Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке автора Субетто Александр Иванович

III. Николай Александрович Морозов: через тернии – к звездам Перед нами, весь покрытый белой пеленой снега и залитый солнечными лучами, расстилался отлогий южный склон Салева, медленно понижавшийся от нас и затем обратно поднимавшийся вверх, образуя вдали на фоне

4. Николай Александрович Морозов

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. Николай Александрович Морозов Морозов поставил вопрос существенно шире и глубже чем Ньютон. Он распространил критический анализ вплоть до VI века н.э., обнаружив и здесь необходимость в коренных передатировках. Хотя Морозову также не удалось выявить какую-либо систему

3.3. Николай Александрович Морозов

Из книги 400 лет обмана. Математика позволяет заглянуть в прошлое автора Носовский Глеб Владимирович

3.3. Николай Александрович Морозов Н. А. Морозов (1854–1946) - выдающийся русский ученый-энциклопедист. С. И. Вавилов писал о нем: «Н. А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной

Из книги автора

3.1.3. Николай Александрович Морозов С.И. Вавилов писал о Н.А. Морозове следующее: «Н.А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной работой. Этот научный энтузиазм, совершенно

6. Николай Александрович Морозов

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

6. Николай Александрович Морозов Морозов поставил вопрос существенно шире и глубже, чем Ньютон.Он распространил критический анализ вплоть до VI века н. э., обнаружив и здесь необходимость коренных передатировок. Хотя Морозову также не удалось выявить какую-либо систему в

3.1.3. Николай Александрович Морозов

Из книги Введение в Новую Хронологию. Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

3.1.3. Николай Александрович Морозов Н.А. Морозов соединил в себе беззаветное общественное, революционное служение родному народу с совершенно поразительным увлечением научной работой. Этот научный энтузиазм, совершенно бескорыстная, страстная любовь к научному

Морозов Александр Александрович

БСЭ

Морозов Александр Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Морозов Николай Александрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ Морозов Александр Григорьевич родился 24 сентября 1944 года в Москве в семье врача и учительницы. Окончил филологический факультет МГУ (1968). Работал в газетах «Московский комсомолец», «Литературная газета», редактором книжной серии «Эврика» в

За что мы должны их любить? Современная психодрама Леонид Бажанов, Олег Кулик, Александр Морозов, Андрей Ерофеев, Александр Копировский

Из книги Тем временем: Телевизор с человеческими лицами автора Архангельский Александр Николаевич

За что мы должны их любить? Современная психодрама Леонид Бажанов, Олег Кулик, Александр Морозов, Андрей Ерофеев, Александр Копировский Участники: Леонид Бажанов, который руководит Государственным Центром Современного Искусства, Олег Кулик, который крайне успешно

Loading...Loading...