Какие 2 религии являются основными в китае. Китайские религии: гармония и основа великой нравственности. Причины распространения религии в Китае

Китай – страна, которая подарила миру различные философские учения, богатую и своеобразную культуру, уникальные религии. Это величие одного из центров Восточной цивилизации. Особняком цивилизации стоит религия Китая. Конечно, говоря о Китае, в единственном числе слово «религия» употреблять нельзя. Китай – страна, в которой с религией сплетены философия, культура и государственная политика. На протяжении своей истории, та или иная религия вкупе с философией, определяли направление социально-экономических и политических линий власти.

Какая религия оказала больше всего влияние на государство, культуру, общество и политику Китая, пока ещё не совсем разрешённый вопрос. Каждая из религий или философско-нравственных учений, сыграли в истории свою роль. Всё-таки, знакомство с ними весьма интересно. Все древние религии способствовали формированию особой китайской цивилизации, которая в свою очередь имела влияние на соседние государства: Корею, Вьетнам, Японию, Россию.

Когда речь идет о Поднебесной, важно учитывать, что некоторые верующие могут исповедовать сразу несколько религий .

Выделяют три основных религиозных учения для Китая:

  • буддизм
  • конфуцианство
  • даосизм

По разным данным около 40% считает себя атеистами.

Буддизм: формирование китайской традиции

Буддизм, зародившийся в Индии в 5 веке до н. э., на основе учений принца Сиддхартха Гаутамы, проникает в Китай во 2 веке н. э., в эпоху царствования императора Мин-ди. К этому времени относятся строительства первых буддистских храмов. Ничего удивительного в том, что буддизм нашёл на китайской земле благодатную почву, нет. Китайцы узнавали в буддизме даосизм. Тот же принцип не деяния, отрешённость от реального мира и самосозерцание. Как религия древнего Китая, буддизм выполнял крайне важную роль в воспитании и смирении людей.

Формирование китайской традиции буддизма считается монах Ань Шигао, который впервые перевёл на китайский язык буддийские сочинения. Благодаря усилиям китайских и индийских монахов, трудившимися над буддийскими трактатами и строившими дацаны, буддизм становится весьма популярным и актуальным. Как правило, такие религии или философские учения, а также призывы к нравственности появляются в эпоху смут и кризисов. Так и в этом случае, когда в 4 веке Китайское государство переживало кризис.

В 6 веке буддизм стал господствующей религией Китая при императоре У-ди. Развитие учения претерпевало изменения, но всё-таки оставалось религией для всех. Упадок буддизма происходит уже с начала 20 века, когда Китай испытал на себе революции и строительство нового государства. В 60 — 70-е годы буддизм был запрещён, а монахи были отправлены на «перевоспитание».

Буддизм является одной из основных религий для современного Китая, сегодня порядка 18% населения следует за этим учением.

Конфуцианство: или как стать «благородным мужем»

Из всех религиозно-философских учений, конфуцианство (или Лунь юй) пережило взлёт и падение, вознесение в ранг религии и неистовые гонения со стороны власти. Зародившись в 5 — 6 веках до н. э. это учение, считавшееся изначально социально-этическим направлением, ставило своей целью формирование «благородного мужа», преданного служителя государства. Обратившись к природе человека, конфуцианство призывало последнего к познанию небесного предопределения, гуманности. На основе познания «небесного» в человеке, конфуцианство приобретает уже религиозные черты, становясь основной религией Китайского государства. Учения о духе, сокровенном и тайном, о небе или сверхъестественном, определило религиозную составляющую конфуцианства.

Наибольшую известность и признание конфуцианство получает через 300 лет, после смерти основателя. Это на 2 тысячи лет определило всю историю Китая. Ни одна сфера, будь это культура, политика, экономика или социальные отношения, не обошлась без сильного влияния учения Конфуция.

История диктовала свои условия и, естественно, учение подвергалось изменениям. Появлялись различные школы, целые направления, которые по разному интерпретировали Конфуция сообразно времени. Возникает неоконфуцианство и самое последнее – постконфуцианство. При образовании Китайской Народной республики, в 1949 году, конфуцианство было всецело раскритиковано и заменено коммунистической идеологией.

Сегодня коммунистический Китай рассматривает возможность возвращения идей Конфуция. Наверняка, это будет правильным решением, так как моральный кодекс строителя коммунизма по многим позициям совпадает с идеей «благородного мужа».

Конфуцианства придерживается по разным данным примерно 12% китайцев.

Даосизм: альтернатива конфуцианству или основа жизни

В Даосизм верует около 20% жителей Китая.

Согласно историческим источникам, основателем даосизма в Китае был Лао-цзы. Есть предположения, что основателем учения Дао (или Дао дэ цзин), зародившееся параллельно с конфуцианством, является император Хуанди. Учитывая тот факт, что китайским императорам хорошо были знакомы различные философские учения, можно допустить, что Хуанди внёс некоторые дополнения или уточнения в учение Дао. Эта религия в Китае нашла своих сторонников и одно время успешно развивалась. Опять же, необходимо уточнить, что даосизм больше философское и нравственное учение, нежели религия.

Даосизм или «Путь вещей» представлял человека, как часть природы или микрокосм, субстанцию. Дао – это всеобщий закон или абсолют, начало всего и конечная точка. Счастье человека заключается в познании Дао. Целью жизни человека является понимание самого себя, через созерцание и медитацию. Именно погружение в свое «Я» – смысл силы человеческого сознания.

Даосизм стал смыслом деятельности народных масс или отшельников. Время от времени в Даосизме зарождались различные идеи, вдохновлявшие учёных и политиков, религиозных деятелей и философов.

Даосизм должен был стать альтернативой конфуцианству. Ведь в первом случае речь идёт о внутреннем созерцании, а во втором – служение государству. Исходя из исторической оценки, даосизм не смог противостоять конфуцианству своим учением, так как отрывал личность от мира, от общества. Но всё-таки, заслугой учения Дао является попытка глубокого восхождения в мир сознания. В этом отношении даосизм схож с учением буддизма.

Христианство и ислам в Китае

Христианство проникло в Китай во время правления династии Тан, в 7-8 веке н. э. Но наибольшее распространение получило во время деятельности католиков (13 век). Тогда появляются первые христианские общины и строятся первые храмы. Православное течение появляется при появлении первых русских пленных.

В целом, христианство не получило широкого распространения в Китае и на сегодняшний день христиан в Поднебесной всего 5%.

Ислам появляется в Китае в средние века. В процентном соотношении мусульман в Китае не более 2%.

Необходимо отметить тот факт, что 20 век стал во многом переломным для многих религий, существующих в Китае. Некоторые были запрещены, потом восстановлены. Христианство и ислам часто подвергались преследованию или как минимум находятся под строгим контролем.

Современный Китай, несмотря на объявленную свободу совести, всё-таки старается поддерживать свои традиции в религии, культуре и философии.

Китай – мульти-религиозная страна еще с древнейших времен. Хорошо известно, что конфуцианство – коренная религия Китая и является душой китайской культуры. Конфуцианство пользуется народной поддержкой и даже стало руководящей идеологией феодального общества, однако оно не превратится в национальную религию Китая.

По данным последнего опроса, 85% китайцев имеют религиозные убеждения, некоторые имеют религиозные практики и только 15% из них являются реальными атеистами. (Реальные атеисты здесь относятся к тем, кто не верит ни во одну из религий, ни в какие-либо мероприятия, связанные с религиями или народные обычаи.) 185 миллионов человек исповедуют буддизм, 33 миллиона человек – христиане или католики и верят в существование Бога.

И только 12 миллионов человек исповедуют даосизм. Таким образом, видно, что буддизм имеет наиболее широкое влияние, чем другие основные религии Китая: даосизм, конфуцианство, ислам и христианство.

Религия Древнего Китая признает высшее существо – Тянь; олицетворяет его на земле высший правитель Шан Ди. Тем не менее эта религия очень далека от чистого единобожия, а признает скорее, что природа полна небесных, земных и человеческих духов , которые, как таковые, имеют влияние и пользуются почитанием.

К первым принадлежат солнце, луна, планеты и отдельные созвездия; ко вторым – горы, моря, потоки, реки, источники, деревья и т.п.; кроме того, есть особый дух-покровитель государства и духи земли: прежде для каждого отдельного княжества, затем для каждого города и местечка – духи-покровители земледелия, посевов очага и т.п.;к третьим. наконец, принадлежат духи умерших членов семьи, т.е. предки и духи выдающихся людей.

В то время как религия тибетцев, монголов, так и югуров - буддизм, а у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство. Помимо трёх мировых религий - буддизма, ислама и христианства - в Китае ещё существует своеобразные традиционные религиозные учения - даосизм и конфуцианство. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств всё ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожие, например, у большинства дауров, орочонов и эвенков - шаманизм .

Некоторые китайцы (ханьцы) являются приверженцами христианства или буддизма, но большинство верующих исповедуют традиционную китайскую религию - даосизм.

В декабре 2001 года на Всекитайской конференции по религиозной работе Председатель КНР Цзян Цзэминь заявил, что в период социализма религия носит массовый и долговременный характер . Конституция КНР гарантирует право граждан на свободу вероисповедания .

Конфуцианство

Разработанное Конфуцием (551-479 гг. до н. э.) и развитое его последователями, конфуцианство защищает структурированность социума, опирающуюся на моральные принципы, которые связывают индивидов и определяют пять типов общественных отношений, как-то: родитель-ребёнок, правитель-подданный, брат-брат, муж-жена и друг-друг. В императорском Китае конфуцианство было философией учёных-мыслителей. Долгие годы в КНР оно считалось реакционным учением аристократии.

Буддизм

В Китае распространён буддизм Махаяны , обещающий избавление от страданий всем, кто его страждет обрести. Просветлённые, или бодхисатвы, остаются в этом мире, чтобы помочь достичь просветления другим. Своими деяниями и набожностью верующие заслуживают общения с бодхисатвами, приближающими их к нирване. В Китае есть две буддийские традиции: собственно китайский буддизм и Тибетский буддизм .

Среди этнических тибетцев распространён Тибетский буддизм .

Ислам

В Китае ислам распространён среди хуэйцев, саларов, дунсянов, баоаньцев, уйгуров, казахов, киргизов, узбеков, татар и таджиков. миллионов человек. Трудно найти точные статистические данные о мусульманском населении Китая. Согласно различным опросам, они составляют 1-2 % населения Китая или от 20 до 30 миллионов человек. В 2010-х годах их обслуживали от 35 000 до 45 000 мечетей , от 40 000 до 50 000 имамов . Высшим органом мусульман в Китае является Китайская исламская ассоциация.

Христианство

В Китае насчитывается более 70 млн христиан (5,1 % от общего населения Китая).

Православие

Примечания

  1. Васильев Л. С. ГЛАВА 21. РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ В КИТАЕ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ // История Религий Востока.
  2. Культура Китая - цивилизационный ресурс государства (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 9 июня 2015. Архивировано 10 января 2014 года.
  3. Английский перевод: «The Constitution also guarantees the freedom of religious worship as well as the „freedom not to believe in any religion“ and affirms that „religious bodies and religious affairs are not subject to any foreign domination.“.»
  4. Xinzhong Yao. Chinese Religion: A Contextual Approach . - Лондон: A&C Black, 2010-05-25. - С. 10. - 246 с. - ISBN 9781847064769 .
  5. Торчинов Е. А. Китай. Китайская культура. Отношение к религии // Энциклопедия для детей . Общество. Ч. 2. Культуры мира / Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. Б. Боярский. - М. : Аванта+ , 2004. - Т. 21. - С. 44-46. - 640 с. - ISBN 5-94623-079-4 . - ISBN 5-94623-001-8 .
  6. Сколько мусульман в мире?
  7. Обзор духовной жизни в Китае, 2010 год, Центр религии и китайского общества Университета Пердью Wenzel-Teuber, Katharina. People"s Republic of China: Religions and Churches Statistical Overview 2011 / Katharina Wenzel-Teuber, David Strait. - 2012. - Vol. II. - P. 35.
  8. The World Factbook (неопр.) . www.cia.gov. Дата обращения 10 ноября 2015.
  9. Селезнёв Н. Н., Марей А. Китай // Католическая энциклопедия , т. 2. М.: Изд-во Францисканцев, 2005, кол. 1035-1046.
  10. La Iglesia china daña la fe, denuncia el Vaticano (исп.)

Литература

На русском языке

  • Вэнь Цзянь, Горобец Л. А. Даосизм в современном Китае. - СПб. : Петербургское востоковедение , 2005. - 160 с. - (Orientalia). - ISBN 5-85803-306-6 .
  • Кравцова М. Е. История искусства Китая: Учеб. пособие. - СПб. : Лань, 2004. - 960 с. - ISBN 5-8114-0564-2 .
  • Тертицкий К. М. Китайские синкретические религии в XX веке. - М. :

Какая религия в Китае?

Китай – многоконфессиональная страна. За 5000 лет китайской истории в стране распространялись и сосуществовали различные религии:
даосизм, буддизм, ислам, протестантизм, католицизм.

В наши дни свобода вероисповедания охраняется государством. Согласно конституции, любой гражданин Китая имеет право на отправление религиозных культов и обрядов. Религия в Китае имеет огромное значение, и для многих китайцев чувство принадлежности к определённой религии – такая же важная черта, как и национальная гордость.

Многообразие религий в Китае

Тибетское Буддийское Молитвенное Колесо

Хотя культура Китая кажется единой и однородной, на самом деле религиозная картина Поднебесной довольно разнообразна. Среди коренного населения Китая много верующих, исповедующих основные мировые религии. Почти в каждом городе можно встретить множество разных этнических групп , практикующих религиозные и исторические традиции и обряды, от буддизма до протестантизма.

Религия и философия в Китае часто тесно переплетаются . Даосизм и конфуцианство являются примерами философских убеждений, которые, в то же время, носят и религиозный характер. Некоторые обряды и верования, связанные с загробной жизнью, не имеющие ничего общего с философией, стали важными аспектами старейших философских учений Китая.

Особенности Религии в Китае

Трудно определить даже приблизительное число верующих в Китае. Дело в том, что, несмотря на образ мышления, на который повлияли религиозные убеждения, и соблюдение в повседневной жизни различных ритуалов, многие китайцы, тем не менее, не считают себя последователями какой-либо определённой религии.

Ни одна религия никогда не занимала доминирующего положения в Китае. Иностранные религии, пришедшие в Поднебесную в разное время, под влиянием древней китайской культуры и традиций постепенно неизменно приобретали характерные именно для Китая особенности.

Четыре основные религии в Китае – буддизм, даосизм, ислам и христианство – за прошедшие тысячелетия оказали значительное влияние на развитие культуры и истории Поднебесной. Давайте рассмотрим подробнее каждую из четырёх религий.

Буддизм в Китае

Буддизм пришел в Китай из Индии около 2000 лет назад . Китайский буддизм может быть классифицирован на три группы по языковому признаку. Это китайский буддизм, тибетский буддизм и буддизм бали. Последователями китайского буддизма являются представители основной этнической группы Китая – ханьцы.

Тибетский буддизм, который также называется ламаистским буддизмом, исповедуют тибетцы, монголы, уйгуры, а также представители народов лоба, моинба и туцзя. Буддизм бали распространён среди таких этнических групп, как дай и булан. Эти народы в основном проживают на территории провинции Юньнань (Yunnan).

Буддисты считаются самой многочисленной религиозной общиной в Китае. Однако при подсчёте последователей различных религий в Китае нужно учитывать тот факт, что довольно большое количество представителей народа хань не являются явными приверженцами буддизма.

Рекомендуемые достопримечательности, связанные с буддизмом:

  • Ламаистский храм Юнхэ в Пекине
  • Комплекс древних наскальных рельефов в Дацзу, город Чунцин (Chongqing)
  • Дворец Потала в городе Лхаса (Lhasa), Тибетский Автономный Район

Даосизм в Китае

Даосизм зародился в Китае более чем 1700 лет назад. Основателем этой уникальной религии был знаменитый мыслитель Лао-Цзы . Его труды положили начало даосизма и вошли в основу доктрин о Дао или "Пути вещей". Тремя важнейшими понятиями Даосизма являются смирение, сострадание и воздержанность.

Даосизм – политеистическая религия. Среди его последователей много представителей народа хань, а также некоторых этнических меньшинств, таких, как яо, проживающих в сельских районах Китая. Сильное влияние даосизма также в Гонконге, Макао и Юго-Восточной Азии .

Рекомендуемые достопримечательности, связанные с даосизмом:

  • Гора Тай в провинции Шаньдун (Shandong)
  • Храм Городского Божества в Шанхае

Ислам в Китае

Великая Мечеть в Сиане

Ислам проник в Китай из арабских стран более чем 1300 лет назад. В настоящее время последователями этой религии в Китае являются 14 млн. человек. В основном это представители таких народов, как хуэйцы, уйгуры, казахи, узбеки, таджики, татары, киргизы, дунсян сала и банань.

Большинство мусульман проживает на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района, Нинся-Хуэйского автономного района, а также провинций Ганьсу (Gansu) и Цинхай (Qinghai). Все эти регионы находятся на северо-западе Китая . В дополнение к этому практически в каждом городе Китая проживают довольно многочисленные группы мусульман.

Китайские мусульмане не едят свинины, конины, а также мяса собак, ослов или мулов. В Китае построено множество известных мечетей, они прекрасно подойдут для посещения для тех, кто интересуется культурой и религией Китая.

  • Мечеть Идгар в городе Кашгар (Kashgar), Синьцзян-Уйгурский автономный район
  • Великая мечеть Kuqa в городе Куча (Kuqa), Синьцзян-Уйгурский автономный район
  • Мечеть Дунгуань в городе Синин (Xining), провинция Ганьсу (Gansu)

Китай — это государство, где мирно сосуществуют разные религии. Кроме трех наиболее распространенных вероисповеданий (буддизм, мусульманство, христианство), в КНР проповедуют даосизм и конфуцианство, которые могут успешно сочетаться в одном храме, а также встречаются представители других различных конфессий.

Философия и основные особенности религиозных культов в Китае

Факт. В КНР это течение называется «школа ученых». «Конфуцианство» — это исключительно западное понятие, не имеющее точного перевода в китайском языке.

Это течение зародилось практически в одно время с конфуцианством на севере Китая. Родоначальником признается древний философ Лао-цзи. Главной мыслью течения является движение по пути Дао, выполнение его канонов. Это ход всех событий мира. Они повинуются его воле, и это активизирует развитие всех сторон жизни людей, целой Вселенной.

Даосисты веруют в бессмертие человеческой души. Основная идея дао – не противодействовать процессу, а сливаться с ним, войти в единый ритм.

Факт. Некоторые исследователи до сих пор не считают конфуцианство и даосизм полноценными китайскими религиями, относя их лишь к философским учениям.

Буддизм

Эта религия пришла из Индии гораздо раньше остальных внешних духовных течений. Это учение более адаптировано к жизни китайцев и поэтому больше распространено по территории. Афганские и индийские мастера создавали настоящие храмы в горах и скалах Китая, позже образы Будды высекали и местные умельцы. В Поднебесной буддизм приобрел собственные, характерные для Китая черты, не свойственные индийскому направлению. Большинство буддистов в Китае – ханьцы — наиболее многочисленная народность в Поднебесной.

Главное в буддизме – достижение состояния нирваны в результате строгого исполнения всех правил и духовных опытов. Покорность и жертвование собой ради возмещения грехов – цель последователей этой религии. Основное внимание направляется на очищение души человека от злобы и трусости. Карма заставляет людей искать правильное решение в течение всей жизни.

Мусульманство проникло в Поднебесную вместе с арабскими проповедниками и купцами. Помимо этого, приток некоторых народов (казахи, уйгуры) тоже способствовал распространению этого течения. В КНР сегодня действует Китайская Мусульманская ассоциация, созданная для развития ислама и сотрудничества с мировыми организациями. Всего в стране примерно 60 млн. мусульман, большинство из них проживает в Западных районах страны.

Первые христиане появились в Поднебесной в 7в. н.э. в лице несторианских миссионеров. В наибольшей мере в КНР распространены различные ветви этой религии –

  • православная церковь,
  • католицизм,
  • протестантизм
  • и другие, всего насчитывается примерно 80 млн. христиан.

Представители православия в КНР присутствуют уже давно, еще со времен Золотой орды, когда русские военачальники служили при дворе одного из татаро-монгольских городов – Хан балыка, нынешнего Пекина. С 17 в. приверженцы православной церкви жили в Поднебесной постоянно, в основном в северных приграничных провинциях, представленные пленными, торговцами, послами.

В конце 17 в. пленные русские казаки создали в Пекине православную общину, в начале 18в. для их поддержки и укрепления международного сотрудничества была создана Русская духовная миссия.

На сегодняшний день в КНР проживает около 15 тыс. православных христиан. Как вероисповедание национального меньшинства оно признано в отдельных районах – Синцзян, Хэйлунцьцзян и других.

Первые католики появились в поднебесной в 7 в. н.э., но наиболее масштабное распространение этого течения произошло в 19 веке, после опиумных войн. Сейчас в КНР открыто более ста приходов, 5000 церквей, примерно 5 млн. человек исповедуют католицизм.

Факт. Численность христиан в КНР составляет около 100 млн. чел., что превышает количество коммунистов в стране.

Какое религиозное течение в Китае преобладает

Многие исследовательские компании пытались выяснить, какая вера у китайцев преобладает. Согласно различным источникам, наиболее распространенным вероисповеданием в Поднебесной, своего рода народной религией, стало сочетание даосизма, конфуцианства и буддизма. Если то, в кого больше верят китайцы, судить по распространенности обычаев и ритуалов, то лидирует даосизм.

Взаимодействие религиозных культов в КНР с государством

В КНР конституционно закреплена свобода исповедания. Все религиозные течения дошли до текущего времени и поддерживаются своими приверженцами.

Политика руководства страны всегда была связана с верованиями. В период правления Империи больше всего поддерживались идеи Конфуция, потому что одним из их постулатов была служба своему государству и сохранение действующего строя. Приверженцами даосизма в основном были крестьяне и простые рабочие.


Правящая династия во всех направлениях основывалась на духовных течениях, большинство политических действий опиралось на них.

Вера активно применялась в качестве инструмента общеполитической пропаганды. Иностранные миссионеры и проповедники пользовались ею в собственных целях.

В современном Китае религия признается отдельной сферой жизни населения. КНР – большая многонациональная государственная система, и воздействие веры на проводимую политику руководства страны становится малоэффективным.

Причины широкого распространения религиозных культов в Китае

Некоторые распространившиеся духовные течения возникли внутри самого Китая — это даосизм и конфуцианство, другие проникли извне: христианство, ислам, буддизм. Помимо этого, в некоторых отдаленных провинциях еще сохраняется многобожие и поклонение различным силам природы, которое было официальной религией Поднебесной до распространения конфуцианства, буддизма и даосизма.

Наиболее древние религии — конфуцианство, дао и буддизм, развиваясь в течение долгих веков, успешно сочетались между собой, каждая из них находила собственное место в общей системе вероисповеданий Китая. Принципы конфуцианства использовались во взаимоотношениях между людьми, даосизм — в сфере чувств человека, буддизм помогал исправлять грехи, поддерживал мечты о светлом будущем.

Сложившаяся система китайских вероисповеданий образовывалась прежде всего на нижнем уровне социальной иерархии, в виде суеверий, традиций и обычаев. Бедные китайцы даже не выделяли отдельных религий, а обращались сразу ко всем богам.

Главные причины притока иностранных религиозных течений в Китай

Можно выделить несколько главных причин:

  • Великий Шелковый путь.

Это самый значительный в древнем мире торговый путь, через который люди везли не только товары, но и мысли, идеи, верования. Так смогло узнать о религиозных культах других народов, обычаях, традициях.

  • Миграция.

Современное китайское население образовалось в результате значительных миграционных притоков из других территорий. Каждый этнос привносил свою культуру, язык, религию. В результате перемещения многих наций образовалась единая система вероисповедания, состоящая из различных культов.

  • Политические и исторические события.

КНР, как в древности, так и теперь, всегда представляла значительный интерес для других стран. Еще со времен Золотой орды монголы пытались завоевать это государство и внедрить свою религию. В дальнейшем, становясь одной из наиболее активно развивающихся стран мира, она привлекала лидеров других государств, пытавшихся через вероисповедание расширить свое влияние.

  • Целенаправленное агитирование.

Начиная с 7 в. в КНР стали появляться проповедники внешних религий — католицизма, ислама, православия. Они вели активную работу, не всегда успешно, но настойчиво повторяя попытки. В результате на территории страны открыто много церквей, мечетей, храмов, святилищ различного толка.

Они подразделяются по видам религий:

  • храм в г.Шанхай,
  • храм Юнхе в г.Пекин,
  • Сианский Большой гусь,
  • Чуньцинские рельефы,
  • Сычуанская гораЭмей.

Христианские направления:

  • Собор св. Игнатия в Шанхае,
  • Церковь св. Софии в Харбине,
  • Храм св. Джона в Гонконге.
  • Шандунская гора Тай,
  • Анхойские желтые горы,
  • Храм богини-хранительницы в Шанхае.

Мусульманство:

  • Сианская мечеть,
  • мечеть Идгар в Кашгаре,
  • Кучанская мечеть.
  • Шандунский выставочный комплекс,
  • Нанкиньский квартал.

Религиозный состав Китая

Согласно опросу, проведенному специальным аналитическим агентством WIN около половины китайцев (47 процентов) называют себя атеистами, еще 30 относят себя к не религиозному населению. Это объясняется действием государственной политики на стадии становления социалистического строя, а позже – в период «Культурной революции», когда религия испытывала настоящие гонения со стороны правительства. Но к абсолютным атеистам, не верящим ни в одну религию, не исполняющим ритуалы и обычаи, можно отнести лишь 15 процентов проживающих в Китае.

Факт. Большая часть абсолютных атеистов в мире живет в КНР.

По результатам опросов, проведенных уже в 21 в., религиозный состав граждан страны следующий: примерно 80 процентов проживающих в Китае соблюдают обычаи, связанные с народными и даосистскими учениями; 10-15 процентов исповедуют буддизм; 3-4 — последователи христианства, 1,5-2 — приверженцы ислама. Поэтому основной религией Китая можно признать даосизм.

Заключение

Китай — самая населенная страна мира, и большое количество народностей, переплетаясь на протяжении долгой истории развития страны, поддерживали свои религиозные культы, привыкая к веротерпимости по отношению к другим. Проникая извне, новые религии также вплетались в действующую систему. В итоге КНР, конституционно закрепляя свободу вероисповедания, не признает ни одну религию официальной, но толерантно относится к каждой из них.

Loading...Loading...