К ф рылеев очень краткая биография. Краткая биография рылеева, поэта, общественного деятеля, декабриста. Библиография Кондратия Рылеева

Слово «декабристы» в сознании многих людей ассоциируется с благородными и самоотверженными смельчаками, которые, несмотря на свое дворянское происхождение, пошли против высшего общества, т. е. общества, к которому они сами принадлежали. Вот и биография Рылеева Кондратия Федоровича - одного из лидеров - является свидетельством его самоотверженной борьбы за справедливость и права простых людей.

Детство и юность поэта

18 сентября 1795 года в обедневшей дворянской семье родилсяРылеев Кондратий Федорович. Его отец, служивший управляющим у был человеком с крутым нравом и вел себя как настоящий деспот по отношению к своей жене и сыну. Анастасия Матвеевна - мать Рылеева, желая избавить своего маленького сына от жестокого обращения отца, была вынуждена отдать его в шестилетнем возрасте (в 1801 году) на воспитание в первый кадетский корпус. Именно здесь юный Кондратий Рылеев обнаружил свой сильный характер, а также талант к написанию стихов. В 1814 году 19-летний кадет становится офицером, и его направляют на службу в конную артиллерию. В первый же год службы он побывал в походах в Швейцарию и во Францию. Военную карьеру Кондратий Федорович закончил через 4 года, выйдя в 1818 году в отставку.

Кондратий Федорович Рылеев. Биография начинающего поэта-бунтаря

В 1820 году, после женитьбы на Наталье Тевяшовой, Рылеев переезжает в Петербург и сближается со столичными интеллигентными кругами. Он становится членом вольного общества любителей российской словесности, а также его заинтересовала масонская ложа «Пламенеющей звезды». Литературная деятельность будущего революционера начинается в этот же период. Он публикует свои произведения в нескольких петербургских изданиях. Неслыханная дерзость и смелость стихотворения «К временщику» поразила друзей Рылеева, ведь оно метило в самого генерала Аракчеева. Репутацию неподкупного поборника справедливости молодой поэт-бунтарь приобрел, когда получил должность заседателя уголовной палаты. Биография Рылеева Кондратия Федоровича, касающаяся первых лет жизни в столице, содержит данные о его дружбе со многими знаменитыми литературными деятелями того времени: Пушкиным, Булгариным, Марлинским, Сперанским, Мордвиновым и др.

Рылеев: «Я не поэт, а гражданин»

В доме Рылеевых часто собиралось литературное общество, и на одном из таких собраний, в 1823 году у Рылеева и Марлинского (А. А. Бестужева) зародилась идея выпуска ежегодного альманаха «Полярная Звезда», который стал предшественником газеты «Московский Телеграф». Тогда же вышла в свет поэма «Войнаровский» и знаменитые патриотические баллады «Думы» Рылеева. Поэт становится членом революционного Северного общества, а уже через год его избирают руководителем этого общества.

Закат

С этого времени биография Рылеева Кондратия Федоровичаполностью посвящена его революционной деятельности. После легендарного поэт-революционер был арестован и заключен в крепость. На допросах он вел себя спокойно и брал ответственность за организацию восстания на себя. Рылеев стал одним из пяти декабристов, приговоренных к смертной казни. Герои-революционеры были повешены 13 июля 1826 года. К сожалению, биография Рылеева Кондратия Федоровича совсем короткая, ведь прожил он всего 31 год. Однако жизнь его была яркой и насыщенной и полностью посвящена гражданскому служению и

Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) известен в первую очередь как один из участников , руководитель Северного общества, образовавшегося в Санкт-Петербурге в 1822 году. Также Рылеев занимался литературной деятельностью, однако его творчество не нашло особого отклика у публики. Тем не менее, именно Рылееву предписывают статус зачинателя так называемой «гражданской поэзии», к которой относятся его лирические стихотворения.

Ранние годы

Родился Рылеев 18 сентября 1795 года в семье офицера. Отец Кондратия Федоровича имел пристрастие к игре в карты и, по слухам, даже умудрился проиграть два своих имения за карточным столом. Образование будущий декабрист получил в кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, где провел около 13 лет (с 1801 по 1814 год). Далее Кондратия Федоровича ждала служба в войсках империи. Юный Рылеев успел поучаствовать в заграничных походах, освобождая Европу от наполеоновского владычества. Рылеев покинул ряды русской армии в 1818 году, дослужившись до подпоручика.

Рылеев-революционер

После армии Рылеев полностью посвятил себя гражданской службе. Так, с 1821 по 1824 год он заседает в уголовной палате Петербурга, а с 1824 года участвует в Российско-американской торговой компании. Дом Рылеева стал пристанищем для многих юных литераторов. Многочисленные собрания, встречи, проходившие в доме поэта, помогали людям с одинаковыми взглядами на творчество и жизнь сближаться. Однако одной из самых острых тем на вечерах у Рылеева оставалась нынешняя политическая обстановка в Российской империи. В 1823 году совместно с Александром Бестужевым Рылеев начинает издавать альманах «Полярная звезда». В этом же году поэт вступает в Северное общество декабристов. Собрания Общества происходили в доме Кондратия Федоровича, из чего можно предположить, что он с легкостью мог «задавать тон» встречам единомышленников, а также определять основные направления деятельности тайной организации.

Восстание 14 декабря

Новость о смерти императора Александра 1, тут же облетевшая весь Петербург, вынудила членов Северного общества перенести дату предполагаемого восстания. 14 декабря 1825 года участники заговора вышли на Сенатскую площадь. Одним из руководителей восстания стал Рылеев, тогда внезапно заболевший ангиной. Из-за своей болезни поэт вынужден был большую часть времени провести дома, однако это не помешало ему заниматься подготовкой восстания: Рылеев приглашал к себе в гости членов общества под предлогом «навестить больного». За организацию и участие в бунте против царской власти Рылеев был арестован. Отбывать наказание он должен был в Петропавловской крепости. Через год, а именно 13 (25) июля 1826 года, Рылеев вместе с другими участниками революционных кружков был казнен. Поэт, уверенно державшийся во время допроса, так и не дождался помилования от царя.

Распространено мнение, что в день восстания Кондратий Федорович просил декабриста Каховского тайком пробраться в Зимний дворец, чтобы расправиться с новоявленным императором.

Рылеев, Кондратий Федорович

Декабрист и поэт. Род. в захудалой дворянской семье, 18 сентября 1795 г. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Р., Анастасия Матвеевна (урожденная Эссен), желая избавить ребенка от жестокого отца, уже в 1801 г. отдала его в первый кадетский корпус. Здесь Р. обнаружил сильный характер и наклонность писать стихи. От этого времени сохранилась его шуточная поэма "Кулакиада", описывавшая смерть и похороны корпусного повара Кулакова и выставлявшая в комическом виде знаменитого в летописях корпуса эконома А. П. Боброва. В 1814 г. Р. был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и совершил поход в Швейцарию и Францию. В 1815 г. опять был с войсками во Франции и пробыл в Париже до конца сентября. В 1818 г. вышел в отставку; в 1820 г. женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. После женитьбы Р. переехал в Петербург, сблизился с интеллигентными кружками столицы, примкнул к Вольному обществу любителей российской словесности и к масонской ложе "Пламенеющей звезды". В это же время начинается литературная деятельность Р.: он пишет незначительные стихотворения и статейки в прозе в "Соревнователе Просвещения", "Сыне Отечества", "Невском Зрителе", "Благонамеренном". Одно из этих стихотворений поразило современников неслыханной дерзостью: оно было озаглавлено "К временщику" и метило в грозного Аракчеева. В 1821 г. Р. был избран от дворянства заседателем уголовной палаты и приобрел некоторую популярность как неподкупный поборник справедливости. За это время Рылеев сошелся со всем литературным миром Петербурга, сдружился с Пушкиным, Марлинским, Булгариным (который еще считался либералом) и другими. В 1824 г. Р. перешел на службу Российско-американской компании правителем канцелярии, и здесь познакомился с такими людьми, как М. М. Сперанский и граф Н. С. Мордвинов. Свое уважение к последнему он выразил в оде "Гражданское мужество". В доме Р. бывали литературные собрания, на которых возникла мысль об издании ежегодного альманаха. Мысль эту осуществили сам Р. и А. А. Бестужев, выпустившие в 1823 г. "Полярную Звезду". Альманах издавался три года и был прямым предшественником "Московского Телеграфа". На 1826 г. издателями была заготовлена "Звездочка", альманах меньшего объема, но ему не суждено было появиться в свет; лишь в 1870-х гг. она была открыта и перепечатана в "Русской Старине". В одно время с "Полярной Звездой" Р. выпустил в свет "Думы" и поэму "Войнаровский". В начале 1823 г. Р. вступил в революционное Северное общество, образовавшееся из "Союза общественного благоденствия". Он был принят сразу в разряд "убежденных" и уже через год был избран директором общества. Дух и направление Северного общества, собрания которого происходили на квартире Р., всецело созданы им. В противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, Северное отличалось демократизмом. Р. настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землей и т. д. Вместе с тем Р. сильно боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Р., сложил свои полномочия; "диктатором" был избран князь Трубецкой, но Р. все-таки был на Сенатской площади. На следующую ночь он был арестован и заключен в каземат № 17 Алексеевского равелина. После допроса у императора, который оценил благородный характер Р., он получил дозволение переписываться с женой и однажды виделся с ней. Переписка Р. с женой из крепости свидетельствует, что он предвидел свою участь, но не терял твердости духа и всецело был занят судьбой своей семьи. И в крепости он сочинял стихи, накалывая их иглой на кленовые листы и пересылая через сторожа к Е. П. Оболенскому. На допросах Р. отвечал прямодушно, твердо, и признавал себя главным виновником. Он был одним из тех пяти, которые верховным судом были поставлены вне разрядов и присуждены к смертной казни четвертованием. В росписи преступников он поставлен вторым, и преступления его выражены в следующих словах: "Умышлял на цареубийство; назначал к совершению оного лица; умышлял на лишение свободы, на изгнание и на истребление Императорской фамилии и приуготовлял к тому средства; усилил деятельность Северного общества, управлял оным, приуготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить манифест о разрушении правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи и принимал членов; приуготовлял главные средства к мятежу и начальствовал в оных; возбуждал к мятежу низших чинов через их начальников посредством разных обольщений и во время мятежа сам приходил на площадь". Казнь четвертованием была заменена казнью через повешение. 12 июля 1826 г. приговоренные к смерти были закованы в кандалы и переведены в Кронверкскую куртину, причем Р. достался № 14. 13 июля совершена казнь. За несколько минут до смерти Р. написал жене письмо, начинающееся словами: "Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертью позорною..." Письмо это долго ходило по рукам в списках.

Выдающуюся роль Р. в декабристском движении, несмотря на его скромное общественное положение, современники объясняют обаянием его личности. "В его взгляде, - говорит барон Розен, - в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна". "Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой", - говорит о нем Никитенко. По свидетельству Н. Бестужева, Р. "готов был на всякую жертву для друга". Литературное наследство Р. заключается главным образом в "Думах" и поэмах. Думы - это патриотические баллады, строго осужденные Пушкиным за ходульность и ненародность; зато в поэме "Войнаровский" и отрывках из других недоконченных поэм Пушкин признал в Р. истинного поэта. Относительно художественного достоинства своих произведений не обольщался и сам Р. "Я не поэт, а гражданин", - заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть "общественное благо". Это направление его поэзии и составляет ее оригинальность и не дает возможности смешать имя Р. с остальными poetae minoris пушкинской эпохи. В этом отношении, кроме дум и поэм, выдаются стихотворения Р.: "Гражданин", "На смерть Чернова", "На смерть Байрона", "К А. А. Бестужеву" и проч. Собрание сочинений Р. изд. в 1872 г. П. А. Ефремовым, а в 1893 г. (наиболее полное), под ред. М. Н. Мазаева (приложение к журналу "Север").

М. Мазаев.

{Брокгауз}

Рылеев, Кондратий Федорович

(18.9.1795-13.7.1826). - Отставной подпоручик. Правитель дел канцелярии Российско-Американской компании. Поэт.

Из дворян С.-Петербургской губ. Отец - подполковник Фед. Андр. Рылеев (ум. 1814, в Киеве), главноуправляющий имениями кн. С. Ф. Голицына, перешедшими после смерти в 1810 к его жене В. В. Голицыной; мать - Анаст. Матв. Эссен (11.12.1758-2.6.1824), в 1800 приобрела у генерал-майора П. Ф. Малютина с. Батово Петербургской губ., где и поселилась с сыном (после ее смерти имение перешло к К. Ф. Рылееву, в 1826 в нем 48 душ). Воспитывался в 1 кадет. корп., поступил в отделение для малолетних - 12.1.1801, выпущен прапорщиком в 1 конную роту 1 резерв, арт. бригады - 1.2. 1814. Участник заграничных походов 1814-1815, прибыл в действующую армию в Дрезден - 14.2.1814, с 4.3.1814 в походе (Швейцария, Франция, Германия, Польша), вернулся в Россию - 3.12.1814, с 12.4.1815 вновь в заграничном походе (Польша, Германия, Франция), вернулся в Россию - 4.12.1815. После войны вместе с ротой (переименована в 11-ю - 28.7.1816, в 12-ю - 26.3.1818) квартировал в м. Ретово Россиенского уезда Виленской губ., а затем в слободе Подгорной у г. Павловска Острогожского уезда Воронежской губ., подал прошение об увольнении от службы - 8.9.1818, уволен от службы по домашним обстоятельствам подпоручиком - 26.12.1818. Переехал в Петербург - 1819, определен на службу заседателем от дворянства в Петербургскую палату уголовного суда - 21.1.1821, с весны 1824 правитель дел канц. Российско-Американской компании.

С 1819 сотрудничал в журналах ("Невский зритель", "Благонамеренный", "Сын отечества", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др.), 25.4.1821 вступил членом-сотрудником в Вольное общество любителей российской словесности (другое название - Общество соревнователей просвещения и благотворения), действ. член - 19.12.1821, 30.12.1824 избран членом Цензурного комитета и в 1824-1825 исполнял обязанности цензора поэзии. В 1823-1825 издавал вместе с А. А. Бестужевым (см.) альманах "Полярная Звезда". Масон, мастер петербургской ложи "Пламенеющая звезда" (1820-1821), состоящей в союзе "Астреи".

Член Северного общества (с осени 1823), после отъезда С. П. Трубецкого (см.) в конце 1824 в Киев заменил его в Директории и взял на себя руководство Северным обществом. Один из руководителей подготовки восстания на Сенатской площади.

Арестован ночью 14.12.1825 и к 12 часам доставлен в Петропавловскую крепость, где помещен в № 17 Алексеевского равелина ("присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, но не связывая рук, без всякого сообщения с другими, дать ему и бумагу для письма, и что будет писать ко мне собственноручно, мне приносить ежедневно"), 19.12.1825 по Высоч. повелению доставлен во дворец "с надежным чиновником", 21.3.1826 отказано в свидании с женой, но разрешено писать ей о домашних делах, 10.4 разрешено написать доверенность жене, 9.6 дано свидание с женой (Потапов - Сукину 9.6, № 1014).

Осужден вне разрядов и 11.7.1826 приговорен к повешению. 13.7.1826 казнен на кронверке Петропавловской крепости. Похоронен вместе с другими казненными декабристами на о. Голодае.

Письмом от 15.7.1826 кн. А. Н. Голицын сообщил ген. Сукину, что "государь император указать соизволил, чтобы образ, бывший в каземате у Рылеева, и письмо, им писанное к жене, вы доставили ко мне для возвращения жене". В тот же день образ и письмо были доставлены Голицыну, а им - вдове Рылеева.

Жена (с 22.1.1819) - Нат. Мих. Тевяшева (1800-31.8.1853), дочь острогожского помещика прапорщика Мих. Серг. Тевяшева; во втором браке замужем (с 22. 10.1833) за Григ. Ив. Куколевским. Дети: Александр (около 1.9.1823-6.9.1824), Анастасия (1820-26.5.1890, в с. Кошелевке Тульской губ.), замужем с 31.8. 1842 за отставным поручиком Ив. Александр. Пущиным. Сестра - Анна Фед. (побочная дочь его отца, ум. 3.12.1858-"Полярная Звезда", 1861, кн. VI, с. 31). ВД, I, 147-218.

Рылеев, Кондратий Федорович

заседатель в уголов. суде СПб. губернии, поэт; род. 16 сент. 1780, казнен 13 июля 1826 г., как участник заговора и мятежа воинского 14 декабря 1825 г.

{Половцов}

Рылеев, Кондратий Федорович

Поэт, полит. деятель. Род. в дворянской семье. Учился в Петерб. 1-м кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах рус. армии (1814-1815). В 1818 вышел в отставку. С 1820 - в Петерб., занимался лит. делами, совм. с А.А.Бестужевым (Марлинским) основал альманах "Полярная звезда" (1923-1925). Служил по судебному ведомству (1821-1824), с 1824 - правитель канцелярии росс.-амер. торговой компании. Состоял в масонской ложе (1820-1821). В 1823 вступил в Северное об-во, входил в число рук. движения декабристов и восстания на Сенатской площади. Приговорен к смертной казни и повешен в Петропавловской крепости. Мировоззрение Р. отмечено сильным влиянием романтически воспринятой идеологии рус. Просвещения, что выражало новые черты дух. настроя России первой четверти XIX в. Р. не создал собственной филос., полит. или эстетич. теории. Сохранившиеся наброски и отрывки работ Р. показывают, что его собственные концепции только складывались. История, согласно Р., совершается по воле промысла, мировое значение имеют только те действия отдельного человека, к-рые соответствуют этой воле, т. е. "человек в частности свободен, а человечество нет", и "человек свят, когда соглашает поступки свои с делами промысла", воля промысла выражается в Духе времени (Полн. собр. соч. М.-Л., 1934. С.418). Мировое развитие идет поступательно - от невежества к просвещению, каждый этап на этом пути характеризуется своим Духом времени. Первобытное невежество, по Р., толкает людей от дикой свободы к деспотизму, в результате чего разделяются прежде единые политика, нравственность, религия. Христианство способствует просвещению, ему противостоит деспотия (Там же. С.412). Р. осуждает духовенство, когда оно, вместо того, чтобы просвещать народ, укрепляет его предрассудки, действует вопреки влечению людей к свободе и разуму (Там же. С.368). Сами истины хри-ст. вероучения для Р. незыблемы (Там же. С.420). После свержения Наполеона, считает Р., усиливается борьба народов с царями, начинается воссоединение политики, нравственности, религии. В результате просвещения, рассуждает Р. в духе Руссо, нравственность способна подняться на высшую ступень - осознанной добродетели. "Прежде нравственность была опорою свободы, теперь должно быть ею просвещение... Прежде она была врождена, человек был добр по природе; с просвещением он будет добр и добродетелен по знанию, по уверенности, что быть таковым для его блага необходимо" (Там же. С.416-417). С этими идеями связаны романтические представления Р. о личности-герое, выполняющем волю промысла, возглавляющем борьбу народов с царями. Отсюда - гражданственность, народность, патриотизм, мятежность поэтического творч. и полит. деятельности Р. "Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа,- / Судьба меня уж обрекла, / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?" (Соч. Л., 1987. С.211). Осн. свойства полит. взглядов Р. - демократизм и радикализм. Он не останавливался перед насильственными средствами борьбы, выступал за отмену крепостного права с конфискацией части помещичьих земель с целью передачи их крестьянам, за гражд. равноправие; склонялся скорее к республиканскому устройству будущего Росс. гос-ва, чем к конституционно-монархическому. Р. был убежден, что гл. вопросы экон., соц. и полит. преобразования России должны решаться собр. представителей всех сословий и обл. страны. Р. близка эстетика романтизма, особенно той его разновидности, идеал прекрасного к-рой включает в себя ценности гражд. служения, борьбы за обществ. благо, свободолюбия, народности, патриотизма. Р. писал, что истинная поэзия, развиваясь исторически, всегда зависит от духа времени, просвещения века, гражданственности и местности, но в существе своем неизменна, поскольку проводит идеалы "высоких чувств, мыслей и вечных истин". Она не поддается никаким определениям, не может подразделяться, по мнению Р., на класс. и романтическую поэзию. То, что называют именем последней, есть самобытная новая поэзия.

Соч.: Полн. собр. соч. Лейпциг , 1861 ; Соч. и переписка К.Ф.Рылеева. СПб. , 1872 ; Полн. собр. соч. М.-Л. , 1934 ; Соч. Л. ,

1987.

Н.Ф. Рахманкулова


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Рылеев, Кондратий Федорович" в других словарях:

    - (1795 1826), рус. поэт, декабрист. У Л. были особые причины интересоваться его личностью и творчеством: Р. был близок с братом бабушки Л., Аркадием Алексеевичем Столыпиным (см. Столыпины), сочувствовавшим декабристам. Его вдове Р. посвятил стих.… … Лермонтовская энциклопедия

    Рылеев (Кондратий Федорович) декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье 18 сентября 1795 года. Отец его, управлявший делами кн. Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Р., Анастасия… … Биографический словарь

    - (1795 1826) русский поэт, декабрист. Член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря 1825. Создатель альманаха Полярная звезда. Лирика, исторические Думы, поэмы Войнаровский, Наливайко и др. насыщены политическими… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский поэт декабрист. Из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Петербургском 1 м кадетском корпусе (1801‒1814). Участник заграничных… … Большая советская энциклопедия

Краткая биография Конармия Рылеева известного русского поэта изложена в этой статье.

Кондратий Федорович Рылеев краткая биография

Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 года в семье отставного армейского офицера. Его отец очень увлекался картами и проиграл два своих имения. Он хотел вымуштровать сына и отдал его в Петербургский кадетский корпус, где юноша проучился 13 лет (1801 – 1814 годы). Еще в кадетском корпусе обнаружил у себя талант к написанию стихов.

В 1818 году Кондратий Федорович решил заняться творчеством. Через 2 года он женился на Тевяшевой Наталье и вдохновленный этим событием, Рылеев написал знаменитую оду «К временщику». Родители жены поэта были состоятельными украинскими помещиками, которые любезно приняли его, несмотря на транжирство его отца и незавидное положение.

В 1821 году он поступает на службу в уголовную государственную палату Петербурга, а через 2 года переходит в Российско-американскую компанию, получив место правителя канцелярии.

В 1823 году Рылеев стал членом «Вольного общества любителей российской словесности» и по 1924 год занимается изданием «Полярной звезды» вместе с Бестужевым. Вместе с литературной деятельностью Кондратия Федорович занимался политической деятельностью, входя в Северное декабристское общество. Придерживался он республиканских взглядов. Когда осуществлялось шествие декабристов на Сенатскую площадь, он был в первых рядах.

Кондратий Федорович Рылеев - декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье 28 сентября 1795 года. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать, Анастасия Матвеевна (урожденная Эссен), желая избавить ребенка от жестокого отца, отдала его в первый кадетский корпус, когда Кондратию было лишь шесть лет. В 1814 году Рылеев стал офицером конной артиллерии и участвовал в походе в Швейцарию, в 1815 году во Франции. В 1818 году вышел в отставку.

В 1820 году Кондратий Рылеев женился на Наталье Михайловне Тевяшовой и переехал в Петербург. Сначала он устроился на должность судьи, причем стал известен своей неподкупной честностью, а вскоре открыл в себе два таланта: поэтический и коммерческий. Он поступил в российско-американскую торговую компанию и страстно полюбил Соединенные Штаты, видя в них образец свободного государства. Первым стал он издавать литературный журнал ("Полярная звезда"), который давал писателям и поэтам приличные гонорары. Тогда же Рылеев написал свои "Думы", в которых, вдохновленный Карамзиным, попытался набросать поэтические образы самых ярких личностей русской истории. Затем выпустил поэму "Войнаровский", высоко оцененную Пушкиным. Поэма эта замечательна тем, что в ней он описал именно те места, где спустя несколько лет пришлось отбывать ссылку его друзьям-декабристам.

В Петербурге Рылеев знакомится со многими заговорщиками, узнает в них ту же поэтическую, слепую и наивную жажду свободы и становится, по его собственным словам, "пружиной заговора". Он и вправду стал душою, вдохновителем и певцом восстания. Любые трезвые сомнения своих соратников он рассеивал порой нелогичными, но твердыми доводами. Он спокойно и в то же время неотступно убеждал одного, другого, третьего в том, что Россия вся заражена злом, что ничего не осталось в ней живого, что всюду разврат, мздоимство, несправедливость. Повсюду правит временщик Аракчеев, образ которого был для Рылеева мифическим слиянием всех самых гнусных черт ненавистного ему "деспотизма". Россия пресмыкается во тьме, и один только выход из этой тьмы - переворот. Нужно начать, считал Рылеев, и тогда люди увидят правоту начатого дела и подхватят эстафету. Россия будет перевернута, и родится из этого хаоса богиня свободы, которая озарит возлюбленное отечество новым светом.

Николай Павлович никак не мог решиться взойти на престол, а Константин Павлович от царства отказывался, заговорщики поняли, что выдался единственный и неповторимый момент . Было решено распространять среди солдат слухи, что их обманывают, что Константин вовсе не отрекался от престола, что умерший царь оставил завещание, в котором солдатам уменьшен срок службы и дана свобода крестьянам. Рылеев весь отдался революционной экзальтации. Он знал, что скорее всего их дело обречено на провал, но некий рок влек его на площадь, он видел себя жертвой, приносимой за освобождение человечества. "Да, мало видов на успех, - говорил он, - но все-таки надо, все-таки надо начать". А за несколько месяцев до того в "Исповеди Наливайко" Рылеев писал: "Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа; / Судьба меня уж обрекла. / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?"

В ту же ночь Рылеев прощался с женой. Всей силой страдающего женского сердца она удерживала его. "Оставьте мне моего мужа, не уводите его, я знаю, что он идет на погибель", - твердила она, обращаясь к друзьям Рылеева. Но все было уже решено. Ничего не могли изменить даже рыдания пятилетней дочери, которая обнимала колени отца, вглядываясь в его сосредоточенное лицо своими чистыми, пронзительными, полными слез глазами. Рылеев вырвался из объятий дочери, уложил почти лишенную чувств жену на диван и выбежал вслед за Николаем Бестужевым, который много лет спустя запечатлел в своих воспоминаниях эту сцену.


А к вечеру того же дня все было кончено. Еще ходили кучками разбушевавшиеся простолюдины, еще убирали с площади последние следы безумной ревности дворянских революционеров, еще Карамзин с тремя сыновьями бродил по сумеречным улицам Петербурга, вглядываясь в страшное лицо той силы, которая через сто лет поглотит столь любимую им Россию и столь драгоценную для него самодержавную власть. А Рылеев воротился домой. Что-то навсегда рухнуло в его душе, какой-то новый голос начал приглушенно звучать в ней. Заговорила совесть. "Нехорошо сделали, вся Россия погублена", - сказал он после возвращения с площади.

А вскоре он и большинство других декабристов были в Петропавловской крепости. Известно, как малодушно выдавали они друг друга, как усердствовали в разоблачениях, как легко рассыпались основания всех их теоретических построений перед ужасом тюрьмы и властной силы. Рылеев же с первых дней заключения стал ощущать все более нарастающий голос высших сил души, голос, зовущий человека к вечному, горнему, неподвластному законам земной жизни. Если до того он думал всегда о царстве справедливости здесь, на земле, а не за пределами гроба, то теперь он все серьезней вглядывался в облик Христа, пострадавшего за людей и звавшего их к непостижимому Небесному Царству. Нам невозможно с точностью проследить, как и с какой скоростью происходил этот переворот в душе узника. Но свершившееся перерождение очевидно. Дореволюционный исследователь жизни и творчества Рылеева Нестор Котляревский пишет, что "к концу заключения у него не осталось ни тени революционного духа".

Лучше всего свидетельствуют об этом чудные письма Кондратия Федоровича к жене. Все они пронизаны одним: уверенностью в благости и милосердии Провидения. Царь для него теперь не самовластный деспот, а выразитель этой воли. "Положись на Всевышнего и милосердие государя", - пишет множество раз Рылеев из крепости. Предугадывая грядущую казнь, он никоим образом не считает ее жестокой или несправедливой и взывает к жене: "Что бы ни постигло меня, прими все с твердостью и покорностью Его (Бога. - Т.В.) святой воле". Потрясенный царской милостью (Николай прислал жене 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери тысячу), Рылеев со всей силой русской души отдается чувству любви и благодарности царской семье. "Чтобы со мной ни было, - говорит он, - буду жить и умру для них". (Надо отметить, что царь продолжил свою заботу о семье Рылеева, и жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь - до совершеннолетия.) Рылеев говорит также о том, что "по сю пору обращаются с ним не как с преступником, а как с несчастным". И видя в этом заслугу царя, он пишет жене: "Молись, мой друг, да будет он (царь. - Т.В.) иметь в своих приближенных друзей нашего любезного отечества и да осчастливит он Россию своим царствованием".

Рылеев благодарит судьбу за случившееся с ним. "Пробыв три месяца один с самим собою, - пишет он жене - я узнал себя лучше, я рассмотрел всю жизнь свою и ясно увидел, что я во многом заблуждался. Раскаиваюсь и благодарю Всевышнего, что Он открыл мне глаза. Что бы со мной ни было, я столько не утрачу, сколько приобрел от моего злополучия, жалею только, что уже не могу быть полезным моему отечеству и государю столь милосердному". С горечью чувствует Рылеев страшную вину перед своей семьей. Ему остается одно утешение: горячо молиться за жену и дочь. "Мой милый друг, - пишет он, - я жестоко виноват перед тобою и ею (дочерью. - Т.В.): простите меня ради Спасителя, которому я каждый день вас поручаю: признаюсь тебе откровенно, только во время молитвы и бываю я спокоен за вас. Бог правосуден и милосерд, он вас не оставит, наказывая меня".



Незадолго до казни Рылеев составляет записку, обращенную к Николаю. В ней он отрекается от "своих заблуждений и политических правил" и мотивирует это отречение тем, что дух его открыл для себя мир христианской веры и теперь все предстало ему в новом свете, и он "святым даром Спасителя мира примирился с Творцом своим". В этой записке он не просит о помиловании, признает свою казнь заслуженной и "благословляет карающую десницу", но молит лишь об одном: "Будь милосерд к товарищам моего преступления". Рылеев возводит основную вину на себя, утверждая, что это он "преступною ревностию своею был для них гибельным примером" и из-за него "пролилась невинная кровь".

В ночь перед казнью Кондратий Федорович был кроток и тих. Приходил священник отец Петр Смысловский, который более полугода был, по словам самого узника, "его другом и благодетелем". Священник причастил осужденного. В предрассветные часы Рылеев писал свое последнее письмо к жене: "Бог и государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на государя: это будет и безрассудно, и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые пути Непостижимого? Я ни разу не возроптал во время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашей малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином…" Уже светало, раздались шаги и голоса за дверями, Рылеев дописывал последние слова своего последнего письма: "Прощай! Велят одеваться. Да будет Его святая воля".


Ранним утром 13 (25) июля 1826 года небольшая толпа людей сошлась на одной из петербургских набережных. Лица были сосредоточенны и мрачны, восходящее солнце освещало тела казненных. Дело было для России небывалое. Со времен Пугачева здесь не знали казней. Виселицу сделали неловко, слишком высокой, пришлось нести из находящегося по соседству училища торгового мореплавания школьные скамейки. Веревки долго подбирали, но так и не смогли найти годные. Трое из казнимых сорвались. Сами производители казни жалели преступников, которые, воздев руки к небу, молились перед смертью, целовали крест священника и восходили на эшафот, становившийся для них ступенью к непостижимой вечности.

Эта казнь Павла Пестеля, Сергея Муравьева-Апостола, Кондратия Рылеева, Михаила Бестужева-Рюмина и Петра Каховского и предшествующие ей трагические события дали одну из самых страшных трещин в нашей истории. Царь, помимо своей воли восходивший на престол, встретил в лице самой талантливой, знатной и образованной молодежи врагов своего государства, и на протяжении всего царствования он не мог отделаться от глубокого сомнения в благих намерениях дворянского общества, а общество, в свою очередь, пока приглушенно и тайно, но все больше вставало в оппозицию русскому историческому строю.

Понимая всю действительную преступность наших первых революционеров, признавая глубоко негативные последствия их действий, нельзя, однако же, не заинтересоваться их противоречивыми и странными судьбами. Вглядываясь в глубину этих душ, пылких и поэтичных, но взбаламученных до крайности духом времени, можно подчас обнаружить удивительные жемчужины. И кажутся глубоко верными слова, сказанные о декабристах священником Петром Смысловским, который исповедовал их в крепости. "Они страшно виноваты, - говорил он, - но они заблуждались, а не были злодеями! Их вина произошла от заблуждений ума, а не от испорченности сердца. Господи, отпусти им! Не ведали, что творили. Вот наш ум! Долго ли ему заблудиться? А заблуждение ведет на край погибели".

Loading...Loading...