Народный комиссариат военно морского флота ссср структура. Кузнецов, николай герасимович. Великая Отечественная война


СМИРНОВ-СВЕТЛОВСКИЙ

ПЁТР ИВАНОВИЧ



родился 1 августа 1897 года в хуторе Сулин (ныне г. Красный Сулин, Ростовской области) области войска Донского в семье земского врача. Детство и юность будущего советского флотоводца прошли в эпоху потрясений – революция 1905 года (русско-японская война).

Получив начальное образование, Петр Смирнов поступил в гимназию.

После окончания гимназии, он поступает в Петроградский политехнический институт,и там знакомится с известным большевистским организатором Николаем Толмачевым, и, связавшись через него с подпольными организациями, принимает активноеу частие в работе Петроградской организации РСДРП (б).

В свои 20 лет Смирнов был активным участником Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. 24 октября 1917 года он вошел в походный штаб моряков-балтийцев на минном заградителе Амур, отправляемом во главе отряда кораблей в поход из Кронштадта в Петроград для свержения Временного правительства. Петр Иванович Смирнов-Светловский был комиссаром одного из отрядов, затем начальником штаба Кронштадтского сводного отряда моряков, сыгравшего решающую роль впобеде вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 года.

Начавшаяся вскоре Гражданская война в полной мере раскрыла природные незаурядные способности, организаторские и военные таланты Смирнова-Светловского. 6 июля 1918 года он командируется на Восточный фронт для подпольной работы в тылу белых армий. Однако, по прибытии в Нижний Новгород он неожиданно для себя назначен начальником штаба Волжской военной флотилии. Смирнов-Светловский сразу же активно включился в эту работу, проявив при этом воинское искусство.

Наступление Колчака на Урале потребовало сосредоточения сил для отражения угрозы падения советской власти на Восточном фронте. Готовилась к боям и Волжская военная флотилия. Её бывший командующий Ф. Ф. Раскольников находился в то время в английском плену. Поэтому, 17 апреля 1919 года Реввоенсовет республики, учитывая боевой опыт Петра Ивановича и его предыдущую службу в качестве начальника штаба Волжской военной флотилии, назначил его командующим и одновременно комиссаром. В короткое время Смирнов-Светловский привел эту флотилию в боеготовое состояние после зимнего перерыва. В мае 1919 года под его непосредственным руководством проведены блестящие операции по разгрому колчаковских войск.

После окончания гражданской войны, Петр Иванович в декабре 1920 года уезжает в Петроград для возобновления учебы в политехническом институте, где учится до весны 1922 года, оставаясь в резерве при морском штабе РККФ.

Восстановление функционирования Военно-морской академии РККФ в марте 1922 года открывает перед Смирновым-Светловским перспективу получить военно-морское образование. Петр Иванович переходит в Военно-Морскую академию и настойчиво учится, постигая специфику морского дела, а также тактикуи оперативное искусство.


В академии Смирнов-Светловский приобретает хорошую теоретическую морскую подготовку, подкрепив ее не менее отличной морской практикой. В июле-декабре 1924 года в должности комиссара и старшего помощника командира сторожевого корабля "Воровский" совершает дальнее заграничное плавание из Архангельска во Владивосток вокруг Европы. По завершении этого похода Петр Иванович был назначен военным советником лидера китайской революции Сунь Ятсена.


По окончании академии Петр Иванович в 1927 году, занимает должность командира эсминца типа "Новик", затем командира дивизиона эскадренных миноносцев в морских силах Балтийского моря,отказавшись от назначения на престижные и высокие посты.


Длительное время с 1930 по 1931 и с 1934 по 1937 годы Смирнов-Светловский служит инспектором Управления ВМС РККА. В этот период времени он активно участвует в учениях флота на Балтийском и Черном морях, а также на Северном Ледовитом и Тихом океанах. Петр Иванович опубликовал в те годы в "Морском сборнике" ряд статей по вопросам военно-морского строительства, оперативного искусства и тактики.


В 1937 году ему присвоено воинское звание"Флагман флота 1 ранга", что соответствует нынешнему воинскому морскому званию – вице-адмирал.

15 августа 1937 года Смирнов-Светловский был назначен командующим Черноморским флотом. А 30 декабря 1937 года был образован Народный комиссариат Военно-морского флота СССР. С учетом многолетнего опыта работы Петра Ивановича в Центральном аппарате Морских Сил РККА уже 15 января 1938 года он был назначен первым заместителем наркома ВМФ с присвоением воинского звания флагмана флота 2 ранга (адмирала).

30 июня 1938 года арестовали наркома ВМФ СССР Петра Александровича Смирнова, однофамильца и прямого начальника. Пришлось Петру Ивановичу Смирнову-Светловскому приступить к временному исполнению обязанностей народного комиссара ВМФ СССР.


8 сентября 1938 года наркомом ВМФ был назначен несведущий в морских делах командарм 1 ранга М. П. Фриновский, ранее служивший заместителем главы НКВД. Его первым заместителем был утвержден Смирнов-Светловский. Петру Ивановичу по-прежнему приходилось готовить все основные решения по управлению флотом в то трудное время.


Наступил 1939 год. Смирнов-Светловский по-прежнему продолжал фактически руководить флотом, а нарком ВМФ Фриновский, в основном, выполнял представительские функции. Но над ними обоими сгущались тучи недовольства Сталина.


Петр Иванович Смирнов-Светловский был арестован 26 марта 1939 года. Одним из оснований для ареста послужили показания его бывшего начальника – первого наркома ВМФ СССР армейского комиссара 1 ранга П. А. Смирнова.

Целый год из Петра Ивановича выбивали признания во "вражеской деятельности". При этом применялись "физические меры воздействия", а попросту избиения, пытки и, "стояние на конвейере" ,когда подследственный стоял много часов, а следователи менялись.

16 марта 1940 года Военная коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела сфабрикованное дело Смирнова-Светловского, ему были предъявлены обвинения во вражеской деятельности. Несмотря на заслуги Петра Ивановича Смирнова-Светловского перед страной в годы Гражданской войны и возрождения флота, он был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор привели в исполнение 17 марта 1940 года.

В 1956 году Военной коллегией Верховного Суда СССР Петр Иванович Смирнов-Светловскийбыл полностью реабилитирован.


А.Зайцев, (по материалам доцента Кубанского Государственного технического университета С. Близниченко. )

    Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР - НАРÓДНЫЙ КОМИССАРИÁТ ВОÉННО МОРСКÓГО ФЛÓТА СССР (НКВМФ), центр. орган, осуществлявший руководство ВМФ СССР в 1937–46. Образован пост. ЦИК и СНК СССР от 30 дек. 1937 на базе Управления ВМС РККА, входившего в состав Народного комиссариата… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    День Военно-морского флота РФ - День Военно морского флота (ВМФ) отмечается в России в последнее воскресенье июля. В 2013 году этот праздник приходится на 28 июля. Военно морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII века до… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Народный комиссариат судостроительной промышленности СССР (сокращённо НКСП) центральный орган управления, осуществлявший руководство судостроительной промышленностью СССР с 11 января 1939 года по 15 февраля 1946 года. Наркомат был образован… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Народный комиссариат внутренних дел. Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) … Википедия

    На этой странице представлен список военно морских флагов СССР. В графе «Год» приведены даты утверждения флагов. Сокращения в тексте: ВМС Военно Морские Силы ВМФ Военно Морской Флот ГПУ Государственное политическое управление… … Википедия

    Содержание 1 Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики 2 Командующие всех морских сил РСФСР … Википедия

    Содержание 1 Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики 2 Командующие всех морских сил РСФСР … Википедия

    Содержание 1 Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики 2 Командующие всех морских сил РСФСР … Википедия

    Военно-Морской Флот РФ - Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII XVIII веков главным препятствием для экономического и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Советский военно-морской флот стал достойным наследником традиций российского флота, заложенного ещё Петром Великим. Многие советские флотоводцы заслуживают самой высокой оценки. «Историк» предлагает познакомиться с пятью, пожалуй, самыми выдающимися адмиралами советского флота.


ЛЕВ ГАЛЛЕР

Родился 17 ноября 1883 года в Выборге в семье военного инженера и дочери пастора. После окончания с отличием тифлисской гимназии в 1902 году зачислен в специальный класс Морского кадетского корпуса.

Первую мировую войну встретил в должности флагманского артиллериста бригады линейных кораблей Балтийского флота. Боевое крещение принял в августе 1915 года, находясь на линейном корабле «Слава», в бою с германскими линкорами «Позен» и «Нассау». В Моонзундском сражении участвовал уже в должности старшего офицера «Славы», а после гибели линкора Льва Галлера назначили командовать эсминцем «Туркменец Ставропольский».

Принимая после Октябрьской революции сторону большевиков, капитан I ранга Лев Галлер руководствовался не политическими соображениями, а идеями служения Родине и флоту. В 1918 году он участвовал в Ледовом походе Балтийского флота - операции по перебазированию кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, чтобы избежать их захвата германскими и финскими войсками.

В 1921 году Льва Галлера утвердили в должности начальника штаба морских сил Балтийского моря. В то время основное внимание ему пришлось уделять тралению вод Балтики (после окончания Первой мировой войны осталось множество мин) и разработке планов оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий флота на случай войны. Достаточно весомым оказался вклад Льва Галлера и в разработку утверждённой в 1926 году программы военного кораблестроения.

С 1937 года Лев Галлер - заместитель начальника морских сил Наркомата обороны СССР, с 1938 года - начальник Главного морского штаба, с 1940 года - заместитель наркома ВМФ по кораблестроению и вооружению. Во время Великой Отечественной войны руководил разработкой и строительством новых кораблей. В 1945 году при его непосредственном участии разработали программу послевоенного кораблестроения, которая предусматривала строительство авианосцев в качестве новой основной ударной силы.

Дальнейшая судьба Льва Галлера сложилась трагически. В 1947 году он стал одним из фигурантов так называемого дела адмиралов, которым предъявили обвинение в передаче без согласия советского руководства союзникам по антигитлеровской коалиции чертежей высотной торпеды, а также морских карт двух островов и побережья Камчатки. Хотя на суде Лев Галлер и доказывал, что к моменту передачи торпеда и карты вовсе не являлись секретными, его приговорили к четырём годам тюремного заключения. 12 июля 1950 года Лев Галлер скончался в Казанской тюрьме.

Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 года он был полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала (посмертно).

ИВАН ИСАКОВ

Родился 22 августа 1894 года в армянском селении Аджикент вблизи Карса в семье дорожного техника Степана Исаакяна, русифицировавшего свою фамилию на «Исаков». После окончания реального училища в Тифлисе летом 1913 года решил поступать в Морской кадетский корпус, но инородца недворянского происхождения не приняли в это кастовое учебное заведение. Исаков был вынужден учиться в Петербургском технологическом институте.

С началом Первой мировой войны флоту перестало хватать кадров, выпускаемых Морским корпусом, поэтому пришлось организовать Отдельные гардемаринские классы, куда и поступил Иван Исаков. В марте 1917 года его произвели в мичманы и назначили на эсминец «Изяслав», на котором он участвовал в Моонзундском сражении.

В марте 1920 года Исаков получил назначение на должность командира эсминца «Деятельный». Одновременно он стал флагманским специалистом по тралению и заграждению на Каспийском море. Под его руководством на рейде Астрахани было выставлено минное заграждение, на котором подорвался белогвардейский вспомогательный крейсер «Князь Пожарский». Позднее Иван Исаков участвовал в Энзелийской операции.

После окончания Гражданской войны Исаков командовал кораблями на Балтийском и Чёрном морях, занимал ряд штабных должностей и преподавал в военной академии. С 1940 года - кандидат военно-морских наук.

Начало Великой Отечественной войны Иван Исаков встретил в должности первого заместителя наркома ВМФ. В июле 1941 года его назначили заместителем командующего Северо-Западного направления по морской части. Находясь в этой должности, он принял самое деятельное участие в организации перевозок в осаждённый Ленинград по Ладожскому озеру, а также в создании Ладожской, Чудской, Онежской и Ильменской военных флотилий. Под Шлиссельбургом Ивана Исакова контузило, и он навсегда оглох на левое ухо.

Вскоре адмирала отправили на юг для оказания помощи в подготовке Керченско-Феодосийской десантной операции. Далее в должности заместителя командующего и члена Военного совета Закавказского фронта он координировал действия Черноморского флота, Азовской и Каспийской флотилий. 4 октября 1942 года, попав под бомбёжку, Исаков получил тяжёлое ранение бедра. Из-за начавшейся гангрены пришлось ампутировать ногу. После прохождения курса лечения адмиралу поручили руководить подготовкой к изданию сборников, обобщающих опыт ведения войны на море. Сам же он написал книгу «Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне».

С 1946 по 1950 год Иван Исаков являлся начальником Главного морского штаба, а затем заместителем Главнокомандующего ВМФ. Иосиф Сталин очень ценил его и отзывался: «Умница, без ноги, но с головой». Адмирал Иван Исаков скончался в Москве 11 октября 1967 года.

НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ

Родился 11 июля 1904 года в селе Медведки Архангельской губернии в крестьянской семье. Окончив три класса церковно-приходской школы, в 1915 году после смерти отца устроился работать рассыльным в управление Архангельского порта. В 1919 году Николая Кузнецова зачислили в Северодвинскую военную флотилию, а после её расформирования перевели в Петроград в Центральный флотский экипаж, где он принял участие в ликвидации Кронштадтского мятежа.
С 1923 по 1926 год учился в Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе, после окончания которого с отличием был направлен на крейсер «Червона Украина» Черноморского флота. После окончания в 1932 году Военно-морской академии стал старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ», а позднее - командиром крейсера «Червона Украина».

Во время Гражданской войны в Испании являлся главным военно-морским советником республиканского правительства. После возвращения в Россию - заместитель командующего, а с 1938 года - командующий Тихоокеанским флотом.

29 апреля в возрасте 34 лет Николая Кузнецова назначили на должность наркома ВМФ СССР. Началась его интенсивная деятельность по укреплению флота и подготовке его к войне. В ночь на 22 июня 1941 года он своевременно отдал приказ о приведении в боевую готовность кораблей и морской авиации, что позволило флоту избежать потерь в первый день Великой Отечественной войны. Кузнецов был членом Ставки Верховного главнокомандования и руководил действиями флота на всех театрах.

В январе 1948 года в рамках «дела адмиралов» Николая Кузнецова понизили в звании до контр-адмирала и назначили на должность заместителя Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. В 1951 году он вновь возглавил флот, теперь уже в должности военно-морского министра СССР, но звание адмирала флота ему вернули лишь 13 мая 1953 года, после смерти Иосифа Сталина.

Однако вскоре последовала вторая опала, вызванная его категорическим неприятием действий Никиты Хрущёва, направленных на принижение роли флота. Под предлогом виновности во взрыве, погубившем 29 октября 1955 года линкор «Новороссийск», Николая Кузнецова понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Опальный флотоводец любил повторять тогда: «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту - невозможно». В этот период он написал несколько книг и множество статей, неоднократно выступал перед общественностью по различным касающимся флота вопросам. Скончался 6 декабря 1974 года. Лишь спустя много лет, 26 июля 1988 года, Кузнецова посмертно восстановили в звании адмирала флота Советского Союза. В настоящее время его имя носит единственный российский тяжёлый авианесущий крейсер.

АРСЕНИЙ ГОЛОВКО

Родился 10 июня 1906 года в станице Прохладная Терского казачьего войска в семье казака-ветфельдшера и крестьянки. Окончил церковно-приходскую школу, а в 1922 году поступил в Ростове-на-Дону на рабфак. В 1925 году переехал в Москву и начал учиться в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, правда, через несколько месяцев был призван по комсомольскому набору на флот. Командиры обратили внимание на способного матроса и послали его учиться. После окончания в 1928 году Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе получил назначение на эсминец. Молодой командир достаточно быстро продвигался по служебной лестнице и к маю 1935 года являлся начальником штаба бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота.

В августе 1936 года Арсений Головко поступил в Военно-морскую академию, но вскоре отправился добровольцем в Испанию, где исполнял должность советника командира военно-морской базы Картахены. По возвращении продолжил учёбу в академии, после окончания которой стал начальником штаба Северного флота, а с июня 1938 года - командиром дивизиона эсминцев. В дальнейшем командовал Каспийской флотилией и Краснознамённой Амурской флотилией.

С июля 1940 года - командующий Северным флотом, на тот момент наиболее молодым и слабым по корабельному составу. Хотя как раз этому флоту довелось сыграть едва ли не самую важную роль в Великой Отечественной войне, так как именно северным маршрутом в СССР доставлялась основная масса поставок , снаряжения, продовольствия и различных стратегических материалов по ленд-лизу. Кроме обеспечения проводки конвоев под руководством Головко флот активно участвовал в обороне Советского Заполярья и Мурманска, а также действовал на коммуникациях германских войск в Северной Норвегии.

С марта 1950 года Арсений Головко - начальник Морского Генерального штаба и первый заместитель военно-морского министра. Скончался 17 мая 1962 года.

СЕРГЕЙ ГОРШКОВ

Родился 13 февраля 1910 года в Каменец-Подольском в семье учителей. После окончания средней школы поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета, но в 1927 году становится курсантом Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, по окончании которого отправился служить на Черноморский флот. Через год его перевели на Тихоокеанский флот.

В 1939 году Горшков вернулся на Черноморский флот в качестве командира бригады эсминцев, а год спустя - командира бригады крейсеров. В годы Великой Отечественной войны командовал Азовской и Дунайской флотилиями. Участвовал в обороне Одессы. Руководил высадкой многих десантов.

Хотя настоящая слава пришла к нему после войны, когда он стал «отцом» советского ракетно-ядерного флота. В январе 1956 года его назначили командующим Военно-морским флотом СССР. Непосредственно в это время флот начал активно пополняться новыми современными кораблями: атомными подводными лодками и ракетными крейсерами. Постепенно советский флот достиг состояния, близкого к паритету с американским, причём темпы строительства новых советских кораблей превышали аналогичные показатели для американских.

Благодаря Горшкову флот смог получать корабли принципиально новых классов - авианесущие крейсера и тяжёлые атомные ракетные крейсера, что позволило полноценно конкурировать на океанских просторах с силами НАТО.

Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков скончался 13 мая 1988 года. Он оставил стране богатое наследство в виде многочисленного и современного флота, а ряд построенных при нём кораблей продолжает нести службу до настоящего времени.

Военно-морской начальник и государственный деятель. Сохранил флот в начале Великой Отечественной, успешно командовал им во время войны, много сделал для него в мирные годы.

Биография

Начало карьеры

Николай Герасимович Кузнецов родился 11 (24) июля 1904 года в семье Герасима Федоровича Кузнецова (1861-1915), крестьянина деревни Медведки Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии (ныне в Котласском районе Архангельской области).С 1917 года Н. Г. Кузнецов работал рассыльным в Архангельском порту. В 1919 году в возрасте 15 лет вступил в Северодвинскую флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым.Участник Гражданской войны: служил матросом в Северо-Двинской речной флотилии, а также в Архангельске и Мурманске.

С 1920 года направлен на учебу в подготовительную школу при Военно-морском училище им. Фрунзе, в 1922 году окончил ее и зачислен в само училище. Окончил его с отличием в 1926 году.Член ВКП(б)КПСС с 1925 года.

Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина», первый из построенных в СССР крейсеров.Занимал должности командира батареи, командир роты, старшего вахтенного начальника.

И.В. Сталин на палубе крейсера "Червона Украина"..

В 1929-1932 годах Н. Г. Кузнецов являлся слушателем Военно-морской академии, которую также окончил с отличием. В 1932-1933 годах был старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ (1916) ». С ноября 1933 по август 1936 командовал крейсером «Червона Украина».

В августе 1936 года откомандирован на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства (принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании). Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За успешную деятельность в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

С августа 1937 года - капитан 1-го ранга и заместитель командующего,а с января 1938 года по март 1939 года - командующий Тихоокеанским флотом. 2 февраля 1938 года присвоено очередное воинское звание флагман 2-го ранга. Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан.

29 апреля 1939 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР. На этом посту ему удалось внести большой вклад в укрепление флота перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Под руководством Н. Г. Кузнецова был проведен ряд крупных учений. Он лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ), а также нескольких высших военно-морских учебных заведений.За свои заслуги при введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала.

Великая Отечественная война

К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г. Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. Адмирал Кузнецов, рискуя даже не карьерой, а головой, в эти дни своим приказом перевел все флота на боевую готовность № 2, приказал базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою и походу.

19 июня 1941 года Балтийский и Северный флоты были переведены в оперативную готовность № 2. 20 июня Черноморский флот завершил учение и вернулся из района Одессы в Севастополь. Флоту был дан приказ оставаться в оперативной готовности № 2. Сводками Главного морского штаба нарком обороны и начальник Генерального штаба были поставлены в известность о переводе сил флотов с 19 июня 1941 года в оперативную готовность № 2. Против проводимых в Военно-Морском Флоте мероприятий по повышению боевой готовности возражений не было, но не было и их одобрения. До последнего момента наркомом обороны не была направлена директива командующим войсками военных округов на повышение готовности, что сыграло свою роковую роль на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Только в 23.00 21 июня нарком обороны маршал Тимошенко сообщил Кузнецову о возможном нападении в эту ночь фашистов. Флотам немедленно была объявлена оперативная готовность № 1. И в полночь военно-морские силы были готовы к отражению агрессии. В первый день войны ни один боевой корабль, ни одна береговая батарея, ни один самолет ВМФ не были поражены. Фактически моряки и флот были спасены от разгрома. А в пять часов утра под свою ответственность нарком ВМФ приказал передать флотам, что Германия начала нападение на наши базы и порты, которое следует отражать силой оружия. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: "Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия". Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Флоты и флотилии начали действовать согласно предвоенным планам обороны. В тяжелейшим для страны августе 1941 года, по его предложению, морская авиация 10 раз бомбила Берлин!

Вот что писал о начальном периоде войны Н.Г. Кузнецов: "Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление… Из-за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах". И вот ещё: "Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут"

Адмирал являлся членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. В 1944 году Н. Г. Кузнецову было присвоено воинское звание адмирал флота. 25 мая 1945 года это звание было приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа. В 1945 году Н. Г. Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Послевоенные взлеты и падения

Маршал Жуков и адмирал Кузнецов.

После окончания Великой Отечественной войны главными задачами главнокомандующего ВМС адмирала Н. Г. Кузнецова стали возрождение и строительство современного Военно-морского флота, установление его места в системе Вооруженных сил страны и его организация с учетом опыта минувшей войны. Под его руководством была разработана десятилетняя программа судостроения, в которой намечалось строительство современных кораблей, включая авианосцы. Адмирал Н. Г. Кузнецов предопределил развитие отечественного ВМФ. Однако после войны боевой, прямолинейный и не идущий на компромиссы с совестью нарком становится ненужным. «Архангельский» адмирал представлял неудобную фигуру для окружения И. В. Сталина, снятие его с должности было связано также с принятием первой послевоенной кораблестроительной программы. Его настойчивость и решительность по воплощению судостроительной программы, несогласие с разделением Балтийского флота вошли в противоречие с позицией И. В. Сталина и высшего военного руководства страны.

Наркомат ВМФ был разделен, а Н. Г. Кузнецов снят с должности. Затем ему пришлось испытать позорный «суд чести адмиралов» и суд Верховной коллегии Верховного суда СССР. Во время устроенного судилища Николай Герасимович всеми силами защищал прежде всего не себя, а своих подчиненных - адмиралов Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и вице-адмирала Г. А. Степанова, показав всем яркий пример смелости и гражданского мужества. К сожалению, честь и достоинство оказались тогда бессильными перед ложью и подлостью. Его не посмели посадить в тюрьму, но он был снят с работы и разжалован до контр-адмирала. С 1948 по 1951 год Н. Г. Кузнецов служил в Хабаровске заместителем главкома войск Дальнего Востока по военно-морским силам, а затем - командующим Тихоокеанским (5-м) флотом.

Руководить столь сложным организмом, как Военно-морской флот, дано не каждому. Говорят, что незаменимых людей нет. Однако бывают исключения… Летом 1951 года Сталин возвращает запомнившего "урок" Кузнецова на работу в Москву в качестве военно-морского министра. Адмирал вновь поднялся на «капитанский мостик» флота страны, когда были востребованы его широкий кругозор, государственный масштаб и эрудиция, знания, практический опыт, талант флотоводца, особые человеческие качества - уверенность в своих силах, независимость, твердость характера, простота и доступность.

После смерти И. В. Сталина Николай Герасимович был восстановлен в прежнем звании - Адмирал Флота Советского Союза - и с него,как и с его подчиненных, были полностью сняты все обвинения за отсутствием в «деле адмиралов» состава преступлений.

В 1953-1955 годы Кузнецов - первый заместитель Министра обороны СССР - Главнокомандующий ВМФ. 3 марта 1955 года его звание переименовано в «Адмирал Флота Советского Союза» и ему вручена Маршальская Звезда. В этот период Кузнецов уделял большое внимание технологическому перевооружению флота, в частности, развитию авианосцев.При его непосредственном участии были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия, чем были заложены основы создания океанского ракетно-ядерного флота.

Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Г. К. Жуковым и новым генсеком Н.С. Хрущевым. В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».

На суше

Вклад адмирала Н. Г. Кузнецова в строительство, развитие и укрепление советского ВМФ, в подготовку и воспитание военно-морских кадров неоценим. Однако жизнь его в дальнейшем сложилась весьма драматически. Вновь последовала вопиющая по своей несправедливости опала. Кузнецов был лишен как должности, так и по праву заслуженного в годы Великой Отечественной войны высшего военно-морского звания - Адмирал Флота Советского Союза. В пятьдесят один год, в расцвете физических и душевных сил, он снова оказался в отставке «без права работать во флоте».

За 18 лет своей «опальной» жизни Н. Г. Кузнецов написал пять книг военных мемуаров, около 100 статей по военно-морской тематике и мемуарного жанра - о людях флота, вернув истории имена погибших и репрессированных. Николай Герасимович одним из первых сказал правду о причинах неготовности страны к войне и трагическом ее ходе в течение двух лет, призывая проанализировать ошибки и неудачи руководства Вооруженными силами для будущего. Одним словом, такого обширного историко-литературного наследия не оставил ни один советский военачальник и флотоводец XX века.

Восстановление имени

После отставки Жукова в 1957 году и Хрущёва в 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо символических, и материальные преимущества). Тем не менее все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, С. Г. Горшкова.

Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза. До этого 14 лет по воле его родственников на его могиле не значилось никакого воинского звания.

Награды

Награды СССР

  • Герой Советского Союза
  • 4 ордена Ленина
  • 3 ордена Красного Знамени
  • 2 ордена Ушакова I степени
  • Орден Красной Звезды
  • Орден «Знак Почёта»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За оборону Кавказа»
  • Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «XX лет РККА»
  • Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»
  • Медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР»
  • Знак «Участник боёв у озера Хасан»

Именное оружие

  • Иностранные награды
  • Орден «За боевые заслуги»
  • Кавалер ордена Возрождения Польши
  • Орден Крест Грюнвальда I степени
  • Орден Национального освобождения
  • Орден «Партизанская звезда» I степени
  • Медаль «За нашу и вашу свободу»
  • Медаль «За освобождение Кореи»

Увековечивание памяти

  • Именем Кузнецова назван один из крупнейших кораблей российского флота (Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»).
  • В Архангельске, где началась морская карьера Николая Герасимовича, его именем названа улица, а в 2010 году установлен памятник.
  • В 2004 году на флоте широко отмечалось столетие со дня его рождения.
  • Приказом Министра обороны Российской Федерации № 25 от 27 января 2003 года учреждена ведомственная медаль Министерства обороны *Российской Федерации «Адмирал Кузнецов».
  • Улицы в Санкт-Петербурге, Архангельске, Владивостоке, Железнодорожном и Котласе; площадь в Барнауле
  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - флагман российского ВМФ
  • Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова
  • Мемориальная доска на здании Главного штаба ВМФ в Москве
  • Подводный остров в Тихом Океане
  • Пролив, расположенный между островами Беринга и Медный (Командорские острова)
  • Речной теплоход на р. Северная Двина
  • Общественный Фонд памяти Адмирала флота Советского Союза Кузнецова Н. Г.
  • Мемориальный музей в д. Медведки Котласского района Архангельской области
  • Средняя школа № 4 в г. Тара Омской области - «имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»
  • Средняя общеобразовательная школа № 1465 в Москве имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова
  • Бюст Николая Герасимовича Кузнецова во дворе школы № 1465 в Москве
  • Бюст во дворе детского морского центра имени Петра Великого в Москве
  • Памятник в г. Севастополе по ул. Большая Морская
  • Памятник у штаба Тихоокеанского флота во Владивостоке
  • Памятник адмиралу Кузнецову в Архангельске
  • Бюст в г. Котласе Арханегльской обл. у Дома детского творчества
  • Мемориальная доска в Хабаровске, на доме где проживал адмирал, на ул. Запарина, напротив штаба ВВО

Во многих городах бывшего Советского Союза можно найти мемориальные доски дважды Адмиралу Советского Союза.

Образ в искусстве и медиа

Фильмы

  • Далёкое-близкое (киноинтервью) Центрнаучфильм, реж. В. А. Николаева, 1971
  • День первый - день последний (Война глазами морского министра) док. фильм АПН
  • Неизвестная война. часть 17. Союзники (документальный сериал, реж. Р.Кармен) (эпизоды)

Литература и источники информации

  • Булатов В.Н. Адмирал Кузнецов
  • Рудный В.А. готовность № 1

Ссылки

Галерея

Видео

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВОЕННО- МОРСКОГО ФЛОТА СССР - центральный орган военно-морского управления.

Об-ра-зо-ван по-ста-нов-ле-ни-ем ЦИК и СНК СССР от 30.12.1937 года на ба-зе Управ-ле-ния Морских сил РККА Нар-ко-ма-та обо-ро-ны СССР . По-ло-же-ние о Нар-ко-ма-те ВМФ СССР ут-вер-жде-но ЦИК и СНК СССР 15.01.1938 года. На Нар-ко-мат ВМФ СССР воз-ла-га-лись: раз-ра-бот-ка пла-нов строи-тель-ст-ва, воо-ру-же-ния и ком-плек-то-ва-ния ВМФ, раз-ви-тие средств бое-вой тех-ни-ки, воо-ру-же-ния и бе-ре-го-во-го строи-тель-ст-ва, кон-троль за вы-пол-не-ни-ем за-ка-зов для ВМФ; ру-ко-во-дство опе-ра-тив-ным при-ме-не-ни-ем ВМФ, его опе-ра-тив-ной, бое-вой, по-ли-тической и мо-би-ли-зационной под-го-тов-кой и ор-га-ни-за-ци-ей ПВО, под-го-тов-ка кад-ров для фло-та и др.

Воз-глав-лял-ся народным ко-мис-са-ром ВМФ СССР. При нар-ко-ме ВМФ с 08.04.1938 года функ-цио-ни-ро-вал со-ве-щательный ор-ган - Главный во-енный со-вет ВМФ. Нар-ко-му ВМФ (кро-ме центральных управ-ле-ний) под-чи-ня-лись Во-енные со-ве-ты фло-тов, ко-ман-дую-щие и во-енные ко-мис-са-ры фло-ти-лий, во-енно-морские учеб-ные и на-уч-но- ис-сле-до-ва-тель-ские уч-ре-ж-де-ния. Пер-во-на-чаль-но в со-став центральных ор-га-нов Нар-ко-ма-та ВМФ СССР вхо-ди-ли Главный морской штаб и управ-ле-ния: по-ли-ти-че-ское (с ию-ня 1940 года Главное управ-ле-ние по-ли-тической про-па-ган-ды ВМФ, с ию-ля 1941 года Главное по-ли-тическое управ-ле-ние ВМФ), морской авиа-ции (с 25.02.1941 года Управ-ле-ние ВВС ВМФ), ко-раб-ле-строе-ния, воо-ру-же-ния и снаб-же-ния бо-е-при-па-са-ми, тех-ническое, гид-ро-гра-фи-че-ское, снаб-же-ния, инженерных, стро-ительных, во-енно-морских учеб-ных за-ве-де-ний, ко-манд-ное; от-де-лы: раз-ве-ды-ва-тель-ный, свя-зи, са-ни-тар-ный и фи-нан-со-вый; во-енно-морской ин-спек-ция, груп-па кон-тро-ля и ин-спек-ти-ро-ва-ния, об-щее от-де-ле-ние. В 1939-1940 годах соз-да-ны: Главное управ-ле-ние пор-тов (с 25.05.1942 года Главное управ-ле-ние ты-ла ВМФ) и др. но-вые управ-ле-ния (бое-вой под-го-тов-ки, раз-ве-ды-ва-тель-ное, мин-но-тор-пед-ное, артиллерийское, хи-мическое, ПВО, под-вод-но-го пла-ва-ния, свя-зи, квар-тир-но-экс-плуа-тационное, са-ни-тар-ное, де-ла-ми) и от-де-лы, на-уч-но-тех-нический комитет, сек-ре-та-ри-ат нар-ко-ма ВМФ, по-сто-ян-ная при-ём-ная ко-мис-сия ко-раб-лей, во-енно-морское из-да-тель-ст-во.

Loading...Loading...