Количество авиакатастроф в россии и ссср никогда не зависело от состояния отрасли. Самая страшная авиакатастрофа ссср

сгруппированный по годам перечень катастроф авиации на территории СССР или советских самолетов. В большинстве случаев информация о катастрофах в СССР скрывалась.

Информация о крупнейших авиакатастрофах — в статье Крупнейшие авиакатастрофы.

Список происшествий и катастроф по годам

1935

  • 18 мая 1935 года в районе Центрального аэродрома Москвы истребитель лётчика Николая Благина врезался в выполнявший демонстрационный полёт с передовиками производства восьмимоторный самолёт-гигант АНТ-20 «Максим Горький». Погибло 11 человек экипажа самолета и 38 пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ и членов их семей, + лётчик истребителя.

Основная статья: АНТ-20

1950

  • 5 января 1950 года в крайне неблагоприятных метеоусловиях при заходе на посадку в Свердловске разбился самолёт Ли-2 с 11 хоккеистами, врачом и массажистом команды ВВС, направлявшимися на матч с «Динамо».

1958

  • Авиакатастрофа Ту-104А 17 октября 1958 года. 73 человека, находившиеся на борту, погибли: весь экипаж и пассажиры

1962

  • В июле 1962 года под Красноярском зенитной ракетой был ошибочно сбит пассажирский самолет Ту-104 авиакомпании «Аэрофлот», следовавший по маршруту Хабаровск — Москва. Погибло 86 человек, из них 8 человек экипажа.

1963

  • Посадка Ту-124 на Неву — авиационное происшествие, случившееся в небе над Ленинградом 21 августа 1963 года. В результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву. Один из первых в мире случаев посадки гражданского самолёта в экстренной ситуации на воду.

Это событие является одним из немногих удачных приводнений среди авиалайнеров, когда все пассажиры и члены экипажа остались живы.

Основная статья: Посадка Ту-124 на Неву

1964

  • Катастрофа советского самолёта Ил-18 при заходе на посадку в аэропорт Белграда, в результате которого погибла советская военная делегация.

1967

  • 6 августа 1967 года во Франции при тушении большого лесного пожара потерпел катастрофу вертолёт Ми-6ПЖ. Экипаж в составе девяти человек во главе с командиром Ю. А. Гарнаевым погиб. Сведения о катастрофе см. в статье Гарнаев, Юрий Александрович.
  • 16 ноября 1967 при взлёте из аэропорта Кольцово из-за отказа двигателя потерпел катастрофу Ил-18 авиакомпании «Аэрофлот». Погибли 130 человек.

1968

  • 22 апреля 1968 года экипаж самолёта Ил-18В выполнял тренировочный полёт около аэропорта Домодедово. Во время полёта самолёт задел провода ЛЭП и упал. Все пять членов экипажа погибли.

1969

  • 22 июня 1969 в небе над Калужской областью произошло столкновение военно-транспортного самолета Ан-12, следовавшего из Каунаса в Рязань и пассажирского Ил-14. Все пассажиры и члены экипажей обоих самолётов погибли.

1970

  • 1 апреля 1970 под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан-24. Погибли все пассажиры и члены экипажа.

1972

  • 18 мая 1972 на круге ожидания захода на посадку вблизи аэропорта Харьков в районе Русская Лозовая произошло разрушение в воздухе самолета Ан-10, выполнявшего регулярный рейс авиакомпании «Аэрофлот» Москва — Харьков. Погибли 122 человека, в том числе делегация пионеров из ГДР и известный советский эстрадный пародист Виктор Чистяков. Причиной этой катастрофы явилось развитие усталостных трещин в планере самолёта. По итогам расследования эксплуатация самолетов Ан-10 была прекращена.
  • 13 октября 1972 самолет Ил-62 авиакомпании «Аэрофлот» при заходе на посадку разбился в районе пос. Озерецкое Дмитровского района Московской области. На борту находились 176 человек, все погибли. Точная причина катастрофы не установлена, предположительной причиной является неверная установка высотомера.

1973

  • 13 октября 1973 года из-за отказа электропитания систем навигации в Домодедово разбился самолёт Ту-104Б Аэрофлота, следовавший рейсом 964 из Тбилиси. Экипаж был дезориентирован. С выпущенными шасси на высоте 400 м они начали третий правый разворот, во время которого самолёт перешёл на снижение по крутой спирали с левым вращением. Самолёт столкнулся с землей с креном 75° в 8 км от аэропорта. Погибло 114 пассажиров и 8 членов экипажа. В числе пассажиров находился командующий зенитными ракетными войсками ПВО СССР генерал-лейтенант артиллерии Фёдор Бондаренко. Эта катастрофа осталась крупнейшей за всю историю эксплуатации самолётов семейства Ту-104.
  • 7 декабря 1973 года при посадке в Домодедово потерпел катастрофу пассажирский самолёт Ту-104Б, следовавший из Грузии. Самолёт заходил на посадку с превышением скорости и отклонением от курса. Из-за этого самолёт накренился, задел левым крылом землю, перевернулся, раскололся пополам и загорелся. Погибли 13 из 72 человек, находившихся на борту воздушного судна.

1976

  • 16 декабря 1976 года Як-40 авиакомпании Аэрофлот при выполнении тренировочного полёта сорвался в штопор и разбился в Запорожской области УССР. Погибли все 5 членов экипажа. Причиной катастрофы стала ошибка экипажа.
  • 17 декабря 1976 года пассажирский самолёт Ан-24 при посадке в киевском аэропорту Жуляны в сложных метеорологических условиях столкнулся с бетонным забором, а затем врезался в железнодорожную насыпь. Погибло 48 из 55 человек, находившихся на борту.
  • 17 декабря 1976 года самолёт Як-40 авиакомпании Аэрофлот сразу после вылета из Усть-Кута задел деревья и упал в лес. Погибли 7 человек. Причина катастрофы — ошибка экипажа.
  • 18 декабря 1976 года самолёт Ил-14 при заходе на посадку врезался в гору Острая близ Южно-Сахалинска. Из 10 человек, находившихся на борту, выжили два пассажира, которые были обнаружены через три дня.

1977

  • 13 января 1977 года при заходе на посадку в аэропорту Алма-Аты разбился Ту-104, на борту которого находилось 96 человек. По официальной версии причиной падения стал пожар в одном из двигателей. Самолет упал в трех километрах до ВПП.
  • 15 февраля 1977 при заходе на посадку в Минеральных Водах разбился Ил-18, летевший из Ташкента. Погибли 77 человек.
  • 30 марта 1977 года в условиях плохой видимости при заходе на посадку в аэропорту города Жданов разбился Як-40. 8 из 27 человек, находившихся на борту, погибли. В том числе три девушки — мастера спорта СССР по прыжкам в воду.

1978

  • Авиакатастрофа Ту-154 под Максатихой 19 мая 1978 года. Погибли 4 из 127 пассажиров, находившихся на борту самолёта.
  • 7 октября 1978 при взлете из свердловского аэропорта Кольцово из-за отказа всех двигателей разбился Як-40. Погибли 38 человек.

1979

  • 17 марта 1979 в районе аэропорта «Внуково» разбился самолет ТУ-104Б, выполнявший рейс Москва-Одесса. Погибло 86 человек.
  • 11 августа 1979 в районе Днепродзержинска произошло столкновение в воздухе двух самолетов Ту-134А. На обоих бортах находились 178 человек, все погибли. Это крупнейшее по числу жертв столкновение двух самолетов в воздухе в истории советской авиации. Причиной столкновения явилась ошибка диспетчера службы управления воздушным движением.
  • 29 августа 1979 вблизи города Кирсанов потерпел катастрофу Ту-124, следовавший по маршруту Киев-Казань. На высоте 9000 метров самолет сорвался в штопор, а на высоте 3000 метров начал разрушаться. Погибли 5 членов экипажа и 58 пассажиров. По заключению экспертов, срыв самолета в штопор произошел из-за случайного выпуска закрылков.

1980

  • 8 июля 1980 на окраине Алма-Аты разбился Ту-154, на борту которого находились 166 человек. Причиной аварии был назван так называемый сдвиг ветра.

1981

  • 16 ноября 1981 в аэропорту Алыкель при посадке потерпел крушение самолёт Ту-154, летевший из Красноярска. Авария произошла из-за отказа автомата тяги на глиссаде. Самолёт упал в снег перед ВПП и разрушился. Из 172 человек, находившихся на борту, погибло более 100.

1982

  • 28 июня 1982 под Мозырем разбился Як-42, следовавший по маршруту Ленинград-Киев. На борту самолета находились 8 членов экипажа и 124 пассажира, все погибли. Причиной катастрофы стало разрушение и отрыв узла крепления горизонтального стабилизатора.
  • 6 июля 1982 под Москвой около пос. Менделеево потерпел крушение Ил-62, летевший во Фритаун. Сразу после взлета, когда лайнер еще не набрал высоту, сработала сигнализация о пожаре сначала в первом, а потом и во втором двигателях самолета. Экипаж ошибочно принял решение отключить двигатели. Самолет упал в лес, погибли 80 пассажиров и 10 членов экипажа.

1983

  • 30 августа 1983 потерпел крушение Ту-134, следовавший по маршруту Казань — Челябинск — Алма-Ата. При заходе на посадку экипаж нарушил схему захода, отклонившись от нее почти на 15 километров. Пилоты увидели приближавшуюся гору, но уклониться от столкновения не успели. Погибло 90 человек. См. Авиакатастрофа в Алма-Ате 30 августа 1983 года.
  • 1 сентября 1983 в воздушном пространстве СССР в районе Сахалина был сбит южнокорейский самолёт-нарушитель Боинг-747. По официальной версии, на борту находились 246 пассажиров и 23 члена экипажа, все погибли. Это крупнейшая авиакатастрофа, произошедшая в СССР с самолетом зарубежной авиакомпании. Самолёт был сбит ракетой «воздух-воздух», выпущенной с советского истребителя-перехватчика.

Основная статья: Инцидент с южнокорейским Боингом

1984

  • 11 октября 1984 в аэропорту Омска Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибли 178 человек, выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170. Эта авиакатастрофа является крупнейшей по числу жертв из всех произошедших на территории России.
  • 23 декабря 1984 в аэропорту Емельяново у самолета Ту-154 при взлёте возник пожар в одном из двигателей. Была предпринята попытка вернуться в аэропорт, однако самолет не долетел до полосы 5 км и разбился в районе Зверосовхоза. Погибли все пассажиры и члены экипажа.

1985

  • 10 июля 1985 в результате ошибки экипажа Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот», войдя в штопор, разбился возле города Учкудук. Погибли все 200 человек, находившихся на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа по числу жертв, произошедшая на территории СССР.

1986

  • 20 октября 1986 в 16 часов 58 минут по местному времени в аэропорту Курумоч города Куйбышева при посадке потерпел катастрофу самолёт Ту-134А, следовавший рейсом из Свердловска в Грозный. Из пассажиров и членов экипажа погибло 69 человек.

1987

  • 16 января 1987 года. При взлёте с аэродрома Ташкент — Южный потерпел катастрофу Як-40 Узбекского управления гражданской авиации. На борту самолёта находилось 5 пассажиров, 1200 кг почты и 35 кг ручной клади. Все пассажиры и члены экипажа погибли.
Авиакатастрофы в России с 1991 года Авиационная катастрофа >>>

Fresher >> ## [Крупнейшие авиакатастрофы в СССР]

3 января 1965 года
заходя на посадку в аэропорту г. Алма-Ата (Казахская ССР) ночью, в условиях погоды ниже минуса, потерпел катастрофу самолёт «Ил-18 Б». Погибли 64 из находившихся на борту 103 пассажиров и членов экипажа.

8 марта 1965 года
во время набора высоты при вылете из аэропорта г. Куйбышев потерял управление и разбился самолёт «Ту-124 В». Погибли 25 чел.

1 января 1966 года
– из-за остановки двигателя после взлёта в аэропорту Дарваза (Туркменская ССР) потерял управление и потерпел катастрофу самолёт «Ли-2». Погибли 28 чел.

16 февраля 1966 года
из-за пожара на борту на территории Коми АССР (70 км севернее Печоры) потерпел крушение пассажирский самолёт «Ил-14». Погибли все 35 чел.

17 февраля 1966 года
при взлёте в аэропорту «Шереметьево» (Москва) самолёт «Ту-114» задел шасси сугроб, столкнулся с землёй и загорелся. Погиб 21 чел.

24 ноября 1966 года
авиакатастрофа около г. Братислава (Чехословакия): после взлета самолёт «Ил-18 B» болгаро-советского общества не следует предписанным маршрутам и врезается в лесистый склон холма. Все 82 чел., находившиеся на борту, погибают.

12 марта 1967 года
из-за пожара на борту в районе г. Покровск (Якутская АССР) разбился самолёт «Ил-14». Погибли 15 чел.

16 ноября 1967 года
при взлете из аэропорта «Кольцово» (г. Свердловск) из-за отказа двигателя и пожара разбился самолёт «Ил-18 В». Погибли 89 чел.

30 декабря 1967 года
близ г. Лиепая (Латвийская ССР) из-за отказа двигателя потерпел крушение самолёт «Ан-24 Б». Погибли 44 чел.

6 января 1968 года
близ г. Олёкминск (Якутская АССР) потерпел катастрофу самолёт «Ан-24 Б». По неустановленной причине произошло внезапное разрушение конструкции самолёта в воздухе. По слухам, он мог быть сбит ракетой. Погибли 45 чел.

29 февраля 1968 года
в Иркутской области (160 км от г. Братск) из-за внезапной аварии на борту потерпел крушение самолёт «Ил-18 Д». Погибло 90 чел., 1 пассажир - солдат - чудом выжил.

29 мая 1969 года
в Якутской АССР (40 км западнее г. Олёкминск) из-за перегрузки потерпел крушение вертолёт «Ми-2». Погибли 25 из 26 пассажиров, экипаж уцелел.

23 июня 1969 года
в небе над Калужской областью произошло столкновение военно-транспортного самолёта «Ан-12» и пассажирского «Ил-14». Все пассажиры и члены экипажей (на борту «Ан-12» был 91 десантник и 5 членов экипажа, на борту «Ил-14» - 24 чел.) погибли.

26 августа 1969 года
при заходе на посадку в аэропорту Внуково (Москва) потерпел крушение самолёт «Ил-18 Б» (экипаж забыл выпустить шасси). Погибли 16 из находившихся на борту 102 чел.

28 января 1970 года
в Якутской АССР (40 км от Батагая) столкнулся с заснеженным скалистым склоном горы самолёт «Ан-24 Б». Погибли 34 чел.

29 января 1970 года
близ г. Мурманск из-за преждевременного снижения задел вершину сопки и разбился самолёт «Ту-124 В». Погибли 11 чел.

6 февраля 1970 года
в районе г. Самарканд (Узбекская ССР) потерпел катастрофу самолёт «Ил-18». Погибло 92 чел.

1 апреля 1970 года
под г. Красноярск потерпел катастрофу пассажирский самолет «Ан-24». Погибли все пассажиры (в т.ч. юношеская волейбольная команда) и члены экипажа - 45 чел.

15 мая 1970 года
близ г. Кишинев (Молдавская ССР) потерял управление и разбился самолёт «Ан-10 А», с совершавшими тренировочный полёт курсантами из Ульяновской ШВЛП на борту. Погибли 11 чел.

2 сентября 1970 года
в районе г. Днепропетровск (Украинская ССР) из-за потери управления потерпел катастрофу самолёт «Ту-124». Погибли 37 чел.

3 сентября 1970 года
близ г. Ленинабад (Таджикская ССР) столкнулся с горой самолёт «Як-40». Погибли 22 чел.

31 декабря 1970 года
сразу после взлёта из аэропорта Пулково (г. Ленинград) из-за ошибок экипажа потерпел катастрофу самолёт «Ил-18». Погибло 78 чел.

22 января 1971 года
в 15 км от аэропорта г. Сургут (Тюменская область) при перегоне на базовый аэродром потерял управление из-за обледенения крыла и разбился самолёт «Ан-12 Б». Погибли 13 чел.

31 марта 1971 года
близ г. Ворошиловград (Украинская ССР) при заходе на посадку по неустановленной причине потерял управление и разбился самолёт «Ан-10». Погибли 64 чел.

25 июля 1971 года
близ аэропорта г. Иркутск из-за снижения с избыточной скоростью разбился самолёт «Ту-104». Погибло 97 чел.

10 октября 1971 года
в Московской воздушной зоне (около 60 км от аэропорта «Внуково») из-за взрыва в грузовом отсеке потерпел катастрофу самолёт «Ту-104 Б». Основная версия причины взрыва - террористический акт. Погибли 25 чел.

12 ноября 1971 года
во время 2-го захода на посадку в аэропорту г. Винница (Украинская ССР) при низкой облачности и в условиях моросящего дождя с креном потерпел катастрофу (упал рядом со взлётно-посадочной полосой и сгорел) самолёт «Ан-24 Б». Погибли 52 чел.

1 декабря 1971 года
при заходе на посадку в аэропорту г. Саратов разбился в степи самолёт «Ан-24 Б». Погибли 57 чел.

4 мая 1972 года
близ аэропорта г. Братск (Иркутская область) при заходе на посадку попал в ветровой сдвиг и столкнулся с землёй самолёт «Як-40». Погибли 18 чел.

16 мая 1972 года
на детский сад в г. Светлогорск (Калининградская область) рухнул потерявший управление военно-транспортный самолёт «Ан-26». Погибли 32 чел., в том числе экипаж самолёта и все 23 ребёнка. Впоследствии от ран умерли ещё 2 чел. (работники детсада), несколько матерей покончили с собой.

18 мая 1972 года
на круге ожидания захода на посадку вблизи аэропорта г. Харьков (Украинская ССР) произошло разрушение в воздухе самолёта «Ан-10». Погибли 122 чел. (114 пассажиров и 8 членов экипажа), в том числе делегация пионеров из ГДР и известный советский эстрадный пародист В. Чистяков.

31 августа 1972 года
в районе г. Магнитогорск (Челябинская область) из-за пожара на борту потерпел катастрофу самолёт «Ил-18». Погибли 102 чел.

1 октября 1972 года
после взлёта из аэропорта г. Адлер (Краснодарский край) по неустановленной причине упал в море и затонул самолёт «Ил-18». Погибли 118 чел.

13 октября 1972 года
самолёт «Ил-62», принадлежащий ГДР и совершавший рейс Париж-Москва, при заходе на посадку в сложных метеоусловиях разбился в районе пос. Озерецкое Дмитровского района Московской области. На борту находились 176 чел., все погибли. Точная причина катастрофы не установлена.

22 января 1973 года
близ дер. Пихтовка Частинского района Пермской области потерпел крушение самолёт «Ан-24 Б». Погибли 44 чел. Возможно поражение самолёта отклонившейся от траектории ракетой «земля-воздух».

19 февраля 1973 года
при заходе на посадку в аэропорт г. Прага (Чехословакия) по неустановленной причине столкнулся с землёй самолёт «Ту-154». Погибли 66 из 100 находившихся на борту.

24 февраля 1973 года
на территории Таджикской ССР (40 км от Ура-Тюбе) потерпел катастрофу самолёт «Ил-18 В». Погибли 79 чел.

28 февраля 1973 года
вскоре после вылета из аэропорта г. Семипалатинск (Казахская ССР) потерпел катастрофу (упал на землю, разбился и сгорел) самолёт «Як-40». По одной из версий, причиной стало попадание в кабину пилотов снаряда из пушки БМП, двигавшейся в колонне с учений. Погибли 32 чел.

11 мая 1973 года
близ г. Семипалатинск (Казахская ССР) по неустановленной причине разрушился в воздухе самолёт «Ил-18 Б». По неподтвержденным слухам самолет был сбит средствами ПВО во время учений Средне-Азиатского военного округа. Погиб 61 чел.

18 мая 1973 года
в районе г. Чита разбился угнанный самолёт «Ту-104»: на борту раненый в спину угонщик смог взорвать бомбу. Погибли 82 чел.

3 июня 1973 года
катастрофа самолёта «Ту-144» на Международном авиасалоне в Ле-Бурже (Франция). Во время демонстрационного полёта из-за перегрузок самолёт развалился на части и взорвался. Погибли экипаж (6 чел), 8 зрителей-французов, разрушены несколько зданий парижского пригорода Гусенвилля, на главную улицу которого упали обломки самолёта.

18 августа 1973 года
вскоре после взлёта на самолёте «Ан-24 Б» произошло разрушение турбины и двигателя. На обратном пути в аэропорт он столкнулся с нефтяной платформой месторождения Нефтяные Камни (Азербайджанская ССР). Погибли 56 чел.

30 сентября 1973 года
после взлёта из аэропорта г. Свердловск из-за сбоя в работе оборудования и пространственной дезориентации экипажа потерпел крушение самолёт «Ту-104». Погибло 108 чел.

Октябрь 1973 года
почти сразу после взлёта из аэропорта г. Львов (Украинская ССР) на борту пассажирского самолёта «Ил-18» возник пожар. Пилот попытался вернуться, но самолет взорвался над полем к северу от Львова. Погибло больше 100 чел. Последствия взрыва ликвидировали 3 дня.

13 октября 1973 года
на подлёте к Москве из-за отказа электросистемы и дезориентации экипажа потерпел катастрофу самолёт «Ту-104». Погибло 122 чел.

7 декабря 1973 года
при заходе на посадку в аэропорту «Домодедово» (Москва) при сложных погодных условиях потерпел крушение самолёт «Ту-104 Б». Погибли 16 чел.

16 декабря 1973 года
в Московской области близ дер. Карачарово Волоколамского района из-за отказа бортовой аппаратуры разбился самолёт «Ту-124 В». Погиб 51 чел.

23 декабря 1973 года
из-за пожара в двигателе близ г. Львов (Украинская ССР) разбился самолёт «Ту-124 В». Погибли 17 чел.

6 января 1974 года
при заходе на посадку на военный аэродром в Мукачево (Украинская ССР) по вине экипажа разбился в горах самолёт «Ан-24 Б». Погибли 24 чел.

27 апреля 1974 года
близ аэропорта «Пулково» (г. Ленинград) из-за сильной вибрации и пожара в двигателе потерпел крушение самолёт «Ил-18». Погибло 118 чел.

23 мая 1974 года
близ г. Киев (Украинская ССР) при заходе на посадку разбился самолёт «Як-40». Погибли 29 чел.

1 ноября 1974 года
во время захода на посадку близ г. Сургут (Тюменская область) самолёт «Ан-2» из-за плохой видимости столкнулся в воздухе с вертолётом «Ми-8». Погибли 38 чел.

Авиакатастрофы и происшествия – явления, порождающие самые разнообразные домыслы и кривотолки. Особенно это относится к происшествиям советского периода, когда подобные случаи часто не афишировали. Поэтому большинство людей думало, что в СССР авиакатастроф не было в принципе.

Это глубокое заблуждение. К примеру только в 1973 году в Советском Союзе произошла 51 авиакатастрофа. Причем речь идет только о гражданских самолетах. Сегодня мы расскажем о самых тяжелых и самых страшных катастрофах 70-80-х годов прошлого века.

Авиакатастрофа Ту-104Б в районе аэропорта Внуково. 1979 год. Погибло 58 человек.

Вопросы без ответов

1972. Ил-18. Сочи. Погибло 109 человек.

Самолет Ил-18 произвел взлет в аэропорту Сочи 1 сентября. На борту находились 108 взрослых пассажиров и 1 ребенок. Вскоре связь с экипажем прекратилась, а затем поступило сообщение от ВМС о падении самолета в море.

В районе падения самолета море имело глубину 500-1000м, на дне имелись мощные отложения жидкого ила. Поэтому, обнаружить и поднять со дна части самолета не удалось. По найденным на поверхности мелким частям и остаткам тел можно заключить, что самолет полностью разрушился при ударе об воду.

Следов пожара на найденных частях самолета и трупах не было обнаружено. Истинную причину катастрофы установить так и не удалось. Комиссия выдвигала ряд причин катастрофы, в том числе: столкновении самолета со стаей перелетных птиц, отказ техники и нападение на экипаж. Ни одна из выдвигаемых версий не получила подтверждения.

Ил-18В авиакомпании «Аэрофлот»

Преступная халатность

1973 год. Ту-104. Северо-западнее аэропорта Домодедово (Московская область). Погибло 122 человека.

13 октября самолет выполнял рейс Кутаиси-Москва. На борту находились 112 взрослых пассажиров и два ребенка. Из низ 8 пассажиров были незаконно взяты экипажем без билетов.

При заходе на посадку экипаж доложил о плохой работе компасов. Это была последняя связь с самолетом. Лайнер столкнулся с землей в 16 км от посадочной полосы. Причиной катастрофы назвали прекращения работы приборов в результате их обесточивания.

Представители комиссии указали, что «наиболее вероятной причиной обесточивания является непреднамеренное выключение тумблера электрощита, при развороте каким-то посторонним предметом, повешенном на крючок. Возможно также случайное выключение питания одним из находившихся в пилотской кабине безбилетников, взятых экипажем на борт»…

Памятные плиты и знаки на месте катастрофы

Отказ приборов

1976 год. Ил-18. Воронежская область, близ села Верхняя Хава. Погибло 111 человек.

6 марта экипаж произвел взлет в аэропорту Внуково. На борту находилось 100 пассажиров, в том числе 1 ребенок. При посадке экипаж передал воронежскому диспетчеру: «Падаем, отказали все приборы», после чего связь с ним прекратилась.

Самолет столкнулся с землей и взорвался. Разброс обломков составил 390 м. Основная масса конструкции самолета ушла под землю на глубину 14 м.

Обстоятельства катастрофы: Через 55 минут после взлёта, на высоте 8 000 метров, во время полёта у самолёта произошла потеря электропитания. Есть мнение, что это произошло из-за столкновения с учебным военным самолетом, сбившимся с курса во время ночного полета. Это привело к обесточиванию и выходу из строя курсовой системы, обоих авиагоризонтов и автопилота. Экипаж был дезориентирован. После нескольких манёвров с кренением самолет потерял управление и под углом 35º рухнул на заснеженное поле в 200 м от села Верхняя Хава Воронежской области.

Полет проходил ночью над облаками, что делало невозможным обнаружить горизонт визуально. По официальной версии, при подготовке к взлету экипаж нарушил схему включения авиагоризонтов. После отказа части приборов экипаж не использовал возможность пилотирования машины по другим приборам. Впрочем, коллеги погибших сильно сомневаются в том, что такой опытный экипаж мог допустить такие ошибки .

Несчастная любовь

26 сентября 1976 года в Новосибирске произошла авиакатастрофа в результате преднамеренного столкновения самолета Ан-2 с пятиэтажным жилым домом.

Воскресным утром, молодой, 24 летний летчик, один из пилотов Западно-Сибирского Управления гражданской авиации, Владимир Серков совершил несанкционированный взлет на самолете Ан-2 без пассажиров из аэропорта «Новосибирск». Некоторое время, покружив над городом на предельно малой высоте, пилот направил свой самолет в пятиэтажный жилой дом.

Как показало расследование происшествия, по данному адресу проживала жена «пилота-камикадзе», которая незадолго до этого ушла от него, забрав ребенка. Она проживала в этом доме вместе с родителями. По одной из версий происшествия, летчик решил свести счеты с жизнью, и заодно отомстить своей супруге и ее родственникам, которых в момент тарана в доме не оказалось. При столкновении и в результате пожара погибли 11 жителей дома – кто-то под обломками, кто-то от ожогов, кто-то разбился, выпрыгнув с верхних этажей горящего дома.

Ошибка диспетчера

11 августа 1979 года в районе города Днепродзержинск произошло столкновение двух самолетов Ту-134. Столкновение произошло в точке пересечения трасс Днепропетровск – Кременчуг и Магдалиновка – Днепродзержинск, на высоте 8 400 м. Погибло 178 человек, в том числе команда «Пахтакор».

Один из Ту-134 выполнял рейс Ташкент – Минск. На борту находилось 77 пассажиров (из них 13 детей), в том числе игроки и тренеры футбольной команды «Пахтакор», направлявшиеся на игру чемпионата СССР по футболу в Минск.

Второй самолет Ту-134 выполнял рейс Челябинск – Кишинев. На борту находилось 88 пассажиров, в том числе 16 детей.

Самолеты столкнулись под углом 95° и практически полностью развалились в воздухе.

Причиной катастрофы явились ошибки, допущенные диспетчером, который не обеспечил установленный интервал между воздушными судами.

Могила команды «Пахтакор» погибшей в авиакатастрофе в 1979 году.

Некачественное изготовление

1982 год. Як-42. Близ Наровли (Белоруссия). Погибло 132 человека.

28 июня в при посадке экипаж доложил диспетчеру о начале снижения и на последующие запросы не отвечал… Обломки самолета были обнаружены в 10 км юго-западнее Наровли. На борту находились 113 взрослых пассажиров и 11 детей.

Выводы комиссии: «анализ Як-42 показал, что в процессе эксплуатации на нем выявлено большое количество дефектов, свидетельствующих о низком качестве производства и сборки»…

Тот самый Як-42. Фото из архива Данила Бенатова

Низкая подготовка диспетчерской службы

1984 год. Ту-154. В районе омского аэропорта. Погибло 178 человек.

Вылетевший из Краснодара самолет Ту-154 должен был приземлиться в омском аэропорту. Получив разрешение на посадку, самолет пошел на снижение. Через несколько секунд он столкнулось с машиной, переломился на две части и загорелся.

Виновными в авиакатастрофе признали руководителя полетов и диспетчера.

В момент посадки самолета на полосе работали несколько ветровых машин, оснащенных емкостями с керосином и реактивными двигателями. Машины осушали горячим воздухом бетонное покрытие. При этом они не имели радиостанций. Диспетчер включил посадочные огни, он был уверен, что полоса свободна…

Через секунду после приземления пилоты заметили препятствие на полосе, но увернуться не получилось. После столкновения с машинами, наполненными большим количеством керосина, произошел взрыв. Все автотранспортные средства были уничтожены. В огне погибло 169 пассажиров, 5 бортпроводников, 3 шофера и мастер аэродромной службы. 3 члена экипажа: командир корабля, штурман и бортинженер, не пострадали.

Роковое стечение обстоятельств

3 мая 1985 года в небе в Львовской области произошла одна из самых загадочных авиакатастроф на территории Украины - столкнулись пассажирский самолет Ту-134А, направлявшийся из Таллина во Львов, и военный Ан-26, летевший из Львова в Москву. Погибли 94 человека.

Ту-134А выполнял внутренний рейс Таллин-Кишинев с промежуточной посадкой во Львове. Экипаж состоял из шести человек, в салоне находились 73 пассажира - 65 взрослых и 8 детей. Этим рейсом летели выдающийся художник-график - «львовский Дюрер» Александр Аксинин, и перспективный молодой эстонский теннисист Алари Линдмэе.

Одновременно при посадке пассажирского самолета, из львовского аэропорта вылетел в Москву военно-транспортный Ан-26. На этом самолете находилось высшее руководство ВВС Прикарпатского военного округа. На борту Ан-26, включая шестерых членов экипажа, было 15 человек. На высоте 3 900 м самолеты столкнулись левыми плоскостями. Не выжил никто.

После катастрофы, расшифровывая информацию «черных ящиков», комиссия установила: за несколько секунд до столкновения пилоты увидели друг друга и пытались сманеврировать. На Ту-134 слышен крик пилота: «Ух, е…ть!», а на военном самолете - крик бортмеханика: «…командир, Тушка!»

Комиссия постановила, что виноваты в трагедии львовские диспетчера. Они дали разрешение на вылет военного самолета, не проверив, свободен ли воздушный коридор.

Предчувствие гибели

Удивительно то, что, львовский график Александр Аксинин незадолго до этого изобразил свою смерть на гравюрах - на одной из них он нарисовал падающую кисть с 35 ягодами (именно в 35 лет он и погиб), которые срезали воздушные ножницы.

Использование материала возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник (Сайт " Секреты мира ") или ссылаясь на материал в ЖЖ Нюра Шарикова.

18 мая 1935 г. — в районе Центрального аэродрома Москвы истребитель лётчика Николая Благина врезался в выполнявший демонстрационный полёт с передовиками производства огромный восьмимоторный агитационный самолёт-гигант АНТ-20 «Максим Горький». Погибло 11 человек экипажа самолета и 38 (по другим данным - 50) пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ и членов их семей и лётчик истребителя (всего от 50 до 62 человек).

11 августа 1979 г. — в районе Днепродзержинска столкнулись два Ту-134А, на обоих бортах находились 178 человек (в том числе футбольная команда «Пахтакор»), все погибли. Причиной столкновения явилась ошибка диспетчера службы управления воздушным движением.

1 сентября 1983 г. – в районе Сахалина был сбит истребителями южнокорейский Боинг-747, нарушивший воздушное пространство СССР. Сбитый Боинг упал в нейтральных водах. По официальной версии, на борту находились 246 пассажиров и 23 члена экипажа, все погибли.

11 октября 1984 г. — авиакатастрофа в аэропорту Омска. Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибли 178 человек (в т. ч. 4 человека на земле), выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170.

10 июля 1985 г. – в результате ошибки экипажа Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Ташкент - Карши - Оренбург - Ленинград), войдя в штопор, разбился возле г. Учкудук (Узбекистан). Погибли все 200 человек, находившихся на борту.

3 июля 2001 г. — Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа» потерпел аварию при заходе на посадку в Иркутский аэропорт. Самолет совершал рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск-Владивосток. 145 человек погибли.

19 августа 2002 г. — крупнейшая по числу жертв катастрофа в истории военной авиации СССР/России и крупнейшая катастрофа вертолёта на территории СССР/России. В результате ракетной атаки чеченских боевиков над Ханкалой был сбит транспортный Ми-26 Вооружённых Сил РФ, спланировавший на минное поле. Погибло 127 человек.

24 августа 2004 г. — крупнейшие теракты на пассажирских самолётах России - одновременный взрыв в воздухе террористками-смертницами Ту-134 и Ту-154. Погибло 43 человека на одном самолёте и 46 на другом.

22 августа 2006 г. — рейс FV 612 ФГУАП «Пулково», выполнявший рейс Анапа - Санкт — Петербург, пытаясь проскочить над грозой, потерял управление и свалился в плоский штопор. Самолет ТУ-154М упал близ населенного пункта Сухая Балка неподалёку от Донецка. На борту самолета находились 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).

14 сентября 2008 г. – самолет, совершавший рейс из Москвы в Пермь, потерпел крушение при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту. Это первая катастрофа самолёта Боинг 737 на территории России.

Loading...Loading...