Перспективный план работы с дизартрией. Перспективный план работы детей с дизартрией. Особенности планирования коррекционной работы при дизартрии

План индивидуальной работы

По коррекции фонетического недоразвития речи

План индивидуальной работы

у ребенка с дизартрией (со стертой формой дизартрии)

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата

2. Коррекция звукопроизношения

4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

5. Развитие общей и мелкой моторики

6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления

7. Подготовка к обучению грамоте

8. Воспитание самоконтроля за речью

9. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью

по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи

у ребенка с дизартрией (со стертой формой дизартрии)

1. Развитие фонематического слуха

2. Развитие подвижности артикуляционного аппарата

_________________________________________________

3. Коррекция звукопроизношения

4. Формирование навыков фонематического восприятия

6. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

7. Развитие общей и мелкой моторики

8. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления

9. Подготовка к обучению грамоте

10. Воспитание самоконтроля за речью

11. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕТРАДИ.

1. Обложка тетради должна быть красочно оформлена и подписана (фамилия, имя ребенка, № группы).

2. В нижней части внутренней стороны обложки приклеить конверт для индивидуальных заданий.

3. Переписать в тетрадь упражнения артикуляционной гимнастики, подобрать к ним картинки, оформить.

4. Сделать закладку.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ.

1. Задания переписывать в тетрадь.

2.Тетрадь приносить в понедельник, забирать в пятницу.

3. Заниматься дома ежедневно по 10-15 минут, повторяя задания из тетради.

4. Артикуляционные упражнения выполнять каждый день перед зеркалом по 5-10 раз.

5. Слово, фразу, предложение произносить спокойно, на выдохе. Следить за правильным произношением отрабатываемого звука.

6. Задания выполнять полностью и аккуратно.

Протокол обследования речи детей

Фамилия, имя Звукопроизношение Фонематический слух Слоговая структура Грамматический строй Примечание
Свистящие Шипящие Сонорные Другие
с c’ з з’ ц ш ж щ ч л л‘ р р‘ звуки


Расписание занятий логопеда __________________

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1-й год обучения 2-й год обучения
1. Развитие общей моторики
2. Развитие мелкой моторики
3. Развитие артикуляционной моторики
4. Развитие речевого дыхания, голоса ___________________________________
5. Коррекция звукопроизношения: постановка ______________________ автоматизация ______________________
6. Развитие фонематического слуха ___________________________________
7. Формирование навыков фонематического восприятия.
8. Работа над слоговой структурой слова.
9. Уточнение и обогащение словаря (пассивного и активного) _____________ ___________________________________ ___________________________________
10.Развитие грамматического строя речи ___________________________________
11. Подготовка к обучению грамоте.
12. Формирование интонационно-выразительной стороны речи. Воспитание самоконтроля за речью.
13. Совершенствование психических процессов.
14. Формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.

Виктория Сергеевна Полякова
Перспективный план индивидуальной работы с ребёнком, страдающим дизартрией

1. Обследование речи ребёнка .

1. Сбор общего анамнеза.

2. Исследование импрессивной речи.

3. Исследование слухового внимания.

4. Исследование зрительного восприятия.

5. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса .

6. Исследование артикуляторной моторики.

7. Общее звучание речи.

8. Исследование произношения звуков.

9. Исследование фонематического слуха.

10. Звуковой анализ.

11. Воспроизведение слоговой структуры слова и звуконаполняемость слова.

12. Исследование грамматического строя речи.

13. Исследование словаря.

14. Исследование связной речи.

2. Подготовительный период.

Цели : подготовка артикуляторного аппарата к формированию артикуляторных укладов, коррекция дыхания и голоса, развитие сенсорных функций.

1. Медицинское воздействие (медикаментозное лечение; оздоровительная работа ; физиотерапия; дифференцированный массаж; лечебная физкультура; логопедическая ритмика; психотерапия).

2. Нормализация мышечного тонуса лица (массаж лица, дифференцированный артикуляторный массаж.

3. Развитие артикуляторной моторики :

а) упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений (упражнения по определению положения губ; упражнения по определению положения кончика языка; упражнения по различению узкого и широкого кончика языка);

б) упражнения по развитию статики артикуляторных движений;

в) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений;

г) упражнения по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений.

4. Коррекция и развитие речевого дыхания (формирование правильного типа дыхания; дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм, добиться быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха; тренировка носового выдоха, развитие преимущественно ротового вдоха).

5. Развитие мелкой моторики.

Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение :

а) упражнения по развитию кинестетической основы движений рук;

б) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений;

в) упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.

Различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции. Упражнения на активизацию движений мягкого нёба, упражнения в чередовании расслабления и напряжения мышц нёбной занавески. Упражнения на движение челюсти. Выработка произвольного контроля над объёмом и темпом выполнения движений. Упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса.

7. Развитие сенсорных функций.

а) развитие дифференцированного слухового восприятия;

б) развитие всех фонематических процессов :

Упражнения по формированию восприятия устной речи на фонетическом уровне;

Упражнения по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне (уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение звука на фоне слога; выделение звука на фоне слова; вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука; определение последовательности и количества звуков в слове; определение места звука в слове по отношению к другим звукам).

8. Развитие просодики :

9. Воспитание потребности в речевом общении. Развитие и уточнение пассивного словаря.

3. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.

Цели : коррекция артикуляторных нарушений, развитие ощущений артикуляторных движений и артикуляторного праксиса, развитие голоса, коррекция речевого дыхания, развитие речевого общения и звукового анализа.

1. Постановка звуков.

2. Автоматизация поставленных звуков в связной речи.

а) упражнения по развитию восприятия ритма;

б) упражнения по развитию воспроизведения ритма;

в) задания по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи;

г) задания по формированию представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи :

Подготовительные упражнения (упражнения по развитию силы голоса; упражнения по развитию высоты голоса; упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции);

Упражнения по развитию интонационной выразительности повествовательного предложения (упражнения по освоению ритмики слова; упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершённость в повествовательном предложении; упражнения по отработке интонации вопросительного предложения; упражнения по отработке интонации восклицательного предложения; дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи).

4. Формирование коммуникативных умений и навыков.

1. Развитие самоконтроля ребёнка за своим произношением.

2. Тренировка новых произносительных навыков в учебных ситуациях.

3. Формирование произносительных умений в различных ситуациях общения.

5. Предупреждение вторичных нарушений речи.

1. Коррекция нарушений познавательной деятельности (развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, зрительно-пространственных представлений , временных представлений, стереогноза, развитие всех видов памяти и внимания, мыслительных операций, аналитико-синтетической деятельности).

2. Коррекция нарушений лексического развития (формирование ориентировки на семантическую структуру слова; организация лексико-семантических полей; развитие синтаксических связей слова; актуализация словаря).

3. Формирование грамматического строя речи (особенно словообразования и словоизменения) .

4. Развитие связного высказывания.

6. Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма.

1. Формирование сенсомоторных операций.

2. Формирование языковых операций (фонематический, морфологический, синтаксический уровень) .

3. Формирование семантических операций (соотнесение со смыслом) .

Публикации по теме:

План индивидуальной работы по развитию речи в старшей разновозрастной группе Индивидуальная работа по развитию речи в старшей группе. Основная задача - развитие личностных функций, связанных с речевой деятельностью,.

Примерный перспективный план индивидуальной работы с ребенком с проявлениями замкнутости Методическая разработка. ИНдивидуальной работы с Ребёнком типологической группы ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РЕБЁНКОМ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ.

Перспективный план работы работы с родителями в средней группе Сентябрь Родительское собрание «Путешествие в страну знаний» Оформление уголка для родителей (информация о ФГОС ДО) Выставка рисунков «Безопасная.

Перспективный план работы с родителями на 2017-2018 учебный год Сентябрь 1. Вводное общее садовское собрание: «Задачи воспитания и обучения.

В ЦПК к логопеду приходит много детей с ОВЗ. Большинство из них имеют диагноз – дизартрия, но выглядят они вполне нормально, как все обычные дети. И страшное слово «дизартрия», кажется, им совсем не подходит. Ведь дизартрия означает нарушение подачи нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего лицо малоподвижно, амимично, губы зажаты или уголки опущены вниз. У некоторых не закрывается рот и вываливается изо рта язык. В последнее время встречается очень много детей-дизартриков с подвижной мускулатурой лица, эмоциональных, хорошо улыбающихся, у многих даже нет саливации, но, когда просишь высунуть язык, – видишь удручающую картину. Язык толстый, напряженный, при вытягивании сжимается в комок. Сразу становится понятно, что это дизартрия, но поскольку явных внешних признаков и признаков нарушения просодической стороны речи нет – диагностируем стертую форму дизартрии. Ее часто путают со сложной дислалией, поскольку и там и там нарушено произношение множества звуков, но при дислалии язык у ребенка вполне нормальный, а при дизартрии – в гипер или гипотонусе. Как лечить стертую форму дизартрии – расскажем подробно.

Признаки стертой дизартрии.

Обычно детей-дизартриков отличает неуклюжесть, нарушение скоординированных движений, недоразвитие пальцевой моторики. Они с трудом овладевают навыками застегивания пуговиц, шнуровки, не умеют держать ножницы, не любят рисовать и лепить. Но в практике за последние годы наблюдается много детей 5-7 лет с хорошей координацией и развитой тонкой моторикой рук, они очень любят рисовать, разукрашивать, лепить, хорошо держат карандаш, успешно справляются со штриховкой. Признаки болезни видны только на лице, и то не у каждого. Один из заметных признаков стертой дизартрии: статичное малоподвижное лицо, напряженные губы или, наоборот, губы и щеки обвислые, рот не закрывается.

Особенный интерес при стертой форме дизартрии представляет язык. В большинстве случаев язык толстый, массивный, при вытягивании спинка языка напрягается и собирается в комок. За счет этого у ребенка затруднено произношение многих звуков. При произнесении твердых звуков слышатся мягкие, так как спинка языка автоматически поднимается к небу, в результате вместо [п] слышим [п’], вместо [б] — [б’], вместо [с] — [с’], вместо [з] — [з’] и т.д. Напряженная спинка языка закрывает отверстие для свободного прохождения воздушной струи, поэтому свистящие и шипящие звуки имеют призвук [ц]. При повторении слогов и слов многие звуки приобретают призвуки [л’]. Например, тя-тя-тя звучит как тля-тля-тля. Кончик языка при стертой дизартрии обычно не выражен, то есть невозможно определить, где кончик. Часто из-за паретичности мышц языка ребенок не может поднять его наверх, облизать верхнюю губу, достать кончиком до верхних зубов. В связи с этим у малыша отсутствуют шипящие звуки и [р].

У многих детей наблюдается девиация – отклонение языка в строну парализованной мышцы. Когда просишь ребенка вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до пяти, язык трясется, дрожит и норовит сдвинуться в сторону. Это явный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов нарушается произношение группы свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также страдает просодика. Речь маловыразительна, невнятна, нечленораздельна, монотонная, часто тихая, с небольшим треском в звучании, ничего нельзя разобрать. Про таких детей говорят: «у него каша во рту».

Отличительной чертой дизартриков является их неустойчивая психика. Такие дети часто кидаются из крайности в крайность. То они излишне обидчивы, ранимы, плаксивы, болезненно реагируют на каждую мелочь, то становятся агрессивны, грубы, отказываются заниматься, разговаривать и даже кидаются на других с кулаками. У детей-дизартриков очень снижена мотивация и побуждение к обучению.

Помощь ребенку со стертой формой дизартрии.

Диагноз «дизартрия» ставит только врач невролог или терапевт. Если в карточке у ребенка записан такой диагноз, подход в лечении дизартрии должен быть комплексным. Педагогического вмешательства одного логопеда недостаточно. Здесь обязательно медикаментозное сопровождение и курс массажа воротниковой зоны для снятия мышечного напряжения в области шеи, подбородка и органов артикуляционного аппарата. На занятиях у логопеда помимо тренировки в звукопроизношении необходим ручной массаж лица и зондовый языка.

Ручной логопедический массаж.

При гипертонусе нужно делать расслабляющий массаж лица, при гипотонусе – укрепляющий. Для нормализации мышечного тонуса щек делаем следующие упражнения:

  1. Стоя перед ребенком, устанавливаем два пальца, указательный и средний, под мочками, слегка нажав, начинаем спиралеобразные движения по щекам мимо уголков рта к центру подбородка (5-6 раз). Для укрепления мышц щек – движения производятся в обратную сторону от центра подбородка к мочкам ушей.
  2. Указательным и средним пальцами для достижения эффекта расслабления производим спиралевидные движения с легким нажатием от мочек к крыльям носа. Обратное движение – эффект сжатия.
  3. Устанавливаем пальцы кисти у висков и плавными скользящими движениями двигаемся к центру лба, где производим легкое нажатие, как точка. Важно, чтобы пальцы были упругие, округлые и пружинили. Достигается эффект расслабления, обратного эффекта в практике не встречается. Это упражнение лучше делать, стоя за спиной ребенка.
  4. Для достижения эффекта расслабления: пальцы кистей устанавливаются у волосяной зоны на подушечки, (стоя перед ребенком), начинаем скользящие движения по лбу вниз к бровям с сильным нажатием. У бровей пальцы расходятся, стремясь охватить все лицо. Осуществляется резкий бросок кистей рук по лицу к шее, при этом подушечки касаются лица. Возможен захват шеи.
  5. Большие пальцы устанавливаем у переносицы (стоять перед ребенком), продавливаем и начинаем движения вокруг глаз, сначала двигаясь к нижней части бровей и краям глаз и возвращаясь к переносице, ориентир – кость на переносице. На мягкой части пальцы не должны соскальзывать, нажатия должны быть интенсивными.

Для расслабления губ используем следующие упражнения:

  1. Указательными пальцами растягиваем уголки губ по направлению к ушам, считаем до пяти – отпускаем (делать лучше за спиной ребенка).
  2. Стоя за спиной ребенка, устанавливаем указательные и средние пальцы на верхней губе, максимально растягиваем губу и затем максимально сжимаем, чтобы губные складки как бы надулись.
  3. Большие пальцы устанавливаем по центру на нижней губе, вся остальная кисть располагается под подбородком. Упражнение лучше выполнять перед объектом. Начинаем перетирающие оттягивающие движения по губе с легким перемещением то вправо, то влево.
  4. Выполняем за спиной ребенка. Указательные пальцы устанавливаем один с левой стороны верхней губы, другой с правой стороны нижней губы, двигаем пальцы в противоположных направлениях, вместе с пальцами перемещая губы. Аналогичное движение выполняется в противоположную сторону – «Арлекино».

Эти нехитрые упражнения могут выполнять родители дома, для усиления эффекта лучше всего делать их каждый день. На логопедических занятиях логопед также делает ручной массаж лица, подключая зондовый языка.

Коррекционно-педагогическая работа.

На занятиях логопеда, также, как и дома каждый день, ребенку со стертой дизартрией очень важно выполнять артикуляционную гимнастику.

— Для расслабления языка лучшее упражнение «Месим тесто» : высовываем язык, произнося «пя-пя-пя», пришлепываем по языку губами, двигая его вперед-назад, вперед-назад.

— Для закрепления верхнего подъема языка полезно облизывать блюдца после еды, ложки, а также выполнять упражнение «Вкусное варенье» : облизываем поочередно верхнюю и нижнюю губу.

«Почистим зубки» — проводим кончиком языка по верхним зубам, с одной стороны, затем с другой.

«Маляр » — проводим кончиком языка по небу, как будто красим потолок.

— При паретичном состоянии мышц боковых краев языка очень полезно упражнение «Сани» : произносим звук [И], одновременно нажимаем зубами на боковые края языка, в середине языка появляется ложбинка как в санях.

Родителям следует приготовиться заранее к тому, что постановка звуков у дизартрика происходит с трудом и медленно из-за особенностей мышечного тонуса языка. Еще медленней идет автоматизация звуков от 3 до 7 месяцев, это отличительная особенность коррекционной работы в случае стертой дизартрии. Удивительно, но часто автоматизация даже самых простых звуков, таких как [л’] идет очень долго. Родителям иногда кажется, что логопедические занятия не приносят нужных результатов, но это не так. Занятия всегда имеют хоть небольшой, но результат, так как мышцы языка расслабляются постепенно и при постоянном механическом и физическом воздействии. Практика показывает, что при использовании комплексного подхода в лечении стертой формы дизартрии улучшение звукопроизношения наступает гораздо быстрее. А при регулярном воздействии на язык зондовым массажем, мышечный тонус нормализуется уже после трех месяцев применения. Надо лишь набраться терпения и активно сотрудничать с неврологом, массажистом и логопедом.

В данном материале представлены разделы работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Приведены примеры индивидуального перспективного планирования по коррекции речи у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

Развитие общей моторики

Дифференциация: ж-з; л-р.

Дифференциация л-р.

Перспективный план работы

Направление коррекционной работы

Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы

Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения)

Развитие общей моторики

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук.

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Формирование правильного произношения

Дифференциация: л-в

Дифференциация: ш-ж.

Развитие функций фонематического слуха.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

Обучение устному анализу предложений.

Предварительный просмотр:

Коррекция ФФНР у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Подготовительный этап :

включает в себя развитие мотивов, развитие фонематического слуха на материале текстов и развитие артикуляционного праксиса (через прямой путь - специальная артикуляционная гимнастика (механизм выработки артикуляционных поз) и через опосредованный путь - развитие фонематического слуха (фонематический слух приноравливает органы артикуляции к нужному звучанию)).

Основной этап .

Постановка звука: по подражанию, от опорного звука, от артикуляционных упражнений, механическим путем.

Автоматизация звука: закрепление артикуляции, анализ артикуляционного образа звука, анализ акустического образа звука, формирование акустико-артикуляционного образа звука, соотношение звука с буквой – всё это ведёт к формированию фонематического слуха.

Создание объективных условий для развития фонематического слуха: активизация развития фонематического слуха (опознание звуков в тексте, опознание звуков в ряду данных слов, определение слова в предложении, опознание звуков в ассемантических словах)

Включение звука в фонематический анализ: выделение изучаемого звука из начала слова, выделение звука из конца слова, выделение звука из середины слова, выделение звука из стечения согласных в начале слова, выделение звука из стечения согласных в конце слова

Дифференциация смешиваемых звуков:

выделение смешиваемых звуков из состава слова,

сравнение звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Устный анализ предложения: количество слов в предложении, определение слова в предложении, последовательность слов в предложении, звуко-слоговый анализ и выделение смешиваемых звуков.

Дифференциация смешиваемых звуков в связных текстах.

Учитывая данные разделы работы и опираясь на результаты обследования речи детей, определяются преимущественные направления и содержание коррекционно-педагогической работы. Составляются перспективные планы работы с детьми по преодолению ФФНР. Отмечу, что направления коррекционной работы одинаковы для всех детей, а содержание работы имеет некоторые отличия. Приведу несколько примеров перспективного планирования.

Перспективный план работы

С Катей А., Никитой Д., Алиной Ч., Вовой П.

Направление коррекционной работы

Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы

Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения)

Развитие общей моторики

Развитие статической организации движений: упражнения на совершенствование умений стоять на одной ноге, удерживать равновесие при упражнении «стопы ног на одной линии»;

И развитие динамической организации движений:

упражнения на чередование движений, произвольности торможения, упражнения на развитие ритмического чувства.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук.

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Формирование правильного произношения

Катя А.: постановка звуков: ж, л, р

Дифференциация: ж-з; л-р.

Никита Д.: постановка звуков: ш, ж, р.

Дифференциация: ш-ф, ж-ф, ш-ж.

Алина Ч.: постановка звуков: ш, ж, щ, ц, л, р.

Дифференциация: ш-с, ж-з, ш-ж, щ-с, щ-ч, ц-с, л-р.

Вова П.: постановка звуков:л,р.

Дифференциация л-р.

Развитие функций фонематического слуха.

Обучение опознанию, различению, выделению звонких-глухих, шипящих-свистящих, сонорных («л, р») звуков в слогах, словах, предложениях.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

Обучение устному анализу предложений.

Особенностью данного плана работы является содержание коррекционной работы по развитию общей моторики: уделяется большое внимание развитию как статической (совершенствование умений стоять на одной ноге, удерживать равновесие), так и динамической организации движений (чередование движений, произвольность торможения, развитие ритмического чувства). Также спланировано развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. В разделе «Развитие функций фонематического слуха» содержание работы заключается в обучении опознанию, различению, выделению звуков близких по артикуляционным и акустическим признакам. При развитии навыков звукового анализа и синтеза запланировано также обучение в определении места, количества и последовательности звуков, обучение устному анализу предложений.

Перспективный план работы

С Алёшей Г., Ваней К., Ириной П.

Направление коррекционной работы

Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы

Направление на консультацию к невропатологу (согласование лечения)

Исправление нарушения анатомического строения органов артикуляционного аппарата (короткая уздечка)

Направление к врачу стоматологу для подрезания уздечки (Алёша Г., Ирина П.)

Развитие общей моторики

Совершенствование статической организации движений и динамической организации движений.

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Развитие динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук.

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата.

Формирование правильного произношения

Алёша Г.: постановка звуков: ж, ц, щ, р

Дифференциация: ж-з; ц-ч, щ-сь.

Ваня К.: постановка звуков: л, р.

Дифференциация: л-в

Ирина П..: постановка звуков: ш, ж, р.

Дифференциация: ш-ж.

Развитие функций фонематического слуха.

Обучение опознанию, различению, выделению как дефектных, недифференцированных звуков, так и других (звонких - глухих, шипящих-свистящих)звуков в слогах, словах, предложениях.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Обучение определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

Обучение устному анализу предложений.

Особенностью этого плана работы является то, что включено ещё одно направление работы «Исправление нарушения анатомического строения органов артикуляционного аппарата». Содержание коррекционной работы по развитию общей моторики будет состоять из совершенствования организаций движений, но есть необходимость в развитии динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа состоит из обучения. При этом необходимо учитывать, что дефектов звукопроизношения меньше, чем недостатков в сформированности фонематического слуха.


Коррекциядизартрии у дошкольников.

«Своевременное овладение правильной речью имеет важноезначение как для последующего обучения ребёнка, так и для коммуникации.»

Г. А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т. А. Шуйская.

Характерной особенностью речи ребёнка с дизартрией является искажённое произношение большого количества звуков.Проблемакоррекции этого нарушения у детей дошкольного возраста остро стоитперед современной наукой.

Что такое дизартрия? Дизартрия - arthr – двигаться, arthrom – сустав, то есть дизартрия -это расстройство членораздельной речи (расстройство разборчивости, восприятия речи), нарушение произношенияобусловленное нарушением центрального механизма речи, выраженнаяв моторных трудностях (в трудностях артикулирования), это несамостоятельный дефект. Дизартрия являетсячастью какого – то мозгового поражения.

Дизартрия различаетсяпо степени выраженности:тяжёлая, средняя степень, лёгкая степень.

Тяжёлая степень – анартрия. Анартрия -an- отсутствие- arthron -членораздельной речи,отсутствие артикуляционных движений.Ребёнок не может говорить, мышцы его артикуляционного аппаратанаходятсяв состоянии бездеятельности,паралич мышц. У человекасанартриейесть желание говорить, у него сформированы грамматический строй,словарь, но его артикуляционные органы бездействуют, это связано с нарушением иннервацииартикуляционного аппарата.

Средняя степень – типичная дизартрия.

Лёгкая степень – стёртая степень дизартрии.

Существует5форм дизартрии в зависимости от очага поражения:

Бульбарная дизартрия.

Ø Псевдобульбарная дизартрия.

Подкорковая дизартрия.

Ø Мозжечковаядизартрия.

Ø Корковая дизартрия.

Бульбарная дизартрия - механизм повреждения – это симптом

бульбарного паралича. У ребёнкавозникаетпоражение пяти парчерепно -мозговых нервов (одновременно).Ядраэтихчерепно -мозговых нервов находятся в бульбусе, а их поражениеведёт к параличу. Частовстречается при ДЦП,пораженыIXпараи X паранервов, это языко – глоточный иблуждающий нервы.Это самые длинные нервы, онииннервируютмускулатурусердцаи лёгких. Если возникаетнарушение в структуреэтихнервов(воспаление,опухоль), то мышцыполучают искажённый сигнал. Нарушаетсясердечнаяидыхательнаядеятельность.Если это нарушениесерьёзное,может наступить смерть.Дети с такимипоражениямипогибаюточень рано.Вдетскойпрактикевстречаетсяредко этадизартрия.В артикуляционном аппаратеIX , Xпара черепно – мозговых нервовиннервируютзаднюю стенку глотки, заднюю часть спинкиязыка, надгортанник, голосовые складки,гортань, мягкое нёбо.При бульбарнойдизартрии наблюдаетсятрупноеположение голосовых складок, надгортанникпостояннозакрывает приеде гортань, мягкое нёбо опущено, пищапопадаетвносовую полость, в уши. Ииз – затакого положениямягкого нёбавозникаютвоспалительные процессы.Очень часто возникает нарушение процесса глотания, затрудняется дыхание ребёнка, нарушается тембрголоса, появляетсягнусавость. НарушаетсяиннервацияV тройничным нервом,больной малыш не морщит лоб, нет морщин, не надуваетщёк, нешевелит ноздрями, не закрывает глаза, рот такогоребёнка постояннооткрыт.Убольногонаблюдаетсяпараличжевательныхмышц.Длябульбарнойдизартриихарактернагиперсалевация, головатаких детейпостояннонаклонена, так какнарушенаиннервациямышцшеи. ПоражениеVIпарычерепно- мозговыхнервов, онииннервируют мускулатурулица, вызываютанемиюлица,лицо похожена лицомертвеца. Движения губпри этом пораженииневозможны,кромеэтогоне возможнысосание, чмокающиедвижения, поцелуй.А поражениеXIIпарычерепно -мозговых нервов,подъязычногонервавызываетнарушениепроизношениезвуковречи,этипарынерваиннервирует23мышцыязыка.А еслиязыкпарализован, то и речь невозможна.

Псевдобульбарнаядизартрия - это самый распространённыйвид дизартрии. Этадизартрия внешне похожана бульбарную, то есть присутствуютнарушения жевания, дыхания, речи. Но эта дизартрияимеет другоймеханизм. При псевдобульбарнойдизартриистрадают пирамидные пути, часто её называют пирамидной.Ещё страдают проводящие пути и её называютпроводниковой дизартрией. Ещё эту дизартрию называютдетской дизартрией. При этой форме дизартрии наблюдается слюнотечение, характерно сжатие рта, мышцыспастичны, языккомом, повышен тонус языка, кровоснабжение мышц языка нарушено, мышцы холодные, напряжённые. Для псевдобульбарнойдизартрии характерна односторонностьнарушений. Характерноеявление – эторост одних мышци недоразвитие других. Часто мы наблюдаем ассиметриипри этой формедизартрии. Частонаблюдаем ещё и синкинезии, то есть языкне работает, амышцыгубпытаются помочьязыку. Псевдобульбарнаядизартрияимееттяжёлыеформы выраженности илёгкие формы.

Подкорковаядизартрия – это симптом того мозгового нарушения, которыйназывается подкоркой.Подкорковыеобразованияотвечаютза красоту, плавность,экономичность движенийартикуляционных органов. Созреваниеподкорковыхузловпроисходитв3- 4 года, затем ониформируютсядо 7 – 8 лет. Еслив подкоркевозникаютнарушения, то страдает организациядвижений. Повышается тонусмышц, они становятся мало -подвижными, появляютсядобавочныедвижения мышц, тремор и гиперкинезы. Речьдетейс подкорковойдизартрией напоминаетречьпри заикании,язык принимаетразнообразныеположения, недифференцированныеположения, дажев состоянии покояязык дрожит, звуки произносятся по – разному: то, как межзубные, то как боковые. Эту дизартрию часто называют экстрапирамиднойигиперкинетической.

Мозжечковаядизартрия – этонарушение речи связанос поражениеммозжечка, она не бывает лёгкой. При мозжечковойдизартрии не бывает параличей, гиперкинезов, нострадает организациядвижений, не сочетаются дыхание, голос и артикуляцияТонусмышц при этойдизартрии понижен. Людис повреждённым мозжечком не могут сохранитьпрямоенаправлениедвижений, часто падают, этудизартрию называют атаксической. Звукопроизношение детей с мозжечковой дизартрией нарушено не грубо, отмечается некоторая смягчённость звуков.Речь таких людей сравниваютс речьюв алкогольном опьянении. Исправить звуки легко, труднее работать над формированием правильного дыхания.

Корковаядизартрия - это поражениенижней трети центральной лобнойизвилины, ведущим являетсянарушениепроизношения большинства звуков речи, мышцы артикуляционного аппаратаработают не в той последовательности, возникает апраксия. Нет направленности движений артикуляционногоаппарата,мышц рук, ног, ребёнокпо заданию не может выполнитьнужного движения рукой, ногой, выполнить заданную артикуляционную позу. Возникают замены звуковв речи, они могут быть любыми, вместо- П-Т, Д -Б, дизартрия бывает у лобных больных. Чаще она бывает в лёгкой или в средней форме.

Что поможет специалиступодтвердить диагноз:

Ø Анамнез.

Ø Неврологическийстатус.

Ø Физическийстатус.

Ø Анамнез – это история развития ребёнка.

Нам важно выяснитьвсеаспекты протекания беременности, желаннаяли беременность, болезни матери, психические стрессы, отёки, заполнена ли планцета жидкостью, как проходили роды, характер родов, сколько часовдлились роды, был ли безводный период, если был, то сколько времени он длился. Была ли у плода асфиксия? Оценка по шкале Апгар. Вес и рост при рождении. Как младенец взял грудь?Как протекалпериод новорождённости? Какие перенёс заболевания?Выяснить как протекали локомоторные функции (когда начал держать голову, сидеть, стоять.)?

Ø При обследовании неврологического статуса специалисты спрашивают: Как часто болел ребёнок до года? Были ли в этот период судороги, высокаятемпература? Наблюдались ли нарушения речи? Был ли лепет? Было лигуление? (При поражениях лицевого нерваотмечаетсяассиметрия лица, уголки губ опущены, малыши не могут высунутьязык или наоборот не могут убрать языкв рот. Мышцаязыка часто холодная. Наблюдается девиация языка, то естьотклонение в правую или левую сторону. Отклонение идёт в больнуюсторону. Ребёнок двигая языком одновременно двигает и глазными яблоками. Унекоторых больных мы видим повышение слюнотечения. При выполнении упражнения «лошадка» , ребёнок цокает только передней частьюязыка, передняя и задняя части языкаплохо функционируют.Так проявляется повышенный тонус языка. При поражениимягкого нёбамаленький язычокотклоняетсяв здоровую сторону (ребёнка просят открыть рот и сказать – А -) Нарушения жеванияи глотанияпищи – это проявление неврологическойпатологии, дети частожуют передними зубами, с широкооткрытым ртом.

Физическийстатус – это состояниеобщей моторики больного. У детей с ДЦП особенно страдает общая моторика, но и при лёгких формах дизартрии отмечается неловкость, скованность, замедленность или хаотичность движений мелкой моторики. Нарушения общей моторики у детей с нормальным развитием = 8%, с дислалией = 20%, со стёртой формой дизартрии =33%. Это нарушения негрубые. Они чаще проявляются на музыкальных занятиях: детитрудно овладевают движениями на коньках, на лыжах, они плохо овладевают ножницами, карандашом, не могут провести замкнутую линию. Детиимеют трудности поведения, они агрессивны или пассивны.

Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией.

Коррекция нарушений звукопроизношения проводится комплексно:

Неврологом предлагается медикаментозное лечение:

1) Сосудистые препараты – винпоцетин (нарушения памяти, головокружение, головная боль, состояния послеострого нарушения мозговогокровообращения), кавинтон (афазия, апраксия, двигательные расстройства), инстенон (дизартрия), глиатилин(дизартрия), циннаризин (ишемические нарушения мозгового кровообращения), стугерон (головокружение, нарушение памяти,нарушение мозгового кровообращения).

2) Ноотропы -ноотропил (нарушение памяти, головокружение, нарушение поведения), пантогам (при умственной недостаточности, при подкорковыхгиперкинезах различной этиалогии, при расстройствемочеиспускания), пантокальцин (при умственной отсталости и задержке психического развития), энцефабол (при нарушении поведения), пикамилон (острое нарушениемозгового кровообращения, вегетососудистаядистания, астеническиесостояния).

3) Метаболическиепрепараты -кортексин (улучшают обмен веществ), актовигин (улучшает моторные функции), церебролизин (снижение памяти, операции на головном мозге, психическиезаболевания), церебролизат (ослабление памяти, травмы мозга).

4) Витамины – нейромультивит (витамины группы В),мильгамма (витамины группы В).

5) Седативные средства -Ново – пассит (повышенная возбудимость, снижение внимания, памяти),успокой(при повышенной возбудимости), персен (при повышеннойвозбудимости),тенотен (детский)(снижение внимания, повышеннаявозбудимость, снижение памяти).

Один из методов коррекции – массаж, его проводят аккуратно, без усилия, чтобы не вызвать гиперкинезы, силовой массаж может восстановить рефлексы оральной автоматизации, то есть рефлексы, характерные детям до 1 года. Нужно использовать элементы массажа с лёгким разминанием.

Массаж носогубных складок:

1). 5 – 7 движений от ноздрей к уголкам губ (от центра к периферии, сверху – вниз).

2).Лёгкое постукивание сверху – вниз, по носогубным складкам.

3). Зигзаг, сверху – вниз.

4). Пружина, спиралевидные движения.

5). Волнообразныедвижения.

6). Пощипывания по месту носогубных складок.

7). Закончить на уголках губ – точечный массаж.

Массаж губ:

1) От серединыверхней губы к уголкам губ, двумя пальцами.

2) От середины нижней губы к уголкам –

3) На обеих губах, в средней части губ.

4) Спиралевидные движенияпо верхней губе.

5) Спиралевидные движения по нижней губе.

6) Спиралевидные движения по средней части обеих губ

7) Волнообразное движениепо верхней, нижней и серединной части губ – 6 раз.

8) Лёгкое пощипывание обеих губ (7 раз).

9) Постукивание по верхней губе 5 – 7 раз.

10) Спиралевидное поглаживаниепо верхней губе.

11) То же по нижней губе.

12) То же по обеим губам.

13) Лёгкое пощипывание по средней части обеих губ.

Массаж мягкого нёба:

1).Двумя пальчиками массировать от передних резцов до середины ротовой полости, неглубоко. Пальцы обмотать марлей. – 5 раз.

2).Постукивание от резцов до середины твёрдого нёба. 5 раз.

3).Зигзагообразныедвижения 5 – 7 раз.

4).Спиралька, колечки – 5 раз.

5). Волна. 5 - 6 раз.

Все движения делать только к центру. Оченьполезно дуто через трубочку в стаканс водой. Дать зевнуть ребёнку. Дать покашлять ребёнку. Надувать игрушки очень полезное упражнение.

Массажязыка:

1).Пошлёпать пальцами от кончика языкадо его середины.

2).Поглаживать с двух сторон язык от кончикадо середины языка.(Стимуляция), от середины ккончику (расслабление).

3).Спиралька.

4). Волна.

5). Постукивание.

6). Пощипывание.

Специальные упражнения для укрепления общей моторики.

- упражнения проводятся от 15 минутперед артикуляционной гимнастикой.

Занятия физическими упражнениями лучше проводить без обуви либо в лёгких носках. Проводятся 5 стандартных упражнений:

Ø «Волчок.» - этоупражнение поможет обрести равновесие и лёгкость.И. положение – стоя, руки развести в стороны, ладони вниз – сделать повороты туловища, ног по часовой стрелке в среднем темпе, положение рук не менять. (от 3 х раз)

Ø «Червячок .» Лёжа на коврике,руки вдоль тела, ладони вниз, сделать глубокий вдох и поднять голову и ноги, таз не отрывать от пола (от 3 х раз).

Ø «Птичка.» - Хорошо устраняет застои в носовых пазухах,осуществляется массаж щитовидной железы. Исх. пол. – стоя на коврике на коленях, руки на поясе чуть – чуть отклонены назад, голова слегка опущена к груди, вдох прогнуться назад – выдохв исходное положение -от 3 х раз.

Ø «Стол.» - упражнение для укрепления иммунной системы. Исх. пол -сидя на полу (на коврике), ноги слегка разведены, руки около бёдер, пальцы рукнаправлены вперёд, голова у груди- вдохподнять туловище, опираясь в пол руками и ногами, голову слегка откинуть назад, выдох- в исх. пол.

Ø «Собака.» -укрепляет организм,Исх. пол – лёжа, руками и носками ног опираться в пол, животподнят над полом, голова откинута слегка назад, вдох,встать на вытянутые руки и ноги, голова внизу между рук – выдох (от 3 х раз)

Существует несколько приёмов коррекции звукопроизношения:

1. Подражание. Ребёнок видит положение речевых органов при произнесении тогоили иногозвука и подражает правильнойартикуляции взрослого.

2. Механический приём.Логопедом используются различные зонды, ноэтот метод не очень нравится детям.

3. Механическая постановка и подражание. Зондом держать артикуляционныйорган и показывать правильное положениеязыка, губ пациенту.

4. У Зеемана в его книге «Расстройства речи в детском возрасте» описан метод опоры на сохранные звуки.

5. Физиологический. С опорой на артикуляционные упражнения. Детям предлагаются специальные упражнения, целью которыхявляетсяобучение ребёнка разложить трудную артикуляционную позицию на более лёгкие.

Коррекция свистящих:

Гимнастика для мышц губ:

1). Растянем губыв улыбку, зубы не видны. - 5 упражнений.

2). «Забор.» - обнажить зубы - 5 упражнений.

3). «Трубочка.» - губы вытянуть - 5 упражнений.

4). Чередовать упражнения2 и 3 - 5 упр.

5). «Зайчик.» - обнажить верхние зубы, поднять верхнюю губу. 5 р.

6). «Обиделся.» - выдвинуть вперёд нижнюю челюсть - 5 р.

7). Чередованиеупр. 5 и 6 , с исх. пол.

8). «Кривая ухмылка.» - подъем губы влево и вправо, поочерёдно. Затем, если есть гиперкинезы, то большее числос больной стороной - 5 , 6 раз.

9). «Кролик жуёт.» - движение губ, как при жевании - 10 - 12 раз.

Гимнастика для языка:

1). «Лопатка.» - высунуть широкий язык, подержать 6 сек. 5 раз.

2). «Лопатка вперёд - назад.» - 5 движений.

3). «Накажи язычок.» - шлёпать губами по языку - ПА - ПА - ПА - 1 мин.

4). «Накажи язычок зубами.» - жевать язык зубами - ТА - ТА - ТА - 1 мин.

5). «Песенка бабочки.» - петь - И - - 5 раз.

6). «Орешек.» - упор языка за левую и правую щёки. - по 5 раз.

7). «Помой щёчку.» - чистить языком справа и слева, язык внутри рта - 5 раз.

8). «Вытолкни морковку.» - выталкивание морковки (кусочек, 1, 5 см) сначала в уголке рта, затем справа, слева - 5 раз с каждой стороны.

9). «Песенка бабочки.» - ещё 1 раз.5 упражнений.

10). «Жевать боковые края языка.» - 5 раз.

11). «Мостик.» -язык широкий, кончик языка упирается в нижние резцы. - 6 сек. 5 раз.

12). «Тёрка.» - тереть зубами по поверхности языка.-5 упр.

13). «Построить мостик, разрушить.» - широкий мостиквыгнуть. Опустить - 5 упражнений.

14). «Катушка.» - язык в виде катушки, держать 6 сек. 5 упр.

15). «Мостик вверху - внизу.» - движенияязыка вверх - вниз - 5 упр.

Выработкацентральной воздушной струи:

1). «Подуй на язык» - положить широкий язык, подуть, подставит ладонь и проверить, выдох должен быть холодным. - 5 раз.

2). «Подуй в трубочку.» -поднятьбоковые края языка и подуть вперёд, если ребёнок не может поднять боковые края языка, то на середину языка положить спичку. - 5упражнений.

3). «Дуть на желобок.» . - язык «мостиком», посередине проходит желобок, дуть на желобок. - 5 раз.

4). «Подуть в колпачок.» - положение языка №3 - дуть 5 раз.

(напостановку - 1 - 1, 5 месяца, звуквзрослый не называет).

Краткий материал на закрепление свистящих звуковв потоке речи:

1. Игра «Холодный ветер.» - ребёнок самостоятельно произносит звук –С -.

2. Повторение обратных слогов:

АС – АС

ОС – ОС

УС – УС

ЫС – ЫС

ЯС – ЯС

ЁС – ЁС

ЮС – ЮС

ЕС – ЕС

3. Повторениеслов -АС, БАС,КЛАСС, ПАС, ТАСС, АТАС, ВЛАС, КВАС, АСКЕТ, АСПИРИН,АСТМА, АСТРОЛОГ, АСФАЛЬТ.

БОСС, КРОСС, НОС, ОТКОС, БАРБОС, РОС, ВОЛОС, ВОПРОС, ПОКОС.

УС, ВКУС, ТРУС, ОБОЛТУС, МУСС, УКСУС, УКУС, ЗУЛУС, ТУЗ.

ПЛЯС, ТРЯС, ПОЛЮС, ПЛЮС, ФЛЮС, ПЁС, ТЁС, НЁС, УНЁС, ОТНЁС, ПРИНЁС, УТЁС.

4.Повторение фраз -Павел любит вас. Я ем ананас. У меняв бутылке квас. Влас елананас. В аптеке аспирин.

Через 5 – 7 занятий переходитьк закреплению звука в прямом слоге.

В промежутке брать слогии слова со стечением согласных:

АСТА- АСТА – АСТА

АСТУ – АСТУ – АСТУ

АСНА – АСНА – АСНА

АСНО – АСНО – АСНО

АСКА – АСКА – АСКА

2. Повторение слов – ПАСТА, БАСТА, ХВАСТА, ТЕСТО, МЕСТО, НЕВЕСТА, ЯСТВА,КАПУСТА, ДВА КУСТА, НАСТЯ, РАСТУ, НАСТИЛ, НЕТ ХВОРОСТА, НАСТАВЛЕНИЕ, НАСТАВНИК,НАСТОЙ, НАСТОЛЬКО,НАСТОЛЬНЫЙ, НАСТРОЧИТЬ, НАСТРОЙ, НАСТУПАТЬ, НАСТРОЙЩИК.

3. Затемповторяются словас прямымислогами – СЫ -СЫ-СЫ и слова с этим слогомУСЫ,КОСЫ, ВОЛОСЫ, ЧАСЫ, КОСЫ, НОСЫ, ПОДНОСЫ, ВЕСЫ,МУССЫ,ОТКОСЫ, ВКУСЫ, БУСЫ,БАСЫ, ТРУСЫ,Хорошо поиграть в игру «Один – много.» - ус – усы, час - …., вес - …., коса - …, волос - …., откос - …., бас - …, поднос -…, трос - …

Затемидёт автоматизация звука – С – в середине слова.

4. Примерные слова -ПОСЫЛКА, КОСЫНКА, ОБСЫПКА, ВЫСЫПАТЬ, ОТСЫПАТЬ, НАСЫПАТЬ, РАССЫПАТЬ.

5. Например: СЫН, СЫР, СЫЧ, СЫРНИК, СЫРОК, СЫРОЙ, СЫРОСТЬ, СЫВОРОТКА.

6. Закрепление звука продолжаем в сочетаниях сСА – КОСА, РОСА, ЛИСА, КРАСА, КАССА, МАССА, КОЛЁСА, КОЛБАСА, ОСА, ПОЛОСА, АДРЕСА, ЧУДЕСА,затемзакрепление звука – С -проходитвсочетаниях, когда слог СА – находится в середине слова – ГУСАК, ДОСАДА, ПИСАТЬ, УСАТЫЙ, КУСАТЬ, ПОСАДКА, КРАСАВИЦА, ОСАДА, МАССАЖ, РАССАДА. Вдальнейшем проходит автоматизация – С -всловах, где слог САнаходится в начале слова – САД, САМ, САЛО, САЙКА, САНИ, САХАР, САДИК, САЛАТ, САВАН.

7. Закрепление продолжается в словах со слогом СО – КОЛЕСО, ЛАССО, ПРОСО, МЯСО, в словах, где СО всередине слова – НОСОК, ФАСОЛЬ, ЛЕСОК, ОСОКА, ПОЯСОК, ГОЛОСОК, БОСОЙ, РАССОЛ. Слог СО в начале слова – СОК, СОТЫ, СОМ, СОН, СОНЯ, СОВЫ, СОБОЛЬ, СОДА.

8. Затемпредлагаютсясловасо слогом СУ вначале слова – СУП, СУХ, СУК, СУДНО, СУМКА, СУЧЬЯ, СУНДУК, СУПЧИК.Закрепление продолжаем со словами, где слог СУ в середине словаПОСУДА, ПЛЯСУН,НЕСУТ, РИСУНОК. Всловах, где СУ в концеслов – НЕСУ, ПАСУ, ВЫНЕСУ.

Автоматизация звука – С -проходит примерно на 15 – 20 занятиях, затемнужно переходить к звонкомузвукуиз этой группы – к- З - .

Для постановки звука – З -мы предлагаем слегка постучатьснизу по подбородку, ребёнок произносит звук – Д – а ему в этот моментпредлагаем подуть на язычок, который расположен в виде«мостика.» , получается – З, другой вариант постановки – З, это произнося звук – Ы -высунув язык и снизупостучать по подбородку (ЫДА, ЫДЫ, ЫДО, ЫДЫ). Тоже мы проделаем и в сочетании с Г -ЗГА, ЗГО, ЗГУ, ЗГЫ,потом переходим к сочетаниямс Б – ЫЗБА, ЗБО, ЗБУ, ЗБЫ. Во время начального этапа автоматизации звуков рекомендуется звук не называть.

Автоматизациязвука – З – в словах лучшеначинается в игре «Один – много.» - ТАЗ – ТАЗЫ, КОЗА - …, СТРЕКОЗА - …., ГАЗ - …, РОЗА - …, ВАЗА - …,МОРОЗ - …, ГРОЗА - …, БЕРЁЗА - …, АРБУЗ - …., БЛУЗА - ..Далее предлагаем слова, где – ЗЫ – в середине слова – КОЗЫРЁК, МУЗЫКА, ПУЗЫРЁК, НАЗЫВАТЬ, ПОКАЗЫВАТЬ, ЯЗЫК, ПУЗЫРЬ, затем мы предлагаем слова, где слог ЗЫ в начале слов – ЗЫБЬ, ЗЫБУЧИЙ, ЗЫЧНО. Потоммы предлагаем на закрепление в словахсочетания со слогом ЗА, где слог в конце слова – ВАЗА, РОЗА, МИМОЗА, БЛУЗА, ПОЛЬЗА, БЕРЁЗА, ГЛАЗА, ГРОЗА, КОЗА, СТРЕКОЗА, потом словас ЗА в середине слова – ФАЗАН, ЛИЗАТЬ,ВЛЕЗАТЬ, МОЗАИКА, РОЗАРИЙ, НАКАЗАТЬ, МАЗАТЬ, УКАЗАТЬ,словас ЗА в начале слова – ЗАЛ, ЗАЯЦ, ЗАПАХ, ЗАПАД, ЗАВТРА, ЗАВТРАК, ЗАМОК, ЗАРЯ, ЗАВОД, ЗАБОР, ЗАГАР, ЗАБАВА, ЗАБЫТЬ, ЗАГАДКА, ЗАТЕЯ, ЗАБЫТЬ.

Предлагаемдля постановки звук – Ц, он равен ТС, при его автоматизации необходимо учесть его фонематическую особенность. В начале ребёнок произносит АТ, ОТ, УТ, ЫТ,на следующем занятии к звуку – Тприбавляем – С- АТС, УТС, ЫТС… На третьем занятии мы формируембыстрое проговаривание ребёнком этих сочетаний и автоматизируем уже – Ц. Предлагаются словасзвукосочетаниями ЦК, ЦВ – КУЗНЕЦКИЙ, МОЛОДЕЦКИЙ, НОВОКУЗНЕЦК, ТКАЦКИЙ, НЕНЕЦКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, БРАТСКИЙ, ДЕТСКИЙ, ФЛОТСКИЙ, ЯКУТСКИЙ, ИРКУТСКИЙ, КАЛИНИНГРАДСКИЙ, далее слова с сочетаниями ЦВ – ЦВЕТ, ЦВЕТНОЙ, ЦВЕТОЧНИЦА, ЦВЕТОВОД, СОЦВЕТИЕ, ЦВЕТЫ. Потом можно закреплять –Ц – в обратных слогах -АЦ, ОЦ, УЦ, ЫЦ, ЯЦ, ЁЦ, ЕЦ, ЮЦ, ИЦ, в словах – МАТРАЦ, ПАЛАЦ, ПАЯЦ, БОЕЦ, ОТЕЦ, ЖНЕЦ, БОРЕЦ, ГОНЕЦ,КОНЕЦ, ЖИЛЕЦ, ПЕВЕЦ, РУБЕЦ, ГЛУПЕЦ, ДВОРЕЦ, УДАЛЕЦ, ОГУРЕЦ, ПЛОВЕЦ, БЕГЛЕЦ, КУЗНЕЦ, ЛЕДЕНЕЦ, МОЛОДЕЦ, НАКОНЕЦ, ПРОДАВЕЦ, ЧТЕЦ, ЧЕПЕЦ, ЧЕЧЕНЕЦ, ШПИЦ, ШПРИЦ, ПРИНЦ,ОРДИНАРЕЦ. ПЕХОТИНЕЦ, БЛИЦ, НИЦ.

Затем можно переходить к автоматизации – Ц-в прямых слогах. С ЦЫ – КУЗНЕЦЫ, ПТИЦЫ, ПЕВЦЫ, ОТЦЫ, ОГУРЦЫ, МОЛОДЦЫ, БОЙЦЫ, ЖИЛЬЦЫ, МЕЛЬНИЦЫ, НОЖНИЦЫ, РУКАВИЦЫ, УЛИЦЫ,КОНЦЫ, ПЛОВЦЫ, ДВОРЦЫ, ЗАЙЦЫ, ПУГОВИЦЫ, КОЛХОЗНИЦЫ,ЛУКОВИЦЫ, ПАЛЬЦЫ, БОЛЬНИЦЫ. Затем закрепляем звук –Ц – в середине слова и начале слова – МИЛИЦИЯ, АВИАЦИЯ, АКАЦИЯ, ЛЕКЦИЯ, ПОРЦИЯ, ЦЫП, ЦЫГАН, ЦИРК, ЦИФРА, ЦИРКУЛЬ, ЦИНК, ЦИНГА, ЦИЛИНДР, ОВЦА, ПЫЛЬЦА, КУРИЦА, ЯЙЦА, УЛИЦА, МЕЛЬНИЦА, ВОДИЦА, ПЕВИЦА, ДЕВИЦА, ТЕПЛИЦА, ГРАНИЦА, ТЕПЛИЦА,БОЛЬНИЦА, ПШЕНИЦА, РУКАВИЦА, КОЛХОЗНИЦА, КОЛЬЦА, КАШИЦА, КОЖИЦА, ГОРНИЦА, ПЯТНИЦА, УМНИЦА, КОННИЦА, КУЗНИЦА, ЛУКОВИЦА, МЕРЦАТЬ, ЦАПЛЯ, ЦАРЬ, ЦАРАПИНА, ЦАРЕВНА.

Гимнастикадляпостановки шипящих звуков:

1). «Поздоровайся с носом.» - закрыть широким языком верхнюю губу - 5 упр.

2). «Оближи верхнюю губу.» - язык внутрь рта, лакательные движения, медленно - 5 упр.

3). «Поцелуй верх.губу» - 5 упр.

4). «Лесенка.» - широкий языкнаверхней губе, заверхней губой, за верхними зубами. - 5 упр.

5). «Помой зубки.» - языкомпомыть верхние зубки. - 5 упр.

6). «Поцелуй зубки.» -языком целовать верхние зубки - 5 упр.

7). «Фокус.» - сдувать кальку с кончика носа - языкподнят вверх - 5 упр.

8). «Подуй на чёлку.» - теплая струя воздухана нос. - 5 упр.

9). «Удержикусочек.» - на широком языке удержатькусочек хлеба. - 6 сек. - 5 упр.

10). «Чашечка.» - широкийязык двигать вперёд и в рот - 5 упр.

11). «Подуй на чашечку снаружи и внутри.» -5 упр.


Примерный конспектразвивающейигры.

Тема «Автоматизация звука –С – во фразовой речи на основе изучения транспорта детьми подготовительной к школе группе с диагнозом ОНР.»

Коррекционно – образовательные цели. Закрепление представлений детей о транспорте. Расширение словаря и его активизация по данной теме. Примерный словарь (транспорт, грузовик, самосвал, троллейбус, автобус, поезд, метро, станция,корабль, лодка, катер, пассажир, руль, шофёр, водитель, остановка, ездить, лететь, перевозить, управлять,тормозить, останавливаться, пассажирский, грузовой, воздушный, водный, наземный, подземный.). Совершенствовать навык слоговогоанализа слов. Автоматизация звука –С-в словахи фразах по теме «Транспорт.»

Коррекционно – развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Коррекционно – воспитательные цели. Формирование у детей инициативности, доброжелательности, взаимопонимания, ответственности за свои поступки.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, картинка – игра «Город.»Магнитные картинки с изображением транспорта, его деталей со звуком – С-. Звуковые линейки с машинкой. Палочки для составления предложений и счёта слов в предложении. Бумажные парашютыскармашками, набор картинок, в названии которых есть звук – С- . Плакаты с отсутствующей буквой С всловах

Предварительная работа. Экскурсия на улицу в близи детского сада, наблюдение за транспортом на улице. Заучиваниепальчиковой гимнастики «Транспорт.»

Процессигры – мероприятия :

1.Организационный момент. (Развитие диафрагмального дыхания, движений общей моторики, координации движений).

Логопед предлагает выполнить упражнения с движениями:

Я буду называть транспорт, а если вы услышите названия воздушного транспорта, поднимите руки вверх и двигайте ими из стороны в сторону, произнося на одном выдохе -С – С – С – (вначале проводятся обучающие упражнения ).

Есливы услышите, что я называю наземный транспорт, выполняйте упражнение «Поворот руля.», одновременно произноситена одном выдохе – «АС – АС – АС.»

Услышав названия водного транспорта, произнесите на одном выдохе – «СА – СА – СА.»

2. Игра « Собери самолёт.»

Логопедпредлагает детям взять из контейнера деталисамолёта.

Соберите из деталей, которые вы взяли самолёт, объясните, что выпоставили.

Дети – я прикрепил к самолёту салон.

Я прикрепил к самолёту пропеллер.

Я прикрепил к самолёту крылья.

Я прикрепил ксамолёту хвост.

3. Игра«Грузовой самолёт.» Логопед раздаёт детям звуковые линейкиикартинки с изображениемразличного транспорта. Логопед просит детей найти звук –С – в названияхэтого транспорта (картинкис изображением транспорта, в названии которого есть звук – С -автобус, троллейбус, самолёт, самосвал)

4. Специальная артикуляционная гимнастика для звука – С (смотрикоррекционные упражнения для свистящих).

5. Игра «Город.» (Расширение представлений о транспорте. Уточнение и активизация словаря по данной теме. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.)

Логопед предлагаетдетям рассмотретьигру – картинку «Город.», объяснить, что виднов городе из самолёта, сосчитать слова в предложении олюбом виде транспорта, выложить схему предложения палочками:

Автобус едетпо шоссе. L ___. (4 слова в предложении.)

Самосвалвезёт песок. L __.

Самолётскоро приземлится. L __ .

6. Иградля развития мелкой моторики « Самолёт.»

(автоматизация – с – в чистоговорках.)

Самолёт летит (большой палец согнуть в горизонтальное положение, сверху присоединитьсомкнутые прямые пальцы.)

Самолёт гудит(сложить руки в виде трубочки).

У – У – У-самолёт я жду (сложить ладони у груди).

У – У – У -улететьхочу. (рукив стороны).

7. Игра – упражнение «Парашюты.»

Логопед объясняет детям, что у каждого ребёнка свой парашют, и дети должны спустить на своём парашюте только те предметы, в названии, которых есть звук –С- (собака, лошадь, сумка, сундук, сабля, лодка, санки, коса, колесо, кукла).

8.Игра – загадка «Отгадай идорисуй.»

Логопед предлагает детям дорисоватьнедорисованные рисунки, носначала отгадать, что на них нарисовано (5 рисунков – загадок):

Четыре братца уговорились гоняться,

Как ни бегут, друг друга не догонят.

(колёса)

Железная птица в небе кружится, по сигналу пилота на землю садится.

(самолёт)

Чудо – дворник перед нами

Загрёбущими руками

Заодну минуту сгрёбпреогромнейший сугроб.

(снегоуборочнаямашина)

Что за чудо – синийдом,

Окна светлыекругом, носит обувь из резины,

И питается бензином.

(автобус)

Сам вагон открылнам двери,

В город лестница ведёт,

Мы стоим глазам не верим:

Всестоят, она идёт.

(эскалаторв метро).

(Дети отгадывают загадки, называют транспорт и определяют его вид, например – Метро – это подземный вид транспорта.)

9. Игра «Кто чем управляет.» (Развитие грамматического строя речи.)

Логопед объясняет, чтолётчик, который управляет самолётомзаболел итвердит, что онработает водителем автобуса, помогите лётчику разобраться в названиях профессий на транспорте.

Логопед спрашивает у детей, выставляя картинки с изображением транспорта

Кто управляет автобусом? – (автобусом управляет водитель)\

Кто управляет самолётом? –

Кто управляет самосвалом? –

Кто управляеткораблём? –

Ктоуправляетракетой? –

10. Логопедговорит:« Ну вот наш самолёт приземлился в аэропорту, а нас встречаюразличные плакаты, но в нихкуда – то потерялась буква – С, помогитепрочитать в аэропортуэти плакаты, исправьте ошибки.»

Слова на плакатах -. ОКИ,.УВЕНИРЫ,.ПОРТ,. ОРТ.

11. Итог занятия. Положительная оценка детей.

Конспектсовместной деятельности логопеда и детейв средней группе для детей с диагнозом ОНР.

Тема «Насекомые.»

Коррекционно – образовательные цели:1. Формировать представления детей о внешнем виде и образе жизни насекомых.

2. Уточнить и расширить словарь детей по теме«насекомые» (бабочка, жук, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы).

3. Формировать обобщающее понятие «насекомые.»

4. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных в косвенных падежах).

Коррекционно – развивающие цели. Развивать у детей связную речь. Развивать зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно – воспитательные цели: Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование – Тетради № 2 по числу детей, контейнер сцветными и простыми карандашами,предметные картинки, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, предметы для наборного полотна.


Ходсовместной деятельностилогопеда с детьми:

1. Организационный момент. Дыхательное упражнение – «Сдуй бабочку с цветка.» - сильный выдох, следить, чтобы дети не надували щек. 3 раза.

2. Установка целидеятельности детей – «Сегодня мы отправляемся загород.» Игра «Поезд.» - работа над силой голоса (произнесение звука – у -с разной силой голоса, при приближении к«станции» голос усилить.)-у у у УУУУУ.

3. Логопед объясняет детям, что поезд остановился, нужно выйти на«полянку» и поискать насекомых. Игра «Кто, где спрятался?» - на цветке (кто?) – дети …бабочка на цветке,на траве (кто?) -дети….муравей на траве, кто на дереве (кто?) – дети …. Стрекоза на дереве.

4. Игра на развитие зрительного внимания «Кого не стало?» - детям предлагается изображение 4 –х насекомых, и одно насекомое убирается, дети закрывают глаза, чтобы взрослый смог убрать изображение одного насекомого, дети определяют и называют исчезнувшее насекомое.

5. Игра«Чего не хватает.» предлагается изображение бабочки. На которомне хватает усов, на другом изображении той же бабочки не хватает лапок, затем – крыльев. Дети называют чего не хватает у бабочки.

6. Игра –артикуляционные упражнения. Селидети на полянке отдохнуть и увидели мишку,который показывалдетям дорогу, мишка предложил показать дорогу, если дети выполнят упражнения для язычка: дети под руководством логопеда с игрушечным мишкой выполняют перед зеркалом несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.

7. Мишка обрадовался, что дети так хорошо знают и выполняют артикуляционную гимнастику. Мишка предлагает детям игру «Посмотри и расскажи.» Детям предлагается мнемо – таблица.

8.

?




1 часть – название насекомых, 2 часть - гдечаще видят, 3 часть – как передвигается, 4 часть – в какое время года появляется.

9. Затем мишка предлагает поиграть с бабочкой «

10. « Что за бант у нашей Ани? Это бабочка – краса. (дети ходят по кругу, изображая полёт бабочки). Кружит, вьется над цветами, где,как мёд блестит роса. (Присесть, затем встать.)» Нищева Н.

11. Работа в тетради №2. Вопрос к детям, когонужно раскрасить в тетрадях – дети «бабочку»,дети раскрашивают бабочку и дорисовывают усики бабочке.

Loading...Loading...