План сказки проказы старухи зимы. План-конспект с иллюстрациями СОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Проказы старухи-зимы. «Озорной и смелый

ирина шалтус
План-конспект с иллюстрациями СОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Проказы старухи-зимы»

ИКТ все шире используются в нашей жизни, но к сожалению, часто картинки не похожи на своих героев,да и с художественной литературой то же самое. Была очень рада увидеть в интернете сайт Сказки с картинками для детей. Там очень много знакомых из детства иллюстрированных книг его я и использую в своей работе. Советую.

План-конспект совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. Рассказ «Проказы старухи-зимы» Ушинский К Д.

Цель: познакомить детей с произведением, уточнить и систематизировать знания о зиме.

Способствовать развитию у детей интереса к художественной литературе

Закрепить знания о том, как зимует все живое.

Учить детей выражать свое отношение к времени года.

Развивать внимание и наблюдательность. Воспитывать чувство отзывчивости. Здоровьесберегающие задачи: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.

Методы и приемы:

Наглядный: рассматривание мультимедийный показ

Словесный: ответы на вопросы. Игровой: игровая ситуация «Изобрази героя», «спит не спит», физмигнутки «Дровосеки» х\и «Ой, ты зимушка-зима»

Создание мотивации:

Беседа, показ слайдов.

Самостоятельная деятельность детей:

Войти в роль героя сказки, выполнение заданий

Рефлексия:

Конспект можно использовать в работе на интерактивной доске или с мультимедийным проектором.

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

- Ребята, покажите, как разозлилась зима.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам.

- Как же ей пришлось подуть, чтобы листья с деревьев улетели? Давайте попробуем.

Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.

Остался воробей, (узнали его? А справа кто) и тот под стреху забился.

(стреха "выступ кровли", словен. strehа "крыша")

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.

Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

Давайте вспомним, кто спит из животных, а кто нет. Поиграем (д\и «Спит, не спит», если животное спит-присядем, если нет-прыгаем.

Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят.

Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее.

Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери так что брёвна лопаются.

А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.

- Как дрова пилой пилят? Выберите себе пару с кем бы вы «по-дрова пошли». А кто не хочет выбирать пару будут рубить топором. Физминутка «Дровосеки»

По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости.

-А что бывает когда плачут? А слезы зимы какие, как вы думаете?

Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!

Беседа по содержанию

До кого добралась старуха – зима прежде всего, в самом начале?

Почему ей не удалось заморозить птиц?

А звери испугались зиму?

Почему зиме не удалось заморозить людей?

Хороводная игра «Ой, ты зимушка зима…»

Публикации по теме:

Задачи: воспитывать через игру любовь к народному творчеству,самостоятельность уважительные взаимоотношения между родителями и детьми в.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: - продолжать учить.

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой «Пересказ сказки «Бычок-смоляной бочок» Программное содержание: Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели. Учить выделять характерные.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и развитию речи для средней группы «Метель» Конспект занятия по ознакомлению детей с худ. литературой и развитию речи для средней группы "Метель" Цель: учить детей эмоционально воспринимать.

Проказы старухи-зимы Сказка Ушинского Константина Дмитриевича Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился. Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давнымдавно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют. Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее. - Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают. Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь. Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко! ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 2 класс, урок № 44 Тема. К. Д. Ушинский «Проказы старухи Зимы». Цель: - познакомить учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся о зиме и её признаках; - развивать устную речь, внимание, мышление, память, умение ориентироваться в тексте,; - отрабатывать навыки чтения: осознанность, выразительность и умения пользоваться народными приметами; - воспитывать любовь к природе, интерес к изучению предмета. Оборудование: картина «Зима», сугроб из снежинок, картинки с приметами зимы картинки с надписью «ЗИМА», шапочки для зимних месяцев, новогодние шары, карточки для работы в парах, почтовый ящик, заготовки писем Деду Морозу, предметные картинки по тексту, презентация «Проказы старухи зимы», музыкальная видеофизминутка «Ёлочке не холодно зимой», телевизор, DVD - плеер, портрет К.Д. Ушинского, записи на доске. Тип урока: изучение нового материала. Межпредметные святи: природоведение, русский язык. Ход урока Класс украшен к новогоднему празднику: снежинки, мишура, на шторах висят ёлочные шары. I.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. Учитель: Ну-ка, проверяй, дружок, ты готов начать урок? Все ль в порядке, все ль на месте? Значит, будем дружно вместе На вопросы отвечать и заданья выполнять! Когда учитель спросит – встань, Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А просто руку подними! -- Сели тихо за парты и проверили свою осанку (стенд «Правильно сиди»). II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. - Посмотрите, ребята в окно. Расскажите, какая там погода. Ответы детей: (Выпал снег; низкая температура воздуха; солнце светит, но греет мало; замерзли реки и озёра; некоторые животные впали в спячку; птицы перебрались поближе к людям). (По мере получения ответов учитель открывает на доске картинки с изображением примет зимы) _- Наблюдая за изменениями в природе, можно ли определить время года? (После этого учитель переворачивает картинки и дети читают название времени года) З И М А (учитель открывает на доске картинку с изображением царицы зимы и расшифровкой слова) - Я и царица зима принесли вам на урок: З – знаний, знакомство с новым произведением; И – интересных заданий; - И ждём от вас М – мудрости; А – активности. ІІІ. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МАТЕРИАЛА -Опустели поля, пожелтела трава, Птицы на юг улетели. Все затихло кругом. Так чего же мы ждем? А ждем мы прихода метелей! --И вот она пришла зимушка-зима. Подули злые ветры, злые вьюги запели свои песни. Белый снег засыпал все кругом, словно одел теплым пушистым одеялом. Пусть все спит. Три месяца зимних самые холодные, самые лютые привела она с собою. (Выходят три уч-ся в зимних колпаках и читают стихотворения) Этот месяц год кончает, Зиму нашу начинает, Реки льдом он покрывает Ну и Рождество справляет. В месяц этот дни короче, А длинней конечно ночи. В декабре лежат снега На полях и на лугах. Только наш декабрь пройдет, Народ встречает Новый год. Январь. Прекрасная пора Начало года и зима В свои права уже вступила Пушистым снегом все укрыла. Как белоснежным полотном Сковала речку толстым льдом, Посеребрила лес, опушки До самых кончиков верхушки Уснула тихим, сладким сном Природа до весны кругом. Белокрылые метели Завывают в феврале. Звери сильно похудели В тесной норке и в дупле. Мы поможем им немножко: Хлеб в кормушку принесём. По заснеженным дорожкам В задремавший лес придём. Там поземка колобродит, Там за пищею мясной Волки рыскают и бродят. А в берлоге под сосной Спит медведь и лапу лижет. Слышен ветра грозный вой. Дети бегают на лыжах У него над головой. IV.ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. - Ну, с приметами зимы мы уже разобрались, а вот как же она приходит? Как это всё происходит мы узнаем на сегодняшнем уроке. И поможет нам в этом сказка К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» (Открывается запись на доске) К. Д. УШИНСКИЙ « Проказы старухи зимы» V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 1. Рассказ учителя о писателе. Ушинский Константин Дмитриевич - российский учитель, воспитатель, писатель. Он придавал большое значение физическому труду в воспитании детей, считал, что правильное воспитание, это сочетание умственного и физического труда. Но детей он учил не только в школе. Ушинский очень любил родную русскую природу, наблюдал за ней и записывал свои наблюдения. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком. 2. Словарная работа (на доске). Дубрава - дубовая роща, лесок. Запорошила поля - выпал снег на поля. Кровля и стреха – крыша и её свисающий нижний край. Клинья и подклинки – деревянные «гвозди» . Заволокла оконницы - разрисовала стекла в окнах. Обозы – сани или телега с лошадью. Извозчик – человек, управляющий лошадью. Проказы - забавы, игры. 3.Первичное восприятие произведения. -- Послушайте произведение и скажите, почему Ушинский назвал его сказкой? (Демонстрация презентации «Проказы старухи зимы») -- Так почему Ушинский назвал произведение сказкой? 4.Работа над произведением (фронтальный опрос). -- Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой? -- Что было самым интересным? -- Как приготовились люди к зиме? -- Почему не боятся зимы дети? 5.Физминутка музыкальная. (Дети под музыку поют песню и выполняют упражнения) «Ёлочке не холодно зимой» Я узнала маленький секрет: Ёлочке не холодно зимой! И не надо ёлочку, маленькую ёлочку Забирать к себе домой. (2 раза) Я узнала маленький секрет: ("Какой? Какой?") Ёлкам очень весело в лесу. Маленькие ёлочки, маленькие ёлочки Я от вырубки спасу. (2 раза) Маленькие ёлочки мои Стать большими елями хотят. Пусть они в лесу растут, Новый год встречают тут Много-много лет подряд. (2 раза) Вы узнали маленький секрет: ("Ага, ага".) Ёлочкам не холодно зимой! И не надо ёлочки, маленькие ёлочки Забирать к себе домой. (2 раза) С Новым годом, люди! VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ 1.Выразительное чтение текста сильными учениками (остальные – следят по тексту). 2. Составление плана текста по картинкам. (На доске вывешены картинки по сказке с нарушенной последовательностью) --Исправьте ошибки. (Три уч-ся восстанавливают логическую цепочку по картинкам). 3. Выборочное чтение. Найдите в тексте и прочитайте: - как спасались от зимы птицы; - что сделали звери, чтобы защититься от холода; - как спрятались рыбы; - как подготовились к зиме люди; - о зимних забавах детей. 4.Физминутка для глаз «Ёлочные шары» (Учитель называет цвет шара, дети, не поворачивая головы, только взглядом находят нужный шар). VIІ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 1.Работа в парах. Народные приметы. (На партах лежат листочки с заданием) ДОПОЛНИ народные приметы (подчеркни правильный ответ): 1. Дым из трубы поднимается столбом – к (теплу, морозу, ветру). 2. Зимой много снега – летом будет много (солнца, воды, хлеба). 3. Кошка лежит на печи – к морозу, а сидит на полу – к (теплу, ветру, дождю). --Люди, наблюдая за природой, научились угадывать её настроение и предсказывать погоду. На уроках природоведения мы знакомились с народными приметами. Сейчас и проверим ваши знания. (Уч-ся, совещаясь, выполняют задание на карточках). 2.Итоги работы в парах. VIII. ИТОГ УРОКА. 1.(На доске, рядом с картинкой «Зимы» из снежинок сделан снежный сугроб). --Шла сегодня на урок: Глядь под ноги – бугорок. Не простой сугроб, с секретом, Убедитесь сами в этом. (Дети по очереди выходят к доске, снимают снежинки, где на обратной стороне записаны вопросы по тексту, читают и отвечают на них). Вопросы на снежинках: 1. С каким произведением познакомились? 2. Кто автор сказки? 3. Кого хотела напугать зима? 4. Получилось ли у неё это? 5. Что обидело зимушку - зиму? 6. Что произошло, когда зима заплакала? 7. Чем понравилась сказка? (За работу на уроке дети получают «Знаек» и «Незнаек»). - Можно ли пословицу на доске соотнести со сказкой? СКОЛЬКО ЗИМА НЕ ЗЛИСЬ, ВСЁ РАВНО ВЕСНА ПРИЙДЁТ. - Почему? IX. РЕЛАКСАЦИЯ. Под сугробом из снежинок дети замечают почтовый ящик: ПОЧТА ДЕДА МОРОЗА --Пока мы с вами работали на уроке, незаметно по классу пронеслась метелица и положила в дневники письма для Деда Мороз. Прочитайте их и заполните, но только без ошибок. Не то Дед Мороз не сможет правильно прочитать и исполнить ваше желание. А потом, на перемене, опустите свои письма в наш почтовый ящик. Текст письма Здра…ствуй, Дед Моро…! Я целый го… старался хорошо учиться, слушал родителей и учителей. Хоч… попросить у тебя в подарок ………………… . Спасиб… тебе! Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выразительно прочитать сказку К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» стр.………………, подготовить пересказ. .

Конспект урока по чтению в 3 классе
Студентки 3 курса группа 3 «А» Макаревич О.Л.
Тема: К.Д. Ушинский. «Проказы старухи Зимы». Сказка.
Цели:
1. Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; познакомить учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся о зиме, о признаках зимы.
2. Развивать устную речь, внимание, мышление, память.
3. Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: портрет К.Д. Ушинского, выставка детских книг с произведениями К.Д. Ушинского, карточки с текстами, разноцветные слоги (Про- ка- зы, ста- ру- хи), пословицы «ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ», «МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ» , карточки словакартинки о зиме, фишки- снежинки для поощрения.
Программа: программа для коррекционной школы 8 вида. Учебник: "Книга для чтения", учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: традиционная.

Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!
- Какой сейчас будет урок?
- Какое сегодня число?, месяц?, время года?
- Посмотрите за окно. Какая сегодня погода?
Я принесла вам волшебную коробочку. Если мы будем сегодня хорошо работать на уроке, то с помощью того, что лежит в этой коробочке- мы сможем совершить волшебство. Хотите узнать, что там? Тогда работайте хорошо и будьте внимательны.
II. Разминка.
1) Дыхательная гимнастика.
- Вдох - носом, выдох - через рот.
- Вдох, задержка дыхания, выдох.
- Вдох, выдох, задержка дыхания.
2
Б) Проверка домашнего задания
- чтение стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро" наизусть,
- слабочитающие ученики - хорошее чтение стихотворения.
4. Введение в тему. Игра «Фотоглаз»
На доске картинки: – заяц, За 6 секунд сфотографировать слова,
- белка, которые записаны на доске.
- лисица,
- медведь,
- снежинка
- Сколько слов сфотографировали?
- Назовите эти слова.
- А что вы можете сказать об этих животных? (дикие- живут в лесу).
- Как мы должны к ним относится?
- Какое слово лишнее? (снежинка) Почему?
И сегодня на уроке за правильный ответ и хорошую работу, вы будете получать снежинки. Почему снежинки, они связаны с темой нашего сегодняшнего урока.
А) Беседа. - Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.
- Назовите зимние месяцы по порядку.
-Какой сейчас месяц? Какая погода?
Б) Работа с доской. - Давайте вспомним признаки зимы. (картинка зимы)
- Молодцы, хорошо знаете признаки зимы.
В) Работа по карточкам.
Карточки - для хорошо читающих учеников Карточки - для слабочитающих учеников
Зима. Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы. Зима. Побеле.. поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз….Зайцам белые шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк… льду
Зада-ниеПрочитайте текст вполголоса. Зачеркните лишние предложения. объясните свой выбор. Прочитать вслух восстановленный текст. - Прочитать текст вместе с окончаниями. (запись на обратной стороне доски со вставленными буквами), проверка правильности выполнения задания)
Физминутка.
Игра « Ворота"
Учитель с одним из учеников держатся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовет слово, относящееся к зиме.
Подготовка к восприятию текста
Вывешивается портрет К. Ушинского
- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского(1824-1870) . Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком. Этот человек жил очень давно, более 100 лет назад. За это время много всего произошло, но его рассказы и сказки читают до сих пор.
- А что мы будем читать сегодня, сейчас угадаем.
- В классе развешаны разноцветные слоги.
1 ряд соберите слоги синего цвета и составьте из них слово (Про- ка- зы)
2 ряд - красного, из них составьте слово (ста- ру- хи). Составленные слова вывешиваются на доску
- А последнее слово мы отгадаем вместе.
Загадка.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом.
Все покрыла серебром. (зима)
На доске появляется надпись: ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ. (Сколько слогов в 1,2,3 слове) Молодцы. (получают снежинки и прикрепляют их к доске)
- Сегодня мы с вами читаем сказку "Проказы старухи Зимы".
- А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа?
3) Словарная работа.
- Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова, что они означают. Учитель вывешивает слова на доске, ученики ищут объяснения слова на карточке в конверте). Чтение слова и его значения.
ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ
САЛАЗКИ – САНКИ
ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
Чтение текста учителем. (стр. 130-132) Учащиеся следят по тексту за учителем.
5) Беседа по прочитанному.
- Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
- Как зима решила расправиться с птицами?
- Что сделали птицы?
- Как звери спасаются зимой от мороза?
- Что сделала зима с реками и озерами?
- Как спрятались рыбы?
- Как приготовились люди к зиме?
- Почему не боятся зимы дети?
- Почему зиме стало обидно?
Физминутка
Разминка для глаз.
А) - зажмурьте глаза, а потом откройте.
- сделайте круговые движения глазами: налево- вверх- направо- вниз- направо- вверх- налево- вниз.
- вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
5. Закрепление.
Работа над текстом.
1) Найдите в тексте и прочитайте слова с «ь» на конце. 2) Найдите в тексте и прочитайте:
- как спасались от зимы птицы;
- что сделали звери, чтобы защититься от холода;
- как спрятались рыбы;
- как подготовились к зиме люди;
- о зимних забавах детей
3) Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие пословицы. Объясните смысл пословиц.
ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ.
МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
4) Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.
Релаксация.
Реснички опускаются, Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко…ровно…глубоко… Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расправляется. Дышится легко…ровно…глубоко. (пауза)
Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть.
6. Итог
- Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
- Что больше всего понравилось? Запомнилось?
- Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима? (Дети собирают слова, развешанные на доске, относящиеся к зиме. СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.
- Подойдите к тучкам, покажите, какое настроение у вас сейчас.
Домашнее задание. Выразительное чтение сказки
Выставление оценок

Урок литературного чтения в 2 «В» классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Тема: К.Ушинский «Проказы старухи – зимы. Сказка».

Цель урока: формирование положительной мотивации предмету.

Предметные УУД: чтение сказки К.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа со сказкой, выразительное чтение, определение её смысла.

Познавательные УУД: совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.

Регулятивные УУД: сознательное чтение текста.

Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД: осознание значимости сказки К.Ушинского «Проказы старухи – зимы», её поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла», работа с сенсорным крестом, экологическое панно.

Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска, мультимедийный проектор,

Каждому: учебная хрестоматия: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие теради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2012, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, снежинки для рефлексии.

Парная работа: карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Пожелайте друг другу удачи.

  1. Введение в тему урока. Целеполагание урока.

Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

В результате обсуждения формулируем план урока (работа с экологическим панно):

  1. Речевая разминка.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа в парах.
  4. Знакомство с автором.
  5. Словарная работа.
  6. Чтение сказки.
  7. Физминутка.
  8. Составление модели обложки.
  9. Работа в тетради.
  10. Домашнее задание.
  1. Речевая разминка. (Слайд №2)

- Ребята, а теперь давайте немного разомнём наш язычок и голосок. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Скороговорку).

Около кола - колокола,

И на колах - колокола.

1. Прочитайте глазками.

2. Прочитайте шёпотом.

3. Прочитайте вслух.

4. Прочитайте медленным темпом.

5. Прочитайте быстрым темпом.

6. Прочитайте с восклицательной интонацией.

7. Прочитайте с вопросительной интонацией.

Молодцы!

  1. Работа в парах.

Ребята, как вы думаете, чем сейчас мы с вами займёмся? (Работа в парах).

Объединитесь в пары. У вас на рабочих местах лежат карточки. Прочитайте задание. Обсудите выполнение со своим напарником и приступайте к выполнению задания.

А теперь проверим, как вы справились. (Слайд №3)

Молодцы!

  1. Знакомство с автором. (Слайд №4)

Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Учился Константин Дмитриевич в Новгород - Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Он написал для детей такие книги как: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т.д. (Слайд №5,6)

Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Словарная работа. (Слайд №7)

На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.

  1. ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  2. ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  3. ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  4. ОКОННИЦЫ - СТЁКЛА В ОКНАХ
  5. САЛАЗКИ - САНКИ
  6. ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
  7. СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ
  1. Чтение сказки. (Слайд №8) Хрестоматия 1 часть с.16-19

Чтение текста учителем.

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

Беседа по прочитанному тексту.

Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?

Как зима решила расправиться с птицами?

Что сделали птицы?

Как звери спасаются зимой от мороза?

Что сделала зима с реками и озерами?

Как спрятались рыбы?

Как приготовились люди к зиме?

Почему не боятся зимы дети?

Почему зиме стало обидно?

  1. Физминутка. (Слайд №9)

Утром бабочка проснулась.

Потянулась,

Улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

  1. Работа над текстом. (Методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла»).

Ребята, сейчас мы с вами поработаем над текстом. Внимательно посмотрите на зрительные точки. Что вы видите? (Иллюстрации). (Слайд №10,11,12,13)

Найдите в тексте отрывки, которые подходят к каждой иллюстрации и прочитайте:

Как спасались от зимы птицы? (1 точка)

Что сделали звери, чтобы защититься от холода? (2 точка)

Как спрятались рыбы? (3 точка)

О зимних забавах детей? (4 точка)

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Составление модели обложки.

Ребята, у вас на столах лежат листочки. Как вы думаете, для чего они нам понадобились?

Молодцы! Сейчас мы с вами составим модель обложки.

Жанр нашего произведения? (Сказка). (Работа с сенсорным крестом: определение жанра произведения).

Тема сказки? (О природе).

Заголовок? (Проказы старухи – зимы).

А теперь самостоятельно составьте модель обложки.

Давайте проверим правильность выполнения. Посмотрите на экран. (Слайд № 14)

  1. Работа в тетради. (с.57)

- Откроем нашу рабочую тетрадь на странице 57.

Прочитайте заголовок.

Сколько заданий нам предложено выполнить? (2).

Давайте поработаем над 1 заданием.

Хорошо читающий ученик читает задание, идёт совместное обсуждение и выполнение задания.

А про 2 задание я вам скажу немного позже.

  1. Итог урока. (Слайд № 15,16)

Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?

Что больше всего понравилось? Запомнилось?

Посмотрите на экран. Вы видите слова. Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.

  1. Домашнее задание. (Слайд № 17)

Х. 1 часть с.16-19 выраз. чт. Т1 с. 57 задание 2.

  1. Рефлексия. (Слайд № 18)

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

  • – Формировать умения читать вслух и про себя;
  • – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
  • – знакомить с выразительными средствами языка;
  • – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.).

Виды деятельности

    – Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя; – отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников; – передавать интонацией своё отношение к читаемому; – пересказывать кратко и подробно рассказ или сказку по готовому плану; – объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним; – объяснять авторскую точку зрения.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, стихотворение, сказка, З. Александрова, К. Ушинский
Название этапа Методический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг – Ребята, рассмотрите нашу выставку книг. (Учитель готовит 3–5 книг о родной природе в разные времена года.) – Назовите книги на выставке. О ком или о чём эта книга? О чём в ней говорится? Рассмотрите и сравните иллюстрации к текстам о весенней, зимней, осенней природе.
2 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым разделом – На смену осени приходит зима. Прочитайте, как называется наш раздел, с которым мы начинаем работать. – Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в этом разделе? – Какие произведения о зиме вы знаете? Назовите. – Прочитайте рубрику «Обрати внимание». – Какое настроение у вас вызывает зима? Рассмотрите картины русских художников о зиме. – Какое настроение создают образы, созданные художниками. Расскажите. – Представьте, что вы вошли в зимний лес. Расскажите, что вы видите и слышите в нём. (Ответы учеников.)
3 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – А теперь послушайте. (Учитель читает наизусть стихотворение Зинаиды Александровой, не называя автора.) – Какое настроение создаёт это стихотворение? Расскажите. – Найдите и прочитайте фамилию автора. Заголовок стихотворения. (Учитель показывает модель обложки.) – Проверьте модель. Соответствует ли она нашему произведению? Объясните. – Обратите внимание на подзаголовок. В учебнике стихотворение приведено не полностью. – Прочитайте стихотворение самостоятельно.
4 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Какие слова передают радостное настроение автора? Прочитайте. – Как описывает автор зимний снежок? Прочитайте. – Как описывает автор снегирей? Прочитайте. – Подумайте, почему автор сравнивает снегирей с розовыми яблоками. – Рассмотрите иллюстрацию. Соответствует ли она тексту стихотворения? Объясните. – Прочитайте строки стихотворения, которые подходят к ней.
5 5. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий в тетради – Выполнение заданий в тетради. – Прочитайте. Найдите и выделите рифмы. (Ученикам предлагается найти рифмы в тексте отрывка (работа по учебнику), затем учащиеся выполняют интерактивное задание.) – С чем сравнивает снежок автор? (С мелом.) – О чём говорит автор «весёлых белых мух»? (О снеге.)
6 6. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Послушайте ещё одно произведение о зиме. – (Учитель (или хорошо читающий ученик) читает сказку К. Ушинского «Проказы старухи–зимы». Текст дан в учебной хрестоматии, 2 класс, 1 часть, авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – Выполните модель обложки. Проверьте. – Почему автор так озаглавил свою сказку? Объясните.
7 7. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по работе с текстом – Перечитайте первый и последний абзацы текста. Какой показана старуха–зима? Изменилась ли она к концу сказки? Прочитайте.
8 8. Составление плана – А теперь давайте ещё раз перечитаем сказку Константина Дмитриевича и составим план произведения. – Сколько частей можно выделить в произведении? (5.) – (Ученики читают сказку по частям и озаглавливают каждую часть, на обратной стороне листка с моделью обложек появляется план сказки.) – Перескажите одну из частей сказки подробно.
9 9. Обобщение изученного: работа с моделями – А теперь давайте вспомним произведения, с которыми мы работали. Рассмотрите схемы. Вспомните и назовите к ним произведения. – А теперь изготовим книжку–малышку. (Учитель собирает модели обложек и оформляет книжку–самоделку.)
10 10. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) – Подготовьте чтение наизусть стихотворения З. Александровой. – Подготовьте краткий пересказ сказки К. Ушинского «Проказы старухи–зимы». – Найдите книги с произведениями о зиме.
Loading...Loading...