4 сон веры павловны краткое содержание читать. Сны Веры Павловны (из романа Что делать?, Н. Г. Чернышевского). Вера. Новые сны

Сочинение

Общество будущего показано в романе в четвёртом сне Веры Павловны. Человек будущего, предсказывает Чернышевский, переделает природу при помощи чудесных машин. Он заставит природу служить себе, навеки освободится от «власти земли» над собой, сбросит с себя зависимость от стихийных сил природы.

Труд перестанет быть тяжёлым и позорным бременем, станет лёгким и радостным, ибо все тяжёлые работы будут делать машины. Труд станет естественной потребностью и наслаждением для человека. Люди будущего, предсказывает Чернышевский, превратят пустыни в плодородные земли, покроют садами голые скалы, пророют грандиозные каналы. Навсегда исчезнет противоположность между умственным и физическим трудом. Человек будущего, освобождённый от нужды и забот, станет всесторонне развитым существом, сможет полностью раскрыть все богатства своей натуры. Люди будущего цветут здоровьем и силой, они стройны и грациозны, они не рабы машин, а творцы и созидатели.

Они - музыканты, поэты, философы, учёные, артисты, но они же работают на полях и заводах, управляют совершенными, ими созданными машинами. «Все они - счастливые красавцы и крас!авицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения».

Рисуя победу социализма в России, Чернышевский в то же время предсказывает неизбежное торжество его во всём мире, когда будут сметены все искусственные границы между народами и каждый человек станет желанным гостем и полноправным хозяином в любом месте земного шара. Тогда исчезнет всякое угнетение человека человеком, наступит «для всех вечная весна и лето, вечная радость».

С глубокой проницательностью предвидел Чернышевский, что социализм раскрепостит женщину от домашнего рабства, что общество возьмёт на себя значительную долю забот о воспитании подрастающего поколения и обеспечении стариков. Он верил, что сменится всего несколько поколений, и социализм победит в России и во всем мире. Гениальное предвидение Н. Г. Чернышевского сбылось в наше время: многие страны Европы и Азии приступили к построению социалистического общества, следуя великому примеру советского народа, построившего социализм и идущего к коммунизму. «Будущее светло и прекрасно»,- неустанно повторял Чернышевский и страстно звал к борьбе за него: «Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте”"ег”67 переносите из него в настоящее;” сколько можете перенести: “настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести».

Основные герои русской классической литературы предшествовавшей Чернышевскому,-«лишние люди». Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин. Обломов при всём различии между собой сходны в одном: все они, по словам Герцена, «умные ненужностн», «титаны слова и пигмеи дела», натуры раздвоенные, страдающие от вечного разлада между сознанием и волей, мыслью и делом, - от нравственного изнурения. Не таковы герои Чернышевского. Его «новые люди» знают, что им нужно делать, и умеют осуществить свои замыслы, у них мысль неотделима от дела, они не знают разлада между сознанием и волей. Герои Чернышевского - творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти новые люди находятся в центре внимания автора, они - главные герои ромайа; поэтому уже к концу второй главы романа «отпускаются со сцены» такие представители старого мира, как Марья Алеюсеевна, Сторешников, Жюли, Серж и др.

Роман начинается необычно, с развязки - сценой таинственного исчезновения одного из героев. Такое загадочное начало нередко встречалось в произведениях западных романистов - Эжена Сю, Александра Дюма, широко известных в тогдашней России.

Чернышевский сам в третьей главе («Предисловие») разъясняет смысл этого приёма: «Я употребил обыкновенную хитрость романистов: начал повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца её, прикрыл их туманом». Такое начало позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, которой автор «забрасывал удочку с приманкой эффектности», с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры, сбить её с толку обычными приёмами авантюрного романа.

В дальнейшем изложении Чернышевский пародирует подобные романы, заявляя: «Я пишу без уловок и потому вперёд говорю: трескучего столкновения не будет, всё развяжется без бурь, без громов и молний».

Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важное значение заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».

Особенно велико значение четвёртого сна Веры Павловны. В нём в аллегорической форме, в смене картин, рисуется прошлое, настоящее и будущее человечества. В четвёртом сне Веры Павловны снова появляется революция, «сестра своих сестёр, невеста своих женихов». Она говорит о равенстве, братстве, свободе, о том, что «нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины», рассказывает о том, как будет устроена жизнь людей и каким станет человек при социализме.

Характерной особенностью романа являются частые авторские отступления, обращения к героям, беседы с проницательным читателем. Значение этого воображаемого персонажа очень велико в романе. В его лице осмеяна и разоблачена обывательская часть публики, косная и тупая, ищущая в романах острых сцен и пикантных положений, постоянно толкующая о «художественности и ничего не понимающая в подлинном искусстве. Проницательный читатель -тот, кто «самодовольно толкует о литературных или учёных вещах, в которых ни бельмеса не смыслит, и толкует не потому, что в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять своим умом (которого ему не случилось получить от природы), своими возвышенными стремлениями (которых в нём столько же, как в стуле, на котором он сидит) и своей образованностью (которой в нём столько же, как в попугае) ».

Издеваясь и глумясь над этим персонажем, Чернышевский тем самым обращался к читателю-другу, к которому он питал, огромное уважение, истребовал от него вдумчивого, пристального,. подлинно проницательного отношения к рассказу о «новых людях».

Введение в роман образа проницательного читателя объяснялось необходимостью привлечь внимание читающей публики к тому, о чём по цензурным условиям Чернышевский не мог говорить открыто и прямо.

Другие сочинения по этому произведению

«Без великодушных идей человечество жить не может». Ф. М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — Н. Г. Чернышевский. «Что делать?».) "Величайшие истины - самые простые" Л.Н.Толстой (По одному из произведений русской литературы - Н.Г.Чернышевский "Что делать?") «Новые люди» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?» Новые люди" в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать? "Новые люди" Чернышевского Особенный человек Рахметов Пошлые люди" в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать? "Разумные эгоисты" Н. Г. Чернышевского Будущее светло и прекрасно (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Чернышевского «Что делать?» Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?» Мое мнение о романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Н.Г.Чернышевский "Что делать?" Новые люди (по роману "Что делать?") Новые люди в «Что делать?» Образ Рахметова Образ Рахметова в романе Н.Г.Чернышевского "Что делать?" От Рахметова до Павла Власова Проблема любви в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Проблема счастья в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Рахметов - "особенный" герой романа Н. Чернышевского "Что делать?" Рахметов в ряду героев русской литературы XIX века Рахметов и путь в светлое будущее (роман Н.Г. Чернышевского "Что делать") Рахметов как «особенный человек» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Роль снов Веры Павловны в раскрытии замысла автора Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать» о человеческих отношениях Сны Веры Павловны (по роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Тема труда в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Теория «разумного эгоизма» в романе Г. Н. Чернышевского «Что делать?» Философские взгляды в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Художественное своеобразие романа «Что делать?» Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Н. Чернышевского "Что делать?" Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Что значит быть «особенным» человеком? (По роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?») Эпоха царствования Александра II и появление "новых людей", описанных в романе Н. Чернышевского "Что делать?" Ответ автора на вопрос в заглавии Система образов в романе «Что делать» Роман «Что делать?» Анализ эволюции литературных героев на примере образа Рахметова Роман Чернышевского «Что делать» Композиция романа Чернышевского «Что делать?» Главная тема романа «Что делать?» Творческая история романа “Что делать?” Вера Павловна и француженка Жюли в романе «Что делать?» Жанровое и идейное своеобразие романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Новое отношение к женщине в романе «Что делать?» Роман «что делать?». Эволюция замысла. Проблема жанра Характеристика образа Мерцалова Алексея Петровича О человеческих отношениях Какие ответы дает роман «Что делать?» «Реальная грязь». Что же имеет в виду Чернышевский, употребляя этот термин Чернышевский Николай Гаврилович, прозаик, философ Черты утопии в романе Николая Чернышевского "Что делать?" ОБРАЗ РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО "ЧТО ДЕЛАТЬ?" Чем близки мне нравственные идеалы "новых людей" (по роману Чернышевского "Что делать?") Рахметов «особенный человек», «высшая натура», человек «другой породы» Николай Гаврилович Чернышевский Рахметов и новые люди в романе «Что делать?» Что привлекает меня в образе Рахметова Герой романа «Что делать?» Рахметов Реалистический роман в Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Кирсанов и Вера Павловна в романе «Что делать?» Характеристика образа Марьи Алексеевны в романе «Что делать?» Русский утопический социализм в романе Чернышевского «Что делать?» Сюжетное построение романа «Что делать?» Чернышевский Н. Г. "Что делать?" Есть ли истина в романе Чернышевского «Что делать?» Анализ эпизода по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать» «Четвертый сон Веры Павловны»

Четвертый сон Веры Павловны больше необходим для автора, чем для романа в целом. Этот эпизод – редкий миг
откровения автора; он делится с читателями идеей, а может и мечтой, которую сформулировал, пройдя основную
часть своей жизни. С моей точки зрения, этот кусочек произведения можно выделить в отдельное независимое
целое. Но вместе с этим, этот эпизод прекрасно вошел в композицию романа, и с этой позиции решение автора
через сон Веры Павловны представить свои размышления оказалось гениальным.

С первых же строчек погружение в сон стремительно и фантастично. На фоне безумно красивой природы звучат
лирические произведения, Вера Павловна встречает старую знакомую, вместе с которой она улетает во дворец на
«роскошный пир». С пением поэта раскрывается история, «и жизнь тысячелетий проносится в его песне». Его
рассказ переходит в диалог двух женщин. Вера Павловна узнает странные вещи и даже заглядывает в будущее. На
последних словах ее знакомой, оказавшейся царицей, сон заканчивается.

У этого эпизода есть замечательная художественная особенность. Царица говорит только с Верой, но по
восприятию текста кажется, что на самом деле диалог ведется между мной (читателем) и автором, который скрыт
под маской женщины. Это его идеи мы слышим, его мысли воспринимаем.

Из слов царицы ясно, что, когда люди перестают быть животными, в женщине начало просыпаться сознание, но она
была признаваема мужчиной только как рабыня. Таким образом возникли Астарта, Афродита, «Непорочность», а затем
родилась Она, как вершина эволюции, когда мужчина признал женщину себе равной. И тут наступает кульминация
сюжета. Вера Павловна узнает, что царица – это она сама, что она – «цель жизни и вся жизнь». В ней, прежде
всего, важна внутренняя красота, осознание равноправности, без которого нет «чистоты сердца», «чистоты тела»,
«подлинной внешней красоты».

Затем царица приподнимает занавес времени и показывает Вере будущее. Здесь царствует вечная природа,
молодость, здесь удивительные здания, техника и люди. Все гармонично, все счастливы. Рисуется картина
«светлого будущего».

Заканчивается путешествие и сам сон призывом к этому «светлому будущему».

Вера Павловна поражена новыми открытиями, она удивлена всему, что видит. Но для нее этот сон важен, потому
что она понимает правильность и важность своего пути. Она осознает свое предназначение. Хотя с какой-то точки
зрения этот сон – ее мечта, ее фантазия, в чем я сомневаюсь. Я считаю, что в этом эпизоде отчетливо слышен
голос автора. Эти идеи могли родиться в голове взрослого мужчины с определенным жизненным опытом, но не у
молодой женщины. Этот эпизод не углубил и не раскрыл Веру как-то по-иному. Главное то, что автор считает ее
идеалом и видит ее царицей «светлого будущего».

Как современный читатель, я могу с allsoch.ru - 2001-2005 уверенностью сказать, основываясь на опыте предыдущих поколений, что эта
утопическая картина мира невозможна для реального воплощения. И я этому рада, потому что считаю жизнь в таком
мире скучной и бессмысленной.

холодно и сыро, зачем же быть здесь? Здесь из 2 000 человек осталось теперь

десять - двадцать человек оригиналов, которым на этот раз показалось

приятным разнообразием остаться здесь, в глуши, в уединении, посмотреть на

северную осень. Через несколько времени, зимою, здесь будут беспрестанные

смены, будут приезжать маленькими партиями любители зимних прогулок,

провести здесь несколько дней по-зимнему".

Но где ж они теперь? - "Да везде, где тепло и хорошо, - говорит

старшая сестра: - на лето, когда здесь много работы и хорошо, приезжает сюда

множество всяких гостей с юга; мы были в доме, где вся компания из одних

вас; но множество домов построено для гостей, в других и разноплеменные

гости и хозяева поселяются вместе, кому как нравится, такую компанию и

выбирает. Но принимая летом множество гостей, помощников в работе, вы сами

на 7-8 плохих месяцев вашего года уезжаете на юг, - кому куда приятнее. Но

есть у вас на юге и особая сторона, куда уезжает главная масса ваша. Эта

сторона так и называется Новая Россия". - "Это где Одесса и Херсон?" - "Это

в твое время, а теперь, смотри, вот где Новая Россия".

Горы, одетые садами; между гор узкие долины, широкие равнины. "Эти горы

были прежде голые скалы, - говорит старшая сестра. - Теперь они покрыты

толстым слоем земли, и на них среди садов растут рощи самых высоких

деревьев: внизу во влажных ложбинах плантации кофейного дерева; выше

финиковые пальмы, смоковницы; виноградники перемешаны с плантациями

сахарного тростника; на нивах есть и пшеница, но больше рис". - "Что ж это

за земля?" - "Поднимемся на минуту повыше, ты увидишь ее границы". На

далеком северо-востоке две реки, которые сливаются вместе прямо на востоке

от того места, с которого смотрит Вера Павловна; дальше к югу, все в том же

юго-восточном направлении, длинный и широкий залив; на юге далеко идет

земля, расширяясь все больше к югу между этим заливом и длинным узким

заливом, составляющим ее западную границу. Между западным узким заливом и

морем, которое очень далеко на северо-западе, узкий перешеек. "Но мы в

центре пустыни?" - говорит изумленная Вера Павловна. "Да, в центре бывшей

пустыни; а теперь, как видишь, все пространство с севера, от той большой

реки на северо-востоке, уже обращено в благодатнейшую землю, в землю такую

же, какою была когда-то и опять стала теперь та полоса по морю на север от

нее, про которую говорилось в старину, что она "кипит молоком и медом"

{149}. Мы не очень далеко, ты видишь, от южной границы возделанного

пространства, горная часть полуострова еще остается песчаною, бесплодною

степью, какою был в твое время весь полуостров; с каждым годом люди, вы

других странах: всем и много места, и довольно работы, и просторно, и

обильно. Да, от большой северо-восточной реки все пространство на юг до

половины полуострова зеленеет и цветет, по всему пространству стоят, как на

севере, громадные здания в трех, в четырех верстах друг от друга, будто

бесчисленные громадные шахматы на исполинской шахматнице. "Спустимся к

одному из них", - говорит старшая сестра.

Такой же хрустальный громадный дом, но колонны его белые. "Они потому

из алюминия, - говорит старшая сестра, - что здесь ведь очень тепло, белое

меньше разгорячается на солнце, что несколько дороже чугуна, но по-здешнему

удобнее". Но вот что они еще придумали: на дальнее расстояние кругом

хрустального дворца идут ряды тонких, чрезвычайно высоких столбов, и на них,

высоко над дворцом, над всем дворцом и на, полверсты вокруг него растянут

белый полог. "Он постоянно обрызгивается водою, - говорит старшая сестра: -

видишь, из каждой колонны подымается выше полога маленький фонтан,

разлетающийся дождем вокруг, поэтому жить здесь прохладно; ты видишь, они

изменяют температуру, как хотят". - "А кому нравится зной и яркое здешнее

солнце?" - "Ты видишь, вдали есть павильоны и шатры. Каждый может жить, как

ему угодно; я к тому веду, я все для этого только и работаю". - "Значит,

остались и города для тех, кому нравится в городах?" - "Не очень много таких

людей; городов осталось меньше прежнего, - почти только для того, чтобы быть

центрами сношений и перевозки товаров, у лучших гаваней, в других центрах

сообщений, но эти города больше и великолепнее прежних; все туда ездят на

несколько дней для разнообразия; большая часть их жителей беспрестанно

сменяется, бывает там для труда, на недолгое время". - "Но кто хочет

постоянно жить в них?" - "Живут, как вы живете в своих Петербургах, Парижах,

Лондонах, - кому ж какое дело? кто станет мешать? Каждый живи, как хочешь;

только огромнейшее большинство, 99 человек из 100, живут так, как мы с

сестрою показываем тебе, потому что это им приятнее и выгоднее. Но иди же во

дворец, уж довольно поздний вечер, пора смотреть на них".

Но нет, прежде я хочу же знать, как это сделалось?" - "Что?" - "То,

что бесплодная пустыня обратилась в плодороднейшую землю, где почти все мы

проводим две трети нашего года". - "Как это сделалось? да что ж тут

мудреного? Ведь это сделалось не в один год, и не в десять лет, я постепенно

подвигала дело. С северо-востока, от берегов большой реки, с северо-запада,

от прибережья большого моря, - у них так много таких сильных машин, - возили

глину, она связывала песок, проводили каналы, устраивали орошение, явилась

зелень, явилось и больше влаги в воздухе; шли вперед шаг за шагом, по

нескольку верст, иногда по одной версте в год, как и теперь все идут больше

на юг, что ж тут особенного? Они только стали умны, стали обращать на пользу

себе громадное количество сил и средств, которые прежде тратили без пользы

или и прямо во вред себе. Недаром же я работаю и учу. Трудно было людям

только понять, что полезно, они были в твое время еще такими дикарями,

такими грубыми, жестокими, безрассудными, но я учила и учила их; а когда они

стали понимать, исполнять было уже не трудно. Я не требую ничего трудного,

ты знаешь. Ты кое-что делаешь по-моему, для меня, - разве это дурно?" "Нет".

- "Конечно, нет. Вспомни же свою мастерскую, разве у вас было много средств?

разве больше, чем у других?" - "Нет, какие ж у нас были средства?" - "А ведь

твои швеи имеют в десять раз больше удобств, в двадцать раз больше радостей

жизни, во сто раз меньше испытывают неприятного, чем другие, с такими же

средствами, какие были у вас. Ты сама доказала, что и в твое время люди

могут жить очень привольно. Нужно только быть рассудительными, уметь хорошо

устроиться, узнать, как выгоднее употреблять средства". - "Так, так; я это

знаю". - "Иди же еще посмотреть немножко, как живут люди через несколько

времени после того, как стали понимать то, что давно понимала ты".

Они входят в дом. Опять такой же громаднейший, великолепный зал. Вечер

в полном своем просторе и веселье, прошло уж три часа после заката солнца:

самая пора веселья. Как ярко освещен зал, чем же? - нигде не видно ни

канделябров, ни люстр; ах, вот что! - в куполе зала большая площадка из

матового стекла, через нее льется свет, - конечно, такой он и должен быть:

совершенно, как солнечный, белый, яркий и мягкий, - ну, да, это

электрическое освещение {149a}. В зале около тысячи человек народа, но в ней

могло бы свободно быть втрое больше. "И бывает, когда приезжают гости, -

говорит светлая красавица, - бывает и больше". - "Так что ж это? разве не

бал? Это разве простой будничный вечер?" - "Конечно". - "А по-нынешнему, это

был бы придворный бал, как роскошна одежда женщин, да, другие времена, это

видно и по покрою платья. Есть несколько дам и в нашем платье, но видно, что

они оделись так для разнообразия, для шутки; да, они дурачатся, шутят над

своим костюмом; на других другие, самые разнообразные костюмы разных

восточных и южных покроев, все они грациознее нашего; но преобладает костюм,

похожий на тот, какой носили гречанки в изящнейшее время Афин - очень легкий

и свободный, и на мужчинах тоже широкое, длинное платье без талии, что-то

вроде мантий, иматиев; видно, что это обыкновенный домашний костюм их, как

это платье скромно и прекрасно! Как мягко и изящно обрисовывает оно формы,

как возвышает оно грациозность движений! И какой оркестр, более ста артистов

и артисток, но особенно, какой хор!" - "Да, у вас в целой Европе не было

каждом другом столько же: образ жизни не тот, очень здоровый и вместе

люди в оркестре и в хоре беспрестанно меняются: одни уходят, другие

становятся на их место, - они уходят танцовать, они приходят из танцующих.

У них вечер, будничный, обыкновенный вечер, они каждый вечер так

веселятся и танцуют; но когда же я видела такую энергию веселья? но как и не

иметь их веселью энергии, неизвестной нам? - Они поутру наработались. Кто не

наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту

веселья. И теперь веселье простых людей, когда им удается веселиться, более

радостно, живо и свежо, чем наше; но у наших простых людей скудны средства

для веселья, а здесь средства богаче, нежели у нас; и веселье наших простых

людей смущается воспоминанием неудобств и лишений, бед и страданий,

смущается предчувствием того же впереди, - это мимолетный час забытья нужды

и горя - а разве нужда и горе могут быть забыты вполне? разве песок пустыни

не заносит? разве миазмы болота не заражают и небольшого клочка хорошей

земли с хорошим воздухом, лежащего между пустынею и болотом? А здесь нет ни

воспоминаний, ни опасений нужды или горя; здесь только воспоминания вольного

труда в охоту, довольства, добра и наслаждения, здесь и ожидания только все

того же впереди. Какое же сравнение! И опять: у наших рабочих людей нервы

только крепки, потому способны выдерживать много веселья, но они у них

грубы, не восприимчивы. А здесь: нервы и крепки, как у наших рабочих людей,

и развиты, впечатлительны, как у нас; приготовленность к веселью, здоровая,

сильная жажда его, какой нет у нас, какая дается только могучим здоровьем и

физическим трудом, в этих людях соединяется со всею тонкостью ощущений,

какая есть в нас; они имеют все наше нравственное развитие вместе с

физическим развитием крепких наших рабочих людей: понятно, что их веселье,

что их наслаждение, их страсть - все живее и сильнее, шире и сладостнее, чем

у нас. Счастливые люди!

Нет, теперь еще не знают, что такое настоящее веселье, потому что еще

нет такой жизни, какая нужна для него, и нет таких людей. Только такие люди

могут вполне веселиться и знать весь восторг наслажденья! Как они цветут

здоровьем и силою, как стройны и грациозны они, как энергичны и выразительны

их черты! Все они - счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь

труда и наслаждения, - счастливцы, счастливцы!

Шумно веселится в громадном зале половина их, а где ж другая половина?

"Где другие? - говорит светлая царица, - они везде; многие в театре, одни

актерами, другие музыкантами, третьи зрителями, как нравится кому; иные

рассеялись по аудиториям, музеям, сидят в библиотеке; иные в аллеях сада,

иные в своих комнатах или чтобы отдохнуть наедине, или с своими детьми, но

больше, больше всего - это моя тайна. Ты видела в зале, как горят щеки, как

блистают глаза; ты видела, они уходили, они приходили; они уходили - это я

увлекала их, здесь комната каждого и каждой - мой приют, в них мои тайны

ненарушимы, занавесы дверей, роскошные ковры, поглощающие звук, там тишина,

там тайна; они возвращались - это я возвращала их из царства моих тайн на

легкое веселье Здесь царствую я".

"Я царствую здесь. Здесь все для меня! Труд - заготовление свежести

чувств и сил для меня, веселье - приготовление ко мне, отдых после меня.

Здесь я - цель жизни, здесь я - вся жизнь".

"В моей сестре, царице, высшее счастие жизни, - говорит старшая сестра,

Но ты видишь, здесь всякое счастие, какое кому надобно. Здесь все живут,

как лучше кому жить, здесь всем и каждому - полная воля, вольная воля".

"То, что мы показали тебе, нескоро будет в полном своем развитии, какое

видела теперь ты. Сменится много поколений прежде, чем вполне осуществится

то, что ты предощущаешь. Нет, не много поколений: моя работа идет теперь

быстро, все быстрее с каждым годом, но все-таки ты еще не войдешь в это

полное царство моей сестры; по крайней мере, ты видела его, ты знаешь

будущее. Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот что в будущем,

будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для

него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете

перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением

ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к

нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее

все, что можете перенести".

Через год новая мастерская уж совершенно устроилась, установилась. Обе

мастерские были тесно связаны между собою, передавали одна другой заказы,

когда одна была завалена ими, а другая имела время исполнить их. Между ними

был текущий счет. Размер их средств был уже достаточен, чтобы они могли

открыть магазин на Невском, если сблизятся между собою еще больше. Устроить

это стоило довольно много хлопот Вере Павловне и Мерцаловой. Хотя их

компании были дружны, хотя часто одна компания принимала у себя в гостях

другую, хотя часто они соединялись для поездок за город, но все-таки мысль о

солидарности счетов двух разных предприятий была мысль новая, которую

надобно было долго и много разъяснять. Однако же, выгода иметь на Невском

свой магазин была очевидна, и после нескольких месяцев забот о слиянии двух

счетоводств прихода в одно Вере Павловне и Мерцаловой удалось достичь этого.

На Невском явилась новая вывеска: "Au bon travail. Magasin des Nouveautes"

{150}. С открытием магазина дела стали развиваться быстрее прежнего и

становились все выгоднее. Мерцалова и Вера Павловна уже мечтали в своих

разговорах, что года через два вместо двух швейных будет четыре, пять, а там

скоро и десять, и двадцать.

Месяца через три по открытии магазина приехал к Кирсанову один отчасти

знакомый, а больше незнакомый собрат его по медицине, много рассказывал о

разных медицинских казусах, всего больше об удивительных успехах своей

методы врачевания, состоявшей в том, чтобы класть вдоль по груди и по животу

два узенькие и длинные мешочка, наполненные толченым льдом {151} и

завернутые каждый в четыре салфетки, а в заключение всего сказал, что один

из его знакомых желает познакомиться с Кирсановым {152}.

Кирсанов исполнил желание; знакомство было приятное, был разговор о

многом, между прочим, о магазине. Объяснил, что магазин открыт, собственно,

с торговою целью; долго говорили о вывеске магазина, хорошо ли, что на

вывеске написано travail. Кирсанов говорил, что travail значит труд, Au bon

travail - магазин, хорошо исполняющий заказы; рассуждали о том, не лучше ли

было бы заменить такой девиз фамилиею. Кирсанов стал говорить, что русская

фамилия его жены наделает коммерческого убытка; наконец, придумал такое

средство: его жену зовут "Вера" - по-французски вера - foi; если бы на

вывеске можно было написать вместо Au bon travail - A la bonne foi, то не

было ли бы достаточно этого? - Это бы имело самый невинный смысл -

"добросовестный магазин", и имя хозяйки было бы на вывеске; рассудивши,

увидели, что это можно. Кирсанов с особенным усердием обращал разговор на

такие вопросы и вообще успевал в этом, так что возвратился домой очень

довольный.

Но во всяком случае Мерцалова и Вера Павловна значительно поурезали

крылья своим мечтам и стали заботиться о том, чтобы хотя удержаться на

месте, а уж не о том, чтоб идти вперед.

Таким образом, по охлаждении лишнего жара в Вере Павловне и Мерцаловой,

швейные и магазин продолжали существовать, не развиваясь, но радуясь уже и

тому, что продолжают существовать. Новое знакомство Кирсанова продолжалось и

приносило ему много удовольствия. Так прошло еще года два или больше, без

всяких особенных происшествий.

Письмо Катерины Васильевны Полозовой

Милая Полина, мне так понравилась совершенно новая вещь, которую я

недавно узнала и которой теперь сама занимаюсь с большим усердием, что я

хочу описать ее тебе. Я уверена, что ты также заинтересуешься ею. Но

главное, ты сама, быть может, найдешь возможность заняться чем-нибудь

подобным. Это так приятно, мой друг.

Вещь, которую я хочу описать для тебя - швейная; собственно говоря, две

швейные, обе устроенные по одному принципу женщиною, с которою познакомилась

я всего только две недели тому назад, но уж успела очень подружиться. Я

теперь помогаю ей, с тем условием, чтобы она потом помогла мне устроить еще

такую же швейную. Эта дама Вера Павловна Кирсанова, еще молодая, добрая,

веселая, совершенно в моем вкусе, то есть, больше похожа на тебя, Полина,

чем на твою Катю, такую смирную: она бойкая и живая госпожа. Случайно

услышав о ее мастерской, - мне сказывали только об одной, - я прямо приехала

заинтересовалась ее швейною. Мы сошлись с первого же раза, тем больше, что в

Кирсанове, ее муже, я нашла того самого доктора Кирсанова, который пять лет

тому назад оказал мне, помнишь, такую важную услугу.

Поговоривши со мною с полчаса и увидев, что я, действительно,

сочувствую таким вещам, Вера Павловна повела меня в свою мастерскую, ту,

которою она сама занимается (другую, которая была устроена прежде, взяла на

себя одна из ее близких знакомых, тоже очень хорошая молодая дама), и я

перескажу тебе впечатления моего первого посещения; они были так новы и

поразительны, что я тогда же внесла их в свой дневник, который был давно

брошен, но теперь возобновился по особенному обстоятельству, о котором, быть

может, я расскажу тебе через несколько времени. Я очень довольна, что эти

впечатления были тогда записаны мною: теперь я и забыла бы упомянуть о

многом, что поразило меня тогда, а нынче, только через две недели, уже

кажется самым обыкновенным делом, которое иначе и не должно быть. Но чем

обыкновеннее становится эта вещь, тем больше я привязываюсь к ней, потому

что она очень хороша. Итак, Полина, я начинаю выписку из моего дневника,

дополняя подробностями, которые узнала после.

Швейная мастерская, - что же такое увидела я, как ты думаешь? Мы

остановились у подъезда, Вера Павловна повела меня по очень хорошей

лестнице, знаешь, одной из тех лестниц, на которых нередко встречаются

швейцары. Мы вошли на третий этаж, Вера Павловна позвонила, и я увидела себя

в большом зале, с роялем, с порядочною мебелью, - словом, зал имел такой

вид, как будто мы вошли в квартиру семейства, проживающего 4 или 5 тысяч

рублей в год. - Это мастерская? И это одна из комнат, занимаемых швеями?

"Да; это приемная комната и зал для вечерних собраний; пойдемте по тем

комнатам, в которых, собственно, живут швеи, они теперь в рабочих комнатах,

и мы никому не помешаем". - Вот что увидела я, обходя комнаты, и что

пояснила мне Вера Павловна.

Помещение мастерской составилось из трех квартир, выходящих на одну

площадку и обратившихся в одну квартиру, когда пробили двери из одной в

другую. Квартиры эти прежде отдавались за 700, 550 и 425 руб. в год, всего

за 1675 руб. Но отдавая все вместе по контракту на 5 лет, хозяин дома

согласился уступить их за 1 250 руб. Всего в мастерской 21 комната, из них 2

очень большие, по 4 окна, одна служит приемною, другая - столовою; в двух

других, тоже очень больших, работают; в остальных живут. Мы прошли 6 или 7

комнат, в которых живут девушки (я все говорю про первое мое посещение);

меблировка этих комнат тоже очень порядочная, красного дерева или ореховая;

в некоторых есть стоячие зеркала, в других - очень хорошие трюмо; много

кресел, диванов хорошей работы. Мебель в разных комнатам разная, почти вся

она постепенно покупалась по случаям, за дешевую цену. Эти комнаты, в

которых живут, имеют такой вид, как в квартирах чиновничьих семейств средней

руки, в семействах старых начальников отделения или молодых

столоначальников, которые скоро будут начальниками отделения. В комнатах,

которые побольше, живут три девушки, в одной даже четыре, в других по две.

Мы вошли в рабочие комнаты, и девушки, занимавшиеся в них, тоже

показались мне одеты как дочери, сестры, молодые жены этих чиновников: на

одних были шелковые платья, из простеньких шелковых материй, на других

барежевые {153}, кисейные. Лица имели ту мягкость и нежность, которая

развивается только от жизни в довольстве. Ты можешь представить, как это все

удивляло меня. В рабочих комнатах мы оставались долго. Я тут же

познакомилась с некоторыми из девушек; Вера Павловна сказала цель моего

посещения: степень их развития была неодинакова; одни говорили уже

совершенно языком образованного общества, были знакомы с литературою, как

наши барышни, имели порядочные понятия и об истории, и о чужих землях, и обо

всем, что составляет обыкновенный круг понятий барышень в нашем обществе;

две были даже очень начитаны. Другие, не так давно поступившие в мастерскую,

были менее развиты, но все-таки с каждою из них можно было говорить, как с

девушкою, уже имеющею некоторое образование. Вообще степень развития

соразмерна тому, как давно которая из них живет в мастерской.

Вера Павловна занималась делами, иногда подходила ко мне, а я говорила

с девушками, и таким образом мы дождались обеда. Он состоит, по будням, из

трех блюд. В тот день был рисовый суп, разварная рыба и телятина. После

обеда на столе явились чай и кофе. Обед был настолько хорош, что я поела со

вкусом и не почла бы большим лишением жить на таком обеде.

А ты знаешь, что мой отец и теперь имеет хорошего повара.

Вот какое было общее впечатление моего первого посещения. Мне сказали,

и я знала, что я буду в мастерской, в которой живут швеи, что мне покажут

комнаты швей; что я буду видеть швей, что я буду сидеть за обедом швей;

вместо того я видела квартиры людей не бедного состояния, соединенные в одно

помещение, видела девушек среднего чиновничьего или бедного помещичьего

круга, была за обедом, небогатым, но удовлетворительным для меня; - что ж

это такое? и как же это возможно?

Когда мы возвратились к Вере Павловне, она и ее муж объяснили мне, что

это вовсе не удивительно. Между прочим, Кирсанов тогда написал мне для

примера небольшой расчет на лоскутке бумаги, который уцелел между страниц

моего дневника. Я перепишу тебе его; но прежде еще несколько слов.

Вместо бедности - довольство; вместо грязи - не только чистота, даже

некоторая роскошь комнат; вместо грубости - порядочная образованность; все

это происходит от двух причин: с одной стороны, увеличивается доход швей, с

другой - достигается очень большая экономия в их расходах.

Ты понимаешь, отчего они получают больше дохода: они работают на свой

собственный счет, они сами хозяйки; потому они получают ту долю, которая

оставалась бы в прибыли у хозяйки магазина. Но это не все: работая в свою

собственную пользу и на свой счет, они гораздо бережливее и на материал

работы и на время: работа идет быстрее, и расходов на нее меньше.

Понятно, что и в расходах на их жизнь много сбережений. Они покупают

все большими количествами, расплачиваются наличными деньгами, поэтому вещи

достаются им дешевле, чем при покупке в долг и по мелочи; вещи выбираются

внимательно, с знанием толку в них, со справками, поэтому все покупается не

только дешевле, но и лучше, нежели вообще приходится покупать бедным людям.

Кроме того, многие расходы или чрезвычайно уменьшаются, или становятся

вовсе ненужны. Подумай, например: каждый день ходить в магазин за 2, за 3

версты - сколько изнашивается лишней обуви, лишнего платья от этого. Приведу

тебе самый мелочной пример, но который применяется ко всему в этом

отношении.

Если не иметь дождевого зонтика, это значит много терять от порчи

платья дождем. Теперь, слушай слова, сказанные мне Верой Павловною. Простой

холщевый зонтик стоит, положим, 2 рубля. В мастерской живет 25 швей. На

зонтик для каждой вышло бы 5О р., та, которая не имела бы зонтика, терпела

бы потери в платье больше, чем на 2 руб. Но они живут вместе; каждая выходит

из дому только, когда ей удобно; поэтому не бывает того, чтобы в дурную

погоду многие выходили из дому. Они нашли, что 5 дождевых зонтиков

совершенно довольно. Эти зонтики шелковые, хорошие; они стоят по 5 руб.

Всего расхода на дождевые зонтики - 25 руб., или у каждой швеи - по 1 руб.

Ты видишь, что каждая из них пользуется хорошею вещью вместо дрянной и

все-таки имеет вдвое меньше расхода на эту вещь. Так с множеством мелочей,

которые вместе составляют большую важность. То же с квартирою, со столом.

Например, этот обед, который я тебе описала, обошелся в 5 руб. 50 коп. или 5

руб. 75 коп., с хлебом (но без чаю и кофе). А за столом было 37 человек (не

считая меня, гостьи, и Веры Павловны), правда, в том числе нескольких детей.

5 руб. 75 коп. на 37 человек это составляет менее 16 коп. на человека, менее

5 р. в месяц. А Вера Павловна говорит, что если человек обедает один, он на

эти деньги не может иметь почти ничего, кроме хлеба и той дряни, которая

продается в мелочных лавочках. В кухмистерской такой обед (только менее

чисто приготовленный) стоит, по словам Веры Павловны, 40 коп. сер., - за 30

коп. гораздо хуже. Понятна эта разница: кухмистер, готовя обед на 20 человек

или меньше, должен сам содержаться из этих денег, иметь квартиру, иметь

прислугу. Здесь этих лишних расходов почти вовсе нет, или они гораздо

меньше. Жалованье двум старушкам, родственницам двух швей, вот и весь расход

сделал мне для примера Кирсанов, когда я была у них в первый раз. Написавши

его, он сказал мне:

Конечно, я не могу сказать вам точных цифр, да и трудно было бы найти

их, потому что, вы знаете, у каждого коммерческого дела, у каждого магазина,

каждой мастерской свои собственные пропорции между разными статьями дохода и

расхода, в каждом семействе также свои особенные степени экономности в

делании расходов и особенные пропорции между разными статьями их. Я ставлю

цифры только для примера: но чтобы счет был убедительнее, я ставлю цифры,

которые менее действительной выгодности нашего порядка, сравнительно с

настоящими расходами почти всякого коммерческого дела и почти всякого

мелкого, бедного хозяйства.

Доход коммерческого предприятия от продажи товаров, - продолжал

Кирсанов, - распадается на три главные части: одна идет на жалованье

рабочим; другая - на остальные расходы предприятия: наем помещения,

освещение, материалы для работы; третья остается в прибыль хозяину. Положим,

Социально-политический, философско-публицистический характер романа, воплощение в нем принципов эстетики.

Роман «Что делать?» во многом есть реализация общественно-политических и литературно-эстетических принципов Чернышевского. Проблематика романа четко и последовательно отражает программные требования революционных демократов; призыв к революции и уверенность в ее победе, пропаганду идей материализма и социализма, борьбу за эмансипацию женщин (в романе отчетливо показано, что только в общественном труде заключен путь к равноправию женщин), воспитание 9!новых людей» на основе принципов коллективного труда и новой морали» Тема «новых людей» решается с помощью их контрастного противопоставления людям старого мира (образы Марьи Алексеевны, Мишеля Сторешникова и Др.). Анализируя образы «новых людей» (Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны), следует дать характеристику их мировоззрения, эстетических принципов, общественных идеалов и конкретной деятельности.

Проблема положительного героя должна быть уяснена на примере образа революционного вождя - Рахметова (его «необыкновенность» заключается не в специфических психологических свойствах «натуры», а в том, что он профессиональный революционер). Рахметов - первый в русской литературе образ профессионального революционера.

В романе преобладает рационалистическое, логическое начало, лишь несколько приукрашенное «занимательным» сюжетом, составленным из банальных ситуаций и фабульных ходов романтической литературы. Цель романа - публицистические и пропагандистские задачи. Роман должен был доказать необходимость революции, в результате которой будут осуществлены социалистические преобразования. Автор, который требовал от писателей правдивого изображения и почти копии действительности, сам в романе не следовал этим принципам и признавался, что от начала до конца извлек свое произведение из головы. Не было ни мастерской Веры Павловны, ни какого-либо подобия героев, ни даже отношений между ними. Отсюда возникает впечатление выдуманности сочиненного идеала, иллюзорного и утопичного.



Философско-публицистический и социально-политический роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» вышел в свет в 1863 году. Это произведение оказало большое влияние на молодые умы того времени и внесло значительный вклад в развитие русской литературы «пролетарского» периода.

В своем романе, воплотившем научные, политические, духовные идеи 60-х годов XIX века, автор в художественной форме разрушает старый, постепенно уходящий в прошлое мир - «подвал» как отжившие свой век этические и эстетические догмы. В противовес этому Чернышевский изображает «обыкновенных порядочных людей нового поколения», людей «новой» морали - героев, за которыми он признавал будущность России.

Теория разумного эгоизма, ее обоснование. Отношения в любовном треугольнике романа в свете теории разумного эгоизма.

Трудной для понимания является теория «разумного эгоизма». Развивая материалистическое понимание этики, Чернышевский в работе «Антропологический принцип в философии» обосновал главную идею этой теории. Она заключается в том, что поступки людей должны всегда быть согласованы с их внутренними побуждениями. И в реальной жизни человек руководствуется на первый взгляд стимулами узкого эгоизма, стремлением к максимальной пользе и максимальному удовольствию» «Сущность» человека, по Чернышевскому, строго обусловлена законами природы. И в эгоизме есть разумная основа; наибольшей пользы и наибольшего удовольствия можно достигнуть следуя принципу равного блага для всех других людей, так как «одинокого счастья» не может быть. Все «естественные», «эгоистические» стремления не есть только личные, индивидуальные и автономные, но одновременно «природные», «всеобщие». Такое понимание «этики счастья» на практике означало разрыв с традиционной моралью старого общества; утвердить свое стремление к счастью можно лишь через борьбу с тем/ что мешает этому счастью и помогает счастью другого. Сложная диалектика эгоизма и альтруизма пронизывает действия, поступки героев «Что делать?».

Особо следует остановиться на жанровом своеобразии романа, сочетающем тенденции публицистического, философского, просветительского и «семейного» романа, философское обобщение исторических процессов, ведущих людей к победе революции во всех областях жизни, сочетается с открыто аналитическим рассмотрением психологии поведения «новых людей», утверждающих в повседневной жизни новые принципы морали (подробные подсчеты «выгод» коллективного труда перемежаются дотошно-язвительными спорами с «проницательным читателем»). В свете социалистического идеала Чернышевский выносит приговор старому миру.

Роман «Что делать?» в течение многих лет являлся «учебником жизни» для тысяч передовых людей России. Писарев высоко оценил воздействие романа на революционную молодежь второй половины XIX века: «Он меня всего глубоко перепахал... Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь»

Любовный треугольник.

Главная героиня романа Верочка, впоследствии Вера Павловна, начала борьбу за свое право любить, еще находясь в стане врагов, до встречи с "новыми людьми". Мать хотела выдать ее замуж за богатого, но никчемного человека. Вера совершила смелый поступок, когда пошла наперекор воле матери. Первой союзницей девушки в этой борьбе стала легкомысленная француженка Жюли. Этот образ интересен тем, что автор не осуждает падшую женщину, а показывает, что она свободнее и во многом порядочнее почтенных дам. Представляю, как были шокированы современники Чернышевского тем, что именно в уста продажной женщины он вложил пламенный призыв: "Умри, но не давай поцелуя без любви!" Сама Жюли любить уже не может и считает себя недостойной любви. Но это не мешает ей понимать ценность истинного чувства.

Знакомство Верочки с Лопуховым стало поворотным в ее судьбе. В неразговорчивом студенте она нашла первого единомышленника и верного друга. Он стал ее спасителем, помог ей вырваться из мрачного подвала на яркий солнечный свет. В своем первом сне освобожденная Вера выпускает на волю других девушек и впервые знакомится с так называемой "невестой всех женихов". Кем она является на самом деле, станет ясно только в четвертом сне. Верочка не могла не полюбить Лопухова и была очень счастлива, когда выходила за него замуж. Автор подробно описывает нам, какие порядки установились в "новой" семье. Лопухов хвалил свою жену за то, чего прежние мужья и представить себе не могли, - за самостоятельность: "Так, так, Верочка! Всякий пусть охраняет свою независимость всеми силами от всякого, как бы ни любил его, как бы ни верил ему". Чернышевский отстаивает революционную по тем временам мысль, что женщина ничем не хуже мужчины и должна во всем иметь равные с ним права.

Несколько лет Вера и Лопухов живут в полном согласии. Но постепенно в душе у нашей героини появляется смутное ощущение, что ей чего-то не хватает. В третьем сне открывается причина этого беспокойства. То чувство, которое она испытывает к "миленькому", вовсе не любовь, а неправильно понятая благодарность. Мало того, по-настоящему она любит лучшего друга своего мужа. И Кирсанов любит Веру Павловну уже много лет. Мне кажется, в романе "Что делать?" именно любовь подвергает проверке на прочность верность героев идеалам "новой" жизни. И Лопухов, и Кирсанов, и Верочка проходят это испытание. В своих мучениях они предстают перед нами не героями, а просто хорошими, порядочными людьми. Разрешение этого любовного треугольника очень оригинально. "Проницательному читателю" просто невозможно поверить в существование такого решения. Но автора не заботит мнение обывателя.

Проверке чувством подвергается и "особенный человек" Рахметов. "Я не должен любить",- говорит он и делает из себя железного воина, но любовь проникает под его броню и заставляет с болью воскликнуть: "…и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить. Ну да ничего, пройдет". Он, конечно, героическая личность, но мне его жалко, потому что человек, который душит в себе любовь, становится бесчувственной машиной. Впоследствии он может только рассуждать о чувствах, но верить ему в этих вопросах не стоит. Рахметов говорит Верочке о ревности: "В развитом человеке не следует быть ей. Это искаженное чувство… это следствие взгляда на человека как на мою принадлежность, как на вещь". Слова правильные, но что может знать об этом суровый воин? Об этом может говорить только тот, кто любит и побеждает в себе оскорбительную для другого ревность.

Моим любимым героем в романе является Кирсанов. В отличие от Рахметова, когда Кирсанов осознает, что любит жену друга, он борется не с чувством, а с самим собой. Страдает, но не нарушает спокойствия Верочки. Смиряет в себе ревность и желание личного счастья ради дружбы.

В четвертом сне Веры Павловны Н. Г. Чернышевский разворачивает перед читателями картину идеального будущего. В ней большое место занимает любовь. Перед нами проходит вся история человечества с точки зрения эволюции любви. Верочка, наконец, узнает имя своей путеводной звезды, "сестры всех сестер" и "невесты всех женихов": "…это слово - равноправность… Из него, из равенства, и свобода во мне, без которой нет меня". Мне кажется, этим автор хотел сказать, что без независимого предпочтения и равноправия подлинная любовь не будет жить.

В завершающей главе произведения Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов и его новоиспеченная подруга жизни Катя целиком и полностью счастливы в любви. Писатель несказанно рад за своих собственных героев: "…немногими испытано, что очаровательность, которую всему дает любовь, вовсе не должна… быть мимолетным явлением в жизни человека". Счастье Любви станет бессмертным, только лишь "надобно иметь для этого чистое сердце и честную душу да нынешнее понятие о правах человека, уважение к свободе того, с кем живешь".

2. Русский утопический социализм. Мастерские Веры Павловны. Четвертый сон В.П.

Огромная покоряющая сила романа Н.Г. Чернышевского заключалась в том, что он убеждал в истинности, красоте и величии нового, передового в жизни, убеждал, что светлое социалистическое будущее возможно и несомненно. Он отвечал на самый главный и живой вопрос эпохи: что делать людям, ненавидящим старое, не желающим жить по-старому, стремящимся приблизить прекрасное историческое завтра своей родины и всего человечества?

Многое в "Что делать?" поражало своей неожиданностью. Необыкновенен был его сюжет. Под пером Чернышевского будничная, казалось бы, история освобождения из домашнего плена дочери мелкого петербургского чиновника вылилась в бурную, напряженную историю борьбы русской женщины за свободу своей личности, за гражданское равноправие. Вера Павловна поистине не слыханным и не виданным ранее путем достигает материальной независимости. Она руководит артельной швейной мастерской и здесь, в сложном ведении дел, вырабатывает характер деятельный, целеустремленный, инициативный. Эта сюжетная линия переплетается с другой, показывающей осуществление новой женщиной еще более значительных жизненных целей - достижения духовной, нравственной и социальной независимости. В отношениях с Лопуховым и Кирсановым героиня обретает любовь и счастье в их подлинно человеческом высоком смысле.

Русский утопический социализм проистекал из французского утопического социализма, представителями которого были Шарль Фурье и Клод Анри де Сен-Симон. Их цель состояла в том, чтобы создать благополучие всем людям, причем реформу провести так, чтобы кровь не была пролита. Они отказывались от идеи равенства и братства и считали, что общество должно строиться по принципу взаимной благодарности, утверждая необходимость иерархии. Но кто же будет разделять людей на более и менее одаренных? Почему благодарность - это самое лучшее? Потому что тот, кто внизу, должен быть благодарен другим за то, что он внизу. Решалась проблема полноценной личной жизни. Буржуазный брак (заключенный в церкви) они считали узаконенной торговлей женщиной, так как женщина не может себя обеспечить благополучием и продается; в идеальном же обществе она будет свободна. Итак, во главе всего должен стоять принцип взаимной благодарности.

Чернышевский в своем романе «Что делать?» особый упор делает на разумный эгоизм (расчет выгод). Если благодарность вне людей, то разумный эгоизм лежит в самом «я» человека. Каждый человек втайне или открыто считает себя центром вселенной. Почему же тогда эгоизм разумный? А потому, что в романе «Что делать?» впервые рассматривается «новый подход к проблеме», «новые люди» Чернышевского создают «новую» атмосферу, по Чернышевскому, «новые люди» видят свою «выгоду» в стремлении приносить пользу другим, их мораль - отрицать и разрушать официальную мораль. Их мораль освобождает творческие возможности человеческой личности. «Новые люди» менее болезненно разрешают конфликт семейного, любовного характера. В теории разумного эгоизма есть бесспорная привлекательность и рациональное зерно. «Новые люди» считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, они не грешат и не каются, их ум находится в самой полной гармонии с чувством, потому что ни ум, ни чувства их не искажены хронической враждой против остальных людей.

Можно проследить ход внутреннего развития Веры Павловны: сначала дома она обретает внутреннюю свободу, затем появляется необходимость общественного служения, а потом полнота личной жизни, необходимость трудиться независимо от личной воли и общественного произвола.

Н. Г. Чернышевский создает не индивидуум, а тип. Для человека «не нового» все «новые» люди на одно лицо, возникает проблема особенного человека. Такой человек - Рахметов, который отличается от других, в особенности тем, что он - революционер, единственный индивидуализированный персонаж. Читателю выдаются его черты в виде вопросов: почему он поступил так? Зачем? Эти вопросы и создают индивидуальный тип. Он - «новый» человек в его становлении. Все новые люди - как с Луны свалились, и единственный, кто связан с этой эпохой, - Рахметов. Отречение от себя из «расчета выгод»! Здесь Чернышевский выступает не как утопист. И в то же время существуют сны Веры Павловны как указание на идеальное общество, к которому автор стремится. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам: Вере Павловне во сне являются сестры-красавицы, старшая из них Революция - условие обновления. В этой главе приходится поставить много точек, объясняющих добровольный пропуск текста, который все равно цензура не пропустит и в котором бы обнажилась главная идея романа. Наряду с этим есть образ младшей сестры-красавицы - невесты, означающей любовь-равноправность, которая оказывается богиней не только любви, но и наслаждения трудом, искусством, отдыхом: «Где-то на юге России, в пустынном месте, раскинулись богатые поля, луга, сады; стоит огромный дворец из алюминия и хрусталя, с зеркалами, коврами, с чудесной мебелью. Повсюду видно, как люди трудятся, поют песни, отдыхают». Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя.

Вера Павловна в восторге от всего, что видит. Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Недаром в романе на них неоднократно намекают, не называя прямо. В романе показан только сельский труд и говорится о народе «вообще», очень обобщенно. Но эта утопия в главной своей мысли очень реалистична: Чернышевский подчеркивает, что труд должен быть коллективным, свободным, присвоение плодов его не может быть частным, все результаты труда должны идти на удовлетворение запросов членов коллектива. Этот новый труд должен опираться на высокие научно-технические достижения, на ученые и сильные машины, позволяющие человеку преобразить землю и всю свою жизнь. Роль рабочего класса не выделена. Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным. А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем. Это сам Чернышевский говорит устами «старшей сестры», обращающейся к Вере Павловне со словами: «Ты знаешь будущее? Оно светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести».

Мастерские

Швейная мастерская у Чернышевского полностью выдумана. "Есть в рассказе черта, придуманная мною: это мастерская. На самом деле Вера Павловна хлопотала над устройством не мастерской; и таких мастерских, какую я описал, я не знал: их нет в нашем любезном отечестве. На самом деле она хлопотала над чем-то вроде воскресной школы или - ближе к подлинной правде - вроде ежедневной бесплатной школы не для детей, а для взрослых". Значит ли это, что мы имеем дело с голой утопией? Почему такой прекрасный проект неосуществим? И будучи осуществим, не может ли он прекратить свое существование по тем же причинам, что и фаланги в Западной Европе? Неужели любая попытка создать что-либо человеческое, антропоцентричное на базе капиталистических отношений, замешанных на отчуждении, механистичности, - любая такая попытка окажется смехотворной? Стоит ли отвергать "швейные мастерские" как радикализм, напрасные выкрутасы?

Нет! Напротив, чтобы победить, параллельные объединения должны быть куда более радикальны. Тут уже одной организацией труда не обойдешься, "учета и контроля" явно мало. Необходимы более значительные устремления, более широкий горизонт и более амбициозные цели.

Швейная мастерская в романе "Что делать?" создается с одной целью: улучшить отвратительные условия наемного труда. Это удается, но только в воображении автора. Да и сам он, впрочем, склонен рассматривать "предприятие нового типа" как временную подмогу для той части общества, которая наиболее подвержена соблазнам и падениям. Мастерская при этом не берется в расчет как нечто принципиально отличное от мира, отличное по самой своей глубинной сути. Туда идут не за справедливостью, а за удобством. Приехавший из Америки делец отмахивается: «И у нас такого хватает». Трудятся в мастерской по той же модели, что и на всех других предприятиях. Швейная мастерская Веры Павловны включена в общую конкуренцию и отличается от остальных фабрик лишь одним: условия труда там легче и отношение со стороны хозяев более человеческое. Несмотря на то, что хозяевами формально являются все работницы, на деле в мастерской существует строгая централизация. Такая коммуна - это даже не кооператив или артель, это, скорее, мелкое предприятие с просвещенными владельцами.

Партизанский отряд только по своей внешней форме похож на швейную мастерскую Веры Павловны. Но по сути они совершенно разные. Партизанский отряд существует не для улучшения условий труда (хотя может и должен их улучшить), а для предоставления ищущим возможности другого труда, труда по призванию. Этот труд в сегодняшнем мире немыслим. Обладая условиями для его обеспечения, отряд навсегда привяжет людей к себе. Они уже никогда не смогут вернуться в клоаку денежного тоталитаризма и снова надеть на себя цепи бессмысленного кредита и бесконечного круговращения от кризиса к кризису, от банкротства к банкротству, от ошибки к ошибке.

Четвертый сон Веры Павловны

Ключевое место в романе занимает "Четвертый сон Веры Павловны", в котором Чернышевский развертывает картину "светлого будущего". Он рисует общество, в котором интересы каждого органически сочетаются с интересами всех. Это общество, где человек научился разумно управлять силами природы, где исчезло драматическое разделение между умственным и физическим трудом и личность обрела утраченную в веках гармоническую завершенность и полноту. Однако именно в "Четвертом сне Веры Павловны" обнаружились слабости, типичные для утопистов всех времен и народов. Они заключались в чрезмерной "регламентации подробностей", вызвавшей несогласие даже в кругу единомышленников Чернышевского.

1-й сон

Приснился Вере Павловне странный сон. Будто заперта она в подземелье, а потом раз, и на воздухе оказалась в полях колосистых. Затем смотрит: больна она – а потом, раз, и выздоровела. И вдруг кто-то с ней заговорил. Оказалось, это любовь к людям с ней заговорила. Вера Павловна идёт по городу весёлая, счастливая, всем помогает. С людьми веселее, чем одной.

2-й сон

Второе сновидение начиналось так. Супруг и Алексей Петрович идут вдоль поля, и супруг спрашивает о том, почему из одной грязи появляется пшеница, а из другой – нет. Он тут же объясняет, что если солнце согреет эту грязь, то и колос будет красивым. Это всего лишь грязь повсседневной жизни. Подошла к ним Вера Павловна, и предложила сменить тему. И они начали разговаривать обо всех прошедших событиях.

3-й сон

Заснула Вера Павловна и видит такой сон. Будто после чая легла она с книгой почитать, но начала вдруг думать о том, что ей в последнее время скучно. Вспомнила, что накануне хотела поехать в оперу с Кирсановым, но он не достал билет. Она пришла к выводу, что лучше ездить с мужем: он никогда не оставит её без билета. Она сокрушается, что из-за нерасторопности Кирсанова, пропустила «Травиату». Вдруг перед ней предстаёт артистка из «Травиаты», и протягивает Вере Павловне её же дневник. Оказывается, в этом дневнике записаны все события, которые произошли с женщиной накануне, а также все её мысли, и даже то, что Вера Павловна сидит по вечерам одна.

4-й сон

Снится Вере Павловне, что везде звучат песни и стихи, и от этого ей становится радостно. Она видит, что совсем рядом, возле каких-то шатров, пасутся бараны и лошади. Далее видны горы, покрытые белым снегом. Какой-то голос спрашивает Веру Павловну, хочет ли она знать, как будут жить люди в дальнейшем? Затем чья-то рука указывает женщине куда-то в сторону, и она видит самые лучшие поля на которых растёт прекрасная пшеница.

Картинка или рисунок Чернышевский Сны Веры Павловны

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Три смерти Лев Толстой

    Толстой начинает свое повествование с рассказа о двух женщинах, которые едут в экипаже. О барыне и ее прислуге. Болезненная худощавая госпожа резко выделяется на фоне горничной, красивой, немного полноватой, дышащей здоровьем женщины.

  • Краткое содержание Лиловый шар Булычёв

    История является частью цикла об Алисе Селезневой и ее приключениях. Профессор Селезнев, очаровательный гигант Громозека и сама Алиса отправляются с экспедицией на планету Бродяга

  • Краткое содержание Рони-старший Борьба за огонь

    Племя уламров сразилось со своими врагами, но проиграли сражение, их вождь скрылся в неизвестном направлении. В сражении погибло множество людей, а самое главное - был утерян огонь

  • Краткое содержание Шукшин Боря

    В рассказе “Боря” повествуется о безобидном парне с задержкой психического развития, периодически попадающем в местную больницу за проявления агрессии по отношению к родителям. Разум Бори подобен разуму двухлетнего ребенка.

  • Краткое содержание Куприн Слон

    Рассказ «Слон» показывает чудесное выздоровление маленькой девочки, которая мечтала лишь о слоне.. Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает

Loading...Loading...