5263 год от сотворения мира. «Creounity Машина Времени» — универсальный конвертер дат

Наша древняя система измерения временных промежутков была проста, общедоступна и наглядна, так как основывалась на всем известных астрономических явлениях. У Славян в древности было несколько календарных форм счисления, но до настоящего времени сохранились лишь немногие...Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами. Таким образом у нас появилась «новая система отсчёта».

Этот самый мирный договор, между Великой Расой (древними Славянами) и Великом Драконом (древними Китайцами) был заключён в день Осеннего Равноденствия, или в 1 день Первого месяца Лета 5500 от Великой Стужи (Великого Похолодания). Победу тогда одержала Великая Раса, что и было отображено в виде образа — Белый витязь на коне поражает копьём Дракона.

У разных народов, живших на территории Европы, были разные системы счёта дней. Вот это большое многообразие календарных систем иногда вводило большую путаницу в определение «больших торговых дней»... поэтому в 45 г. до н. э. по указу Императора Юлия Цезаря, была введена «новая» календарная система, которую требовалось соблюдать на территории всей Римской империи.

С серьёзными проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились «просвещать» язычников Европы...
Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами непонимания, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты...
Иная календарная система не позволяла христианам-миссионерам правильно определить, какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложны для понимания христиан, ик тому же сравнимые даты постоянно «плавали».

Выход был найдён только один. Запретить старый календарь и ввести новый — Юлианский.

Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси... Введённый Юлианский календарь народ не принял. Потому что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь, с номерными месяцами на латинском языке, которых на три больше, да к тому же ещё начинавшийся не в День Осеннего Равноденствия, а в начале весны.
Но христиане нашли выход из создавшегося положения: они придумали славянские названия для Юлианского календаря — и месяцы вместо номеров на латыни получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий.

Только в таком виде христианам удалось навязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана та же реконструкция Юлианского календаря, и месяцы получили свои славянские названия...

Наш календарь — или, как мы говорим, Коляды Даръ — был запрещен Петром Первым. В Лето 7208 (1699) он издал указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввёл западно-европейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря (Новолетие) со Дня Осеннего Равноденствия (у Славян-Староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 Генваря, и обозначил начальную дату — 1700 год:
«Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.»

Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 25 декабря весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Иисус был обрезан по иудейскому обряду, то есть 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне.

Вот эту дату и выбрал Петр Первый... он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг друга с Новым Годом.

Славянский год начинался в точке осеннего равноденствия (в современном сентябре), которая легко определялась на горизонте при периодическом наблюдении места восхода или захода Ярилы-Солнца. Точки осеннего и весеннего равноденствия на горизонте совпадают и лежат строго между точками летнего и зимнего солнцестояния. Поэтому, единожды определив зимнее и летнеесолнцестояние и точку между ними, а затем поставив соответствующие три ориентира на горизонте (курганы, дольмены и т. п.), можно довольно точно фиксировать новолетие, а также поворот дняна убывание и возрастание.

Современный календарь был усложнён в угоду политическим интересам. Так, ныне Новый год начинается в день, который ничем не примечателен с точки зрения наблюдателя небесных явлений.
Новые сутки раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия — очень просто и наглядно. Сейчас сутки начинаются ночью, когда все спят. Но даже если вы бы и не спали, то всё равно зафиксировать начало новых суток нельзя, так как наблюдать в этот момент на небосклоне нечего.

Значения в Древнеславянском календаре

Древнеславянский календарь основан на 16-ричной системе счисления и делит продолжительные промежутки времени на Круги Жизни, каждый по 144 Лета (года), а Лето — на три сезона: Оусень, Зима и Весна. В современном же летоисчислении исторический счёт ведётся веками (периодами по 100 лет), а времён года — четыре (весна, лето, осень, зима).

Путь по звёздному небу Ярилы-Солнца у славянских народов назывался Сварожьим кругом. Сам Сварожий круг делился на 16 частей, и они назывались хоромами, или чертогами (созвездиями), которые в свою очередь делились на 9 «залов» каждый. Таким образом, Сварожий круг состоял из 144 частей, и каждой части соответствовала своя неповторимая небесная руна.

Слово Сварга в древности обозначало все обжитые территории — Вселенные нашей Действительности. В древнеславянских Ведах о них сказано: «Великие Древа Миров, которые получают Светлую Силу из вод Небесного Ирия». Бог Сварог — Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Древние славяне считали его небесным кузнецом и великим воином. Предание гласит, что он, управляющий всем мироустройством нашей Вселенной в Явном мире (Мире Яви), подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Само имя бога связывают с санскритским «свар» — сверкать, сиять, излучать, гореть. Бог Сварог, верили наши предки, является отцом для многих Светлых богов и богинь, которых обобщенно называли Сварожичами.
Одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия.

Счёт годов вёлся от «сотворения мира» (5508 до н.э.). В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 году, в соответствии с определением Никейского собора, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 года москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — c 1 января, и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Течение «реки Времени» для наших предков — это вращение колец Даарийского Круголета Числобога противосолонь: вращение 16 часов в сутках, вращение 9 дней в неделе, вращение 9 месяцев в Лете (году), вращение 16 лет через 9 стихий («залов») в Круге Жизни, вращение череды лет через 16 чертогов (созвездий) Сварожьего Круга.

Одно Лето содержит 9 месяцев, месяц — 41 или 40 дней (в зависимости от того, нечётный он или чётный), день — 16 часов, час — 144 части, часть — 1296 долей, доля —72 мгновения, мгновение — 760 мигов, миг — 160 сигов, сиг — 14000 сантигов. Таким образом, } 0,000000003305 секунды. Такая точность недостижима даже с помощью самых совершенных современных хронометров. Для чего она была нужна древним славянам, мы, их потомки, можем только догадываться.

В неделю входит 9 дней (понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестница, седьмица, осьмица, неделя). Все месяцы начинаются в строго определенные дни недели. Например, если первый месяц данного Лета начинаетсяво вторник, то и все остальные нечётные месяцы в это Лето будут начинаться во вторник, а чётные — в седьмицу. Поэтому тот календарь, который мы сейчас носим в кармане и который содержит 12 разных табличек-месяцев, раньше включалв себя всего две таблички: одну — для нечётных месяцев, другую — для чётных.
Древний Славянский календарь, также как и скандинавский или кельтский, имел Руническую форму отображения, то есть изначально названия месяцев, чисел, дней недели и названия Лет записывались Рунами.

Для тех, кто не знает: Руна — это не буква и не слог... Руна — это тайный Образ. Название месяцев изначально обозначались Рунами, а ужe позднее была добавлена запись Буквицей с кратким раскрытием смыслового значения.

Первый месяц обозначался одной Руной, а остальные восемь месяцев обозначались соединением двух Рун, причем вторая Руна, указывала на часть солнечного цикла, известного нам как Лето.
В древлесловенском письме, при написании названия месяца в конце проставлялась буквица «Ъ» — еръ, звучавшая как О-краткое. Кроме того, каждый месяц, нёс свою смысловую нагрузку, определяющую жизнь людей.

9 месяцев древних славян — это:
Рамхат — месяц божественного начала (41 день),
Айлет — месяц новых даров (40 дней),
Бейлет — месяц белого сияния и покоя мира (41 день),
Гэйлет — месяц вьюг и стужи (40 дней),
Дайлет — месяц пробуждения природы (41 день),
Элет — месяц посева и наречения (40 дней),
Вейлет — месяц ветров (41 день),
Хейлет — месяц получения даров природы (40 дней),
Тайлет — месяц завершения (41 день).

Все эти названия связаны с определёнными циклами жизни людей на Земле. Эта система уходит своими корнями в те времена, когда белые люди жили на северном материке, который они называли Даария (Гиперборея, Арктида, Арктогея).

Поэтому данная система и носит название — Даарийский Круголет Числобога.

Круги Лет (16) проходят через Природные стихии (9), таким образом полный Круг прохождения называется — Круг Жизни.

Но не только Лета, считались Кругами по 16 лет, полное прохождение Ярилы-Солнца по Небесам средь звёзд, тоже содержало число 16.
Эти равные части называются — Небесными Чертогами Сварожьего Круга. Каждому Чертогу соответствует свой Покровитель, Бог или Богиня.
На втором круге Даарийского круголета, от внешнего края, показаны Руны Времени и их структурное отображение.
То есть, мы имеем Суточный Круг, в котором 16 часов, по 4 часа на каждое время суток...

4 часа на Вечер, 4 часа на Ночь, 4 часа на Утро и 4 часа на День. Каждый час имеет своё собственное название, чертовое изображение и Руническое написание.
У каждого из 16 часов тоже было свое название:
1-й час — Паобед (начало нового дня) — 19.30 — 21.00 (зимнее время, соответственно 20.30 — 22.00 — летнее время; далее указывается только зимнее время).
2 — Вечир (появление звездной росы на Небесах) — 21.00 — 22.30.
3 — Ничь (нечётное время трёх Лун) — 22.30 — 24.00.
4 — Поличь (полный путь Лун) — 24.00 — 1.30.
5 — Заутра (звездное утешение росы) — 1.30 — 3.00.
6 — Заура (звездное сияние, заря) — 3.00 — 4.30.
7 — Заурнице (окончание звездного сияния) — 4.30 — 6.00.
8 — Настя (утренняя заря) — 6.00 — 7.30.
9 — Сваор (восход Солнца) — 7.30 — 9.00.
10 — Утрось (успокоение росы) — 9.00 — 10.30.
11 — Поутрось (путь собирания успокоенной росы) — 10.30 — 12.00.
12 — Обестина (обедня, совместное собрание) — 12.00 — 13.30.
13 — Обед, или обесть (трапеза), 13.30 — 15.00.
14 — Подани (отдых после трапезы) — 15.00 — 16.30.
15 — Утдайни (время окончания деяний) — 16.30 — 18.00.
16 — Поудани (завершенный день) — 18.00 — 19.30.


В следующем Круге изображены Руны 16-и Небесных Чертогов, их начертание имеет определённую связь с расположением звёзд на Небосводе и с Природными стихиями… Поэтому очень часто эти Руны помещались на оберегах. Не только на тех, которые носили люди… но и на оберегах защищающих домашний скот и птицу. Кроме того, данные обереги можно встретить на посуде и на другой домашней утвари…

Следующий круг, называют Кругом Стихий, в нем обозначены 9 Стихий, через которые проходит время жизни. Каждой Стихии дано своё название и своя Руна Порядка. Начало положено от Первой Стихии…
Земля
Звезда
Огонь
Солнце
Древо
Небеса
Океан
Луна
Бог

Каждое Лето, так или иначе было связано с Кругом Стихий, поэтому зная стихийные характеристики, люди были осведомлены, чего ожидать от того или иного Лета.
Следующим шел Недельный Круг. По нему определяли не только порядковый номер дня недели, но и кто из Богов данному дню покровительствует, а также какая из Девяти Земель системы Ярилы-Солнца даёт свою силу…

В самом центре, в Круге, что стуктурное обозначение человека. 9 точек, указывали на 9 основных энергетических центров (чакр) человека, через которые он получает различные потоки силы жизни… на 9 видов сознания человека, на 9 различных чувств, которые даны человеку… и многое другое…

На первый взгляд, вышеперечисленные меры времени трудно запоминаемы и неудобны, а современная система мер более упорядоченна и наглядна. Но на самом деле нынешняя система архаична, менее точна и хранит в себе отпечатки многих опять-таки политических переделок.

Срок начала лета строго совпадал с Днем Осеннего Равноденствия, поэтому выходят и даты григорианского календаря, но намного точнее соответствовал астрономическому календарю и был проще в использовании.

Ярило — Солнце — движется по Сварожьему кругу и проходит 16 небесных чертогов (аналог восточного зодиакального круга), в которых собраны Солнца, Звёзды и звёздные скопления. Каждый чертог, в свою очередь, разделён на 9 залов,в каждом зале 9 столов, по обеим сторонам столов находятся скамьи — 72 с одной и 72 с другой стороны. С одной стороны сидят женщины, а с другой мужчины.

Именно из Сварожьего круга души людей приходят на землю в момент рождения.
Славяне для оберега носили знак чертога своего рождения, а также бога-покровителя дня недели и года рождения, получался пантеон богов-покровителей, а также по оберегам (и иерархии их расположения) знающий человек мог точно сказатьдень рождения носящего обереги человека.

В славянской астрологии считается наличие в солнечной системе 27 планет, некоторые их них существовали ранее и сейчас разрушены: остались обломки в виде пояса астероидов. Это отголоски битв богов, или, как назвало бы ихсовременное поколение, — Звёздные войны. Некоторые из дальних Земель, учитываемые славянской астрологией, современной астрономической наукой до сих пор не открыты, или (из-за своей удалённости) не считаются планетами Солнечной системы. Насколько прав славянский астрономический атлас, может показать только развитие астрономии и космонавтики.

Изменения календаря

В «Тёмные времена» неделя укоротилась до семи дней благодаря почитателям лунного культа. Количество месяцев в году возросло, и их названия изменились, так как некоторые древние властители захотели увековечить свое имя, придумав новые месяцы и дав им свое имя. Сначала изменили названия первых девяти месяцев и добавили десятый. Декабрь на латыни означает «десятый месяц». Девятый месяц назвали ноябрь, восьмой — октябрь, седьмой — сентябрь.

Потом добавили по прихоти амбициозных и тщеславных правителей в середину года ещё два месяца (июль — лат. Julius — в честь Юлия Цезаря; август — лат. Augustus — в честь императора Августа). И декабрь стал ужe двенадцатым по порядку, хотя продолжал (и продолжает) означать «десятый» по смыслу своего латинского корня. Это же касается слов «сентябрь», «октябрь» и «ноябрь», которые, вопреки значению своих корней, стали обозначениями соответственного девятого, десятого и одиннадцатого месяца.

Из-за увеличения количества месяцев наступила чехарда в их длительности. Она уменьшилась (точно как в известном мультфильме о пошиве из овчины: а семь можно? — можно и семь!). Так как дней в году не стало больше, чем есть (365 или 366), то месяцы стали по 31, 30, 28 или 29 дней. В связи с этими перестройками месяцы и годы стали начинаться в различные дни недели. Порядок древнего летоисчисления разрушился.

Потом начало суток перенесли на полночь, совместив тем самым с началом праздника сатанистов и диаволопоклонников, для которых «настоящий» день действительно должен начинаться с шабаша.

Количество часов в сутках увеличили до 24, изменив длительность часа и потеряв тем самым понятия о части, доле, миге, мгновении, сиге. И в довершение всего эти короткие промежутки времени стали измерять в шумерской,шестидесятиричной системе счисления. Час разделили на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Гораздо позже секунду стали делить на части ужe в десятичной системе счисления — на миллисекунды, микросекунды и т. д.

Многие элементы древнеславянского календаря (Даарийского Круголета Числобога) дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых ужe позабылись. Например, Великая тризна, сиречь поминовение умершего, совершается через неделю и через месяц, то есть на девятый и сороковой день. Седьмой день недели поминается, ибо в этот день был распят Даждьбог на Кавказских горах.

В древние времена девушка выходила замуж только после 16 лет, или 144 месяцев, что составляет один Круг Даарийского Круголета, до этого срока она вестовала, познавала Весть, а после — переставала вестовать и становилась невестой.

Семь месяцев (в древнем времяисчислении) вынашивала мать чадо в чреве своем и сорок сороков (месяцев) потом кормит его грудным молоком. А через сорок сороков, или четыре года и четыре месяца, после рождения первого ребенка у женщин наступал период жизненного совершенствования, в результате чего она становится ведающей матерью (или ведьмой).
Через 369 недель после рождения человека начиналась эпоха его духовного обучения, ибо в девять лет происходило первое Великое приобщение к древней мудрости богов и предков.
В 108 месяцев, или в 12 лет, наступало совершеннолетие человека, и он проходил обряды совершеннолетия и имянаречения, а ещё через 108 месяцев он, принимая духовное освящение Священным огнём, должен был познать истинный смысл бытия своего Рода и истинное значение родового имени.

В 33 года у каждого нашего предка наступало время духовного совершенствования. А в 369 месяцев, или в 41 год, начиналась эпоха духовного озарения.

Названия месяцев из славянских народных календарей (в скобках названия из Велесовой книги):

Январь: др. рус. - просинец, стужайло, укр. - сечень, белор. - студень, (студич).

Февраль: др. рус. - снежень, сечень, межень, лютень, бокогрей, укр. - лютий, белор. и поль. - лютый, (ледич).

Март: др. рус. - сухый, протальник, капельник, зимобор, березозол, белор. - соковик, (лютич)

Апрель: др. рус. - березозол, снегогон, цветень, водолей, ручейник, белор. - красовик, (белояр).

Май: др. рус. - травень, травник, ярец, (ладо).
Июнь: др. рус. - кресень, изоккузнечик, червень, хлеборост, разноцвет, скопидом, укр. и белор. - червец, (купало).

Июль: др. рус. - червень, страдник, сенозарник, липец, грозовик, жарник, серпень, белор. и поль. - липень, литов. - лиепас, (сенич).

Август: др. рус. - жнивень, серпень, густырь, хлебосол, зарев, разносол, (житнич).

Сентябрь: др. рус. - вересень, хмурень, ревун, зоревик, белор. и укр. - вересень, листопадник, златоцвет, (венич).

Октябрь: др. рус. - позимник, листопад, грудень, грязник, желтень, укр. - жовтень, белор. - кастрычник, (зернич).

Ноябрь: др. рус. - грудень, листогной, полузимник, укр. и белор. - листопад, (овсенич).

Декабрь: др. рус. - студень, студный, стужайло, хмурень (просич).

Самые устойчивые названия: январь - студень, февраль - снежень, март - зимобор, апрель - березозол, май - травень, июнь - кресень, июль - червень, август - серпень, сентябрь - вересень, октябрь - желтень, ноябрь - грудень, декабрь - хмурень.

Современная система летоисчисления насчитывает чуть более двух тысячелетий после рождения Иисуса Христа и несколько сотен веков до этого события. Однако до появления христианского летоисчисления, у разных народов были собственные способы измерять время. Славянские племена - не исключение. Еще задолго до возникновения христианства у них был собственный календарь.

Происхождение слова «календарь»

Согласно официальной версии, термин «календарь» пришел из латыни. В Древнем Риме долговые проценты выплачивали в первых числах каждого месяца, а данные о них записывали в долговой книге под названием calendarium. Позже именно от названия книги и произошло слово «календарь», пришедшее к славянам с христианством.

Некоторые ученые полагают, что данный термин произошел от словосочетания «Колядинъ Даръ» (подарок Коляды), которым именовали летоисчисление. Славянское происхождение исследователи считают вполне возможным. Некоторые из них уверены, что римляне позаимствовали слово «календарь» у славян, а не наоборот. Судите сами: перевода слова calendarium, а также пояснения о том, как оно связано с долгами и книгами - нет. Ведь на латыни долг - debitum, а книга - libellus.

Летоисчисление от Рождества Христова

На сегодняшний день нашей эре от Рождества Христова более 2000 лет. Однако традиция так рассчитывать года используется около тысячи лет ведь даже с признанием христианства официальной религией Римской империи, года продолжали отсчитывать от важных мирских дат. Для римлян - это был год основания Рима, для евреев - год разрушения Иерусалима, для славян - год сотворения мира в Звездном Храме.

Но однажды римский монах Дионисий, составляя пасхальные таблицы, запутался среди различных систем летоисчисления. Тогда он придумал универсальную систему, отправной точкой которой станет год рождения Христа. Дионисий вычислил приблизительную дату этого события и впредь использовал летоисчисление, называемое «от Рождества Христова».

Распространение данная система получила через 200 лет благодаря монаху Беде Досточтимому, использовавшему ее в своем историческом труде об англосансонских племенах. Благодаря этой книге британская знать постепенно перешла на христианский календарь, а вслед за ней сделали это и европейцы. А вот церковным властям понадобилось еще 200 лет, чтобы начать использовать христианскую систему летоисчисления.

Переход на христианское летоисчисление у славян

В Российской империи, в состав которой в то время входили многие исконно-славянские земли Беларуси, Польши, Украины и других стран, переход на христианский календарь произошел с 1-го января 1700 г. по Многие полагают, что царь Петр ненавидел и пытался искоренить все славянское, включая календарь, поэтому ввел христианскую систему отсчета времени. Однако наиболее вероятно, что царь попросту пытался привести в порядок столь запутанное летоисчисление. Славянское неприятие здесь, скорее всего, не играет роли.

Дело в том, что с приходом христианства к славянам, священники активно пытались перевести язычников на календарь римский. Народ сопротивлялся и втайне придерживался старого календаря. Поэтому на Руси фактически существовало 2 календаря: римский и славянский.

Однако вскоре в летописях началась путаница. Ведь греческие летописцы использовали римский календарь, а воспитанники монастырей Киевской Руси - летоисчисление славянское. При этом оба календаря отличались от принятого в Европе летоисчисления Дионисия. Чтобы решить эту проблему, Петр I приказал принудительно перевести всю подвластную ему империю на систему летоисчисления, датируемую от Рождества Христова. Как показала практика, она тоже была несовершенной и в 1918 страна была переведена на современный учитывающий

Источники информации о древнеславянском календаре

Сегодня нет достоверных данных о том, как выглядел настоящий древнеславянский календарь. Популярный ныне «Круголет Числобога» реконструирован на основе информации из разных исторических источников более поздних периодов. При реконструкции древнеславянского календаря использовали следующие источники:

  • Восточнославянский народный обрядовый календарь. Письменные свидетельства о нем датируются XVII-XVIII столетиями. Несмотря на столь «молодой» возраст, этот календарь сохранил множество информации о жизни славян во времена языческой Руси.
  • Церковный календарь «Месяцеслов». В процессе христианизации Руси церковные власти часто в дни важных языческих праздников отмечали христианские. Сопоставляя даты праздников из «Месяцеслова» с датами из других календарей, а также из фольклорных источников, можно вычислить время важных древнеславянских праздников.
  • В XIX столетии на месте Ведийского капища в Румынии было найдено около 400 золотых пластин с письменами, названые позже «Сантии Даков». Возраст некоторых из них превышает 2000 лет. Эта находка не только свидетельствует о наличии письменности у древних славян, но и является источником информации об эпохах древнеславянской истории.
  • Летописи.
  • Археологические находки. Чаще всего это ритуальные с изображением календарной символики. Наиболее информативной являются глиняные вазы Черняховской славянской культуры (III-IV столетия н. э.).

Эпохи у древних славян

Согласно информации, содержащейся в «Сантиях Даков», история древних славян насчитывает 14 эпох. Наиболее важным событием, которое послужило отправной точкой для календаря, стало сближение Солнечной и двух других планетарных систем, в результате чего земляне наблюдали сразу три солнца в небе. Эта эпоха называлась «Время Трех Солнц» и датировалась 604 387-м годом (по отношению к 2016-му).

  • В 460 531-м на Землю прибыли инопланетяне из созвездия Малой Медведицы. Их называли да’арийцами, а данная эпоха именовалась «Время Даров».
  • В 273 910-м на Землю вновь прибыли инопланетяне, но на этот раз из созвездия Орион. Их звали х’арийцами, и в честь них эпоха именуется «Временем х’Арра».
  • В 211 699-м произошел следующий визит инопланетных существ, ознаменовав начало «Времени Свага».
  • В 185 779-м началось возвышение одного из четырех важнейших городов континента Даария - Туле. Этот город славился умелыми мастерами и почти 20 000 лет процветал. Этот промежуток времени носил название «Время Туле».
  • В 165 043-м дочка Перуна - богиня Тара принесла славянам множество семян, из которых впоследствии выросли многочисленные леса - так началось «Время Тары».
  • В 153 349-м произошла грандиозная война Света с Тьмой. В результате один из спутников Лютиция был разрушен, а его осколки стали кольцом астероидов - это эпоха «Асса Деи».
  • В 143 003-м земляне с помощью достижений науки смогли перетащить от другой планеты спутник, и у Земли, имевшей на то время уже два спутника, стало их три. В честь этого знаменательного события новая эпоха названа «Периодом Трех Лун».
  • В 111 819-м одна из трех лун была уничтожена и ее осколки упали на Землю, потопив древний материк Даарию. Однако его жители спастись - началась эпоха «Великого Переселения из Даарии».
  • В 106 791-м на реке Иртыш был основан город Богов Асгард Ирийский, а новая система летоисчисления велась от года его основания.
  • В 44 560-м все славяно-арийские роды объединились, чтобы совместно проживать на одной территории. С этого момента началась эпоха «Сотворения Великого Коло Рассении».
  • В 40 017-м на Землю прибыл Перун и поделился со жрецами знаниями, из-за чего произошел грандиозный скачок в развитии технологий людей. Так началась эпоха «Третьего Прибытия Вайтманы Перуна».
  • В 13 021-м был уничтожен еще один спутник Земли и его осколки, упав на планету, повлияли на наклон оси. В результате раскололись материки и началось обледенение, названное эпохой «Великого Похолодания» (Стужи). Кстати, по временным рамкам данный период совпадает с последней ледниковой эпохой Кайнозойской эры.

Современное человечество живет в эпоху, начавшую отсчет лет от сотворения мира в Звездном Храме. Возраст данной эпохи на сегодняшний день составляет более 7,5 тысяч лет.

Георгий Победоносец и эпоха сотворения мира в Звездном Храме

Как известно, слово «мир» имеет несколько значений. Так, название современной эпохи часто трактуют как время сотворения Вселенной. Однако «мир» обозначает еще и примирение между враждующими сторонами. В связи с этим у названия «Сотворение Мира в Звездном Храме» совершенно другая трактовка.

Незадолго до того, как был отмечен первый год «от Сотворения Мира в Звездном Храме», между славянскими племенами и китайцами произошла война. С огромными потерями славянам удалось победить, и в день осеннего равноденствия между двумя народами был заключен мир. Чтобы отметить это важное событие, его сделали начальной точкой отсчета новой эпохи. Впоследствии во многих произведениях искусства эта победа аллегорично была изображена в виде витязя (славяне) и сражающего дракона (китайцы).

Этот символ был столь популярным, что с приходом христианства его так и не смогли искоренить. Со времен киевского князя Ярослава Мудрого витязь, победивший дракона, стал официально именоваться Георгием (Юрием) Победоносцем. О его значительности для славян свидетельствует и то, что культ Георгия Победоносца был очень распространенным у всех славянских племен. Кроме того, в разные времена и Киев, и Москва, и множество других старинных славянских городов изображали на гербе этого святого. Интересно, что история святого Георгия популярна не только у православных и католиков, но и у мусульман.

Структура древнеславянского календаря

Древнеславянский календарь один полный оборот Земли вокруг Солнца именует не годом, а летом. Оно состоит из трех сезонов: оусень (осень), зима и весна. Каждый сезон включал 3 месяца по 40-41 дней в каждом. Неделя в те времена состояла из 9 дней, а сутки - из 16 часов. Минут и секунд у славян не было, зато были части, доли, мгновения, миги, сиги и сантиги. Сложно даже представить, какого уровня должны были быть технологии, если названия для столь малых промежутков времени существовали.

Годы в этой системе мерились не десятилетиями и столетиями, как сегодня, а 144-летними циклами: по 16 лет на каждое из 9 созвездий Сварожьего Круга.

Каждый обычный год от сотворения мира в состоял из 365 дней. А вот високосный 16-й год насчитывал целых 369 дней (каждый месяц в нем состоял из 41 дня).

Новый год у древних славян

В отличие от современного календаря, в котором Новый год наступает в средине зимы, летоисчисление славянское считало началом года осень. Хотя в этом вопросе мнения историков расходятся. Большинство ученых полагают, что изначально Новый год был в день осеннего равноденствия, что помогало более точно настраивать календарь славянам от сотворения мира в Звездном Храме. Однако с согласно византийской традиции, начало нового года пытались перенесли на первый месяц весны. В результате параллельно существовало не только два календаря, но и две традиции отмечать Новый год: в марте (как у римлян) и в сентябре (как в Византии и у славян).

Месяцы у древних славян

Первый месяц древнеславянского девятимесячного календаря назывался Рамхат (начало 20-23 сентября), за ним следовали зимние месяцы Айлет (31 октября - 3 ноября), Бэйлет (10-13 декабря) и Гэйлет (20-23 января).

Весенние месяцы назывались Дайлет (1-4 марта), Эйлет (11-14 апреля) и Вэйлет (21-24 мая). После начиналась оусень состоящая из месяцев Хэйлета (1-4 июля) и Тайлета (10-13 августа). А следующий, осенний месяц Рамхат был началом Нового года.

С принятием христианства вместо римских, дали славянские названия месяцам. С установлением нового календаря Петром I месяцам вернули латинские наименования. Они остались и в современном русском языке, в то время как братские народы сохранили или вернули привычные славянские названия месяцев.

Достоверно неизвестно, как они назывались с приходом христианства до реформы Петра I, однако, есть несколько вариантов, реконструированных благодаря фольклору различных славянских народов.

Неделя у славян

Вопрос о количестве дней в неделе до реформы Петра I остается спорным и по сей день. Многие утверждают, что их и было 7 - отсюда и сохранившиеся названия во всех

Однако, если вдуматься в слова из «Конька-Горбунка», то становится удивительным, как в тексте 1834-го упоминается такой день недели как «осьмица», которая предшествует другому дню - «неделе».

Получается, что воспоминания о девятидневной неделе остались в памяти славян, а значит изначально дней всего было 9.

Как вычислить год по древнеславянскому календарю?

Сегодня многие славяне пытаются вернуться к традициям предков, в том числе и к их календарю.

Но современный мир, живущий по христианскому календарю, требует от человека умения ориентироваться в этой системе отсчета лет. Поэтому каждый использующий славянское летоисчисление (от сотворения мира), как перевести годы из него в христианскую систему, должен знать. Несмотря на явные отличия обоих систем летоисчисления, сделать это просто. Нужно добавить к любой дате христианского календаря цифру 5508 (разница в годах между системами) и можно будет перевести дату в славянское летоисчисление. Какой сейчас год по этой системе, можно определить по следующей формуле: 2016+5508= 7525. Однако стоит учитывать, что современный год начинается с января месяца, а у славян - с сентября, поэтому для более точных расчетов можно пользоваться онлайн-калькулятором.

Более трехсот лет прошло с тех пор, как жители Российской империи перестали использовать славянский календарь. Несмотря на свою точность, сегодня он является лишь историей, однако помнить о нем следует, поскольку он не только включал в себя мудрость предков, но и был частью славянской культуры, которая, несмотря мнение Петра I, не только не уступала европейской, но и в некоторых вещах превосходила ее.

14 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает новолетие, или начало нового богослужебного года. Согласно принятому в Византии и допетровской Руси летоисчислению, начинается 7519 год от сотворения мира. Как возникло и попало на Русь это летоисчисление? Как рассчитали дату сотворения мира? Как праздновали сентябрьский новый год в старину?

19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ "О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира". Так Россия перешла на принятое в Европе счисление лет, хотя до 1918 года между российским юлианским и европейским григорианским календарем оставалась постоянно увеличивающаяся разница, сейчас составляющая 13 дней — потому и сейчас в январе мы, помимо официального, празднуем и "старый новый год". Но наши предки, жившие до Петра, праздновали новый год 1-го сентября (но новому стилю — 14-го), причем начало летосчисления относилось на 5509 год до нашей эры. Этот календарь, вместе со старым стилем, до сих пор признается Православной Церковью — именно в сентябре начинается годовой цикл богослужений

Летоисчисление от сотворения мира пришло на Русь из Византии вместе с православием. Причем как на Руси, так и в Византии началом года в разное время считались 1 марта и 1 сентября, из-за чего современные историки часто сталкиваются с путаницей в летописных датах.

Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. Наряду с этой эрой существовали и другие — римские, александрийские, еврейские и многие другие, в которых дата сотворения мира отличалась от константинопольской на сотни, а то и тысячи лет. Дело в том, что Библия не содержит точных датировок, и рассчитать время жизни Адама можно либо по генеалогиям, либо по пророчествам. Но в генеалогиях слово "сын" может означать и отдаленного потомка, а пророчества могут толковаться разными способами. К тому же, в те времена и не столь отдаленные события датировались неоднозначно. К примеру, общепринятую сейчас дату Рождества Христова рассчитал монах Дионисий только в 525 году, причем большинство современных ученых считают, что он ошибся на 4 или 5 лет. Что уж говорить о в буквальном смысле доисторических временах!

Православное летоисчисление часто является объектом насмешек атеистов: "Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в Законе Божьем — пять тысяч?" (Николай Островский, "Как закалялась сталь"). Но, по мнению византийцев, в 5509 году до н. э. произошло не начало, но завершение творения мира. То есть, в этом году был создан Адам и началась человеческая история. Дочеловеческую историю, шесть дней творения, это летоисчисление не рассматривает — ведь "для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день".

Византийцы относили на VI тысячелетие до нашей эры начало истории человечества, что не так уж и сильно расходится с современными представлениями. Археологи датируют наиболее ранние раскопки первых цивилизаций, первые города, про которые можно сказать, что они были построены людьми в современном понимании этого слова, а не пещерными троглодитами, VII-IX тысячелетиями до н. э. Так что если византийцы и ошибались с возрастом человеческой цивилизации, то в пределах допустимой для их времени погрешности, а вовсе не на порядки.

Впрочем, в средневековой Византии, да и на Руси, в повседневной жизни летоисчисление от сотворения мира практически не использовалось. Византийцы, а за ними и русские, считали годы либо от начала правления очередного императора или князя, либо по индиктам — 15-летним периодам, начинавшимся также 1 сентября.

Так, наступающий год они бы назвали 3-м годом правления Дмитрия Медведева или 4-м индиктом (начало цикла индиктов — это кратные пятнадцати годы от сотворения мира). Год же от сотворения мира добавлялся к этой датировке только в летописях или официальных документах, и то отнюдь не всегда — в повседневной жизни номер года в 15-летнем цикле обычно не требовал уточнения, так же, как мы часто говорим "10-й год", не уточняя, что он 2010-й.

Почему же первым днем года в счете как от сотворения мира, так и по индиктам, было принято 1 сентября? По одной из основных версий, эту дату ввел первый христианский император, святой равноапостольный Константин Великий в 312 году, в противовес летосчислению языческого Рима, в котором новый год праздновался 1 марта (в память об основании Рима Ромулом и Ремом). По указу Константина 1 сентября, с окончанием основных полевых работ, проводилась оценка имений, определялись размеры налогов. Именно тогда был введен цикл пятнадцатилеток-индиктов, изначально носивший прикладной экономический характер.

Впрочем, традиция праздновать новый год 1 марта также сохранялась в Византии до Х, а на Руси — даже до XV века.

В день сентябрьского новолетия Церковь вспоминает следующий евангельский эпизод. Христос, вернувшись в Назарет из пустыни, где Его искушал дьявол, прочел перед собравшимися в синагоге пророчество из книги Исайи:

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное".

Это было начало проповеди Христа перед народом, потому и проводится аналогия между "летом Господним благоприятным" и наступлением очередного нового года.

В Византии и допетровской Руси существовал особый церковный чин "летопроизводства". В городах проходил торжественный крестный ход на центральную площадь, возглавлявший шествие епископ освящал воду, поздравлял и благословлял народ. В Москве XV-XVII века на этот праздник собиралось на Ивановской площади до 30 тысяч человек, к которым выходили с поздравлениями царь и патриарх. В 1598 году в день новолетия венчался на царство Борис Годунов.

После окончания праздничной службы на Руси было принято посвящать дань начала "лета благоприятного" делам милосердия. Беднякам и нищим щедро подавали милостыню, отдавали старую одежду и обувь. Бояре и богатые купцы устраивали сытные обеды для малоимущих, наделяли народ гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

По славянскому календарю - у нас идёт 7524 год от Сотворения Мира в Звёздном Храме...

Смотреть видео - https://youtu.be/YI5sGR3FcBQ - Ответ Русского Учёного Патриарху РПЦ Кириллу

Наступает высшая и заключительная стадия инородного бандитского капитализма в России. Главный итог в том, что в России окончательно сформировался сверх коррумпированный псевдогосударственный капитализм, превратившийся, по сути, в механизм обогащения инородных высокопоставленных чиновников везде и их рептилоидов при "кормушке"...

На смену ОПГ и беспределу в 90-ых., сегодня пришли церковно-чиновно-олигархические преступные группировки, которые подмяли под себя Россию.

Веками навязывали и сегодня Русским пытаются навязать нелепейшую мысль о том, что они дикари, люди 2-го сорта, не имеющие своей письменности и культуры.

Множество учёных доказывает несостоятельность этого бреда на конкретных фактах и примерах.
В-частности - Доктор Философских наук, профессор Российской Академии Наук, Председатель Комиссии РАН по Культуре Древней и Средневековой Руси, преподаватель Государственного Университета Управления Валерий Алексеевич Чудинов.

Чтобы увидеть и услышать десятки, сотни доказательств и артефактов, необходимо посмотреть его лекции - каких в YouTube достаточное количество. Здесь же приведены выдержки его обращения - в ответ на заявление Патриарха Кирилла, что мол лишь "благодаря" грекам Кириллу и Мефодию, русские впервые обрели свою письменность лишь... в 9 веке нашей эры! В то время, как профессор Чудинов ДОКАЗАЛ, что русской письменности много тысяч лет! И именно русская письменность - самая первая и самая древняя письменность на территории не только Европы, но и все Евразии и Северной Америки!

Чудинов В.А. - настоящий Русский патриот, восстанавливающий истинную Русскую историю - с позиций науки (на основе доказательств), а не с позиций домыслов, предположений и "политической воли".
Благодаря таким людям в ближайшее время будет изобличена вся "скалигеровская" и "поповская" ложь о Великом Русском народе и нашей Русской Родине!

***** Дополнение к материалам пользователем...

***** Именно масонский двойник Петра Первого вместо текущего 7508 года от Сотворения Мира в Звёздном Храме своим "высочайшим указом" повелел считать в России 1700 год от иуда - христианского Рождества Христова... Таким образом из нашей славянской истории было выброшено 5508 лет...

Что же означает точка исчисления - Сотворения Мира в Звёздном Храме? По этому поводу в Интернете существует множество инсинуаций... Но особенно активны на данном поприще, как всегда, евреи. Впрочем это и не удивительно...
А правда заключается в том, что наши далёкие предки начальной точкой исчисления своих календарей делали какое - то важное событие земного или планетарного масштаба. Сотворение Мира в Звёздном Храме - это буквально - завершение войны Богов. Фактически - завершение войны за планету Земля.

Не сотворение Мира из ничего, а завершение ожесточённых боевых действий двух или нескольких цивилизаций, которые значительно превосходили и до сих пор превосходят нас в своём развитии. Именно поэтому наши предки считали их Богами...
И ещё... Сейчас у нас идёт 2016 год по иудо - христианству. Но по календарю наших славянских предков сейчас идёт 7524 год от Сотворения Мира в Звёздном Храме.

Однако... Ведь до сотворения Мира в Звёздном Храме у наших предков был другой календарь.
И сколько лет было до начало звёздной войны Богов. лишь одному Богу известно...
А ведь, евреи, подмявшие всю академическую науку под себя, до сих пор упорно нам твердят, что славяне были были совершенно диким племенем (А иудей Гундяев Кирилл даже назвал, не только диким племенем, а ещё и варварами ***** прим. пользователя), и оставались дикарями до тех пор, пока не пришёл "скандинав" Рюрик...*****

14 сентября по новому стилю Православная Церковь отмечает новолетие, или начало нового богослужебного года. Согласно принятому в Византии и допетровской Руси летоисчислению, начинается 7524 год от сотворения мира. Как возникло и попало на Русь это летоисчисление? Как рассчитали дату сотворения мира? Как праздновали сентябрьский новый год в старину?

19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Так Россия перешла на принятое в Европе счисление лет, хотя до 1918 года между российским юлианским и европейским григорианским календарем оставалась постоянно увеличивающаяся разница, сейчас составляющая 13 дней - потому и сейчас в январе мы, помимо официального, празднуем и «старый новый год». Но наши предки, жившие до Петра, праздновали новый год 1-го сентября (но новому стилю - 14-го), причем начало летосчисления относилось на 5509 год до нашей эры. Этот календарь, вместе со старым стилем, до сих пор признается Православной Церковью - именно в сентябре начинается годовой цикл богослужений

Летоисчисление от сотворения мира пришло на Русь из Византии вместе с православием. Причем как на Руси, так и в Византии началом года в разное время считались 1 марта и 1 сентября, из-за чего современные историки часто сталкиваются с путаницей в летописных датах.

Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. Наряду с этой эрой существовали и другие - римские, александрийские, еврейские и многие другие, в которых дата сотворения мира отличалась от константинопольской на сотни, а то и тысячи лет. Дело в том, что Библия не содержит точных датировок, и рассчитать время жизни Адама можно либо по генеалогиям, либо по пророчествам. Но в генеалогиях слово «сын» может означать и отдаленного потомка, а пророчества могут толковаться разными способами.

Православное летоисчисление часто является объектом насмешек атеистов: «Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что Земля миллион лет стоит, а не как в Законе Божьем - пять тысяч?» (Николай Островский, «Как закалялась сталь»). Но, по мнению византийцев, в 5509 году до н. э. произошло не начало, но завершение творения мира. То есть, в этом году был создан Адам и началась человеческая история. Дочеловеческую историю, шесть дней творения, это летоисчисление не рассматривает - ведь «для Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день».

Византийцы относили на VI тысячелетие до нашей эры начало истории человечества, что не так уж и сильно расходится с современными представлениями. Археологи датируют наиболее ранние раскопки первых цивилизаций, первые города, про которые можно сказать, что они были построены людьми в современном понимании этого слова, а не пещерными троглодитами, VII–IX тысячелетиями до н. э. Так что если византийцы и ошибались с возрастом человеческой цивилизации, то в пределах допустимой для их времени погрешности, а вовсе не на порядки.

Впрочем, в средневековой Византии, да и на Руси, в повседневной жизни летоисчисление от сотворения мира практически не использовалось. Византийцы, а за ними и русские, считали годы либо от начала правления очередного императора или князя, либо по индиктам - 15-летним периодам, начинавшимся также 1 сентября.

Почему же первым днем года в счете как от сотворения мира, так и по индиктам, было принято 1 сентября? По одной из основных версий, эту дату ввел первый христианский император, святой равноапостольный Константин Великий в 312 году, в противовес летосчислению языческого Рима, в котором новый год праздновался 1 марта (в память об основании Рима Ромулом и Ремом). По указу Константина 1 сентября, с окончанием основных полевых работ, проводилась оценка имений, определялись размеры налогов. Именно тогда был введен цикл пятнадцатилеток-индиктов, изначально носивший прикладной экономический характер.

Впрочем, традиция праздновать новый год 1 марта также сохранялась в Византии до Х, а на Руси - даже до XV века.

Loading...Loading...