Глина. Свойства глины. Состав глины. Разница между песком и глиной

Сафронова Любовь Ивановна МАДОУ ПГО «Детский сад 65» Воспитатель Город Полевской, Свердловская область

Цель деятельности– сравнить в ходе опытов свойства и особенности песка и глины.

В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:

  1. Закрепить знания детей о свойствах песка и глины (сыпучесть, липкость, водопроницаемость, цвет, запах) ;
  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; любознательность; целеустремленность.
  3. Воспитывать интерес к получаемым результатам в ходе опытов с песком и глиной.

Предполагаемый результат

В ходе занятия дети должны познакомиться со свойствами песка и глины и научиться их сравнивать.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Познание» :

Обогащение представлений о свойствах песка и глины. (вопросы к детям: из чего состоит песок и глина, как вы думаете?) Уточнение знаний о природных материалах (песок и глина) Родного края. И их место нахождения в окружающем мире (вопросы к детям: что вы знаете о песке и глине? Где вы их видели? Как вы думаете, что можно сделать из песка и глины?)

Образовательная область «Коммуникация» :

Пополнение словарного запаса (сыпучесть, рыхлость, липкость, вязкость, способность пропускать воду) .

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Образовательная область «Безопасность» :

Освоение детьми главных правил безопасности по работе с песком и глиной. (моем руки после каждого опыта)

Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы» :

Загадывание загадок о песке.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках посылка. Как вы думаете, от кого? Конечно, от Незнайки. Хотите узнать, что в ней?

Воспитатель: Давайте я открою посылку и посмотрим. (Достает письмо от Незнайки и два мешочка) .

Воспитатель: Ребята, в письме Незнайка просит нас помочь ему узнать, что находится в этих двух мешочках и чем отличается их содержимое. А все наши выводы мы отправим в письме по почте.

Воспитатель открывает первый мешочек и высыпает из него содержимое в чашу.

Воспитатель: что это?

Дети: песок.

Воспитатель: правильно. А теперь посмотрим, что во втором мешочке?

Воспитатель высыпает содержимое в другую чашу.

Воспитатель: как вы думаете, а что это? Тоже песок?

Дети: нет.

Воспитатель: А как нам можно узнать?

Дети: давайте пойдем в лабораторию и проведем опыты.

Воспитатель: тогда я буду вашим старшим лаборантом, а вы исследователями.

Опыт 1. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

Какого цвета песок? /Коричневый.

Какого цвета глина? / Голубая.

А чем пахнет песок? / ничем.

А глина пахнет? / нет.

Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам» , а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт 2. Что лучше лепиться?

Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок?

Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.

Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

А из сухой глины можно что-нибудь вылепить? / нет.

Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

Вывод: сухой песок не лепится (сыпучесть) , а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

Дети моют руки.

Опыт 3.Во что легче поместить предмет?

Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? / В песок. / Вывод. Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга» , и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.

После опытов воспитатель предлагает детям вымыть руки.

Воспитатель: закончили работу в лаборатории. Что мы узнали нового?

Ответы детей: песок – коричневого цвета, без запаха, сыпучий, рыхлый, пропускает воду. Из мокрого песка можно что-то построить, но через время фигурки рассыпятся. Глина - голубого цвета, без запаха, липкая, вязкая. Когда смешивается с водой, то из нее можно что то вылепить. Она становится твердая.

Также в индивидуальном разговоре выяснили, какие свойства песка и глины детям понравились больше.

Воспитатель: А что-то еще вы хотите узнать о песке и глине? Узнайте у взрослых.

А мы вернемся в лабораторию еще не один раз.

Что мы можем написать Незнайке? Ответы напишите дома. И принесите в детский сад. Написанные ответы мы отправим Незнайке по почте.

Результат деятельности.

Данное занятие очень интересно детям, они очень стараются при выполнении заданий, очень гордятся теми изделиями, которые изготовили своими руками, с радостью демонстрируют их родителям и друг другу.

Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойствапеска и глины, использовать их для творчества. Для этого детям задаются вопросы по теме, а в конце занятия воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.

После проведения данного блока опытов выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению. При выборе опытов дети проявляли свою инициативу.

Приложения

Опыт 1. Какой песок тяжелее, сухой или мокрый?

Сравнение мокрого и сухого песка по весу. Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

Вывод: мокрый песок тяжелее.

Опыт 2. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Вывод: легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт 3Растут ли растения в песке?

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта) .

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и трубочкой. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки) . В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.

Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).

Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.

Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, - рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).

Рис. 4. Железная дорога ()

Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.

Глина - плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).

Рис. 5. Фаянсовая посуда ()

Мрамор - это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.

Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен ()

Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

Рис. 7. Казанский собор ()

Рис. 8. Исаакиевский собор ()

Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество - магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.

  • Что должен делать человек для экономии запасов полезных ископаемых?
  • Поговорим о свойствах песка и глины (рис. 2). Если проводить опыты, то можно обнаружить, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Если положить кусочек глины в стакан с водой и тщательно все размещать, то можно увидеть, что на дно осядут мелкие камушки, песчинки, а мелкие частички будут плавать, делая воду мутной. Если слить эту мутную воду и дать ей отстояться, то скоро на дне мы обнаружим слой глинистого ила. А если смочить образцы песка и глины водой и попробовать скатать шарики, то можно увидеть, что из глины легче скатать шарик. При намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму.

    Из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет. Песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла (рис. 3).

    Частички глины непрозрачные, неблестящие. По цвету глина бывает разная: белая, серая, коричневая, желтая.

    Песок, глину, мрамор, гранит, известняк называют строительными полезными ископаемыми. Песок, по которому мы ходим, - рыхлая горная порода. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей (рис. 4).

    Рис. 4. Железная дорога ()

    Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого стекла изготавливают стекло.

    Глина - плотная горная порода, при намокании она становится вязкой и пластичной, она долго сохраняет свою форму при высыхании. В печи обожженные из глины изделия становятся твердыми и прочными. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду (рис. 5).

    Рис. 5. Фаянсовая посуда ()

    Мрамор - это разновидность известняка, после полировки на нем выступает красивый узорчатый рисунок разной окраски. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета (рис. 6). Из известняка построены известные на весь мир церкви и соборы.

    Рис. 6. Станция Маяковская. Московский метрополитен ()

    Особенно из полезных ископаемых ценится гранит. Он обладает особой твердостью и прочностью. Его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора (рис. 7), бортики Исаакиевского собора (рис. 8), а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

    Рис. 7. Казанский собор ()

    Рис. 8. Исаакиевский собор ()

    Почему надо беречь полезные ископаемые? Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. Вы уже знаете, что на дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается в недрах планеты. Там, глубоко под землей, находится раскаленное вещество - магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности. Из магмы образовались гранит, базальт, рудные полезные ископаемые. Но запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Ученые предсказывают, что уже в нашем XXI веке разведанные запасы нефти, золота и меди могут быть исчерпаны. На их образование ушли миллионы лет, а человек израсходовал их так быстро. Их нельзя восстановить, как, например, лес после вырубки.

    Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски расходовать богатства подземных кладовых? Ученые создают новые искусственные материалы для замены металла и горючих полезных ископаемых. Вместо металла все больше и больше применяется пластмасса. Посмотри вокруг, и ты увидишь, как много вещей сделано из пластмассы вместо дорого металла и ценной древесины. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла. Строятся гидроэлектростанции, на которых используются силы воды, или силы ветра, или солнечное тепло. Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы. Использование металлолома позволяет бережно относиться к рудным полезным ископаемым и экономно их расходовать. Нужно также следить, чтобы без надобности не горели газовые и электрические приборы, беречь тепло в школе и дома в холодное время года, не оставляя открытыми настежь двери в подъездах. Следите за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка по трубам в жилые дома, на фабрики и заводы невозможна без использования полезных ископаемых.

  • Что должен делать человек для экономии запасов полезных ископаемых?
  • Песок и глина являются достаточно распространенными и доступными природными материалами. Каждый из них по-своему уникален.

    Определение

    Песок – материал, представляющий собой совокупность множества мельчайших фрагментов горных пород.

    Песок

    Глина – материал с мелкозернистой структурой, образованный вследствие разрушения горных пород.


    Глина

    Сравнение

    Минеральный и химический состав, а также величина частиц наделяют песок и глину определенными свойствами. Попытаемся их сравнить.

    Водопроницаемость

    Отличие песка от глины наблюдается в способности каждого из материалов пропускать воду. Можно заметить, что в природе песок часто встречается в сухом виде. Это связано с его хорошей водопроницаемостью. Такое свойство песка используется для создания песчаных фильтров.

    Глина же воду впитывает, при этом набухая (после высыхания она снова теряет в объеме). Насыщение глины влагой происходит до определенного предела. Пропускать сквозь себя воду данному материалу не свойственно. Это касается и высохшей глины, и напитанной до упора влагой.

    Пластичность

    Из сырого песка можно попытаться что-то слепить. Однако при этом хорошей связующей способности между его частицами наблюдаться не будет. Даже влажный песок является достаточно рыхлым, и о каких-то художественных изысках речи не идет.

    Между тем из сырой глины, как из податливого теста, легко формируются всевозможные фигуры, ведь в таком состоянии она отличается вязкостью и пластичностью. Это свойство глины лежит в основе гончарного производства. Материал с успехом используется для изготовления предметов домашнего обихода и строительных элементов.

    Сыпучесть

    В чем разница между песком и глиной? Она также состоит в том, что сделанный из песка куличик после высыхания теряет свою форму, а глиняное изделие сохраняет ее. Сухой песок сыпуч, ведь между его частицами отсутствует сцепление. Причем через любое отверстие песок проходит равномерно, без изменения скорости, что демонстрируется в работе песочных часов.

    Глина не обладает сыпучестью. Высохшая, она состоит из крепко сцепленных частиц, поэтому изделия из нее являются очень плотными. Чтобы отделить друг от друга частички сухой глины, необходимо применить дополнительное усилие – растолочь глиняный комок.

    татьяна ушакова
    Конспект НОД на тему «Свойства глины и песка»

    Вид деятельности : познавательно-исследовательская деятельность старшая гр.

    Форма организации : экспериментирование.

    Тема : «Свойства глины и песка » .

    Цели : расширение знаний детей о свойствах глины .

    Задачи :

    1. Углубить представления детей о свойствах глины , в сравнении со свойствами песка (сыпучесть, липкость, вязкость, пластичность, способность пропускать воду, выясняя их отличия. Показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек.

    2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; творческие способности детей при создании скульптур.

    3. Воспитывать желание помочь персонажу; интерес к окружающей действительности.

    Материалы и оборудование :Незнайка, ИКТ картинки замков из песка ,картинка замка из кирпича,контейнеры с глиной и песком ; стаканы с песком и глиной , листы бумаги, лупы, пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка; красный кирпич, бумажные полотенца для рук. Глина , доски, стеки, предметы сделанные из глины .

    Мотивация детей к деятельности.

    Приходит Незнайка с (видео) картинками, где изображены замки из песка .

    П,С – Хочу построить такой замок, а Знайка надомной смеется, говорит, что это невозможно. Что я не смогу там жить.

    Помогите мне.

    Постановка детьми цели деятельности.

    Проблемный диалог : - Как помочь Незнайке?

    Вы видели такие замки?

    А сами строили?

    А что вы скажите про такой замок?

    Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.

    Сложное задание задал Незнайка. Каким должен быть замок?

    Правильно, замок должен быть крепким, прочным, не рассыпаться, не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

    Давайте посмотрим еще одну картинку замка. Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи : из песка или из глины ? Как можно проверить? /предположения детей/. Правильно, опытным путем.

    Дети проходят за столы с песком .

    Опыт 1. Что лучше лепиться?

    Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

    Что происходит с песком ? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

    Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

    Смачивают водой песок.

    Куда исчезла вода? /она «забралась» в песок и спряталась/. Каким стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить из него? Попробуйте слепить кирпичик.

    Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

    Как думаете, а какая должна быть глина , чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины .

    Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая .

    - Что лучше лепится : глина или песок ? /глина/ . Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

    Вывод : сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая , липкая, пластичная и поэтому из нее хорошо лепить фигурки.

    Дети моют руки.

    Как вы думаете, какой кирпичик прочнее : песочный или глиняный ? Как можно узнать? /предположения детей/. Проверим.

    Опыт 2. Что легче ломается?

    Дети пробуют разломать кирпичи.

    Что случилось с песочными кирпичами? …

    Рассыпались. А глиняные рассыпаются ?

    Вывод : из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные , их трудно разломать.

    А для прочности глиняные кирпичи обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/.

    Дети моют руки.

    Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет ? Давайте рассмотрим песок и глину .

    Дети садятся за круглые столы.

    Опыт 3. Из чего состоят песок и глина ?

    Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

    Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

    Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

    Из чего состоит глина ? Видны ли такие же частички в глине ?

    В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам» , а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

    Вывод : песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются .

    Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину ? Как можно проверить?

    Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину ?

    В стаканы помещаются песок и глина . Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду.

    Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет ?

    Вывод : песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду .

    Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя : песочные или глиняные ? Почему? Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет . Молодцы!

    Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей : сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут из песка ?

    Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

    Знаниями мы Незнайку вооружили, а как еще ему помочь? Что еще может быть в замке из прочного материала? (чем украшают замки) Конечно, сделайте статуи из оставшейся глины .

    Рефлексия. -Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Как думаете, Незнайка не зря к вам обратился за помощью? А вы довольны тем, что помогли ему?

    В чем вы испытывали затруднение?

    Какие поделки подарим Незнайке?

    И я думаю, Незнайка рад встречи с вами. Вы помогли выбрать ему нужный материал, и конечно, он рад вашим подаркам.

    Незнайка восхищается их работами, благодарит за помощь и подарки

    Публикации по теме:

    Конспект занятия-экспериментирования в первой младшей группе «Песок. Свойства песка» Цель: познакомить детей со свойствами песка. Задачи:.

    Муниципальное бюджетное дошкольное Образовательное учреждение Детский сад №49 г. Владикавказ Конспект НОД по организации исследовательской.

    Интеграция образовательных областей: 1. Познание 2. Коммуникация 3. Социализация 4. Физическая культура Коммуникация: 1. развивать умственные.

    Конспект ООД по познавательному развитию "Спор Песка и Глины" в средней группе общеразвивающей направленности (возраст 4-5 лет) Цель: формирование.

    Loading...Loading...