Как помочь ребенку написать рассказ. Памятка для родителей «Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам

чУЕ П ТБЪЧЙФЙЙ ДЕФЕК-ДПЫЛПМСФ

лБЛ ОБХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ УЧСЪОП ТБУУЛБЪЩЧБФШ?

ъДТБЧУФЧХКФЕ, ДПТПЗЙЕ ДТХЪШС!

дПЮЛБ, ЧЕТОХЧЫЙУШ ЙЪ УБДЙЛБ, ТБУУЛБЪЩЧБМБ… пВХТЕЧБЕНБС ЬНПГЙСНЙ, ФПТПРЙМБУШ, ОБЮЙОБМБ ПДОП, РЕТЕРТЩЗЙЧБМБ ОБ ДТХЗПЕ, РЕТЕЛМАЮБМБУШ ОБ ФТЕФШЕ. нЕУФПЙНЕОЙС ЫМЙ РМПФОЩНЙ ЧБЗПОЮЙЛБНЙ, ОБЕЪЦБС Й ДБЧС ДТХЗ ДТХЗБ: «пОБ НЕОС… Б РПФПН С, Б ФХФ ПОЙ, Б НЩ ОЕ ИПФЕМЙ, Б ПОЙ!..» с ОЙЮЕЗП ОЕ РПОСМБ. уФБМБ, ТБУУРТБЫЙЧБФШ, НБМЩЫЛБ ЪБОЕТЧОЙЮБМБ, ЪБФПТПРЙМБУШ Й ПЛПОЮБФЕМШОП ЪБРХФБМБУШ, ТБУРМБЛБМБУШ, РПОЙНБС, ЮФП ФБЛ ОЙЮЕЗП Й ОЕ ТБУУЛБЪБМБ. с ПЗПТЮЙМБУШ ОЕ НЕОШЫЕ. дПЮЛЕ РСФШ МЕФ, ЮЕТЕЪ ЗПД - Ч ЫЛПМХ, Б ПОБ ОЕ ХНЕЕФ РЕТЕУЛБЪЩЧБФШ ХУМЩЫБООЩК ФЕЛУФ, ОЙ РЕТЕДБФШ УЧПЙ ЮХЧУФЧБ.

чУС ЫЛПМШОБС РТПЗТБННБ ПУОПЧБОБ ОБ РЕТЕУЛБЪЕ, РТПЮЕМ - РЕТЕУЛБЪБМ, РПЬФПНХ РПЛБ ЕУФШ ЧТЕНС, ОХЦОП РПУФБТБФШУС ТБЪЧЙФШ ЬФПФ ОБЧЩЛ.

пВТБФЙНУС Л УЕВЕ

дЕФЙ ЗПЧПТСФ ОБ ФПН СЪЩЛЕ, ОБ ЛПФПТПН ЙЪЯСУОСАФУС ПЛТХЦБАЭЙЕ. рБТХ ДОЕК С РПУМХЫБМБ, ЛБЛ НЩ ПВЭБЕНУС ДТХЗ У ДТХЗПН Й У ЗТХУФША ПФНЕФЙМБ, ЮФП Ч РПЧУЕДОЕЧОПК ТЕЮЙ ЙУРПМШЪХЕФУС НЙОЙНБМШОЩК УМПЧБТОЩК ЪБРБУ, ФБЛПК, ЮФПВЩ ФЕВС РПОСМЙ ПЛТХЦБАЭЙЕ. «рПДБК, РПЦБМХКУФБ, ЮБЫЛХ. фЩ РПКДЕЫШ ЗХМСФШ?» оБТЕЮЙС Й РТЙМБЗБФЕМШОЩЕ ЧУФБЧМСАФУС Ч УМХЮБЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, УТБЧОЙФЕМШОЩЕ ПВПТПФЩ - ЛТБКОЕ ТЕДЛП. тЕЮШ ОБЫБ РТЕДНЕФОБ, ХОЙЖЙГЙТПЧБОБ. рПЬФПНХ, ЕУМЙ С ИПЮХ ТБЪЧЙФШ УЧСЪБООХА ТЕЮШ Х ТЕВЕОЛБ, ТБУЛТБУЙФШ ЕЕ ПВТБЪОЩНЙ УМПЧПУПЮЕФБОЙСНЙ, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, С УБНБ ДПМЦОБ ЗПЧПТЙФШ, ЙУРПМШЪХС ЧУЕ НОПЗППВТБЪЙЕ ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ. с УФБМБ УМЕДЙФШ ЪБ УЧПЕК ТЕЮША. пУОПЧОПК РТЙОГЙР - ТЕЮШ ПВПЗБФЙФШ УТБЧОЙФЕМШОЩНЙ ПВПТПФБНЙ Й РТЙМБЗБФЕМШОЩНЙ, ЙУРПМШЪПЧБФШ УМПЦОП-РПДЮЙОЕООЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС Й ТБЪЧЕТОХФЩЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС, ЗПЧПТЙФШ СТЛП Й ПВТБЪОП.

ЬФП ВЩМП УМПЦОП. «рПДБК, РПЦБМХКУФБ, УЙОАА ЮБЫЛХ У ВЕМПК ЛБЕНЛПК, УФПСЭХА ОБ ЧФПТПК РПМПЮЛЕ Ч ЛХИПООПН ЫЛБЖЮЙЛЕ». «уЕЗПДОС РТЕЛТБУОБС РПЗПДБ! уПМОГЕ УЧЕФЙФ СТЛП, ОБ ОЕВЕ ОЙ ФХЮЛЙ. лПЗДБ НЩ РПКДЕН ЗХМСФШ Ч УЛЧЕТ, ЛБЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ ЧПЪШНЕН У УПВПК? нПЦЕФ, ЛПЗП-ОЙВХДШ РТЙЗМБУЙН ОБ РТПЗХМЛХ?» оБ ФБЛПК ЧПРТПУ ТЕВЕОПЛ, УПЗМБУЙФЕУШ, ХЦЕ ОЕ УНПЦЕФ ПДОПУМПЦОП ПФЧЕФЙФШ «ДБ - ОЕФ».

ЬФП ФТЕВХЕФ ЧОЙНБОЙС Й ЧТЕНЕОЙ. чЩ ВХДЕФЕ ХУФБЧБФШ ЗПЧПТЙФШ ТБЪЧЕТОХФЩНЙ РТЕДМПЦЕОЙСНЙ, ХФПНЙФЕУШ РПДВЙТБФШ РТЙМБЗБФЕМШОЩЕ Й ПВТБЪОЩЕ УТБЧОЕОЙС, ОП РПУФЕРЕООП ЬФП ТБЪПЧШЕФУС Ч РТЙЧЩЮЛХ. рПУФБТБКФЕУШ Й ДТХЗЙИ ЮМЕОПЧ УЕНШЙ РЕТЕЛМАЮЙФШ ОБ ФБЛПК ТБУЛТБЫЕОП - ТБЪЧЕТОХФЩК УРПУПВ ПВЭЕОЙС.

у ЮЕЗП ОБЮБФШ ТБЪЧЙФЙЕ ТЕЮЙ?

тБЪЧЙЧБС УЧСЪОХА ТЕЮШ Х ТЕВЕОЛБ, ЧБЦОП ОБХЮЙФШ НБМЩЫБ РЕТЕУЛБЪЩЧБФШ ЛПТПФЛЙЕ УЛБЪЛЙ Й ТБУУЛБЪЩ. пО РЕТЕУЛБЪЩЧБЕФ ЪОБЛПНЩЕ УЛБЪЛЙ У ОЕУМПЦОЩН УАЦЕФПН ("тЕРЛБ", "лПМПВПЛ", "лХТПЮЛБ тСВБ"). рТЙ ЬФПН ЧЩТБВБФЩЧБЕФУС ХНЕОЙЕ УМХЫБФШ УЛБЪЛХ, ПФЧЕЮБФШ ОБ ЧПРТПУЩ ЧЪТПУМЩИ, ЧЛМАЮБФШ Ч ТБУУЛБЪ ЧЪТПУМПЗП ПФДЕМШОЩЕ УМПЧБ Й РТЕДМПЦЕОЙС, ЛБЛ ВЩ РПНПЗБС ЕНХ. фБЛ НБМЩЫ РПДЧПДЙФУС Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ ТБУУЛБЪХ МЙФЕТБФХТОПЗП РТПЙЪЧЕДЕОЙС.

ТЕВЕОПЛ ЮЕФЧЕТФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ РПЮФЙ ДПУМПЧОП ЪБРПНЙОБЕФ ФЕЛУФЩ ОБТПДОЩИ УЛБЪПЛ, ХУЧБЙЧБЕФ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ДЕКУФЧЙК.

ЕУМЙ Х ТЕВЕОЛБ ОЕФ ПРЩФБ РЕТЕУЛБЪБ, НПЦОП ЧЕТОХФШУС Л УЛБЪЛБН, ЙУФПТЙСН, ЛПФПТЩЕ ИПТПЫП ЪОБЕФ НБМЩЫ. нБНБ ОБЮЙОБЕФ ТБУУЛБЪЩЧБФШ, ОБЮБЧ РТЕДМПЦЕОЙЕ, ЪБНПМЛБЕФ, РТЕДМБЗБС ТЕВЕОЛХ, ЪБЛПОЮЙФШ ЖТБЪХ. "цЙМЙ-ВЩМЙ ДЕД Й..." - "вБВБ" - "вЩМБ Х ОЙИ..." - "лХТПЮЛБ тСВБ". ъБФЕН НПЦОП РЕТЕИПДЙФШ Л РЕТЕУЛБЪХ РП ЧПРТПУБН: "лПЗП ЧУФТЕФЙМ ЛПМПВПЛ?" - "ъБКЮЙЛБ" - "лБЛХА РЕУЕОЛХ ПО ЕНХ УРЕМ?.."

рПУМЕ ЪБЛТЕРМЕОЙС ЬФПЗП ОБЧЩЛБ, НБМЩЫ ХЦЕ УБН ОБЮЙОБЕФ РПЧЕУФЧПЧБОЙЕ, Б РПДИЧБФЩЧБЕФ НБНБ. рПУФЕРЕООП ТЕВЕОПЛ УНПЦЕФ РЕТЕУЛБЪБФШ УЛБЪЛХ РПМОПУФША.

ДМС ЪБРПНЙОБОЙС УАЦЕФБ ДЕФСН НМБДЫЕЗП ЧПЪТБУФБ РПНПЗБЕФ ФЕБФТБМЙЪБГЙС У РПНПЭША ЙЗТХЫЕЛ ЙМЙ РБМШЮЙЛПЧЩИ ЛХЛПМ. чЩ РТПЙЗТБМЙ РЕТЕД НБМЩЫПН УЛБЪЛХ, РПРТПУЙФЕ ЕЗП РПВЩФШ БЛФЕТПН Й РЕТЕД ЧБНЙ ТБЪЩЗТБФШ ФХ ЦЕ УЛБЪЛХ, У ПЪЧХЮЙЧБОЙЕН ЧУЕИ РЕТУПОБЦЕК.

УФБТБКФЕУШ ЖТБЪХ: «рЕТЕУЛБЦЙ ХУМЩЫБООПЕ, РТПЮЙФБООПЕ» ЪБНЕОЙФШ ЙЗТПК. рТЕДМПЦЙФЕ НБМЩЫХ РПЙЗТБФШ Ч ТБДЙП. пО ВХДЕФ ДЙЛФПТПН, ЛПФПТЩК ТБЪЩЗТЩЧБЕФ ТБДЙП-УРЕЛФБЛМШ. чЕЮЕТПН ЧЩ ЕЗП ХМПЦЙМЙ Ч ЛТПЧБФШ Й ТБУУЛБЪБМЙ УЛБЪЛХ, Б ПО Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ХЛМБДЩЧБЕФ УРБФШ УЧПЙ ЙЗТХЫЛЙ Й, ФБЛ ЦЕ ЛБЛ Й ЧЩ РПФЮХЕФ ЙИ УЛБЪПЮОПК ЙУФПТЙЕК.

рЕТЕУЛБЪ РП ЛБТФЙОЛЕ

дЕФУЛЙЕ ЛОЙЗЙ ИПТПЫП ПЖПТНМЕОЩ, Й МАВБС ЙММАУФТБГЙС СЧМСЕФУС РПЧПДПН РПЗПЧПТЙФШ. «фЩ ФБЛ УЕВЕ РТЕДУФБЧМСМ ЗМБЧОПЗП ЗЕТПС? б ЛБЛ ФЩ ДХНБЕЫШ, ИХДПЦОЙЛ РТБЧЙМШОП ОБТЙУПЧБМ ЬФП ЧТЕНС ЗПДБ? б ЛБЛПК НПНЕОФ УЛБЪЛЙ РТПЙММАУФТЙТПЧБО? б ЛБЛЙЕ УПВЩФЙС РТПЙЪПЫМЙ ДБМШЫЕ?» рП ПДОПК ЙММАУФТБГЙЙ НПЦОП РТЙДХНБФШ ОЕ ПДЙО ДЕУСФПЛ ЧПРТПУПЧ. нПЦОП РТЕДМПЦЙФШ НБМЩЫХ РТПЙММАУФТЙТПЧБФШ РТПЮЙФБООЩК ФЕЛУФ УБНПНХ Й РПФПН ПВУХДЙФШ ЕЗП «ЛБТФЙОЛХ Л ФЕЛУФХ».

уАЦЕФОЩЕ ТБУУЛБЪЩ - ПРЙУЩЧБЕН ЙЗТХЫЛЙ

пЮЕОШ МАВСФ НБМЩЫЙ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЙЗТХЫЛЙ. йНЕООП ЬФП УЛПТЕЕ ДТХЗПЗП РПВХЦДБЕФ ЙИ Л ЧЩУЛБЪЩЧБОЙА.

УОБЮБМБ ЧЪТПУМЩК РТЕДМБЗБЕФ ТЕВЕОЛХ ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНПФТЕФШ ЙЗТХЫЛХ. рЕТЧЩЕ ЧПРТПУЩ ОБРТБЧМЕОЩ ОБ ИБТБЛФЕТОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЧОЕЫОЕЗП ЧЙДБ РТЕДНЕФБ (ЖПТНБ, ГЧЕФ, ЧЕМЙЮЙОБ). вПМЕЕ УФБТЫЙН ДЕФСН (РСФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ) НПЦОП РТЕДМПЦЙФШ УТБЧОЙФШ ДЧЕ ЙЗТХЫЛЙ. чЪТПУМЩК ХЮЙФ ДЕФЕК, ОБРТЙНЕТ, ПРЙУЩЧБФШ Й УТБЧОЙЧБФШ ЛХЛПМ, ОБЪЩЧБС ОБЙВПМЕЕ ИБТБЛФЕТОЩЕ ЙИ РТЙЪОБЛЙ, Й УМЕДЙФ, ЮФПВЩ ДЕФЙ ЧЩУЛБЪЩЧБМЙУШ ЪБЛПОЮЕООЩНЙ РТЕДМПЦЕОЙСНЙ.

рТЕЦДЕ, ЮЕН УТБЧОЙЧБФШ, НБМЩЫХ РТЙДЕФУС ЧОЙНБФЕМШОП ТБУУНПФТЕФШ ПВЕЙИ ЛХЛПМ: ЛБЛ ПОЙ ПДЕФЩ, ЛБЛЙЕ Х ОЙИ ЧПМПУЩ, ЗМБЪБ, Б ЪБФЕН ХЦЕ ПФНЕФЙФШ, ЮЕН ПОЙ РПИПЦЙ Й ЮЕН ТБЪМЙЮБАФУС.

ПЧМБДЕМ НБМЩЫ ПРЙУБОЙЕН ПФДЕМШОЩИ ЙЗТХЫЕЛ - РЕТЕИПДЙФЕ Л УПУФБЧМЕОЙА ОЕВПМШЫЙИ УАЦЕФОЩИ ТБУУЛБЪПЧ. рТЕДМПЦЙФЕ ЕНХ ОЕУЛПМШЛП ЙЗТХЫЕЛ, РПЪЧПМСАЭЙИ ОБНЕФЙФШ РТПУФХА УАЦЕФОХА МЙОЙА: ДЕЧПЮЛБ, ЛПТЪЙОЛБ, ЗТЙВПЛ; ДЕЧПЮЛБ, ЕМПЮЛБ, ЕЦЙЛ Й Ф.Р. рХУФШ ТЕВЕОПЛ РПДХНБЕФ, ЮФП НПЗМП РТПЙЪПКФЙ У ДЕЧПЮЛПК Ч МЕУХ, ЛПЗП ПОБ ЧУФТЕФЙМБ, ЮФП РТЙОЕУМБ ДПНПК Ч ЛПТЪЙОЛЕ. чЪТПУМЩК НПЦЕФ ДМС ПВТБЪГБ РТЙДХНБФШ УЧПК ТБУУЛБЪ, Б ЪБФЕН РТЕДМПЦЙФШ ТЕВЕОЛХ РТЙДХНБФШ ТБУУЛБЪ УБНПНХ. й ОЕ ВЕДБ, ЕУМЙ ТЕВЕОПЛ УОБЮБМБ РТПУФП РПЧФПТЙФ ЪБ ЧБНЙ ЧБЫ ТБУУЛБЪ - ПО ХРТБЦОСЕФУС Ч ТБУУЛБЪЩЧБОЙЙ. рПУФЕРЕООП ХЧПДЙФЕ ДЕФЕК ПФ РПДТБЦБОЙС, РТЕДМБЗБКФЕ РТЙДХНБФШ УБНПУФПСФЕМШОЩК ТБУУЛБЪ.

тБУУЛБЪ П УПВЩФЙЙ

дЕФЙ РСФПЗП ЗПДБ ЦЙЪОЙ ХЦЕ НПЗХФ ТБУУЛБЪБФШ П ОЕЛПФПТЩИ УПВЩФЙСИ ЙЪ МЙЮОПЗП ПРЩФБ. чЪТПУМЩК РПВХЦДБЕФ ТЕВЕОЛБ ЧУРПНОЙФШ, ЛБЛ ИПДЙМЙ Ч ЗПУФЙ, Ч РБТЛ, ОБ ОПЧПЗПДОАА ЕМЛХ, ЮФП ПО ЧЙДЕМ ЙОФЕТЕУОПЗП ОБ РТПЗХМЛЕ Ч МЕУХ.

РЕТЕД ТЕВЕОЛПН ЮЕФЛП УФБЧЙФУС ЪБДБЮБ: "тБУУЛБЦЙ, ЮФП ФЩ ЧЙДЕМ ОБ РТБЪДОЙЛЕ" . ъДЕУШ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ПВТБЪЕГ: "уОБЮБМБ РПУМХЫБК, ЮФП С ЧЙДЕМ ОБ РТБЪДОЙЛЕ, Б РПФПН ФЩ ВХДЕЫШ ТБУУЛБЪЩЧБФШ". тБУУЛБЪ ЧЪТПУМПЗП ДПМЦЕО ВЩФШ ВМЙЪПЛ ДЕФУЛПНХ ПРЩФХ, ЮЕФЛП РПУФТПЕО, ЙНЕФШ СУОЩК ЛПОЕГ; СЪЩЛ ТБУУЛБЪБ ДПМЦЕО ВЩФШ ЦЙЧЩН Й ЬНПГЙПОБМШОЩН.

РПУФЕРЕООП ДЕФЙ ПФХЮБАФУС ПФ ЛПРЙТПЧБОЙС ПВТБЪГБ Й РПДИПДСФ Л УБНПУФПСФЕМШОПНХ ФЧПТЮЕУЛПНХ ТБУУЛБЪЩЧБОЙА, ПВХЮЕОЙЕ ЛПФПТПНХ ОБЮЙОБЕФУС ХЦЕ РПУМЕ 5 МЕФ.

юФЕОЙЕ

юФЕОЙЕ ЙЗТБЕФ ПЗТПНОХА ТПМШ Ч ЖПТНЙТПЧБОЙЙ УМПЧБТОПЗП ЪБРБУБ ТЕВЕОЛБ. рТПБОБМЙЪЙТХКФЕ, ЛБЛХА МЙФЕТБФХТХ ЧЩ ЮЙФБЕФЕ НБМЩЫХ, Й ЮФП ЮЙФБЕФ ПО УБН. рПУФБТБКФЕУШ РЕТЕКФЙ У ЛОЙЗ, ЗДЕ БЛФЙЧОП ТБЪЧЙЧБЕФУС УАЦЕФ, НОПЗП ДЕКУФЧЙС Й ЧУФТПЕООЩИ ДЙБМПЗПЧ, ОБ ПРЙУБФЕМШОХА МЙФЕТБФХТХ. ьФП ТБУУЛБЪЩ Й РПЧЕУФЙ П РТЙТПДЕ, П ЦЙЧПФОЩИ, П РХФЕЫЕУФЧЙСИ. пВТБФЙФЕУШ Л ЛОЙЗБН ОБЫЙИ ОЕНЕТЛОХЭЙИ ЛМБУУЙЛПЧ, Й ХЦЕ ЮЕТЕЪ ОЕВПМШЫПК РТПНЕЦХФПЛ ЧТЕНЕОЙ ЧЩ РПЮХЧУФЧХКФЕ ЛТБУПФХ Й ВПЗБФУФЧП ТХУУЛПЗП СЪЩЛБ, ЕЗП НЕМПДЙЛХ.

еУМЙ Ч ФЕЛУФЕ ЧУФТЕЮБАФУС ОЕЪОБЛПНЩЕ УМПЧБ Й РПОСФЙС, ПВЯСУОСКФЕ ЙИ НБМЩЫХ, РТЙЧЕДЙФЕ РТЙНЕТЩ, Ч ЛБЛЙИ УМХЮБСИ ПОЙ ХРПФТЕВМСАФУС. рХУФШ ТЕВЕОПЛ УБН УПЮЙОЙФ РТЕДМПЦЕОЙС У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ОПЧЩИ УМПЧ Й РПОСФЙК.

пВУХЦДБЕН РТПЮЙФБООПЕ

еУМЙ ТБОШЫЕ ЧЩ ЮЙФБМЙ НБМЩЫХ НЙОХФ ФТЙДГБФШ, Б РПФПН ЪБЛТЩЧБМЙ ЛОЙЗХ, ФП ФЕРЕТШ ЙЪНЕОЙФЕ РТПГЕУУ ЮФЕОЙС. рСФОБДГБФШ НЙОХФ - ЮЙФБЕФЕ, РСФОБДГБФШ НЙОХФ - ЗПЧПТЙФЕ П РТПЮЙФБООПН. хТПЧЕОШ ПВУХЦДЕОЙС ЪБЧЙУЙФ ПФ ЙОФЕММЕЛФХБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС ТЕВЕОЛБ. еУМЙ НБМ, ФП Й ЧПРТПУЩ УБНЩЕ РТПУФЩЕ: «п ЮЕН ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС Ч УЛБЪЛЕ? юФП УДЕМБМ ЪБКЛБ? лХДБ РПВЕЦБМ НЕДЧЕЦПОПЛ?» тЕВЕОЛХ РПУФБТЫЕ Й ЧПРТПУЩ ВПМЕЕ ЧЪТПУМЩЕ: «рТБЧЙМШОП МЙ РПУФХРЙМ НБМШЮЙЛ? б ЛБЛ ФЩ ДХНБЕЫШ, ЮФП НПЗМП РТПЙЪПКФЙ ДБМШЫЕ? б ЮФПВЩ ФЩ РТЕДРТЙОСМ ОБ НЕУФЕ ЗЕТПС?»

НБНБ ОЕ ФПМШЛП ОБРТБЧМСЕФ ВЕУЕДХ, ЪБДБЧБС ЧПРТПУЩ, Б УФТПЙФ ДЙБМПЗ. чЩУЛБЪЩЧБЕФ УЧПЕ НОЕОЙЕ, ЙОПЗДБ ПОП УПЪОБФЕМШОП ВЩЧБЕФ «ОЕРТБЧЙМШОЩН» ЮФПВЩ ТЕВЕОПЛ НПЗ ЪБНЕФЙФШ ПЫЙВЛХ, ОЕЧЕТОХА НЩУМШ Й НБНХ РПРТБЧЙФШ. чЪТПУМЩК ЧЩОХЦДБЕФ НБМЩЫБ ЧЩУЛБЪБФШ УЧПЕ НОЕОЙЕ Й ЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП «ОЕ ОБРЙУБОП» Ч ЛОЙЦЛЕ.

РП ИПДХ ЮФЕОЙС НБНБ ПВТБЭБЕФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЮФП ЕК РПОТБЧЙМПУШ ЙМЙ ЕЕ РПТБЪЙМП. ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ЛТБУЙЧЩК УТБЧОЙФЕМШОЩК ПВПТПФ, СТЛПЕ ЛТБУПЮОПЕ ПРЙУБОЙЕ ПВЯЕЛФБ ЙМЙ УНЕМЩК РПУФХРПЛ ЗЕТПС. «с ВЩ, ОБЧЕТОПЕ, ЙУРХЗБМБУШ, Б ФЩ ВЩ УНПЗ РЕТЕКФЙ ЮЕТЕЪ ВХЫХАЭХА ТЕЛХ?» юФЕОЙЕ - ЬФП ДЙБМПЗ НЕЦДХ ЛОЙЗПК Й ТЕВЕОЛПН. лОЙЗБ - ЬФП ОЕРБУУЙЧОЩК ПВЯЕЛФ, РТПЮЕМ Й РПУФБЧЙМ ОБ РПМЛХ - ЬФП РПЧПД РПЗПЧПТЙФШ, ПВУХДЙФШ, РПТБЪНЩЫМСФШ.

ЮЙФБС ИПТПЫХА МЙФЕТБФХТХ, ЧЩ ВХДЕФЕ РПМХЮБФШ ХДПЧПМШУФЧЙЕ УБНЙ, Й ЧБЫЕ ОБУМБЦДЕОЙЕ ЮФЕОЙЕН РЕТЕДБУФУС ТЕВЕОЛХ.

рЕТЕУЛБЪ УПДЕТЦБОЙС УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ

юБУФП ЧУФТЕЮБЕНПЕ ЪБДБОЙЕ ОБ ХТПЛБИ - РЕТЕУЛБЪ РТПЮЙФБООПЗП УЧПЙНЙ УМПЧБНЙ. тЕВЕОПЛ ЪБЮБУФХА РХЗБЕФУС, Й ЧУЕ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБРТБЧМСЕФ ОБ ЧУРПНЙОБОЙЕ ФЕЛУФБ, УЮЙФБС, ЮЕН ФПЮОЕЕ Л ПТЙЗЙОБМХ ПО ТБУУЛБЦЕФ, ФЕН «РТБЧЙМШОЕЕ» ПО ЧЩРПМОЙФ ЪБДБОЙЕ. й ЪБВЩЧ БЧФПТУЛЙК ФЕЛУФ, ПО «УФПРПТЙФУС» Й ЪБНПМЛБЕФ. тЕЫЙФШ ЬФХ РТПВМЕНХ НПЦОП, ОБХЮЙЧ ТЕВЕОЛБ ЧОЙНБФЕМШОП ЮЙФБФШ ЙМЙ УМХЫБФШ ФЕЛУФ, Б ЪБФЕН «ЧПКФЙ» Ч РТПЮЙФБООПЕ, ХЧЙДЕФШ УПДЕТЦБОЙЕ УЧПЙНЙ ЗМБЪБНЙ, УФБФШ ОБ ЧТЕНС ДЕКУФЧХАЭЙН МЙГПН Й РЕТЕУЛБЪБФШ ФП, ЮФП ЕЗП ПЛТХЦБЕФ, ФП, ЮФП ПО ЧЙДЙФ.

ОЕТЕДЛП ТЕВЕОПЛ ОЕ РПОЙНБЕФ УНЩУМ Й УПДЕТЦБОЙЕ ФЕЛУФБ, РПЬФПНХ ОЕ НПЦЕФ ЗТБНПФОП ЕЗП РЕТЕУЛБЪБФШ. уОБЮБМБ ЙЪХЮБЕНЩК НБФЕТЙБМ ОХЦОП РПДТПВОП ТБЪПВТБФШ, ХСУОЙЧ УНЩУМ ЛБЦДПЗП УМПЧБ Й РПОСФЙС, ОБКФЙ Л ОПЧЩН ФЕТНЙОБН УЙОПОЙНЩ, ХЦЕ ЪОБЛПНЩЕ ТЕВЕОЛХ. еУМЙ РПФПН ПО Й ЪБВХДЕФ ОПЧПЕ ДМС ОЕЗП УМПЧП, ФП УНПЦЕФ ЪБНЕОЙФШ ЕЗП ДТХЗЙН, УИПЦЙН РП УНЩУМХ. рЕТЕД ЛБЦДЩН РЕТЕУЛБЪПН ТБЪВЙТБКФЕ, «ТБЪЦЕЧЩЧБКФЕ» ФЕЛУФ, ЬФП ЪБМПЗ ЗТБНПФОПЗП РЕТЕУЛБЪБ.

тЕГЕРФ ОЕДЕМЙ

тЕГЕРФ МЕЮЕОЙС ПФ НПМПЮОЙГЩ :

оХЦОП ЧЪСФШ 1 ФБВМЕФЛХ ОЙУФБФЙОБ, ТБУФПМПЮШ, ДПВБЧЙФШ ЮХФШ-ЮХФШ ЛЙРСЮЕОПК ЧПДЩ. оБНПЮЙФШ ВЙОФ Й РТПФЕТЕФШ ЭЕЮЛЙ, ЧЕТИОАА Й ОЙЦОАА ЗХВХ, Й ОПЧЩН ВЙОФЙЛПН РТПФЕТЕФШ ОЕВП Й СЪЩЮЕЛ.

зПЧПТСФ ДЕФЙ

лБФС (3 ЗПДБ)

йДЈН У ДПЮЛПК РП ХМЙГЕ. оБ ЧУФТЕЮХ ЕДЕФ ТЕВЈОПЛ Ч ЛПМСУЛЕ. оБ ЗПМПЧЕ Х ОЕЗП ЪЕМЈОБС ЫБРПЮЛБ У ХЫЛБНЙ. пОБ ЛБЛ ЪБЛТЙЮЙФ: "нБНБ, УНПФТЙ, ыТЕЛ!"

дБА ЕК Ч ЛПРЙМЛХ НЕМПЮШ. вБВХЫЛБ УРТБЫЙЧБЕФ:
- лБФС, ЮФП УЛБЪБФШ ОБДП?
- мЕМС, Б Х ФЕВС ЕЭЕ ЕУФШ?

б ЧПФ лБФЙО РЕТМ ОЕДБЧОЙК. рТЙИПЦХ ДПНПК ПФЛХДБ-ФП.
- нБНБ, Х ОБУ ФХФ УЛПТП ВХДЕФ ЛХЮБ ОБТПДБ.
- б ЮФП ФБЛПЕ, РБРБ ЗПУФЕК РПЪЧБМ?
- дБ ОЕФ, С ЦЕОАУШ Й Х НЕОС ДЕФЙ ТПДСФУС, дЙНБ ЦЕОЙФУС, Х ОЕЗП ФПЦЕ ДЕФЙ ТПДСФУС, НОПЗП ПЮЕОШ ВХДЕФ ДЕФЕК.
с ТПВЛП ФБЛ ЙОФТЕУХАУШ:
- нПЦЕФ, ЧЩ ЧУЕ-ФБЛЙ ПФДЕМШОП ЦЙФШ ВХДЕФЕ, ЛПЗДБ РПЦЕОЙФЕУШ?
- оХ, ЦЙФШ-ФП НПЦЕФ Й ПФДЕМШОП, ОП ОБ РТБЪДОЙЛЙ ЧУЈ ТБЧОП ЪДЕУШ УПВЙТБФШУС ЧУЕ ВХДЕН.

чУЕ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ, РПЦЕМБОЙС, ЪБНЕЮБОЙС, РТЕДМПЦЕОЙС РП ФЕНБН, ЙОФЕТЕУОЩЕ ЪБНЕФЛЙ, УФБФШЙ ЙМЙ ЧБЫЙ ЙУФПТЙЙ - ПФРТБЧМСКФЕ НОЕ ОБ e-mail . рПДЕМЙФЕУШ УЧПЙН ПРЩФПН У ДТХЗЙНЙ Й ПОЙ РПДЕМСФУС У чБНЙ УЧПЙН. чУЕ ЬФП ОБКДЕФ ПФТБЦЕОЙЕ Ч УМЕДХАЭЙИ ЧЩРХУЛБИ ТБУУЩМЛЙ.

у ХЧБЦЕОЙЕН, йТЙОБ бМЕЛУБОДТПЧБ,
БЧФПТ РТПЕЛФБ - ДЕФУЛЙК УБКФ

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Если вы не знаете, как научить ребенка составлять рассказ по картинке, это статья для Вас! Во-первых, уточним, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности.

Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.
В подготовительной группе и начальной школе (1,2 класс) дети составляют рассказы – описания уже по серьезным картинам (пейзаж, портрет, натюрморт). Последовательность работы остается такая, как и с дошкольниками, но есть свои нюансы.
  1. Обозначая тему рассказа нужно обязательно упомянуть автора и название картины.
  2. Рассматривая пейзаж, задайтесь с ребенком вопросами: какое время года изображено на картине? Что нарисовано на переднем плане? На заднем? Какое настроение передает картина? Рассматривая портрет – сначала назовите человека, изображенного на нем, опишите его пол, возраст. Рассмотрите, во что одет человек? На фоне чего он изображен? Спросите ребенка, как ему кажется, человек, изображенный на картине – какой? Строгий, мечтательный, сильный, слабый? Почему он так решил?
  3. Подводя итоги, нужно высказать общее впечатление и настроение от картины.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.

Более сложный вид работы - рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?

Введите e-mail адрес:

В школах детей часто просят написать рассказ, причем многие из них сами любят делать это в свободное время. Сочиняя и рассказывая истории, дети учатся организовывать и упорядочивать свои мысли, а также использовать письменную речь для общения с читателями. Написание собственных рассказов способствует развитию навыков чтения и пониманию ребенком художественных произведений, написанных другими людьми.

Но наряду с удовольствием, которое доставляет написание рассказов, их сочинение может служить для ребенка настоящим вызовом. Знакомя его с тем, как авторы создают рассказы, и смыслом его различных частей, предлагая ему визуальные или письменные подсказки, которые вдохновляют на сюжетные идеи, заставляя его составлять план рассказа, прежде чем приступать к записи, вы тем самым помогаете ребенку придумывать полноценный творческий рассказ.

1. Начните с совместного прочтения нескольких любимых рассказов. Поговорите с ребенком об авторе каждого из них. Если на обложке есть соответствующая информация, прочтите ее вместе. Помогите ребенку понять, что автор и есть тот человек, который непосредственно создал или адаптировал рассказ и принимал решения о развитии в нем сюжетных линий.

2. Во время чтения периодически останавливайтесь и просите ребенка самому додумывать, что будет происходить дальше, как будет развиваться сюжет, и просите его объяснять вам, почему он так считает. Таким образом вы поможете ребенку уловить суть написания рассказов и то, как читатели понимают их, что очень важно при написании собственного произведения.

3. Во время чтения и по его окончании обсудите с ребенком разные части рассказа, задавая следующие вопросы.

  • Что является завязкой рассказа? Его кульминацией? Его развязкой?
  • Какие персонажи присутствуют в рассказе?
  • Что тебе в них нравится?
  • Где происходит история, описанная в рассказе?
  • Каковы перипетии сюжета? Чем все заканчивается?
  • Что ты думаешь о развязке? Есть ли связь в тексте или образах между завязкой и развязкой рассказа?

4. Когда вы прочитаете несколько рассказов, поговорите с ребенком о том, может ли он придумать историю, подобную прочитанным. Например, если в его любимой книге есть рассказ о первом дне в школе, попросите ребенка написать рассказ о своем первом день. Или же, если его любимая история - это какая-то сказка, посоветуйте ребенку написать ее собственный вариант. Используйте вопросы, описанные выше как пособие, чтобы помочь ребенку распланировать рассказ. Например, вы можете спросить его, что произойдет в начале, середине и конце его рассказа, или о месте, где будут разворачиваться события.

5. Если рассказы, которые вы читаете, не вдохновляют ребенка, вы можете поискать готовые начала историй в форме сценариев или даже отдельных фраз, которые уже кто-то придумал до вас. Например, началом истории может послужить следующее предложение «Однажды я проснулся и обнаружил, что моя собака разговаривает со мной». Затем ребенку необходимо попытаться развить сюжет на его основании. Ищите начало ваших историй на различных сайтах.

Вы также можете:

  • Предложить три несвязанных между собой слова, например, «поезд, принцесса и баскетбол» и попросить ребенка написать рассказ, который будет опираться на них.
  • Помочь ребенку записать любимые семейные истории или описать некоторые семейные события, например, анекдот, который передается из поколения в поколение или незабываемые каникулы, проведенные у бабушки с дедушкой.

6. После того как ребенок выбрал тему, помогите ему создать сценарный план, раскадровку. Это способ, который помогает писателю упорядочить события истории с помощью картинок (похожих на комикс).

7. Вы можете сделать раскадровку, попросив ребенка нарисовать серию картинок, описывающих основные события рассказа на бумаге для заметок на клейкой основе, а затем расположить их по порядку. Поговорите с ребенком о том, какой смысл содержит придуманный им порядок картинок, и поскольку вы будете использовать бумагу для заметок на клейкой основе, при необходимости ребенок сможет с легкостью их перемещать.

Фоторассказ - это способ использования фотографий для создания рассказов. Пусть ребенок вырежет фотографии из журналов или сам сделает фотографии с помощью цифровой камеры. Затем он может расположить их по порядку и написать к ним заголовки, примерно так же, как и в раскадровке.

8. После того как ребенок определится с порядком событий в своем рассказе, попросите его написать по несколько предложений или даже по абзацу для каждого изображения, которое иллюстрирует определенную часть рассказа.

9. Попросите ребенка прочитать вам рассказ. При этом не следует задавать ему те же вопросы, которые вы задавали в пункте 3. Поощряйте ребенка добавлять любую недостающую информации или деталь, чтобы рассказ стал смешнее и интереснее. Если вы использовали раскадровку, попросите его добавить недостающие связующие звенья между различными частями рассказа, например, рассказывая о том, как персонажи перемещаются из одного места в другое или сколько времени проходит между событиями.

Ваш малыш может подолгу слушать увлекательные истории, полные чудес и приключений? А что, если он сам выступит в роли сказочника? Помогите ребенку в этой полезном и увлекательном занятии.

С чего начать

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное, поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

Сказки можно сочинять о чем угодно, даже об овощах и домашней утвари, но сначала потренировавшись на более «простом» материале. Существуют разные «рецепты» организации таких творческих тренировок. То, как вы будете их использовать, зависит от возраста ребенка. Ребенок старше 4 лет может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. Многое зависит от его и ваших творческих возможностей, условий, в которых вы займетесь сочинительством (будет это специально отведенное время или придется сочинять, попутно занимаясь другими делами или находясь в дороге).

«Закончи сказку»

Надо дать ребенку задание - придумать для сказки концовку. Вашей целью будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился и вдруг видит … ».

Здесь вы обращаетесь к малышу с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?». Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

Сочинение по сериям картинок

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет. В этих целях удобно использовать логопедические альбомы, различные пособия и буквари. Если ребенок не посещает детский сад, ему подобные упражнения нужны обязательно: именно этот вид работы вызывает трудности у ребят при поступлении в школу. Время от времени дидактический материал нужно обновлять, придумывать новые варианты работы со старыми картинками. Сочинение по картинкам окажется незаменимым и в долгой дороге, и во время болезни малыша, когда нужно какое-то время удерживать его в относительно неподвижном и спокойном состоянии.

Целью данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей. Вам предстоит учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая с малышом первый рисунок, обратите внимание ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание малыша на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т.п.).

Начало сказки составляется по первой картинке («Жили-были…»). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Коллективное сочинение


Чем не развлечение на детском празднике или во время семейных посиделок?
Участвуют сразу несколько детей. Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение.

Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше?) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей. Если дети уверенно справляются с сочинением сказки по предложенному плану, можно предложить дополнительные вопросы, подсказывая новые направления фантазирования. Предложите детям пересказать уже сочиненное, привлеките к обсуждению того, что сочинили другие. Сочиненную сказку стоит записать, чтобы прочитать ее на следующий день или при новой встрече друзей. Можно продолжить детям сочинение сказочного «сериала».

Инсценировка

Предложите малышу «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.

Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). Выбранная для инсценировки сказка может быть сочиненной или прочитанной ранее - в данном случае творчество заключается не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его «проработке»). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело). Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

Сказка о конкретном персонаже

Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Предложите ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа.

Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…).

Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

Сказка по заданной теме

Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Часто именно такие затруднения встречаются у домашних детей при поступлении в школу.

Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка».

Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.»

Таким образом малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось.

Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка. Обращайте внимание ребенка на интересное, занимательное в содержании сказки, на ее словесное оформление. В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.


Сказка об игрушках

Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку), узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку».

Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи), развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал), подбирает сравнения, определения. Впоследствии поощряйте этот вид творчества в игре ребенка. Предложите сделать рисунок к сказке, попросите рассказать (показать) сказку об игрушках бабушке или пришедшим в гости друзьям.

Сказка на свободную тему

Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача мамы - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Важно, чтобы ребенок стремился к занимательности сюжета, не забывая о словесном оформлении сказки.

Творите, выдумывайте, пробуйте! Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений!

Loading...Loading...