Степан разин краткое содержание. Каким был Степан Разин. Народные мятежи в Поволжье и борьба царских воевод с ними

Биография Степана Тимофеевича Разина, донского казака и предводителя Крестьянской войны 1670-1671 годов, хорошо известна историкам, а нашим современникам это имя больше знакомо по произведениям фольклора.
Родился он потомственным казаком приблизительно в 1630 году в станице Зимовейской на Дону. Его отцом был знатный казак Тимофей Разин, а крестным отцом войсковой атаман Корнила Яковлев. Уже в молодости он заметно выделялся среди донских старшин.
Как и все потомственные казаки был истинно верующим и совершил два паломничества в Соловецкий монастырь. Несколько раз входил в состав зимовых станиц, то есть посольств от донских казаков, и побывал в Москве.
Знал калмыцкий и татарский языки и несколько раз принимал участие в переговорах с тайшами - калмыцкими предводителями. В 1663 году возглавлял отряд казаков, в состав которого входили запорожцы и калмыки, совершал походы на Перекоп против крымчаков.
За свои личные качества он был хорошо известен на Дону. Сохранилось словесное описание внешности Степана Разина в краткой биографии зарубежных исторических хроник, которое оставил голландский мастер Ян Стрейс. Он описывает Разина, как высокого и степенного мужчину. Крепкого телосложения, с высокомерным лицом и держался скромно, но с достоинством.
В 1665 году его старшего брата казнили по приказу воеводы Юрия Долгорукова, когда казаки пытались покинуть русских воинов, сражавшихся с поляками. Эта казнь произвела на Степана Разина большое впечатление.
В 1667 году он становится походным атаманом крупного отряда казаков, в состав которого входит много новоприходцев из России и отправляется в свой знаменитый поход “за зипунами” по Волге до Каспия и в Персию. Вернувшись с богатой добычей, остановился в Кагальницком городке. Уверовав в его удачливость и прослышав, как он грабит губителей и кровососов, к нему стали стекаться беглые со всех уголков Московского государства.
Он захватил все города на нижней Волге - Астрахань, Царицын, Саратов, после Самару.
Из казачьего выступления движение переросло в масштабное крестьянское восстание, которое охватило значительную территорию государства.
Первое поражение восставшие получили под Симбирском, где тяжелое ранение получил и сам атаман. Его увезли в Кагальницкий городок. К этому времени изменились настроения на Дону, стали преобладать желания оседлости, ведения домашнего хозяйства. После неудачной попытки взять казачью столицу Черкасск, низовые казаки объединились и разбили восставших, а их лидера Степана Разина вместе с братом Фролом выдали Москве. После жестоких пыток их казнили на Лобном месте.

Приковывали к себе внимание. Почему же жизнь Степана Разина и восстание под его предводительством стали темами песен Пушкина, поэмы Гиляровского и немецкой диссертации XVII века?

Крестьянское восстание Степана Разина

Чтобы понять, почему личность Разина волновала многих, нужно узнать, кем же был этот выдающийся человек. В народной памяти и её выразителе — фольклоре Стенька Разин — герой и бунтарь, эдакий «благородный разбойник». Без сомнения, Разин был личностью яркой и сильной. Хороший военный и организатор. Что самое главное, Разин смог объединить в себе два образа: вождя народа, настоящего ненавистника крепостничества и царя, и, конечно, Стенька Разин — это удалой казачий атаман. Настоящий казак со всеми казачьими обычаями и привычками, не чета тем, кто будет после служить царям-крепостникам.

Чтобы понять, кто такой Степан Разин, надо знать, чем вообще занималось казачество XVII века. Для пропитания, кроме известных набегов, казаки занимались ловлей рыбы, бортничеством и охотой. Кроме этого, держали скот и выращивали овощи на огороде. Что интересно, до конца XVII века донские казаки не сеяли хлеб. Считали, что с хлебопашеством придёт и крепостное право.

Б. Кустодиев. «Степан Разин». (wikipedia.org)

Уклад жизни Дона имел элементы архаической демократии: своя власть с войсковым кругом, выборными атаманами и казацкой старшиной. Причём все атаманы и старшины были выборными. Все важнейшие вопросы обсуждались на общем сходе казаков («круг», «рада», «коло»).

Набег — единственный способ выжить

С ужесточением крепостного права в XVII веке на Дону скопилось огромное количество голутвенных казаков, то есть тех, у которых не было своей земли и дома. Жили они в верховьях Дона, в низовьях же проживали «домовитые» казаки. Они, к слову, и сдали Разина, когда тому не удалось взять Симбирск. Примечательно то, что главой «домовитых» казаков был крёстный отец Степана Разина Корнила Яковлев.

Голутвенным казакам, предводителем которых стал Разин, для пропитания приходилось ходить в набеги, или походы «за зипунами». Ходили в Турцию, Крым, Персию. Таким же походом был и поход 1667−1669 годов в Персию, который возглавил Разин. В советской историографии его называют первым этапом восстания, но это было не так. Поход 1667−1669 годов — обыкновенное безнаказанное проявление казачьей вольницы.


Гравюра XVII века из книги Яна Стрейс. (wikipedia.org)

На пути в Персию Разинцы разграбили на Волге царские и патриаршие караваны судов, а потом учинили кровавую резню в Яицком городке, разорили города и селения от Дербента и Баку до Решта. В результате казаки вернулись с богатой добычей, их струги были забиты дорогими восточными товарами. Отличительной чертой разинского похода «за зипунами» является то, что он отправил послов к шаху с просьбой дать казакам землю для заселения. Но скорее всего это была всего лишь уловка. Так подумал и шах, поэтому послов затравили собаками.

Личные качества Степана Разина

Итак, Разин был из лихой, удалой и по-настоящему вольной казацкой среды. Не удивительно, что его образ был романтизирован и во многом идеализирован. Но что же с семьёй Разина? Он родился около 1630 года. Возможно, матерью Степана была пленная турчанка. Отец Тимофей, имевший прозвище Разя, был из «домовитых» казаков.

Степан Тимофеевич Разин. (wikipedia.org)

Степан видел многое: трижды посещал Москву в составе казачьих посольств, участвовал в переговорах с московскими боярами и калмыцкими князьями — тайшами. Дважды был на богомолье в Соловецком монастыре. К сорока годам, когда Разин возглавил голытьбу, крестьян и казаков, он был человеком с военным и дипломатическим опытом, и, конечно, это был человек с неиссякаемой энергией.

Голландский парусный мастер Ян Стрейс, встречавшийся с Разиным в Астрахани, так описал его внешность: «Это был высокий и степенный мужчина, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью. На вид ему было сорок лет, и отличить его от остальных было бы совсем невозможно, если бы не выделялся по чести, которую ему оказывали, когда во время беседы становились на колени и склонялись головой до земли, именуя его не иначе, как батька».

История с персидской княжной

Тому, как Степан Разин утопил персидскую княжну, посвящена песня «Из-за острова, на стрежень ». Легенда жестоком поступке Разина берёт своё начало в 1669 году, когда Стенька Разин разгромил шахский флот. В плен к казакам попали сын командующего Мамед-хана Шабан-Дебей и, как говорит легенда, его сестра, настоящая персидская красавица. Её Разин якобы сделал любовницей, а затем бросил в Волгу. Что ж, Шабан-Дебей действительно был привезён разинцами в Астрахань. Пленник писал письма на имя царя с просьбой, чтобы его отпустили домой, но сестру не упоминал.


Гравюра из книги Стрейса. (wikipedia.org)

Есть также свидетельство Яна Стрейса об этом: «При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с её братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева. Она была весьма красивой и приветливой девушкой, нравилась ему и во всем пришлась ему по нраву. Она тоже полюбила его из страха перед его жестокостью и чтобы забыть своё горе, а все-таки должна была погибнуть таким ужасным и неслыханным образом от этого бешеного зверя».


В. Суриков. «Стенька Разин». (wikipedia.org)

К словам Стрейса надо относиться очень аккуратно. В те годы в Европе были популярны книги путешественников с подробными описаниями мест, и авторы частенько разбавляли факты со слухами. Стрейс не был путешественником, к слову, он был наёмным рабочим. У нешо был друг и в будущем спаситель из персидского рабства Людвиг Фабрициус, наёмный офицер, служивший в Астрахани. Фабрициус описывает похожий слух, но без романтического флёра («персидская дева», «река Волга», «грозный и гневный мужчина»).


Пойма осетровых в Волге в XVII в. (wikipedia.org)

Итак, по словам Людвига Фабрициуса осенью 1667 года разинцы захватили знатную и красивую «татарскую деву», с которой Стенька Разин делил ложе. И перед тем, как отплыть из Яицкого городка, Разину якобы явился во сне «водяной бог Иван Горинович», которому подвластна река Яик. Бог стал упрекать атамана в том, что он не сдержал обещания и не отдал ему самой ценной добычи. Разин приказал девушке надеть свои лучшие наряды, и когда челны выплыли на речной простор Яика (не Волги) бросил красавицу в реку со словами: «Прими это, покровитель мой, Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар…».

В 1908 году был снят фильм «Стенька Разин» на сюжет песни «Из-за острова на стрежень». Песня, к слову, основана на стихотворении Д. М. Садовникова:

Европа наблюдает за восстанием Разина

К крестьянской войне, возглавленной Стенькой Разиным, было приковано внимание если не всей Европы, то торговой точно. От исхода сражения зависела судьба важнейших торговых путей по Волге. По ним в Европу попадали товары из Персии и русский хлеб.

Гравюра, приложенная к гамбургской газете 1670 года. (wikipedia.org)

Ещё до того, как восстание завершилось, в Англии, Нидерландах и Германии появились целые книги о мятеже и его предводителе. И, как правило, это была фантастика, но иногда в них сообщались ценные сведения. Главным европейским свидетельством восстания казаков и крестьян является книга «Три путешествия» Яна Стрейса, цитата из которой приводилась выше.

Многие иностранцы, бывшие в Москве во время казни Разина, стали свидетелями четвертования главного врага государства. В том, чтобы европейцы всё увидели было заинтересовано правительство Алексея Михайловича. Царь и приближённые стремились уверить Европу об окончательной победе над восставшими, хотя на тот момент до победного конца было ещё далеко.

Титульный лист диссертации Марция. (wikipedia.org)

В 1674 году в Виттенбергском университете, Германия, была защищена диссертация о восстании Стеньки Разина в контексте всей российской истории. Работу Иоганна Юстуса Марция затем много раз переиздавали в XVII — XVIII веках. Даже Александр Пушкин ей интересовался.

Миф о Стеньке Разине

Личность Разина, несмотря на свидетельства и поступки, всё равно мифологизирована, от этого не уйдёшь. В русских народных песнях жестокий атаман часто смешивается с другими знаменитым казаком — Ермаком Тимофеевичем, захватившем Сибирь.


Степана Разина везут на Казнь. (wikipedia.org)

Интересовавшийся судьбой Степана Разина Александр Сергеевич Пушкин написал три песни, стилизованные под народные. Вот одна из них:

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему:

«Молодец удалой, ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».


С. А. Кириллов. «Степан Разин». (wikipedia.org)

В 1882 — 1888 годах Владимир Гиляровский, известный бытописатель Москвы, пишет пронзительную поэму «Стенька Разин» , кончающуюся, конечно, казнью легендарного человека:

Голова по помосту сверкает,
тело Разина рубят в куски.
Изрубили за ним есаула,
На кол головы их отнесли,
А в толпе, среди шума и гула,
Слышно женщина плачет вдали.
Знать её-то своими глазами
Атаман средь народа искал,
Знать её-то, в тот миг, как устами,
Он огнем этих глаз целовал.
От того умирал он счастливый,
Что напомнил ему ее взор
Дон далекий, родимые нивы,
Волги-матушки вольный простор.
И напомнил, что пожил недаром,
А всего совершить хоть не мог,
Так свободу широким пожаром
В сердце рабском он, первый, зажег.

Стенька Разин - герой песни, буйный разбойник, в порыве ревности утопивший персидскую княжну. Вот все, что большинству известно о нем. И все это - неправда, миф.

Реальный Степан Тимофеевич Разин - выдающийся полководец, политический деятель, "отец родной" всех униженных и оскорбленных, был казнен то ли на Красной, то ли на Болотной площади в Москве 16 июня 1671 года. Его четвертовали, тело разрубили на части и выставили на высоких шестах у Москвы-реки. Там оно провисело, по меньшей мере, пять лет.

«Степенный мужчина с высокомерным лицом»

То ли от голода, то ли от притеснений и бесправия бежал из-под Воронежа на вольный Дон Тимофей Разя. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число "домовитых", то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола.

Внешность среднего из братьев описана голландцем Яном Стрейсом: "Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью". Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: "Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести".

Челночный дипломат

К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества.

К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву. Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.

Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам. К примеру, по окончании длительного и разорительного для страны похода "за зипунами" Разина не только не арестуют как преступника, но отпустят с войском и частью оружия на Дон: таков результат переговоров казацкого атамана с царским воеводой Львовым. Более того, Львов "принял Стеньку в названые сыновья и по русскому обычаю подарил ему образ девы Марии в прекрасном золотом окладе".

Борец с бюрократией и тиранией

Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак - вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана.

Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает готовить большой поход "за зипунами", то есть за добычей, для того, чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.

Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.

Хитрый полководец

Предводитель голытьбы оказался изобретательным полководцем. Выдав себя за купцов, разинцы взяли персидский город Фарабат. В течение пяти дней они торговали награбленными ранее товарами, разведывая, где находятся дома богатейших горожан. А, разведав, ограбили богачей.

В другой раз хитростью Разин победил уральских казаков. На сей раз разинцы прикинулись богомольцами. Войдя в город, отряд из сорока человек захватил ворота и позволил зайти всему войску. Был убит местный атаман, а яицкие казаки сопротивления донским не оказали.

Но главная из "умных" побед Разина - в битве у Свиного озера, в Каспийском море недалеко от Баку. На пятидесяти кораблях к острову, где был разбит лагерь казаков, приплыли персы. Увидев противника, силы которого превосходили их собственные в несколько раз, разинцы бросились к стругам и, неумело управляя ими, попытались уплыть. Персидский флотоводец Мамед-хан принял хитрый маневр за побег и приказал сцепить персидские корабли между собой, чтобы, как в сети, поймать все войско Разина. Воспользовавшись этим, казаки принялись из всех орудий стрелять по флагманскому кораблю, взорвали его, а когда тот потянул на дно соседние и среди персов поднялась паника, принялись топить один за другим другие суда. В итоге от персидского флота осталось всего три корабля.

Стенька Разин и персидская княжна

В сражении у Свиного озера казаками был пленен сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда. Согласно легенде, в плену оказалась и его сестра, в которую был страстно влюблен Разин, которая будто бы даже родила донскому атаману сына и которую Разин принес в жертву Волге-матушке. Однако существованию персидской княжны в реальности нет никаких документальных подтверждений. В частности, известна челобитная, с которой обращался Шабалда, прося отпустить его, но при этом принц ни словом не обмолвился о своей сестре.

Прелестные письма

В 1670 году Степан Разин начал главное дело своей жизни и одно из главных событий в жизни всей Европы: Крестьянскую войну. О ней не уставали писать в иностранных газетах, за ее ходом следили даже в тех странах, с которыми у России не было тесных политических и торговых связей.

Эта война уже не была походом за добычей: Разин призывал к борьбе с существующим строем, планировал идти на Москву с целью свержения, но не царя, а боярской власти. При этом он надеялся на поддержку запорожских и правобережных казаков, отправлял к ним посольства, но результата не добился: украинцы были заняты собственной политической игрой.

Тем не менее война стала всенародной. Бедняки видели в Степане Разине заступника, борца за их права, называли отцом родным. Города сдавались без боя. Тому способствовала активная агитационная кампания, проводимая донским атаманом. Используя присущую простому люду любовь к царю и набожность,

Разин распустил слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон.

Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором - Никон.

Расходились по всей Руси разинские "прелестные письма". "За дело, братцы! Ныне отомстите тиранам, которые до сих пор держали вас в неволе хуже, чем турки или язычники. Я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми, и вам будет так хорошо, как и мне, будьте только мужественны и оставайтесь верны", - писал Разин. Его агитационная политика была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.

Казнь

Накануне Крестьянской войны Разин захватил фактическую власть на Дону, нажив себе врага в лице собственого крестного отца атамана Яковлева. После осады Симбирска, где Разин потерпел поражение и был тяжело ранен, домовитые казаки во главе с Яковлевым смогли арестовать его, а затем и его младшего брата Фрола. В июне отряд из 76 казаков доставил Разиных в Москву. На подходе к столице к ним присоединился конвой из ста стрельцов. Братьев одели в лохмотья.

Степана привязали к позорному столбу, установленному на телеге, Фрола приковали так, чтобы он бежал рядом. Год выдался засушливым. В разгар жары арестантов торжественно провезли по улицам города. Затем жестоко пытали и четвертовали.

После смерти Разина о нем стали слагаться легенды. То он бросает со струга двадцатипудобые камни, то защищает Русь вместе с Ильей Муромцем, а то добровольно садится в тюрьму, чтобы выпустить заключенных. "Полежит так маленько, отдохнет, встанет... Дай, скажет, уголь, напишет тем углем на стене лодку, насажает в ту лодку колодников, плеснет водой: река разольется с острова до самой Волги; Стенька с молодцами грянут песни - да на Волгу!.. Ну, и поминай как звали!"

Донской атаман, предводитель крупнейшего казацко-крестьянского восстания. Степан Тимофеевич Разин родился в 1630 году в станице Зимовейская-на-Дону. Отец Степана - знатный казак Тимофей Разин, крестным отцом был войсковой атаман Корнила Яковлев. У Степана было два брата: старший, Иван и младший, Фрол. Уже в юности Степан занимал видное место среди донских старшин. В 1652 и 1661 годах совершил два паломничества в Соловецкий монастырь. В составе зимовых станиц - донских посольств - в 1652,1658 и 1661 годах побывал в Москве. Зная татарский и калмыцкий языки, неоднократно успешно участвовал в переговорах с калмыцкими предводителями. В 1663 году, возглавляя казачий отряд, совершил совместно с запорожцами и калмыками поход под Перекоп против крымских татар .

Идея восстания против феодально-крепостнических порядков в России возникла у Разина в связи с наступлением самодержавия на вольности донских казаков и, в частности, в связи с жестокой расправой в 1665 году князя Юрия Долгорукова над старшим братом Степана Иваном за попытку вместе с отрядом казаков самовольно покинуть театр военных действий против поляков. Благодаря своей удачливости и личным качествам, Степан Разин получил широкую известность на Дону. Словесный портрет Разина составил не раз его видевший голландский парусный мастер Ян Стрейс: «Это был высокий и степенный мужчина крепкого телосложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью».

Возвращение казаков на Дон в августе 1669 года с богатой добычей укрепило славу Разина как удачливого атамана, к нему с разных сторон стали стекаться не только казаки, но и толпы беглых из России .

Были взяты Царицын, Астрахань, Саратов, Самара, в его руках оказалось все Нижнее Поволжье. Начавшись как казачье выступление, движение под предводительством Разина быстро переросло в огромное крестьянское восстание, охватившее значительную часть территории страны. Бунт запылал на всем пространстве между Окой и Волгой. Восставшие предавали помещиков смерти, свергали воевод, создавали свои органы власти в форме казачьего самоуправления.

Царское правительство предприняло чрезвычайные меры для подавления восстания. Главные силы восставших не смогли взять Симбирск, правительственным войскам удалось нанести поражение Разину в октябре 1670 года. Самого атамана, раненного в бою, едва успели спасти и отвезти в Кагальницкий городок.

Оправившись от полученных под Симбирском ран, Степан Разин не собирался слагать оружия. Он рассчитывал собрать новое войско и продолжить борьбу.

Но в 1671 году на Дону уже господствовали иные настроения, резко упали авторитет и влияние самого Разина. Усилилось противостояние между Разиным и низовыми казаками. По мере развития успеха правительственных войск зажиточные донские казаки склонялись к мысли о необходимости пленения Разина и передачи на царский суд .

После неудачной попытки лидера восставших взять Черкасск, войсковой атаман Яковлев нанес ответный удар. В апреле 1671 года низовые казаки захватили и сожгли Кагальницкий городок, а захваченного в плен Разина выдали московским властям. После пыток Степан Разин 16 июня (6 июня по ст. стилю) 1671 года был публично казнен (четвертован) в Москве возле Лобного места. Спустя три дня останки Разина «на показание всем» были «вздеты на высокие деревья и поставлены за Москвой-рекой на площади (Болотной) до исчезнутия». Позднее останки Степана Разина были захоронены на Татарском кладбище в Замоскворечье (ныне территория Парка культуры и отдыха им. М. Горького). Погребение на мусульманском кладбище объясняется тем, что предводитель Крестьянской войны был еще при жизни отлучен от церкви.

Личность Разина оставила глубокий след в народной памяти. Ему посвящен целый цикл песен; ряд урочищ по Волге зовется его именем.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Разин Степан Тимофеевич - (ок. 1630-1671) - предводитель Крестьянской войны 1670-1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в.

Родился ок. 1630 в станице Зимовейская на Дону (или в Черкасске) в семье зажиточного казака Тимофея Разина, вероятно, средний сын из трех (Иван, Степан, Фрол). Первый документ о нем - его просьба об отпуске для поездки в Соловецкий монастырь 1652.

В 1658 был в числе черкасских казаков, направленных в Москву в Посольский приказ. В 1661 вместе с атаманом Ф.Буданом вел переговоры с калмыками о заключении мира и совместных действиях против татар. В 1662 стал атаманом, в 1662-1663 его казаки ходили против турок и крымчан, участвовали в битве при Молочных Водах на Крымском перешейке. Вернулся на Дон с богатыми трофеями и пленными.

В 1665 воевода и кн. Ю.А.Долгоруков повесил старшего брата Разина Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время русско-польской войны. Степан решил не только отомстить за брата, но и наказать бояр и знать. Собрав «ватагу» в 600 чел., отправился весной 1667 от Зимовейского городка под Царицыном вверх по Дону, по пути грабя казенные струги с товарами и дома богатых казаков. Предприятие именовалось «поход за зипунами» и было нарушением данного донскими казаками московским властям обещания «отстать от воровства». «Ватага» быстро выросла до 2 тыс. чел. на 30 стругах. Хитростью захватив Яик, Разин казнил 170 чел., видевших в его войске «воровское полчище» и пополнил «ватагу» сочувствующими из местного населения.

Заложив стан между реками Тишини и Иловни, реорганизовал «войско», придав ему черты регулярного, разделенного на сотни и десятки во главе с сотниками и десятниками. Всех, кто встречался его «ватаге» и не хотел идти с нею, распоряжался «жечь огнем и заколачивать до смерти». Несмотря на жестокость, остался в народной памяти щедрым, приветливым, оделявшим бедных и голодных. Его считали колдуном, верили в его силу и счастье, именовали «батюшкой».

В 1667-1669 Разин совершил персидский поход, разбив флот иранского шаха и обретя опыт «казацкой войны» (засады, налеты, обходные маневры). Казаки сжигали села и деревни дагестанских татар, убивали жителей, разоряли имущество. Взяв Баку, Дербент. Решет, Фарабат, Астрабат, Разин набрал пленных, среди них оказалась дочь Менеды-хана. Ее он сделал наложницей, затем расправился с ней, доказывая атаманскую удаль. Этот факт попал в текст народной песни о Стеньке Разине, но уже в то время повсюду расходились легенды о «заговорённом от пули и сабли» разорителе чужого добра, о его силе, ловкости и удаче.

В августе-сентябре 1669, вернувшись на Дон, построил себе «со товарищи» крепость на острове - городок Кагальник. На нем разинская «ватага» и он сам раздавала добытые военные трофеи, зовя в казачье войско, маня богатством и удалью. Попытка московского правительства наказать строптивцев, прекратив подвоз хлеба на Дон, лишь добавила Разину сторонников.

В мае 1670 года на «большем круге» атаман объявил, что намерен «итти з Дону на Волгу, а с Волги итти в Русь... чтоб... из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», дать свободу «чорным людем».

Летом 1670 поход превратился в мощную крестьянскую войну. Слух об идущем с Разиным царевиче Алексее (на самом деле умершем) и патриархе Никоне превращал похода в событие, получившее благословение церкви и власти. Под Симбирском в октябре 1670 Степан Разин был ранен, ушел на Дон. Там его вместе с братом Фролом 9 апреля 1671 «домовитые казаки» во главе в Корнилом Яковлевым выдали властям. Привезенный в Москву, Степан был допрошен, пытан и четвертован 6 июня 1671.

Образ Разина вдохновил В.И.Сурикова на написание полотна Степан Разин (1907, Русский музей). Разина запечатлела народная память в названии утеса, урочищ на Волге. Его личность отображена в романах С.Злобина (Степан Разин), В.Шукшина (Я пришел дать вам волю…).

Loading...Loading...