Разработка урока по биологии "Зрительный анализатор. Гигиена зрения". Возрастные особенности зрения у детей. материал на тему Зрительный анализатор гигиена зрения

Цель занятия : Познакомиться со строением зрительного анализатора, меха­низмом его функционирования, возрастными особенностями и гигие­ной.

1. ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите строение зрительного анализатора, найдите его
основные отделы: периферический, проводниковый и корковый (Атлас

2. Ознакомьтесь с вспомогательным аппаратом глаза (верхнее и
нижнее веки, коньюктива, слезный аппарат, двигательный аппарат).

3. Рассмотрите и изучите оболочки глазного яблока; расположе-
ние, строение, значение. Найдите желтое и слепое пятно (Атлас

4. Рассмотрите и изучите строение ядра глазного яблока - опти­ческой системы глаза, пользуясь разборной моделью глаза и табли­цей (Атлас, С. 100)

Зарисуйте строение глаза, обозначив все оболочки и элементы оптической системы (Атлас 2, С. 331).

5. Найдите и рассмотрите строение проводникового отделе! (Атлас
1, С. 100, Атлас 2, С. 332-338).

6. Объясните механизм формирования зрительных ощущений.

7. Понятие рефракции, виды рефракций. Зарисуйте схему хода
лучей при различных типах рефракций (Атлас 2, С. 334) – ЛУЧШЕ ЭТУ СХЕМУ ПОМЕСТИТЬ СРАЗУ В МЕТОДИЧКУ

8.Назовите возрастные особенности зрительного анализатора.

9.Гигиена зрительного анализатора.

10.Определить состояние некоторых зрительных функций: остроту зрения, пользуясь таблицей Головина-Сивцева; размеры слепого пятна

2. Теоретический материал

2.1. Понятие о зрительном диализаторе

Зрительный анализатор - это сенсорная системе, включающая пе­риферический отдел с рецепторным аппаратом (глазное яблоко), проводящий отдел (афферентные нейроны, зрительные нервы и зри­тельные пути), корковый отдел, который представляет совокупность нейронов находящихся в затылочной доле (17,18,19 доля) коры боль-шик полушарий. С помощью зрительного анализатора осуществляется восприятие и анализ зрительных раздражителей, формирование зри­тельных ощущений, совокупность которых дает зрительный образ предметов. Благодаря зрительному анализатору в головной мозг пос­тупает 90% информации.

2.2. Периферический отдел зрительного ана лизатора

Периферический отдел зрительного анализатора -это орган зрения глаз. Он состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко расположено в глазнице черепа. Вспомогательный ап­парат глаза включает защитные приспособления (брови, ресницы, ве­ки), слезный аппарат, двигательный аппарат (мышцы глаза).

Веки это полулунные пластинки волокнистой соединительной тка-ни, снаружи они покрыты кожей, а изнутри слизистой оболочкой (коньюнктивой). Конъюнктива покрывает переднюю поверхность глазного яблока, кроме роговицы. Коньюктива ограничивает коньюктивальный мешок, в нем слезная жидкость, омывающая свободную поверхность глаза. Слезный аппарат состоит из слезной железы и слезовыводящих путей.


Слезная железа расположена в верхне-наружной части глазницы. Выводные протоки ее (10-12) открываются в конъюктивальный мешок. Слезная жидкость предохраняет роговицу от высыхания и смывает с нее пылевые частицы. Она оттекает по слезным канальцам в слезный мешок, соединяющийся слезно-носовым протоком с носовой полостью. Двигательный аппарат глаза образован шестью мышцами. Они прик­реплены к глазному яблоку, начинаются от сухожильного конца, расположенного вокруг зрительного нерва. Прямые мышцы глаза: ла­теральная, медиальная верхняя и нижняя - вращают глазное яблоко вокруг фронтальных и сагиттальных осей, поворачивая его во внутрь и наружу, вверх, вниз. Верхняя косая мышца глаза, повора­чивая глазное яблоко, обращает зрачок вниз и кнаружи, нижняя косс1Я мышца глаза - вверх и кнаружи.

Глазное яблоко состоит из оболочек и ядра. Оболочки: волокнис­тая (наружная), сосудистая (средняя), сетчатка (внутренняя).

Волокнистая оболочка спереди образует прозрачную роговицу, которая переходит в белочную оболочку или склеру. Эта наружная оболочка защищает ядро и сохраняет форму глазного яблока. Сосу­дистая оболочка выстилает изнутри белочную, состоит из трех раз­личных по структуре и функциям частей: собственно сосудистой обо­лочки, ресничного тела, расположенного на уровне роговицы и ра­дужки (Атлас, стр. 100).

Собственно сосудистая оболочка тонка, богата сосудами, содер­жит пигментные клетки, придающие ей темно-коричневый цвет.

Ресничное тело, имеющее вид валика, вдается внутрь глазного яблока там, где белочная оболочка переходит в роговицу. Задний край тела переходит в собственно сосудистую оболочку, а от перед­него отходит до „70 ресничных отростков, от которых берут начало тонкие волоконца, другим своим концом прикрепляющиеся к капсуле хрусталика по экватору. В основе ресничного тела, кроме сосудов, содержатся гладкие мышечные волокна, составляющие ресничную мыш­цу.

Радужная оболочка или радужка - .тонкая пластинка, она прик-репляется к ресничному телу. В центре ее - зрачок, просвет его изменяется мышцами, находящимися в радужке.

Сетчатка выстилает сосудистую оболочку изнутри (Атлас, С. 100) она образует переднюю (меньшую) и заднюю (большую) части. Задняя часть состоит из двух слоев: пигментного, срастающего с сосудистой оболочкой и мозгового. В мозговом слое находятся све­точувствительные клетки: колбочки (6 млн) и палочки (125 млн) На­ибольшее количество колбочек в центральной ямке желтого пятна, расположенного кнаружи от диска (место выхода зрительного нер­ва). С удалением от желтого пятна количество колбочек уменьшает­ся, а палочек - увеличивается. Колбочки и net л очки - это фоторе­цепторы зрительного анализатора. Колбочки обеспечивают цветовосп-риятие, палочки - световосприятие. Они контактируют с биполярными клетками, которые в свою очередь контактируют с ганглиозными. Ак­соны ганглиозных клеток образуют зрительный нерв (Атлас, С. 101). В диске глазного яблока фоторецепторы отсутствуют это слепое пятно сетчатки.

Ядро глазного яблока - это светопреломляющие среды, образую­щие оптическую систему глаза: 1) водянистая влага передней каме­ры (она находится между роговицей и передней поверхностью ра­дужки); 2) водянистая влага задней камеры глаза (она находится между задней поверхностью радужки и хрусталиком); 3) хрусталик; 4)стекловидное тело (Атлас, стр. 100). Хрусталик состоит бесцветного волокнистого вещества, имеет форму двояковыпуклой линзы, обладает эластичностью. Он находится внутри капсулы, прикрепляемой нитевидными связками к ресничному телу. При сокра­щении ресничных мышц (при рассматривании близких предметов) связки расслабляются и хрусталик становится выпуклым. Это увели­чивает его преломляющую способность. При расслаблении ресничных мышц (при рассматривании удаленных предметов) связки натягива­ются, капсула сдавливает хрусталик и он уплощается. При этом преломляющая способность его уменьшается. Это явление называется аккомодацией. Стекловидное тело представляет собой бесцветную студенистую прозрачную массу шаровидной формы.

2.3. Проводниковый отдел зрительного анализатора . Проводниковый отдел зрительного анализатора включает биполяр­ные и ганглиозные клетки мозгового слоя сетчатки, зрительные нервы и зрительные пути, образующиеся после перекреста зрительных нервов. У обезьян и человека перекрещивается половина волокон-зрительных нервов. Это обеспечивает бинокулярное зрение. Зри­тельные пути разделяются на два корешка. Один из ник направляется к верхним буграм четверохолмия среднего мозга, другой - к латеральному коленчатому телу промежуточного мозга. В зрительном бугре и латеральном коленчатом теле происхо­дит передача возбуждения на другой нейрон, отростки (волокна) которого в составе зрительной лучистости направляются к корково­му зрительному центру, который находится в затылочной доле коры больших полушарий (17, 18, 19 поля).

2.4. Механизм свето- и цветовосприятия.

Светочувствительные клетки сетчатки (палочки и колбочки) со­держат зрительные пигменты: родопсин (в палочках), йодопсин (в колбочках). Под действием световых лучей, проникающих через зра­чок и оптическую систему глаза, зрительные пигменты палочек и колбочек разрушаются. Это вызывает возбуждение светочувствитель­ных клеток, которое по проводниковому отделу зрительного анали­затора передается в корковый зрительный анализатор. В нем про­исходит высший анализ зрительных раздражений и формируется зрительное ощущение. Световосприятие связано с функцией палочек. Они обеспечивают сумеречное зрение. Световосприятие связано с функцией колбочек. Согласно трехкомпонентной теории зрения, выд­винутой М.В.Ломоносовым существует три типа колбочек, каждый из которых имеет повышенную чувствительность к электромагнитным волнам определенной длины. Одни колбочки более чувствительны к волнам красной части спектра (длина их 620-760 нм), другой тип -к волнам зеленой части спектра (длина их 525-575 нм), третий тип - к волнам фиолетовой части спектра (длина их 427-397 нм). Это и обеспечивает цветовосприятие. Фоторецепторы зрительного анали­затора воспринимают электромагнитные волны длиной от 390 до 760 нм (1 нанометр равен 10-9 м).

Нарушение функции колбочек вызывает потерю правильного цвето-восприятия. Это заболевание называют дальтонизм по имени анг­лийского физика Дальтона, который впервые описал это заболевание у себя. Отличают три разновидности цветовой слепоты, каждая из них характеризуется нарушением восприятия одного из трех цветов. Краснослепые (при протанопии) не воспринимают красный цвет, си­не-голубые лучи видят как бесцветные. Зеленослепые (при диттера-нопии) не отличают зеленый цвет от темно-красного и голубого. Люди с трианопией не воспринимают лучи синий и фиолетовой части спектра. При полном нарушении цветовосприятия (ахромазия) все цвета воспринимаются как оттенки серого цвета. Дальтонизмом чаще болеют мужчины*(8%), чем женщины (0,5%).

2.& Рефракция

Рефракция - это светопреломляющая способность оптической системы глаза при максимально уплощенном хрусталике. Единицей измерения светопреломляющей силы любой оптической системы явля­ется диоптрия (Д). Одна Д равна преломляющей силе линзы с Фокус­ным расстоянием 1 м. При рассматривании близких предметов пре­ломляющая способность глаза равна 70,5 Д, при рассматривании удаленных - 59 Д.

Проходя через светопреломляющие среды глаза световые лучи преломляются и на сетчатке получается чувствительное, уменьшенное и 1 обратное изображение предметов.

Различают три типа рефракции: соразмерную (эмметропию), близо­рукую (миопию) и дальнозоркую (гиперметропию).

Соразмерная рефракция имеет место, когда передне-задний диа­метр глазного яблока соразмерен главному фокусному расстоянию. Главное фокусное расстояние - это расстояние от центра линзы (роговицы) до точки пересечения лучей, при этом изображение предметов находится на сетчатке глаза (нормальное зрение).

Близорукая рефракция отмечается, когда передне-задний диаметр глазного яблока больше главного фокусного расстояния. Изображе­ние предметов при этом образуется перед сетчаткой глаза. Для коррекции близорукости применяют рассеивающие двояковогнутые линзы, увеличивающие главное фокусное расстояние и переносящее таким образом, изображение на сетчатку глаза.

Дальнозоркая рефракция отмечается, когда передне-задний диа­метр глазного яблока меньшее главного фокусного расстояния. Изоб­ражение предметов при этом образуется за сетчаткой глаза. Для коррекции дальнозоркости применяют собирающие двояковыпуклые линзы, уменьшающие главное фокусное расстояние и переносящие изображение на сетчатку глаза (Атлас 2, рис. 333).

Аномалией рефракции вместе с близорукостью и дальнозоркостью является астигматизм. Астигматизм - это неодинаковое преломление лучей роговицей глаза вследствие разной ее кривизны по верти­кальному и горизонтальному меридианам. При этом фокусирования лучей в одной точке не происходит. Небольшая степень астигматизма характерна для глаз и при нормальном зрении, т.к. поверхность ро­говицы не является строго сферической. Астигматизм исправляют ци­линдрическими стеклами, выравнивающими кривизну роговицы по вер­тикальному и горизонтальному меридианам.

2.6 Возрастные особенности и гигиена зрительного анализатора .

Форма гладкого яблока у детей более шаровидная, чем,у взрос­лых, у взрослых диаметр глаза составляет 24 мм, а у новорожден­ных - 16 мм. В результате такой формы глазного яблока новорожден­ные дети в 80-94 % случаев обладают дальнозоркой рефракцией. Рост глазного яблока продолжается после рождения и на смену дальнозор­кой рефракции приходит соразмерная рефракция к 9 - 12 годам. Склера у детей тоньше и обладает повышенной эластичностью. Рого­вица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К пяти годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны ее не меняется с возрастом. С возрастом роговица становится более плотной и ее преломляющая сила уменьшается. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклый и обладает большей эластич­ностью. С возрастом эластичность хрусталика уменьшатся, поэтому с возрастом меняются аккомодационные возможности глаза. В 10 лет ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 7 см от глаза, в 20 лет - 8,3 см, в 50 лет - 50 см, а 60-70 лет приближа­ется к 80 см. Световая чувствительность значительно возрастает от 4 до 20 лет, а после 30 лет начинает снижаться. Различение цветов круто возрастая к 10 годам, продолжает увеличиваться до 30 лет, а затем медленно снижается к старости.

Глазные болезни и их профилактика. Глазные болезни подразде­ляют на воспалительные и невоспалительные. К мерам профилактики воспалительных заболеваний относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию питательных и особенно витаминов. Воспалительные заболевания возникают при травмировании глаз, поэтому необходимо строгое соблюдение правил в процессе выполнения различных работ. Наибо­лее частым нарушением зрения является близорукость. Различают врожденную и приобретенную близорукость. Чаще встречается приоб­ретенная близорукость. Ее развитию способствует продолжительное напряжение на орган зрения на близком расстоянии при чтении и письме. Это вызывает увеличение размеров глаза, глазное яблоко начинает выступать вперед, глазная щель расширяться. Это первые признаки близорукости. Появление и развитие близорукости зависит как от общего состояния, так и от влияния внешних факторов: дав­ления на стенки глаза со стороны мышц при длительной работе глаз, приближении предмета к глазу при работе, чрезмерном накло­не головы вызывающим дополнительное давление крови на глазное яблоко, плохое освещение, неправильно подобранная мебель, чтение мелкого шрифта и т.д.

Предупреждение нарушений зрения - одна из задач в воспитании здорового подрастающего поколения. Почти вся профилактическая работа должна быть направлена на создание благоприятных условий для работы органа зрения. Большого внимания заслуживает правиль­ный режим труда и отдыха, хорошее питание, сон, длительное пре­бывание на свежем воздухе, дозированный труд, создание нормаль­ных гигиенических условий, кроме того необходимо следить за пра­вильной посадкой детей в школе и дома при чтении, и письме, осве­щением рабочего места, через каждые 40-60 мин необходимо делать отдых глазам на 10-15 мин, для чего нужно рекомендовать детям посмотреть вдаль, чтобы снять напряжение аккомодационной мышцы.

Практическая работа

1, Определить остроту зрения (Гуминский Н.В.. Работа N 522)

2. Определить поле зрения (Гуминский Н.В. Работа Н 54)

3. Определить размеры слепого пятна.

4. Данные записать

5. Провести некоторые опыты со зрением.

Острота зрения. Остроту зрения определяют с помощью табли­цы Головина-Сивцева. Она состоит из двух половин: в левой рас­положены буквы, в правой - кольца с разрывами. Буквы и коль­ца расположены в случайном порядке по 12 строчек, каждая из которых содержит знаки одинакового размера. При исследовании остроты зрения у детей дошкольного возраста используется спе­циальная таблица с понятными для детей тест-объектами (елоч­ка, самолет, гриб и пр.). Напротив каждой строки слева обозначе­на величина остроты зрения в условных единицах. Верхняя строка соответствует остроте зрения 0,1. Таблица рассчи­тана на исследование остроты зрения с расстояния 5 м.

При определении остроты зрения таблица помещается на стороне напротив окна, и на уровне глаз обследуемого. Острота каждого глаза устанавливается отдельно, начиная, с правого. Другой глаз прикрывается листом бумаги или тетрадью. Указкой или тупым концом карандаша на таблице показываются буквы или кольца. Если испытуемый с расстояния 5 м правильно называет знаки верхних 10 строк таблицы, то острота его зрения равна 1,0 и счи­тается нормальной.

Пример. Обследуемый с расстояния 5 м читает без ошибок только 5 верхних строк таблицы Головина-Сивцева. Заключение. Острота зрения равна 0,5.

В случае отсутствия таблицы остроту зрения ориентировочно можно определить с помощью тест-объектов в виде буквы «Ш» различных размеров, которые можно вырезать из черной бумаги или из таблиц Головина. При остроте зрения равной 1,0 самая маленькая из букв различается с расстояния 5 м (Д = 5 м), сред­няя и большая буквы соответственно - с расстояния 10 м (Д = 10 м) и 25 м (Д = 25 м). Вначале показывается наименьшая из букв и определяется расстояние (d ), с которого она четко различается обоими глазами и каждым в отдельности. Допусти­мый уровень сокращения расстояния составляет 3 м. Если буква не различается с этого расстояния, то используют буквы боль­ших размеров. Определение остроты зрения производят по фор­муле: V (visus) =d :Д, где V- острота зрения в относительных едини­цах; d - расстояние, с которого испытуемый правильно читает букву; Д - расстояние в метрах, с которого буква должна разли­чаться правильно (5, 10 и 25 м).

Пример. Буква «Ш» наименьших размеров правильно читается с расстояния 4 м. Следует определить ориентировочно остроту зрения об­следуемого.

Р е ш е н и е. V= d: Д = 4:5 = 0,8.

Заключение. Острота зрения испытуемого равна 0,8.

Слепое пятно. Для его определения необходима небольшая проволочная указка с белым кружком на конце, лист черной бумаги, цветной мелок.

В том месте сетчатки, где находится диск зрительного нерва, нет светочувстви­тельных клеток. Диск зрительного нерва занимает не так уж мало места на сет­чатке. В вашем поле зрения есть соот­ветствующая диску овальная зона - это сле­пое пятно.

Сделайте указку из тонкой проволо­ки, насадите на ее кончик белый кру­жок диаметром примерно 3 мм. В цен­тре листа черной бумаги размером не менее 20 - 24 см поставьте белую точку. Прикрепите бумагу к стене. Завяжите один глаз вашему партнеру и усадите его так, чтобы второй глаз оказался точно против фиксационной точки на расстоянии 30-35 см. Пусть он смотрит не подвижно на эту точку. Белым кружком на указке ведите по листу черной бума­ги. Сначала испытуемый видит кружок, затем он исчезает. Это место отметьте и ведите указку дальше - кружок снова появится. Это место также отметьте. Повторите процедуру в нескольких на­правлениях - вы получите овальный кон­тур слепого пятна.

Таким образом, предмет не виден, когда он проецируется на диск зритель­ного нерва. Измерьте отмеченную об­ласть слепого пятна. А теперь подсчитайте размер соответствующей области на расстоянии ста метров от глаза. Можно скрыть целый автомобиль.

Опыты со зрением.

Известны тысячи зрительных иллюзий.

1. Фигуры-перевертыши:

Линии кажутся непараллельными из-за того, что их под углом пересекают другие линии.

а б

3. Ведущий глаз

Знаете ли вы, что один глаз у вас является ведущим?

Возьмите кусок картона, в котором проде­лано отверстие диаметром примерно 2,5 см. Держите картон на вытянутых руках и через отверстие смотрите на какой-нибудь удален­ный предмет. Постепенно приближайте кар­тон к лицу, пока он не коснется вашего носа. Тогда станет ясно, что точно через отверстие смотрел только один глаз, он и является веду­щим. Повторив этот опыт, определите, всегда ли ведущим оказывается один и тот же глаз. У некоторых людей глаза равноценны и ве­дущий глаз выявить нельзя.

4. *Дыра* в ладони

Свернете узкую трубку из газеты и приставь­те ее к одному глазу. Рядом с концом трубки перед другим глазом поставьте ладонь, чтобы она заслонила центр поля зрения этого глаза. Тем самым вы выключаете всю периферию поля зрения одного глаза и центр поля зрения дру­гого глаза. Смотрите вдаль прямо перед собой. Образуется довольно странное изображение: его периферия - предметы в комнате и ладонь, а центр - дыра в ладони, сквозь которую видны далекие предметы, - и все это составляет еди­ную картину.

Этот опыт еще раз наглядно демонстриру­ет, что целостность поля зрения - столь важ­ное условие, что все помехи целостному вос­приятию устраняются.

У большинства людей понятие «зрение» ассоциируется с глазами. На самом деле глаза – это только часть сложного органа, именуемого в медицине зрительный анализатор. Глаза являются лишь проводником информации извне к нервным окончаниям. А сама способность видеть, различать цвета, размеры, формы, расстояние и движение обеспечивается именно зрительным анализатором – системой сложной структуры, которая включает несколько отделов, взаимосвязанных между собой.

Знание анатомии зрительного анализатора человека позволяет правильно диагностировать различные заболевания, определять их причину, выбирать правильную тактику лечения, проводить сложные хирургические операции. У каждого из отделов зрительного анализатора есть свои функции, но между собой они тесно взаимосвязаны. Если хоть какая-то из функций органа зрения нарушается, это неизменно сказывается на качестве восприятия действительности. Восстановить его можно, только зная, где скрыта проблема. Вот почему так важно знание и понимание физиологии глаза человека.

Строение и отделы

Строение зрительного анализатора сложное, но именно благодаря этому мы можем воспринимать окружающий мир настолько ярко и полно. Состоит он из таких частей:

  • Периферический отдел – здесь расположены рецепторы сетчатки глаза.
  • Проводниковая часть – это зрительный нерв.
  • Центральный отдел – центр зрительного анализатора локализован в затылочной части головы человека.

Работу зрительного анализатора по своей сути можно сравнить с системой телевидения: антенной, проводами и телевизором

Основные функции зрительного анализатора – это восприятие, проведение и обработка зрительной информации. Анализатор глаза не работает в первую очередь без глазного яблока – это и есть его периферическая часть, на которую приходятся основные зрительные функции.

Схема строения непосредственного глазного яблока включает 10 элементов:

  • склера – это наружная оболочка глазного яблока, сравнительно плотная и непрозрачная, в ней есть сосуды и нервные окончания, она соединяется в передней части с роговицей, а в задней – с сетчаткой;
  • сосудистая оболочка – обеспечивает провод питательных веществ вместе с кровью к сетчатке глаза;
  • сетчатка – этот элемент, состоящий из клеток фото-рецепторов, обеспечивает чувствительность глазного яблока к свету. Фоторецепторы бывают двух видов – палочки и колбочки. Палочки отвечают за периферическое зрение, они отличаются высокой светочувствительностью. Благодаря клеткам-палочкам, человек способен видеть в сумерках. Функциональная особенность колбочек совершенно другая. Они позволяют глазу воспринимать различные цвета и мелкие детали. Колбочки отвечают за центральное зрение. Оба вида клеток вырабатывают родопсин – вещество, которое преобразует световую энергию в электрическую. Именно ее способен воспринимать и расшифровывать корковый отдел головного мозга;
  • роговица – это прозрачная часть в переднем отделе глазного яблока, здесь происходит преломление света. Особенность роговицы состоит в том, что в ней совсем нет кровеносных сосудов;
  • радужная оболочка – оптически это самая яркая часть глазного яблока, здесь сосредоточен пигмент, отвечающий за цвет глаз человека. Чем его больше и чем ближе он к поверхности радужки, тем темнее будет цвет глаз. Структурно радужная оболочка представляет собой мышечные волокна, которые отвечают за сокращение зрачка, который, в свою очередь, регулирует количество света, передающегося к сетчатке;
  • ресничная мышца – иногда ее называют ресничным пояском, главная характеристика этого элемента – регулировка хрусталика, благодаря чему взгляд человека может быстро сфокусироваться на одном предмете;
  • хрусталик – это прозрачная линза глаза, главная его задача – фокусировка на одном предмете. Хрусталик эластичен, это свойство усиливается окружающими его мышцами, благодаря чему человек может отчетливо видеть и вблизи, и вдали;
  • стекловидное тело – это прозрачная гелеобразная субстанция, заполняющая глазное яблоко. Именно оно формирует его округлую, устойчивую форму, а также пропускает свет от хрусталика к сетчатке;
  • зрительный нерв – это основная часть проводящего пути информации от глазного яблока в области коры головного мозга, обрабатывающие ее;
  • желтое пятно – это участок максимальной остроты зрения, он расположен напротив зрачка над местом входа зрительного нерва. Свое название пятно получило за большое содержание пигмента желтого цвета. Примечательно, что некоторые хищные птицы, отличающиеся острым зрением, имеют целых три желтых пятна на глазном яблоке.

Периферия собирает максимум зрительной информации, которая затем через проводниковый отдел зрительного анализатора передается к клеткам коры головного мозга для дальнейшей обработки.


Вот так схематично выглядит строение глазного яблока в разрезе

Вспомогательные элементы глазного яблока

Глаз человека подвижен, что позволяет улавливать большое количество информации со всех направлений и быстро реагировать на раздражители. Подвижность обеспечивается мышцами, охватывающими глазное яблоко. Всего их три пары:

  • Пара, обеспечивающая движение глаза вверх и вниз.
  • Пара, отвечающая за движение влево и вправо.
  • Пара, благодаря которой глазное яблоко может вращаться относительно оптической оси.

Этого достаточно, чтобы человек мог смотреть в самых разных направлениях, не поворачивая головы, и быстро реагировать на зрительные раздражители. Движение мышц обеспечивается глазодвигательными нервами.

Также к вспомогательным элементам зрительного аппарата относятся:

  • веки и ресницы;
  • конъюнктива;
  • слезный аппарат.

Веки и ресницы выполняют защитную функцию, образуя физическую преграду для проникновения инородных тел и веществ, воздействия слишком яркого света. Веки представляют собой эластичные пластины из соединительной ткани, покрытые снаружи кожей, а изнутри – конъюнктивой. Конъюнктива – это слизистая оболочка, выстилающая сам глаз и веко изнутри. Ее функция тоже защитная, но обеспечивается она за счет выработки специального секрета, увлажняющего глазное яблоко и образующая невидимую естественную пленку.


Зрительная система человека устроена сложно, но вполне логично, каждый элемент несет определенную функцию и тесно связан с другими

Слезный аппарат – это слезные железы, от которых по протокам слезная жидкость выводится в конъюнктивальный мешок. Железы парные, расположены они в уголках глаз. Также во внутреннем уголке глаза находится слезное озерцо, куда стекает слеза после того, как омыла наружную часть глазного яблока. Оттуда слезная жидкость переходит в слезно-носовой проток и стекает в нижние отделы носовых проходов.

Это естественный и постоянный процесс, никак не ощущаемый человеком. Но когда слезной жидкости вырабатывается слишком много, слезно-носовой проток не в состоянии ее принять и переместить всю одновременно. Жидкость переливается через край слезного озерца – образуются слезы. Если же, наоборот, по каким-то причинам слезной жидкости вырабатывается слишком мало или же она не может продвигаться через слезные протоки по причине их закупорки, возникает сухость глаза. Человек ощущает сильный дискомфорт, боль и резь в глазах.

Как происходит восприятие и передача зрительной информации

Чтобы понять, как же работает зрительный анализатор, стоит представить себе телевизор и антенну. Антенна – это глазное яблоко. Оно реагирует на раздражитель, воспринимает его, преобразует в электрическую волну и передает к головному мозгу. Осуществляется это посредством проводникового отдела зрительного анализатора, состоящего из нервных волокон. Их можно сравнить с телевизионным кабелем. Корковый отдел – это телевизор, он обрабатывает волну и расшифровывает ее. В результате получается привычная для нашего восприятия зрительная картинка.


Зрение человека – это намного сложнее и больше, чем просто глаза. Это сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый, благодаря слаженной работе группы различных органов и элементов

Подробнее стоит рассмотреть проводниковый отдел. Он состоит из перекрещенных нервных окончаний, то есть информация от правого глаза идет к левому полушарию, а от левого – к правому. Почему именно так? Все просто и логично. Дело в том, что для оптимальной расшифровки сигнала от глазного яблока к корковому отделу его путь должен быть максимально коротким. Участок в правом полушарии мозга, ответственный за расшифровку сигнала, расположен ближе к левому глазу, чем к правому. И наоборот. Вот почему сигналы передаются по перекрещенным путям.

Перекрещенные нервы далее образуют так называемый зрительный тракт. Здесь информация от разных частей глаза передается для расшифровки к разным частям головного мозга, чтобы сформировалась четкая зрительная картинка. Мозг уже может определить яркость, степень освещенности, цветовую гамму.

Что происходит дальше? Уже почти окончательно обработанный зрительный сигнал поступает в корковый отдел, осталось только извлечь из него информацию. В этом и заключаются основные функции зрительного анализатора. Здесь осуществляются:

  • восприятие сложных зрительных объектов, например, печатного текста в книге;
  • оценка размеров, формы, удаленности предметов;
  • формирование восприятия перспективы;
  • различие между плоскими и объемными предметами;
  • объединение всей полученной информации в целостную картинку.

Итак, благодаря слаженной работе всех отделов и элементов зрительного анализатора, человек способен не только видеть, но и понимать увиденное. Те 90% информации, которую мы получаем из окружающего мира через глаза, поступает к нам именно таким многоступенчатым путем.

Как изменяется зрительный анализатор с возрастом

Возрастные особенности зрительного анализатора неодинаковы: у новорожденного он еще не сформирован до конца, младенцы не могут фокусировать взгляд, быстро реагировать на раздражители, в полной мере обрабатывать полученную информацию, чтобы воспринимать цвет, размер, форму, удаленность предметов.


Новорожденные дети воспринимают мир в перевернутом виде и в черно-белом цвете, так как формирование зрительного анализатора у них еще полностью не завершено

К 1 году зрение ребенка становится почти таким же острым, как у взрослого человека, что можно проверить по специальным таблицам. Но полное завершение формирования зрительного анализатора наступает только к 10–11 годам. До 60 лет в среднем, при условии соблюдения гигиены органов зрения и профилактики патологий, зрительный аппарат работает исправно. Затем начинается ослабление функций, что обусловлено естественным износом мышечных волокон, сосудов и нервных окончаний.

Получать трехмерное изображение мы можем, благодаря тому, что у нас есть два глаза. Выше уже говорилось о том, что правый глаз передает волну к левому полушарию, а левый наоборот, к правому. Далее обе волны соединяются, направляются к нужным отделам для расшифровки. При этом каждый глаз видит свою «картинку», и только при правильном сопоставлении они дают четкое и яркое изображение. Если же на каком-то из этапов происходит сбой, происходит нарушение бинокулярного зрения. Человек видит сразу две картинки, причем они различные.


Сбой на любом этапе передачи и обработки информации в зрительном анализаторе приводит к различным нарушениям зрения

Зрительный анализатор не напрасно сравнивают с телевизором. Изображение предметов, после того как они пройдут преломление на сетчатке, поступает к головному мозгу в перевернутом виде. И только в соответствующих отделах преобразуется в более удобную для восприятия человека форму, то есть возвращается «с головы на ноги».

Есть версия, что новорожденные дети видят именно так – в перевернутом виде. К сожалению, рассказать об этом сами они не могут, а проверить теорию с помощью специальной аппаратуры пока что невозможно. Скорее всего они воспринимают зрительные раздражители так же, как и взрослые люди, но поскольку зрительный анализатор сформирован еще не до конца, полученная информация не обрабатывается и адаптируется полностью для восприятия. Малыш просто не справится с такими объемными нагрузками.

Таким образом, строение глаза сложное, но продуманное и почти совершенное. Сначала свет попадает на периферическую часть глазного яблока, проходит через зрачок к сетчатке, преломляется в хрусталике, затем преобразуется в электрическую волну и проходит по перекрещенным нервным волокнам к коре головного мозга. Здесь происходит расшифровка и оценка полученной информации, а затем ее декодирование в понятную для нашего восприятия зрительную картинку. Это, действительно, схоже с антенной, кабелем и телевизором. Но намного филигранней, логичней и удивительней, ведь это создала сама природа, и под этим сложным процессом на самом деле подразумевается то, что мы называем зрением.

Процесс обучения проходит через углубление в изучаемый материал,
затем через углубление в самого себя.

И.Ф. Гербарт

Цели:

Воспитательная цель: социализация учащихся в учебной ситуации, развитие чувства толерантности друг к другу и самоуважения.

Развивающая цель: Формирование элементов естественнонаучного мировоззрения учащихся знаньевыми средствами основ анатомии и физиологии, развитие коммуникативных умений через формирование навыков работы в мини-группах и умения анализировать свою деятельность

Комплексная обучающая (дидактическая) цель (КДЦ): – овладение содержанием темы «Анализаторы». Формирование у учащихся понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов.

Частные дидактические цели (ЧДЦ):

  1. Развитие навыков узнавания структур глаза.
  2. Формирование готовности использовать знания и умения, полученные на уроке.
  3. Расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора.

Учащиеся должны знать: терминологию по теме «Зрительный анализатор», основные структуры глаза и их работу.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на предложенном дидактическом материале структуры зрительного анализатора,
  2. Описывать анатомию и физиологию анализаторов.
  3. Обосновывать необходимость валеологического подхода к себе и окружающим людям.
  4. Иметь навыки здоровьесберегающего поведения.

Формулируемая область понимания Структурно-функциональный анализ глаза и зрительного анализатора на пропедевческом уровне.

Педагогическая стратегия: «Для того чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франц)

Педагогическая тактика: Индивидуализация фронтального обучения средствами дифференциации знаний на стадии объяснения нового материала.

Ведущие формы урока: эвристическая беседа, работа с цифровым микроскопом, анализ материалов презентации темы, рефлексия в рамках командной деятельности.

Педагогическая технологи: личностно-ориентированное обучение.

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, цифровой микроскоп QX3+ CM, препараты высушенных бычьих глаз.

Формы контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль и экспертный контроль.

Краткое содержание урока

Часть 1. Постановка проблемы: Значение зрительного анализатора (слайды № 1-2)

Для решения задач данного урока необходимо формирование у детей понимания руководящей роли зрительного анализатора. Поэтому учениикам предлагается работа с бегущей полилингвальной строкой. Учащиеся создают собственный список слов и выражений о зрении и глазах. Функциональный вклад данной части урока можно охарактеризовать как эмоционально-интеллектуальное погружение детей в тему.

Часть 2. Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (слайды № 3, 4, 5, 6)

Пропедевческое изучение строения глаза осуществляется в 6-7 классах. Поэтому главной сложностью в изложении темы в 8 классе является «всезнайство» детей, которое можно избежать обращением к анализу «бытового знания» с повторением и углублением изученного ранее. Сочетая эвристическую беседу с командной работой в интеллектуальных парах, учитель подводит учащихся к демонстрационной лабораторной работе.

Часть 3. Демонстрационная лабораторная работа: Строение глаз млекопитающего. (слайд № 3)

Наиболее динамичной и поэтому запоминающейся формой сравнительного анализа структур является микроскопирование. Учебными ситуациями при этом является:

а) предъявление ученикам-демонстраторам узкоспециализированного задания в виде отдельных препаратов.
б) последовательное обсуждение в командах «картинок» цифрового микроскопирования.

Часть 4. Объяснение и закрепление нового материала: Главные преломляющие среды глаза и глазное дно. (слайды № 7, 8, 9, 10, 11, 12)

В данной части продолжаетсяосновная интрига урока: столкновение различных бытовых наблюдений и превращение их в научное знание. В этой же части урока вводятся новые сложные понятия, формирующие у детей понимание особенности цвето- и свето- восприятия человека. Поэтому 3 слайда из 6 посвящено обсуждению информации.

Часть 5. Объяснение и закрепление нового материала: Восприятие изображения. (слайды № 13-15)

Сложностьданной части определяется ее интегративностью. Обсуждение неожиданных последствий ассиметрии мозга для восприятия картины Мира методом следов позволяет детям наглядно оценить степень усвоения материала, причем неполнота, степень репродуктивности и креативности ответов может выражаться как в укорочении дорожки следов, так и в изменении цвета шага.

Демонстрационная лабораторная работа длится 10 минут. Учащиеся-демонстраторы и учащиеся-наблюдатели обсуждают препараты. А - внешний вид глаза, Во - внутреннее строение глаза, С – сетчатка

Часть 2 (продолжение). Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (Слайды № 5, 6)

Слайд № 13 Создание зрительного образа происходит в затылочной доле коры головного мозга. Очень важно как передается в мозг изображение, ведь мозг ассиметричен. Вспомните курицу. У нее не соединятся информация от двух половинок мозга, поэтому курица видит автономно каждым глазом. У человека правая часть сетчатки каждого глаза передает изображение в левое аналитическое полушарие, а левая часть сетчатки передает изображение в правое образное полушарие.

Слайд № 14 Особенности глаза женщины

В женском глазу больше палочек. Поэтому:

  1. Лучше развито периферийное зрение.
  2. Лучше видят в темноте.
  3. Воспринимают информации больше, чем мужчины в каждый момент времени
  4. Моментально фиксируют любое движение.
  5. Палочки работают на правое, конкретно- образное полушарие.

Слайд № 15 Особенности глаза мужчины

В мужском глазу больше колбочек.

На колбочки, приходится фокус глазного хрусталика. Поэтому:

  1. Лучше воспринимают цвета.
  2. Четче видят картинку.
  3. Концентрируют внимание на одном аспекте изображения, сводя все поле зрения к тоннелю.
  4. Колбочки работают на левое, абстрактное полушарие.

Часть 6. Рефлексия (слайды № 16, 17).Эти слайды не вошли в презентацию, представленную на Фестиваль

А) Ученики знакомит учащихся с фрагментом учебно-исследовательского проекта «Функциональная зависимость состояния глаза от режима дня школьника».

Гигиена глаз заключается главным образом в соблюдении режима дня, ночного отдыха (ночной сон не менее 8 часов), работы за компьютером (ученики 8-х классов могут работать за компьютером около 3 часов в день). Необходимо систематически делать упражнения для глаз.

  1. Пиши носом.
  2. Смотри сквозь.
  3. Двигай бровями.

Б) Учащиеся записывают главную, по их мнению, мысль урока в дневнике режима дня, обобщая тем самым собственный график сна и диаграммы суточной занятости.

Домашнее задание : по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. М.Дрофа.

  1. Репродуктивное задание
стр. 73-75.
  • Креативное задание
  • стр.73-77, 79.
  • Общее задание
  • : Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз.

    Средняя школа N8

    «Зрительный анализатор человека»

    Ученика 9а класса

    Шерстюкова А.Б.

    г.Обнинск

    Введение

    I .Строение и функции глаза

    1. Глазница

    2. Вспомогательные системы

    2.1. Глазодвигательные мышцы

    2.4. Слезный аппарат

    3. Оболочки, их строение и функции

    3.1. Наружная оболочка

    3.2. Средняя (сосудистая) оболочка

    3.3. Внутренняя оболочка (сетчатка)

    4. Прозрачные внутриглазные среды

    5. Восприятие световых раздражителей (световоспринимающая система)

    6. Бинокулярное зрение

    II. Зрительный нерв

    III. Мозговой центр

    IV. Гигиена зрения

    Заключение

    Введение

    Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. А по сравнению с глазами животных обладает и большими возможностями. Например, голубь видит очень далеко, но только днем. Совы и летучие мыши хорошо видят ночью, но днем они слепы. Многие животные не различают отдельного цвета.

    Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружающего нас мира мы получаем через глаза, другие называют даже большую цифру - 90%.

    Произведения искусства, литературы, уникальные памятники архитектуры стали возможны благодаря глазу. В освоении космоса органу зрения принадлежит особая роль. Еще космонавт А.Леонов отмечал, что в условиях невесомости ни один орган чувств, кроме зрения, не дает правильной информации для восприятия человеком пространственного положения.

    Появление и развитие органа зрения обусловлены многообразием условий окружающей среды и внутренней среды организма. Свет явился раздражителем, который привел к возникновению в животном мире органа зрения.

    Зрение обеспечивается работой зрительного анализатора, который состоит из воспринимающей части – глазного яблока (с его вспомогательным аппаратом), проводящих путей, по которым изображение, воспринятое глазом, передается вначале в подкорковые центры, а затем в кору большого мозга (затылочные доли), где расположены высшие зрительные центры.

    I. Строение и функции глаза

    1. Глазница

    Глазное яблоко расположено в костном вместилище – глазнице, имеющей ширину и глубину около 4 см; по форме она напоминает пирамиду из четырех граней и имеет четыре стенки. В глубине глазницы имеются верхне- и нижне- глазничная щели, зрительный канал, через них проходят нервы, артерии, вены. Глазное яблоко расположено в переднем отделе глазницы, отделенном от заднего отдела соединительной перепонкой – влагалищем глазного яблока. В заднем отделе ее расположены зрительный нерв, мышцы, сосуды, клетчатка.

    2.Вспомогательные системы

    2.1. Глазодвигательные мышцы.

    В движение глазное яблоко приводят четыре прямые (верхняя, нижняя, медиальная и латеральная) и две косые (верхняя и нижняя) мышцы (рис.1).

    Рис.1. Глазодвигательные мышцы: 1 – медиальная прямая; 2 – верхняя прямая; 3 – верхняя косая; 4 – латеральная прямая; 5 – нижняя прямая; 6 – нижняя косая.

    Медиальная прямая мышца (отводящая) поворачивает глаз кнаружи, латеральная – кнутри, верхняя прямая осуществляет движение кверху и кнутри, верхняя косая – книзу и кнаружи и нижняя косая – кверху и кнаружи. Движения глаз обеспечиваются за счет иннервации (возбуждения) этих мышц глазодвигательным, блоковидным и отводящими нервами.

    2.2. Брови

    Брови предназначены для защиты глаз от капель пота или дождя, стекающего со лба.

    2.3. Веки

    Это подвижные заслонки, закрывающие спереди глаза и защищающие их от внешних воздействий. Кожа век тонкая, под ней расположена рыхлая подкожная клетчатка, а также круговая мышца глаза, обеспечивающая смыкание век при сне, мигании, и зажмуривании. В толще век имеется соединительно-тканная пластинка – хрящ, придающий им форму. По краям век растут ресницы. В веках расположены сальные железы, благодаря секрету которых создается герметизация конъюктивального мешка при закрытии глаз. (Конъюктива – тонкая соединительная оболочка, которая выстилает заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы. При закрытых веках конъюктива образует конъюктивальный мешок). Это предупреждает засорение глаз и высыхание роговицы во время сна.

    2.4. Слезный аппарат

    Слеза образуется в слезной железе, расположенной в верхненаружном углу глазницы. Из выводных протоков железы слеза попадает в конъюнктивальный мешок, защищает, питает, увлажняет роговицу и конъюнктиву. Затем по слезным путям она через носослезный проток попадает в полость носа. При постоянном мигании век по роговице распределяется слеза, которая поддерживает ее влажность и смывает мелкие инородные тела. Секрет слезных желез действует еще как дезинфицирующая жидкость.

    3. Оболочки, их строение и функции

    Глазное яблоко является первой важной составной частью зрительного анализатора (рис.2).

    Глазное яблоко имеет не совсем правильную шаровидную форму. Оно состоит из трех оболочек: наружняя (фиброзная) капсула, состоящая из роговицы и склеры; средняя (сосудистая) оболочка; внутренняя (сетчатая оболочка, или сетчатка). Оболочки окружают внутренние полости (камеры), заполненные прозрачной водянистой влагой (внутриглазной жидкостью), и внутренние прозрачные преломляющие среды (хрусталик и стекловидное тело).

    Рис.2. Глазное яблоко: 1 – роговица; 2 – передняя камера глаза; 3 – хрусталик; 4 – склера; 5 – сосудистая оболочка; 6 – сетчатка; 7 – зрительный нерв.

    3.1. Наружняя оболочка

    Это фиброзная капсула, которая обусловливает форму, тургор (тонус) глаза, защищает его содержимое от внешних воздействий и служит местом прикрепления мышц. Она состоит из прозрачной роговицы и непрозрачной склеры.

    Роговица является преломляющей средой при попадании в глаз световых лучей. В ней много нервных окончаний, поэтому попадание даже маленькой соринки на роговицу вызывает боль. Роговица достаточно плотная, но обладает хорошей проницательностью. В норме она не содержит кровеносных сосудов, снаружи она покрыта эпителием.

    Склера – непрозрачная часть фиброзной капсулы глаза, имеющая голубоватый или белый цвет. К ней прикрепляются глазодвигательные мышцы, через нее проходят сосуды и нервы глаза.

    3.2. Средняя (сосудистая) оболочка.

    Сосудистая обеспечивает питание глазу, она состоит из трех отделов: радужки, ресничного (цилиарного) тела и собственно сосудистой оболочки.

    Радужка – самый передний отдел сосудистой оболочки. Она расположена за роговицей так, что между ними остается свободное пространство – передняя камера глаза, заполненная прозрачной водянистой влагой. Через роговицу и эту влагу радужка хорошо видна, ее цвет определяет цвет глаз.

    В центре радужки имеется круглое отверстие – зрачок, размеры которого меняются и регулируют количество света, попадающего внутрь глаза. Если света много, зрачок суживается, если мало – расширяется.

    Ресничное тело – средняя часть сосудистой оболочки, продолжение радужки, Оно имеет непосредственное влияние на хрусталик, благодаря связкам входящим в ее состав. С помощью связок натягивается или расслабляется капсула хрусталика, которая меняет его форму и преломляющую силу. От преломляющей силы хрусталика зависит способность глаза видеть вблизи или вдали. Ресничное тело является как бы железой внутренней секреции, так как в нем происходит выработка из крови прозрачной водянистой влаги, которая поступает внутрь глаза и питает все его внутренние структуры.

    Собственно сосудистая оболочка – это задняя часть средней оболочки, она расположена между склерой и сетчаткой, состоит из сосудов разного диаметра и кровоснабжает сетчатку.

    3.3. Внутренняя оболочка (сетчатка)

    Сетчатка является специализированной мозговой тканью, вынесенной на периферию. С помощью сетчатки осуществляется зрение. Сетчатка является тонкой прозрачной оболочкой, прилегающей к сосудистой оболочке на всем ее протяжении вплоть до зрачка.

    4. Прозрачные внутриглазные среды.

    Эти среды предназначены для пропускания к сетчатке световых лучей и их преломления. Световые лучи, преломившись в роговице , проходят через переднюю камеру, заполненную прозрачной водянистой влагой. Передняя камера расположена между роговицей и радужкой. Место, где роговица переходит в склеру, а радужка в ресничное тело, называется радужно- роговичным углом (угол передней камеры), через который из глаза оттекает водянистая влага (рис.3).

    Рис.3. Радужно-роговичный угол: 1 – конъюктива; 2 – склера; 3 – венозный синус склеры; 4 – роговица; 5 – радужно-роговичный угол; 6 – радужка; 7 – хрусталик; ресничный поясок; 9- ресничное тело; 10 – передняя камера глаза; 11 – задняя камера глаза.

    Следующей преломляющей средой глаза является хрусталик . Это внутриглазная линза, которая может менять свою преломляющую силу в зависимости от натяжения капсулы за счет работы ресничной мышцы. Такое приспособление называется аккомодация. Встречаются нарушения зрения – близорукость и дальнозоркость. Близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которая может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика. Хрусталик не имеет сосудов, нервов. В нем не развиваются воспалительные процессы. В нем много белков, которые иногда могут терять свою прозрачность.

    Стекловидное тело – светопроводящая среда глаза расположенная между хрусталиком и глазным дном. Это вязкий гель, поддерживающий форму глаза.

    5. Восприятие световых раздражителей (световоспринимающая система)

    Свет вызывает раздражение светочувствительных элементов сетчатки. В сетчатке находятся светочувствительные зрительные клетки, которые имеют вид палочек и колбочек. Палочки содержат в себе так называемый зрительный пурпур или родопсин, благодаря которому палочки возбуждаются очень быстро слабым сумеречным светом, но не могут воспринимать цвет.

    В образовании родопсина участвует витамин А, при его недостатке развивается «куриная слепота».

    Колбочки не содержат зрительного пурпура. Поэтому они медленно возбуждаются и только ярким светом. Они способны воспринимать цвет.

    В сетчатке находится три вида колбочек. Одни воспринимают красный цвет, другие – зеленый, третьи – синий, В зависимости от степени возбуждения колбочек и сочетания раздражений воспринимаются различные другие цвета и их оттенки.

    В глазу человека насчитывается около 130 млн. Палочек и 7 млн. колбочек.

    Прямо напротив зрачка в сетчатке находится округлой формы желтое пятно – пятно сетчатки с ямкой в центре, в котором сосредоточено большое количество колбочек. Этот участок сетчатки является областью наилучшего зрительного восприятия и определяет остроту зрения глаз, все остальные участки сетчатки – поле зрения. От светочувствительных элементов глаза (палочек и колбочек) отходят нервные волокна, которые, соединяясь, образуют зрительный нерв.

    Место выхода из сетчатки зрительного нерва называется диском зрительного нерва.

    В области диска зрительного нерва светочувствительных элементов нет. Поэтому это место не дает зрительного ощущения и называется слепым пятном.

    6.Бинокулярное зрение.

    Для получения одного изображения в обоих глазах линии зрения сходятся в одной точке. Поэтому в зависимости от расположения предмета эти линии при взгляде на далекие предметы расходятся, а на близкие - сходятся. Такое приспособление (конвергенция) осуществляется произвольными мышцами глазного яблока (прямыми и косыми). Это приводит к получению единого стереоскопического изображения, к рельефному видению мира. Бинокулярное зрение дает возможность также определять взаимное расположение предметов в пространстве, зрительно судить об их удаленности. При смотрении одним глазом, т.е. при монокулярном зрении, также можно судить об отдаленности предметов, но менее точно, чем при бинокулярном зрении.

    II. Зрительный нерв

    Зрительный нерв - это вторая важная составная часть зрительного анализатора, он является проводником световых раздражений от глаза к зрительному центру и содержит чувствительные волокна. На рис.4 показаны проводящие пути зрительного анализатора. Отойдя от заднего полюса глазного яблока, зрительный нерв выходит из глазницы и, войдя в полость черепа, через зрительный канал, вместе с таким же нервом другой стороны, образует перекрест (хиазма). Между обеими сетчатками имеется связь посредством нервного пучка, идущего через передний угол перекреста.

    После перекреста зрительные нервы продолжаются в зрительных трактах. Зрительный нерв это как бы мозговое вещество, вынесенное на периферию и связанное с ядрами промежуточного мозга, а через них с корой больших полушарий.

    Рис.4. Проводящие пути зрительного анализатора: 1 – поле зрения (носовая и височные половины); 2 – глазное яблоко; 3 – зрительный нерв; 4 – зрительный перекрест; 5 – зрительный тракт; 6 – подкорковый зрительный узел; 7 – зрительная лучистость; 8 – зрительные центры коры; 9 – ресничный угол.

    III. Мозговой центр

    Зрительный центр является третьей важной составной частью зрительного анализатора.

    По И.П.Павлову, центр – это мозговой конец анализатора. Анализатор – это нервный механизм, функция которого состоит в том, чтобы разлагать всю сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы, т.е. производить анализ. С точки зрения И.П.Павлова, мозговой центр, или корковый конец анализатора, имеет не строго очерченные границы, а состоит из ядерной и рассеянной части. «Ядро» представляет подробную и точную проекцию в коре всех элементов периферического рецептора и является необходимым для осуществления высшего анализа и синтеза. «Рассеянные элементы» находятся по периферии ядра и могут быть разбросаны далеко от него. В них осуществляются более простой и элементарный анализ и синтез. При поражении ядерной части рассеянные элементы могут до определенной степени компенсировать выпавшую функцию ядра, что имеет огромное значение для восстановления данной функции у человека.

    В настоящее время вся мозговая кора рассматривается как сплошная воспринимающая поверхность. Кора – это совокупность корковых концов анализаторов. Нервные импульсы из внешней среды организма поступают в корковые концы анализаторов внешнего мира. К анализаторам внешнего мира относится и зрительный анализатор.

    Ядро зрительного анализатора находится в затылочной доле – поля 1, 2 и 3 на рис. 5. На внутренней поверхности затылочной доли в поле 1 заканчивается зрительный путь. Здесь спроецирована сетчатка глаза, причем зрительный анализатор каждого полушария связан с сетчатками обоих глаз. При поражении ядра зрительного анализатора наступает слепота. Выше поля 1 (на рис. 5) расположено поле 2, при поражении которого зрение сохраняется и только теряется зрительная память. Еще выше – поле 3, при поражении которого утрачивается ориентация в непривычной обстановке.

    IV. Гигиена зрения

    Для нормальной работы глаз следует оберегать их от разных механических воздействий, читать в хорошо освещенном помещении, держа книгу на определенном расстоянии (до 33-35 см от глаз). Свет должен падать слева. Нельзя близко наклоняться к книге, так как хрусталик в этом положении долго находится в выпуклом состоянии, что может привести к развитию близорукости. Слишком яркое освещение вредит зрению, разрушает световоспринимающие клетки. Поэтому, например, сталеварам. Сварщикам и лицам других сходных профессий рекомендуется надевать во время работы темные защитные очки.

    Нельзя читать в движущемся транспорте. Из-за неустойчивости положения книги все время меняется фокусное расстояние. Это ведет к изменению кривизны хрусталика, уменьшению его эластичности, в результате чего ослабевает ресничная мышца. Когда мы читаем лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, привычка читать лежа наносит вред зрению.

    Расстройство зрения может возникнуть также из-за недостатка витамина А.

    Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор – прекрасный отдых для глаз.

    Заключение

    Таким образом, зрительный анализатор является сложным и очень важным инструментом в жизнедеятельности человека. Недаром, наука о глазах, называемая офтальмологией, выделилась в самостоятельную дисциплину как из-за важности функций органа зрения, так и из-за особенностей методов его обследования.

    Наши глаза обеспечивают восприятие величины, формы и цвета предметов, их взаимное расположение и расстояние между ними. Информацию о меняющемся внешнем мире человек больше всего получает через зрительный анализатор. Кроме того, глаза еще украшают лицо человека, недаром их называют «зеркалом души».

    Зрительный анализатор является очень значимым для человека, а проблема сохранения хорошего зрения очень актуальна для человека. Всесторонний технический прогресс, всеобщая компьютеризация нашей жизни – это дополнительная и жесткая нагрузка на наши глаза. Поэтому, так важно соблюдать гигиену зрения, которая, в сущности, не так сложна: не читать в некомфортных для глаз условиях, беречь глаза на производстве посредством защитных очков, работать на компьютере с перерывами, не играть в игры, которые могут привести к травматизму глаз и так далее.

    Благодаря зрению, мы воспринимаем мир таким, каким он есть.

    Литература

    1. Большая советская энциклопедия.

    Гл.ред. А.М. Прохоров., Изд.3-е.Издательство «Советская энциклопедия», М., 1970.

    2. Дубовская Л.А.

    Глазные болезни. Изд. «Медицина» , М., 1986г.

    3. Привес М.Г. Лысенков Н.К. Бушкович В.И.

    Анатомия человека. Изд.5-е. Изд. «Медицина», 1985.

    4. Рабкин Е.Б. Соколова Е.Г.

    Цвет вокруг нас. Изд. «Знание», М.1964.

    В глазах прекрасных и больших должно быть счастья отраженье»
    (Г. Александров)
    «Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что
    основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете
    значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть
    истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже
    не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что
    нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно
    говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы,
    встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в
    глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!»
    (К-ф "Мастер и Маргарита‘)
    «А вот по глазам - тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза
    - значительная вещь. Вроде барометра. Все видно - у кого великая
    сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в
    ребра, а кто сам всякого боится»
    (Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце).
    «Глаза – зеркало души»
    (В. Гюго)

    «Прекрасный мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств» (М.А. ОСТРОВСКИЙ)

    «ПРЕКРАСНЫЙ МИР, ПОЛНЫЙ КРАСОК, ЗВУКОВ И ЗАПАХОВ, ДАРЯТ НАМ
    НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ» (М.А. ОСТРОВСКИЙ)

    Ее глаза – как два тумана,
    Полуулыбка, полу плач,
    Ее глаза – как два обмана,
    Покрытых мглою неудач.
    Соединенье двух загадок.
    Полу восторг, полу испуг,
    Безумной нежности припадок,
    Предвосхищенье смертных мук.
    Когда потемки наступают
    И приближается гроза,
    Со дна души моей мерцают
    Ее прекрасные глаза.
    Николай Заболоцкий

    Сколько у человека органов чувств?

    СКОЛЬКО У ЧЕЛОВЕКА ОРГАНОВ ЧУВСТВ?
    - Пять: зрение, обоняние, слух, вкус,
    осязание.
    Оказывается, и шестое чувство тоже имеется
    у нас – чувство равновесия.

    Органы чувств человека.

    ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА.

    Центры мозга, контролирующие работу органов чувств.

    ЦЕНТРЫ МОЗГА, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ РАБОТУ
    ОРГАНОВ ЧУВСТВ.

    Что такое анализаторы?

    ЧТО ТАКОЕ АНАЛИЗАТОРЫ?
    Физический, химический
    процесс
    Раздражители
    Физиологический
    процесс.
    раздражение
    Психический процесс.
    Ощущение
    возбуждение
    Орган
    чувств
    (рецепторы)
    проводящие
    пути
    Центр в коре
    головного
    мозга

    Анализаторы – физиологические системы,
    обеспечивающие восприятие, проведение
    и анализ информации из внутренней и
    внешней среды и формирующие
    специфические ощущения.
    Ощущение - это непосредственное
    отражение свойств предметов и явлений
    внешнего мира и внутренней среды,
    воздействующие на органы чувств.
    Анализатор – это система, состоящая из
    рецепторов.

    Рецепторы – это специализированные
    нервные окончания, преобразующие
    раздражения в нервное возбуждение.
    Информация – это сведения об объектах
    и явлениях окружающей среды.
    Иллюзии – это искаженные, ошибочные
    восприятия.
    Эстезиология - раздел анатомии,
    изучающий строение органов чувств.

    Зрительный анализатор

    ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

    * Глаз – периферическая часть зрительного анализатора.
    * Глаз довольно часто сравнивают с фотоаппаратом, в
    котором имеется кожух (роговица), объектив (хрусталик),
    диафрагма (радужка) и светочувствительная пленка
    (сетчатка). Более уместно было бы сравнить глаз человека
    с аналогом сложнейшего компьютерного кабельного
    устройства, поскольку смотрим мы глазом, а видим
    мозгом.
    * Глаз имеет неправильную шаровидную форму примерно
    2,5 см в диаметре.

    * Два глазных яблока надежно укрыты в глазницах черепа.
    Орган зрения состоит из вспомогательного аппарата глаза,
    который включает веки, конъюнктиву, слезные органы,
    глазодвигательные мышцы и фасции глазницы, и
    оптического аппарата – роговицы, водянистой влаги
    передней и задней камер глаза, хрусталика и стекловидного
    тела.
    * Сетчатка, зрительный нерв и зрительные пути передают
    информацию в головной мозг, где происходит анализ
    полученного изображения.
    * Хрусталик обладает удивительным свойством –
    аккомодацией.
    * Аккомодация – это способность глаза к четкому видению
    разноудаленных предметов за счет изменения кривизны
    хрусталика.

    Внешнее строение органа зрения

    Глаз прикрыт спереди верхним и нижним
    веками. Снаружи веки покрыты кожей, а
    изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой. В
    толще век в верхней части глазницы
    располагаются слезные железы. Жидкость,
    которую они вырабатывают, через слезные
    канальцы и слезный мешок попадает в полость
    носа. Она также увлажняет слизистую оболочку
    глаза, поэтому поверхность глазного яблока
    всегда влажная. Веки свободно скользят по
    слизистой, защищая глаз от неблагоприятных
    факторов окружающей среды.
    Под кожей век расположены мышцы глаза:
    круговая мышца и подниматель верхнего века.
    С помощью этих мышц глазная
    щель открывается и закрывается. По краям
    век растут ресницы, выполняющие защитную
    функцию.
    Глазное яблоко движется с помощью шести
    мышц. Все они работают согласованно, поэтому
    движение глаз – их перемещение и поворот в
    разные стороны – происходит свободно и
    безболезненно.
    ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ
    ОРГАНА ЗРЕНИЯ

    Склера, роговица, радужка

    Внутреннее строение
    органа зрения.
    СКЛЕРА, РОГОВИЦА,
    РАДУЖКА
    Глазное яблоко состоит из трех оболочек: наружной, средней
    и внутренней.
    Наружная оболочка глаза состоит из склеры и роговицы.
    Склера (белок глаза) – прочная наружная капсула глазного
    яблока – выполняет роль кожуха.
    Роговица – наиболее выпуклая часть переднего отдела
    глаза. Это прозрачная, гладкая, блестящая, сферичная,
    чувствительная оболочка. Роговица – это, образно говоря,
    объектив, окно в мир.
    Средняя оболочка глаза состоит из радужки, ресничного
    тела и сосудистой оболочки. Эти три отдела составляют
    сосудистый тракт глаза, который располагается под склерой и
    роговицей.
    Радужка (передний отдел сосудистого тракта) – выполняет
    роль диафрагмы глаза и располагается позади прозрачной
    роговицы. Она представляет собой тонкую пленку,
    окрашенную в определенный цвет (серый, голубой,
    коричневый, зеленый) в зависимости от пигмента
    (меланина), определяющего цвет глаз. У людей, живущих на
    Севере и Юге, как правило, разный цвет глаз. У северян в
    основном глаза голубые, у южан – карие. Это объясняется
    тем, что в процессе эволюции у людей, проживающих в
    Южном полушарии, образуется больше темного пигмента в
    радужке, так как он защищает глаза от неблагоприятного
    действия ультрафиолетовой части спектра солнечного света.

    Зрачок, хрусталик, стекловидное тело

    Внутреннее строение
    органа зрения.
    ЗРАЧОК, ХРУСТАЛИК,
    СТЕКЛОВИДНОЕ ТЕЛО
    В центре радужки имеется черное круглое отверстие –
    зрачок. Через него и оптическую систему глаза проходят
    лучи, достигающие сетчатки.
    Зрачок с помощью мышц регулирует количество
    поступающего света, что способствует ясности
    изображения. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до
    8 мм в зависимости от освещения и состояния
    центральной нервной системы. При ярком свете зрачок
    сужается, а при слабом свете - расширяется.
    По периферии радужка переходит в ресничное тело, в
    толще которого расположена мышца, изменяющая
    кривизну хрусталика и служащая для аккомодации.
    В области зрачка располагается хрусталик, «живая»
    двояковыпуклая линза, также активно участвующая в
    аккомодации глаза.
    Между роговицей и радужкой, радужкой и хрусталиком
    находятся пространства – камеры глаза, заполненные
    прозрачной, светопреломляющей жидкостью –
    водянистой влагой, которая питает роговицу и хрусталик.
    Позади хрусталика располагается прозрачное
    стекловидное тело, относящееся к оптической системе
    глаза и представляющее собой желеобразную массу.

    Сетчатка

    Внутреннее строение
    органа зрения.
    СЕТЧАТКА
    Свет, попадающий в глаза, преломляется и проецируется
    на задней поверхности глаза, которая называется
    сетчаткой. Сетчатка (светочувствительная пленка) – очень
    тонкое, нежное и исключительно сложное по структуре и по
    функциям нервное образование,
    Образно говоря, сетчатка – своеобразное окно в мозг –
    является внутренней оболочкой глазного яблока.
    Сетчатка прозрачна. Она занимает площадь, равную
    примерно 2/3 сосудистой оболочки.
    Слой фоторецепторов, включающий палочки и колбочки,
    самый важный слой клеток сетчатки.
    Сетчатка неоднородна. Ее центральная часть – макула, в
    которой располагаются только колбочки. Макула имеет
    желтый цвет из-за содержания желтого пигмента и поэтому
    называется желтым пятном.
    На периферических частях наиболее часто встречаются
    палочки. Ближе к желтому пятну, кроме палочек, находятся
    колбочки. Чем ближе к желтому пятну, тем больше
    становится колбочек, а в самом желтом пятне имеются
    одни только колбочки.
    В центре поля зрения мы видим с помощью колбочек, этот
    участок сетчатки ответственен за остроту зрения вдаль, а
    на периферии в восприятии света участвуют палочки.
    Сетчатка человека устроена необычным образом – она
    как бы перевернута. Одна из возможных причин этого –
    расположение позади рецепторов слоя клеток,
    содержащих черный пигмент меланин. Меланин
    поглощает свет, идущий через сетчатку, не давая ему
    отражаться обратно и рассеиваться внутри глаза. По сути,
    он играет роль черной краски внутри фотокамеры, которой
    является глаз.

    В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высокочувствительные
    палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и
    менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное
    зрение.
    В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек,
    максимум чувствительности которых приходится на
    красный, зелёный и синий участок спектра, то есть
    соответствует трем «основным» цветам. Они
    обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков.

    ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
    ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ
    ОЩУЩЕНИЙ
    Зрительный анализатор совокупность нервных образований,
    обеспечивающих восприятие
    величины, формы, цвета предметов,
    их взаимного расположения. В
    зрительном анализаторе:
    - периферический отдел составляют
    фоторецепторы (палочки и колбочки);
    - проводниковый отдел - зрительные
    нервы;
    - центральный отдел - зрительная
    кора затылочной доли.
    Зрительный анализатор представлен
    воспринимающим отделом –
    рецепторами сетчатой оболочки
    глаза, зрительными нервами,
    проводящей системой и
    соответствующими участками коры в
    затылочных долях мозга.

    Гигиена зрения.

    ГИГИЕНА
    ЗРЕНИЯ.
    Наши глаза дают уникальную возможность познавать окружающий мир. Но
    уязвимы и нежны, поэтому мы обязаны их беречь. Существуют правила,
    следование которым способствует сохранению здоровья глаз надолго.
    Читать необходимо при достаточном, хорошем освещении. Глаза не должны
    перенапрягаться. Освещение считается хорошим, если:
    - лампа находится сверху и сзади – свет должен падать из-за плеча;
    - когда свет направлен прямо в лицо, читать нельзя;
    - яркость освещения должна быть достаточной, если вокруг полумрак, и буквы
    различаются с трудом – книжку лучше отложить;
    - рабочий стол при дневном свете должен стоять таким образом, чтобы окно было
    слева;
    - настольная лампа в вечернее время должна находиться слева;
    - лампа обязательно должна быть прикрыта абажуром, чтобы свет не попадал
    прямо в глаза.
    Не следует читать в транспорте, когда он движется. Ведь из-за постоянных толчков
    книга приближается, удаляется, отклоняется в сторону. Нашим глазам наверняка
    не по душе такие «тренировки».

    Не держите книгу ближе, чем за 30 см от глаз. Если рассматривать предметы на
    слишком близком расстоянии, глазные мышцы перенапрягаются, быстро вызывая
    утомление.
    Собираясь на пляж либо на прогулку под ярким солнцем, не забудьте надеть
    солнцезащитные очки. Ведь глаза тоже могут получить ожог от солнца. При таком
    ожоге конъюнктива глаза опухает и краснеет, глаза чешутся и болят, зрение
    ухудшается – предметы вокруг кажутся размытыми. Если солнечный свет неяркий,
    очки можно снять.
    Долгий просмотр телевизора или работа за компьютером в течение длительного
    времени также негативно влияют на наши глаза. От телевизора лучше сесть
    подальше, как минимум за два метра. А вот расстояние до монитора должно быть
    не меньше длины вытянутой руки. При работе за компьютером очень полезно
    делать перерывы каждые 40-45 минут и…моргать! Да, именно моргать. Потому что
    это – естественный способ очистить и смазать поверхность глаза.
    Чтобы хорошее зрение не оставляло вас долгие годы, необходимо правильно
    питаться. Особенно полезны для глаз витамины A и D. Витамин A находится в таких
    продуктах, как печень трески, желтки яиц, сливочное масло, сливки. Кроме этого,
    существуют продукты, богатые на провитамин А, из которого в организме человека
    синтезируется собственно сам витамин. Провитамин А есть в моркови, зеленом
    луке, облепихе, сладком перце, шиповнике. Витамин D содержится в свиной и
    говяжьей печени, селедке, сливочном масле.

    Болезни глаз

    БОЛЕЗНИ ГЛАЗ
    Есть такая старая туркменская пословица: “От глазных болезней человек
    не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придет.”
    Беречь глаза нас учат с детства, но в стремительном ритме жизни мы
    забываем о добрых советах родителей, учителей и врачей, и, к сожалению,
    не имеем четкого представления о том, как сохранить свое зрение на
    долгие годы. Это связано с особенностями нашего воспитания, условиями
    жизни, семейными традициями и др.
    Блефарит - воспаление краев век.
    Абсцесс века - гнойное воспаление век.
    Аллергические состояния. При этом отмечается зуд в области глаза,
    отечность мягких тканей, может быть покраснение и слезотечение.

    Болезни глаз

    БОЛЕЗНИ ГЛАЗ
    Катаракта. Это заболевание хрусталика. Оно в основном встречается в
    старческом возрасте и связано с помутнением хрусталика, причиной
    которого является нарушение его строения.
    Цветовая слепота(дальтонизм). При этом заболевании отмечается
    неспособность различать определенные цвета.
    Подергивание века. Это один из видов нервного тика. Он может быть
    связан как со стрессом, недостатком сна и т.д.
    Дальнозоркость или гиперметропия особенно развита у
    пожилых людей. При ней лучи света фокусируются как бы за
    сетчаткой. Окружающие предметы видятся расплывчатыми, не
    контрастными.
    Близорукость или миопия может быть врожденной и
    приобретенной. При ней лучи света фокусируются перед
    сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а
    удаленные предметы видятся нечетко.

    Выполните тест.

    ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.
    1. Соотнесите органы чувств и раздражители, которые они воспринимают:
    Орган чувств
    Раздражитель:
    1. Орган зрения
    А. Красный сигнал светофора.
    2. Орган слуха
    Б. Гладкий шелк
    3. Орган вкуса
    В. Горькое лекарство
    4. Орган обоняния
    Г. Пожарная сирена
    5. Орган осязания
    Д. Аромат духов
    2. Расположите части анализатора по порядку.
    а) ассоциативная зона коры головного мозга,
    б) рецепторы,
    в) проводящие пути
    3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге:
    1) затылочная зона;
    а) Слуховой анализатор:
    2) теменная зона;
    б) Зрительный анализатор;
    в) Вкусовой анализатор
    Проведи самопроверку и оцени свою работу по следующим критериям:
    “3 балла” – выполнил правильно все задания.
    “2 балла” – выполнил правильно 2 задания.
    “1 балл” – выполнил правильно 1 задания

    Выполните тест.

    ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.
    1.Что из ниже перечисленного входит в состав глазного яблока?
    А) Наружная прямая мышца глазного яблока
    Б) Ресничная мышца
    В) верхнее и нижнее веко.
    2. За что отвечают колбочковидные клетки сетчатки?
    А) Сумеречное и дневное зрение
    Б) Сумеречное и цветное зрение
    В) Дневное и цветное зрение
    3. Что такое миопия?
    А) Близорукость;
    Б) Дальнозоркость;
    В) Астигматизм
    4. «Слепое пятно» – это:
    А) место, где сосредоточены колбочки;
    Б) внутреннее пространство глазного яблока;
    В) место, откуда выходит зрительный нерв.
    5. При чтении книги в вечернее время свет должен:
    А) быть направлен прямо в лицо;
    Б) падать слева;
    В) вообще не нужен.

    Кроссворд

    КРОССВОРД
    1. Небольшое отверстие в центре радужной оболочки, которое
    рефлекторно с помощью мышц может расширяться или сужаться,
    пропуская в глаз необходимое количество света.
    2. Двояковыпуклое прозрачное образование, расположенное за
    зрачком.
    3. Выпукло-вогнутая линза, через которую свет проникает внутрь
    глаза
    4. Внутренняя оболочка глаза.
    5. Отростки нервных клеток или специализированные нервные
    клетки, реагирующие на определенные раздражители.
    6. Рецепторы сумеречного света.
    7. Нарушение зрения, при котором хрусталик теряет эластичность
    и близко расположенные предметы расплываются.
    8. Углубление в черепе.
    9. Вспомогательный аппарат, защищающий глаз от пыли.
    10. Орган зрения.
    11. Прозрачное и бесцветное тело, заполняемое внутренность
    глаза.
    12. Средняя часть сосудистой оболочки, в которой содержится
    пигмент, определяющий цвет глаз.
    13. Место выхода зрительного нерва, где нет рецепторов.
    14. Один из вспомогательного аппарата.
    15. Наружная оболочка.
    16. Белковая оболочка.
    17. Нарушение зрения, когда изображение предмета
    фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как
    расплывчатое.
    18. Рецепторы способные реагировать на цвета.
    19. Защитные образования от стекающего со лба пота.
    20. Сложная система, обеспечивающая анализ раздражения и
    контролирующая двигательную и трудовую деятельность
    человека.

    Используемые ресурсы.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ.
    Eyesurgery.surgery.su/eyediseases/
    cureplant.ru/index.php/bolezni-glaz
    travinko.ru/stati/bolezni-glaz
    le-cristal.ru/gigiena-zreniya/
    Loading...Loading...