Основные проблемы и направления философии нового времени. Философия Нового времени. Проблема метода и субстанции в философских воззрениях Ф. Бэкона и Р. Декарта

Философия Нового Времени – кратко самое главное. Продолжаем наше знакомство с философией в коротком, простом изложении. В предыдущих статьях Вы узнали о таких периодах философии:

Итак, обратимся к философии Нового Времени.

17-18 вв — это период, к которому относится философия нового времени. Это было время, когда человеческая цивилизация совершила качественный скачок в развитии очень многих научных дисциплин, которые в свою очередь оказали огромное влияние на философию.

В философии Нового времени стала все больше доминировать идея о том, что разум человека не имеет пределов своего могущества, а наука имеет неограниченные возможности в своем познании окружающего мира и человека.

Особенно характерна для данного периода развития философии тенденция все объяснять с точки зрения материализма. Это было связано с тем, что естествознание было в приоритете в то время и оказывало сильное влияние на все сферы жизни социума.

Основные направления философии Нового Времени – эмпиризм и рационализм

Для философской мысли того времени характерны несколько ярко выраженных направлений :

  • эмпиризм,
  • рационализм,
  • философия просвещения,
  • французский материализм. .

Эмпиризм – это в философии?

Эмпиризм – это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений.

Эмпиризм противостоял рационализму и мистицизму. Сформировался в английской философии 17 века во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком.

Рационализм – это в философии?

Рационализм – это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия.

Слово «рационализм» происходит от латинского слова «разум» – ratio. Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.

Философия просвещения 18 века

Философия просвещения 18 века сформировалась в Эпоху просвещения. Это был один из важных периодов европейской истории, был связан с развитием философской, научной и общественной мысли. В его основе лежали лежали свободомыслие и рационализм.

Эпоха Просвещения началась в Англии под влиянием научной революции 17 века, распространилась на Францию, Германию и Россию. Ее представители Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо.

Французский материализм 18 века

Французский материализм 18 века – это направление в философии, возродившее эпикуреизм, интерес к философии античности.

Сформировался во Франции 17-18 вв. Его представители Ламетра, Гольбах, Гельвеций.

Проблемы философии Нового Времени

Особое место в философии Нового времени занимала проблематика бытия и субстанции, именно в ней по мнению философов заключалась вся сущность мира и возможности им управлять.

Субстанция и ее свойства были в центр внимания философов, так как, по их мнению, задача философии заключалась в том, чтобы сделать человека властителем природных сил. Поэтому базовой задачей и было изучение субстанции, как базовой категории всего сущего.

В результате в философии сформировались несколько течений в вопросе изучения субстанции. Первый из них основал Бэкон, который считал, что субстанция является основой всего сущего. Второй основал Локк. Он в свою очередь пытался осмыслить субстанцию с точки зрения гносеологии.

Локк считал, что понятия основаны на внешнем мире, а объекты, которые мы видим, имеют только количественные особенности, и отличаются друг от друга только первичными качествами. По его мнению материя не имеет какого-либо многообразия. Объекты имеют отличия только фигурами, покоем и движением.

Юм резко критиковал идеи о том, что субстанция имеет какую-либо материальную основу. По его мнению, есть только «идея» субстанции, и именно под нее он подводил ассоциацию восприятия.

Представители данного направления совершили значительный прорыв в изучении и дальнейшем развитии теории познания, где основными предметами изучения стали проблематика научного подхода в философии и методы изучения человеком окружающей его действительности, а также связь между внешним и внутренним опытом в сочетании с проблематикой получения истинного знания.

В результате изучения всех вышеуказанных проблем как раз и возникли основные направления в философии Нового времени — эмпиризм и рационализм. Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. Рационализма представляли Декарт и Спиноза.

Главные идеи философии Нового времени

Главные идеи заключались в принципах независимо размышляющего субъекта и методического сомнения. А также в ней были разработаны метод интеллектуальной интуиции и индуктивно-эмпирический метод познания мира.

Помимо этого, были разработаны методы юриспруденции и способы защиты свободы людей. Основной целью было намерение воплотить идеи свободы от религии, выстроить видение мира на основе научного знания.

Главные идеи философии Нового Времени:


Книги по философии Нового Времени

  • В.Хёсле. Гении философии нового времени
  • П.Д.Шашкевич. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

Философия Нового Времени. ВИДЕО ЛЕКЦИЯ

Резюме

Надеюсь, статья «Философия Нового Времени – кратко самое главное» оказалась полезной для Вас. Можно сказать, что философия Нового Времени стала значительной движущей силой в развитии всей человеческой цивилизации, подготовила основу для совершенствования философской научной парадигмы и обосновала методы рационального познания.

Следующая статья посвящена теме «Немецкая классическая философия».

Желаю всем неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

ХУ11 век – принципиально новая страница в истории человечества. Происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни человека и общества. Утверждаются капиталистические производственные отношения, складывается новая социальная структура общества. От аграрной формы своего развития европейская цивилизация переход к индустриальной форме дальнейшего развития. Столь же кардинальны изменения и в духовной, мировоззренческой сфере. Заявляет о себе наука, которая стремится сформировать научное мировоззрение и научную картину мира. Меняется и место философии. Она видит свою роль не столько в метафизических построениях, а сколько в решении гносеологических и методологических проблем науки, а также в новом осмыслении общества, государства и места человека. Изменяется и религиозное мировоззрение, предпочитая теистической трактовке своих проблем пантеизму и деизму.

Первое место в философских учениях XVII века несомненно принадлежит гносеологическим и методологическим проблемам . По мнению французского философа Рене Декарта (1596-1650) «мысль должна начинать с самое себя».

Философами этой эпохи были предложены различные методы познания, в зависимости от этих методов сложились два течения в философии: эмпиризм и рационализм. Представители эмпиризма (Ф.Бэкон) выводили знание из опытного познания. Эмпиризм следует отличать от сенсуализма (от лат sensus - восприятие, чувство, ощущение). Главный принцип сенсуализма сформулировал Дж.Локк: «Нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства». Эмпиризм наряду с чувственным познанием предполагал активную работу разума по обобщению опытного материала. Был предложен индуктивный (от лат. Inductio – «наведение») метод познания - от частного к общему.

Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) полагали, что решающую роль в процессе познания играет способность человека анализировать, обобщать, рационально мыслить. Разум способен упорядочить данные чувств, дать наиболее точные знания. Однако разум не безграничен: способен заблуждаться, так как окружающий мир двойственен и даже противоречив. В структуре мира Р.Декарт выделял материальный и идеальный компоненты. Рационалисты сделали ставку на дедуктивный (от лат.deductio – «выведение») метод познания действительности - от общего к частному.

Важная роль в философии Нового времени отводилась проблеме субстанции (онтологической проблеме).

Философы XVII века разрабатывали и материалистические, и идеалистические теории. Голландский мыслитель Бенедикт Спиноза (1632-1677) создал монистическую концепцию, согласно которой основой мира считалась единственная субстанция - Бог. Бог отождествлялся с природой. Воззрения Спинозы были пантеистическими. Философ полагал, что все формы действительности - это проявления единой субстанции. Основными формами субстанции он называл материальную и духовную. Они тесно связаны друг с другом, лучшим подтверждением чего служит человек. За эти идеи учение Спинозы было причислено к материалистическим.

Идеалистическая концепция XVII века представлена в трудах Готфрида Лейбница (1646-1716), который считал, что мир плюралистичен, то есть его основу составляет множество субстанций - монад (от греч. «единственный»). Монады - это «духовные атомы» мироздания. Существуют различные монады, гармонично связанные друг с другом. Лейбниц выстраивал монады в иерархическом порядке:

Ø высшая монада - Бог (как и в теории Спинозы, у Лейбница пантеистическое понимание Бога);

Ø монады животного мира;

Ø низшая группа («голые монады») - монады неживой природы.

Следует обратить внимание на изменение трактовки роли Бога в онтологии.

Ф.Бэкон и Г.Лейбниц выдвинули концепцию деизма (от лат. deus-бог). Бог в их теориях - безличная, разумная первопричина мира. Создав мир, Бог предоставил ему возможность свободно развиваться.

Итак, философские учения XVII века активно разрабатывали гносеологические и методологические проблемы науки, в новых условиях сформировали субстанциальное понимание мира.

§5. Философия эпохи Просвещения

ХУ111 век – это век Просвещения, утверждения идеалов научного мировоззрения и их применения к пониманию человеческой природы, общества и государства. Немецкий философ И.Кант считал, что девизом эпохи Просвещения становится девиз «имей мужество применять свой разум».

В целом Просвещение – это мощное движение, объединившее философов, ученых, деятелей культуры, политиков, убежденных в решающей роли знаний и просвещения в социальном и духовном развитии общества. Они полагали, что причина всех бедствий и страданий людей заключается в их невежестве.

Идеи Просвещения особенно были развиты во Франции. Ж.Даламбер назвал ХУ111 век в истории французской культуры «веком философии». Период ее развития условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика Х1У (1715), положившим конец эпохе абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789), после которого жизнь к философии предъявила новые требования. Кульминацией просветительского философского течения считаются 50-е годы ХУ111 в. В это время стала издаваться «Энциклопедия», объединившая как ученых, так и философов, литераторов.

Характерной особенностью мировоззрения Просвещения становится специфический рационализм: «законы природы суть законы разума». Рационалисты этого времени в своих рассуждениях идут не от разума к природе, что было характерно для рационализма ХУ11 века (Р.Декарт), а от природы к разуму. К примеру, П.Гольбах рассматривает природу и ее законы в качестве учителей человеческого разума.

Естественным следствием из этого было требование сделать законы природы также и обязательными юридическими законами. Вырысовывалась цепочка равенств: естественное = разумное = полезное = благое = законное = познаваемое = осуществимое.

Просветительская философия в своих приложениях была философией «практической», ориентированной на политические преобразования. Критика существующих порядков имела своей целью реализацию идеалов «царства разума».

В понимании природы утверждались идеи механистического мировоззрения, формировалось представление об абсолютной неизменяемости природы. П.Гольбах полагал, что общая «сумма существ и элементов» природы не изменяется и сохраняется.

Ориентиром в исследовании человека служило представление о неизменяемой «человеческой природе», включающей в свой состав потребности, право каждого на счастье, равенство всех в отношении естественных прав. Ж.Ж.Руссо отмечал, что «все, что мужчина и женщина имеют общего, относится к человеческой природе; все, чем они отличаются друг от друга, относится к полу».

Одновременно утверждалось идея о различии «дикаря» и «цивилизованного человека». Как полагал Ж.Ж.Руссо они отличаются друг от друга по своему душевному складу и стремлениям.

Отношение к истории было в основном не диалектичным. История есть скопление случайностей и нелепостей, вызванных невежеством. Просветители противопоставляли друг другу «нормальное» течение истории: просвещение = любовь к знаниям = свободомыслие = добро = прогресс; «ненормальное» течение истории: невежество = религиозное мракобесие = политический деспотизм = зло = несчастье.

Существенную функцию в системе взглядов играло учение о фатализме. В работе «Система природы» П.Гольбах в понятие фатализма включает следующие элементы: каузальная (причинная) обусловленность всех событий, линейная связь следствия со своей причиной, все происходит неизбежно и неукоснительно, люди не в состоянии изменить «незыблемый порядок».

Неотъемлемой частью учений эпохи Просвещения был просветительский атеизм. Д.Дидро резко противопоставляли философию и религию. «Философы по самой профессии своей – друзья разума и науки, а священники – враги разума и покровители невежества». Религия рассматривалась как совместное творчество случайно встретившихся друг с другом дурака и мошенника. Считалось, что просвещенный человек перестает быть суеверным.

Таким образом, в эпоху Просвещения были поставлены ключевые проблемы мировоззрения. Просветители, основываясь на идеалах научного разума, стремились понять мироздание, природу человека, предложить пути «нормального» развития общества.

Сайт - незаменимый помощник для студентов и школьников, который позволяет быстро создавать и получать доступ к шпаргалкам или другим заметкам с любых устройств. В любое время. Абсолютно бесплатно. Зарегистрироватся | Войти

Новое время (XVII – XIX вв.) – период крупных перемен в истории человечества.

Философия Нового времени развивалась в тесном взаимодействии с наукой, прежде всего математикой, физикой, механикой. Важнейшим объектом философского анализа становится природа научного знания, его источники, методы научного познания.

Философия Ф. Бэкона.

Основным предметом философского осмысления Ф.Бэкон сделал научное познание, в центре его внимания вопросы о целях и методах научного познания. Задача науки, по мнению Бэкона, – раскрывать природные закономерности, что приведет к расширению возможностей человека, усилению его власти над природой («Знание – сила »). Он утверждает, что первопричиной мира является Бог, но в дальнейшем мир подчиняется действию естественных законов (деизм). Поэтому Бэкон положительно решает вопрос о познаваемости мира. Однако он утверждает, что на пути познания имеется множество заблуждений("идолов"), препятствующих получению достоверного знания. Бэкон выделяет 4 вида «идолов» познания:

1) «идолы рода » являются следствием ограниченности человеческого ума, несовершенством органов чувств;

2) «идолы пещеры » обусловлены индивидуальными особенностями человека: каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир (свою «пещеру»), который влияет на его оценку действительности;

3) «идолы рынка » возникают в процессе общения и вызваны непониманием из-за неправильного использования слов, языковых выражений;

4) «идолы театра » появляются в результате влияния научных и философских авторитетов, их некритического усвоения.

Основным средством преодоления «идолов» Бэкон считает выбор правильного метода («пути») познания. Проблему выбора научного метода Бэкон раскрывает аллегорически и описывает 3 пути познания:

  1. «путь паука » представляет собой попытку вывести истину чисто рациональными средствами, путем теоретических размышлений;
  2. «путь муравья » предполагает только использование эмпирических, опытных данных без их теоретического обобщения;
  3. «путь пчелы » основан на единстве чувственного и рационального познания, на движении от получения опытных данных к их теоретическому осмыслению.

По мнению Бэкона, познание основывается на чувственных данных, которые нуждаются в экспериментальной проверке, а затем – в теоретическом обобщении.

Главное значение философии Бэкона состоит в попытке разработки эффективного метода научного познания.

Рене Декарт.

Декарт – основоположник рационализма в философии Нового времени. Главное в этом течении – культ человека как разумного и деятельного существа. Основным источником знаний о мире рационалисты считают не данные органов чувств, а активную деятельность мышления. Декарт был убежден в безграничности возможностей человеческого разума.

Декарт также обосновал дуалистический взгляд на мир. Дуализм Декарта проявляется в том, что он признавал, во-первых, существование независимого от человеческого сознания материального мира и, во-вторых, самостоятельность мышления. Эти две субстанции пересекаются и активно взаимодействуют, однако их взаимосвязь является лишь механической. В человеке материальная и духовная субстанции проявляются как тело и душа.

Он разработал теорию о «врожденных идеях ». Согласно его представлениям, все идеи человек обретает тремя способами. Одни он получает из внешнего мира посредством органов чувств; другие образуются в сознании путем переработки идей первого рода; наиболее важную роль играют «врожденные идеи», которые душа имеет в себе изначально – такие как, например, идея Бога, протяженности, движения, единства и др. Истинность познания, считал Декарт, основана на существовании врожденных идей, независимых от чувственного опыта.

На первом месте в философии Декарта, как и у Ф. Бэкона, - проблема метода научного познания. Он разрабатывает дедуктивный метод научного познания. (Дедукция – это метод познания, основанный на движении мысли от общего к частному; от абстрактного к конкретному, выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений). По Декарту, метод дедукции должен быть основан на следующих основных правилах:

  1. не принимать за истинное то, что неясно и неочевидно;
  2. делить исследуемый вопрос на простые элементы для лучшего понимания;
  3. идти в рассуждениях от простого к сложному;
  4. систематизировать сведения, чтобы получить максимально полное представление о предмете.

Излагая принципы своего метода, Декарт сформулировал понятие «интеллектуальная интуиция », под которой он понимал ясный и внимательный ум, свет разума, который позволяет постигать истину.

Декарт утверждал, что процесс мышления должен вести к преодолению сомнений в исследуемом вопросе, но одновременно и порождать новые сомнения. Сомнение должно быть стимулом любого научного поиска.


Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений.

Сегодня невозможно изучать сложные политические процессы, не учитывая взаимодействие общественных (гуманитарных) наук.

Основные проблемы и направления философии Нового времени

Философия Нового времени охватывает период 16-18 вв.

Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. В центре внимания Новой философии- теория познания и выработка общего для всех наук метода познания. Нельзя познать Бога, природу, человека, общество, не выяснив, прежде всего законы познающего Разума. Этим вопросом занимаются Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж. Локк, Г.Лейбниц.

Для философии данного периода характерен ряд установок :

Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука(=разум) способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития(Ф.Бэкон)

Синтез науки с религией, веры с разумом невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума(Т.Гоббс).

Развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформулирован главный метод мышления, метод «чистого разума». Способного действовать во всех науках (Р.Декарт)

При поисках нового “суперметода” произошло разделение философов на сторонников

эмпиризма (эмпирио-опыт) и рационализма (рацио — разум)

Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк и др.) считали, что единственный источник знаний- это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. « Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях»- такой девиз эмпириков- сенсуалистов. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощенная табличка(tabula rasa чистая доска), а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои письмена. Поскольку ощущения могут обманывать, мы их проверяем посредством эксперимента, которые корректирует данные органы чувств.

Рационализм и его представители: Рене Декарт — дуалист. Весь мир философ делит на два вида субстанций- духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции- мышление , материальной- протяжение . Модусы первой- чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй- форма, движение, положение в пространстве.. человек состоит из двух субстанций. Он является единственным существом, в котором они соединяются и существует обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над природой. Субстанция в философии определяется как- то, что для своего существования ни в чем не нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно- что подлинной субстанцией является только Бог — вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего.

По Декарту получается, что субстанция — это то, что для своего существования нуждается лишь в существовании Бога. Декарт — рационалист . Он пытается найти точку отчета познания человека — первое абсолютно достоверное положение, которое является началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что существует. Единственное, что не подвергается сомнению, это свое собственное существование. Невозможно считать несуществующим то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение- это свойство мыслей. Отсюда известный тезис Декарта: «Мыслю, следовательно существую»(Cogito ergo sum). Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный (от общего к частному). Суть его сводится к следующим четырем принципам:

  1. Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание («ясное и отчетливое»)аксиомы.
  1. Каждую сложную проблему разделять на частные задачи.
  2. Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным.
  3. Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать не единого звена в логической цепочке исследования.

Б. Спиноза критикует Р.Декарта. главным недостатком Декартовской теории субстанции Спиноза считал ее дуализм: с одной стороны, субстанция- сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя, с другой, все сущности(субстанции) не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме себя самой, тем не менее, сотворены кем- то иным- высшей и единственной истинной субстанцией- Богом. Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций и одновременной зависимостью их всех и в отношения сотворения, и в отношении существования от другой субстанции- Бога.. Спиноза считал, что решить это противоречие можно только следующим образом: отождествить Бога и природу. Существует лишь одна субстанция- природа, которая есть причина самой себя. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а с другой – «природа сотворенная»(мир). Природа и Бог едины.

Г.Лейбниц критиковал и декартовский дуализм субстанций, и учение Спинозы о единственной субстанции. По его мнению, все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь- субстанция. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами» (с греч. Единое, единица). Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем, любая монада есть и душа. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением.

Классы монад (чем выше класс монад, тем больше ее разумность и степень свободы)

  • Голые монады — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых).
  • Монады животных- обладает ощущениями, но неразвитым самосознанием.
  • Монады человека(души)- обладают сознанием, памятью, уникальной способностью мыслить.
  • Высшая монада- Бог.

Фрэнсис Бэкон , родоначальник эмпиризма, критикует рациональное познание, так как оно недостоверно и ненадежно — разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида — идолы пещеры, идолы рода, идолы площади, идолы театра.

Идолы рода это препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами.

Идолы пещеры это ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека (пещера) отражается на его выводах в процессе познания.

Идолы площади — не правильное, не точное употребление понятийного аппарата, слов, определений, выражений.

Идолы театра — влияют на процесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание в не всегда нужное русло.

Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства («Левиафан», что в переводе означает «чудовище»). Он различает два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа- природа человека изначальна зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или чудовищем, «которое пожирает и сметает все на своем пути», оно всесильно, ему невозможно противостять, но оно необходимо для поддержания жизнеспособности общества.

Письменно ответить на вопросы:

  1. В чем отличия между средневековой философией и философией эпохи Возрождения?
  2. Расшифруйте понятие «единство многообразия сущего».
  3. Эразм Роттердамский в своей книге «Похвальное слово глупости», делает вывод, что «религия — одна из самых больших разновидностей глупости, но в, то, же время он не был атеистом». Как вы это объясните?
  4. Назовите основные проблемы направлений философии эпохи Возрождения:
  5. Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени?
  6. Дворянин, выпускник Кембриджа, выдающийся политик и философ, остаток жизни он посвятил науке. Есть легенда, что он умер от простуды, впервые замораживая продукты, точнее кур. Какой философский метод обосновал этот философ и ученый?
  7. За что Фр. Бэкон критиковал старую философию и в чем он видел основные задачи новой?
  8. Что нового внес в философию Р. Декарт?
  9. Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?
  10. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?
  11. Согласны ли вы с утверждением о том, что мышление является более достоверной для нас реальностью, чем существование? Какие примеры можно привести в подтверждение этого тезиса?
  12. Какая идея, на ваш взгляд, является центральной в гуманизме?
  13. Как вы понимаете, выражения «цель оправдывает средства», «в политике морали нет»? Кому они принадлежат? Согласны ли вы с подобным утверждением? Свое мнение обоснуйте.
  14. Кто из философов Нового времени уподоблял сознание человека «чистой доске»? Можете ли вы согласиться с подобным утверждением? Свое мнение обоснуйте.
  15. Могут ли, по мнению Б. Спинозы, философия и богословие иметь, что то общее? И почему?

Составить биографии любых двух философов:

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.Бекон, Д.Локк

Выполнить тест.

1. Характерные черты философии Нового времени:

а) примат веры над знанием б) научность в) логичность

2. Главной проблемой философии Нового времени XVII в. является проблема

а) человека б) метода научного познания в) материального и идеального г) бытия

3. Кто из философов Нового Времени является автором афоризма: «Знание – сила»?
4. Какому философскому направлению соответствует высказывание «В интеллекте нет ничего, чего бы не было в чувствах»:

а) эмпиризм б) рационализм в) агностицизм г) иррационализм д)скептицизм

5. Френсис Бэкон был основоположником

а) номинализма б) рационализма в) эмпиризма г) реализма

6. Какой путь познания, по Ф. Бэкону, является истинным?:

а) «муравья» б) «паука» в) «пчелы»

7. Английский философ, адвокат, государственный деятель, естествоиспытатель

а) Р. Декарт б) Д. Беркли в) Ф. Бэкон

8. Кто автор высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую»?

а) Беркли б) Бэкон в) Декарт г) Спиноза

9. Основа теории познания Рене Декарта:

а) «Мыслю, следовательно, существую» б) «Быть, значит быть воспринимаемым» в) «На все воля божья»

10. Кто является основоположником рационализма в философии Нового времени?

а) Бекон б) Локк в) Декарт

11. Какой ответ на вопрос, что является источником познания, дает рационализм?

а) единственным источником познания является опыт б) источником познания является разум

в) источником познания является интуиция г) источником познания являются разум и ощущения

д) источник познания мира – априорные категории рассудка

12. Какой известный философ Нового времени является автором крылатого выражения «Я мыслю, следовательно, существую»?

а) Бэкон б) Гоббс в) Декарт г) Локк

13. Французский философ, он же создатель алгебры и геометрии:

а) Ф. Бэкон б) Т. Гоббс в) Р. Декарт

г) правильно все перечисленное выше

В течение 16-17 веков в наиболее передовых странах Западной Европы развивается новый, капиталистический способ производства. Буржуазия превращается в самостоятельный класс. Феодальные собственники начинают приспосабливаться к развивающимся капиталистическим отношениям. Примером этому служит огораживание пастбищ в Англии, так как шерсть необходима для текстильной промышленности.

В это время происходит ряд буржуазных революций: нидерландская (конец 16 в), английская (середина 17 в.), французская (1789-1794 гг.).

Происходит развитие естествознания. Это связано с нуждами развивающегося производства.

В это время происходит процесс секуляризации духовной жизни общества.

Образование перестает быть церковным и становится светским.

К концу XVI века перед философией встала задача преодоления религиозного догматизма, схоластики, научного истолкования природы, а также обоснования потребностей нового этапа в развитии общества - этапа зарождения, развития и утверждения капиталистического способа производства. Для решения этих проблем философии следовало в первую очередь освободиться от опеки теологии, заново утвердить себя в качестве самостоятельной отрасли знания. Она должна была учесть достижения естествознания и в то же время содействовать его развитию. В этих условиях на первый план вышли проблемы метода и средств познания, вопросы о роли опыта, чувств, разума в познавательном процессе.

Основные проблемы философии Нового времени:
1. связь человеческого сознания с социокультурной средой
2. соучастие человеческого сознания в изменениях исторического процесса
3. автономизация философии истории как особой области знания

Философы этого периода отождествляли себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным объектом воздействия философов.
Задачи философии:
1. выяснение, а затем объяснение людям их естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению природы
2. выработка методов познания общих оснований познавательного процесса
3. ликвидация невежества и абскурантизма (враждебного отношения к науке)
4. ликвидация социальной несправедливости, нищеты и тирании

В философии XVII-XVIII вв. сложился и стал господствующим метафизический подход к миру, когда объекты природы и общества, а также отражающие их понятия, считались раз и навсегда данными, неизменными, подлежащими изучению обособленно друг от друга. Характерной чертой этого периода в развитии философии являлся также механизм. Механика была самой развитой отраслью естествознания того времени. Поэтому предполагалось, что все сущее живет по законам механики.

Основными направлениями философии Нового времени являются

На первом плане проблемы гносеологии.
1. Эмпиризм - направление в теории познания которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.
а) идеалистический (Беркин, Юм) Эмпирический опыт - совокупность ощущений и
представлений, величина мира = величине опыта.
б) материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир.

сенсуализм (единственным источником достоверных знаний о мире является чувственное восприятие) Сенсуализм - это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом - все знания обосновываются в опыте и посредством опыта.

2. рационализм (источником достоверных знаний о мире является разум). Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.

Сенсуализм использует индукцию - движение мысли от частного к общему.

Рационализм опирается на дедукцию - движение мысли от общего к частному.

Ф. Бэкон - основатель эмпиризма (в основе познания лежит исключительно опыт). Главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, его философское кредо: «Знание - сила». Бэкон создал индукцию - метод познания от частных эмпирических (опытных) данных к общим выводам, им предпринята первая попытка классифицировать науки, выделив исторические науки, поэзию, философию.

Т. Гоббс - ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Отвергал теологическую схоластическую философию; целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, которые способствовали научно-техническому прогрессу. В споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступал на стороне эмпиризма; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства в своем произведении «Левиафан» («Чудовище»), где утверждал, что право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», поэтому необходимо ограничивать свободу людей, спасая их от самих себя, а это может сделать государство, с этой целью необходимо заключить общественный (совместный) договор.

Дж. Беркли (субъективный идеализм) утверждал, что материи нет, существовать - значит быть воспринимаемым. Источником всех наших ощущений, за которыми ничего нет, является Бог (все мы снимся Богу и одновременно друг другу). Мир состоит из духов и идей (люди и предметы). Идеи не могут быть причиной чего-либо, их причина - дух. Идеи духа нет, о существовании других духов мы узнаем по идеям их действий. Дух - это ум и воля. Законы природы - это связь идей. Мировой Дух (Бог) производит идеи, не зависящие от нас («Трактат о принципах человеческого знания»).

Р. Декарт - основоположник рационализма (основой как бытия, так и познания является разум), считал, что в основе всякого познания лежат сомнения и интеллектуальная интуиция («Я мыслю, следовательно, я существую»), остальное постигается методом дедукции (определение неизвестного через ранее познанное). Основал дуализм (наша психическая жизнь полностью автономна), утверждал, что человек совмещает в себе две субстанции (материальную и духовную), следовательно, дуалистичен (двойственен). Материя и сознание существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Б. Спиноза - рационалист, представитель пантеизма (Бог является синонимом Вселенной). Природа Бога постижима через его атрибуты - протяженность и мышление. Они комбинируются и создают бесконечное многообразие аспектов (модусов). Ум человека - один из модусов бесконечной Мысли, тело - модус протяженности. Через размышление человек может подняться над иллюзией чувств и найти покой в союзе с Богом. Субстанция Природа - Бог имеет внутреннюю причину самой себя, самостоятельна и независима от кого-либо, бесконечна в пространстве и времени.

Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник.

Loading...Loading...