Утопический социализм основные идеи. Социалисты-утописты XVIII–XIX вв


Карл Маркс
Фридрих Энгельс
Роза Люксембург
Владимир Ленин
Лев Троцкий
Иосиф Сталин
Мао Цзэдун
Хо Ши Мин
Символика Символы коммунистического движения Родственные статьи Анархизм

Утопический социализм - принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму , учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

Утопический социализм в древности

Первые идеи о более справедливом обществе скорее всего зародились ещё на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства. Следы подобных воззрений встречаются при изучении как фольклора , так и мифологии народов Азии, Европы и Северной Африки.

Предсоциализм в средневековье

Во время господства феодальных хозяйственных отношений взгляды, близкие к утопистско-социалистическим, формировались прежде всего на религиозной почве и выливались в виде многочисленных ересей - вальденсов , бегардов , таборитов , катаров , лоллардов , апостольских братьев, анабаптистов и других, объяснявших возникновение социального и имущественного неравенства в первую очередь отступничеством церкви и правящих классов от истинных идеалов раннего христианства. Несмотря на религиозную форму ересей, они имели конкретное экономическое содержание, выраженное в ожидании всеобщего блага и счастья людей, наступлении «тысячелетнего царства» , пропагандировали отношения, характерные для первых христианских общин. В некоторых из этих сект воскрешались идеалы евангельского учения и создавались самоуправляемые общины с аскетической уравнительностью в потреблении и совместным ведением хозяйства . В редких случаях этот крестьянский религиозный коммунизм перерастал в вооружённое общественное движение, как это случилось в позднее средневековье в Чехии , во время Гуситских войн (табориты) и в Германии , во время Крестьянской войны XVI века (Т. Мюнцер).

В XVI-XVII вв., с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникла литература утопического характера. Родоначальником утопического социализма считается английский писатель-гуманист Томас Мор . Его главное сочинение - «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В книге автор показывал несовершенство существовавшего строя, бедства крестьян, причину которых видел в частной собственности. Он создал идеальное государство Утопия, в котором господствует общественная собственность, общественное производство, справедливое распределение. Все жители Утопии обязаны работать, а в свободное время изучать науки и искусства. Все произведённое является общественным достоянием, а изобилие материальных благ позволяет распределять их по потребностям. Политический строй основан на демократии .

В Италии известным сторонников утопического социализма был Томмазо Кампанелла . В своей книге «Город Солнца» (1623) Кампанелла, также как и Мор, создал идеальное государство, в котором господствует общественная собственность, а все блага распределяются поровну между жителями .

Идеи первых Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали связь социального неравенства с частной собственностью. Они воспевали крупные города, а главную роль в создании нового строя отводили государству в лице великого политика, завоевателя, мыслителя, действующих с помощью пропаганды и примера .

Утопический социализм в Новое время

Одними из первых социалистов-утопистов нового времени были англичане Дж. Уинстэнли и Джон Беллерс . Во Франции социальные утопии XVII-XVIII веков выливались как правило в форму художественных романов-путешествий, где идеализированное общество добродетельных туземцев противопоставлялось полному несправедливости европейскому обществу (Г. де Фуаньи, д´Алле, Гедевиль и другие). В XVIII веке с проповедью революционного ниспроведения гнёта и эксплуатации выступал Ж. Мелье , стоявший на позициях общинного патриархального коммунизма. Для многих коммунистических сочинений того же столетия основополагающим мотивом была просветительская теория «одинаковости естественной природы» человечества и вытекающего из этого положения «равенства прав» всех людей. Исходя из этих идей, Морелли и Г. Мабли обосновали коммунизм с точки зрения теории естественного права .

Утопический социализм времён Просвещения прокламировал право человека на труд и обязательность труда для всех, социальной справедливости в распределении средств, превращение земли в общедоступную собственность. В годы Великой французской революции происходила политизация этих идей морального социализма. Сторонники эгалитарных (уравнительных) утопических идей требовали всеобщего уравнительного передела земли, ограничения собственнических прав и подчинения их нуждам общества («Бешеные »). С дальнейшим углублением революции происходила радикализация взглядов утопистов-революционеров: от наивных первых проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции - до планов коммунистических преобразований с помощью санкюлотской революционной диктатуры (Ф. Буассель). Квинтэссенцией развития радикального утопизма были взгляды Гракха Бабёфа и бабувистской программы заговора равных, впервые выдвинувших требование коммунистической революции с введением после её победы коммунистической диктатуры и обосновавших необходимость переходного периода от капитализма к коммунизму. Выражая взгляды людей домашинной эпохи, бабувизм показывал идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, в распределении предлагал строгую уравниловку, всеобщий аскетизм, выказывал негативное отношение к людям умственного труда.

Утопический социализм в ХIX веке

В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон , Ш. Фурье , Р. Оуэн - «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса , впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права». В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления о уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.

В то же время печальный исход Великой Французской революции свидетельствовал о несостоятельности действий революционных масс, об определяющей миссии думающего меньшинства и волевых решений отдельных личностей. Не отрицая воздействия на общественную жизнь рационалистических идей духовного мира, то же время социалисты-утописты возрождали религиозные идеи- «новое христианство» Сен-Симона; пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.

В это время в среде последователей социализма возникают движения - сен-симонизм (Б. П. Анфантен , С. А. Базар и другие), фурьеризм (В. Консидеран), оуэнизм. Предпринятые в 20 - 40-е годы XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний, как и более многочисленные опыты по образованию фурьеристских ассоциаций-фаланг в США, после кратковременных успехов оканчивались неизменным крахом. Та же судьба постигла и «икарийские» колонии Э. Кабе . Всего же было более 40 попыток создания в США фурьеристских фаланг. Наиболее известная - Брукфарм , близ Бостона , просуществовала с по 1846 год .

В 1830 - 40-х года в среде социалистов выкристаллизовывается несколько течений. Одно разрабатывало проекты производительных ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан , К. Пеккёр, П. Леру и другие) или ассоциаций эквивалентного товарообмена (Дж. Грей , П. Ж. Прудон) и рассматривало их как основное средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путём на основе сотрудничества классов. Другое течение, английских социалистов-рикардианцев (У.Томпсон , Д. Ф. Брей и другие) объявили прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, и для устранения этой несправедливости выдвинули экономически необоснованную теорию получения рабочими «полного продукта их труда». Тем не менее в Англии это течение косвенно способствовало развитию чартистского движения.

В среде тайных революционных обществ Европы 30 −40-х годов XIX века создавались учения необабувистского коммунизма, с его требованием немедленного коммунистического переустройства путём революционного переворота и введения революционной диктатуры, вводящей общность имущества. Во Франции эти воззрения разделяли Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки , А. Лаппонере и другие. Использование теоретиками социализма и коммунизма этого времени некоторых идей утопического социализма позволило им сделать важный шаг от уравнительных принципов к коммунистическому принципу «от каждого по способности, каждому по потребности». В произведениях Дезами и В. Вейтлинга теория утопического коммунизма достигла своей вершины.

Утопический социализм в России

Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII - начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель . Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30−40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва , возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье , положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.

В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского , М. В. Петрашевского , В. А. Милютина . Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм , и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.

Примечания

Литература

  • Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII века (М.: изд-во АН СССР. 1975)
  • Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке (М.: изд-во АН СССР. 1958)
  • Волгин В. П. Французский утопический коммунизм (М.: изд-во АН СССР. 1960)
  • Волгин В. П. Социальные и политические идеи во Франции перед революцией (М.: изд-во АН СССР. 1940)
  • Волгин В. П. Сен-Симон и сенсимонизм (М.: изд-во АН СССР. 1961)
  • Волгин В. П. Революционный коммунист 18 в. Жан Мелье и его «Завещание». 1918
  • Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. Первая половина XIX века (М.: Наука. 1976)
  • Иоаннисян А. Р. Коммунистические идеи в годы Великой французской революции (М.: Наука. 1966)
  • Поль Луи . Французские утописты: Луи Блан, Видаль, Пекер, Кабе, с отрывками из их произведений / Перевод с франц. Е. Я. Успенской, под ред. и с предисл. М.Зеликмана (М.: Красная новь, Главполитпросвет. 1923)
  • Каутский К. «Предшественники новейшего социализма», т.1-2 Москва-Ленинград 1924-25
  • Плеханов Г. В. «Утопический социализм XIX века», Москва 1958
  • Володин А. И. «Начало социалистической мысли в России», Москва 1966
  • Mannheim K. «Ideologie und Utopie», Frankfurt/Main 1952.
  • Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. - 2-е изд.. - М .: Высшее образование, 2009. - 515 с. - ISBN 978-5-9692-0406-5

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Утомлённые солнцем 2
  • Утопия (значения)

Смотреть что такое "Утопический социализм" в других словарях:

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социа листич. началах, не опирающиеся на знание объективных законов обществ. развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия соч. Т. Мора «Утопия» (1516) … Философская энциклопедия

    Утопический социализм - (от греч. U не, нет и topos место, букв. место, которого нет) представления об обществе, основанном на соци­альном равенстве, в котором нет эксплуатации и люди получают возмож­ность всестороннего развития. Утопичность подобной идеологии… … Политология. Словарь.

    утопический социализм - [см. утопия] – домарксовские социалистические учения (впервые возникшие в 16 – 17 вв. – Томас Мор, Кампанелла), строившие несбыточные планы переустройства общества на социалистических началах, исходя не из классовой борьбы и законов развития… … Словарь иностранных слов русского языка

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие Утопический социализм восходит к сочинению Т. Мора Утопия (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер,… … Большой Энциклопедический словарь

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие утопического социализма восходит к сочинению Т. Мора Утопия (1516). Крупнейшие представители: Т. Мюнцер … Современная энциклопедия

    Утопический социализм - УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие “утопического социализма” восходит к сочинению Т. Мора “Утопия” (1516). Крупнейшие представители: Т.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Утопический социализм - мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия сочинения Т. Мора «Утопия»… … Большая советская энциклопедия

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. ... Первоначальный социализм был… … Советская историческая энциклопедия

    утопический социализм - утвердившееся в литературе общее обозначение разнородных представлений об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия»… … Энциклопедический словарь

    Утопический социализм - (греч. u нет, topos место, т. е. место, которого нет) совокупность социальных учений, в которых в еще незрелой форме выразилось стремление к установлению нового типа общества, где отсутствуют эксплуатация человека человеком и все иные формы… … Научный коммунизм: Словарь, Б. Сливкер. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Монография посвящена истории развития утопической мысли в Западной Европе в XVIII-XIX вв.:…


I. Возникновение утопического социализма 2

II. Продолжатели утопического социализма 3

2.1. Сен-Симон 4

2.2. Шарль Фурье 6

2.3. Роберт Оуен 7

Список литературы 9

I. Возникновение утопического социализма

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Западной

Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом

развития мануфактурного производства. Великие географические открытия,

ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.

В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников

утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-

гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казнённый за оппозицию

абсолютизму (отказался принести присягу королю как главе церкви). Сын

богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие

государственные должности. Но несмотря на это, он сочувствовал бедствиям

положившее начало утопическому социализму и давшее ему название.

Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии социальные

порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину

возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал её

противником.

Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не представляли

особой научной теории. Это были лишь мечты.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит

итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды

бедного крестьянства. Он известен как активный участник борьбы за

освобождение Южной Италии от гнёта испанской монархии. Оказавшись в руках

врагов, Кампанелла 27 лет провёл в казематах. Там он написал своё

знаменитое сочинение "Город Солнца" (1623), в котором подверг резкой

критике социальный строй Италии того времени.

В нём Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства -

город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая

традиции экономической мысли средневековья, он ориентировался на хозяйство

натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность

сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане.

Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда,

отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет

работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при

изобилии материальных благ, исчезнет нищета. Отношения между людьми должны

основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и

взаимопонимания.

Однако ни утопического государства с необычными порядками, в чём

проявилась историческая ограниченность их экономических проектов Т. Мор, ни

Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились

описанием.

II. Продолжатели утопического социализма

Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, великие

социалисты-утописты Анри Клод, Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуен

выступали с разоблачительной критикой капитализма. Великие утописты внесли

ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически

переходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения

не являются вечными и естественными. Развитие человеческого общества они

рассматривали как исторический процесс, в котором происходит смена

предшествующей стадии другой, более высоко развитой. Представители

утопического социализма, писал В.И.Ленин, «смотрели в ту же сторону куда

шло и действительное развитие; они опережали это развитие».

Классики буржуазной политической экономики считали капитализм вечным

и естественным строем. В противоположность им социалисты-утописты вскрывали

пороки и язвы капитализма, его противоречия, указывая на бедность и нищету

трудящихся масс. Критикуя капиталистический способ производства, великие

социалисты-утописты заявляли, что на смену ему должен прийти такой

общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества. Их

критика капитализма была острой и гневной, способствовала просвещению

рабочих и подготовке условий для восприятия идей научного социализма.

В своих проектах будущей справедливости социальной системы социалисты-

утописты предвидели многие черты социалистического общества, не

ограничивались требованием реорганизации потребления и распределения, а

выступали с идеей преобразования самого производства. Идеальный

общественный строй они именовали по-разному.

2.1. Сен-Симон

Так Сен-Симон называл его индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн –

коммунизмом. Но все они исходили из отсутствия эксплуатации, ликвидации

противоположности между умственным и физическим трудом, из того, что

частная собственность исчезнет или не будет играть особой роли в будущем

обществе.

В Западной Европе в конце XVII – начале XIX века господствовала

мануфактура, а фабричное производство только зарождалось. Материальные

условия капитализма и формирование пролетариата как особого рабочего класса

находились на раннем этапе. Пролетариат представлял собой еще раздробленную

массу и не был готов к самостоятельным действиям, выступал союзником

буржуазии в борьбе с остатками абсолютной монархии и феодальной

эксплуатации. В этих условиях социализм и рабочее движение развивались

самостоятельно в отрыве друг от друга.

Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу

социально справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата,

хотя и отмечали противоположность классовых интересов. На пролетариат они

смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали

развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем

создания коммуны, «фаланстера» или «базаров справедливого обмена».

Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов

соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым

классовым отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения

трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма

выдвигали фантастические проекты будущего общества. Себя они ставили над

классами, заявляя, что отражают интересы всех членов общества, но

апеллировали в пропаганде своих проектов к господствующим классам. Они

отвергали политическую борьбу и революцию, уповая на преобразования

общества путем пропаганды и агитации идей социальной справедливости. В этом

и заключался утопизм из идей. Однако, несмотря на ограниченность

утопического социализма, в период становления капитализма он был

прогрессивным учением, отражающим стремление зарождающегося пролетариата, и

явился одним из источников марксизма.

Будущее справедливое общество Сен-Симон именовал индустриальной

системой. Он считал, что индустриальное общество будет развиваться на базе

крупного промышленного производства, промышленность – по определенному

плану, а управление – осуществляться из единого центра индустриалами. Планы

развития промышленного производства и распределение продукции будут

составляться учеными; промышленные капиталисты, имея богатый опыт, будут

руководить организацией управления, а рабочие – непосредственно трудиться

над выполнением разработанных планов. Путем создания новой общественной

организации Сен-Симон предполагал добиться устранения анархии производства

и становление плановости и централизма в управлении экономикой.

В своей индустриальной системе Сен-Симон сохранял капиталистическую

собственность, выступая против землевладельцев и ростовщиков. Но и

капиталисты, по его мнению, будут трудиться в «золотом веке», организовывая

труд. Он считал, что они не будут иметь никакой власти, и наивно

предполагал добровольное превращение капиталиста-собственника в капиталиста-

труженика. За капиталистом Сен-Симон сохранял и право получать нетрудовой

доход как вознаграждение за капитал, но в целом его социальная утопия была

направлена против господства буржуазии, а не на защиту капиталистических

интересов и власти технократии, как это пытаются представить сторонники

современной буржуазной теории «индустриального общества». Сен-Симон

выступал не за «организованный капитализм», а за организованный труд и не

замечал, что капиталисты могут организовать труд только по-

капиталистически.

2.2. Шарль Фурье

Описывая экономические процессы, которые он наблюдал при анализе

цивилизации, Фурье предсказывал замену свободной конкуренции монополиями.

Он даже дал свою классификацию монополий, выделив такие виды, как

колониальная монополия, простая морская монополия, кооперативная, или

монополия замкнутых объединений, казенная монополия, или государственное

управление.

Фурье, разоблачая цивилизацию, показал обреченность

капиталистического строя, но, как и другие социалисты-утописты, не видел

реальных путей к «гармоническому обществу». Он был противником революции,

сторонником реформ, перехода к справедливости и уничтожению эксплуатации

путем агитации и примера. Перейти к новому общественному строю, считал

Фурье, можно путем открытия закона, на основе которого общество должно жить

и развиваться. Он заявлял, что этот закон открыл именно он и что его

«теория судеб выполнит требование наций, обеспечивая каждому изобилие».

Справедливое общество, мечтал Фурье, будет состоять из ассоциаций

производителей (фаланг), созданных без принуждения, исходя из принципа

удовлетворения потребностей всех людей. Это общество, по его мнению, должно

быть бесклассовым, гармоничным. С установлением «всеобщего единства», писал

он, исчезнут нищета, несправедливость и войны. Каждая фаланга будет

занимать определенный земельный участок, на котором члены ее будет

производить продукцию, а потом сами ее распределять. Земледелие по плану

Фурье должно стать основой будущего строя, а промышленность должна играть

подчиненную роль. В этом проявились мелкобуржуазные иллюзии Фурье. В

фаланге он сохранял частную собственность и капитал, а распределение

частично должно было осуществляться и по капиталу. Но Фурье считал, что это

не принесет ни какого вреда, потому что все рабочие станут капиталистами, а

капиталисты – рабочими. Так путем реформ Фурье ошибочно предполагал

установить бесклассовое общество.

2.3. Роберт Оуен

Характерной особенностью экономических взглядов Оуэна является то,

что он в отличие от французских социалистов-утопистов, отвергавших

буржуазную политическую экономию, опирался в своих теоретических

построениях на трудовую теорию стоимости Рикардо. Он вслед за Рикардо

источником стоимости провозглашал труд. Оуэн из теории рудовой стоимости

сделал социалистический вывод, заявляя, что продукт труда должен

принадлежать тем, кто его производит.

Критикуя капитализм, он отмечал противоречие между ростом

производства и сужающимся потреблением, которое, по его мнению, является

причиной экономических кризисов. Но в противоположность Сисмонди, который

пытался повернуть историю вспять, к мелкотоварному производству, Оуэн

говорил, что нищета и кризисы будут уничтожены при социалистической

организации труда.

Наряду с частной собственностью причиной противоречия между трудом и

капиталом Оуэн объявлял существование денег как искусственного мерила

стоимости. Он предлагая уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых

затрат – «рабочие деньги». Проект «рабочих денег» показал, что Оуэн не

товаропроизводителей. Поскольку стоимость является общественной категорией,

ее нельзя измерить непосредственно рабочим временем, она может выражаться

только в отношении товаров друг к другу. Оуэн пытался реализовать проект

«рабочих денег», организовав «Базар справедливого обмена», который быстро

затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары,

которые можно было выгодно потому продать на рынке. «Базар справедливого

обмена» быстро распался, не выдержав натиска капиталистической стихии.

В отличие от мелкобуржуазных капиталистов экономистов и других

социалистов-утопистов Оуэн наряду с проектом «рабочих денег» предлагал

проводить реорганизацию производства и даже пытался создать «Союз

производства». Для организации такого союза капиталисты должны были продать

средства производства профсоюзам. Но из этого намерения ничего не вышло,

так как капиталисты и не подумали продавать свои предприятия, а у

профсоюзов не было для этого средств.

Список литературы

1. История экономических учений современный этап. Учебник/ Под ред. А Г

Худокормрва, М.: ИНФРА М 1998

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е

издание - М.: Инфра-М, 1997

профессоров. - М.: Дело, Вита - пресс, 1996

4. Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций - М: Гуманит.

Издат. центр ВЛАДОС, 1997

5. Агапова И.И. История экономических учений - М.: ВиМ, 1997.

I. Возникновение утопического социализма. 2

II. Продолжатели утопического социализма. 3

2.1. Сен-Симон. 4

2.2. Шарль Фурье. 6

2.3. Роберт Оуен. 7

Список литературы.. 9

I. Возникновение утопического социализма

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Вели­кие географические открытия, ограбление колоний ускорили про­цесс накопления капитала.

В этот период возникают социальные утопии. Одним из основопо­ложников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), вы­дающийся мыслитель-гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казнённый за оппозицию абсолютизму (отказался принес­ти присягу королю как главе церкви). Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные долж­ности. Но несмотря на это, он сочувствовал бедствиям народных масс.

Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии соци­альные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собст­венности, выступал её противником.

Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не пред­ставляли особой научной теории. Это были лишь мечты.

К числу ранних представителей утопического социализма при­надлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного крестьянства. Он известен как актив­ный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнёта ис­панской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27 лет провёл в казематах. Там он написал своё знаменитое сочинение "Го­род Солнца" (1623), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии того времени.

В нём Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства - город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли средневеко­вья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не бу­дет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет обще­ственным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета. От­ношения между людьми должны основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и взаимопонимания.

Однако ни утопического госу­дарства с необычными порядками, в чём проявилась историческая ограниченность их экономических проектов Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием.

II. Продолжатели утопического социализма

Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, великие социалисты-утописты Анри Клод, Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуен выступали с разоблачительной критикой капитализма. Великие утописты внесли ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически переходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются вечными и естественными. Развитие человеческого общества они рассматривали как исторический процесс, в котором происходит смена предшествующей стадии другой, более высоко развитой. Представители утопического социализма, писал В.И.Ленин, «смотрели в ту же сторону куда шло и действительное развитие; они опережали это развитие».

Классики буржуазной политической экономики считали капитализм вечным и естественным строем. В противоположность им социалисты-утописты вскрывали пороки и язвы капитализма, его противоречия, указывая на бедность и нищету трудящихся масс. Критикуя капиталистический способ производства, великие социалисты-утописты заявляли, что на смену ему должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества. Их критика капитализма была острой и гневной, способствовала просвещению рабочих и подготовке условий для восприятия идей научного социализма.

В своих проектах будущей справедливости социальной системы социалисты-утописты предвидели многие черты социалистического общества, не ограничивались требованием реорганизации потребления и распределения, а выступали с идеей преобразования самого производства. Идеальный общественный строй они именовали по-разному.

2.1. Сен-Симон

Так Сен-Симон называл его индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн – коммунизмом. Но все они исходили из отсутствия эксплуатации, ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, из того, что частная собственность исчезнет или не будет играть особой роли в будущем обществе.

В Западной Европе в конце XVII – начале XIX века господствовала мануфактура, а фабричное производство только зарождалось. Материальные условия капитализма и формирование пролетариата как особого рабочего класса находились на раннем этапе. Пролетариат представлял собой еще раздробленную массу и не был готов к самостоятельным действиям, выступал союзником буржуазии в борьбе с остатками абсолютной монархии и феодальной эксплуатации. В этих условиях социализм и рабочее движение развивались самостоятельно в отрыве друг от друга.

Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу социально справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата, хотя и отмечали противоположность классовых интересов. На пролетариат они смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем создания коммуны, «фаланстера» или «базаров справедливого обмена». Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым классовым отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества. Себя они ставили над классами, заявляя, что отражают интересы всех членов общества, но апеллировали в пропаганде своих проектов к господствующим классам. Они отвергали политическую борьбу и революцию, уповая на преобразования общества путем пропаганды и агитации идей социальной справедливости. В этом и заключался утопизм из идей. Однако, несмотря на ограниченность утопического социализма, в период становления капитализма он был прогрессивным учением, отражающим стремление зарождающегося пролетариата, и явился одним из источников марксизма.

Будущее справедливое общество Сен-Симон именовал индустриальной системой. Он считал, что индустриальное общество будет развиваться на базе крупного промышленного производства, промышленность – по определенному плану, а управление – осуществляться из единого центра индустриалами. Планы развития промышленного производства и распределение продукции будут составляться учеными; промышленные капиталисты, имея богатый опыт, будут руководить организацией управления, а рабочие – непосредственно трудиться над выполнением разработанных планов. Путем создания новой общественной организации Сен-Симон предполагал добиться устранения анархии производства и становление плановости и централизма в управлении экономикой.

В своей индустриальной системе Сен-Симон сохранял капиталистическую собственность, выступая против землевладельцев и ростовщиков. Но и капиталисты, по его мнению, будут трудиться в «золотом веке», организовывая труд. Он считал, что они не будут иметь никакой власти, и наивно предполагал добровольное превращение капиталиста-собственника в капиталиста-труженика. За капиталистом Сен-Симон сохранял и право получать нетрудовой доход как вознаграждение за капитал, но в целом его социальная утопия была направлена против господства буржуазии, а не на защиту капиталистических интересов и власти технократии, как это пытаются представить сторонники современной буржуазной теории «индустриального общества». Сен-Симон выступал не за «организованный капитализм», а за организованный труд и не замечал, что капиталисты могут организовать труд только по-капиталистически.

2.2. Шарль Фурье

Описывая экономические процессы, которые он наблюдал при анализе цивилизации, Фурье предсказывал замену свободной конкуренции монополиями. Он даже дал свою классификацию монополий, выделив такие виды, как колониальная монополия, простая морская монополия, кооперативная, или монополия замкнутых объединений, казенная монополия, или государственное управление.

Фурье, разоблачая цивилизацию, показал обреченность капиталистического строя, но, как и другие социалисты-утописты, не видел реальных путей к «гармоническому обществу». Он был противником революции, сторонником реформ, перехода к справедливости и уничтожению эксплуатации путем агитации и примера. Перейти к новому общественному строю, считал Фурье, можно путем открытия закона, на основе которого общество должно жить и развиваться. Он заявлял, что этот закон открыл именно он и что его «теория судеб выполнит требование наций, обеспечивая каждому изобилие».

Справедливое общество, мечтал Фурье, будет состоять из ассоциаций производителей (фаланг), созданных без принуждения, исходя из принципа удовлетворения потребностей всех людей. Это общество, по его мнению, должно быть бесклассовым, гармоничным. С установлением «всеобщего единства», писал он, исчезнут нищета, несправедливость и войны. Каждая фаланга будет занимать определенный земельный участок, на котором члены ее будет производить продукцию, а потом сами ее распределять. Земледелие по плану Фурье должно стать основой будущего строя, а промышленность должна играть подчиненную роль. В этом проявились мелкобуржуазные иллюзии Фурье. В фаланге он сохранял частную собственность и капитал, а распределение частично должно было осуществляться и по капиталу. Но Фурье считал, что это не принесет ни какого вреда, потому что все рабочие станут капиталистами, а капиталисты – рабочими. Так путем реформ Фурье ошибочно предполагал установить бесклассовое общество.

2.3. Роберт Оуен

Характерной особенностью экономических взглядов Оуэна является то, что он в отличие от французских социалистов-утопистов, отвергавших буржуазную политическую экономию, опирался в своих теоретических построениях на трудовую теорию стоимости Рикардо. Он вслед за Рикардо источником стоимости провозглашал труд. Оуэн из теории рудовой стоимости сделал социалистический вывод, заявляя, что продукт труда должен принадлежать тем, кто его производит.

Критикуя капитализм, он отмечал противоречие между ростом производства и сужающимся потреблением, которое, по его мнению, является причиной экономических кризисов. Но в противоположность Сисмонди, который пытался повернуть историю вспять, к мелкотоварному производству, Оуэн говорил, что нищета и кризисы будут уничтожены при социалистической организации труда.

Наряду с частной собственностью причиной противоречия между трудом и капиталом Оуэн объявлял существование денег как искусственного мерила стоимости. Он предлагая уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат – «рабочие деньги». Проект «рабочих денег» показал, что Оуэн не понял сущности категории стоимости как выразителя общественных отношений товаропроизводителей. Поскольку стоимость является общественной категорией, ее нельзя измерить непосредственно рабочим временем, она может выражаться только в отношении товаров друг к другу. Оуэн пытался реализовать проект «рабочих денег», организовав «Базар справедливого обмена», который быстро затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары, которые можно было выгодно потому продать на рынке. «Базар справедливого обмена» быстро распался, не выдержав натиска капиталистической стихии.

В отличие от мелкобуржуазных капиталистов экономистов и других социалистов-утопистов Оуэн наряду с проектом «рабочих денег» предлагал проводить реорганизацию производства и даже пытался создать «Союз производства». Для организации такого союза капиталисты должны были продать средства производства профсоюзам. Но из этого намерения ничего не вышло, так как капиталисты и не подумали продавать свои предприятия, а у профсоюзов не было для этого средств.

Список литературы

1. История экономических учений современный этап. Учебник/ Под ред. А Г Худокормрва, М.: ИНФРА М 1998

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание - М.: Инфра-М, 1997

3. Майбург Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - пресс, 1996

4. Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций - М: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 1997

I. Возникновение утопического социализма. 2

II. Продолжатели утопического социализма. 3

2.1. Сен-Симон. 4

2.2. Шарль Фурье. 6

2.3. Роберт Оуен. 7

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Вели­кие географические открытия, ограбление колоний ускорили про­цесс накопления капитала.

В этот период возникают социальные утопии. Одним из основопо­ложников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), вы­дающийся мыслитель-гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казнённый за оппозицию абсолютизму (отказался принес­ти присягу королю как главе церкви). Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные долж­ности. Но несмотря на это, он сочувствовал бедствиям народных масс.

Мор подверг резкой критике господствовавшие в Англии соци­альные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собст­венности, выступал её противником.

Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не пред­ставляли особой научной теории. Это были лишь мечты.

К числу ранних представителей утопического социализма при­надлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного крестьянства. Он известен как актив­ный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнёта ис­панской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27 лет провёл в казематах. Там он написал своё знаменитое сочинение "Го­род Солнца" (1623), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии того времени.

В нём Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства - город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли средневеко­вья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не бу­дет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет обще­ственным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета. От­ношения между людьми должны основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и взаимопонимания.

Однако ни утопического госу­дарства с необычными порядками, в чём проявилась историческая ограниченность их экономических проектов Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием.

Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, великие социалисты-утописты Анри Клод , Сен-Симон , Шарль Фурье и Роберт Оуен выступали с разоблачительной критикой капитализма. Великие утописты внесли ценный вклад в экономическую науку, впервые указав на исторически переходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются вечными и естественными. Развитие человеческого общества они рассматривали как исторический процесс, в котором происходит смена предшествующей стадии другой, более высоко развитой. Представители утопического социализма, писал В.И.Ленин, «смотрели в ту же сторону куда шло и действительное развитие; они опережали это развитие».

Классики буржуазной политической экономики считали капитализм вечным и естественным строем. В противоположность им социалисты-утописты вскрывали пороки и язвы капитализма, его противоречия, указывая на бедность и нищету трудящихся масс. Критикуя капиталистический способ производства, великие социалисты-утописты заявляли, что на смену ему должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества. Их критика капитализма была острой и гневной, способствовала просвещению рабочих и подготовке условий для восприятия идей научного социализма.

В своих проектах будущей справедливости социальной системы социалисты-утописты предвидели многие черты социалистического общества, не ограничивались требованием реорганизации потребления и распределения, а выступали с идеей преобразования самого производства. Идеальный общественный строй они именовали по-разному.

Так Сен-Симон называл его индустриализмом, Фурье – гармонией, Оуэн – коммунизмом. Но все они исходили из отсутствия эксплуатации, ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, из того, что частная собственность исчезнет или не будет играть особой роли в будущем обществе.

В Западной Европе в конце XVII – начале XIX века господствовала мануфактура, а фабричное производство только зарождалось. Материальные условия капитализма и формирование пролетариата как особого рабочего класса находились на раннем этапе. Пролетариат представлял собой еще раздробленную массу и не был готов к самостоятельным действиям, выступал союзником буржуазии в борьбе с остатками абсолютной монархии и феодальной эксплуатации. В этих условиях социализм и рабочее движение развивались самостоятельно в отрыве друг от друга.

Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу социально справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата, хотя и отмечали противоположность классовых интересов. На пролетариат они смотрели как на угнетенную, страдающую массу. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем создания коммуны, «фаланстера» или «базаров справедливого обмена». Несовершенство и противоречивость социалистических теорий утопистов соответствовали незрелому капиталистическому производству и неразвитым классовым отношениям. Поскольку материальные условия для освобождения трудящихся не были еще созданы, представители утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества. Себя они ставили над классами, заявляя, что отражают интересы всех членов общества, но апеллировали в пропаганде своих проектов к господствующим классам. Они отвергали политическую борьбу и революцию, уповая на преобразования общества путем пропаганды и агитации идей социальной справедливости. В этом и заключался утопизм из идей. Однако, несмотря на ограниченность утопического социализма, в период становления капитализма он был прогрессивным учением, отражающим стремление зарождающегося пролетариата, и явился одним из источников марксизма.

Будущее справедливое общество Сен-Симон именовал индустриальной системой. Он считал, что индустриальное общество будет развиваться на базе крупного промышленного производства, промышленность – по определенному плану, а управление – осуществляться из единого центра индустриалами. Планы развития промышленного производства и распределение продукции будут составляться учеными; промышленные капиталисты, имея богатый опыт, будут руководить организацией управления, а рабочие – непосредственно трудиться над выполнением разработанных планов. Путем создания новой общественной организации Сен-Симон предполагал добиться устранения анархии производства и становление плановости и централизма в управлении экономикой.

В своей индустриальной системе Сен-Симон сохранял капиталистическую собственность, выступая против землевладельцев и ростовщиков. Но и капиталисты, по его мнению, будут трудиться в «золотом веке», организовывая труд. Он считал, что они не будут иметь никакой власти, и наивно предполагал добровольное превращение капиталиста-собственника в капиталиста-труженика. За капиталистом Сен-Симон сохранял и право получать нетрудовой доход как вознаграждение за капитал, но в целом его социальная утопия была направлена против господства буржуазии, а не на защиту капиталистических интересов и власти технократии, как это пытаются представить сторонники современной буржуазной теории «индустриального общества». Сен-Симон выступал не за «организованный капитализм», а за организованный труд и не замечал, что капиталисты могут организовать труд только по-капиталистически.

Описывая экономические процессы, которые он наблюдал при анализе цивилизации, Фурье предсказывал замену свободной конкуренции монополиями. Он даже дал свою классификацию монополий, выделив такие виды, как колониальная монополия, простая морская монополия, кооперативная, или монополия замкнутых объединений, казенная монополия, или государственное управление.

Фурье, разоблачая цивилизацию, показал обреченность капиталистического строя, но, как и другие социалисты-утописты, не видел реальных путей к «гармоническому обществу». Он был противником революции, сторонником реформ, перехода к справедливости и уничтожению эксплуатации путем агитации и примера. Перейти к новому общественному строю, считал Фурье, можно путем открытия закона, на основе которого общество должно жить и развиваться. Он заявлял, что этот закон открыл именно он и что его «теория судеб выполнит требование наций, обеспечивая каждому изобилие».

Справедливое общество, мечтал Фурье, будет состоять из ассоциаций производителей (фаланг), созданных без принуждения, исходя из принципа удовлетворения потребностей всех людей. Это общество, по его мнению, должно быть бесклассовым, гармоничным. С установлением «всеобщего единства», писал он, исчезнут нищета, несправедливость и войны. Каждая фаланга будет занимать определенный земельный участок, на котором члены ее будет производить продукцию, а потом сами ее распределять. Земледелие по плану Фурье должно стать основой будущего строя, а промышленность должна играть подчиненную роль. В этом проявились мелкобуржуазные иллюзии Фурье. В фаланге он сохранял частную собственность и капитал, а распределение частично должно было осуществляться и по капиталу. Но Фурье считал, что это не принесет ни какого вреда, потому что все рабочие станут капиталистами, а капиталисты – рабочими. Так путем реформ Фурье ошибочно предполагал установить бесклассовое общество.

Характерной особенностью экономических взглядов Оуэна является то, что он в отличие от французских социалистов-утопистов, отвергавших буржуазную политическую экономию, опирался в своих теоретических построениях на трудовую теорию стоимости Рикардо. Он вслед за Рикардо источником стоимости провозглашал труд. Оуэн из теории рудовой стоимости сделал социалистический вывод, заявляя, что продукт труда должен принадлежать тем, кто его производит.

Критикуя капитализм, он отмечал противоречие между ростом производства и сужающимся потреблением, которое, по его мнению, является причиной экономических кризисов. Но в противоположность Сисмонди, который пытался повернуть историю вспять, к мелкотоварному производству, Оуэн говорил, что нищета и кризисы будут уничтожены при социалистической организации труда.

Наряду с частной собственностью причиной противоречия между трудом и капиталом Оуэн объявлял существование денег как искусственного мерила стоимости. Он предлагая уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат – «рабочие деньги». Проект «рабочих денег» показал, что Оуэн не понял сущности категории стоимости как выразителя общественных отношений товаропроизводителей. Поскольку стоимость является общественной категорией, ее нельзя измерить непосредственно рабочим временем, она может выражаться только в отношении товаров друг к другу. Оуэн пытался реализовать проект «рабочих денег», организовав «Базар справедливого обмена», который быстро затоварился неходовыми товарами, а по квитанциям забирались те товары, которые можно было выгодно потому продать на рынке. «Базар справедливого обмена» быстро распался, не выдержав натиска капиталистической стихии.

В отличие от мелкобуржуазных капиталистов экономистов и других социалистов-утопистов Оуэн наряду с проектом «рабочих денег» предлагал проводить реорганизацию производства и даже пытался создать «Союз производства». Для организации такого союза капиталисты должны были продать средства производства профсоюзам. Но из этого намерения ничего не вышло, так как капиталисты и не подумали продавать свои предприятия, а у профсоюзов не было для этого средств.

1. История экономических учений современный этап. Учебник/ Под ред. А Г Худокормрва, М.: ИНФРА М 1998

2. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 2-е издание - М.: Инфра-М, 1997

3. Майбург Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - пресс, 1996

4. Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций - М: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 1997

5. Агапова И.И. История экономических учений - М.: ВиМ, 1997.

Loading...Loading...