Замок пьерфон на карте франции. Экскурсия в компьен и замок пьерфон. Замок Пьерфон – романтические руины


Где находится : Пикардия, 14 км с юго-востоку от Компьень.
Как работает : с мая по сентябрь 9.30-18.00; с 5 сентября по апреля 10.00-13.00 и 14.00-17.30, выходной – пн. Закрыт в общенациональные праздники.
Цена вопроса : 6,50 евро.

На что посмотреть : когда смотришь на дворец, то кажется – вот он, настоящий средневековый замок: толстые стены, оборонительные башни, мощные ворота и даже маленькая деревушка у подножия замкового холма. Однако самые яркие постройки датируются XIX веком.

История

Первый замок возник здесь во времена Каролингов на месте римского поселения на холме у озера, где когда-то били термальные источники.

В 1185 году его приобрел король Филипп-Август, позже Пьерфон вместе с окрестными землями Крепи (Crepy), Бетизи (Bethhisy), Ля Ферте-Милон (La Ferte-Milon) вошел в состав герцогства Валуа.


К.Коро "Замок Пьерфон"

Во время Столетней войны в 1392 году Людовик Орлеанский, брат и регент при потерявшем рассудок короле Карле VI, перестроил его и включил в цепь оборонительных сооружений, протянувшуюся между реками Уаза (Oise) и Урк (Ourcq). Работы по переделке замка Пьерфон возглавляет королевский архитектор Жан Черный (Jean Le Noir). Строительство завершилось уже после смерти Людовика Орлеанского, убитого в 1407г. по приказу своего кузена герцога Бургундского Жана Бесстрашного. Мощные стены нового замка успешно отражают многочисленные осады англичан, бургундцев и королевских войск.

В XVI веке замок попадает в руки Антуана д’Эстре, маркиза де Кёвр, отца красавицы Габриэль д’Эстре, фаворитки короля Генриха IV Наваррского. В начале XVII века маркиз де Кёвр, сын Генриха IV и Габриэль д’Эстре принимают сторону принца Конде в борьбе высшей аристократии Франции и молодого короля Людовика XIII, сына Генриха IV и его второй супруги Марии Медичи. В середине XVII века замок разрушают по приказу кардинала Ришелье.


К.Коро "Руины замка Пьерфон"

Руины замка привлекали художников и писателей XVIII века, романтиков XIX века, а в 1813 г. остатки замка купил Наполеон I менее чем за 3000 франков. В 1857 году Луи-Наполеон, любитель истории и археологии, поручил архитектору Виолле ле Дюку (Viollet-le-Duc) построить на месте развалин что-нибудь романтическое, поскольку новому императору требовалась обновленная резиденция.

Архитектор начал восстановительные работы в 1857, но в 1879 году умер, не успев завершить работу. На смену ему пришел сначала Ураду (Ouradou), а затем Lisch – и в 1885 году реставрация была закончена. Этот «новодел» выглядит более готическим, чем оригинальные постройки Средних веков. Конечно, искусствоведы абсолютно правы, когда говорят, что при постройке были нарушены и историческая точность, и архитектурный канон, но замок получился очень красивым! От крепости Людовика Орлеанского сохранились основания стены и башен.


Фото 1890 года.


Фото 2009 года.

Замок имеет прямоугольную форму 103 м x 88 м, толщина стен и башен 5-6 метров. Каждая башня носит своё имя: Гектора, Артура, Александра, Карла Великого, Юлия Цезаря.

Двор внутри замка называется Двором Чести. Здесь можно увидеть колодец и памятник Людовику Орлеанскому.

В замковой капелле собраны литейные изделия местных мастеров. А в склепе – имитации надгробий выдающихся личностей: королей, королев, фавориток, придворных.
Внутренние помещения Ле Дюк построил в стиле Ренессанса, добавив туда готических штрихов - химер, саламандр и прочих зверюшек.
Внутри замка очень интересны рисунки, изображающие руины до начала реставрации. В гостиной представлены разные химеры и прочие чудища – фантастическая фауна средневековья, вырезанная из венгерского дуба Виолле ле Дюком. В зале гипсовых работ представлены его же эскизы-работы, которые использовались потом как образцы для каменных скульптур при оформлении восстановленного замка.

Самыми красивыми являются два сообщающихся зала – Гербовый зал и Зал рыцарских дам, отражающими романтические представления XIX века о королях прошлого. Императрица и её придворные дамы изображены в виде героинь древности.

Замок Пьерфон (Chateau de Pierrefonds) был построен в 90-е годы XIV века на месте более ранних укреплений XII века, разрушен в XVII веке, восстановлен во второй половине XIX века.

В XII веке замок принадлежал сеньорам Пьерфон из Кьерзи. От него сохранились лишь подвальные помещения. В конце XII века он переходит к королю Филиппу Августу и с этого момента становится королевским владением.

Герцог Людовик Орлеанский получил в 1392 году в дар от своего брата - короля Карла VI Пьерфон и герцогство Турень. Окрестности Пьерфона вошли в состав графства Валуа, ставшего герцогством. В 1396 году Людовик начал полную перестройку замка, архитектор неизвестен, но возможно это был Раймон дю Темпль. Позднее работы возглавил королевский архитектор Жан Ле Нуар под наблюдением Жана Обеле. Строительство завершилось уже после убийства (1407) Людовика Орлеанского.

В начале правления Людовика XIII замок принадлежал Франсуа-Ганнибалу д"Эстре (брату прекрасной Габриэль д"Эстре), примкнувшему к партии «недовольных», возглавляемой принцем Конде. В марте 1617 года Пьерфон был осаждён и взят войсками, присланными кардиналом Ришельё. Кардинал приказал разрушить замок, но из-за масштабности сооружения ограничились тем, что срыли внешние укрепления и уничтожили кровлю.

В 1813 году император Наполеон I покупает земли, на которых был расположен замок. В августе 1832 года Луи-Филипп проводит у замка Пьерфон банкет по случаю свадьбы своей дочери Луизы и Леопольда Саксен-Кобургского, первого бельгийского короля. Многие художники, в том числе и Коро запечатлели замок в своих произведениях..Принц Наполеон, будущий император, интересовавшийся археологией, посетил развалины замка в 1850 году. В 1857 году он по совету Проспера Мериме решил восстановить Пьерфон и сделать его своей резиденцией.

Реконструкция замка началась под руководством Виоле-ле-Дюка, считавшегося лучшим специалистом по архитектуре Средневековья. Он реставрировал такие романские и готические архитектурные комплексы, как Собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, Каркассон. Однако его метод восстановления памятников старины имел как сторонников, так и противников, критиковавших Виолле-ле-Дюка за ненаучный подход. Он создавал сооружения такими, какими они должны были быть в его представлении. Нередко облик отреставрированного здания имел мало общего с тем, чем оно было когда-то. Вначале предполагалось отстроить лишь несколько башен с жилыми помещениями, сохранив «живописные» руины. Работы продолжались до 1885 года, после смерти Виоле-ле-Дюка (1879) ими руководил его ученик Ураду.

Замок Пьерфон принимает посетителей каждый день с 10 до 18 часов с мая по сентябрь. А с октября по апрель с 10 до 17 часов. В будни перерыв с 12.30 до 14 часов. Стоимость билета €6,5.

Wiki: ru:Пьерфон (замок) en:Château de Pierrefonds de:Schloss Pierrefonds es:Castillo de Pierrefonds

Это описание достопримечательности Замок Пьерфон в Пиеррефондс Лес-бэине, Пикардии (Франция). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Всего 7 редакций, последнее 5 лет назад сделано Arnica из Подольска

Вероятно, у вас возникнет закономерный вопрос, почему я поместила эту статью в раздел «Париж»? Дело в том, что замок Пьерфон (Chateau de Pierrefonds) находится в стороне от основных автомагистралей, туда не ходят поезда, поблизости к нему нет никаких других достопримечательностей, и попасть туда можно, если вы едете из Парижа на автомобиле в Лилль или Брюссель по автостраде А1, да и то, сделав небольшой крюк.

Но если основная цель вашей поездки - Париж и окрестности, то замок Пьерфон вполне можно посетить, уделив этому маршруту полдня. Поездка на поезде займет около 40 минут и еще примерно полчаса на автобусе. Информация о том, как добраться до замка Пьерфон, и прочие полезные ссылки будут, как обычно, в конце статьи, а сейчас немного истории.

Замок Пьерфон – романтические руины

Нет ничего скучнее, чем перечисление именитых владельцев французских замков, особенно, если ты не знаток французской истории. Да и как тут не запутаться: одних только Наполеонов во Франции было 3 штуки, а бесконечная череда Людовиков просто сводит с ума! Поэтому заранее прошу прощения у любителей исторических справок, но о замке Пьерфон я расскажу то, что лично мне показалось интересным и любопытным.

Замок Пьерфон был построен в XII веке, верой и правдой служил своим хозяевам в качестве твердыни, пережил множество военных действий и был разрушен по приказу кардинала Ришелье в 1617 году – в качестве показательной порки «очередному заартачившемуся дворянину» (Вольтер). Снести замок до основания не удалось, уж больно мощное было строение, но превратить его в живописные руины все же получилось.

В таком виде замок Пьерфон просуществовал более 200 лет.

В 1813 г. Наполеон I (тот самый, с которым мы воевали) купил замок и окружающие его угодья за 2700 франков. В основном его интересовали Компьенский лес, на опушке которого стоял замок, и возможность расположить там хозпостройки. Впрочем, до хозяйствования в Пьерфоне руки у императора так и не дошли: сами понимаете, война с Россией – дело хлопотное;).

Замок опять забыли, забросили и вспомнили о нем только 20 лет спустя: «романтические руины» привлекли внимание очередного герцога Орлеанского, и там, на лужайках Компьенского леса был проведен пикник в честь свадьбы его дочери.

В величественных развалинах, видимо, действительно было нечто притягательное - не зря же их неоднократно изображал на своих полотнах Жан-Батист Коро. Именно благодаря ему мы можем представить, как выглядел настоящий замок Пьерфон.

Замок Портоса

В путеводителях замок Пьерфон иногда называют «замком Портоса». Это неверно. Замок Пьерфон действительно описывается в романах Дюма, но именно как развалины, некогда принадлежавшие герцогу Орлеанскому.

Мимо этих развалин д’Артаньян вместе со своим слугой ехал в гости к Портосу, настоящее имя которого было барон дю Валлон де Брасье де Пьерфон. В данном случае «де Пьерфон» означает в переводе на русский «барон Пьерфонский» или «барон из Пьерфона». А настоящий замок Портоса (если так можно выразиться по отношению к выдуманному персонажу) находился рядом:

Кстати, во Франции есть другой замок Портоса (Chateau de Porthos), который, в отличие от вымышленного замка мушкетера в Пьерфоне, претендует на историческую достоверность. У литературного персонажа Александра Дюма был реальный прототип - Исаак де Порто, родившийся в городе По в Пиренеях, и служивший в мушкетерском полку. Закончив службу в Королевской гвардии, он решил поселиться недалеко от родного города в местечке Ланн (Lanne-en-Baretous), где купил себе небольшой замок.

Сейчас этот замок превращен в chambre d’hôtes – специфический французский вариант частной гостиницы или гостевого дома. В «Шато де Портос» 4 спальни, носящие имена героев «Трех мушкетеров», каждая со своим уникальным интерьером, фотографии (их много) можно посмотреть на booking.com . Стоимость проживания – около 100 Е за номер в сутки. Рассчитан гостевой дом на 10 жильцов.

Замок Пьерфон – мечта Диснея

В 1850 году Наполеон III, племянник того Наполеона, который воевал с Россией, вдруг вспомнил о замке (наследство?), посетил его на досуге и стал думать о том, не заняться ли его восстановлением.

Существует исторический анекдот, о том, что развалины замка невероятно понравились супруге Наполеона III, и когда он пребывал в тяжких раздумьях, какой из замков ему отремонтировать (а замков, видимо, было много), императрица предложила венценосному супругу кинуть жребий. Наполеон согласился и вытянул из шляпы бумажку с названием «Пьерфон». Выбор был сделан, но, говорят, что именно благодаря императрице, которая предусмотрительно написала слово «Пьерфон» на всех бумажках.

Для реставрации замка, по совету Проспера Мериме , был приглашен архитектор Виоле-ле-Дюк (Eugène Viollet-le-Duc), и в 1858 году началась грандиозная реконструкция, которая закончилась спустя 26 лет.

Дело в том, что Виоле-ле-Дюк совершенно сознательно не пытался восстанавливать исторический облик здания, а делал его таким, каким он мог бы быть. Сомнительный подход, если честно. Но, что сделано, то сделано, и сейчас во Франции невероятное количество зданий, к которым Виоле-ле-Дюк приложил руку. Из самых известных: парижские Нотр-Дам и базилика Сен-Дени, замок , Нотр-Дам в Страсбурге, Шато Пьерфон и еще множество церквей и замков по всей стране и даже в соседних Бельгии и Швейцарии.

В результате реставрации замок Пьерфон превратился из крепости в дворец, так что мы с вами теперь наблюдаем не средневековый замок, а роскошную резиденцию XIX века, снаружи сильно напоминающую «сказочный замок» Нойшванштайн в Германии, ставший символом студии Уолта Диснея.

Аналогичное превращение Виоле-ле-Дюк произвел с крепостью Каркассон, и, честно говоря, оба сооружения после вмешательства великого архитектора производят несколько бутафорское впечатление, хотя оба, каждый по-своему, очень интересны.

Стоило ли превращать средневековый Пьерфон в замок Диснея? Не знаю. Одни настаивают, что «честные» руины смотрелись бы гораздо лучше – дух истории, память столетий, камни, которые многое могли бы рассказать… А другие считают, что лучше дать памятнику новую жизнь, чем наблюдать его неуклонное разрушение.

А памятники Виоле-ле-Дюка действительно живут новой жизнью. Химеры, которых архитектор разместил на крыше Нотр-Дама, стали одним из символов Парижа; поездка в Каркассон вдохновила немца Клауса-Юргена Реде на создание одноименной настольной игры; а уж про кино и вовсе говорить не приходится – и в Каркассоне, и в Пьерфоне регулярно снимаются исторические фильмы. Ничего удивительного – эти замки-крепости выглядят так, как выглядят средневековые замки в наших представлениях и в иллюстрациях рыцарских романов. Так что, наверное, не так уж неправ был Виоле-ле-Дюк.

Замок Пьерфон, как добраться

Замок Пьерфон (Chateau de Pierrefonds) находится в департаменте Уаз (Oise), в 80 км от Парижа. Добраться до него можно на поезде с Северного вокзала Парижа (Gare du Nord) до остановки Компьень (Compiegne), далее автобусом №27 до Пьерфона через тот самый Компьенский лес.

  • oise-mobilite.fr – расписание автобуса
  • pierrefonds.monuments-nationaux.fr – информация: часы работы, цены, как доехать на машине
  • Дорога к Пьерфону

    Утром снова в 8 подъем. Завтрак, достойный без изысков и в 9 выезд. Предстоял достаточно напряженный день в смысле переездов. Был запланирован осмотр замка Пьерфон (там где снимается сериал Мерлин), а ночевать мы должны были уже в Штутгарте. До Пьерфона более 300 км, от Пьерфона до Штутгарта около 700. В этот день мы в первый (и слава богу в последний) раз столкнулись с ограничением на заправке. Дизель можно было заправлять только на 20 евро. Надо сказать, что нам крупно повезло, т.к. это было начало всем известных забастовок и серьезного топливного кризиса во Франции и уже на следующий день можно было вообще остаться без топлива и застрять во Франции на неделю. Во франции мы старались заправляться на заправках Shell т.к. в это время там была специальная акция, при заправке на определенную сумму за два евро можно было купить модельку машинки (очень добротную, железную), а так как наша дочка машинки очень любит, то мы не могли пройти мимо. В итоге собрали три машинки из шести:)

    Дорога до Пьерфона вылилась в копеечку, порядка 30 евро. Причем схема оплаты сначала была необычна. При выезде на автобан по дороге до Кана стоят пункты со шлагбаумами, где нет кассиров, и просто выдаются билеты. А уже дальше, километров за 100 до Парижа стоят обычные пункты оплаты в которые отдаешь полученный билет и видишь цифру, на которую наездил. Так этот участок обошелся нам в 14 евро. Объездные тоннели около Парижа обошлись в 7.90 за какие-то 30 км. Зам замок Пьерфон хоть и являлся в средневековье своеобразным таможенным теминалом находится вдалеке от главных дорог. Съехав с трассы мы пробирались к нему по дорогам, похожим на дорожки в наших парках. Да и вообще леса в районе замка больше напоминают именно парковые насаждения, чем лес. Периодически попадались стоянки с автомобилями. Люди приезжают просто погулять. Без навигатора найти замок было бы крайне сложно. Очень много перекрестков, разветвлений. Все дороги похожи друг на друга, узенькие, маленькие. Но асфальт хороший.

    Около 13:30 въехали в город у подножия замка. Город очень маленький. Организованной парковки нет, приезжающие машины паркуются на улицах, на свободных местах. Ставим машину и направляемся в сторону замка. Дорога проходит через достаточно большой «блошиный» рынок. Своеобразное зрелище. Попадаются интересные и красивые вещи.

    Но наша цель сам замок и мы направляемся к нему. Надо сказать что в этот день было еще холоднее когда выезжали из Кана было -2, днем температура поднялась до 7, но ветер был просто ледяной. Поднялись к воротам замка как раз в тот момент, когда из него выезжал паровозик с туристами.

    Тетенька водитель остановилась перед нами и начала что-то объяснять на французском языке. Мы не особо понимали. А она все объясняла. Не представляю такую картину в России. Стоит полный паровоз туристов, а тетя сама остановившись что-то объясняет нам минут 5, да ее бы сожрали у нас давно:) В итоге она объясняла нам, что дворец закрыт на обед с 14 до 15. Как мило, сказали ей спасибо и пошли гулять вокруг замка.

    Опять же отсутствие туристов - это замечательная возможность сделать красивые снимки.

    С полчасика походили и пошли греться и обедать. Выбор мест для обеда очень скромен, т.к. город совсем маленький. Зашли чуть ли не в единственное большое кафе, в котором встретили… водительшу паровозика (паровозик был припаркован рядом), значит, хорошее место, - подумали мы и расположились за столом. Еда была действительно вкусная хоть и приносили ее не очень быстро. Порции стандартно огромны.

    Замок Пьерфон

    Пообедав направились в замок. Времени оставалось не так много, т.к. предстоял долгий переезд. Гуляли по замку около часа. Замок был разрушен и реставрировали его относительно недавно, поэтому стариной там пахнет не сильно.

    Кроме того практически половина замка закрыта для посещения. Хотя и без этого есть что посмотреть.

    В Штутгарт въехали в 21:00. После автобанов ехать 50 км/ч по улицам города было мучительно. Из всяческих источников мы знали, что для езды по городу нужна экологическая плакетка (UmwelPlakette) такой круглый стикер, который лепится на лобовое стекло. Цифра на плакетке показывает уровень выхлопа авто. Штраф за езду без нее достаточно весом (порядка 40 евро) при стоимости 6 евро за плакетку, однако как уверил нас менеджер в гостинице, на первый раз могут простить. Естественно в 10 вечера ее купить было негде, но до гостиницы мы доехали спокойно. В это время город просто пуст, очень непривычно и даже как-то неуютно находиться на улице.

    Отель в Штутгарте

    Поставили машины на парковке у отеля и отправились заселяться. Сама гостиница состоит из двух корпусов. Номера не большие, сделанные под старину, но достаточно уютные. Следующий день был свободным днем в Штутгарте. Отъезд был намечен на 21:00.

    Гигантская крепость, построенная в конце четырнадцатого века Людовиком Орлеанским, братом Карла VI, замок Пьерфон был осажден и снесен в начале семнадцатого века Людовиком XIII. В течение почти двух столетий руины древней крепости стояли на своем месте, и никто ими не интересовался. В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого столетия, зарождающийся романтизм и возобновление интереса к национальным памятникам и следами прошлого, полностью вернул интерес к замку Пьерфон. Художники, живописцы и граверы нашли предмет вдохновения в полном согласии с их жаждой национальной археологии. Кроме того, посреди развалин Пьерфона, Луи-Филипп дал 11 августа 1832 года большой банкет в честь брака его дочери с бельгийским императором Леопольдом I.

    История замка

    Проданный в 1798 году, как национальная собственность, выкуплен Наполеоном в 1810 году. Замок Пьерфон был внесен в список исторических памятников в 1848 году. 15 июля 1850 года посетил принц-президент Луи Наполеон, любитель археологии. Несколько лет спустя, став Наполеоном III, он пожелал восстановить этот замок, который был так близок к императорской резиденции в Компьене. Таким образом, архитектору Виолле-ле-Дюк, при посредничестве Мериме, было поручено в 1857 году восстановление средневековых руин замка.

    Первый этап работы с 1858 по 1861 год предусматривал лишь частичное восстановление донжона, больших башен и укрепление руин. С 1861 года этот принцип воссоздания «живописных развалин» был оставлен ради «императорской резиденции», то есть курорта, предназначенного для развлечения двора, в данном случае охоты. От реставрации перешли на реконструкцию, на перестройку средневековой архитектуры. Виолле-ле-Дюк выразил синтез своих концепций в области реставрации: восстановить здание «значит восстановить его до полного состояния, которое никогда не могло существовать в данный момент», пишет он в 1866 году в своем Толковом архитектурном словаре. Он «воссоздал» замок, который, далек от причудливой подделки, и который скорее является свободной интерпретацией средневекового периода.

    Отдых во Франции на лучших пляжных курортах

    Замок образует неправильный четырехугольник, окруженный восемью большими оборонительными башнями, и его внешний вид соответствует всему, что должно было стать крепостью Людовика Орлеанского. С другой стороны, интерьер свидетельствует о эстетических концепциях Виолле-ле-Дюкаи, прежде всего, о его таланте в качестве декоратора. Двор, отреставрированный в позднем средневековом стиле, уже объявляющий о Возрождении, дает доступ к главному зданию и часовне. Донжон, не изолированный, но присоединенный к главному фасаду, располагает императорскими апартаментами, уважая его средневековую функцию приемной господского дома.

    Наверху посещение начинается с приемной, которая должна была приветствовать знакомых Императора и Императрицы. Затем следует рабочий кабинет, а потом комната Наполеона III и, наконец, такая же комната императрицы Евгении, которые расположены в башне Юлий Цезарь. В этих произведениях Виолле-ле-Дюк разработал декоративное украшение резных панелей и трафаретной графики, где богатство фигур, вдохновленных средневековыми бестиариями, соперничает с изобилием цветочных мотивов. Благодаря этому использованию цветочной линии, стилизации рисунка и использованию сильной полихромии архитектор предстает здесь, за пятьдесят лет вперед, в качестве одного из предшественников модерна, так блестяще иллюстрированный Гимаром или Орта. Повторяющийся символ, имперский орел украшает балки, стены и дымоходы, а исторические фризы рассказывают историю рыцарей XIV века.

    Большая церемониальный зал замка, называемая «Зал рыцарских дам» («La salle des Preuses»). впечатляет своими размерами (длиной 50 м и шириной 9,50 м и высотой 12 м) и богатым полихромным декором. Здесь все свидетельствует о великолепии зала, предназначенным для императорских приемов, а также служит убежищем для прекрасной частной коллекции доспехов Наполеона III, который хранится теперь в Доме Инвалидов. В конце комнаты встречаются два набора статуй: Карл Великий, окруженный паладиновыми князьями у входа, и группа из девяти дам, украшающих монументальный камин на другом конце. Изображая Семирамис и ее восемь спутниц, Виолле-ле-Дюкдал им черты императрицы Евгении и восьми дам двора.

    Стоимость строительства составила более 5 миллионов золотых франков, из которых 75% было профинансировано из персональной казны Императора. Незавершенное строительство во время падения Второй Империи, замок Пьерфона никогда не получил мебель, спроектированную Виолле-ле-Дюком. Создателем мебели стал его зять, архитектор Урадо, который заменил его после смерти в 1879 году и встал во главе работ, которые окончательно закончились в 1885 году.

    Замок Пьерфон

    Осужденный многими, кто видит в нем только простой театральный декор, замок Пьерфон вызывает споры. Превосходное видение средневекового искусства, замок символизирует объединение науки и иррациональности, строгость археологических исследований и легенд. Настоящий сказочный замок, показывает при помощи своего блестящего создателя Виолле-ле-Дюка, желание Второй империи примирить историю и современность.

    Замок Шантийи

    Новые возможности и экскурсии в замке

    Национальный центр памятников предлагает посетителям новый тур. Это позволяет посетить выставку «Monduit», чтобы открыть для себя произведения из свинца, и продолжить в часовне с великолепным видом на витражи. Этот новый маршрут позволяет посетителям различать периоды, которые прошел замок Пьерфон.
    Культурная программа предлагает круглый год анимацию для посетителей и особенно семей: выставки, концерты, семинары, шоу.

    Мнение эксперта

    Князева Виктория

    Гид по Парижу и Франции

    Задать вопрос эксперту

    Дети, которые желают проследовать по музею более интересным и веселым путем, могут отправиться на охоту за монстрами через новое приложение «Сказочный зверинец», который доступен бесплатно на смартфонах.

    Сенсорный стол был профинансирован при поддержке фонда «Caisse d’épargne Picardie» и установлен на первом этаже, в вводной зоне, чтобы предоставить посетителям с ограниченной мобильностью полный обзор.

    Приложение «Фантастический зверинец господина Виолле-ле-Дюка» предлагается посетителям замка Пьерфон, и ориентирован, прежде всего, на молодежь и семьи. Приложение позволяет открыть зал за залом историю замка Пьерфона, от его средневекового происхождения до его реконструкции в девятнадцатом веке. Прежде всего, оно предлагает пользователям возможность отправиться на охоту за необыкновенной фауной, скрытой среди резных, окрашенных или кованых украшений здания.
    Для этого есть раздел «Можете ли вы найти …?», который заставляет посетителей искать существ, в зависимости от разных пространств. В приложении также рассказывается о ​​личности Эжена Виолле-ле-Дюка, архитектора, который перестроил замок в девятнадцатом веке. Маленький персонаж, сопровождает посетителя во время его визита. В нескольких случаях приложение использует считыватель QR-кода для небольших аудио-бонусов! Параллельно с экскурсией рубрика под названием «колдовская книга монстров» позволяет пользователям узнать больше о встречающихся животных и монстрах, их происхождении и силе, связанной с ними в средние века. Также предлагаются различные игры и бонусы, такие как викторины по истории Пьерфона или его монстрах, юмористические тесты или даже головоломки.

    Loading...Loading...