Клоп маяковский читать анализ. В. Маяковский. Клоп. Текст произведения. Сюжет комедии «Клоп» с цитатами

Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трёх картин - в 1929 г., остальных шести картин - в 1979 г.

Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин, переименовавший себя для благозвучия в Пьера Скрипкина, собирается жениться на Эльзевире Давидовне Ренессанс - парикмахерской дочери, кассирше парикмахерской и маникюрше. С будущей тёщей Розалией Павловной, которой «нужен в доме профессиональный билет», Пьер Скрипкин разгуливает по площади перед огромным универмагом, закупая у лотошников все, по его мнению, необходимое для будущей семейной жизни: игрушку «танцующие люди из балетных студий», бюстгальтер, принятый им за чепчик для возможной будущей двойни, и т. д. Олег Баян (бывший Бочкин) за пятнадцать рублей и бутылку водки берётся организовать Присыпкину настоящее красное трудовое бракосочетание - классовое, возвышенное, изящное и упоительное торжество. Их разговор о будущей свадьбе слышит Зоя Березкина, работница, бывшая возлюбленная Присыпкина. В ответ на недоуменные вопросы Зои Присыпкин объясняет, что он любит другую. Зоя плачет.

Обитатели молодёжного рабочего общежития обсуждают женитьбу Присыпкина на парикмахерской дочке и смену им фамилии. Многие его осуждают, но некоторые его понимают - сейчас же не 1919 г., людям для себя пожить хочется. Баян обучает Присыпкина хорошим манерам: как танцевать фокстрот («не шевелите нижним бюстом»), как незаметно почесаться во время танца, - а также даёт ему другие полезные советы: не надевайте двух галстуков одновременно, не носите навыпуск крахмальную рубаху и т. д. Внезапно раздаётся звук выстрела - это застрелилась Зоя Березкина.

На свадьбе Пьера Скрипкина и Эльзевиры Ренессанс Олег Баян произносит торжественную речь, затем играет на рояле, все поют и пьют. Шафер, защищая достоинство новобрачной, затевает ссору за ссорой, завязывается драка, опрокидывается печь, возникает пожар. Прибывшие пожарные недосчитываются одного человека, остальные все погибают в огне.

Спустя пятьдесят лет на глубине семи метров бригада, роющая траншею для фундамента, обнаруживает засыпанную землёй замороженную человеческую фигуру. Институт человеческих воскрешений сообщает, что на руках индивидуума обнаружены мозоли, являвшиеся в прошлом признаком трудящихся. Проводится голосование среди всех районов федерации земли, большинством голосов принимается решение: во имя исследования трудовых навыков рабочего человечества индивидуума воскресить. Этим индивидуумом оказывается Присыпкин. Вся мировая пресса с восторгом сообщает о его предстоящем воскрешении. Новость передают корреспонденты «Чукотских известий», «Варшавской комсомольской правды», «Известий чикагского совета», «Римской красной газеты», «Шанхайской бедноты» и других газет. Размораживание проводит профессор, которому ассистирует Зоя Березкина, чья попытка самоубийства пятьдесят лет назад не удалась. Присыпкин просыпается, с его воротника на стену переползает размороженный вместе с ним клоп. Обнаружив, что он попал в 1979 г., Присыпкин падает в обморок.

Репортёр рассказывает слушателям о том, что в целях облегчения Присыпкину переходного периода врачами было предписано поить его пивом («смесью, отравляющей в огромных дозах и отвратительной в малых»), и теперь пятьсот двадцать рабочих медицинской лаборатории, хлебнувших этого зелья, лежат в больницах. Среди тех, кто наслушался романсов Присыпкина, исполняемых им под гитару, распространяется эпидемия «влюблённости»: они танцуют, бормочут стихи, вздыхают и проч. В это время толпа во главе с директором зоологического сада ловит убежавшего клопа - редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого.

Под наблюдением врача в чистой комнате на чистейшей кровати лежит грязнейший Присыпкин. Он просит опохмелиться и требует «заморозить его обратно». Зоя Березкина приносит по его просьбе несколько книг, но он не находит себе ничего «для души»: книги теперь только научные и документальные.

Посреди зоологического сада на пьедестале задрапированная клетка, окружённая музыкантами и толпой зрителей. Прибывают иностранные корреспонденты, древние старики и старухи, с песней подходит колонна детей. Директор зоосада в своей речи мягко упрекает профессора, разморозившего Присыпкина, в том, что он, руководствуясь внешними признаками, ошибочно отнёс его к «гомо сапиенс» и к его высшему виду - к классу рабочих. На самом же деле размороженное млекопитающее - человекообразный симулянт с почти человеческой внешностью, откликнувшийся на данное директором зоосада объявление: «Исходя из принципов зоосада, ищу живое человечье тело для постоянных обкусываний и для содержания и развития свежеприобретенного насекомого в привычных ему, нормальных условиях». Теперь они помешены в одну клетку - «клопус нормалис» и «обывателиус вульгарно. Присыпкин в клетке напевает. Директор, надев перчатки и вооружившись пистолетами, выводит Присыпкина на трибуну. Тот вдруг видит зрителей, сидящих в зале, и кричит: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Когда ж вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? За что ж я страдаю?» Присыпкина уводят, клетку задёргивают.

Серебряный век был небогат драматическими произведениями. Однако даже то немногое, что было опубликовано, имело социальный подтекст и в той или иной степени отражало действительность. «Клоп» Маяковского (краткое содержание мы рассмотрим в статье) — одна из таких пьес.

О произведении

Пьеса была написана в 1928 году. Жанр произведения - феерическая комедия, его обозначил сам В. Маяковский. «Клоп» (краткое содержание подтверждает это) - сатирическая пьеса, в основу которой легли материалы, собранные автором в процессе работы в различных изданиях. Именно благодаря этим наработкам появились такие персонажи, как Олег Баяна и Присыпкин.

Пьеса «Клоп» (Маяковский): краткое содержание

Место действия - Тамбов. Время действия — 1929 год в начале спектакля, 1979 год - с середины и до конца.

Главный герой Иван Присыпкин - бывший рабочий и партиец. Свое имя ему не очень нравилось, поэтому он сменил его на Пьер Скрипкин. Итак, Присыпкин собирается жениться на дочке парикмахера Эльзевире Давидовне Ренессанс, которая работает кассиршей.

Иван со своей будущей тещей ходят по универмагу и закупают все необходимое для предстоящей семейной жизни. Среди его покупок фигурки танцующих балерин, бюстгальтер, который был принят за чепчики для близнецов, и т. п.

Не просто показать советскую действительность желает Маяковский. «Клоп» (краткое содержание это иллюстрирует) — пьеса, высмеивающая мещанские пороки. Именно их олицетворяет Присыпкин.

Организовывать свадьбу вызывается Олег Баян. За работу он просит бутылку водки и 15 рублей. Взамен обещает настоящее трудовое возвышенное бракосочетание в лучших традициях современной жизни. Обсуждение торжества слышит работница Зоя Березкина. Она когда-то была возлюбленной Присыпкина. Зоя не понимает, что происходит, и просит Ивана все ей объяснить. В ответ новоявленный Скрипкин говорит, что больше не любит девушку. Зоя начинает плакать.

Действие переносится в общежитие для рабочей молодежи. Здесь все обсуждают смену фамилии Присыпкина и его грядущую свадьбу. Некоторые его осуждают, другие стараются понять - пора бы и для себя жить начать.

Баян учит Скрипкина хорошим манерам: как можно незаметно почесаться, как танцевать фокстрот, не надевать одновременно два галстука, не носить накрахмаленную рубашку навыпуск и т. п. Учение прерывается неожиданным выстрелом. Через несколько минут выясняется, что это покончила с собой Березкина.

Свадьба

Продолжаем изучать пьесу «Клоп» Маяковского. Краткое содержание описывает свадьбу Эльзевиры Ренессанс и Пьера Скрипкина. Веселье в самом разгаре. Баян встает, произносит поздравительную речь, все выпивают, затем он садится за рояль и начинает играть. Компания пьет и поет песни.

Однако шафер, вступаясь за честь новобрачной, затевает ссору с гостями. Постепенно словесные оскорбления переходят в драку, в ходе которой случайно опрокидывают печь. Начинается не успевают прибыть вовремя. Они только констатируют гибель участников торжества в огне. Недосчитались только одного человека.

Необычная находка

Действия в пьесе «Клоп» Маяковского (краткое содержание это подтверждает) возобновляются спустя 50 лет. Рабочая бригада роет траншею под фундамент будущего здания. Внезапно люди обнаруживают засыпанного землей и замороженного человека.

Находку передают в институт человеческих воскрешений, где обнаруживают мозоли на руках найденного. Из этого заключают, что этот гражданин принадлежал к рабочему классу. Среди всех районов федерации Земли проводится голосование, на котором принимается решение - воскресить индивидуума для исследования рабочего человека. Загадочным человеком из прошлого оказывается Присыпкин. Мировая пресса сообщает о воскрешении, возлагая на это большие надежды.

Разморозкой гостя из прошлого занимается профессор. Ассистирует ему Зоя Березкина - ее попытка покончить с жизнью не увенчалась успехом. Операция проходит успешно, и Присыпкин приходит в себя. Одновременно с этим оживает и клоп на его воротнике, который тут же переползает на стену. Присыпкину сообщают, что он в 1979 году. От этого известия несостоявшийся муж падает в обморок.

Адаптация

Описывает совершенное будущее пьеса «Клоп» Маяковского. Краткое содержание изображает мир построенного социализма, где царят свобода, равенство и братство. Однако, как только туда попадает гость из прошлого, многое меняется.

Журналисты передают последние новости из института. Присыпкину для облегчения переходного этапа было велено давать пиво - «смесь, отравляющую в огромных дозах и отвратительную в малых». Но вместе с ним напиток попробовали 520 рабочих, которые теперь находятся в больнице с диагнозом отравление. Есть пострадавшие от романсов под гитару, что исполнял Присыпкин. Их поразила эпидемия влюбленности - они вздыхают, танцуют, сочиняют стихи.

Одновременно с этим происходят не менее важные события. Директор зоологического сада с помощниками пытается поймать клопа. Это насекомое на сегодняшний день вымерло, но в начале 20 века было очень распространено.

В чистой палате лежит на белоснежных простынях грязный Присыпкин. Он просит опохмелиться и принести почитать что-нибудь «для души». Зоя Березкина доставляет ему книги. Но ни одна из них не нравится Присыпкину - они все или документальные, или научные.

Развязка

Близится развязка, которую изобразил «Клоп» (краткое содержание по главам изложено в этой статье) завершается очень показательной сценой.

В центре зоологического сада расположена клетка. Со всех сторон ее окружают зрители. Слово берет директор зоосада. В своей речи он сообщает, что Присыпкин был ошибочно принят за гомо сапиенс высшего вида - рабочего. На самом деле это просто симулянт с человекоподобной внешностью, откликнувшийся на объявление директора о поиске человека, который бы согласился ежедневно подвергаться клопиным укусам. Теперь в клетку помещены и «обыватель вульгарис», и «клопус нормалис».

Присыпкина выводят из клетки. Он видит толпу и с радостью к ней обращается: «Братцы, и вас разморозили, идите ко мне». Присыпкина силой уводят и запирают в клетке.

Анализ

Мещанство - главное, что высмеивал в своем творчестве Маяковский. «Клоп» (краткое содержание, анализ служат этому доказательством) - не исключение. И здесь главный герой — мещанин. О лживости этого человека говорит уже двойное имя. Присыпкину не нравилась его приземленная, ничем не примечательная фамилия, и он взял более изысканную и уточненную — Скрипкин.

Но это не единственная попытка изменить свое происхождение, сделаться лучше и утонченнее - он начинает учиться этикету. Тот комизм, с которым Маяковский это изображает, подчеркивает всю нелепость подобных попыток.

И только в конце пьесы Присыпкина выводят на чистую воду - выясняется, что он не рабочий, а простой обыватель, старающийся выглядеть мещанином, и место ему в одной клетке с клопом.

Очень краткое содержание (в двух словах)

Иван Присыпкин собрался жениться на богатой невесте Эльзевире Давидовне, из семьи нэпманов. Он обрывает с рабочим классом и даже меняет имя и фамилию на Пьер Скрипкин. О свадьбе узнаёт Зоя Берёзкина, бывшая подруга Присыпкина. С горя она пытается застрелиться, но остаётся жива. Вскоре состоялась свадьба, на которой гости напились, разодрались, устроили пожар и все сгорели. Не было найдено тело только Присыпкина. Через 50 лет его замороженное тело находят строители, и учёные оживляют его. Взрослая Зоя Берёзкина работает ассистентом профессора и присутствует при воскрешении своего бывшего возлюбленного. После его оживления с его одежды сбегает клоп, который вызывает эпидемию среди собак, поэтому его отлавливают и помещают в зоосад, как редкое животное. Самому Присыпкину начинают давать пиво, который не может жить в новом времени. Вскоре он отправляется в зоосад, чтобы клоп от него мог питаться. Смотреть на клопа и Присыпкина приходит много людей.

Краткое содержание (подробно)

Тамбов. Первые три картины происходят в 1929 году, остальные шесть картин – пятьдесят лет спустя. Бывший работник и партиец Иван Присыпкин собрался жениться. Для благозвучия он сменил имя на Пьер Скрипкин и стал брать уроки хороших манер у нового приятеля из домовладельцев Олега Баяна (бывший Бочкин). Невеста Пьера, Эльзевира Давидовна, была парикмахерской дочерью. Сама она работала кассиршей и маникюршей в парикмахерской. Будущая теща, Розалия Павловна Ренессанс, помогала ему готовиться к свадьбе. Вместе они разгуливали на площади у лотков, закупая все, что нужно для начала семейной жизни. Купили какую-то игрушку, бюстгальтер, который жених принял за чепчик для двойни и т.д.

Олег Баян за символическое вознаграждение и бутылку водки обещал устроить незабываемую «красную» свадьбу. Их разговор услышала бывшая невеста Пьера – Зоя Березкина . Когда она просила объяснить, что все это значит, будущий жених ответил, что полюбил другую. Зоя расплакалась. Все рабочее общежитие обсуждало грядущую свадьбу, а также новую фамилию Присыпкина. Многие его осуждали. Зоя пыталась застрелиться. Баян на свадьбе произносит речь, а затем играет на рояле. Все танцуют, веселятся. Шафер, изрядно выпив, затевает ссору за ссорой. Начинается драка, а затем пожар из-за опрокинутой печи. Все гости сгорели. Прибывшая бригада ­пожарных не досчиталась одного человека. Это был Присыпкин.

Через пятьдесят лет строители, роя траншею, обнаружили замерзшее человеческое тело. В Институте человеческих воскрешений выявили, что этот индивидуум, возможно, был трудягой, так как на руках у него мозоли. После всеобщего голосования было решено воскресить его. На эксперименте, в качестве ассистентки профессора, присутствовала и Зоя Березкина, выжившая в 1929 году после попытки самоубийства. Замороженным индивидуумом оказался не кто иной, как Иван Присыпкин. Эта находка стала всемирной сенсацией. О предстоящем воскрешении писали во многих газетах. Когда Присыпкин проснулся, вместе с ним оживился и клоп на его воротнике. Переходный период для экспоната оказался трудным. Сначала, узнав, что он в 1979 году, он упал в обморок. Затем его решили поить пивом, чтобы облегчить его состояние.

Присыпкин постепенно набирает популярность у толпы. Люди с удовольствием слушают его романсы под гитару, танцуют, поют и бормочут стихи. Тем временем, директор зоологического сала пытается поймать клопа, так как это редчайший вид вымершего насекомого. Присыпкин все время находится под наблюдением врачей. Зоя по его просьбе носит ему книги, но, ни одна ему нравится, так как все книги теперь только научного характера. Он мечтает, чтобы его заморозили обратно. Вскоре «клопус нормалис» помещают в клетку зоосада, как редчайший экспонат. Директор зоосада дает объявление, что для содержания и питания насекомого требуется живое человеческое тело. ­

Присыпкин теперь тоже в зоосаде, в качестве корма для ценного насекомого. Он помещен в задрапированную клетку и представлен как «обывателиус вульгарис» – обыкновенное млекопитающее, имеющее почти человеческую внешность. Показывая этот экспонат зрителям, директор зоосада с укором отмечает, что профессор ошибочно отнес его к классу рабочих «гомо сапиенс». Теперь в зоологический сад приходят толпы зрителей, иностранных корреспондентов и колонны детей. В конце пьесы Присыпкин обращается к экскурсантам с вопросом, когда же всех разморозили и почему он в один в клетке.

Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трех картин — в 1929 г., остальных шести картин — в 1979 г.

Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин, переименовавший себя для благозвучия в Пьера Скрипкина, собирается жениться на Эльзевире Давидовне Ренессанс — парикмахерской дочери, кассирше парикмахерской и маникюрше. С будущей тещей Розалией Павловной, которой «нужен в доме профессиональный билет», Пьер Скрипкин разгуливает по площади перед огромным универмагом, закупая у лотошников все, по его мнению, необходимое для будущей семейной жизни: игрушку «танцующие люди из балетных студий», бюстгальтер, принятый им за чепчик для возможной будущей двойни, и т. д. Олег Баян (бывший Бочкин) за пятнадцать рублей и бутылку водки берется организовать Присыпкину настоящее красное трудовое бракосочетание — классовое, возвышенное, изящное и упоительное торжество. Их разговор о будущей свадьбе слышит Зоя Березкина, работница, бывшая возлюбленная Присыпкина. В ответ на недоуменные вопросы Зои Присыпкин объясняет, что он любит другую. Зоя плачет.

Обитатели молодежного рабочего общежития обсуждают женитьбу Присыпкина на парикмахерской дочке и смену им фамилии. Многие его осуждают, но некоторые его понимают — сейчас же не 1919 г., людям для себя пожить хочется. Баян обучает Присыпкина хорошим манерам: как танцевать фокстрот («не шевелите нижним бюстом»), как незаметно почесаться во время танца, — а также дает ему другие полезные советы: не надевайте двух галстуков одновременно, не носите навыпуск крахмальную рубаху и т. д. Внезапно раздается звук выстрела — это застрелилась Зоя Березкина.

На свадьбе Пьера Скрипкина и Эльзевиры Ренессанс Олег Баян произносит торжественную речь, затем играет на рояле, все поют и пьют. Шафер, защищая достоинство новобрачной, затевает ссору за ссорой, завязывается драка, опрокидывается печь, возникает пожар. Прибывшие пожарные недосчитываются одного человека, остальные все погибают в огне.

Спустя пятьдесят лет на глубине семи метров бригада, роющая траншею для фундамента, обнаруживает засыпанную землей замороженную человеческую фигуру. Институт человеческих воскрешений сообщает, что на руках индивидуума обнаружены мозоли, являвшиеся в прошлом признаком трудящихся. Проводится голосование среди всех районов федерации земли, большинством голосов принимается решение: во имя исследования трудовых навыков рабочего человечества индивидуума воскресить. Этим индивидуумом оказывается Присыпкин. Вся мировая пресса с восторгом сообщает о его предстоящем воскрешении. Новость передают корреспонден-

ты «Чукотских известий», «Варшавской комсомольской правды», «Известий чикагского совета», «Римской красной газеты», «Шанхайской бедноты» и других газет. Размораживание проводит профессор, которому ассистирует Зоя Березкина, чья попытка самоубийства пятьдесят лет назад не удалась. Присыпкин просыпается, с его воротника на стену переползает размороженный вместе с ним клоп. Обнаружив, что он попал в 1979 г., Присыпкин падает в обморок.

Репортер рассказывает слушателям о том, что в целях облегчения Присыпкину переходного периода врачами было предписано поить его пивом («смесью, отравляющей в огромных дозах и отвратительной в малых»), и теперь пятьсот двадцать рабочих медицинской лаборатории, хлебнувших этого зелья, лежат в больницах. Среди тех, кто наслушался романсов Присыпкина, исполняемых им под гитару, распространяется эпидемия «влюбленности»: они танцуют, бормочут стихи, вздыхают и проч. В это время толпа во главе с директором зоологического сада ловит убежавшего клопа — редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого.

Под наблюдением врача в чистой комнате на чистейшей кровати лежит грязнейший Присыпкин. Он просит опохмелиться и требует «заморозить его обратно». Зоя Березкина приносит по его просьбе несколько книг, но он не находит себе ничего «для души»: книги теперь только научные и документальные.

Посреди зоологического сада на пьедестале задрапированная клетка, окруженная музыкантами и толпой зрителей. Прибывают иностранные корреспонденты, древние старики и старухи, с песней подходит колонна детей. Директор зоосада в своей речи мягко упрекает профессора, разморозившего Присыпкина, в том, что он, руководствуясь внешними признаками, ошибочно отнес его к «гомо сапиенс» и к его высшему виду — к классу рабочих. На самом же деле размороженное млекопитающее — человекообразный симулянт с почти человеческой внешностью, откликнувшийся на данное директором зоосада объявление: «Исходя из принципов зоосада, ищу живое человечье тело для постоянных обкусываний и для содержания и развития свежеприобретенного насекомого в привычных ему, нормальных условиях». Теперь они помешены в одну клетку — «клопус нормалис» и «обывателиус вульгарно. Присыпкин в клетке напевает. Директор, надев перчатки и вооружившись пистолетами, выводит Присыпкина на трибуну. Тот вдруг видит зрителей, сидящих в зале, и кричит: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Когда ж вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? За что ж я страдаю?» Присыпкина уводят, клетку задергивают.

Сатирическая пьеса «Клоп» была написана в 1928 году, так как стремился к тому, чтобы его творчество стало достоянием широких масс. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Клоп» с цитатами. В пьесе автор высмеивает и осуждает романсово-гитарную мещанскую лирику и идиллические мещанские идеалы.

Маяковский «Клоп» в сокращении

«Клоп» Маяковский краткое содержание для читательского дневника:

Молодой человек Пьер на базаре со своей будущей тещей готовится к свадьбе. Все это видит его бывшая возлюбленная Зоя, которая после услышанного убегает в слезах. В общежитии знакомые Пьера дают ему всяческие нужные семейные советы. В этот момент слышится выстрел. Как оказывается это застрелилась Зоя.

И вот наступил день свадьбы. Все отмечают, веселятся и поют. Только шоферу не в радость, и он затевает драку. Во время драки начинается пожар, где все погибают кроме одного гостя, которого не могут найти.

Спустя 50 лет во время земельных работ находят замершее тело. Тело решают воскресить и это оказывается тот самый жених Пьер. Оказывается, что Пьер попал в 1979 год. Ассистентка профессора оказывается та самая Зоя, которая как оказывается не погибла.

В процессе реабилитации Пьера поят пивом, и он с хорошего настроения играет на гитаре какие-то романсы. Все работники впадают в состояние влюбленности.

Вскоре Пьер впадает в депрессию и просит принести книг. Книги в наличии только научные и Пьеру от них скучно. Он просит профессора заморозить его обратно. Профессор отказывается от этой затеи и теперь Пьер живет как в клетке.

Читайте также сочинение на тему « ».

Короткий пересказ «Клопа»

Место действия пьесы – Тамбов. Главным героем является Пьер Скрипки, который женится на Эльвире Ренессанс. Пока главный герой со своей будущей тёщей выбирает всё необходимое для семейной жизни на площади, и обсуждает скорую свадьбу, их раговор подслушивает Зоя, бывшая его возлюбленная. После того, как Пьер всё ей объясняет Зоя в слезах убегает.

В общежитии все друзья и знакомые Пьера дают ему дельные советы по семейной жизни, уходу за собой и так далее. Некоторые, конечно его осуждают, но на них наш главный герой не обращает внимания. Но вдруг раздаётся выстрел, вскоре все узнают, что Зоя Берёзкина застрелилась.

И вот долгожданная свадьба, все веселятся и выпивают, но шафер начинает затевать одну сору за другой и дело доходит до драки. В драке возникает пожар, на место приезжают пожарные, но оказывается, что все участники свадьбы погибли в огне, кроме одного, он таинственно исчез.

Спустя 50 лет, рабочие, которые роют траншею, обнаруживают там замёршее человеческое тело. Проводятся всевозможные собрания и обсуждения в итоге человека решают воскресить. Профессор размораживает человека, а это оказывается Пьер Скрипкин. Когда он понимает, что попал в 1979 год, то тут же падает в обморок, с его воротника сползает воскреснувший клоп. Ассистирует профессору знакомая читателю Зоя, которая странным образом не погибла 50 лет назад.

В процессе реабилитации Пьера поят пивом, он поёт в больнице романсы под гитару. После которых, кстати сказать, все пребывают в необычном состоянии влюблённости. Клоп был пойман и теперь подлежит изучению, как очень редкий и старинный экземпляр. Пьер впадает в депрессию, просит принести книг, но книги в это время только научные и не могут поднять Пьеру настроения. Он просит профессора заморозить его обратно.

Клоп находится в клетке и подвергается всяким изучениям. Многие приезжают на него посмотреть, дети, ученые и многие другие. Директор зоосада начинать думать, что вся их команда ошибочно отнесла Пьера к человеческому виду, да ещё и к классу рабочих. После чего Пьеру приходится сожительствовать в одной клетке с клопом.

Читайте также: Поэма , написанная в 1915 году, стала первым крупным произведением поэта-революционера. Первоначальное название – «Тринадцатый апостол» – было изменено в результате царской цензуры. Поэма написана под влиянием неразделенной любви к красавице Марии Денисовой.

Сюжет комедии «Клоп» с цитатами

В. В. Маяковский «Клоп» краткое содержание с цитатами из произведения:

Действие пьесы происходит в Тамбове: первых трёх картин - в 1929 г., остальных шести картин - в 1979 г.

Бывший рабочий, бывший партиец Иван Присыпкин, переименовавший себя для благозвучия в Пьера Скрипкина, собирается жениться на Эльзевире Давидовне Ренессанс - парикмахерской дочери, кассирше парикмахерской и маникюрше.

С будущей тёщей Розалией Павловной, которой «нужен в доме профессиональный билет », Пьер Скрипкин разгуливает по площади перед огромным универмагом, закупая у лотошников все, по его мнению, необходимое для будущей семейной жизни: игрушку «танцующие люди из балетных студий », бюстгальтер, принятый им за чепчик для возможной будущей двойни, и т. д.

Олег Баян (бывший Бочкин) за пятнадцать рублей и бутылку водки берётся организовать Присыпкину настоящее красное трудовое бракосочетание - классовое, возвышенное, изящное и упоительное торжество. Их разговор о будущей свадьбе слышит Зоя Березкина, работница, бывшая возлюбленная Присыпкина. В ответ на недоуменные вопросы Зои Присыпкин объясняет, что он любит другую. Зоя плачет.

Обитатели молодёжного рабочего общежития обсуждают женитьбу Присыпкина на парикмахерской дочке и смену им фамилии. Многие его осуждают, но некоторые его понимают - сейчас же не 1919 г., людям для себя пожить хочется.

Баян обучает Присыпкина хорошим манерам: как танцевать фокстрот («не шевелите нижним бюстом »), как незаметно почесаться во время танца, - а также даёт ему другие полезные советы: не надевайте двух галстуков одновременно, не носите навыпуск крахмальную рубаху и т. д. Внезапно раздаётся звук выстрела - это застрелилась Зоя Березкина.

На свадьбе Пьера Скрипкина и Эльзевиры Ренессанс Олег Баян произносит торжественную речь, затем играет на рояле, все поют и пьют. Шафер, защищая достоинство новобрачной, затевает ссору за ссорой, завязывается драка, опрокидывается печь, возникает пожар. Прибывшие пожарные недосчитываются одного человека, остальные все погибают в огне.

Спустя пятьдесят лет на глубине семи метров бригада, роющая траншею для фундамента, обнаруживает засыпанную землёй замороженную человеческую фигуру. Институт человеческих воскрешений сообщает, что на руках индивидуума обнаружены мозоли, являвшиеся в прошлом признаком трудящихся.

Проводится голосование среди всех районов федерации земли, большинством голосов принимается решение: во имя исследования трудовых навыков рабочего человечества индивидуума воскресить. Этим индивидуумом оказывается Присыпкин. Вся мировая пресса с восторгом сообщает о его предстоящем воскрешении.

Новость передают корреспонденты «Чукотских известий», «Варшавской комсомольской правды», «Известий чикагского совета», «Римской красной газеты», «Шанхайской бедноты» и других газет. Размораживание проводит профессор, которому ассистирует Зоя Березкина, чья попытка самоубийства пятьдесят лет назад не удалась. Присыпкин просыпается, с его воротника на стену переползает размороженный вместе с ним клоп. Обнаружив, что он попал в 1979 г., Присыпкин падает в обморок.

Репортёр рассказывает слушателям о том, что в целях облегчения Присыпкину переходного периода врачами было предписано поить его пивом («смесью, отравляющей в огромных дозах и отвратительной в малых »), и теперь пятьсот двадцать рабочих медицинской лаборатории, хлебнувших этого зелья, лежат в больницах.

Среди тех, кто наслушался романсов Присыпкина, исполняемых им под гитару, распространяется эпидемия «влюблённости »: они танцуют, бормочут стихи, вздыхают и проч. В это время толпа во главе с директором зоологического сада ловит убежавшего клопа - редчайший экземпляр вымершего и популярнейшего в начале столетия насекомого.

Под наблюдением врача в чистой комнате на чистейшей кровати лежит грязнейший Присыпкин. Он просит опохмелиться и требует «заморозить его обратно ». Зоя Березкина приносит по его просьбе несколько книг, но он не находит себе ничего «для души »: книги теперь только научные и документальные.

Посреди зоологического сада на пьедестале задрапированная клетка, окружённая музыкантами и толпой зрителей. Прибывают иностранные корреспонденты, древние старики и старухи, с песней подходит колонна детей. Директор зоосада в своей речи мягко упрекает профессора, разморозившего Присыпкина, в том, что он, руководствуясь внешними признаками, ошибочно отнёс его к «гомо сапиенс » и к его высшему виду - к классу рабочих.

На самом же деле размороженное млекопитающее - человекообразный симулянт с почти человеческой внешностью, откликнувшийся на данное директором зоосада объявление: «Исходя из принципов зоосада, ищу живое человечье тело для постоянных обкусываний и для содержания и развития свежеприобретенного насекомого в привычных ему, нормальных условиях ». Теперь они помешены в одну клетку - «клопус нормалис » и «обывателиус » вульгарно. Присыпкин в клетке напевает.

Директор, надев перчатки и вооружившись пистолетами, выводит Присыпкина на трибуну. Тот вдруг видит зрителей, сидящих в зале, и кричит: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Когда ж вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? За что ж я страдаю ?» Присыпкина уводят, клетку задёргивают.

Loading...Loading...