Специальные мероприятия по охране фауны и флоры. Разработка учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экономика и экология» на тему "Мир флоры и фауны. Охрана флоры и фауны". Сбор редких растений

Нарочанский национальный парк, фото которого можно увидеть во всех рекламных туристических буклетах республики Беларусь, расположился на территории четырех районов на западе Минской области. Это Мядельский, Вилейский, Поставский и Сморгонский районы. Парк протянулся на 34 км с севера на юг, и на 59 км с востока на запад. Администрация заповедника находится в поселке Нарочь.

Общие сведения

Сегодня Нарочанский национальный парк занимает территорию площадью 97,3 тысячи гектаров. Из них 66,8 тысяч являются составной частью парка, остальные земли принадлежат иным землепользователям. Это сельскохозяйственные предприятия.

Цель образования

В 1999 году Указом президента Беларуси был учрежден Нарочанский национальный парк. - сохранение природного комплекса и группы озер, животного и растительного мира, характерного для Белорусского Поозерья.

Территорию парка охраняет инспекторско-егерская служба парка и работники лесничеств.

Нарочанский национальный парк - режим охраны и природопользования

Для того чтобы соблюдался статус природоохранной территории, парк «Нарочанский» разделен на функциональные зоны. Все они имеют свой, соответствующий режим:

1. Заповедная зона, занимающая 8,4% территории парка. Здесь запрещено находиться посторонним лицам без специального разрешения.
К этой зоне ней относятся:

  • большая часть комплекса «Голубые озёра»;
  • болотный массив «Черемшица»;
  • 350 гектаров лесного массива,
  • остров на озере Нарочь.

Здесь запрещены все виды деятельности, кроме охранных мероприятий и научной работы.

2. Зона регулируемого (частичного) использования. Она занимает 57,6% от общей площади парка. На отведенных участках разрешается косить сено, пасти скот, собирать ягоды и грибы, ловить рыбу. Допускаются лесо-восстановительные работы, экскурсии и прочие виды деятельности, которые не противоречат назначению зоны.

3. Рекреационная зона (1,2%)

Она создана для размещения учреждений санаторно-курортного лечения, отдыха и развлечений местных жителей и гостей, для проведения различных массовых мероприятий. В эту зону включены санатории и здравницы, пляжи, парки, поляны, где бывает много отдыхающих.

4. Хозяйственная зона (32,8%)

Предназначена для постройки сооружений, осуществления хозяйственно - промышленной, торговой, туристической деятельности.

Растительность

Нарочанский национальный парк представляет огромный интерес для ученых всего мира. Это вызвано большим разнообразием растительности на этой территории. Данный регион относится к подзоне темнохвойных дубовых лесов, в которых преобладают хвойные массивы, низинно-суходольные луга и верховые торфяники.

Растительный покров занимает более 50 тысяч гектаров. Для этих мест характерны с рябиной и можжевельником в подлеске, и с огромным количеством брусничника, вереска, мхов и лишайников.

Встречаются березово-осиновые и березовые леса, ольшаники. Некоторые участки занимают широколиственно-хвойные и с подлеском из жимолости, лещины, бересклета крушины, и травяным покровом, в котором доминирует папоротник-орляк.

Редкие растения

Список исчезающих и редких видов, уже занесенных в Красную книгу, насчитывает более тридцати видов. Это горная арника, первоцвет весенний, ветренница лесная, прострел луговой, перелеска благородная ятрышники и др.

Для расширения коллекционного фонда деревьев и кустарников, увеличения ассортимента материала, необходимого для посадки и значительного расширения семенной базы в парке проводятся работы по созданию дендросада, который займет территорию, площадью более шестнадцати гектаров.

Животный мир

Нарочанский национальный парк, флора и фауна которого удивительно многообразны, располагает сетью водоемов, что позволяет существовать огромному комплексу водных животных. Это рыбы, наземные прибрежные позвоночные, огромное количество водоплавающих птиц, особенно в период миграций. На территории парка обитают не менее 243 видов позвоночных животных (наземных).

Птицы

Особенно богаты пернатыми местные леса - в них сосредоточено девяносто пять видов птиц. Среди них представители северотаежного комплекса, такие как мохнатый сыч, рябчик, кедровка и другие. Водный орнитокомплекс также представлен 35 видами. Птицы, живущие на открытых пространствах, насчитывают 33 вида, на верховых болотах селятся 2 редких - большой кроншнеп, У населенных пунктов можно встретить 14 видов птиц.

Копытные

Леса Нарочанского края стали зимними местами обитаниями копытных. Они не в состоянии обеспечить проживание крупных популяций кабана, лося, косули на протяжении всего года.

Рыбы

Нарочанский национальный парк может гордиться наличием в реках и озерах 32 видов рыб. Среди них гольян, голавль, голец, быстрянка, колюшка и другие.

Озера и реки

Нарочанский национальный парк отличается от многих других учреждение такого типа, разветвленной гидрографической сетью. Особый интерес ученых вызывают озера парка, которые объединены в несколько групп:


Малые реки

Нарочанский национальный парк на своей территории имеет реки Нарочь и Страча.

Нарочь берет начало из одноименного озера. Она имеет долину с заметной поймой, ширина которой от 300 до 600 метров. Русло реки извилистое, на некоторых участках канализованное. Ширина - от 8 до 16 метров.

Река Страча берет свое начало в озере М. Швакшты, отличается слабо разработанной долиной с пологими склонами и узкой поймой. Русло очень извилистое, его ширина 15 метров. Эти реки прекрасно подходят для водного туризма.

Отдых

В Нарочанском парке находится 36 памятников природы местного и республиканского значения. Здесь созданы такие заказники, как:

  • "Голубые озера".
  • «Швакшты» и «Черемшицы».
  • «Полуостров Черевки».
  • «Рудаково», «Некасецкий», «Пасынки».

В парке находится большая курортная зона Республики Беларусь, которая объединяет 11 санаториев и пансионатов. В наши дни она активно развивается благодаря успешной реализации программы государства.

В парке «Нарочанский» разработано для туристов около 30 маршрутов, проводятся многодневные велосипедные, пешие и водные походы. На побережьях девяти озер построено 16 туристических стоянок.

В летнее время все желающие могут совершить путешествие на вертолете и осмотреть эти живописные места с высоты. Кроме того, можно принять участие в рыболовных и охотничьих турах, заняться подводной охотой, дайвингом.

Дендрологический сад

Многих туристов наверняка заинтересует дендрологический сад. Он создан в 2002 году на берегах озер Мястро и Нарочь и носит имя С. А. Гомзы. Здесь представлена уникальная коллекция, состоящая из 400 пород деревьев, трав и кустарников.

Как добраться, где остановиться

Сегодня многие приезжают на отдых в Нарочанский национальный парк. Как добраться сюда? Довольно просто. Удобнее всего доехать на машине, по трассам в направлении поселка Нарочь. Дорога от Минска займет не более 2 часов.

От центрального ходят маршрутные такси и автобусы. Вам подойдет маршрут Минск - Нарочь.

Всем гостям предлагают остановиться в комфортабельном современном комплексе "Нарочь". Можно также расположиться на отдых в гостинице или коттеджах автокемпинга.

  • 1.4.3.Классификация экосистем.
  • 1.4.4.Эволюция и устойчивость экосистем.
  • 2.Биосфера и человек
  • 2.1.Структура и эволюция биосферы
  • 2.1.1.Состав и границы биосферы.
  • 2.1.2.Циркуляция элементов в биосфере.
  • 2.1.3.Эволюция биосферы.
  • 2.2.Человек в биосфере
  • 2.3.Экология человека
  • 2.3.1.Среды жизни человека и формы его адаптации к ним.
  • 2.3.2.Адаптивные типы и расы.
  • 2.4.Основные направления антропогенных воздействий на биосферу
  • 2.4.1.Современные воздействия человека на биосферу.
  • 2.4.2.Общая характеристика негативных воздействий эконо­мической деятельности человека на пс.
  • 3.Актуальные экологические проблемы человечества в биосфере
  • 3.1.Проблема роста народонаселения
  • 3.2.Проблема урбанизации
  • 3.3.Глобальные последствия загрязнения атмосферы
  • 3.4.Опасность ядерных катастроф и радиоактивных загрязнений
  • 3.5. Проблема истощения природных ресурсов
  • 3.6. Региональные экологические проблемы Тверской области
  • 3.7. Прогнозирование и оценка экологического риска.
  • 4.Охрана биосферы
  • 4.1.Экологические принципы охраны природы и рационального природопользования
  • 4.2.Концепция экологической безопасности и устойчивого развития рф
  • 4.3. Экологический мониторинг в биосфере, рф и ее регионах
  • 4.4. Международное сотрудничество по охране ос
  • 4.5.Основные формы и методы защиты природной среды и решения экологических проблем
  • 5.Защита компонентов биосферы
  • 5.1.Защита атмосферы от материальных загрязнений
  • 5.1.3. Нормирование загрязнений атмосферы.
  • 5.1.4.Контроль за состоянием чистоты атмосферы.
  • 5.1.5.Защита_атмосферного воздуха.
  • 5.1.6.Рассеивание выбросов в атмосфере.
  • 5.1.7.Методы очистки выбросов.
  • 5.2.Защита водной среды от материальных загрязнений
  • 5.2.1. Экологическая характеристика водной среды.
  • 5.2.2.Водопользование и его виды.
  • 5.2.4.Нормирование качества воды.
  • 5.2.5.Контроль качества воды и регламентация спуска св в водоемы и канализацию города.
  • 5.2.6.Основные направление защиты водной среды.
  • 5.2.7.Методы очистки св.
  • 5.2.8.Оборотное водоснабжение предприятий
  • 5.3.Охрана почв и земель
  • 5.3.1.Экологическое значение почв.
  • 5.3.2.Антропогенные воздействия на почвы.
  • 5.3.3.Борьба с порчей почв, земли и рекультивация зе­мель.
  • 5.4. Охрана флоры и фауны
  • 5.4.1. Охрана растительного мира.
  • 5.4.2. Охрана животного мира (фауны).
  • 5.5. Охрана недр
  • 5.6. Защита опс от радиоактивных загрязнений
  • 5.6.1. Важнейшие параметры ии и единицы их измерения.
  • 5.6.3. Гигиеническое нормирование техногенного облучениялюдей.
  • 5.6.4. Радиационный контроль (рк) в рф.
  • 5.6.5. Защита от ии.
  • 5.6.6. Принципы обеспечения рб населения.
  • 5.7. Защита опс от энергетических загрязнений
  • 5.7.1. Защита населения от акустических загрязнений.
  • 5.7.2. Защита населения от вибраций.
  • 5.7.3. Защита населения от неионизирующих электромагнит­ных загрязнений.
  • 5.7.3.1. Защита населения от воздействий змп промышленной частоты.
  • 5.7.3.2. Защита населения от воздействий змп радиотехни­ческих объектов (рто).
  • 5.7.4. Защита опс от тепловых загрязнений стз).
  • 6. Основы экономики природопользования
  • 6.1. Взаимоотношения человеческого общества и природы, варианты его решения
  • 6.2. Экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности
  • 6.3. Оценка ущерба от загрязнений опс
  • 6.4. Экономический механизм природопользования в рф
  • 6.5 Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и экологические фонды в рф
  • 7. Основы экологического права и управление охраной природы в рф
  • 7.2. Ответственность за экологические правонарушения
  • 7.3. Управление охраной природы в рф
  • Заключение
  • Библиогpафическии список
  • Приложение 1. Принятие сокращения в учебном пособии
  • Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Экология»
  • 1. Важнейшие научные концепции и положения экологии 9
  • 2. Биосфера и человек 28
  • 3. Актуальные экологические проблемы человечества в биосфере 50
  • 4. Охрана биосферы 69
  • 5. Защита компонентов биосферы 83
  • 6. Основы экономики природопользования 157
  • 7. Основы экологического права и управление охраной природы в рф 171
  • 5.4. Охрана флоры и фауны

    5.4.1. Охрана растительного мира.

    Флора является одной из двух главных форм жизни на Земле. В любой экосистеме и в биос­фере в целом растения выполняют роль продуцентов и создают ос­новную часть биомассы, ежегодно поглощая около 160 млрд. т CO 2 и выделяя в атмосферу около 100 млрд. т O 2 . Именно растениями образован уникальный состав атмосферы нашей планеты (см. табл. 2.1).

    Растительный ресурсный потенциал РФ достаточно велик и разнообразен (полярные пустыни, тундры, леса, степи). 94% ЗФ РФ покрыто растительностью. Продукция растениеводства является основным питанием большинства населения Земли и представляет собой значительную часть сырья для промышленности. Однако дея­тельность человека уже привела к безвозвратной гибели 30 тыс. видов растений и поставила под угрозу еще 25 тыс. видов. Поэ­тому необходима защита всех типов растительности (в том числе лесов и лугов), отдельных видов растений и растительных сооб­ществ.

    Лес - это совокупность лесной растительности, земли, жи­вотного мира и других компонентов ОПС, биологически взаимосвя­занных и влияющих друг на друга в своем развитии. Леса занима­ют почти 28% суши, дают 60% биологически активного О 2 , играют громадную роль в жизни биосферы, климате планеты и хозяйствен­ной деятельности человека. Различают два вида лесопользования - основное (рубка леса) и побочное (сбор ягод, грибов, трав и т.д.). В РФ допускается лесопользование только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, выдаваемых лесхозами.

    Лесной Фонд (ЛФ) РФ составляет 1,18 млрд. га, в том числе 65% земель, покрытых лесом. Общий запас древесины в лесах РФ около 81 млрд.м 3 . Лесной кодекс РФ (1997 г.) выделяет в ЛФ первую, вторую и третью группу лесов, а первую группу лесов

    К первой группе (19% от ЛФ) относят леса, выполняющие следующие функции и включающие следующие категории защитности: водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровитель­ные, особо ценные лесные массивы, памятники природы, природно-заповедные леса. В них разрешены лишь рубки ухода за лесом, санитарные рубки и лесовосстановительные работы. Ко второй группе (9% от ЛФ) относят леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей. Леса, выполняю­щие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоро­вительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатацион­ное значение. В них производят рубки главного пользования спо­собами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные массивы. К треть­ей группе (72% от ЛФ) относят леса многолесных районов, имею­щие преимущественно эксплуатационное значение. В таких лесах проводят рубки главного пользования способами, обеспечивающими своевременное и рациональное использование лесных ресурсов.

    Во всех группах лесов РФ ежегодный прирост древесины сос­тавляет 880 млн.м 3 . Вырубка леса осуществляется в строгом со­ответствии с расчетной лесосекой. Ее устанавливает Рослесхоз раздельно по хвойному, мягко- и твердолиственному хозяйствам, исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощаемо­го пользования ЛФ. В 1995 г. было вырублено только 25% расчет­ной лесосеки. При этом выявлены недорубы в объеме 2,5 млн.м 3 , брошенной древесины в местах рубок 1,4 млн.м 3 , неочищенных ле­сосек более 110 тыс.га и уничтожение подроста ценных пород де­ревьев на площади 15 тыс.га. Кроме того, зафиксированы около 23 тыс. случаев незаконной порубки леса в объеме 450 тыс.м 3 древесины и гибель лесов на площади 172 тыс.га, из них 90% хвойных насаждений. Причинами гибели лесов являются поврежде­ния вредными насекомыми (46,0%.) и воздействия пожаров (33%) и неблагоприятных погодных условий (16%). Более 40% всех насаж­дений, пораженных болезнями, находятся в Центральном и Цент­рально-черноземном районах РФ.

    На охраняемой площади ЛФ РФ (94% общей площади ЛФ) в 1995 г. зафиксировано около 26 тыс. лесных пожаров на площади 463 тыс.га. По сравнений со среднегодовыми показателями за прошед­шие 5 лет количество пожаров возросло на 29% а площадь их сократилась более чем в 2 раза. Наиболее распространенными бы­ли низинные пожары на 325,8 тыс.га, верховые пожары отмечены

    на 25,3 тыс.га и подземные - на 3,1 тыс.га. Основной причиной лесных пожаров являются антропогенные факторы (около 88% всех загорании), а в лесах Европейской территории РФ почти 100% возгораний происходит по вине местного населения.

    Поэтому задача рационального пользования лесами и их за­щиты является важной и актуальной. Она решается принципом ог­раничения ежегодной вырубки годичным приростом и борьбой с лесными пожарами, защитой леса от вредителей и болезней. Так, Рослесхоз совместно с исполнительной властью на местах ведут через лесхозы и лесничества активную охрану леса от пожаров -самого опасного врага леса. С этой целью наряду с разъясни­тельной работой и контролем они проводят мероприятия по пре­дупреждению пожаров, их быстрому обнаружению и ограничению распространения. В лесах организуют сеть противопожарных барь­еров: широкие разрывы (просеки), минерализованные полосы, во­доемы (канавы) вдоль железных, шоссейных и лесовозных дорог и в других местах, опасных в пожарном отношении. Для быстрого обнаружения пожара в лесу сооружают вышки; используют самолеты и вертолеты, которые также быстро доставляют в полной экипи­ровке пожарных парашютистов к очагам пожаров. Они совместно с наземными пожарными подразделениями и населением тушат лесные пожары. Для этого применяют мощные пожарные автоцистерны, мотопомпы, вездеходы, бульдозеры, почвообрабатывающие орудия и ранцевые опрыскиватели.

    Для борьбы с вредителями (насекомыми и грызунами) и бо­лезнями леса применяют предупредительные и истребительные ме­ры. Первые направлены на предупреждение массового размножения вредителей (особенно после пожара) и профилактику болезней, а вторые - на их уничтожение. Чаще приходится вести борьбу в ле­су всеми доступными методами и средствами в комплексе (интег­ральный метод).

    К предупредительным мерам относятся надзор за появлением вредителей и болезней в лесу (чем быстрее обнаружат, тем ус­пешнее борьба), карантинная служба (предупреждает завоз новых вредителей или вредителей, имеющих ограниченное распростране­ние в РФ, и возбудителей болезней с семенами, саженцами и дру­гими грузами) и лесохозяйственные мероприятия (подбор здорово­го посевного и посадочного материала, выращивание стойких про­тив вредителей и болезней насаждений, удаление ослабленных и больных деревьев и бурелома и т.д.).

    Для истребления вредителей и возбудителей болезней де­ревьев применяют методы: физико-механические - световые ловуш-

    Другие мероприятия по рациональному использованию, восп­роизводству, охране и защите лесов изложены в лесном кодексе РФ и законодательных актах субъектов РФ. Вторым важным типом растительности являются луга или природные сенокосы и пастбища (последние, помимо естественных, включают и искусственные - сея­ные угодья с травянистой растительностью). Они играют сущест­венную роль в сельскохозяйственном производстве, их растительные сообщества принимают большое участие в образовании биомас­сы, связывании СО 2 и выделении 0 2 . Леса и пастбища надежно за­щищают почву от ветровой и водной эрозии, но и сами нуждаются в заботе. Необходимо обеспечить рациональное использование пастбищ, улучшить видовой состав луговых растений, создавать орошаемые пастбища и т.п. Нерациональное использование пастбищ может привести к тяжелым экологическим последствиям, как это было, например, в Сахаре и Бурятии (пастбищная эрозия почв, гибель животных и голод среди населения).

    Хотя мир растений исключительно богат и многообразен (из­вестно свыше 500 тыс, их видов), тем не менее более 10% видов или погибли, или находятся под угрозой гибели в результате де­ятельности человека. Для сохранения генофонда растений, спасе­ния и размножения редких и исключительно редких их видов соз­даны заповедники и заказники, изданы "Красные книги" в РФ и ее субъектах, в которые включено более 500 видов растений.

    Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого суще­ствования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальны­ми, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного куль­турного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты живот­ного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регу­лирования использования живых ресурсов.

    Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое ис­пользование его компонентов и совместное получение на справедли­вой и равной основе выгод, связанных с использованием генетичес­ких ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

    Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.

    1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соот­ветствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает прове­дение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;

    2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осущест­вляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. При­ложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчез­новения, торговля которыми оказывает на их существование небла­гоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.

    В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использо­вания их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);

    3. обеспечение рационального использования природных ресур­сов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антаркти­ки 1980 г. гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели южной широты должны подчинять­ся следующим принципам:

    предотвращение сокращения численности вылавливаемой попу­ляции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;

    восстановление истощенных популяций;

    сведение до минимума опасности изменений в морской экосисте­ме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.

    На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников.

    64. Правовой режим континентального шельфа. Арктика и проблема определения внешнего предела континентального шельфа РФ

    Континентальный шельф - это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств.

    Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соеди­няющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов - организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

    Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколь­ко иное определение границ континентального шельфа. Это:

    морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественно­го продолжения сухопутной территории до внешней границы под­водной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не про­стирается на такое расстояние;

    если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

    Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного про­странства над ним. Поскольку морское пространство над континен­тальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все госу­дарства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовст­во, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресур­сов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разра­ботки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие со­оружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

    Прибрежное государство вправе определять трассы для проклад­ки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и про­водить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

    В современный период мирового развития нефтегазовые и другие минеральные ресурсы континентального шельфа Арктики привлекают пристальное внимание государств. Интерес к арктическим ресурсам проявляют не только приполярные государства (США, Россия, Канада, Норвегия и Дания), но и ряд ведущих держав Европы и Азии, такие как Германия, Великобритания, Франция, Китай, Япония, Индия, а также богатые нефтью арабские страны. Всего о своем интересе к Арктике объявили почти 40 государств. Российская Федерация поставила в качестве приоритетных задач завершение международно-правового оформления границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане на основе имеющейся международной договорно-правовой базы и взаимодействия с приарктическими государствами; недопущение пространственных потерь и худших по сравнению с другими прибрежными арктическими государствами правовых условий деятельности Российской Федерации в Арктике.

    Проблема установления внешних границ юрисдикции государств на континентальном шельфе в Северном Ледовитом океане широко обсуждается в прессе и в официальных кругах приарктических государств, что свидетельствует о ее важности и актуальности.

    Политическая острота проблемы с особой силой проявилась в августе 2007 года в связи с осуществлением погружения российских глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на глубину 4261 метр в географической точке северного полюса и установления на дне титанового Государственного флага Российской Федерации. Это событие вызвало бурную реакцию дипломатических ведомств приарктических государств, что привело, в итоге, к созыву первой конференции по Северному Ледовитому океану в Илулиссате в мае 2008 г.

    Демонстрация государствами наличия своих интересов на континентальном шельфе Арктики подчеркнула также актуальность вопроса о правовом режиме Арктики в целом. Получила распространение точка зрения, что в Арктике действуют сразу два конкурирующих между собой режима: режим, установленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), и обычно-правовой режим, сложившийся в Арктике задолго до принятия Конвенции 1982г. на основе комплекса исторических, экономических, географических, экологических и других факторов, что особенно усиливается фактом, что США не являются участником Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Таким образом, возникла проблема отсутствия правовой определенности в отношении вопроса о ширине пространственных притязаний приарктических государств и, как следствие, необходимости делимитации находящегося здесь континентального шельфа.

    Кроме этого, применительно к континентальному шельфу Арктики имеется несколько насущных теоретико-правовых проблем, связанных с деятельностью Комиссии ООН по границам континентального шельфа (далее - Комиссия). В частности, не решены вопросы о возможности подачи заявки в Комиссию со стороны государств, не ратифицировавших Конвенцию 1982 г.; о максимальных сроках для подачи прибрежным государством новой/пересмотренной заявки; о наличии ограничений в праве прибрежного государства подавать заявки и возражения на заявки третьих государств в Комиссию; о правомерности деятельности Комиссии по юридическому толкованию положений Конвенции 1982 г. Представляется 4

    весьма актуальным исследование практики Комиссии в отношении квалификации подводных образований в качестве «океанических хребтов», «подводных хребтов» и «подводных возвышенностей, являющихся естественными компонентами материковой окраины».

    Не менее важными представляются также вопросы, связанные с выбором оптимальной формы будущей российской заявки в Комиссию (пересмотренная, новая, частичная или совместная); обоснованностью местоположения границ континентального шельфа, отраженных в заявке Российской Федерации 2001 г.; применимостью принципов, концепций, методов и иных наработок международной судебной практики в отношении проблем, связанных с делимитацией континентального шельфа в Арктике.

    «Центр по защите и воспроизводству фауны и флоры» - некоммерческая организация, призванная в соответствии с уставной деятельностью осуществлять:

    Природоохранную деятельность, направленную на сохранение всего многообразия биологических форм, видов и групп диких животных,

    Внедрение экологической культуры, путем непосредственного контакта с дикими животными,

    Защиту и охрану дикого животного мира и среды его обитания,

    Рациональное ведение охотничьего хозяйства на закрепленных (арендованных) территориях,

    Ведение учета охотничьей фауны, проведение бонитировки угодий, акклиматизации диких видов зверей и птиц,

    Культивирование благотворительности и милосердия к окружающему миру.

    Охотничье хозяйство находится в 520 км от Москвы и в 200 км от Костромы.

    Основные виды охот:


    Весенняя охота на глухаря и тетерева на токах, вальдшнеп, бекас, дупель на тяге, рябчик, перепел, охота на водоплавающую дичь - утку:

    Сроки охоты – с середины апреля по середину мая.
    Стоимость трофеев: глухарь – 8000 руб. тетерев – 3000 руб.

    Охота на бурого медведя:


    Сроки охоты – с 15 августа по 1 ноября.
    Способы охоты; на овсяных запашках, с вышек и лабазов, расстояние для стрельбы 50- 150 метров.
    Стоимость трофеев: от 40000 до 60000 руб.
    Сопутствующая охота на боровую и водоплавающую дичь входит в стоимость обслуживания.

    Охота с гончими на зайца:

    Сроки охоты – с 15 сентября по 1 декабря.
    Стоимость охоты входит в стоимость обслуживания и составляет 4000 руб. в день на одного человека.

    Охота на лося:

    Сроки охоты – с 1 ноября по 31 декабря.
    Способ охоты: загоном с собаками, тропление.
    Стоимость - от 15000 руб. до 35000 руб. в зависимости от величины трофея.

    Охота на рысь:


    Стоимость трофея- 40000руб. Егерское обслуживание в день с момента приезда до добычи трофея составляет 1000руб в день с человека(охотника). Рекомендуемое количество дней охоты от 3-5 дней

    Прейскурант на оказание дополнительных услуг.

    Сопровождение егерем - 800 руб.

    Услуги по проживанию отдыхающих:

    Количество мест - 5
    -стоимость проживания - 900 руб./с.
    -дополнительные услуги (холодильник, телефон, и пр.) - 100 руб.
    -баня - 300 руб./ с человека

    Транспортные услуги (ГАЗ-66 ,УАЗ, снегоход, Г.Т.С.): ГТС-рейс - 1500 руб.

    ГАЗ-66

    УАЗ

    снегоход

    1 час - 300 руб.

    1 час - 250 руб.

    1 час - 250 руб.

    1 сутки - 1500 руб.

    1 сутки - 1000 руб.

    1 сутки - 1000 руб.

    1 км. - 30 руб.

    1 км. - 20 руб.

    1 км. - 60 руб.

    заправка г.с.м. за счет клиента.

    Предоставление шалашей и вышек (с человека) от 100 до 300 руб./сутки
    Предоставление охотничьих собак для охоты на дичь, зайца, кабана, медведя, лося и др. диких животных:

    1 день 1 собака - 300 руб.
    2 и более - 500 руб.

    Услуги по первичной обработке трофеев (съем шкуры, разделка туши) :

    Медведь - 1500 руб.
    Лось - 300руб.
    Кабан - 300руб.
    Рысь, лисица, куница - 150 руб.
    Выдра, бобр - 250 руб.
    Енот, барсук - 150 руб.
    Глухарь, тетерев - 100 руб.
    Утки, кулики, рябчики - 50 руб.

    ОХОТНИЧИЙ ТУР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ МЕСТАМ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

    Экологический охотничий маршрут протяженностью около 40 километров, рассчитан на группу из трех - четырех человек, в которую должно входить не менее двух опытных охотников, желающих получить полную охотничью гармонию общения с природой, насладиться пешей охотой на различные виды зверей и птиц, обитающих в глухих Костромских лесах, полюбоваться красивейшими местами в сосновых борах, таежных кряжах, возвышающихся вдоль берегов рек Идол и Нея, полакомиться лесными дарами природы, и, конечно же, получить огромное удовольствие от добычи великолепных трофеев.

    Проживание : в деревенском доме (уютно, тепло, холодильник, телевизор, телефон, русская баня, проезд по асфальту, имеется стоянка для автомашин) все условия для хорошего быта и отдыха.

    Имеется другой вариант проживания; охотничий домик в 11 километрах от населенного пункта в тайге, может расположиться 3-5 человек, отопление печное, имеется все для отдыха и охоты.

    Проезд к месту Газ- 66, ГТС.

    Культурная программа.

    Кострома входит в группу городов Золотого кольца России (Ипатьевский моностырь, музей деревянного зодчества, родина Ивана Сусанина).

    По маршруту следования; Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома

    Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г. одобрила принцип, согласно которому природные ресурсы Земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления, где это необходимо.

    Общая стратегия была разработана неправительственной организацией -- Международным союзом сохранения, природы и природных ресурсов -- и опубликована в 1982 г. в виде Программы действий "Всемирная природоохранительная стратегия". В процессе подготовки документа были проведены многочисленные консультации с правительствами и международными организациями. Цель стратегии -- содействовать достижению устойчивого развития в результате сохранения живых ресурсов путем предложения правительствам эффективных методов регулирования этих ресурсов. Стратегия направлена на поддержку важных экологических процессов и самосохранение систем, таких как восстановление и защита почвы, переработка питательных веществ, очистка воды, сохранение биологического разнообразия. От всего этого зависит множество жизненно важных процессов. Ставится задача обеспечения поддерживающего использования определенных видов животных и растительности, а также экосистем.

    Достижение этих целей должно быть как можно более скорым. Возможности Земли обеспечивать свое население все время сокращаются. Многие миллионы тонн почвы ежегодно утрачиваются в результате уничтожения лесов и неправильного ее использования. В год по крайней мере 3 тыс. кв. км сельскохозяйственных земель выходят из оборота только в промышленно развитых странах в результате строительства зданий и дорог.

    В качестве одного из важных средств реализации своих целей стратегия указывает на коренное совершенствование законодательства о природных ресурсах. Необходимо создание более эффективного и широкоохватывающего национального экологического права, наряду с активизацией развития международного экологического права. Выживание всего разнообразия природы, включая человека, может быть обеспечено только при том условии, что политика государств будет строиться с пониманием факта, что все элементы природы взаимосвязаны, взаимозависимы, что окружающая среда представляет собой единую глобальную систему.

    Всемирная хартия природы, была одобрена и торжественно провозглашена Генеральной Ассамблеей в 1982 г. Согласно Хартии живые ресурсы не должны использоваться с превышением возможностей их восстановления; продуктивность почвы следует поддерживать и наращивать; ресурсы, включая воду, должны по мере возможности перерабатываться и использоваться вновь; невосстановимые ресурсы должны использоваться с максимальным ограничением.

    Среди конвенций, посвященных флоре и фауне, назову в первую очередь Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей Повелицына П.Ф. Уголовно-правовая охрана природы в СССР. - М., 1981..

    Основная масса конвенций нацелена на охрану различных представителей животного мира -- китов, тюленей, белых медведей. Особо отмечу Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., название которой дает представление о ее содержании. Важное значение имеет также Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г.

    Loading...Loading...