Объективная реальность данная нам в ощущениях. D. человека и его мозга

Объективная реальность, данная нам в ощущении
Из работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленина (1870-1924), который дал определение материи: Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении...
Шутливо-иронически: о каком-либо непреложном факте, о реальности.

  • - в 12-17 вв. акт передачи имущества в собственность монастырей и церковных учреждений...

    Русская энциклопедия

  • - А., при которой регистрация восприятия звука производится по объективным показателям...

    Большой медицинский словарь

  • - методики, использующие показатели, независимые от сознания или желаний испытуемого и экспериментатора...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - данные, содержание которых не зависит, не связано с мнением, утверждением отдельных лиц, а носит общепризнанный характер...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - в русском праве XII-XVI вв. акт, фиксировавший передачу имущества в собственность монастырей и церковных учреждений...

    Большой юридический словарь

  • - см. Грамота...
  • - или просто "данная" - есть акт, совершаемый при участии власти на недвижимое имущество, купленное с публичного торга. Она отличается от купчей крепости по основанию, содержанию и форме...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - или просто "данная", есть акт, совершаемый при участии власти на недвижимое имущество, купленное с публичного торга. Она отличается от купчей крепости по основанию, содержанию и форме...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Материя...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России 12-17 вв. акт передачи имущества в собственность монастырей и церковных учреждений...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Выражение отношения сообщаемого к действительности...

    Словарь лингвистических терминов

  • - данник, данное и пр. см. давать...

    Толковый словарь Даля

  • - ДА́ННЫЙ, -ая, -ое. этот, именно этот. Д. случай. В д. момент...

    Толковый словарь Ожегова

  • - эвентуальность, возможность, вероятность, вероятие, допустимость,...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 данность объективная реальность посюсторонность...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 объективная действительность посюсторонность...

    Словарь синонимов

"Объективная реальность, данная нам в ощущении" в книгах

Объективная реальность

автора Свами Сухотра

Объективная и субъективная реальность

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Объективная и субъективная реальность Одним из центральных вопросов в теории познания - является вопрос о реальности. Вернее, о различных её видах: обычной и виртуальной, объективной и субъективной, научной и находящейся за пределами научной реальности, смешанной, и

Обычная объективная реальность без Бога

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Обычная объективная реальность без Бога А что, если Бога нет? Ведь такое - так же возможно, как и Его наличие. Но если Бога нет, и реальность нашего Мира - обычная объективная реальность без Бога, то тогда Библия резко обесценивается, и становится практически «сборником

2.2. Материя – объективная реальность

Из книги Философия в схемах и комментариях автора Ильин Виктор Владимирович

2.2. Материя – объективная реальность Диалектический материализм отказывается от понимания материи как абсолютного субстрата, субстанции. Еще до революции в естествознании Энгельс говорил о неэффективности поисков «материи как таковой». Материи как особого субстрата,

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая а) Уже с появлением первых философов в Греции устанавливается критическое отношение к мифологии. Общеизвестны высказывания элейских философов (Ксенофан B 11. 12. 14. 15. 16). Вместо богов у философов появляются

Из книги Социальное конструирование реальности автора Бергер Питер

Глава II. Общество как объективная реальность

Объективная реальность

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Объективная реальность, данная нам в ощущении

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Объективная реальность, данная нам в ощущении Из работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) В. И. Ленина (1870-1924), который дал определение материи: Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении...Шутливо-иронически о каком-либо непреложном факте, о

1.3. Объективная реальность: «не психологией единой…»

Из книги Вы просто не то едите автора Гаврилов Михаил Алексеевич

1.3. Объективная реальность: «не психологией единой…» Главное правило реальности - не запутаться в своих иллюзиях. Автор неизвестен Долго думал, прежде чем решиться сделать такое заявление. Ведь я психотерапевт каждой клеточкой своего тела. Психологии в снижении веса

1.3. Объективная реальность: «Не психологией единой…»

Из книги Корпорация «Еда». Вся правда о том, что едим автора Гаврилов Михаил

1.3. Объективная реальность: «Не психологией единой…» Главное правило реальности - не запутаться в своих иллюзиях. Автор неизвестен. Долго думал, прежде чем решиться сделать такое заявление. Ведь я психотерапевт каждой клеточкой своего тела. Психологии в снижении веса

2. Искусство как объективная реальность

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

2. Искусство как объективная реальность СИМВОЛ (от гр. ????????) – отличительный знак; знак, образ, воплощающий какую-либо идею.АЛЛЕГОРИЯ (гр. ????????? – иносказание) – условная форма высказывания, носящая смысл уподобления в форме намеков или нравоучительного наглядного

ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Из книги Разоблачение магии, или Настольная книга шарлатана автора Гагин Тимур Владимирович

Объективная реальность дней Апокалипсиса

Из книги Тайная Доктрина дней Апокалипсиса. Книга 3. Поиск Пути автора Белый Александр

Объективная реальность дней Апокалипсиса Да, уважаемый читатель, как бы ни хотелось с этим соглашаться и мириться, но речь идет о настоящем, в котором нам с вами выпало жить.Чтобы было более понятно, откуда берутся новоиспеченные Чудотворцы и Спасители Человечества, и

Объективная реальность

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Объективная реальность Внешняя реальность, к которой обращены наши чувства и

§ 4.13 Детерминизм в физике и объективная реальность

Из книги Баллистическая теория Ритца и картина мироздания автора Семиков Сергей Александрович

§ 4.13 Детерминизм в физике и объективная реальность Демокрит настолько был увлечён возможностью "сквозного" причинного объяснения мира, что объявлял всякого рода случайные события лишь субъективной иллюзией, порождённой незнанием подлинных причин происходящего.

Объективная реальность, данная в ощущении

Дракон – это сущее

Идеальное

2. трансцендентальное

3. нереальное

4. материальное

Материя и бытие

1. материя шире

Бытие шире

3. равны по объёму

4. Движение – это

Всякое изменение вообще

2. перемещение тел

3. развитие

Пространство и время

Атрибутивны

2. трансцендентальны

3. абсолютны

Относительны

5. субстанциальны

1. субстанция

Сознание

4. небытие

Человек – это существо биологическое

3. человек – это существо социальное

Человек – это машина

8. Механицизм – это

1. идеализм

2. материализм

3. агностицизм

Редукционизм

9. Учение о бытии относится к

Онтологии

2. социальной философии

3. аксиологии

4. антропологии

5. гносеологии

10. Независимость материи от сознания утверждает

Материализм

2. дуализм

3. агностицизм

4. идеализм

11. Объективное – это

1. зависимое от сознания

2. материальное

Не зависимое от чел. сознания

4. идеальное

Общее

12. Субъективное – это

Зависимое от сознания

2. материальное

3. не зависимое от чел. сознания

4. идеальное

Индивидуальное

13. Соотнесите положение и теорию:

1.Пространство и время – субстанциальны 2 1. Философия Канта

2.Пространство и время – релятивны 3 2. Теория Ньютона

3.Пространство и время - субъективны 1 3. Теория Эйнштейна

14. Согласно материализму материя – это

1. атрибут

4. энергия

Субстанция

15. Отказ от материализма и понятия материи в к.19 – нач. 20 вв. был вызван

1. открытием сложного строения атома

Относительности пространства и времени

Кризисом механицизма

4. открытием эл.-маг. поля

16. Диалектика – это

1. искусство красноречия

2. теория познания

3. социальная философия

Теория развития

1. законы общества

Логические формы освоения всеобщих свойств мира

3. разделы теории диалектики

Атрибуты действительности

18. Принцип детерминизма раскрывает

Всеобщую обусловленность явлений

Всеобщую взаимосвязь

Всеобщее развитие

4. отсутствие развития

5. изменение действительности

19. Как можно охарактеризовать следующие стили мышления:

1. эклектика 2 1.опора на неизменные истины

2. софистика 3 2.механическое соединение разнообразных

сведений

3. догматизм 1 3.отрицание объективной истины



20. К историческим формам диалектики относятся:

Философия Гегеля

Философия Маркса

1. учение Гегеля 1 1. диалектика

2. Парменида 2 2. метафизика

3. Маркса 1

4. Гераклита1

5. механицизм Нового времени 2

22. Соотнесите закон диалектики и отражаемый им момент развития:

2. Перехода количественных изменений в качественные 2 2. механизм

3. Отрицания отрицания 1 3. источник

23. Согласно диалектике борьба за существование как фактор развития является 1. внутривидовой 2.между человеком и живым миром 3. межвидовой

24. Потеря одного волоса не делает человека лысым, но если последовательно выдергивать по волосу, то в какой-то момент потери следующего волоса (одного) можно констатировать лысину. Следовательно, потеря одного волоса ДЕЛАЕТ человека лысым. Так рассуждали софисты. На каком моменте какого закона диалектики спекулирует подобное рассуждение:

1. скачок 2. закон отрицания отрицания 3. закон перехода количественных изменений в качественные 4. противоречие 5.мера 6.отрицание 7.количественные изменения 8. спираль 9. закон единства и борьбы противоположностей

25. Диалектика предполагает, что источник развития находится

Внутри системы

2. вне системы

26. Деизм как метафизическое представление о развитии полагает, что источник изменения находится

1. внутри системы

Вне системы

27. Преформизм как метафизическое представление о развитии полагает, что изменения носят только

1. качественный характер

Количественный характер

28. Современные представления о развитии представлены

1. теорией систем

Синергетикой

3. диалектикой

29. Синергетика трактует развитие как процесс

1.однозначный 2. закрытых систем 3. нелинейный 4. линейный 5.детерминированный прошлым 6.детерминированный будущим 7.открытых систем 8. вероятностный



30. Сопоставьте идеи о развитии и теорию

1. внутренне противоречивый процесс 1 1. диалектика

2. непротиворечивый 2 2. метафизика

3. количественный и непрерывный 2

4. количественно подготовленные ка-

чественные скачки1

5. нелинейный 1

6. спиралевидный процесс2

Сознание

1. материально

2. трансцендентно

Идеально

32. При отражении передается

1. вещество

Информация

3. энергия

33. Отражение – это свойство

1. высокоорганизованной материи

2. живой материи

3. неживой материи

4. человека

Всей материи

34. Сознание – это

Свойство

2. материя

3. трансцендентная реальность

Субстанция

35. Соотнесите положение и концепцию

1. сознание – свойство материи 1 1. Идеализм

2. сознание – субстанция мира 3 2. Дуализм

3. сознание – одна из субстанций 2 3.материализм

36. Согласно вульгарному материализму, сознание

Материя

2. свойство материи

3. особая идеальная субстанция

37. Определенный комплекс безусловных рефлексов присущ

Биологическому виду в целом

2. всему живому

3. всей материи

4. отдельной особи

38. Определенный комплекс условных рефлексов присущ

1. биологическому виду в целом

2.всему живому

3.всей материи

4. отдельной особи

39. В условных рефлексах сигналом является

Условие жизни

2. физиологическое состояние организма

3. время года

4. членораздельная речь

40. Суть человеческого существования составляет

1. преобразование действительности

2. мышление о действительности

3. приспособление к действительности

41. Какое суждение верно:

1.Все действия человека являются собственно человеческими.

Всего живого

2. растений

3. животных

4. человека

5. всей материи

44. Язык – это

1. система образов

2. система предметов

Система знаков

45. Важнейшим фактором формирования сознания при здоровом мозге является 1. религиозная вера 2. слух 3. зрение 4.обучение моральным нормам 5. включение в человеческую деятельность

46. Сознание человека – это

2. творческое планирование деятельности

3. материальное явление

4. рефлекторное отражение

47. Сознание в отличие от психики

1. управляет приспособительной деятельностью 2. биологически рефлекторно 3. внеситуативно 4.социально 5. управляет творческим преобразованием себя и среды 6. дает понимание отличия себя от среды 7. объединяет себя со средой 8. ситуативно

48. Деятельность животных носит характер

1. инстинктивный 2.преобразовательный 3. сознательный 4.творческий 5.приспособительный 6. целеполагающий 7. потребительский

49. Чтобы предмет являлся знаком для человека , т.е. 1. не нес информацию 2. нес информации,

он должен 3.быть предметом договоренности 4.являться знаком от природы

1-4, 2-3

50. Сознательное действие человека противоположно

51. Роль предмета или процесса как знака в человеческом общении является результатом

1. врожденных склонностей человека 2. социальной условности 3. естественных объективных законов

52. Слова как сигнальная система 1. производны от биологических программ человека 2.не зависят от условий жизни 3. привязаны к условиям

53. Соотнесите формы отражения и их основные функции

1. Безусловный рефлекс 2 1. Обеспечивает универсальное выживание путем преобразования среды

2. Условный рефлекс 3 2. Удовлетворение базовых потребностей для выживания организма в любых условиях

3. Сознание 1 3. Выживание в определенных условиях жизни

54. Примером редукционизма в понимании сознания является понимание его как 1. программы переработки информации 2. инстинкта 3.высшей формы отражения 4. условного рефлекса

Гносеология изучает

Процесс познания

2. ценностное отношение

3. социальную жизнь

4. строение мира

5. соотношение форм движения

56. Процесс, методы, формы, результаты познания изучает

1. этика 2.аксиология 3.гносеология 4. онтология

57. Возможность адекватного познания отрицает

Агностицизм

2. рационализм

3. идеализм

4. эмпиризм

58. Агностицизм – это

1. учение, отрицающее познаваемость мира 2. учение о познании 3.учение о первичности материального 4. учение о первичности идеального

59. Агностицизм считает, что мы можем иметь информацию о

1. самом процессе познания 2. объекте 3.высшем разуме 4. собственном субъективном состоянии

60. Отрицание истины характерно для

1. эмпиризма 2.идеализма 3. агностицизма 4.рационализма 5. материализма

61. Человеку в познании дан не предмет как таковой, а состояния его собственного сознания. Следовательно, он не может знать предмет. Так рассуждает агностик

62. В каждый момент развития познания наше знание о мире неполно, приблизительно, а, значит, ошибочно. Так рассуждает агностик

63. Человек в состоянии адекватно отражать в знании предмет. Так рассуждает гносеолог

64. В каждый момент развития познания наше знание о мире неполно, приблизительно, но это приближает нас к знанию, более полному и точному. Так рассуждает ….

65. Независимый субъект познания – это

1. человеческое сознание

2. человечество в целом

3. сообщество ученых

Отдельный человек

66. Истина – это

1. свойство предмета

2. свойство субъекта

3. свойство отношения субъекта и объекта

Характеристика знания

67. Объект познания – это 1. только общество 2. сам субъект 3. часть объективной реальности 4. только природа 5. вся объективная реальность

68. Активность познавательной деятельности исходит от

1. материи 2.объекта 3.метода 4.прибора 5. субъекта

69. Объективность истины означает

1. логическую доказанность 2.зависимость ее от субъекта 3. отражение объекта 4. общераспространенность 5. ее не зависимое от субъекта существование

70. Истина 1. субъективна по содержанию 2. субъективна по форме существования 3.объективна по содержанию 4. объективна по форме существования

71. Сопоставьте положение и концепцию

1. в каждую эпоху человечество имеет относительно 2 1. агностицизм

верное знание 2. гносеологический

2. в каждую эпоху все, что у нас есть, - заблуждение 1 оптимизм

3. раз нет абсолютно верного знания, то нет

истинного знания вообще 1

4. относительно верное знание приближает нас к

абсолютной истине, до конца не достижимой 2

72. Истинное знание по содержанию

1. материально

Объективно

3. идеально

4. субъективно

73. Сопоставьте позицию по вопросу о том, что считать истиной, и философское учение

1. несомненность идеи, ее логическая

доказанность 4 1. позитивизм

2. соответствие идеи чувственным данным 5 2. прагматизм

истиной, верифицируемость идеи 1 4.рационализм

4.полезность идеи 2 5. эмпиризм

5.соответствие идеи и объекта, доказываемое

Практикой 3

74. Зависимость истинного знания от условий его выработки отражается в понятии

1. относительности истины 2.конкретности истины 3.абсолютности истины 4.абстрактности истины 5. объективности истины

75. Соотнесите аспекты истинного знания и их характеристику

2. способ его существования 3 2. объективность

3. ограниченность его истинности 4 3. субъективность

4. зависимость от условий выработки 5 4. относительность

5. совершенно достоверное, неопровергаемое 1 5. конкретность

76. К уровням познания вообще относятся 1. трансцендентальный 2. чувственный 3.рациональный 4.теоретический 5.метатеоретический 6. эмпирический

77. К чувственным образам относятся 1. факт 2.представление 3.ощущение 4.суждение 5.восприятие 6.умозаключение 7. понятие

78. К формам рационального познания относятся 1. понятие 2. теория 3.ощущение 4.суждение 5.восприятие 6.умозаключение 7.факт 8. представление

79. Отдельные свойства предмета отражаются в 1. восприятиях 2.представлениях 3. ощущениях 4. моделях 5. фактах

80. Непосредственное действие на органы чувств необходимо для наличия 1. восприятия 2.ощущения 3. представления

81. Сопоставьте образ и его определение

1. отражение отдельных свойств предмета, 1 представление

2 2.ощущение

2. отражение комплекса свойств предмета, 3. восприятие

действующего на органы чувств 3

3. отражение целого предмета, ранее

действовавшего на органы чувств 1

82. Соотнесите уровень познания и его характеристики:

1. чувственное познание 1.отражение единичного предмета 1

2. рациональное познание 2. отражение обобщенное, класса предметов 2

3. отражение случайных черт 1

4. отражение конкретности 1

5. отражение необходимых, закономерных

Черт 2

6. отражение сущности 2

7. в знаковой форме 2

8. наглядное 1

9. абстрактное 2

83. Какое отношение правильное:

Слово выражает понятие

2. понятие выражает слово

3. слово и понятие – одно и то же

84. Понятие – это

1. образ 2. знак 3.система знаков 4.идеальная модель сущности явления 5.способ выражения мысли 6.связь суждений 7. слово

85. К уровням научного познания относятся

1. онтологический 2.метатеоретический 3.эмпирический 4.рациональный 5.теоретический 6.тансцендентальный 7.гносеологический 8. чувственный

86. Эмпирический уровень науки

1. объясняет

2. описывает предмет

Чувствует объект

4. предсказывает

87. Модель в науке

Замещает

2. преобразует

3. обозначает предмет

4. выражает

88. К метатеоретическому уровню научному познания относятся

Научная картина мира

Эксперимент

2. факт науки

Наблюдение

5. закон науки

6. стиль постановки задач

90. Периодический закон Менделеева

1. теоретический

Эмпирический

3. статистический

91. Соотнесите элементы научного познания и уровень:

1.эмирический 1. факт науки 1

2.теоретический 2. сущностный закон 2

3.метатеоретический 3. Эксперимент 1

4. данные 1

5. теория 2

6. научная картина мира 3

92. Основным элементом теории является

Гипотеза

5. понятие

93. Примером теоретических законов науки являются

1. закон Бойля-Мариотта

Законы Ньютона

3. закон Ома

4. закон Гука

94. Образование льда при 0˚ С является

1. гипотезой 2. эмпирическим фактом 3.теорией 4. законом

95. Расставьте по порядку расположения в ходе развития научного познания

1. эмпирическое исследование 2.гипотеза 3.теория 4.проблема

96. Парадигма – это

1. научные данные 2.закон 3.метод 4.факт5.стиль мышления и исследования 6. теория

97. Разделение науки по дисциплинам проводится по

1. способам применения знания 2.роли в обществе 3.предмету изучения 4. характеру знания

98. Наблюдение и эксперимент – это явления эмпирического уровня научного познания.

99. Закон о сущности изучаемого явления формулируется на теоретическом уровне научного познания.

100. Научная революция – это явление метотеоретического уровня научного познания.

101. Общество – это

1. государство 2.личное общение 3.система надличных отношений 4.договор 5. большая группа людей

102. «Мнение правит миром», - писал Вольтер. Это положение соответствует идеалистической модели общества.

103. «Общественный строй зависит от типа водных ресурсов, которыми оно располагает», - считал Мечников. Это положение соответствует материалистической модели общества.

104. «Общественное бытие определяет общественное сознание», - считал Маркс. Это положение соответствует собственно материалистической модели общества.

105. Гражданское общество – это взаимодействие людей 1. вне права 2.вне государства 3.вне морали 4.внутри политики 5. вне экономики

106. Рассмотрение истории как совокупности несвязанных историй отдельных общественных организмов соответствует цивилизационный подходу к истории.

107. Рассмотрение истории как единого процесса общечеловеческого развития соответствует формационный подходу к истории.

108. Формация – это

1. стадия развития общества 2.группа людей 3.тип общества 4.часть общества 5. Цивилизация + тип производства

109. Общество образуется

1. волей свыше 2.самодостаточностью в обеспечении жизни 3. господствующими идеями 4.природными условиями 5. количеством людей

110. Соотнесите понимание исторического процесса и название теории:

1.формационный 1.челочество – единый субъект 1

2.цивилазиционный 2.человечество состоит из независимых организмов 2

3.каждое общество имеет свои законы развития 2

4.законы общественного развития едины для всех 1

111. Что относится к (1)лично-психологическим и что к (2)социальным отношениям :

1.драка болельщиков

2.выборы в ГосДуму

3.забастовка на заводе за повышение зарплаты

4.разборка в общественном транспорте

5.отношения студент-деканат

6. политическая демонстрация

112. Выделение традиционного, индустриального, постиндустриального общества проводится на основе

1.социальных групп

Типов способа производства

3.ведущей сферы производства

4. способа культурной преемственности

113. Собственность – это

Отношения человека и вещи

2.отношения внутри вещественных элементов производства

3.отношения между людьми по поводу вещей

4. совокупность вещей

114. Человек – это существо

1.сугубо животно-материальное

Духовно-природное существо

3. сугубо духовное

115. Культура – это

1. знания 2.духовность и совершенство 3.противоположность природе 4.система ценностей 5. общество

116. Цивилизация – это

1. знания 2. степень материального развития 3.наличие правовых регуляторов 4. целостное конкретно-историческое образование 5.культура 6. общество

117. Соотнесите идею и концепцию:

1.натурализм 2 1.человек создан обществом и создает

2.социологизм 3 общество

3.соц. конструирование 1 2.человек создается обществом

3.общество создает человека

118. Личность – это

1.социальная сущность человека

2.неповторимость человека

3.единичный представитель человеческого рода

объективная реальность, данная в ощущении

Дракон – это сущее

Идеальное

2. трансцендентальное

3. нереальное

4. материальное

Материя и бытие

1. материя шире

Бытие шире

3. равны по объёму

4. Движение – это

Всякое изменение вообще

2. перемещение тел

3. развитие

Пространство и время

Атрибутивны

2. трансцендентальны

3. абсолютны

Относительны

5. субстанциальны

6. Противоположность материи -

1. субстанция

Сознание

4. небытие

7. С точки зрения редукционизма

1. человек – это существо биосоциальное

ФГОУ СПО «Приморский политехнический колледж»

На тему: Материя, сознание.

По дисциплине: Основа философии.

Выполнил: студент 132гр.

Проверил: Преподаватель

Владивосток

Понятие материи – это основное понятие материализма. Оно выражает сущность материалистического мировоззрения, признания объективной реальности мира, его существования независимо от сознания людей. Понятие материи выработалось материализмом на протяжении всей истории его развития.

Материя – объективная реальность, данная нам в наших ощущениях. Материя всегда находится в движении, нет и не может быть материи, лишенной движения, нет и не может быть «чистого», нематериального движения, не связанного неразрывно с той или иной формой материи. Каждый отдельный вид материи находится в движении и благодаря нему обнаруживает свое существование. Движение есть форма бытия материи.Оно так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя.

Движение, при котором на основе старого возникает новое, низшее заменяется высшим, простое – сложным, называется развитием. В ходе развития из неорганической материи возникает органическая с присущей ей особой, высшей формой движения, причем сама живая материя в свою очередь претерпевает различные переходы от одного состояния к другому. Непрерывно развивается и изменяется также и человеческое общество. Развитие общества есть естественноисторический процесс, в котором происходит смена одной общественно – экономической формации другой. Например, процесс развития капитализма с необходимостью приводит его к гибели, к возникновению новой, коммунистической формации.

Движение материи подразделяют на виды:

Механический (едет машина, поезд)

Физический (движение молекул, атомов)

Химический (химические реакции)

Биологический (изменения человека через несколько лет)

Социальный (войны, революция)

Идеалисты

Основной вопрос философии заключается в том, что первично. Идеалисты считают что сознание, материалисты что материя.

Идеалистическая трактовка вопроса о пространстве и времени наиболее ярко выражена в кантианской и махистской философии. По Канту, пространство и время не существуют объективно, независимо от сознания, а являются лишь априорными(данными до опыта и независимо от опыта) формами нашего чувственного созерцания.

Многие философы – идеалисты и отдельные естествоиспытатели отрицали и отрицают обьенктивную реальность времени и пространства только потому, что естественно – научные представления о них носят относительный, изменчивый характер и со временем претерпевают крутую ломку Например,многие продолжают в вопросе о времени и пространстве являются чистыми, лишенными обьективного содержания понятиями.

Пространство и время не только объективны, но и абсолютны в том смысле, что являются обязательными, основными, всеобщеми формами существованиями движущейся материи. « В мире нет ничего, - говорил Ленин, - кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Любая из частиц материи, буть то звезда или электрон, обязательно существует в пространстве и времени. Пространство и время присущи всем видам и состояниям материи как неотъемлемые формы ее бытия. Вместе с тем пространсчтво и время относительны в том смысле, что их свойства определяются конкретными видами и состояниями движущейся материи.

В мире совершается постоянное изменение

Движущейся во времени и пространстве материи. В этом всеобщем процессе изменения каждая отдельная форма существования материи одинаково преходяща, в нем ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи. Во вечно существующей, ни один из ее атрибутов не может погибнуть. Пространство и время как неотъемлемые формы существования материи так же вечны и бесконечны, как и сама материя.

Материалисты.

Диалектический материализм признает бесконечность материи во времени и в пространстве. Материя – это обьективная реальность, которая не имеет пределов, которая бесконечна как в смысле неисчерпаемости количественного и качественного многообразия своих состояний и превращений. Пространство и время, будучи всеобщими коренными формами существования материи, так же неисчерпаемы в количественном и качественном и многообразии своих свойств, как сама материя. Они бесконечны, так как выражают бесконечное многообразие форм и превращений движущейся материи, бесконечную последовательность протяженностей материальных объектов и длительностей идущих один за другим материальных процессов. Но вместе с тем отдельные состояния материи и связанные с ними конкретные свойства пространства и времени ограниченны, конечны. При этом бесконечное и конечное диалектически связанны друг с другом, так что бесконечное существует и проявляются лишь в конечном, через конечное.В то же время конечное есть частичка бесконечного, неисчерпаемого в своем многообразии материального мира.

Положение диалектического материализма о вечности и бесконечности во времени и пространстве находит свое подтверждение в современной астрономии, которая на основе научных наблюдений и исследований показывает, что во Вселенной происходит бесконечный процесс созидания и разрушения отдельных звезд и звездных систем, но нет границ для Вселенной в целом. По мере расширение пределов научного познания все более и более

Объективная реальность, данная нам в ощущениях - это физический мир, который ежедневно нас окружает. То есть то, что действительно материально: земля, трава, дерево возле вон того холма, кот, жмурящийся на солнце - в общем все, что можно действительно ощутить, увидеть и потрогать.

В философском учении ответ на это вопрос понимается так:

« Все сущее, находящееся за пределами нашего сознания, и окружающее нас, является объективной реальностью, данной нам в ощущениях».

В философии есть такие категории, как бытие, материя, время и пространство, свойства которых будут рассмотрены ниже.

Объективная реальность

Бытие - есть всеобъемлющая действительность, от которой зависит все материальное и духовное. Но все же это понятие является относительным.

Касательно человека - это все существующее за пределами его сознания и воспринимаемое им, но он и его мироощущение является такой же объективной реальностью для других индивидуумов.

Если отвлечься от субъективного восприятия реальности, становится очевидным, что она, в общем-то, схожа с общей действительностью, состоящей из разных материальных вещей со своими свойствами, временем, движением, пространством и физическими законами. Кроме того, бытие имеет такие социальные явления, как государство, образование, культура, наука и прочее.

Человеческое влияние

Не стоит думать, что понятие «материя» противоречит понятию «объективная реальность». Такой эффект возникает только тогда, когда материальное лишается тех свойств и форм, без которых оно просто перестает существовать. Например, если человек умирает, то его субъективная реальность уходит в небытие вместе с ним.

Жизнь, движение, время и пространство являются особенностями или проявлениями истинных качеств всего живого или неживого на земле, образуя мир, в котором мы живем. Объективная реальность, данная человеку в ощущениях - есть мир, существующий независимо от него и его мышления, позволяющий чувствовать и видеть то, что вокруг. Действительность не зависит как от представления субъекта о внешнем мире, так и от его позиции касательно всего сущего. Ее можно охарактеризовать как сложный механизм, действующий по своим собственным законам, и человек не может как-то значительно повлиять на ее ход.

Различные представления об объективной реальности, в ощущениях

В магических и религиозных учениях говорится о том, что мир распахивает свои двери перед человеком, подчиняясь его духовной (субъективной) деятельности. Основой всего сущего считаются «Высшие силы» или Боги, создавшие этот мир (креационизм), напрямую влияющие на ход его событий (теизм) или молча созерцающие то, что в нем происходит (деизм).

Агностическое же учение, напротив, подразумевает то, что объективная реальность, данная нам в ощущениях, недостижима для абсолютного понимания и познания человеком.

Многие ученые считают, что вышеупомянутый термин, пустивший корни в нашей русской философии, означает не что иное, как проявление логической ошибки, потому что само слово «реальность» можно обозначить как данность, независимую от действий субъекта. В том понимании, что иллюзии, грезы и галлюцинации действительны для определенного субъекта (точнее для его мозга), если взглянуть на них под углом логического продолжения его психоэмоционального состояния. Обычно эти иллюзии подробно описываются в истории болезни, а иногда становятся объектом для подробнейшего изучения. Но с иной точки зрения это настоящее закономерное отсечение действительности от ее восприятия, и, как следствие, обозначение «объективная реальность» помогает увидеть отличия действительного от настоящего.

В чем отличие видения?

Материя, как объективная реальность, данная нам в ощущениях - это все, присутствующее на самом деле вокруг нас. Это то, на что субъект (человек) никак не может повлиять в полной мере. Если он умрет, то окружающий мир спокойно продолжит свое существование в пространстве и времени. Но субъективная реальность, напротив, напрямую зависит от восприятия человеком различных случаев в жизни, личного отношения к ним и вызванных этим переживаний. Чтобы определить объективную реальность, которую можно потрогать, сымитировать или запечатлеть, в философском учении применяется термин «материя», и делится она условно на две группы:

  • то, что познается человеком (субъективная реальность);
  • то, что ему несвойственно понять (объективная реальность).

Данное разделение делать необходимо, так как, размышляя о свойствах материи, можно рассуждать лишь о том, что поддается человеческому пониманию. Наши ощущения - это чувственное отражение объективной реальности, которое невозможно проигнорировать.

Основные составляющие материи

Материя проявляется в трех общих формах:

  1. Движение. Под этим термином подразумевается не просто обычное передвижение тел, но и различное взаимодействие с ними в любых проявлениях и формах. Зачастую антиподом движению мы считаем покой, что вроде бы и разумно, но все же является общераспространенным заблуждением, так как состояние покоя имеет сравнительный характер, а движение - безусловный.
  2. Пространство. Это первая форма бытия материи. Этот философский термин применяется для обозначения строения объектов, а также их свойства иметь протяженность и вставать в один ряд с другими. Пространство можно охарактеризовать как бесконечность.
  3. Время. Это вторая составляющая материальной реальности. Данным термином принято пояснять продолжительность жизни любого из объектов, а также стремительное их изменение. Вторую и третью категории принято считать как неизменными, так и относительными, потому что их качества очень изменчивы и зависимы от множества факторов, но без их влияния не обходится ни один объект.

Заключение

Для каждого из нас окружающий мир реален ровно настолько, насколько мы его понимаем. Многое человечеству пока еще неведомо и недостижимо для него, но придет тот день и час, когда все встанет на свои места и мир заиграет новыми красками.

Реальность - это главное понятие философского учения, потому что без него невозможно ответить на извечные вопросы:

  1. Что появилось вначале, сознание или материя?
  2. Есть ли у человека возможность постигнуть реальность, находящуюся вокруг него?

Это вопросы, в попытке ответить на которые можно сломать все зубы о гранит науки, но никак не определиться с ответом.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – философская категория, бытие (в науке соответствует понятию материя), существование и свойства которого не зависят от того, воспринимает ли (мыслит) его какой-либо субъект, или нет. Всё, что существует, может существовать только в объективной реальности. Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: Движение , (см.). Различают объективную и субъективную реальность, которую можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

В плане основного вопроса философии под объективной реальностью понимается существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Необходимость введения категории объективной реальности как абсолютной реальности, которая противостоит сознанию и познанию, была обусловлена осуществленным Декартом делением мира на внутренний (мир «Я» — субъективной реальности, феноменов мышления, сознания) и внешний (мир «не-Я» — чувственных, телесных вещей, физических явлений в пространстве и времени). Это деление мира стало философской основой классического природоведения, где объективная реальность – это природа (материя), которую субъект познает, опираясь на ощущения и на эксперимент, которую можно описать такой, какой она есть, противопоставляя ее феноменам Мышления и Сознания (см.). Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством, и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического - вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (см. Деизм ); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики считают, что «объективная реальность», то есть истина, недоступна пониманию человека.

Категория объективной реальности необходима также для сохранности реалистической, антисубъективистской мировоззренческой ориентации. По мнению некоторых учёных, сам термин «объективная реальность», введенный в советсткой философской традиции, представляет собой пример логической ошибки (плеоназм), поскольку уже понятие «реальность» обозначает данность, свободную от субъективных влияний.

Вместе с тем развитие науки обнаружило гносеологические трудности, обусловленные понятием «объективная реальность». В процессе познания субъект неизбежно вовлекает объективную реальность в систему своих средств познания и познавательных действий, что делает проблемным установление границы между объективной реальностью, как она мыслится субъектом, и самым субъектом (его средствами познания и его сознанием).

С точки зрения современных естественных наук «объективная реальность» является принципиально непознаваемой (в полном объёме, до мельчайших деталей), так как квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя). Отсюда в философии возникает целесообразность рассмотрения объективной реальности как бытия, которое существует независимо от данного субъекта, от его ощущений и мыслей, его познавательной активности, а также использования операционных характеристик объективной реальности, обусловленных его психологическими и праксеологическими измерениями. Объективная реальность в этом смысле проявляет себя не только как мир естественных явлений и процессов, но и закономерностей исторического и социального бытия, институционального строения общества, а также как совокупность определенных культурных явлений, идей, мыслей или представлений других субъектов. Движение, Пространство и Время, Жизнь (см.) и т. д. — все это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю объективную реальность.

Loading...Loading...