Бог бракосочетания. Брак перед богом, это роспись в загсе, или венчание? Брак на вечность необходим для возвышения

Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи Талалай Станислав

Бракосочетание с богами

Бракосочетание с богами

Бракосочетания богов с простыми смертными были довольно распространенным явлением в некоторых районах Индии. Это были официальные бракосочетания девушек с такими могущественными богами, как Шива ли Кришна.

Такую брачную церемонию обычно организовывали для девочки, когда ей исполнялось семь или восемь лет.

Вот как описывал ее один путешественник в 1909 году, побывавший в Южном Траванкоре:

«Все церемонии, связанные с бракосочетанием, исполняет священник.

Во время обряда девочка обычно сидела в подвенечном платье в храме перед божеством, теперь своим женихом. После завершения торжественного ритуала она объявлялась супругой бога. Затем ее отвозили в дом родителей, где праздник продолжался. Он ни в чем не отличался от обычных свадеб и продолжался около трех дней».

После этого супругу отвозили в храм, гдe ей предстояло служить богу до конца ее дней. Девочку обычно лишал девственности либо священник храма, либо какой-нибудь важный и знатный член общины. Девочку обучали особым эротическим танцам, и она становилась храмовой проституткой, удовлетворяющей сексуальные потребности священно-служителей и прихожан.

Если в результате такой связи рождались дети, они оставались в храме с матерью. Они помогали ей убирать храм, а также принимали участие в различных религиозных церемониях. Девочки, выходившие замуж за богов, становились храмовыми проститутками не по своей воле.

Их передавали в храм родители, которые считали такой брак для себя большой честью и выражали надежду, что за это бог наградит их желанным сыном. В некоторых храмах было так много проституток, постоянно соблазняющих прихожан, что они скорее напоминали собой настоящие бордели, чем место для поклонения богам.

Паломники даже не раз жаловались что девушки мешают им молиться. Подобная сексуальная деятельность девушек в храмах считалась вполне нормальным, приемлемым «бизнесом». Местные власти даже облагали их налогом.

В 1927 году, по статистическим данным, в штате Мадрас, насчитывавшем 4 миллиона жителей, активно действовали не менее 200000 проституток. Но в начале 1930-х годов храмовая проституция была в некоторых индийских штатах запрещена.

В настоящее время в стране не существует официальной храмовой проституции, хотя некоторые авторы все же утверждают, что она сохранилась в отдаленных районах Индии.

Бракосочетания с богами были известны и на Гаити. Они происходили только в особых случаях, когда пригожая, привлекательная женщина становилась настолько сексуально возбудимой, что ее считали временно попавшей во власть бога Вооду, который таким образом демонстрировал свое намерение взять ее в жены.

Тогда церемония бракосочетания проходила в храме под руководством воодуистского священника. Божество вызывали, чтобы он овладел женщиной и стал таким образом ее мужем. Это была официальная брачная церемония с воодуистским богом, которого олицетворял какой-нибудь мужчина.

Как говорят, после такой странной брачной церемонии эта разнузданная, похотливая женщина немедленно успокаивалась и примерно вела себя.

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

Герман Пауль Бракосочетание, мораль и собственность Возвращаюсь опять к вопросу о генеалогии. Установить ее возможно только в случае единобрачия – моногамии, как основы создания семьи. Отсюда же проистекает и выявление четко различимых наследственных биологических

Из книги Спираль Русской Цивилизации. Исторические параллели и реинкарнация политиков. Политическое завещание Ленина автора Хельга Ольга

Сыграем в шахматы с богами?! Известный американский астролог Якоб Шварц уверяет: «Астрологи – не боги, они только играют в шахматы с богами». С этим трудно не согласиться, если вспомнить, что под богами древние понимали планеты! Еще бы: рождение и смерть, жизненный путь,

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Бракосочетание с деревом Конечно, довольно странно и необычно, если мужчина женится на дереве, но, увы, такие браки на самом деле случаются. По сути дела, подобный своеобразный брак может устранить многие проблемы. Например, у индусов Пенджаба есть обычай, в соответствии с

Из книги Мальта без вранья автора Баскина Ада

Бракосочетание с призраком Куда более невероятным, чем бракосочетание с неодушевленным предметом, кажется бракосочетание с мертвецом. Тем не менее такие поразительные браки все еше практикуются некоторыми китайцами, и их называют бракосочетаниями с привидениями, или

Из книги автора

Бракосочетание эмбрионов Многие люди считают само собой разумеющимся, если обряд бракосочетания проводится между взрослыми партнерами, мужчиной и женщиной, людьми, способными поддерживать нормальные сексуальные отношения. Но так было отнюдь не всегда.У некоторых

Из книги автора

Бракосочетание – Быстрее, быстрее, а то в церковь опоздаем, – торопит меня Леона, моя студентка.– А что, церковные ворота запирают во время венчания?– Нет, но просто будет много народу, мы за спинами не увидим церемонию.На подступах к храму я вижу пеструю толпу. Именно

Брак

I: 1) В соответствии с общественными и правовыми нормами, брак подразумевал постоянный союз между мужчиной и женщиной, ознаменованный телесной и духовной общностью. Из рассказа о сотворении человека следует, что смысл и цель брака состоят в совместной жизни, в общем труде и взаимопомощи (Быт 2:18,20,23 ; сравните Притч 5:18 и следующие; Мф 19:4-6 ). Согласно Быт 1:27 и следующие, Бог учредил этот союз мужчины и женщины также и для рождения потомства. Следует иметь в виду, что речь в данном случае идет не только о заповеди, но и о благословении;
2) При всем разнообразии форм брачных союзов, встречающихся в ВЗ, в еврейской Библии нет четкого понятия брака; в значительно большей мере, как в исторических повествованиях, так и в предписаниях закона здесь говорится о практической стороне брака: о заключении брачных союзов, об обстоятельствах, препятствующих заключению брака, и т.п. Брак в ВЗ можно, пожалуй, сравнить с заветом, который Бог заключил со Своим народом (сравните Ос 2:1 ; Мал 2:14 ). Установление института брака делает детей социально защищенными, создает условия для семейной жизни и упорядочивает быт народа. Отмеченное выше сходство с заветом проявляется в том, что при заключении брака человек делает выбор и принимает на себя определенные обязательства, что способствует организации и сплочению человеческого общества. Библия считает, что одной из задач брака является искоренение блуда (1Кор 7:2 ). Важную роль в браке играют дети, прежде всего сыновья (Пс 126:4 и следующие). Рождение детей – это Божье благословение, не получить этот дар – значит быть наказанным и несчастным (Быт 30:1 ; 1Цар 1:6 и следующие);
3) Несмотря на то, что в Бытие 1 и 2 главе явно подразумевается моногамный брак, т.е. союз одного мужчины с одной женщиной, в израильском обществе долгое время царила полигамия (в отличие, например, от Вавилонии, которая уже примерно к 2100 году до Р.Х. знала лишь моногамные браки). Многоженцами были не только Ламех (Быт 4:23 ), но и праотцы Авраам и Иаков, а также израильские цари – вплоть до периода НЗ. Из Втор 21:15-17 ясно, что о брак мужчины с несколькими женщинами говорится в Законе, хотя, с другой стороны, уже в писаниях пророков встречаются высказывания против полигамных браков. НЗ явно высказывается в пользу моногамии.

II.: 1) Вступление в брак начиналось с того момента, как отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (Быт 34:4 ; Быт 38:6 ; Суд 14:2 ); в редких случаях предложение о браке могло исходить от отца невесты. Иногда жених сватался сам (Исх 22:16 и следующие), но случалось, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с таким поручением к родителям невесты (сравните Быт 24:4 и следующие). Согласие и благословение родителей считалось предпосылкой счастливого брака (сравните слова «были в тягость» в Быт 26:35 , где говорится о том, что выбор невесты был сделан без согласия родителей). Бывало, что будущие супруги знакомились во время совместной работы (Исх 2:16 и следующие; Руфь 2:7 и следующие). Воин мог получить жену в качестве военного трофея (Суд 5:30 ; Суд 21:19 и следующие). Жених или его отец должен был заплатить отцу невесты выкуп деньгами, скотом или оказать ему военную или прочую помощь (Быт 34:11 и следующие; Нав 15:16 ; Суд 1:12 ; 1Цар 17:25 ; 1Цар 18:25 ). Из текста Исх 20:17 видно, что жена практически причислялась к имуществу мужа, однако предположение, что израильтяне покупали жен, было бы неверным. Заключенный брачный договор (упоминание о письменном договоре содержится только в Книге Товита) означал обручение девушки, после чего она поступала под опеку мужа; с этого момента он становился ее господином [еврейское баал ], которому она была обязана хранить верность (Втор 22:23-27 ). В Быт 24:58 у Ревекки, которая не была знакома с будущим мужем, спрашивают ее согласия на брак; лишь став женой Исаака, она смогла завоевать его любовь (Быт 24:67 ). С момента обручения жених получает право сразу или по прошествии определенного времени взять обрученную в свой дом;
2) СВАДЬБА начиналась с того, что жених, наряженный матерью, с венцом на голове, шел навстречу невесте (Песн 3:11 ; Ис 61:10 ) в сопровождении друзей и, вероятно, музыкантов (Суд 14:11 ). Вечером первого свадебного дня подруги выводили невесту навстречу жениху, постепенно к этой процессии присоединялись и другие люди (Пс 44:15 и следующие). В честь торжества зажигали факелы и светильники (Мф 25:1 и следующие). На свадьбу приглашали множество гостей (Ин 2:2 ). Брачный пир мог продолжаться до семи дней и сопровождался застольем, пением, танцами, играми и загадыванием загадок (Быт 29:27 ; Суд 14:12 ). Невесту приводили к жениху под покрывалом (Быт 24:65 ). От отца она получала приданое (Нав 15:19 ) – скот или земельные угодья. В знак того, что жених принял невесту в свое владение, он простирал над ней полу своей одежды, показывая тем самым, что берет на себя обязательство заботиться о жене и защищать ее (Руфь 3:9 );
3) многоженство (полигамия), отчасти порождаемое стремлением иметь больше детей, практически являлось и признаком богатства (смотрите 2Цар 5:13 ; 3Цар 11:1-8 ). Мужчина мог иметь несколько равноправных жен либо одну жену и несколько наложниц; последние могли быть рабынями. В Быт 16:1 ; Быт 21:1 ; Быт 29:30 ; Быт 30:1 и следующие говорится о том, какие трудности возникали в браке, если муж предпочитал одну из жен, а также из-за ревности и раздоров.

III.: 1) Средний возраст вступавших в брак израильтян составлял 18 лет (→ , IV); по мнению раввинов, девушка могла вступать в брак по достижении 12 лет, юноша – 13 лет, что объясняется ранним половым созреванием в южных странах. Во времена патриархов выбор жены совершался в собственном роду или племени (Быт 24:1 ; Суд 14:3 ). Дочерям, наследовавшим родовой удел, позднее было запрещено выходить замуж за пределами колена, к которому они принадлежали (Чис 36:5-12 ), поскольку удел должен был переходить по наследству только в этом колене. Закон запрещал брак между родственниками по восходящей и нисходящей линиям, а также по первой боковой линии и между родственниками супругов (Лев 18:7-17 ; Лев 20:11 ; 2Цар 16:21 ). Запрещались и браки между сводными или приемными братьями и сестрами (Лев 18:9 ; сравните Быт 20:12 ), а также брак одного мужчины с двумя сестрами (Лев 18:18 ). В ранний период израильской истории не возникало сложностей, когда израильтяне брали в жены иноплеменниц (Быт 41:45 – Иосиф; Исх 2:21 ; Чис 12:1 – Моисей; сравните также Суд 14:1 ; 2Цар 11:3 ), причем эти женщины, естественно, принимали веру мужей. Позднее брак с женщинами из других племен, а также с язычницами запрещались из-за опасности отпадения от Бога (смотрите Втор 7:1-4 ; Втор 20:16 и следующие; Втор 21:10 и следующие; Езд 9). Показателен в этом отношении пример царя Соломона (3Цар 11:1-11 ), который под влиянием своих иноплеменных жен отошел от веры в единого Бога;
2) Особые установления действовали в отношении БРАКА СВЯЩЕННИКОВ. Так, первосвященник мог иметь лишь одну жену, причем жениться ему следовало только на израильтянке, и только на девице (Лев 21:14 ); ни один священник не имел права жениться на вдове, отверженной, опороченной женщине или на блуднице;
3) У израильтян был известен и БРАК ДЕВЕРЯ (левиратный брак), цель которого – не допустить вымирания рода. Если мужчина умирал бездетным, то его брат должен был жениться на жене своего умершего брата для «восстановления семени» (Быт 38:8 ; Втор 25:5-10 ). Первый сын от этого союза носил имя умершего и считался его наследником. Во всех прочих случаях женитьба на собственной невестке была запрещена (Лев 18:16 ; Лев 20:21 ).

IV. Поскольку в браке учитывались прежде всего интересы мужчины, который мог иметь нескольких жен, то ясно, что мужчины пользовались значительно большей свободой, чем женщины. → (II):
1) Состоя в браке, муж не должен был прелюбодействовать. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕМ считалась половая связь с замужней или с обрученной с другим мужчиной женщиной (Исх 20:17 ; Лев 20:10 ). Оно воспринималось как преступное посягательство на собственность другого мужчины (в Исх 20:17 в перечне того, чего праведный человек не должен желать из имущества ближнего своего, жена занимает место в одном ряду с домом, рабом, рабыней, волом и ослом; несколько иначе сказано о жене во Втор 5:21 , где ей в аналогичном перечне отведено самостоятельное место). Если о таком прелюбодеянии становилось известно, смертная казнь через побиение камнями грозила как мужчине, так и женщине (Втор 22:22 и следующие). Если же замеченная в прелюбодеянии женщина была рабыней, то мужчина отделывался принесением жертвы повинности (Лев 19:20-22 ). Если мужчина вступал в половую связь с незамужней и необрученной девушкой, он обязан был жениться на ней, уплатив выкуп за невесту даже в том случае, если уже был женат; развестись с ней он не мог ни при каких обстоятельствах (Исх 22:16 и следующие; Втор 22:28 и следующие). Смертная казнь через побиение камнями настигала обрученную девушку только в том случае, если она, находясь в многолюдном месте, например, в городе, не звала на помощь при попытке посягнуть на ее честь (Втор 22:23 и следующие). Столь строгие установления были призваны предотвратить распадение браков. Насколько широко было распространено прелюбодеяние, можно судить по таким местам Библии, как Притч 2:16-19 ; Притч 6:24-35 ; Притч 7:5-27 ;
2) О привилегиях мужчины свидетельствует и ПРИНОШЕНИЕ РЕВНОВАНИЯ (ПРИНОШЕНИЕ ВОСПОМИНАНИЯ), которого мог потребовать муж, если у него возникали малейшие, даже безосновательные, подозрения относительно поведения своей жены. В этом случае муж приносил священнику определенную меру муки, а жена должна была выпить горькую, наводящую проклятие воду, в которую были смыты написанные на свитке проклятия. Если жена была виновна в супружеской измене, то это проклятие должно было поразить ее, и она становилась бесплодной. Если же она была чиста, проклятие не могло коснуться ее. Мужчина подобному испытанию не подвергался (Чис 5:11-31 );
3) РАЗВОД также являлся исключительно прерогативой мужчины. В соответствии с Втор 24:1 , он имел право развестись с женой, если находил в ней «что-нибудь противное». Это установление допускает множество толкований. Если первоначально оно, вероятно, действовало только в случае неблагонравного поведения, то ко времени проповеди Иисуса законоучители были готовы предоставить мужчине право развода с женой, если она вызывала хотя бы малейшее его неудовольствие. В этом случае муж должен был дать ей разводное письмо (смотрите Ис 50:1 ), с которым женщина могла вернуться в родительский дом (Лев 22:13 ) и снова выйти замуж. Правда, первый муж не мог вновь взять ее к себе, даже если ее второй муж умирал или если она вновь получала развод (Втор 24:4 ). Только соблазнив незамужнюю девицу, мужчина не имел права развестись с ней, как и в том случае, если муж после женитьбы несправедливо обвинил свою жену в том, что она не была девственницей до (→ ) свадьбы (Втор 22:13-19 ). Об участи вдов → .

V.: 1) Уже пророки (Мал 2:15 ) боролись не только с вероломными нарушениями установления о разводе, но и выступали против разводов вообще (Мал 2:16 : «Я ненавижу развод, говорит Господь», – так говорится в переводе Мартина Лютера и в ряде современных переводах еврейский текст здесь не совсем ясен и может вызывать двоякое толкование; однако, расторжение брака с иноплеменными женами при Ездре и Неемии: Езд 10:1 ; Неем 13:23 и следующие). Они считали моногамный брак единственно возможной в нравственном отношении формой брачного союза (смотрите Ис 54:5 и следующие; Ос 2:19 и следующие). В НЗ Господь совершенно отвергает развод, поясняя, что он был допущен только по жестокосердию народа (Мф 19:3 и следующие; Мк 10:2-12 ). В результате свободной практики разводов в новозаветные времена женщина была полностью отдана во власть мужчины. Иисус категорически запретил развод. В НЗ отрицается право мужа на расторжение брака (стих 11), и даже вожделеющий взгляд в сторону другой женщины осуждается как прелюбодеяние (Мф 5:27 и следующие). Иисус говорит, что развод толкает к прелюбодеянию (стих 32). Единственным исключением, дающим право на развод, Он признает «вину прелюбодеяния» (Мф 19:9 ). Об этом упоминается только в названном стихе (поэтому его называют «оговоркой Матфея»). Однако женщина, совершившая прелюбодеяние, была прощена Иисусом (Ин 8:2-11 ; сравните Втор 22:24 );
2) Для Павла брак также означает обязательство безусловной верности (1Кор 7:10 и следующие). Прелюбодеяние, будучи грехом, препятствует человеку наследовать Царство Божие (1Кор 6:9,11 ; 1Фес 4:3 ; Евр 13:4 ). В частности, Павел хотя и высказывает пожелание, чтобы все люди, как и он, оставались безбрачными, но все же считает, что каждый должен следовать дарованию, данному ему Богом (1Кор 7:7 и следующие). Здесь вновь возникает тема отказа от брака во имя Царства Божиего (сравните 1Кор 7:32 и следующие). В особые времена и в особых обстоятельствах безбрачие позволяет человеку стать более свободным для служения Господу, о чем уже говорилось в Лк 18:29 и следующие Главным же остается послушание в вере, чему супружество не должно мешать (смотрите Лк 14:20 ; также → , IV). Павел также отвергает развод для членов церкви. Если же развод все же произошел, новое бракосочетание после расторжения брака невозможно, разве что возвращение к прежнему супругу (1Кор 7:10 и следующие). Если один из супругов оказывается неверующим, то для христиан это не может служить причиной для развода (1Кор 7:13 и следующие); если неверующий расторгает брак, то христианин не связан обязательством сохранять узы брака (стих 15). Из этого становится ясно, что отношение человека ко Христу вовсе не препятствует его супружеским отношениям, однако по своей значимости превосходит их (сравните Лк 14:26 ; Еф 5:22 и следующие; Кол 3:18 и следующие). Мы также находим здесь требование к супругам подчиняться друг другу (Еф 5:21 ), причем это особенно относится к женам. С другой стороны, перед Богом исчезают все человеческие различия (сравните 1Кор 11:11 и следующие; Гал 3:28 ; Кол 3:11 ). Это стирание различий между теми, кто «во Христе» (смотрите Кол 3:10 и следующие; Гал 3:27 и следующие), происходит по мере исчезновения ветхого человека и облечения в нового. Все эти разграничения полностью устраняются только «во Христе Иисусе» (Гал 3:28 ). Наше пребывание «во Христе», наше спасение, не может не влиять на нашу практическую жизнь, наоборот, оно все больше должно сказываться на ней (Кол 3:10 ). → (IV). В отношении епископов, диаконов и пресвитеров действует установление «муж одной жены» (1Тим 3:2,12 ; Тит 1:6 ); к вдовам, призванным к служению в церкви, выдвигается требование, чтобы каждая была «женою одного мужа» (1Тим 5:9 ). Все это невозможно толковать иначе, как допущение лишь одного брака. Такое требование Павел выдвигает, исходя из той обстановки, в которой, несмотря на общепризнанность единобрачия, разводы совершались все же часто и произвольно, так же как имели место прелюбодеяние и блуд (1Кор 6:9 ).

VI. Из сказанного выше становится ясно, почему Библия использует понятие брака как метафору для обозначения отношений между Богом и Его народом. Здесь предполагается единобрачие (сравните Ис 54:5 и следующие; Ис 62:5 ; Иер 2:2 и следующие; Иер 3:1 ; Ос 2:19 и следующие), что, в свою очередь, не может не иметь знаменательного значения для человечества брак: в Еф 5:32 брак как таинство сравнивается с отношением Христа к Его Церкви. И поскольку в Библии много раз говорится об избрании одного народа и об обязательствах, принятых на Себя Богом по отношению к этому народу, то и человек должен принять в отношении своего избранника только одно решение – раз и навсегда. Так «брак » применительно к отношениям между Богом и Его народом – а обручение в этом смысле можно приравнять к браку (Ос 2:20 ) – олицетворяет верность Господа, Его готовность сохранять союз даже вопреки человеческой неверности. Бог взывает к Своему народу, стремится привести его в Свой дом. Он готов восстановить нарушенный союз. Соответственно, отпадение от Бога, поклонение чуждым богам и идолам сравнивается с прелюбодеянием (сравните Иер 3:6 и следующие; Иер 5:7 и следующие; Иер 13:25 и следующие; Иез 16:1 ; Ос 2:4 и следующие и другие). Это же сравнение используется и в НЗ, когда о неверующих, неверных и отпавших говорится как о «роде лукавом и прелюбодейном» (смотрите Мф 12:39 ; Мк 8:38 ; Откр 2:22 ). Но и радость соединения Бога с Его народом, выраженная в Откр 19:7 ; Откр 21:2 ; Откр 22:17 и другие, изображается под влиянием представлений о свадебном торжестве, поскольку именно с ним израильтяне связывали понятие величайшего ликования. → .


Гименей в античной мифологии - Бог супружества, бракосочетания. Связать себя узами Гименея значит вступить в брачный союз, освященный законом и религией. Одна из легенд говорит о том, что Гименей был сыном Диониса и Афродиты. В другой мифологии Гименей - сын Аполлона и одной из муз, но важно то, что этому Богу пели оду, провожая невесту из родительского дома в дом жениха. Собственно, вся церемония древнегреческого бракосочетания сопровождалась песнью - «Гименея». Олицетворенную брачную песнь исполняли, чествуя новобрачных, утверждая божество заключенных брачных уз. Греческую лирическую поэзию, связанную с именем Бога, пели, ступая на брачный порог. Гораздо позже ритмическое произношение текста, переходящее в песнь - «Гименея», трансформировалось в слово гимн. Все торжественные песни, прославляющие или восхваляющие кого-либо или что-либо в наше время - это гимн.

Греческая и римская мифологии изображают Гименея красивым, стройным, крылатым юношей, держащим в одной руке свадебный факел, а в другой - венок. Не стоит путать Гименея с другим греческим богом - Эросом, имеющим сходство в изображении с Гименеем, но слывущим Богом свободной любви.

Гименей царствует на счастливых островах любви. Бог брака сопровождает свадебную церемонию, разъезжая на торжественной колеснице, вдохновляя гостей на пиршество и пение песен.

Мифология повествует о миловидном, женственной красоты юноше, который умирает в день брака в расцвете своих лет. Сравнимо, поздние романтические повествования о Гименее говорят, что он был афинский юноша великой красоты, родившийся в семье бедных людей. Гименей был влюблен в дочь одного из очень богатых городских людей, но ввиду своего низкого сословия, не имел права даже заговорить с ней. Во время одного из женских шествий (религиозный обряд), Гименей переоделся в женские одежды, чтобы тайно пройтись рядом с любимой. Женское собрание было захвачено. Гименей разработал стратегию освобождения и призвал женщин к борьбе с захватчиками, а взамен сказал, что женится на одной из них. В результате все женщины были освобождены и вернулись в Афины к своим семьям. По возвращении жители Афин воспевали миссию Гименея, а он себя связал узами брака со своей любимой. Эту песнь стали называть «гименеей», она стала обязательной для каждой свадьбы.

Произведенные раскопки мертвого римского города Помпеи открыли миру римские рельефы (фрески), на которых изображен Гименей со строгим взглядом. Ранний итальянский ренессанс представляет Бога бракосочетания в виде юноши с венком на голове и пылающем факелом в руке. Бог супружества представлен в скульптурах Джорджа Ренни « Купидон возрождает Факел Гименея». Бог бракосочетания упоминается во многих произведениях искусства, имеющих мировое признание. Он живет в пьесах Уильяма Шекспира - Гамлет, Буря, Много шума из ничего. Он появляется в поэзии греческого поэта Сафо (VI - VII век).

Введение:

Я думаю, что ни один консервативный преподаватель Библии не поспорит с этим утверждением. Слово Божие ясно говорит, что муж и жена должны в гармонии жить вместе до конца жизни. Мы кратко останавливались на том, что Бог позволил Моисею оговорить условия, при которых сыны Израилевы могли разводиться (Втор. 24). Иисус сказал, что это было сделано «по жестокосердию их» и не было в плане Божьем от начала. В Малахии 2:14-16 твердо звучит, что Бог ненавидит развод.

К сожалению, в греховном мире дитя Божие не всегда может иметь идеальный брак. Иногда этому препятствуют люди или обстоятельства, которые невозможно контролировать. Один из студентов библейского института в Перми недавно получил разводные документы и объяснения от судьи, что, по российским законам, брак может быть расторгнут даже по желанию одного из супругов. По закону, он теперь не может опротестовать решение своей неверующей жены о разводе с ним.

Интересно, что в Новом Завете учение о разводе стоит даже прежде всех наставлений о браке. Как мы уже отмечали, Иисус говорил о похотях и грехе блуда с самого начала своего служения, еще в Нагорной проповеди (Матф. 5:27-30). Эта мысль естественным образом переходит к теме развода (5:30-31). А позже к Иисусу придут фарисеи и станут испытывать его таким вопросом: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Матф. 19:3) Ответ Иисуса на этот вопрос вместе с учением из пятой главы – это основа новозаветного учения о разводе. Апостол Павел развивает эту мысль, добавляя и больше разъясняя эту тему в 1 Коринфянам, 7 главе.

Мы с вами кратко рассмотрим эти места и остановимся на двух главных подходах к их толкованию. Никакой другой предмет не вызывал в церквях столько эмоций и разделений. Рано или поздно вам придется занять свою точку зрения в этом вопросе в своем служении. Лучше всего сесть за изучение определенных мест Писания и определить свою позицию еще до того, как ваш друг или родственник попадет в эту ситуацию и вы не сможете мыслить ясно и непредубежденно.

а. Матфея 5:31-32

Y Контекст дает нам целый список предубеждений, которые имели те иудейские подвижники. «Вы слышали, что было сказано, но Я говорю вам» повторяется много раз в этом месте Писания. Иисус напоминает Закон Моисеев, который для расторжении брака требовал «разводного письма». «Но – продолжал Иисус, – Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать». Он еще сильнее усложняет вопрос, добавив, что «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует!»



б. Матфея 19:3-9

Y Об этом случае было упомянуто выше, когда фарисеи испытывали Иисуса вопросом: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (ст.3)

Y История говорит, что между двумя знаменитыми раввинами шел тогда жаркий спор о разводе. Раввин Гиллель учил, что мужчина может оставить жену по «любой причине» (ср. Матф. 19:3). Иисус придерживался противоположного взгляда, которому учил раввин Шаммай, а именно, что единственным законным основанием развода может быть сексуальная связь на стороне одного из супругов (Матф. 5:31-32 и 19:9)

Y Шаммай и Иисус основывали свою позицию на Бытие 2:24 «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью». (Матф. 19:4-5) К этому Иисус добавляет от себя: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает!»

Y Когда фарисеи уточнили, почему же тогда Моисей разрешил разводное письмо, Иисус ответил, что это было сделано по причине их греховных сердец и не задумывалось Богом от начала. (ст. 7-8)

Выводы:

v Пристальное изучение этих двух отрывков показывает, что стандарты Иисуса для Его учеников были выше общепринятых в том обществе (19:10)

v Некоторые учители Библии находят в этих местах, что всякий брак должен длиться до смерти, развод всегда грех, а повторный брак в любом случае будет блудодеянием. Это еще называют позицией «нет разводу/второму браку», и она довольно популярна в американских баптистских церквях. Она также продолжает жить и здравствовать и среди баптистов бывшего Советского Союза.

v Наше мнение в том, что такая позиция игнорирует слово «кроме» в обоих отрывках Писания. А ведь Иисус назвал исключение из общего правила. Единственное условие для законного развода, согласно нашему Спасителю, – это прелюбодеяние. Мы считаем, что будет опасно и по-фарисейски отрицать это исключение и устанавливать более «высокие» стандарты, чем положенные Творцом Вселенной и Автором брачных отношений!



v Правильное же применение в том, что если человек развелся на законном основании (прелюбодеяние), то брак аннулируется и потерпевшая сторона свободна для повторного брака.

v При этом мы спешим добавить, что Иисус не требует от пары разводиться в случае супружеской неверности. Всегда есть возможность покаяться, простить и восстановить отношения. И на самом деле, именно это и есть правильный путь. Но мы также считаем, что если постоянная измена одного из супругов настолько разрушила всякое доверие и стала даже опасна для благополучия другого, то, к сожалению, развод может быть наилучшим вариантом для верующего человека. Иисус это понимал и оставил развод и повторный брак как выход в такой ситуации.

Мы считаем, что 1 Коринфянам, 7 глава (в которой находится еще одна кладезь информации о браке для членов церкви) добавляет верующим еще одно исключение для развода с супругом. Оно содержится в 12-15 стихах. Церковь была новым сообществом, возникшим среди иудаизма. Женатые люди обращались к Христу, а их супруги продолжали Его отрицать. Что было делать верующим? Должны ли они были оставлять неверующих партнеров? Павел отвечал, что если неверующий мужи ли жена согласны жить с христианином, то пусть брак продолжается. Однако, если неверующий супруг ушел от новообращенной «половины» по причине веры во Христа, те брат или сестра во Христе уже «не были связаны» и могли развестись и жениться повторно.

Мы верим, что есть только эти два исключения из общего правила Божьего, что один мужчина и одна женщина, находящиеся в браке, никогда не должны разводиться: прелюбодеяние одного из супругов и его уход. Мы также понимаем, что церковь может позволить своим членам, ставшим жертвами подобного отношения, повторно вступать в брак, но «только в Господе» (1 кор. 7:39). Далее, мы считаем, что этих людей нельзя считать «второсортными христианами», ограничивая их в служении. Бог призвал нас и их к миру, и мы должны делать все возможное, чтобы помочь им восстановиться и заново построить свою жизнь.

Обобщение:

Святость семейных уз, о которой говорили Иисус и апостол Павел, должна побуждать каждого из вас очень ответственно вступать в брак! Бог не позволит разводиться, если у вашей жены окажется тяжелый темперамент или ваш муж начнет несерьезно относиться к своим обязанностям. Иисус не разрешал разводиться «по любой причине», не разрешит этого и церковь.

Спрашивает Елена
Отвечает Виталий Колесник, 09.05.2012


Елена пишет: "Брак перед Богом. Это роспись в ЗАГСЕ, или венчание? Или можно наедине перед Богом попросить благословение? Какой брак Бог считает законным перед собой? Ведь ЗАГС - это формальность, главное то что в сердце и душе мы считаем себя замужними? Или брак именно перед Богом носит публичный характер? Для меня сложно понять, где происходит черта перед Богом. Если верующий стремиться найти единственного человека по жизни, а не тысячи. Значит брак перед Богом - это вера, надежда и любовь в душе у обоих?"

Здравствуйте, Елена!

Как сказал один мудрый человек, истина не в одной крайности, и не в другой, и не по середине... а в обеих крайностях сразу. Давайте разберемся по порядку.

В Писании сказано: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены"
()

В таких странах как Украина, Россия, Бог дал право заключать браки органам ЗАГСа (или РАГСа в Украине). Например, в США и некоторых других странах, право заключать браки, выдавать свидетельство о браке, дано священникам разных церквей. Поэтому будет неверно любить человека, в душе считать его своим супругом и при этом не идти в ЗАГС заключать брак законно, если вы решили жить как муж и жена.

Бракосочетание в Писании часто сравнивается с водным крещением, с заветом с Господом. Есть люди, которые говорят, что любят Бога, но при этом не хотят заключать с Ним завет через водное крещение, и в этом есть некоторое лукавство. Обычно, если ты кого-то любишь, то заявляешь это во всеуслышание, принимаешь конкретные действия. Иначе будет некоторая путаница в отношениях.

В нашей культуре принято, что брак считается законным, когда ставится роспись в ЗАГСе, и это разумно и правильно. Люди, которые желают еще получить и Божье благословение на брак, проводят венчание.

Например, мы с женой, как люди верующие в Бога и уважающие гражданскую власть, в один из будних дней, в назначенное время пошли в органы ЗАГСа поставили роспись, а затем дождались воскресенья и провели торжественное венчание с приглашенными гостями, во время которого получили Божье благословение через пастора, после чего у нас была брачная ночь как уже у законных супругов.

Подводя итог, повторюсь еще раз, по закону мы должны ставить роспись в органах ЗАГСа, но при этом было бы хорошо еще просить Божьего благословения на брак путем венчания.

Божьих благословений Вам!

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Дом и семья, брак":

Loading...Loading...