Национальная одежда крымских татар кухня. Республиканская крымскотатарская библиотека им. И. Гаспринского. Крымские фестивали и праздники

1. Мужской крымскотатарский костюм «левантийское платье» был представлен такими деталями: белая полотняная рубаха с длинными широкими, обычно закатанными до локтя рукавами, широкими шароварами, суконным жилетом (чаще красного цвета, расшитым золотом и застегивающимся на густо посаженный ряд пуговиц). Поверх набрасывался кафтан из полосатой шелковой ткани, со вставками по бокам. Талию перепоясывали широкими къушаками.

Художник Е.М. Корнеев. Крымские татары. 1802 г.

2. У женщин этот тип платья представляли такие детали: белая полотняная рубаха с длинными широкими рукавами. Знать шила ее из шелка-сырца. Длинные широкие с глубокими складками шаровары закрывали щиколотку, низ шаровар шили из крашеного полотна. Длинное распашное платье обычно шилось из полосатой шелковой ткани. Платье обтягивало торс и имело выступающие бока.

3. На платье крымские татарки надевали расшитый золотом обтягивающий грудь жилет. Он имел круглый вырез у горловины и застегивался на ряд частых пуговиц. Талию охватывал серебряный филигранный пояс.

4. Женщины по-разному обвязывали голову различного рода платками, а девушки носили шапочки круглой формы с кистью. Молодые женщины из привилегированных слоев населения – чалму. Голову и торс закрывало длинное покрывало «чаршаф». При выходе на улицу лицо закрывали сеткой, сплетенной из конского волоса, с отверстием для глаз. Сверху знатные дамы набрасывали накидку из шелка, а простые горожане – из шерстяной или хлопчатобумажной ткани.

Художник Раффе. Крымскотатарские женщины из деревни Байдары. 1837 г.

5. В начале XIX в. верхние штаны мужчин в горно-прибрежном Крыму называли «штан» (в районе Ялты-Алупки – «ич-топ»). Такие штаны были широкими в бедрах, сужались в щиколотке. Имели низкую мотню. У знати шились более узкими и из легких тканей, с обязательным присутствием красного цвета.

6. В качестве верхней одежды все слои населения набрасывали широкий длинный плащ с капюшоном. На голову, под колпак, надевали белую расшитую и украшенную кружевом тюбетейку, сшитую по форме головы. Вокруг колпака свивали полотно, образуя тюрбан. Форма тюрбана зависела от социального статуса его носителя.

7. Ранний и самый распространенный вариант крымскотатарского пояса – «къушак» – шили из длинного полотнища тонкой шерстяной или шелковой ткани, часто с узором из поперечных полос (обычно красного цвета).

8. Крымскотатарский пояс должен был трижды обхватывать талию, отчего и зависела его длина.

9. Крымскотатарская знать носила пояса из дорогих турецких шалей с бахромой.

10. Зимой в горных районах крымские татары носили прямые, короткие (длиной до бедер) меховые куртки «къыскъа-ени-курт» с короткими или длинными расширявшимися к пройме рукавами и воротником-стойкой. Чаще они застегивались на пуговицы посредством воздушных петель.

Куртка женская «Хырха». Крым, г. Кезлев. Начало XX в.

11. В холод надевали тулуп из овчины длиной до пят, шитый мехом внутрь.

12. Крымскотатарские головные уборы бывали нижние и верхние, домашние и уличные.

13. Нижние шапочки-тюбетейки «такъие» были известны в Крыму с начала XIX в. и сохранились до начала XX в. Их шили из легких тканей по форме головы и часто расшивали узором, а иногда вдоль нижнего края околыша пришивалась еще и тесьма.

14. До середины XIX в. на «такъие» навивалась чалма, а позднее стали надевать феску.

15. Шапочки, кроме основы для уличного убора, выполняли и роль самостоятельного, домашнего головного убора, никогда не снимавшегося с головы.

16. С начала XIX в. и до 1930-х годов среди всех слоев населения стали распространяться каракулевые шапки, называвшиеся «къалпакъ», или «боркъ».

17. Мужские фески имели жесткую форму в виде усеченного конуса, шились из сукна, чаще бордового, реже черного цвета. Из центра донышка выпускалась длинная шелковая кисть черного или синего цвета.

18. Крымские татары имели несколько вариантов обуви, разделявшейся на домашнюю и уличную. Вся обувь надевалась на высокие вязаные носки «чорап».

Сапожки женские «Мес»

19. Домашней, а иногда и уличной обувью, как и в Турции, служили шлепанцы «папуч», известные еще в конце XVIII в. Они часто выкраивались с язычком у подъема, имели в меру тупой носок и толстую ровную подошву. У богатых крымских татар «папуч» были красного, а у менее состоятельных – желтого цвета.

20. Туфли «емени» (йеменские), пришедшие из Турции, с начала XIX в. имели толстую подошву без каблуков, острый, загнутый вверх носок – «птичий клюв», у подъема выкраивался язычок.

21. У крымских татар степной зоны Крыма роль пояса до начала XX в. выполняли как разноцветные платки, так и пришедшие сюда к концу XIX в. варианты горно-прибрежных поясов, не получившие здесь большого распространения.

22. Степняки издавна ходили дома в стеганых ватных сапогах.

23. Штанины крымских татарок должны были обязательно прикрывать щиколотку.

24. Передники «оглюк» были длиной выше колен. В начале XIX в. передник представлял обязательную деталь женского платья, его шили иногда из той же ткани, что и само платье, или из дорогого, украшенного шитьем материала.

25. «Фередже-марама» (тур.– накидка-шарф) – это местное крымское название покрывала женщины-мусульманки. Оно было обычно белого цвета, больших размеров, набрасывалось поверх нижних уборов и драпировалось так, что закрывало волосы, лоб и скрывало линии тела. Нижнюю часть лица до уровня глаз закрывал тонкий платок, завязывавшийся на затылке.

5. Обшлаг женского платья. Крым, р-н Бахчисарая. Конец XIX — начало XX в.
6. Девичий шарф. Крым, р-н Бахчисарая. Вторая половина XIX в.
7. Шапочка женская. Крым, г. Бахчисарай. Конец XIX в.
8. Платок жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Начало XX в.
9. Свадебный пояс жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Вторая половина XIX в.
10. Подвязки жениха. Крым, р-н Бахчисарая. Конец XIX в.

По материалам исследования Лидии Рославцевой

Как известно, в одежде проявляется многовековой опыт народа, его хозяйственно-культурный уровень и уклад жизни, его эстетические понятия и навыки приспособления к условиям физико-географической среды обитания. Одежда крымских татар изготовлялась из шерсти, кожи, домотканных и привозных тканей.

Женская одежда. Крымские татарки с особенным вниманием заботились об украшении головы. Разделив волосы на две ровные половины, они сплетали их в тонкие косички, которые отбрасывали на спину. Для предохранения от завистливого и дурного глаза (назар) к концам кос прикрепляли красиво отделанный прямоугольный талисман со священной молитвой (сач дувасы). На голову одевали бархатную, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитую золотом или серебром, иногда украшенную мелкими монетами и покрытую круглой с узорами пластиной золотого цвета (фес къалпагьы). Сверх фески набрасывается белого цвета тонкий длинный шарф (баш марама) из самотканной кисеи с вышивкой по краям, покрывающей заднюю половину головы и шеи. Женские головные уборы отличаются разнообразием. Кроме фески и марамы были распространены большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Это были широкие и длинные, ниже колен, хлопчатобумажные или холщовые рубашки (кетен-кольмек), длинные платья (антер) с широкими рукавами, цветные шаровары (шалвар или думан, дон), доходящие до ступни и завязываемые вокруг щиколотки на шнурок. Верхнюю одежду крымской татарки составляет кафтан (къафтан или зыбын), плотно обтягивающий весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего розового иди малинового цвета, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Кафтан этот с разрезом во всю длину спереди имеет узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, шьется постоянно на вате, для того, чтобы придавать стану полноту. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда на пояс подвязывают шерстяной вязаный платок (бель явлукъ), таким образом, что позади образуется треугольник, доходящий чуть ли не до ног. Сверх кафтана надевают короткую шубу (джуббе), преимущественно из красной или зеленой материи, обитую по краям мехом и широкими позументами по всем швам. При выходе из дома кроме описанного костюма надевается накидка розового или зеленого цвета (фередже). Повседневной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

Обувь крымской татарки представляет несколько различных фасонов, имеющих различное назначение, смотря по погоде: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - для лета. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто подобное калошам, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). В торжественных случаях одевали шитые золотом красивые туфли (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. Для дождливой погоды имелись ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с цветным узором (сырлы чорап).

Мужская одежда. Голову крымские татары покрывают низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом носят тюбетейку (такъие) или феску (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и подпоясывалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сделанную из бархата, иногда шитую золотом. На эту безрукавку надевается другая куртка с рукавами короткими или длинными (камзол), сверх всего надевается длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовляются из домашнего полотна (кетен). Вся остальная одежда шьется, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широкое распространение получили также такие разновидности и элементы одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). На ногах мужчины также носили сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). У пастухов (чобан) были распространены куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

Многие путешественники, в том числе и известный исследователь Крыма Е. Марков, в своих "Очерках Крыма" отмечает, что у крымских татар каждый ребенок имел свою одежду. "Самая крошечная двухлетняя девочка, возившаяся в пыли, одета почти также; у каждой - свой бешметик по мерке - это добрый обычай, не часто встречается в семье русского простолюдина; он свидетельствует об инстинктивном признании человеческого достоинства, человеческих прав даже в ребенке. Этот обычай мне особенно кидался в глаза по противоположности с нашим русским, в германской и швейцарской деревне. Там вы не встретите крошечного мальчишку, завернутого в отцовский тулуп или в дедовской шапке, нахлобученной на нос, босого и в одной рубашке".

Путешественники, описывавшие одежду крымских дворян (мурз), отмечают, что они одевались великолепно, с роскошью. "Платье их было из тонкого сукна, весьма чистое и подбитая долгая епанча опоясана длинным шелковым поясом. Сие одеяние, похожее более на платье польское, нравилось мне лучше турецкого; ибо оно придает приятность стану и сидит весьма хорошо", пишет Клееман в своем "Путешествии:".

Очень интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. Качество ткани, из которой они шились - тонкой и легкой, украшенной узором из узких, часто однотонных полос, по выражению путешественников, "доходило до совершенства". К сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.

Украшения. Крымские татарки были большими охотницами до колец (юзюк) и браслетов (билезлик) и носили, в особенности первые, в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Кольца эти большей частью золотые, а браслеты серебряные, ниткообразные, или из стекляруса. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшают также фески. Женщины обыкновенно красят волосы в бурый или ярко-рыжий цвет, для чего служит добываемая из растения краска (хна); такой же окраске подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах.На ремешке через плечо крымские татарки носят сумочку с молитвой из Корана (дува), которая делается из серебра или сафьяна.

Предметы ювелирного искусства, будучи очень близкими по технике производства и внешнему виду турецким образцам, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Характер декора каждой детали был настолько изыскан и богат, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не требовали дополнения в виде драгоценных и поделочных камней.

Крымскотатарская вышивка имеет за собой большие и длительные традиции. Прекрасная разнообразная природа Крыма оказала большое влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были прекрасные вышивальщицы, владевшие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий экспонировались на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

В настоящее время традиционная одежда крымских татар практически не употребляется. Изредка лишь на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.

Праздничный костюм Крымской татарки

Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Кукла ВЫШЛА.

Куклы в народных костюмах 63, костюм Крымской татарки



Почти как на куколке

Более качественная фотка.


Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Верхняя часть костюма.


Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Нижняя часть костюма.


Куклы в народных костюмах №63 - Праздничный костюм Крымской татарки. Анонс куклы.

Фото куклы airamerica с форума... Красивая!!

Крымчанка мне понравилась больше чем в анонсе. Достоинства: косы, серебряная отделка, обужка, кисточка на феске, шикарная фата (до этого такой не было). Недостатки: отсутствие шальваров, необработанный край горловины - это мы с огромным удовольствием доделаем! ДеА, Спасибо за куклу!

И еще: лишнего клея нет вообще!

Пока без доделок.


Крымские татарки носили разные виды платков и шарфов, прикрывавших голову. Они различались в зависимости от социального статуса и возраста владелиц.


Нарукавники из бархата, расшитого растительным орнаментом. У куклы это просто принт по краю рукавов. Атласные или шелковые платья шили с узким лифом и расширенной к низу юбкой. Под платье надевали длинную нижнюю рубашку.


Косы под покрывалом куклы.

Украшением женского наряда был пояс, сплетенный из серебряных нитей, с круглыми пряжками. Куклы в народных костюмах №63. Праздничный костюм Крымской татарки.


Исторически Крым многонационален. Многие века его выгодное географическое положение и благоприятный климат привлекали разные племена, потомки которых по сей день живут в соседстве друг с другом.


Разделение на субэтнические группы было особенно заметно до депортации крымских татар в 1944 году.


Одна из важных страниц истории крымских татар - период существования их национального государства - Крымского ханства.


Женские головные уборы крымских татарок отличались разнообразием и так же, как и одежда, многослойностью. Волосы покрывали тремя платками.


В крымско-татарских семьях детей до четырех лет одевали только в рубашечки и курточки. Мальчики и девочки старше этого возраста носили одежду, которую шили по подобию взэослой.


В соответствии с традициями ислама женщины в крымско-татарских семьях вели замкнутый образ жизни. Большую часть времени они проводили дома, занимаясь детьми и хозяйством. Их одежда разделялась не на праздничную и будничную, а на домашнюю и уличную.


Для пошива одежды крымские татары использовали в основном домотканое полотно собственного изготовления.


Ребёнок, играя, растёт.


Игры у крымских татар.


По матери выбирай невесту, по основе - полотно.


Рецепт чебуреков.


Куклы в народных костюмах №64 . Немецкий костюм переселенцев Поволжья. Анонс куклы.

Вот и я купила...


Наконец то руки дошли до татарочки.

  • Куклы в народных костюмах, спецвыпуск №6
  • Куклы в народных костюмах №80. Некрасовская казачка
  • Куклы в народных костюмах №83. Нагайбаки
  • Куклы в народных костюмах 46
  • Куклы в народных костюмах №97. Уральская казачка
  • Куклы в народных костюмах №62. Польский костюм
  • Куклы в народных костюмах №61
  • Куклы в народных костюмах 64. Немка Поволжья
  • Куклы в народных костюмах 65. Удмуртский костюм
  • Куклы в народных костюмах 66. Витебская губерния
  • Куклы в народных костюмах №67. Цыганский костюм
  • Куклы в народных костюмах 68. Ненецкий костюм
  • Куклы в народных костюмах, систематика
  • По странам: Куклы в народных костюмах и в костюмах народов мира
  • Куклы в народных костюмах №69
  • Куклы в народных костюмах 70. Сербский костюм

    Makosh, а кафтан - это то, что сверху: красивое, расписное?:)) Тогда: под кафтаном платье без рукавов (вполне себе полноценное), кафтан отрезной по линии талии, распашной, пояс сверху на клее. Шальвары шила из чье-то юбки, уже не помню чьей.
    Девочки, спасибо за позитивные оценки!:))

  • Куклы в народных костюмах №63. Праздничный костюм Крымской татарки. Фото куклы.

  • Простенькая вроде куколка, но понравилась очень! Удачная попалась, без брака. Картинки добавила в статью.

    Админ, красива куколка! Я что это такое зеленое позади? - очень интересно)

    Очаровательный домик)

Къырым Джумхуриет муэссисеси

«И. Гаспринский адына къырыматар китапханеси»

Информацион-библиографик болюги

Акъмесджит

Къырымтатар халкънынъ къуюмджылыкъ, чёльмекчилик ве нагъышлав киби амелий санат саалары миллий чизгилерини зияде айдынлаталар.

Лякин эсас миллий чизгини косьтерген-урбадыр. Миллий урба, айры санат эсери олып, умумен халкънынъ яшайыш тарзыны, анъанени, динини ачыкътан-ачыкъ тасвир эте. Ондан да гъайры, кийми эр бир инсаннынъ озюне хас олгъан хусусиетлерини, тыш къыяфетини, онынъ менлигини, атта баланынъ акъ-укъукъыны бильдире.

Къырымтатар миллий урба акъкъында ве дигер меракълы малюматларны тевсие этильген эдебиятында тапа билесинъиз. Сизинъ дикъкъатынъызгъа тевсие этильген эдебиятында архивли ве ренкли фотосуретлер такъдим этиле.

Костюм как произведение искусства всегда отражал определенный этап развития народной культуры.

О значении костюма, о манере ношения одежды, о влиянии национального костюма на эстетическое воспитание людей, а также о значении орнамента в традиционном костюме крымских татар — об этих и других не менее интересных сведениях вы можете узнать в предлагаемом рекомендательном списке литературы.

Также вашему вниманию предлагаются фотографии костюмов крымских татар, которые раскрывают их внутреннее богатство и индивидуальные достоинства.

Азырлагъан Г. Тохтарова

В национальном костюме – образ народа

Без возрождения традиционной культуры невозможно возрождение народа. Мы – свидетели многочисленных интересных вернисажей крымскотатарских художников, презентаций книг, концертных программ и театральных спектаклей. В прошлом году музеем крымскотатарского изобразительного искусства была организована выставка и семинар под девизом «Крымскотатарская жилая архитектура вчера, сегодня, завтра». В середине апреля в Республиканском краеведческом музее с этнографическим и Музеем крымскотатарского изобразительного искусства открыта выставка «Традиционная одежда крымских татар. Прошлое и настоящее». Эта коллекция из фондов музеев Бахчисарая, Евпатории, Симферополя, Ялты, современные работы художников-модельеров и ювелиров. Цель выставки – показать настоящий крымскотатарский традиционный костюм и его связь с современностью.

В первую очередь выставка имеет познавательное значение. Она предназначается для тех, кто занимается этнографией, историей, изучает крымскотатарское искусство, орнамент и большое значение должна иметь для руководителей профессиональных и самодеятельных ансамблей, художников-модельеров, дизайнеров.

Тема эта сегодня очень актуальна, поэтому в середине мая в продолжение этого разговора в краеведческом музее будет проведен семинар для руководителей ансамблей, художников и этнографов.

Один из известных художников, ныне покойный, Сеитхалиль Османов, будучи еще в Средней Азии, в Таджикистане, говорил: «Вот увидишь, когда мы вернемся в Крым через 6-7 лет, весь Крым будет петь и танцевать, у нашего народа большая тяга к искусству». Я невольно вспоминала эти слова последние полтора года, когда руководители ансамблей подходили, приезжали с разных концов Крыма с просьбой помочь с эскизами костюмов для своих коллективов. Несмотря на очень тяжелое экономическое положение, сегодня в Крыму более 70 ансамблей, которые хотят быть одетыми в крымскотатарский стилизованный для сцены костюм.

К сожалению, большое количество фольклорных ансамблей на сегодняшний день одеты в костюмы, в облик которых привнесено очень много узбекских, таджикских и других элементов, не характерных для традиционного крымскотатарского костюма.

Крымскотатарский костюм складывался веками, видоизме¬нялся под влиянием природных условий, уклада жизни и быта. Он гармонирует с характером людей, окружающей природой, средой.

Основная наша задача - вос¬создание в будущем этой гармонии. По свидетельству иссле¬дователей крымскотатарского народного творчества, этногра¬фов, путешественников, отли¬чительными характерными чер¬тами крымскотатарского искусства XVII-XVIII веков были сдержанность, мягкость, стрем¬ление к гармонии, поэтическая протленность. Представленные на нашей выставке традицион¬ные костюмы и аксессуары к ним отличаются особым благо¬родством и несут в себе все ха¬рактерные черты народного искусства.

Зрителю предоставляется воз¬можность сравнить традицион¬ный костюм и современные модели фольклорного стиля Абселяма Селяметова, Эльвиры Софу, Айше Османовой, а также сценический костюм Шевкета Сейдаметова с национальными элементами и увидеть ювелир¬ные украшения и изделия Иззета и Энвера Аблаевых, традиционную вышивку нашей совре¬менницы Заремы Ибраимовой, а также образны головных шар¬фов (марама, фырланта, фесы) малого предприятия «Макьсад». Организаторы выставки дают возможность и самим художни¬кам, и зрителю, сопоставив экс¬понаты прошлого и настоящего, сделать вывод, насколько сохра¬няются и развиваются национальные традиции.

Помимо познавательного ин¬тереса выставка имеет чисто ху¬дожественный интерес.

На ней представлены аксессу¬ары крымскотатарского костюма - женские и мужские пояса (йипишли къушакъ), женские и детские жилеты (тончукъ), голо¬вные уборы (фесы, марама, шербенти, фырланта). Особо хо¬телось бы отметить крымскота¬тарскую вышивку - развитое направление народного декора¬тивно-прикладного искусства.

Не случайно, видимо, то, что в 1925 году образцы, крымскота¬тарской художественной вы¬шивки в Париже на междуна¬родной выставке декоративно-прикладного искусства были удостоены бронзовой медали. Еще в 20-е годы нашего века в городах Бахчисарае, Белогорске, (Къарасувбазаре) и др. городах Крыма существовали мастер¬ские, где и женщины, и мужчи¬ны создавали удивительные по своей красоте, богатству рисун¬ка, нежнейшей гамме расцветки изделия художественной вы¬шивки. И мы будем только рады, если представленные изделия вызовут желание у профес¬сиональных художников использовать эти мотивы в своем творчестве, а посетители по¬лучат просто эстетическое удо¬вольствие.

Одежда человека - это не оболочка, внешний признак или случайное добавление: она в го¬раздо большей степени, чем дом или квартира представляет со¬бой суть, образ нации.

На этой выставке наиболее интересны женские, детские ко¬стюмы, в которых отразились представления крымскотатар¬ского народа о красоте. Что же характерно для крымскотатар¬ского костюма второй половины XIX - начала XX века? Силуэт мужской и женской одежды подчеркивает стройность и изя¬щество фигуры. Праздничная одежда богато украшена золо¬тым шитьем, тесьмой. Яркая де¬таль костюма - пояс (йипишли къушакъ) из ткани щерт, отде¬ланный серебряными пряжками (къушакъ баши и сулюк).

Такой пояс был большой цен¬ностью и передавался из поко¬ления в поколение. Жилеты (сыралгъан тончукъ) были вы¬шиты традиционным крымско¬татарским орнаментом и были обязательным элементом кос¬тюма.

Необходимо заметить, что ак¬центы, в целом, в нарядах крым¬ских татар делались на верхней части одежды. На голову одева¬ли шапку (къалпакъ или фес) обязательным элементом был пояс, в основном из серебра, очень выразительный, пышный, выполненный в технике филиграни, на рукавах вышиты ромбовидные накладные манжеты (ен къапакъ). В нижней части одежды не характерны были ка¬кие-то яркие, броские детали.

В праздничных нарядах пред¬почтение отдавалось тканям бордового, зеленого и фиолето¬вого цветов.

Думается, что наши современ¬ные художники-модельеры, ди¬зайнеры, художники сцениче¬ского костюма, люди, имеющие отношение к деталям костюма - ювелиры, вышивальщицы и т.д. разовьют лучшие традиции национальной культуры.

Надеемся, что, посетив нашу выставку, зрители смогут не только полюбоваться красотой, богатством и разнообразием ко¬стюма крымских татар, но и оз¬накомиться с особенностями его культуры и быта. Все это будет способствовать лучшему взаимопониманию между людьми разных национальностей, кото¬рое так необходимо в наше время.

ЭльмираЧЕРКЕЗОВА ,

искусствовед, музей

крымскотатарского

изобразительного искусства.

Татарочка

Там, за містом, понад шляхом битим,

По горячім каменистім полі

Йде дівча татарськеє вродливе,

Молоденьке, ще гуля по волі.

На чорнявій сміливій голівці

Червоніє шапочка маленька,

Вид смуглявий ледве прикриває

Шовком шитая чадра біленька.

То закриє личко, то відкриє,-

А очиці, наче блискавиці

Так і грають з-попід брівок темних!

Що за погляд в цеї чарівниці!

Л. Українка.

Женская одежда состояла из широкой и длинной рубашки «кетен кольмек» из тонкой домотканой хлопчатобумажной ткани, с прямым коротким разрезом на груди и одной пуговицей на шее. Под рубашку надеваются широкие шаровары «думан» или «дон». Поверх рубашки надевают короткий до колен кафтан «зыбын» с короткими рукавами и вырезом на груди «конус».

По праздникам талию опоясывают нарядными поясами «къолан» или «къапакълы къушакъ». На ноги надевают шерстяные чулки «сарылы чорап», поверх которых надевают мягкие сафьяновые туфли «терлик» с загнутыми кверху остроконечными носками. Голову завязывали цветным узорчатым платком «баш явлукъ». Сверху вне дома набрасывали длинное белое прямоугольное покрывало «баш марама». Через плечо и на волосах носили «дуа» и «сач дуа»-амулеты.»

//Очерки истории и культуры крымских татар.- 2005.

«Красная, кругленькая шапочка с золотом («фес») на голове у всякой молоденькой девушки. Бешмет с открытой грудью, узкий в плечах, с непомерно длинными и узкими рукавами, всегда цветной…; у пояса он обвязан еще одним или двумя цветными платками наподобие юбки и из-под платков этих видны только нижние складки очень широких и тоже цветных шаровар.

Самая крошечная, двухлетняя девчонка имеет свою крошечную шапочку, свой бешметик по мерке — это добрый обычай».

//Марков Ев . Очерки Крыма.- Симферополь, 1995.

По крымскотатарскому обычаю, шаровары «туман», «штан» должны были прикрывать щиколотки, манжеты рукавов «къапакъ»- запястья рук, а под глубокое декольте платья надевался нагрудник «кокюслик». Женщина непременно должна была быть в головном уборе: шарфы «марама» и «шербенти», узорчатые платки «баш- явлукъ», покрывала «фередже марама» и «дастар», шапочки «фес». Предстать перед посторонним простоволосой считалось неприличным.

«Къушакъ-эни 4 сантиметр олгъан алтын тюслю парча басмадан азырлангъан, онъа декоратив токъа (пряжка) тикильген, чевреси ферахларнен безетильген. Къушакъ башы бир-бирине махсус ильмекнен кечирильген эки фигуралы къысымдан ибарет. Онынъ устюндеки орьнеклер къыйметли тель парчаларынен япылгъан олып, япракъ ве гуль шекеллери бир-бирине гъает усталыкънен уйгъунлаштырылгъан. Къылыч шекилинде кучюк зынджырлы тюревич (булавка) къушакъ башына къошумджа декоратив гузеллик бере. Къушакънынъ умумий узунлыгъы 75 сантиметр.»

Отличительной особенностью крымскотатарского костюма каждого района было расположение узора по осям. Так, узор, построенный по горизонтали, говорит о принадлежности вещи к степному району, а диагональная композиция с различными растительными мотивами – к предгорному и степному районам Крыма. Для горных районов характерна организация узоров по вертикали.

«…Шея и грудь были совершенно закрыты в несколько рядов золотыми монетами, здесь же была девочка, у которой на груди была широкая жемчужная решетка.»

(Из воспоминания путешественницы О. Шишкиной 1845 г.)

Праздничные наряды крымских татарок вышивались золотыми нитями, тесьмой желтого цвета. Цвета красный, желтый, голубой выполняли защитную функцию. Невеста всегда была в платье красного цвета.

«Национальная одежда крымских татар была не только комфортна, но и наделена обереговой силой. По одежде можно судить о возрасте и социальном статусе ее владельца.

Общий комплекс костюма у мужчин был представлен нательной одеждой-рубахой «кольмек» и широкими штанами «токума штан». Поверх нательной рубахи надевали «камзол» -куртку в обтяжку с короткими или длинными рукавами и пуговицами в прямом разрезе на груди. Зимняя одежда состояла из короткого «кыска тончык» или длинного «узун тон» — тулупа из овчины».

“Халкъ арасында чокъ меракълы ве чешит-тюрлю бет сымалары корюне. Де сарыкъ, эки куртка устюнден узун джуббе кийген, юксек бойлу молла, де безетильген къушакъларнен багълангъан, чокъ челиктен ясалгъан зынджырчыкъларнен яраштырылгъан кок тюслю курткалар кийген, бираз къыркъылгъан къап-къара мыйыкълы форсалы яш алыш-веришчилер кечелер.”

«Молодые люди носят поверх рубашки узкую куртку, у которой рукава состоят из небольшой обшивки или доходят до логтей, и в последнем случае они застегиваются пуговицами и петлями, сделанными из шнурка. С того момента, где застегивается воротник, и до самого живота идет ряд пуговиц. Очень широкие шаровары надеваются сверх куртки и застегиваются крючками, а на верху застегиваются так, что образуют большие складки ».

«Мужчины в качестве головных уборов носили каракулевые шапки «халпах», в теплое время года-тюбетейки «тахья». Из украшений мужчины носили только кольца «юзюк».

// IV Таврические научные чтения.– Симферополь, 2004. — С. 96-97.

Библиография

Абдуллаев, И. Знай: чудо красоты твоей — души моей владыка: [О женщинах далекого прошлого. курс в историю.] // Голос Крыма. — 2003. — 7 марта.- с.7.

Абдуллаева, А. Открываем сундуки — достаем обновки: [О национальной одежде крымских татар] // Авдет. — 2005. — 5 нояб. — С. 8.

Абкадыров, Р. Национальная одежда (XIX — первая половина ХХ в.) // Очерки истории и культуры крымских татар. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2005. — С. 148-150. : фото.

Аблямитова, Л. Х. Прошлое и настоящее традиционного крымскотатарского костюма.// Ученые записки КГИПУ. — Симферополь: Доля, 2002. – Вып. 3. — С. 157-160.

Аблямитова, Л. Х. Орнаментальные мотивы в традиционном костюме крымских татар// Ученые записки КГИПУ. — Симферополь: Доля, 2003. – Вып. 4. — С. 163-166.

Аблямитова, Л.Х. Отражение идеала женской красоты в традиционном крымскотатарском костюме // Ученые записки КГИПУ. — Симферополь, 2004. — Вып. 5. — С. 173-177.

Акчурина-Муфтиева, Н. М . Удивительный орнамент марама // Авдет. — 2007. — 5 февр. — С. 4-5. :цв.ил.

Бекиров, Ф. Чобанлар эвеллери бойле кийине эдилер: Миллий оюнларымыз, йырларымыз — буюк хазине // Къырым. — 2006. – Апр. 26. — С. 4. : фото.

Желтухина, О. Исчезающее искусство филиграни: ювелирные украшения крымских татар: изготовление, ношение, функциональное значение // Qasevet. — 2000. — №1(27). — С. 10-14.

Крымскотатарский костюм 19 в.: мужской и женский (фото Е.Лиговской) // Крымские известия. — 2004. — 2 марта. — С. 6.

Крымскотатарский национальный костюм: Фото // Очерки истории и культуры крымских татар. — Симферополь: Крымучпедгиз, 2005: фото цв.

Къырым къызлары. 1920 сс.: [Миллий урбалар кийген къызларнынъ фотосы] // Turk Dunyasi Tarih. — 2008. — №255. — С. 25.

Люманова, М . Встречают все же по одежке…: [О костюме крымских татар] // Голос Крыма. — 2002. — 21 июня.- с.10.

Максимова, Т. А. Традиционная одежда крымских татар // IV Таврические научные чтения: г. Симферополь, 23 мая 2003 г. Сборник материалов. — Симферополь: [б. и.], 2004. С .96-97.

Марков, Е. Л. Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. — Симферополь: Таврия, 1995. — 543 с. : ил., портр.

Монастырлы, Х. А. Одежда крымских татар // Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Ч I. — Симферополь: Таврия-Плюс, 2004. — С. 593.

Не потерять себя, сохранив самобытность…:[О внешнем виде, сценических костюмах, национальной одежде крымских татар беседуют искусствовед Э. Черкезова и художник-модельер М.

Османова, З. Магическая функция крымскотатарских ювелирных украшений: [къушакъ, дувалыкъ, зулюфчик, къасиде, сач-къасиде, назар-боюнджакъ]// Авдет. — 2008. — 24 марта. — С. 10-11. : фото.

Петренко, Л. Удивительный богатый наряд (о марама- головном покрывале крымскотатарских женщин) // Qasevet. — 2002. — №1(29). — С. 30-32.

Рославцева, Л. И. Одежда крымских татар конца XVIII-XX: историко-этнографическое исследование.- М.: Наука, 2000.- 104 с.

Сеитбекиров, А. Осовременить национальную одежду значит оживить культуру тысячелетий!: [Л. Тархан и коллекция одежды с влиянием крымскотатарского нац. костюма] // Голос Крыма. — 2007. — 28 дек. — С. 1.

Челеби, Э. Книга путешествий// Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Часть I. — Симферополь: Таврия — Плюс, 2004. — С. 133-155.

Чилингирова, Х. Национальная мода // Tan. — 2004. – № 1. — С. 7.

Эвеллери зенгинлер самур терисинден тикильген тон ве къалпакъ кийгенлер: Къырымны зиярет эткен сеяатчыларнынъ теэссуратлары / Д. Османова азырлады // Къырым. — 2005. — Март 12. — С. 10.

[Этнография крымских татар: внешний вид, жилище, одежда] // Крым и крымские татары. — 1885. — С. 25-27.

Читать дополнительно: Все о крымских татарах (оглавление раздела)

Как известно, в одежде проявляется многовековой опыт народа, его хозяйственно-культурный уровень и уклад жизни, его эстетические понятия и навыки приспособления к условиям физико-географической среды обитания. Одежда крымских татар изготовлялась из шерсти, кожи, домотканных и привозных тканей.

Женская одежда. Крымские татарки с особенным вниманием заботились об украшении головы. Разделив волосы на две ровные половины, они сплетали их в тонкие косички, которые отбрасывали на спину. Для предохранения от завистливого и дурного глаза (назар) к концам кос прикрепляли красиво отделанный прямоугольный талисман со священной молитвой (сач дувасы). На голову одевали бархатную, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитую золотом или серебром, иногда украшенную мелкими монетами и покрытую круглой с узорами пластиной золотого цвета (фес къалпагьы). Сверх фески набрасывается белого цвета тонкий длинный шарф (баш марама) из самотканной кисеи с вышивкой по краям, покрывающей заднюю половину головы и шеи. Женские головные уборы отличаются разнообразием. Кроме фески и марамы были распространены большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Это были широкие и длинные, ниже колен, хлопчатобумажные или холщовые рубашки (кетен-кольмек), длинные платья (антер) с широкими рукавами, цветные шаровары (шалвар или думан, дон), доходящие до ступни и завязываемые вокруг щиколотки на шнурок. Верхнюю одежду крымской татарки составляет кафтан (къафтан или зыбын), плотно обтягивающий весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего розового иди малинового цвета, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Кафтан этот с разрезом во всю длину спереди имеет узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, шьется постоянно на вате, для того, чтобы придавать стану полноту. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда на пояс подвязывают шерстяной вязаный платок (бель явлукъ), таким образом, что позади образуется треугольник, доходящий чуть ли не до ног. Сверх кафтана надевают короткую шубу (джуббе), преимущественно из красной или зеленой материи, обитую по краям мехом и широкими позументами по всем швам. При выходе из дома кроме описанного костюма надевается накидка розового или зеленого цвета (фередже). Повседневной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

Обувь крымской татарки представляет несколько различных фасонов, имеющих различное назначение, смотря по погоде: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - для лета. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто подобное калошам, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). В торжественных случаях одевали шитые золотом красивые туфли (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. Для дождливой погоды имелись ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с цветным узором (сырлы чорап).

Мужская одежда. Голову крымские татары покрывают низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом носят тюбетейку (такъие) или феску (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и подпоясывалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сделанную из бархата, иногда шитую золотом. На эту безрукавку надевается другая куртка с рукавами короткими или длинными (камзол), сверх всего надевается длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовляются из домашнего полотна (кетен). Вся остальная одежда шьется, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широкое распространение получили также такие разновидности и элементы одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). На ногах мужчины также носили сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). У пастухов (чобан) были распространены куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

Многие путешественники, в том числе и известный исследователь Крыма Е. Марков, в своих "Очерках Крыма" отмечает, что у крымских татар каждый ребенок имел свою одежду. "Самая крошечная двухлетняя девочка, возившаяся в пыли, одета почти также; у каждой - свой бешметик по мерке - это добрый обычай, не часто встречается в семье русского простолюдина; он свидетельствует об инстинктивном признании человеческого достоинства, человеческих прав даже в ребенке. Этот обычай мне особенно кидался в глаза по противоположности с нашим русским, в германской и швейцарской деревне. Там вы не встретите крошечного мальчишку, завернутого в отцовский тулуп или в дедовской шапке, нахлобученной на нос, босого и в одной рубашке".

Путешественники, описывавшие одежду крымских дворян (мурз), отмечают, что они одевались великолепно, с роскошью. "Платье их было из тонкого сукна, весьма чистое и подбитая долгая епанча опоясана длинным шелковым поясом. Сие одеяние, похожее более на платье польское, нравилось мне лучше турецкого; ибо оно придает приятность стану и сидит весьма хорошо", пишет Клееман в своем "Путешествии:".

Очень интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. Качество ткани, из которой они шились - тонкой и легкой, украшенной узором из узких, часто однотонных полос, по выражению путешественников, "доходило до совершенства". К сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.

Украшения. Крымские татарки были большими охотницами до колец (юзюк) и браслетов (билезлик) и носили, в особенности первые, в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Кольца эти большей частью золотые, а браслеты серебряные, ниткообразные, или из стекляруса. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшают также фески. Женщины обыкновенно красят волосы в бурый или ярко-рыжий цвет, для чего служит добываемая из растения краска (хна); такой же окраске подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах.На ремешке через плечо крымские татарки носят сумочку с молитвой из Корана (дува), которая делается из серебра или сафьяна.

Предметы ювелирного искусства, будучи очень близкими по технике производства и внешнему виду турецким образцам, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Характер декора каждой детали был настолько изыскан и богат, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не требовали дополнения в виде драгоценных и поделочных камней.

Крымскотатарская вышивка имеет за собой большие и длительные традиции. Прекрасная разнообразная природа Крыма оказала большое влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были прекрасные вышивальщицы, владевшие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий экспонировались на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

В настоящее время традиционная одежда крымских татар практически не употребляется. Изредка лишь на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.

Источник публикации

Озенбашлы Энвер Мемет-оглу. Крымцы.

Сборник работ по истории, этнографии и языку крымских татар.

Акмесджит (Доля), 1997.

Loading...Loading...