Фразеологизмы из сказок пушкина. Исследовательский проект (с презентацией) «Фразеологизмы в русских народных сказках Сказки с фразеологизмами короткие

На этот раз рассмотрим фразеологизмы из сказок А.С. Пушкина .

В данном случае фразеологизмы сгруппированы по произведениям , а не по темам. А теперь перейдем к самим фразеологизмам (крылатым выражениям) из сказок Пушкина.

Фразеологизмы из «Руслана и Людмилы»

  • Там русский дух, там Русью пахнет
  • Дела давно минувших дней
  • Еду, еду, не свищу, а как наеду, не спущу
  • И струны громкие Баянов не будут говорить о нем!

Фразеологизмы из «Сказки о золотом петушке»

  • Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
  • Я, конечно, обещал, но всему же есть граница

Фразеологизмы из «Сказки о рыбаке и рыбке»

  • Остаться у разбитого корыта
  • Ну теперь твоя душенька довольна?

Прочие фразеологизмы из сказок Пушкина

  • Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка («Сказка о царе Салтане...»)
  • Щит на вратах Цареграда («Песнь о вещем Олеге»)

Сказки Александра Сергеевича Пушкина так органично слились с русскими народными сказками, так глубоко вошли в русское национальное сознание, что их можно назвать авторскими народными сказками .

Правда, в связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: а содержат ли эти ставшие народными сказки авторские фразеологизмы , или же они построены на «канонических» речевых оборотах исконных народных сказок.

Как это часто бывает, истина находится где-то посередине : в сказках Пушкина авторских фразеологизмов значительно меньше, чем, например, фразеологизмов в драме «Борис Годунов» , но все же они имеются.

Причем некоторые из них достаточно активно используются в современной живой речи. Это, например, такие устойчивые выражения как «остаться у разбитого корыта» или «дела давно минувших дней».

По-прежнему актуально звучит крылатое выражение «я, конечно, обещал, но всему же есть граница» из «Сказки о золотом петушке». Прекрасный пример псевдообоснования снятия с себя этических обязательств.

Основная же часть «сказочных» фразеологизмов Пушкина с трудом различима с лучшими фразеологическими оборотами русских народных сказок, например, - «сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

"Сказка о том, как звери к зиме готовились". Сказка на основе фразеологизмов.

Колос Софья Викторовна, ученица 3 класса МБОУ Гимназии №3 г.Шарья Костромской области

Описание: данная сказка составлена на основе фразеологизмов. Материал будет полезен педагогам начальных классов.
Применение: проведения занятий по изучению фразеологизмов. Можно выполнять задания по поиску фразеологизмов в тексте.
Цель: сочинить сказку на основе фразеологизмов.
Задачи:
- познакомиться с понятием "фразеологизм"
- научиться применять фразеологизмы при составлении текста
- узнать как можно больше фразеологизмов
- развивать фантазию и воображение
Фразеологизм (фразеологический оборот, фразема) - это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.

Сказка о том, как звери к зиме готовились.

Однажды царь зверей лев издал указ: «На лесной полянке состоится собрание о подготовке к зиме». Утром ни свет, ни заря звери явились в указанное место. Сидят, глазами хлопают, языки распустили, все головы сломали, думают, о чём речь пойдёт. В мгновение ока на поляне появился лев и как закричит во всё горло: «Прекратить мышиную возню! – не на шутку рассердился он». У зверей душа в пятки ушла, сидят как на иголках, лица на них нет. Только барсук не вешал нос, ведь он обладал Олимпийским спокойствием от природы. «Во главе угла у нас сегодня подготовка к зиме - продолжил лев. Прошёлся я вчера по лесу, да такое увидел, что у меня глаза на лоб вылезли, шерсть дыбом встала. Жилища не отремонтированы, припасов как кот наплакал. Всё баклуши бьёте, да лодыря гоняете. Нельзя откладывать в долгий ящик подготовку к зиме. На носу холода. И глазом моргнуть не успеешь, как наступят морозные деньки. Даю вам срок три дня, что б вы всё исправили, а иначе пеняйте на себя, уж я задам вам баню, живо шкуру сниму с вас! Пощады вам не видать как своих ушей!» - только лев это сказал, зверей с полянки как ветром сдуло, только пятки засверкали. Всю ночь они не сомкнули глаз. Утром чуть свет сорока разнесла по всему лесу: « Хватит время терять, пора приниматься за дело!» Три дня звери трудились не покладая рук. Никому не хотелось ударить в грязь лицом. Даже детки не сидели, сложа руки. На четвёртый день обошёл лев весь лес с проверкой, оглядел всё своим зорким глазом. И вновь все звери собрались на полянке. С замиранием сердца ждали они, что же скажет лев на этот раз. « Вижу, вы потрудились на славу – говорит лев. – Семь потов, наверно, с вас сошло! Так вот и впредь не ждите манны небесной, а готовьтесь к зиме заранее». Не успел лев договорить, как вдруг пошёл снег, и зверей с полянки как корова языком слизала. Они были на седьмом небе от счастья, ведь теперь их жилища тёплые, а в погребах много припасов.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№22

Исследовательский проект

Выполнила: ученица 4 класса «А»

МАОУ СОШ №22

Михнович Маргарита

Руководитель: Рыкованова Г.В.

Тюмень 2013

1. Введение…………………………………………………… …………

    1. Актуальность темы исследования………………………… ……3- 4

      Цель и задачи работы…………………………………………… …5

      Предмет и объект исследования…………………………………... 6

      Методы исследования…………………………………………….... 7

    2.Фразеологизмы в русских народных сказках. 8 - 14

    Заключение……………………………………………………… 15 -16

    Список литературы………………………………………………… 17

    Приложение 1…………………………………………………… 18

    Приложение 2 19 -20

    Введение

      1. Актуальность темы исследования

    "Люди перестают мыслить, когда перестают читать"

    Д. Дидро

    Фразеологизмы окружают нас с самого детства т.к. встречаются во многих произведениях для детей, а особенно часто в русских народных сказках.

    Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «повесить нос», «бить баклуши», «задать головомойку». Но в отличие от обычных словосочетаний, состоящих из отдельных слов, каждое из которых имеет свой смысл, фразеологизмы – это не свободные, а связанные сочетания. Они не производятся, не придумываются говорящим в процессе общения, а воспроизводятся: если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей памяти, а не строит его заново.

    Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.

    К сожалению, в наш век компьютерных игр и общения посредством чатов и сайтов - дети стали меньше читать, а если и читают, то в основном развлекательные журналы, приключенческие рассказы, комиксы и др. К сказкам же обычно после детского сада интерес угасает. А ведь сколько мудрости в них! Сколько фразеологических оборотов, которые точно отражают состояние человека, ситуацию в которую он попал, его настроение и характер.

    После проведенного опроса по данной теме мы выяснили, что не все ребята в начальной школе могут объяснить значение фразеологизмов. И как следствие, всё меньше ребят употребляют их в своей речи. А ведь благодаря фразеологизмам увеличивается словарный запас, речь становится более образной, яркой и эмоциональной.

    Я считаю, что данная тема актуальна и имеет практическое значение. Результаты данного исследования могут быть полезны как ученикам, так и педагогам.

    Мне стало интересно, откуда возникли фразеологизмы и что означают редко встречающиеся в литературе. Я надеюсь, что данное исследование заинтересует ребят и поможет им увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, их многогранность и глубину.

      1. Цели и задачи работы:

    Цель работы – проанализировать русские народные сказки, выявить фразеологизмы и их смысловую нагрузку , определить уровень понимания фразеологизмов учащимися начальной школы.

    Цель определила задачи:

      Изучить русские народные сказки.

      Провести опрос среди учащихся.

      Проанализировать.

      Обобщить наблюдения, сделать выводы.

    1.3. Предмет и объект исследования

    Объектом исследования стали фразеологизмы в русских народных сказках.

    Предметом исследования – смысл и источники возникновения фразеологизмов.

    1.4. Методы исследования

    Цель и задачи определили выбор способов исследования.

    Сначала необходимо определить что такое фразеологизмы, установить их виды, источники возникновения.

    Затем необходимо изучить русские народные сказки, провести анализ – какие фразеологизмы встречаются в сказках, какую информацию несут.

    Провести социальный опрос среди учащихся по данной теме:

      Знаете ли вы что такое фразеологизм?

    Да

    Не точно

    Нет

    2. Часто ли сталкиваетесь с фразеологизмами в книгах?

    Да

    Нет

    Иногда

    3. Допишите фразеологизмы, выбрав нужное слово.

    А) Делать из … (комара, мухи) слона

    Б) Не в своей … (чашке, тарелке)

    Г) Бросать слова … (в море, на ветер, в колодец)

    Д) … (пятая, третья, семнадцатая, седьмая) … вода на киселе

    4. Объясните значение фразеологизмов одним словом

    А) Выбиться из сил -

    Б) Держать язык за зубами -

    В) Сидеть сложа руки -

    Г) На сердце кошки скребут –

    Д) Перемывать косточки –

    Е) Точить лясы -

    Фразеологизмы в русских народных сказках.

    Фразеологизм (фразеологический оборот) - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению или , выполняющее функцию отдельной словарной единицы.

    Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

    Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.

    С точки зрения происхождения фразеологизмы русского языка делятся на исконно русские и заимствованные.

    Источники исконно русских фразеологизмов.

      Быт и традиции.

    Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян. Ярким примером фразеологизмов названного типа могут служить фразеологизмы: вывести на чистую воду (кого) - «разоблачить, раскрыть преступление»; как в воду опущенный - «унылый, грустный человек»; прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы - «об опытном, бывалом человеке». Эти фразеологизмы восходят к следующему обычаю древних славян: людей, подозреваемых в преступлениях, подвергали испытанию огнём и водой; об этих испытаниях сохранили в языке названные выражения. В русской фразеологии нашли свое отражение различные детали русского быта, например: заваривать кашу - «затевать хлопотливое дело», несолоно хлебавши - «не получив ожидаемого», не в коня корм - «о том, что идет не на пользу кому-нибудь».

    2.Устное народное творчество.

    Богатый источник русской фразеологии – устное народное творчество. Из народных сказок пришли фразеологизмы: сказка про белого бычка - «бесконечное повторение одного и того же», при царе Горохе - «очень давно», Лиса Патрикеевна - «очень хитрый человек», Кащей бессмертный - «худой и страшный человек» и др.

    Из пословиц и поговорок возникли фразеологизмы типа бабушка надвое сказала - «неопределенный ответ» из пословицы: Бабушка гадала да надвое сказала : либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет; пожалел волк кобылу - «о мнимой жалости» из пословицы: Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву ; без царя в голове - «несерьезный человек» из пословицы: Свой ум - царь в голове . Пословицы либо разделялись на две части, на два фразеологизма, но чаще просто усекались (не в свои сани не садись – садиться не свои сани; за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь – гоняться за двумя зайцами; близок локоть, да не укусишь – кусать себе локти).

    3.Профессиональная речь ремесленников.

    Профессиональная речь ремесленников также является важнейшим источником русской фразеологии. Почти каждое ремесло на Руси оставило свой след в русской фразеологии. Например: от столяров ведут начало фразеологизмы без сучка без задоринки - «гладко», топорная работа - «грубая работа», разделать под орех - «сильно выругать»; от сапожников - два сапога пара - «одинаковые», сделаны на одну колодку - «одинаковые, похожие»: от охотников и рыбаков - сматывать удочки - «поспешно уходить», закидывать удочку - «осторожно выяснять что-либо»; заметать следы - «скрывать что-то»; от музыкантов - играть первую скрипку -«первенствовать»; от моряков - бросить якорь - «осесть», на всех парусах - «быстро» ,сесть на мель - «попасть в крайне затруднительное положение».

    Существуют также фразеологизмы пришедшие в нашу речь из Библии (запретный плод, манна небесная) , из мифов и событий мировой истории (олимпийское спокойствие, как Мамай прошёл), а также из авторских сказок (басни Крылова – а Васька слушает да ест).

    Вернёмся к фразеологизмам в русских народных сказках.

    Мною были прочитаны десять сказок. Изучив их, я сделала следующие выводы:

    Использование фразеологизмов в русских - народных сказках:

    № п/п

    Название произведения

    Обнаруженные фразеологизмы

    Кол-во фраз.-ов

    « Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

    За тридевять земель, в тридесятом царстве.

    Хлеб-соль.

    Близко ли, далеко ли.

    « Два брата»

    Рука не дрогнула.

    Ни жив, ни мертв.

    С ума спятил.

    « Сказка о купце Семигоре, дочке его Настеньке и Иване Беглом»

    Глазам не верит.

    « Про глупого змея и умного солдата»

    Ни ответа, ни привета.

    Век вековать.

    Как в воду канул.

    Спуска не даст.

    « Лиса и волк»

    Пустился наутек

    « Финист – ясный сокол»

    Красавица писаная.

    Тридевять земель.

    Добра наживали.

    « Иван, вдовий сын»

    Пеняй на себя.

    Сердце замерло.

    Пир на весь мир.

    «Лиса и журавль»

    Несолоно хлебавши

    «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

    Служил верой и правдой

    «Иван царевич и Серый волк»

    Пустился наутёк.

    Глаз не смыкал.

    По белу свету.

    В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

    Служить верой-правдой.

    С пустыми руками.

    Живая и мёртвая вода.

    Всего прочитано сказок: 10

    Всего встретилось фразеологизмов: 27

    Изучив данные произведения, я выяснила, что фразеологизмы в них встречаются достаточно часто. Тогда мне стало интересно узнать значение выражений, которые я раньше не встречала и знают ли значение фразеологизмов мои сверстники, употребляют ли они фразеологизмы в своей речи. Для выявления интересующего меня вопроса, было проведено анкетирование среди учеников 4 « А» класса в количестве 23 человек.

    Проведенный опрос показал, что большинство ребят понимает значение фразеологизмов, но выборочно. Ребята не всегда могут объяснить своими словами что означает какое – либо выражение или придумывают свои варианты толкования.

    Следует сказать, что из 18 чел. с высоким уровнем понимания фразеологизмов всего 3 человека набрали 14 баллов и 4 человека максимальные 15 баллов. 3 человека имеют средний уровень и 2 человека низкий.

    Это говорит о том, что ещё есть над чем поработать. И я думаю, что ребятам интересно было бы узнать значение выражений, при объяснении которых они испытывали трудности в ходе анкетирования.

    Также я хотела бы рассказать о том, откуда возникли более сложные фразеологизмы, встречающиеся в русских народных сказках.

    Выражение не солоно хлебавши уходит корнями во времена, когда соль на Руси была очень дорогой. Желанному гостю давали за столом еду с солью, а гость нежеланный мог вообще не получить соли и уходил « не солоно (т. е. без соли) хлебавши».

    Хлеб – соль - из словаря: радушное, гостеприимное приветствие.

    Итак, хлеб-соль - это и угощение, и забота, попечение. Старинный русский обряд подносить при торжественной встрече хлеб и соль тому, кого принимают с почестями, живет и по сей день.

    Попасть впросак («просак» - канатный станок, на котором сучили веревки, представляющий длинную сеть веревок). Реально попасть в такой «просак» означало либо лишиться одежды, клочка волос, а то и жизни.

    Живая вода эликсир жизни. Всё, что даёт человеку силы и жизнь. Мёртвая же вода наоборот.

    В тридевятом царстве, в тридесятом государстве - В большинстве сказок, особенно более позднего периода, эти слова использовались как обычная и привычная присказка. Но, вообще, это определение расстояния до того места, где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что иное, как число 27(3 х 9 = 27). Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально.

    Точить лясы – ранее это выражение означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка, изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную беседу. А умельцев вести такую беседу становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

    На сердце кошки скребут – тревога, волнение переживание за что –либо . Применяется в значении плохого настроения - тоскливо, уныло, плохо, тревожно, состояние беспокойства и многое другое, что приводит к плохому моральному самочувствию. В данном фразеологизме взята во внимание такая особенность кошки, как ее умение скрести своими коготками везде где им заблагорассудится. И любой, кто слышал нечто подобное, согласится – что чаще всего звук они издают не приятный, особенно, если делают это по какой-нибудь гладкой поверхности. Иногда от самого звука « плохеет» без других как-либо особых причин, потому образность данного фразеологизма более чем понятна.

    Перемывать косточки – Фразеологический оборот перемывать косточки является синонимом глаголов сплетничать, злословить, судачить о ком-либо. А при чем здесь косточки? Если не боитесь, то слушайте.
    Оказывается, этот оборот связан с существовавшим в древности у славян обрядом так называемого вторичного захоронения. Через несколько лет после похорон для очищения души умершего от грехов и снятия с нее заклятия выкопанные останки (то есть кости) перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном, оценками его характера, поступков, дел. Таким образом, выражение перемыть косточки первоначально имело самый прямой, буквальный смысл и только со временем было образно переосмыслено.

    Седьмая вода на киселе - человек, находящийся в крайне отдаленном родстве с кем-либо. Выражение связывают с изготовлением в русских деревнях киселя из овсяной муки. Такую муку несколько раз промывали водой, в воде оставался крахмальный осадок, и после нескольких промываний крахмального осадка уже не образовывалось, так что «седьмая вода» киселём уже не была.

    Как в воду канул – человек бесследно исчез, сгинул или пропал без вести.

    Сердце замерло - когда кого- либо охватывает сильное волнение. Сердце « замирает» и от страха и от неизвестности, от тревоги, радости и любви.

    Красавица писаная - слово "писаный" образовано от глагола "писать", у которого помимо основного значения - писать текст - есть другое, связанное с кистью. Помните слово «иконописец»? Картины тоже маслом пишут, а не рисуют. Отсюда выражение "писаная красавица", то есть красавица без изъянов, как с картинки.

    Чтение русских народных сказок не только доставило мне большое удовольствие, но и самое главное, я поняла, что русский язык – это «живой организм», красивый и удивительный. Он со временем меняется, как изменяемся и мы. Слова и выражения, известные нашим бабушкам и дедушкам, уже неизвестны нам или мало понятны, и, наоборот, современные слова и выражения, понятные нам, удивляют бабушек и дедушек, иногда даже родителей. Так, со временем, исчезают и некоторые фразеологизмы, а также появляются новые, которые для наших потомков станут историей.

    Заключение

    Выполненное нами исследование посвящено изучению фразеологизмов, встречающихся в русских народных сказках.

    В ходе исследования мы проанализировали русские народные сказки, выявили фразеологизмы, источники их возникновения и смысловую нагрузку. Провели опрос среди учащихся и проанализировали результаты.

    Таким образом, задачи решены, цель достигнута, что позволяет сделать следующие выводы:

    1. В русских народных сказках фразеологизмы встречаются часто.

    2. Большинство русских фразеологизмов возникли из повседневной жизни человека, его бытовых забот (огород городить, вожжа под хвост попала, пятое колесо в телеге, грести лопатой, лыка не вяжет), из речи ремесленников (топорная работа, два сапога пара, сматывать удочки) . Также сами сказки стали источником возникновения фразеологизмов (за тридевять земель, Лиса Патрикеевна, Василиса Премудрая).

    3. Проведенный опрос среди учащихся показал, что дети в основном понимают значение фразеологизмов, но максимальное количество баллов набрали всего 4 человека из 23 опрошенных.

    Мы считаем, что данное исследование имеет практическое значение, поскольку овладение русским языком невозможно без усвоения его изобразительно – выразительных средств, и огромную роль может сыграть именно работа с фразеологизмами.

    Изучение фразеологизмов:

      Позволяет не только решать языковые задачи, но и воспитывать любознательность ребят.

      Работа с фразеологизмами нравственного плана, содержащих характеристику личности, полезна в воспитательных целях.

      Некоторые фразеологизмы могут нам поведать об обычаях Руси языческих времен, особенностях быта и ремесла.

      Фразеологизмы родного языка – это не только путь обогащения словаря учащихся, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации.

      Работа с фразеологизмами обращает учащихся непосредственно к языку, возбуждая интерес к нему, развивая речь.

      В ходе толкования фразеологизма путем логических рассуждений поясняя его смысл, учитель включает учащегося в активную умственную деятельность, заставляя задумываться над значением слов и выражений, и тем самым повышает уровень его мыслительной способности.

    И в заключении хотелось бы сказать, что фразеологизмы – это богатство русского языка. Они довольно хорошо изучены. Фразеологический фонд языка - ценнейший источник сведений о культуре и менталитете народа, в них как бы законсервированы представления народа о мифах, обычаях, обрядах, привычках, морали, поведении и т.д.

    После проведенной работы я стала больше вслушиваться в речь разных людей, обращать внимание на употребление ими красивых устойчивых выражений в своей речи, на правильность этого употребления.

    Я думаю, что эта работа принесёт мне большую пользу и опыт в изучении родного языка, и, конечно, в жизни.

    Список используемой литературы:

      Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 1977.

      Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: «Наука», 1975.

      Померанцева Э.В.. Русская народная сказка. М., 1983.

      Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки – М., 1976.

      Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей» изд. Олма-пресс 2008.

      Фразеологический словарь. Сост. Н.В. Томашевская. изд. Эксмо 2011.

      Русские сказки. Былины. Сборник. М. 1993.

      Русские сказки. Сборник. М. 1992.

      Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - С-Пб., 1996

В повседневной жизни мы употребляем в разговорах поговорки, пословицы, фразеологизмы. Это делает нашу речь более яркой, красочной, насыщенной.
Некоторые из фразеологизмов настолько прочно вошли в наш язык, что мы и не задумываемся, откуда они родом, что означали ранее. Давайте познакомимся хотя бы с некоторыми из них, потому что их, как оказалось, несметное количество. Среди фразеологизмов, широко употребляемых в русском языке, много высказываний, в том числе и сказочных, пришедших из давних времён, когда сказки, притчи и басни передавались из поколения в поколение народом. Со временем народные творения были записаны и напечатаны, при этом они были обработаны, а порой и дополнены писателями и собирателями устного народного творчества.

«Эзоп», картина Диего Веласкеса (1639-1640)

Начнём издалека, с античных времён, когда знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп сочинял свои бессмертные басни. Из его басен пришли и прочно закрепились в нашем языке такие крылатые выражения:

Львиная доля, пригреть змею на груди, одна ласточка весны не делает, собака на сене, лучше синица в руках, чем журавль в небе…

В своей басне «Мот и ласточка» Эзоп рассказывает о расточительном юноше, который промотал всё отцовское наследство, оставив лишь плащ. Но когда он увидел первую прилетевшую ласточку, продал и плащ. Вскоре холода вернулись, ласточка умерла от холода, а юноша упрекал её за обман.
«Одна ласточка весны не делает », - так говорят, когда хотят сказать, что по одному незначительному признаку не следует делать обобщающего вывода или давать характеристику какому-либо явлению. Также употребляют это выражение, когда хотят предостеречь от поспешных выводов, решений и действий.
Басня «Землепашец и змея» повествует о человеке, который нашёл замерзающую змею и положил её за пазуху, чтобы та не погибла. Но отогревшись, змея укусила своего спасителя.
«Пригреть змею на груди », - так говорят о неблагодарности человека, получившего значимую помощь или любовь и заботу от другого. Чаще имеется в виду не просто неблагодарность, а подлость и неблагодарность, вместе взятые.
Из басни «Рыбак и рыбка» появилось выражение «лучше синица в руках, чем журавль в небе », которое означает, что лучше иметь скромное благосостояние в настоящее время, чем мечтать о воздушных замках и золотых горах в будущем.

Вернёмся к славянским народам, во времена язычества, когда люди поклонялись природе и богам, её олицетворяющим. Славянские языческие жрецы, волхвы, передавали свою мудрость и знания потомкам посредством былин и сказаний.
Интересны выражения, которые, как считают многие исследователи старины, родились из сказаний волхвов. Например, такие всем известные и часто употребляемые выражения: бить баклуши, толочь воду в ступе, вилами по воде писано - в наши дни потеряли свой первоначальный смысл.

«Бить баклуши », - говорят о бездельнике, о пустом времяпрепровождении.

«Толочь воду в ступе », - о бесполезном, бестолковом занятии.

«Вилами по воде писано », - о неопределённых обещаниях, которые, вероятнее всего, не будут выполнены. А ведь у волхвов эти выражения обозначали очень даже полезные действия.

В сказках волхвов часто упоминается живая и мёртвая вода. Чтобы приготовить живую, волхв набирал воду из семи родников и для очищения толок её в ступе. Затем триглавом писал на воде священные руны, после этого действа вода становилась святой. Такую воду использовали для изготовления лекарственных снадобий и приготовления пищи. По другой версии, фразеологизм «толочь воду в ступе» пришёл в речь из монастырской жизни: провинившихся монахов заставляли толочь воду в ступе. «Вилами по воде писано»… Поскольку вода быстро скрывает какие-либо следы, то писать на ней у многих народов считалось бесполезным делом. Это выражение использовали в своих трудах древнегреческие и римские мыслители. Корни этого фразеологизма также скрываются в заклинаниях, охраняющих крестьян от нечистой силы. При заговоре следовало начертать ножом или косой крест на воде. Отсюда могло появиться выражение «писать вилами», хотя такое толкование считают неверным - ведь вилы олицетворяют орудие дьявола, поэтому использовать их против нечистой силы, согласно языческой вере, не имело смысла. Нельзя обойти вниманием такой интересный факт: в славянской мифологии вилами называли русалок, обитавших в реках и озёрах. Они часто предсказывали людям судьбу, свои пророчества вилы писали на воде, которые редко кто успевал прочесть. Каков бы ни был источник этого фразеологизма, в современном языке он означает пустые обещания. Вернёмся к баклушам и волхвам. Прежде всего вспомним, что баклуша - это обрубок древесины, подготовленный для вырезания ложки, чашки, фигурки и прочих изделий. Так вот, когда рождался ребёнок, волхв фиксировал дату его рождения, срубал дерево и разбивал его на баклуши. Из этих баклуш делали игрушки, посуду, рукоятки для орудий труда и оружия, вырезали талисманы, которые были оберегами на всю жизнь. Получается, что первоначальный смысл выражения «бить баклуши» означает полезное и нужное дело.

В наши дни распространена следующая версия о происхождении этого фразеологизма. В старину работы по подготовке дерева для вырезания изделий выполнял подмастерье. Это мог делать даже ребёнок, поэтому «бить баклуши» - не бездельничать в полном смысле этого слова, а выполнять несложную и не очень ответственную работу. Существует ещё такая версия. Баклушами ранее назывались замёрзшие лужи. Дети любили камнями или палками разбивать лёд, отсюда и появилось выражение «бить баклуши», то есть заниматься пустым делом.
Есть ещё одна версия: в давние времена была игра, в которой деревянными палками выбивались фигуры, сооружённые из баклуш. Позднее она стала называться «Городки». Современная игра боулинг построена по тому же принципу, только вместо баклуш используются кегли. Учитывая все версии, можно сказать, что «бить баклуши» означает не полностью бездельничать, а заниматься своим нехитрым делом, развлекаться, интересно проводить время.

Царь Горох часто упоминается в славянских народных сказках, когда в них рассказывается об очень далёких временах. В наши дни фразеологизм «До царя Гороха » также употребляется, когда хотят сказать, что события происходили в забытые либо в нереальные времена, а может, и вовсе не было их.
Как правило, царь Горох употребляется в шутливом контексте. Выражение «До царя Гороха» присутствует также в белорусском и украинском языках: «за каралём Гарохам», «за короля Горошка». Славяне наряду с христианскими долго носили и языческие имена, среди которых было и имя Горох. Известный русский собиратель фольклора А. Н. Афанасьев связывает царя Гороха с Перуном, а исследователь Древней Руси Б. А. Рыбаков считал, что мифический царь Горох был вождём одного их славянских племён. Однозначного ответа на происхождение имени Горох нет.
Как бы там ни было, а в наш язык прочно вошло выражение «При царе Горохе», и мы продолжаем читать детям волшебные сказки, в которых фигурирует этот правитель. Например, сказка о трёх царствах - медном, серебряном и золотом - начинается такими словами:

В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.

Продолжим знакомство с фразеологизмами, пришедшими в наш обиход из сказок и басен. И начнем с двух известных мифических персонажей - Бабы Яги и Кощея Бессмертного.
В русских народных сказках Баба Яга выступает в роли безобразной и злой старухи-колдуньи, разъезжающей по всему свету в ступе и заметающей следы помелом. ПМЖ Яги - избушка на курьих ножках, стоящая в глухом лесу, что находится в тридесятом царстве за рекой Смородиной.
Чаще Баба Яга является злым сказочным персонажем, но иногда она помогает добрым молодцам, которые сильны духом, не выказывают страха перед ней, уверенно идут к намеченной цели. В характере старухи присутствует непостоянство: зачастую она бывает заодно с Кощеем Бессмертным , но, тем не менее, выдаёт тайну его бессмертия Ивану-царевичу.

Двойственность натуры Бабы Яги, как считают исследователи древней мифологии, связана с обязанностями жриц, которые проводили обряд инициации подростков. В сказках она сажает детей на лопату, чтобы зажарить их и съесть, но те всегда убегают или она сама отпускает их. А скольких молодцев она спасала, давая им волшебные атрибуты, помогающие достичь желаемого! В наши дни тонкости образа Бабы Яги потеряны и её именем называют безобразных внешне и злых женщин. Хотя, если смотреть глубже в людскую сущность, каким бы злым человек не был, в нём теплятся и порой проявляются добрые качества. Кощей Бессмертный - персонаж славянской мифологии и волшебных сказок, представляется как безобразно худой старик, любящий красть красавиц и драгоценности. Он - мастер перевоплощения и колдовства. Живёт там, где всегда сумеречно и ничего живого нет. Некоторые исследователи считают, что прообразом Кощея был языческий бог Карачун, владыка Подземного царства.
Как Баба Яга в современной речи потеряла свой сказочный колорит, так и Кощеем Бессмертным в наше время называют очень худого, высокого мужчину. А если припомнить прихоти мифического Кощея, то его именем следует называть лишь жадных, худых стариков, увлекающихся молоденькими девушками.

Много авторских фразеологизмов пришло из сказок А. С. Пушкина. Кроме того в его сказках много фразеологизмов, позаимствованных из русских народных сказок. Напомню лишь некоторые из них. Всем известная «Сказка о рыбаке и рыбке» подарила нам такие известные выражения: «у разбитого корыта », «золотая рыбка ».

Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.

«Остался у разбитого корыта», - так сейчас говорят, когда из-за жадности, отсутствия чувства меры, самонадеянности человек теряет то, что имел, или терпит неудачу.

Иногда о мнимой, нереальной перспективе иронически скажут: «золотая рыбка». В «Сказке о царе Салтане» завистливые сёстры царицы характеризуют родившегося у неё ребёнка: «…не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка». В наши дни так говорят о каком-либо нелепого вида существе или о персонаже выдуманной истории. Из той же сказки пришли фразеологизмы: «кабы я была царица… » (таким образом напоминают человеку, что он не всемогущ); «во лбу звезда горит » (так могут сказать о прыщике или синяке посередине лба). Из поэмы «Руслан и Людмила» вышли фразеологизмы: «там русский дух, там Русью пахнет »; «дела давно минувших дней ». Второе выражение используется в речи, когда хотят сказать о событиях, давно происшедших и уже забытых. И по сей день употребляются такие выражения из «Сказки о золотом петушке»: «я, конечно, обещал, но всему же есть граница »; «сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ».

Из сказок Х. Андерсена во многие языки мира пришли следующие фразеологизмы: «А король-то голый! » (в современном языке так говорят, когда, невзирая на огромные затраты, проблема не решена); «принцесса на горошине » (выражаются об избалованном ребёнке, сверх меры щепетильной женщине); «гадкий утёнок » (о непропорциональном телосложении подростка); «стойкий оловянный солдатик » (о человеке, который занимает невысокий пост, но верно исполняет службу).

Рассмотрим ещё несколько интересных фразеологизмов, например, такой - «шут гороховый ». У паяцев Древнего Рима обязательной принадлежностью был бычий пузырь, в который насыпали горох. В Средние века шуты в театрах били такой погремушкой других артистов, а порой и зрителей. Эта традиция дошла до Руси, и тогда скоморохи начали украшать себя гороховой соломой. Так и появилось выражение «шут гороховый».

У паяцев Древнего Рима обязательной принадлежностью был бычий пузырь, в который насыпали горох. В Средние века шуты в театрах били такой погремушкой других артистов, а порой и зрителей. Эта традиция дошла до Руси, и тогда скоморохи начали украшать себя гороховой соломой. Так и появилось выражение «шут гороховый ».
В наше время так говорят о человеке несуразной внешности, о его неадекватном, смешном поведении, то есть когда человек является посмешищем в глазах окружающих. Также это выражение может иметь презрительный смысл. Если во время серьёзной беседы один из её участников чрезмерно паясничает, иронизирует, то в его адрес будет сказано: «Шут гороховый!»


kinopoisk.ru

Фразеологизм «лягушка-путешественница » пришёл из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» - так говорят про незадачливого любителя путешествий, который часто попадает в неприятности. Иногда по-доброму о любительнице странствий, уже немолодой, но достаточно мобильной женщине, могут сказать: «Наша ты лягушка-путешественница».

Интересен фразеологизм «таскать каштаны из огня » - то есть работать на пользу другого, в ущерб своим интересам. Впервые это выражение употребил французский баснописец Жан Лафонт в басне «Обезьяна и Кот», в которой Обезьяна заставляет Кота таскать каштаны из огня. Обезьяна поедает поджаренные каштаны, Кот ничего не получает да ещё и обжигает себе лапы.

И в завершение - о кошке, которая гуляла сама по себе. Выражение появилось благодаря сказке английского писателя Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе ». В этой сказке кошка хвалится, что она, в отличие от других животных, которых приручил человек, свободна и гуляет сама по себе. Но при этом она не отказывается от еды и крова, которые ей даёт человек. В современной речи так иронически говорят об индивидуалисте, дорожащем своей свободой и ведущем себя вызывающе независимо.

Фразеологизмы обогащают нашу речь, делают ее разнообразнее и насыщеннее. А знание истории их происхождения, несомненно, сделает любого интересным эрудированным собеседником.

Людмила Белан-Черногор

Сказка из фразеологических оборотов.

Сочинили сказку к районной научно-практической конференции, Мир глазами детей», где моя ученица Акулова Настя стала победителем. Сказка может быть использована на уроках русского языка при изучении темы «Фразеологизмы».

Описание материала: данный материал будет интересен учителям начальных классов, учителям русского языка и литературы среднего звена. Использование данной сказки на уроках русского языка позволяет формировать лексические навыки по теме “Фразеологизмы” и развивать интерес к изучению русского языка.
Цель : использование сказки в развитии и обучении детей.
Задачи: развивать лексические,грамматические навыки по теме “Фразеологизмы”, формировать и развивать интерес к изучению русского языка, развивать творческие способности учеников, воображение, память, внимание, воспитывать бережное отношение к природе.

Сказка про ежика - храброе сердце.

Давным-давно в маленьком лесочке на болотной кочке жил-был ну очень добрый порядочный ежик. Жил они с чистой совестью, так как никому палки в колеса не совал, никого не сбивали с истинного пути, не совал свой нос в чужие дела. И поэтому даже фортуна ему улыбалась.

И была у ежика земляничная полянка. С утра до ночи трудился он не покладая рук. И вырастала там ароматная земляника, вкуснее ее на всем белом свете не было.
Был ежик мастер на все руки, варил такое потрясающее земляничное варенье, что просто пальчики оближешь. А когда угощал им маленьких ежат и зайчат душа радовалась.
Однажды пришел ежик на земляничную полянку, и увидел огромную злую улитку, съевшую всю землянику. У него душа в пятки ушла, и бросился он бежать со всех ног в лес, упал на траву и залился горючими слезами от страха и обиды. Уж очень боялся ежик улиток. Стал ежик просить каждую ночь ежиного бога подарить ему храброе сердце.
Не прошло и три года, как проснулся ежик очень храбрым. Побежал он на земляничную поляну, да так быстро, что только пятки сверкали, подбежал к огромной злой улитке и съел ее.
И стал ежик жить поживать и добра наживать, на земляничной полянке вдвое больше земляники уродилось, лучше прежнего она стала, и глядя на нее ежиная душа радовалась.

Как ёжик - храброе сердце нашёл свою половинку.

В некотором царстве в ежином государстве жила была принцесса Ежанна дочь ежиного царя.
И была она очень-очень толстой. Все дразнили ее Ежанна-толстуха. Обидно было ей и
ревела она в три ручья, все ежиное царство затопила горючими слезами.
Тогда издал ежиный царь указ, кто рассмешит Ежанну и избавит ее от лишнего веса, тот получит ее в жены и половину царства в придачу.
В том царстве-государстве жил-поживал, ни в чем горя не знал ежик храброе сердце.
Однажды поехал он на ярмарку продавать землянику, там-то и увидел ежик принцессу
Ежанну. Так сильно она ему понравилась, что влюбился в нее по уши.
Идет ежик с ярмарки домой голову повесил,свет не мил стал без принцессы. А навстречу ему рогатая улитка, запряженная в телегу с квадратными колесами, а на ней как на лошади верхом Глухня и Скуловня скачут. Глухня ничего не слышит и кричит: «А? Что?» А Скуловня все ноет, да капризничает и улитку ореховым прутом погоняет. Вороны над ними летают и со смеху помирают. Взял Ежик храброе сердце большую палку и отогнал всех ворон. Глухня и Скуловня поблагодарили его и спрашивают, что ты такой грустный. Рассказал им ежик о своей беде. Решили Глухня и Скуловня ему помочь. Развернули они улитку и поехали во дворец ежиного царя. Едут, песню поют: «Трень-брень, скачет ни лошадка, ни олень, рогатая улитка дарит грустным улыбку.»
Ежанна увидела их в окно, рассмеялась, вытерла слезы. Ежик прописал ей земляничную диету, и уже через месяц Ежанна стала стройной как кипарис.
В благодарность за помощь подарил он Глухне слуховой аппарат, а Скуловне мятных капель. Глухня стала все слышать, а Скуловня перестала плакать и капризничать.
Ежиный царь с радости такой устроил пир на весь ежиный мир, подарил ежику половину царства и отдал в жены Ежанну, стали они жить поживать и добра наживать.

Loading...Loading...