Вопрос № 10 . Метод тестов в психологии (Гуревич Психологическая диагностика).
1. тесты (которые, в свою очередь, делятся на несколько подклассов),
2.опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики.
В литературе нередко все методики определения индивидуально-психологических различий именуются тестами, а пособия по диагностике называются пособиями по тестологии. Однако по своей психологической сущности тесты и, например, опросники очень несходны между собой. Методики проективного характера также представляют собой особый инструмент, не похожий ни на один из перечисленных. Поэтому для лучшего понимания того, что дает диагностирование, их следует отделить друг от друга по названию. Особое место должны занять в этой классификации психофизиологические методики. Это оригинальные средства диагностики, возникшие в нашей стране.
Тесты
Тесты (в переводе с английского - «испытание», «проверка», «проба») - это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. В опросниках, в проективных и психофизиологических методиках правильных ответов не существует.
Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.
Форма психологического тестирования
По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические).
Индивидуальные и групповые (коллективные) тесты. Индивидуальные тесты - это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить отношение к обследованию, отмечать функциональное состояние испытуемого и др. Кроме того, опираясь на уровень подготовленности испытуемого, можно по ходу эксперимента заменить один тест другим. Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми младенческого и дошкольного возраста, в клинической психологии-для тестирования лиц с соматическими или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостатками и т.д. Необходима она и в тех случаях, когда нужен тесный контакт экспериментатора и испытуемого с целью оптимизации его деятельности. Однако индивидуальные тесты требуют, как правило, много времени на проведение эксперимента, и в этом смысле менее экономичны по сравнению с групповыми.
Групповые тесты - это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек). Поскольку инструкции и процедура проведения детально разработаны, экспериментатор должен неукоснительно их выполнять. При групповом тестировании особенно строго соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов объективизирована и не требует высокой квалификации. Результаты большинства групповых тестов могут обрабатываться на ЭВМ.
Однако следует отметить и определенные недостатки группового тестирования. Так, у экспериментатора гораздо меньше возможностей установить взаимопонимание с испытуемым, пробудить его интерес и заручиться его сотрудничеством. Любые случайные состояния испытуемого, такие, как болезнь, утомление, беспокойство и тревожность, которые могут влиять на выполнение заданий, гораздо труднее выявить в групповом тестировании. В целом, лица, незнакомые с такой процедурой, скорее покажут более низкие результаты при групповом тестировании, нежели при индивидуальном. Поэтому в тех случаях, когда принимаемое по результатам тестирования решение важно для испытуемого, желательно дополнить результаты группового тестирования либо индивидуальной проверкой неясных случаев, либо информацией, полученной из других источников.
Устные и письменные тесты. Эти тесты различаются по форме ответа. Устными чаще всего бывают индивидуальные тесты, письменными - групповые. Устные ответы в одних случаях могут формулироваться испытуемым самостоятельно («открытые» ответы), в других - он должен из нескольких предложенных ответов выбрать и назвать тот, который считает правильным («закрытые» ответы). В письменных тестах ответы даются испытуемым или в тестовой тетради, или на специально разработанном бланке ответов. Письменные ответы также могут носить «открытый» или «закрытый» характер.
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты. Эти тесты различаются по материалу, который используется при тестировании. Бланковые тесты (другим широко известным названием является тест «карандаш и бумага») представлены в виде отдельных бланков или тетрадей, брошюр, в которых содержится инструкция по применению, примеры решения, сами задания и графы для ответов. Предусмотрены формы, когда ответы заносятся не в тестовые тетради, а на отдельные бланки. Это позволяет использовать одни и те же тестовые тетради многократно. Бланковые тесты могут применяться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.
В предметных тестах материал тестовых заданий представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, конструкций и узлов технических устройств и т.п. Предметные тесты чаще проводятся индивидуально.
Аппаратурные тесты - это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Широко известны приборы для исследования показателей времени реакции (реактометры, рефлексометры), устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления. В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивидуально.
Компьютерные тесты. Это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ. Тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры; таким образом, протокол сразу создается как набор данных (файл) на магнитном носителе. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. При желании можно получить информацию в виде графиков, таблиц, диаграмм, профилей.
С помощью компьютера экспериментатор получает для анализа такие данные, которые без ЭВМ получить практически невозможно: время выполнения отдельных заданий теста, время получения правильных ответов, количество отказов отрешения и обращения за помощью, время, затрачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения, время ввода ответа (если он сложен) в ЭВМ и т.д. Эти особенности испытуемых можно использовать для углубленного психологического анализа результатов, полученных в процессе тестирования.
Вербальные и невербальные тесты. Эти тесты различаются по характеру стимульного материала. В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словесно-логической форме.
Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, мышлению в их опосредованной языковой форме. Они очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке специальных способностей.
Невербальные тесты - это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.). От испытуемых требуется понимание вербальных инструкций, само же выполнение заданий опирается на перцептивные и моторные функции. Самым известным невербальным тестом являются Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых различий на результат испытания. Они также облегчают процедуру тестирования испытуемых с нарушением речи, слуха или с низким уровнем образования. Невербальные тесты широко используются при оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.
Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими методиками. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными. Каждое задание таких тестов имеет правильное решение и, следовательно, об успешности их выполнения судят по числу правильных или неправильных ответов. В последние 30-35 лет успешно разрабатываются вербальные критериально-ориентированные тесты интеллекта. Их принципиальное отличие от традиционных тестов состоит в том, что в заданиях, в которых испытуемый должен найти свое решение определенной логической задачи, используются не любые понятия и термины, а только те, которые составляют содержание учебных программ. Включение подобных понятий и терминов позволяет установить, насколько они стали предметом мыслительной деятельности учащихся.
Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях - математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественных деятельностей.
Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами занятий и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.
В отличие от общих, специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.
По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.). Ответы испытуемых здесь также оцениваются по типу правильно, неправильно.
Тесты личности. Эти психодиагностические методики направлены на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также особенностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления испытуемых.
Тесты личности можно подразделить на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия представляют собой относительно простые, четко структурированные процедуры, в которых возможен правильный ответ (например, тест замаскированных фигур Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.).
Особенностью ситуационных тестов является то, что испытуемому предлагается выбрать образ поведения в сложной социальной ситуации, близкой к реальной. С их помощью диагностируются, в частности, такие аспекты личности, как склонность к асоциальному поведению, а также к стабильным, устойчивым решениям и действиям.
Неинтеллектуальные, личностные особенности измеряются также с помощью опросников и проективной техники. Эти диагностические методики рассмотрены в соответствующих разделах пособия.
Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной), предназначены для оценки степени продви-нутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие. Так же, как и в тестах интеллекта, и в этих тестах предполагается правильный ответ, а показателем успешности является количество правильно выполненных заданий.
Тесты школьных достижений являются, в основном, групповыми и бланковыми, но могут быть представлены и в компьютерном варианте. Профессиональные тесты достижений обычно имеют три разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.
Тестирование
Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - эксперементальный метод психродиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.
Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжиования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.
Основоположники тестирования - Ф.Гальтон, Ч.Спирман, Дж.Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".
Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют обёективности оценок, не зависящих от субёективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.
Тесты предъявляют требования:
Строгая формализация всех этапов тестирования,
Стандартизация заданий и условий их выполнения,
Квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе,
Интерпретации результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.
Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:
1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,
2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,
4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученыный результат.
Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь неодходимо учитывать, что переносить интерпретацию плученых результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.
Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются различные приемы:
1) увеличение базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большему числу параметров,
2) введение поправочных коэффициетнов с учетом характеристик выборки,
3)введение в практику тестирования невербального способа предъявления материала.
Тест состоит из двух частей:
а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос)
б) указаний относительно регистрации или интнграции полученых ответов.
Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от "свободного" наблюдения поведения большуюю объективность результатов.
Тесты классифицируются по разным признакам.
По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить по данному признаку. По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых. Если в тестах уровня временных ограничений нет, то в тестах на скорость они обязательны. В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.
К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным - проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.
Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнениис заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным - тест, требующий в качестве ответа определенных действий.
По формальной структуре различаются тесты простые,т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждому подтесту - тестовым профилем. Нередко к тестам относят опросники, удовлетворяющие ряду требований, предъявляемых обычно к данному методу сбора психологической или социологической информации.
В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатичтияескими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".
Разработка теста состоит из четырех этапов.
На первомэтапе развивается исходная концепция с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер;
На втором - производится отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности;
На третьем этапе тест проверяется повторно на той же самой популяции;
На четвертом - калибруется по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.
На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:
а) диагностируемое свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые его пpоявления (напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы, установки);
б) связанную с этим валидизацию метода, т.е. опpеделение того, насколько он измеpяет тpебуемое свойство;
в) величину выбоpки из популяции, на котоpой должна пpоводиться оценка метода;
г) стимулиpующий матеpиал (таблички, изобpажения, игpушки, фильмы);
д) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования, постановки задач, pазъяснений, ответов на вопpосы;
е) условия ситуации;
ж) такие фоpмы поведения испытуеого, котоpые свидетельствуют об измеpяемом свойстве;
з) шкалиpование pелевантных фоpм поведения;
и) сведение pезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в общие значения (напpимеp, суммиpование ответов типа "Да");
к) фоpмулиpовку pезультатов в ноpмиpованной шкале оценок.
Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам. Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и располагаются по отношению друг к другу в соответствии с требуемым содержанием. Опросники используются, например, в целях психодиагностики, когда от испытуемого требуется самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. При этом испытуемый, отвечаяя на вопросы, выражает свои положительные и отрицательные предпочтения. С помощью опросников можно измерять у испытуемых и оценки ими других людей. Задание обычно выступает, как прямая реакция на вопросы, на которые надо ответить путем сожаления или опровержения. Возможности для ответа в большинстве случаев заданы и требуют лишь отметки в виде крестика, крижочка и т.п. Недостаток опросника состоит в том, что испытуемый может симулировать или диссимулировать те или иные свойства личности. Преодолеть указанный недостаток (хотя и не полностью) исследователь может посредством контрольных вопросов, контрольных шкал, шкал "лжи". Опросники применяются преимущественно для диагностики характера, диагностики личности (например, экстроверсии - интроверсии, интересов, установок, мотивов).
Диагностика личности - совокупность методов, позволяющих распознать ее внеинтеллектуальные свойства, носящие характер относительно устойчивых диспозиций. Для таких свойств личности, как экстраверсия - интроверсия, доминирующий мотив, заторможенность, возбудимость, ригидность, разработан ряд диагностических методов (опросники и проективные тесты), с помощью которых можно определить выраженность этих свойств. При конструировании таких методов, как правило, пользуются факторным анализом (Г. Айзенк, Дж.Каттел, Дж. Гилфорд) и конструктивной валидизацией.
На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах.
Использованная литература:
1.Соц.справочник,Киев,1990.
2.Соц.словарь,Минск,1991.
3.Фонд времени и мероприятия в соц.сфере,М:Наука,1989.
Теоретическая и практическая психология - наука невероятной глубины, позволяющая познать тайны человеческого сознания. Это наука никогда не останавливается и совершенствуется с каждым днем, все больше и больше углубляясь в изучение человеческой личности и ее поведения.
Тесты в психологии - это один из методов изучения человеческого разума. На сегодняшний день разновидности тестирования сложно подсчитать точно. Большое разнообразие опросников позволяет любому человеку разобраться в себе и узнать множество тайн своей личности, не обращаясь напрямую к специалисту.
Важно отметить, что существуют психологические тесты для женщин и мужчин отдельно, но мы рассмотрим общий метод тестов в психологии, не имеющий деления по гендеру. Давайте вместе разберемся с секретами нашего сознания.
Где применяется психологическое тестирование?
Психологические тесты с ответами применяются в следующих случаях:
- Для установления особенностей человеческой личности.
- Тесты по психологии для студентов помогают определить будущую специализацию молодого поколения.
- В качестве метода, помогающего определять специфику развития ребенка.
- В случае необходимости подтверждения профессиональной пригодности испытуемого.
- Для подтверждения психического здоровья.
На самом деле тест в психологии - это огромная область, и применяются они в разных сферах. Но мы остановимся на первой задаче - особенности личности - и постараемся максимально точно изучить личностные особенности каждого.
Тест Айзенка
Тесты по психологии личности занимают большую область в данной науке. Первым опросником, который следует пройти для того, чтобы лучше понять себя, является тест Айзенка, или, иначе говоря, исследование темперамента человека. Существует 4 основных типа темперамента: флегматик, и меланхолик. Как проходить психологические тесты? Чтобы определить, к какому из типов вы можете отнести себя, следует дать ответы на следующие 57 вопросов. Отвечать нужно только «да» или «нет».
- Нравится ли вам находиться в эпицентре активности и суеты?
- Вы склонны к тому, чтобы чувствовать беспокойство от того, что вы не знаете, чего хотите?
- Относитесь ли вы к людям, которые за словом в карман не полезут?
- Склонны к беспричинным перепадам настроения?
- Стараетесь обойти шумные вечеринки и праздники, а если и присутствуете на них, то стараетесь быть максимально далеко от центра внимания?
- Вы всегда делаете то, о чем вас попросят?
- Часто ли на вас нападает плохое настроение?
- В ссорах ваш основной принцип - молчание?
- Легко ли меняется ваше настроение?
- Любите находиться в кругу людей?
- Случается ли такое, что вы не можете уснуть из-за тревожных мыслей?
- Вас можно считать упрямым?
- Считают ли вас бесчестной личностью?
- Говорят ли о вас, что вы ненаходчивый человек?
- Лучшая работа - в одиночестве?
- Плохое настроение - частый и беспричинный гость?
- Считаете ли вы себя активным человеком в самом эпицентре жизни?
- Могут ли стать причиной вашего смеха?
- Бывает ли у вас такое состояние, когда что-либо надоело по самое горло?
- Чувствуете себя уверенно только в привычной и удобной одежде?
- Вам сложно сосредоточиться?
- У вас нет проблем с выражением собственных мыслей словами?
- Часто погружаетесь в личные раздумья?
- Вы человек, отвергающий предрассудки?
- Считаете ли себя любителем розыгрышей?
- В основном ваши мысли о работе?
- Важно ли для вас вкусно поесть?
- Когда вы желаете выговориться, важно ли, чтобы ваш собеседник был в хорошем расположении духа?
- Не любите брать в долг?
- Склонны ли похвастаться?
- Считаете себя чувствительным к чему-либо?
- Вам предпочтительнее домашняя посиделка в одиночестве, чем шумный праздник?
- Посещает ли вас сильное беспокойство?
- Строите ли вы планы намного раньше необходимого?
- Случаются ли головокружения?
- Отвечаете на сообщения сразу же?
- Ваши дела идут лучше, если вы их делаете самостоятельно, чем с группой?
- Случается ли у вас одышка даже без физических нагрузок?
- Считаете ли вы себя человеком, который может спокойно отойти от общепринятых правил (в рамках нормы)?
- Беспокоит состояние вашей нервной системы?
- Любите строить планы?
- Лучше отложить на завтра то, что можно сделать и сегодня?
- Боитесь замкнутых пространств?
- Инициативны ли вы при первой встрече с человеком?
- Случаются ли сильные головные боли?
- Вы приверженец того, что многие проблемы могут решиться сами?
- Страдаете бессонницей?
- Склоны к лжи?
- Случается ли такое, что говорите первое, что придет в голову?
- Попадая в глупую ситуацию, вы часто вспоминаете ее и волнуетесь о ней?
- Замкнуты ли вы?
- Часто попадаете в неприятные ситуации?
- Вы заядлый рассказчик историй?
- Главное - не победа, а участие - это не про вас?
- Вам некомфортно в обществе, где люди выше вас по социальному положению?
- Когда все складывается против вас, вы продолжаете действовать?
- Вас сильно охватывает волнение перед важным делом?
Теперь сверимся с ключом.
Ключ к тесту
Определять будем по нескольким факторам: экстраверсии - интроверсии, уровню нейротизма и шкале лжи. За каждое совпадение с ответом зачисляется 1 балл.
Экстраверсия - интроверсия
Ответы «да»: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответы «нет»: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Как вы заметили, некоторых номеров вопросов не хватает. Это не ошибка, так и должно быть. Сверимся с ключом к этому пункту. Взгляните на круг (см. рисунок ниже) - горизонтальная линия обозначает шкалу экстраверсии - интроверсии. Чем большее количество баллов по этому признаку, тем больше вы склонны к экстраверсии и наоборот. Число 12 является средним значением.
Шкала нейротизма
Шкала нейротизма на этом же круге имеет обозначение устойчивости-неустойчивости. Здесь необходимо сверить только ответы «да».
Ответы «да»: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Шкала нейротизма помогает определить устойчивость вашей нервной системы. Она расположена вертикально и работать с ней необходимо так же, как в предыдущем пункте.
Ложь
Шкала лжи не отображается на круге, но для ее определения специально выделены несколько вопросов.
Ответы «да»: 6, 24, 36.
Ответы «нет»: 12, 18, 30, 42, 48.
Стоит отметить, что, отвечая на подобные психологические тесты с ответами, вы прежде всего должны быть предельно честны сами с собой. Ключ к данной шкале максимально прост: если вы набираете более 4 баллов по этому пункту, это значит, что вы были неискренны в некоторых вопросах. Отметка 4 и ниже свидетельствует о норме в ответах.
В некоторых интерпретациях существует разделение на психологические тесты для женщин и мужчин, поскольку прекрасная половина человечества более склонна к эмоциональности, что может иметь незначительное влияние на результаты теста.
Пояснения к кругу Айзенка
Тесты по завершаются определением типа нашего темперамента. Еще раз взгляните на круг и найдите точку пересечения двух ваших предыдущих отметок. Новая (третья) точка будет расположена в четверти, символизирующей тип вашего темперамента.
Сангвинистический
Людей данного темперамента считают жизнерадостными. Они часто являются лидерами группы и ведут за собой людей, излучая активность и движение. Настроение этих людей всегда положительное, им легко заводить новые знакомства, они комфортно чувствуют себя среди нового круга людей.
Сангвиники нуждаются в постоянных переменах и новизне. Это самая настоящая потребность, поскольку если заставить сангвиника долго делать нудное дело, его жизнерадостность погаснет, человек станет вялым и неактивным. Потому такие люди легко переезжают с место на место и заводят новые знакомства.
Флегматический
Флегматики - это спокойные люди. Их сложно вывести из себя и заставить проявлять свои эмоции. Флегматики контролируют все свои действия, они редко упускают что-то из виду и обдумывают каждый свой шаг.
Повлиять на смену настроения флегматика не так просто благодаря их хладнокровности. Но людям данного темперамента нужно стараться быть более активными и не допускать чрезмерного погружения в свои мысли, что может повлечь за собой плохое настроение.
Холерический
Холерики живут вспышками. Эмоции их могут меняться по щелчку, как и подъемы, и спады активности. Такие люди берутся за любые дела, но порой не могут их завершить из-за нехватки энергии.
Холерики эмоциональны и вспыльчивы, потому могут легко разругаться с любым человеком. Таким личностям нужно больше контролировать себя.
Меланхолический
Психические процессы меланхоликов протекают крайне медленно. Вывести этих людей из состояния душевного равновесия практически невозможно. Такая личность чувствует себя неуютно в большой компании, в группе их работоспособность падает. Меланхолику комфортнее работать одному.
Такого человека пугает что-то новое. Меланхолики редко делятся своими переживаниями и держат все в себе.
На этом типу темперамента можно закончить. Ваш первый шаг в познание себя совершен. Рассмотрим интересные тесты по психологии дальше.
Тест Люшера
Психологические тесты по цветам широко используются специалистами в работе не только с детьми. Они не менее информативны для оценки взрослых личностей. Данный тест в психологии - это способ понять свое нынешнее душевное состояние. Опросник Люшера основывается на 8 цветах. Интерпретаций данного исследования существует немало, как и вариаций самого интересного теста по психологии. Но мы остановимся на кратком, но не менее точном варианте:
- Приготовьте лист и ручку.
- Взгляните на картинку (см. выше). Перед вами - 8 цветов. Вам необходимо выбрать наиболее предпочтительный и приятный для вас цвет на данный момент. Обратите внимание, что не нужно соотносить выбираемый вами цвет с любимым цветом в одежде, окружении, с тенденциями моды и пр. Ваш выбор должен быть максимально беспристрастным и не зависящим от ваших личных предпочтений. Вы делаете выбор только исходя из текущих желаний.
- Далее вам нужно продолжить выбор по тому же принципу: вы выбираете наиболее приятный для себя цвет из оставшихся. Порядок выбора цветов записываете на бумагу.
На этом первый этап завершен. Но на этом мы не останавливаемся и переходим ко второму этапу:
- Вновь воспользуемся новым листком бумаги и ручкой.
- Вас может это удивить, но мы вновь повторяем ту же процедуру. Перед вами - опять 8 цветов, и вы начинаете поочередно выбирать наиболее приятный цвет. Не следует пытаться соотносить свой предыдущий и нынешний выбор - отмечайте картинки так, словно вы видите их в первый раз.
Теперь мы закончили проведение психологического тестирования. Почему же потребовалось проводить одну и ту же процедуру дважды? Ответ прост: ваш первый выбор (довольно часто для оценки личности применяется данный тест в психологии) - это то, чего вы хотите. Второй этап же отображает реальную действительность, которая может отличаться от ваших желаний. Перейдем к интерпретации.
Давайте определимся, что обозначает каждая позиция:
- Первое выбранное вами значение определяет те средства, которыми вы достигаете поставленную для себя цель. Неважно, имеете ли вы какие-то конкретные намерения в данный момент, ведь мы изучаем то, что заложено в вашем подсознании сейчас.
- Вторая позиция характеризует саму цель, которой мы добиваемся.
- Далее мы рассматриваем пары позиций. Номера 3 и 4 характеризуют ваше ощущение от сложившейся ситуации.
- 5-я и 6-я позиции - отображение вашего нейтрального отношения к этим цветам. В определенных ситуациях эти позиции могут нести немалое значение, поскольку они отображают действие или потребность, которую вы сознательно откладываете на задний план до лучших времен;
- 7-й и 8-й номера - то, к чему испытываете резкую антипатию.
Поняв, что означает каждый номер, можно перейти к конкретным определениям.
Значение цветов
Прежде всего, все используемые цвета мы можем разделить на две группы - основную и дополнительную. В основную группу входит синий, сине-зеленый, оранжево-красный и светло-желтый. При нормальном состоянии сознания человека и его душевном спокойствии, отсутствии внутренних конфликтов эти цвета занимают первые 5 позиций.
Дополнительные оттенки - фиолетовый, черный, коричневый, серый. Эти цвета относят к негативной группе, которая отображает скрытые или явные страхи, тревожность, неудовлетворенность ситуацией.
Синий - символ спокойствия, удовлетворенности. Нахождение его на первом месте в начальном этапе нашего теста говорит о потребности человека в состоянии покоя и отсутствии напряженности. Во втором варианте, символизирующем действительность, выбор синего является наиболее благоприятным исходом. Он отображает, что в данный момент вы умиротворены душевно.
Сине-зеленый. Цвет отображает уверенность и упрямство. Позиция этого цвета говорит о том, что вы в той или иной степени нуждаетесь в уверенности в себе и в вашем окружении. Если данный цвет расположен во втором тесте на последних позициях, это говорит о слабости личности и необходимости поддержки человека.
Оранжево-красный - это цвет действий, возбуждения и иногда агрессии. В зависимости от расположения он говорит о состоянии готовности к активным действиям и борьбе с проблемами.
Светло-желтый - это цвет веселья и общительности. В дуэте с синим дает максимально удачное сочетание.
Психологические тесты по цветам помогут создать вам точную картину вашего текущего душевного состояния.
Оптимист, пессимист, реалист
Рассмотрим последний, но не менее интересный тест по общей психологии. Он позволит наконец-то определить, кто вы - жизнерадостный оптимист, опечаленный пессимист или же мудрый реалист. Необходимо отвечать на вопросы только «да» или «нет»:
- Вас привлекает возможность путешествовать?
- Вы любите изучать что-то новое?
- Есть ли у вас проблемы со сном?
- Вы гостеприимный человек?
- Имеете склонность предугадывать проблемы в будущем?
- Ваши друзья добились в жизни больше, чем вы?
- Любите заниматься спортом?
- Судьба часто преподносит вам неожиданности?
- Вы беспокоитесь за текущее состояние экологии?
- Научный прогресс доставил планете слишком много проблем?
- Ваша профессия выбрана удачно?
- Часто ли вы пользуетесь страхованием?
- Вы мобильный человек? Легко ли вам переехать на другое место, если предложат дело по душе?
- Вы считаете себя симпатичным?
- Вас беспокоит состояние вашего организма?
- Вас не смущает нахождение в незнакомом коллективе?
- Любите быть в центре событий?
- Существует ли дружба без взаимной выгоды?
- У вас есть свои личные приметы?
- Каждый строит свою судьбу сам?
Ответив на 20 достаточно простых вопросов, перейдем к ключу.
За каждое соответствие ключу ставим себе 1 балл.
Ответы «да»: 1, 2, 4, 7, 11, 13-20.
Ответы «нет»: 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
0-5 баллов. Вы определенно пессимист. Причем свои невзгоды и проблемы вы явно преувеличиваете, ведь жизнь полна черных полос, но не лишена белых, однако вы видите все в черном цвете. Взгляните на жизнь по-другому - мир не так мрачен, как вам кажется.
6-10 баллов. Вы огорчены происходящим. Вокруг складывается все не так, хотя вы продолжаете бороться. Жизнь преподносит все новые сюрпризы, а друзья справляются с ними лучше вас. Да, вы пессимистично смотрите на жизнь, но у вас есть на это причины. Однако не стоит так огорчаться из-за мелких проигрышей и жизненных неурядиц - вы прекрасно справляетесь и идете в нужном направлении.
11-15 баллов. Ваш взгляд на жизнь очевиден и реален. Вы не преувеличиваете печалей, но и не пьянеете от радости побед. Вашему жизненному настрою можно позавидовать, ведь вы реалист и смотрите на жизнь уверенно. Продолжайте в том же духе и не отступайте!
16-18 баллов. Вы оптимист, в любой проблеме вы видите свои плюсы и стараетесь любую ситуацию обратить в свою пользу. Невзгоды не обходят вас стороной, но вы знаете, как правильно к ним относиться, ваша жизнь сияет красками.
19-20. Такого оптимиста, как вы, нужно поискать. Вы не видите проблем, весь мир для вас - сплошная радуга. Но может быть, стоит посмотреть на жизнь без розовых очков? Ведь иногда несерьезность приводит к печальным последствиям.
Таким образом, мы завершили тесты по психологии личности. Конечно, трех опросников недостаточно, чтобы познать глубокий мир человека, но вы уже встали на путь самопознания и немало узнали о чертах своего характера и душевном состоянии.
Но не забывайте, что тест в психологии - это не простая палочка-выручалочка, которой каждый может воспользоваться. Точную информацию сможет дать только специалист-психолог. Интересные тесты по психологии - это лишь дополнительный метод исследования личности. Они дают лишь актуальный срез исследуемого качества. А многие психологические тесты-опросники, хранящиеся на просторах Сети, вообще не отображают реальной действительности.
Приступая к рассказу о тестировании, мы начнем с самого главного - с определения понятия «тест». В общенаучном смысле тест (от англ. test - опыт, проба) - это кратковременное стандартизованное испытание, направленное на получение в относительно сжатый отрезок времени наиболее существенной информации о признаках данного конкретного объекта с целью установления у него наличия или степени выраженности определенного психического свойства (черты, характеристики) или качества, а также совокупности психических свойств личности или психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и коллективов. Тест позволяет с заранее установленной степенью вероятности определить существующий у человека в данное время уровень знаний, относительно устойчивые личностные свойства, черты поведения, а также получить качественные и количественные оценки измеряемых характеристик.
Концепция тестирования как метода оценки и измерения качеств личности базируется на следующих общих предпосылках:
1. Внутренние (психологические) свойства личности выявляются с помощью индикаторов - показателей или внешних поведенческих характеристик (ответов на вопросы, результатов решения разного рода задач и т.п.), посредством которых проявляются структуры и свойства личности.
2. Эти индикаторы имеют такое выражение, которое может быть объектом наблюдения и измерения с помощью специальных процедур.
3. Между внешней (поведенческой) чертой и внутренним свойством личности существует однозначная причинная зависимость:
наблюдаемое действие или реакция человека порождены определенным личностным свойством и только им.
4. Измеряемые тестами черты и соответственно получаемые результаты распределены среди большой совокупности людей достаточно равномерно. Это означает, что тест должен не только оценивать конкретно взятого человека, но и быть применимым к большой совокупности людей.
Последнее требование отражается в понятии «норма теста», под которой понимается «средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик»3. Иными словами, норма теста - это средний уровень распределения выявляемых с его помощью характеристик в большой группе людей, на применимость в которой он претендует. В большинстве случаев норма теста определяется с помощью усреднения результатов тестирования большой выборки людей одного пола, примерно одинакового возраста и дифференциации полученных результатов по важнейшим показателям. Норма теста отражает его репрезентативность или свойство выборочной совокупности людей (группы или ряда групп, на основе анализа качеств которых был разработан тест) представлять генеральную совокупность всех лиц, обладающих подобными типологическими характеристиками. Репрезентативность позволяет классифицировать результаты тестирования и выступает показателем качественности тестовой методики.
Еще одним критерием добротности теста, тесно связанным с репрезентативностью, является его адаптированность - способность учитывать национальные (в том числе и социальные) и региональные особенности. Авторы берут нужный для построения тестов материал из исторически сложившейся культуры близкой им социальной общности. Тесты, «свободные от культуры», а значит одинаково понятные по материалу индивидам из разных социальных общностей, создать нельзя - это неустранимое свойство тестовых программ. При использовании тестов, разработанных в иной социально-культурной среде, в проверке и переоценке нуждаются нормы, валидность, надежность тестов, а также их применимость в целом. Особенно остро проблема адаптированности заявила о себе в последние годы, когда в Россию широким потоком хлынули западные тестовые методики и российские специалисты в области кадрового менеджмента бросились применять их, подчас не задумываясь о необходимости внесения определенных корректив.
В силу фактического запрета на использование тестов, существовавшего в СССР (после известного постановления ЦК ВКПб 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»), российский кадровый менеджмент является дилетантом в этой области. Многих буквально очаровывает магия «фирменных» латинских букв, аббревиатур, обозначающих «классические» методики, такие, например, как MMPI (личностный опросник, разработанный в Миннесотском университете), на основании которых» предлагается получение развернутых заключений о сотрудниках фирмы или кандидатах на имеющиеся вакансии. Несомненно, вышеупомянутый тест занимает в мировой психологии лидирующую (по популярности) позицию. Однако нельзя забывать тот факт, что он был разработан специально для пациентов психиатрических клиник (!) и широко используется в практике психоанализа. При приеме нормальных здоровых людей в американские фирмы этот тест в последние годы не применяется! Лица, подвергшиеся подобному тестированию, уже выиграли по суду немало исков, а компаниям пришлось уплатить солидные штрафы за нанесение морального ущерба.
Вообще западные личностные тесты, в том числе и более подходящие для ситуации приема на работу («16 личностных факторов» Кэттелла- 16PF, Калифорнийский личностный перечень - CPI, Опросник Айзенка - EPI, Тест Майерс-Бриггс, основанный на типологии Юнга), для корректного применения в России нуждаются в серьезной доработке («культурной и психометрической адаптации»). Неадаптированное, без внесения существенных поправок использование этих и подобных им тестов в современных, российских условиях явно неправомерно, хотя бы уже потому, что в нашей стране условия труда, его оплаты, традиции трудового сознания во многом отличны от западных. Далеко не для всех тестов проведена адаптация, что уж говорить о «пиратских» версиях западных тестов. Как правило, неадаптированные версии используют дилетанты в области психометрики, которые наивно полагают, что достаточно просто перевести на русский язык тестовые задания и тест будет работать. На самом же деле работа по адаптации тестовых методик должна включать пересчет не только так называемых тестовых норм, но и ключей к тест-заданиям (пунктам).
Для того чтобы тесты соответствовали своему назначению, адекватно выявляли и достаточно точно измеряли определенные качества, они должны также соответствовать таким критериям, как объективность, валидность, надежность и научность. Объективность означает, что результаты тестирования должны быть интерсубъективны, т.е. независимы от того, кто проводит тест. Валидность (от англ. valid- действительный, пригодный) - это пригодность теста для измерения именно того качества, на оценку которого он направлен. Так, например, если тест используется для оценки уровня знаний человека в области управления персоналом, он должен измерять именно эти знания, а не, например, общую эрудицию или знания в области экономики. Существуют, по меньшей мере, три условия обоснования валидности: валидность относительно критерия (требующая демонстрации корреляции или иного статистического взаимоотношения между результатами теста и требованиями работы); валидность относительно содержания (требующая демонстрации того, что содержание теста представляет важнейшие относительно работы черты поведения); валидность относительно конструктов (требующая демонстрации того, что тест определяет именно тот конструкт или характеристику, для определения которой он предназначен, и что эта характеристика важна для успешности в работе).
Надежность отражает степень точности и постоянства, с которой измеряется качество личности, и характеризует свободу процедуры тестирования от погрешностей. Точность проявляется в уровне совпадения результатов данного теста с показателями других тестов, используемых для этой же цели, постоянство - в устойчивости, стабильности результатов при повторной оценке той же группы тестируемых. Вместе с тем специалисты отмечают существование нескольких причин, по которым индивид, вновь проходящий тест, не получает сходные оценки. К ним относятся: временные психологические или физические изменения состояния тестируемого; факторы окружения (температура комнаты, освещение, уровень шума или даже личность проводящего тест); форма теста (многие тесты имеют разную форму или версию - на бумажном носителе, в электронном виде, в устном исполнении) и т.п. Указателем надежности теста является степень, в которой сфера оценок теста не подвержена влиянию указанных факторов.
Надежность теста определяется его коэффициентом, который может колебаться от 0 до 1. Обычно говорится, что если надежность теста 0,9 и более, то результаты его превосходны, тест с надежностью 0,8-0,89 дает хорошие результаты, тест с надежностью 0,7-0,79 дает адекватные результаты, тест с надежностью менее 0,7 имеет ограниченную применимость. Допустимый уровень надежности будет отличаться в зависимости от типа теста и используемой оценки его надежности. Ниже приводятся основные типы надежности тестовых процедур:
♦ надежность типа «тест - повторный тест» указывает на возможность получения таких же результатов по тесту по прошествии времени;
♦ надежность альтернативной, или параллельной, формы: речь идет о том, что результаты теста подобны, если индивид выбирает одну или несколько его альтернативных форм;
♦ надежность типа «интероценка» указывает, что результаты теста подобны при проведении его двумя или более оценщиками;
♦ надежность типа «внутренняя непротиворечивость» указывает границы, в которых тест измеряет одно и то же.
Надежность и валидность теста взаимосвязаны. Вместе с тем между ними следует проводить различия: надежность говорит о том, насколько истинные результаты дает тест, валидность - насколько хорош тест для отдельной ситуации. Таким образом, тест может быть надежным, но не быть валидным. Он может оказаться невалидным для различных целей: например, адекватно показывать технические навыки, но быть бесполезным при определении лидерских качеств. Сходным образом валидность теста обоснована относительно специфических групп индивидов (так называемых референтных групп); вполне реальна ситуация, когда целевая группа может не входить в число последних. В целом валидность теста может быть либо равна (идеальный случай), либо меньше его надежности.
Научность - это обоснованность теста фундаментальными исследованиями, его концептуальная осмысленность. Особенно необходимо научное обоснование при обращении к батарее тестов - серии испытаний, призванных оценить комплекс качеств человека, свидетельствующий о его профессиональной пригодноста и ожидаемых трудовых успехах, - широко применяемой при отборе персонала.
Масштабность использования процедуры тестирования в управлении персоналом объясняется, на наш взгляд, целым рядом ее достоинств:
♦ объективностью оценки (итоги тестирования практически не зависят от субъективного подхода тестирующего; к тому же они могут быть оценены не только качественно, но и количественно);
♦ оперативностью оценки (сама процедура тестирования занимает сравнительно немного времени, в то же время с ее помощью можно в короткий срок собрать требующуюся информацию о большом количестве людей);
♦ простотой и доступностью тестирования (в управлении персоналом используются стандартизированные тесты, которые содержат описание процедуры их проведения и оценки результатов; после профессиональной апробации ими может пользоваться широкий круг руководителей, а также сотрудников служб персонала);
♦ пригодностью результатов тестирования для компьютерной обработки и использования статистических методов оценки;
♦ большими эвристическими оценочными возможностями;
♦ конкретностью и непосредственной практической направленностью (тесты позволяют получить сведения об определенных свойствах личности и ее поведении, а не о человеке вообще).
В то же время, как и любые другие инструменты кадрового менеджмента, метод тестирования имеет свои ограничения и тонкости, которые необходимо знать в процессе его применения:
♦ существует серьезная проблема установления однозначной причинно-следственной связи между выявляемыми вопросами (заданиями) тестов и качествами личности, определяющими ее профессиональный успех: при разработке тестов далеко не всегда удается однозначно «перевести» тестовые задания (индикаторы черт) в конкретные качества личности, а последние - в факторы трудовых достижений;
♦ результаты тестов обычно оценивают лишь актуальные, т.е. существующие в данный момент, качества; в то же время большинство характеристик личности и ее поведения подвержены изменениям, порой достаточно динамичным;
♦ квалифицированное использование тестов требует соответствующей психодиагностической и этической подготовки тестирующего;
♦ применение тестов может вызывать у испытуемых страх, искажающий результаты тестирования;
♦ публичное объявление результатов тестирования может задевать чувство собственного достоинства аутсайдеров, компрометировать их в глазах окружающих и тем самым осложнять отношения в коллективе.
Существует строго математизированная, экспериментальная наука - тестология, мало известная в нашей стране, которая позволяет вполне однозначно установить, какой тест можно считать хорошим, а какой - плохим. В развитых странах все профессиональные и психологические тесты проходят сертификацию - неависимую экспертизу. В некоторых случаях проводящие специалисты объединены в национальную психологическую ассоциацию, в других - в специализированную тестологическую ассоциацию. К сожалению, в России подобная практика находится пока в зачаточном состоянии.
Тесты могут быть полезными только при условии их грамотного применения подготовленными к этому специалистами. Избегать проблем и получать объективные результаты помогают общие правила тестирования, к которым относятся следующие:
♦ любое сложное тестирование должно проводиться при участии специалиста по психодиагностике или при последующем его участии в качестве консультанта;
♦ человека нельзя подвергать психологическому обследованию обманным путем или против его воли, недопустимы никакие формы прямого или косвенного принуждения;
♦ перед проведением тестирования испытуемого необходимо предупредить о том, что в ходе исследования он невольно может сообщить такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую не осознает сам;
♦ любой человек (за исключением случаев, оговоренных за коном) имеет право знать результаты своего тестирования; итоговые данные в доступной для понимания форме предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследование; ознакомление с результатами тестирования должно исключать их неправильное толкование или появление у испытуемых каких-либо опасений;
♦ результаты тестирования не должны травмировать исследуемого или снижать его самооценку, поэтому их следует сообщать в ободряющей форме, по возможности сопровождая конструктивными рекомендациями;
♦ испытуемый должен быть информирован о целях тестироввания и формах использования его результатов;
♦ тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования;
♦ информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначается; тестирующий обязан обеспечить конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия» или в социометрических тестах.
Помимо вышеперечисленных правил, обеспечивающих эффективность процедуры тестирования, особые требования предъявляются и к тестирующему. Общеизвестно, что эффективность тестирования во многом зависит не только от соответствующих знаний, но и от личностных качеств проводящего его человека. Важными для профессионального тестирования качествами являются: общительность и коммуникабельность; динамичность и гибкость поведения; эмоциональная сдержанность и терпимость; профессиональный такт (основой которого являются прежде всего соблюдение профессиональной тайны и деликатность); умение держать свою линию поведения; эмпатия (т.е. готовность и способность проникнуться чувствами и переживаниями других людей и тем самым эмоционально понять их); умение привлекать других людей к активному сотрудничеству, совместному анализу и решению проблем, а также конфликтологическая грамотность. В процессе подготовки и проведения тестирования можно выделить четыре основных этапа, учет особенностей которых во многом определяет успех использования этого метода:
♦ выбор тестовых методик (ознакомление с методиками и их проверка на предмет соответствия целям исследования и удобности применения);
♦ инструктирование испытуемых (разъяснение им целей и задач тестирования, порядка выполнения тестовых заданий и поведения во время их выполнения);
♦ контроль за выполнением заданий;
♦ интерпретация результатов и подведение итогов тестирования.
Еще одним непременным условием эффективности тестирования является учет особенностей различных типов тестов. По предмету исследования можно выделить три класса тестов: а) общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности (одно из направлений современной психологии личности - дифференциальная психология - целиком опирается на использование приемов психодиагностики); б) личностные - специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и т.п.); в) групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов - уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного «давления» группы на ее членов и др.
Общие особенности психологических тестов определяются предметом изучения и спецификой применяемой техники. С точки зрения технических приемов обычно выделяют четыре разновидности тестов: а) так называемые объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испытания (на пример, измерение кожно-гальванического рефлекса, служащее индикатором эмоционального состояния); б) опросные методики или субъективные тесты, как, например, общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела (эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения); в) тес ты «с карандашом и бумагой», например, для диагностики внимания - вычеркивание определенных букв в тексте («корректорский тест» - см. приложение 1) или вычерчивание оптимального вы хода из лабиринта (оценка некоторых свойств интеллекта) и т.д.; г) тесты, основанные на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых, например активно использовавшаяся советски ми психологами методика «ГОЛ» - групповой оценки личности.
Тестирование - это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест - это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами. Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т.д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе. Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. В то же время, как показала мировая практика, очень важно видеть, что реально могут выявить тесты, для того чтобы не подменить предмет диагностирования. Так, многие тесты, претендующие на выявление уровня развития, реально выявляют лишь уровень подготовленности, информированности или умелости испытуемых.
При подготовке тестовых заданий следует соблюдать ряд условий. Во-первых, нужно определить и ориентироваться на некоторую норму, что позволит объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых. Это означает также, что исследователь должен принять некоторую научную концепцию изучаемого явления, ориентироваться на нее и с этих позиций обосновывать создание и интерпретировать результаты выполнения заданий. Например, тесты-задания на выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по тем или иным учебным предметам составляются и применяются на основе некоторых представлений о критериях оценки знаний, умений и навыков учащихся и соответствующих норм отметок или могут быть рассчитаны лишь на сравнение испытуемых между собой по успешности. выполнения ими заданий. Во-вторых, испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания (независимо от времени и места), что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты.
Норма каждого теста определяется составителем-разработчиком путем нахождения среднего показателя, соответствующего результатам большой совокупности людей, принадлежащих некоторой культуре (выборка стандартизации). Этот показатель принимается за средний показатель развития выявляемого тестом свойства, статистически характерного для среднего человека. Это может быть, например, возрастной нормой интеллектуального развития или какой либо личностной характеристикой. Такой показатель определяется опытным путем и принимается за точку отсчета. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются: каждый тест сопровождается способом обработки данных и интерпретации результатов. Например, в тесте на определение акцентуации характера (К. Леон-гардт) испытуемый по каждому из типов акцентуации может набрать максимум 24 балла; признаком сильной выраженности (акцентуации) считается показатель, превышающий 12 баллов (исследователь может сам, на основании накопленного опыта, дополнительно уточнить характеристику меры выраженности свойства при показателях до 24 баллов).
Тесты, ориентированные на определение среднестатистических норм и принятие их в качестве критериев оценки и интеграции, позволяют осуществлять нормативно-ориентированное тестирование (НОРТ). Такие нормативные оценочные действия часто используются в педагогической практике. Например, существуют критерии оценки знаний, умений и навыков и нормы отметок по тем или иным учебным предметам, применяются учебные задания тестового характера по разным предметам с установленными нормами выставления отметок. НОРТ можно осуществить с применением многих тестов (тест Равена, тест Кэттелла, методика диагностики уровня субъективного контроля и др.).
Бывает много случаев, когда важно учитывать изменения в показателях одного и того же испытуемого на определенном промежутке времени, например до начала обучения и после завершения обучения некоторому учебному материалу. Это позволяет фиксировать возможности испытуемого, а периодическая диагностика и сравнение его показателей с предыдущими позволяет выявлять темп и направление развития изучаемого свойства. В таких случаях интерпретация результатов тестирования осуществляется с позиции выбранных критериев, показывающих особенности продвижения испытуемого в усвоении содержания учебного материала и развитии определенных психических качеств. Многие интеллектуальные тесты, тесты достижений и др. позволяют использовать их в указанном выше смысле. Норма теста в подобных случаях индивидуальная.
Возможен и случай, когда определение нормы теста осуществляется по содержательному признаку, на основе анализа логико-психологической структуры материала заданий, когда успешность выполнения теста интерпретируется в терминах - качественных характеристиках исследуемого свойства. Такие качественные характеристики выступают как критерии оценки достижений испытуемого, а само тестирование становится критериально-ориентированным. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) позволяет достаточно успешно сочетать тестирование, интерпретацию результата и коррекцию хода обучения (формирования). Напомним еще раз, что результаты выполнения заданий в КОРТ соотносятся с качественными характеристиками содержания задания (теста), а не с некоторым среднестатистическим уровнем успешности его выполнения, как в НОРТ.
Примером может служить использование «Методики АРП» и соответствующего ей блока методик, предложенного одним из авторов данного пособия. Выполнение данного блока позволяет определить уровень развития мышления испытуемого - школьника, которое может быть эмпирическим, аналитическим, планирующим и рефлектирующим. Поскольку сформированность того или иного уровня развития мышления является предпосылкой возможного становления в будущем следующего уровня развития, поэтому имеется возможность: 1) принятия этих уровней в качестве критериев оценки исследуемого свойства; 2) принятия следующего за установленным уровня в качестве направления последующего развития мышления и определение ближайшей зоны развития мышления ученика; 3) составление адекватного набора упражнений по одному или ряду учебных предметов, выполнение которых должно привести к достижению школьником соответствующего уровня развития мышления1.
Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл: 1)
информирование испытуемого о целях проведения тестирования; 2)
ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно; 3)
обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи; 4)
соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание; 5)
предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности; 6)
ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач; 7)
накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.
Как уже было отмечено, каждый тест сопровождается конкретной инструкцией и методическими указаниями по обработке и интерпретации получаемых данных.
Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.
Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов.
Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Век-слера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.
Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сфор-мированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры
1 См.: Атаханов Р.А. Математическое мышление и методики определения уровня его развития // Науч. ред. В.В.Давыдова. - Рига, 2000.
успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.
Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.
Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха. Испытуемому предлагаются различные стимульные материалы типа сюжетно неопределенных картинок, незавершенных предложений, сюжетные рисунки с конфликтными ситуациями и др. с просьбой интерпретировать их. Механизм выполнения таких заданий проявляется в том, что испытуемый некоторым образом упорядочивает элементы стимульного материала и придает им субъективный смысл, отражающий его личный опыт и переживания. Иначе говоря, проективные тесты построены на признании существования механизма «проектирования» человеком своего внутреннего мира на внешний, когда он невольно приписывает другим людям те свои влечения, потребности и желания, которые в обычном состоянии подавлены. Значит, проективные тесты позволяют с достаточной мерой объективности диагностировать бессознательные переживания человека. Такими тестами являются тематический апперцептивный тест, тест «чернильных пятен» Роршаха, широко применяемый фрустрационный тест Розенцвейга и др. Используются также графические проективные методики, где исследователь ставит испытуемого в ситуацию проектирования своего состояния, особенностей личности и отношений на реальность путем изображения дома, дерева, семьи, человека, несуществующего животного и его интерпретации. Например, тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» выявляет индивидуально-типологические различия путем анализа рисунка человека, составленного из десяти фигур (треугольников, квадратов и кругов, причем их сочетание может быть любым): испытуемый может оказаться принадлежащим к типу «руководителей», «тревожно-мнительных личностей» и т. д.
Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Качество теста характеризуется критериями его точности, т. е. надежностью и валидностью.
Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испытуемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирования, полученных при повторном тестировании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов. Один способ - это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с применением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корреляции между ними (некоторые тесты предлагаются пользователям в двух формах; например, тест-опросник Айзенка EPI - по определению темперамента - имеет равнозначные формы А и Б). Возможно и применение третьего способа оценки надежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей теста. Надежность теста показывает, насколько результаты тестирования могут быть устойчивы, насколько точно измеряются психологические параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследователя к полученным результатам.
Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натренированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсутствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.
В психодиагностике выделяют разные виды валидности. В простейшем случае валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оценками о наличии данного свойства у исследуемых (текущая валидность или валидность «по одновременности»), а также путем анализа данных, полученных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области. Вопрос о валидности теста может быть решен еще и сравнением его данных с показателями, полученными с помощью методики, связанной с данной методикой, валидность которой считается установленной.