Понятие «аномия» было введено в научный оборот. Госпожа тюрьмы, или слёзы Минервы (СИ) Согласно М. Веберу общности образуются на основе…

- Почему я люблю работать в Гипертексте? - По качану! - нередко отвечал я, чтобы отвязаться ... Это приносило некую разрядку, но и после такой отповеди количество спрашивающих совсем не уменьшалось, а даже наоборот. Пришлось многократно объяснять и объясняться.... Незаметно вызрела идея поведать об этом подробнее... тем более, что я сам не только потребитель текста , но и его поставщик.... Итак... Прежде всего следует отметить, что с тех пор как я выучился читать, я всегда любил текст И всегда серьозно относился тексту - к напечатанным массивам слов и буковок, из которых они состояли... Красота напечатанного текста открывалась мне ещё до того как мне открывался смысл самого текста ... Мне достаточно было одним взглядом окинуть текст , чтобы заметить его огрехи. Я мгновенно находил ошибки... Текст , текстура , текстиль , текстолит... Мой дедушка (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку) торговал вразнос текстилем, а потому звался мальчиком... Таскал увесистые узлы по селам и деревням, - кстати, в чём разница между селом и деревней? ... Я в детстве очень любил вышивать и отдавал этому занятию почти весь досуг... Вышивал по канве крестиком и гладью... Вязал крючком, спицами и на пяльцах, но это нравилось меньше...А потом тоже, как мой дедушка, таскал узлы, работая грузчиком бельевого склада гостиницы Днепр ... Недавно мой один знакомый (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), узнав от меня, что я работал в этой гостинице неосторожно проговорился, пошутив: "Зачем было узжать в Америку !? Работал бы в гостинице до сих пор...". Им бы хотелось закрепостить меня вьючным животным навеки ... Мой отчим со товарищи (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), поверив в хрущёвский НЭП , в первую хрущёвскую оттепель из ничего создал текстильный цех, где делали тесьму, басму, бахрому, был участок по выпуску бродери ... А ещё там ткали бесконечные, - потом их разрезали - жакардовые ковры с оленями, медведями и прочей живностью... В другом цеху на тойже территории коператоры делали резиновую обувь. Галоши, боты, сапоги - из сажи и резиновой крошки... Потом мне пришлось подобное примянять на трассах газопроводов , которые в то время покрывались так называемой пековой изоляцией - смесь горячего битума с резиновой крошкой в качестве пластификатора.... Моя жена одно время была лаборантом при этом деле и делала тесты, которые назывались "кольцо и шар"... Но вернёмся к текстам и текстилям.... В этом цеху меня научили и приспособили работать с основой (большущая катушка с нитками) и стреляющим утком.... Наверху ткацкого станка располагались большие картонные перфокарты, - это же надо! - которые хранили тайну узора... Спицы, сквозь которые были продеты нити основы, взаимодействовали с перфокартами. Они то проваливались сквозь отверстия в них, то нет. А уток всякий раз пробегал между нитями.... Так получался нужный рисунок... Мне доверяли следить за станками и исправлять обрывы нити... Отдельно стояло производство трикотажа... а ещё завораживали станки тамбурной вышивки, успевай только подменять основу... В 1966 году меня наконец-то приняли в Киевский госуниверситет (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), на факультет иностранной филологии... И навалились тексты.... Плавт , Гомер , Менандр , Овидий , Софокл , Сафо , Еврипид , Катул , Эсхил , Аристофан , Бокаччио , Данте , Петрарка , Леопарди , Сервантес , Лопе де Вега , Чоусер , Шекспир , Вальтер Скотт , Диккенс , Теккерей , Пьер Ронсар , Тристан и Изольда , Песнь о Роланде , Франсуа Вийон , Рабле , Вольтер , Роберт Бернс , Флобер , Мопассан , Золя , Бальзак , Блейк, Эдгар По , Оскар Уальд , .... четыре семестра грызли латынь ... голова шла кругом... Всю жизнь учусь , а последние 35-40 лет всё больше самостоятельно... Чтение художественно литературы незаметно отодвинулось на второй план. Пришло время текстов технических.... Малообразных и худоэмоциональных, но зато высоко информативных и точных... Управленческий быт принёс тексты написанные в стиле пресловутого канцелярита , своеобразного управленческого сленга , по которому легко распознают своих... Непосвященные насмехались и пролетали... А я успешно решал вопросы на всех ярусах бюрократической системы . Достаточно было составить текст в нужном стиле.... Это работает до сих пор... И, между прочим, даже здесь в Америке (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку)... К чтению я всегда относился весьма основательно... В своих книжках я непрерывно и дотошно подчеркивал слова и выражения, казавшиеся мне опорными, т.е. ключевыми для понимания. В книжках чужих этого делать было нельзя. Я вёл конспекты, куда старательно выписывал ключевые мысли... Видимо, если бы у меня было достаточно общения, я этого бы не делал. В основном приходилось работать в уединении, в читальных залах библиотек, так сказать с текстом тет-а-тет... А потому приходилось самому доходить до сути... Ошибки в этом случались всё реже.... Первым бизнесом, который я затеял со своими детьми, стало написание толкового словаря по бизнесу. Нарождающийся рынок подхлёстывал... Я вооружил их десятками разных словарей, и мои дети принялись за составление. Сначала словарную статью писал самый старший. Вернее он её просто передирал с понравившегося ему первоисточника. Потом за дело принимались остальные, а в конце недели подключался я... Правил и критиковал... Интересная оказалась педагогическая затея... Дети сдружились в деле (кооперация!), научились спорить по делу, т.е. доказательно. Они незаметно поднабрались новых знаний. Словарь мы не издали, гонорара не случилось, но никто не роптал... Все оказалась довольны самим процесом творчества... Замечаю, что это не прошло даром, не забылось... Научно-технические тексты, несомненно, имееют свою особенность и специфику. На них лежит печать того своеобразия, которым отличается мышление научное от обыденного. Этому мышлению специально обучают молодых учёных, которые, став кандидатами наук, легко демонстрируют способность к такому мышлению.... Хорошие образцы такого мышления в виде разнообразных текстов отличаются научностью, т.е. системностью, непротиворечивостью, внутренней логикой и лапидарностью, т.е. отсуствием пустозвонства или слов без информации, эдакая сухость в эстетике холодной вечности. Ну, не глупо ли экспрессировать и суетиться у бездушной железки? Ведь такие тексты предназначены в первую очередь для обработки тупой вычислительной техникой. И только-то. А потому отсуствие эмоциональности - признак добротного текста в этой сфере человеческой деятельности... Краткость - сестра таланта! Жизнь-то коротка... "Бесчувственность" таких текстов - ещё и отличный индикатор научного профессионализма... Кто понимает... А учёные ведь тоже люди И они, чтобы это доказать - шутят. Однако их весёлость - лишь демонстрация открытости, т.е. готовности воспринять новое, часто необычное и парадоксальное... Без такой открытости в науке делать нечего. Но в такой манере они свои научные опусы не пишут. Их тексты - неумолимый "накат ", где одно возникает из другого. Да не абы как , а по определённым правилам. Где выявляются все противоречия и даются рецепты их разрешения, но тоже не абы как , а по определённым правилам. Где выявляются совсем неочевидные причинно-следственные связи или устанавливается их отстуствие. Делается это без эмоций, вернее им не позволяют вылиться в текст... Словом, тот ещё стиль! Но именно так, - по правилам - и рождается новое и скучно доказывает право на своё существование. Такова специфика научного быта и элементарной научной грамотности... Для трудящихся с телевизорным образованием пишуться научно-популярные тексты - своеобразный заниматеьный жанр. Но это не для меня. Кто в армии служил, тот в цирк не ходит... Я лучше прочитаю грамотный обзор литературы по интересующей меня теме.... Мемуарная литература - это отдельная песня ... Но и здесь, стоит только проставить гиперссылки, сразу видно всё. Круг общения, понятийный аппарат, личная скромность, совесть , самоценка, оценка других участников событий, сами эти события... и прочая, прочая... Нередко закрадывается мыслишка... Та или иная... Почитайте, может и вас посетит... каких только чудес не бывает на белом свете! С появление персональных компьютеров, сети Интернет пришло время гипертекста .... Философия гипертекста и его основы были уже давно разработаны , но всё это находилось вне внимания публики, т.к. не существовало дружественных средств реализации. Когда они появились гипертекст выскочил как чёрт из табакерки, т.е. казалось ни откуда... Я разу врубился - пора забывать про мои карандашные пометки, раскраску текста Highlight -ерами, конспекты, словари и справочники... И напрочь забыть идею издать свои Записки бывалого в бумажном виде. Мои трёхмерные гипертексты принципиально не годятся для бумаги в её сегодняшнем плоском виде... Настала пора отказаться от часто повторяющихся описаний известного и общеизвестного, всего того, что давно пережевано и прочно вошло в Анналы . Гипертекст отлично свяжет плосский текст со всем необходимым, если автор поставит все нужные гиперссылки... Текст с гиперссылками приобретает своеобразные свойства текста трёхмерного. Плоская картина, где реальный объем можно передавать только условно, отличается от скульптуры , барельефа , горельефа и даже сграффито . При этом сам исходный текст становится бесконечным, и его можно начинать читать с любого места, совсем также, как разглядывать любую архитектуру ... Был бы интерес и желание... Добавлю, что плоская, - 2 D - живопись прекрасно сосуществует с 3 D формами, в том числе и раскрашенными... И каждая имеет свою собственную нишу... Так что места всем хватит... Дополнительно . Автора гипертекста можно будет распознать по его ассоциациям и аллюзиям , ведь его гиперссылки будут весьма индивидуальными, правда, на первых порах пока авторский стиль не устаканиться в результате сублимации эмоций.... И последнее, когда я редактирую чужие произведения, превращая их в гипертекст, наличие гиперссылок свидетельствует не только о том, что я текст этот читал, но и о том, что я над ним размышлял в каждом отдельном случае, когда нужно было поставить гиперссылку. Эдакое медленное кропотливое и въедливое чтение. Это вам не быстрое чтиво в метро... Каждому своё... Внешний вид текста тоже изменился Замыленному глазу, истерично реагирующему на всё новое, кажется диким читать такой текст . Хотя достаточно вспомнить разноцветный поток автомобилей на улицах, чтобы успокоится и начать продираться сквозь заросли словесного мусора. В ъедливо докапываться до идеи, т.е. сути текста , постигая заложенный в нём message ... В литературе художественной таким посланием может стать, и нередко становится, не сам текст как таковой, не повествование, не фабула или там интрига, а энергия передаваемой эмоции... Тайна такого текста заключается в умении автора включать некие ключевые кнопочки в наших головах, возбуждая те или иные переживания... Несмотря на то, что текстовая действительность - виртуальная, а возбуждение вполне реальное. В этом смысле настоящая поэзия - верх текстового искусства... Об этом в дугой раз... Что сразу бросается в глаза с первого взгляда на гипертекст ? Прежде всего видно, что уже известно, а что нет. Известное отличается голубым цветом, который стал уже своеобразным стандартом... В этот цвет окрашиваются слова, на которые заделана гиперссылка. Остальное остаётся чёрным, а потому сразу очевиден так называемы "авторский вклад", т.е. что автор добавил к известному, что нового сказал... К сожалению, в большинство текстов после "проявления", т.е. после проставления гиперссылок, показывает, что авторский вклад представляет из себя нечленораздельное артикулирование типа мычания со всплесками пошлых эмоций... Ведь в сё существенное, - и гиперссылки ясно об этом свидетельствуют - уже было пережито пережёвано высрано выблевано и высказано другими. Часто за много тысяч лет до факта написания данного авторского текста ... Раз нет новизны, чего сотрясать воздух-то!? Но ведь пишут же... Одно спасение - нет обязанности читать.... Гиперссылка делает понимание понятийного аппарата текста более однозначным. " Непонимание - вот тот бульон, в котором разводят микробов национализма, расизма, ненависти: " Гляди, он живет не так, как ты, он ниже тебя и не хочет того признать; он говорит, что он живет лучше тебя, что он выше тебя; если ты его не убьешь, он заставит тебя жить по-своему" , - Илья Эренбург . Миролюбивые и ушлые стремятся быть правильно понятыми, а потому желают однозначности , иногда понимая, что она вряд ли достижима в принципе.... А ещё, гиперссылка существенно уменьшает потребность в кропотливой работе составителей многоязычных словарей.... Чтобы ставить гиперссылки нужно найти надёжный источник базовых знаний Сейчас в этом смыле лучшим является английская версия Википедии - прекрасная идея и её реализация! Получается новое качество - гипертекст с ссылками на Википедию . Обычный текст превращается в уникальный толковый словарь, причём русско-английский. Такой словарь нужен для дальнейших детальных исследований в Интернете. Рассейские же авторы и самые разнообразные редакции обычно не утруждают себя написанием иностранных Имён существителных личных на языке оригинала или там на английском языке. Я подозреваю, что они не ведают, что такое Имя существительное Личное, и не понимают, что иностранное почти никогда не пишеться, как слышится... Собственно, и с русским такая же история... Русская часть Википедии - жалкое подобие основного издания, а потому ей пользоваться следует очень осмотрительно... Нужно отметить, что знания английского языка заметно улучшаются, если перестать пользоваться англо-русским и русско-английским словарями, а перейти на английский толковый словарь, т.е. постигать английский через английский. Около десяти лет я атаковал русские интернет издания предложениями о гипертексте ... Лёд тронулся, гипертекст стал появлятся и здесь.... И как-то вдруг обнаружилось, что редакциям газет и журналам писать-то, собственно говоря, не о чем.... всё давным давно написано и переписано, в том числе и собственными журналистами . Успевай только ставить соответствующие гиперссылки и принимать от писак заявления об уходе. Они теперь почти поголовно ринулись в писатели... Но это ведь другое ремесло .... Да и мысли с идеями не мешало бы сначала заиметь... не говоря уж о совести ... Попутно замечу, что гипертекст делает совершенно ненужным пресловутые именные списки, составление которых может запросто привести к короткому замыканию в мозгах авторов, их помощ ников, а также корректоров и редакторов. Сам текст с гиперссылками (гипертекст) позволяет легко проводить текстуальные исследования. В частности, частотный анализ лексики и авторского лексикона ... Автор, часто не осознавая этого, упоминает, - но с разной частотой - в своих текстах людей, которые ему близки, любимы, симпатичны, ненавистны... в общем те, к которым он неравнодушен. Другие упоминаются лишь вскользь. Как бы ритуально. Нельзя, мол, не упомянуть, а то сочтут невеждой или, - ней дай Бог - некультурным, не городским... При наличии гипертекста , такое нехитрое исследование может стать доступным не только узкому специалисту-лингвисту, но и простым гражданам, дерзнувшим заглянуть в тайны авторского подтекста... Введение в научный оборот Иные учёные - особенно этим отличаются историки , - любят не по делу ввернуть фразочку типа "автор ввёл в научный оборот...". Эти словеса призваны добавить "научнага" весу к опусам претендентов на научные степени и звания. Упомянутая писанина по своей научности ничем не отличается от публикаций исходных материалов - приводится некая фотокопия "историческага" документа с неким, чаще всего ненужным, комментарием-мнением публикатора... Вот и весь пресловутый "научный вклад" соискателя... А ведь документы буде он "введён в научный оборот" правильно, должен говорить сам за себя. И это можно сделать, превратив это документ в гипертекст . Только тогда его будут "видеть" все интернетовские поисковые роботы , сам текст будут проиндексирован , и текст будет легко отыскиваться всеми интересующимися... Это и будет настоящее "введение в научный оборот" Выводы: 1. Гипертекст есть смертельная угроза пустобрехам, просто болтунам и любителям словесной жвачки 2 . Гипертекст нужен в качестве экономичного средства распространения знаний. Гипертекст как бы "закрывает" тему. Статья по теме просто превращается в энциклопедическую 3 . Гипертекст полезен своей лапидарностью (это только цветовое указание) и услужливостью, ведь гиперссылка всегда под рукой 4 . Гипертекст нужно читать въедливо, открывая все гиперссылки. Проверить свои знания всегда полезно, никогда нелишне и никогда не поздно 5 . Гипертекст нужно делать въедливо, проставляя все возможные гиперссылки. Лодари от такой работы бегут, как чёрт от ладана, распространяя

с. 1
Сиденко О.А.

к.полит.н., преподаватель Воронежского государственного университета


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИННОВАЦИЙ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Понятие инновация было введено в научный оборот в первой трети двадцатого века Й. Шумпетером, тесно связавшим инновации с сущностью предпринимательства: «функция предпринимателей заключается в том, чтобы реформировать или революционизировать производство, используя изобретения или, в более общем смысле, используя новые технологические решения….» 1

В современном экономическом дискурсе термин чаще всего употребляется для обозначения процесса и результата инновационной деятельности. В частности, с точки зрения Б. Твисса, инновация - это процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного реализуемого продукта, услуги, технологии. Очевидно, что далеко не все новаторские идеи и изобретения становятся впоследствии инновациями, последние помимо научно-технической новизны должны обладать также производственной применимостью и коммерческой реализуемостью. В связи с этим особую значимость приобретают характеристики инновационных систем, которые наряду с прочими факторами открывают для инноватора своего рода окно возможностей.

На мегауровне к факторам инновационной деятельности следует отнести: место страны в международном разделении труда; перспективы и характер региональной интеграции, в том числе трансграничного сотрудничества; глобальные тенденции, вызовы и риски. На макроуровне особую значимость имеют экономическая политика; параметры налоговой, банковской систем, фондового рынка; правовые и инфраструктурные основания инновационной деятельности; структура инвестиций и прочее. На мезоуровне внимание необходимо обратить внимание на отраслевую структуру и проблему эффективного отраслевого баланса; внешнеэкономические связи, региональную инфраструктуру инновационной деятельности, а также необходимые для неё ресурсы; наличие или возможность формирования эффективных инновационных систем.

Своего рода основным трендом, по-разному, но всё-таки ощущающимся на всех уровнях является формирование экономики знаний. В современных условиях предпринимательского управленческого капитализма (entrepreneurial managerial capitalism) хозяйствующие субъекты вынуждены постоянно ориентироваться на «распознавание тенденций, размещение и создание новых комбинаций ресурсов для их реализации, трансформацию внутреннего организационного механизма для соответствия нововведениям». Внесение элементов «адхократии в существующую организационную структуру позволяет компаниям создавать более гибкие бизнес-модели, в которых целевые переменные (предлагаемая потребителям ценность и сам целевой рынок) могут свободно расширяться, а содержательные переменные (все организационные ресурсы) достаточно просто объединяются в новые комбинации для реализации новых задач». 1 В данном случае НТП выступает ключевым фактором трансформации систем управления (феномен интрапренерства, дивизионные, матричные структуры управления), внутренней и внешней сред. Однако происходит это отнюдь не автоматически и требует наложения мотивации, ресурсов и условий, что переносит фокус рассмотрения на микроуровень.

Как показали данные исследования, 2 проведённого коллективом кафедры социологии и политологии ВГУ, опрошенные единодушны в признании важности инноваций, но при этом лишь незначительное меньшинство понимает необходимость и предпринимает практические шаги по созданию внутри своих организаций условий, способствующих проявлению инициативы и креативности. Причины такого положения дел кроются не только в возрастных характеристиках респондентов, хотя представители старших возрастов действительно оказались более склонны к административным методам руководства, но и в установках работников, их пассивности, недостаточной квалифицированности. Если осуществление проектов происходит «на пределе технических возможностей» , отделы технического обучения фактически вынуждены осуществлять переподготовку молодых специалистов, чей уровень знаний, умений и навыков не достаточен для выполнения работ. Респонденты также отмечали, что вчерашние выпускники вузов пассивны в плане рацпредложений, новаторских идей, патентования разработок даже в ситуации, когда в организации созданы условия и имеются материальные стимулы. Таким образом, явно обозначились проблемы системы образования, которые предприниматели могут решить только в рамках межсекторального партнёрства. В свою очередь трудности формирования эффективных механизмов взаимодействия бизнеса, власти и гражданского общества во многом обусловлены закрытостью структур и низким уровнем доверия.

Существенно сужает возможность манёвра ресурсная скудость, которую особенно остро ощущают представители НКО, НПО и малого бизнеса. Общеизвестно, что без резерва финансовых и материально-технических средств осуществление инноваций как минимум затруднено. При этом возможность аккумулировать ресурсы, мобильно их перемещать и перераспределять, использовать внешние источники блокируется слабым развитием инфраструктуры. Развитая инфраструктура инновационной системы включает: организации, способствующие созданию и развитию инновационных компаний (бизнес-инкубаторы, технопарки, коучинг-центры, особые экономические зоны); консалтинговые фирмы, проводящие обзоры рынков, разработку бизнес-планов, стратегии развития, патентные исследования, исследования конкурентных преимуществ, аудит, правое консультирование; центры трансфера технологий; фондовые биржи высоких технологий. 1 Очевидно, что полным набором не отличается ни один регион, даже Томская область, находящаяся по инновациям в тройке лидеров и характеризующаяся множественностью субъектов инновационной деятельности.

В качестве отягчающих факторов воронежскими респондентами также были отмечены дефекты системы управления. Показательно, что значительная часть опрошенных представителей бизнеса ничего от органов власти и управления не ждёт. Проблема коррупции и нацеленность чиновников на процесс, а не на результат называются в числе одних из самых значимых препятствий развития.

Существенно сдерживают инновационную активность короткие горизонты планирования. Нередко у предприятий стратегического плана развития либо нет вообще, либо он далёк от реальности. Крайне мало амбициозных проектов и прорывных идей. Организационная структура компаний, характеризующаяся чрезмерной централизацией, авторитарным стилем руководства, преобладанием вертикальных потоков информации, ведомственной замкнутостью, сопряжена с новациями сверху, часто приобретающими характер «административной дури ».

Слабость стратегического планирования прослеживается не только на уровне компаний, но также в рамках государственной политики и управления. В частности итоговые цифры стратегии 2020, отличающиеся изрядной утопичностью, стали ориентиром для разработки стратегий развития в субъектах Российской Федерации.

Низкий спрос на инновационную продукцию, её дороговизна из-за невозможности наладить серийное производство оправданно видятся частью общероссийских реалий. Как следствие инновационные фирмы либо работают по принципу аутсорсинга, либо превращаются в своего рода «потёмкинские деревни», вынужденные вести борьбу за существование во враждебной внешней среде. Весьма удручающий факт особенно на фоне общеизвестного утверждения: для социально-экономического развития региона на инновационной основе необходим постоянный рост числа участников инновационной «цепочки».

В целом субъекты хозяйственной деятельности на уровне региона ограничены в своих возможностях влияния на внешнюю среду. Оно осуществляется преимущественно на уровне сетей, отраслевых региональных комплексов (средний бизнес), социокультурных сред, при этом институциональное предпринимательство (комплексный политический и культурный процесс, в котором акторы должны использовать социальные навыки, необходимые для реализации предлагаемого проекта по изменению институтов) 1 в поле политики никем серьёзно не рассматривается. В то же время не устраивает потенциально инновационные группы именно качество институтов.

Способствуют инновациям, по мнению респондентов: фактор конкуренции; высокотехнологичный характер отрасли (постоянные инновации и эффективная система повышения квалификации, как правило, имеются, если «в основе работы лежат навыки персонала и возможности их использования»); ориентация бизнеса на удовлетворение потребностей относительно состоятельных групп населения, международные связи, включённость в программы развития и поддержка со стороны ресурсных центров; накопление технико-технологического и кадрового потенциала.

Необходимо отметить, что чаще опрошенные всё же говорили именно об отягчающих, затрудняющих инновационную деятельность факторах. Интересы «текущего производства», безусловно, являются доминирующими.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблемы, осложняющие или даже блокирующие инновационную деятельность, имеют комплексный, иногда застарелый характер и нередко не могут быть решены на уровне одного отдельно взятого региона. К примеру, применительно к постсоветским странам целесообразно обратить внимание на одно из значимых несоответствий: наследие административно-командной модели искажает формирование предпринимательских вызовов во внешней среде и затрудняет поиск адекватных ответов на них. В России ситуация ещё более усложняется вертикалью власти и «режимом ручного управления».

Ещё более серьёзную проблему являют собой последствия разрыва хозяйственных связей вследствие распада СССР, деградации производственной базы и потери регионами эффективного отраслевого баланса. Даже высказывается мнение, что России необходима не столько модернизация, сколько реиндустриализация. Позиция далеко не бесспорная. Практически общим местом стало в научной литературе утверждение о возможности стран «буквально впрыгнуть в экономику знаний, минуя стадию традиционной индустриализации». 1 Однако нельзя не признать, что проблемы с серийным производством в конечном итоге приводят к тому, что инновационные фирмы работают по принципу аутсорсинга.

Ценности и принципы управления, компетенции, ресурсы, организационная культура и структура предприятий, конкурентные стратегии оказываются в той или иной мере связанными не только с технологической сложностью, динамизмом, стадией жизненного цикла отрасли, но и с параметрами воспроизводства системы экономических отношений в регионе и в стране в целом. Это в свою очередь требует разработки и реализации обоснованной, эффективной, комплексной, преследующей не только тактические, но и стратегические цели, учитывающей региональную специфику инновационной политики общенационального масштаба.


1 Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М., 2007. - С. 512.

1 Широкова Г.В., Сарычева Е.Ю. и др. Внутрифирменное предпринимательство: подходы к исследованию вопроса. - http://www.gsom.spbu.ru/files/en/upload/eship/news/1-R-2008.pdf .

2 Исследование было проведено в период август-сентябрь 2012 года при поддержке ГРНФ, грант 11-13-36001 а/ц, Модернизационный потенциал Воронежской области: опыт исследования и условия реализации. Первичная информация собиралась методом глубинного интервью, выборка составила 100 представителей потенциально инновационных социальных групп, в том числе бизнес сообщества и третьего сектора.

1 Шамина Л.К. К вопросу о состоянии современной инновационной инфраструктуры // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления: Сб. науч. ст. Вып. 7. / Под общ. ред. В.В. Тумалева. - СПб., 2009. - С.128-131.

1 Fligstein N. Social skill and institutional theory // American Behavioral Scientist. 1997. - Vol. 40, N 4. - P. 397-405.

1 Погребинская Е.А. Методология создания инновационной среды и выбор схемы инновационного трансферта // Организационные структуры «экономики знаний»: Сб. науч. тр. – М., 2010. – С. 41.


с. 1

Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Он был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Однако у некоторых философов понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». В обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима.
Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Определенность цивилизации придает духовный фактор - своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления.
В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами.

Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. Культура составляет стержень цивилизации, С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же - способ освоения достижений. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

P.S. Интересно, хоть кто нибудь скажет мне спасибо за эти шпоры? Так как ежедневно их открывают по 20-30 человек.а в дни подготовки к экзамену у замечательного и справедливого преподавателя Лаврухиной И.А. так все 100)
https://vk.com/yana_metisova

«Домострой» – трактат, содержащий ряд социально-экономических идей, принадлежит перу древнегреческого ученого: г) Ксенофонта.
«Книга о скудости и богатстве» – основное социально-экономическое произведение: д) И. Посошкова.
«Маржинальная революция» произошла в а в) 1870-е годы.
«Первооткрывателем» монополистической конкуренции является: в) Э. Чемберлин.
«Поучение гераклеопольского царя своему сыну» представляет собой документ, характеризующий уклад хозяйственной жизни: г) Древнего Египта.
«Праздный класс», по Т. Веблену – это класс, который обладает крупной собственностью и характеризуется демонстративной праздностью и потреблением.
«Речение Ипусера» – один из документов, отражающий ряд социально-экономических проблем: Древнего Египта.
«Система экономических противоречий, или Философия нищеты» – основное экономическое сочинение в) П. Прудона;
«Союз социальной политики» создали представители б) «молодой исторической школы».
«Трактат политической экономии», послуживший началом для постоянного названия экономической науки, написал: в) А. Монкретьен;
«Экономическая таблица» Ф. Кенэ посвящена анализу проблемы распределения совокупного годового продукта, создаваемого в сельском хозяйстве, между тремя основными классами общества.
«Экономическая таблица» Ф. Кенэ посвящена проблеме воспроизводства.
«Эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния поведения потребителей на рост спроса в связи с в) возросшими ценами.
Kaпитал делил на основной, оборотный, постоянный и переменный: а) А. Смит; б) К. Маркс
Автор «особого монетарного правила» в) М. Фридмен.
Автор закона, согласно которому по мере удовлетворения какой-либо потребности степень наслаждения падает и на определенном пределе доходит до нуля д) Г. Госсен.
Автор концепции предельной производительности труда и капитала – Кларк.
Автор работы «Новое индустриальное общество» а) Дж. Гэлбрейт.
Автором «Новоторгового устава» 1667 года является: б) А. Ордин-Нащокин
Автором закона, согласно которому по мере удовлетворения какой-либо потребности степень наслаждения падает и на определенном пределе доходит до нуля, был в) Г. Госсен.
Автором концепции «о неограниченных возможностях профсоюзов» является в) Л. Брентано.
Автором концепции «совершенного человека» являетсяв) Конфуций
Автором концепции стадийного экономического развития является немецкий экономист: б) Ф. Лист.
Автором работы «Герои и торгаши» был б) В. Зомбарт.
Автором теории «гармонии интересов» является: а) Ф. Бастиа;
Автором термина «политическая экономия» является А. Монкретьен.
Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) товаров на основе б) предельной полезности товаров.
Брентано является представителем б) «молодой исторической школы».
Буагильбер считал полезной функцию денег: в) средство обращения;
В вопросе социального обеспечения сторонники ЭТП в) полностью отвергают систему социальных гарантий.
В качестве предмета экономического анализа институционализм выдвигает: в) экономические и внеэкономические факторы.
В классической политической экономии основным методом экономического анализа является: а) причинно-следственный (каузальный) метод
В рамках математической школы разработаны теории а) частного и общего равновесия.
В результате предлагаемых реформ Т. Веблен предусматривал в) переход к «обществу индустриалов».
В ситуации дефицита бюджета Дж. Кейнс предлагал: а) использовать регулируемую инфляции – дефицитное финансирование, эмиссию денег.
В соответствии с «основным психологическим законом» Дж. М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления б) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы.
В соответствии с концепцией меркантилизма источником денежного богатства является: б) превышение экспорта над импортом;
В состав техноструктуры входят а) финансисты г) ученые д) инженеры е) менеджеры.
В структуре капитала А. Смит выделял следующие части б) основной и оборотный капитал
В теории равновесия А. Маршалл объединил такие две теории, как б) затратная теория стоимости и теория предельной полезности.
В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры фирм г) превышают оптимальный уровень.
Ввел такие показатели капитала, как его ширина и высота, представитель «шведской школы г) К. Викселль.
Веблен показал, что существует противоречие между в) индустрией и бизнесом.
Верные положения о производительном труде в) труд по оказанию услуг не является производительнымд) труд производителен, если он занят во всех отраслях народного хозяйства
Верный друг, идейный соратник К. Маркса – Ф. Энгельс.
Возникновение монополии Э. Чемберлин связывает с б) дифференциацией продукта.
Восточному рабству было присуще масштабное участие государства в хозяйственной жизни.
Восточному рабству в средние века было присуще: а) масштабное участие государства в хозяйственной жизни; в) участие государства в строительстве дорог, поддержании ирригационных систем.
Впервые ввел в научный оборот понятие «экстерналий» Пигу.
Впервые назвал экономическую науку «Экономиксом»: в) А. Маршалл.
Впервые стал рассматривать экономические явления и процессы в статическом и динамическом состоянии а) Дж. Б. Кларк.
Впервые сформулировал теорию об основных факторах производства экономист XIX столетия: б) Ж.-Б. Сэй;
Вторая стадия в периодизации социально-экономического развития Ибн-Хальдуна называется: а) жизнь в сельской местности;
Второй этап монетаризма характеризуется: в) формированием концепции промышленного цикла.
Выразители экономической мысли Древнего Мира идеализировали в своих трактатах: г) натуральное хозяйство.
Высшая и последняя стадия капитализма, по В. Ленину – империализм.
Главным условием равновесия, по К. Викселлю является совпадение естественной и денежной ставок.
Деление капитала на основной и оборотный распространяется на капитал: б) производительный;
Деньги, в соответствии с классической политической экономией, это: в) приспособление, облегчающее обмен
Дж. Ло по его экономическим взглядам и практической деятельности можно отнести к: г) к представителям позднего меркантилизма.
Для стимулирования спроса на инвестиции государство, согласно Дж. М. Кейнсу, должно содействовать регулированию нормы ссудного процента: б) в сторону снижения;.
Договорными грамотами князья Древней Руси: а) предоставляли землевладельцам и церкви различные льготы
Доктрину социальных реформ для улучшения положения трудящихся разработал в середине XIX века представитель классической школы: а) Р. Оуэн;
Документ «Капитулярий о виллах» выражал экономические интересы феодалов государства: а) франков
Допущения модели общего экономического равновесия Вальраса: а) рынок совершенной конкуренции г) большое число покупателей и продавцов д) свободные цены ж) чистый рынок.
Дорогой кредит при любом состоянии экономики считают одним из радикальных средств борьбы с инфляцией г) монетаристы.
Древнегреческий философ, которого западные ученые считают основоположником коммунистических идей и автократии: а) Платон;
Единственный из представителей классической политической экономии характеризует капитал как средство эксплуатации рабочего а) К. Маркс
Закон убывающего плодородия почвы сформулировал: г) Т. Мальтус;
Законом «равенства предельных полезностей» называется закон, сформулированный б) Г. Госсеном.
Законы царя Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью: б) недопущения развала натурального хозяйства; г) сохранения земельной собственности.
Законы царя Хаммурапи регулировали хозяйственную деятельность в: б) Древней Вавилонии;
Заработная плата, по Марксу, представляет г) стоимость средств существования рабочего
Идеи представителей исторической школы Германии: а) экономика конкретной страны развивается по собственным законам, поэтому для каждой страны следует писать особую «национальную экономику» в) для защиты интересов предпринимателей своей страны необходима политика протекционизма.
Идея «циклического балансирования» государственного бюджета принадлежит Олину.
Избыток продукции, полученной в земледелии, над издержками производства физиократы называли чистым продуктом.
Институционалисты поставили перед собой задачи а) доказать неспособность капитализма справиться с внутренними противоречиями б) показать ущерб, наносимый обществу монополистическим капиталом в) разработать мероприятия по реформированию капитализма е) предотвратить люмпенизацию общества ж) доказать необходимость государственного регулирования экономики.
Источником формирования концепции «исторической школы» экономики являются произведения б) Ф. Листа.
Исходные принципы экономического учения Ф. Хайка: б) чистота рынка в) неприемлемость перераспределительной бюджетной политики г) неприемлемость профсоюзов д) снижение государственного регулирования экономики.
К идеальному типу хозяйства, по В. Ойкену, не относится в) смешанное (реальное) хозяйство.
К «встроенным стабилизаторам» Кейнс относил: в) подоходные и социальные налоги.
К. Маркс обосновал положение о том, что работник продает предпринимателю не труд, а способность к труду, то есть рабочую силу. Верно
К. Маркс является автором учения о двойственном характере труда, воплощенного в товаре. Верно
Капитал, по Марксу, увеличивается за счет факторов производства г) рабочей силы.
Категории, которыми оперировал Дж. Коммонс в) правовые нормы г ж) юридические отношения з) социальный конфликт л) коллективные действия м) административный капитализм о) сделки.
Кейнс выделял типы безработицы: а) добровольная; б) фрикционная; в) вынужденная.
Кейнс критиковал следующие идеи неоклассической школы: а) об автоматическом саморегулировании экономики г) национальный доход – величина постоянная при данном экономическом потенциале страны.
Кейнс определял «полную занятость» как б) «нормальный» уровень безработицы, составляющий от 3 до 6 % безработных от общего числа занятых.
Кейнс считал, что для преодоления безработицы государство должно: б) стимулировать совокупный спрос.
Кенэ разграничил капитал на две составные части: 1. Первоначальные авансы; 2. Ежегодные авансы.
Кларк сформулировал универсальные законы а) предельной производительности в) убывающей производительности.
Классик, включивший в политэкономию положения социальной философии: а) Дж. С. Милль;.
Классическая политическая экономия возникла: а)в период разложения взглядов меркантилизма
Ключевой теоретико-методологической новацией Дж. Ст. Милля было разграничение законов производства и законов распределения. Верно
Коммонс выделял такие этапы эволюции капитализма как г) административный капитализм.
Конкретные формы выражения прибавочной стоимости б) прибыль, г) процент, д) земельная рента
Конкретный труд создает а) стоимость, г) прибавочную стоимость
Концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые реализованы на практике в) в период «курса Ф. Рузвельта».
Концепцию экономического порядка («ордолиберализма») сформулировал б) В. Ойкен.
Концепция «ордолиберализма» была сформулирована в) В. Ойкеном.
Критерий деления общества на классы, по Ф. Кенэ, – отношение к чистому продукту.
Критерий согласно которому К. Маркс определял границы классической школы: трудовая теория стоимости.
Критерий социальной структуры (по Тоффлеру): б) интеллект, квалификации, технологии;
Личную выгоду называл основополагающим мотивом производительной деятельности «экономического человека»: в) А. Смит;
Маржинализм базируется на исследовании экономических величин: в) предельных.
Маржиналисты исходят из принципов а) редкости и рационального поведения б) ограниченности ресурсов в) предельной полезности.
Маркс и Энгельс объясняли существование в товаре стоимости и потребительной стоимости: б) двойственным характером труда
Маркс и Энгельс при периодизации истории развития общества использовали в) формационный.
Маркс на основе трудовой теории стоимости показал:б) эксплуататорскую природу капитала;
Маршалл в его теории цены анализировал тип рыночной структуры: а) совершенная конкуренция.
Математик-экономист, первый установивший, что максимум прибыли обеспечивается при равенстве предельного дохода и предельных издержек: а) А. Курно.
Меркантилизм, по сути, представляет собой экономическую политику большинства западноевропейских государств: а) в период утверждения рыночного хозяйства;
Меркантилизм, по сути, представляет собой экономическую политику большинства западноевропейских государств в период утверждения рыночного хозяйства, приходящего на смену хозяйству натуральному
Меры, способные вывести экономику из кризиса, по Кейнсу: б) повышение предельной эффективности капитальных вложений в) активное вмешательство государства в экономику г) создание дополнительных рабочих мест д) рост потребительского спроса.
Модель экономического роста Харрода-Домара является кейнсианской вследствие того, что она а) связана с анализом соотношения инвестиций и сбережений в) является концепцией государственного регулирования экономики.
Монополизация рынков с точки зрения монополии продукта впервые была проанализирована г) Э. Чемберлином.
Мотивы предпочтения ликвидной (денежной) формы богатства: а) мотивы реализации сделок, предосторожности, спекуляции б) мотивы сохранения богатства в наиболее надежной форме, удобства для сделок в) мотив совершения любых операций в любое время.
Название каждой из четырех стадий воспроизводственного процесса 1. производство; 2. распределение; 3. обмен; 4. потребление.
Наиболее результативной в условиях кризиса Дж. Кейнс считал политику а) налоговую в) доходов.
Науку об искусстве приобретения денежного богатства Аристотель называл: в) хрематистикой
Немецкий экономист, автор работы «Политическая экономия настоящего и будущего» – Гильбербранд.
Необходимость государственного ре¬гулирования экономики отстаивал в) У. Митчелл.
Неокейнсианская теория цикла разработана: а) Э. Хасеном.
Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает: в) либерализацию экономики
Нобелевским лауреатом по экономике является: в) М. Фридмен.
Общей идеей социально-экономических учений Древней Греции было обоснование: б) незыблемости рабовладения; в) приоритета натурального хозяйства.
Общей чертой экономической мысли древнего мира является стремление к сохранению приоритета натурального хозяйства и осуждение ростовщичества.
Общей чертой экономической мысли средневековья является ее авторитарность.
Объективные предпосылки пересмотра роли государства и появления теории Дж. Кейнса д) экономический кризис 1929–1930 гг..
Одна из первых попыток обоснования металлистической теории денег в эпоху средневековья была предпринята: а) Н. Оресмом
Одним из первых в XIX веке выступил с теорией реализации продукции, отодвинув на второй план вопросы накоплении и роста производства: г) Т. Мальтус.
Одной из характерных черт феодализма является: а) переход к нему в результате разложения рабовладельческого строя,в) переплетение государственной и церковной власти.
Определение органического строения капиталаг) отношение постоянного капитала к переменному
Определение предмета экономической теории, принадлежащее А. Маршаллу: в) наука о действиях человека в обществе, которые поддаются измерению деньгами.
Определения прибыли Смита, соответствующие трудовой теории стоимости: а) прибыль – это вычет из продукта труда рабочего, б) прибыль – это результат труда рабочего сверх эквивалента его заработной платы,
Определения ренты Смита соответствующие трудовой теории стоимости: г) рента – это продукт природы
Определения стоимости Смита, соответствующие трудовой теории стоимости при капитализме: е) стоимость распадается на заработную плату, прибыль и ренту; ж) стоимость определяется издержками производства.
Определяющие факторы фридменовской формулы дополнительного ежегодного предложения денег б) среднегодовой темп прироста ВНП.
Ординалистская теория предельной полезности предполагает, что: а) предельная полезность неизмерима в) индивид в состоянии измерить только порядок предпочтения.
Оригинальная формулировка закона Сэя звучит так: «Продукты обмениваются на продукты». Верно
Оригинальное учение о богатстве разработал древнегреческий ученый: б) Аристотель
Основатель «кембриджской школы», родоначальник «экономикс» Маршалл.
Основатель «старой исторической школы» политической экономии, немецкий экономист XIX века – Рошер.
Основное свойство информации как продукта г) при продаже не отчуждается.
Основной признак зрелой корпорации: в) устранение конкуренции рыночной стихии, обеспечение плановости.
Основные признаки индустриальной системы, по Дж. Гэлбрейту: а) наличие зрелой корпорации.
Основным признаком дифференциации продукта, согласно концепциям совершенной конкуренции, является наличие у товара какого-либо отличительного признака, который может быть: в) как реальным, так и воображаемым.
Основоположник «шведской школы» в) К. Викселль.
Основоположник теории «воздержания»:в) Н. Сениор;
Основоположником макроэкономического модели¬рования считается: в) Л. Вальрас.
Основоположником течения «экономического романтизма» является: г) Ж. Сисмонди;
Основу методологии исследования Дж. М. Кейнса составляет а) приоритет макроэкономического анализа.
Основу экономического учения У. К. Митчелла составляет а) теория больших циклов конъюнктуры.
Основы учения о городском хозяйстве разработал: б) Ксенофонт
Отводил государству роль «ночного сторожа»: б) А. Смит
Отличие подходов Дж. Кейнса и неокейнсианцев: а) неокейнсианцы рассматривают процессы в долгосрочном, а Дж. Кейнс – краткосрочном периоде б) неокейнсианцы рассматривают воспроизводственный процесс на всех стадиях экономического цикла в условиях динамики, а Кейнс – фазе кризиса.
Отрасли, которые физиократы считали производительными сельское хозяйство.
Отстаивал концепцию «спонтанного порядка» в экономическом развитии общества а) Ф. Хайек.
Первым установил, что стоимость – это труд, воплощенный в товаре: а) А. Смит;
Переход к количественной теории денег произошел: б) на поздней стадии меркантилизма;
Период становления теорий индустриализма б) 50–60-е гг. XX в.
Петти анализировал экономические категории: а)ссудный процент в) рентаз) деньги; и) заработная плата; к) цена земли; л) естественная цена;
Петти и Буагильбер – родоначальники теории стоимости, определяемой: а) затратами труда (трудовая теория)
По Аристотелю и Ф. Аквинскому деньги – этов) результат соглашения между людьми.
По Дж. Гэлбрейту, определенная общественная прослойка, обеспечивающая нормальную работу крупной современной корпорации – техноструктура.
По Й. Шумпетеру, главной фигурой, обеспечивающей экономическое развитие, является в) предприниматель, «новатор»
По К. Марксу, предмет политической экономии: производственные отношения между людьми.
По Кларку, заработная плата пре¬дельного рабочего равна б) полному продукту его труда.
По Кларку, заработная плата рабочего, предшествующего предельному рабочему равна а) предельному продукту труда.
По Кэри, политическая экономия должна изучать: д) законы распределения созданного богатства.
По Марксу деньги – это товар, который стихийно выделился из всей массы товаров и стал играть роль всеобщего эквивалента, выразителя стоимости всех других товаров. Верно
По методологии А. Смита «своекорыстный интерес»: в) стоит выше общественного
По мнению Д. Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к понижению, в связи с тем, что: б) высокая рождаемость способствует избыточному предложению рабочей силы;
По мнению институционалистов, к институтам как движущей силе общественного развития относится: а) семья б) государство в) профсоюзы г) конкуренция д) монополии.
По Парето, экономическая наука должна изучать б) потребности человека в) ограниченность ресурсов д) функциональные связи между экономическими явлениями.
По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представляют: а) производительный класс;
По Рикардо, меновая стоимость товаров определяется е) затратами труда, осуществленными при самых неблагоприятных условиях производства.
По способу переноса стоимости на готовый продукт заработная плата относится к капиталу г)
Под полной занятостью понимается отсутствие безработицы б) циклической.
Под предельным рабочим понимается а) последний нанятый рабочий,имеющий наименьшую производительность.
Под чистой монополией Э.Чемберлин понимает контроль а) над производством продукции б) над сбытом продукции г) над ценами.
Позиции неолибералов по вопросу вмешательства государства в экономическую жизнь: в) допускают ограниченное вмешательство.
Позиции сторонников ЭТП по вопросу состояния государственного бюджета: а) превышение доходной части бюджета над расходной.
Позиции, на которых стоял Т. Мальтус: в) население Земли растет в геометрической прогрессии, г) в своей бедности неимущие классы виноваты сами из-за роста своей численности, д) в основе отставания средств существования от роста населения лежит закон убывающего плодородия почвы.
Показатель на оси ординат в модели О. Филлипса а) инфляция б.
Положение « по мере накопления капитала происходит постепенное поглощение реальных сбережений текущим потреблением, что тормозит дальнейшее накопление капитала» вошло в экономическую теорию под названием эффект Викселя.
Положение о том, что более высокое органическое строение капитала в промышленности по сравнению с сельским хозяйством является причиной абсолютной ренты, сформулировал: г) К. Маркс
Положение о том, что торговая прибыль и ссудный процент возникают не в обращении, а в производстве сформулировал: в) К. Маркс
Положения, характеризующие монополистическую конкуренцию г) на рынке представлено множество продавцов.
Положения, характеризующие общие черты экономики и экономической мысли 20-30-х годов XIX в.: в) разрабатывалась «теория трех факторов производства», г) буржуазия окончательно завоевала политическую власть, д) экономика переживала первый кризис перепроизводства, е) экономисты этого периода трактовали прибыль и процент как результат неоплаченного труда рабочих, ж) заработная плата трактовалась как плата за труд.
Понятие «акселератор», введенное неокейнсианцами, - коэффициент, выражающий зависимость изменения а) инвестиций от изменения величины национального дохода.
Понятие «бесплодный класс» в теорию о классах впервые ввел: а)Ф. Кенэ
Понятие «кривые безразличия» в экономическую науку ввел а ж) В. Парето.
Понятие «монополистическая конкуренция» в научный оборот ввел Чемберлин.
Понятие «монопсония» было введено б) Дж. Робинсон.
Понятие «неоклассический синтез» ввел: д) П. Самуэльсон.
Понятие «политическая рента» введено и исследуется в рамках теории г) общественного выбора.
Понятие «предельная производительность факторов производства» впервые ввел б) Дж. Б. Кларк.
Понятие «эластичность спроса» впервые ввел в научный оборот а) А. Курно.
Понятие внешних эффектов в научный оборот впервые ввел в) А. Пигу.
Пороком капитализма Т. Веблен считает д) противоречия между индустрией и бизнесом.
Последствия монополистической и несовершенной конкуренции б) растет безработица в) имеет место недозагрузка производственных мощностей ж) покупатель платит цену, превышающую равновесную з) снижается объем производства к) улучшается качество продукции м) улучшается качество обслуживания населения.
Потребительная стоимость товара рабочая сила, согласно К. Марксу, заключается в его способности б) создавать в процессе производства стоимость, большую собственной.
Потребительская стоимость товара рабочая сила заключается в его способности создавать прибавочную стоимость.
Практическая реализация меркантилизма во Франции получила название кольбертизма.
Предлагал каждому землевладельцу завести раба – специалиста древнеримский ученый:Колумелла
Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является: а) сфера обращения (спроса).
Предметом исследования меркантилизма является: в) сфера обращения.
Предметом исследования третьего тома «Капитала» Маркса является а) процесс производства и обращения капитала, взятого в целом
Предпринимательская и зрелая корпорация различиются по: а) целям.
Предсказывал неизбежность наступления «тысячелетнего царства Христа» в своей социально-экономической утопии: Т. Мор
Представителем позднего меркантилизма, основавшим первый кредитный банк, наладившим выпуск акций и банкнот, был: в) Дж. Ло
Представители «экономики права» считают, что правовые нормы должны устанавливаться исходя из соображений а) эффективности.
Представители «экономического романтизма» выдвигали реформаторские концепции, приоритетом в которых пользовалась: б) экономика мелких собственников
Представители индустриального подхода в экономической науке: б) Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, А. Тоффлер.
Представители кейнсианского направления: б) Дж. Кейнс,.
Представители классической политической экономии перенесли исследования экономических явлений и процессов из сферы обращения в сферу производства.
Представители маржинализма определяли ценность чего-либо на основе в) теории предельной полезности.
Представители неоавстрийской школы: в) Л. Мизес ж) Ф. Хайек, з.
Представители нового институционализма, удостоенные Нобелевской премии по экономике, : а) Беккер Г. б) Бьюкенен Дж. в) Коуз Р. г) Норт Д.
Представители старого институционализма критикуют неоклассическую школу за б) высокий уровень абстракции.
Представители теории предельной полезности при анализе экономических явлений и процессов признают главенствующую» роль сферы а) потребления.
Представители экономической мысли Древнего Рима известны тем, что основное внимание уделяли разработке проблем экономики сельского хозяйства.
Представитель наиболее радикального крыла неолиберального направления экономической науки в) Ф. фон Хайек.
Прибавочная стоимость создается а) промышленным рабочим, г) сельскохозяйственным рабочим,
Принцип рационального поведения человека в процессе потребления сформулировали представители б) субъективно-психологической школы маржинализма.
Принцип убывающей предельной полезности впервые сформулировал г) К. Менгер.
Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма является: б) эмпирический;
Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления экономической мысли является в) функциональный.
Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления является б) функциональный.
Причина кризисов перепроизводства, по С. Сисмонди состоит в том, что суммарный спрос на потребительском рынке недостаточен для реализации всех произведенных товаров. Верно
Причины недостаточного совокупного спроса, по Кейнсу а) отставание роста потребления населения от роста их дохода д) невысокая норма прибыли на капитал е) высокий уровень процента.
Причины стагнации экономики, по мысли представителей ЭТП а) малые сбережения в) высокий уровень налогообложения на прибыль корпораций д) вытеснение частного сектора на кредитные ресурсы государственным.
Процент ежегодного прироста денежной массы, являющийся, по Фридмену, оптимальным: б) 4 %
Разграничение между краткосрочным и долгосрочным равновесием спроса и предложения впервые провел в) А. Маршалл
Ранний меркантилизм представляет собой систему: б) «денежного баланса»;
Раскрыть «тайну» прибавочной стоимости К. Марксу позволило введение категории:г) товар рабочая сила
Рекомендации сторонников ЭТП в области налоговой реформы: в) понижение ставки налогов с предпринимателей д) понижение ставки налогов с домашних хозяйств.
Рикардо полагал, что полная реализация производимых товаров не может представлять проблему для национального хозяйства, основанного на рыночном обмене.
Робинсон использует в своем анализе экономические категории б) несовершенная конкуренция в) дифференциация продукта к) монопсония л) эксплуатация труда м) предельный продукт труда н) минимальная заработная плата о) дискриминация в ценах.
Родоначальником математической школы в экономической науке является д) Л. Вальрас
Родоначальником теории потребительского поведения является ж) В. Парето.
Родоначальником трансакционного подхода является в) Коуз Р.
Рынок, на котором действует много производителей и один покупатель монопсония.
Рынок, на котором действует только один продавец – монополия.
Сборник «Беседы и суждения», включающий концепцию «совершенного человека», был составлен в: г) Древнем Китае.
Сениору принадлежат положения и термины: в) «теория воздержания»
Сисмонди был сторонником: в) государственного вмешательства в экономику;
Смит анализировал функции денег: г) средство обращения
Смит в структуре торговли на первое место поставил: б) внутреннюю торговлю
Смит и Рикардо являлись сторонниками политики: а) экономического либерализма
Смит считал труд производительным, если он приложен: в) в любой отрасли материального производства
Смиту принадлежат определения заработной платы: в) заработная плата – это плата за труд, г) заработная плата – это цена труда.
Согласно «классической школе», заработная плата работника тяготеет: б) к прожиточному минимуму
Согласно А. Маршаллу, предельная полезность определяет спрос, издержки производства определяют предложение.
Согласно В. Парето, критерием достижения общего экономического равновесия является в) определение соотношения предпочтений конкретных индивидуумов г.
Согласно идеям Дж. Коммонса, ценность (стоимость) формируется г) юридическим соглашением «коллективных институтов».
Согласно кейнсианству, механизм саморегулирования экономики не срабатывает в случаях а) негибкости заработной платы б) существования «ловушки ликвидности» в) неэластичности инвестиционного спроса по проценту.
Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе ценности товара лежит в) морально-этический и затратный принцип одновременно.
Согласно маржиналистской теории распределения, доход каждого производственного фактора определяется долей в созданной продукции.
Согласно Смиту, «невидимая рука» – это; б) деятельность предпринимателей в условиях полной либерализации экономики
Согласно Смиту, в капиталистическом обществе стоимость товаров обусловлена: в) суммой доходов.
Согласно Т. Мальтусу, «третьи лица» в воспроизводственном процессе представляют собой б) непроизводительная часть общества
Согласно теории вменения австрийской школы, ценность средств производства определяется а) стоимостью созданных ими предметов потребления.
Согласно теории трех факторов производства Сэя: а) стоимость создается землей, трудом и капиталом; в) эксплуатации не существует.
Согласно учению меркантилистов внутренняя торговля: в) лишь переносит богатство от одних субъектов хозяйствования к другим.
Согласно учению физиократов о «чистом продукте», последний создается: б) в сельскохозяйственном производстве;
Согласно Э. Чемберлину, монополистическая конкуренция способствует формированию цен в) превышающих издержки производства.
Сравнивал роль государства в экономике с ролью «арбитра на футбольном поле» а) В. Репке.
Стадии экономического развития наций, по Ф. Листу: 1. дикость; 2. пастушеский период; 3. земледельческий; 4. земледельческо-мануфактурный; 5. земледельческо-мануфактурно-торговый.
Стадии экономического развития наций, при которых Ф. Лист считал возможным и необходимым экономический протекционизм: земледельческий и земледельческо-мануфактурный.
Суть закона народонаселения Мальтуса состоит в следующем: а) население возрастает в геометрической прогрессии, а средства существования растут в арифметической прогрессии.
Суть психологического закона Госсена состоит в следующем: б) каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее.
Считал производительным классом общества всех тех, кто занимается сельскохозяйственным трудом: г) Ф. Кенэ.
Считал, что главной задачей экономической науки является установление законов, которые управляют распределением общественного богатства в) Давид Рикардо;
Сэем выдвинуты положения: а) производство – есть производство материальных благв) производство – это производство услуг, ж) стоимость определяется полезностью вещи, к) производство само обеспечивает себе сбыт
Т. Мальтус и С. Сисмонди – сторонники «доктрины недопотребления». Верно
Тезис «Догма А. Смита» возник в связи с тем, что ученый в) отождествлял НД и ВВП страны.
Тезис о «Баснословной догме А. Смита» впервые сформулировал: г) К. Маркс.
Теории рынка несовершенной конкуренции возникли г) после «великой депрессии» 1929–1933 гг.
Теории спроса и предложения разработаны: б) А. Маршаллом.
Теорию «конституированной стоимости» сформулировал: г) П. Прудон.
Теорию народонаселения Т. Мальтуса категорически отвергал: К. Маркс
Теория предельной полезности определяет стоимость б) по полезности последней единицы запаса.
Теория предельной производительности Дж. Б. Кларка показывает, что б) каждому фактору производства соответствует определенная доля произведенного при его участии продукта
Термин «классическая политическая экономия» в научный оборот впервые ввел К. Маркс.
Термин «предельный» ввел в экономическую науку а) А. Курно.
Термины и категории, введенные в экономическую науку Д. М. Кейнсом: б) инвестиции в) ликвидность д) совокупный спрос е) основной психологический закон ж) предпочтение ликвидности л) предельная склонность к потреблению.
Термины и понятия, используемые маржинализмом: а) предельная полезность г) ценность е) экономическое благо ж) предельная производительность з) предельный доход и) потребность к л) предельные издержки.
Типы рыночных структур, связанные с дифференциацией продукта б) дуополия в) олигополии г) монополистическая конкуренция.
Трактат «Политическая арифметика» принадлежит перу: в) У. Пети
Третий этап развития монетаризма характеризуется б) анализом проблем инфляции и безработицы.
Труд, по К. Марксу, товаром быть не может, так как представляет собой процесс соединения рабочей силы со средствами производства и не существует до момента продажи. Верно
У. К. Митчел осуществил первые прогнозы сроков возможных экономических подъемов и спадов, получивших название «гарвардский барометр».
Условия реализации товаров при простом и расширенном воспроизводстве в рамках «классической школы» впервые сформулировал в) К. Маркс
Учение «о справедливой цене» разработал: б) Ф. Аквинский;
Факторы трансформации в теории постиндустриального общества а в) наука г) социальные технологии.
Факторы, не влияющие, по Рикардо, на величину номинальной заработной платы: д) падение производительности труда в сельском хозяйстве,
Факторы, от которых зависит предельная полезность а) цены блага б) степени редкости данного блага в) степени насыщения потребности индивида во благе.
Физиократам принадлежит первенство в решении проблем: б) воспроизводства;
Философы античного мира в большинстве своем оправдывали неравенство между людьми.
Философы античного мира в своих социально-экономических трактатах: а) оправдывали неравенство между людьми; б) отдавали предпочтение натуральному хозяйству
Фридмен изъяны в экономике объясняет в) гипертрофированной деятельностью профсоюзов д) некомпетентным вмешательством государства
Хайек является представителем: неоавстрийской школы.
Хрематистика в представлении Аристотеля – это наука: о приобретении денежного богатства.
Чемберлин в своем анализе использует экономические категории а) чистая конкуренция г) монополия е) монополистическая конкуренция к) дифференциация продукта м) конкурирующий монополист н) чистая монополия.
Чемберлин считает, что в реальности рынки характеризуются следующим: а) дифференциация товаров ведет к некоторой монополизации рынков.
Четвертый фактор производства, введенный в анализ А. Маршаллом организация.
Экономико-философский труд «Дорога к рабству» принадлежит в) Ф. Хайеку.
Экономист ХХ века, который при разработке собственной теории обратил внимание на практику «ценовой дискриминации» и рассмотрение процесс «снятия сливок» – Робинсон.
Экономистом, выдвинувшим положение об оптимальном состоянии рынка, при котором никто не может улучшить своего благосостояния, не ухудшая материального положения других, был: в) В. Парето.
Экономическое содержание «кривой Лаффера»: а) увеличение налоговых поступлений в госбюджет до определенной величины налогообложения б) обеспечение оптимума налоговых поступлений в госбюджет в экстремальной точке в) уменьшение налоговых поступлений в госбюджет после определенной величины налогообложения.
ЭТП тяготеет к направлению экономической мысли г) неолиберальному.
Является автором модели «социально ориентированной рыночной экономики»: а) В. Ойкен;.

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Рассматривая проблемы общества и социального поведения, он, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.


Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественноэкономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Социология Макса Вебера. Для творчества Макса Вебера (18641920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерно прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действии. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Loading...Loading...