Кто такие были волхвы пришедшие к христу. Правда и ложь о библейских волхвах: персы, которые приняли мученическую смерть, посетив Вифлеем? и церковное Предание

ВОЛХВЫ (в Библии) ВОЛХВЫ (в Библии)

ВОЛХВЫ́, общее название служителей дохристианских культов, знахарей, считавшихся чародеями, иногда - восточных мудрецов, звездочетов. В Библии волхвы - цари или маги (см. МАГИ) , пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу (см. ИИСУС ХРИСТОС) . Упоминаются в Евангелии от Матфея (2, 1-12).
Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды и приходят в Иерусалим, где простодушно просят Ирода помочь им найти родившегося мессию (см. МЕССИЯ) - грядущего иудейского царя. Ирод пытается использовать волхвов, чтобы выведать имя своего предполагаемого преемника. Волхвы следуют за звездой, которая приводит их в Вифлеем (см. ВИФЛЕЕМ) . Здесь они совершают обряд «проскинезы» (повергаются перед младенцем ниц) и приносят дары: золото, ладан и мирру.
Сон запрещает им возвращаться к Ироду и они отправляются на родину, точное местоположение которой из евангелий нельзя установить. Не ясна и этническая принадлежность волхвов. Их считали и уроженцами Аравии, и (особенно часто) персами-магами. На Западе со времен Великих географических открытий (15 в.) волхвов изображают как представителей трех рас: черной, желтой и белой (число волхвов отсутствует в евангелии и также относится к области апокрифов). В восточной традиции имена волхвов приводятся различные, на Западе принято называть их Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Согласно легендам, они были крещены позднее апостолом Фомой (см. ФОМА (апостол)) и приняли мученическую кончину. Их предполагаемые мощи, обретенные Фридрихом Барбароссой (см. ФРИДРИХ I Барбаросса) , были захоронены в Кельнском соборе («Три Короля»). На Афоне, в обители Святого Павла хранятся «дары волхвов». В память о приношении волхвами даров укоренился обычай дарить подарки в праздник Рождества.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ВОЛХВЫ (в Библии)" в других словарях:

    Особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием вдревности. Это были мудрецы или так называемые маги, мудрость и силакоторых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.Смотря по степени культурного развития народа, его В.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия

    Особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были мудрецы или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его В … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Я; м. Лекарь самоучка, лечащий народными средствами, наговорами и т. п. Известный в округе з. З. умел заговаривать кровь. З. лечил и рвал зубы. Кто л. считается знахарем. ◁ Знахарка; знахарка, и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. Знахарский (см.). * *… … Энциклопедический словарь

    - (KÖln), город в Германии, земля Северный Рейн Вестфалия, порт на р. Рейн. 963 тыс. жителей (1994). Торгово финансовый центр. Международный аэропорт. Грузооборот порта 15 млн. т в год. Машиностроение, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая,… … Энциклопедический словарь

    - (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен … Википедия

    Царица Савская (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен. Период жизни: X век до н. э. Имя на других языках … Википедия

    Царица Савская (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен. Период жизни: X век до н. э. Имя на других языках … Википедия

    - «Поклонение волхвов» Рембрандт Волхвы (древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели») мудрецы, или маги (санскр. mah, клинописное magush, латинское magis, русское могучий, жрец), пользовавшиеся большим влиянием в древности. Мудрость и… … Википедия

Книги

  • , Саверский Александр Владимирович, Саверская Светлана. Эта книга сенсационна. Она убедительно доказывает, что путь евреев из Египта лежал не на Восток в безжизненную пустыню, которую никак не назовешь раем, а через Гибралтар (алтарь…
  • Новая география древности и "исход евреев" из Египта в Европу , Саверский А.. Эта книга сенсационна. Она убедительно доказывает, что путь евреев из Египта лежал не на Восток в безжизненную пустыню, которую никак не назовешь раем, а через Гибралтар (алтарь…

Три волхва, пришедшие к новорождённому Иисусу

Вот теперь пришло время поговорить о трёх волхвах. Как вы знаете, когда Иисус родился, к нему пришли три волхва и предрекли ему великое будущее, сказав, что он станет Царём Иудейским. Волхвы пришли с востока, увидев звезду, и, «открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Матфей, 2:11). Смирна - это мирра, пахучая смола для благовоний.

Имена волхвов: Каспар, Валтасар и Мельхиор. Мы привыкли считать, что все три волхва были мужчинами, однако это не так. Существует множество изображений, на которых ясно видно, что волхв Мельхиор, которого принято считать мужчиной, на самом деле является женщиной (см., например, рис. 125, взято из , т. 4).

А теперь вглядимся в имена волхвов, но для начала вспомним строение вселенной (рис. 126а). Этот рисунок можно понимать следующим образом (рис. 126 б):

Рис. 125. Поклонение волхвов с фрески кафедрального собора в Бонне, XV век. Волхв Мельхиор стоит посредине

Рис. 126 а. Строение Разума

Рис. 126 б. Разум - это любовь

Итак, имена волхвов. Начнём с Валтасара. Валтасар - Ваал царь - царь Нижнего царства - Волос - Сила Жизни - мужское начало.

Мельхиор - эль М/Ум - высший Ум/Мудрость. Тут можно было бы предположить, что речь идёт о Макоши - Мать-пустота - женское начало. И это действительно так, потому что ключом является хиор .

Хиор - архе - херо - херон. Херон с греческого переводится как «старик», отсюда же происходит слово герой (обратите внимание на корень хер в этих словах). Архе на том же греческом означает «начало, старший, высший» (хер действительно начало начал, и он выше всех). Следовательно, в имени Мельхиор мы имеем два слова, обозначающие высшее положение предмета, о котором идёт речь: это эль и хиор/архе , которые вместе можно перевести как «самый высший». Тогда имя Мельхиор можно в точности перевести как «Самый высший Ум», а это и есть Мудрость. Таким образом, мы здесь действительно имеем дело с Великой Матерью, Мудростью/Пустотой, которая лежит в самом начале, в основе мира.

То есть получается, что к новорождённому Христу пришли мужское и женское начала в виде первобытных сил Волоса и Макоши. То, что Мельхиор и Валтасар - пара, показывает имя Каспар. Каспар - саспар - sus пара - сус пара . Интересно, что многие средневековые картины, изображающие трёх волхвов, однозначно указывают на то, что Валтасар и Мельхиор - пара (в книге , т. 4, таких картин приведено множество).

А что такое сус? Как мы с вами выяснили в , т. 2, прозвище или звание Исус можно расшифровать примерно как «человек, у которого высшая духовная суть вышла наружу и стала его лицом» . Сус - это духовный вес сущего/сути, а всё сущее содержит в себе пару: мужское и женское начала - Валтасара и Мельхиор, то есть Волоса и Макошь, силу Жизни и Мудрость соответственно.

Объединим все три имени в одно целое, соединив их в одном рисунке. Что мы получим? Тот же рисунок, который уже рассматривали: мужское и женское начала, объединённые сутью - любовью (см. рис. 127). По-моему, доказывать не нужно, что любовь и сус (корень в имени Иисус) - это одно и то же.

Рис. 127. Значение имён трёх волхвов

Получается, когда Иисус родился, к нему пришла суть - пара, которая соединяет в себе мужское и женское начала, Силу Жизни и Мудрость, объединённые любовью. И что означают слова «когда родился Исус»? Когда «я» человека умирает и он превращается в бога, к нему приходит Знание/Суть, которая Любовью объединяет в себе Силу Жизни и Мудрость. Однако как много видели и знали наши предки! И мы опять видим, что история Христа - это не буквальное описание жизни человека, а символическое описание пути превращения человека в Бога. Это нужно очень чётко усвоить, иначе мы никогда не выйдем из пустой веры в проживание состояния Христа.

Кто такие волхвы?

Волхвами евангелист называет мудрецов и звездочетов. Они вели наблюдение за звездами, которые предсказали рождение Христа. Это древнее пророчество было известно волхвам, и поэтому они отправились в Вифлеем. Там они ожидали лицезреть появившегося на свет Царя Славы. Волхвов было несколько, но Евангелие не говорит, сколько именно и как их звали. Сегодня считается, что волхвов было трое, сколько и даров, но эта информация была дополнением, появившимся уже в раннехристианской литературе.

Традиционно в христианстве волхвы представлены в образах троих мужчин различного возраста: юный Бальтазар, зрелый Мельхиор и старец – Каспар. Кроме того, волхвы представляют и три стороны света. Бальтазар изображается африканцем, Мельхиор – европейцем, а Каспар – азиатом. В странах Востока трое приняли мученичество, а прежде их крестил апостол Фома. Императрица Елена Константинопольская нашла их мощи и долгое время хранила в Константинополе.

Дары волхвов

Что подарили Младенцу-Христу?


Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано - они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев.

В Рождественский сочельник христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении новорождённому Христу волхвов, которых привела к Нему чудесная звезда над Вифлеемом. Волхвы преподнесли дары - золото, ладан и смирну. Частицы Даров волхвов - одна из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя и сохранившихся до наших дней.

Кто такие волхвы?

В Евангелии слово «волхвы» означает звездочётов и мудрецов. Наблюдая за небесными светилами, они увидели неизвестное доселе явление и, зная о древнем пророчестве, отправились в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Царя Славы. Сами евангелисты не упоминали количество и имена волхвов - рассказ о трёх (по числу даров) волхвах (на западе - королях) появился в раннехристианской литературе и был дополнен в Средневековье.

Синодальный перевод Писания, в частности Нового Завета, вносит некую путаницу относительно термина «волхв». С одной стороны, речь идет о людях, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу. О них упоминается в Евангелии от Матфея (вторая гл.), и они, безусловно, позитивные персонажи. С другой стороны, в «Деяниях», в восьмой главе, рассказывается о некоем Симоне, который занимался волхвованием. Увидав, что снисхождение на человека Святого Духа позволяет тому творить большие чудеса, он принес апостолам деньги, прося их продать этот дар. С тех пор торговля церковными должностями называется симонией. Таким образом, волхв, упоминаемый в «Деяниях», — это чернокнижник, пытающийся выдать себя за кого-то великого. Одним словом, шарлатан. Так что значит «волхвы», какова этимология этого слова?

Что подарили Младенцу-Христу?

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса благодаря своему доброму и щедрому сердцу. У нее есть и евангельские корни. Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки - золото, ладан и смирну. Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано - они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение.

Дары волхвов: как применять мирру? Поговорим еще раз о драгоценных дарах Волхвов:Первыми дарителями Младенцу Иисусу, если вы помните Новый завет, были волхвы, которые нашли дорогу в Вифлеем. Не надо думать, что звезда в буквальном смысле шла перед ними по небосклону. Матфей говорит поэтическим языком. Но звезда сияла над Вифлеемом. Есть прекрасная легенда о том, что звезда, исполнив свою работу в качестве путеводителя, упала в вифлеемский колодец и все еще находится там, где ее иногда могут видеть люди, сердце которых чисто.

Многие легенды говорят о волхвах. Согласно раннему восточному преданию — их было двенадцать. Но теперь почти общепринятой стала традиция считать, что их было трое, так как в Новом Завете сказано, что они принесли три дара.

Они принесли ему в дар золото, ладан и смирну. Эти дары были сделаны не просто так. В каждом из трех подарков был заключен определенный смысл.

Принесшие дары Иисусу

Волхвы были первыми язычникам, поклонившимися младенцу Иисусу как Мессии, или «царю иудеев». Идя за звездой, они пришли с Востока в Вифлеем с дарами в виде золота, ладана и смирны. А ныне христиане поклоняются мощам этих магов-астрологов и тем знакам почтения, которые они принесли Спасителю.
Тем, кому захочется увидеть дары волхвов, придется отправиться в паломничество на Афон, в монастырь Святого Павла. Правда, возможность эту имеет лишь сильный пол — женщин в древнюю обитель мужского православного благочестия во избежание соблазна для иноков не пускают.
Афонские монахи сохранили драгоценные для человечества дары волхвов до наших дней. Греческие иноки монастыря Святого Павла содержат эти реликвии в нескольких небольших ковчегах — мощевиках. Монахи хорошо понимают, как велика для паломников духовная, » историческая и археологическая ценность даров волхвов, поэтому они после ночных богослужений выносят их на поклонение всем гостям обители.

У нее есть и евангельские корни. Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки - золото, ладан и смирну. Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор. Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано - они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев и именно им понятных с полуслова. Скажем, земная «родословная» Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея, ссылки на древние пророчества, цитаты из псалмов - все это своеобразный код, по которому Израиль мог распознать своего Мессию.

7. Кем же были волхвы и что они подарили младенцу Иисусу?

Впервые волхвах обстоятельно говорит Геродот в первой книге «Истории». Он их называет магами и считает одним из племен мидян. При персидском дворе они выполняли жреческие функции – были астрологами и толкователями снов. Волхвы были священниками Митры – культа, широко распространившегося в Римской империи в эпоху раннего христианства.

Матфей говорит, что волхвы пришли «с востока», но не уточняет, откуда именно. Иустин Мученик, Епифаний, Тертуллиан считали, что волхвы пришли из Аравии; Иоанн Златоуст и Василий Великий, что из Персии, а Августин полагал, чтоиз Халдеи. Во всяком случае ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины.

В памятниках византийского искусства волхвы предстают прибывшими из одной страны. К такому выводу естественно приходишь, видя их сходство с точки зрения национального типа и костюмов.

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса благодаря своему доброму и щедрому сердцу. У нее есть и евангельские корни. Как сказано в Писании, новорожденному Христу пришли поклониться три мудреца с Востока. В русской традиции их принято называть волхвами. Это были ученые люди, которые занимались наблюдением звездного неба. Они принесли Младенцу Иисусу подарки - золото, ладан и смирну. Звали волхвов Каспар, Бальтазар и Мельхиор.
Откуда пришли волхвы?

Про имена волхвов в Евангелии ничего не сказано - они известны из Предания. Об их поклонении новорожденному Христу из четырех Евангелистов пишет один только апостол Матфей, остальные опустили этот факт. Но тому есть логичное объяснение. Матфей писал свое Евангелие для народа Израиля, а потому его текст содержит массу сведений, принципиально важных именно для иудеев и именно им понятных с полуслова.

С момента великого Рождества Христова прошло более двух тысяч лет, однако традиция одаривать ближних сохранилась. Рождество было и остается великим праздником, а в этот день все так же принято дарить подарки своим родным и близким.

Дары волхвов

Волхвами в Евангелие называют мудрецов, которые верили в силу звезд, ожидая знака, когда же родится необычайный младенец, будущий Спаситель. Они первыми пришли поприветствовать появившегося на свет Христа и принесли ему дары. По преданию, позднее они приняли Христову веру и были убиты или умерли в муках. Сейчас мощи волхвов находятся в соборе в городе Кельн, куда их привезли из Константинополя.

Младенцу Иисусу подарили на Рождество смирну (смола дерева), ладан и золото, что означало три вещи: ему суждено умереть, он является Богом и Царь на земле. Часть этих подарков сохранена и разбросана по христианскому миру.

АфонДары волхвов — золото, ладан и смирна, принесенные восточными волхвами в дар новорожденному Младенцу Иисусу. Они сохранились до наших дней. Золото — двадцать восемь небольших пластин разной формы с тончайшим филигранным орнаментом. Ни на одной из пластин орнамент не повторяется. Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину, шарики, их около семидесяти. Дары волхвов хранятся в ковчегах на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла.

См. также: Туринская Плащаница

Исторический экскурс

О поклонении восточных мудрецов, принесших дары - золото, ладан и смирну - Богомладенцу Христу, рассказывается в Евангелии от Матфея.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:9-11)

Поклонение волхвов

Считается, что в стародавние времена существовал особый род людей, владеющих тайнами мироздания. Об этих странниках-мудрецах упоминается в Библии, в эпизоде о рождении Иисуса Христа. Именно волхвы первыми пришли поклониться Иисусу. Место рождения мессии им указала звезда. Волхвы поклонились младенцу, как царю, и принесли ему дары: золото, ладан и мирру. Этой благовонной смолой умащали мертвецов.

Следовательно, волхвы знали, кому поклоняются, предвидели всю его земную жизнь наперед.

А кого славяне называли волхвами? Людей, обладавших тайными знаниями, видящих прошлое и будущее. Предположительно слово «волхв» произошло от имени бога Велеса, и постепенно преобразовалось в «волшебство».

Волхвы не только служили высшим силам, но и сами могли воздействовать на различные явления. Ни одно событие в древних общинах, от рождения человека до смерти, не обходилось без участия этих мудрецов.

ВОЛХВЫ - особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности и приобретший особенную известность вследствие того, что представители его явились в Вифлеем поклониться новорожденному Христу (Матф. 2, 1 и 2). Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его волх. или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» - от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина волхвов - древний Восток. Магия или волхование было одною из важнейших отраслей знания в древней Ассиро-Вавилонии. Тамошние маги существенно отличались от жрецов; жертву богам, напр., приносят жрецы, а изъясняют сны, предсказывают будущее волхвы, маги, мудрецы. У них был свой глава или начальник, так называемый раб-маг, который, как и другие высшие чины, носившие соответствующие же титулы (раб-сарис, раб-сак), был одним из ближайших советников вавилонского царя (Иерем. 39, 3, и 13). Сами волх. разделялись на несколько разрядов, из которых каждый имел свою особую специальность и носил соответствующее название. К одному разряду относилось составление писанных заговоров или талисманов, прикладывавшихся к телу больных людей или к дверям домов, пораженных каким-нибудь большим несчастием. Волх., занимавшиеся этим, назывались хертуммимами, в собственном смысле магами. Другой класс мудрецов (ашшафимы или мекашафимы) имел своею специальностью чтение заклинаний; третий класс (газеримы) вел запись различных физических и астрономических явлений, которые служили для них основой предсказания будущих событий. Особенно важное значение имели газеримы или звездочеты. Ассиро-вавилонские волх. были самыми знаменитыми в древности, так что их общее название халдеи сделалось впоследствии у других народов синонимом магов. У египтян также были мудрецы или волх.; их волхование весьма близко напоминает собою подобную же мудрость халдеев. Они также отличались знанием тайн природы, которыми пользовались для произведения необычайных явлений, как это можно видеть из их состязания с Моисеем в присутствии Фараона (Исход. 7, 8-12 и др.), истолковывали сны и делали предсказания на основании астрономических наблюдений. Но у египтян сообразно с их более серьезным характером и самые волх. отличались серьезностью и преданы были главным образом научной разработке представлявшихся их наблюдению явлений. От ассиро-вавилонян волх. перешли и к персам, где они сначала встретили себе сильный отпор со стороны туземных жрецов. Но затем магизм привился у персов, слившись с местным жречеством, так что и самое слово маг или волхв у персов получило значение жреца или священника. Зороастр во многих древних памятниках выставляется как глава и преобразователь класса магов или волх. Из Персидской монархии понятие волх. перешли к грекам, сначала азиатским, а затем и европейским. Под именем волхвов или магов греки стали вообще разуметь разных чародеев или колдунов, заклинателей, искусство которых имело иногда весьма сомнительное значение. Впрочем, Платон с уважением говорит о магии Зороастра, как составляющей такую основу воспитания, которая лучше афинской. Ксенофонт также одобрительно отзывается о магах в своей Киропедии. По определению позднейшего лексикографа Свиды, магами назывались «у персов философы и богословы». В греческом переводе Библии под магами разумеются вавилонские и египетские мудрецы, снотолкователи, толкователи священных книг, врачеватели, волшебники, вызыватели мертвых и пр. От греков, а потом и непосредственно от восточных народов, волх. перешли к римлянам, которые весьма скоро стали смотреть на восточных волх., как на низких обманщиков, бессовестно эксплуатировавших народное суеверие. Тацит называет мудрость восточных волх. суеверием (magicae Superstitiones), а Плиний видит в пей «пустоту» и «обман» (vanitates magicae, mendacia magica). Римские сатирики времен империи бичуют как самых магов, так и их многочисленных клиентов. Несмотря на это, волх. получали все больше и больше влияния в римском обществе. Во многих домах римской знати волх. состояли на жалованьи, а при дворе кесарей по временам жили целыми полками, играя важную роль во всех придворных интригах. Уже во II в. до P. X. была попытка изгнать халдеев из Рима. Закон Суллы, относившийся к разным сикариям и тайным злодеям, на практике применялся и к волх. В последующее время иные правители преследовали волх., а другие, напротив, покровительствовали им. Так, император Август, старавшийся восстановить старый римский культ, запрещал азиатским Волхвам и астрологам заниматься своими предсказаниями и даже сжигал их книги. Тиверий и Клавдий также издавали различные постановлений касательно изгнания «математиков и магов», хотя известно, что лично Тиверий был далеко не равнодушен к ним и тайно окружал себя целыми «стадами халдеев» (по саркастическому выражению Тацита). Нерон относился к ним настолько благосклонно, что не прочь был принять участие в пиршествах магов. Весиасиан, Адриан и Марк Аврелий относились к ним с терпимостью. Некоторые из восточных волхвов, как напр., Аполлоний Тианский, приобретали громкую известность. Само понятие о магах все более расплывалось, и под ними разумелись вообще приверженцы всего таинственного и непостижимого. Знаменитый языческий полемист против христианства Цельсий почти не различал магов от христиан и приписывал самому Христу знание магии. Со своей стороны, христиане объясняли магией чудеса, совершавшиеся, будто бы, известными в то время еретиками. В царствование Каракаллы волх. были сжигаемы живыми, а пользовавшиеся их чарами ко вреду другим были распинаемы или отдаваемы на растерзание зверям. Александр Совер относился к волх. так благосклонно, что давал им государственное содержание. Диоплетиан возобновил прежние против них указы, но вполне отрицательное отношение к ним установилось лишь при христианских императорах. Константин Великий издал ограничительные постановления касательно всякого волшебства, а его сын Констанций и последующие императоры запрещали магию под страхом смертной казни. Это отношение к волх. нашло себе ясное юридическое определение в законах Юстиниана, послуживших основой последующего законодательства христианских народов.

Что касается тех волхвов, о которых упоминает евангелист Матфей в истории рождения Христа, говоря, в Иерусалим «пришли с востока волх. и спрашивали, где родившийся царь иудейский» (Матф. 2, 1 и 2), то трудно решить, что это были за люди, из какой страны и какой религии, так как евангелист не дает никаких указаний на это. Но дальнейшее заявление этих волх., что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться (Мф. 2, 2), показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных волх., которые занимались астрономическими наблюдениями. Если так, то к путешествию в Иерусалим могло побудить их следующее явление. Около времени Рождества Христова, именно в 747 году по основании Рима, на небе видимо было чрезвычайно редкое сочетание планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. Оно не могло не обратить на себя внимания всех, кто наблюдал за звездным небом и занимался астрономией, т. е. именно халдейских волх. В следующем году к этому сочетанию присоединился еще Марс, который еще более усилил необычайность всего явления, носящего на себе печать чудесности (см. «Звезда на востоке»). Волх., поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, по свидетельству евангелиста, «отошли в страну свою», возбудив тем крайнее раздражение Ирода. О них сложился целый цикл легенд, в которых эти вост. мудрецы являются уже не простыми волх., а царями, представителями трех рас человечества. Позже предание знает даже самые имена их - Каспар, Мельхиор и Вальтасар, и подробно описывает самую их наружность. В восточных христианских сказаниях волх. получают еще более внешнего величия и блеска. Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7.000 человек. По возвращении в свою страну (на отдаленнейшем Востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то ап. Фома встретил их в Пареии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополь, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, известный под названием трех царей (6-го января), и они сделались вообще покровителями путешественников. Вследствие этого последнего обстоятельства имена их нередко употреблялись для названия гостиниц.

По литературе предмета, кроме специального исследования Ленормана о магии халдеев, можно указать на статьи в специальных словарях: Герцога, под сл. Мagier, Смита под сл. Magi и др. См также обстоятельную ст. проф. П. Протопопова: «Волхвы египетские, вавилонские и вифлеемские» («Вера и разум» 1902 г., кн. 23 и 24) (Ср. Энцикл. Словарь Брокгауз-Ефрон т. 13).

* А. П. Лопухин

Источник текста: Православная богословская энциклопедия . Том 3, стр. 757. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г.

Считается, что в стародавние времена существовал особый род людей, владеющих тайнами мироздания. Об этих странниках-мудрецах упоминается в Библии, в эпизоде о рождении Иисуса Христа. Именно волхвы первыми пришли поклониться Иисусу. Место рождения мессии им указала звезда. Волхвы поклонились младенцу, как царю, и принесли ему дары: золото, ладан и мирру. Этой благовонной смолой умащали мертвецов.

Следовательно, волхвы знали, кому поклоняются, предвидели всю его земную жизнь наперед.

А кого славяне называли волхвами? Людей, обладавших тайными знаниями, видящих прошлое и будущее. Предположительно слово «волхв» произошло от имени бога Велеса, и постепенно преобразовалось в «волшебство».

Волхвы не только служили высшим силам, но и сами могли воздействовать на различные явления. Ни одно событие в древних общинах, от рождения человека до смерти, не обходилось без участия этих мудрецов. Они были служителями культа, осуществлявшими связь с духами и богами, прорицателями, лекарями. Обладали даром перевоплощения, знали законы природы, астрологию, владели праславянской письменностью.

В обществе волхвы занимали высокое положение. С ними советовались старейшины, а позднее и князья. Тех, кого называли волхвами, можно найти в любой мировой культуре.

Кто такие волхвы и что символизируют Дары волхвов?

Волхвами в Древней Руси называли людей, умевших предсказывать будущее, лечить недуги с помощью трав и заклинаний, совершать различные магические и религиозные обряды. Их называли также магами, волшебниками, чародеями, предсказателями, пророками и мудрецами. Волхвам приписывали владение особой магический силой и тайными знаниями, их почитали и побаивались.

В Евангелии волхвы упоминаются в связи с рождением Иисуса: в нём говорится, что они пришли с Востока в Вифлеем, ведомые Вифлеемской звездой, чтобы поклониться новорожденному Царю Израиля, и принесли Ему богатые дары.

Дары волхвов - ими были золото, ладан и смирна - имели особое символическое значение. Золото являлось даром, преподносимым Царю. Ладан - дар, предназначавшийся Первосвященнику. А смирна, или мирро - была даром Избранному для будущей искупительной жертвы, для которой Иисус и был рождён, поскольку ею в Древнем Израиле умащали тела умерших.

В Библии термин «волхвы» относится к мудрецам и звездочетам, которые могли предсказывать будущие события по движению небесных светил. Наблюдая за небом, волхвы увидели над городом Вифлеемом необычную звезду. Следуя за ней, странствующие маги пришли к месту, где находился новорожденный Христос, признали в нем Царя Славы и преподнесли ему свои дары.

Волхвы поспешили в Вифлеем, поскольку считали яркую звезду в небе знаком, свидетельствовавшем о рождении Великого Царя, появление которого так давно ожидалось. Для волхвов это была не просто звезда, а сияние ангельской божественной силы. На Востоке, откуда прибыли звездочеты, давно были распространены пророчества Ветхого Завета о приходе Мессии, которому была уготована роль Спасителя заблудшего человечества.

Авторы Евангелий не называют имена волхвов и их число. Упоминание о трех магах появилось в ранней христианской литературе гораздо позже, а впоследствии сказание было дополнено средневековыми авторами. По установившейся традиции считается, что к Иисусу пришли трое волхвов. Упоминаются даже их имена и национальности. Африканец Бальтазар был юношей, Мельхиор был среднего возраста и происходил из Европы, а Каспар, будучи седым старцем, представлял Азию.

Легенда гласит, что после посещения Иисуса волхвы отошли в другие земли. Считается, что много позднее они были крещены и приняли мученическую смерть в одной из восточных стран. Мощи волхвов впоследствии были найдены и сохранены в Константинополе, после чего их переместили в Европу, где мощи и хранятся по сей день.

Дары волхвов

Что же представляли собой дары волхвов? В Библии сказано, что мудрецы преподнесли новорожденному Иисусу три подарка: ладан, золото и смирну - благовонную смолу. Каждый дар имел свое особое символическое значение. Ладан - подношение Богу. Золото обычно дарили царям. Смирна символизировала будущую жертву Христа, отдавшего свою жизнь во имя спасения человечества.

Согласно преданию, мать Иисуса впоследствии передала дары волхвов христианам Иерусалима, а затем эти христианские символы оказались в Константинополе. Уже в XV веке священные дары перевезли в Афонский монастырь, куда их и передали на хранение. Частицы христианской реликвии бережно хранятся в десяти специальных ковчегах. Истинные христиане очень почитают эти реликвии, которые напоминают о далеких временах и напрямую связаны с земной жизнью Спасителя.

В Евангелии слово волхвы означает звездочётов и мудрецов. Наблюдая за небесными светилами, они увидели неизвестное доселе явление и, зная о древнем пророчестве, отправились в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Царя Славы. Сами евангелисты не упоминали количество и имена волхвов рассказ о трёх волхвах появился в раннехристианской литературе и был дополнен в Средневековье. Согласно традиции, волхвов изображают людьми трёх возрастов и трёх сторон света. По преданию, позже волхвы были крещены апостолом Фомой и приняли мученичество в восточных странах. А их мощи были найдены императрицей Еленой Константинопольской и положены сначала в Константинополе, а затем перенесены в Западную Европу, где сейчас хранятся в Кёльнском соборе.

Волхвы принесли Младенцу три дара: золото, ладан и смирну. Каждый из даров имел своё символическое значение:

Смирна - Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии.

Золото - дар Младенцу как царю, указывающий на то, что Иисус родился, чтобы быть Царём.

Ладан - дар Ему как Богу.

Именно эти дары положили начало возникшей в христианском мире традиции дарить подарки на Рождество и вообще новорождённым.

По преданию, Дары волхвов Пресвятая Богородица передала христианской общине Иерусалима, после чего они были перенесены в Константинополь в храм Святой Софии. После завоевания Константинополя турками в XV веке дочь сербского князя Мария Бранкович перевезла Дары волхвов на Афон, где они хранятся уже более 500 лет в Афонском монастыре Святого Павла.

Реликвия представляет собой 28 треугольных и квадратных золотых пластин, к ним на серебряной нити прикреплены 60 бусин, состоящих из смеси ладана и смирны.

Сегодня части реликвии хранятся в десяти особых ковчегах и несколько из них будут доступны в дни рождественских праздников в Москве в храме Христа Спасителя.

Что такое Рождество знает каждый из нас. И все знают, что в день появления Иисуса на свет ему были преподнесены дары волхвов . Это особые люди, которые в древности пользовались очень большим влиянием. Это были маги, которые знали тайны, недоступные обычному люду. И здесь уж все зависело от культурного развития данного народа: волхв мог быть банальным знахарем, мог представлять собой своеобразный сонник, толкующий вещие сны или же обладать действительно какими-то магическими знаниями.

Сами волхвы разделялись на несколько специальностей: хертумиммы были магами в самом полном смысле этого слова, ашшафимы читали заклинания, газеримы записывали различные астрономические и физические явления и прекрасно знали, существуют ли вещие сны.

Но вернемся же к восточным мудрецам, которые преподнесли дары младенцу Иисусу. По свидетельству евангелистов далее пути волхвов лежали в свою страну. Про этих трех царей Мельхиора, Валтасара и Каспера даже возник целый цикл легенд, утверждалось, что были они царями, представляющими три расы человечества.

После возвращения в свою страну, которая по легенде расположена на самом далеком Востоке, волхвы предались молитве и созерцательной жизни. Затем, по истечению времени, они были крещены апостолом Фомою и сами стали проповедовать новую эру.

Легенда утверждает, что царица Елена нашла мощи царей, сперва они пребывали в Константинополе, а затем переместились в Милан и Кёльн, где и по сей день хранятся черепа царственных волхвов. Праздник трёх царей широко отмечается на Западе 6 января, а считаются они покровителями путешественников.

Источники: elhow.ru, www.bolshoyvopros.ru, www.kakprosto.ru, www.aif.ru, www.prozagadki.ru

Мара – богиня смерти

В славянской мифологии присутствует персонаж, которого боялись и всячески старались избегать. Это – богиня смерти Мара, ...

Богиня Церера

Церера - римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима. Ее главная функция - охрана...

Loading...Loading...