Лучший комплект доспехов ведьмак 3. Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия. Необходимо для создания

Много интересного контента добавилось в «Ведьмак 3 » с выходом дополнения «Кровь и вино»: огромная, сделанная с нуля локация со своим неподражаемым колоритом и атмосферой, новые и хорошо забытые старые монстры, незнакомые и прежде встречавшиеся в книгах персонажи и, конечно же, новые наборы брони и оружия – ведьмачьи, рыцарские и даже вампирские. Вот про последние две разновидности боевой экипировки для нашего мастера фехтования мы и поговорим сегодня. Поможем Геральту знатно прибарахлиться и украсить главный зал Корво Бьянко действительно уникальными экземплярами доспехов и клинков.

КОМПЛЕКТ ГЕРАЛЬТА ИЗ РИВИИ/РАВИКСА ИЗ ЧЕРТОРОГА

Именные рыцарские доспехи, арбалет, меч, седло и даже щит достанутся нашему герою, если он не откажет в просьбе Гильому де Лонфалю и согласится вместо него принять участие в Большом рыцарском турнире. Другими словами, чтобы их получить, нам придется пройти дополнительный квест «Песнь рыцарского сердца» , причем пройти не абы как, а со «стопроцентной синхронизацией» (да простят мне хейтеры Ассасинской серии эту метафору). В зависимости от того, под каким именем ведьмак запишется на турнир, он получит комплект либо Геральта из Ривии , либо Равикса из Черторога . Оба комплекта совершенно идентичны по своим характеристикам и различаются только названием и нанесенными на них геральдическими знаками.

1. Именные доспехи , дополненные перчатками, сапогами и штанами туссентского рыцаря , а также именной щит с гербом ведьмак получит автоматически после посещения шатра писаря и выполнения всех необходимых формальностей. Выступать на турнире в них или же переодеться в привычную ведьмачью одёжку – решайте сами, но в любом случае все выданные элементы турнирной экипировки станут вашими отныне и навсегда.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия Именной щит , в отличие от брони, является чисто декоративным аксессуаром (и после получения попадает в отделение Рюкзака для прочих предметов), но не спешите его выбрасывать. Он будет неплохо смотреться на стене главного зала Корво Бьянко или в геральтовой спальне.

2. Именной арбалет (сила атаки +300%) достанется Геральту только в том случае, если он выиграет состязание по стрельбе . Ему предстоит поразить девять мишеней быстрее противника.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Добыть арбалет, скажу я вам, сложно, но можно. Чтобы до известной степени облегчить себе задачу:

    а) не пожалейте трех очков умений и прокачайте по-максимуму Молниеносные рефлексы из ветки Работа с арбалетом (блок Фехтование ). Это даст вам замедление времени при прицеливании, что позволит выиграть сколько-то драгоценных секунд у соперника;

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
    б) потратьте еще одна одно очко умений на Трюкача (блок Умения ). Так вы сэкономите еще немного времени на перезарядке арбалета;

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
    в) не отказывайтесь от предложения барона Пальмерина де Лонфаля сыграть с ним в гвинт на место в турнирной сетке. Коли выиграете, то во время состязания солнце не будет светить вам в глаза и целиться в правильные мишени станет несколько проще.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

3. Именное рыцарское седло для Плотвы с 90 энергии Геральт получит, если выиграет скачки – второе турнирное состязание.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Ведьмаку будет необходимо преодолеть трассу за определенное время. Изначально отведенного времени явно недостаточно даже для преодоления небольшой части трассы, но его можно и нужно увеличить, сшибая мечом соломенных кукол и поражая из арбалета мишени , размещенные вдоль трассы.

За сбитых кукол дается бо льшая прибавка ко времени, нежели за меткие выстрелы, но старайтесь не пренебрегать ни теми, ни другими. Стоит ли говорить, что прокаченное арбалетное умение Молниеносные рефлексы пригодится нашему герою и в этом состязании.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Оба призовых седла абсолютно идентичны по своим характеристикам и отличаются лишь названием, цветом попоны и гербом на спинке.

4. Именной меч будет дарован нашему герою только в том случае, если он не только победит во всех трех турнирных состязаниях – стрельбе, скачках и командном мечном бое, но и одолеет победителя турнира прошлого года – рыцаря Грегуара де Горгона. Мечи Геральта из Ривии и Равикса из Черторога совершенно одинаковы по своим характеристикам и отличаются исключительно названием и геральдическим знаком на рукояти.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

В состязании на мечах можно пользоваться зельями, едой и маслами , но только при условии, что помещены в активные слоты и нанесены на клинок они были заранее, т.е. ДО разговора с Гильомом о проклятии Вивиенны в геральтовом шатре. В процессе схватки (и командной, и поединка) игра не позволит вам залезть в Инвентарь . Не позволит она и воспользоваться Знаками. Зелья подбирайте, исходя из вашего билда и манеры игры, а вот из масел подойдет лишь Яд повешенного . Возможно, при наличии одного лишнего очка умений стоит разблокировать и экипировать навык Лакомка (ветка дополнительных умений), позволяющий восстанавливать здоровье в течение 20 минут после еды. В этом случае не забудьте поместить хотя бы в один из четырех активных слотов что-то из пищи (совет от Red_Starreader).

Во время командного боя старайтесь не дать себя окружить – несколько пропущенных ударов, и вы проиграете. Не зацикливайтесь на одном противнике. Ваши напарники слабее бойцов из противоположной команды, и если вы им не поможете с самого начала, то довольно быстро окажитесь в ситуации один против пятерых. Используйте всю арену, пытайтесь нападать со спины на тех, кто занят боем с одним из ваших напарников. Не пытайтесь закликать врага и не стойте долго на одном месте. При приближении Геральта противники автоматически переключаются с других ботов на него. Зелья используйте экономно. Перед поединком с Грегуаром у вас не будет возможности помедитировать и пополнить их запас.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

В поединке с Грегуаром очень не советую пробовать парировать его мощные удары мечом. Гораздо эффективнее поднырнуть ему под руку, когда он станет замахиваться, и потом нанести несколько ударов в бок и/или со спины. Затем уходите в сторону, ждите новой атаки экс-чемпиона и снова повторите описанный маневр. Периодически Грегуар с такой силой замахивается мечом, что клинок втыкается в землю, и на его извлечение громиле требует определенное время. В такие моменты он особо уязвим – не упустите свой шанс невозбранно навалять ему лишних люлей.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

В дополнение к турнирным трофеям Геральт получит еще и лавровый венок победителя . Его, кстати, можно при желании надеть на голову – просто поместите венок в один из слотов кармана в Снаряжении . Проку от него нуль, зато приятно. Все-таки выиграть Большой турнир – это вам не фунт изюма.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
КОМПЛЕКТ ИЗ ТЕСХАМ МУТНА

Сей комплект вампирской экипировки Геральт найдет в подземельях замка Тесхам Мутна (к юго-востоку от Боклера), где он непременно побывает в компании своего старинного друга в ходе выполнения основного сюжетного квеста «Отзвук» . Комплект включает в себя полный набор брони, стальной меч и маску.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
Броня
Маска сама по себе никаких бонусов не дает, но учитывается при расчете общего бонуса за комплект. Ищите ее в отделении для квестовых предметов Рюкзака .
Клинок

Итак, вместе с близким другом отправляемся в Тесхам Мутна. Он отворит для нас вход в подземелья, и пока мы будем спускать вниз, расскажет историю этого жуткого и таинственного места.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

1. Панцирь, штаны и меч находятся в кованом сундуке, что стоит в первом же зале , в который вы попадете, спустившись от входа по лестнице. На сундуке располагается свиток с клятвой прежнего владельца этого комплекта.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

2. Сапоги и маска обнаружатся в кованом сундуке во втором зале подземелья, войдя в который, Геральт обратит внимание на странные глифы на стенах. От первого зала его отделяет длинная винтовая деревянная лестница.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

3. Перчатки лежат в коридоре с камерами , в дальней нише, расположенной слева по ходу движения, в небольшом сундучке. В этот коридор мы попадаем из второго зала, где были найдены сапоги и маска.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
ТУССЕНТСКАЯ БРОНЯ (БРОНЯ РЫЦАРЯ ИЗ СТРАНЫ СКАЗОК),

МЕЧИ ВИТИС И ГЕШЕФТ

Разжиться боевыми сувенирами из Страны Тысячи Сказок Геральт сможет, только если в рамках основного квеста «Долгая ночь» он решит отыскать Сианну , а не обращаться за содействием к Скрытому. Иного способа попасть в волшебный край иллюзий, кроме как во время основного сюжетного квеста «Давным-давно...» , не будет. В общем, не упустите момент и оторвитесь там по полной. Но умоляю, соблюдайте осторожность и постарайтесь не раздавить Дюймовочку.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
Туссентская броня
Клинки
1. К югу от башни Долговласки (т.е. Рапунцель), на берегу небольшого озерка (или лужи? не знаю, как этот водоем лучше назвать) Геральт и Сианна наткнутся на труп странствующего рыцаря , забредшего в сказку, да и оставшегося тут навсегда. С мертвеца снимаем броню – доспехи, штаны, сапоги и перчатки. Рядом с ним валяется стальной меч Витис – его просто подбираем.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Примечание. По замыслу разработчиков, дорогу к телу рыцаря нашим героям должен указать блуждающий огонек . Собственно, огонек в игре есть – висит над лужей, слева от тропинки к башне – и свою функцию он вполне способен выполнить. Однако на поверку оказалось, что шанс случайно набрести на сам труп значительно выше, нежели шанс обнаружить путеводный светлячок. Вот такой казус.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
2. Шанс получить серебряный меч Гешефт появится у Геральта после того, как он одолеет Великана из-за Туч и, коли на то будет его воля, романтической сцены с Сианной. Ступив на мост заоблачного замка, ведьмак обратит внимание на блуждающий огонек . Перед воротами замка огонек шмыгнет влево, за перила моста. Последуйте за ним.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Один прыжок, и ведьмак окажется под мостом. Теперь ему нужно попасть в пещеру по другую сторону замкового рва.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

В пещере обнаружится меч, воткнутый в погасший костер. Это и есть Гешефт . Разожгите костер – герой преклонит колено, и игра автоматически сохранится. После этого можно забрать клинок и улыбнуться забавной пасхалке на «Dark Souls».

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
ТУССЕНТСКИЙ АРБАЛЕТ

Комплект брони туссентского рыцаря (и не только его) желающие могут дополнить туссентским арбалетом , рассчитанным на героя уровня 31+ . Есть два места на территории княжества, где им можно разжиться: пост княжеской гвардии в Боклере и руины замка Галлион.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия 1. Столичный пост княжеской гвардии расположен в ремесленном квартале города, чуть южнее дорожного указателя «Сан-Себастьян». Отправиться на его поиски игра позволит почти в самом начале основного квеста «Бестия из Туссента » , после того как сопровождавший ведьмака рыцарь Мильтон де Пейрак-Пейран засобирается по своим делам и предложит ему самому осматривать тело жертвы в Корво Бьянко.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

2. Руины замка Галлион , заболоченные эльфские развалины на севере княжества, изначально заняты ганзой – многочисленной группой бандитов, состоящей преимущественно из бойцов 46 уровня . После полной зачистки их логова там заведутся мирные работники и кузнец . Вот у него-то и продается нужный нам арбалет . Мне он обошелся в 213 крон .

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
КОМПЛЕКТ ИЗ ХЕН ГАЙДТ

Пополнить свою коллекцию еще одним комплектом вампирской брони Геральт сможет, если в рамках основного квеста «Долгая ночь» он твердо заявит о своем решении обратиться за содействием к Скрытому , выполнит задание Орианы «Зов крови» и получит от нее магический ключ . Без этого ключа попасть в пещеру, где засел главный вампирский пахан Туссента и где хранятся броня и меч из Хен Гайдт, невозможно. И если вам до поросячьего визга хочется заиметь данный комплект полностью, знайте: сделать это можно только в рамках квеста «Между мирами» .

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Бонус за одновременное использование 3-х и более предметов комплекта : убийство противника восстанавливает очки жизни на число, равное 1% от макс. уровня очков здоровья за каждый элемент комплекта. Максимальный бонус – 6%.

Броня
Маска сама по себе никаких бонусов не дает, но учитывается при расчете общего бонуса за комплект. Ищите ее в отделении Рюкзака для доспехов .
Клинок

Интересно. Комплект из Хен Гайдта очень уж напоминает доспехи графа Дракулы из фильма «Дракула Брэма Стокера». Спасибо Dobbel за обнаружение этой пасхалки.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
Вход в катакомбы Скрытого располагается к югу от Боклера, на берегу озера, в непосредственной близости от Места Силы.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

1. Перчатки и стальной меч. Длинный тоннель, уводящий от входа вниз, приведет Геральта к развилке. Коридор, уходящий вперед и влево, затоплен, а из хода справа слышатся зловещее шипение и кряхтение. Поскольку нас интересует шмот, то набираем в легкие побольше воздуха и ныряем.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Под водой будет еще одна развилка, и снова необходимо выбрать левый тоннель.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Как только каменный свод над головой сменится свободной водной поверхностью, всплываем, оборачиваемся и замечаем сундук. Поздравляю, первые два предмета из Хен Гайдт найдены. Остается только вылезти из воды и забрать их.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Заполучив клинок и перчатки, можно со спокойной душой отправляться на встречу со Скрытым, если вы явились сюда в рамках квеста «Между мирами». Остальные предметы комплекта мы будем искать уже после того, как ведьмака зашвырнут в странные катакомбы, неподвластные действию привычных со школьной скамьи законов физики.

2. Маска и штаны. Итак, с легкой руки Скрытого Геральта занесло в огромную пещеру , где по потолку течет ручей , а водопад на поверку оказался водовзлетом из-за противоестественного направления тока воды. В противоположной от чудо-водопада стороне пещеры есть вход в тоннель. Он-то нам и нужен (собственно, и по квесту Геральту тоже туда же).

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Буквально через пару шагов будет развилка. По квесту следует идти прямо, но мы ищем броню, так что нам – налево.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Узкий тоннель оканчивается пещерой с ящиком, где лежат маска и штаны . Но за право прихватизировать их придется драться. Приготовьтесь к схватке с тремя протофледерами 47 уровня. Лишь покончив с ними, Геральт получит возможность заполучить предметы вампирского боевого прикида.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия 3. Сапоги и доспехи наш ведьмак найдет после того, как опробует на себе физическую аномалию с гравитацией и пешком взойдет на потолок вслед за текущим вверх ручьем (сдается мне, этот странный ручей, меняющий местами верх и низ, – отсылка к «Божественной комедии» Данте). В общем, после обнаружения мегаскопа горе-мага проходим чуток по его следам, а затем смотрим небольшой ролик. Когда мы получим назад управление героем, нам останется пройти всего-то пару шагов до заветного сундука с обувкой и панцирем.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
СЕРЕБРЯНЫЙ МЕЧ АРОНДИТ

Да, да, речь идет о том самом мече, который Геральт однажды уже получал из рук Владычицы Озера близ деревушки Темноводье. Боги, как же давно это было! Столько воды утекло с тех пор. В водовороте обрушившихся на него событий ведьмак не сумел сберечь дорогой дар, но теперь у него появился шанс вернуть себе уникальный клинок. Произойдет это в рамках квеста «Пути Предназначения» , который наш герой получит, взяв записку «Вызов на Испытания Добродетели» с доски объявлений на главной рыночной площади Боклера. Другой способ разблокировать квест с Арондитом – подслушать разговор некоего всадника Борса с Персивалем на турнирных полях (в этом случае записка с доски объявлений в городе исчезнет).

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Урон Арондит а рассчитывается, как и в случае с другими предметами, в момент его присвоения ведьмаком. Однако бонус, позволяющий улучшать меч, повышая его урон, будет присутствовать в любом случае.

1. Как станет ясно из записки, желающему пройти Испытания надлежит явиться на остров, расположенный в центре озера Селяви (к северо-западу от Боклерского дворца).

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

2. В центре острова обнаружится внутреннее маленькое озерцо, посередь него – крошечный островочек, а на островочке – отшельник . Поговорите с ним. Старец расскажет, что это необычное место и что на дне озерца хранится легендарный меч. Получить его сможет лишь тот, кто обладает пятью рыцарскими добродетелями : доблестью, щедростью, честью, сочувствием и мудростью.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
    Если до встречи с отшельником Геральт еще не успел проявить все пять добродетелей , тот отправит ведьмака к каменным стелам , дабы он ознакомился с сутью каждой добродетели. А потом игра просто предложит дождаться подходящего момента и проявить свою мудрость, щедрость и т.д. К сожалению, четко нигде не указывается, что именно нужно для этого сделать: кому в чем помочь, кому подсобить, кому что дать или сказать. Тем не менее Интернет и мой личный опыт в состоянии подсказать, как стать добродетельным ведьмаком. Не претендуя на исчерпывающий перечень и в надежде, что вы, дорогие читатели, поможете мне его дополнить , поделюсь рецептами выполнения условий, необходимых для получения Арондита (см. ниже).

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
    Если к моменту встречи с отшельником Геральт уже умудрился проявить все пять добродетелей , то старец предложит ведьмаку пройти еще одно испытание – испытание боем . Во время схватки постарайтесь держаться поближе к противнику (43 уровень), дабы не провоцировать его на спецатаки в виде вихря и торнадо. Как только наш герой лишит дедка 2/3 запаса здоровья, битва завершится, и Геральт будет признан достойным владеть магическим клинком. Отшельник погрузится в озерцо, а вместо него явится Владычица Озера и вручит ведьмаку меч со словами: мол, не теряй его больше. На этом квест завершится.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Теперь о том, как пройти Испытания Добродетели.

Щедрость
    1. Дайте на чай (5 крон) мальчику-посыльному , который доставит письмо от Йеннифэр/Трисс.
    2. Вознаградите материально (до 500 крон) мальчишку – чистильщика обуви в рамках основного квеста «Логово бестии » .
    3. Приобрестите за деньги ленточку у девочки со спичками в рамках основного задания «Давным-давно... » (500 крон).
    4. Выкупите собственный портрет у живописца в рамках квеста «Портретист » (1000 крон).
    5. Откажитесь принять плату картошкой у отшельницы Пинастри за выполнение ведьмачьего заказа «О чем говорят лошади » .
Честь
    1. Выполняя квест «Народный герой» , верните украденные гениталии статуи музейщику , а не оставляйте их похитителю за определенную плату.
    2. При прохождении дополнительного квеста «Вечный покой» (берется с доски объявлений на главной рыночной площади Боклера), сообщите заказчику, что причиной шума на кладбище была семейная ссора .
    3. В процессе прохождения дополнительного квеста «Песнь рыцарского сердца » примите вызов Принца Анси из Ривии и Лирии и поучаствуйте в конном поединке. При этом исход состязания значения НЕ имеет.
Доблесть
    1. Необходимо выиграть Большой турнир в рамках побочного квеста «Песнь рыцарского сердца » (см. выше)

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия .

    4. Одолейте Детлаффа в рамках прохождения основного задания «Тесхам Мутна » .

    5. Согласитесь выполнить ведьмачий заказ «Если не хочешь моей погибели... » и не дайте рыцарю-напарнику погибнуть в бою с боровым. (Заказ можно взять или у девушки, что стоит неподалеку от Нильфгаардского посольства в Боклере, или у странствующего рыцаря Франсуа, что стал походным лагерем к северо-западу от Боклерского дворца (см. маркер на карте).)

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
    6. Выполняя побочный квест «О рыцаре и прекрасной даме» , заставьте (именно заставьте, а не уговорите) ведьму снять проклятье. Она, естественно, просто так ничего делать не захочет и попытается от вас избавиться. Драться придется с ней и её пантерой 40-го уровня. Сразу после окончания схватки игра засчитает вашему герою отвагу, т.е. доблесть. (Квест берется либо с доски объявлений на винодельне Кастель Равелло (ищите записку от лесоруба Якоба), либо непосредственно у самого Якоба (см. пользовательскую метку на карте).)

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия Коровьи лепешки Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
    3. Выполняя побочное задание «Боклерское сафари » (берется с доски объявлений на главной рыночной площади Боклера), не допустите, чтобы заказчик пострадал. После окончания сафари расспросите охранников заказчика о его жизни , затем примите приглашение графа посетить выставку его работ и уже там не упустите случая поинтересоваться состоянием дел у его дочки .

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
    4. В рамках квеста «Голодные игры » позвольте расколдованной Марлен остаться в Корво Бьянко в качестве повара.
    5. При прохождении побочного задания «Равновесие в природе» откажитесь убивать последнего серебристого василиска (квест берется либо с доски объявлений, либо при осмотре места нападения монстра в местечке Купеческая фактория).

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
    4. При прохождении побочного квеста «Братская любовь» достаньте деталь дистиллятора из горячего источника, а позже, когда Гюго попросит Геральта защитить его от его же братьев, ответьте, что сегодня никто не умрет . (Квест начнется автоматически, когда Геральт приблизится к пещере, расположенной к юго-западу от озера Селяви.)

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия


Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия
    5. Выполняя побочный квест «О рыцаре и прекрасной даме» , сумейте расколдовать девушку. Для этого необходимо либо смиренно попросить ведьму снять проклятие, преклонив перед ней колено , а затем отдать ей прядь своих волос (данный вариант прохождения станет доступен, только если Геральт прочитает книгу со сказками , которую ему вручит квестодатель), либо самому разобраться, как снять проклятие (данный вариант станет возможен, только если Геральт будет точно знать, кому именно принадлежат останки из пещеры под халупой ведьмы). Во втором случае игра засчитает вашему герою мудрость уже после завершения квеста.

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Дополнение «Кровь и вино». Руководство по поиску уникальных комплектов НЕведьмачьей брони и оружия

Если вы заинтересованы в том, чтобы раздобыть Арондит как можно скорее после попадания в Туссент, попробуйте воспользоваться советами derMitay . Ищите их в комментариях под этим постом .

Ну, вот наш ведьмак и прибарахлился. Столь уникальные доспехи и оружие не стыдно хоть на себя надеть, хоть в главном зале Корво Бьянко выставить. Пусть это не ведьмачья экипировка, но она тоже дорогого стоит. И теперь, когда у Геральта появился собственный дом, он может позволить себе стать коллекционером – вести размеренную жизнь винодела, любоваться на памятные вещи и вспоминать былые приключения. Кстати, а насколько полной является оружейно-доспеховая коллекция вашего ведьмака? Если вдруг какие-то предметы из ведьмачьих и неведьмачьих сетов ускользнули от вас, мы готовы вам помочь их найти. Adrian_CH .

Как в любой другой RPG, в ведьмаке присутствует колоссальное количество разнообразного шмота, отличающегося по параметрам и внешнему виду. Если в зачастую броня носит только косметический характер, то в этой игре приходится обращать внимание на статы, чтобы пережить очередной бой с чудовищами.

Всем привет, дорогие читатели! Сегодня я расскажу вам, какая броня считается лучшей в игре. Начинаем!

Ведьмачья экипировка

В игре есть несколько основных школ ведьмака: Кота, Грифона, Волка, Медведя. Каждая их них предоставляет уникальный комплект снаряжения, в который входит:

  • Стальной меч.
  • Серебряный меч.
  • Арбалет.
  • Броня.
  • Наручи.
  • Ботинки.
  • Штаны.

Характеристики вещей зависят напрямую от выбранной школы. Например, в коте больше уклон делается на критические удары, поэтому особо будет эффективным для ловкачей, а в медведе на урон и HP.

Помимо уникальных характеристик, снаряжение от любой школы добавляет защиту от существ. Это особенно будет заметным во время сражений.

Для получения экипировки придется постараться. Любая вещь крафтится из чертежа, который необходимо сначала найти. Но даже если вы отыщите рецепт изготовления, придется поискать мастера, который согласится это сделать.

Оружейник находится в Вроницах. У него пройдите квест, после чего вы сможете крафтить броню. Чтобы создавать оружие, понадобиться найти другого мастера Хаттори в Новиграде.

Каждая вещь постепенно может быть улучшена в несколько этапов:

  • Базовые.
  • Улучшенный.
  • Отличный.
  • Превосходный.

В последних дополнениях появился гроссмейстерский уровень, улучшающих экипировку до предела. В двух платных DLS также появились новые школы: Мантикоры и Змеи. Экипировка этих школ требует наличие 40-го уровня и крепкую нервную систему для сбора чертежей.

Обычное снаряжение

Ведьмачья экипировка хоть и считается лучшей, но не обязательной, ее с легкостью могут заменить обычные мечи, полученные в сражении или во время крафта. Нельзя конкретно сказать, где и когда вы сможете получить хороший доспех. По большей части это чистый рандом. Все зависит от вас, как часто вы обследуете местность, выполняете квесты и создаете шмот.

Запомните главное – в , экипировка хоть и имеет большое значение, но не критическое. Если вы умеете уворачиваться, то броня и вовсе не понадобиться. Сконцентрируйтесь лучше на самом , а хорошая экипировка придет к вам со временем.

На этом все. Подписывайтесь на блог и пишите в комментариях, какой шмот вы считаете лучшим. До скорых встреч, дорогие читатели!

Игровой процесс включает в себя множество аспектов, и поиск хорошей амуниции - один из них. Данная статья поможет разобраться, какие доспехи лучше выбрать в «Ведьмаке 3».

Так как самыми полезными считаются ведьмачьи доспехи, то далее будут представлены их местонахождение и мастера, способные их улучшить.

Одними их хороших доспехов в «Ведьмаке 3» считается броня школы Кота. Начать поиски стоит с Новиграда, а точнее - с северо-западной стороны города. Оттуда открывается вид на еле заметную тропинку, ведущую в пещеру. Она скрыта иллюзией, поэтому стоит обзавестись подарком Кейры. После развеянной иллюзии надо сразиться с големом 16 уровня.

Далее, придерживаясь правой стороны, нужно воспользоваться знаком Аард и, дойдя до конца, забрать квитанцию на голема. Возвращаться стоит по левому туннелю, где главного героя ждет загадка в виде статуй вокруг площадки. Задача ведьмака состоит в том, чтобы развернуть каменные изваяния в сторону площадки, после чего она раздвинется, открывая воду. После этого нужно нырнуть в воду и приготовить арбалет, так как придется отбиваться от утопленников. Когда с противником будет покончено, можно опуститься на самое дно, где лежит ключ, и подобрать его. Потом нужно вернуться в главный зал и открыть ключом запертую дверь. За ней будет изуродованный ведьмак, сразившись с которым, можно забрать броню.

Арбалет данной школы можно найти на острове, который располагается напротив западного берега Велена. Обнаружив на острове корабль, нужно его обследовать, после чего забрать чертеж арбалета и заметки по местонахождению остального сета.

Для нахождения серебряного меча нужно проследовать к востоку от Новиграда, где располагаются руины. Напротив них есть храм, в центре которого имеется лестница, ведущая в подземелье. Наткнувшись на преграду, необходимо воспользоваться знаком Аард и забрать чертеж меча.

Что касается стального меча, то тут поиски разворачиваются в замке Драхим, где, разбив стену, нужно спуститься вниз по лестнице и забрать искомый чертеж.

Это был базовый комплект кошачьих хороших доспехов в «Ведьмаке 3».

В Велене находится Дерево Висельников, от которого нужно проследовать на север до ближайших руин. Наверху будет расположено гнездо гарпий и скрытый проход - вот в нем и находится чертеж стального меча.

Поиски чертежа серебряного меча начинаются с маяка, который расположен на северо-западе Велена. Далее необходимо проплыть до места силы, указывающего на правильный проход. Нырнув, можно выплыть уже на территории маяка. С его внешней стороны будет расположено колесо, активирующее мост, где можно сразиться с монстром и забрать чертеж меча.

Остальные части хороших доспехов в «Ведьмаке 3» школы Грифона находятся в Гроте охотника на драконов. Путешествие в указанное место начинается с Донваррена, откуда игроку надо пройти до пещеры, в которой обитают призраки. Пройдя до самого конца тоннеля, главный герой пользуется Аардом и с помощью ведьмачьего чутья находит сундук с необходимыми чертежами.

В вопросе о том, какие доспехи самые лучшие в «Ведьмаке 3», поможет разобраться медвежий сет, так как он является наиболее тяжелым и высокоуровневым. Чтобы начать его поиски, необходимо добраться до сюжетного задания «Пункт назначения: Скеллиге».

На юге начального острова есть руины, где расположен чертеж стального меча школы Медведя. Чтобы его забрать, игроку придется сразиться с сиренами и призраками.

Чертежи серебряного меча можно найти на севере того же острова, где обитают ледяные элементали с горгульями. Одолев их, нужно пройти к двери, что находится с правой стороны, а за ней - чертеж.

На юге от быстрого перехода основного острова есть пещера. Там в конце тоннеля и находится чертеж арбалета.

Доспехи и оставшиеся части находятся в Форте, на территории деревни, что располагается на северо-восточном острове. Слева от форта есть камни, по которым можно добраться до крепости. Внутри нее нужно повернуть налево и следовать к лестнице, где придется активировать рычаг. После этого будет доступен бой с призраком, а после него можно проследовать в проход, который есть в одной из камер. Когда игрок дойдет до развилки, ему понадобится правый поворот, после чего можно обнаружить чертежи.

Следуя канону, многие игроки ищут сет школы Волка. В вопросе о том, какой ведьмачий доспех лучше в «Ведьмаке 3», многие склоняются к тому, что именно каноничная броня будет кстати.

Для начала стоит приобрести карты с метками для поиска снаряжения. Первые карты будут у оружейника Хаттори, что дает задание «Мечи и вареники» в Новиграде. Следующая карта будет у кузнеца, трудящегося в деревне Линденвейл. Еще одна зацепка продается у оружейника в Новиграде, а у оружейника в Каэр Трольде можно получить предпоследний элемент. На Скеллие, в Каэр Мюре, есть кузнец, владеющий последней картой.

Единственный минус добычи данной брони - это то, что весь сет находится на территории Каэр Морхена. То есть попасть на данную локацию можно только двумя способами - по сюжету и с помощью консольного перемещения.

Данная броня появилась только вместе с последним сюжетным дополнением. Лучшими доспехами в «Ведьмак 3: Кровь и Вино» является гроссмейстерское снаряжение школы Мантикоры. Поиски помогут осуществить подсказки кузнеца в Туссенте.

Для начала стоит знать, что уровень данной брони - 40, так что стоит прокачаться, прежде чем начинать прохождение дополнения и поиски брони.

Стальной меч Мантикоры находится на развалинах возле разрушенной башни. Чтобы добыть его, понадобится забраться на стены и продвинуться к самой башне. После этого нужно спрыгнуть на пол и осмотреться с активированным ведьмачьим чутьем.

Нагрудник брони этой школы будет находиться в конце указанной пещеры. На стене с записками есть молитва Мертина - она и понадобится кузнецу для создания нагрудника.

Следующую метку кузнец дает на поиски штанов школы Мантикоры, которые располагаются в указанном храме. Пробив стену напротив входа, можно увидеть шкатулку на столе, в которой и лежат схемы.

Поиски серебряного меча начинаются в пещере с ядовитыми испарениями. Доплыв до них, игрок видит завалы, которые успешно ликвидируются Аардом, а после в шкатулке рядом с трупом можно обнаружить чертеж.

Последняя подсказка кузнеца касается наручей, что лежат под мостом, на дне водоема. Схема находится в мешке.

Возможные нюансы

Иногда для поиска той или иной части снаряжения может понадобиться сюжетный предмет или открытие локации, которая на данный момент недоступна. Для этого следует тщательно изучить подсказки или пройти часть сюжета.

Что касается кузнецов, то они способны улучшать снаряжение, согласно только своему уровню мастерства. Какие доспехи самые лучшие в «Ведьмаке 3» - решать только игрокам, ведь каждый из видов доспехов имеет свои свойства и особенности.

Рассказываем о лучших мечах и броне в игре Ведьмак 3: Дикая Охота» и двух ее сюжетных дополнениях

Иногда для прохождения особо трудных заданий в игре Ведьмак 3», особенно на высокой сложности, не хватает минимального перевеса. Крошить чудовищ и монстров в человеческом обличии гораздо приятнее и удобнее, когда Геральт облачен в крутую броню и размахивает не менее крутым мечом. Мы собрали информацию о лучших предметах экипировки в «Дикой Охоте», а также в DLC «Каменные сердца» и «Кровь и вино».

Экипировка ведьмачьих школ

Под поиск чертежей для создания профессионального ведьмачьего снаряжения разработчики выделили целый раздел заданий. Запутаться и не найти один из чертежей теперь крайне сложно – достаточно выбрать в меню специальный квест и идти на маркер. Сундук с нужным предметом, как правило, охраняют монстры или бандиты, а неподалеку от расположения клада вы обязательно найдете знак соответствующей школы – например, грубо нацарапанную на камне морду кота. Гроссмейстерский вариант брони большинства школ можно найти в дополнении «Кровь и вино».

Доспехи школы Кота

Легкая броня – выносливость восстанавливается быстро. Подходит тем, кто любит уклонения, пируэты и быстрый стиль боя. Характеристики, которые вам даст полный сет мастерских доспехов:

  • Броня : +399.
  • Эффекты : +50% сила атаки, +22% сопротивление колющим ударам, +30% сопротивление рубящим ударам, +30% сопротивление урону от чудовищ, +70% сопротивление стихиям.

Базовый комплект брони лежит на севере Новиграда, в подземельях под Храмовым островом. Найти его можно только после прохождения квестовой ветки чародейки Кейры Мец – чтобы обнаружить сундук, нужен Глаз Нехалены.

Мечи школы Кота

Стальной меч

Чертеж находится в локации немного южнее Новиграда.

  • Уровень : 17.
  • Урон : 162-198.
  • Эффекты : +5% модификатор шанса вызвать кровотечение, +5% дополнительный опыт за смертельный удар по человеку.

Серебряный меч

Чертеж лежит на юго-востоке от Новиграда.

  • Уровень : 17.
  • Урон : 256-312.
  • Эффекты : +12% мощь Аарда, +5% модификатор шанса вызвать кровотечение, +20% дополнительный опыт за смертельный удар по чудовищу.

Доспехи школы Грифона

Доспех, занимающий среднее положение между легкой и тяжелой броней. Хороший выбор для тех, кто активно использует в бою знаки. Характеристики, которые вам даст полный сет мастерских доспехов:

  • Броня : +399 ед.
  • Эффекты : +50% мощь знаков, +30% сопротивление колющим ударам, +40% сопротивление рубящим ударам, +20% сопротивление ударному урону, +50% сопротивление урону от чудовищ, +40% сопротивление стихиям.

Базовый комплект чертежей лежит на северо-западе поселения Штейгеры, в Гроте Драконобойца. Охраняется сильными по меркам начала игры монстрами.

Мечи школы Грифона

Стальной меч

Чертеж лежит в Последнем Бастионе на севере Велена. С него лучше всего начинать линейку квестов. Охраняется гарпиями.

  • Уровень : 11.
  • Урон : 119-145.
  • Эффекты : +5% мощь Знаков, +5% дополнительный опыт за смертельный удар по человеку.

Серебряный меч

Чертеж можно найти на острове Лонрук с маяком, на северо-западе Велена.

  • Уровень : 11
  • Урон : 202-246.
  • Эффекты : +5% мощь Знаков, +20% дополнительный опыт за смертельный удар по чудовищу.

Доспехи школы Волка

Еще один средний доспех. В нем есть всего понемногу – бонусы как к быстрым и тяжелым атакам, так и к знакам. Характеристики, которые вам даст полный сет мастерских доспехов:

  • Броня : +432 ед.
  • Эффекты : +20% мощь знаков, +20% получение адреналина, +20% сила атаки, +25% сопротивление колющим ударам, +40% сопротивление рубящим ударам, +20% сопротивление ударному урону, +50% сопротивление урону от чудовищ, +40% сопротивление стихиям.

Чертежи появятся в игре только после установки одного из бесплатных DLC. Базовый комплект лежит в пещере под Каэр Морхеном.

Мечи школы Волка

Стальной меч

Находится в бастионе к западу от крепости Каэр Морхен. Охраняется призраками.

  • Уровень : 14
  • Урон : 140-172.
  • Эффекты : +5% мощь Знаков, +5% получение адреналина, +5% модификатор шанса вызвать кровотечение, +5% дополнительный опыт за смертельный удар по человеку.

Серебряный меч

Чертеж можно найти на севере Каэр Морхена, в руинах разрушенной башни. Отыщите тело, лежащее на ступеньках – чертеж находится на нем.

Уровень : 14.

Урон : 229-279 +5% мощь Знаков.

Эффекты : +5% получение адреналина, +5% модификатор шанса вызвать кровотечение, +20% дополнительный опыт за смертельный удар по чудовищу.

Доспехи школы Медведя

Тяжелая броня – выносливость восстанавливается медленно. В ней Геральт хорошо защищен и может наносить мощные удары, но довольно неповоротлив. Характеристики, которые вам даст полный сет мастерских доспехов:

  • Броня : +399.
  • Эффекты : +50% получение адреналина, +40% сопротивление колющим ударам, +50% сопротивление рубящим ударам, +30% сопротивление ударному урону, +70% сопротивление урону от чудовищ, +25% сопротивление стихиям.

Базовый комплект чертежей брони школы Медведя находится на северо-восточном острове архипелага Скеллиге. Сундук лежит в старой крепости на севере, охраняется призраками.

Мечи школы Медведя

Стальной меч

Чертеж находится в руинах на юге основного острова Скеллиге. Охраняется группой сирен и призраками.

  • Уровень : 20.
  • Урон : 184-224.
  • Эффекты : +5% получение адреналина, +5% дополнительный опыт за смертельный удар по человеку.

Серебряный меч

Чертеж лежит в форте Этнир на севере того же острова. Охраняется ледяным элементалем и гаргульями.

  • Уровень : 20.
  • Урон : 283-345.
  • Эффекты : +5% получение адреналина, +5% шанс крит. удара, +10% модификатор шанса отрубить конечность, +20% дополнительный опыт за смертельный удар по чудовищу.

Доспехи школы Змеи (дополнение «Каменные сердца»)

Сет относится к средним доспехам. Чертежи можно купить только во время выполнения квеста «Сезам, откройся!» в аукционном доме Борсоди. Поговорите с графиней и купите у нее чертежи.

  • Броня : 235 (+эффекты от доп. предметов).
  • Эффекты : +30% сопротивление колющим ударам, +50% сопротивление ядам, +30% сопротивление рубящим ударам, +40% сопротивление урону от чудовищ, +40% сопротивление стихиям.

Мечи школы Змеи

Стальной меч (обычный)

Чертеж можно найти в развалинах неподалеку от сожженной деревни в Белом Саду, тем самым начав квест "Ведьмачьи древности: снаряжение Школы Змеи". Рекомендуется сделать это как можно быстрее, так как мечи сета существенно облегчают прохождение.

  • Уровень : 1.
  • Урон : 49-61.
  • Эффекты : +15% модификатор шанса вызвать отравление, +5% дополнительный опыт за смертельный удар по человеку.

Серебряный меч (обычный)

Чертеж добывается по квесту после обнаружения чертежа стального меча.

  • Уровень : 1.
  • Урон : 112-138.
  • Эффекты : +10% мощь Аарда, +10% модификатор шанса вызвать отравление, +20% дополнительный опыт за смертельный удар по чудовищу.

Отравленный стальной меч (дополнение «Каменные сердца»)

Чертеж можно найти по ходу прохождения квеста «Сезам, откройся!» в сокровищнице Борсоди. Он лежит в сундуке рядом с Домом Борсоди (стойки со шкатулкой).

  • Уровень : 39.
  • Урон : 328-400.
  • Эффекты : +25% к силе знака Аард, +75% бонуса к критическому урону, +10% шанс критического урона, +15% шанс отравить врага, +5% опыта от людей и гуманоидов.

Отравленный серебряный меч (дополнение «Каменные сердца»)

Меч можно отыскать только во время прохождения квеста «Кто сеет ветер...». Если вы вступились за Ольгерда фон Эверека и предложилиь Гюнтеру о"Диму сыграть на их с ведьмаком души, Гюнтер переместит Геральта в альтернативную реальность. В одной из локаций этого странного мира и находится воткнутый в камень меч.

  • Уровень : 39.
  • Урон : 463-565.
  • Эффекты : +25% мощь Аарда, +75% дополнительный урон при крит. ударе, +10% шанс критического удара, +10% шанс вызвать отравление, +20% доп. опыт за смертельный удар по чудовищу.

Доспехи школы Мантикоры (дополнение «Кровь и вино»)

Средняя броня. Квест на поиск чертежей можно взять у кузнеца Лазаря Лафарга. Ищите его в Боклере, к северу от Городского кладбища и к западу от Метиннских ворот.

  • Броня : 240 (+эффекты от доп. предметов).
  • Эффекты : +10 макс. Интоксикации, +19% сопротивление колющим ударам, +24% сопротивление рубящим ударам, +31% сопротивление урону от чудовищ, +25% дополнительный урон при крит. ударе.

Если надеты 3 предмета из комплекта, то шанс критического удара и критического урона распространяется и на бомбы. Если же надеты 6 предметов из комплекта, то число зарядов у всех алхимических предметов увеличивается на единицу.

Мечи школы Мантикоры (дополнение «Кровь и вино»)

Чертежи можно найти по ходу прохождения соответствующего квеста.

Серебряный меч

  • Уровень : 40.
  • Урон : 472-576.
  • Эффекты : +250 к пробиванию брони, +50% бонус к критическому урону, +15% шанс на критический удар, +12% шанс вызвать кровотечение, +5% бонус опыта от монстров.

Стальной меч

  • Уровень : 40.
  • Урон : 335-409.
  • Эффекты : +250 пробитие доспеха, +50% дополнительный урон при крит. ударе, +5% шанс критического удара, +10% шанс вызвать кровотечение, +5% дополнительный опыт за смертельный удар по человеку.

Прочие доспехи

Доспех из Тесхам Мутна (дополнение «Кровь и вино»)

Тяжелый доспех. Элементы доспеха Геральт найдет в крепости Тесхам Мутна во время прохождения сюжетного квеста «Отзвук». Пропустить их практически невозможно, если осматривать все на пути. Количество очков брони зависит от уровня Геральта.

  • Эффекты : +30% сопротивление колющим ударам, +25% сопротивление ударному урону, +25% сопротивление кровотечению, +30% сопротивление рубящим ударам, +25% сопротивление урону от чудовищ.

Чем больше предметов комплекта (начиная с трехх0 надето на ведьмаке, тем больше здоровья доспех восстанавливает носителю после убийства противника (максимум 6%).

Офирский доспех (дополнение «Каменные сердца»)

Легкий доспех. Начать квест по поиску офирского сета «Из далекого офира» можно во время прохождения другого квеста, « Роза на красном поле». В одном из домов в сундуке вы найдете свиток, с которым нужно отправиться к офирскому купцу. Купец расположил свой шатер около мельницы.

  • Броня : 476.
  • Эффекты : +40% к мощи Квена, +40% к мощи Ирдена,+30% к мощи Аксия, +30% к мощи Аарда, +20% к мощи Игни, +50% сопротивление ударному урону, +50% к сопротивлению рубящим ударам.

Прочее стальное оружие

Длинный Коготь

Чертеж для создания этого отличного оружия, которое является отсылкой к «Игре Престолов», можно найти в роще Фрейи на одном из островов Скеллиге. При помощи рычагов вы откройте водный шлюз в дальней части локации, затем проплывите через него в секретную пещеру и обыщите сундук. Чертеж лежит там.

  • Уровень : 14.
  • Урон : 134-164.
  • Эффекты : +43 пробитие доспехов, +9% мощь Ирдена. +3% модификатор шанса отрубить конечность, +4% дополнительный опыт за смертельный удар по человеку.

Тор Лара

Меч можно обнаружить на Ард Скеллиг к северу от Каэр Трольд, или в одном из тайников контрабандистов также к северу от острова.

  • Уровень : 18
  • Урон : 127–155.
  • Эффекты : здоровье +75, мощь знака Аард +16%, шанс на возгорание противника +12%, шанс на мгновенную смерть противника +2%.

Клинок из Тир Тохаир

Чертеж можно купить у кузнеца из деревни Фирсдаль на острове Ард Скеллиг, сам же меч случайно выпадает в одном из сундуков.

  • Уровень : 46.
  • Урон : 364-446.
  • Эффекты : +50% дополнительный урон при критическом ударе, +5% шанс критического удара, +15% шанс вызвать кровотечение.

Гарваль

Меч станет вашим по итогам прохождения квеста «Несчастный случай». Квест берется у брошенного селения на берегу реки южнее Дьяволовой ямы. Там, у пристани, за старой лодкой в воде полусидит мертвец. На нем можно найти неотправленное письмо, которое и запустит квест.

  • Урон: 142-174.
  • Эффекты: +8% мощь Игни, +9% модификатор шанса вызвать горение.

Прочее серебряное оружие

Штейгер

Этот серебряный меч можно найти в деревне Ларвик на острове Хиндарсфьялл.

  • Уровень : 37.
  • Урон : 465.
  • Эффекты : +75% бонус к критическому урону.

Арондит (дополнение «Кровь и Вино»)

К получению этого меча ведет сложный, но инетерсный квест «Пути предназначения». Чтобы его начать, прочтите объявление о парне, что подглядывал за голыми девицами на острове Селави, на доске в центре Боклера. Для успешного выполнения нужно подтвердить пять добродетелей во время прохождения других квестов. Вот некторые способы это сделать:

  • Сочувствие : В квесте «Бестия из Туссента» пощадить шарлея во время боя на арене.
  • Щедрость : В квесте «Перемена» заплатить мальчику за письмо или купить картину в задании «Портретист».
  • Честь : В квесте «Народный герой» вернуть добытый предмет заказчику.
  • Мудрость : Спасти вихта в квесте «Отзвук» или выиграть боклерский турнир по гвинту.
  • Как подтвердить доблесть : В квесте «Песнь рыцарского сердца» после возвращения в лагерь нужно продолжить турнир и выиграть его.

По итогам квеста вы получите меч.

  • Урон : 560-640 (постоянно увеличивается).
  • Эффекты : заряд оружия повышает урон на 10, а при полном заряде всегда наносится критический удар. Убийство врага при полном заряде обнуляет его и навсегда увеличивает показатель урона.

Гешефт (дополнение «Кровь и Вино»)

Меч можно получить после победы над Облачным Великаном, если последовать зща блуждающим огоньком, который ожидает вас у входа в замок. Огонек приведет вас к пещере, где вас ожидают меч и отсылка к Dark Souls.

  • Уровень : 46.
  • Урон : 627.
  • Эффекты : +20% мощь всех знаков

Casus Foederis (дополнение «Кровь и Вино»)

Меч можно найти на могиле рыцаря Рамона из Гишона в коридоре, ведущем к склепу Региса. Чтобы обнаружить могилу, нужно использовать Глаз Нехалены.

  • Урон : 478-584.
  • Эффекты : +150 пробитие доспеха, +15% мощь Аарда, +15% мощь Квена, +50% увеличение урона при крит. ударе, +15% шанс критического удара.

Олеся Климчук

Вступление

С дополнением «Кровь и вино» заметно возрос уровень противников, в противовес этому разработчики добавили в игру новые комплекты ведьмачьих доспехов и мечей - гроссмейстерские (они же великие/грандмастерские). Характеристики этих комплектов описаны на страницах, посвященных каждой ведьмачьей Школе в отдельности. На данной же странице представлен гайд по поиску и обнаружению всех гроссмейстерских сетов (все они находятся в Туссенте).

Как найти кузнеца-Гроссмейстера

Первым делом вам нужно найти кузнеца Лафарга, который находится рядом с посольством Нильфгаарда в Боклере. Поговорив с ним, вы узнаете о затерянных ведьмачьих чертежах доспехов и мечей высочайшего уровня. Этот же кузнец вам расскажет и о доспехах Школы Мантикоры.

После разговора с ним вы можете приступать к поиску первых чертежей. После вашего возвращения Лафарг за символическую сумму обучит вас ремеслу ковки доспехов и мечей по гроссмейстерским чертежам.

════Снаряжение школы "Кота"════

Снаряжение Школы Кота относится к снаряжению высшего класса, рассчитанному на защиту от стихий и увеличению урона клинков и Знака Аард.

Базовый комплект находится на территории Велена и Новиграда, а снаряжение мастерского уровня можно найти на Скеллиге.

Стальные мечи

Местонахождение стальных мечей

Стальной меч Школы Кота
Стальной меч лежит в замке Драхим, что на юго-юго-восток от Новиграда. Выбейте дверь Аардом и спускайтесь вниз по лестнице. Схема меча находится в углу подвала.

Улучшенный стальной меч Школы Кота
Диаграмма улучшенного стального меча лежит в сундуке в пещере. Нужно дойти до лестницы, немного подняться и обернуться - сундук будет перед вами.

Серебряные мечи

Арбалет

Доспехи

Характеристики

════Снаряжение школы "Змеи"════

Снаряжение Школы Змеи было добавлено позже сетов всех остальных Школ, поэтому имеет некоторые существенные отличия в методе поиска схем и характеристиках. Есть всего одна градация у каждого из элементов «змеиных» оружия и брони вместо привычных четырех, но при этом сет рассчитан на персонажа аж 40-го уровня. Будьте внимательны: если вы упустите момент, в который можно заполучить какой-либо из элементов сета, то в текущей игре не получите его никогда.

В оригинальной игре были два чертежа на очень слабые мечи Школы Змеи 2-го уровня, новые называются «Отравленный стальной меч Школы Змеи» и «Отравленный серебряный меч Школы Змеи» и не имеют отношения к старым.

Стальной меч

Серебряный меч

Доспехи

Характеристики

════Снаряжение школы "Волка"════

Снаряжение Школы Волка было добавлено в дополнении «Каменные сердца». Броня относится в категории средних доспехов.

Суммарные бонусы охватывают большой диапазон характеристик и делают данный сет весьма универсальным для самых разных классов.

═══Снаряжение школы "Грифона"═══

В первых версиях игры снаряжение Школы Грифона относилось к снаряжению «второго эшелона» и было рассчитано на раннюю стадию игры; теперь же более поздние варианты экипировки всех Школ по характеристикам стали подогнаны друг к другу, поэтому носить комплект Грифона можно на протяжении всей игры.

Снаряжение отлично подойдет магам, поскольку каждый элемент оружия и брони дает бонусы к мощи Знаков. В список оружия Школы Грифона не входит арбалет.

Стальные мечи

Улучшенный стальной меч Школы Грифона
На юго-западе от замка Вроницы в бандитском лагере. Поднимитесь по небольшой лестнице - схема меча будет в сундуке.

Мастерский стальной меч Школы Грифона
В деревне Боксхольм на основном острове Скеллиге.

Серебряные мечи

Доспехи

Характеристики

═══Снаряжение школы "Медведя"═══

Снаряжение Школы Медведя дарует носителю бонусы, связанные в первую очередь с ускоренным получением адреналина. Доспехи этого комплекта относятся к тяжелому типу.

Весь базовый комплект находится на острове Скеллиге, а ориентиры в описании статьи даются в основном относительно Каэр Трольда - столицы островного конгломерата.

Стальные мечи

Серебряные мечи

Loading...Loading...