Перемены в быту. Гипотеза: Перемены в быту были необходимыми, как и другие реформы Петра I, чтобы сделать Россию европейской державой, но проводились. Повседневная жизнь и быт в эпоху петра i Повседневная жизнь и быт при петре 1

9 июня 1672 года родился один из самых выдающихся правителей в российской истории - Петр I Алексеевич, позднее прозванный Великим. За время своего правления он не только создал Российскую империю, но и провел столь стремительную и всеобъемлющую модернизацию, что установленные им правила, в общих чертах, просуществовали до революции 1917 года, то есть два века. А многие внедренные им новшества вообще сохранились до наших дней и сейчас трудно даже представить, что их когда-то не существовало или они существовали в принципиально ином виде. В 344-ю годовщину со дня рождения великого реформатора Лайф рассмотрел все нововведения Петра, которые стали неотъемлемой частью современной жизни.

Газеты

Именно Петру принадлежит инициатива издания первой российской публичной газеты. Ранее газеты в России существовали, но в весьма искаженном виде – рукописную газету (которая, скорее, была сборником слухов и новостей из-за границы) "Куранты" специально для царя и его приближенных издавали с середины 17 века. Однако это не была газета в современном понимании этого слова. Первой такой газетой стали "Ведомости" (под названием "Санкт-Петербургские ведомости" выходит до сих пор), которые стали выходить в 1702 году. Петр даже принимал личное участие в издании первых выпусков газеты, которую время от времени бесплатно раздавали прохожим на улицах.

Реформа алфавита

В допетровские времена в печатных изданиях господствовал полуустав (особый шрифт с массой надстрочных знаков). Однако со времен Петра все светские издания стали печататься строго гражданским шрифтом, который по своему внешнему виду был ближе к латинице и был гораздо более читабельным. Старый шрифт остался только в церковных изданиях.

Кроме того, проведена реформа алфавита. Надстрочные знаки были упразднены, как и ряд устаревших букв, зато появились привычные нам теперь буквы Э и Я, а вместо буквенного написания чисел стали использоваться арабские цифры.

Регулярная армия

Хотя существовавшие еще в допетровские времена стрельцы уже отдаленно напоминали профессиональных солдат, они все же были ближе к вооруженному ополчению, поскольку в мирное время занимались различными ремеслами, а призывались только для участия в боевых действиях. При Петре была создана регулярная армия, комплектовавшаяся рекрутским набором. Теперь солдаты занимались исключительно военным делом и были гораздо организованнее прежних стрельцов. Хотя условия службы в армии, а также условия набора в нее постоянно изменялись в последующие 300 лет, сам принцип существования регулярной армии сохранился до наших дней.

Борьба с коррупцией

До прихода к власти Петра коррупция фактически не считалась преступлением. Государственый аппарат был слишком слаб и беден и даже не мог содержать чиновников. Поэтому была распространена система кормлений. Фактически это была узаконенная коррупция - наместники, которые были представителями верховной власти в уездах, содержались не за счет бюджета, а на деньги населения уезда. Взяткой в те времена считалось только подношение судье. Петр отменил эту практику и стал жестоко карать за хищение государственных средств и взяточничество. Наказания варьировались от битья батогами (палками) до смертной казни. Так, первый сибирский губернатор князь Гагарин был казнен за присвоение средств, получение взяток и вымогательство у купцов.

Современное летоисчисление

В допетровской России господствовало летоисчисление от сотворения мира, некогда принятое в Византии и оттуда перешедшее в Россию. Петр заменил его принятым в Европе летоисчислением от Рождества Христова. Так 7209 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова.

Новый год

    Этот праздник был известен в России и в допетровские времена, однако прежде его принято было встречать 1 сентября. Петр перенес дату его празднования на 1 января по европейскому образцу, а также изменил ритуал празднования. Теперь 1 января надлежало по европейскому обычаю украшать жилище ветвями деревьев, а вместо современных нам петард в те времена стреляли в воздух из оружия.

    Запрет на насильственные браки

    При Петре вводится запрет на насильственную выдачу замуж или женитьбу (ранее в большинстве случаев о свадьбе договаривались родственники, а желание жениха или невесты не имело значения), отменить помоловку тоже стало легче. С петровских времен ни одна из сторон более не имела права требовать неустойки за сорванную свадьбу, если жених или невеста разрывали помолвку.

    Образование

    В допетровские времена образование практически не играло никакой роли и даже личные таланты человека оценивались в меньшей степени, чем его происхождение. Прежняя практика распределения постов на основании родовитости была отменена, теперь даже самым родовитым людям приходилось делом доказывать свои способности. Получение образования стало непременным условием успешной карьеры, как и сейчас.

    Вечеринки

    В прежние времена были распространены пиры (у людей побогаче) и братчины (у крестьян), с массой ритуалов. Участие в них женщин как правило было строго ограничено и в целом они вели затворнический образ жизни. Петр своим указом велел организовывать ассамблеи, гораздо более похожие на современные вечеринки своей демократичностью.

    Посетители ассамблей должны были общаться друг с другом, танцевать, есть, пить, играть в игры и просто весело проводить время. При этом ассамблеи обязательно должны были быть разнополыми, то есть проходить с участием женщин, которых ранее в мужскую компанию не допускали. Новый обычай с трудом приживался, поэтому для дворян, видных горожан и офицеров посещение ассамблей было обязанностью, за которой поначалу зорко следили. Нередко на встречу приходил человек и переписывал фамилии собравшихся, а уклонившихся от "повинности" могли наказать. Чтобы придать дополнительный импульс начинанию, Петр лично принимал участие в ассамблеях. Позднее они трансформировались в балы, а сейчас они сохранились в форме вечеринок. Как ни крути, Петр вывел русских в свет.

    Аптеки

    В допетровские времена аптеки в городах были редкостью. В Москве существовало лишь две аптеки, одна из которых обслуживала исключительно царя и его семью, а другая - самых обеспеченных и знатных граждан. Петр значительно расширил сеть аптек, передав их в частные руки. Любой желающий открыть аптеку мог получить под нее бесплатный участок земли. К концу его правления численность аптек в городах значительно выросла, а сегодня ни один населенный пункт невозможно представить без нее.

Евгений Антонюк, Life.ru

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

В столице, а особенно на официаль-ных приёмах и в учреждениях, требова-лось появляться в «европейском платье». Для россиян оно было непривычно ко-ротким. Русский человек привык к долгополой одежде с широкими рукавами. Неподчинившимся обрезали полы одежды и выставляли на всеобщее посмешище.

Во времена Петра I проводилось много празднеств, которые от-мечали пышно, с размахом, с фейерверками, иллюминацией, паль-бой из пушек. Поводов для праздников находилось много: это и по-беды в Северной войне , празднование Нового года, спуск на воду нового корабля, именины государя.

Указ Петра I о Новом годе

Пётр I издал указ, по которому новый год начинался с 1 января , а не с 1 сентября, как было раньше, и отсчёт лет шёл от Рождества Христова, как на Западе, а не от Сотворения мира, как было в Рос-сии. Указ издали в декабре 1699 г. и, таким образом, с 1 января в стране наступил новый, 1700 год, а не продолжался 7208 г. от Со-творения мира.

Петровские ассамблеи

Царь Пётр I также ввёл ассамблеи . В указе говорилось, что это слово — французское. Оно подразумевало приёмы в каком-то богатом доме, где присутствовали не только мужчины, но и женщины. Там танце-вали, вели светские разговоры и дружеские беседы, обменивались мнениями, пили ранее неизвестный в России напиток — кофе, курили трубки с табаком по европейскому обычаю, играли в шашки и шахматы.

Каждый петербургский вельможа хотя бы один раз в году (а то и чаще) должен был устроить в своём доме ассамблею, выставить угощение, обеспечить залу для танцев, комнаты для отдыха, игр и бесед. В основном ассамблеи устраивались зимой.

По-разному относились к этой затее Петра I. Одни приветствова-ли, другие не одобряли, но подчинялись.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

Дворянство, как и прочие сословия, было полностью подвластно Петру I и он не стеснялся его реформировать как внешне, так и внутренне. Обязательность службы, получения образования и несение ответственности за сбор налогов с принадлежащих им крепостных — этими нововведениями государь стремился добиться максимальной отдачи от привилегий, которыми одаривал дворян.

Дворянство при Петре I

Ключевые указы

  • 1701 — Указ о пожизненной службе — все дворяне обязаны служить государству и государю, на гражданских или военных должностях.
  • 1704 — Указ о вотчинах — объенение понятий боярской вотчины (земельного надела переданного во временное пользование) и дворянского поместья (личной недвижимости)
  • 1714 — Указ о единонаследии — предотвращение множественного дробления дворянских поместий через запрет для дворян передавать наследство более чем одному из детей.
  • 1714 — Указ о правилах производства в офицеры — запрещал повышать до офицерского звания дворян не служивших в лейб-гвардии
  • 1714 — Указ о необразованных — запрещал жениться детям дворян не получившим минимальных знаний.
  • 1722 — Табель о рангах — уравнивала в правах чины гражданской и военной службы, открывала возможность любому свободному человеку получить дворянство

По мнению историков Е.В.Анисимова и Б.Н.Миронова, именно эпоха Петра положила начало формированию дворянства как самостоятельного сословия, обособленного от остального населения. Как пишет Анисимов, до Петра I служилое сословие не было отгорожено непреодолимым барьером от крестьян и горожан, из числа которых и вербовались служилые; при Петре же такой барьер был возведен – между дворянством и остальным населением. В частности, в конце царствования Петра недворянам было запрещено занимать сколько-либо значимые чиновничьи посты. И этот указ активно проводился в жизнь, о чем свидетельствует, например, переписка Сената с сибирским губернатором А.Черкасским.Важной мерой в указанном направлении является Указ о единонаследии 1714 г., который, по мнению историка Б.Н.Миронова, является одной из важнейших вех в превращении дворянства в сословие; согласно указу «дворянские поместья – условные владения были обращены в собственность дворян – в вотчины».


Ранее, в течение второй половины XV — второй половины XVI вв., вследствие целенаправленной политики царей Ивана III и Ивана IV, вотчины повсеместно в России были ликвидированы и превращены в поместья – государственную собственность. Среди нецерковных земель на конец XVI в. доля поместий в разных областях европейской России составляла от 2/3 до 99%; соответственно, доля вотчин – от менее 1% до 33% .

Указ о единонаследии

Хотя в течение XVII в. произошло сближение поместий и вотчин, и дворяне начали постепенно забывать, что поместья — это не их собственность, а собственность государства, но между ними сохранялись существенные различия. Как указывают историки Б.Н.Миронов и Д.Блюм, сохранялись и юридические, и фактические различия между поместьями и вотчинами: сделки купли-продажи поместий можно было осуществлять лишь с согласия государства, являвшегося их собственником; при этом вотчины стоили дороже, чем поместья; именно в вотчинах, но не в поместьях активно распространялось рабовладение (холопство), а во второй половине столетия появились первые признаки торговли крепостными крестьянами – перемещения крестьян из одной вотчины в другую.

Поэтому указ о единонаследии, принятый в 1714 году и превративший поместья в собственность дворян (которые как отмечал историк В.О.Ключевский: расценили указ именно как превращение поместий в их личную собственность и назвали его «изящнейшим благодеянием») способствовал не только формированию дворянства как самостоятельного сословия, но и, по мнению Н.А.Рожкова, развитию крепостничества. В то же время, по мнению И.Л.Солоневича, важным следствием этого указа, помимо самого факта приватизации поместий, было то, что он фактически отменил необходимость государственной службы дворян, в чем они теперь не имели никакой заинтересованности.

Табель о рангах

Табель о рангах 1722 года в какой-то мере открывала возможности для выходцев из недворянских сословий поступать на службу в качестве чиновников и даже со временем получить дворянский титул. Однако основная масса таких чиновников не дослуживалась до потомственного дворянства и в последующем составила целое сословие – разночинцы. В то же время, отпрыски из знатных семей могли наследовать чины и дворянские титулы своих родителей.

Табель о рангах

Как пишет Е.В.Анисимов «Нет спора о том, что Табель о рангах открывала путь наверх представителям низших сословий, но она и устанавливала строгий порядок стратификации, четко обозначала границу, отделявшую привилегированный класс от других. Практика прежнего неконтролируемого социального перемещения ушла в историю. Роль, подобную Табели, сыграла и подушная подать. Внесение человека в подушный оклад автоматически означало закрепление его в непривилегированном сословии, делало фактически невозможным смену им социального статуса».

Историк пишет, что указы, принятые в конце царствования Петра I, свидетельствуют о его намерении вообще убрать представителей других сословий из государственного аппарата, оставив в нем одних лишь дворян. Так, Указом от 31 января 1721 года было запрещено определять в секретари учреждений (10-й класс в Табели о рангах) недворян, чтобы они не могли «в асессоры, советники и выше происходить» (соответственно 8-й, 9-й и более высокие классы в Табели о рангах). Исключение делалось только для наиболее талантливых.

Дворянская верхушка, несмотря на ее разводнение в первые десятилетия царствования Петра выходцами из «низов» (в т.ч. фаворитами самого царя и привезенными им иностранцами), по-прежнему в основном состояла из потомственной аристократии. Именно представители старинной знати, по данным В.О.Ключевского (а вовсе не «новые люди» типа Меншикова), составляли от 1/2 до 2/3 состава Верховного тайного совета, фактически правившего страной в течение нескольких лет после смерти Петра I.

Обязательная служба государству

В течение всего царствования Пётр I применял всевозможные меры для того, чтобы силовым способом заставить дворян отбывать государственную и военную службу. В этих целях устраивались всеобщие смотры дворян, составлялись и вывешивались списки «уклонистов», а сами они подвергались штрафам и телесным наказаниям. Однако, по мнению историков Н.И.Павленко и В.О.Ключевского, все эти меры были малоуспешными и не имели большого практического результата как ввиду массовых уклонений дворян, так и ввиду широко распространившегося формального подхода к отбытию службы. Как пишет Павленко, «принудить всех дворян служить не удавалось и Петру. О невыполнеии царских указов свидетельствует их обилие… Публицист И.Т.Посошков, по его словам, встречал “многое множество здоровых молодиков”, каждый из которых “мог бы один пятерых неприятелей гнать”, но они вместо службы в армии, пользуясь покровительством влиятельных родственников, пристраивались на доходные места в гражданской администрации и “живут у нажиточных дел”».

Изменение культуры

Внешний вид

Особую роль в дворянской политике Петра I занимало насаждение среди дворянства иностранных обычаев и одежды. Оно началось еще при предшественниках Петра I. Так, уже при царе Федоре III всех чиновников обязали носить иностранное (польское) платье.

Дворянский быт

Но при Петре ношение иностранной одежды дворянами стало по существу обязательным, равно как и бритье бороды и усов, которые ранее были неотъемлемой частью русского быта вообще и быта русского дворянства в частности. Любой дворянин, едва только замысливший нарушить запрет Петра I и отпустить бороду или одеть какой-либо элемент традиционной русской одежды, рисковал стать посмешищем и изгоем, а в случае особого упорства угодить на каторгу.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Культура при Петре 1 в России это очень важная тема, поскольку принято считать, что петр 1 стал великим реформатором именно благодаря изменениям культуры в России. На самом деле нужно разделять понятия: Петр Великий скорее не реформировал и создавал, а рушил старое. И реформы Петра 1 в культуре лишний раз это подчеркивают. Сегодня я предлагаю детально поговорить о том, что собой представляла петровская культура, какие изменения происходили в стране и какие последствия эти изменения имели.

Насколько массовыми были изменения

Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее. Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.

О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:

  • Петр 1 никогда ничего не позволял или разрешал. Он приказывал и заставлял. Поэтому когда говорят, что он позволит читать, учиться или пить кофе, нужно понимать, что Петр 1 заставлял читать, учиться и пить кофе. Разница между понятиями гигантская. Заставил это тоже самое, что солдат с палкой в школе, который бил детей и “вбивал” в них знания (именно по такому принципу работали петровские школы).
  • Как писал историк Ключевский - несмотря на все преобразования петровской эпохи, население России как было тягловым, так и осталось. Нам говорят, что Петр полностью изменил культуру страны, а один из виднейших историков нашей Родины пишет, что с точки зрения народа и общества мало, что изменилось.

Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.

Народ, упорным постоянством удержал бороду и русский кафтан. Народ был искренне удовлетворен своей победой и уже равнодушно смотрел на немецкий образ жизни своих обритых бояр.

А.С. Пушкин

Реформы Петра 1 в области культуры затронули в лучшем случае 2% населения - дворянство. Остальных 98% нововведения практически не касались. В результате Петр нанес удар по русскому обществу - он навсегда разделил дворян и всех остальных. Если раньше русское общество было единым, но с разными сословиями, то теперь это было 2 разных общества: с разными традициями, обычаями, культурой и так далее.

Новый календарь

При Петре в России был введен европейский календарь. Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга. Теперь у государства был один календарь, у церкви другой.

Первый Новый год отмечали так. На красной площади Москвы было установлено 200 пушек и было велено палить из них 6 дней подряд. Впервые на празднике применялись фейерверки. Каждому жителю домов было приказано украшать дома и ворота сосновыми и еловыми ветками. Всем владельцам огнестрельного оружия было приказано палить в воздух. Обратите внимание - всем было приказано.

Введение новой азбуки и шрифтов

На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.

В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг. Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.

Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.

При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды.

Михаил Ломоносов

Одновременно вводились в обиход арабские цифры. Ранее все цифры обозначались буквами.

Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:

  • Петр 1 ввел в русской алфавит букву «Э ».Говорят, что буква уже использовалась и поэтому петр ее просто «узаконил». Но использоваться эта буква стала именно в петровскую эпоху, когда в русском языке стали использовать сотни иностранных слов, где буква Э важна.
  • Петр изъял из алфавита букву «ижица», в 1710 году эту букву вернули и просуществовала она до распада Российской Империи в в 1917 году.
  • Алфавит изымал дублетные буквы (это 2 буквы, использующиеся для обозначения 1 звука). Это были такие буквы как «ДЗ», «ШТ» и «ЕЯ». Последняя была заменена классической сегодня буквой Я, начертание которой разработал лично Петр.

Бритье бород

Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды. Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее. Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:

  • Купцы платили по 100 рублей в год
  • Бояре платили по 60 рублей в год
  • Прочие горожане платили по 30 рублей в год.
  • Крестьяне платили по 1 копейке за въезд и выезд из города.

После выплаты «налога на бороду» человек получал специальный медный знак, который носился под бородой, и к этому человеку уже никаких вопросов не было. Обращаю внимание на крестьян - пока они жили в деревнях, они могли носить бороды вообще без проблем. Проблемы возникали только при пересечении солдатского КПП на въезде (выезде) в город. Но опять же выплатой 1 копейки они получали право ехать дальше с бородой.

Архитектура эпохи

Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай». Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.

Трезини разработал для города 2 типа домов:

  • Для людей «именитых» предлагались двухэтажные каменные здания.
  • Для людей «подлых» предлагались здания одноэтажные.

Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения. Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).


Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Она была построена по проекту архитектора Зарудного.


Наконец последнее, что нам предстоит рассмотреть в рамках нашей лекции – это новшества в быту, которые были введены при Петре I.

Новшества в быту царь начал вводить одним из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. Когда царя, возвратившегося из заграничного путешествия в Москву, 26 августа 1698 года прибыли поздравлять бояре, он схватил ножницы и начал самолично обрезать им бороды. Позже, в 1705 году последовал указ, вводивший налог за право носить бороду. Борода дворянина и приказного оценивалась в 60 рублей, купца 100 рублей в год. За бородой пришел черед одежды. 4 января 1700 года последовал указ о запрещении носить длиннополые платья. Вместо него дворянам и горожанам предложено было нарядиться в венгерские и немецкие кафтаны. У горожан, не успевших сменить гардероб, брали пошлину либо укорачивали платье прямо на улице. Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 года установил новый порядок бракосочетания. Старомодные смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. При заключении брака главными действующими лицами становились именно жених и невеста. Указом 5 января 1724 года царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. При вступлении в брак руководствовались традиционной принадлежностью жениха и невесты к одной социальной среде. Впрочем, и здесь встречались – правда, редко – отступления от обычая. Пример показал сам царь, когда выбрал себе в супруги неразведенную жену шведского солдата, пленницу, к тому же женщину низкого происхождения. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. Дворянин должен был отличаться от окружающих не только внешностью, но и изысканными манерами, респектабельностью, образованностью и так даже. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения детей. Первое из них, на протяжении 18 века много раз переиздававшееся, было опубликовано в 1717 году под названием “Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”. Это компилятивное сочинение, составленных из текстов, заимствованных у западно-европейских авторов, задачу воспитания излагает в традиционном духе смирения и послушания Богу, царю и родителям. Вместе с тем “Юности честное зерцало” допускает прекословие сына родителю, но при этом надлежало говорить благочинно, учтиво и вежливо. Так же внушалась мысль о трудолюбии, под которым подразумевалось выполнение служебных обязанностей, обучение грамоте, танцам, верховой езде и всему, что пристойно дворянину. “Юности честное зерцало” наставляло поведению не только в семье, но и в обществе. Уделялось внимание даже мелочам: походке и осанке молодого человека, умению правильно вести себя за столом. Заключительные страницы “Юности честного зерцала” излагают правила поведения девиц. Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями “смирен, приветлив и учтив”, то девице их надлежало иметь два десятка. И все они подробно перечислялись. Другим руководством по воспитанию детей служило сочинение Прокоповича “Первое учение отрокам”. Автор исходил из мысли, что нравственные основы человека закладываются в отроческом возрасте. Отсюда обязанность родителей наставлять детей от самого маленького возраста до подросткового. Обязанность родителей состояла в заботах об образовании детей, чтобы они в будущем в соответствии со своими способностями и склонностями могли обеспечивать себя материально.

Loading...Loading...