Граф дракула реальная история. Влад Цепеш – биография господаря и кровавой легенды Валахии

Фигура самого известного в мире вампира за несколько веков обросла слоем различных мифов, правдивых и не очень, и наша сегодняшняя задача - разобраться в таинственном облике зловещего князя. Его ассоциируют с боровшимся за справедливость национальным героем, не знавшим пощады жестоким и кровавым правителем, а всем известный образ из книг и фильмов рисует в воображении объятого страстями легендарного кровопийцу. У многих, кто следил за популярными экранизациями, кровь стыла в жилах от передающей ужас атмосферы, а вампирская тема, окутанная флером тайны и романтики, становится одной из главных в кинематографе и литературе.

Рождение тирана и убийцы

Итак, история Влада Дракулы началась в конце 1431 года в Трансильвании, когда у героического воеводы Басараба Великого, лихо сражавшегося с турками, родился сын. Надо сказать, что это был далеко не самый красивый младенец, и именно с его отталкивающей внешностью некоторые историки связывают патологическое проявление жестокости. У обладающего невероятной физической силой мальчика с оттопыренной нижней губой и холодными глазами навыкате обнаружились уникальные свойства: считалось, что он видел людей насквозь.

Юный биография которого была насыщена столь страшными историями, после которых он даже помутился рассудком, считался неуравновешенным человеком со множеством странных идей. С детства отец приучал маленького Влада владеть оружием, а слава его как кавалериста буквально гремела по всей стране. Он прекрасно плавал, ведь в те времена не было мостов, а потому постоянно приходилось преодолевать воду вплавь.

Орден Дракона

Влад II Дракул, принадлежавший к элитному Дракона со строгими военно-монашескими порядками, носил на груди медальон, как и все остальные его члены, в виде знака своей принадлежности обществу. Но он решил на этом не останавливаться. С его подачи на стенах всех церквей и на монетах, ходивших в стране, появляются изображения мифического огнедышащего животного. Прозвище Дракул обращающий неверных в христианство князь получил в ордене. Оно в переводе с румынского означало «дракон».

Компромиссные решения

Правитель Валахии - небольшого государства, расположенного между Османской империей и Трансильванией - всегда был готов к нападениям со стороны турок, но старался идти на компромиссы с султаном. Так, чтобы сохранить государственный статус своей страны, отец Влада выплачивал огромную дань лесом и серебром. Тогда же существовали обязанности у всех князей - отправлять сыновей заложниками к туркам, а если вспыхивали восстания против засилья завоевателей, то детей ждала неминуемая смерть. Известно, что Влад II Дракул отправил двух сыновей к султану, где более 4 лет они удерживались в добровольном плену, означающем залог хрупкого мира, столь необходимого маленькому государству.

Говорят, что факт долгого нахождения вдали от семьи и ужасные казни, свидетелем которых был будущий тиран, наложили на него особый эмоциональный отпечаток, отразившийся на и без того расшатанной психике. Проживая при султанском дворе, мальчик увидел проявление жестокости по отношению ко всем, кто строптив и настроен против власти.

Именно в плену Влад III Цепеш узнает об убийстве отца и старшего брата, после этого он получает свободу и трон, но после нескольких месяцев бежит в Молдавию, опасаясь за свою жизнь.

Жестокость, идущая из детства

Историческим хроникам известен инцидент, когда был поднят бунт в одном княжестве, и в отместку за это отпрысков правителя, находившихся в заложниках, ослепили. За похищение продуктов турки вспарывали животы, а за малейшую провинность сажали на кол. Юный Влад, неоднократно заставляемый под угрозой расправы отречься от христианства, 4 года наблюдал за столь ужасными зрелищами. Возможно, что ежедневные реки крови и повлияли на неустойчивую психику юноши. Считается, что жизнь в плену и стала тем самым толчком, способствовавшим появлению звериной жестокости ко всем непослушным.

Прозвища Влада

Родившийся в династии, от имени которой позднее получила название Бессарабия (древняя Румыния), Влад Цепеш упоминается в документах как Басараб.

А вот откуда он взялось прозвище Дракула - мнения расходятся. Известны 2 версии, объясняющие, откуда сын государя получил это имя. Первая говорит о том, что юный наследник звался так же, как и его отец, но к унаследованному прозвищу он стал добавлять букву «а» в конце.

Вторая же версия гласит, что слово «дракул» переводится не только как «дракон», но и как «дьявол». И именно так известного своей невероятной жестокостью Влада называли его враги и запуганные местные жители. Со временем к прозвищу Dracul для удобства произношения в окончании слова прибавилась буква «а». Через несколько десятилетий после смерти получает еще одно прозвище безжалостный убийца Влад III - Цепеш, что переводилось с румынского как «колосажатель» (Vlad Tepes).

Правление беспощадного Цепеша

1456 год становится началом не только недолгого правления Дракулы в Валахии, но и весьма сложных времен для страны в целом. Влад, отличавшийся особой безжалостностью, был жесток к врагам и наказывал за любое неповиновение своих подданных. Все провинившиеся погибали ужасной смертью - их сажали на кол, который отличался по длине и размеру: для простолюдинов выбирались невысокие орудия убийства, а казненные бояре были видны издалека.

Как гласят древние легенды, князь Валахии испытывал особую любовь к стонам агонизирующих и даже устраивал пиры в местах, где несчастные страдали от невероятных мучений. И аппетит правителя только усиливался от запаха разлагающихся тел и выкриков умирающих.

Он никогда не был вампиром и не пил кровь своих жертв, но то, что он был явным садистом, с удовольствием наблюдающим за страданиями тех, кто не подчинялся его правилам, известно достоверно. Часто казни носили политический характер, за малейшее неуважение следовали ответные меры, приводившие к смерти. Например, не снявших тюрбаны иноверцев, прибывших ко двору князя, умертвили весьма необычным способом - вбив гвозди в голову.

Господарь, много сделавший для объединения страны

Хотя, как говорят некоторые историки, документально зафиксированы смерти лишь 10 бояр, в результате заговора которых был умерщвлен отец Дракулы и его старший брат. А вот предания называют огромное число его жертв - около 100 тысяч.

Если легендарного правителя рассматривать с точки зрения государственного деятеля, чьи благие намерения освободить родную страну от турецких захватчиков всецело поддерживались, то можно уверенно утверждать, что он действовал, руководствуясь принципами чести и национального долга. Отказавшись платить традиционную дань, Влад III Басараб создает из числа крестьян которое заставляет отступить турецких воинов, прибывших расправиться с непослушным правителем и его страной. А все пленные были казнены во время городского праздника.

Яростный религиозный фанатик

Будучи чрезвычайно религиозным человеком, Цепеш фанатично помогал монастырям, отдавая им в дар земли. Обретя надежную поддержку в лице духовенства, кровавый правитель поступал очень дальновидно: народ молчал и повиновался, ведь фактически все его деяния были освящены церковью. Сложно даже представить, сколько молитв о загубленных душах возносилось Господу каждый день, но скорбь не выливалась в яростную борьбу против кровавого тирана.

И что удивительно - столь огромная его набожность сочеталась с невероятной свирепостью. Желая отстроить себе крепость, жестокий палач собрал всех богомольцев, пришедших отпраздновать великий праздник Пасхи, и заставил их работать в течение нескольких лет, пока их одежда не истлела.

Политика очищения страны от антиобщественных элементов

В короткие сроки он искореняет преступность, а исторические хроники повествуют о том, что золотые монеты, оставленные на улице, продолжали оставаться на том самом месте, где их бросили. Ни один нищий или бродяга, коих в те смутные времена было очень много, не осмелился даже прикоснуться к богатству.

Последовательный во всех своих начинаниях, господарь Валахии приступает к осуществлению своего плана по очищению страны от всех воров. Такая политика, в результате которой каждого, кто осмелился украсть, ждал скорый суд и мучительная смерть, дала свои плоды. После тысяч смертей на костре или плахе не находилось желающих взять чужое, а беспрецедентная честность населения в середине XV века стала явлением, не знающим аналогов во всей истории мира.

Порядок в стране за счет жестоких методов

Массовые казни, ставшие уже привычным делом, - самый верный способ обрести славу и остаться в памяти потомков. Известно, что Влад III Цепеш не любил цыган, известных конокрадов и бездельников, и до сих пор именно в таборах его называют массовым убийцей, истребившим огромное количество кочующего народа.

Надо отметить, что страшной смертью погибали все, кто навлекал на себя гнев правителя, вне зависимости от положения в обществе или национальности. Когда Цепеш узнал о том, что некоторые купцы, несмотря на строжайший запрет, установили торговые связи с турками, в назидание всем остальным посадил их на кол на огромной рыночной площади. После этого желающих поправить материальное положение за счет врагов Христовой веры не нашлось.

Война с Трансильванией

Но не только турецкий султан был недоволен амбициозным правителем, могуществу Дракулы, не терпящего поражений, стали угрожать купцы Трансильвании. Богачи не хотели видеть на троне столь необузданного и непредсказуемого князя. Им хотелось посадить на трон своего фаворита - венгерского короля, который бы не провоцировал турок, подвергая все соседние земли опасности. Длительная бойня Валахии с войсками султана никому не была нужна, а Трансильвания не хотела вступать в ненужный поединок, который в случае военных действий был бы неминуем.

Влад Дракула, узнав о планах соседней страны, да еще ведущей торговлю с турками, запрещенную на его территории, чрезвычайно обозлился и нанес неожиданный удар. Армия кровавого господаря сожгла трансильванские земли, а имеющие общественный вес местные жители были посажены на кол.

12-летнее заключение Цепеша

История эта закончилась плачевно для самого тирана. Возмущенные жестокостью оставшиеся в живых торговцы обратились к последнему средству - воззванию о свержении Цепеша с помощью печатного слова. Анонимные авторы написали памфлет, описывающий беспощадность правителя, и немного добавили от себя о планах кровавого завоевателя.

Не ожидающий нового нападения граф Влад Дракула оказывается застигнутым врасплох турецкими войсками в том самом замке, который ему строили несчастные паломники. Волей случая он бежит из крепости, оставляя на верную смерть свою молодую жену и всех подданных. Возмущенная зверствами господаря европейская элита только и ждала этого момента, и беглеца заключает под стражу венгерский король, претендовавший на его трон.

Гибель кровавого князя

Цепеш проводит долгих 12 лет в заключении и даже становится католиком из своих политических соображений. Принимая вынужденное повиновение тирана за покорность, король освобождает его и даже пытается помочь взойти на прежний престол. Через 20 лет после начала правления Влад возвращается в Валахию, где его уже ждут разъяренные жители. сопровождающее князя, было разбито, а не собирающийся воевать с соседями король решает выдать тирана государству, пострадавшему от его зверств. Узнав об этом решении, Дракула снова бежит, уповая на счастливый случай.

Однако фортуна отвернулась от него окончательно, и тиран принимает смерть в бою, вот только обстоятельства его смерти не известны. Бояре в порыве гнева изрубили тело ненавистного правителя на куски, а его голову отправили турецкому султану. Помнящие добро монахи, поддерживавшие во всем кровавого тирана, тихо хоронят его останки.

Когда спустя несколько веков фигурой Дракулы заинтересовались археологи, они решили вскрыть его могилу. Ко всеобщему ужасу, она оказалась пустой, со следами мусора. А вот рядом находят странное захоронение костей с отсутствующим черепом, которое принято считать последним приютом Цепеша. Чтобы предотвратить паломничество современных туристов, власти перенесли кости на один из островов, охраняемых монахами.

Рождение легенды об ищущем новые жертвы вампире

После смерти валашского государя родилось предание о вампире, не нашедшем приют ни на небе, ни в аду. Местные жители верят, что дух князя принял новое, не менее страшное обличие и теперь рыщет по ночам в поисках человеческой крови.

В 1897 году свет увидел мистический роман Брэма Стокера, описывающего восставшего из мертвых Дракулу, после которого кровожадного правителя стали ассоциировать именно с вампиром. Писатель использовал реальные письма Влада, сохранившиеся в хрониках, но большое количество материала было все-таки выдумано. Дракула предстает не менее беспощадным, чем его прообраз, но аристократические манеры и некое благородство делают из готического персонажа настоящего героя, чья популярность только растет.

Книгу рассматривают как симбиоз научной фантастики и романа ужасов, в котором тесно переплетены древние мистические силы и современные реалии. Как говорят исследователи, запоминающаяся внешность дирижера послужила вдохновением для создания образа главного героя, а многие детали были заимствованы из «Мефистофеля». Стокер четко указывает, что свою магическую силу получает от самого дьявола граф Дракула. Влад Цепеш, превратившийся в монстра, не умирает и не восстает из гроба, как это описывали в ранних романах про вампиров. Автор делает своего персонажа уникальным героем, ползающим по вертикальным стенам и превращающимся в летучую мышь, всегда символизирующую нечисть. Позднее этого маленького зверька назовут вампиром, хотя никакой крови он не пьет.

Эффект достоверности

Писатель, внимательно изучивший румынский фольклор и исторические свидетельства, создает уникальный материал, в котором отсутствует авторское повествование. Книга представляет собой лишь документальные хроники, состоящие из дневников, стенограмм главных героев, которые только усиливает глубину повествования. Создающая эффект подлинной реальности, «Дракула» Брэма Стокера вскоре становится неофициальной библией вампиров, в которой подробно прописаны правила чуждого нам мира. А тщательно прорисованные образы героев предстают живыми и эмоциональными. Считается, что книга представляет собой новаторское искусство, выполненном в оригинальном формате.

Экранизации

В скором времени книгу экранизируют, а первым актером, сыгравшим Дракулу, становится друг писателя. Его Влад Цепеш - вампир с благородными манерами и привлекательной внешностью, хотя Стокер описывал неприятного старика. С тех пор эксплуатируется романтический образ молодого красавца, против которого объединяются герои в едином порыве спасти мир от вселенского зла.

В 1992 году режиссер Коппола экранизировал книгу, пригласив на главные роли известнейших актеров, а самого Дракулу великолепно сыграл Перед началом съемок режиссер заставил 2 дня всех читать книгу Стокера для максимального погружения в образы. Коппола использовал различные приемы, чтобы фильм, как и книга, стал максимально реалистичным. Он даже снимал на черно-белую камеру кадры появления Дракулы, что выглядело весьма достоверно и пугающе. Критики посчитали, что вампир, сыгранный Олдманом, был максимально приближен к Владу Цепешу, даже его грим напоминал реальный прообраз.

Замок Дракулы продается

Год назад общественность всколыхнула новость о том, что в Румынии выставлена на продажу популярнейшая туристическая достопримечательность. Бран, в которой якобы ночевал во время своих военных походов Цепеш, продается ее новым хозяином за баснословные деньги. Замок Дракулы когда-то хотела выкупить местная власть, а сейчас знаменитое на весь мир место, приносящее баснословные прибыли, ожидает нового владельца.

По мнению исследователей, в считающемся культовым местом всех фанатов вампирских произведений Дракула никогда не останавливался, хотя местные жители будут наперебой рассказывать леденящие душу предания о жизни легендарного правителя в этой крепости.

Описанный в самых мельчайших подробностях Стокером замок лишь стал местом действия романа ужасов, не имеющего ничего общего с древней румынской историей. Нынешний владелец замка ссылается на преклонный возраст, который не позволяет ему вести дела. Он считает, что все затраты окупятся сполна, ведь замок посещают около 500 тысяч туристов.

Настоящее золотое дно

Современная Румыния в полной мере использует образ Дракулы, привлекая многочисленные туристические потоки. Здесь расскажут о старинных замках, в которых творил кровавые злодеяния Влад III Цепеш, даже невзирая на то, что они были построены гораздо позже его смерти. Высокодоходный бизнес, основанный на неослабевающем интересе к загадочной фигуре правителя Валахии, обеспечивает приток членов сект, для которых Дракула является духовным лидером. Тысячи его поклонников совершают паломничество в места, где он родился, чтобы подышать одним воздухом.

Мало кто знает подлинную историю Цепеша, принимая на веру созданный Стокером и многочисленными режиссерами образ вампира. А ведь история кровавого правителя, не гнушающегося ничем ради достижения своей цели, начинает со временем забываться. И при имени Дракулы на ум приходит только жаждущий крови упырь, что очень печально, ведь фантастический образ не имеет ничего общего с реальной трагической личностью и теми страшными преступлениями, которые совершал Цепеш.

«Жил да был на свете кровожадный князь Дракула. Он сажал людей на кол, поджаривал на угольях, варил головы в котле, заживо сдирал кожу, разрубал на куски и пил из них кровь…» — рассказывал Авраам Ван Хельсинг, перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера «Дракула», и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем.

У знаменитого вампира есть прототип — князь Валахии Влад Дракула Цепеш (Tepes — от румынского tepea — кол, буквально — Протыкатель, Сажатель на кол), правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют «великим извергом», затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.

Вы уже наверное знаете все подробность этой историческо-фантастической фигуры вдоль и поперек? Давайте просто подведем итоги тому, что известно.

Оставим на совести Стокера то, что он «превратил» реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой. Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее… В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана, однако гравюры появились уже после гибели Влада.

А вот тех, кому доведется увидеть прижизненный, практически неизвестный в России портрет Дракулы, ждет разочарование — изображенный на холсте человек явно «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Маленький эксперимент показал: люди, не знавшие, кто именно изображен на холсте, нередко называли «неизвестного» красивым, несчастным… Попробуем и мы на минуту забыть о репутации «великого изверга», непредвзято посмотреть на портрет Дракулы. Прежде всего, привлекают внимание большие, страдальческие глаза Влада. А еще поражает неестественная худоба его изможденного желтоватого лица. Рассматривая портрет, можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели палач…

Кликабельно 1800 рх

Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами. Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода — освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя.

На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин, называвший Влада «любимым и верным другом», и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.

Положение было отчаянным, и Влад сделал все возможное, чтобы выстоять в этой неравной схватке. Он призвал в армию все мужское население княжества начиная с двенадцатилетнего возраста, применял тактику выжженной земли, оставляя врагу сожженные деревни, где невозможно было пополнить запасы продовольствия, вел партизанскую войну. Еще одним оружием князя стал панический ужас, который он внушал захватчикам. Защищая свою землю, Дракула безжалостно истреблял врагов, в частности, сажал пленных на кол, используя против турок очень «популярную» в самой Османской империи казнь.

Турецко-валашская война лета 1462 года вошла в историю знаменитой ночной атакой, во время которой удалось уничтожить до пятнадцати тысяч османов. Султан уже стоял у столицы княжества Тырговиште, когда Дракула вместе с семью тысячами своих воинов проник во вражеский лагерь, намереваясь убить турецкого вождя и тем самым остановить агрессию. Владу не удалось до конца осуществить свой дерзкий план, но неожиданная ночная атака вызвала панику во вражеском лагере и как следствие — очень большие потери. После кровавой ночи Мехмед II покинул Валахию, оставив часть войск Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук старшего брата. Блестящая победа Дракулы над войсками султана оказалась бесполезной: Влад победил врага, но не смог противостоять «друзьям». Предательство молдавского князя Штефана, двоюродного брата и друга Дракулы, неожиданно перешедшего на сторону Раду, оказалось переломным моментом в войне. Дракула не мог сражаться на два фронта и отступил в Трансильванию, где его ждали пришедшие на помощь войска еще одного «друга» — венгерского короля Матьяша Корвина.

А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего «верного и любимого друга», обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное — подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были «утеряны», и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в «Записках» Пия II. Подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.

Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора «Венгерской хроники» Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками.

Однако обвинения в государственной измене человека, известного в Европе непримиримой борьбой с Османской империей, того, кто едва не убил и фактически обратил в бегство покорителя Константинополя Мехмеда II, звучали достаточно абсурдно. Желая понять, что же случилось на самом деле, Пий II поручил своему посланнику в Буде Николасу Модруссе на месте разобраться в происходящем.

Король Венгрии Матьяш Корвин. Младший сын Яноша Хуняди любил, чтобы его изображали на манер римского императора, с лавровым венком на голове. Он считался покровителем науки и искусства. В годы правления Матьяша резко возросли расходы его двора, и король изыскивал способы пополнения казны — от увеличения налогов до использова ния денег, переданных Ватиканом на крестовые походы. Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях «великого изверга».

В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала «лес из посаженных на кол», обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.

Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века. Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет.

Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях «великого изверга», не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за «письмом к султану» для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы. Для папы Пия II — а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании — таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам «средств массовой информации». Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, «разосланные по всему миру для всеобщего обозрения», и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием «Об одном великом изверге» — все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея. Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет.

Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но «великий изверг» мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром…

Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение «великого изверга», который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния. Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким — князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна.

Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.

Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя «подставили» и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, «оправдывающему» арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.

Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях «великого изверга» трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригинальные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов «Казыклы» (что означает — Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений.

Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию «великого изверга», оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, — где уж в такой ситуации говорить об объективности?!

Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, «со смертью которого умерла и справедливость», или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым…

В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм…

Есть два образа Дракулы. Мы знаем Дракулу — национального героя Румынии, мудрого и храброго правителя, мученика, преданного друзьями и около трети жизни проведшего в тюрьмах, оболганного, оклеветанного, но не сломленного. Однако нам известен и другой Дракула — герой анекдотических повестей XV века, маньяк, «великий изверг», а позже и вовсе проклятый Богом вампир. Кстати, о вампиризме: в каких бы зверствах ни обвиняли князя его современники, нет ни одного письменного источника, в котором бы говорилось, что он пил кровь своих жертв. Идея «превратить» Дракулу в вампира возникла только в XIX веке.

Состоявший в оккультном ордене «Золотая Заря» (он практиковал черную магию), Брэм Стокер заинтересовался этой исторической личностью с подачи профессора Арминиуса Вамбери, который был известен не только как ученый, но и как венгерский националист. Так и появился граф Дракула — литературный персонаж, постепенно превратившийся в массовом сознании в главного вампира всех времен и народов.

Невероятные факты

Дракула является одним из самых сильных и колоритных образов в истории мировой литературы. Вне всяких сомнений, это неоднозначный персонаж.

Дракула – пример классического вампира: с одной стороны, он элегантный и думающий, с другой стороны, он кровожаден и постоянно находится в предвкушении новой жертвы. Человеческая кровь для него – это источник пищи, и цель, к которой он стремится всем существом.

Однако, даже несмотря на огромное количество соблазненных женщин, которых лишил жизни Дракула киношный, его преступления не идут ни в какое сравнение с теми злодеяниями, которые совершил в свое время настоящий граф Дракула. Влад III, или Влад Цепеш, князь Валахии (ныне Румыния) стал известен, благодаря следующим качествам и поступкам:

Вампир Дракула

1. Дракула смачивал хлеб в чаше с кровью, прежде чем его съесть



Реальный граф Дракула, возможно, и не сосал кровь из шеи своих жертв напрямую, однако, он все же употреблял её в пищу: кровь убиенных им людей стекала в чашу, в которую он макал куски хлеба и другую еду.

В рукописях пятнадцатого века упоминается один ужасающий случай из жизни кровожадного графа. Влад Цепеш пригласил в свой замок несколько гостей и прямо за обеденным столом посадил всех на кол.

Затем он не торопясь, окончил свою трапезу и обмакнул куски хлеба в кровь, которая стекала из тел убиенных гостей. Вот таким своеобразным "десертом" Дракула лакомился довольно часто.

2. Он мстил за отца, убивая сотни невинных людей



Он не просто убивал людей, он их мучил, медленно протыкая животы тупым орудием пыток. Известно, что большую часть своей жизни Влад Цепеш провел в турецкой тюрьме, а когда вышел на свободу, узнал о том, что в результате предательства собственным народом, его отец был заживо похоронен венгерскими солдатами.

Влад узнал, что в заговоре против отца участвовали многие из дворян, которые служили его отцу, однако, он не знал, кто именно был предателем. Ему пришла в голову идея пригласить всех в свой замок и расправиться с ними. В общей сложности, на пир собралось около пятисот человек.

Когда праздник был окончен, и гости разошлись отдыхать по комнатам, солдаты Дракулы врывались к каждому и пронзали дворян, среди которых было большинство неповинных в смерти старого графа людей.

Дракула продолжал использовать эту тактику бесчисленное количество раз. Изображая радушного хозяина, он заманивал людей к себе домой на различные праздники, а затем убивал их. В конечном итоге, люди знали, что значит быть приглашенным на один из праздников Дракулы, и что им там грозит.

Однако, в любом случае, они принимали его предложение, потому что в случае отказа, они рисковали быть убитыми сразу же. Для многих это было безвыходной ситуацией. В любом случае, людей ждала страшная и мучительная смерть.

Дракон и Дракула

3. Дракула означает "сын дракона"



Имя Дракула не было придумало Бремом Стокером. Реальный Влад Цепеш, действительно, предпочитал, чтобы его называли именно так. Отец кровожадного графа, Влад II, был членом тайного общества, известного как Орден Дракона.

Он так гордился членством в этом обществе, что даже сменил свое имя на "Дракула", что в переводе с румынского означает "Дракон".

Будучи еще ребенком, Влад Цепеш-младший также был вовлечен в тайный Орден. Это побудило его изменить собственное имя на имя Дракула, что в переводе означает "сын Дракона". В наши дни имя графа всё чаще переводится как "Сын дьявола".

В любом случае, столь пугающее имя было вполне совместимо с теми поступками, которые совершал молодой Дракула. Абсолютно заслуженно Влад Цепеш получил репутацию кровожадного и ужасного монстра.

4. Дракула обладал отличным чувством юмора



Это, действительно, правда. За свою жизнь кровожадный граф не только убивал и истязал своих жертв. По словам тех, кто знал Влада достаточно хорошо, он очень часто довольно остро шутил по тому или иному поводу. Его чувству юмора можно было позавидовать. Особенно колкие шутки пускал он в адрес несчастных жертв.

Например, один из очевидцев тех страшных трапез в замке Дракулы позднее написал в своих мемуарах, как граф, наблюдая за тем, как испускают дух несчастные жертвы, как бы невзначай заметил: какой же грациозностью обладают мои жертвы, как интересно они двигаются, когда их сажаешь на кол. Он сравнил судороги умирающих с движениями лягушки.

Однажды в замок, наполненный трупами, пришел очередной гость графа. А так как в воздухе витал запах разлагающихся тел, хозяин вежливо осведомился, не мешает ли зловонье его гостью.

На что несчастный ответил, что да, мешает. Тогда граф пронзил его и подвесил к потолку, аргументируя это тем, что запах под потолком не так уж плох, и зловонье не станет больше беспокоить неосторожного гостя.

Школа Дракулы

5. Единственным наказанием было – сажание на кол



Проще всего думать, что Дракула был одиноким и несчастным сумасшедшим, который без причины убивал людей. Однако, это далеко не так. Граф вершил правосудие, как бы ужасно это не звучало.

В те времена существовало единственное наказание вне зависимости от того, какое преступление совершил человек. На кол сажали как убийц, так и мелких воришек, которые для того чтобы не умереть с голода, таскали хлеб из кондитерских.

Однако, известно, по крайней мере, одно исключение из правил, когда Дракула применил другой вид наказания. Однажды, пересекая территорию, принадлежавшую кровавому графу, один цыган украл что-то. Дракула был безжалостен и на этот раз. Он сварил несчастного вора, после чего заставил других цыган из табора съесть его.

6. Он избавлялся от всех больных и бедных, сжигая их на костре



Таким образом граф старался навести порядок на улицах города Тырговиште, в то время являющимся столицей Валахии.

Однажды Цепеш пригласил всех больных, бродяг и нищих в один из своих домов, под предлогом праздника. После того, как бедняги наелись досыта, Дракула вежливо извинился и покинул своих "гостей".

По его приказу, дом был заколочен досками снаружи, чтобы никто не смог убежать. Затем дом подожгли со всеми, кто находился внутри.

Достоверно известно, что ни один человек не выжил в том страшном пожарище, которое устроил кровожадный граф. Впоследствии Дракула неоднократно поступал так, сжигая целые деревни, населенные бедными и больными людьми. Таким бесчеловечным способом он "очищал" города и села от всех тех, кого считал лишним в этом мире.

7. Золотая чаша – символ безграничной власти



Влад Цепеш контролировал свой народ весьма жестко, пресекая любой вид преступления. Чтобы доказать, насколько могущественна его власть и насколько сильно люди его боялись, он велел в центре Тырговиште поставить огромную чашу, отлитую из чистого золота.

Долгое время чаша находилась в самом центре столицы Валахии. Однако ни один из 60000 человек, живших тогда в городе, даже не смели прикасаться к ней. Любой житель знал, что ему грозит в случае, если чаша будет похищена.

В течение всего царствования графа, никто даже не коснулся этого символа власти Дракулы, хотя чаша была на виду у тысяч людей, живущих в полной нищете. Вот такой страх вселяло в людей одно лишь имя Влада Цепеша.

8. Чтобы отравить турецких захватчиков, граф наполнил ядом собственные скважины и колодцы



В 1400-х годах Валахия находилась в состоянии войны со своими соседями, турками. Влад III, который не любил проигрывать, послал свою армию, чтобы вытеснить врагов со своей земли.

Но, в конце концов, в результате упорной борьбы, турки заставили Влада отступить. Однако, даже отступая, Дракула не сдавался. Он сжигал все деревни, расположенные на пути у турецкой армии. Сделал он это с расчетом на то, что противникам негде будет отдохнуть.

Дракула зашел настолько далеко, что отравил собственные скважины с водой. Вместе с турками отравились и тысячи жители деревень. Чувства сострадания и жалости были Цепешу не знакомы. На войне все средства хороши, даже если гибнут невинные люди.

Дракула Цепеш

9. В общей сложности Дракула убил более 100000 человек



Историки утверждают, что жертвами кровожадного графа, могли стать до 100000 человек.

Для Цепеша не существовало половых, возрастных и статусных ограничений. Он мог убить старого человека, а мог посадить на кол невинного младенца. При этом, не брезгуя ничем, он спокойно заканчивал свою трапезу.

Очевидцы рассказывали, что в то время, как они с содроганием смотрели на всё происходящее, граф лишь шутил и преспокойно доедал обед или ужин.

Во время войны с турками, около 20000 солдат вражеской армии были посажены на кол.

Влад Дракула

10. Тело Дракулы исчезло



Граф, которого боялся и ненавидел собственный народ, погиб на поле боя во время войны с турками. Его кровожадность сыграла с ним злую шутку. Армия Дракулы в несколько раз превышала армию вражескую армию по своей численности.

Однако, несмотря на столь очевидное преимущество, большинство солдат решило перейти на сторону противника. Ведь в стане врага не было таких жестких наказаний, как у Дракулы. Люди, по горло сытые жестокостью своего правителя, не задумываясь, пошли на предательство.

Смерть Дракулы

Голову Дракуле отрубили его же солдаты, а затем послали её турецкому султану. Тот, в свою очередь, пронзив её копьем, надел её на кол за пределами своего дворца, чтобы каждый прохожий мог видеть голову поверженного тирана.

Некоторые историки утверждают, что тело Дракулы затем предали земле на кладбище в монастыре Снагов, который находится за пределами Бухареста.

Но также есть противоречивые сообщения о том, что его тело никогда не было найдено, в то время как другие говорят, что возможные останки, действительно, были обнаружены, но затем исчезли. Существует версия, что тело Дракулы было похоронено со всеми его богатствами.

Таким образом, могила тирана стала хорошей мишенью для грабителей, которые вместе с сокровищами разнесли на части и останки Цепеша. Ну и самая мистичная версия – это то, что тело Дракулы исчезло само, ведь он же был настоящим драконом.

Влад Цепеш, граф Валахии, был нестандартным злодеем: думающим, страдающим, по - своему несчастным и одиноким. Его жертвами стали тысячи человек. Вся его жизнь была окутана тайной. Эта мистика не оставила образ Дракулы и после смерти.

Многие современные читатели знают графа Влада Дракулу исключительно по роману Брэма Стокера \»Дракула\» и по одноименному фильму. Но история реального Дракулы гораздо страшнее литературного вымысла!
Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего государства.


Отец Влада III — Влад II — захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга.

Кстати, еще до своего восхождения на трон, Влад II вступил в Орден Дракона, основанный тем самым Сигизмундом, и получил прозвище \»Дракул\». Слово \»Дракул\» по-румынски означает не только \»дьявол\», но и \»дракон\». Влад III принял прозвище Дракулы, что, соответственно, означает \»Сын Дракона\», или же — \»Сын Дьявола\».

Сказать, что Влад III был красивым мужчиной — значит сильно приукрасить действительность. У него были выпученные глаза (вероятно, признак базедовой болезни), выдвинутый подбородок и оттопыренная нижняя губа. По преданию, Влад Дракула обладал гипнотическим даром, мог видеть людей насквозь.

В те неспокойные времена шла война с турками. Еще детьми Влад Дракула и его брат Раду Красивый попали в плен, точнее, были отданы собственным отцом как залог мира. Там совсем еще маленький Влад был свидетелем нескольких ужасных казней, видимо, оказавших влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Когда в 1452 году Влад III занял, наконец, трон Валахии, то для всего народа наступили сложные времена. Дракула отличался большой жестокостью как к своим подданным, так и к пленным туркам, война с которыми не прекращалась.

Во времена правления Влада III в стране царил порядок, хотя и установленный жестокими методами. Так, например, Дракула повелел казнить любого вора, вне зависимости от того, сколько и чего тот украл.

Самым любимым видом казни Дракулы было сажание на кол. За это Влад III получил прозвище Цепеш (в других переводах — Тепеш или Тапиша), что означало буквально \»сажающий на кол\».

На кол Влад сажал не только преступников и пленных турок, но и цыган, которых сильно не любил, считая (впрочем, не без основания) конокрадами и бездельниками.

Конечно, Дракула никогда не пил крови своих жертв, предпочитая менее экзотическую пищу. Зато, он любил обедать в так называемых \»садах смерти\» — местах, где стояло огромное количество колов. Конечно же, отнюдь не пустых. При этом запах разлагающихся трупов и стоны умирающих совсем не портили Владу аппетит!

Дракула был не просто садистом. Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости.

Не смотря ни на что, Дракула был глубоко религиозным человеком. За время своего правления он подарил монастырям огромное количество земель и деревень. А благочестие Влада III граничило с фанатизмом, ничуть не умеряя его жестокости.

Влад построил себе личную цитадель — крепость Поэнари. Кстати, построена крепость была практически рабским трудом богомольцев, сошедшихся в Тирговисте из окрестных сел на праздник Пасхи. Но в 1462 году турки разрушили Поэнари, заставив Дракулу бежать.

Его жена, не желавшая попадать в руки захватчиков, еще более жестоких, чем ее муж, кинулась с обрыва в реку, названную затем \»рекой принцессы\» — Аргеса. Замок Брэн, являлся лишь временным прибежищем, своего рода наблюдательным и пограничным пунктом Влада Цепеша.

Дракула усиленно боролся с боярами, укрепляя собственное единоличное правление. Так, однажды он пригласил несколько сотен бояр на пир, по окончании которого посадил их всех на кол. Страна ужаснулась, но, как ни парадоксально, авторитет Влада III возрос, достигнув почти фанатизма.

Однако в 1462 году Влад был свергнут собственным братом — Раду Красивым, и заточен в темницу. Но и там жестокий принц не изменил собственным пристрастиям. Если на свободе Дракула сажал на кол людей, с удовольствием наблюдая их мучения, то в плену он таким образом развлекался с мышами и птицами.

Влада Цепеша убили в 1479 при невыясненных обстоятельствах. То ли это кто-то из его подданных не вынес жестокости графа, то ли турки выследили его, — сказать с точностью не может никто.

Дракулу проткнули колами и отрубили голову, которую отправили турецкому султану в качестве подарка. Влад был похоронен в православном Снаговом монастыре, но когда, спустя века, его предполагаемую могилу вскрыли, то тела там не обнаружили. Однако по соседству обнаружилась другая могила со скелетом в богатой одежде. Однако нельзя утверждать, что в могиле покоился действительно граф Влад III Цепеш.

Не смотря на жестокость Дракулы, люди стали воспринимать его как вампира лишь после романа Брэма Стокера. Известно, что Стокер основывался на реальных материалах, например, на письмах самого Влада III и некоторых церковных манускриптах.
Однако, многие вещи были домыслены автором.

Между прочим, то, как убили Цепеша, очень похоже на способ убийства вампиров! По легенде, вампира надо проткнуть колом, а голову ему отрезать. Именно так и поступили убийцы со своей жертвой!

March 18th, 2017

«Жил да был на свете кровожадный князь Дракула. Он сажал людей на кол, поджаривал на угольях, варил головы в котле, заживо сдирал кожу, разрубал на куски и пил из них кровь…» — рассказывал Авраам Ван Хельсинг, перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера «Дракула», и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем.

У знаменитого вампира есть прототип — князь Валахии Влад Дракула Цепеш (Tepes — от румынского tepea — кол, буквально — Протыкатель, Сажатель на кол), правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют «великим извергом», затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.

Вы уже наверное знаете все подробность этой историческо-фантастической фигуры вдоль и поперек? Давайте просто подведем итоги тому, что известно.



Оставим на совести Стокера то, что он «превратил» реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой. Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее… В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана, однако гравюры появились уже после гибели Влада.

А вот тех, кому доведется увидеть прижизненный, практически неизвестный в России портрет Дракулы, ждет разочарование — изображенный на холсте человек явно «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Маленький эксперимент показал: люди, не знавшие, кто именно изображен на холсте, нередко называли «неизвестного» красивым, несчастным… Попробуем и мы на минуту забыть о репутации «великого изверга», непредвзято посмотреть на портрет Дракулы. Прежде всего, привлекают внимание большие, страдальческие глаза Влада. А еще поражает неестественная худоба его изможденного желтоватого лица. Рассматривая портрет, можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели палач…


Кликабельно 1800 рх

Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами.

Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода — освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя.


На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин, называвший Влада «любимым и верным другом», и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.

Положение было отчаянным, и Влад сделал все возможное, чтобы выстоять в этой неравной схватке. Он призвал в армию все мужское население княжества начиная с двенадцатилетнего возраста, применял тактику выжженной земли, оставляя врагу сожженные деревни, где невозможно было пополнить запасы продовольствия, вел партизанскую войну. Еще одним оружием князя стал панический ужас, который он внушал захватчикам. Защищая свою землю, Дракула безжалостно истреблял врагов, в частности, сажал пленных на кол, используя против турок очень «популярную» в самой Османской империи казнь.


Турецко-валашская война лета 1462 года вошла в историю знаменитой ночной атакой, во время которой удалось уничтожить до пятнадцати тысяч османов. Султан уже стоял у столицы княжества Тырговиште, когда Дракула вместе с семью тысячами своих воинов проник во вражеский лагерь, намереваясь убить турецкого вождя и тем самым остановить агрессию. Владу не удалось до конца осуществить свой дерзкий план, но неожиданная ночная атака вызвала панику во вражеском лагере и как следствие — очень большие потери. После кровавой ночи Мехмед II покинул Валахию, оставив часть войск Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук старшего брата. Блестящая победа Дракулы над войсками султана оказалась бесполезной: Влад победил врага, но не смог противостоять «друзьям». Предательство молдавского князя Штефана, двоюродного брата и друга Дракулы, неожиданно перешедшего на сторону Раду, оказалось переломным моментом в войне. Дракула не мог сражаться на два фронта и отступил в Трансильванию, где его ждали пришедшие на помощь войска еще одного «друга» — венгерского короля Матьяша Корвина.

А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего «верного и любимого друга», обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное — подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были «утеряны», и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в «Записках» Пия II. Подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.

Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора «Венгерской хроники» Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками.

Однако обвинения в государственной измене человека, известного в Европе непримиримой борьбой с Османской империей, того, кто едва не убил и фактически обратил в бегство покорителя Константинополя Мехмеда II, звучали достаточно абсурдно. Желая понять, что же случилось на самом деле, Пий II поручил своему посланнику в Буде Николасу Модруссе на месте разобраться в происходящем.

Король Венгрии Матьяш Корвин. Младший сын Яноша Хуняди любил, чтобы его изображали на манер римского императора, с лавровым венком на голове. Он считался покровителем науки и искусства. В годы правления Матьяша резко возросли расходы его двора, и король изыскивал способы пополнения казны — от увеличения налогов до использова ния денег, переданных Ватиканом на крестовые походы. Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях «великого изверга».

В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала «лес из посаженных на кол», обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.


Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века. Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет.

Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях «великого изверга», не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за «письмом к султану» для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы. Для папы Пия II — а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании — таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам «средств массовой информации». Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, «разосланные по всему миру для всеобщего обозрения», и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием «Об одном великом изверге» — все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея. Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет.

Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но «великий изверг» мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром…

Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение «великого изверга», который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния. Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким — князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна.

Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.

Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя «подставили» и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, «оправдывающему» арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.

Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях «великого изверга» трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригинальные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов «Казыклы» (что означает — Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений.

Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию «великого изверга», оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, — где уж в такой ситуации говорить об объективности?!


Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, «со смертью которого умерла и справедливость», или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым…

В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм…

Loading...Loading...