«Развитие компонентов устной речи в различных формах действий. Структурные компоненты речи и их развитие Развитие компонентов устной речи детей

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словари и грамматический строй. Различают устную и письменную форму речи. В каждом речевом акте можно выделить импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны.

Изучением звукового состава речи занимается фонетика; словаря-лексикология, а грамматического строя-грамматика. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка. Акад. В. В. Виноградов отмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом. Так, например, взаимосвязаны и взаимообусловлены звуковой строй, грамматика, словарный состав.

Следует помнить, как указывал В. В. Виноградов, что словарный состав обладает наибольшей обобщающей силой и, соответственно, наибольшей степенью охвата других элементов.

Для русского языка характерны слова, состоящие из нескольких слогов. Центром слова является ударный слог, он характеризуется наибольшей силой, четкостью и длительностью произнесения его гласной.

К ударному слогу примыкают безударные, обладающие меньшей силой; первый предударный слог наиболее сильный из безударных слогов.

Место ударения, количество слогов, их состав (Различают слоги открытый, закрытый, со стечением согласных в начале, в конце слога.) и последовательность в слове составляют ритмическую слоговую структуру слова.

Основной единицей языка является слово во всей совокупности его грамматических форм.

Грамматика распадается на два больших раздела: морфологию (законы изменения слов) и синтаксис (законы сочетания слов в предложении).

Средствами морфологического изменения слов являются:

а) система окончаний отдельных типов склонений и спряжений при неизменяемости основы (корня) и

б) система фонематических чередований в основах и изменений места ударения в отдельных формах.

Единицей речи является предложение, а важнейшим средством связи между членами предложения являются форма слов, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), интонация, порядок слов.

Таким образом, морфология занимается вопросами формообразования, словоизменения и словообразования, а синтаксис- вопросами структуры предложений, связи слов, входящих в предложения, типов предложения.

В русском языке существует три разнообразных способа выражения взаимной связи слов в предложении: согласование, управление и примыкание. Преобладают управление и согласование, способ примыкания употребляется меньше.

Значение согласования выражается в том, что оно особенно отчетливо выражает связь подчиненного слова с подчиняющим (колыхалась спелая рожь или косили спелую рожь), тогда как при управлении изменение подчиняющего слова не отражается на форме подчиненного (гордится победой, гордость победой).

При примыкании подчиненным выступает неизменяемое слово (сидел справа, читал стоя, солнце светит ярко).

Синтаксический анализ шире морфологического, он выходит за пределы слов, тогда как морфологический анализ оперирует значимыми частями слов, морфемами (корень, суффикс, приставка, флексия).

Все речевое развитие ребенка является последовательным формированием всех указанных закономерностей.

Доречевой период. Первый год жизни ребенка в речевом развитии называется стадией крика и лепета; и крик и лепет еще лишены функции речи, но этот период является подготовительным для всего последующего речевого развития.

С криком новорожденного начинается развитие тонких и разнообразных движений речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляторного. Характерной особенностью его является то, что этот звуковой поток еще нельзя разбить на составляющие элементы, выделить в нем те или иные звуки.

К началу 3-го месяца жизни появляется гуление и лепет. Лепет занимает значительное место в поведении ребенка первого года жизни: здоровый ребенок поет и щебечет чуть ли не часами. Лепет способствует появлению у него таких элементов произносительной речи, которые потом используются в усваиваемой речи ребенка: артикуляции отдельных звуков становятся все более устойчивыми и определенными; среди них наиболее типичным является чередование согласных и гласных звуков.

Повторяя одни и те же сочетания многократно, ребенок начинает повторять их, уже руководствуясь слухом; последнее приводит его к способности подражать и чужой слышимой им речи; в качестве I этапа в подражании отмечается, что ребенок начинает повторять за взрослыми те сочетания звуков, которые до того он и сам уже произносил.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок делает попытки подражать и таким сочетаниям, которых он сам до того не употреблял.

Около года стремление подражать становится более настойчивым.

Последнее указывает на все возрастающее значение правильного речевого окружения. Необходимо, чтобы ребенок слышал правильную речь, обращенную к нему и так или иначе связанную с его потребностями и его все расширяющимися возможностями.

Речевой период. В конце первого года жизни ребенка, после периода накопления некоторого жизненного опыта, начинается формирование словаря.

На начальном этапе обнаруживается нерасчлененность категорий звука, слова и предложения; этот этап характеризуется как этап слова - предложения, а слово в это время часто выражается нерасчлененным звукоподражанием (а - зовет ребенок мать, у-у - просит он машину, ам-ам - собачку), так как основным носителем смысла речи является в это время не слово, а интонация и ритм в сопровождении того или иного звука. (С развитием словесной речи ритм и интонация начинают играть служебную роль, они подчиняются слову, а в дальнейшем и фразе.)

Словарь, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но формирование каждого из них имеет свою специфику и свои сроки, что в свою очередь обусловлено физическими и психическими изменениями развития ребенка. Последнее необходимо учитывать при изучении речевого развития. С 3 месяцев до года ребенок последовательно овладевает механизмами произношения большинства звуков речи: гортанных во время гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевых согласных (ф - в, с - з) и других звуков. У многих детей к концу первого года жизни появляется даже раскатистый звук р.

В основе последовательного появления звуков лежат: а) близость артикуляции звука к двигательным безусловнорефлекторным реакциям (актам сосания, жевания, глотания); таковы, например, звуки п, б, м; б) сложность артикуляционных укладов звуков (самые сложные по артикуляции звуки - шипящие, р и л появляются самыми последними).

Появившись, звуки закрепляются в период лепета через многократное повторение простых открытых слогов типа па-па-па, да-да-да и т. п. Сначала повторение происходит путем рефлекторного самоподражания, а месяцев с пяти путем эхолалического повторения за окружающими людьми.

В это же время у ребенка наблюдается внимание к артикуляции говорящих.

У плохо слышащего ребенка развитие лепета останавливается на нескольких начальных звуках, а с 5-7 месяцев начинает постепенно исчезать, и ребенок замолкает.

Крайне важно отметить, что во время формирования словаря звуки как бы вновь рождаются. Ребенок, произносивший до года почти все речевые звуки, оказывается косноязычным при произношении слов, включающих те же самые звуки.

В процессе формирования словаря особенно характерной чертой является неустойчивость произношения ребенком большинства звуков. Один и тот же ребенок в одном слове произносит звук правильно, в другом его пропускает, а в третьем заменяет другим звуком. Замещения оказываются нестойкими, многообразными, зависящими от влияния окружающих звуков: тол (стол), шани (сани), питьмо (письмо), пуфти (пусти) -и от степени усвоенности слоговой структуры произносимого слова.

В младших группах детского сада встречается неправильное звукопроизношение у большинства детей. В этом возрасте можно обнаружить дефекты свистящих, шипящих, соноров р и л, менее часто-дефекты смягчения (часто всеобщее смягчение согласных), а также дефекты озвончения и йотации. Постепенно звуковой образ в процессе каждодневной речевой практики ребенка уточняется, автоматизируется и становится более и более устойчивым. Этот процесс уточнения звукового образа можно представить себе следующим образом. Благодаря взаимодействию двигательных и звуковых раздражителей ребенок, произнося звук, ощущает артикуляцию и одновременно слышит им произносимое. Слушая речь окружающих и наблюдая их артикуляцию, ребенок рефлекторно артикулирует вслед за говорящим, уточняя одновременно свою артикуляцию и свое слуховое внимание.

Ребенок должен приобретать не только правильный двигательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправлять его на основании сравнения воспринимаемой речи окружающих и собственной, т.е. наличие фонематического слуха. У детей фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и воспроизведения).

К 5-6 годам ребенок уже овладел различной сложностью слоговой структуры слов, звукопроизношением, но у некоторых дошкольников отмечаются более или менее стойкие и единообразные замены тех или иных трудных звуков или искажения их правильного произношения.

Хотя усвоение произношения звуков занимает весь преддошкольный период, а частично и дошкольный, ребенок начинает вступать в общение с окружающими при помощи речи гораздо раньше и делает это, 1) сокращая и упрощая слоговую структуру слов и 2) используя уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении. Замещение звуков происходит при помощи использования звуков, которые уже имеются в речи данного ребенка.

О наличии или отсутствии того или иного звука в речи ребенка можно судить только на основании известного минимума словарного запаса у него. Упрощение слоговой структуры слов происходит путем:

а) сокращения количества слогов слова; б) упрощения строения отдельных слогов и в) путем уподобления. При сокращении количества слогов слова, как правило, сохраняется ударный слог слова, в результате двусложное или трехсложное слово произносится в виде одного ударного слога столбы - бы, пуговица - пу и т. д.

Упрощение самих слогов происходит за счет произнесения только одного из звуков стечения согласных, остается обычно более простой звук: пусти - пути, хлеб- хеб, шапка - шапа

При уподоблении упрощение слова происходит при помощи уподобления ударному слогу слова, следующего за ним или ему предшествующего: грибы - бабы, собака - бабака, помоги - мамоги и т. п.

Развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении.

Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами к году - несколько слов, к двум годам - 200-300 слов, к трем годам - 1500-2000 слов (табл 3) .

Рост как словаря, так и грамматического строя зависит от условий жизни и воспитания ребенка, поэтому в пределах средних цифр отмечается значительное колебание.

Таблица 3

Рост словаря по Бюлеру

Максимум слов

Минимум слов

1 г. - 1 г 2м

1 г Зм. - 1 г 5 м

1 г 6м - 1 г 8 м

1 г. 9 м -1 г 11м

2 г. 3 м -2 г 6м

Качественный рост словаря происходит по двум направлениям. а) по содержанию - обогащение и дифференциация смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими, б) по форме - постепенное овладение все усложняющейся ритмико-интонационной, звуковой и слоговой структурой слов.

Указанное развитие происходит с определенной постеленностью и последовательностью. Так усвоение частей речи (в чем выражается дифференциация смыслового содержания слов) происходит со следующей последовательностью: существительные- это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия - несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются.

Прилагательные начинают употребляться сравнительно очень поздно, числительные-поздно и усваиваются во всем своем объеме очень длительно (с развитием счета). Служебные слова появляются в языке ребенка одними из последних. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

Выражением постепенного овладения различными частями речи могут служить следующие данные, взятые из таблицы Е. А. Аркина, характеризующие состав словаря ребенка в 4 года (при словаре в пределах 598-2346 слов) существительных 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9%. (Конечно, в отношении этих данных необходимо учитывать, что частота употребления различных грамматических категорий вообще не одинакова (См Е.А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. - М, «Просвещение», 1967, стр 148))

Речевое развитие ребенка можно разделить на четыре периода.

Первый период. Словарь очень невелик, его составляют так называемые лепетные слова, т. е. слова-звукоподражания (ам-ам, му и т. п.), и слова, состоящие из одного слога.

Первые слова являются аморфными (бесформенными), неизменяемыми словами корнями, когда один и тот же звуковой комплекс служит для обозначения самого предмета (часто даже и нескольких предметов), действия с ним или одного из качеств данного предмета.

Употребление этих слов обычно сопровождается мимикой и жестом, несколько уточняющими их значение. Так, звукосочетание кс имеет следующие значения: а) кошка, мех, волосы (сопровождается обычно жестом поглаживания), объединение этих понятий говорит о выделении общего для них качества мягкости, пушистости, б) царапается, лакает молоко (сопровождается жестами, изображающими эти действия).

Таким образом, наблюдается многозначность многих «лепетных слов», а наряду с этим и суженность их содержания по сравнению со словами взрослого человека.

Появляющиеся двусложные слова состоят из двух повторяющихся слогов с ударением на первом слоге (мама, папа и т. д.).

У некоторых детей в этом периоде наблюдается преобладание развития ритмико-интонационной структуры слова над звуковым его оформлением ти`тити - бисквиты и тити`ти - кирпичи)

Появление первых слов совпадает с началом употребления первых предложений. Первое предложение в речи ребенка - это аморфное слово. Первый шаг в дальнейшем развитии предложения состоит в объединении сначала двух, а затем и трех-четырех бесформенных слов: Мама каша дать, Тата пать (спать).

Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой

Второй период. Словарь быстро растет количественно (последовательность овладения различными частями речи уже была указана) С ростом словаря и усложнением его ритмико-интонационной структуры и уточнением его звукового оформления появляются и количественно нарастают различные виды искажений слоговой структуры слова, перестановки (говала-голова), сокращения слов (моко-молоко), вставки лишних слогов. Эти искажения часто обозначаются термином литеральные парафазии, но, в отличие от парафазий как явления патологического, детские парафазии довольно быстро самостоятельно изживаются под влиянием речи окружающих и оказываются проявлением активного словотворчества ребенка (См К. Чуковский. От двух до пяти, изд. 19. – М., «Просвещение», 1966).

Так, слово «кооператив» проходит следующие изменения пиф - апиф - капиф - патиф - капатиф - кооператив, слово «милиционер» паер - пацанер - милиционер.

В отношении грамматического строя второй период характеризуется быстрым ростом разных типов как простого, так и сложного предложения.

Начинается он с перехода от аморфных слов-корней к словам, морфологически расчлененным на элементы, причем этот процесс сразу охватывает ряд грамматических категорий (для существительного - единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падежи и уменьшительные формы; для глагола - повелительное, изъявительное, сослагательное наклонение, настоящее и прошедшее время повелительного наклонения).

Широкий охват грамматических категорий указывает на то, что ребенок овладевает целым рядом окончаний, со свойственными им значениями, и отделяет их от корня.

Необходимо отметить, что выделение морфологических элементов не является для ребенка делом сознательно проводимого анализа, несмотря на указанное обстоятельство, это представляет крупнейший переломный этап в развитии грамматического строя речи.

Естественно, что ребенок не может охватить все сразу. Таким образом, грамматизация предложения оказывается в этом периоде только частичной и находится в связи с порядком усвоения частей речи, отмечено, что позже усваиваемая грамматическая категория располагается в предложении всегда после ранее усвоенной.

Уже в этом периоде появляется и постепенно развивается контроль над собственной речью и критическое отношение к речи окружающих, что относится больше к звуковой стороне речи.

Последовательность грамматизации тесно связана со значением изучаемых категорий; овладение этими категориями опережает усвоение внешнего выражения значения. Иллюстрацией, подтверждающей это положение, являются следующие факты:

а) раннee усвоение существительных и глаголов, имеющих среди других частей речи наиболее конкретное значение, б) позднее усвоение прилагательных, обозначающих свойства, качества предметов, что является уже абстракцией более высокого уровня, а также употребление предлогов, появляющихся после усвоения соответствующих флексий, а следовательно, и после появления понимания их значения.

В это время очень характерным является то, что формы слов употребляются всегда правильно по значению (по смыслу) и синтаксически, но в то же время нередко представляют нарушения морфологического характера.

Для выражения синтаксических связей слов уже используется флексийная система русского языка (падежные окончания существительных, личные окончания глаголов). Служебные слова в это время еще отсутствуют. Употребляется сложное бессоюзное предложение.

В конце второго периода оказываются усвоенными все грамматические категории (все части речи) и их синтаксическое выражение.

Третий период. Период усвоения морфологической системы. Формы становятся устойчивыми.

Этот период характеризуется обширным словарным запасом, овладением слоговой структурой (сначала слова из четырех-пяти слогов, а вскоре и более сложные слова). Одновременно с накоплением и усложнением словарного запаса происходит и развитие смысловой стороны речи - от конкретного значения к абстрактному.

В этом процессе развитие словаря постепенно все больше и больше смыкается с развитием грамматического строя (как синтаксическим, так и морфологическим).

Общими закономерностями освоения всего грамматического строя является следующее - синтаксические компоненты усваиваются раньше морфологических (сложное предложение формируется очень рано, и основные его типы быстро усваиваются, одновременно усваиваются все части речи, последовательность усвоения обусловлена все меньшей и меньшей конкретностью их значения).

В связи с тем, что морфологическая система распадается на две части - система окончаний отдельных типов склонений и спряжений и система чередования звуков в основах и изменения места ударения в отдельных формах, третий период также распадается на две части - овладение системой окончаний отдельных типов склонений и спряжений и овладение системой чередования звуков в основах и места ударения для отдельных форм.

Четвертый период. Уровень овладения языком очень высок: вся сложная система грамматики (синтаксического и морфологического порядка) освоена. Но это относится только к разговорно-бытовому стилю. Усвоение элементов литературного языка падает на школьный возраст - возраст овладения письменной речью (причастия, деепричастия, многие суффиксы отвлеченных понятий).

В дальнейшем ребенок овладевает флексийной системой окончаний (склонений и спряжении) при неизменяемости основы, т.е. законами формообразования и словоизменения

Наиболее поздно усваивается система чередования звуков в основе и перемещения ударения, т. е. законы словообразования. В это время появляется чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях.

К. Чуковский (См. К. Чуковский. От двух до пяти, изд 19. - М., «Просвещение», 1966) подчеркивает особую активность детей этого возраста в усвоении форм русского языка, разностороннюю наблюдательность и чуткость к языковым формам, в частности к словообразовательным суффиксам (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.).

Громадную роль в процессе овладения грамматическим строем играет смысловое значение всех грамматических изменений овладение смысловым значением всегда опережает его внешнее выражение.

В начале школьного возраста ребенок начинает обучаться грамоте. Важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте является умение слышать отдельные звуки и слова, отделять их от рядом стоящих и анализировать весь звуковой состав слова. Вместе с тем обучение грамоте само выступает как один из важнейших этапов осознания звуковой стороны языка «Готовность ребенка к звуковому анализу и синтезу в речи приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста. Осознанное же овладение этой деятельностью происходит в школе, когда звуковой состав слова становится для ребенка предметом специального усвоения, происходящего под руководством учителя» (Л. Ф. Спирова. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1957, стр 6).

Процессы усложнения и совершенствования словаря, грамматического строя и звуковой стороны речи все теснее сливаются воедино.

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. а) функцию обозначения окружающих человека предметов и явлений, б) функцию обобщения (обозначая воспринимаемое явление в слове, человек абстрагируется от ряда конкретных его признаков и закрепляет в слове общее, характерное для них, например, в слове дерево включено то общее, что характерно для березы, ели, липы и др.); в) функцию общения (коммуникативную); при помощи речи человек передает другим свои знания, мысли и одновременно выражает свое отношение к сообщаемому, свои эмоции, этим передающий может воздействовать на слушателей, побуждая их к тому или иному действию. Значение каждой из указанных функций речи говорит о тесной связи речи с мышлением человека.

В психологии различают внешнюю и внутреннюю формы речи.

К внешней речи относятся устная и письменная речь. В устной речи различают диалогическую, или разговорную, и монологическую речь.

Диалогическая речь - наиболее простой вид речи, так как собеседники взаимно дополняют высказывания друг друга; речь каждого из них может иметь вид отдельных реплик, относящихся к совместной деятельности собеседников, к знакомому им обоим предмету. Большое место в диалогической речи могут занимать жест, мимика, интонация разговаривающих. Монологическая речь является более или менее длительным, последовательным изложением какого-то события или вопроса одним лицом. Таким образом, монологическая речь является связной контекстной речью и требует для своего осуществления некоторой предварительной подготовки, продумывания, составления плана высказывания.

Письменная речь развивается в неразрывной связи с формированием монологической речи.

Взаимосвязь развития этих видов речи обусловлена наличием их общих особенностей: последовательности, плановости, логичности, их контекстного характера.

Внутренняя речь не является средством общения: она беззвучна, свернута, в ней опускается большинство членов предложения; часто остается только один из главных членов - подлежащее или сказуемое, определяющее сущность мысли.

У дошкольника внутренняя речь развита еще слабо. Очень часто можно слышать, как дошкольник вслух разговаривает сам с собой. По-видимому, это, с одной стороны, указывает на недостаточное развитие внутренней речи, а с другой - характеризует один из этапов ее развития. Известно, что начальные стадии усвоения учебного материала детьми связаны с необходимостью проговаривания вслух, затем шепотом и, наконец, про себя.

У школьника внутренняя речь формируется под влиянием обучения. Учитель постоянно предъявляет к ученику требование: «Прежде чем отвечать, подумай!» Переход к чтению про себя также способствует формированию внутренней речи.

При переходе в более старшие классы процесс подготовки устных уроков (по истории, географии и т. п.) в значительной мере базируется на внутренней речи: учащийся молча просматривает заданное, молча продумывает план своих ответов изложения, сочинения также требуют предварительного продумывания того, что будет написано.

Закономерности развития речи у ребенка изучает детская психология на фоне и в связи с общим развитием психики. Наиболее значимыми для речевого развития ребенка являются процессы слухового и зрительного восприятия и движения. Постепенное взаимосвязанное развитие этих процессов проходит ряд этапов.

Развитие двигательных навыков у ребенка имеет следующий характер: первые движения неорганизованны, хаотичны, импульсивны, носят подкорковый характер и являются частью диффузной реакции всего организма на изменение как внешней среды (охлаждение, прикосновение, резкий свет, громкий звук), так и внутренней (голод, болевые ощущения и т. п.)

Постепенно, под влиянием повторяющихся тактильных, двигательно-тактильных, зрительных и слуховых ощущений, движения ребенка изменяют свой характер, становятся более организованными, так как начинают создаваться элементарные двигательные навыки (они в большой степени формируются во время ухода взрослыми за ребенком: пеленание, одевание, кормление и т. п.). С 7 месяцев связь между зрительным восприятием предмета и движением для его захватывания становится почти мгновенной; увидев предмет на доступном расстоянии, ребенок сразу же направляет к нему руки и захватывает его.

Для зрительного восприятия большую роль играет подражание. Вначале подражание бывает непроизвольным, но постепенно оно связывается со всей ситуацией, в которой происходит; в дальнейшем только повторение ситуации (без показа самого движения) вызывает соответствующие движения, например при виде входящего отца ребенок пытается хлопать ладошками; при виде поставленной тарелки и ложки на ней захватывает ложку и пытается поднести ее ко рту.

Вызывание действия при помощи организации ситуации является следующей ступенью в развитии двигательных навыков.

Эффективность усвоения движения на основе подражания возрастает на протяжении ясельного и дошкольного возраста в связи с развитием (уточнением и дифференцированием) зрительного восприятия, что способствует и овладению речевыми движениями. Наблюдения показывают, что ребенок в процессе овладения речью не только вслушивается в речь окружающих, но и активно всматривается в их лица: он следит за общей выразительностью мимики и за движением губ говорящего. Зрительные впечатления оказывают ребенку помощь при слуховом восприятии речи.

В дальнейшем именно зрительное восприятие предмета - рассматривание его - является ситуацией, наиболее способствующей развитию понимания названий предметов. Иначе говоря, связь слова с предметом легче всего возникает при воздействии на зрительный анализатор; при воздействии на слуховой анализатор она возникает значительно труднее.

Связь речевого развития с развитием зрительного восприятия имеет обоюдный характер: усвоение слов, обозначающих предметы, их качества (форму, цвет, величину), и употребление их поднимает на более высокую ступень и зрительное восприятие.

В первом полугодии жизни ребенка инициатива общения находится в руках взрослого. Так, например, для того чтобы ознакомить с названием какого-нибудь предмета, нужно сначала вызвать у ребенка движение к предмету: направить его взор вслед за указательным жестом взрослого на предмет или даже только за поворотом его головы к предмету, после чего может последовать указание предмета пальцем или даже подача его ребенком.

Не умея дать ответ в словесной форме, ребенок уже может реагировать на словесную инструкцию взрослого выполнением действия, которое он уже разучил, например: сядь, ляг, возьми и т. д., а затем и более сложной: дай маме лялю, положи мишку спать и т. п.

В усвоении новых навыков и умений большая роль принадлежит положительным эмоциям ребенка, которые возникают в его игровой деятельности совместно со взрослыми.

Приведенные примеры говорят о том, что с развитием речи начинает развиваться новый, более высокий тип усвоения и регулирования двигательных умений ребенка на основе словесной инструкции (чем проще движение, тем быстрее становится его выполнение по словесной инструкции).

Во втором полугодии ребенок начинает уже самостоятельно выражать свои требования и желания, сначала при помощи жестов и мимики, а затем и звуковых реакций; последние становятся более разнообразными и дифференцированными.

Между 1-2 годами ребенок начинает выражать свои требования словами; требования и запреты взрослых он начинает осмысливать, а затем и сам пытается мотивировать свои и чужие поступки.

Инициатива общения в это время чаще принадлежит ребенку. С развитием у ребенка понимания речи окружающих взрослый получает возможность управлять всем его поведением: вниманием, восприятиями, движениями, действиями, памятью, мышлением, т. е. развивать его психику. Таким образом, речь все больше становится ведущим фактором развития ребенка.

Одновременно с развитием словаря ребенок овладевает наиболее простым видом речи - разговорной, или диалогической.

С поступлением в школу, когда словарь и грамматический строй находятся уже на достаточно высоком уровне, происходит развитие монологической речи; она охватывает весь период школьного обучения и продолжается у взрослого человека.

Сопоставляя данные о закономерностях развития языка и общего психического развития ребенка, можно сказать, что формирование речи (понимаемой во всей совокупности ее сторон, свойств и качеств) зависит от достаточной речевой практики (последняя осуществляется под влиянием окружающей среды) и, в частности, от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней жизни ребенка.

Неправильное или нарушенное развитие одной из сторон речи приводит к задержке и других, связанных с нею сторон (функций, компонентов) речи, а также к задержке умственного развития ребенка. Такая задержка является вторичной (функциональной) и при правильном педагогическом подходе сравнительно легко преодолевается, притом тем легче, чем раньше было оказано воздействие.

Воспитание и обучение детей, страдающих теми или иными дефектами речи, оказывается особенно важным. Как воспитание таких детей, так и их перевоспитание требуют от логопеда знания закономерностей развития речи, а также развития тех процессов, которые тесно связаны с речью.

Именно на основе закономерностей (физиологических и психологических) строятся специальные методы логопедического воздействия.

Направление «Познаватель но- речевое развитие» Образовательна я область «Познание» Образовательная область «Коммуникаци я» Образовательна я область «Чтение художественной литературы». 1.Сенсорное развитие; 2.развитие познавательно исследовательско й и продуктивной деятельности; 3.формирование элементарно математических представлений; 4.формирование целостной картины мира. 1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; 2.развитие всех компонентов устной речи детей; 3.практическое овладение воспитанниками нормами речи; 1.формирование целостной картины мира; 2.развитие литературной речи; 3.приобщение словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса




Формирование словаря. Задачи: Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, и видов транспорта(……) Развивать умения различать называть детали и части предмета(у платья- рукава, воротник карманы пуговицы),(«Чего не хватает?», «Найди части предметов») качества(цвет и его оттенки, формы, размер), особенности поверхности(гладкая, пушистая, шероховатая), материалы и их свойства (бумага рвется и размокает, стеклянные предметы бьются) («Чудесный мешочек»,«Поварёнок»)местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом) Обращать внимание на некоторые сходные по назначению предметы(тарелка- блюдце, стул-табурет, шуба-пальто-дублёнка) Развивать умение понимать обобщающие слова(одежда, посуда, мебель овощи и т.п.) игры(«что в чем», «четвёртый лишний», «назови одним словом»); называть части суток, домашних животных и их детёнышей, овощи и фрукты.


Работа по обогащению и уточнению словаря предполагает активное познание ими окружающей действительности через организацию основных видов деятельности: игровую, бытовую, и непосредственно образовательную деятельность. При этом ведущим выступает метод распознающего наблюдения. С помощью различных анализаторов и разнообразных обследований(надавить на предмет, согнуть, потянуть, измерить; сравнения с известным, пробных экспериментов, вопросов к взрослому. Для обогащения словаря детей используются следующие приёмы: -- Интонационное акцентирование внимания детей на новом слове; многократное повторение речевого образца для его дословного воспроизведения; употребление нового слова(определения) в различных речевых высказываниях; использование нового слова и рассматривание предмета. Вопросы к детям, требующие ответа- констатации(что? Где? Какой?) или ответа – размышления(как? Почему? Зачем?) Напоминание известного ребёнку слова; образование слов по аналогии, договаривание детьми слов преднамеренно пропущенных воспитателем.


Звуковая культура. Задачи: 2. Развивать моторику речедвигательного аппарата. Артикуляционный аппарат – это совокупность органов обеспечивающих образование речи (артикуляцию); включает: голосовой аппарат, мышцы глотки, языка губ, щёк, нижней челюсти, зубы. (Комплексы артикуляционной гимнастики) -слуховое восприятие, речевой слух: «Где позвонили?», «Скажи, что ты слышишь?», «Угадай, чей голосок?», «Что звучит?» - речевое дыхание: вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя специальные игровые упражнения «Загони мяч в ворота», «Фокус»,»задуй свечу» В оспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе, п утём подражания речи взрослого. 2. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки. Уточнять и закреплять артикуляцию звуков. А, У, О, И; М, Н, П, Б, В, Ф, Т, Д, с, з, ц, к, г, Развитие мимики лица способствует правильной артикуляции гласных и простых согласных звуков, а в дальнейшем и более сложных звуков (лёгкий массаж лица, миогимнастика). Чтобы речь была отчётливой и чистой, дети должны научиться широко открывать рот, что достигается правильным произношением гласного звука А. Для постановки звука А подойдут такие упражнения как: «Покажи горлышко врачу», «Покачаем куклу», «Потянем ниточку» и т. д.


Дети должны научиться плотно смыкать губы. Этому способствует чёткое произнесение звуков:М, П, Б. Упражнения: «Открой бутылочку», «Паровозик» - (п,п,п…), «Барабан» - (бом, бом…), «Поцелуй ручку», «Позови собачку», «Останови лошадку». Научив ребёнка правильно произносить звук И, в дальнейшем проще научить произносить согласные С, З. При этом нужно обращать внимание на положение языка (за зубами у детей с межзубным сигматизмом). Упражнения: «Заборчик», «Улыбка», «Частушки», «Язычок спит и посвистывает», «Насос», «Водичка течёт», «Комар звенит». Упражнения в чётком и правильном произношении звука Т создают благоприятные условия для усвоения звука Ц. При звуках Т, Д, Н язык находится за верхними зубами, как при звуках Ш, Ж, Р, Л. Упражнения: «Барабан», «Пулемёт строчит», «Молоток стучит». Правильное, чёткое произношение звуков О, У во многом обуславливает появление у ребёнка шипящих: Ш, Ж, Ч, Щ. Упражнения: «Хоботок», «Позови собачку», «Дудочка», «Рупор». Формировать умение произносить слова и короткие фразы, с естественными интонациями.


Грамматический строй речи. Задачи: Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже: Употреблять существительные с предлогами (в, на, под, около) Помогать употреблять в речи имена существительные в форме ед. и мн. числа; форму мн. числа существ. в родительном падеже(ленточек) Заниматься словотворчеством, подсказывать им правильную форму слова Помогать детям получать из нераспространённых простых предложений распространённые путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами(мы пойдём в зоопарк и увидим слона, зебру, и тигра.)


Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний. На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.


Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»). Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Управление грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и другими детьми в режимных моментах, в трудовой деятельности и во взаимодействии с родителями. Такое общение может разворачиваться в форме речевого взаимодействия двоих собеседников (диалог), но может принимать и групповые формы (полилог). В зависимости от возраста формы организации


Приёмы и методы, способствующие лучшему усвоению материала: Чередование хоровых и индивидуальных ответов; Использование разнообразных игровых ситуаций: игра- инсценировка; Обоснование необходимости выполнения задания; Сочетание упражнений с игровыми приёмами; Мотивированная оценка ответов детей(детям приятна оценка, « исходящая» от присутствующего на занятии персонажа; Подготовка детей к восприятию ответа сверстника; Использование физкультурных пауз


Связная речь. Задачи: Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Развивать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослыми и другими детьми (предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги и наборы предметов)


Организация работы: 1. Непосредственно образовательная деятельность через организацию основных видов деятельности; 2.образовательная деятельность в режимных моментах; 3. образовательная деятельность в самостоятельно трудовой деятельности; 4. образовательная деятельность во взаимодействии с родителями.


Итак, к 4 годам ваш малыш: Владеет словарем примерно в 1500 слов Начинает употреблять сложные предложения Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что...» И «я надеюсь, что...» Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения. Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени Правильно произносит звуки «п», «б», «т», «д», «ф» «в», «к», «г», «х», «с», «з», «ц», «м», «н», «ы», «э».


НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ Показатели речевого развития Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами Использует в речи приставочные глаголы Появляется словотворчество Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) Может произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи Может пересказать знакомую сказку близко к тексту Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки


НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ Показатели речевого развития от4 до5 Использует родовые названия предметов Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии Может подбирать к словам антонимы Продолжается словотворчество Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак) Определяет наличие звука в слове Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) Может составить рассказ по картинке или серии картинок Начало формирования внутренней (планирующей) речи Звукопроизношение полностью соответствует

Доклад выступления учителя-логопеда МБДОУ № 89 «Крепыш»
Столярской Светланы Валерьевны

Данный доклад, собранный по материалам различных источников, в том числе и популярных интернет-ресурсов, зачитывался на общем родительском собрании.
Доклад сопровождал мультимедийную презентацию

Тема: Формирование компонентов устной речи в игре

Цель: информирование родителей (законных представителей) о компонентах устной речи, возможности их формирования в игровой форме
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы хотели бы вам рассказать о том, из каких компонентов складывается устная речь детей и о возможностях ее формирования в игровой форме.
В формировании устной речи детей выделяют несколько направлений:
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя речи
Формирование лексического строя речи (словаря)
Развитие связной речи
Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование

Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.

Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека.
Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам.
Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. В своей речи он активно использует антонимы (грустный - весёлый, высоко - низко), синонимы (например, пес, собака, псина), слова – действия, слова – признаки.
Под задачами речевого развития понимают Воспитание звуковой культуры речи, куда входит
Развитие фонематического слуха и восприятия (узнавание неречевых звуков, речевых звуков)
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Коррекция звукопроизношения (отсутствие, пропуски, замены, искаженное произношение звуков)
Развитие плавного речевого выдоха
Формирование лексико-грамматического строя речи, куда входит
Активизация употребления в речи слов, обозначающих качества и действия предметов
Обучение пониманию и правильному использованию в речи предлогов и наречий
Обучение словоизменению и словообразованию
Развитие связной речи, куда входит
Развитие диалогической речи
Развитие монологической речи
Кроме того, существуют выразительные средства речи, такие, как темп и ритм речи, высота и сила голоса и интонационная выразительность

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний – это процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее доступным видом развития связного высказывания является диалог.
Формирование речи без опоры на готовый сюжет предполагает ведение диалога детьми на базе имеющихся представлений и знаний о предметах, их качествах и назначении.
В логопедической практике используют следующие виды связной речи:
Рассказ-описание предмета;
способствует развитию умственных операций анализа и синтеза, наблюдательности, мышления и воображения. Монолог-описание развивает у детей умение наблюдать в наблюдаемых предметах части и признаки (главные и второстепенные), адекватно обозначать их словами. Вопросы: что ты знае6шь о предмете? Что предмет расскажет о себе?
Загадки-описания предметов;
Образец загадок-описаний дает взрослый используя вопросы от имени предметов или объектов: Угадай, кто я такой? Угадай моё название?

Сравнительный рассказ-характеристика;

В нем описываются два предмета с контрастными признаками. Предметы противопоставляются по величине, цвету, форме, деталям, материалу и т.д. После выделения различий определяются общие признаки.

Рассказ по серии картинок;
развивает у детей наблюдательность, способствует уточнению имеющихся представлений и обогащению их новыми сведениями.
Работа над серией последовательных картинок включает приемы:
Определение последовательности событий;
Ответы на вопросы по каждой картинке;
Образец рассказа или сказки данный взрослым;
Рассказы детей с опорой на картинки;
Рассказ без зрительного подкрепления;
Инсценировка сюжета;
Пантомима (обыгрывание действий персонажа без слов).
Рассказ по сюжетной картинке;

Рассказ из личного опыта;
содержит информацию о событиях и фактах, которые произошли с самим ребёнком. Примерные темы: «Как ты провел выходной?», «День рождения», «Твой любимый питомец», «Как ты помогаешь маме» и др.

Сочинение сказок и рассказов;
Перед рассказом актуализируется словарь: даются упражнения на усвоение грамматических категорий языка, на составление словосочетаний по теме рассказа; уточняется значение отдельных слов.
Чтение стихов наизусть
Для успешного формирования устной речи детей необходимо создать благоприятные условия:
вызвать интерес у детей и избегать быстрого утомления. Игра, рисование. Художественное слово и другие средства побуждают познавательную активность ребенка.
Игры и игровые упражнения разнообразны по целям и содержанию и направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности ребенка.
Взрослый, находящийся рядом с ребенком, предлагает игру, способствующую освоению языка, знаний об окружающем мире.
Вашему вниманию, предложены игры для формирование лексико-грамматического строя речи.
“Найди по цвету”
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное - яблоко, кресло, платье.
Желтая - репа, краска, сумка.
“Назови ласково”
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.
Покажите ребенку предмет, затем объясните, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко») и попросите ребенка, назвать его ласково или назвать такой же маленький предмет.
Например, яблоко-яблочко, мяч-мячик, дом-домик

Спасибо за внимание!

Формирование словаря

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).

Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с - ц, ш - ж, ч - ц, с - ш, ж - з, л - р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка - зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица - медвежонок - медвежья), в том числе глаголов с приставками (забегал - выбежал - перебежал).

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Связная речь

Развивать умение поддерживать беседу

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вызывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.

Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с послетовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, пдумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»


Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".

Формирование интереса и потребности в чтении

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок...»; «Никоденька-гусачок...»; «Уж я колышки тешу...»; «Как у бабушки козел...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»: «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...»; «Ранним-рано поутру...»: «Грачи-киричи...»;«Уж ты, пташечка, ты залетная...»; «Ласточка- ласточка...»: «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка». «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер.

с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил...»; С. Черный.


«Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М.Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится...»; А. Барто. «Веревочка».

Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т.

Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака; А.

Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский. «Разгром».

Дополнительная литература

Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с грубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал,..»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р Сефа;Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».

Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Направление «Художественно-эстетическое развитие»


Образовательная область «Художественное творчество»

Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

Развитие детского творчества;

Приобщение к изобразительному искусству».

Структурные компоненты речи

Речь, как известно, состоит из различных структурных компонентов, в числе которых можно выделить звуковой состав, словари (активный и пассивный) и грамматический строй.

Видами речи являются устная и письменная речь. В процессе совершения речевых актов принято выделять импрессивную (восприятие речи) и экспрессивную (воспроизведение речи) стороны речи.

Звуковой состав речи изучается такой наукой как фонетика, в ведении лексикологии находится изучение словарей, грамматическую основу речи изучает грамматика. Поэтому фонетика, лексика и грамматика образуют единую систему языка. В своей структурной совокупности все языковые компоненты образуют единой целое и находятся в структурных взаимосвязях друг с другом. В частности взаимосвязанными и взаимообусловенными являются звуковой строй, грамматика и словарный состав .

В этом перечне структурных компонентов наибольшая обобщающая сила принадлежит словарному составу, потому что именно словарный состав обладает наибольшей степенью охвата других элементов языка.

Слово вообще считается основной структурной единицей языка и во всей совокупности его грамматических форм является основой построения речи. Грамматика представлена двумя большими разделами: морфологией (законами изменения слов) и синтаксисом (законами сочетания слов в предложении).

Морфологической изменение слов производится с помощью системы окончаний отдельных типов склонений и спряжений при неизменяемости основы (корня) и системы фонематических чередований в основах и изменений места ударения в отдельных формах.

Слова, как основные структурные элементы языка образуют другие единицы речи - предложения. Предложения образуются из слов словаря человека, связанных посредством их формы и порядка расстановки в предложении, служебных слов (предлогов, союзов, частиц), интонации.

Таким образом, морфология изучает проблемы и решения формообразования, словоизменения и словообразования, а синтаксис изучает вопросы структурного состава предложений, связи слов, входящих в предложения, типов предложения .

Взаимная связь слов в русском языке обычно выражается способами согласования, управления и примыкания. В преобладающем большинстве наблюдаются связи согласования и управления, в меньшей степени - способы примыкания.

Согласование слов заключается в сильном уровне видимости взаимосвязи подчиняющего слова и подчиненного (колыхалась спелая рожь или косили спелую рожь). При управлении во время изменения подчиняющего слова изменения подчиненного не происходит (гордится победой, гордость победой). Примыкание отличается тем, что в качестве подчиненного слова употребляется неизменяемое слово (сидел справа, читал стоя, солнце светит ярко).

Что касается синтаксического и морфологического анализов, то синтаксический анализ является более широким в сравнении с морфологическим. Особенностями синтаксического анализа является его выход за пределы слов, в то время как морфологический опирается на значимые части слов (корень, суффикс, приставка, флексия).

Все вышеперечисленные закономерности обязательно отражаются в речевом развитии ребенка и происходят также последовательно как и само речевое развитие (при развитии речи в норме) .

Развитие речи подразделяется на доречевой период, связанный с накоплением первичного жизненного опыта ребенком, и речевой период, в процессе которого реализуется как накоплении словарного запаса, освоение звуковой структуры речи, так и освоение всех вышеперечисленных взаимосвязей.

Рассмотрим подробнее речевой период развития ребенка и его закономерности.

Формирование словаря начинается у ребенка в самом начале речевого периода, что и определяет название самого периода. Начало освоения словаря происходит в конце первого года жизни ребенка. Этот период характеризуется отсутствием разделения между звуком, словом и предложением, слово является предложением и выражается различными вариациями звукоподражания (а - зовет ребенок мать, у-у - просит он машину, ам-ам - собачку). Объясняется это тем, что в данном периоде развития речи смысл просьбы или мысли ребенка больше выражается интонацией и ритмом, отраженных в том или ином звуке. С развитием словаря интонация и ритм начинают выполнять служебную функцию и подчиняться слову, а впоследствии - фразе.

Как уже было сказано, в нашей речи словарный запас, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но, необходимо отметить, что развитие каждого из них происходит в зависимости от психически особенностей ребенка .

Обычно в возрасте начиная с 3 месяцев до года ребенок должен систематично осваивать механизмы произношения большинства звуков: гортанных вовремя гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевых согласных (ф - в, с - з) и других звуков. Многие дети осваивают даже раскатистый звук р.

Последовательность появления звуков объясняется: а) близостью артикуляции звука к двигательным безусловно-рефлекторным реакциям (актам сосания, жевания, глотания); таковы, например, звуки п, б, м; б) сложностью артикуляционных укладов звуков (самые сложные по артикуляции звуки - шипящие, р и л появляются самыми последними).

После первичного освоения звука, их произношение закрепляется ребенком с помощью многократного повторения простых открытых слогов в период лепета типа па-па-па, да-да-да и т. п. Повторение также имеет свои особенности: в начале оно основывается на рефлекторном самоподражании, а в возрасте от 5 месяцев основывается на эхолалическом повторении за окружающими людьми. Возрастной период от 5 месяцев также характеризуется усвоением артикуляции окружающих.

Очень важным является то, что при освоении словаря ребенок заново начинает осваивать произношение звуков, но уже в составе слов. Поэтому начальный период освоения словаря характеризуется неустойчивостью произношения многих звуков ребенком и различным качеством произношения одного и того же звука в разных словах.

В младшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдается неустойчивость произношения и отмечаются дефекты речи как при произношении свистящих, так и шипящих звуков, соноров р и л. Менее часто наблюдаются дефекты смягчения, а также дефекты озвончения и йотации. Все эти нарушения минимизируются в процессе каждодневной практики произношения. Произношение становится все более автоматичным, точным и устойчивым. Каждодневный опыт общения и физиология механизмов речи позволяет ребенку не только произносить слова, но и слышать себя, чтобы впоследствии корректировать произносимое. То же наблюдается и при освоении артикуляции окружающих и их произношения: ребенок повторяет за говорящими людьми, оттачивая качество произношения звуков и слов.

В процессе развития речи и освоения словаря ребенку необходимо осваивать правильные навыки двигательные произношения, осуществлять контроль над своим произношением и корректировать произносимые звуки с слова. Все это становится возможным благодаря фонематическому слуху, т.е. умением сопоставлять услышанное и произносимое. Фонематический слух также формируется у ребенка не сразу, а вместе с развитием речи .

В возрасте 5-6 лет ребенку уже подвластны слоговая структура слов, звукопроизношение, если развитие ребенка происходит гармонично. Однако, у некоторых дошкольников могут наблюдаться еще некоторые отклонения речевого развития. Необходимо отметить, что общение с окружающими у ребенка начинает складываться задолго до освоения правильных речевых навыков. С помощью сокращения и упрощения слоговой структуры слов и использования освоенных звуков, а также замещения ими неизученных, ребенок строит свою речь, еще не имея сформировавшегося произношения.

В период детства развитие словаря происходит также быстро как в количественном так и в качественном ключе. Так, количественные характеристики словаря дошкольника должны быть следующими: в возрасте года - несколько слов, в возрасте двух лет - 200-300 слов, в возрасте трех лет - 1500-2000 слов (таблица 1). На формировании словаря ребенка и освоения грамматических навыков напрямую влияют условия развития ребенка, поэтому возможны значительные отклонения от нормативных значений .

Таблица 1 - Рост словаря по Бюлеру .

Максимум

1г6м - 1г 8м

1г 9м - 1г 11м

2г 3м - 2г 6м

В качественном развития словаря происходят изменения по содержанию и по форме. Содержание изменяется с помощью обогащения обогащение и дифференциации смыслового содержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими. Форма словаря определяется освоением более сложных ритмико-интонационных, звуковых и слоговых приемов. Такое развитие происходит постепенно и последовательно. Так, рассматривая дифференциацию содержания употребляемых слов, ее развитие и рост происходят обычно в следующей последовательности: сначала осваиваются существительные, потом глаголы, и только потом наречия. Некоторые формы местоимений отличаются быстрым освоением и прочным запоминанием. Употребление прилагательных начинает осваиваться гораздо позже, как и числительных. На последнем этапе начального формирования словаря ребенком изучаются и запоминаются служебные слова, а также причастия и деепричастия.

Статистические научные данные свидетельствуют, что к 4 годам (при словаре 598-2346 слов) количество существительных в словаре ребенка может находиться в пределах 50,2%, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2%, предлогов 0,8%, междометий и частиц 0,9% .

Общее речевое развитие ребенка можно более подробно рассмотреть через призму четырех периодов, принятых в педагогической науке.

Так первый период отличается небольшим словарем, в его составе больше наблюдается лепетных слов и слов, состоящих из одного слога. Их произношение связано с первичными навыками звукоподражания.

Описывая первые так называемые слова ребенка в первый период речевого развития, можно отметить, что данные слова являются неизменяемыми корнями, которые не только указывают на сам предмет, но зачастую и на действия с ним и на его качества. Для уточнения их значений ребенок часто использует мимику и жесты. Многозначность употребляемых слов-корней в первый период речевого развития ребенка одновременно указывает и на их суженность по содержанию, если проводить сравнение со словами взрослого человека.

Впоследствии в первый период речевого развития ребенка в его словаре появляются двусложные слова, которые чаще всего состоят из двух повторяющихся слогов (мама, папа и т.д.). Часто в первом речевом периоде преобладает ритмико-интонационная структура слова над его звуковым оформлением .

Появление первых слов и первых предложений частно происходит одновременно. Однако, повторяя опыт первых произносимых слов-корней ребенок употребляет первые предложения больше аморфно. Можно сказать, что первое предложение в речи ребенка - это аморфное слово, дальнейшие шаги в построении предложений состоят в соединении двух или нескольких аморфных слов (Мама каша дать, Тата пать (спать)). дальнейшее развитие употребления предложений в речи ребенка характеризуется их усложнением путем добавления нескольких слов, а также использования правильности в построении предложений за счет изменения окончаний употребляемых слов, разнообразия взаимоотношений между ними.

Второй период развития речи ребенка отличается быстрым ростом словаря, последовательным освоением различными частями речи, усложнением ритмико-интонационной структуры и уточнением звукового оформления словаря. Однако вместе с этим увеличиваются и различные речевые искажения, обозначающиеся термином литеральные парафазии, которые впоследствии в процессе речевого развития самостоятельно корректируются и изживаются ребенком из собственной речи, если, конечно, происхождение парафразий не является патологическим и не связано с органическими нарушениями в развитии психических функций ребенка.

Второй период речевого развития ребенка отличается и закономерными изменениями в освоении грамматического строя языка. Так у детей появляются не только простые. но и сложные предложения. Аморфные слова-корни заменяются словами, морфологически разделенными на элементы, причем это процесс движется сразу в направлении некскольких грамматических категорий: в отношении существительного - единственное и множественное число, именительный, винительный, родительный падежи и уменьшительные формы; в отношении глагола - повелительное, изъявительное, сослагательное наклонение, настоящее и прошедшее время повелительного наклонения. Процесс освоения грамматического строя речи сопровождается освоением многочисленных окончаний слов согласно их значения, и отделения их от корней слов .

Необходимо отметить, что процесс выделения морфологических элементов является неосознанным, но определяет начало крупнейшего переломного момента в развитии грамматического строя речи. Второй период развития речи характеризуется лишь частичной грамматизацией. Наиболее полно усваиваются существительные и глаголы, частично - прилагательные и предлоги. Употребление служебных слов еще не присуще ребенку в этом периоде речевого развития, поэтому используются бессоюзные предложения.

На этапе третьего периода речевого развития ребенка продолжается усваиваться морфологическая система, формы становятся устойчивыми. Усложняется и увеличивается словарный запас ребенка, происходит развитие смысловой стороны речи от конкретных понятий к абстрактным категориям. Смысловой аспект развития словаря постепенно приводит к его соединению с усвоенным грамматических строем языка. Происходит их закономерное слияние и объединение.

Синтаксические основы осваиваются быстрее морфологических. Сложные предложения все больше наполняют словарь ребенка, усваиваются необходимые для этого грамматические компоненты. Как уже было отмечено сложные предложения характеризуются все бОльшей абстрактностью.

Третий период речевого развития отличает особенность, которая выражается в разделении его на две части: освоение системы окончаний отдельных типов склонений и спряжений и освоение системы чередования звуков в основах и места ударения для отдельных форм. Такое разделение связано с особенностями освоения речи детьми: изучается система окончаний отдельных типов склонений и спряжений и системы чередования звуков в основах и мест ударений в формах .

Четвертый период речевого развития ребенка характеризуется очень высоким уровнем освоения языка, освоены системы грамматики как синтаксического так и морфологического порядков. Однако это касается только устной речи ребенка, так как освоение письменной речи для детей с развитием речи в норме приходится на период школьного возраста.

В дальнейшем на этапе четвертого периода развития речи ребенок переходит к освоению флексийной системы окончаний (склонений и спряжении) при неизменяемости основы, т.е. усвоением законов формообразования и словоизменения.

Законы словообразования усваиваются детьми более сложно, т.е. система употребления звуков в основе и перемещения ударений требует дополнительных усилий от ребенка, что выражается в активном многообразном словообразовании и словоизменении. В этом возрасте детям свойственна особенная чуткость к различным формам русского языка, наблюдательность к ним, в частности внимание детей притягивают различные словообразовательные суффиксы (уменьшительности, ласкательности, собирательности и др.) .

Огромную роль в освоении грамматического строя речи в этом возрасте играет смысловое значение всех грамматических изменений, причем овладение смысловым значением всегда опережает его внешнее выражение.

Школьный период ребенка характеризуется освоением грамоты и письменной речи, что подразумевает все большее слияние грамматического строя речи и ее звукового наполнения, а также активное развитие словаря ребенка .

Таким образом, развитие речи состоит из последовательного освоения всех ее структурных элементов: звукового, лексического наполнений и грамматических закономерностей. Наиболее сильным звеном в освоении речи является формирование и развитие словаря ребенка, без которого невозможно дальнейшее освоение языка, законов словообразования и грамматического построения речевых высказываний. В педагогической литературе развитие речи подразделяется на два периода: доречевой и речевой. Речевой период включает в себя четыре последовательных этапа освоения всех механизмов построения устной речи и подготовки ребенка в изучению грамоты и освоению письменной речи.

Loading...Loading...