Агриппа 2. Ирод Филипп II и Ирод Агриппа I. Смотреть что такое "Ирод Агриппа II" в других словарях

Ирод Агриппа II

Тем временем там оказались члены семьи Ирода:

Деян., 25: 13. Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.

Упомянутый здесь Агриппа - это Ирод Агриппа II, единственный сын Ирода Агриппы I. Он родился примерно в 27 г., незадолго перед распятием Иисуса. Молодой правитель был воспитан в Риме, где его отец был в то время фаворитом императорской семьи. Ирод Агриппа был мальчиком десяти лет, когда его отец начал править разделами Иудеи, и семнадцати, когда его отец умер. Он был слишком молод для Клавдия, чтобы поручать ему трудную задачу управления всею Иудеею и территорией окружения.

Палестина времен Иудейской войны

Дядя Агриппы, младший брат Ирода Агриппы I, все еще правил небольшой территорией к северу от Галилеи, будучи царем по велению Клавдия в 41 г. Эта область называлась Халк, поэтому дядя Агриппы был известен как Ирод из Халка.

Ирод из Халка умер в 48 г., а через год на его место был назначен царем Ирод Агриппа II. В 53 г. Нерон сделал его царем также над территориями Галилеи и Прииорданья. Он был последним из линии Иродов, которые правили на еврейских землях.

Теперь, в 61 г., Ирод Агриппа II прибыл в Кесарию из своей столицы Тиберии, чтобы передать формальные поздравления Фесту.

Через пять лет он окажется в Иерусалиме, когда беспорядки и ярость зилотов дойдут до самоубийственного восстания. Ирод Агриппа II будет исповедовать терпение и умеренность, но его будут презирать (обоснованно) как римскую марионетку и проигнорируют. Во время восстания он примет сторону римлян. Вследствие этого после разрушения Иерусалима он смог уйти в Рим и спокойно прожить там всю оставшуюся жизнь.

Примерно в 100 г. Ирод Агриппа II, праправнук Антипатра Идумея и прапрапрапрапрапраправнук священника Маттафии, который поднял маккавейское восстание, умер. Это был последний член семьи, который имел хоть какое-то историческое значение.

Его сестрой была Верника, или Вереника, самая старшая из трех девочек, рожденных от Ирода Агриппы I. (Ее самая младшая сестра Друзилла вышла замуж за Феликса, предыдущего прокуратора.) Вереника несколько раз выходила замуж, первый раз за своего дядю Ирода из Халка. Она оставила своего третьего мужа, правителя, который правил в Киликии, и стала жить с братом в Тиберии. Слухи подразумевали кровосмесительные отношения, но тогда, как и теперь, слухи в любое событие неизменно вкладывали наиболее скандальное из возможных истолкований.

Во время мятежа она также приняла сторону Рима. Фактически она стала женой Тита, молодого римского военачальника, который захватил и разрушил Иерусалим в 70 г. Вместе с Титом и своим братом она уехала в Рим на всю оставшуюся жизнь. Однако она уже не была любовницей Тита. В то время в Риме господствовали антисемитские настроения, и Тит был вынужден оставить ее. Год ее смерти неизвестен.

Теперь Павел имел еще одно слушание перед Фестом и Агриппой. Его защита, изложенная полностью в еврейских терминах, тронула Агриппу, который сказал Павлу:

Деян., 26: 28. ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином.

Пришли к тому соглашению, что Павел не сделал ничего заслуживающего осуждения, но, так как он обратился к императору, ему нужно будет позволить идти в Рим.

Из книги Книга Деяний Святых Апостолов автора (Таушев) Аверкий

Царь Агриппа 2-й и Вереника слушают Апостола Павла (25:13-27) Спустя несколько дней в Кесарию прибыл, чтобы поздравить Феста со вступлением в должность, царь Ирод Агриппа 2-ой со своей сестрой Вереникой, или Вероникой (по сл. Верникия).Это был последний царь из фамилии Иродов, с

Из книги Спутники дамасской дороги автора Шаховской Иоанн

Царь Агриппа (гл. 26). «Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя» (26:1). Тоже, как «Божий слуга» (Рим. 13), Агриппа, властью, свыше данной ему, открывает уста, которые ненасытно будут слушать, в веках, миллиарды людей и всех народов. «За себя» ли говорит Апостол?

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Ирод Со времён Антиоха IV в Иудее правила династия Хасмонеев, представители которой были одновременно царями и первосвященниками. В 63 г. до Р. Х. власть наследовал праправнук Маттафии Гиркан II. Он был человек медлительный, апатичный и мало способный к государственным

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Фест, Агриппа и Вереника (гл. XXV-XXVI) Жалоба иудеев и суд над ап. Павлом пред Фестом (XXV, 1-12). Мы видели, что Феликс оставил Павла в темнице. Едва прибыл в эту страну его преемник Фест, как первосвященник и знатнейшие из иудеев явились к нему с жалобой на Павла (Деян. 25, 2). Анании

Из книги Джордано Бруно и герметическая традиция автора Йейтс Фрэнсис Амелия

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

12:1-25 Ирод Агриппа и Церковь: завершение фазы 1-3 Царь Ирод - это Ирод Агриппа 1, внук Ирода Великого. И снова мы видим реалистический подход Луки в описании истории ранней христианской Церкви. Он рассказывает не только о чудесном освобождении из темницы, но и о

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Царь Ирод Давным-давно жил один царь. Он был очень злой. Его звали Ирод.Он жил в городе Иерусалиме, в прекрасном дворце, украшенном золотом и драгоценными камнями.Как-то раз к Ироду пришли звездочеты и сказали:– В твоей стране родился Младенец. Он вырастет и будет Царем. Мы

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

4. Агриппа Неттесгеймский (1486 - 1535) Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм - самый, пожалуй, значительный из оккультистов своей эпохи - в полной мере испытал на себе все превратности этого бурного времени. Агриппа менял города и страны, переносился от монаршей милости к

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Иисус и Ирод 7 Ирод - правитель, услышав обо всем присходящем, пришел в полное замешательство, потому что одни говорили, что это Иоанн, воскрешенный из мертвых, 8 другие - что явился Илия, а некоторые - что ожил один из древних пророков. 9 Но Ирод говорил: «Иоанна я

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Ирод Дается примерное время рождения Иисуса: Мф., 2: 1. …Иисус родился… во дни царя Ирода… Упоминание об Ироде сразу говорит нам о том, что время Маккавейского царства прошло. Много произошло в том веке, который прошел от момента окончания событий, описанных в Первой книге

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Ирод Антипа Описание важнейшей недели, проведенной Иисусом в Иерусалиме, данное в Евангелии от Луки, немного отличается в целом от описания у Матфея и Марка. Но Лука - нееврей, и, по-видимому, он стремился уменьшить степень участия языческого правителя Пилата в распятии

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Ирод Агриппа I Почти сразу следует вторая ссылка на то, что может использоваться хронологически: Деян., 12: 1–2. В то время царь Ирод [Агриппа] поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем. Ирод Агриппа родился

Ирод Агриппа I, Ирод Агриппа II Еще один правитель, в 39 году н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале

Имя Ирода Филиппа II упоминается в Новом Завете всего лишь один раз. О нем говорит евангелист Лука в стихе, где сообщается о дея­тельности Иоанна Предтечи и обозначены исторические рамки, в пре­делах которых действовал Креститель. Лука повествует: «В пятое же надесяте лето владычества Тиверия Кесаря, обладающу Понтийскому Пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею Ироду, Филиппу же

брату его четвертовластвующу Итуреею и Трахонитскою стра­ною, и Лисанию Авилиниею четвер­товластвующу...» (Лк. 3, 1).

Итак, Филипп II был совре­менником Пилата и занимал дол­жность тетрарха северо-восточных областей Палестины с 4 г. до Р. X. по 34 г., был женат на своей пле­мяннице Саломее, дочери своего сводного брата Филиппа I и Иро­диады. Этот брак был заключен после того, как Саломея испол­нила танец, в результате чего до­билась казни Иоанна 1 . Филипп оказался хорошим правителем, лучшим из всех Иродов 2 . Так же как и его братья, он прославился строительством прекрасных зда­ний. Его имя связано со строи­тельством двух городов: Кесарии Филипповой, о которой упомина­ют евангелисты Матфей и Марк

(Мф. 16, 13. Мк. 8, 27), и Юлиады, которую он воздвиг в честь Юлии, дочери императора Августа. Юлиада - это древний город Вифсаида, хорошо известный по Евангелию (Мф. 11,21). Кесария прежде называ­лась Паниадой. Кесарией же она была названа в честь Цезаря (Кесаря) Тиберия. Ирод Филипп II умер в Юлиаде в 34 г., и его тетрархия нахо­дилась под властью правителя Сирии вплоть до 37 г., когда император Калигула передал ее Ироду Агриппе I.

В книге Деяний святых апостолов имя Ирода Агриппы I (37-44 гг.) встречается два раза: когда по его приказу был казнен Иаков, брат апо­стола и евангелиста Иоанна, а апостол Петр заключён в тюрьму (Деян. 12, 1-4, 11, 19); и когда ангел Господень наказал его ужасной болезнью, после того как те, кто слушал его публичную речь в театре, обоготвори­ли его. Ангел Господень поразил его, и плоть его стали пожирать черви, а спустя немного дней он умер (44г.) (Деян. 12, 21-23).

Факты, которые благодаря археологии имеются сегодня в нашем распоряжении, подтверждают подлинность этих событий. Так, мы узна­ли, что Агриппа I был сыном Аристовула, который, в свою очередь, яв­лялся сыном Ирода Великого и Мариамны. Аристовул женился на своей двоюродной сестре Беренике, дочери Саломеи, сестры Ирода. Та­ким образом, Агриппа I имел близкие родственные связи с династией

Иродов. Он получил образование в Риме, где стал воспитателем внука императора Тиберия и был связан тесной дружбой с Калигулой. Одна­ко, после того как он высказался против Тиберия, тот заключил его в тюрьму. Калигула, став императором, освободил Агриппу, передав ему при этом тетрархию Ирода Филиппа II. Позже к Агриппе отошла об­ласть Авилинея (к северу от горы Ермон) и области, которыми управля­ли Антипа и Архелай. Так, Ирод Агриппа I стал правителем всех тер­риторий, в которых царствовал его дед Ирод Великий, а римский император даровал ему титул царя 1 .

Как ревностный блюститель Моисеева закона, он преследовал хри­стиан, потому-то и казнил Иакова, «брата Иоаннова», как мы уже гово­рили, и заключил в тюрьму апостола Петра, чтобы затем убить и его, но апостолу чудесным образом удалось спастись. Агриппа приказал каз­нить стороживших апостола воинов (Деян. 12, 19). Описание смерти Агриппы, как об этом рассказывает евангелист Лука (Деян. 12, 21-23), совпадает с описанием этого события у иудейского историка Иосифа Флавия 2 . Небольшие расхождения, наблюдаемые при сопоставлении двух текстов, подтверждают то, что апостол Лука «не имел перед собой текста Иосифа и повествует независимо от него» 3 .

Об Ироде Агриппе II, сыне предыдущего Агриппы I и правнуке Ирода Великого, евангелист Лука упоминает в связи с тем, что тот уча­ствовал в суде над апостолом Павлом. Наместник Иудеи Фест совето­вался с Агриппой II о том, как ему поступить с Павлом (Деян. 25, 13-26, 32). Агриппа II «являлся хранителем храма и его сокровищ, кроме того, он имел право назначать на должность первосвященника» 4 . Нерон уп­рочил царство Агриппы II, считавшегося другом римского народа. По­этому, когда иудеи восстали против римлян, Агриппа выступил на сто­роне последних. Когда в 70 г. Иерусалим был взят римлянами, они позволили ему поселиться в Риме, где он сделался «претором» и умер там в 100 г. в возрасте семидесяти лет 5 .

Монеты эпохи Нового Завета

Монеты, которые находят при археологических раскопках, пролива­ют свет на важные события и лица, упоминающиеся в Новом Завете. Впервые монеты стали иметь хождение около VII в. до Р. X. Ко времени римского владычества монеты вошли в обиход уже повсеместно. Сего­дня в распоряжении исследователей Нового Завета имеется порази­тельное разнообразие монет, дошедших с тех давних времен. В эпоху, которая нас интересует, на территории Палестины циркулировали рим­ские, греческие монеты, монеты эллинистических государств, а также и иудейские, которые чеканили сами иудеи.

В Евангелии упоминаются пять видов греческих монет. Два из них - «талант» и «мина» - обозначали, в сущности, вес серебра. Этот вес у евреев, греков и римлян в разные эпохи определялся по-разному. Так, серебряный талант мог иметь вес 22 или 45 кг. Также были извест­ны «золотой талант», который мог весить 27 или 45 кг, и «золотая ми­на». Золотой талант (Мф. 18, 24; 25, 15) равняется примерно 240 золо­тым лирам 1 . По мнению археолога Томпсона, серебряный талант был равен 960 американским долларам. Соответственно серебряная мина стоила примерно 16 американских долларов 2 . Другие считают, что мина имела достоинство в четыре золотые лиры 3 . Остальные три вида монет назывались серебряной «драхмой», оцениваемой в 16 центов США (Лк. 15, 8, 9). Также в ходу была «дидрахма» - серебряная монета, при­мерно равная 32 центам США 1 .

Римские монеты, упоминаемые в Новом Завете, были следующие: а) «динарий» - серебряная монета достоинством приблизительно в 20 центов США (Мф. 18, 28; 20, 2, 9, 10, 13 и т. д.); б) «кодрант» - медная монета, равная одной десятой цента США (Мф. 5, 26); в) «ассарий» (Лк. 12, 6) достоинством в один и одну четверть цента; г) медная «леп­та» (Мк. 12, 42), которая первоначально не была римской монетой, об­ладала достоинством менее чем в одну десятую цента 2 .

Серебряный динарий - это монета, которую иродиане показали Господу, когда Его искушали (Мф. 22, 19-21). На одной стороне моне­ты была изображена голова императора и следующая надпись: «TI. CAESAR DIVI. AVG. F. AVGVSTVS», что означало: «Тиберий Цезарь Август, сын божественного Августа» На другой стороне было написано: «PONTIF. MAXIM.», то есть «великий понтифик».

Ирод Великий и его потомки, правители провинций и другие лица, у кого было на то право, также чеканили собственные монеты. Очевидно, самой распространенной была лепта, поскольку еще и сегодня в резуль­тате раскопок эти монеты находят в больших количествах. Две лепты вложила в сокровищницу храма вдова, которую похвалил Христос (Мк. 12, 41-44). Эта же монета фигурирует в упреках Христа в адрес лицемеров, которые по божественному суду должны будут отдать и по­следнюю медницу (лепту) (Лк. 12, 59).

Монеты, попадающие к археологам в результате раскопок, - всегда настоящий праздник, потому что с их помощью можно датировать на­ходки, сооружения, время жизни людей. Так, например, при исследова­нии монет, найденных в развалинах, оставшихся от общины в Кумране, археологи пришли к заключению, что кумранская община была основа­на незадолго до 100 г. до Р. X., разорена в дни Ирода Великого, восста­новлена в правление Архелая и просуществовала до 70 года.

Не меньшую помощь оказали монеты, обнаруженные в древней кре­пости Масада, построенной не позднее 70 г. Археолог Л. Кэдман писал: «Нет ни малейшего сомнения в том, что три монеты из Масады были найдены в том самом месте, куда они упали из рук иудеев, защищавших крепость почти 1900 лет назад» 3 .

Надписи и пометки

Существенную помощь в подтверждении исторической точности и достоверности Нового Завета оказывают также надписи, письменные пометки, которые увидели свет благодаря археологии. Из наиболее ин­тересных греческих надписей хотелось бы выделить ту, которую в 1871 году обнаружил французский исследователь Клермон Ганно и которая хранится в Константинопольском музее 1 . Текст состоит из семи строк, написанных греческими прописными буквами, а сама надпись, очевид­но, помещалась на ограде храма, построенного Иродом, с тем чтобы за­претить язычникам приближаться к участку за оградой храма, который предназначался исключительно для иудеев. Надпись гласит: «Никому из инородцев не позволяется входить за ограду святилища храма. Кто будет схвачен, сам будет виновен в последующей за этим смерти» 1 .

Первая половина надписи была найдена в пятидесяти метрах от тер­ритории храма. Однако археологи сходятся во мнении, что речь идет о древней надписи, происхождением из самого храма. Эта надпись приоб­ретает еще большее значение, если принять во внимание тот факт, что апостол Павел был обвинен иудеями в том, что он будто бы привел в храм эллинов (а именно Трофима Ефесянина) и тем самым осквернил святое место (Деян. 21, 28). Вторая половина этой надписи была обна­ружена в 1935 г. в ходе раскопок, проведенных Палестинским отделом древностей, рядом с воротами святого Стефана, среди руин 2 .

Другая не менее интересная греческая надпись была обнаружена Раймондом Вайллем при раскопках южного склона холма Офела в 1913-1914 гг. Этот текст, опубликованный в 1920 г., представляет собой фрагмент надписи из еврейской синагоги. По мнению Олбрайта, он является наиболее древним свидетельством существования еврейской си­нагоги в Палестине. В надписи говорится о строительстве какой-то си­нагоги неким «Феодотом, сыном Беттена, священником и начальником синагоги, сыном начальника синагоги и внуком начальника синагоги...» Поскольку Феодот, как считают археологи, очевидно, взял себе имя римского рода Беттенов (или Беттиев), то в таком случае он или кто-ли­бо из его предков был вольноотпущенником из Италии, так как рабы, становясь вольноотпущенниками, брали обычно имя своего бывшего господина, отпустившего их на свободу. Следовательно, еще при Пом­пее (63 г. до Р. X.) иудейский предок Феодота в качестве пленного был отведен в Италию. Эта надпись вызывает еще больший интерес, если учитывать тот факт, что апостол Лука в книге Деяния святых апостолов упоминает о синагоге либертинцев (вольноотпущенников). Он пишет: «Восташа же нецыи от сонма глаголемаго Ливертинска... стязающеся со Стефаном» (Деян. 6, 9). Олбрайт полагает: «Следовательно, есть доста­точные основания, чтобы связывать данную синагогу с синагогой ли­бертинцев, о которой говорится в Деяниях (6, 9)» 1 . Подобную мысль высказал и профессор археологии Д. А. Томпсон, добавив: «Мы вправе сделать вывод о том, что синагога, о которой идет речь, была построена в начале I века, когда Христос жил в Назарете» 2 .

Были обнаружены и другие надписи, а также краткие пометки, сде­ланные на сосудах, которые датируются I веком. Надписи находят по всей Палестине. Наибольший интерес из них вызывают те, что связаны с сооружением водопровода в Кесарии, но мы не будем сейчас их ка­саться. Они ясно и достоверно свидетельствуют о политическом и куль­турном присутствии римлян в Палестине в период до и после событий, о которых говорится в Новом Завете.



Ирод Агриппа II

Ирод Агриппа II, сын Ирода Агриппы I, брат Вереники (см. Вереника) и Друзиллы (см. Друзилла). В НЗ он назван "царем Агриппой". И.А.II родился ок. 27 г. по Р.Х., воспитывался в Риме. После смерти отца 17-летний И.А.II должен был взойти на престол, но рим. император счел его слишком молодым, и над провинцией Иудеей вновь был поставлен рим. прокуратор. После смерти своего дяди, Ирода Халкидского (48 г. по Р.Х.), И.А.II получил его царство (Халкиду); кр. того, ему было дано право надзора за Иерусалимским храмом и право назначения первосвященника. В 53 г. по Р.Х. И.А.II обменял свои владения на области, принадлежавшие Филиппу и Лисанию, и сделал своей резиденцией Кесарию Филиппову. Имп. Нерон еще более расширил его владения, прибавив к ним несколько городов Галилеи и Переи. В отличие от отца, И.А.II не пользовался расположением иудеев; его сожит-во с сестрой Вереникой вызывало всеобщее возмущение. Когда после вступления на престол он, вместе с Вереникой, нанес визит рим. наместнику Фесту, находившемуся в Кесарии, тот предложил ему на рассмотрение дело ап. Павла, и они вместе заслушали защитительную речь обвиняемого (Деян 25:13 - 26:32) . Видя наростание недовольства иудеев, И.А.II пытался стать посредником между евреями и римлянами, стремясь недопустить открытых столкновений. Это ему не удалось, и во время восстания он принял сторону Рима и сражался на стороне римлян. После разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. И.А.II сопровождал имп. Тита в Рим. Там он и умер в весьма преклонном возрасте. Год его смерти точно не установлен (93 или 100 г. по Р.Х.).


. Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Ирод Агриппа II" в других словарях:

    Агриппа I … Википедия

    Ирод Агриппа I, сын Аристовула, внук см. Ирода Великого и его жены Мариамны из династии Маккавеев (см. Маккавеи); братом И.А.I был Ирод, царь Халкиды, сестрой см. Иродиада. В НЗ И.А.I назван царем Иродом (Деян 12). И.А.I был воспитан в Риме… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Агриппа II (27 93), царь Иудеи, сын Ирода Агриппы I, внук Ирода Антипы, и правнук Ирода Великого. Четвёртый и последний правитель из династии Иродиад. Воспитанный в Риме, при дворе императора Клавдия, остался после смерти отца 17 летним юношей,… … Википедия

    Ирод Халкидский ивр. הורדוס‎ … Википедия

    Агриппа I (10 г до н. э. 44 г.) сын Аристобула и внук Ирода Великого царь Иудеи с 37 по 44 гг. н. э. Родился в 10 году до н. э. и воспитывался в Риме вместе с сыном императора Тиберия Друзом. Сначала Агриппа перенёс разные превратности.… … Википедия

    Ирод Антипа … Википедия

    Ивр. הוֹרדוֹס‎, лат. Herodus … Википедия

    - ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 в. по РХ. В 47 г. до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием Цезарем… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Ирод - ’Ирод а) (Мат.2:1 ,3,7,12,15,16,19; Лук.1:5) Ирод Великий, второй сын идумейского вождя Антипатра, глава семейства царей и правителей Иродов, правивших в Палестине в 1 ·в. ·по РХ. В 47 ·г. ·до РХ после смерти Антипатра он был назначен Юлием… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Ирод Антипа, второй сын см. Ирода Великого от самарянки Малфаки. И.А. воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем (см. Архелай), сводным братом см. Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христ. общине Антиохии (Деян… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Loading...Loading...