Религиозный праздник 28. Успение Пресвятой Богородицы

Церковь чествует четырех мучеников, пострадавших в период гонения на христиан при императоре Деции в III веке.

Эти мученики жили около 250 года в правление императора Деция и проконсула Востока Валериана. Святой Карп был сыном языческого жреца. Он уверовал во Христа, крестился и спустя некоторое время стал епископом Пергамской Церкви, основанной святым Иоанном Богословом. Папила происходил из Фиатиры. Наставленный в вере и крещенный Карпом, он был рукоположен в диакона и пребывал вместе с епископом и духовным отцом в Пергаме, чтобы проповедовать слово Божие. Они не пожелали подчиниться эдикту императора, который повелевал передать властям священные сосуды и одежды, поэтому были арестованы и приведены к проконсулу.

Перед Валерианом христиане бесстрашно исповедали Господа и объявили, что перенесут любые муки, но не отрекутся от Христа ради почитания безжизненных идолов. Уверенность Карпа и Папилы вызвала гнев проконсула. Он велел привязать их позади лошадей и заставил бежать перед своей колесницей от Фиатиры до Сард – расстояние примерно в 60 километров. В Сардах их привязали к дыбе и с живых сняли кожу железными крючьями. Поскольку Карп улыбался во время пыток, изумленный правитель спросил о причине. Святой ответил:

«Я увидел славу Господа и возрадовался!»

Агафодор, слуга Карпа, последовавший за ним, в это время получил уверение от ангела в том, что и ему надлежит кровью исповедать Христа. Он приблизился к палачам и громким голосом заявил о вере в истинного Бога. Его тотчас схватили, подвесили на дыбе вместе с Папилой и Карпом и били розгами с такой жестокостью, что он отошел ко Господу.

Папилу привязали к четырем кольям большой высоты и били камнями. Бог защитил Своего слугу – он вышел невредимым из этого испытания. И вновь Папила предстал вместе с Карпом перед правителем. Тогда их протащили по колючему кустарнику, били по животам, после чего отдали на растерзание хищникам в амфитеатре. Но там – о чудо! – лев заговорил человеческим голосом, дабы упрекнуть в жестокости тех, кто истязал святых мучеников Христовых. Те заткнули себе уши, лишь бы не признать, что даже не имеющие разума звери исповедуют Христа. Затем они гвоздями прибили к ногам святых железные сандалии и бросили в пылающую печь. Посреди бушующих языков пламени Карп воскликнул:

«Будь благословен, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, удостоивший меня, грешного, стать причастником Твоего наследия!»

В тот миг, когда души обоих мучеников отошли к Богу, христианка по имени Агафоника воскликнула:

«И я тоже увидела славное торжество и желаю воссесть там, чтобы приобщиться к нему!»

Несмотря на тщетные уговоры родных, напоминавших ей о долге по отношению к маленькому ребенку, она, отринув природную слабость своего пола, бросилась в огонь со словами:

«Господи, помоги мне, ибо к Тебе я прибегаю!»

Так ее душа отошла в небесные чертоги, чтобы разделить райское блаженство со сподвижниками.

День памяти святого Вениамина (XIV век). До принятия монашества был купцом. Являлся иноком Киево-Печерской лавры. Погребен в Феодосиевых (Дальних) пещерах.

Преподобный Вениамин Печерский жил в XIV веке и до принятия монашества «был купцом великим». Однажды во время Богослужения святому Вениамину глубоко в сердце запали слова Спасителя: яко неудобь богатии в Царствие Небесное внидут (Мф. 19, 23). Раздав свое имение нищим, святой Вениамин стал иноком, «угождаючи Господу Богу в постах и молитвах даже до смерти». Погребен в Феодосиевой пещере.

Обретение мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского и Кашинского

Празднование происходит три раза в год: 25 февраля, 7 мая и 26 октября. Верующие собираются на богослужение и перед иконой молятся об избавлении от физических и душевных болезней, просят о помощи в работе, о ниспослании благополучия и помощи в бедах. В специальных песнопениях прихожане воздают хвалу Иверской Богоматери и ее чудесам.

В некоторых местах с иконой совершают крестный ход. Это было особенно распространено в прежние времена: считалось, что Иверская Богоматерь оберегает от стихийных бедствий и посылает богатый урожай, поэтому верующие обходили селение с иконой в руках.

Праздник призван напоминать о том, что небесные силы не оставляют человека в трудную минуту.

Иверская икона Божьей Матери или Вратарница, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Православная церковь 26 октября отмечает праздник в честь перенесения чудотворного образа в Москву - точная копия Иверской иконы Божьей Матери была доставлена с Афона в 1648 году. По преданию, один из самых почитаемых образов Божьей Матери создал Святой апостол Лука - евангелист написал икону во дни земной жизни Пресвятой Богородицы и по Ее благословению.

Впервые эта икона Божьей Матери упоминается в IX веке - в тот период Святые образа предавались поруганию и уничтожению как в храмах, так и домах. Древняя икона Божьей Матери во время жестокой борьбы с христианской религией хранилась у благочестивой вдовы, которая жила недалеко от города Никеи (территория современной Турции) вместе с сыном.

По преданию, воины, выискивавшие и уничтожавшие иконы по приказу греческого императора Феофила, ворвались однажды ночью в дом вдовы. Увидев икону, один из них ударил копьем по лику Божьей Матери. Удар пришелся по правой щеке Богоматери, и из раны потекла кровь.

Женщина, не теряя надежды спасти святыню, упросила воинов оставить икону Божьей Матери до утра, пообещав им за это вознаграждение. Корыстолюбивые иконоборцы согласились, растерянные кровью, выступившей на иконе.

Женщина отнесла икону к морю и опустила образ в воду, чтобы спасти его от уничтожения. Икона на глазах изумленной вдовы и ее сына, вертикально встав, ликом к берегу, отправилась в путешествие по морю.

Что стало с вдовой в дальнейшем – неизвестно. Что касается ее сына – он стал монахом Иверского монастыря на Святой горе Афон. Историю древней иконы, ставшей священным преданием монастыря, рассказал монахам именно он.

Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Божью Матерь изображают всегда с небольшой ранкой на лике.

Весть о чудотворной Иверской иконе Божьей Матери на Руси распространилась в XVII веке - архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, список чудотворного образа в Москву попросил прислать архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия. Благословение написать икону Пресвятой Богородицы для России получил священник Иамвлих Романов. Перед началом братия Иверского монастыря - все 365 монахов - с вечера до рассвета провела великое молебное пение и освятила воду со святыми мощами.

Святой водой облили чудотворную икону Божьей Матери, а затем облили новую доску, из кипарисного дерева, приготовленную для написания иконы. После Божественной литургии иконописцу передали Святую воду и частицы Святых мощей - смешав их с красками, он приступил к написанию иконы Божьей Матери.

28 августа 2020 года православные христиане празднуют Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии. Этот праздник Святой Русской Православной Церковью считается одним из великих двунадесятых непереходящих праздников.

Называется он Успением («засыпанием») , потому, что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а тело ее во гробе пребывало недолго, поскольку как через три дня Она была воскрешена Господом и вознесена на небо.

К этому празднику православные готовились двухнедельным постом, в строгости соблюдая устав с 14 по 27 августа. В понедельник, среду и пятницу Церковный Устав предписывает «сухоядение», во вторник и четверг — вареную пищу, но без масла, по субботам и воскресеньям разрешено вино и масло.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы 2020: история

После крестной смерти Господа Иисуса Христа Пречистая Матерь Его около 15 лет (по другим источникам 10 лет или 22 года) жила в Иерусалиме, в доме апостола Иоанна Богослова, попечению которого поручил Ее Господь. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Ней молились и с великой радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран увидеть и послушать Богоматерь.

Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на этих местах, плакала, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте Воскресения и Вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе.

Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на горе Елеонской, явился Ей Архангел Гавриил с финиковой ветвью в руках и принес Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь обрадовалась этой вести. Она рассказала об этом нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к своей кончине. Остальных апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе.

Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою. Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом Она всех их благословила.

В час кончины необыкновенный свет озарил комнату, где лежала Божья Матерь, — Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Апостолы похоронили пречистое тело Божьей Матери по ее желанию в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божьей Матери слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народу следовало за ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял его. Один иудейский священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, не котором несли тело Божьей Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый Ангел отрубил ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся, и апостол Петр исцелил его.

Через три дня после после погребения Божье Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален тем, что не попрощался с Божьей Матерью, и всей душой желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божьей Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божьей Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божью Матерь, окруженную Ангелами, в сиянии небесной славы.

Матерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашей молитвенницей перед Богом». Апостолы в радости воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь. Он воскресил Ее и поставил Ее выше всех Ангелов Своих. (Описание Успения Божьей Матери находится в Священном Предании, свято сохраняется Святой Русской Православной Церковью.)

В Y веке погребальные ризы Богоматери, хранившиеся в Иерусалиме, принесены были в Царьград царицей Пульхерией, супругой Маркиана, и положены ею во Влахернском храме.

Успение, завершающее годичный круг великих (двунадесятых) православных церковных праздников, посвящено вовсе не смерти, как может показаться на первый взгляд. Славянское слово "успение" означает сон, и, согласно церковной традиции, смысл этого праздника сродни смыслу Пасхи — нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова. А раз ее нет, то нет и скорби о смерти, нет страха перед ней.

По преданию, Богородица знала о времени своего перехода из этого мира, готовилась к нему постом и усиленной молитвой - в воспоминание этого ее поста и установлен (с 450 года) в церкви Успенский пост — и, как поется в этот день в церковном песнопении, "во успении мира не оставила еси".Об этом празднике митрополит Сурожский Антоний (Блум) писал: "В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот, и знавшие это святые, и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота… На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой все побеждающей, все очищающей, все преображающей любви…

Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери… Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение — не пустое слово, что воскресение - не иносказание, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего".

В Иерусалиме крестоносцы устроили на месте, где, по преданию, распространившемуся в V веке, скончалась Богородица, подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами во имя ее святых родителей Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы. Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры — жертвенник, в каменном киоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма. Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда, по традиции, перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы — тем же путем, каким, по преданию, апостолы несли на погребение ее тело.

На Руси Успение издавна один из самых любимых праздников: со времен святого князя Владимира Успенские храмы стали строить повсюду — первый соборный киевский храм, Десятинная церковь, был посвящен Успению Богородицы, а к XIV веку Успенские храмы были главными в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде и, наконец, в Москве, где Успенский собор Кремля стал главным храмом Русской православной церкви, в котором венчались на царство все русские цари и императоры, а во времена патриаршества возводились на престол патриархи.

В честь Успения Богородицы множество сел на Руси назывались Успенскими, Успеньями, Успенками. Поселок Успенский есть даже близ Караганды в Казахстане. Успенский — одна из самых распространенных русских фамилий.

Праздник Успения подводил итог — меньше чем через месяц, 14 сентября (1 сентября по старому стилю) на Руси до Петровских реформ праздновали Новый год. Русская православная церковь и сегодня хранит эту традицию, отмечая в этот день начало церковного года, вновь открывающего круг великих двунадесятых праздников чествованием Пресвятой Богородицы — в день ее Рождества 21 сентября.

7 ноября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 7 ноября

Мучеников Маркиана и Мартирия

День памяти чтеца Маркиана и иподиакона Мартирия, служивших в Константинопольском соборе. Были приговорены к смерти еретиками-арианами.

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.

Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву:

«Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни».

После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под мечь нечестивых (†около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.

Преподобных Мартирия, диакона, и Мартирия затворника, Печерских

Считается днем памяти двух Мартириев. Первый, диакон Печерский, обладал даром изгнания бесов и исцеления от болезней. Второй подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Останки святых почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Мартирий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV). Его святое имя вспоминается в 7-й песни канона преподобным Дальних пещер. Здесь прославляются его трудолюбие, праведность и сердечная чистота, а также дар изгнания бесов и исцеления недугов. Память отмечается также 28 августа и во 2-ю неделю Великого поста.

Праведной Тавифы Иоппийской

Церковь чествует святую Тавифу, принадлежавшую к христианской общине в Иоппии. Была воскрешена из мертвых апостолом Петром.

Добродетельная и милосердная женщина из христианской общины в Иоппии, праведная Тавифа шила одежду и своими руками зарабатывала себе на пропитание, а также «творила милостыню»: шила для бедных сирот и вдовиц. Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о жизни святой. Кажется, искусная рука Промысла Божия преднамеренно оставила нам лишь эти тонкие очертания образа исторической Тавифы. Всего лишь несколько строк из «Деяний святых апостолов» (9: 36–42). Но и этого оказалось достаточно, чтобы Церковь прославляла святую как «небесномудрую ученицу и благоутробия Божия одушевленную икону». Достаточно, чтобы по ее смерти вопль отягченных горем вдовиц заставил апостола Петра войти к умершей и силой Божией возвратить ее к жизни, сказав: «Тавифа, встань!» (Деян. 9: 40)…
Мужество мучеников, крепость подвижников – всё это близко каждому христианину в силе терпения и молчания.

А святая молчала. Она не дерзала брать на себя бремя учительства, не решалась на апостольские труды, только «во смирении глубоце дела милосердия творила, от самых лишь близких знаемая». Служила тем, что имела, что дал Бог. Не тяготилась обществом, не печалилась скромностью своих трудов, просто была благодарной. И это то, что более всего поражает в жизни любого святого, – удивительное умение молчать в ответ на самые неблагоприятные обстоятельства, на самые неудобные случайности. Смиренное принятие происходящего как должного и благодарение за всё посылаемое от Бога – ответ сильных не мира сего. И здесь главная сила – не судить, не пытаться вместо Бога решать, что мне в жизни более полезно, где я могу принести больше пользы. В конечном итоге именно это молчание придает смысл всем подвигам и трудам праведника. Оказывается, высота апостольской проповеди, мужество мучеников, крепость подвижников пустыни – всё это совершенно близко каждому христианину в силе терпения и молчания, в силе признания Бога Хозяином нашей жизни.

Праведная жизнь святой Тавифы в этом смысле являет для нас особо вдохновенный пример.

«Радуйся, жено небесномудрая и богоприятная… Радуйся, ангельским ревнующая чином… Радуйся, яко тебе ради процвела Иоппия древняя… Радуйся, небесных добродетелей богосиянный столпе…» – восклицает церковный песнописец.

Стоит только задуматься, что эти слова сказаны в честь простой женщины, смиренно помогавшей ближним своим рукоделием! «Печальных сострадание тихое…» – так обращается Святая Церковь к праведной Тавифе. И в одной этой фразе отображено величие подвига святой. Не придавая особого значения своим трудам, не дерзая учить и наставлять, она кротко исполняла заповеди Спасителя по отношению к тем, кто был рядом. И этим «непорочным житием, закона исполнением евангельскаго, благоплодная явилася в доме Божии маслина» и «содейственница учеником Спасовым»! Велико молчание праведника!

В конце времен одни будут говорить о величии своих дел …и в ответ неожиданно услышат:

«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Другие же будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога будет поразительным:

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Здесь мы встречаемся с удивительной закономерностью духовной жизни. Оказывается, что в конце времен одни с уверенностью будут говорить о величии своих дел, совершаемых «именем Христовым», вопрошая Создателя:

«Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но в ответ неожиданно услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Другие же, напротив, стыдясь ничтожности своей жизни, будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога на их молчание будет поразительным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).

В жизни праведной Тавифы величие подвига христианской жизни по Богу проявляется с особой ясностью. «Радуйся, Тавифо, сосуде, благодати исполненный!» – обращаются чтущие память святой. Тем самым снова и снова подтверждается самый существенный закон жизни: рядом с Богом нет ничего худого, ничего незаметного, бесполезного, но всё, принятое от Него с простотой сердца и смирением, достойно самого высокого звания – участника вечности, сына Всевышнего! Напротив же, каким бы благовидным и добродетельным ни казался подвиг, как бы ни превозносило общество тот или иной геройский поступок, авторитет – всё это без Бога не стоит ровным счетом ничего, потому что для вечности оно бесполезно!

Loading...Loading...