Нечестивец ваш вопрос или сообщение. Как отвечать на бестактные вопросы. По какому пути идут нечестивые

По мнению составителей толкового словаря, «нечестивый» - это то же самое, что «порочный», «греховный».

В Библии, как сообщается на одном из религиозных порталов, есть сорок два упоминания о нечестивых людях.

Как истолковывается слово «нечестивый» в библейских псалмах и притчах

Нечестивым можно назвать человека надменного, берущего взаймы и не отдающего долг, произносящего лживые слова и с пренебрежением относящегося к людям, менее удачливым, чем он сам.

Нечестивцами, как сказано в онлайн-Библии, являются также люди:

  • не скупящиеся на подарки в надежде повлиять на ход правосудия;
  • гневливые (поддающиеся гневу);
  • доверяющие советам нечестивых.

Об опасности, подстерегающей всех, кто даже случайно задумался о возможности последовать такому совету, писал в своих откровениях обличитель язычества апостол Павел (он же впервые подробно охарактеризовал нечестивцев).

Нечестивыми Павел, ссылаясь на Священное Писание, называл людей, поддавшихся соблазнительным обещаниям, данным им первым нечестивцем или «нечистым» - падшим ангелом, изгнанным с небес. Предназначение совета нечестивых - заставить человека отклониться от пути, назначенного ему Богом.

Советом нечестивых священнослужители с давних времен называют сборища развратителей.

Главная цель, которую преследуют нечестивые, - это путем ложных проповедей лишить христианина силы. Склонить человека отказаться от земных страданий, необходимых для спасения души, больше думать о благоустройстве временной, земной жизни и сосредоточить все свое внимание на плотских утехах.

Другими словами, цель развратителей - направить верующих на путь нечестивых.

По какому пути идут нечестивые?

Ступившие на путь, указанный советом нечестивых, не смогут найти оправдания своим поступкам на последнем суде, уготованном им Богом. «...Путь нечестивых погибнет», - такие слова есть в одном из псалмов.

В посланиях, оставленных потомкам апостолом Павлом, сказано, что на путь грешников ступает множество людей (так как он широк), не понимая, что хорошо устроенная временная (земная) жизнь заканчивается нисхождением в преисподнюю.

Посещение собраний развратителей апостол называет последним шагом, ведущим к погибели. Известно также, что Павел предал анафеме «проповедников», чьи наставления пропитаны ложью.

Так кто же такие нечестивые люди?

Современные люди, не посещающие храм, крайне редко слышат слово «нечестивый». Это понятие встречается, главным образом, в лексиконе верующих. Большинство людей, пытаясь понять значение слова «нечестивый», обращаются к посланиям, оставленным апостолами.

Если верить информации, обнародованной на одном из религиозных сайтов, среди христиан есть и такие, которые не причисляют Иуду к числу предателей, а считают его исполнителем ответственного задания (без его предательства, мол, Иисус не смог бы выполнить свою мученическую миссию). Эта категория верующих трактует слово «нечестивый», опираясь на послания Иуды.

Опальный апостол, призывая христиан бороться за веру, которую он сам когда-то предал, дает четкое определение понятию «нечестивый»: это человек, способный увидеть в божьей благодати повод для распутства, оскверняющий плоть и злословящий в адрес представителей высоких властей.

В этом псалме используется антифора (противоположение) – прием, нередко используемый в библейской поэзии: праведный – нечестивый; совет нечестивых – совет праведных; путь праведных – путь нечестивых; блаженство – гибель. Буквальный смысл предельно ясен: счастлив праведник, который уклоняется от злых дел и соблюдает закон Господень. Он подобен зеленеющему дереву, стоящему у водного источника и приносящему плоды. Несчастен грешник. Он подобен праху, который разносит ветер. Он не оправдается на суде, потому что Бог знает жизнь праведника, путь же нечестивого – погибель. В святоотеческой литературе имеются три экзегетические традиции в понимании этого псалма: 1. Нравственное толкование. 2. Духовно-аскетическое и 3. Пророческое.

1. При буквальном толковании в традиционных нравственных категориях (блаж. Феодорит, Евфимий Зигабен) под словом путь понимается образ жизни. Псалмопевец упоминает три категории порочных людей: нечестивые, грешные и губители (в Синодальном переводе – развратители). Нечестивыми чаще всего на библейском языке называются безбожники, идолопоклонники или люди, внутренне разобщенные с Богом. Под грешниками имеются в виду все, преступающие заповеди, возлюбившие порочную жизнь. Губители – люди, которые не только сами уклонятся от спасительного пути, но и других увлекают в погибель. Праведник с такими не ходит, не стоит, не сидит. Этими тремя глаголами выражены полнота удаления его от зла.

2. Святитель Василий Великий в плане аллегорического толкования под советом нечестивых понимает совещание с худыми помыслами: «Посему первоначально должно назвать блаженною чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Посему и Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см.: Мф.15,18). Поскольку же грех против Бога называется в собственном смысле нечестием, то никогда не допустим в себе сомнений о Боге по неверию. Ибо значит уже пойти на совет нечестивых, ежели скажешь в сердце своем: «Есть ли Бог, всем управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь? Есть ли суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир? И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни?» – Если так помыслил ты, то пошел на совет нечестивых. Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли» (Беседа на первую часть первого псалма). На пути грешных не ста – значит не закоснел в грехе. Слова седалище губителей святитель Василий Великий понимает как продолжительное пребывание во зле.

3. Святитель Афанасий Великий также толкует этот псалом аллегорически, но не в духовно-аскетическом, как св. Василий, а в плане пророчески-мессианском: «Давид полагает начало пророчеству о Христе, Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу» (Толкование на псалмы).

Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.
(Прит.13:6)

И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет.4:18)

Нечестивец, нечестивый. В ВЗ слово "нечестивый" [евр. раша, к-рое в новозаветном греч. передается как асебес, означает также "безбожный"], встречающееся в основном в Книге Иова, Псалтири и книге Притчи Соломона, почти всегда употребляется в форме имени сущ. ед. и мн. ч.: "нечестивец", "нечестивцы". Н. не только отрицает Бога, но и выступает против Него, что выражается в поступках, - поэтому слово раша часто пе-реводится и как "беззаконник". Н. являет собой полную противоположность праведному (-> Справедливость, праведность), или благочестивому.

I. ОТНОШЕНИЕ НЕЧЕСТИВЦА К БОГУ. Безбожие - откровенное или скрывающееся под маской набожности - проявляется не только в отношении к Богу, но и в со-ответствующем отношении к своим ближним и даже к животным (см. Притч 12:10). Н., "забывающие Бога" (Пс 49:22), полагают, что Бог с них за это не спросит (Пс 9:25), и поэтому становятся "развратителями" (Пс 1:1), "поступающими по своим нечестивым похотям" (Иуд 18). "Нет страха Божия пред глазами" их (Пс 35:2). Н. попирают Божий Закон (Пс 118:53) и при этом не стыдятся проповедовать Его уставы и вкладывать завет Его в свои уста (Пс 49:16). "В устах их Ты близок, но далек от сердца их" (Иер 12:2). Н. ненавидят Божье наставление (Пс 49:17), и за это "им нет мира" (Ис 48:22; 57:21). "Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других" (Ис 58:4). "Сердце нечестивого жестоко" (Притч 12:10). Н. "низлагает бедного и нищего" (Пс 36:14). Он "подсматривает за праведником и ищет умертвить его" (ст. 32). "Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее" (Притч 21:27). НЗ клеймит позором "нечестивых, обращающих благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающихся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа" (Иуд 4).

II. ОТНОШЕНИЕ БОГА К НЕЧЕСТИВЦ.:
1) с человеч. т.зр., Бог "губит и непорочного и виновного" (Иов 9:22). Наблюдая за происходящим, человек приходит к малоутешит. выводу, что на земле нет праведного суда: "всему и всем одно" (Еккл 9:2), "праведного и нечестивого будет судить Бог" (Еккл 3:17; ср. Мф 25:31 и след.);

2) над Н. свершится суд: "отросток корня Иессея" "духом уст Своих убьет нечестивого" (Ис 11:4). Бог осудил на истребление города Содомские и Гоморрские, превратив их в пепел и показав тем самым "пример будущим нечестивцам". Господь знает, "как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания" (2Пет 2:6, 9). "...Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков" (Рим 1:18), и "потому не устоят нечестивые на суде" (Пс 1:5);

3) по обетованию Божьей милости Н. будет помилован, если оставит свой нечестивый путь (Ис 55:7): Господь не желает "смерти грешника", но хочет, чтобы он "обратился от пути своего и жив был" (Иез 33:11). Обращение Н. должно выражаться в соблюдении им "всех уставов" Бога (Иез 18:21): "В правде своей, которую будет делать, он жив будет" (Иез 18:22);

4) после исполнения Божьих установлений и обетований во Христе, Который "умер за нечестивых" (Рим 5:6), мы "будем оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева" (Рим 5:9). "А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим 4:5).

В Библии слово «нечестивые» встречается 50 раз.

нечестивые
Втор 13:13...что появились в нем нечестивые люди из среды тебя...
2Цар 7:10...и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде,..
2Цар 23:6...А нечестивые будут, как выброшенное терние,..
1Пар 17:9...и нечестивые не станут больше теснить его, как прежде,..
Пс 1:4...Не так – нечестивые, [не так]:..
Пс 1:5...нечестивые на суде,..
Пс 5:6...нечестивые не пребудут пред очами Твоими:..
Пс 9:18...Да обратятся нечестивые в ад, –..
Пс 10:2...Ибо вот, нечестивые натянули лук,..
Пс 11:9...Повсюду ходят нечестивые,..
Пс 30:18...нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде...
Пс 36:14...Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой,..
Пс 36:20...а нечестивые погибнут,..
Пс 36:34...и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь...
Пс 50:15...и нечестивые к Тебе обратятся...
Пс 57:4...С самого рождения отступили нечестивые,..
Пс 67:3...как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия...
Пс 72:12...И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем,..
Пс 74:9...Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли...
Пс 91:8...Тогда как нечестивые возникают, как трава,..
Пс 93:3...Доколе, Господи, нечестивые,..
Пс 93:3...доколе нечестивые торжествовать будут?..
Пс 108:2...ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные;..
Пс 118:95...Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить;..
Пс 118:110...Нечестивые поставили для меня сеть,..
Пс 140:10...Падут нечестивые в сети свои,..
Притч 10:30...нечестивые же не поживут на земле...
Притч 12:21...нечестивые же будут преисполнены зол...
Притч 14:19...и нечестивые – у ворот праведника...
Притч 21:12...как повергаются нечестивые в несчастие...
Притч 24:16...а нечестивые впадут в погибель...
Притч 28:12...но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются...
Притч 28:28...Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются,..
Ис 57:20...А нечестивые – как море взволнованное,..
Ис 59:7...мысли их – мысли нечестивые;..
Иер 5:26...Ибо между народом Моим находятся нечестивые:..
Дан 12:10...нечестивые же будут поступать нечестиво,..
Иуд 1:4...издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые,..
Иуд 1:15...которые произносили на Него нечестивые грешники...
1Мак 7:5...И пришли к нему все мужи беззаконные и нечестивые из Израильтян,..
3Езд 8:25...не обращай внимания на нечестивые дела язычников,..
3Езд 9:13...Ты не любопытствуй более, как нечестивые будут мучиться,..
Прем 1:16...нечестивые привлекли ее и руками и словами,..
Прем 3:10...Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание...
Прем 11:10...тогда познали, как мучились во гневе судимые нечестивые;..
Прем 12:4...и нечестивые жертвоприношения,..
Прем 16:16...ибо нечестивые, отрекшиеся познать Тебя,..
Сир 9:15...Не одобряй того, что одобряют нечестивые:..
Сир 41:11...Горе вам, люди нечестивые,..
Сир 41:13...так нечестивые – от проклятия в погибель....

Нечестивец … Орфографический словарь-справочник

См. грешник... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нечестивец развратник, распутник, преступник, заблудшая овца, безбожник, греховодник, беззакозник, беззаконник, грешник … Словарь синонимов

НЕЧЕСТИВЕЦ, вца, муж. (книжн.). Порочный человек, грешник. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

М. 1. разг. сниж. Тот, кто оскорбляет что либо священное; нечестивый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Нечестивец, нечестивцы, нечестивца, нечестивцев, нечестивцу, нечестивцам, нечестивца, нечестивцев, нечестивцем, нечестивцами, нечестивце, нечестивцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

нечестивец - нечест ивец, вца, твор. п. вцем, род. п. мн. ч. вцев … Русский орфографический словарь

нечестивец - (2 м), Р. нечести/вца, Тв. нечести/вцем; мн. нечести/вцы, Р. нечести/вцев … Орфографический словарь русского языка

нечестивец - нечести/вец, вца … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Вца; м. Нечестивый человек. Кто этот н.? / Шутл. Не озорничай, н.! ◁ Нечестивица, ы; ж … Энциклопедический словарь

нечестивец - вца; м. см. тж. нечестивица а) Нечестивый человек. Кто этот нечести/вец? б) расш.; шутл. Не озорничай, нечести/вец! … Словарь многих выражений

Книги

  • Нечестивец , Дрейк Ш.. Графа Брайана Стерлинга прозвали чудовищем. Замкнутый, жестокий, он жил за каменными стенами фамильного замка, скрывая изувеченное лицо под маской. Много лет назадна раскопках в Египте…
  • Нечестивец , Шеннон Дрейк. Графа Брайана Стерлинга прозвали чудовищем. Замкнутый, жестокий, он жил за каменными стенами фамильного замка, скрывая изувеченное лицо под маской. Много лет назадна раскопках в Египте…

Лучше умереть святым бедняком, чем богатым нечестивцем.

Христианские афоризмы

Нечестивость как качество личности – полное отсутствие благочестия; склонность оскорблять что-либо священное; быть греховным, неправедным и порочным.

Однажды философ Биант ((ок. 625 – ок. 540 гг. до н.э.) плыл на корабле среди нечестивых людей; разразилась буря, и они стали взывать к богам. «Тише! – крикнул Биант, – чтобы боги не услышали, что вы здесь!» Один нечестивец стал его спрашивать, что такое благочестие, – Биант промолчал. Тот спросил, почему он молчит. «Потому что ты спрашиваешь не о своем деле», – сказал ему Биант. Когда его родная Приена была захвачена врагом и все жители бежали, захватив с собой чуть ли не все свое имущество, Биант на обращенный к нему чей-то совет поступить таким же образом, ответил: «А я так и поступаю, потому что все свое ношу с собой».

Нечестивость – это полное отсутствие благочестия. Не дефицит, не временные перебои, а именно полная беда с благочестием. Благочестие (Благочестивость) как качество личности – способность иметь большой запас добрых дел, которые принесли реальную пользу людям; соизмерять свои поступки с Богом, жить в строгом соответствии с Божьими заповедями.

Каждому человеку небесная канцелярия открывает текущий счёт «Благочестие», на который поступают «средства» за бескорыстные, добрые дела, принесшие пользу людям. В то же время с этого счета изымаются средства при каждом непотребном поступке. Сподличал человек, предал кого-либо, совершил преступление, словом, нарушил каким-либо образом Божьи заповеди, и силы мироздания производят вычет с его счета «Благочестие».

У нечестивца устойчивое красное сальдо на счету «Благочестие». Невозможно пополнить благочестие, ведя порочное существование. Нечестивец – порочное дитя демонических сил. Неспособный на добрые дела, он исключает для себя любые формы благочестивой жизни.

Между тем, от благочестия зависит удача и успех, семейное счастье и отменное здоровье. К примеру, удачливость - это возможность получать какие-то блага за своё ранее накопленное благочестие, проявленное добро и заботливость о людях. Фаворитами удачи становятся те, кто посеял ранее добро. Человек посеяв добро в одном месте, получает удачу в другом месте. Так действуют законы Мироздания, в частности закон Справедливости.

Нечестивец каждый шаг своей жизни превращает во что-то богопротивное, безнравственное и аморальное.

Сидят беседуют поп и дьякон. Дьякон: — Вот батюшка до чего дожили… Иду вчерась по парку, а молодежь среди бела дня развратничает. Парни с девками обнимаются, целуются, тискаются… Поп: — Ну это что, сын мой… Вот еду я намедни в электричке, вышел в тамбур-с покурить, а там нечестивец поставил женскую особь в нижайший поклон и отъестествовал. А потом вытащил свой блудень, вытер об мою рясу и говорит: — Курить, Святой Отец, в тамбуре грешно…

Нечестивость враждебна и заносчива. Она пренебрежительно относится к Богу и Его Законам. Апостол Павел называет нечестивца «человеком беззакония в абсолютном смысле, — превозносящегося выше всего и выдающего себя за Бога» (2 Фес 2.3 сл, 8); он прибавляет, что «тайна беззакония уже в действии» в мире (2.7). Она, поистине, в действии с начала истории, с тех пор, как Адам пренебрег заповедью Божией (Быт 3.5,22).

Нечестивый человек – тот, кто творит нечестие, то есть порок, неправду, грех, не верующий или не знающий Бога или знающий, но не исполняющий его Законы. Нечестивость — не ругательство, а отчётливо проявленное своим образом жизни качество личности глубоко порочного человека. Порочность как качество личности – свойство при своде баланса достоинств и недостатков проявлять перевес вторых над первыми, демонстрировать образ мыслей и действий, противоположный соответствующей добродетели.

Все мы грешны. Но благочестивые люди стремятся личностно расти, развивать в себе положительные качества личности. Нечестивец смирился с тем, что он грешный и не желает что-то менять в своей жизни. Мало того, он утверждается во мнении, что его нечестивый путь правильный.

Нечестивость – поведение от лукавого, внушённое дьяволом. Будучи противоположной благочестию, нечестивость тестирует праведных людей на крепость их убеждений и веры.

Был такой великий мудрец Гилель (3648-3768 / 112 г. до н.э. - 8 г. н.э./), который несмотря на обрушившуюся на него славу и почёт, оставался доступным и скромным. Талмуд говорит: «Каждый человек должен быть смиренным, подобно Гилелю» (Шабат 30 б). О его выдержке и скромности Талмуд рассказывает такую историю. Один нечестивец заключил пари на очень крупную сумму - он ручался, что сумеет вывести Гилеля из себя. Этот человек явился к дому мудреца перед самым наступлением шабата, когда Гилель мылся, и стал кричать: «Где здесь Гилель?» (хотя всем было известно, где живёт глава поколения). Закутавшись в полотенце, Гилель вышел к нему. Тогда гость задал ему вздорный вопрос и, получив ответ, ушёл, но через несколько минут вернулся с новым, столь же пустым вопросом. Так повторялось несколько раз, и на каждый вопрос Гилель отвечал ему с удивительной доброжелательностью и серьёзностью, повторяя: «Сынок, ты задал очень важный вопрос! Не стесняйся, задавай все вопросы, которые у тебя накопились». Наконец, нечестивец не сдержался и обрушился на Гилеля с упрёками в том, что из-за него он потерял большую сумму денег, проиграв пари. Гилель не обиделся и сказал: «Стоит потерять сотни золотых монет, чтобы, в конце концов, научиться владеть собой» (там же 30 б-31а).

Нечестивость зачастую, когда ей это выгодно, хочет казаться справедливой и благостной.

Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом. Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по ночам, и не даёт им спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу: будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: - Но ты ещё и нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестёр. Петух ответил, что и это он делает на благо хозяев - старается, чтобы у них было побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: - Так что же ты думаешь, из-за того, что у тебя на всё есть отговорки, я тебя не съем? Когда нечестивец решит сделать зло, он поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.

Петр Ковалев

Loading...Loading...