Онлайн-библиотека сторожевой башни. Онлайн-библиотека сторожевой башни Толкование исайи 30 гл

1–5. Горе ищущим помощи у Египта, а не у Всевышнего. 6–8. Пророчество о Египте. 9–14. Непослушание иудеев. 15–26. Исправление народа Божия. 27–33. Уничтожение Ассура.

. Пророк упрекает своих соотечественников в том, что они, не справляясь с волей Божией, заключают союз с Египтом. От этого союза они не получат никакой пользы, а только одно посрамление.

. Горе непокорным сынам, говорит Го­с­по­дь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы при­лагать ко греху:

. не вопросив уст Мо­их, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.

"Без Меня" – правильнее: вопреки Моей воле.

«Не по духу Моему» , т. е. не так, как научал их Бог чрез пророков истинных, говоривших под действием Духа Божия.

«Грех ко греху» , т. е. у них и так уже много грехов, а они еще добавляют к старым новые!

"Уст моих" , т. е. Моего посланника, пророка Исаию.

"Под тенью" – то же, что «под защитою».

. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта – бесчестием;

. потому что князья его уже в Цоане, и по­слы­ его дошли до Ханеса.

. Все они будут по­стыжены из-за народа, который бес­полезен для них; не будет от него ни по­мощи, ни по­льзы, но – стыд и срам.

"Князья" , т. е. посланники иудейского царя.

"Цоан" – см. гл. .

"Ханес" – город в Среднем Египте, по-гречески – Ανσις (египет. Hnes), расположенный на одном из островов Нила. Оба эти города названы у пророка, как наиболее выдающиеся пункты: первый с конца 2-то тысячелетия до Р. Х. был уже резиденцией фараонов, а последний – занял место первого среди других городов Египта.

. Неподвижный, неповоротливый гиппопотам – Египет – не двинется с места, чтобы помочь своим союзникам – евреям. Божественное изречение о Египте (6-й ст.) пророк должен начертать на доске, которую нужно выставить перед глазами народа и, кроме того, записать в особом свитке.

. Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнете­ния и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не при­несет им по­льзы.

"Тяжести" – по-евр. massa, что значит а) тяжесть, тяжелая ноша и б) видение.

В русском синодальном переводе речь идет, очевидно, о тяжелых вьюках, которые несут на себе животные, идущие в Египет с посланниками иудейского царя. В этих вьюках находятся подарки для фараона, у которого посланники иудейского царя должны были просить помощи в борьбе против Ассирии. Но естественнее всего слово massa понимать в смысле «видения», «пророчества» и выражение «животные» заменить выражением «чудовище», потому что в евр. тексте здесь поставлено множеств, число – behemoth – в смысле указания на огромность одного животного (ср. ). Это еврейское слово очень близко к египетскому названию гиппопотама – pehe-mau (пэгемо) и очень вероятно, что пророк здесь имел в виду именно это животное, которое могло представляться ему подходящим символом громадного и неподвижного Египетского царства.

"Идущих на юг" – правильнее: «живущем на юге». Так назван Египет в противоположность северному, Вавилонскому, царству.

«Земля угнетения и тесноты» – это пустыня Аравийско-Синайская и самый Египет, соединявшийся с этою пустынею.

"Аспид" (пo-евр. eptehe) – гадюка.

«Летучие змеи» – см. (ср. Герод. II, 75; III, 107–109).

. Ибо по­мощь Египта будет тщетна и напрасна; по­тому Я сказал им: сила их – сидеть спокойно.

"Я сказал" в переводе с еврейского (если читать вместо: hem-schabat – hajoschebat): «Я называю его (Египет) неподвижным Рагабом». Рагаб (Раав; чудовище) – название Египта (см. ; ). Мысль, заключающаяся в этих словах, та, что Египтянам очень трудно двинуть свои войска на помощь евреям.

. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.

Слова 7-го стиха пророк должен начертать на доске у них – т. е. у иудеев на виду, чтобы все могли читать их.

"В книгу" – в свиток, для сохранения у себя, на случай утраты доски.

. Объясняя цель предшествующего повеления, пророк говорит, что иудеи – народ упорный в своем непослушании Божественному откровению и его провозвестникам – пророкам. Они не хотят слушать правды – им приятна одна лесть. За это их постигнет страшное наказание от Господа.

. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Го­с­по­дня,

. которые про­видящим говорят: «перестаньте про­видеть», и про­рокам: «не про­роче­с­т­ву­йте нам правды, говорите нам лест­ное, пред­ска­зывайте при­ятное;

. сойдите с дороги, укло­нитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева».

«Провидящие» – по-евр. roim от глаг. raah – видеть нечто необычайное, недоступное обыкновенному человеческому взору.

"Пророки" – chozim – от chaza – созерцать в особом восторженном состоянии. Впрочем, то и другое название на самом деле обозначает почти одно и то же состояние пророческого экстаза (ср. гл. Ис.29и ).

«Устраните от глаз наших Святого Израилева» , т. е. мы не хотим подчиняться указаниям Всевышнего.

. Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:

. то беззаконие это будет для вас, как угрожа­ю­щая паде­нием трещина, обнаружив­шаяся в высокой стене, которой раз­руше­ние настанет внезапно, в одно мгнове­ние.

. И Он раз­рушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, раз­бивая его без по­щады, так что в обломках его не найдет­ся и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема;

«Надеетесь на обман» – точнее: на подавление (schek). Здесь – намек на насильственные действия иудейских политиков против народа, который, вероятно, не хотел заключать союз с Египтом.

«Беззаконие... как... трещина» . Отпадение иудеев от Господа так же опасно для их государства, как опасна для каменного дома трещина, постепенно увеличивающаяся.

"Стена" , которую хочет Всевышний разрушить, – это государство Иудейское, от которого ничего не останется.

. ибо так говорит Го­с­по­дь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в по­кое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

. и говорили: «нет, мы на конях убежим», – за то и по­бежите; «мы на быстрых ускачем», – за то и пре­следу­ю­щие вас будут быстры.

. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых по­бежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме.

Евреев ожидает страшное поражение, несмотря на их союз с Египтом! Однако Всевышний, как Бог правды, снова наградит Иуду Своими милостями после того, как он исправится и искупит вину свою пред Богом своими страданиями. Господь пошлет тогда Своему народу и плодородие как необходимое условие спокойной жизни.

«Оставаясь на месте» . Евреи, очевидно, замышляли в то время сделать набег на области, принадлежавшие ассирийцам.

«Убежим..., ускачем» – возможно правильнее: «устремимся, поскачем». Евреи рассчитывали на коней и колесницы, какие они могли получить от египтян.

«За то и побежите» , т. е. кони и колесницы разве только помогут вам убежать от врагов!

"Как веха" – по-евр.: как кедр или как мачта; сделанная из кедра. Здесь пророк указывает на то, что остаток Израиля будет очень мал – похож на одиноко стоящую мачту.

. И по­тому Го­с­по­дь медлит, чтобы по­мило­вать вас, и по­тому еще удерживает­ся, чтобы сжалиться над вами; ибо Го­с­по­дь есть Бог правды: блажен­ны все упова­ю­щие на Него!

. Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, – Он по­милует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услы­шит его, ответит тебе.

. И даст вам Го­с­по­дь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скры­ваться, и глаза твои будут видеть учителей тво­их;

. и уши твои будут слы­шать слово, говорящее по­за­ди тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы укло­нились направо и если бы вы укло­нились налево.

«И потому Господь медлит» . Господь не посылает еще и не скоро пошлет избавление Сиону, потому что справедливость Божественная требует, чтобы виновные иудеи понесли наказание.

"Блаженны" . Но, с другой стороны, тот, кто возложил свою надежду на Бога, блажен, потому что найдет услышание у Бога во всех своих молитвах.

"Народ" . т. е. раскаявшиеся иудеи снова населят Иерусалим. Город Божий, след., не будет иметь той печальной участи, какой подверглись Вавилон и Ниневия, навсегда преданные запустению.

«Учители твои... не будут скрываться» , т. е. истинные пророки, которых в Иудее раньше всегда гнали и преследовали, как возмутителей общественного спокойствия (; ; Иер.38и сл.), будут пользоваться уважением в народе.

«Позади тебя» , т. е. вслед тебе.

Иудеи, со временем, откажутся от своих идолов, к которым они раньше были так привязаны.

«Оклад идолов» . Большею частью идольские изображения делались из дерева (), а потом уже обкладывались тонким слоем золота или золотыми пластинками (ср. ).

. И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь по­ле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах.

. И волы и ослы­, воз­делыва­ю­щие по­ле, будут есть корм соленый, очищен­ный лопатою и веялом.

. И на всякой горе высокой и на всяком холме воз­вышен­ном по­текут ручьи, по­токи вод, в день великого по­раже­ния, когда упадут башни.

. И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Го­с­по­дь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесен­ные ему язвы.

«Корм соленый» – особо приготовленное крошево с солью или посоленная скошенная трава. Такой корм был вкуснее и полезнее для животных.

«День великого поражения» – это день страшного наказания Божия, какое обрушится на мировые державы, враждебные иудеям (ср. Ис.22и сл.).

"Башни" – здесь разумеются укрепления тех же враждебных иудеям столиц.

«Как свет семи дней» , т. е. тогда будет так светло, как будто весь запас света, приходящийся на неделю, засиял сразу.

. Врагов Иуды Господь накажет самым беспощадным образом и евреи в это время будут ликовать. Самому главному врагу Иуды – царю Ассура приготовлено уже и место для сожжения его тела.

. Вот, имя Го­с­по­да идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь по­еда­ю­щий,

. и дыхание Его, как раз­лив­шийся по­ток, который поднимает­ся даже до шеи, чтобы раз­веять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направля­ю­щая к заблужде­нию.

«Имя Господа идет издали» . Выражение «имя» в Священном Писании нередко употребляется как обозначение лица или существа. Так выражение давать имя равносильно выражению: творить существа. «Я... назвал тебя по имени» – обращается, например, Бог к Израилю (). Это значит, что Господь создал Израиля как народ. Далее, в 9-й гл. кн. Исаии (ст. 6) сущность, достоинство Мессии обозначается Его именами. И у вавилонян выражение имя также считалось тождественным с лицом, носящим это имя. Когда вавилонский волшебник знал имя лица, то считал и лицо это в своей власти. Кто знал имя какого-либо бога, тот, по вавилонскому представлению, мог заставить этого бога исполнять свою волю. . Таким образом и в настоящем случае Исаия хочет, очевидно, сказать, что он видит, как Сам Господь идет на суд, обнаруживая Свою святость и правосудие. Можно даже видеть здесь указание на личность Мессии, Которому Отец вручил все Свои права, как Судии мира ().

«Развеять народы до истощения» , т. е. провеять народы так, чтобы из них улетучились все негодные элементы.

«Узда, направляющая к заблуждению» . Этими словами пророк указывает на то, что языческие народы будут принуждены оставить свою прежнюю дорогу и идти таким путем, какой раньше им представлялся ошибочным.

. А у вас будут песни, как в ночь священ­ного праз­дника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью на гору Го­с­по­дню, к твердыне Израилевой.

«В ночь священного праздника» . Здесь пророк подразумевает Пасху, потому что никакой другой праздник не справлялся у евреев ночью.

«Идущего со свирелью» . На праздник Пасхи многие евреи шли с флейтами или свирелями. И во время пасхальной или опресночной недели в Иерусалиме устраивались процессии, ходившие в храм с пением и музыкою.

. И воз­гремит Го­с­по­дь величе­с­т­вен­ным гласом Сво­им и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламе­ни по­еда­ю­щего огня, в буре и в наводне­нии и в камен­ном граде.

. Ибо от гласа Го­с­по­да содрогнет­ся Ассур, жезлом по­ражаемый.

. И всякое движе­ние определен­ного ему жезла, который Го­с­по­дь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет про­тив него войною опустоши­тель­ною.

. Ибо Тофет давно уже устроен; он при­готовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дунове­ние Го­с­по­да, как по­ток серы, зажжет его.

Изобразив в 27–28 ст. приближение грозного Судии, пророк с 30 ст. начинает изображать самое совершение суда.

«Возгремит Господь» . Здесь пророк, очевидно, говорит о громе, который обычно принято было считать голосом Божиим (; ).

«От гласа Господа» . Здесь, по-видимому, пророк представляет себе Всевышнего, как могучего воина, испускающего военный крик при нападении на врага (; ).

«Жезлом поражаемый» . Как видно из дальнейшего, удары жезла Божия будут смертельны для Ассура.

«С тимпанами и цитрами» . Евреи во время казни, совершаемой над их врагами ассирийцами, будут играть на музыкальных инструментах, прославляя Великого Судию.

"Тофет" . Так называлась долина сынов Гинномовых близ Иерусалима, где сожигалась всякая падаль (Толк. Библия т. 2-й, с. 533). Но здесь пророк берет это имя как нарицательное – для обозначения места сожжения трупов вообще (на это, может быть, и указывает и форма этого имени у пророка – tophteh). Царь ассирийский устроил для себя сам костер в Ниневии, когда уже не было возможности спастись от врагов, и сгорел на нем вместе со своими женами и детьми.

«Как поток серы» . Этими словами пророк указывает на то, что костер сразу загорится, как будто его весь облили серою.

Глава 30-я заключает в себе цельную поэму, направленную против союза с Египтом. Строфы ее распределяются так:

1 строфа – 29 гл. 15–16 ст. – (3, 2, 2)

1 строфа – 30 гл. 1–2 ст. – (3, 2, 2)

2 строфа – 30 гл. 3–7 ст. – (3, 2, 2)

3 строфа – 30 гл. 8–11 ст. – (2, 2, 2, 2)

1 строфа – 30 гл. 12–14 ст. – (3, 2, 2)

2 строфа – 30 гл. 15–17 ст. – (3, 2, 2)

3 строфа – 30 гл. 18–19 ст. – (2, 2)

1 строфа – 30 гл. 20–22 ст. – (3, 2)

2 строфа – 30 гл. 23–24 ст. – (2, 3)

3 строфа – 30 гл. 25–26 ст. – (2, 2)

1 строфа – 30 гл. 27–29 ст. – (2, 2, 3)

2 строфа – 30 гл. 30–33 ст. – (2, 2, 3)

3. ГОРЕ НЕПОКОРНЫМ СЫНАМ (глава 30)

Это (глава 30) и следующее пророчество (глава 31) сосредоточены на обличении политического безумия, охватившего в ту пору вассалов все еще могущественной Ассирии: они, включая Иудею (в правление царя Езекии), упорно пытались свергнуть с себя ассирийское иго, делая при этом главную ставку на помощь слабевшего Египта. В Иудее активным проводником такой политики была сильная партия, возглавлявшаяся царедворцем Севной (22:15). Его стараниями Исаия был отстранен от влияния на царя, который совсем перестал слушать его советы.

Охваченный горем и гневом, пророк больше не показывался в общественных местах, но через своих учеников продолжал распространять по городу грозные пророчества. В них, направленных против коалиции ближневосточных царей, перестававших один за другим платить дань Ассирии и искавших союза с Египтом, в сущности, обличалось духовное безумие иудеев: ведь они пренебрегали волей Иеговы (стихи 1-2), которую Он выражал через Своего пророка. Лейтмотивом речей Исаии в этой главе является его горестное "сила (ваша) сидеть спокойно… если бы вы оставались на месте и в покое, вы спаслись бы" (30:7,15). Срамом лишь обернется для вас бесполезный союз с Египтом, предупреждает он.

а. Горе непокорным! (30:1-17)

Ис. 30:1-5. Горе тем, которые, действуя вопреки воле Иеговы, заключают не угодные Ему союзы, умножая грехи свои.

Говоря от имени Господа, Исаия себя называет "устами" Его (стих 2). В стихе 4 - речь о посольстве иудейских "князей" в Египет. Цоан (издревле служивший резиденцией фараонов) и Ханес названы как наиболее значительные города Египта.

Ис. 30:6-7 . В стихе 6 описывается это опасное путешествие иудейских посланников на юг: животные в их караване навьючены дарами фараону, и путь каравана лежит через пустыню, населенную хищниками и гадами. По-разному передан в разных переводах стих 7: дело в том, что в еврейском оригинале Египет назван в этом стихе своим символическим именем Раав. обозначавшим некое морское чудище (возможным его прообразом служил гиппопотам или крокодил; сравните Ис. 51:9; Пс. 88:11; Иов. 26:12). Здесь смысл этого образа состоял, очевидно, в том, что медлительное, неповоротливое это - чудище не сдвинется с места по-настоящему, чтобы помочь иудеям, своим союзникам, так что тщетна и напрасна надежда их на помощь.

Ис. 30:8-11 . Господь велит Исаии начертать на доске свое пророчество, т. е. держать его как бы перед глазами иудеев, не желавших слушать его - да будет оно вписано в книгу (в свиток), чтобы навсегда остаться свидетельством против "народа мятежного", ведущего себя подобно лживым детям, которые не хотят прислушаться к слову Господню. Ребячливый и капризный, народ этот хотел бы слушать только приятное ему, хотел бы, чтобы истинные пророки - такие, как Исаия, "сошли у него с дороги" и перестали пророчествовать, напоминая ему об Иегове (Святом Израилевом).

Ис. 30:12-17 . Поскольку в стихе 12 (в евр. тексте) стоит не обман, а "подавление", то здесь видят намек на возможное применение "князьями" силы против тех, которые не хотели союза с Египтом. Так или иначе, но те, кто действуют насилием и неправдой, пожнут горькие плоды своего беззакония. В стихе 13 - образное сравнение: выйти из-под защиты Иеговы для иудеев так же опасно, как опасно для находящихся близ стены или живущих за нею образование в ней трещины: разрушение, падение будут внезапными. В стихе 14 - образное же описание того, что станет с такой "стеной" (государством).

Может быть, евреи планировали набеги на ближние территории, принадлежавшие ассирийцам (между тем как Господом, через Исаию, им было сказано "оставаться на месте"; стих 15). Вероятно, планируя такие набеги, они рассчитывали и на успешное бегство после совершения их, имея быстроногих коней и колесницы, полученные, скорее всего, из Египта.

Весь тон стиха 16 - ироничен: только и останется вам, говорит пророк, что быстро бежать - ведь и преследующие вас будут быстры. В стихе 17 тон Исаии становится, однако, угрожающим: разгром иудеев будет позорным, предупреждает он, и уцелеет их совсем мало; следует сравнение "остатка" с "вехой" (шестом, может быть, одиноким деревом) на вершине горы, и в том же смысле - со знаменем, одиноко высящемся на холме.

б. Господь помилует вас (30:18-33)

Ис. 30:18-22 . Да, Господь жаждет помиловать народ Свой, с которым связан узами завета, да, Он страстно хочет сжалиться над ним, говорит Исаия, но, будучи Богом высшей справедливости (Господь есть Бог правды), "вынужден" медлить с этим, "удерживаться", попуская виновным евреям понести заслуженное ими наказание (стих 18).

Начиная со стихом 19, в пророчестве Исаии звучат ноты надежды и утешения: по смыслу им, по-видимому, предшествует последняя фраза в предыдущем стихе: блаженны все, уповающие на Господа! Народ (подразумеваются раскаявшиеся иудеи) не будет много плакать, продолжает Исаия, но, помилованный Иеговой, Который услышит плач и молитвы его, возвратится на Сион, чтобы жить… в Иерусалиме, где Господь не оставит его а горести и… в нужде (стих 20).

Наученные наказанием, иудеи обретут духовный слух и виденье, и истинным учителям его уже не надо будет скрываться (как скрывался, по-видимому, Исаия в дни произнесения этого пророчества); стихи 20-21. Тогда они выбросят идолов своих, как нечистоту. Под золотыми и серебряными "окладами" их (стих 22) понимаются тонкие золотые и серебряные пластинки, которыми обкладывались божки, чаще всего вырезавшиеся из дерева.

Ис. 30:23-26 . В стихе 23 - картина будущего изобилия милостью Божией. Корм для скота (рубленые злаки, траву) солят, ибо соль необходима ему (стих 24). Весьма вероятно, что описываемое Исаией в этих стихах есть виденье им того, что в полной мере осуществится в Тысячелетнем царстве. И тогда день великого поражения, прозреваемый им, возможно, является днем Армагеддонской битвы, когда упадут башни (символ сил, враждебных Господу). По завершении ее "восторжествует свет" - в буквальном и переносном смыслах. Свет семи дней означает то же, что свет солнца будет светлее всемеро (иносказание полноты света).

Ис. 30:27-33 . Исаия вновь возвращается к ситуации своего времени, его пророчество касается ассирийской армии (стих 31), которая подвергнет осаде Иерусалим, но в одну ночь погибнет (37:36). Это произошло в 701 году. "Поражение" посредством внезапно обрушившейся на ассирийский лагерь эпидемии произойдет от… Господа. В стихах 27-28 - иносказательное описание гнева Его в действии. Вот, имя Господа идет - то же, что "Господь идет".

При сравнении русского текста с другими переводами стиха 28 становится ясен смысл фразы, чтобы развеять народы до истощения; подразумевается, "просеять их, как сквозь сито" (очевидно, на предмет отделения всего негодного, всякой "порочной шелухи"). Смысл последней фразы этого стиха в том, видимо, что с помощью "узды", вложенной Богом "в челюсти языческих народов", они будут направлены на иные пути, по их мнению - на "пути заблуждения".

Суд, который совершится над Ассирией, станет праздником для Израиля и Иудеи. Он сравнивается с праздником Пасхи - единственным, который евреи справляли в ночные часы (стих 29). "Тяготеющая мышца" Господня (стих 30) - согласно английским переводам, - рука Его, как бы опускающаяся с неба, чтобы покарать на земле нечестивых. Ассур будет "поражаем" жезлом Господним (стих 31). Начало стиха 32 надо понимать как образ наказаний Божиих, определенных ассирийцам Господом; смысл второй фразы в том, что казни врагов своих евреи будут наблюдать, играя на тимпанах и цитрах.

Тофет (стих 33) - другое название долины Гиином (или долины Енномовой), располагавшейся на юг от Иерусалима; это было место, где совершались человеческие жертвоприношения, которое позднее стало местом погребения, сожжения трупов (4-Цар. 23:10; Иер. 7:31-32; 19:6,11-14) и, может быть, сожжения городских отбросов.

Не вполне ясно, о каком царе говорит тут Исаия. Возможно, "тофетом" он называет погребальный костер в Ниневии, который устроит для себя, своих жен и детей царь ассирийский, когда увидит, что нет ему спасения от врагов. Благодаря брошенной в костер сере огонь вспыхнул бы сразу: с этим действием сравнивается в стихе-иносказании дуновение Господа.

Никто не может прийти ко мне, если Отец, который послал меня, не привлечет его ко мне (Иоан. 6:44 ).

Читая Библию, нашу литературу и посещая христианские встречи, ты узнаёшь о том, как Бог помогал другим людям оставаться преданными ему, и это очень воодушевляет. Но чтобы твоя дружба с Иеговой крепла, тебе нужно увидеть, как Иегова поддерживает лично тебя. Были ли в твоей жизни ситуации, когда ты почувствовал доброту Иеговы? У всех христиан есть в этом отношении нечто общее. Иегова проявил к каждому из нас доброту, когда привлек нас к себе и своему Сыну. Возможно, ты думаешь: «Иегова привлек не меня, а родителей . Я просто за ними последовал». Однако, посвятив свою жизнь Иегове и крестившись, ты показал, что у тебя с ним особые, близкие взаимоотношения. Библия заверяет нас: «Если кто любит Бога, то такого человека знает Бог» (1 Кор. 8:3). Всегда цени свое место в организации Иеговы. w17.12 26, абз. 12, 13

Четверг, 9 мая

Кого любит Иегова, того наказывает (Евр. 12:6 ).

Слово, переведенное в Библии как «наказание», часто можно также перевести как «наставление, обучение, исправление». О нем нередко говорится в положительном ключе, иногда оно связывается со знанием, мудростью, любовью и жизнью (Прит. 1:2-7 , сноска; 4:11-13). Почему? Потому что наказание от Бога свидетельствует о его любви к нам и желании дать нам вечную жизнь (Евр. 12:6). Оно никогда не бывает жестоким. Слово «наказание», которое встречается в Библии, относится главным образом к наставлению, например к воспитанию любимого ребенка. Как члены христианского собрания, мы принадлежим к «семье Божьей» (1 Тим. 3:15 , Современный перевод). Поэтому мы уважаем право Иеговы устанавливать свои нормы и по-доброму исправлять нас, когда мы их нарушаем. А если мы сталкиваемся с неприятными последствиями своего поведения, наказание будет напоминать нам, как важно слушаться нашего небесного Отца (Гал. 6:7). w18.03 23, абз. 1; 24, абз. 3

Пятница, 10 мая

Кто сдержан в словах, тот обладает знанием, и проницательный человек невозмутим духом (Прит. 17:27 ).

В подростковом возрасте может казаться, что родители-христиане вас не понимают и чересчур к вам строги. У вас даже могут возникнуть сомнения в том, стоит ли посвящать свою жизнь служению Иегове. Однако если вы решите оставить Иегову, то вскоре поймете, что никто не любит вас больше, чем родители и христианские братья и сестры. Что, если бы родители никогда вас не наказывали? Тогда вы, скорее всего, подумали бы, что им нет до вас никакого дела (Евр. 12:8). Но, возможно, вам не нравится, как родители вас воспитывают. Не раздражайтесь из-за этого, лучше попробуйте понять, почему они так поступают. Постарайтесь сохранять спокойствие и не обижайтесь на критику. Поставьте перед собой цель стать зрелым человеком, который может спокойно выслушать совет и извлечь из него урок, не обращая слишком большого внимания на форму, в которой он был дан (

1–5. Горе ищущим помощи у Египта, а не у Всевышнего. 6–8. Пророчество о Египте. 9–14. Непослушание иудеев. 15–26. Исправление народа Божия. 27–33. Уничтожение Ассура.

Ис.30:1-5. Пророк упрекает своих соотечественников в том, что они, не справляясь с волей Божией, заключают союз с Египтом. От этого союза они не получат никакой пользы, а только одно посрамление.

Ис.30:1. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху:

Ис.30:2. не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.

«Без Меня» – правильнее: вопреки Моей воле.

«Не по духу Моему», т. е. не так, как научал их Бог чрез пророков истинных, говоривших под действием Духа Божия.

«Грех ко греху», т. е. у них и так уже много грехов, а они еще добавляют к старым новые!

«Уст моих», т. е. Моего посланника, пророка Исаию.

«Под тенью» – то же, что «под защитою».

Ис.30:3. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта – бесчестием;

Ис.30:4. потому что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса.

Ис.30:5. Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но – стыд и срам.

«Князья», т. е. посланники иудейского царя.

«Цоан» – см. гл. Ис.19:11.

«Ханес» – город в Среднем Египте, по-гречески – Ανσις (египет. Hnes), расположенный на одном из островов Нила. Оба эти города названы у пророка, как наиболее выдающиеся пункты: первый с конца 2-то тысячелетия до Р. Х. был уже резиденцией фараонов, а последний – занял место первого среди других городов Египта.

Ис.30:6-8. Неподвижный, неповоротливый гиппопотам – Египет – не двинется с места, чтобы помочь своим союзникам – евреям. Божественное изречение о Египте (6-й ст.) пророк должен начертать на доске, которую нужно выставить перед глазами народа и, кроме того, записать в особом свитке.

Ис.30:6. Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы.

«Тяжести» – по-евр. massa, что значит а) тяжесть, тяжелая ноша и б) видение.

В русском синодальном переводе речь идет, очевидно, о тяжелых вьюках, которые несут на себе животные, идущие в Египет с посланниками иудейского царя. В этих вьюках находятся подарки для фараона, у которого посланники иудейского царя должны были просить помощи в борьбе против Ассирии. Но естественнее всего слово massa понимать в смысле «видения», «пророчества» и выражение «животные» заменить выражением «чудовище», потому что в евр. тексте здесь поставлено множеств, число – behemoth – в смысле указания на огромность одного животного (ср. Иов.40:10-15). Это еврейское слово очень близко к египетскому названию гиппопотама – pehe-mau (пэгемо) и очень вероятно, что пророк здесь имел в виду именно это животное, которое могло представляться ему подходящим символом громадного и неподвижного Египетского царства.

«Идущих на юг» – правильнее: «живущем на юге». Так назван Египет в противоположность северному, Вавилонскому, царству.

«Земля угнетения и тесноты» – это пустыня Аравийско-Синайская и самый Египет, соединявшийся с этою пустынею.

«Аспид» (пo-eвp. eptehe) – гадюка.

«Летучие змеи» – см. Ис.14:29 (ср. Герод. II, 75; III, 107–109).

Ис.30:7. Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их – сидеть спокойно.

«Я сказал» в переводе с еврейского (если читать вместо: hem-schabat – hajoschebat): «Я называю его (Египет) неподвижным Рагабом». Рагаб (Раав; чудовище) – название Египта (см. Пс.86:4; Пс.88:11). Мысль, заключающаяся в этих словах, та, что Египтянам очень трудно двинуть свои войска на помощь евреям.

Ис.30:8. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.

Слова 7-го стиха пророк должен начертать на доске у них – т. е. у иудеев на виду, чтобы все могли читать их.

«В книгу» – в свиток, для сохранения у себя, на случай утраты доски.

Ис.30:9-14. Объясняя цель предшествующего повеления, пророк говорит, что иудеи – народ упорный в своем непослушании Божественному откровению и его провозвестникам – пророкам. Они не хотят слушать правды – им приятна одна лесть. За это их постигнет страшное наказание от Господа.

Ис.30:9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня,

Ис.30:10. которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;

Ис.30:11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева».

«Провидящие» – по-евр. roim от глаг. raah – видеть нечто необычайное, недоступное обыкновенному человеческому взору.

«Пророки» – chozim – от chaza – созерцать в особом восторженном состоянии. Впрочем, то и другое название на самом деле обозначает почти одно и то же состояние пророческого экстаза (ср. гл. Ис.29и 1Цар.9:9).

«Устраните от глаз наших Святого Израилева», т. е. мы не хотим подчиняться указаниям Всевышнего.

Ис.30:12. Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:

Ис.30:13. то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение.

Ис.30:14. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема;

«Надеетесь на обман» – точнее: на подавление (schek). Здесь – намек на насильственные действия иудейских политиков против народа, который, вероятно, не хотел заключать союз с Египтом.

«Беззаконие... как... трещина». Отпадение иудеев от Господа так же опасно для их государства, как опасна для каменного дома трещина, постепенно увеличивающаяся.

«Стена», которую хочет Всевышний разрушить, – это государство Иудейское, от которого ничего не останется.

Ис.30:15. ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Ис.30:16. и говорили: «нет, мы на конях убежим», – за то и побежите; «мы на быстрых ускачем», – за то и преследующие вас будут быстры.

Ис.30:17. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме.

Евреев ожидает страшное поражение, несмотря на их союз с Египтом! Однако Всевышний, как Бог правды, снова наградит Иуду Своими милостями после того, как он исправится и искупит вину свою пред Богом своими страданиями. Господь пошлет тогда Своему народу и плодородие как необходимое условие спокойной жизни.

«Оставаясь на месте». Евреи, очевидно, замышляли в то время сделать набег на области, принадлежавшие ассирийцам.

«Убежим..., ускачем» – возможно правильнее: «устремимся, поскачем». Евреи рассчитывали на коней и колесницы, какие они могли получить от египтян.

«За то и побежите», т. е. кони и колесницы разве только помогут вам убежать от врагов!

«Как веха» – по-евр.: как кедр или как мачта; сделанная из кедра. Здесь пророк указывает на то, что остаток Израиля будет очень мал – похож на одиноко стоящую мачту.

Ис.30:18. И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!

Ис.30:19. Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, – Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.

Ис.30:20. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих;

Ис.30:21. и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево.

«И потому Господь медлит». Господь не посылает еще и не скоро пошлет избавление Сиону, потому что справедливость Божественная требует, чтобы виновные иудеи понесли наказание.

«Блаженны». Но, с другой стороны, тот, кто возложил свою надежду на Бога, блажен, потому что найдет услышание у Бога во всех своих молитвах.

«Народ». т. е. раскаявшиеся иудеи снова населят Иерусалим. Город Божий, след., не будет иметь той печальной участи, какой подверглись Вавилон и Ниневия, навсегда преданные запустению.

«Учители твои... не будут скрываться», т. е. истинные пророки, которых в Иудее раньше всегда гнали и преследовали, как возмутителей общественного спокойствия (3Цар.18:17; Ам.7:10; Иер.38 и сл.), будут пользоваться уважением в народе.

«Позади тебя», т. е. вслед тебе.

Иудеи, со временем, откажутся от своих идолов, к которым они раньше были так привязаны.

«Оклад идолов». Большею частью идольские изображения делались из дерева (Ис.40:19), а потом уже обкладывались тонким слоем золота или золотыми пластинками (ср. Исх.32:20).

Ис.30:23. И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах.

Ис.30:24. И волы и ослы, возделывающие поле, будут есть корм соленый, очищенный лопатою и веялом.

Ис.30:25. И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни.

Ис.30:26. И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы.

«Корм соленый» – особо приготовленное крошево с солью или посоленная скошенная трава. Такой корм был вкуснее и полезнее для животных.

«День великого поражения» – это день страшного наказания Божия, какое обрушится на мировые державы, враждебные иудеям (ср. Ис.22 и сл.).

«Башни» – здесь разумеются укрепления тех же враждебных иудеям столиц.

«Как свет семи дней», т. е. тогда будет так светло, как будто весь запас света, приходящийся на неделю, засиял сразу.

Ис.30:27-33. Врагов Иуды Господь накажет самым беспощадным образом и евреи в это время будут ликовать. Самому главному врагу Иуды – царю Ассура приготовлено уже и место для сожжения его тела.

Ис.30:27. Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий,

Ис.30:28. и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению.

«Имя Господа идет издали». Выражение «имя» в Священном Писании нередко употребляется как обозначение лица или существа. Так выражение давать имя равносильно выражению: творить существа. «Я... назвал тебя по имени» – обращается, например, Бог к Израилю (Ис.43:1). Это значит, что Господь создал Израиля как народ. Далее, в 9-й гл. кн. Исаии (ст. 6) сущность, достоинство Мессии обозначается Его именами. И у вавилонян выражение имя также считалось тождественным с лицом, носящим это имя. Когда вавилонский волшебник знал имя лица, то считал и лицо это в своей власти. Кто знал имя какого-либо бога, тот, по вавилонскому представлению, мог заставить этого бога исполнять свою волю.. Таким образом и в настоящем случае Исаия хочет, очевидно, сказать, что он видит, как Сам Господь идет на суд, обнаруживая Свою святость и правосудие. Можно даже видеть здесь указание на личность Мессии, Которому Отец вручил все Свои права, как Судии мира (Ин.5:22).

«Развеять народы до истощения», т. е. провеять народы так, чтобы из них улетучились все негодные элементы.

«Узда, направляющая к заблуждению». Этими словами пророк указывает на то, что языческие народы будут принуждены оставить свою прежнюю дорогу и идти таким путем, какой раньше им представлялся ошибочным.

Ис.30:29. А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой.

«В ночь священного праздника». Здесь пророк подразумевает Пасху, потому что никакой другой праздник не справлялся у евреев ночью.

«Идущего со свирелью». На праздник Пасхи многие евреи шли с флейтами или свирелями. И во время пасхальной или опресночной недели в Иерусалиме устраивались процессии, ходившие в храм с пением и музыкою.

Ис.30:30. И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде.

Ис.30:31. Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый.

Ис.30:32. И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною.

Ис.30:33. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его.

Изобразив в 27–28 ст. приближение грозного Судии, пророк с 30 ст. начинает изображать самое совершение суда.

«Возгремит Господь». Здесь пророк, очевидно, говорит о громе, который обычно принято было считать голосом Божиим (1Цар.12:18; Иов.26:14).

«От гласа Господа». Здесь, по-видимому, пророк представляет себе Всевышнего, как могучего воина, испускающего военный крик при нападении на врага (Иоил.3:16; Ам.1:2).

«Жезлом поражаемый». Как видно из дальнейшего, удары жезла Божия будут смертельны для Ассура.

«С тимпанами и цитрами». Евреи во время казни, совершаемой над их врагами ассирийцами, будут играть на музыкальных инструментах, прославляя Великого Судию.

«Тофет». Так называлась долина сынов Гинномовых близ Иерусалима, где сожигалась всякая падаль (Толк. Библия т. 2-й, с. 533). Но здесь пророк берет это имя как нарицательное – для обозначения места сожжения трупов вообще (на это, может быть, и указывает и форма этого имени у пророка – tophteh). Царь ассирийский устроил для себя сам костер в Ниневии, когда уже не было возможности спастись от врагов, и сгорел на нем вместе со своими женами и детьми.

«Как поток серы». Этими словами пророк указывает на то, что костер сразу загорится, как будто его весь облили серою.

Глава 30-я заключает в себе цельную поэму, направленную против союза с Египтом. Строфы ее распределяются так:

1 строфа – 29 гл. 15–16 ст. – (3, 2, 2)

1 строфа – 30 гл. 1–2 ст. – (3, 2, 2)

2 строфа – 30 гл. 3–7 ст. – (3, 2, 2)

3 строфа – 30 гл. 8–11 ст. – (2, 2, 2, 2)

1 строфа – 30 гл. 12–14 ст. – (3, 2, 2)

2 строфа – 30 гл. 15–17 ст. – (3, 2, 2)

3 строфа – 30 гл. 18–19 ст. – (2, 2)

1 строфа – 30 гл. 20–22 ст. – (3, 2)

2 строфа – 30 гл. 23–24 ст. – (2, 3)

3 строфа – 30 гл. 25–26 ст. – (2, 2)

1 строфа – 30 гл. 27–29 ст. – (2, 2, 3)

2 строфа – 30 гл. 30–33 ст. – (2, 2, 3)

1–5. Горе ищущим помощи у Египта, а не у Всевышнего. 6–8. Пророчество о Египте. 9–14. Непослушание иудеев. 15–26. Исправление народа Божия. 27–33. Уничтожение Ассура.

Ис.30:1-5. Пророк упрекает своих соотечественников в том, что они, не справляясь с волей Божией, заключают союз с Египтом. От этого союза они не получат никакой пользы, а только одно посрамление.

Ис.30:1. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху:

Ис.30:2. не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.

«Без Меня» – правильнее: вопреки Моей воле.

«Не по духу Моему», т. е. не так, как научал их Бог чрез пророков истинных, говоривших под действием Духа Божия.

«Грех ко греху», т. е. у них и так уже много грехов, а они еще добавляют к старым новые!

«Уст моих», т. е. Моего посланника, пророка Исаию.

«Под тенью» – то же, что «под защитою».

Ис.30:3. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта – бесчестием;

Ис.30:4. потому что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса.

Ис.30:5. Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но – стыд и срам.

«Князья», т. е. посланники иудейского царя.

«Цоан» – см. гл. Ис.19:11.

«Ханес» – город в Среднем Египте, по-гречески – Ανσις (египет. Hnes), расположенный на одном из островов Нила. Оба эти города названы у пророка, как наиболее выдающиеся пункты: первый с конца 2-то тысячелетия до Р. Х. был уже резиденцией фараонов, а последний – занял место первого среди других городов Египта.

Ис.30:6-8. Неподвижный, неповоротливый гиппопотам – Египет – не двинется с места, чтобы помочь своим союзникам – евреям. Божественное изречение о Египте (6-й ст.) пророк должен начертать на доске, которую нужно выставить перед глазами народа и, кроме того, записать в особом свитке.

Ис.30:6. Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесет им пользы.

«Тяжести» – по-евр. massa, что значит а) тяжесть, тяжелая ноша и б) видение.

В русском синодальном переводе речь идет, очевидно, о тяжелых вьюках, которые несут на себе животные, идущие в Египет с посланниками иудейского царя. В этих вьюках находятся подарки для фараона, у которого посланники иудейского царя должны были просить помощи в борьбе против Ассирии. Но естественнее всего слово massa понимать в смысле «видения», «пророчества» и выражение «животные» заменить выражением «чудовище», потому что в евр. тексте здесь поставлено множеств, число – behemoth – в смысле указания на огромность одного животного (ср. Иов.40:10-15). Это еврейское слово очень близко к египетскому названию гиппопотама – pehe-mau (пэгемо) и очень вероятно, что пророк здесь имел в виду именно это животное, которое могло представляться ему подходящим символом громадного и неподвижного Египетского царства.

«Идущих на юг» – правильнее: «живущем на юге». Так назван Египет в противоположность северному, Вавилонскому, царству.

«Земля угнетения и тесноты» – это пустыня Аравийско-Синайская и самый Египет, соединявшийся с этою пустынею.

«Аспид» (пo-eвp. eptehe) – гадюка.

«Летучие змеи» – см. Ис.14:29 (ср. Герод. II, 75; III, 107–109).

Ис.30:7. Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их – сидеть спокойно.

«Я сказал» в переводе с еврейского (если читать вместо: hem-schabat – hajoschebat): «Я называю его (Египет) неподвижным Рагабом». Рагаб (Раав; чудовище) – название Египта (см. Пс.86:4; Пс.88:11). Мысль, заключающаяся в этих словах, та, что Египтянам очень трудно двинуть свои войска на помощь евреям.

Ис.30:8. Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.

Слова 7-го стиха пророк должен начертать на доске у них – т. е. у иудеев на виду, чтобы все могли читать их.

«В книгу» – в свиток, для сохранения у себя, на случай утраты доски.

Ис.30:9-14. Объясняя цель предшествующего повеления, пророк говорит, что иудеи – народ упорный в своем непослушании Божественному откровению и его провозвестникам – пророкам. Они не хотят слушать правды – им приятна одна лесть. За это их постигнет страшное наказание от Господа.

Ис.30:9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня,

Ис.30:10. которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;

Ис.30:11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева».

«Провидящие» – по-евр. roim от глаг. raah – видеть нечто необычайное, недоступное обыкновенному человеческому взору.

«Пророки» – chozim – от chaza – созерцать в особом восторженном состоянии. Впрочем, то и другое название на самом деле обозначает почти одно и то же состояние пророческого экстаза (ср. гл. Ис.29и 1Цар.9:9).

«Устраните от глаз наших Святого Израилева», т. е. мы не хотим подчиняться указаниям Всевышнего.

Ис.30:12. Посему так говорит Святый Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:

Ис.30:13. то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение.

Ис.30:14. И Он разрушит ее, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдется и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоема;

«Надеетесь на обман» – точнее: на подавление (schek). Здесь – намек на насильственные действия иудейских политиков против народа, который, вероятно, не хотел заключать союз с Египтом.

«Беззаконие... как... трещина». Отпадение иудеев от Господа так же опасно для их государства, как опасна для каменного дома трещина, постепенно увеличивающаяся.

«Стена», которую хочет Всевышний разрушить, – это государство Иудейское, от которого ничего не останется.

Ис.30:15. ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели

Ис.30:16. и говорили: «нет, мы на конях убежим», – за то и побежите; «мы на быстрых ускачем», – за то и преследующие вас будут быстры.

Ис.30:17. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме.

Евреев ожидает страшное поражение, несмотря на их союз с Египтом! Однако Всевышний, как Бог правды, снова наградит Иуду Своими милостями после того, как он исправится и искупит вину свою пред Богом своими страданиями. Господь пошлет тогда Своему народу и плодородие как необходимое условие спокойной жизни.

«Оставаясь на месте». Евреи, очевидно, замышляли в то время сделать набег на области, принадлежавшие ассирийцам.

«Убежим..., ускачем» – возможно правильнее: «устремимся, поскачем». Евреи рассчитывали на коней и колесницы, какие они могли получить от египтян.

«За то и побежите», т. е. кони и колесницы разве только помогут вам убежать от врагов!

«Как веха» – по-евр.: как кедр или как мачта; сделанная из кедра. Здесь пророк указывает на то, что остаток Израиля будет очень мал – похож на одиноко стоящую мачту.

Ис.30:18. И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!

Ис.30:19. Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, – Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.

Ис.30:20. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих;

Ис.30:21. и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево.

«И потому Господь медлит». Господь не посылает еще и не скоро пошлет избавление Сиону, потому что справедливость Божественная требует, чтобы виновные иудеи понесли наказание.

«Блаженны». Но, с другой стороны, тот, кто возложил свою надежду на Бога, блажен, потому что найдет услышание у Бога во всех своих молитвах.

«Народ». т. е. раскаявшиеся иудеи снова населят Иерусалим. Город Божий, след., не будет иметь той печальной участи, какой подверглись Вавилон и Ниневия, навсегда преданные запустению.

«Учители твои... не будут скрываться», т. е. истинные пророки, которых в Иудее раньше всегда гнали и преследовали, как возмутителей общественного спокойствия (3Цар.18:17; Ам.7:10; Иер.38 и сл.), будут пользоваться уважением в народе.

«Позади тебя», т. е. вслед тебе.

Иудеи, со временем, откажутся от своих идолов, к которым они раньше были так привязаны.

«Оклад идолов». Большею частью идольские изображения делались из дерева (Ис.40:19), а потом уже обкладывались тонким слоем золота или золотыми пластинками (ср. Исх.32:20).

Ис.30:23. И Он даст дождь на семя твое, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах.

Ис.30:24. И волы и ослы, возделывающие поле, будут есть корм соленый, очищенный лопатою и веялом.

Ис.30:25. И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни.

Ис.30:26. И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы.

«Корм соленый» – особо приготовленное крошево с солью или посоленная скошенная трава. Такой корм был вкуснее и полезнее для животных.

«День великого поражения» – это день страшного наказания Божия, какое обрушится на мировые державы, враждебные иудеям (ср. Ис.22 и сл.).

«Башни» – здесь разумеются укрепления тех же враждебных иудеям столиц.

«Как свет семи дней», т. е. тогда будет так светло, как будто весь запас света, приходящийся на неделю, засиял сразу.

Ис.30:27-33. Врагов Иуды Господь накажет самым беспощадным образом и евреи в это время будут ликовать. Самому главному врагу Иуды – царю Ассура приготовлено уже и место для сожжения его тела.

Ис.30:27. Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий,

Ис.30:28. и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению.

«Имя Господа идет издали». Выражение «имя» в Священном Писании нередко употребляется как обозначение лица или существа. Так выражение давать имя равносильно выражению: творить существа. «Я... назвал тебя по имени» – обращается, например, Бог к Израилю (Ис.43:1). Это значит, что Господь создал Израиля как народ. Далее, в 9-й гл. кн. Исаии (ст. 6) сущность, достоинство Мессии обозначается Его именами. И у вавилонян выражение имя также считалось тождественным с лицом, носящим это имя. Когда вавилонский волшебник знал имя лица, то считал и лицо это в своей власти. Кто знал имя какого-либо бога, тот, по вавилонскому представлению, мог заставить этого бога исполнять свою волю.. Таким образом и в настоящем случае Исаия хочет, очевидно, сказать, что он видит, как Сам Господь идет на суд, обнаруживая Свою святость и правосудие. Можно даже видеть здесь указание на личность Мессии, Которому Отец вручил все Свои права, как Судии мира (Ин.5:22).

«Развеять народы до истощения», т. е. провеять народы так, чтобы из них улетучились все негодные элементы.

«Узда, направляющая к заблуждению». Этими словами пророк указывает на то, что языческие народы будут принуждены оставить свою прежнюю дорогу и идти таким путем, какой раньше им представлялся ошибочным.

Ис.30:29. А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой.

«В ночь священного праздника». Здесь пророк подразумевает Пасху, потому что никакой другой праздник не справлялся у евреев ночью.

«Идущего со свирелью». На праздник Пасхи многие евреи шли с флейтами или свирелями. И во время пасхальной или опресночной недели в Иерусалиме устраивались процессии, ходившие в храм с пением и музыкою.

Ис.30:30. И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде.

Ис.30:31. Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый.

Ис.30:32. И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною.

Ис.30:33. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его.

Изобразив в 27–28 ст. приближение грозного Судии, пророк с 30 ст. начинает изображать самое совершение суда.

«Возгремит Господь». Здесь пророк, очевидно, говорит о громе, который обычно принято было считать голосом Божиим (1Цар.12:18; Иов.26:14).

«От гласа Господа». Здесь, по-видимому, пророк представляет себе Всевышнего, как могучего воина, испускающего военный крик при нападении на врага (Иоил.3:16; Ам.1:2).

«Жезлом поражаемый». Как видно из дальнейшего, удары жезла Божия будут смертельны для Ассура.

«С тимпанами и цитрами». Евреи во время казни, совершаемой над их врагами ассирийцами, будут играть на музыкальных инструментах, прославляя Великого Судию.

«Тофет». Так называлась долина сынов Гинномовых близ Иерусалима, где сожигалась всякая падаль (Толк. Библия т. 2-й, с. 533). Но здесь пророк берет это имя как нарицательное – для обозначения места сожжения трупов вообще (на это, может быть, и указывает и форма этого имени у пророка – tophteh). Царь ассирийский устроил для себя сам костер в Ниневии, когда уже не было возможности спастись от врагов, и сгорел на нем вместе со своими женами и детьми.

«Как поток серы». Этими словами пророк указывает на то, что костер сразу загорится, как будто его весь облили серою.

Глава 30-я заключает в себе цельную поэму, направленную против союза с Египтом. Строфы ее распределяются так:

1 строфа – 29 гл. 15–16 ст. – (3, 2, 2)

1 строфа – 30 гл. 1–2 ст. – (3, 2, 2)

2 строфа – 30 гл. 3–7 ст. – (3, 2, 2)

3 строфа – 30 гл. 8–11 ст. – (2, 2, 2, 2)

1 строфа – 30 гл. 12–14 ст. – (3, 2, 2)

2 строфа – 30 гл. 15–17 ст. – (3, 2, 2)

3 строфа – 30 гл. 18–19 ст. – (2, 2)

1 строфа – 30 гл. 20–22 ст. – (3, 2)

2 строфа – 30 гл. 23–24 ст. – (2, 3)

3 строфа – 30 гл. 25–26 ст. – (2, 2)

1 строфа – 30 гл. 27–29 ст. – (2, 2, 3)

2 строфа – 30 гл. 30–33 ст. – (2, 2, 3)

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Loading...Loading...