Герои и легенды. Ромул и Рем. Основание Рима. Кто основал Рим, год основания Рима — никаких легенд, только голые факты

Древние римляне, как впрочем, и все человечество, достигнув определенного уровня в своем культурном и нравственном развитии, невольно стали задумываться о своем прошлом. Но многие вопросы оставались без ответов. Пытаясь как-то объяснить неизвестное, люди делали предположения, где переплетался вымысел с достоверными событиями. Так стали появляться мифы и легенды.

Рим же, с его обширной историей, оставил нам в наследие множество тайн и легенд, связанных с его основанием и дальнейшем развитием. И как утверждает одна из легенд, основателями Рима были Ромул и Рем, являющимися детьми самого Марса - бога войны, особо почитаемого римлянами и считающих его родоначальником и хранителем своего родного города.

В честь этого события на Капитолийской площади в Капитолийском музее города Рима находится одна из самых известных скульптур мира - бронзовая волчица, кормящая двух младенцев. Она напоминает римлянам о легенде основания их родного города. Ученые полагают, что изготовлена она в 5-ом веке до н.э. этрусками - древним народом современной Италии. К тому времени Рим уже стал столицей могущественной Римской империи и превратился в один из самых больших и красивейших городов мира. И не было такого места в мире, где бы не чувствовалось влияние Рима, или, во всяком случае, где о нем не слышали и не знали.

На данный момент наше поколение знает гораздо больше, чем древние римляне об истории своего города. Способствовали этому археология и технический прогресс. Многочисленные находки в ходе раскопок помогли ученым многое узнать про основание Рима. По их, все-таки, предположениям первые поселения на территории современного Рима появились еще около 1000 лет до н.э. на Палатинском холме. Позже были заселены Аветинский, Капитолийский и другие холмы. С течением времени поселения разрастались и в конечном итоге слились в одно целое. Произошло это в предположительно в 8-ом веке до н.э. Вот так с научной точки зрения и появился Древний Рим.

Но вернемся, все же, к легенде, являющейся одной из красивых и интересных в римской мифологии. Восстановим, так сказать, хронологию всех событий.


Эней и основание Альба-Лонги.


Для полноты картины, следует представить героя древнегреческой мифологии, сына Афродиты - богини любви, Энея. В ходе Троянской войны Троя была разрушена, поэтому Эней и уцелевшие жители города были вынуждены отправиться на поиски земель для основания нового города. В ходе долгих скитаний носило Энея и его спутников по морям и разным землям.

В Карфагене, куда забросила его насланная Герой (покровительница брака) буря, в Энея влюбляется основательница Карфагена - Дидона. Но влюбленным не суждено было быть вместе. Зевс - бог грома, неба и молний, повелел Энею покинуть Карфаген. Эней, не смея противиться велению бога, который правит всем миром, тайно уезжает из Карфагена. Обманутая Дидона, не в силах перенести утрату своего возлюбленного, так коварно предавшую ее, убивает себя.

Кстати, проклятья, посланные Дидоной вслед Энею, являются символом будущей вражды Рима и Карфагена.

Эней побывает в Сицилии, затем в городе Кумы, где получает судьбоносный совет прорицательницы Сивиллы - спуститься в царство мертвых. Последовав совету, Эней узнает о своем великом будущем и Римской империи.

В конце своего путешествия Эней и троянцы высадились на берег у устья реки Тибр. Так странники попали в царство Лаций, которым правил царь Латин (отсюда и название народа - латины). Он пообещал Энею руку своей дочери Лавинии. Эней, являющийся потомком Афродиты, легко смог очаровать девушку. Но препятствием их браку мешал царь рутулов Турн, которому также была обещана Лавиния. Состоялся поединок, в ходе которого Эней убил Турна и затем женился на Лавинии.

После смерти Энея, ставший правителем царства его сын Асканий (впоследствии принявший имя Юл), у подножия Альбанской горы основал город Альба-Лонга, в котором через много лет произойдут события, связанные с основателями Рима - Ромулом и Ремом.

Нумитор и Амулий. Борьба за власть.


Шли годы. Около 3-х веков прошло с момента прибытия троянцев в Лаций. Потомки Энея спокойно царствовали все это время, пока на престол не взошел четырнадцатый по счету царь Альба-Лонги Нумитор Сильвий, который получил власть после смерти отца на правах старшего сына. Амулий, младший брат Нумитора, был завистливым, коварным и жестоким человеком, мечтающий узурпировать власть в своих руках. Амулию удалось свергнуть Нумитора. Теперь вся власть принадлежала ему.

Боясь мести детей старшего брата, он убивает сына Нумитора, а его дочь, Рею Сильвию заставил стать весталкой - жрицей Весты (богиня, покровительница жертвенного огня и семейного очага). По законам того времени это обрекало Сильвию на 30-летнее безбрачие и невозможность иметь детей, которые могли бы претендовать на трон. Своего старшего брата Амулий не боялся. Тот был слишком слаб и дряхл, чтобы соперничать с Амулием, поэтому и остался жив.

Рождение Ромула и Рема.

Но все пошло не так, как предполагал Амулий. На четвертый год служения в священной роще к Сильвии явился Марс. Очарованный красотой девушки, бог войны овладел ею. Сильвия родила двух мальчиков-близнецов. Придя в ярость, Амулий приказал утопить младенцев в Тибре, а Сильвию посадить в темницу.

Раб, которому доверили убийство детей, положил их в корзину и пошел к реке. В это время разыгралась непогода. На Тибре полным ходом шло половодье. Ветер поднимал большущие волны, а вода все прибывала и прибывала. Раб побоялся заходить в воду и оставил корзинку у самой воды, думая, что уровень реки поднимется и корзинку с детьми унесет на середину реки, где они и утонут.

Спасение Ромула и Рема.


Воды реки действительно подняли корзину, и, о чудо, она зацепилась за куст, растущей на берегу, смоковницы. На плач малюток из леса прибежала волчица, которая накормила и обогрела близнецов. Молока волчицы братьям не хватало, и тогда на помощь пришли, а точнее прилетели, дятел и чибис, которые кормили малышей лесными ягодами. Все эти животные в дальнейшем стали священными для жителей Рима.

Затем близнецов нашел и забрал к себе домой царский пастух Фаустул. Его жена, Акка Ларенция, переживающая смерть своего ребенка, с радостью приняла малюток. Братьев назвали Ромулом и Ремом. И стали Фаустул с Ларенцией воспитывать близнецов как своих собственных детей.

Ромул и Рем возвращают власть своему деду.

Шло время. Близнецы подрастали. Братья помогали Фаустулу пасти стада, охотились, занимались гимнастикой и выросли красивыми, сильными и ловкими юношами. Иногда на стада нападали разбойники. И братьям приходилось сражаться не на жизнь, а на смерть. В этих схватках братья проявили себя как храбрые и отважные воины, за что и снискали всеобщее уважение и приобрели широкую известность.

Стада, которые пасли Фаустул, Рем и Ромул, являлись собственностью Амулия. У его старшего брата Нумитора, которого он оставил в живых, тоже были своя земля, свои стада и свои пастухи. Как-то раз между пастухами Амулия и Нумитора завязалась потасовка, в результате которой Рем попал в плен. Его доставили к Нумитору.

Рем заинтересовал бывшего правителя. Что-то до боли знакомое было в этом юноше. Нумитор поинтересовался его происхождением, на что Рем поведал историю, которую он слышал от пастуха Фаустула. Сопоставив все факты, Нумитор догадался, что перед ним стоит один из его внуков, сын его дочери Реи Сильвии, которая к тому времени умерла. Затем дед рассказал Ромулу и Рему историю их истинного происхождения. После этого братья твердо решили покарать Амулия. Вскоре они подняли восстание, в ходе которого ненавидящего всеми Амулия убили, а вся власть перешла к законному наследнику в лице Нумитора Сильвия, деда Ромула и Рема.

Основание Рима.

Через некоторое время Нумитор предложил братьям построить новый, свой город. Но где именно будет стоять город? Здесь мнения братьев разделились. Рем, по одним источникам, предлагал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, по другим - Аветинский холм. Ромул настаивал, чтобы местом основания города был непременно Палатинский холм.

Решили так: кто первый увидит знамение свыше, тот и определит место будущего города. Разошлись они по своим холмам и стали ждать. Вскоре Рем увидел шесть, кружащих над его холмом, коршунов, а Ромул - двенадцать, но все-таки чуть позже.

Кстати, позднее число двенадцать будут связывать с двенадцатью веками правления могущественной Римской империи.

Спор разгорелся с новой силой. Рем утверждал, что он первый увидел птиц. А Ромул настаивал, что увиденных им птиц было больше. Но все, пришедшие с братьями строить город, сочли доводы Ромула весомее. Теперь, когда спор был разрешен, следовало обозначить померии - границы будущего города. Считалось, что это сделает невозможным ни одному врагу никогда переступить границы города и войти в него.

Взявшись за плуг, Ромул начал пропахивать глубокую борозду. С обиды, чтобы досадить брату, Рем несколько раз перескочил через борозду и воскликнул: «Даже младенец переступит эти стены». В бешенстве Ромул выхватил меч и убил Рема. «Так будет с каждым, кто посмеет стены моего города» — произнес он над трупом брата. Ведь Ромул, являясь основателем, теперь обязан отвечать за будущее города и мстить любому, кто будет поносить его детище и насмехаться над ним. Так Ромул выполнил свой долг, убив родного брата. Затем Ромул взялся за плуг и закончил начатое.

Город Ромул назвал в честь себя - Roma (Рим), город Ромула. Вот так был основан Древний Рим, а Ромул стал его первым рексом - так называли правителей Древнего Рима в, так называемый, царский период до основании Республики.


Похищение сабинянок.

В первое время основной проблемой, с которой пришлось столкнуться новоиспеченному правителю, была малочисленность населения города. С целью привлечения новых жителей и увеличения населения города, Ромул предоставил, примкнувшим к ним всем желающим, гражданство и права наравне с первыми, вместе с ним строивших Рим, переселенцами. Всех прибывших расселяли на землях Капитолийского холма. В город стали стекаться разорившиеся крестьяне, преступники всех мастей, беглые рабы, изгнанники и авантюристы.

Вот тут возникла новая проблема - отсутствие женского населения. Ведь соседские народы не хотели вступать в родственные связи с римлянами. Считалось постыдным связывать себя узами брака с разными проходимцами и бродягами, так быстро наводнившими Рим. Вот такая нехорошая слава была у города.

Поэтому Ромул пошел на хитрость. Спустя четыре месяца с момента основания города 21 августа, он решил организовать праздник в честь Конса (бог-хранитель, отвечающий за посев зерновых культур, запасы зерна и силоса) - Консуалии с разными играми и состязаниями. Всем соседям были разосланы приглашения на этот праздник, так что народу собралось немало.

В самый разгар веселья Ромул снял с себя плащ, тем самым подав условный знак. И вооруженные римляне стали хватать пришедших на праздник женщин и уносить их в свой дом как военную добычу. Обескураженные и растерявшиеся таким поворотом событий мужчины-сабиняне (самый многочисленный народ, живший рядом с Римом) разбежались кто куда, не в силах противостоять вооруженным римлянам - ведь они пришли на праздник без оружия. Ромул тоже похитил одну из сабинянок - Герсилию, на которой впоследствии женился. Как утверждает легенда, именно с тех пор в Риме появился обычай с похищением невесты. Так решилась проблема с женщинами и приростом населения.


Война Рима с соседями.

События, произошедшие на празднике, сильно ухудшили, и без того не сильно дружеские, отношения Рима с соседними народами, которые пошли войной на Рим. Ромул со своим войском не только отбил все нападения, но и захватил города Ценин и Крустумерий. Слава его побед сопутствовала союзу с этрусками, которые заселили Эсквилинский холм. Так появились новые переселенцы, от чего войско Ромула стало только сильнее.

К тому времени соседские народы решили объединиться в борьбе против Рима. Основной силой были сабиняне, которые под предводительством Тита Тация пошли походом на Рим.

Вторгшись в римские земли, они осадили Рим. Но взять его никак не удавалось. Героические жители города самоотверженно защищались.

Существует легенда, что сабинянам удалось подкупить женщину по имени Тарпея, которая смогла тайно открыть ворота города и впустить сабинское войско. В награду предательницу ждало то, что носит каждый воин в левой руке. Но на левой руке были не только золотые кольца и браслеты, о которых мечтала Тарпея, но и тяжелые щиты. Так при входе в город каждый бросал ей браслет, а затем и щит. От таких «подарков» предательницу настигла кара и она погибла под тяжестью щитов.

Ромул и Таций заключают мир.

Завязалась битва. Но вдруг сражающиеся услышали плач и рыданья. Это похищенные сабинянки с детьми на руках выбежали на поле брани и стали умолять прекратить побоище. С одной стороны они обращались к братьям и отцам, а с другой к своим мужьям. Дрогнули сердца суровых воинов, опустили они оружие. Так был заключен мир между римлянами и сабинянами. Объединившись, два народа решили называться квиритами (копьеносными мужами), а правителями стали Ромул и Таций.

Шесть лет правил этот тандем. Много удачных походов совершили Ромул и Таций за это время. Последний их совместный поход был на альбанскую колонию Камерию, где в городе Лавиний Таций погиб. И Ромул стал единоличным правителем объединенных народов, а также первым царем Древнего Рима пожизненно.

Исчезновение Ромула.

Кончина или исчезновение Ромула окутана тайной. Возможно, его просто убили. Но по легенде Ромул сверхъестественным и невероятным образом исчез. Вот как описывает этот момент Плутарх (древнегреческий философ и биограф) в своих «Сравнительных жизнеописаниях»:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх. «Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий».

Считалось, что Ромул вознесся на небо 5 июля 717 года до н.э. После смерти римляне стали почитать Ромула как сабинского бога Квирина, который считался мирным образом Марса.

На этом легенда основания Древнего Рима заканчивается.

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Древнеримские цари правили Римом на протяжении 244 лет, начиная с 753 года – даты основания города. Ромул управлял городом до 716 гг. до н.э. В первое время сюда прибывали преступники и те, кто скрывался от преследования в своих городах по тем или иным причинам. Основатель Рима принимал под свою опеку всех подряд. Вновь прибывшие получали свободу и гражданство вне зависимости от того, кем были. Народ буйствовал и пытался расширить территорию за счет близлежащих поселений.

Одна из авантюр, которую придумал древнеримский царь Ромул, закончилась вполне удачно. Результатом уловки стало появление в Риме девушек, которых так не хватало для рождения коренного населения города. На одном из праздников гостей-сабинян окружили, а в образовавшейся сумятице сумели отбить у безоружных мужчин сестер и дочерей, которых те не хотели отдавать в жены разбойникам.

Древнеримский царь Ромул и сам женился подобным образом на сабинянке. Как утверждают, ритуал похищения невест зародился именно в это время и именно в Риме. Похитители вели себя с девушками галантно, уверяя их о своих честных намерениях. Сабинянкам были даны определенные обещания, а именно:

  • отсутствие тяжелой работы даже по хозяйству, максимум – прядение шерсти;
  • всеобщее уважение от мужчин, в том числе запрет ругани в присутствии женщин и предоставление им права пройти первыми при встрече;
  • обретение законного потомства, воспитание детей и верность мужей.

Девушки не смогли устоять перед сладкими речами, и большинство из них вышло замуж. В результате на свет появились первые коренные римляне. Через год после неприятных событий сабиняне попытались вернуть своих женщин с оружием, но те встали между противоборствующими сторонами с детьми, и конфликт разрешился миром. По легенде, правитель сабинян Тит Татий и Ромул стали царствовать совместно, что продлилось недолго, всего 5-6 лет. Но данный факт не доказан.

Древнеримский царь Ромулостался единственным правителем двух народов,а в Риме появились и новые переселенцы, на этот раз – этруски, которым был выделен Эсквилинский холм. Сабиняне же разместились на двух холмах – Капиталийском и Квиринальском. Над каждой из трех территорий Ромул поставил предводителей, подчиняющихся древнеримскому царю. Он создал управляющий орган, напоминающий сенат, ввел должность ликтора (что-то наподобие сопровождающего охранника) и разделил население на плебеев (худших – безвестных неудачников) и патрициев (лучших – знатных, прославленных и богатых), определив каждой группе надлежащие права. Первые занимались сельским хозяйством и ремеслами, а вторые могли стать жрецами и управлять государственными делами.

Смерть Ромула связана с мифическим исчезновением. Возможно, его просто убили, а может быть он действительно вознесся на Олимп, как говорится в легендах. Но никто мертвым его не видел или просто об этом предпочитали молчать – свидетельств нет. По легенде, у первого древнеримского царя было двое детей – дочь и сын. Жена Ромула Герсилия поднялась в небо звездой, после того, как во время посещения места исчезновения мужа у нее загорелись волосы в результате соприкосновения с ними спустившейся звезды. Впрочем, это тоже одна из легенд.

Ромул
лат. Romulus
Капитолийская волчица , кормящая Ромула и Рема
царь Древнего Рима
21 апреля - 716 год до н. э.
Преемник: Нума Помпилий
Отец: Марс
Мать: Рея Сильвия
Рем
лат. Remus
Капитолийская волчица , кормящая Ромула и Рема
Имя при рождении:
Род деятельности:
Место смерти:
Отец:
Мать:

Рождение и детство

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора , смещённого с престола его младшим братом Амулием . Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию Амулий заставил стать весталкой , что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий посадил её в темницу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в Тибр . Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис . Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул . Жена его, Акка Ларенция , ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.

Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.

Основание Рима

Спустя четыре года по воле своего деда Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал, по разным источникам, не то низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, не то Авентинский холм , но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул - чуть позже - двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. По другой версии, обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.

Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma ), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э. , когда вокруг Палатинского холма плугом и была проведена борозда , обозначившая границу города. По средневековой легенде, сыном Рема - Сением был основан город Сиена .

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы , изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку - через четыре месяца после основания города, 21 августа, он устроил торжественный праздник - Консуалии , с играми , борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины) . В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин - кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию . Как считали античные историки, свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Ромул - царь Древнего Рима

В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе - в альбанскую колонию Камерию , но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Ромул стал царём объединённых народов.

Ромулу приписывается создание сената , состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов , разделил народ на 30 курий , по именам сабинских женщин, учредил три трибы : Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев .

Устройство Ромулом римского государства

Основатели

Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.
Ромул сказал: «Здесь будет город».
«Город, как солнце» - ответил Рем.

Ромул сказал: «Волей созвездий
Мы обрели наш древний почёт».
Рем отвечал: «Что было прежде,
Надо забыть, глянем вперед».

«Здесь будет цирк, - промолвил Ромул, -
Здесь будет дом наш, открытый всем».
«Но надо поставить ближе к дому
Могильные склепы» - ответил Рем.

Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трёх частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами , а меньшие - куриями . Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий - курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом . Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли - «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям - быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственными делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. Ромул счёл целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном . Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.

Затем Ромул учредил институт сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Каждой из трёх триб он предписал выбрать трёх человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трёх самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами ещё 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.

Дети Ромула

У Ромула была дочь Прима и сын Авилий , рождённые ему, по одной из версий, Герсилией .

Исчезновение Ромула

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:

Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля , в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином .

Плутарх.

Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города » Тит Ливий.

Аналогии в культурах других народов

Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в культурах других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил . Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе . Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике . Наконец, легенда об убийстве Ромулом родного брата очень напоминает библейскую историю о Каине , убившем родного брата Авеля .

В случае с Ромулом его братоубийство произошло из-за борьбы за власть, и это сюжет повторявшийся многократно в течение всей истории Рима. В случае с Каином мы видим такую же зависть и злобу, возникшую на фоне собственной неудачи и успехов родного брата, принёсшего угодную Богу жертву. Интересно, что сразу после истории с убийством брата, Каин предстаёт в Писании строителем первого в истории человечества города.

Эта аналогия приходила на ум ещё античным авторам. Вот, что пишет о Ромуле Аврелий Августин (Августин Блаженный) в своём труде «О граде Божьем» (2 часть, 15-я книга, 5 глава):

О первом основателе земного града – братоубийце, которому соответствовал по нечестию братоубийства основатель Рима.

Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4). Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов:

Первые стены, увы, обагрилися братскою кровью.

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они – злы...

В честь Ромула и Рема названы спутники астероида (87) Сильвия : Ромул S/2001 (87) и Рем S/2004 (87), открытые в 2001 и 2004 гг.

В кино

  • «Ромул и Рем » (1961) - худ. фильм, режиссёр - Серджо Корбуччи , Ромул - Стив Ривз , Рем - Гордон Скотт
  • «Похищение сабинянок» (1961) - худ. фильм, режиссёр - Ришар Поттье, Ромула играет Роджер Мур

В играх

  • В Assassin’s Creed: Brotherhood есть культ последователей Ромула.

Напишите отзыв о статье "Ромул и Рем"

Примечания

Литература

  • Цицерон - «Республика », VI, 22 - Сон Сципиона .
  • Тит Ливий - «История от основания города », I. .
  • Дионисий Галикарнасский - «История Рима», I.
  • Плутарх - «Сравнительные жизнеописания : Жизнь Ромула, Нумы Помпилия, Камилла».

Ссылки

  • (2009). Проверено 2 апреля 2009. .
  • Дионисий Галикарнасский. (2009). Проверено 2 апреля 2009. .
  • . .

Отрывок, характеризующий Ромул и Рем

Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия.
Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится.
И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.
Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.
– Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас?
Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого.
Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.
Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?
Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.
Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?
Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
– «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге.

Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.

Свадьба Наташи, вышедшей в 13 м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер, и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья.
События последнего года: пожар Москвы и бегство из нее, смерть князя Андрея и отчаяние Наташи, смерть Пети, горе графини – все это, как удар за ударом, падало на голову старого графа. Он, казалось, не понимал и чувствовал себя не в силах понять значение всех этих событий и, нравственно согнув свою старую голову, как будто ожидал и просил новых ударов, которые бы его покончили. Он казался то испуганным и растерянным, то неестественно оживленным и предприимчивым.
Свадьба Наташи на время заняла его своей внешней стороной. Он заказывал обеды, ужины и, видимо, хотел казаться веселым; но веселье его не сообщалось, как прежде, а, напротив, возбуждало сострадание в людях, знавших и любивших его.
После отъезда Пьера с женой он затих и стал жаловаться на тоску. Через несколько дней он заболел и слег в постель. С первых дней его болезни, несмотря на утешения докторов, он понял, что ему не вставать. Графиня, не раздеваясь, две недели провела в кресле у его изголовья. Всякий раз, как она давала ему лекарство, он, всхлипывая, молча целовал ее руку. В последний день он, рыдая, просил прощения у жены и заочно у сына за разорение именья – главную вину, которую он за собой чувствовал. Причастившись и особоровавшись, он тихо умер, и на другой день толпа знакомых, приехавших отдать последний долг покойнику, наполняла наемную квартиру Ростовых. Все эти знакомые, столько раз обедавшие и танцевавшие у него, столько раз смеявшиеся над ним, теперь все с одинаковым чувством внутреннего упрека и умиления, как бы оправдываясь перед кем то, говорили: «Да, там как бы то ни было, а прекрасжейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь… А у кого ж нет своих слабостей?..»
Именно в то время, когда дела графа так запутались, что нельзя было себе представить, чем это все кончится, если продолжится еще год, он неожиданно умер.
Николай был с русскими войсками в Париже, когда к нему пришло известие о смерти отца. Он тотчас же подал в отставку и, не дожидаясь ее, взял отпуск и приехал в Москву. Положение денежных дел через месяц после смерти графа совершенно обозначилось, удивив всех громадностию суммы разных мелких долгов, существования которых никто и не подозревал. Долгов было вдвое больше, чем имения.
Родные и друзья советовали Николаю отказаться от наследства. Но Николай в отказе от наследства видел выражение укора священной для него памяти отца и потому не хотел слышать об отказе и принял наследство с обязательством уплаты долгов.
Кредиторы, так долго молчавшие, будучи связаны при жизни графа тем неопределенным, но могучим влиянием, которое имела на них его распущенная доброта, вдруг все подали ко взысканию. Явилось, как это всегда бывает, соревнование – кто прежде получит, – и те самые люди, которые, как Митенька и другие, имели безденежные векселя – подарки, явились теперь самыми требовательными кредиторами. Николаю не давали ни срока, ни отдыха, и те, которые, по видимому, жалели старика, бывшего виновником их потери (если были потери), теперь безжалостно накинулись на очевидно невинного перед ними молодого наследника, добровольно взявшего на себя уплату.
Ни один из предполагаемых Николаем оборотов не удался; имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов оставалась все таки не уплаченною. Николай взял предложенные ему зятем Безуховым тридцать тысяч для уплаты той части долгов, которые он признавал за денежные, настоящие долги. А чтобы за оставшиеся долги не быть посаженным в яму, чем ему угрожали кредиторы, он снова поступил на службу.
Ехать в армию, где он был на первой вакансии полкового командира, нельзя было потому, что мать теперь держалась за сына, как за последнюю приманку жизни; и потому, несмотря на нежелание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвращение к статской службе, он взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире, на Сивцевом Вражке.
Наташа и Пьер жили в это время в Петербурге, не имея ясного понятия о положении Николая. Николай, заняв у зятя деньги, старался скрыть от него свое бедственное положение. Положение Николая было особенно дурно потому, что своими тысячью двумястами рублями жалованья он не только должен был содержать себя, Соню и мать, но он должен был содержать мать так, чтобы она не замечала, что они бедны. Графиня не могла понять возможности жизни без привычных ей с детства условий роскоши и беспрестанно, не понимая того, как это трудно было для сына, требовала то экипажа, которого у них не было, чтобы послать за знакомой, то дорогого кушанья для себя и вина для сына, то денег, чтобы сделать подарок сюрприз Наташе, Соне и тому же Николаю.
Соня вела домашнее хозяйство, ухаживала за теткой, читала ей вслух, переносила ее капризы и затаенное нерасположение и помогала Николаю скрывать от старой графини то положение нужды, в котором они находились. Николай чувствовал себя в неоплатном долгу благодарности перед Соней за все, что она делала для его матери, восхищался ее терпением и преданностью, но старался отдаляться от нее.
Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее. И он чувствовал, что чем больше он ценит, тем меньше любит ее. Он поймал ее на слове, в ее письме, которым она давала ему свободу, и теперь держал себя с нею так, как будто все то, что было между ними, уже давным давно забыто и ни в каком случае не может повториться.
Положение Николая становилось хуже и хуже. Мысль о том, чтобы откладывать из своего жалованья, оказалась мечтою. Он не только не откладывал, но, удовлетворяя требования матери, должал по мелочам. Выхода из его положения ему не представлялось никакого. Мысль о женитьбе на богатой наследнице, которую ему предлагали его родственницы, была ему противна. Другой выход из его положения – смерть матери – никогда не приходила ему в голову. Он ничего не желал, ни на что не надеялся; и в самой глубине души испытывал мрачное и строгое наслаждение в безропотном перенесении своего положения. Он старался избегать прежних знакомых с их соболезнованием и предложениями оскорбительной помощи, избегал всякого рассеяния и развлечения, даже дома ничем не занимался, кроме раскладывания карт с своей матерью, молчаливыми прогулками по комнате и курением трубки за трубкой. Он как будто старательно соблюдал в себе то мрачное настроение духа, в котором одном он чувствовал себя в состоянии переносить свое положение.

В начале зимы княжна Марья приехала в Москву. Из городских слухов она узнала о положении Ростовых и о том, как «сын жертвовал собой для матери», – так говорили в городе.
«Я и не ожидала от него другого», – говорила себе княжна Марья, чувствуя радостное подтверждение своей любви к нему. Вспоминая свои дружеские и почти родственные отношения ко всему семейству, она считала своей обязанностью ехать к ним. Но, вспоминая свои отношения к Николаю в Воронеже, она боялась этого. Сделав над собой большое усилие, она, однако, через несколько недель после своего приезда в город приехала к Ростовым.
Николай первый встретил ее, так как к графине можно было проходить только через его комнату. При первом взгляде на нее лицо Николая вместо выражения радости, которую ожидала увидать на нем княжна Марья, приняло невиданное прежде княжной выражение холодности, сухости и гордости. Николай спросил о ее здоровье, проводил к матери и, посидев минут пять, вышел из комнаты.
Когда княжна выходила от графини, Николай опять встретил ее и особенно торжественно и сухо проводил до передней. Он ни слова не ответил на ее замечания о здоровье графини. «Вам какое дело? Оставьте меня в покое», – говорил его взгляд.
– И что шляется? Чего ей нужно? Терпеть не могу этих барынь и все эти любезности! – сказал он вслух при Соне, видимо не в силах удерживать свою досаду, после того как карета княжны отъехала от дома.
– Ах, как можно так говорить, Nicolas! – сказала Соня, едва скрывая свою радость. – Она такая добрая, и maman так любит ее.
Николай ничего не отвечал и хотел бы вовсе не говорить больше о княжне. Но со времени ее посещения старая графиня всякий день по нескольку раз заговаривала о ней.
Графиня хвалила ее, требовала, чтобы сын съездил к ней, выражала желание видеть ее почаще, но вместе с тем всегда становилась не в духе, когда она о ней говорила.
Николай старался молчать, когда мать говорила о княжне, но молчание его раздражало графиню.
– Она очень достойная и прекрасная девушка, – говорила она, – и тебе надо к ней съездить. Все таки ты увидишь кого нибудь; а то тебе скука, я думаю, с нами.
– Да я нисколько не желаю, маменька.
– То хотел видеть, а теперь не желаю. Я тебя, мой милый, право, не понимаю. То тебе скучно, то ты вдруг никого не хочешь видеть.
– Да я не говорил, что мне скучно.
– Как же, ты сам сказал, что ты и видеть ее не желаешь. Она очень достойная девушка и всегда тебе нравилась; а теперь вдруг какие то резоны. Всё от меня скрывают.
– Да нисколько, маменька.
– Если б я тебя просила сделать что нибудь неприятное, а то я тебя прошу съездить отдать визит. Кажется, и учтивость требует… Я тебя просила и теперь больше не вмешиваюсь, когда у тебя тайны от матери.
– Да я поеду, если вы хотите.
– Мне все равно; я для тебя желаю.
Николай вздыхал, кусая усы, и раскладывал карты, стараясь отвлечь внимание матери на другой предмет.
На другой, на третий и на четвертый день повторялся тот же и тот же разговор.
После своего посещения Ростовых и того неожиданного, холодного приема, сделанного ей Николаем, княжна Марья призналась себе, что она была права, не желая ехать первая к Ростовым.
«Я ничего и не ожидала другого, – говорила она себе, призывая на помощь свою гордость. – Мне нет никакого дела до него, и я только хотела видеть старушку, которая была всегда добра ко мне и которой я многим обязана».
Но она не могла успокоиться этими рассуждениями: чувство, похожее на раскаяние, мучило ее, когда она вспоминала свое посещение. Несмотря на то, что она твердо решилась не ездить больше к Ростовым и забыть все это, она чувствовала себя беспрестанно в неопределенном положении. И когда она спрашивала себя, что же такое было то, что мучило ее, она должна была признаваться, что это были ее отношения к Ростову. Его холодный, учтивый тон не вытекал из его чувства к ней (она это знала), а тон этот прикрывал что то. Это что то ей надо было разъяснить; и до тех пор она чувствовала, что не могла быть покойна.
В середине зимы она сидела в классной, следя за уроками племянника, когда ей пришли доложить о приезде Ростова. С твердым решением не выдавать своей тайны и не выказать своего смущения она пригласила m lle Bourienne и с ней вместе вышла в гостиную.
При первом взгляде на лицо Николая она увидала, что он приехал только для того, чтобы исполнить долг учтивости, и решилась твердо держаться в том самом тоне, в котором он обратится к ней.
Они заговорили о здоровье графини, об общих знакомых, о последних новостях войны, и когда прошли те требуемые приличием десять минут, после которых гость может встать, Николай поднялся, прощаясь.
Княжна с помощью m lle Bourienne выдержала разговор очень хорошо; но в самую последнюю минуту, в то время как он поднялся, она так устала говорить о том, до чего ей не было дела, и мысль о том, за что ей одной так мало дано радостей в жизни, так заняла ее, что она в припадке рассеянности, устремив вперед себя свои лучистые глаза, сидела неподвижно, не замечая, что он поднялся.
Николай посмотрел на нее и, желая сделать вид, что он не замечает ее рассеянности, сказал несколько слов m lle Bourienne и опять взглянул на княжну. Она сидела так же неподвижно, и на нежном лице ее выражалось страдание. Ему вдруг стало жалко ее и смутно представилось, что, может быть, он был причиной той печали, которая выражалась на ее лице. Ему захотелось помочь ей, сказать ей что нибудь приятное; но он не мог придумать, что бы сказать ей.
– Прощайте, княжна, – сказал он. Она опомнилась, вспыхнула и тяжело вздохнула.
– Ах, виновата, – сказала она, как бы проснувшись. – Вы уже едете, граф; ну, прощайте! А подушку графине?
– Постойте, я сейчас принесу ее, – сказала m lle Bourienne и вышла из комнаты.
Оба молчали, изредка взглядывая друг на друга.
– Да, княжна, – сказал, наконец, Николай, грустно улыбаясь, – недавно кажется, а сколько воды утекло с тех пор, как мы с вами в первый раз виделись в Богучарове. Как мы все казались в несчастии, – а я бы дорого дал, чтобы воротить это время… да не воротишь.
Княжна пристально глядела ему в глаза своим лучистым взглядом, когда он говорил это. Она как будто старалась понять тот тайный смысл его слов, который бы объяснил ей его чувство к ней.

Легенда основания Рима связана с одной из самых известных скульптур мира - бронзовой волчицей, вскармливающей молоком двух младенцев. Пожалуй, ни одна статуя не вызывала столько вопросов и споров, как эта. В настоящее время эта скульптура находится в Капитолийском музее на Капитолийской площади во дворце Палаццо деи Консерватори.

Легенда основания Рима

По легенде, Нумитор, царь древнего города Альба Лонга, был свергнут с престола братом Амулием, а Рею Сильвию, дочь Нумитора, свою племянницу он заставил уйти в весталки, которые обязаны были поддерживать священный огонь богини Весты и хранить целомудрие.

Но вскоре Рея родила двух близнецов и клялась, что их отец - бог войны Марс. Тогда Амулий велел убить Рею, а ее детей утопить в Тибре.

Но корзину с мальчиками унесли быстрые воды Тибра, а потом выбросило на берег волной, где ее подобрала волчица, которая вскормила их. Позже детей нашёл пастух, он дал им имена Ромул и Рем и воспитал их отважными и сильными. Когда же братья стали взрослыми и узнали всю правду о своем рождении, они убили Амулия, вернули власть Нумитору, а сами возвратились к тому месту, где были вскормлены волчицей, чтобы основать там город.

Ромул начал строить оборонительную стену, а Рем в насмешку перепрыгнул через неё, за что Ромул убил своего брата и сказал: "Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!"

Ром основал город и назвал его своим именем Roma – Рим и стал первым римским царем. Еще в древности римские ученые определили дату основания Рима как 754 – 753 годы до нашей эры.

Скульптура римской волчицы

Ученые считают, что по стилю изготовления скульптура волчицы, находящаяся в Капитолийском музее, относится к V веку до нашей эры и изготовлена древними народами современной Италии этрусками, а фигуры близнецов были выполнены позднее, предположительно в XV веке, взамен утерянных.

Вместе с тем, возник вопрос, как могли греки в те древние времена отлить скульптуру высотой 65 сантиметров, если тогда технологии изготовления таких фигур не было? Если бы волчица была отлита по частям, то вопросов не было бы, но ее фигура цельная.

В 2006 году специалист по металлургии Анна Мария Карруба, проводившая реставрацию статуи, доказала, что она изготовлена не ранее VIII века нашей эры, а не в V столетии до нашей эры! Так, капитолийская волчица помолодела сразу на 1200 лет.

Единственное, о чем точно можно сказать – это то, что фигура Волчицы стояла в Латеранском дворце, об этом свидетельствуют труды римских летописцев. Основатель монастырей запада Бенедикт пишет о судилище, в котором проходили суды и казни и где стояла Капитолийская волчица - так ее называл монах. Никаких упоминаний о младенцах, сосущих молоко матери, в его трудах не было.

Согласно исследованиям, их фигуры изготовили значительно позже – в XV веке нашей эры и были добавлены к скульптуре. Более того, они выполнены в другом стиле мастером Антонио дель Поллайоло.

По мнению ученых, скорее всего, и фигура волчицы была отлита в XV веке.

Грот волчицы в Риме

В 2007 году итальянские археологи нашли пещеру, в которой волчица выкормила близнецов Ромула и Рема, основателей Рима. Министр культуры Италии Франческо Рутелли сообщил, что Пещера Луперкале найдена в самом центре города под руинами дворца Августа. Название Луперкале происходит от латинского слова Лупа, что означает волчица.

Архитекторы объясняют, что император Август хотел, чтобы его дворец был построен в священном для Рима месте – на холме, под которым был грот Волчицы.

Почти два года проходили обследования пещеры Луперкале с помощью зонда и на ее стенах были обнаружены мозаика, раковины и цветной мрамор. Эта находка подтверждает известный миф о волчице, которая нашла близнецов на берегу Тибра и принесла их в эту пещеру, где вскормила их своим молоком.

Правда, найденный грот совсем не похож на пещеру, но, как говорится, легенды не переписывают.

Для большинства людей яркая и красивая легенда основания Рима все же останется мифом – ведь доказать в каком году была изготовлена скульптура Волчицы вряд ли когда-нибудь удастся.

Легенда римской мифологии гласит, что Ромул и Рем (основатели Рима) - братья близнецы дети Реи Сильвии и бога Марса (хотя в некоторых источникам утверждается, что их отцом был полубог Геракл).

Их мать Рея была дочерью Нумитора, царя Альба-Лонги. Нумитор был свергнут своим младшим братом Амулием, который убил всех наследников мужского пола и заставил Рею стать весталкой и тем самым дать обед целомудрия. Таким образом, он попытался предотвратить рождения от нее потенциальных претендентов на престол. Тем не менее, через четыре года Рея родила двух близнецов Ромула и Рема.

За нарушение обеда безбрачия, как правило, весталка приговаривалась к смерти. Наиболее распространенным смертным приговором считался тот, когда человека хоронили заживо. Тем не менее, Амулий, убоявшись гнева бога-отца Марса, не захотел непосредственно сам испачкать руки в крови Реи и ее детей. Поэтому он заточил Рею в тюрьму, а братьев близнецов приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Амулий думал, что если дети умрут не от меча, а от природной стихии, то он и его город будут спасены от гнева и наказания богов.

Однако благодаря сериям чудесных совпадений Ромул и Рем были спасены: река прибила корзину с братьями в безопасное место, где их нашла волчица, которая сжалилась над ними и вскормила своим молоком. Также миф гласит, что волчице помогали ухаживать за братьями дятел и чибис.

Затем Ромул и Рем были обнаружены пастухом Фаустулом и его женой, которые воспитали и вырастили их как своих собственных детей. Близнецы, еще не зная своего истинного происхождения, сильно отличались от других пастухов одной чертой, а именно лидерством. И будучи подростками каждый из них приобрел много последователей.

Когда же Ромул и Рем выросли и узнали правду о своем рождении и о том кем они на самом деле являются, они убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.

Вместо того чтобы ждать смерти Нумитора и унаследовать престол Альба-Лонги братья решили основать свой город.

Ромул хотел построить город на холме Палатин, а Рем предпочел холм Авентин. Они договорились разрешить спор за счет предзнаменования (кто из них больше увидит коршунов на небе со своего холма), но когда каждый из них стал утверждать что другой врет, они поссорились, в результате чего Ромул убил Рема .

Другая версия смерти Рема: спор между братьями был выигран Ромулом, так как он увидел больше коршунов на небе, а именно двенадцать, в отличие от брата, который увидел только шесть. И Ромул провел священную борозду на холме Палатин, а Рем перепрыгнул через нее, тем самым нанес оскорбление основателю города. За что и был убит братом, который при этом произнес: «так погибнут все, кто в будущем перепрыгнет через мою стену ». Это произошло 21 апреля 753 года до н.э. Эта дата и стала считаться датой основания Рима .

Город, который Ромул назвал своим именем, быстро рос и развивался. В Риме находили приют изгнанники, беженцы, преступники и беглые рабы.

Ромул делит своих воинов на легионы. Из остальной части населения он выбирает 100 наиболее знатных и богатых отцов, которых включает в свой совет. Он называет этих людей патриции: они отцы Рима, не только потому, что они заботятся о своих собственных сыновьях, но и потому что они будут заботиться обо всех людях Рима. Это будущие сенаторы. Ромул, таким образом, вводит в действие систему правления (появляется сенат).

Благодаря божественной милости и вдохновенному руководству Ромула, Рим стал доминирующей силой и одним из самых величайших городов древности.

Жизнь Ромула закончилась на 38-у году его правления. Это связывают со сверхъестественным исчезновением и вознесением его в боги. Также существует версия, что в Сенате был заговор, в результате которого и был убит Ромул.

Loading...Loading...