Толкование библии ветхий завет. Толкование библии (священного писания). Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея

Данная публикация объясняет, что собой представляет библейский Ветхий Завет. Как это ни печально, множество читателей обращают внимание на войны, запреты, родословия и наказания, которые Бог посылал за неисполнение заповедей. Следует уразуметь, что не только в этом заключается Библия. Ветхий Завет, так же, как и Новый, свидетельствует о к человеку и это нужно просто увидеть.

Начнем с того, что эти священные книги переведены на многие языки народов мира. Ветхий Завет был переведен на древнегреческий еще в третьем веке до Предназначался он, в основном, для иудеев, не умевших читать на родном языке, и известен под названием "Септуагинта". Он и является самым древним из дошедших до нас. По легенде, сохранившейся в послании Аристея, Септуагинту создавали 72 ученых мужа в течение 72 дней. Старались они для правителя Египта Птоломея, который заинтересовался священной книгой. А жили и занимались переводом Священного мудрецы на острове Фарос.

С начала II века от Р.Х. появляются латинские переводы Библии, а созданная Иеронимом в конце III в. "Вульгата" до сего дня признается как официальный текст. Примерно в то же время увидели свет египетский и коптский переводы. В четвертом веке нашей эры Ульфил переводит Ветхий Завет на готский. В следующем, пятом столетии, появляется армянский (Месропа), грузинский и эфиопский. Последние два перевода Священного Писания применяются до сегодняшнего дня.

Хорошо известна Библия Короля Иакова - наиболее распространенный английский перевод, выполненный в начале XVII века по желанию короля Англии. На русский язык отдельные части Святых текстов перекладывались в XVII-XIX вв., но широкого распространения тогда не получили. Общепризнанными для русскоязычных христиан сегодня являются "Канонические Книги Священного Писания Ветхого и А сам их перевод был выполнен по решению Синода РПЦ в 1852 г., а напечатан в 1876 году.

Верующих, ищущих правды, толкование Ветхого Завета интересует больше, чем история и переводы. Название сборника, состоящего из 39 книг, свидетельствует о каком-то договоре (союзе). Завет - это союзный договор и в 15 главе книги "Бытие" описывается ритуал его заключения. Аврам приносил в жертву животных, проливая на землю их кровь, а затем увидел сошедший огонь и дым. Эти знамения сопровождались Гласом Божьим, который обещал ему и его потомкам земли от Нила до Евфрата.

Также во время заключения Завета (скрепленного кровью жертвенных животных), Аврам узнал о том, что его народ будет жить в порабощении 400 лет. Затем Бог освободит его потомков, выведет из рабства и вернет в обещанные земли. Несколько позже Господь меняет имя Аврама на Авраам и обещает сделать его отцом множества народов. Новое имя участника Завета с Богом так и переводится: "Отец многих народов".

Фактически - он отец не только евреев, но всех людей, которые сегодня признают Иисуса Христа своим Спасителем. Именно это написано в послании Святого к Галатам - 3:29. Там сказано, что принадлежащие Иисусу являются истинными потомками Авраама и наследниками обещаний Небесного Отца. Если Ветхий Завет подразумевает получение во владение земных территорий определенным народом, то сегодня верующие христиане ожидают от Бога новой земли и нового неба, в которых есть место только для праведности и святости. Об этом пишет другой Апостол - Петр в третьей главе своего второго послания.

Читая и истолковывая Библию, следует помнить о словах Христа. Он сказал, что исследуя Писания (Ветхий Завет), нужно знать о том, что все они свидетельствуют о Нем. Иисус говорил это фарисеям, которые, старательно изучая Святые книги, так и не смогли разглядеть Образ Господа, сошедшего с Небес и ставшего подобным всем нам.

Если вооружиться знанием о том, что вся Библия посвящена Христу, и прилежно ее изучать, то можно увидеть, что Его прообразы просматриваются в каждой из 39 книг Ветхого Завета. Также все эти Священные тексты подготавливают детей Божьих к Новому Завету по вере в распятие, смерть и воскресение Спасителя мира Иисуса Христа. Бог любит венец своего творения - человека и об этом следует знать и помнить во время чтения Библии.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Введение в Ветхий Завет (конспект лекций) свящ. Лев Шихляров

Слово «Библия» в переводе с греческого означает «книги» (в малоазийском городе Библос производились папирусы для древних книг). Множественное число в этом названии первоначально подчеркивало структуру Священного Писания иудеев, состоящего из многих книг, но со временем приобрело другой, величественный смысл: что-то вроде «Книга книг», или «всем книгам – Книга». После многих лет атеистической идеологии и в годы пришедшего ей на смену духовного плюрализма правильное понимание Библии становится для православного христианина не столько признаком образованности, сколько одним из условий спасения. В духовной литературе часто употребляется термин «откровение».

Лекции по Ветхому Завету протоиерей Н. Соколов

Сегодня мы начинаем цикл лекций, посвященных одной из самых великих книг, существующих в мире, - Библии, а точнее первой ее части, которая называется Ветхий Завет. Темой наших лекций на протяжении двух лет будет опыт богословского осмысления и раскрытия значения Священного Писания Ветхого Завета как непреходящей ценности в царстве духовных ценностей, как ценности, которая получает свое истолкование в свете Священного Писания Нового Завета и в общем контексте церковного понимания путей спасительного Божественного Промысла.

Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета Д.Г. Добыкин

Данный курс лекций не претендует на оригинальность и является компиляцией из целого ряда дореволюционных и современных исследований и публикаций по Священному Писанию Ветхого Завета. Целью составителя является такой курс, который был бы интересен всем тем, кто ещё не знает, но хочет знать, что такое Ветхий Завет….

Библия и наука о сотворении мира прот. Стефан Ляшевский

Настоящий опыт богословского анализа Библейского сказания представляет собой первую часть научного исследования (повествования) о сотворении мира и человека. Вторая часть исследования посвящена исключительно первым людям на земле, жизнь которых рассмотрена в свете современных археологических данных о доисторическом человеке.

В области геологических, археологических знаний есть положения известные, являющиеся абсолютной истиной, и есть положения спорные, по которым существует несколько суждений и теорий.

Обращаясь исключительно к научным данным геологии и палеонтологии, а во второй части книги и к археологическим исследованиям, я мог, конечно, свободно делать выбор между различными гипотезами, а в некоторых случаях высказывать и свои личные суждения. О степени убедительности этого исследования могут судить все, кто хочет взглянуть на мир и человека с точки зрения богооткровенных знаний, о которых повествуют первые страницы книги Бытия.

Зуб за зуб Андрей Десницкий

Казни, штрафы, соблюдение суровых законов – разве может этого требовать от человека Бог Любви? А ведь именно таким представляется многим нашим современникам Ветхий Завет, который требует «око за око, и зуб за зуб».

Жесток ли Ветхий Завет? диакон Андрей Кураев

Сегодня легче понять тайну Израиля, нежели сто лет назад, потому что для ее понимания надо представить себе мир, в котором живут только язычники. Надо вообразить мир, в котором Евангелие еще не проповедано, а вокруг кишмя кишат маги, колдуны, шаманы, духи и «боги». Сегодня это сделать проще. Снова обыватели пугают друг друга порчами и сглазами, снова бродячие шаманы предлагают свои услуги по «привороту» и «отвороту». Снова вокруг ярмарочное изобилие имен и масок различных духов и божеств, оккультных словечек, обозначающих всевозможные «планы», «эоны» и «энергии». Люди забыли, что можно просто встать перед Богом и без всяких сложных ритуалов, заклинаний и велеречивых именований сказать: «Господи!»
И сколь редко сегодня на книжных развалах можно встретить книгу о Православии, столь же редко три тысячи лет назад можно было на земле услышать слово о Едином Боге.

Приподнявший завесу времени Екатерина Прогнимак

“И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников”. Нет, это не цитата из доселе неизвестного евангельского текста, описывающая предательство Иуды. Все это было предсказано пророком Захарией еще за 500 лет до Рождества Христова. И слова о тридцати сребрениках, и другие столь же точные предсказания Захарии без труда можно найти в любом издании Ветхого Завета.

Но откуда мог знать пророк Захария о готовящемся предательстве, если жил задолго до описываемых в Евангелии событий?

Беседы на Книгу Бытия протоиерей Олег Стеняев
Зачем читать Ветхий Завет? диакон Роман Штаудингер

Книга составлена из бесед известного московского священника Олега Стеняева – клирика храма Преображения Господня и Всех скорбящих Радость на Ордынке в Москве, руководителя Программы реабилитации жертв нетрадиционных религий Миссионерского Отдела Московского Патриархата, постоянного участника программ радиостанции «Радонеж».
В своих беседах отец Олег показывает, что Библейское Откровение является ключом для понимания и решения многих наших политических, социальных, семейных и личных проблем.

Ветхий Завет в Новозаветной Церкви прот. Михаил Помазанский

МНОГО ВЕКОВ отделяет нас от времени написания книг Ветхого Завета, особенно первых его книг. И уже нелегко нам переноситься в тот строй души и в ту обстановку, в каких создавались эти боговдохновенные книги и какие представлены в самих этих книгах. Отсюда рождаются недоумения, смущающие мысль современного человека. Особенно часто возникают эти недоумения при желании согласовать научные взгляды современности с простотой библейских представлений о мире. Встают и общие вопросы о том, насколько соответствуют ветхозаветные взгляды новозаветному мировоззрению. И спрашивают: зачем Ветхий Завет? Не достаточно ли учения Нового Завета и Писаний Нового Завета?
Что касается врагов христианства, то издавна выступления против христианства начинаются с нападений на Ветхий Завет. И нынешнее воинствующее безбожие считает сказания Ветхого Завета наиболее легким материалом для этой цели. Те, кто прошли через полосу религиозных сомнений и, может быть, религиозного отрицания, особенно те, кто прошел советскую антирелигиозную учебу, указывают, что первый камень преткновения для их веры был им подброшен из этой области.
Данный краткий обзор ветхозаветных Писаний не может ответить на все возникающие вопросы, но, думается, он указывает руководящие начала, при которых можно избежать ряда недоразумений.

Зачем приносят жертвы? Андрей Десницкий

Зачем в Библии описывают всякие жертвы? В примитивном древнем язычестве, конечно, люди думали, что к божеству или духу, как к начальнику, без подарка-взятки обращаться неудобно. Но почему жертв требовал и Единый Бог, Которому и так принадлежит вся вселенная? И почему, наконец, смерть Христа на кресте описывается как жертва особого рода - кто, кому и зачем ее принес?..

Отчего так мелочен Ветхий Завет? Андрей Десницкий

Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии?…

Историко-культурный контекст Ветхого Завета В. Сорокин

Вопрос о происхождении Торы является в современной библеистике одним из наиболее сложных и запутанных. При этом приходится иметь в виду два аспекта проблемы: вопрос об источниках Торы, то есть о тех текстах, которые предшествовали появлению её окончательного варианта, и вопрос о кодификации, то есть о признании известного текста или группы текста Торой…

К сожалению, сегодня в храмы приходит много людей, которые либо вовсе никогда не открывали Евангелие, либо читали его поверхностно. Но если чтение Нового Завета все-таки осознается большинством христиан как необходимость – странно, если было бы по-другому, то знакомство со Священным Писанием Ветхого Завета ограничивается «Законом Божиим» протоиерея Серафима Слободского…

Как читать Библию? протоиерей Александр Мень

Книга представляет собой антологию библейских текстов, составленную известным богословом, православным священником Александром Менем. Последовательность текстов соответствует хронологии истории Спасения. Книга состоит из трех частей. Предлагаемая первая часть начинается с Пятикнижия и заканчивается Книгой Песни Песней, традиционно приписываемой Соломону. Все библейские тексты снабжены кратким научным комментарием. В вводном разделе рассказывается об истории создания Библии и о ее влиянии на мировую культуру.
К книге приложены краткая библиография, схема библейских источников, хронологические таблицы истории Древнего Востока и карты. Предназначена для самого широкого круга читателей, интересующихся миром Библии…

Как читать Ветхий Завет? протопресвитер Иоанн Брек

Речь, произнесенная священником Иоанном Бреком, профессором Свято-Сергиевского Богословского института, на встрече участников молодежного движения Nepsis при Архиепископии Румынского Патриархата в Западной Европе 21 апреля 2001 года. Опубликовано в: Mensuel Service Orthodoxe de Presse (SOP). Supplement №250, juillet-aout 2002.

Христианская традиция чтения и понимания1 Ветхого Завета дорога для меня. Она имеет безграничное значение для нас, поскольку мы остро ощущаем, что в течение многих лет, если не веков, будучи православными, мы так или иначе пренебрегали чтением книг Священного Писания и, в частности, книг Ветхого Завета.
Я думаю, что начать следует с главного утверждения: речь идет о том убеждении, которое ставит нас в определенную связь с великой церковной традицией, представленной как Отцами Церкви, так и святыми писателями книг Нового Завета. Это убеждение сводится для нас к пониманию Ветхого Завета в соответствии с апостолом Павлом (ср. 2Кор.), а именно - как совокупности книг глубоко и по существу христианских.

Читаем Ветхий Завет Константин Корепанов

Очень часто приходится слышать, что христианину для полноценной христианской жизни необходима только Священная история Нового Завета – Христос сказал все, чем можно вполне напитать свою жизнь духовную. С одной стороны, это так, но, тем не менее, происходит некое умаление всей полноты Богооткровения и Священного Писания…

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Толкование Евангелия Б.И. Гладков

Отзыв святого праведного Иоанна Кронштадтского на книгу «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова
Января 18. 1903

Возлюбленный о Христе брат Борис Ильич!

С величайшим интересом прочел я и ваше предисловие к высокопочтенному труду объяснения Евангелия, и отрывки объяснения. Прежнее время вашего заблуждения и состояние духовной неудовлетворенности и тоски по истине Божией послужили к удивительному изощрению вашего логического, философского ума и к очищению сердечного ока, к самой тонкой отчетливости и ясности в суждениях и предметах, касающихся веры. Я получил великое духовное удовлетворение при чтении вашего объяснения.
Ваш искренний почитатель
протоиерей Иоанн Сергиев

Введение в Новый Завет Иоаннис Каравидопулос

Первое издание учебника «Введение в Новый Завет», которым начиналась серия «Библейская библиотека», на протяжении вот уже более 20 лет удовлетворяет потребности как студентов, изучающих богословие, так и всех, кто читает Священное Писание. В этот период, начиная с 1983 года и до сего дня, список книг по библеистике на греческом языке пополнился трудами, которые хотя и не содержат в себе чего-то революционно нового в решении общих и частных вопросов новозаветной библеистики, тем не менее предлагают свежий материал и новые аспекты для изучения. В настоящее, третье издание учебника был включен этот материал, с тем, конечно, ограничением, чтобы не уклониться от цели серии «Библейская библиотека», и поэтому новые данные приводим главным образом в разделе изданий текста и переводов Нового Завета. Само собой разумеется, что вся старая и новая специальная библиография приводится в начале каждой главы настоящего «Введения в Новый Завет»

Введение в Новый Завет В. Сорокин

Библию читало и читает множество людей, и каждый читает её по-своему. Для одних это исторический источник, для других - замечательнейший образец поэтического жанра…

Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? диакон Андрей Кураев

Книга диакона Андрея Кураева, профессора Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, посвящена вопросу, который находится в центре православно-протестантских дискуссий, – вопросу о том, какое место занимает Библия в жизни Церкви. Только ли Библию оставил Христос людям? Только ли через Библию Христос приходит и обращается к нам?

В книге ставятся вопросы о соотношении Писания и церковного Предания, о христианском восприятии истории, о соотношении материи и Духа.

Назначение книги – уберечь людей (и протестантов, и православных, и светских исследователей) от слишком упрощенного понимания Православия и пояснить, что именно делает Православие религиозной традицией, существенно отличной от протестантизма.

Новый Завет. Вводная часть. Лекции А. Емельянов

Изучение Нового Завета традиционно начинается с вводной части, которая часто именуется греческим словом «исагогика». В исагогику входит изучение истории Нового Завета, изучение параллельной гражданской истории для полноты представления Священной истории, изучение текстологии Нового Завета, т.е. изучение происхождения текста и прочие вспомогательные разделы. Но прежде, чем обратиться к этой вводной части, я сделаю очень краткий экскурс в ветхозаветную историю. Чтобы облегчить вам структуризацию Священной истории, которую необходимо знать, чтобы в полноте понимать Новозаветную историю, предлагаю вам Атласы по библейской истории, они сейчас доступны и продаются Библейским обществом.

Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея

Первая и вторая книги седьмого тома собрания творений Иоанна Златоуста. То есть предлагаемая книга содержит полное Толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея.
«Свое произведение Матфей справедливо назвал евангелием. В самом деле он всем - врагам, невеждам, сидящим во тьме, - возвещает конец наказания, разрешение грехов, оправдание, освящение, искупление, всыновление, наследие небес и сродство с Сыном Божиим. Что же может сравниться с таким благовестием? Бог на земле, человек на небе; все в соединении: ангелы составили один лик с людьми, люди соединились с ангелами и прочими горними силами. Очевидно стало, что древняя брань прекратилась, что совершилось примирение Бога с нашим естеством, дьявол посрамлен, демоны изгнаны, смерть связана, рай отверст, клятва упразднена, грех истреблен, заблуждение удалено, возвратилась истина, повсюду сеется и растет слово благочестия…

Толкование Евангелия от Иоанна Евфимия Зигабена

Компиляция святоотеческих текстов, в основном Иоанна Златоуста.
Мень писал о толкованиях Зигабена на Новый Завет: «Более самостоятельным представляется его комментарий к НЗ. Он пытался решить некоторые экзегетические трудности, например: было ли три помазания Христа миром или два? Где произошло отречение Петра: в доме Анны или Каиафы? Почему Господь сказал: «Отец Мой более Меня» (Ин., 14, 28)? Во всех этих случаях Зигабен прибегает к собств. умозаключениям. В отличие от свт. Иоанна Златоуста Зигабен насчитывает два помазания; вопрос о Петре решает гипотезой, что Каиафа и Анна жили в одном доме, а слова Спасителя в Ин., 14, объясняет тем, что Он вынужден был учитывать степень понимания своих слов учениками. Иногда Зигабен использовал в толковании Евангелий аллегорический метод. В целом «объяснения его кратки и сжаты; попытки примирить разногласия евангелистов часто очень у…

Просмотры: 3 892

Книга Чисел – четвертая среди книг Пятикнижия (историю создания Пятикнижия вы можете прочитать ).

Название книги объясняется тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т. п.

Книга Чисел охватывает 39-летний период после установления завета между Богом и Израилем у горы Синай (Исх.19).

Несмотря на то, что Бог освободил израильтян из Египетского рабства, питал их в пустыне, дал им святые и благие законы, а также возможность беспрепятственно поклоняться Ему, они не слушались и постоянно бунтовали против Него.

За это Бог решил наказать их , заставив странствовать по пустыне, пока не умерло прежнее поколе (14:27 – 35).


40 лет скитаний по пустыни в наказание…

Две переписи народа отмечают смену старого, грешного поколения на новое.

В начале книги рассказывается о том, как Израиль становиться мощной военной силой. Израильтяне оставляют гору Синай уже не как беглецы, а как могучее войско во главе с Богом, готовое принести Его правление народам (10:35).

Но, услышав плохие вести, они неожиданно останавливаются у границ Ханаана и отказываются перейти реку Иордан.

Праведный гнев Бога на непослушных людей – одна из главных тем Чисел . Не только народ в целом испытывает Его гнев на себе, но и в некоторых ситуациях и сам Моисей, и его брат Аарон, и сестра Мирьям.

Несмотря на отступничество народа, Бог остался верен своему завету. Он не отказался от замысла привести израильтян в обещанную землю и поднял новое поколение на его исполнение.

Его измененные цели были высказаны в конце книги одним из самых неожиданных персонажей – Валаамом, языческим жрецом, который по просьбе Моава должен быть проклясть Израиль, но вместо этого смог произнести лишь благословения.

Через него Бог заверил Израиль в Своем постоянном присутствии и помощи в настоящем и приходе великого Правителя (Иисуса Христа) в далеком будущем.

Книга заканчивается первыми завоеваниями к востоку от Иордана; новое поколение готово войти в Ханаан.

Основное содержание этой книги - жизнь народа в пустыне, пред лицом Создателя и «наедине» с Ним.


Книга Чисел была написана между 1440 и 1400 гг. до н.э.

Ключевые стихи:

Числа 6:24–26 : «Да благословит тебя Господь, и да сохранит Он тебя!?Да будет светел Его взор, обращенный к тебе, и да будет Он к тебе милостив! Да обратит к тебе Господь лицо Свое, и да пошлет тебе мир!»

Числа 12:6–8 : «Если есть средь вас пророк Господень, Я ему открываюсь в виденьях, говорю с ним посредством снов.?С рабом Моим, Моисеем, – не так: все достоянье Мое Я доверил ему!?Я говорю с ним лицом к лицу, Я являюсь ему без загадок, и образ Господа видит он. Как же вы не побоялись укорять раба Моего, Моисея?»

Числа 14:30–34 : «Никто из вас не войдет в ту страну, в которой Я поклялся поселить вас, – никто, кроме Калева, сына Иефунне, и Иисуса Навина. А вот детей ваших, за которых вы боялись, как бы они не попали в плен, – их Я приведу в страну, которую вы отвергли. Они увидят, что это за страна!?Ваши тела останутся в этой пустыне, и ваши дети будут пасти скот в этой пустыне сорок лет: они будут нести наказание за вашу измену, пока последний из вас не погибнет в пустыне.?Сорок дней вы осматривали страну, и по числу этих дней, по году за день, вы будете нести наказание за свои грехи: сорок лет! Тогда вы узнаете, что значит изменять Мне».

Цель написания

Весть этой книги является универсальной и вневременной. Она напоминает верующим о духовной борьбе, в которой они замешаны, так как книга Числа является книгой о служении и жизни народа Божьего.


“Я служу Богу не потому что хочу спастись, а потому что спасен”

Книга Числа, по сути, ликвидирует временной разрыв между моментом, когда израильтяне получили Закон ( и ), и их подготовкой к входу в Землю обетованную ( и Иисус Навин).

  1. Часть 3
  2. Часть 4
  3. . Часть 5
  4. . Часть 6
  5. . Часть 7
  6. Часть 8
  7. Часть 9

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ I. Сотворение мира и человека Вначале сотворил Бог небо и землю.“Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.И сказал Бог: да будет свет; и стал свет.И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.И назвал Бог свет

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Кто дал нам Ветхий Завет? В последней главе мы проследили историю Библии от древних времен до начала эпохи книгопечатания. Мы в общих чертах увидели, когда появились на свет отдельные книги Библии, на каком материале они писались - от глиняных табличек и папирусных

Из книги Из сказания об Иакове и Исаве автора Шифман Илья Шолеймович

Ветхий Завет Перевод выполнен по традиционному еврейскому тексту Ветхого Завета (Biblia Hebraica. изд. X), однако во внимание были приняты и другие версии – Септуагинта, Самаритянское Пятикнижие, Вульгата, Таргумы и т.д. Имена собственные передаются, как правило, в соответствии с

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1, 1) Сотворение неба - невидимого мира В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог из ничего сотворил небо, то есть духовный, невидимый мир или ангелов.Ангелы - это бестелесные и бессмертные духи, одаренные

Из книги Главная тайна Библии автора Райт Том

Ветхий Завет Книга Бытия 1 180, 269 2 180, 269 5:25 355 Книга Исхода 3:6 364 Первая книга Царств 4–5 313 Четвертая книга Царств 2:11–12 355 Книга Иова 13:15 366 Псалтирь 2 181 8 138, 366 71:8 365 87 331 88 331 95 359 97 359, 361 97:8 361 109:1 359 Книга пpopoка Исайи 9 365 11 140, 181,

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

1. Ветхий завет Ветхий Завет впервые упоминается в Исх. 19, где Бог говорит Моисею о том, что Он уже совершил для Израиля. Он освободил их из Египта и сделал Своим народом (стих 4). Ввиду того, что Бог совершил для Израиля могущественные дела, Он ожидал, что Его народ будет (1)

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

1. Ветхий Завет Еврейские племена во II тысячелетии до н. э До середины II тысячелетия до н. э. племена евреев или, точнее, их предков, принадлежавших к общесемитической группе (в том числе арабов и др.), жили в Аравии и на Синайском полуострове. По сравнению с египтянами,

Из книги Месса автора Люстиже Жан-Мари

Ветхий Завет Но «мелодия» Евангелия слышна в симфонии Слова Божия только тогда, когда она проходит сквозь всю Библию - ради нашего спасения и нашей радости. И действительно, Откровение разворачивается постепенно, как говорит о том Григорий Назианзин: «Ветхий Завет ясно

Из книги Как читать Библию автора Мень Александр

Ветхий Завет

Из книги Библия (Современный перевод Российского библейского общества 2011) автора Библия

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Из книги БИБЛИЯ автора Библия

Ветхий Завет

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Ветхий Завет

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

ТОЛКОВАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА В ДРЕВНЕМ ИУДАИЗМЕ

Для древних евреев Священное Писание было правилом (?????) веры и жизни. Поэтому и отношение евреев к священным документам, полученным через Моисея и пророков, всегда основной целью ставило не научное познание, а ознакомление с ними как с выражением воли Божией и как с правилом, с которым необходимо согласовывать всю личную жизнь всего избранного народа. Тора - это Закон Божий (????? ?????), через нее говорит Бог. Его слово - не только книги , но и деяния пророков. Прежде всего, необходимо быть послушным слову Божию. Но, чтобы слушаться этого слова, необходимо сначала понять, что это слово говорит, т. е. нужно найти его смысл. Поэтому необходимо истолковывать, изучать, исследовать и искать его глубокое значение. Таким образом, ветхозаветные книги с самого начала (????) истолковывались, но до наших дней сохранились древнеиудейские толкования только от II века до Рождества Христова. И не только потому, что существующие толкования некоторых книг или текстов были менее ясны, просто часто книги, появившиеся позднее, оказывались неким видом истолкований книг предыдущих.

Из этих древних толкований появился так называемый мидраш. Это раввинские толкования, которые обычно появлялись в школах для раввинов, певчих и в набожных кругах, занимавшихся изучением Священных Книг для своего нравственного усовершенствования. Глагол дараш , из которого появилось слово «мидраш», указывает на идею изучения: Священное Писание исследуется и изучается, но не для удовлетворения любопытства, например - кто написал один или другой священный документ, а для того, чтобы установить, что этот документ значит сегодня, каков его конкретный смысл и как его нужно использовать в каждодневной жизни.

Первая форма мидраша - так называемая халаха. Этот метод толкования и изучения Торы ищет в ней, прежде всего, правил для поступков и законного поведения, юридических установок и культовых предписаний. Такой вид экзегезы встречается и в кумранских текстах.

Вторая форма мидраша называется хаггада. Так еврейские учителя называли все толкования Священных Книг, целью которых является духовное образование (????????) верующих: нравственное, литургическое, догматическое. Такой метод толкования осуществляется разными способами, двигаясь от простых объяснений к свободному толкованию и проповеди.

Существует и третья форма мидраша, с которой мы встречаемся в кумранских рукописях . Она называется песхер. Здесь речь идет об актуализации книг пророков, через показ исполнения их пророчеств в событиях недалекого прошлого или настоящего, чтобы одновременно указать и на то, «что будет» в будущем.

Основная цель и стремление еврейского мидраша в том, чтобы показать значение слова Божия для жизни. Он всегда делает акцент на божественном происхождении Торы и ее абсолютном значении, находя в Святых Книгах открытыми все Божии тайны. Это толкование несет ощущение единства Священного Писания; отдельные места и тексты объясняются [не только] другими [текстами], но и живым преданием , современными обычаями, культом. Для него личности авторов не столь существенны, однако книги обычно именуются по авторам (Моисей, Давид (Псалмы), Премудрость Соломонова). Это толкование концентрирует всю жизнь еврейского народа вокруг Священного Писания, еще до кодификации мидраша раввинами употребляет контекст, т. е. объясняет один текст другим. Подходя, наконец, к событиям, происходящим в Израиле, и видя их как осуществление Божиего плана, который, как все верят, предсказан в Писании и скрыт как тайна за словами, мидраш старается этот план расшифровать, придерживаясь при этом общего смысла , хотя иногда рассматривая и детали.

Александрийская еврейская община начала использовать и эллинские методы толкования. Это особенно относится к Филону, который пытался соединить Библию со своими философскими идеями. Однако из этого возник герменевтический метод и направление, которые несвойственны Библии, ибо ее цель не философское понимание мира и человека, а укрепление отношений между Богом и человеком.

То, что составляет костяк этой древней еврейской экзегезы, - это вера в то, что Священное Писание - действительно слово Божие. В нем общий смысл предваряет объяснение деталей: оно и тогда придерживается общего смысла, когда некоторые детали трудно совмещаются с ним. Именно эти трудности и подталкивают толкователей к более тонкому и углубленному анализу. Древнееврейский мидраш использовал и современные ему научные средства, изучение истории и традиций (?????????), которые сохранялись наравне с каноническими ветхозаветными текстами.

Loading...Loading...