Из родословной арины родионовны. Няня всея Руси: почему пушкинская Арина Родионовна стала родной для всех Роль няни в творческой жизни поэта

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

Практически всем россиянам ещё с начальных классов знакомо имя Арины Родионовны – няни Александра Сергеевича Пушкина. Однако немногие знают, что она прожила целых 70 лет, родила четырёх детей и отказалась уходить на волю, решив остаться крепостной в семье Пушкиных.

И звали женщину на самом деле не Арина, а Иринья или Ирина – именно такое имя было записано при её рождении в метрической книге храма деревни Суйда на территории современной Ленинградской области. Однако тогда люди чаще использовали не «официальные» имена, а их разговорные формы – вот и нянюшку все знали как Арину. Фамилий у крепостных крестьян не было, но Арину Родионовну часто называют Яковлевой (по отцу Родиону Яковлеву), реже – Матвеевой (по мужу Фёдору Матвееву). Интересно, что сам поэт практически никогда не упоминал имени няни и чаще говорил о ней «моя старушка» или «добрая подружка», как в произведении «Зимний вечер».

Муж Арины Родионовны Фёдор был, как и она, крепостным крестьянином. В год свадьбы ей было уже 23 года – по тем временам она вышла замуж достаточно поздно. Став женой Фёдора, она поселилась в его родной деревне Кобрино вблизи Гатчины. Возможно, что именно это событие повлияло на судьбу женщины, ведь эти земли вместе с крепостными находились в собственности А. П. Ганнибала – деда А. С. Пушкина. В 1792 году Мария Алексеевна, бабушка поэта, взяла Арину Родионовну в дом Ганнибалов в качестве няни для племянника Алексея. Она вынянчила не только Александра, но и его брата Льва; также женщина была кормилицей его старшей сестры Ольги. Конечно, поэт познакомился с Ариной Родионовной ещё в раннем возрасте, однако по-настоящему сблизился с ней только во время ссылки в Михайловском.

О внешности няни практически ничего не известно; одна из современниц поэта, Мария Осипова, описывала её как «полную лицом» седую старушку, а поэт Николай Языков говорил, что она была достаточно полная, подвижная, весёлая и разговорчивая. Широко распространён портрет кисти неизвестного художника – на нём запечатлена худая пожилая женщина с уставшим лицом и довольно грустным взглядом. Однако это противоречит имеющимся описаниям, поэтому утверждать, что это портрет именно Арины Родионовны, нельзя. Сохранился ещё один портрет няни, вырезанный на кости Я. П. Серяковым – он долгое время находился в Италии и был привезён в Россию лишь в конце прошлого века. Это изображение похоже на набросок авторства А. С. Пушкина, на котором поэт предположительно нарисовал няню в молодом и пожилом возрасте.

Все члены семьи Пушкиных хорошо относились к Арине Родионовне; ещё в конце XVIII века бабушка поэта выделила ей в Кобрино отдельный дом, где впоследствии жили четверо детей няни – две девочки и два мальчика. Бабушка поэта собиралась дать ей вольную, но Арина Родионовна отказалась и осталась у неё в услужении, выполняя не только обязанности няни, но и разные другие поручения. Когда Мария Алексеевна умерла, она перешла к сестре А. С. Пушкина Ольге, однако понянчить племянников поэта уже пожилой женщине удалось совсем недолго: она прожила у Ольги около полугода и умерла из-за болезни в возрасте 70 лет. На похороны няни воспитанник не приехал, но о «своей старушке» он не забывал: через несколько лет поэт напечатал в альманахе «Северные цветы» посвящённое ей стихотворение «Зимний вечер», и в более позднем произведении «Вновь я посетил» Арина Родионовна тоже упоминается. Помнят о ней и другие: в 70-е годы прошлого века в Кобрино открылся музей «Домик няни А. С. Пушкина» – его экспозиция расположилась в том самом доме, который принадлежал её семье, а посвящённые няне памятники установлены во многих уголках страны.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Была установлена на территории ЭТНОМИРа 21 декабря 2008 года, в честь 250-летия со дня рождения няни А.С. Пушкина – Арины Родионовны. Трогательный памятник окружают традиционные избы разных регионов России. В них расположены мастерские и проводятся экскурсии. По замыслу скульптора Екатерины Щебетовой, няня и воспитанник отдыхают в яблоневом саду. Поэтому сотрудники ЭТНОМИРа совместно с учениками Боровской ноосферной школы высадили вокруг памятника яблони.

До сих пор неизвестно, как же выглядела и какой была самая знаменитая няня России, чье имя стало уже нарицательным

Арина Родионовна, взрастившая «солнце русской поэзии», появилась на свет 21 (по старому стилю 10-го) апреля 1758 года, ровно 260 лет назад. Историки, пушкиноведы и сегодня строят гипотезы, пытаясь выяснить, насколько она была близка Арины Родионовныи оказала влияние на его творчество. А заодно – как она выглядела, с кем соперничала за воспитание поэта, какой губительной зависимостью страдала и была ли по-женски счастлива.

Загадка происхождения

Начнем с того, что крепостная крестьянка родилась в деревне Лампово Петербургской губернии в семье Лукерьи Кирилловой и Родиона Яковлева, где было семеро детей. Девочку в церковной книге записали как Ирину (или Иринью ), но дома называли простонародно Арина, так и повелось. Ее фамилию указывают как Яковлева, впоследствии Матвеева – по мужу. Но крепостным фамилии не полагались.

В те времена места, где жила будущая легендарная няня, населяли представители ассимилированных финно-угорских национальностей – ижорцы или чухонцы. К каким народностям относилась Арина, сейчас сказать уже трудно. Возможно, она была из семьи старообрядцев.

В 1826 году Александр Пушкин в письме своему другу Петру Вяземскому упоминает о 68-летней няне, которая знает наизусть молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване». А старообрядцы очень бережно относились к религиозным текстам и передавали их из уст в уста, чтобы сохранить.

Усатый нянь

Некоторые еще со школы полагают, что всю себя без остатка Арина Родионовна отдала гениальному поэту, но это не так. Она была замужем. Под венец пошла достаточно поздно – в 23 года за 25-летнего Федора Матвеева. И сразу переехала к нему в село Кобрино Софийского уезда. В семье было четверо детей.

Судя по всему, женская доля у женщины была несчастливой. Муж умер от пьянства в 44 года. В 1792 году Арину Родионовну взяли нянькой в дом бабушки Александра Пушкина Марии Ганнибал для племянника Алексея . Воспитательница проявила недюжинный талант, и ей была подарена отдельная изба.

Отличные рекомендации привели ее в семью Пушкиных в 1797 году. Любопытно, но у Арины Родионовны, можно сказать, был соперник. Александром занимался «усатый нянь» Никита Козлов. До самой смерти подопечного он ему преданно служил. Однако имя этого человека осталось безвестным, поэт нигде о нем не упомянул.

Мамушка-сказительница

Некоторые историки и пушкиноведы считают, что влияние Арины Родионовны и ее близость с Пушкиным несколько преувеличены. Она была рядом с поэтом до его поступления в Царскосельский лицей в 1811 году. А потом лишь в 1825 году няня и ее воспитанник, который в письмах называл ее «мамушка», воссоединились в селе Михайловское, где Пушкин отбывал ссылку. Именно здесь Александр Сергеевич заслушивался, как уверяли школьные учителя, историями Арины Родионовны. Так появились сказки о царе Салтане , золотой рыбке, о Лукоморье.

Советская пропаганда, еще при Сталине , связала Пушкина и его няню в тугой узел. Арина Родионовна стала символом «простого народа», оказавшего огромное влияние на «аристократию» в лице Александра Сергеевича. Долгие десятилетия это вдалбливалось школьной программой. В итоге многие были уверены, что поэт любил свою няню в детстве больше родителей и обожал ее пламенной сыновьей любовью во взрослом возрасте. Правда лишь в том, что «мамушка» творчески мотивировала Пушкина. Но сам поэт в своих записях никак не превозносил свою вдохновительницу. Ну а сказками он «заслушивался» во многом от скуки и безделья – развлечений в Михайловском было мало.

Где же кружка?

Все помнят бессмертные строчки из стихотворения «Зимний вечер», посвященные няне: «Выпьем, добрая подружка/ Бедной юности моей,/ Выпьем с горя; где же кружка?/ Сердцу будет веселей». Вымысел или сермяжная правда? Поэт Николай Языков называл Арину «ласковой и заботливой хлопотуньей», которая иногда была «веселой собутыльницей». Знакомая Пушкина по ссылке Мария Осипова упоминала в своих мемуарах, что за няней водился грешок – «она любила выпить».

Насколько это правда, судить уже трудно, но явно ее слабость, если она и была, никак не отразилась здоровье Арины Родионовны. Няня Пушкина умерла в возрасте 70 лет в 1828 году, за девять лет до гибели своего подопечного, который, кстати, на ее похоронах не был.

Вместо эпиграфа:
Пушкин:
- Нянюшка, подай мне водочки...
Арина:
- Свет мой, водочку-то всю вчерась выпили.
Пушкин:
- Всё Вы мне, няня, сказки рассказываете!

«Я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне... Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю...»
Эти трогательные строки адресовала в 1827 году крепостная женщина Арина Яковлева своему воспитаннику Александру Сергеевичу Пушкину.

Арина Родионовна Яковлева (1758 - 1828)

Будущая няня великого поэта родилась в деревне Суйда в семье северных поморов, Яковлевых, находившихся в крепостной зависимости у подпоручика Апраксина. Вскоре Суйда вместе с крестьянами была продана Абраму Ганнибалу, легендарному Арапу Петра Великого. До сих пор в этих местах сохранился замысловатой формы пруд, вырытый при Апраксине, и каменный диван, вырубленный из валуна крепостными Ганнибала.
Известная нам как Арина Родионовна, няня Пушкина имела несколько имен – ее также называли Ириной и Ириньей. Семья жила бедно, и замуж Арину отдали тоже за бедняка, Федора Матвеева. Считается, что черты характера няни Пушкин выводит в «Евгении Онегине» - «Ах, Таня, Таня, в наши леты мы не слыхали про любовь…»
Няня Татьяны Лариной рассказывает, как ее насильно женили в подростковом возрасте. В этом нет сходства литературного персонажа с историческим - сама Арина Родионовна вышла замуж в двадцать три года.

Ее муж умер от безудержного пьянства, оставив четверых детей.
Чтобы прокормить семью, Арина Родионовна решила найти работу в господском доме. Новорожденной внучке Ганнибала, Надежде, как раз требовалась кормилица. Будучи принята на несколько месяцев, Арина Родионовна осталась в этой семье на всю жизнь. Она не только вскормила Надежду Осиповну, но и вырастила ее. Став взрослой, Надежда неоднократно предлагала Арине Родионовне вольную, а такое предложение дорогого стоило. Но Арина отказалась, подчеркивая, что она – раба. В этом слове она видела какой-то особый смысл.
Надежда Осиповна вышла замуж за Сергея Львовича Пушкина. Арина Родионовна стала няней ее детей – Льва, Ольги и Александра. При Ольге она была приставлена кормилицей, но и маленький Александр тоже к ней потянулся. Особенно его привлекали рассказы Арины Родионовны о нечистой силе и мрачных суевериях. С тех пор он всю жизнь верил в предзнаменования – стая ворон навевала на него ужас, перебежавший дорогу заяц заставлял его повернуть назад. Родителям Пушкина не нравились разговоры о нечистой силе, но они ничего не могли предложить взамен. Сами они детьми занимались мало, беспорядочно нанимали для них малообразованных французов-авантюристов. Их образы часто встречаются в пушкинских произведениях:
… Monseur L’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
учил его всему - шутя…
Когда молодой Александр Пушкин вернулся в 1817 году из Царскосельского лицея, он заново подружился со своей няней. Незамысловатый разговор с Ариной Родионовной вызывает у него неподдельный восторг. Оказалось, что она – не только сказочница. Арина Родионовна – главный устроитель деревенских свадеб. Она рассказывает о стародавних обрядах, да еще с такими подробностями, что слушателю стоит усилий сохранять серьезное лицо. Александр Сергеевич макает перо в чернильницу и быстро-быстро начинает записывать самые интересные моменты рассказа. Неграмотная няня просто поражена – ее простые речи сам барин записывает! С этих пор она начинает боготворить Александра Сергеевича. Но по документам Арина Родионовна принадлежит сестре поэта, как крепостная крестьянка.
Ольга Пушкина, выйдя замуж, увозит няню в Михайловское, ставшее сейчас местом поклонения для пушкинистов. Из-за отказа Арины Родионовны от вольной, ее уже взрослые дети остались в крепостной зависимости. Но семья Пушкиных подарила им дом в родной деревне Суйда. В нем и жили потомки Арины Родионовны до середины прошлого века. Каким-то чудом двухсотлетняя изба сохранилась почти без изменений. Энтузиасты превратили ее в Музей Арины Родионовны. Он полон удивительных редкостей – там хранится матерчатый туесок, который, по легенде, Арина Родионовна смастерила своими руками.
Оказавшись в Михайловском, Арина Родионовна тоскует по Александру Сергеевичу. Под ее диктовку написано несколько трогательных писем, в которых она необыкновенно красивым языком описывает, как скучает по нему, как за него молится…
«Милостивой государь, Александра Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим Новым Годом и с новым счастием; и желаю я тебе, любезному моему благодетелю, здравия и благополучия... А мы, батюшка, от вас ожидали письма, когда вы прикажете привозить книги, но не могли дождаться»
И вот, в результате обвинения в вольнодумстве, Пушкин оказывается в Михайловском без права покинуть имение в течение двух лет. Тогда это место считалось редкостной глухоманью. Пушкин пишет друзьям – с няней мы были неразлучны. Вечерами няня рассказывает сказки и истории из деревенской жизни, Пушкин записывает, записывает, записывает.
Арина Родионовна считается неграмотной, хотя сохранились свидетельства, что она вела счета в усадьбе и отправляла почту.
«Я и посылаю больших и малых книг счетом - 134 книги. Архипу даю денег – 90 рублей. Желаю вам то, чего и вы желаете, и пребуду к вам с искренним почтением Арина Родионовна».
Она уже была не няней, а домоправительницей.
Во время пребывания Пушкина в Михайловском, статус Арины Родионовны стал еще выше, поэт даже увольняет работников, обидевших его няню. «Он никого не любил, кроме няни своей» – капризно заявила Анна Керн, не понимая, зачем поэт проводит столько времени с Ариной Родионовной. Между тем в тетрадях Пушкина появляются все новые и новые сказки… Мы теперь их читаем как Сказки Арины Родионовны.
Но в их черновиках нет имени няни поэта. Сейчас существует мнение, что это искусствовед Анненков преувеличил роль няни в творчестве Пушкина, приписав ей авторство. В результате, в советское время простая крестьянка Арина Родионовна стала символом народной мудрости. В советской пропаганде ее используют как антитезу родителям поэта, дворянам - угнетателям крепостных. Эта теория позволяла доказать, что Пушкин – народный поэт.
В наше время некоторые исследователи ударяются в другую крайность – Арина Родионовна объявляется потомком жителей таинственной Гипербореи, ей приписывают обладание магическими способностями. Масло в огонь подлили археологи – рядом с местом рождения няни Пушкина найдены остатки курганов возрастом до полутора тысяч лет. Действительно, название деревни, Суйда, очень древнее. Эта земля считалась священной у славянских племен.
Образ Арины Родионовны как языческой жрицы очень привлекателен. Но он никак не вписывается в записки Александра Сергеевича Пушкина о своей няне:
«Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом»
Так что няня предстает перед нами вполне обычной, богобоязненной старушкой. Судя по пушкинским стихам, она носила большие очки. Но ни одного портрета в очках не сохранилось. Вообще, эти изображения не совсем похожи на описание ее внешности в письмах и воспоминаниях. Пушкин называет ее полнолицей, хотя по живописному портрету так сказать нельзя. Есть интересный черновик самого Пушкина, где в его уникальной манере нарисованы два лица – молодое и старое. Подпись – няня. Является ли молодая женщина в кокошнике образом Арины Родионовны в молодости? Это уже никто не узнает.
Портрет няни Пушкина, вырезанный неизвестным мастером из кости, имеет интересную судьбу. Его обнаружил Максим Горький на острове Капри, принял в дар и вернул в Россию.
В наши дни Арина Родионовна чаще изображается как сказочный персонаж в неизменном платочке и с доброй улыбкой. Излюбленной темой многих художников является изображение няни Пушкина, рассказывающей поэту сказки в уютном домике в Михайловском.
Живописный флигелек Арины Родионовны сейчас полностью восстановлен. Он невелик, всего семь на девять метров. Причем жилая светелка была совсем крошечной, а остальную площадь занимала баня. По распространенным легендам, Пушкин предпочитал жить у няни, а не в господских апартаментах.
Известно, что после ссылки в Михайловском, Пушкин так полюбил эти места, что уезжать не хотел вовсе. Друзья Пушкина, навещавшие его в Михайловском, тоже были в восторге от этого места и, конечно, от старой няни:
Свет Родионовна, забуду ли тебя?
В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
Я покидал для ней и славу, и науки,
И немцев, и сей град профессоров и скуки, -
Так писал поэт Языков.

Жизненные обстоятельства заставили Пушкина обосноваться в Петербурге. И сестра Ольга тоже приехала в Петербург, конечно же, захватив с собой Арину Родионовну. Пушкин часто навещает их. В 1827 году Арина Родионовна заболела. Пушкин проведал ее и отметил в своих записях – няня…. На следующий день он поставил рядом жирный крест.
На похороны поэт не пошел. Но вскоре он стал скучать по няне, с каждым годом все больше и больше. В его воспоминаниях о ней звучит тревожное ощущение судьбы, рока…
«Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора»
Точное местонахождение могилы няни Пушкина остается загадкой. Наиболее вероятно, она похоронена на Смоленском кладбище Петербурга. Сейчас об этом говорит мемориальная доска. Недавно появились странные исследования, пытающиеся доказать, что могила Арины Родионовны найдена в пригороде Берлина.
Незамысловатая жизнь простой крестьянской женщины продолжает обрастать новыми легендами.

Главной няне русской литературы исполняется 260 лет.

Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него не только няней, но настоящим другом. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал о её безграничной любви к нему, - рассказывает зав.отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Ольга Солодовникова.


Попав в дом Пушкиных нянькой старшей сестры поэта Ольги и его младшего брата Льва, она не сразу стала ходить за маленьким Сашей. За ним смотрели две другие женщины и дядька Никита Козлов, провожавший потом гроб с телом поэта в последний путь. И все же только её Пушкин звал своей няней, к ней или навеянным ею образам не раз обращался в своих стихах. Арина Родионовна воспитывала всех подопечных барских детей по-русски. Она мастерски, задушевно рассказывала были и небылицы, страшные истории, сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Ее любили слушать не только дети, но и вся домашняя прислуга. «Несмотря на то, что всем окружающим строго было запрещено пугать нас ведьмами, домовыми, няньки все дни говорили о них между собой», - вспоминала сестра поэта Ольга. Ученые говорят, что та информация и знания, которые получает ребенок в возрасте до семи лет, формируют его личность. Именно в этот период юный Саша впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях. Видимо, на самом деле, крепостная крестьянка обладала особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их памяти. Эта её роль особенна важна тем, что в детстве поэта «воспитание его мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык». Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Он любил ее родственною, неизменною любовью, часто называя в обращении к ней не только «няней», но и «мамушкой».

Однако особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже во время его двухгодичной ссылки. В июле 1824 года в село Михайловское Псковской губернии под надзор местного начальства был выслан опальный поэт из Петербурга. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, которая по-прежнему так же любила своего Сашу. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. В мемуарной литературе, посвященной ссылке, имена няни и поэта стоят неразрывно. В доме комнаты няни и Пушкина были рядом. «Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев», — вспоминал И.И. Пущин. По свидетельству кучера Пушкина П. Парфенова: «Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть: «здорова ли, мама?» — он ее все мамой называл... И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней...» .

Они вместе коротали вечера. Няня усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Он часто приходил в её маленький домик, стоящий рядом с господским, порождая легенды о том, что Пушкин даже жил не у себя, а в «домике няни». В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно».


Весь сказочный русский мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. В ноябре 1824 года Пушкин пишет брату Льву: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» . И он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Для примера сравним фрагменты одной из няниных сказок, записанных Пушкиным, и пролога поэмы «Руслан и Людмила»: «…вот чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи и по тем цепям ходит кот, вверх идет сказки сказывает, вниз идет песни поет... а вот чудо: из моря выходят 30 отроков точь-в-точь ровны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час... и с ними старик…» .

И в поэме Пушкина:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цель на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом...

Творческую индивидуальность Арины Родионовны-сказочницы исследовал фольклорист М. К. Азадовский. Основываясь на записи Пушкиным семи народных сказок, ученый отметил, что исполнительница владела традиционным репертуаром, который предстаёт в «прекрасной сохранности, большой художественной силе и поэтической свежести». Она охотно пользовалась числом 30 или 33, свободно рифмовала. В чисто сказочной традиции она использовала имена-прозвища, особенно часто пользовалась любимым эпитетом: золотой.

Таким образом, творческий дар Арины Родионовны, мудрость, терпеливость, гостеприимство и нежнейшая любовь к своему питомцу снискали неизменное уважение Пушкина, его друзей и почитателей его таланта. В стихотворении А.С. Пушкина «Сват Иван, как пить мы станем...» дан портрет любимой нянюшки:

Мастерица ведь была!

И откуда что брала!

И куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно!

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так ладно?

Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка. Важную роль сказок няни в жизни и творчестве Пушкина отмечал критик и поэт Аполлон Григорьев: «О, сказки Арины Родионовны... вы хранили такую светлую, чистую струю в душе молодого, воспитанного по-французски барича, что отдаленное потомство помянет вас добрым словом и благословением…».

Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет. Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском.

Старенькая «мамушка» Пушкина, с лёгкой руки поэта, создавшего поэтический, романтический миф о своей няне, навсегда вошла в русскую литературу, став «хрестоматийным образом». Он воспевал ее в стихотворениях разного периода, называя «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой»:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных,

Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой…

Стихотворение «Наперсница волшебной старины» совершенно исключительно тем, что в нем старушка-няня и прелестная дева-Муза являются как два воплощения одного и того же лица.

По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом» няни Дубровского, няни Татьяны из «Евгения Онегина». Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», женских образов романа «Арап Петра Великого», княгининой мамки («Русалка»).

Например, в своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини произведения - Татьяны Лариной с няней (как Пушкин сам говорил, «оригинала няни Татьяны»); вполне вероятно, что в нем переданы настроения этого факта жизни его любимой няни - такова была типичная доля русской женщины -крестьянки в те годы:

Расскажи мне, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?»

И, полно, Таня! В эти лета

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со света

Меня покойница свекровь. —

«Да как же ты венчалась, няня?»

Так, видно, Бог велел.

Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…

А было мне тринадцать лет.

Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну. Антон Дельвиг в письме спрашивает своего лицейского друга: «Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобой?». Не очень-то бодро перенесла, дворовый Петр Парфенов вспоминал: «Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет» . В начале ноября 1826 года Пушкин снова был в «своей избе», как любил он называть Михайловское. Оттуда он писал Вяземскому: «Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни… и моей няни - ей-Богу, приятнее щекотит сердце, чем слова… Няня моя уморительна. Вообрази, что семидесяти лет она выучила новую молитву об умилении сердца Владыки и укрощении духа его свирепости, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване». Нетрудно догадаться, чье сердце хотелось «умилить» Арине Родионовне, чью свирепость «укротить». Она молила самодержца о милости к возлюбленному души её - Александру Сергеевичу. Из воспоминаний Александры Осиповны Смирновой - фрейлины Императрицы: «Государь-император говорил с Пушкиным о его бедной Арине Родионовне (поэт очень жалел ее). Государь говорил о старых русских слугах и о стихах, где Пушкин упоминает о своей бабушке и старой няне».

О няне - первом и, самом верном друге поэта, вспоминают его современники, близкие друзья, для которых Арина Родионовна также стала родным человеком. Князь Петр Андреевич Вяземский пишет: «Родионовне мой поклон в пояс». Иван Иванович Пущин, возвратившись из Михайловского, просит Пушкина в письме: «Кланяйся няне».

«Свет Родионовна, забуду ли тебя?» — писал навестивший Пушкина весной 1826 года поэт Николай Михайлович Языков. Он был в восторге от Арины Родионовны. «Я без ума от вашей нянюшки! Какая у нее материнская забота о вас. Поражают ее душевная красота, замечательная народная речь, пленительные рассказы про старину, про бывальщину!». Николай Михайлович, впоследствии, ей посвятил стихотворение «Как сладостно твое святое хлебосольство…».

А по утверждению А.П. Керн, Пушкин «никого истинно не любил, кроме няни своей...».

В последний раз поэт встретился со своей любимой няней в селе Михайловском в сентябре 1827 года. К тому моменту Арине Родионовне исполнилось уже 69 лет. К январю 1828 года старшая сестра Пушкина Ольга решила выйти замуж. Родители были против брака дочери с Николаем Павлищевым. Пара поселилась в Петербурге, а родителям, переступая через себя, пришлось-таки выделить им крепостных для ведения хозяйства. В их число вошла и Арина Родионовна.

Путешествовать в столицу ей пришлось в марте. Всё ещё по-зимнему холодная дорога отняла у неё много сил – няня начала болеть. В доме Павлищевых она скончалась 12 августа 1828 года.

Арину Родионовну похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Спустя два года Александр Пушкин пытался найти её могилу, но не смог – она была утрачена навсегда. Лишь в 1977 году на Смоленском кладбище появилась табличка в память о няне поэта.

В 1880 году, когда после смерти Пушкина пройдет уже более 40 лет, писатель И.С. Аксаков на открытии памятника поэту в Москве произнесет речь о простой крестьянке – Арине Родионовне: «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!».

Пушкин сумел создать добрый поэтический образ любимой няни, но, к удивлению, о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего.

Широко известен портрет няни работы неизвестного художника. Его можно встретить даже в школьных учебниках.


Но соответствует ли он реальной внешности няни? По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному Прасковьей Александровной Осиповой : «Старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанный из кости. Его история покрыта тайной - впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.


Кроме того, на полях рабочих тетрадей Александра Сергеевича ученые-пушкинисты обнаружили два профильных портрета. Сначала нарисована голова старушки в повойнике, а рядом с ней - поясной портрет девушки в сарафане, с косой и повязкой на голове. При внимательном рассмотрении оказалось, что лица старушки и девушки поразительно похожи и являются портретом одного и того же человека в молодости и старости. На первом портрете она нарисована, вероятно, такой, какой поэт видел ее в последний раз, на смертном одре - перед нами лицо старушки с уже застывшими чертами, с опущенными веками. Рядом же Пушкиным нарисован портрет юной Арины Родионовны, он более четок: выражение лица молодой женщины бойкое и задорное. Рисуя Арину Родионовну молодой, поэт, вероятно, вспоминал нянины рассказы о ее молодости.


В различных источниках можно встретить немало репродукций картин, на которых изображены А.С. Пушкин и его верная няня. Но все они лишь плод воображения художников, отражающий скорее внутреннюю суть этой удивительной женщины, но не внешнее сходство с оригиналом.

В 1875 году на 4-й выставке Товарищества передвижников Николай Ге выставляет свою новую картину «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском».


На картине изображена встреча лицейских друзей в январе 1825 года в селе Михайловское, когда ранним утром всего на один день к Пушкину приезжает его лучший друг Иван Пущин, который привез запрещенную тогда комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», и Пушкину захотелось почитать ее вслух. Пущин расположился в кресле, а Пушкин с его неуемным темпераментом усидеть, и читал стоя. Позади него сидит няня со своим вязанием и тоже слушает. Вот этот момент мы и видим на полотне художника.

На следующее утро Пущин уезжает, а Пушкин пишет ему в Читу, где Пущин был в ссылке после декабрьского восстания на Сенатской площади:

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Настоящая ода дружбе! После выставки картину приобретает Н.А.Некрасов.

Примером жанровой живописи является картина П.И. Геллера (1862 – 1933) «Пушкин и няня», написанная им к 100-летнему юбилею со дня рождения Поэта.


На картине изображена комната, заполненная книгами, в которой уютно расположились Пушкин и его няня. У няни на коленях вязание, она рассказывает что-то любимому Александру Сергеевичу, а тот внимательно слушает и записывает.

Ученик Ильи Репина Николай Иванович Шестопалов создал удивительные по органичности выбранных тем полотна, посвященные А. С. Пушкину. В роковом, но и юбилейном 1937-м году, Николай Шестопалов становится художником Пушкинского музея-заповедника. И в эти годы на его живописных полотнах и чудесных акварелях появляются пейзажи Михайловского и Тригорского, усадебные интерьеры, виды Святогорского и Печорского монастырей, древняя русская архитектура белокаменного Пскова. Ведь это, как ни крути, всё жизнь русского помещика. Это усадебный дом, чудесная няня с русскими сказками, вечный годовой круговорот крестьянской жизни, посещения монастырей и церковных служб.

Парамонов Александр Никитич (1874-1949), художник-график, монументалист. Учился в ЦТХР Барона Штиглица на отделение офорта и декоративной живописи у В.В. Матэ, Г.М. Манизера, А.П. Савинского. В 1936, накануне празднования столетнего юбилея великого поэта, написал картину «Пушкин и няня». Бумага, офорт, сухая игла. В нижней части листа - отрывок из стихотворения Н. Языкова и вид дома в Михайловском. Сюжет традиционный: няня за вязанием рассказывает Пушкину свои «преданья старины глубокой», а поэт, расположившись в кресле внимает ей и записывает услышанное в тетрадь.


В 1938 г. молодой художник Юрий Непринцев, заканчивая институт, в качестве дипломной работы представил картину «Пушкин в селе Михайловском». В течение всей своей дальнейшей жизни «пушкинскую» тему Ю.М. Непринцев считал одной из самых главных в своем творчестве.


К числу известных русских художников и графиков относится и не менее знаменитый книжный иллюстратор Юрий Валентинович Иванов. Многим известна его прекрасная картина «Пушкин и Арина Родионовна».


Поэт изображен за одним столом со своим верным и надежным другом няней. Мы видим часть комнаты: деревянные стены обвешаны иконами, на столе в углу комнаты стоит одинокая свеча в подсвечнике и шкатулка с няниными принадлежностями для вязания. За столом сидит няня Пушкина с клубком ниток для вязания. С противоположной стороны стола сидит сам Пушкин. Его голова подперта рукой. Взгляд какой-то задумчивый. Одет поэт как всегда в строгий костюм. Голову покрывают кудри волос с длинными бакенбардами. На полу, возле ног, няни сомкнулся в клубочек и сладко спит кот.

Петербургский художник Игорь Шаймарданов, автор серии картин о Пушкине, предоставил работы, посвященные и няне поэта. По замыслу художника, в галерее образов Арины Родионовны перед зрителем предстают портреты, стилизованные под старинные полотна начала XIX века. Также Шаймарданов многократно обращался в своем творчестве к пушкинской теме, создав несколько серий шуточных картин о жизни поэта, на которых, по признанию самого автора, запечатлены «придуманные, вымышленные и почти правдивые истории».

Loading...Loading...