Препараты для быстрого срастания костей при переломе. Значение опорно- двигательной системы. Состав и строение костей.».docx - «Значение опорно- двигательной системы. Состав и строение костей Прочность на растяжение

      1. Урок по теме:
      2. «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»

Цель урока : изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей.

Задачи урока:

    образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы.

    развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи, подтверждая на данном предметном материале зависимость свойств объекта от его состава и строения);

    воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья (формировать представления учащихся о необходимости следить за своей осанкой и питанием).

Оборудование : распилы трубчатых костей, микроскоп, готовый микропрепарат «Костная ткань», прокаленная и декальцинированная кости, презентация к уроку, технологические карты учащихся

      1. Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивация.

3. Объяснение нового материала.

3.1.1. Состав и функции опорно-двигательной системы.

3. 2. Химический состав кости. Демонстрация опыта.

3.3. Строение кости.

3. 3.1. Макроскопическое строение кости.

Работа со спилами.

3.2. Микроскопическое строение кости. Лабораторная работа «Микроскопическое строение кости».

4. Закрепление и обобщение пройденного материала.

5. Домашнее задание.

      1. 1. СОСТАВ И ФУНКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Учитель. «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Мы совершаем множество различных движений, перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов. Обеспечивает все это опорно-двигательная система.

8 Показ фильма (1 минута)

Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон» - «высохший»).

Кости скелета составляют пассивную

?Учитель . Ребята, что значит «пассивность»?

Предполагаемый ответ . Отсутствие собственных действий

Учитель. Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.

Мышцы составляют активную часть опорно-двигательной системы.

Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.

1.Механические функции.

Опорная функция

? Учитель . Ребята, что такое опора?

П. О. Поддержка

Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?

П. О. Тело человека

Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Двигательная функция осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.

Защитная функция.

Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.

2.Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

      1. 2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КОСТИ

Учитель. О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп – знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферу таинственности. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека

Материал

Прочность на сжатие

Прочность на растяжение

Сталь

Фарфор

КОСТЬ

Гранит

Бетон

Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее, ставших образцами прочности, гранита и бетона.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности химического состава и строения придают костям такие уникальные свойства.

Учитель. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

? Учитель . Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости?

П. О. Кальций, фосфор, магний

Учитель. Правильно, состав кости в основном входят соли кальция и фосфора.

Учитель. Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани?

П. О. Белки, жиры, углеводы.

Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

Демонстрация опыта

Учитель. Два дня назад я поместила куриную кость в 10% раствор соляной кислоты. Именно куриную кость, т.к. она мельче, чем, например, коровья и на растворение солей, входящих в ее состав, потребуется меньше и кислоты и времени.

Кислоты влияют не только на неорганические, но и на органические соединения, поэтому я выбрала соляную кислоту, как кислоту более мягкого действия. Чтобы ее воздействие на органические вещества костной ткани было минимальным.

Итак, я извлекаю кость из стакана с 10% раствором соляной кислоты, удаляю остатки кислоты фильтровальной бумагой, и проверяю свойства кости. Она способна гнуться во все стороны.

? Учитель.

П.О. Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность .

Учитель: Теперь давайте решим проблему, как удалить из кости органические вещества.

П.О. Их можно сжечь.

Учитель: Верно, органика прекрасно горит. Когда мы изучали химический состав растительного организма, то говорили, что остатки растений (опавшие листья, сухие ветки, стебли и пр.) отлично горят. На месте костра всегда остается зола – это минеральные соли (т.е. неорганические вещества), а все органические вещества сгорают.

Кость обуглилась. Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.

? Учитель. К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента?

П. О. Неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость.

Итак, органические вещества (белки) придают кости упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то гости будут слишком гибкими.

Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину (3:1). Поэтому кости человека достаточно прочны, чтобы выполнять возложенные на них функции.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

?Учитель. Как изменяется химический состав костей с возрастом?

Чтение учебника. Стр. 47, статья «Химический состав костей», третий абзац

П. О. С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.

? Учитель . Почему у детей часто встречаются искривления костей, а у пожилых людей переломы? Почему в вашем возрасте нужно постоянно следить за осанкой?

П.О. У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.

Учитель. Детские кости достаточно гибкие, и неправильная осанка может привести к искривлению позвоночника. Здоровье – самое большое богатство человека, и его нужно беречь смолоду. Установлено, что умеренная нагрузка на кость увеличивает её прочность, поэтому очень важно заниматься физической культурой. Здоровье кости зависит от многих факторов, немаловажное значение имеет сбалансированное питание.

      1. 3. СТРОЕНИЕ КОСТИ
        1. 3.1. МАКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

Учитель. Ребята, перед вами препарат распила натуральной кости. Внимательно рассмотрите препарат, а затем рисунок 18, А и Б (стр. 46). Сравните его с препаратом распила натуральной кости. На препарате найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей .

В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Кости могут расти в длину и толщину.

В длину они растут за счет деления клеток хряща , расположенных на ее концах

За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы , кости растут
в толщину и зарастают при переломах.

У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.

Плотное (компактное) вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения. Например, из компактного вещества построено тело длинных трубчатых костей. Костные пластинки имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Такое трубчатое строение компактного вещества придает костям большую прочность и легкость.

Губчатое вещество образовано множеством костных пластинок, которые располагаются по направлениям максимальной нагрузки. Им образованы утолщения головок длинных трубчатых костей, а также короткие плоские кости. Между пластинками располагается красный костный мозг, являющийся органом кроветворения – в нем образуются клетки крови. Полости длинных трубчатых костей взрослых людей заполнены желтым костным мозгом, в котором содержатся жировые клетки.

В течение жизни человека соотношение плотного и губчатого вещества кости меняется. Эти изменения зависят от образа жизни, который ведет человек, от его питания, состояния здоровья. Количество плотного вещества у спортсменов значительно выше, чем у людей, ведущих сидячий образ жизни.

        1. 3.2. МИКРОСКОПИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОСТИ

? Учитель . Ребята, какие группы тканей вы знаете?

П.О. Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная.

Учитель . К какой группе относится костная ткань?

П. О. К соединительной

Учитель . Каковы характерные особенности соединительной ткани

П. О. Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани.

Кости скелета человека образованы костной тканью - разновидностью соединительной ткани. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость проходят многочисленные кровеносные сосуды и нервы.

Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок. Это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости»

      1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
        1. «Микроскопическое строение кости»

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы:

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4.Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка.

Ответьте на вопросы:

1. Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, ко­торые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок, а не из листо­вого проката?

Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную, защитную и двигательную функции. Это достигается:

1. За счет химического состава.

2. За счет макростроения.

3. За счет микростроения.

Методическая разработка урока биологии в 10 классе

После перелома человеку приходится длительное время носить гипсовую повязку, чтобы образовалась костная мозоль и отломки срослись друг с другом. Часто это приносит массу неудобств, вследствие длительного обездвиживания в поврежденной конечности возникает венозный застой, развивается атрофия мышц. На сегодняшний день в медицине применяются препараты для ускорения сращивания костей, которые улучшают кровообращение, способствуют восстановлению костной ткани. Регулярное применение данных средств позволяет сократить период реабилитации, в кратчайшие сроки вернуться к обычной жизни.

После перелома организму требуется длительное время, чтобы срослись костные отломки и мышцы, восстановилась иннервация и кровообращение. У одних людей процесс регенерации не занимает много времени, другим может потребоваться больше полугода, чтобы полностью восстановить функции конечности. Все зависит не только от локализации перелома, но и от возраста, наличия хронических заболеваний.

На длительность периода реабилитации влияют следующие факторы:

  • диаметр поврежденной кости и тип перелома. Травмы кисти, предплечья или стопы без смещения заживают довольно быстро. При переломах таза, плечевой или бедренной кости пациент должен находиться в гипсе несколько месяцев;
  • время оказания первой медицинской помощи. Чем раньше было произведено обезболивание, фиксация конечности, тем более благоприятный прогноз;
  • риск осложнений существенно уменьшается, если репозиция отломков с последующей фиксацией выполнена в первые сутки после перелома;
  • возраст пациента. У пожилых людей ухудшается кровообращение, нарушается минеральный обмен, вследствие чего кальций полностью не усваивается. Потому процесс регенерации костной ткани занимает намного больше времени, чем у молодых людей;
  • общее состояние пациента. Сахарный диабет, опухолевые поражения костей, авитаминоз, проблемы со щитовидной железой – это неполный перечень заболеваний, при которых период реабилитации может увеличиваться в несколько раз.

Как ускорить процесс срастания костей?

Чтобы как можно быстрее восстановить функции поврежденной кости, необходимо придерживаться всех рекомендаций врача. Выполнять физические упражнения, массаж, принимать препараты без консультации травматолога запрещено. Это может привести к повторному смещению отломков, неправильному сращению костей.

Основные правила успешной реабилитации:

  • полноценное питание, обогащенное белком, кальцийсодержащими продуктами. В рационе должно быть достаточное количество свежих овощей и фруктов, также обязательно нужно употреблять творог, сыр, яйца, рыбу и мясо;
  • умеренная физическая нагрузка показана после образования костной мозоли, только через несколько недель врач может разрешить выполнять упражнения;
  • массаж показан после снятия гипса. Регулярные сеансы помогут улучшить кровоток, уменьшить венозный и лимфатический застой;
  • лекарства при переломах для быстрого срастания костей назначаются доктором по строгим показаниям. Это могут быть препараты кальция, витамины или хондропротекторы. Только врач может подобрать наиболее эффективную группу препаратов, дозу и кратность приема.

Препараты кальция

На сегодняшний день на фармакологическом рынке существует много лекарств, в состав которых входит кальций. Казалось бы, этот микроэлемент – важная составляющая часть костной ткани, прием кальция при переломе принесет пользу, и чем больше доза, тем лучше для человека. Но не все так просто. Во-первых, в некоторых препаратах кальций находится в форме, которая плохо усваивается организмом. Во-вторых, необходимо точно соблюдать дозировку, периодически проверять уровень данного микроэлемента в крови. Ведь избыток кальция приводит к проблемам с сердечно-сосудистой системой, способствует образованию камней в почках и желчном пузыре. Потому к выбору лекарства необходимо подходить с особым вниманием.

Выделяют несколько групп кальцийсодержащих препаратов:

  • монокомпонентные средства;
  • в состав комбинированных препаратов входит витамин Д3, магний и фосфор. Эти компоненты улучшают биодоступность кальция, он легче усваивается организмом;
  • витаминные комплексы с кальцием.

Препарат является монокомпонентным, используется для сращивания костей при переломах. Выпускается в форме таблеток и ампул для инъекций.

Особенности применения:

  • таблетку нужно принимать перед едой. Кратность приема и дозу должен определить врач. В большинстве случаев препарат назначается 3 раза в день. Максимальная суточная доза для взрослых – 9г;
  • кальция глюконат в условиях стационара может вводиться внутримышечно и внутривенно;
  • для лучшего усвоения рекомендовано дополнительно принимать витамин Д3;
  • во время беременности и кормления грудью препарат назначается, если польза от применения намного выше, чем возможный риск. В таком случае необходимо контролировать уровень кальция в крови.

Обратите внимание! Кальцийсодержащие таблетки лучше запивать чистой водой. Кофе, чай ухудшают всасывание действующего вещества.

Среди побочных действий наиболее часто встречаются запор, тошнота, рвота, дискомфорт в желудке. При увеличении дозы могут развиться симптомы гиперкальциемии: сонливость, слабость, раздражительность, боль в животе, рвота, нарушение ритма сердца, повышение артериального давления, боль в мышцах.

Принимать препараты содержащие кальций для сращивания костей при переломах можно только после консультации врача или внимательно прочитав инструкцию. Существуют серьезные противопоказания к назначению этой группы лекарств:

  • непереносимость компонентов препарата;
  • склонность к образованию тромбов или выраженный атеросклероз;
  • повышенная концентрация кальция в организме;
  • почечная или печеночная недостаточность.
  • наличие камней в почках.

В состав данного препарата входят не только кальций, но и витамин Д3, магний, цинк, медь и другие микроэлементы. Такая комбинация улучшает всасывание компонентов в кишечнике, помогает усвоиться кальцию в организме.

Особенности применения:

  • лекарство выпускается в таблетках. Дозу и кратность приема назначает врач. Взрослым рекомендовано принимать по 1 таблетке утром и вечером, для детей достаточно 1 таблетки в сутки;
  • Обратите внимание! В состав препарата входит витамин Д3, потому дополнительно его принимать не нужно, это может привести к передозировке;
  • к основным противопоказаниям относится гиперкальциемия, аллергия на компоненты препарата, наличие камней в почках, повышенный риск образования тромбов;
  • если после приема препарата возникла тошнота, рвота, головокружение, неприятные ощущения в области сердца, необходимо обратиться к врачу;
  • кальцемин разрешено принимать беременным женщинам под контролем врача.

Кальций-Д3 Никомед назначается при переломах для быстрого срастания костей. Благодаря тому, что в состав входит кальций и витамин Д3, препарат хорошо всасывается в желудочно-кишечном тракте, равномерно распределяется в организме. Прием данного средства позволяет ускорить регенерацию костей, восполнить дефицит микроэлементов.

Особые указания:

  • лекарство выпускается в виде жевательных таблеток с апельсиновым или мятным вкусом, что особенно нравится детям;
  • кратность и длительность приема назначается врачом, зависит от тяжести состояния пациента, возрастных особенностей. Средняя доза – 2-3 таблетки в сутки;
  • существенным преимуществом является то, что препарат можно принимать вне зависимости от еды;
  • побочные явления почти отсутствуют. Кальций-Д3 Никомед хорошо переносится пациентами, отзывы о препарате положительные;
  • во время беременности и периода лактации средство назначается врачом по строгим показаниям с последующим контролем кальция в крови.

Лекарство запрещено принимать в следующих случаях:

  • при повышенном уровне кальция или витамина Д3 в организме;
  • с осторожностью назначается больным фенилкетонурией;
  • аллергическая реакция на компоненты препарата – абсолютное противопоказание;
  • при выраженой почечной недостаточности или саркоидозе от применения препарата лучше отказаться.

Остеогенон является одним из наиболее эффективных препаратов при переломе костей. В его состав входят кальций и фосфор, коллаген, а также неколагенновые пептиды. Основное преимущество данного средства – кальций доставляется непосредственно в кости, восполняя его дефицит, не откладывается в почках, не обостряет мочекаменную болезнь.

Благодаря специальной структуре высвобождение микроэлементов происходит постепенно. Как результат — риск возникновения гиперкальциемии, аритмий минимальный.

Основные свойства Остеогена:

  • регуляция обмена кальция и фосфора;
  • стимуляция остеобластов – предшественников костной ткани;
  • угнетение активности остеокластов, таким образом, в кости преобладают процессы образования новых клеток;
  • коллаген и неколагеновые пептиды ускоряют процесс регенерации;
  • остеогенон способствует образованию минерального каркаса кости: кальций накапливается в поврежденном участке, делает ткань более плотной.

Для достижения результата препарат необходимо принимать длительно, в среднем – 3-5 месяцев. Суточную дозу и кратность приема определяет врач. Таблетки при переломе костей рекомендовано принимать 2 раза в день.

Остеогенон хорошо переносится пациентами, он противопоказан в следующих случаях:

  • при непереносимости одного из компонентов препарата;
  • в детском возрасте;
  • при повышенном уровне кальция в организме.

Препараты для быстрого срастания костей при переломе должны назначаться врачом. Даже перед покупкой витаминов или хондропротекторов необходима консультация специалиста.

Хондроитин предотвращает дальнейшее разрушение хрящевой ткани, особенно эффективен при внутрисуставных переломах. Активные компоненты способствуют образованию коллагена, гиалурона. Регулярное применение средства позволяет восстановить обмен кальция и фосфора, ускорить процесс заживления кости.

Препарат имеет несколько форм выпуска:

  • капсулы. Принимать лекарство нужно длительно, эффект наступает через 2-3 месяца после начала приема. Рекомендованная доза для взрослых – 1 капсула 2 раза в день (интенсивная фаза длится 1 месяц), далее переходят на поддерживающую дозу – 1 капсула в сутки. Хондроитин принимается за 20 минут до еды;
  • при необходимости врач может назначить внутримышечные инъекции. Уколы делаются через день, курс лечения в среднем составляет 2 месяца;
  • гель. Небольшое количество препарата необходимо нанести на кожу в месте перелома, немного втереть. Процедуру рекомендовано повторять ежедневно на протяжении 2-3 месяцев.

Терафлекс

Данный препарат является аналогом Хондроитина, относится к группе хондропротекторов. Терафлекс – эффективное лекарство при переломах, способствует восстановлению соединительной ткани, предотвращает ее дальнейшее разрушение. Также активные компоненты препарата уменьшают болевой синдром и воспалительную реакцию в месте повреждения.

Противопоказания:

  • беременность, лактация;
  • фенилкетонурия;
  • аллергия на любой из компонентов препарата.

Восстановление целостности костей – сложная задача. Реабилитация в большинстве случаев занимает несколько месяцев. Чтобы ускорить этот процесс, врачи предпочитают комплексное лечение: кальцийсодержащие таблетки после перелома костей, хондропротекторы, нестероидные противовоспалительные средства, занятия лечебной физкультурой и правильное питание. Также в период реабилитации широко используются мумие и физиопроцедуры.

Это интересно Старославянское слово кощь (кошть) означает сухой. От него произошло слово кость и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный Материал Прочность на сжатие Прочность на растяжение Сталь 552 827 Фарфор 250 55 КОСТЬ 170 120 Гранит 145 5 Дуб 59 117 Бетон 21 2 Изучите данные и сделайте вывод о прочности костной ткани «как строительного материала» скелета человека Вывод: как это ни удивительно, но кость по прочности уступает только твёрдым сортам стали и оказывается гораздо прочнее ставших образцами прочности гранита и бетона. Соли кальция, фосфора, магния Белки Жиры Углеводы Кость Наличие веществ Свойства кости Неорганических Органических Прокаленная Декальцинированная ϭ. Заполните таблицу: Ϯ. Сделайте вывод о роли неорганических и органических веществ кости: Неорганические вещества придают кости… Органические вещества придают кости… 1. Рассмотрите рисунок ϭ8, А и Б ;стр. 46 2. Сравните его с препаратом распила натуральной кости. Найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость. Части кости Строение и расположение Функции Образована соединительной тканью, пронизана большим количеством кровеносных сосудов и нервов. Срастается с костью. Защитная функция, питание клеток, снабжена рецепторами болевой чувствительности. Обеспечивает рост костей в ширину и срастание после переломов Расположено под надкостницей, состоит из пластинок, которые располагаются плотно прилегая друг к другу. Они имеют цилиндрическую форму и как бы вставлены одна в другую. Обеспечивает прочность и легкость Костные пластинки в нем расположены рыхло по направлению наибольшей нагрузки. Обеспечивает легкость и прочность Красный костный мозг Желтый костный мозг Оборудование: микроскоп, постоянный препарат Костная ткань. Ход работы 1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. 2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. 3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями. Ответьте на вопросы: 1.Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, которые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? 2. Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката? Результаты наблюдений оформите в технологической карте, подписав части рисунка. Итак, мы с вами убедились, что кости – прочные и одновременно легкие. Что и позволяет им выполнять в составе скелета опорную защитную двигательную функции. Это достигается: 1. За счет химического состава. 2. За счет макростроения. 3. За счет микростроения.

36. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

    Ответ: Каким образом осуществляется движение? Какую роль выполняет скелет?

37. Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.

38. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.

    Ответ: Органические вещества придают кости гибкость . Неорганические вещества придают кости твёрдост ь. Сочетание этих веществ обеспечивает прочность и упругость .

39. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.

    Ответ: Трубчатая кость состоит из средней части - тела кости и двух головок, сочленяющих с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостница , а суставные поверхности головок - суставным хрящом . Внутри головок находится губчатое вещество , содержащее красны й костный мозг , в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества внутри которого находится костномозговая полость . Она заполнена жёлтым костным мозгом , представляющим в основном жировую ткань.

40. Ответьте, почему, несмотря на то, что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.

    Ответ: Стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.

41. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69-70 учебника).

    1.На микропрепарате представлен поперечный срез кости.

    2.Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп.

    3.Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы.

    Ответ: Костные пластинки располагаются по направлению сил сжатия и растяжения. Возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости.

42. Прочитайте § 11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

43. Какие функции опорно-двигательного аппарата осуществляются благодаря подвижности нижней челюсти?

    Ответ: Измельчение пищи / жевание. Членораздельная речь.

44. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы.

1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека - четыре?

    Ответ: Это приспособление к прямохождению.

2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а человека их нет?

    Ответ: К затылочной кости крепятся шейные мышцы. Шея у шимпанзе мощнее, вот и нужны гребни.

3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков человека больше, чем у шимпанзе?

    Ответ: Человек прямоходящий, голову и спину держит прямо по ходьбе - отсюда большая нагрузка на позвонки и их массивность.

4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а шимпанзе - нет?

    Ответ: Такая форма таза способствует ровной ходьбе на двух ногах.

45. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

    Тело позвонка - 5;

    Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал, - 3;

    Остистый отросток - 1;

    Поперечный отросток - 4;

    Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды, - А;

    Суставные площадки на теле грудных позвонков и поперечных отростков, сочленяющиеся с рёбрами,- Б;

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?

    Ответ: Не все признаки.

46. Назовите показанные на рисунке кости.

    2 - Шейные позвонки;

    3 - Ключица;

    4 - Лопатки;

    5 - Грудина;

    7 - Плечевая кость;

    8 - Лучевая кость;

    11 - Копчик;

    12 - Головка бедренной кости;

47. Ответьте на вопросы.

1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей?

    Ответ: 10 пар рёбер.

2) Сколько пар рёбер заканчивается свободно?

    Ответ: 2 пары.

3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?

    Ответ: Они придают позвоночнику подвижность, упругость, смягчают сотрясение при беге, ходьбе, прыжках.

48. Какие структуры образуют грудную полость человека? Вспомните, у какой группы организмов впервые в процессе эволюции появилась грудная полость такого строения. Какие органы расположены в грудной полости?

    Ответ: Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина. Впервые подобная грудная полость появилась у пресмыкающихся. В грудной полости находятся легкие и сердце.

49. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.

    1 - Суставные поверхности;

    2 - Хрящевые поверхности;

    3 - Связка;

50. Сделайте подписи к рисункам.

    I. Кости верхней конечности:

    1 - Ключица

    2 - Лопатка

    3 - Плечевая кость

    4 - Лучевая кость

    6 - Запястье

    7 - Пястье

    8 - Фаланги пальцев

    II. Кости нижней конечности и крестец:

    2 - Крестец

    3 - Бедренная кость

    4 - Большая берцовая кость

    5 - Малая берцовая кость

    6 - Предплюсна

    7 - Плюсна

    8 - Фаланги пальцев

51. Допишите утверждения.

    Ответ: Кисть от стопы отличается подвижными и длинными фалангами (кисть можно собрать в горсть!) и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями таранной и пяточной , короткими пальцами, большой палец не противопоставлен всем остальным. Своды стопы позволяют человеку пружинить при ходьбе .

52. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» (§8). Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани.

Отметьте особенности поперечнополосатой мышечной ткани:

    Ответ: Многоядерные клетки, состоят из волокон.

53. Рассмотрите рисунок 40 в учебнике. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышц» и «Движения в суставах» (§13), впишите определяемые ниже понятия.

    Ответ: Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головкой мышцы , а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, - хвост . Мышцы противоположного действия называются антагонистами , а мышцы действующие в одном направлении, - синергистами .

54. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 86 - 89 учебника) и, изучив рисунки 41 и 42, заполните правый столбец таблицы.

  • Функции мышцы или мышечной группы

    Название мышцы или мышечной группы

    Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другими к коже или только к коже.

    Мимические.

    Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.

    Височные.

    Мышца шеи и спины, откидывающая назад голову.

    Трапециевидная.

    Мышцы, наклоняющие голову вперёд, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке.

    Грудино-ключичнососцевидные.

    Мышца спины, отводящая руки за спину.

    Широчайшая мышца.

    Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперёд.

    Большая грудная.

    Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки.

    Межреберные.

    Мышцы, поднимающие туловище из положения лёжа в положение сидя при фиксированных ногах.

    Брюшной пресс.

    Мышцы, обеспечивающие прямохождение.

    Глубокие и ягодичные.

    Мышца руки, отводящая плечо в сторону

    Дельтовидная.

    Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак.

    Мышцы предплечья.

55. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.

  • Антагонисты

    Синергисты

    Бицепс - трицепс

    Грудь - трицепс

56. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части.

    1 - Тело нейрона;

    2 - Дендриты;

    4 - Синапс;

Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.

    Ответ: Двумя.

57. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).

    Ответ: Близкое к максимальному напряжению и правильный отдых.

58. Укажите последствия гиподинамии.

    Ответ: Изменения в мышцах: становятся дряблыми, теряют силу . Изменения в костях: уходят соли кальция . Изменения в крови: соли кальция соединяются с холестерином образуя бляшки .

59. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антагонистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.

  • Виды нервных

    центров

    и мышц

    Состояние рук

    Нервные центры сгибателей

    Нервные центры разгибателей

    Мышцы сгибатели

    Мышцы разгибатели

    Сгибание руки в локтевом суставе

    Возбуждены

    Заторможены

    Сокращены

    Расслаблены

    Разгибание руки в локтевом суставе

    Заторможены

    Возбуждены

    Расслаблены

    Сокращены

    Удержание груза в локтевом суставе

    Возбуждены

    Возбуждены

    Сокращены

    Сокращены

    Заторможены

    Заторможены

    Расслаблены

    Расслаблены

60. Впишите определяемые ниже понятия.

    Ответ: Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамическая . Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статическая .

61. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).

  • Фазы утомления

    Признаки томления

    Время

    Начало опыта (отсутствие утомления)

    Рука с грузом неподвижна

    I фаза утомления

    Рука опускается затем рывком поднимается на прежнее место.

    II фаза утомления

    Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение.

    III фаза утомления (предельное утомление)

    Боль в мышцах, онемение, непроизвольное расслабление мышц.

62. Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.

    Ответ: Неправильная посадка за столом, сутулиться (когда при ходьбе голова смотрит в землю). Привычка горбиться.

63. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.

    Ответ: Неправильная подобранная обувь, длительное хождение или избыточная масса тела.

64. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).

Выявление нарушений осанки.

1. Выявление сутулости.

Вывод: Нарушений нет.

2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.

    Ответ: При положении тела спиной к стене, когда, пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) ладонь .

Вывод: Нарушений нет.

II . Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).

    Ответ: След в узкой своей части (заходит или не заходит) не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 45 на с. 97 учебника).

Вывод: Нарушений нет.

65. Прочитайте § 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.

  • Тип травмы

    Растяжение связок.

    Меры первой помощи

    Наложить тугую фиксирующую повязку и к пораженному месту прикладывают холод.

    При открытых переломах - остановить кровотечение. Во всех случаях, кроме перелома костей грудной клетки, прикладывают шину. При травме позвоночника положить лицом вниз на ровный настил.

    Обеспечить неподвижность.

    Противопоказания

    Движение;

    Пытаться придать естественную форму, накладывая шину на грудную клетку.

    Пытаться вправить кость.

66 . При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сам рука зафиксирована с помощью косынки.

Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

    Ответ: Шина не зафиксирована. Она может сместиться, в результате чего может сместиться сломанная кость. Это может привести к повреждению тканей, сосудов и др.

    Ответ: При необходимости я могу, не навредив, оказать первую помощь, пока скорая помощь будет в пути.

68. Решите кроссворд №4.


>> Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей

§ 10. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей

Какие качества кости обеспечивают ее легкость и прочность?
Почему костную ткань относят к соединительной?

Микроскопическое строение кости. Компактное вещество кости состоит из микроскопических ячеек и канальцев, по которым из надкостницы в кость входят многочисленные кровеносные сосуды и нервы. Стенки костных канальцев выложены рядами радиально расположенных костных пластинок (рис. 19). Это неклеточное вещество кости. Наличие неклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

Типы костей.

По типу строения различают трубчатые, губчатые, плоские кости.

Трубчатые кости имеют вид цилиндров с утолщенными краевыми концами. Они служат длинными прочными рычагами, за счет которых человек может передвигаться в пространстве или поднимать тяжести. К трубчатым костям относятся кости плеча, предплечья, бедра и голени. Трубчатые кости покрыты надкостницей, за исключением суставных поверхностей. За надкостницей следует слой компактного плотного вещества. На конечных участках кости компактное вещество переходит в губчатое, которое заполняет концы костей. В средней части кости губчатого вещества нет, там находится костномозговая полость, заполненная желтым костным мозгом. Красный костный мозг сохраняется в губчатом веществе концевых участков кости.

В толщину трубчатые кости растут за счет надкостницы. Однако масса кости увеличивается незначительно, потому что стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость. Благодаря сложной и согласованной работе тех и других клеток достигается оптимальная прочность кости при наименьших массе и затрате материала.
Рост в длину трубчатых костей происходит за счет зон роста и завершается к 20-25 годам. Зоны роста находятся недалеко от концевых участков костей. Они состоят из хрящевой ткани, которая по мере роста кости замещается костной тканью.

Губчатые кости имеют на поверхности довольно тонкое компактное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом. К губчатым костям относятся кости тел позвонков, грудины, мелкие кости кисти и стопы. В основном губчатые кости несут опорную функцию.


Плоские кости выполняют в основном защитную функцию.

Они состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми крест-накрест располагается, как балки, губчатое вещество. К плоским костям относятся кости, образующие свод черепа.

Скелет, мышцы, надкостница, компактное, губчатое вещество кости, костномозговая полость, красный костный мозг, желтый костный мозг; костные ткани, костные пластинки, клетки, образующие кость и растворяющие кость; типы костей: трубчатые, губчатые, плоские; зоны роста трубчатых костей.

Почему скелет и мышцы относят к единой системе органов?
В чем заключаются опорная, защитная и двигательная функции скелета и мышц?
Каков химический состав костей? Как можно выяснить свойства его компонентов?

Объясните, почему искривления костей чаще бывают у детей, а переломы - у пожилых людей.
Рассмотрите рисунок 18, А, Б и В. Сравните его с препаратом распила натуральной кости. Найдите надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, костномозговую полость.

1. Рассмотрите рисунок 18, Б и В. Объясните, почему перекладины губчатого вещества ориентированы по направлению сил сжатия и растяжения кости.

Лабораторная работа

Микроскопическое строение кости

Оборудование : микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы

1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете?

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?


Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей
Loading...Loading...