Где находится борода в долине шорохов. Зов Припяти Dolina Шорохов и Повелитель зоны для S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat скачать бесплатно, без регистрации Код деньги на долину шорохов

Пользовательских модификаций на вселенную S.T.A.L.K.E.R. появилось огромное количество. Одни изменяют графическую составляющую игры, другие добавляют новый сюжет и локации. Но модификаций, полностью реализовавших свой потенциал, не так уж много. Одной из них является S.T.A.L.K.E.R. – Долина Шорохов.

Долина Шорохов является дополнением до оригинальной трилогии. Сюжет разворачивается после завершение сюжета Зова Припяти. Главному герою, опытному сталкеру Максу, торговец Борода предложил квест на поиск уникального артефакта, по слухам расположенного где-то в Долине Шорохов. Точное местоположение никому не известно. Заодно он поручил Максу узнать судьбу своих друзей, ранее занимавшихся поиском этого артефакта. Максу предстоит найти артефакт, разгадывая тайны Долины Шорохов, начиная от изучения местных аномалий, заканчивая блуждающими пространственными пузырями. Концовка сюжета в основном одинаковая при различных вариантах прохождения, правда, есть моменты, когда игрок своими действиями влияет на нее. Связано это с некоторыми персонажами и заданиями.

В игре присутствует всего одна новая локация, что дала название модификации. На ней будет разворачиваться сюжет игры. Она была разработана с нуля автором мода. Локация очень большая и на ней есть, что поискать.

В игру были введены новые возможности. Например, была реализована возможность модификации артефактов учеными. Для этого необходимо собрать определенные предметы, в основном грибы, распространённые в аномальных зонах по всей локации. Модифицированные артефакты стоят намного дороже своих собратьев, не имеют негативных свойств и могут приобрести новые.

Животный мир модификации пополнился несколькими видами монстров. Помимо монстров, знакомых с трилогии, модификация добавляет «варежку» — мутанта, по повадкам и манерой атаки, напоминающего снорка. Еще был добавлен подвид тушканов, после убийства которых не остается трупов.

Оружейная составляющая игры не претерпела каких-то изменений и использует модели. Взятые из Зова Припяти. Существует патч, меняющий все модели оружия на правозатворные варианты.

Заработать в игре можно несколькими способами – выполнять задания, продавать вещи убитых НПС, продажей артефактов либо вождением туристов (становится возможным после прохождения сюжетной линии).

Единственным недостатком является малая продолжительность сюжета – игру можно пройти за несколько дней. Это не позволяет в полной мере насладиться ей.

Долина Шорохов является отличным примером, когда качественная проработка сюжета и локации, без изменения графики, позволяет завоевать огромную аудиторию поклонников.

Долина шорохов и повелитель зоны.Я постарался на славу,и ещё вы слишком не балуйтесь,а то вас покарает бог лагов и вылетов!Описание повелитель зоны и долина шорохов.Повелитель Зоны - позволяет вам:
1) Развлечься2) Сделать красивые скрины3) Протестировать игру и моды на "прочность"Употребление мода в других целях может вызвать рвотные позывы в животе и тяжесть в голове.Версия игры: 1.6.02Новая игра: НеобязательнаАвтор мода: НеизвестенВозможности мода:Чтобы вызвать чит-меню, загрузите уровень, зайдите в меню (esc) и нажмите F11) Во время игры можно менять кол-во денег у главного героя.2) Во время игры можно ускорять\уменьшать скорость изменения игрового времени.3) В любой момент вызывать Выброс.4) Изменять погоду и останавливать её смену.5) Мгновенно переместиться на любую локацию в любую точку.6) Ставть на карту: Одиночных сталкеров\Монстров7) Давать ГГ любые патроны, оружие, вещи, артефакты, броню, квестовые документы8) Ставть на карту аномалии.9) Ставть на карту различные динамические объекты: взрывающиеся бочки, деревянные укрытия, плиты, вертолёты и так далее10) Вступать в любые группировки начиная от Монстров и кончая Монолитом.11) Просмотреть все видеороликии игры, включая полную версию концовки со всеми вариантами.12) Прослушать игровую музыку.13) Телпеортироватся по координатам (а также получать и сохранять их)14) Ставить на карту новые сквады (отряды стаолкеров): тоесть например можно поселить на ЗатонеДолговцев и Свободовцев, к ним прибавить Монолитовцев и они все будут под действием симуляции жизни ходить там.15) Также теперь оружие не убирается в Зонах убора. Но иногда чтобы войти надо его убрать, а потом можно опять поднять.16) При нажатии в меню на H - убирается весь интерфейс и ГГ становится бессмертный. J - возвращает всё на место.ПРИМЕЧАНИЯ1) Можно указывать расстояние, на котором будут появлятся новые объекты, начиная от ГГ и кончая 100 метрами перед ним2) Чтобы добавить на карту новый отряд сталкеров, надо телепортироватся на любую точку, подойти как можно ближе к её центру (по умолчанию ГГ появляется в её центре). Сквад будет добавлен в ближаешем смарте на расстоянии 20 метров от ГГ3) Иногда при попытке посмотреть видеоролик, кажется что игра зависает. Это не так, надо просто немного подождать.4) Мод довольно легко адаптировать к другим модам. Все изменения в оригинальных скриптах игры помечены строчкой "Повелитель Зоны"5) Если спауните одиночек, ни в коем случае не нажимайте в разговоре с ними на кнопку "Что сейчас делаешь?"Игра вылетит.6) Одиночные сталкеры и монстры (не в отрядах) не передвигаются в офлаине.7) Чтобы добавить новую вещь в мод, надо добавить её секцию в в нужную таблицу в скрипте god_tbl.script.
Сталкер Белый Отряд небольшая сюжетная модификация построенная на платформе оригинальной версии игры Сталкер Зов Припяти. Главной особенностью мода является совершенно новое сюжетное наполнение, при том что оригинальный сюжет Зова Припяти был вырезан. Действие игры будут разворачиваться на трех локациях, как и геймплей они остались практически без изменений, что и объясняет малый вес модификации. Многочисленные квесты не дадут вам заскучать со старта, а любителям пострелять будет где развернуться - это не только бои с монолитом и наемниками, но и смертельные схватки с мутантами, более того при выполнении некоторых квестов игроку предстоит вести бой с воздушными целями.
О СЮЖЕТЕ МОДА БЕЛЫЙ ОТРЯД
Действие сюжета Белый Отряд, начинают свое развитие в Припяти, после того как вольный сталкер по имени Гарик по странному стечению обстоятельств, оказывается на базе сталкеров расположенной в здании прачечной. Последнее что смог вспомнить главный герой это сопровождение группы сталкеров в Припять в качестве проводника. После недолгих но довольно мучительных воспоминаний, Гарик смог выяснить только то, что он находиться в безопасности среди своих старых друзей Дегтярёва и Стрелка, а вот единственная обнаруженная запись в ПДА, не давала ему покоя. В ней говорилось о том что ему необходимо разыскать и помочь группе, а вот что это за группа и то как он оказался в Припяти ему предстоит выяснить.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ.

Новый сюжет (оригинальный вырезан)
Новые сюжетные квесты 35.
Наличие второстепенных квестов.
Локации были использованы оригинальные.
Некоторые геймплейные изменения.

Более подробно обо всех сделанных изменениях, Вы сможете узнать непосредственно во время прохождения мода Белый Отряд.

УСТАНОВКА:

Установить игру Сталкер Зов Припяти версии 1.6.02
Разархивировать скачанный архив с модом.
Скопировать полученную папку gamedata в папку с игрой.


Название: S.T.A.L.K.E.R. Белый Отряд Разработчик: V.I.V.I.E.N.T. Team Версия мода: 1.0 Оф. страница проекта: vk.com/vivient_team_mods

Разработчик: Den-Stash
Платформа: ЗП 1.6.02
Версия модификации: Финальная

О проекте:
Новый сюжет, не пересекающийся с сюжетом оригинальной игры. История простого сталкера по имени Макс, который решил подзаработать перед уходом из Зоны. Все действия в моде будут происходить на одной новой локации. В моде будет где побродить, будет что поискать, будет в кого пострелять, будет над чем подумать.

Оружейный пак (автор - Goroff): Скачать Яндекс Диск
Оружейный пак (автор - -Shoker-): Скачать Яндекс Диск О сюжете

После долгих скитаний по Зоне сталкер Макс решил покинуть периметр. Но перед возвращением на Большую Землю захотел сорвать большой куш.
По стечению обстоятельств, у Бороды - известного торговца артефактами на Затоне, был серьёзный заказ на добычу ценного аномального образования, которое сталкеры называли "Сердце оазиса". Собрав информацию о возможном местоположении артефакта, Борода отправил на его поиски трёх своих друзей, которым доверял самые выгодные заказы. Через некоторое время стало ясно, что ребята пропали.
Борода решил организовать поиски и поручил Максу узнать о судьбе своих товарищей. Сталкер Макс отправился в Долину Шорохов.

О локации

"Долина Шорохов" - пустынная местность недалеко от Затона, в которой произошел локальный выброс такой силы, что перекроил землю в долине. Вследствии чего там появилось множество аномальных образований. Вслед за ними появились и сталкеры. Более подробно о Долине Шорохов можно будет узнать в игре у квестовых НПС.

Некотоыре особенности

Долина искорёжена мощным выбросом. Земля практически треснула по швам, в следствии чего образовались разломы, которые поделили местность на несколько плато.
При попадании в разлом главный герой неизбежно погибнет. Перепрыгнуть с одного плато на другое получится не везде, в большинстве случаев перейти можно только по мосту или по бревну.
Это даёт возможность не пускать игрока в те или иные места до выполнения необходимых квестов.

У игрока будет два основных задания, но по сути - все задания важны для главного героя, так как его основная задача - заработать побольше денег перед уходом из Зоны.
Поэтому не стоит гнушаться выполнения, на первый взгляд, второстепенных заданий - их могут не предложить в последствии. Многие задания можно выполнить радикально разными способами, что может послужить причиной повторного прохождения модификации. Диалоги, по возможности, лаконичны, но достаточно информативны.
По возможности добавлен элемент стёба, ведь в моде не будет разгадок тайн Зоны и других глобальных мотивов.
Главному герою переодически придётся ходить в баню или принимать душ в сталкерских лагерях. Иначе, по мере усиления вонючести, с ним откажутся разговаривать другие нпс.
А при уровне "тотальный смрад" могут перепутать с зомби и напасть. Шкала вонючести появится под индикатором сытости. Это, конечно, шутка. Подобного рода изменений геймплея не будет.
Более тщательно проработана система работ лагерей. Например, сталкеры, кроме караульных, во время дождя будут искать возможные укрытия, а не сидеть у костра на пятой точке. Иногда это стоит учитывать при атаке вражеских лагерей.

Графическая составляющая и погода изменений не претерпели, так как основной упор делался на локацию и сюжет. Хотя было бы не плохо в последствии адаптировать какую-нибудь погодную модификацию.

Помощь в прохождении модификации:
1) Сначала встретятся два сталкера, которые намекают, что тут есть пещера, в которой лежит артефакт.
Читаем диалог, находим пещеру, спускаемся, мочим всех, обыскиваем трупы (КПК Вовки - отдать Озёрскому (7)), забираем полезный артефакт.
Появится телепорт. В него надо зайти спиной - это так аномалия играет с вами в "кошки-мышки".

Добираемся до лагеря (2). Встречаемся с Мутным, который даёт задание забрать флешку у сталкера.
Идём туда, где, предположительно, находится этот сталкер (3). Отбиваем его у бандитов, забираем флешку. Если бандиты его всё-таки завалят - ничего страшного, снимаем предмет с трупа.
Но если сталкер выжил, то поведает в благодарность о местоположении хорошего тайника (тайник - склад контейнеров (9), на дереве. Можно запрыгнуть с крыши). Сдаём задание Мутному.

В лагере (2) будет стоять сталкер, который предложит поохотиться на мутантов. Если откажетесь, то в последствии это задание не будет доступно. КПК Ильи Барбоса выгоднее всего отдать Мутному.
В этом же лагере (2) квест у торговца на поиск аномального растения. (по секрету - за это растение другой торговец даст больше денег, поэтому не торопитесь отдавать его первому)

Итак, Мутный рассказывает ГГ о том, что сталкеры ушли к Максимильяну. И о том, что ГГ может не терять времени и сразу помочь последнему. А именно, забрать его вещь у бандитов.
По дороге к лагерю бандитов будем проходить аномалию. Рядом есть пещера (4). В пещере зомби и труп. Убиваем зомби, с трупа снимаем КПК (КПК Лютого). Читаем, становится ясно кому он нужен.
Заходим к бандитам (24). Тут два варианта - либо выкупить посылку, либо забрать силой. Решать вам (Интереснее завалить братков)

Встречаемся с Максимильяном (5), отдаём ящик. Максимильян просит о помощи в уничтожении лагеря наёмников. Лучше согласиться, хотя можно и пойти в отказ. Рассмотрим основной вариант - ДА.
Берём снарягу у торговца. У него же берём квест на поиск вертолёта, который не долетел и ноутбука в нём.
Тут же берём квест у техника на поиск некого Гены, который украл инструменты. При нахождении Гены (6) не торопитесь его убивать - ящика при нём нет. Гену нужно ранить и расспросить.
По дороге к Гене обыскиваем пещеры (10) и снимаем КПК с трупа. Там подсказка о хорошем тайнике. В последствии сам КПК можно продать торговцу (5)
Так же можно отдать технику (5) КПК Лютого с дальнейшим простым квестом по поиску ствола (тайник появится на карте (8)).
На этой же базе (5) можно выполнить квестик от сидящего в подвале сталкера Артура - подкинет деньжат и артефакт. Далеко бегать не придётся, поэтому можно выполнить сразу.
Итак, бежим с Максимильяном к месту (11). Там нас уже встречают его соратники.

Зачищаем базу наёмников (9). Если Максимильян выжил, то говорим с ним и он отправляет нас к Радику. Если не выжил, то появится отметка на карте, где находится Радик (12)
Идём к Радику, не забыв прихватить с собой 5-6 единиц чего-нить съедобного (хлеб, колбаса, консерва, тортик к чаю...)
По дороге, в одной из аномалий (13), лежит труп военного (из пропавшего вертолёта), у которого берем ключ.
Встречаемся с Радиком, отдаём ему провизию. Тот рассказывает, что ребят захватили наёмники у удерживают их на своей основной базе (14). Отдаёт КПК Балбеса. Предлагает сотрудничать - соглашаемся.

Читаем диалоги о плане Радика. И первое, что необходимо - достать костюм найма. Искать его не надо, т.к. он был в посылке, которую ГГ забрал у бандитов.
Бежим на базу сталкеров (5). По дороге находим упавший вертолёт и ящик рядом с ним (15). Ключик у нас уже есть - открываем, забираем. Задание по ноутбуку можно сдавать (5).
По дороге на базу сталкеров можно выполнить квест нового торговца (9). По крайней мере его стоит взять - еще одна пещера станет доступна для посещения.
На базе сталкеров забираем костюм наёмника. Читаем диалог, смотрим по сторонам, вербуем еще одного сталкера в группу. Вдвоём идём к Радику (12).
Говорим с Радиком. Выполняем лёгкое задание по поиску КПК наёмника.

Теперь полный комплект - костюм и КПК найма. Прорываемся с отрядом Радика через плотные ряды мутантов поближе к лагерю наёмников (16).
Дальше ГГ должен идти один. Убеждаемся, что ГГ одет в нужный костюм и присутствует КПК найма в инвентаре.
Спокойно заходим на базу наёмников (14) - они принимают ГГ за своего. Ищем заложников. Когда ГГ раскроют - мочим наймов.
Если отряд Радика выжил - хорошо. Если нет - ничего страшного. Будет только провалено само задание от Радика, но не дальнейший сюжет.
Находим главаря, обыскиваем, забираем ключ от камеры, где лежит заложник и КПК Бывалого. Если заложник Фёдор выжил, то открываем дверь и смотрим катсцену.
Не торопимся уходить. Дальше от базы по тропинке будет аномалия, а рядом будет жить бомж (17). Выполняем его задание, получаем "компасс" - пригодится.

В поисках Труса находим базу свободовцев (18). Разговариваем с главным. Читаем диалоги. Говорим с Тесла и выполняем его квест на поиск недостающих предметов - "компасс" (уже есть) и микросхема.
Микросхема находится у Олега, который прячется недалеко от контейнеров (19). [лирическое_отступление]Как говорила моя бабушка:"не иди по узкому коридору на человека с пулемётом"
Наиболее безопасный способ завалить Олега: прямо над ним есть отдушина - туда с улицы можно что-нибудь кинуть, например гранату.
Забираем у Олега микросхему и сдаём всё Мишке Тесла (18). Тот даст простое задание на зачистку местности - выполняем.
Далее идём с Тесла к месту телепортации (20). Устанавливаем сканер, прыгаем в аномалию.
Заходим в пещеру, убиваем мутантов, находим артефакт и труп Труса (не забываем про детектор - там есть артефакты). Снимаем КПК. Возвращаемся назад, смотрим катсцену.

У ГГ забрали всё, кроме КПК. Бежим в Максимильяну (9), если тот жив и рассказываем о случившемся. Он отдаст ключ от своего личного ящика на базе сталкеров и скажет, что делать.
Если Максимильян мёртв, то сразу ломимся на базу сталкеров (5), находим там Володю, готовимся. Вместе с Володей выносим лагерь свободовцев (18). Это можно сделать и в одиночку.
Забираем свои вещи. С трупа Тесла можно снять документацию по телепортам, отдать её технику на базе (5) и тот скажет что делать (читаем диалоги)

Теперь надо завалить Мутного (2), что бы пройти к выходу из Долины. Убиваем Мутного сами или в кооперации со сталкерами. При подходе к базе Мутного, Гриша предложит ГГ скооперироваться (21).

Далее можно уйти из Долины (22), но... остались еще квесты - помощь учёным. Первый на базе, где контейнеры (9). Ради интереса его можно совместить с квестом "гид" (22).
После прохождения квеста о замерах - линейка квестов на базе сталкеров (5). В пещере не забываем про детектор - там есть артефакты.
Ну и ради развлечения можно поводить туристов по долине (22).

Как надоест - уходим из Зоны.

Карта зона с тайниками и места появления квестовых НПС:

Тайники:
(23) - нигде не отмеченный тайник. Рюкзак на дереве. (здравый хабар)
(9) - Рюкзак на дереве. Запрыгивать с крыши. (здравый хабар)
(10) - Рюкзак на дереве (здравый хабар)
(2) - в сортире патроны.
остальные тайники обозначатся метками при обыске трупов квестовых персонажей.

Безподобный мод, который заслуженно получил высочайшие оценки игроков. «Долина шорохов» представляет собой всего лишь одну большую локацию, но абсолютно оригинальную, тщательно прорисованную, населенную новыми монстрами. Мод отличается высочайшей стабильностью, практически не имеет багов и великолепно играется. Устанавливается поверх последней версии «Зова Припяти» 1.6.0.2.

  • новая локация со сложным рельефом, усеянным расщелинами;
  • новый интересный сюжет;
  • дополнительные квесты, герою будет нам чем подумать;
  • новые монстры со своими специфическими особенностями;
  • новые артефакты и аномалии;
  • фирменный юмор, непередаваемая сталкерская атмосфера;
  • приятная озвучка диалогов и кат-сцен.
  • новые модели героев, их анимация и голоса.
  • отлаженная экономическая система и дерево апгрейдов.
  • множество мелких добавлений и правок в игровой мир.

Сюжет мода раскрывает историю сталкера по имени Макс. Принято решение об уходе из зоны, но перед этим надо бы немного заработать. Макс решается выполнить пару денежных заданий — с этого начинается его путь в «Долине шорохов». Герою предстоит расследовать дело по исчезновению сталкеров, разобраться с новой аномалией, найти таинственный артефакт, вывести на чистую воду предателей и сделать многое-многое другое.

К минусам модификации можно отнести всего лишь одну локацию, зато она новая, большая и хорошо заселена, насыщена событиями.

Скачать «Долина шорохов » с Яндекс-диска.

Фикс (исправляющий патч) для мода — ставится поверх игры с заменой файлов.

Мод устанавливается сверху на оригинальный « » версии 1.6.0.2. Мод изначально русифицирован, так как создан отечественными разработчиками.

Хороший обзор мода на YouTube:

Loading...Loading...