Годы правления михаила федоровича романова. Избрание царя михаила. События в Тушинском лагере

Тотчас после того как Москва освободилась от поляков, решено было приступить к избранию царя. Всюду по городам разослали грамоты с приглашением присылать выборных людей в Москву для совершения великого дела.

Когда выборные люди съехались, начались совещания. Прежде всего было решено выбрать «природного русского государя, а не иноземного и не иноверного королевича». Кроме того, сочли воз­можным из боярских родов выбрать только тот, который не был за­мешан в последних смутах. В итоге оказалось, что царь может быть избран только из рода бояр Романовых, которые по родству ближе всего стояли к прежнему царскому роду.

21 февраля 1613 года, в неделю православия, выборные в по­следний раз собрались на совещание для подачи письменных мне­ний - и все единогласно указали на юного Михаила Федоровича Ро­манова как на «природного государя». Тогда высшее духовенство и бояре взошли на Лобное место и спросили у народа, собравшегося на Красной площади: «Кого хотите в цари?» В ответ на это вся пло­щадь огласилась громкими криками: «Михаил Федорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Русской державе!»

Тотчас после этого в Успенском соборе был отслужен молебен и было провозглашено многолетие новоизбранному царю, а затем ему принесли присягу все выборные, бояре и народ. Во все города разослали грамоты с из­вещением об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Юный царь находился в это время в Костроме и к нему отправили от всей Русской земли посольство - «пригласить его на царство».

По прибытии в Кострому 13 марта 1613 года по­сольство направилось в Ипатьевский монастырь, где жил шестнадцатилет­ний Михаил Федорович со своей матерью иноки­ней Марфой. После мо­лебна в соборной церкви посольство вручило из­бранному царю грамоту от всей Русской земли и пригласило его ехать в Москву для вступления на престол. Однако юный Михаил и его мать ответи­ли отказом. Инокиня Мар­фа от имени сына сказала, что у него «и в мыслях нет быть государем, что он еще не в совершенных ле­тах, а Московского госу­дарства люди измалоду­шествовались - клялись в верной службе прежним государям и всем им изме­нили». В подтверждение своих слов она припом­нила об измене Годунову и о сведении Шуйского с престола. «Притом, - добавила инокиня Мар­фа, - все государство Московское от польских и литовских людей разо­рено, царские сокровища и казна расхищены, так что царю нечем служилых людей жаловать и против недругов воевать».

На это послы отвечали, что прежние государи - и Борис Годунов, и Васи­лий Шуйский - «вступали на престол по своему хотению», а нынешний царь выбран всей Землей на царство «не по своему желанию, а по изволению Божию». При этом послы добавили, что «все люди Московского государства те­перь наказались и пришли в соединение», и со слезами молили Михаила Федоровича и инокиню Марфу, чтобы юный царь «воли Божией с себя не сни­мал, если не хочет, чтобы Бог взыскал на нем конечную гибель и разорение всего государства».

Тогда Михаил Федорович и его мать сказали, что «они во всем полагаются на праведные, непостижимые судьбы Божии». Мать благословила сына, и Михаил Федорович принял царский посох от архиепископа. Вскоре после этого юный царь поехал в Москву, где и венчался на царство 11 июня 1613 года.

Коронация:

Предшественник:

Смутное время (Владислав IV)

Преемник:

Алексей Михайлович

Рождение:

Династия:

Романовы

Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов)

Инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова)

1-я: Мария Долгорукова

2-я: Евдокия Стрешнева

Алексей, Иоанн, Василий, Ирина, Анна, Татьяна, Пелагея, Мария, Софья

Автограф:

Биография

Избрание на царство

Итоги правления

Брачные планы

Михаил Фёдорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии - Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Биография

Род Романовых принадлежит к числу древних семей московского боярства. Первый известный нам по летописям представитель этой фамилии - Андрей Иванович, имевший прозвище Кобыла, в 1347 году находился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семена Ивановича Гордого.

При Борисе Годунове Романовы подверглись опале. В 1600 году начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова - дяди будущего царя. Бертенев донес, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья, намереваясь «испортить» (умертвить колдовством) царскую семью. Из дневника польского посольства следует, что отряд царских стрельцов совершил вооруженное нападение на подворье Романовых. 26 октября 1600 г. братья Романовы были арестованы. Сыновья Никиты Романовича, Фёдор, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь в 1601 г., где большинство из них погибли. В 1605 году Лжедмитрий I, желая на деле доказать родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии. Были возвращены Фёдор Никитич (в монашестве Филарет) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и детьми, и Иван Никитич. Марфа Ивановна с сыном Михаилом поселились сперва в костромской вотчине Романовых, селе Домнине, а затем укрывались от преследования польско-литовских отрядов в Ипатьевском монастыре близ Костромы.

Избрание на царство

13 марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым прибыли в Кострому; 14 марта они были приняты в Ипатьевском монастыре с решением Земского собора об избрании Михаила Фёдоровича на московский престол.

Инокиня Марфа была в отчаянии, она слёзно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. После обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Через несколько дней Михаил выехал в Москву. Мать благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одна из святынь дома Романовых. В предании об иконе есть такие слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.»

По дороге он останавливался во всех крупных городах: Костроме, Нижнем Новгороде, Владимире, Ярославле, Троицком монастыре, Ростове, Суздале. Прибыв в Москву, он отправился через Красную площадь в Кремль. У Спасских ворот его встречали крестным ходом с главными государственными и церковными реликвиями. Затем он молился у гробниц русских царей в Архангельском соборе и у святынь первопрестольного Успенского собора.

11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Царь Михаил Федорович был молод и неопытен и до 1619 года страной правили великая старица Марфа и её родня. Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена Патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха.

В царствование Михаила Фёдоровича были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир 1617, по которому России были возвращены Новгородские земли) и Польшей (1634), возобновлены отношения с иностранными державами. В 1621 году специально для царя дьяки Посольского приказа стали готовить первую русскую газету - «Вестовые письма». В 1631-1634 годы осуществлена организация полков «нового строя» (рейтарского, драгунского, солдатского). В 1632 году Андрей Виниус с разрешения Михаила Фёдоровича основал первые чугуноплавильные, железоделательные и оружейные заводы близ Тулы.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен до 9 лет, а в 1641 году - ещё на год. Вывезенных же другими владельцами разрешалось искать до 15 лет.

Скончался 13 июля 1645 года от водяной болезни в возрасте 49 лет. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Итоги правления

  • Заключение «вечного мира» с Швецией (Столбовский мир 1617 г.). Границы, установленные Столбовским миром, сохранялись до начала Северной войны 1700-1721 г. Несмотря на потерю выхода к Балтийскому морю, возвращены большие территории, ранее завоёванные Швецией.
  • Деулинское перемирие (1618 г.), а затем «вечный мир» с Польшей (Поляновский мир 1634 г.). Польский король отказался от претензий на русский престол.
  • Установление прочной централизованной власти на всей территории страны посредством назначения воевод и старост на местах.
  • Преодоление тяжелейших последствий Смутного времени, восстановление нормального хозяйства и торговли.
  • Реорганизация армии (1631-1634 г.). Создание полков «нового строя»: рейтарского, драгунского, солдатского.
  • Основание первого железоделательного завода под Тулой (1632 г.).
  • Усиление крепостнического гнёта крестьянства.
  • Основание Немецкой слободы в Москве - поселения иностранных инженеров и военных специалистов. Менее чем через 100 лет, многие жители «Кукуя» сыграют ключевую роль в реформах Петра I Великого.

Брачные планы

В 1616 году царю Михаилу исполнилось двадцать лет. Царица-инокиня Марфа, в согласии с боярами, решилась устроить смотрины невест - царю подобало жениться и явить миру законного наследника, чтобы не было смут. Девушки съезжались в Москву на смотрины, но мать заранее выбрала сыну девушку из знатной боярской семьи, близкой к семье её родственников Салтыковых. Михаил, однако, спутал её планы: обходя ряды красавиц, молодой царь остановился перед боярышней Марией Хлоповой. Царскую невесту поселили во дворце и даже нарекли новым именем Анастасия (в память о первой жене Ивана Грозного). Вместе с девушкой ко двору прибыла и её многочисленная родня. Но внезапно девушка заболела, в течение нескольких дней у неё была частая рвота. Осмотревшие её придворные доктора (Валентин Бильс и лекарь Балсырь) выдали заключение:"Плоду и чадородию от того порухи не бывает". Но Михаил Салтыков донёс царю Михаилу, что лекарь Балсырь признал болезнь невесты неизлечимой. Инокиня Марфа потребовала, чтобы Марию удалили. Был созван Земский собор. Гаврило Хлопов бил челом: "Болезнь произошла от сладких ядей. Болезнь проходит, невеста уже здорова. Не след отсылать её с верху!. Но бояре знали, что мать царя не хочет Хлопову, поэтому признали: «Мария Хлопова к царской радости непрочна!». Марию вместе с бабкой, тёткой и двумя дядями Желябужскими, разлучив с родителями, отправили в ссылку в Тобольск. Но Михаил Фёдорович продолжал получать известия о здоровье бывшей невесты.

В 1619 году вернулся из плена отец царя, митрополит Филарет, и был посвящён в патриархи. С его появлением влияние матери на Михаила заметно уменьшилось. Филарет не согласился с женой и осудил сына за малодушное поведение. Невесту и её родственников перевели в Верхотурье, а через год - в Нижний Новгород. Но Филарет не настаивал на браке с бывшей невестой. Принимая во внимание печальное состояние государства, патриарх решил сосватать Михаилу литовскую королевну, но тот отказался. Тогда отец предложил посвататься к Доротее-Августе, племяннице датского короля Христиана. Летопись сообщает об отказе короля, мотивированном тем, что его брат, принц Иоанн, приезжал сватать царевну Ксению и, по слухам, был уморен отравою. В начале 1623 года было отправлено посольство к шведскому королю сватать его родственницу, княжну Екатерину. Но она не захотела исполнить непременного русского условия - креститься в православную веру.

После неудач при иностранных дворах Михаил Фёдорович вновь вспомнил о Марии. Он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную». Инокиня Марфа вновь обвинила девушку в болезни. По приказу патриарха Филарета было проведено дознание: допрошены родители Марии, врачи, лечившие её. Врачи Бильс и Балсырь были отправлены в Нижний Новгород, чтобы вновь осмотреть невесту. Они освидетельствовали Марию-Анастасию, допросили родных, духовника и пришли к единому мнению: «Марья Хлопова во всём здорова». Сама невеста говорила: «Как была я у отца и у матери, и у бабки, так болезни никакие не бывали, да и на государеве дворе будучи, была здорова шесть недель, а после того появилась болезнь, рвало и ломало нутрь и опухоль была, а чаю, то учинилось от супостата, и была та болезнь дважды по две недели. Давали мне пить воду святую с мощей, и оттого исцелена, и полегчало вскоре, и ныне здорова».

После дознания заговор Салтыковых был раскрыт. Михаила и Бориса отправили в свои вотчины, старицу Евникию (наперсницу Марфы) сослали в Суздальский монастырь. Царь вновь собирался жениться на выбранной девушке. Но инокиня Марфа пригрозила сыну: «Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём». Через неделю после опалы Салтыковых Иван Хлопов получил царскую грамоту: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».

Настояв на своём, инокиня Марфа нашла Михаилу Фёдоровичу новую невесту - родовитую княжну Марию Владимировну Долгорукую из древнего рода потомков черниговских князей - Рюриковичей. Свадьба состоялась 18 сентября 1624 года в Москве. Но через несколько дней молодая царица заболела и через пять месяцев умерла. Летопись называет смерть Марии Божьей Карой за оскорбление ни в чём не повинной Хлоповой.

В 1626 году царю Михаилу Романову шёл тридцатый год и был он бездетный вдовец. Для новых смотрин привезли 60 красавиц из знатных семей. Но приглянулась ему одна из прислужниц - дочь можайского дворянина Евдокия Стрешнева, дальняя родственница боярышни, приехавшей на смотрины. Скромная свадьба состоялась 5 февраля 1626 года в Москве. Молодых обвенчал сам патриарх Филарет, отец жениха. Причём, царь ввел Евдокию в кремлёвские палаты всего за три дня до объявления венчания, боясь, как бы враги не испортили девушку. До того отец и братья сами стерегли её дома. Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне, ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило». Она далека была от борьбы политических «партий» при дворе и интриг. Семейная же жизнь Михаила Фёдоровича оказалась счастливой.

Дети

В браке Михаила Фёдоровича и Евдокии Лукьяновны родились:

  1. Ирина Михайловна (22 апреля 1627 - 8 апреля 1679)
  2. Пелагея Михайловна (1628-1629) - умерла в младенчестве
  3. Алексей Михайлович (19 марта 1629 - 29 января 1676) - русский царь
  4. Анна Михайловна (14 июля 1630 - 27 октября 1692)
  5. Марфа Михайловна (1631-1632) - умерла в младенчестве
  6. Иоанн Михайлович (2 (12) июня 1633-10 (20) января 1639) - умер в 6 лет
  7. Софья Михайловна (1634-1636) - умерла в младенчестве
  8. Татьяна Михайловна (5 января 1636, Москва - 24 августа 1706, Москва)
  9. Евдокия Михайловна (1637) - умерла в младенчестве
  10. Василий Михайлович (25 марта 1639 - 25 марта 1639) - младший сын; погребён в Архангельском соборе Москвы.

К январю 1613 года в Москву съехались представители пятидесяти городов, которые вместе с московскими людьми составили земский (избирательный) собор. Сразу же начали обсуждать вопрос об иноземных претендентах в цари. Таким образом был отвергнут Филипп и Владислав. Наконец было вынесено решение «не избирать царя из списка иноземцев», но избрать правителя Русского государства из великих московских родов. Как только началось обсуждение, кого именно из своих можно возвести на престол, то мнения разделились. Каждый голосовал за приятного ему кандидата и довольно долго мнения не могли сойтись.

Однако, при этом, выяснилось, что не только на соборе, но и в самой Москве среди казаков и земских людей особым авторитетом пользуется сын митрополита Филарета – молодой Михаил Фёдорович Романов. Имя его уже упоминалось при избрании Владислава и теперь в его пользу начали поступать как устные, так и письменные заявления казаков и горожан. Седьмого февраля 1613 года собор решает остановить выбор на Михаиле Романове, однако, из осторожности решили отложить дело на пару недель, чтобы разузнать за это время по ближайшим городам как там относятся к Михаилу. Так к двадцать первому февраля бояре съехались с вотчин с хорошими новостями, после чего Михаил Фёдорович Романов был провозглашён царём и ему присягнули все члены собора, а также вся Москва.

Однако, нового царя не было в Москве. В 1612 году он сидел с матерью (инокинею Марфой Ивановной) в осаде (Кремлёвской), а потом, освободясь, уезжает в Кострому через Ярославль в свои сёла. Там его подстерегала опасность от бродячего казачьего или польского отряда, которых много ходило по Русской земле после падения Тушина. Михаила Романова спасает в селе Домнино его крестьянин Иван Сусанин. Известив Михаила об опасности, он обманом заводит врагов в лес, где и принимает смерть, вместо того чтобы указать им избу боярина.

После этого Михаил Фёдорович укрывается в Ипатьевском крепком монастыре у костромы, где он проживал до того момента, когда ему явилось посольство с предложением престола. При этом Михаил Романов довольно долго отказывался от престола, и мать его также не желала благословлять сына на престол, опасаясь, что люди рано или поздно погубят из-за своего малодушия сына, как уже было до этого с прежними царями.

Лишь после долгих уговоров послы получили его согласие, и сам Михаил четырнадцатого марта 1613 года принимает царство и отправляется в Москву.

Об этом царе Россия вспоминает нечасто. По существу – раз в сто лет, когда отмечаются юбилеи династии Романовых.

Итак, 21 февраля (как считается по новому стилю – 3 марта) Земский собор избирает нового царя – Михаила Фёдоровича Романова. Избраннику было шестнадцать лет. Царствовать ему довелось долго, как в сказке – тридцать лет и три года. То были трудные годы повторного укрепления Московского государства. Та Святая Русь, которую мы знаем по фольклору – с теремами, храмами, с торжественным царским и боярским облачением – это как раз эпоха первых Романовых, Михаила и Алексея. Московская эстетика стала для нашей страны классической, заветной.

Пышное облачение Иоанна Грозного и Феодора Иоанновича надели на безусого молодого человека, несколько растерянного…

Робость, нерешительность, столь естественная для юноши, оказалась своевременной для политической реальности. В годы преодоления смуты излишние амбиции государя непременно пошли бы во вред. Иногда нужно уметь, стиснув зубы, сдавать позиции, сдерживая гордость и честолюбие. Русь получила такого царя, который не мог навредить государству, приходящему в себя после смуты.

Считается, что в первые годы царствования Михаил Фёдорович пребывал под влиянием матери – властной инокини Марфы.

Царь действительно на удивление редко демонстрировал своенравие, а компромиссы давались ему, на первый взгляд, легко. Историк Николай Костомаров сетовал, что вокруг молодого царя не было ярких личностей – сплошь ограниченные неучи. «Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать». Ну, у Костомарова оптика извечно уничижительная по отношению к Руси. Из его сочинений невозможно понять – как такое варварское государство выстояло и усилилось?

А ведь царь Михаил начал править в отчаянном положении: казна расхищена, города разорены. С чего взимать подати? Чем кормить войско? Собор признал необходимость экстренного (помимо податей) сбора пятой деньги и даже не с доходов, а с каждого имущества по городам, с уездов же – по 120 рублей с сохи. Этот обременительный для народа маневр за годы правления Михаила пришлось повторять ещё дважды. И, хотя народ потихоньку обогащался, всякий раз денег в казну приходило меньше. По-видимому, состоятельные люди наловчились прятаться от этого убийственного налога.

Присяга народа царю Михаилу Романову. Миниатюра из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича"

В 1620 году правительство разослало грамоты, в которых под страхом жесткого наказания запрещало воеводам и приказным людям брать взятки, а городским и уездным жителям давать их. Своевременная мера!

Всячески пытался царь поддерживать русских деловых людей, смело вводил протекционные меры. Но русское купечество за годы войн обнищало: для больших проектов пришлось приглашать иностранцев. Голландский купец Виниус устроил подле Тулы заводы для литья пушек, ядер и выделывания разных других вещей из железа. Правительство строго следило, чтобы иностранцы не скрывали от русских секретов мастерства. Нравы при этом сохранялись строгие: скажем, за употребление табаку резали носы – совсем, как в наше время. При царе Михаиле вызывали из-за границы не одних ратных людей, не одних мастеров и заводчиков: понадобились люди ученые, и в 1639 году вызван был в Москву известный ученый голштинец Адам Олеарий – астроном, географ и геометр.

В личной жизни молодой царь считал за благо подчиняться матери – и напрасно… Это трагически проявилось в истории его несостоявшейся женитьбы с Марией Хлоповой, которую Михаил любил, но дважды расстроил свадьбу, поддавшись интригам родственников. Марфа нашла сыну более подходящую, как ей казалось, невесту – Марию Долгорукую. Но та смертельно заболела через неделю после свадьбы – и в этом увидели Божью кару за жестокую обиды, нанесённую безвинной Хлоповой…

В 1619-м году на Русь из польского плена вернулся Филарет (Фёдор) Романов – патриарх и «великий государь». Он стал соправителем сына – и возрождение Руси после смуты было в значительной степени заслугой патриарха Филарета.

Как ни был миролюбив юный Михаил, но войны Русь вела беспрестанно. Нужно было и шведов утихомирить, и разбушевавшееся казачество успокоить, и Смоленск вернуть у поляков.

Сперва против поляков были посланы войска под руководством Д. М. Черкасского, против шведов под Новгород направился Д. Т. Трубецкой, а на юг под Астрахань, против Заруцкого - И. Н. Одоевский. Главную задачу решить не удалось: Смоленск так и остался во власти поляков.

У самого Михаила душа не лежала к ратным подвигам. Зато, подобно царю Феодору Иоанновичу, он ежедневно посещал богослужения, несколько рад в год ездил на богомолье, объезжал монастыри, участвовал в публичных церковных церемониях.

Английский король взял на себя роль посредника в переговорах России со Швецией, и в феврале 1617 г. был подписан Столбовский мирный договор. По нему Россия теряла все балтийское побережье, за которое шла борьба на протяжении всего XVI века, но получала назад исконно русские земли, в том числе и Новгород – жизненно важный для царства.

При этом, когда англичане обратились к Михаилу с просьбой разрешить ездить через территорию России в Персию для торговли, он, посовещавшись с торговыми людьми, ответил отказом… Выплачивать пошлину англичане не хотели: и у царя хватило выдержки, чтобы проявить непреклонность. Торговля с Персией интересовала и французов, и голландцев. Французские послы обратились к Михаилу Фёдоровичу с таким предложением:

“Царское величество начальник над восточною страною и над греческою верою, а Людовик, король французский, начальник в южной стране, и когда царь будет с королем в дружбе и союзе, то у царских недругов много силы убудет; император немецкий с польским королем заодно – так царю надобно быть заодно с королем французским. Король французский и царское величество везде славны, других таких великих и сильных государей нет, подданные их во всем им послушны, не так как англичане и брабантцы; что хотят, “то и делают, что есть дешевых товаров скупят в испанской земле да и продают русским дорогой ценой, а французы будут продавать все дешево”.

Несмотря на эти хорошо сформулированные посулы, бояре отказали послу в персидской торговле, заметив, что французы могут покупать персидские товары у русских купцов.

Такой же отказ получили голландские и датские послы. Такова была политика царя Михаила.

Продолжалось освоение Сибири. В 1618-м году русские люди дошли до Енисея и основали будущий Красноярск. В богатевшем Тобольске в 1622 году была учреждена архиепископия.

В 1637-м году казаки под руководством атамана Михаила Татаринова захватили Азов – стратегически важную турецкую крепость в устье Дона. Казаков было изначально всего три тысячи человек при четырех фальконетах (разновидность малокалиберной пушки), в то время, как гарнизон Азова насчитывал четыре тысячи янычар, имел мощную артиллерию, большие запасы продовольствия, пороха и прочего, необходимого для длительной обороны. После двухмесячной осады казаки, числом немногим более трех тысяч, пошли на приступ и штурмом овладели крепостью, полностью уничтожив турецкий гарнизон.

Казаки быстро обосновались в Азове, восстановили постройки, организовали оборону крепости, а в Москву направили послов бить челом Государю всея Руси и просить Его принять Азов-град под свою высокую руку.

Но Москва не спешила радоваться: взятие Азова неизбежно вело к войне с Турцией, которая в то время была самым мощным государством в мире. „Вы это, атаманы и казаки, учинили не делом, что турецкаго посла со всеми людьми побили самовольством. Нигде не ведется, чтобы послов побивать; хотя где и война между государями бывает, то и тут послы свое дело делают, и никто их не побивает. Азов взяли вы без нашего царского повеленья, и атаманов и казаков добрых к нам не прислали, кого подлинно спросить, как тому делу вперед быть”, – таков был царский ответ.

Несомненно, для Москвы было выгодно завладеть Азовом: отсюда можно было держать в страхе крымских татар, но войны с султаном царь не хотел и поспешил отправить ему грамоту. В ней, между прочим, говорилось: „Вам бы, брату нашему, на нас досады и нелюбья не держать за то, что казаки посланника вашего убили и Азов взяли: это они сделали без нашего повеленья, самовольством, и мы за таких воров никак не стоим, и ссоры за них никакой не хотим, хотя их воров всех в один час велите побить; мы с вашим султанским величеством в крепкой братской дружбе и любви быть хотим”.

На требование турецких послов вернуть Азов Михаил Федорович ответил, что казаки, это хоть и русские люди, но вольные, ему не подчиняются, и власти над ними у него нет, и, если султан захочет, то пусть сам их накажет, как сможет. С 24 июня 1641 года по 26 сентября 1642 года, то есть, больше года осаждали турки Азов. Десятки тысяч турок нашли под Азовом свой конец. Обессилев от отчаянных попыток одолеть казаков, они сняли осаду и убрались восвояси.

На Земском соборе выборные люди выразили намерение принять Азов. Но решающее слово осталось за политической элитой и, конечно, за самодержцем.

И всё-таки царь Михаил Федорович, желая избежать войны с Турцией, вынужден был отдать славную крепость. Царь послал 30 апреля 1642 года казакам приказ покинуть Азов. Они разрушили его до основания, не оставили камня на камне и с высоко поднятыми головами отступили. Когда громадное турецкое войско пришло отнимать Азов у казаков, то увидело лишь груды развалин. Русским послам, отправленным в Константинополь, наказано было сказать султану: “Вам самим подлинно известно, что донские казаки издавна воры, беглые холопи, живут на Дону, убежав от смертной казни, царского повеленья ни в чем не слушаются, и Азов взяли без царского повеленья, помощи им царское величество не посылал, вперед за них стоять и помогать им государь не будет, - ссоры из-за них никакой не хочет».

На что только ни шёл самодержец, чтобы удержать равновесие в стране, чтобы не ввергнуть царство в кровопролитную войну. Жаль, что страна не могла поддержать подвиг казаков, но, в стратегическом смысле царь не ошибся. А в народной памяти взятие Азова и героическое «сидение» под осадой осталось как самое яркое событие времён царя Михаила. Подвиг!

Новая война с поляками за Смоленск началась в 1632-м году с успехов: двадцать городов сдались войску, которое возглавил Михаил Шеин. В этой армии насчитывалось немало иностранных наемников. Но поляки вскоре пришли в себя и, с помощью крымских орд, деморализовали русское войско. Длительную осаду войско не выдержало: начались болезни, дезертирства, кровавые склоки между офицерами – в том числе иностранными. Полякам удалось ударить в тыл, уничтожить обозы в Дорогобуже…

В конце концов Шеину и второму воеводе Измайлову отрубили головы: незадачливых полководцев обвинили в предательстве. На новых переговорах поляки вспомнили о давней присяге русских бояр королю Владиславу… По новому договору поляки отказались от претензий на московский трон. Война ни к чему не привела: Русь отвоевала лишь один город – Серпейск. Правда, в боевых действиях неплохо показали себя полки нового строя – и их формирование было продолжено.

Про царя Михаила Фёдоровича говорили: «Без боярского совету не может делать ничего». События смутного времени привели Русь к осознанию простой истины: невозможно управлять царством в одиночку. Вот первый Романов и пробовал насаждать коллективное управление. В первую очередь – с помощью бояр. Но и о дворянах, и о торговых людях он не забывал. И Земской собор собирал неоднократно… Словом, пытался опираться на подданных, а не держать их в зажатом кулаке.

В третьем браке царь обрёл личное счастье и стал многодетным отцом. Главным событием в его семейной жизни стало рождение наследника – старшего сына Алексея. Жизнь царя проходила в обстановке старорусского двора – своеобразно утончённого.

Во дворце стоял орган с соловьем и кукушкой, певшими своими голосами. Органисту Ансу Луну повелено было научить русских людей делать такие “стременты». Развлекали царя гусляры, скрипачи, сказочники. Любил он посещать зверинец и псаренный двор, заботился о садах.

В апреле 1645 года Михаил Федорович тяжко занемог. Его лечили иностранные лекари. В июне больному стало легче. Наступало 12-е июня, день памяти святого Михаила Малеина и царских именин. Набожный государь хотел отстоять заутреню в Благовещенском соборе, но во время службы с ним сделался обморок, и его на руках отнесли в опочивальню. На следующую ночь, “уразумев свое к Богу отшествие”, царь позвал царицу, сына Алексея, патриарха и ближних бояр. Простившись с царицей, он благословил царевича Алексея на царство и, причастившись святых тайн, тихо скончался. Похоронен, как и почти все московские государи, в кремлёвском Архангельском соборе.

История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты Анисимов Евгений Викторович

Избрание Михаила Романова царем и его первые шаги

Земский собор, созванный в январе 1613 г. (на нем были представители от 50 городов и духовенство), сразу же постановил: иноверца на престол не выбирать. На трон претендовало много достойных людей. Однако из всех выбрали 16-летнего Михаила Федоровича Романова, которого в тот момент в Москве даже и не было. Зато за него особенно рьяно и даже агрессивно ратовали бывшие тушинцы и казаки. Последних участники Земского собора побаивались – все знали неуемную силу казачьей вольницы. Другой кандидат в цари, один из руководителей Ополчения, князь Д. Т. Трубецкой, старался понравиться казакам, добиться их поддержки. Он устраивал обильные пиры, но ничего, кроме насмешек, в ответ от них не получил. Казаки, дерзко ходившие вооруженными толпами по Москве, смотрели на Михаила как на сына близкого им «тушинского патриарха» Филарета, полагая, что он будет послушен их вожакам. Впрочем, Михаил устраивал и многих других – русское общество жаждало покоя, определенности и милосердия. Все помнили, что Михаил происходил из рода почитаемой за доброту первой жены Ивана Грозного, Анастасии – «Голубицы».

Решение об избрании Михаила земцы приняли 7 февраля, а 21 февраля 1613 г., после торжественного шествия по Кремлю и молебна в Успенском соборе, состоялось официальное избрание Михаила на царство. Для Трубецкого победа партии Михаила оказалась страшным ударом. Как пишет современник, он почернел лицом с горя и заболел на 3 месяца. Еще бы – корона для Трубецкого оказалась потерянной навсегда. Собор снарядил депутацию в Кострому, к Михаилу. Посланные от имени всей земли звали юношу на царство.

К моменту прибытия депутации в Кострому Михаил с матерью, инокиней Марфой, жил в Ипатьевском монастыре. Этот старинный монастырь был основан в 1330 г., когда знатный татарин Чет остановился лагерем под Костромой. Ночью ему привиделась Богоматерь. Чет тотчас принял православие, а на месте чудесного явления Богоматери заложил монастырь, названный Ипатьевским Троицким. Этот татарин Чет, ставший в православии Захаром, был предком Бориса Годунова. Здесь-то 14 апреля 1613 г. и произошла встреча московской делегации с Марфой и ее сыном Михаилом.

Участник посольства Авраамий Палицын рассказывал, что мать царя долго не соглашалась отпускать сына на царство, и ее можно понять: хотя страна находилась в ужасном положении, Марфа, зная судьбу предшественников Михаила, очень беспокоилась о будущем несмышленого 16-летнего сына. Но депутация так горячо умоляла Марфу Ивановну, что она наконец дала свое согласие. И 2 мая 1613 г. Михаил Федорович въехал в Москву, а11 июля он венчался на царство.

Юный царь поначалу правил несамостоятельно. За него все решала Боярская дума, за его спиной стояли родственники, получившие видные места при дворе; велика была и роль матери, «Великой старицы» Марфы, женщины волевой и суровой. Она стала игуменьей кремлевского Вознесенского монастыря. Все ждали возвращения отца царя – патриарха Филарета, томившегося в польском плену. Но это произошло не скоро.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

Семибоярщина, избрание царем Владислава После того как Шуйского свергли и постригли в монахи, в России наступило междуцарствие. Лжедмитрия II в Москве не признавали, выбирать же нового царя из своей среды люди опасались. Никто не желал слушать патриарха Гермогена,

автора

§ 7. ЦАРСТВОВАНИЕ МИХАИЛА РОМАНОВА Преодоление последствий Смуты. Царю Михаилу Фёдоровичу досталось тяжёлое наследие Смутного времени. Он был молод и неопытен. На помощь пришли мать царя, «великая старица» Марфа, и дядя Иван Никитич Романов. Они взяли на себя основное

Из книги История России. XVII-XVIII века. 7 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 7. ЦАРСТВОВАНИЕ МИХАИЛА РОМАНОВА Преодоление последствий Смуты. Царю Михаилу Федоровичу досталось тяжелое наследие Смутного времени. Он был молод и неопытен. На помощь пришли мать царя «великая старица» Марфа и дядя Иван Никитич Романов. Они взяли на себя основное

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 7-8. Царствование Михаила Романова 1. ЦЕНТРАЛЬНОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕЦентральное управление. Последствия Смуты для страны были страшными. Повсюду лежали сожженные, опустевшие города и села. Для восстановления нормальной жизни Россия нуждалась в порядке, который

Из книги Всемирная история. Том 3. Новая история автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЕРВАЯ Общее положение Германии в 1517 г. Индульгенции. Первые шаги Лютера. Избрание императора. Первый сейм при Карле V, в Вормсе. Лютер на сейме и Вормсский эдикт. 1517 – 1521. Положение Европы около 1500 г.Представителем высшего светского сана в христианском мире, римским

Из книги Московское царство автора Вернадский Георгий Владимирович

5. Победа национальной армии и избрание на царство Михаила Романова (1612-1613 гг.) I То, что земские отряды из городов Поволжья и Северной Руси отказались осаждать поляков в Москве, не означало, что они отказались от дела национального сопротивления. Скорее, они потеряли веру в

Из книги Великие российские историки о Смутном времени автора Ключевский Василий Осипович

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ И ИЗБРАНИЕ МИХАИЛА РОМАНОВА Начало нового, спасительного движения вышло из того же живительного источника, который одухотворял русскую народную массу, поднимавшуюся на борьбу с ее пришлыми врагами. Из ее глубокой веры в Божественный Промысел и в

автора Платонов Сергей Федорович

§ 74. Избрание в цари Михаила Федоровича Романова Земский собор 1613. Избрание царём Михаила Романова. Соборное посольство к нему. Подвиг Ивана СусанинаТотчас по очищении Москвы временное правительство князей Пожарского и Трубецкого разослало по городам грамоты с

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 76. Начало царствования Михаила Романова Принимаясь за трудное дело успокоения государства, царь Михаил, по своей молодости (17 лет), болезненности и душевной мягкости, не мог обойтись без руководства и помощи. Поэтому около него собрался круг приближенных придворных,

Из книги Крушение царства: Историческое повествование автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 10 Воцарение Михаила Романова Летом 1612 года король Сигизмунд III завершил приготовления к новому походу в Россию. Он намеревался разгромить силы земского ополчения под Москвой и усадить на трон избранного Земским собором царя Владислава. В дни подготовки к походу

автора Анисимов Евгений Викторович

1598 Избрание Бориса Годунова царем Царь Федор умер 6 января 1598 г. бездетным. Блаженного царя так любил народ, что на похоронах из-за плача и воплей не было слышно погребального пения. Отсутствие братьев и детей у покойного привело к тому, что царский скипетр перешел к его

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1613, 21 февраля Избрание на царство Михаила Романова Земский собор, созванный в январе 1613 г. (на нем были представители от 50 городов и духовенство) сразу же постановил: иноверца на престол не выбирать. На трон претендовало много достойных людей. Однако из всех выбрали

Из книги Допетровская Русь. Исторические портреты. автора Федорова Ольга Петровна

Начало царствования Михаила Романова В январе 1613 г. на Земском соборе был избран царём Михаил Фёдорович Романов - сын митрополита Филарета. Собор был многолюдным и представлял широкий круг населения России: дворяне, посадские люди, духовенство, даже крестьяне. Хотя,

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Венчание на царство Михаила Романова Оставалось дождаться приезда в столицу избранного на Соборе царя Михаила Романова. Сделать это новому самодержцу было непросто по прозаической причине весенней распутицы. Поэтому ожидание царя растянулось еще на полтора месяца.

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.1.5. Избрание Михаила Романова на царство: всенародный выбор или «на безрыбье и рак – рыба»? 11 июля 1613 г. в канун именин Михаила Федоровича Романова состоялось его венчание на царство. Священнодействовал казанский митрополит Ефрем. Патриарх Филарет, бывший боярин Федор

Из книги Русская история автора Платонов Сергей Федорович

Избрание Михаила Феодоровича Романова Выборные люди съехались в Москву в январе 1613 года. Из Москвы просили города прислать для царского выбора людей лучших, крепких и разумных. Города, между прочим, должны были подумать не только об избрании царя, но и том, как строить

Loading...Loading...