Взгляд мировых религий на происхождение человека. Религия и наука о происхождении человека на земле Древние религии и религии Востока

Чем объяснить поразительное сходство обезьян с людьми? На этот вопрос давались в прошлом самые различные ответы, один противоречивее другого. Многие ученые еще не так давно, лет двести назад, считали, что человекообразные обезьяны представляют собой породу каких-то диких «орангутангов», то есть «лесных людей» (орангутанг на малайском языке означает «лесной человек»). Орангутанги водятся в Южной Азии – на островах Суматра и Борнео). Некоторые натуралисты даже верили, что орангутанги притворяются немыми и не понимающими человеческую речь из опасения, что их могут превратить в рабов и заставить непосильно работать. В отдельной статье мы уже рассматривали .

Древнеегипетский бог Хнум на гончарном круге лепит из глины первых людей.

В некоторых изданных в начале прошлого века книгах можно прочесть небылицы об орангутангах, будто бы работавших на кораблях в качестве матросов, и т. д.

Так изображали в прошлые века человекообразных обезьян, которых принимали за лесных диких людей.

Человек произошел от обезьян

Иначе подходили церковники к вопросу о сходстве обезьян с человеком . Для них признать, что человекообразные обезьяны – люди, означает также признать, что и бог, создавший людей по своему образу и подобию, должен быть похож на обезьян. Поэтому церковники категорически отвергали мысль о том, что антропоморфные обезьяны – дикие люди. Вместо этого отцы церкви высказывались в пользу того, что орангутанги в далеком прошлом были людьми. Но они согрешили перед богом, который в наказание превратил их в животных. Вера в эту версию была настолько сильна, что некоторые церковники, согласно сохранившимся преданиям, отправлялись в Африку проповедовать среди обезьян библию в надежде, что их вновь удастся преобразить в людей и примирить со всемогущим «творцом».

Представление о том, что человек появился на Земле сверхъестественным путем, что он создан богом, является пережитком очень далекого прошлого.

Различные теории происхождения человека

У разных народов сохранилось много самых разнообразных сказок о происхождении человека . В наиболее древних из них рассказывается, что первые люди свалились на Землю с Луны, что выросли они на деревьях, вылупились из яйца, снесенного какой-то чудесной птицей, и т. д. В более позднее время, с развитием ремесел, когда люди все больше и больше начинают выступать в качестве мастеров, творцов различных предметов, появляются легенды, в которых утверждается, что первые люди были сотворены какими-либо героями или богами: вырезаны из дерева, высечены из камня и т. п. У древних народов, умевших изготовлять гончарные изделия, возникло представление, что первые люди были сделаны богами из глины. Так, в древнем Египте верили, что бог, по имени Хнум , вылепил первого человека на гончарном круге.

Согласно древнегреческой легенде, бог Зевс , подобно гончару, вылепил людей из глины, а богиня Афина «одушевила» их, то есть оживила.

Греческий бог Зевс лепит из глины первых людей, а богиня Афина "одушевляет" их .

Библия о происхождении человека

Подобная же легенда имеется и в библии – священной книге иудеев и христиан. В этой легенде рассказывается, что бог, по имени Ягве, или Иегова, вылепил первого человека – Адама – из «красной земли», то есть из глины, и «вдунул в него душу живую». Когда Адам уснул, бог взял из его тела ребро, из которого создал женщину – Еву . От этих двух перволюдей, как уверяет библия, и пошел весь род человеческий.

Церковники утверждают, что все написанное в библии является «божественным откровением ». За неверие в библию десятки и сотни тысяч людей приговаривались инквизицией – судами католической церкви – к заточению в темницах и сожжению на кострах. Только по приговорам главного инквизитора в Испании Торквемадо (XV век) было сожжено свыше десяти тысяч человек. Воинствующая церковь в течение многих веков вела ожесточенную войну против науки. «Может быть признано только то, что признается библией, так как ее авторитет имеет большее значение, чем все силы человеческого ума».

Так писал один из наиболее влиятельных церковников – святой Августин .

И церковь жестоко расправлялась с теми, кто расходился с ней во взглядах. Итальянский ученый XIV века Чекко д"Асколи , веривший в шарообразность Земли и считавший, что на противоположной ее стороне живут люди, о которых библия ничего не упоминает, был сожжен как еретик, то-есть неверный. На костре погиб Мигуэль Сервет (XV век), вплотную подошедший к раскрытию закона кровообращения у человека и животных. В 1600 году был сожжен величайший астроном Джордано Бруно, который также учил, что «по ту сторону Земли» живут люди – антиподы. Замечательному ученому XVII века Лючилио Ванини , который высказал мысль о том, что все меняется и что люди не всегда жили так, как в его время, по приговору инквизиции вырезали язык, а его самою сожгли на костре.

Очень много ученых погибло от рук «благочестивых» изуверов в застенках и темницах инквизиции. Немало их вынуждено было склонить свои колени перед церковью и проклясть всю свою прежнюю деятельность. Галилея (XVI–XVII века) церковь принудила на старости лет объявить «ересью» все его великие достижения.

Современная «наука» ничего вразумительного по этому поводу сообщить не может, поэтому не остаётся ничего другого, как обратить свой взор на легенды, мифы и религии. Основой большинства мировых религий настоящего времени является ИУДАИЗМ. Все ветви христианства «ВЫШЛИ» ИЗ иудаизма, так как ВЕТХИЙ ЗАВЕТ представляет собой адаптированный для НЕИУДЕЕВ ТАЛМУД, который сам представляет собой толкование Торы, точнее Пятикнижия. Ислам, в свою очередь, представляет собой толкование христианства и являлся СЕКТОЙ вплоть до 1180 года, когда церковные иерархи Константинополя провозгласили анафему в отлучение от церкви): «…Отлучение Бога Магомета, о котором говорят, что он есть Бог, весь выкованный молотом, который не рождал, не рождён, потому никто не подобен…». На последовавшем вскоре Церковном Соборе отлучение было поддержано. Другими словами мусульманство – это ПРОТЕСТАНТИЗМ ВОСТОЧНОЙ ХРИСТИАНСТКОЙ СЕКТЫ. Таким образом, обратившись к Ветхому Завету, можно получить доминирующие религиозные представления о происхождении человека:

26. И сказал Бог: сотворим человека по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28. и благословил их Бог, и сказал им Бог; плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. Ветхий Завет. Глава 1. Бытие. 1:26-1:28.

На заметку тебе читатель, что в Талмуде скотами также называют гоев, это все кто, не иудеи.

Как следует из этих положений, человек, со всеми его несовершенствами, был создан по подобию Божьему. А если БОЖЬЕ ПОДОБИЕ столь НЕСОВЕРШЕННО, то это означает, что или ГОСПОДЬ БОГ САМ ДАЛЁК ОТ СОВЕРШЕНСТВА, или он толком ничего создать не может, что тоже не красит его и говорит о его НЕСОВЕРШЕНСТВЕ КАК ТВОРЦА. Тем не менее, ясно одно – человек подобие Божие. Далее в Ветхом Завете сказано:

7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

15. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16.И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17. А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18.И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

21. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его, и закрыл то место плотию.

22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.

23. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.

24. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

25. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Ветхий завет. Глава 2. Бытие 2:7, 2:8, 2:15-2:18, 2:21-2:25.

Интересно получается, Господь Бог лгал человеку об опасности для жизни от плодов Дерева Познания, наверно боялся, что человек узнает больше того, чем от хотел бы позволить человеку. Весьма странное отношение к своему собственному подобию. Кроме этого, в Ветхом Завете говорится, что Адам и Ева НАГИ, что все мгновенно переводят, как голые, обнаженные. Но, это может быть и не так. Дело в том, что до первого прихода арийских племён в Древнюю Индию, состоявшегося 4821 год назад (в лето 2817 от СМЗХ или 2692 года до н.э.), которая называлась тогда Дравидией, её населяли негроидные племена – ДРАВИДЫ И НАГИ. Арийские племена принесли им ведические знания, изгнав из Дравидии ЧЁРНЫХ МАГОВ, культивировавших культ Богини КАЛИ- ЧЁРНОЙ МАТЕРИ, которой они приносили человеческие жертвы. И вполне возможно, что фраза…И были оба НАГИ, АДАМ и жена его, и не СТЫДИЛИСЬ… может означать ещё и то, что они были людьми чёрной расы и поклонялись Богине КАЛИ- ЧЁРНОЙ МАТЕРИ и не стыдились этого. Иудеи, используя древние ведические источники при написании своих священных книг, могли неправильно понять смысл или не хотели заострять на этом внимание. Дело в том, что иудеи принадлежат к СЕРОЙ ПОДРАСЕ, которая возникла, как результат смешения двух рас – БЕЛОЙ И ЧЁРНОЙ.


Рассмотрим религиозные взгляды Древней Месопотамии и Древнего Египта.

В IV-I тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Египте большую роль играли мифы, составлявшие все мировоззрение народов этих цивилизаций. Однако взгляды народа Месопотамии значительно отличались от взглядов древних египтян. По мнению жителей Месопотамии и их мифов, люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Место их в мире не значительно, и призваны люди только ублажать богов: приносить им жертвы, строить храмы, чтить жрецов и царей.

В Древнем Египте же, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. И в отличие от жителей Месопотамии, египтяне видели в загробной жизни возможность дальнейшего существования. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта - Гелиополис, Гермополис и Мемфис - выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет - бесконечности пространства, Кук и Каукет - вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Следовательно, из всех версий Древнеегипетской мифологии видно, что человек имеет божественное происхождение. Однако до момента сотворения человека была длинная цепочка сотворения богов Высшим божеством.

Древнеегипетская религия сама по себе как неисчерпаемый запас тайн и неизведанных знаний, изучение которых приносит пользу. Но не буду останавливаться на этом, так как есть множество иных вопросов, которые хочется описать.

Хочется сразу коснуться религии, которая в свое время вытеснила древнеегипетскую, – христианства.

С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым богом. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. По учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам - это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В христианской теологии Адам - символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам - всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» - Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Это очень прагматичная теория. По моему мнению, здесь четко прослеживается аналогичность с другими религиозными воззрениями. Но этот момент я ее буду рассматривать позже.

По поводу ислама, возникшего в VII веке нашей эры, много говорить не имеет смысла, так как прослеживается конкретная аналогия с христианским воззрением о происхождении человека.

Все монотеистические религии имеют общий стержень истории о происхождении человека. Поэтому сейчас хочу коснуться так называемых политеистических религий.

Рассмотрим понятие язычества. Язычество - буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Языческие верования основываются на мифологии, так как иначе самый древний вид сохранения исторической информации назвать нельзя. Разделение мифологии на славянскую и скандинавскую сугубо символическое, так как эти виды имеют одну первооснову. Это ясно прослеживается при исследовании антропогонических мифов.

Антропогонические мифы - мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары, составная часть космогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально - «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с Землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт - оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Здесь становится очевидным, что скандинавская мифология является первичной. Согласно скандинавским мифам, из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Имир же в свое время был создан при слиянии царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. Данная мифология может считаться родовой, потому что имеет самое полное описание всех миров, всех богов и их взаимоотношений. Мифы несут в себе не только повествование, а целую мудрость.

Сотворение Аска и Эмблы (отождествить можно с Адамом и Евой) несет за собой целую историю творений. Сотворив мир, бог Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину. Это – Аск и Эмбла. Затем один из асов(в скандинавской мифологии боги населявшие Асгард – высший город) вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки.

Что касается древнеславянской мифологии, так она формировалась на протяжении длительного периода, и имеет достаточно сильные корни из германо-скандинавской мифологии. Так что в древнеславянской мифологии представления о происхождении человека на Земле схожи с представлениями скандинавских язычников. Хотя древнеславянская мифология так же может стать обоснованным предметом исследований в этой сфере.

Древнегреческая мифология гораздо лучше была исследована ранее и информационно она более доступна. В ней так же прослеживается божественное происхождение человека.

Рассматривая иные религиозные воззрения, могу сказать, что они несут в себе больше философию жизни, чем являются классическим типом религии. К религиозным философским направлениям можно отнести восточные религии. Они сконцентрированы на медитативное познание бытия и самого себя. Это учения, которые не так много внимания уделяют вопросам о происхождении человека на Земле. Большее значение уделено таким моментам, как перерождение и сущность бытия.

В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.



1. Взгляд основных мировых религий и мифов и иных религиозных философий на происхождение человека на Земле

Рассмотрю религиозные взгляды Древней Месопотамии и Древнего Египта.

В IV-I тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Египте большую роль играли мифы, составлявшие все мировоззрение народов этих цивилизаций. Однако взгляды народа Месопотамии значительно отличались от взглядов древних египтян. По мнению жителей Месопотамии и их мифов, люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Место их в мире не значительно, и призваны люди только ублажать богов: приносить им жертвы, строить храмы, чтить жрецов и царей.

В Древнем Египте же, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. И в отличие от жителей Месопотамии, египтяне видели в загробной жизни возможность дальнейшего существования. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта -- Гелиополис, Гермополис и Мемфис -- выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет -- бесконечности пространства, Кук и Каукет -- вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Следовательно, из всех версий Древнеегипетской мифологии видно, что человек имеет божественное происхождение. Однако до момента сотворения человека была длинная цепочка сотворения богов Высшим божеством.

Древнеегипетская религия сама по себе как неисчерпаемый запас тайн и неизведанных знаний, изучение которых приносит пользу. Но не буду останавливаться на этом, так как есть множество иных вопросов, которые хочется описать.

Хочется сразу коснуться религии, которая в свое время вытеснила древнеегипетскую, - христианства.

С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым богом. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. По учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам -- это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В христианской теологии Адам -- символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам -- всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» -- Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Это очень прагматичная теория. По моему мнению, здесь четко прослеживается аналогичность с другими религиозными воззрениями. Но этот момент я ее буду рассматривать позже.

По поводу ислама, возникшего в VII веке нашей эры, много говорить не имеет смысла, так как прослеживается конкретная аналогия с христианским воззрением о происхождении человека.

Все монотеистические религии имеют общий стержень истории о происхождении человека. Поэтому сейчас хочу коснуться так называемых политеистических религий.

Рассмотрим понятие язычества. Язычество -- буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Языческие верования основываются на мифологии, так как иначе самый древний вид сохранения исторической информации назвать нельзя. Разделение мифологии на славянскую и скандинавскую сугубо символическое, так как эти виды имеют одну первооснову. Это ясно прослеживается при исследовании антропогонических мифов.

Антропогонические мифы -- мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары, составная часть космогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально -- «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с Землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт -- оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Здесь становится очевидным, что скандинавская мифология является первичной. Согласно скандинавским мифам, из пота Имира родилась пара -- мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Имир же в свое время был создан при слиянии царства льда -- Нифльхейм и огня -- Муспелльхейм. Данная мифология может считаться родовой, потому что имеет самое полное описание всех миров, всех богов и их взаимоотношений. Мифы несут в себе не только повествование, а целую мудрость.

Сотворение Аска и Эмблы (отождествить можно с Адамом и Евой) несет за собой целую историю творений. Сотворив мир, бог Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам -- иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи -- женщину. Это - Аск и Эмбла. Затем один из асов(в скандинавской мифологии боги населявшие Асгард - высший город) вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий -- кровь и румяные щеки.

Что касается древнеславянской мифологии, так она формировалась на протяжении длительного периода, и имеет достаточно сильные корни из германо-скандинавской мифологии. Так что в древнеславянской мифологии представления о происхождении человека на Земле схожи с представлениями скандинавских язычников. Хотя древнеславянская мифология так же может стать обоснованным предметом исследований в этой сфере.

Древнегреческая мифология гораздо лучше была исследована ранее и информационно она более доступна. В ней так же прослеживается божественное происхождение человека.

Рассматривая иные религиозные воззрения, могу сказать, что они несут в себе больше философию жизни, чем являются классическим типом религии. К религиозным философским направлениям можно отнести восточные религии. Они сконцентрированы на медитативное познание бытия и самого себя. Это учения, которые не так много внимания уделяют вопросам о происхождении человека на Земле. Большее значение уделено таким моментам, как перерождение и сущность бытия.

В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.

Можно сделать вывод, что человек имеет божественное происхождение - с религиозной точки зрения.

Биологическая карта мира

Идеи возникновения и эволюции жизни

Долгое время отсутствовали эмпирические данные о предках человека. Дарвин знал только дриопитеков (найденных в 1856 г. во Франции) и писал о них как о далеких предках человека. В XX веке раскопки позволили обнаружить останки ископаемых обезьян...

История развития антропологии в Украине

На Земле существуют не менее 2 млн. видов животных, до 0,5 млн. видов растений, сотни тысяч видов грибов и микроорганизмов...

Основные гипотезы о возникновении жизни на Земле

У теории А.И. Опарина и других подобных гипотез есть один существенный недостаток: нет ни одного факта, который бы подтвердил возможность абиогенного синтеза на Земле хотя бы простейшего живого организма из безжизненных соединений...

Основные этапы эволюции приматов

Формирование человека современного типа было чрезвычайно сложным процессом с хронологической протяженностью от 1,5 млн. лет - до 40 тыс. лет. Огромная роль в этом процессе принадлежит древнейшим людям - архантропам...

Основы естествознания

Подлинной Terra Incognita (Неизвестной Землей) представляется нам окружающий нас Космос. Мы стоим на пороге завоевания Космоса и с замиранием сердца ожидаем встречи с его обитателями, потому что не можем или не хотим даже вообразить себе...

Предмет и основные концепции науки о человеке

Антропология - - наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Основные разделы антропологии: антропогенез (учение о происхождении человека)...

Происхождение видов по Дарвину

В первой части своего замечательного труда Дарвин рассматривает происхождение и родословную человека, во второй излагает теорию полового отбора. Обратимся к содержанию этой книги. В первой главе автор доказывает...

Происхождение человека

Наиболее распространены в мире христианские взгляды на сотворение мира и человека в нем, связанные с божественным творением Иеговы (Яхве)- единственного Бога во Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-отец...

Развитие естествознания в XVIII-XIX вв. Космологические модели Вселенной. Происхождение человека

3.1 Эволюция приматов Плацентарные млекопитающие возникли в самом конце мезозойской эры. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были такими же...

Научная точка зрения о происхождении человека значительно отличается от религиозной. Поэтому далее я рассмотрю именно научный взгляд на этот вопрос. Впоследствии чего сопоставлю две основные точки зрения...

Религия и наука о происхождении человека на Земле

Современная классификация органического мира. История развития жизни на нашей планете

Первичная Земля, сформировавшаяся за счёт аккреции исходного протопланетного вещества, должна была быть полностью безжизненной планетой. Связано это с тем...

Теории происхождения человека на Земле

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос "откуда мы взялись". Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее...

Факторы эволюции современного человека

Еще в античное время Анаксимен, Аристотель признавали человека "родственником" животных. К.Линней в XVIII веке впервые относит человека к отряду приматов, который включает обезьян и полуобезьян и дает ему видовое название Homo sapiens (человек разумный)...

Уже на ранних стадиях развития человечества люди стремились ответить на вопросы: откуда взялся человек и какова его сущность? В философии эти размышления стали называться «проблема человека».

Существует несколько точек зрения на происхождение человека: мифологическая, религиозная, естественнонаучная.

Мифологические концепции основаны на том, что человек появился чудесным образом из земли, воздуха, деревьев. Мифы о происхождении человека называются антропогоническими мифами.

Религиозные концепции основаны на креационизме (акте творения). Человек - существо сотворенное, созданное сверхъестественной божественной силой. В Библии и Коране описано творение человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога, значит - обладает особым предназначением. В человеке есть телесное и духовное (т.е. земное и божественное). Основные идеи религиозной концепции происхождения человека: 1) идея чуда; 2) у человека есть душа - то, что отделяет его от животного царства; 3) душа человека бессмертна. В религиозных концепциях нет убедительных доказательств творения, все принимается на веру (догматизм). В христианской религии человек был создан на шестой день от начала сотворения мира.
По мере накопления знаний в биологии, антропологии, затем генетике - появляются естественнонаучные концепции происхождения человека К. Линней включил человека в классификацию видов животного мира, отводя человеку место в отряде приматов класса млекопитающих, дал ему видовое название Нomo sapiens (человек разумный). К естественнонаучным концепциям происхождения человека относят эволюционную теорию Ч. Дарвина и трудовую теорию Ф. Энгельса.

Ч. Дарвин (работы «Происхождение видов и естественный отбор» 1859 г., «Происхождение человека и половой отбор» 1871 г.) создал теорию антропогенеза, т.е. дал биологическое обоснование происхождения нового вида - человека разумного. Главный фактор эволюции по Дарвину - естественный отбор (борьба за существование + изменчивость + наследственность). В рамках эволюционной концепции человек растворялся в мире животных, так как человеческие качества - лишь многократно усиленные инстинкты животных. Объясняя происхождение человека как нового вида, Дарвин не сумел обосновать причины выделения человека из мира животных, его концепция не раскрывала становления человека как социального существа.

В трудовой теории Ф. Энгельс (работа «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» 1876 г.) показал единство становления человека как биологического вида и как социального существа, т.е. он создал теорию антропосоциогенеза. Антропосоциогенез - это длительный исторический процесс эволюционного становления человека как нового биологического вида и существа социального.

На становление человека решающее воздействие оказали социальные факторы - труд и языковое общение. Труд - целесообразное воздействие человека на природу с помощью орудий труда для получения необходимых благ. Труд повлиял на формирование руки человека, мозга, развитие коммуникационного взаимодействия.

Процесс антропосоциогенеза по разным версиям происходил в промежуток 1-5 млн лет назад, когда появились гоминиды (предлю- ди). Прародиной человека многие антропологи считают Восточную Африку.

Человек разумный - homo sapiens - появился 40-50 тыс. лет тому назад. Древнейшие останки вида homo sapiens нашли во Франции в гроте Кро-Маньон, поэтому его назвали кроманьонцем.

С точки зрения современного научного знания на появление человека оказали воздействие природные, биологические и социальные факторы. Природные факторы: изменение климата (похолодание, естественная радиация). Среди биологических факторов выделяют: генетические мутации, морфологические изменения тела (особенности строения челюстей, конечностей, мозга). Некоторые авторы выделяют гоминидную триаду (прямохождение, кисть с развитым большим пальцем, развитие лобных долей и коры головного мозга).

К социальным факторам относят: а) труд как орудийную деятельность; б) общение в совместной трудовой деятельности, которое повлияло на возникновение мышления и речи; в)возникновение надприродных социально-нравственных запретов: табу на убийство соплеменника (санкция за нарушение табу - остракизм (изгнание из племени)); изменение формы семейно-брачных отношений (переход от эндогамии к экзогамии, введение запрета на инцест); поддержка слабых, немощных членов общины. Все это создало предпосылки для перехода от первобытного стада к кровно-родственной общине, которая стала первым собственно человеческим коллективом.

Хронология становления человека (этапы антропосоциогенеза):

1-5 млн лет назад появились гоминиды. Семейство гоминид включает: 1) предлюдей (австралопитек), 2) древнейших людей (питекантроп), 3) древних людей (неандерталец) и 4) человека современного типа (кроманьонец).

Один из первых ископаемых предков человека - австралопитек (предчеловек). Останки австралопитека были найдены в 1974 г. в Эфиопии на реке Аваш в урочище Хадар. Это было существо женского пола, которому было дано имя - Люси. Австралопитеки жили более 2 млн лет назад. Они были ростом не выше 1 м, а объем мозга в 3 раза меньше, чем у современного человека. «Австралопитеки стояли на пороге перехода от животного к человеку».

Затем появился homo habilis - человек умелый.

Питекантроп (древнейший человек) жил 500-800 тыс. лет назад. Рост питекантропов был не менее 170 см, объем мозга- 850-900 см куб., они «систематически использовали огонь для обогрева и приготовления пищи». Считают, что питекантропы были «способны издавать различные звуки, но еще не знали речи».

Следующим видом в процессе антропогенеза стал homo erectus - человек прямоходящий (жил 200-100 тыс. лет тому назад).

Неандерталец (древний человек) появился 100 тыс. лет назад. Неандертальцы были способны добывать огонь, строили примитивные жилища и изготавливали одежду из шкур. Но они не обладали в полной мере членораздельной речью, хотя и начали ее осваивать. Неандертальцы «стояли в преддверии человеческой цивилизации». В полном смысле человеком современного типа становится кроманьонец. Антропологи считают, что на протяжении нескольких тысяч лет неандертальцы жили в то же время, когда и кроманьонцы. Проблема сосуществования этих двух подвидов homo sapiens является дискуссионной, но большинство ученых едины в том, что кроманьонец не произошел от неандертальца. Таким образом, и развитии гоминид были и тупиковые ветви. Есть гипотеза, что неандертальцы не выдержали конкуренции с кроманьонцами как более интеллектуальными существами.

Кроманьонец (человек современного типа) появился 40-50 тыс. лет назад. Рост - до 180 см, объем черепа - до 1600 см. куб. Обладал языком, речью, воспринимал себя как общественное существо. Кроманьонец прервал природную линию развития гоминид и начал эволюцию как подлинно социального существа.

При периодизации первобытной истории выделяют следующие исторические эпохи: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый век (с 5 по 1 тыс. до н.э.), железный век (все первое тысячелетие до н. э.). В промежуток 8-3 тыс. до н.э. произошла неолитическая революция, которая знаменовала собой: переход от присваивающей экономики (собирательство, охота) к производящей (земледелие, скотоводство); переход от доклассового и догосударственного состояния к классовому обществу и становлению первых на Земле государств. Неолитическая революция создала предпосылки для возникновения первых государств и цивилизаций на древнем Востоке (Шумер, Вавилон, Египет, Индия, Китай).

Кроме вышеназванных концепций происхождения человека выделяют и ряд альтернативных концепций. К ним относят уфологическую (космическое происхождение человека, связанное с пришельцами); игровую (И. Хейзинга), символическую (человек возникает благодаря развитию знаковых систем, одна из них - язык); психологическую (3. Фрейд), тендерную (социальная организация возникает в результате того, что мужчины договорились о распределении женщин), социо-биологическую (зачатки социальной организации человека лежат в животном мире, человек - это лишь высшее животное, особенности общества зависят от генетики, расовых различий), кратологическую ((от греч. kratos - власть, logos - слово) лидеры, вожаки установили систему правил поведения для племени).

Loading...Loading...