Десантная операция у пролива ла манш. В схватке с «волчьими стаями». Эсминцы США: война в Атлантике. «Эврика» Джексона Хиггинса

11.10.2007 22:36

К началу лета 1944 года соотношение сил Германии и антигитлеровской коалиции существенно изменилось. На Восточном фронте советские войска уверенно теснили Вермахт и готовились нанести решающие удары для окончательного освобождения всех оккупированных территорий. Немецкие войска понесли значительные потери и почти не имели резервов. Военно-морские силы были ослаблены и уже не могли вести активные действия на коммуникациях союзников в Атлантическом океане. Заметный урон был нанесен промышленному потенциалу Германии. Положение Германии резко ухудшилось.

В то же время США и Англии удалось подготовить достаточные силы и средства, чтобы принять решение о высадке союзных сил во Франции. Политическое руководство Германии и военное командование осознавали неизбежность открытия второго фронта, но возможности Германии оборонять побережье Ла-Манша и Атлантическое побережье Франции во многом определялись военными действиями на советско-германском фронте, где Германия была вынуждена держать свои основные силы. Оборона немцев на Западе опиралась на “Атлантический вал” - систему укреплений вдоль побережья. Немецкое командование допустило просчет при определении возможного района высадки американо-английских войск. Оно считало, что высадка произойдет через пролив Па-де-Кале, поэтому основные укрепления находились в районах военно-морских баз и района Кале-Булонь, где глубина обороны достигала 20 км от берега. В других районах, в том числе и в Нормандии, противодесантная оборона была значительно слабее. Оборонительные сооружения только создавались, их строительство шло медленно из-за недостатка материалов и рабочих рук. На июль 1944 года работы по строительству укреплений на побережье Ла-Манша были выполнены лишь на 68%, а в районе Сенской бухты - на 18%.

В укреплениях Атлантического побережья находилось 2692 артиллерийских ствола, что примерно соответствовало 1 орудию на 1 километр берега. Располагая такими скудными средствами, главнокомандующий немецкими войсками на Западе фельдмаршал Г.Рундштедт принял решение оставить непосредственно на побережьях лишь небольшое количество дивизий, способное оказать сопротивление десантным войскам противника. Основную силу должны были составить сильные подвижные резервы, которые могли бы своевременно появиться в районе высадки и ударить по противнику. Он считал, что для осуществления этой идеи необходимо сформировать три оперативных эшелона обороны. Силы первого эшелона, расположенные прямо на побережьях, должны были измотать высаживающийся десант. Целью войск второго эшелона, состоявшего из пехотных дивизий, было задержание продвижения противника в глубь территории Франции. Третий эшелон - танковые и моторизованные дивизии - должен был завершить уничтожение вторгшихся войск западных союзников.

Еще в конце 1943 года Рундштедт официально заявил Гитлеру, что имеющимися в его распоряжении силами длительная оборона побережья невозможна. Фельдмаршал утверждал, что, по его мнению, без крупных танковых и моторизованных соединений бороться с морским десантом союзников бессмысленно. Наконец, 10 ноября Гитлер создал войсковую группу “Б” особого назначения, которую возглавил знаменитый фельдмаршал Эрвин Роммель. Находясь в подчинении у Рундштедта, Э.Роммель должен был изучить готовность Вермахта к контрудару по противнику и разработать предложения по улучшению обороны Атлантического побережья. Эрвин Роммель, имевший в отличие от Рундштедта печальный опыт борьбы с морскими десантами, предложил новый план обороны. Он считал необходимым уничтожать войска вторжения прямо в полосе прибоя, пока они слабы и беспомощны. Поэтому он прилагал все силы, чтобы форсировать строительство укреплений, заминировать пляжи, прикрыть побережье противодесантными и проволочными заграждениями.

Действительно, современная военная наука доказала, что если десант не сброшен обратно в море в течение первых 48 часов, кампанию можно считать проигранной - войска вторжения успевают закрепиться на берегу, высадить танки и второй эшелон пехоты, необходимые для развития наступления с захваченного плацдарма в глубь материка. Чтобы предотвратить это, Роммель настаивал на создании непосредственно на побережье надежной системы огня и сосредоточении там основных сил, в том числе и танковых дивизий. После долгих препирательств два фельдмаршала пришли к компромиссу: большинство пехотных дивизий и вся артиллерия предназначались для уничтожения противника во время высадки на берег, а танковые и наиболее боеспособные моторизованные дивизии были выделены в резерв, предназначенный для нанесения контрударов в районе десантирования западных союзников.

Всего к моменту вторжения Герд фон Рундштедт располагал двумя группами армий и танковой группой “Запад”. Группа армий “Б” под командованием Роммеля общей численностью в 39 дивизий, в том числе 4 танковых, занимала все северное побережье от залива Зюдерзее до Луары. Средняя оперативная плотность немецких войск составляла не более одной дивизии на 100 километров побережья.

Поскольку немецкое командование ожидало вторжения севернее устья Сены, в этом районе была создана самая сильная группировка из 1 танковой и 9 пехотных дивизий. Там же, где действительно высадились союзники, оборону держали 716-я и 352-я пехотные дивизии, боеспособность которых оставляла желать лучшего. Южнее Луары дислоцировалась группа армий “Г” фельдмаршала Бласковица, состоявшая из 16 дивизий. В Центральной Франции и Бельгии были размешены 3 танковые и 1 моторизованная дивизии СС резерва ОКБ (не подчинявшиеся фельдмаршалу Рундштедту), готовые нанести удар в том направлении, где будет высаживаться противник. Танковая группа “Запад” ведала боевой подготовкой бронетанковых войск и рассматривалась как резервное управление для объединенных действий всех танковых соединений на главном направлении. 3-й флот люфтваффе, дислоцированный на Западе, также не подчинявшийся фон Рундштедту, имел 500 самолетов, из которых только 160 машин (90 штурмовиков и 70 истребителей) были готовы к военным действиям. Гитлер обещал перебросить во Францию 1000 реактивных истребителей, но их там так никто и не увидел. Отсутствие единого руководства всеми немецкими войсками на Западе впоследствии стало одной из главных причин поражения Вермахта во Франции.

Экспедиционные силы союзников (верховный главнокомандующий генерал Д.Эйзенхауэр) состояли из 21-й группы армий (1-я американская, 2-я английская, 1-я канадская армии) и 3-й американской армии - всего 39 дивизий и 12 бригад. Военно-воздушные силы США и Великобритании имели абсолютное превосходство над противником. Они насчитывали около 11 тысяч боевых самолетов, 2316 транспортных самолетов и 2591 планер. Стратегические ВВС на Европейском театре военных действий состояли из 8-й американской воздушной армии и английских стратегических ВВС. Командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант К.Спаатс и его штаб координировали также действия 15-й воздушной армии, которая базировалась в Италии. Тактические ВВС включали 9-ю американскую воздушную армию и две армии английских ВВС. Командовал ими главный маршал авиации Т.Ли-Маллори. В распоряжении военно-морских сил имелось свыше 6 тыс. боевых, транспортных и десантно-высадочных судов. В операции участвовали также канадские, французские, чехословацкие, польские соединения и части. Общая численность экспедиционных сил составляла свыше 2 миллионов 876 тысяч человек. К моменту высадки общее превосходство сил союзников над противником составляло по людям в 2,1 раза, по танкам - в 2,2 раза, по самолетам - почти в 23 раза.

Планом Нормандской десантной операции предусматривалось высадить морские и воздушные десанты на побережье Сенской бухты, захватить плацдарм глубиной 15-20 км, накопив силы и материальные ресурсы, предпринять наступление в восточном направлении и на 20-й день операции выйти на рубеж Авранш—Донфрон—Фалез. В дальнейшем экспедиционные силы во взаимодействии с войсками, высаженными на юге Франции, должны были отрезать группировку Вермахта в юго-западной Франции, прорвать “линию Зигфрида” (Германские укрепления, прикрывающие границу от Голландии до Швейцарии получили название “линия Зигфрида” в честь имени мифического героя древней германской саги о Нибелунгах - Зигфрида, обладающего неуязвимостью) и вторгнуться на территорию Германии.

Непосредственно боевые действия начались авиационной подготовкой 5 июня 1944 года в 22 часа 35 минут. В точение всей ночи до 2600 бомбардировщиков наносили последовательные удары волнами по 150-200 самолетов. В ходе этой подготовки, с 1 часа 30 минут до 2 часов 30 минут 6 июня, началась выброска воздушного десанта на удалении 5-12 км от уреза воды. Первые эшелоны выбрасывались с парашютов, вторые - высаживались в районах, захваченных парашютистами. Несмотря на некоторые недостатки этой высадки (большое рассеивание, потеря оружия, слабое взаимодействие с авиацией), авиадесантные дивизии - на правом фланге две американские (101-я и 82-я) и на левом одна английская (6-я) - заняв оборону, создали благоприятные условия для высадки морского десанта.

Флот союзников с соединениями морского десанта в ночь на 6 июня, не встречая никакого сопротивления противника, преодолел Ла-Манш и к утру вышел в район развертывания в 15-20 км от побережья Франции. После часовой артиллерийской подготовки в 6 часов 30 минут морской десант начал высадку.

Под прикрытием плавающих танков на берег переправились штурмовые группы, в задачу которых входило пройти сквозь заграждения, обеспечить своим огнем высадку инженерно-саперных групп и последующую их работу по расчистке заграждений. После расчистки прибрежных участков началась высадка первого атакующего эшелона дивизий, однако стройность установленного порядка при этом часто нарушалась. Высадка осуществлялась с большими смещениями от намеченных пунктов. Спущенные на воду в 3-4 км от берега танки-амфибии нередко тонули, а на отдельных участках войска несли большие потери на минных заграждениях. Так, в американской зоне на участке 5-го армейского корпуса из 32 танков-амфибий только 2 достигли берега, а остальные затонули. В английской зоне на участке 3-й английской и 3-й канадской пехотных дивизий под влиянием усилившегося ветра с моря, прилив начался на полчаса раньше, чем его ожидали. Поэтому саперы не успели расчистить заграждения, которые оказались под водой. Это привело к большим потерям десантных средств и танков-амфибий.

Тем не менее, американо-английские войска смогли в первый день высадить пять пехотных дивизий, которые соединились с воздушным десантом. Решающую роль в этом сыграло: во-первых, слабое сопротивление немецких войск, ошибочное мнение немецкого командования, которое по-прежнему считало, что высадку главных сил союзников следует ожидать в районе Па-де-Кале; во-вторых, мощная поддержка десантной операции с воздуха. За 24 часа 6 июня союзная авиация совершила более 10,5 тыс. вылетов самолетов. Ее господство в воздухе было столь велико, что противнику в районе высадки удалось за день сделать лишь 50 вылетов самолетов.

Немецкое командование, не имея возможности наносить ответные удары своей авиацией, применило новое оружие - самолеты-снаряды ФАУ-1. Первые удары по Англии самолетами-снарядами ФАУ-1 были нанесены в ночь на 13 июня, тремя днями позже начались систематические бомбардировки ее городов. Однако при малой скорости (до 610 км в час) и высоте полета (до 1000 м) самолетов-снарядов английская истребительная авиация и зенитная артиллерия могли успешно вести борьбу с ними. Так, из 9251 самолета-снаряда, выпущенного немцами за все время войны, 4261 был сбит, а 2679 не достигли цели по техническим причинам. Более значительным достижением в области ракетного вооружения явилось создание немцами баллистической ракеты ФАУ-2. Однако использование этих ракет началось только с сентября и не получило широкого размаха. В целом применение немцами нового оружия не оказало серьезного влияния на ход Нормандской операции. Основными причинами этого явилось его техническое несовершенство, запоздалое использование, и притом для бомбардировки Лондона и других городов Англии, а не войск и флота, участвующих в операции.

Не встречая серьезного сопротивления, американо-английские войска сразу же начали продвижение в глубь обороны противника. К 12 июня экспедиционным силам удалось расширить его до 80 км по фронту и 13-18 км в глубину. В составе англо-американских войск в Нормандии к этому времени было 327 тысяч человек. На плацдарм также было переправлено 54 тысячи боевых и транспортных машин и 104 тысяч тонн грузов. 7-й корпус 1-й американской армии вел упорные бои на дальних подступах к форту Шербур. Командование немецких войск подтягивало резервы, чтобы ликвидировать плацдарм на побережье. Однако, пребывая в уверенности, что высадка в Нормандии - это лишь отвлекающий маневр, оно по-прежнему считало, что главный удар англо-американских войск последует через пролив Па-де Кале, и продолжало держать здесь крупные силы.

Продвижение американских войск в северном направлении происходило достаточно быстро. Соединения 1-й американской армии начали наступление 12 июня из района западнее Сент-Мер-Эглиза в западном направлении, заняли Комон, а к 17 июня - отрезали Котантенский полуостров. К 21 июня они подошли к Шербуру. Форт Шербур имел громадное стратегическое значение для союзных войск, испытывавших из-за недостатка портов большие проблемы со снабжением своих войск на континенте. На следующий день после мощной авиационной подготовки начали штурм крепости. Он продолжался несколько дней, и 25 июня войска ворвались в старые форты города, построенные несколько столетий назад для борьбы с англичанами. На следующий день комендант города приказал своим частям сложить оружие. Отдельные группы немецких войск еще продолжали оказывать сопротивление, но к 1 июля и эти группы были полностью ликвидированы.

Тяжелые бои англо-канадских войск за город Кан продолжались. По подготовленному плану, войска под командованием Бернарда Монтгомери должны были овладеть этим городом уже в первый день вторжения. Однако спустя три недели после высадки Кан по-прежнему оставался в руках немцев. Все же 25 июня Монтгомери перешел в наступление, но уже на следующий день после первоначальных успехов английские войска натолкнулись на сильное сопротивление немцев и остановились. Для захвата Кана Монтгомери использовал силы стратегической авиации. Вечером 7 июля 460 тяжелых бомбардировщиков в течение 40 минут бомбили Кан и расположения Вермахта. Ранним утром следующего дня 21-я группа армий перешла в наступление, которое, хотя и закончилось взятием города, не оправдало возлагавшихся на него надежд и не создало решающего перелома. Вначале события развивались благоприятно для британцев, но 20 июля того же месяца, когда из-за упорного сопротивления противника продвижение британцев было остановлено, Монтгомери дал приказ отступить.

Ставка верховного командования Вермахта (ОКВ) все еще опасалась высадки союзников в зоне пролива Па-де Кале и так и не решилась усилить свои войска в Нормандии соединениями из Северо-Восточной Франции. Наступление Красной Армии в Польше и Белоруссии не позволило немецкому командованию направить в Западную Европу дополнительные войска и технику и усилить оборону в Нормандии за счет стратегических резервов и переброски сил с Восточного фронта. Ставка ОКВ осуществила лишь частичную переброску сил и произвела изменение в руководстве немецкими войсками на Западном фронте. 3 июля фельдмаршал Рундштедт был заменен фельдмаршалом Г.Клюге. Вскоре Клюге пришлось принять на себя и командование группой армий “Б”, так как Роммель был ранен.

Хотя размеры плацдарма, захваченного в Нормандии союзными войсками (до 110 км по фронту и глубиной 30-50 км), были в 2 раза меньше тех, которые предусматривались по плану операции, в условиях абсолютного господства в воздухе союзной авиации оказалось возможным сосредоточить на нем силы и средства, достаточные для развития наступательных действий. 3 июля перешла в наступление 1-я американская армия. За 17 дней она продвинулась вперед на 10-15 км и заняла город и важный узел дорог Сен-Ло. 2-я английская армия после тяжелых и трудных атак 19 июля овладела Каном. На плацдарм были высажены 3-я американская и 1-я канадская армии. К 25 июля союзные войска вышли на рубеж южнее Сен-Ло, Комона, Кана. На этом Нормандская десантная операция завершилась.

Союзники за период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тысячи человек (49 тысяч англичан и канадцев и около 73 тысяч американцев). Потери немецких войск составили 113 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными, а также 2117 танков и 345 самолетов.

Данное событие можно называть по разному («День Д», Нормандская операция или «Оверлорд»). Данное событие популярно даже вне воевавших стран. Это сражение унесло за собой множественное количество жизней. Сражение, которое вошло в мировую историю. Операция «Оверлорд» представляет собой военную процедуру войск союзников, именно данная операция стала открытием второго западного фронта. Проводилась во Франции (Нормандии). На сегодняшний день операция «Оверлорд» представляет собой одну из самых крупных десантных операций в мировой истории. В ней участвовали не мене трех миллионов человек. Взяла свое начало данная процедура в 1944 году (6 июня), а закончилась 31 августа этого же года. Окончание «Оверлод» заключалось в освобождении города Парижа от немецких оккупантов. Операция «оверлод» отличалась качественной подготовкой к бою, организационным мастерством. Также в этой победе огромную роль сыграли нелепые ошибки Рейхового войска, именно они спровоцировали немецкий крах во Франции.

Основной целью американских, английских войск являлось нанесение удара в сердце третьего Рейха, также необходимо было уничтожить главного противника из осинских стран. Немецкая цель (как цель страны, которая защищается) проста: не дать войскам укрепиться во Франции, также необходимо было обеспечить им технические и людские потери, а по окончанию сбросить их в пролив под названием Ла-Манш.

Американцы готовились к высадке заранее (один из самых первых планов высадки был изучен еще за три года до ее осуществления).

Операция переносилась множественное количество раз и изменялась, по причине того, что США не могла принять окончательное решение о том, что важнее - Тихоокеанский или Европейский театр военных действий. Итак, операция «Оверлорд» была начата, когда принялось решение, что Тихий океан играет роль тактической защиты, а Германия представляет собой основного соперника.

Операция включала в себя две фазы, каждая из них имела свое название: «Нептун» и «Кобра». «Нептун» предусматривал высадку войск с дальнейшим захватом прибрежной части территории, а «Кобра» заключалась в дальнейшем наступлении вглубь страны и захвате Парижа. Первая часть длилась почти месяц, вторая – два. Во избежание «слива» информации войска располагались в специальные базы, которые было запрещено покидать. Проводилась информационная пропаганда по поводу места и времени проведения «Оверлорд». Кроме войск Англии и США здесь участвовали австралийские, новозеландские и канадские солдаты. Долгое время не могли определиться со временем и местом проведения, рассматривались Бретань, Нормандия и Па-де-Кале, как самые подходящие места для высадки десанта. Как известно, предпочтение было отдано Нормандии. Основными критериями выбора были: мощность укрепления обороны, эшелонированность и радиус работы авиации союзных сил. Немцы были уверены, что высадка произойдет в районе Па-де-Кале, по причине того, что это место располагается ближе всего к Англии. 6 июня в дневное время была начата операция. За ночь до этого дня в тыл врага скидывали парашютный десант, это обеспечило некоторую помощь основным силам. Накануне главной атаки, немцы и их укрепления были обстреляны с массированного авиационного налета и кораблей.

Форсирование Ла-Манша (Операция «Нептун»)

В Касабланке было принято решение. В августе 1943 года в Квебеке Объединенный комитет начальников штабов представил план операции Рузвельту и Черчиллю. В ноябре 1943 года в Тегеране об этом плане проинформировали Сталина. Было решено, что британская и американская армии высадятся во Франции. Красная Армия окажет им помощь, начав крупное наступление на востоке. Фашистская Германия будет раздавлена в огромных тисках.

Еще с начала 1943 года войска, сосредоточенные на юго-западе Англии, начали интенсивные тренировки, готовясь к десантной операции. Одновременно американские и британские ВВС начали бомбить немецкие базы на территории оккупированной Европы. В 1944 году начались бомбежки Франции, Бельгии и Голландии. Так как основные усилия были сосредоточены на районе Ла-Манша, немцы поняли, что именно готовится. Информация от шпионов и подводных лодок подтвердила эти догадки. На Британских островах собирались огромные силы союзников. Было ясно, что готовится форсирование Ла-Манша.

Но ни фашистские шпионы, ни подводные лодки не могли сообщить германскому Верховному командованию дату высадки и место, где таран ударит в стену «Крепости Европа».

Путем рассуждений немецкое командование пришло к выводу, что основной удар будет нанесен в районе Кале через Дуврский пролив, где ширина водной преграды наименьшая, а побережье наиболее удобно для высадки десанта. Кроме того, армии союзников сразу оказались бы довольно близко к границам Германии. Именно к такому выводу подталкивал немцев Эйзенхауэр, чуть ли не в открытую называя Кале местом высадки. И немцы перебросили свои подкрепления в район Кале, поверив ему.

Объединенный комитет начальников штабов убедился, что немцы поддались на обман, и назначил высадку в Нормандии. Ударные части должны были высадиться на 50-мильном отрезке побережья на полпути между Шербуром и Довиллем. Западная граница сектора находилась на полуострове Котантен. Наступление через этот полуостров изолировало бы Шербур, а после неизбежного падения этого важного порта союзники получили бы морские ворота в Западную Европу. Для приема десантных судов сразу после высадки на захваченном побережье планировалось построить искусственные гавани, как только будут заняты плацдармы.

Сектор высадки был разделен на 3 участка. На западе возле Довилля должны были высаживаться англичане. В центре на участке «Омаха» и на западе на участке «Юта» высаживались американцы.

Операции по вторжению в Европу было дано условное название «Оверлорд». Общее командование было возложено на верховного главнокомандующего союзными экспедиционными силами генерала Эйзенхауэра. Эта книга не имеет целью рассматривать громадный механизм и сложные разработки гигантского плана действий трех видов вооруженных сил. В книге будет дано лишь самое общее описание операции «Нептун» - морской части операции «Оверлорд».

Целью операции «Нептун» являлся захват и удержание плацдармов на побережье Нормандии силами вторжения, общая численность которых составляла около 1 миллиона солдат. Для высадки такой огромной массы войск требовалось подготовить множество конвоев и колоссальное количество десантных судов. К перевозке войск были привлечены сотни транспортов и эскортных кораблей. При высадке десанта были задействованы корабли всех типов. Они расчищали путь к побережью, высаживали войска, прикрывали плацдармы, поддерживали десант огнем, строили и защищали искусственные гавани, в которых должна была производиться последующая разгрузка транспортов.

Каждая из задач операции «Нептун» была колоссальным мероприятием. Предательские воды Ла-Манша делали переход конвоев сложной проблемой из-за сильных ветров, густых туманов и сильного волнения. Все это могло растрепать любой конвой. Подходя к побережью Нормандии, головные корабли союзников должны были пробиваться через смертоносные поля магнитных, контактных, акустических и других мин. Протралив заграждения, суда попадали на мелководье, утыканное различными заграждениями и искусственными препятствиями - бетонными блоками, стальными ежами, скрытыми под водой. Десантным соединениям предстояло прорывать многие мили оборонительных позиций. Корабли огневой поддержки должны были уничтожать доты, бункера с установленными в них орудиями, дальнобойную артиллерию в глубине территории, мобильные артиллерийские батареи. Союзники намеревались построить огромную искусственную гавань «Малберри» из затопленных старых кораблей, стальных кессонов и понтонов. Их требовалось отбуксировать на мелководье и оцепить участок акватории. И все это предстояло сделать, несмотря на присутствие немецких подводных лодок в водах Ла-Манша и самолетов Люфтваффе в небе над головой.

Всего для операции «Нептун» было собрано более 4000 кораблей и судов. Главнокомандующим морскими силами союзников был назначен британский адмирал сэр Бертран Г. Рамсей. Огромная армада была разделена на 5 оперативных соединений: 3 английских под командованием контр-адмирала сэра Филиппа Л. Вайэна и 2 американских под командованием контр-адмирала А.Г. Кирка. Так как высадка планировалась на необорудованном побережье, она была намечена на конец мая или начало июня, когда слабые приливы и относительно спокойная погода облегчили бы действия подрывных команд и штурмовых соединений.

Плохая погода задержала начало операции «Оверлорд» до 5 июня. Внезапно налетевший шторм заставил корабли повернуть назад, но и эта отсрочка на сутки не смогла нарушить планы операции «Нептун», хотя в действие была приведена колоссальная машина. 6 июня снова был дан старт «Оверлорду», и десантный флот опять двинулся в путь.

Силы, участвовавшие в операции «Нептун», вышли из английских портов, находящихся на большом расстоянии друг от друга, и направились в район сбора южнее острова Уайт. Из Белфаста, Северная Ирландия, прибыли тяжелые корабли огневой поддержки. Американские десантные суда и эскортные корабли вышли из портов юго-западной Англии. Из устья Темзы, Саутгемптона и других портов юго-восточной Англии вышли британские десантные корабли.

Соблюдая сложнейший график, все многочисленные соединения и группы огромной армады прибыли в указанный район Ла-Манша и оттуда в заранее определенном порядке направились к берегам Нормандии.

Впереди шли тральщики и корабли со специальными командами подрывников, которые должны были расчистить путь к плацдармам и обозначить проделанные ими фарватеры светящимися буями. 4 парашютно-десантные дивизии высаживались в глубине территории, чтобы захватить местные аэродромы и важнейшие дороги. За тральщиками следовали малые корабли и сотни десантных судов со штурмовыми частями. Они должны были развернуться на исходной линии в 3000 ярдов от берега. Далее двигались войсковые транспорты и грузовые суда, для которых была определена «Транспортная зона» в 12–14 милях от плацдармов. Вместе с ними шли военные корабли огневой поддержки. Им предстояло маневрировать в специальных районах на флангах транспортных зон. Последними шли войсковые транспорты с резервами, тяжелые грузовые суда, плавучие госпитали, огромное число вспомогательных судов и эскортных кораблей, необходимых для обеспечения подобных конвоев.

Довольно далеко от побережья Нормандии десатная армада разделилась на 3 группы. Британские и канадские силы направились к восточным участкам высадки, американское Оперативное Соединение «О» к участку «Омаха», а Оперативное Соединение «U» - к участку «Юта».

Оперативным Соединением «О» командовал контр-адмирал Дж. Л. Холл. Контр-адмирал Д.П. Мун командовал Оперативным Соединением «U». Оба соединения составляли Западное оперативное соединение под командованием контр-адмирала Кирка. Соединению «О» была придана группа огневой поддержки под командованием контр-адмирала Ч.Ф. Брайанта. В нее входили линкоры «Техас» (флагман) и «Арканзас», легкие крейсера «Глазго», «Монкальм», «Жорж Лейг», 8 американских и 3 британских эсминца. Оперативному Соединению «U» была придана группа огневой поддержки контр-адмирала М.Л. Дейо. Она состояла из старого линкора «Невада», британского монитора «Эребус», тяжелых крейсеров «Тускалуза» (флагман), «Куинси» и «Хокинс», 2 британских легких крейсеров, голландской канонерки «Сумба» и 8 американских эсминцев.

Американские эсминцы, входившие в состав групп огневой поддержки, перечислены ниже. В списке также названы американские эскортные миноносцы, входившие в состав Западного оперативного соединения. Эсминцы участвовали буквально в каждой стадии операции «Нептун», поэтому общую картину высадки можно представить себе на основании боевых донесений эсминцев и эскортных миноносцев.

Группа огневой поддержки «О»; 18-я эскадра эсминцев: «Франкфорд» (капитан-лейтенант Дж. Л. Семмз) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-18 капитана 1 ранга Гарри Сандерса, «Кармик» (капитан 2 ранга Р.О. Бир), «Дойл» (капитан-лейтенант Дж. Г. Маршалл), «МакКук» (капитан-лейтенант Р.Л. Реми), «Болдуин» (капитан-лейтенант Э.С. Пауэлл) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-36 капитана 2 ранга У.Дж. Маршалла, «Хардинг» (капитан 2 ранга Дж. Дж. Палмер), «Саттерли» (капитан-лейтенант Р.У. Лич), «Томпсон» (капитан-лейтенант Э.Л. Гебелин).

Группа огневой поддержки «U»; 34-й дивизион эсминцев: «Батлер» (капитан 2 ранга М.Д. Мэтьюз) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-34 капитана 2 ранга У.Л. Бенсона, «Герарди» (капитан 2 ранга Н.Р. Кертин), «Херндон» (капитан 2 ранга Г.Э. Мур), «Шубрик» (капитан-лейтенант У. Бленман); 20-й дивизион эсминцев: «Хобсон» (капитан-лейтенант К. Лавленд) под брейд-вымпелом командира ДЭМ-20 капитана 2 ранга Л.У. Нильсона, «Форрест» (капитан 2 ранга К.П. Леттс), «Фитч» (капитан 2 ранга К.Ч. Уолпол), «Корри» (капитан-лейтенант Г.Д. Хоффман).

Резервная группа огневой поддержки; 119-й дивизион эсминцев: «Бартон» (капитан 2 ранга Дж. У. Каллахан) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-60 капитана 1 ранга У.Л. Фреземана, «Уок» (капитан 2 ранга Дж. К. Цам), «Лэффи» (капитан 2 ранга Ф.Дж. Бектон), «О’Брайен» (капитан 2 ранга У.У. Аутербридж), «Мередит» (капитан 2 ранга Дж. Кнюпфер); 33-й дивизион эсминцев: «Джефферс» (капитан-лейтенант Г.К. Мюррей) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-17 капитана 1 ранга Э.К. Мурдо, «Нельсон» (капитан-лейтенант Т.Д. МакГрат), «Мэрфи» (капитан 2 ранга Р.Э. Вулвертон), «Гленнон» (капитан 2 ранга Ч.Э. Джонсон), «Планкетт» (капитан 2 ранга У. Аутерсон); 19-й дивизион эсминцев: «Эллисон» (капитан 2 ранга Э.У. Лонгтон) под брейд-вымпелом командира ЭЭМ-10 капитана 1 ранга Э.Ф. Конверса, «Хэмблтон» (капитан 2 ранга Г.Э. Ренкен), «Родмен» (капитан 2 ранга Дж. Ф. Фоли), «Эммонс» (капитан 2 ранга Э.Б. Биллингсли); 18-й дивизион эсминцев: «Сомерс» (капитан 2 ранга У.Ч. Хьюз), в составе ДЭМ-18 действовали также «Дэвис» (капитан 2 ранга У.Э. Данн) и «Джуэтт» (капитан 2 ранга Дж. Ч. Пархэм).

В состав Западного оперативного соединения вошли следующие эскортные миноносцы: «Эмерсбери» (капитан-лейтенант Э.Б. Уилбур) под брейд-вымпелом командира ДЭМЭ-19 капитана 2 ранга Э.Б. Адамса, «Борум» (капитан-лейтенант Дж. К. Дэвис), «Мэлой» (капитан-лейтенант Ф.Д. Келлог), «Бейтс» (капитан-лейтенант Г.Э. Уилмердинг), «Рич» (капитан-лейтенант Э.Э. Михель), «Блессман» (капитан-лейтенант Дж. Э. Джиллис).

Итак, наступило утро 6 июня 1944 года, день высадки. Гитлер поклялся сбросить десант в море «ровно через 9 часов». Всматриваясь в темный и мрачный берег, экипажи американских эсминцев, шедших в составе передовых соединений, не были уверены, что слова Гитлера - пустое бахвальство. Но моряки также помнили торжественное заявление адмирала Кирка: «Я ожидаю, что ход предстоящей битвы докажет: американские моряки по своим боевым качествам не уступают никому!»

Впереди была Нормандия. Стрелки часов неумолимо приближались к намеченному времени. Вместе с авангардом к участку «Юта» двигались эсминцы «Хобсон», «Фитч» и «Корри».

Во время советского наступления на Восточном фронте США и Англия высадили свои войска во Франции. Англо-американское командование подготовило две десантные операции: главную - на северном побережье Франции, в Нормандии - под названием «Оверлорд» («Повелитель») и вспомогательную - на южном побережье в районе Марселя - операция «Энвил» («Наковальня»), 6 июня 1944 г. началась операция «Оверлорд» - самая крупная десантная операция Второй мировой войны. Огромный флот (6 тыс. военных, десантных и транспортных кораблей) доставил к берегам Нормандии 3 армии союзников, в состав которых входило 10 танковых дивизий. Гигантская воздушная армада - 11 тыс. самолетов - прикрывала их с воздуха. Вместе с английскими и американскими войсками в десанте участвовали канадские войска, польские воинские части, подчинявшиеся эмигрантскому правительству в Лондоне, и французские воинские части, сформированные Французским Комитетом Национального Освобождения, который накануне высадки провозгласил себя Временным правительством Франции, Высадкой десанта командовал Монтгомери, получивший звание фельдмаршала после победы в Северной Африке; общее руководство силами вторжения, совокупная численность которых достигала 1 млн. человек, осуществлял генерал Эйзенхауэр .

Поскольку основные силы немецкой армии находились на Восточном фронте, в распоряжении главнокомандующего немецкими войсками на Западе фельдмаршала Рундштедта оставалось только 58 не полностью укомплектованных дивизий, размещенных во Франции, Бельгии и Голландии. Часть из них являлась "стационарными", то есть не имела своего транспорта. В непосредственной близости к месту высадки в Нормандии находилось лишь 12 дивизий, располагавших всего 160 боеспособными самолетами. По численности личного состава союзные армии в три раза превосходили противостоящие им немецкие войска. Они имели в два раза больше орудий, в три раза больше танков и в 60 раз больше самолетов. Хотя немецкое командование ожидало вторжения союзников, оно не смогло заранее определить ни время, ни место высадки. Накануне высадки несколько дней продолжался шторм, прогноз погоды был плохой, и Эйзенхауэру пришлось отложить вторжение на один день. Немецкое командование полагало, что в такую погоду высадка десанта вообще невозможна. Командующий немецкими войсками во Франции фельдмаршал Роммель как раз накануне высадки союзников отправился отдохнуть домой в Германию и узнал о вторжении только через три с лишним часа, вдали от своих войск.


Принятым планом операции предусматривалось высадить морской и воздушный десант на побережье залива Сены, на участке от банки Гран-Ве до устья реки Орн протяжённостью около 80 км, и на двадцатый день создать плацдарм в 100 км по фронту и 100 -110 км в глубину. Здесь намечалось сосредоточить силы, достаточные для ведения дальнейших наступательных действий в Северной Франции. В первый день операции предполагалось высадить на берег 5 пехотных, 3 воздушно-десантные дивизии и несколько отрядов "коммандос" и "рейнджерс", продвинуться на глубину до 15 - 20 км и на шестой день увеличить состав войск на плацдарме до 16 дивизий. Район высадки делился на две зоны - западную и восточную. В первой из них должны были высаживаться американские, а во второй - англо-канадские войска. Западная зона делилась на два участка, восточная - на три. На каждом из них одновременно высаживалась одна усиленная пехотная дивизия. Главная задача флота союзников в операции заключалась в том, чтобы доставить войска в район высадки, надёжно обеспечить прикрытие десанта на переходе и при высадки от ударов подводных лодок надводных кораблей противника, артиллерийским огнём содействовать продвижению войск на берег. Организация военно-морских сил, выделенных для участия в операции "Нептун", была подчинена задаче наиболее надёжного обеспечения прежде всего высадки первого эшелона десантных войск. Для высадки каждой дивизии создавались самостоятельные соединения.



Действиям с моря должна была предшествовать высадка значительных сил воздушно-десантных войск в глубине обороны противника - в 10 -15 км от берега. Им предстояло оказать содействие морскому десанту при высадке и овладении плацдармом, захватить узлы дорог, переправы, мосты и другие важные объекты и тем самым не допустить подхода резервов противника к побережью. Первостепенными объектами воздушных атак были определены сооружения железнодорожной сети, подвижной состав, а также аэродромы во Франции и Бельгии. Все соединения авиации, выделенные для обеспечения операции "Оверлорд", с конца марта 1944 г. были подчинены непосредственно главнокомандующему союзными экспидиционными силами генералу Д. Эйзенхауэру. Практическое руководство ими осуществлял его заместитель главный маршал авиации А. Теддер. Американо-английское командование, чтобы достигнуть внезапности высадки, в подготовительный период осуществило широкие мероприятия по скрытому сосредоточению сил и средств, борьбе с разведкой противника и введение его в заблуждение относительно времени и района высадки десанта.


В ночь на 6 июня 18 кораблей английского флота совместно с группами бомбардировочной авиации предприняли демонстративные действия в районе северо-восточнее Гавра.

В то время когда они маневрировали вдоль побережья, самолёты сбрасывали полоски металлизированной бумаги, чтобы создать помехи в работе немецких радиолокационных станций. Несмотря на слабость немецкой авиации и военно-морского флота, командование экспидиционных сил создало надёжную противолодочную, противоминную и противовоздушную оборону. В частности, чтобы не допустить выхода немецких кораблей из Бискайского залива и Северного моря в пролив Ла-Манш, были развёрнуты крупные корабельные силы прикрытия. После трёхмесячной подготовки в район сосредоточения, находившихся в 100 - 150 км к северу от южного побережья Англии, десантные войска в конце мая - начале июня были сосредоточены в районах сбора, в 20 -25 км от места посадки. 3-4 июня они направились в пункты погрузки - Фалмут, Плимут, Веймут, Саутгемптон, Портсмут, Ньюхейвен. Высадка назначалась на 5 июня, но из-за плохих метеорологических условий была перенесена на сутки.


В ночь на 6 июня одновременно с переходом морского десанта союзная авиация начала наносить удары по артиллерийским батареям, отдельными узлами сопротивления, штабам, скоплениям войск и тылам противника. Сильные удары авиация нанесла по объектам в районе Кале, Булонь с целью отвлечь внимание немецкого командования от действительного направления высадки. Ночью накануне высадки началась выброска воздушно- десантных войск. В ней участвовали 1662 самолёта и 512 планеров американской авиации, 733 самолёта и 335 планеров английских военно-воздушных сил. Части 82-й американской воздушно-десантной дивизии высадились западнее Сент-Мер-Эглиза. В этом районе находились лишь отдельные подразделения немецких войск, и десантники не встретили сильного противодействия, вскоре заняли Сент-Мер-Эглиз.


Утром 6 июня началась артиллерийская подготовка, которую вели 7 линкоров, 2 монитора, 24 крейсера, 74 эскадерных миноносца. Кроме того, массированные удары нанесла американская и английская авиация. В результате оборона немецко-фашистских войск на побережье была в значительной мере подавлена. В 6 часов 30 минут в западной зоне и на час позднее в восточной зоне первые отряды морского десанта высадились на берег. Американские войска, высадившиеся на крайнем западном участке ("Юта"), к исходу 6 июня продвинулись в глубь побережья до 10 км и соединились с 82-й воздушно-десантной дивизией.


В тяжёлом поражении оказался 5-й корпус 1-й американской армии, который высаживался на участке "Омаха". Здесь оборона потивника не была в достаточной степени подавлена. Артиллерийские части высадились с опозданием, и войска первого броска оказались без огневой поддержки. Десантные отряды корпуса, неся большие потери от артиллерийского и пулемётно-ружейного огня противника, в течение первого дня с трудом овладели небольшим участком берега глубиной 1,5-2 км. В зоне же высадки англо-канадских сил сопротивление немецко-фашистских войск было слабым. Преодолев его без особых усилии, десантники к вечеру соединились с частями 6-й воздушно-десантной дивизии. К исходу первого дня операции, союзные войска создали три плацдарма глубиной от 2 до 9 км. На побережье Нормандии высадились основные силы пяти пехотных трёх воздушно-десантных дивизий с частями усиления численностью свыше 156 тыс. человек. В течение первых суток десантной операции стратегическая авиация союзников совершила 14 тыс. самолёто-вылетов. За это же время в районе высадки было зарегистрировано всего 50 самолёто-вылетов немецкой авиации.


В течение 7 -8 июня командование экспедиционных войск продолжало интенсивную переброску новых сил и средств на захваченные плацдармы. За трое суток здесь было сосредоточено восемь пехотных, одна танковая, три воздушно-десантные дивизии и большое количество и большое количество частей усиления. С утра 9 июня союзные войска перешли в наступление с целью создания единого плацдарма. В период с 9 по 12 июня экспедиционным силам удалось занять побережье протяжённостью 80 км по фронту и 13 -18 км в глубину, при этом на плацдарме уже находились 16 дивизий и бронетанковые части, эквивалентные трём бронетанковым дивизиям.


Немецко-фашистское командование, по-прежнему считая, что главный удар противника последует через пролив Па-де-Кале, продолжало держать в этом районе крупные силы. Переброску же немецких войск из других районов Франции срывали союзная авиация и французские патриоты.


12 июня гитлеровская ставка предприняла неудачную попытку рассечь группировку союзных войск между реками Орн и Вир. К этому времени она подтянула к плацдарму три танковые и одну моторизованную дивизии, доведя группировку своих войск в Нормандии до 12 дивизий. Но эти соединения были плохо укомплектованы людьми и техникой. Чтобы не допустить расширения плацдарма, немецко-фашистское командование вводило дивизии в бой по частям, по мере подхода в район высадки. В результате их усилия распылялись.


Союзное командование, стремясь использовать благоприятные условия, применяло меры к дальнейшему развёртыванию наступательных действий с целью расширения плацдарма. Американские войска получили задачу овладеть полуостровом Котантен с портом Шербур. Англо-канадские войска должны были продвинуться в южном направлении и занять город Кан. 17 июня американские войска вышли на западное побережье полуострова Котантен в районе Картере, отрезав этот полуостров от остальной территории Нормандии. 27 июня американцы овладели Шербуром, а 1 июля полносью очистили полуостров Котантен от немецко-фашистских войск. В первой половине июля союзники восстановили порт в Шербуре. Он стал играть существенную роль в снабжении войск во Франции. Наступление англо-канадских войск, предпринятое 25-26 июня для захвата Кана, не достигло цели. Немцы оказали упорное сопративление. К концу июня плацдарм союзников в Нормандии достиг 100 км по фронту и от 20 до 40 км в глубину.



Ставка ОВК по-прежнему не решалась усилить свои войска в Нормандии за счёт переброски соединений из Северо-Восточной Франции. В директиве верховного главного командования от 7 июля указывалось, что существует вероятность высадки второго десанта на фронте 15-й армии в зоне пролива Па-де-Кале. Главной причиной, не позволившей усилить войска вермахта на Западе, являлось начавшееся в июне грандиозное наступление Советских вооружённых сил в Белоруссии. Оно было придпринято в соответствии с договорённостью с союзниками. Гитлеровское командование не только не могло снимать соединения с советско- германского фронта, но вынуждено было перебрасывать туда дополнительные силы и средства. Не распологая возможностями для усиления войск на Западе и не решаясь на переброску сил с побережья пролива Па-де-Кале к плацдарму, гитлеровская ставка не смогла существенно усилить оборону в Нормандии. 7-8 июля англичане предприняли наступление силами трёх пехотных дивизий и трёх бронебригад с целью захватить северо-западную часть Кана. Здесь им противостояла немецкая авиаполевая дивизия. Для подавления её обороны и поддержки наступающих войск союзное командование привлекало не только тактическую, но и стратегическую авиацию. В артиллерийской подготовке участвовали крупные корабли военно-морского флота. Кроме того, Кан подвергся повторной бомбардировке союзной авиации. К исходу 9 июля английская пехота заняла совершенно разрушенную северо- западную часть города. После передышке 18 июля англичане продолжили штурм города силами четырёх пехотных и трёх танковых дивизий.


Войска занимали квартал за кварталом, по мере того как авиация и артиллерия пробивала им путь. 21 июля они полностью овладели городом. К 25 июля союзники вышли на рубеж южнее Сен-Ло, Комон, Кан. На этом Нормандская десантная операция завершилась. Таким образом, в период с 6 июня по 24 июля американо-английскому командованию удалось осуществить высадку экспедион ных сил в Нормандии и занять плацдарм около 100 км по фронту и до 50 км в глубину. Размеры плацдарма были примерно в 2 раза меньше предусматривавшихся планом операции. Однако абсолютное господство союзников в воздухе и на море позволяло сосредоточить здесь большое количество сил и средств. Высадка американо-английских экспедиционных сил в Нормандии, означавшая открытие второго фронта в Западной Европе, явилась самой крупной десантной операцией стратегического значения в ходе второй мировой войны. Союзники при подготовке и проведении её умело решили многие проблемы: достигли внезапности высадки и чёткого взаимодействия сухопутных сил, авиации, военно-морского флота и воздушно-десантных войск; осуществили быструю переброску через Ла-Манш в Нормандию большого количества войск, боевой техники и различных грузов. Успешному проведению операции благоприятствовало грандиозное летнее наступление Советских вооружённых сил, которое вынудило немецко-фашистское командование бросить свои основные резервы на восточный фронт. О трудностях и ограниченных возможностях немецких войск в период боевых действий в Нормандии свидетельствует, в частности, теллеграма Ромеля, направленная Гитлеру 15 июля 1944 г. В ней сообщалось, что за последние недели потери группы армий "Б" достигли 97 тыс. человек, а полученные подкрепления составили лишь 6 тыс. Несмотря на всё это, сроки, намеченные планом Нормандской операции, не были выдержаны и темпы наступления были низкими. Это объяснялось тем, что союзное командование действовало с исключительной осторожностью, стремясь методически, последовательно вытеснять противника. На некоторых участках гитлеровские войска оказывали упорное сопротивление. Урон немецко-фашистских войск за период почти семинедельных боёв составил 113 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, 2117 танков и 345 самолётов. Союзники в период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тыс. человек (49 тыс. англичан и канадцев и около 73 тыс. американцев). Союзное командование и экспедиционные силы в ходе операции приобрели боевой опыт, который они использовали в проведении последующих операций.


Англо-американским войскам удалось добиться полной внезапности. Обладая огромным преимуществом в силах и технике, при абсолютном господстве на море и в воздухе, они захватили в Нормандии крупный плацдарм. Все попытки германского командования ликвидировать его не имели успеха. Не дало ожидаемых гитлеровцами результатов и немецкое "секретное оружие" - самолет-снаряд ФАУ-1, впервые использованный для бомбардировки Лондона 13 июня 1944г. 25 июля 1944 г. союзники начали наступление в Нормандии и нанесли поражение немецким войскам, находившимся в Северной Франции. Значительную помощь оказали союзникам французские партизаны, которые нападали на тыловые части оккупантов, уничтожали их транспорт и средства связи, взрывали мосты, совершали диверсии на железных дорогах. Генерал Эйзенхауэр считал, что помощь партизан была равноценна действиям 15 регулярных дивизий.


15 августа началась операция «Энвил», против которой долго и упорно возражал Черчилль. Он предлагал использовать предназначенные для нее силы не во Франции, а в Италии - поближе к Балканам, но Эйзенхауэр и Рузвельт отказались менять согласованные в Тегеране планы. На южном побережье Франции, восточнее Марселя, союзники высадили две армии: американскую и французскую. Опасаясь оказаться отрезанными, немецкие войска в Юго-Западной и Южной Франции начали отступление. Вскоре союзные войска, наступавшие из Северной и Южной Франции, соединились. К сентябрю 1944 г. почти вся Франция была очищена от оккупантов. Англо-американские войска вступили на территорию Бельгии и Голландии. 3 сентября 1944 г. они освободили столицу Бельгии - Брюссель. Лишь у западных границ Германии наступление союзников на время замедлилось.



Самое ужасное, не считая
проигранного сражения,

это выигранное сражение.

Герцог Веллингтон.

Высадка союзников в Нормандии , операция «Оверлорд» , «День Д» (англ. «D-Day») , Нормандская операция . Это событие имеет множество различных названий. Это сражение, о котором знают все, даже за пределами воевавших в войну стран. Это событие, которое унесло множество тысяч жизней. Событие, которое навсегда вошло в историю.

Общая информация

Операция «Оверлорд» - военная операция войск союзников, которая стала операцией-открытием второго фронта на Западе. Проводилась в Нормандии, Франция. И по сей день является крупнейшей десантной операцией в истории - всего было задействовано более 3 млн. человек. Началась операция 6 июня 1944 года и закончилась 31 августа 1944 года освобождением Парижа от немецких оккупантов. В данной операции сочеталось мастерство организации и подготовки к боевым действиям войск союзников и довольно нелепые ошибки войск Рейха, которые и привели к краху Германии во Франции.

Цели воюющих сторон

Для англо-американских войск «Оверлорд» ставил цель нанести сокрушительный удар в самое сердце Третьего Рейха и, во взаимодействии с наступлением Красной Армии по всему восточному фронту, сокрушить главного и наиболее мощного противника из стран Оси. Цель же Германии, как обороняющейся стороны, была предельна проста: не позволить войскам союзников высадиться и укрепиться во Франции, заставить их понести большие людские и технические потери и сбросить их в пролив Ла-Манш.

Силы сторон и общее положение дел перед боем

Стоит отметить, что положение немецкой армии в 1944 году, особенно на западном фронте, оставляло желать лучшего. Основные войска Гитлер сосредоточил на восточном фронте, где одну за другой одерживали победу советские войска. Войска Германии были лишены единого руководства во Франции - постоянные смены высших командных лиц, заговоры против Гитлера, споры о возможном месте высадки, отсутствие единого оборонительного плана никак не способствовали успехам гитлеровцев.

К 6 июня 1944 года во Франции, Бельгии и Нидерландах дислоцировалось 58 немецко-фашистских дивизий, в том числе 42 пехотных, 9 танковых и 4 авиаполевых. Они объединялись в две группы армий, «Б» и «Г», и были подчинены командованию «Запад». Группа армий «Б» (командующий генерал-фельдмаршал Э. Роммель), располагавшаяся во Франции, Бельгии и Нидерландах, включала 7-ю,15-ю армии и 88-й отдельный армейский корпус - всего 38 дивизий. Группа армий «Г» (командующий генерал И. Бласковиц) в составе 1-й и 19-й армий (всего 11 дивизий) находилась на побережье Бискайского залива и в Южной Франции.

Кроме войск, входивших в состав групп армий, 4 дивизии составляли резерв командования “Запад”. Таким образом, наибольшие плотности войск были созданы в Северо-Восточной Франции, на побережье пролива Па-де-Кале. В целом же немецкие части были рассеяны по территории всей Франции и не успели во время прийти на поле боя. Так, например, еще около 1 млн. солдат Рейха находились во Франции и первоначально не участвовали в сражении.

Несмотря на относительно немалое количество дислоцированных в районе немецких солдат и техники, их боеспособность была крайне низка. 33 дивизии считались «стационарными», то есть либо не имели автотранспорта вообще, либо не имели необходимого количества горючего. Около 20 дивизий были вновь сформированными или восстановившимися после боев, поэтому они были укомплектованы только на 70-75% от нормы. Многим танковым дивизиям также не доставало горючего.

Из воспоминаний начальника штаба командования «Запад» генерала Вестфаля: «Общеизвестно, что боеспособность немецких войск на Западе уже к моменту высадки была намного ниже, чем боеспособность дивизий, действовавших на Востоке и в Италии… Значительное количество находившихся во Франции соединений сухопутных войск, так называемые “стационарные дивизии”, были очень скудно оснащены вооружением и автотранспортом и состояли из солдат старших возрастов» . Воздушный флот Германии мог предоставить около 160 боеспособных самолетов. Что же касается военно-морских сил, то у войск Гитлера было в распоряжении 49 подводных лодок, 116 сторожевых кораблей, 34 торпедных катера и 42 артиллерийские баржи.

Войска союзников, которыми командовал будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр, имели в своем распоряжении 39 дивизий и 12 бригад. Что касается авиации и флота, то в этом аспекте у союзников было подавляющее преимущество. У них было около 11 тысяч боевых самолетов, 2300 транспортных самолетов; свыше 6 тысяч боевых, десантных и транспортных судов. Таким образом, к моменту высадки общее превосходство сил союзников над противником составляло по людям в 2,1 раза, по танкам — в 2,2 раза, по самолетам — почти в 23 раза. Кроме того, англо-американские войска постоянно подтягивали новые силы на поле брани, и к концу августа в их распоряжении было уже около 3 млн. человек. Германия же такими резервами похвастаться не могла.

План операции

Американское командование начало готовиться к высадке во Франции задолго до самого «Дня Д» (первоначальный проект высадки был рассмотрен за 3 года до нее - в 1941 - и имел кодовое название «Раундап»). Для того чтобы опробовать свои силы в войне в Европе, американцы, совместно с английскими войсками высадились в Северной Африке (операция «Факел»), а затем и в Италии. Операция много раз переносилась и изменялась потому что США не могли решить, какой из театров военных действий для них важнее - Европейский или же Тихоокеанский. После того как было принято решение основным соперником выбрать Германию, а на Тихом океане ограничиться тактической защитой, начался план разработки операции «Оверлорд» .

Операция состояла из двух фаз: первая получила кодовое название «Нептун», вторая - «Кобра». «Нептун» предполагал первоначальную высадку войск, захват прибрежной территории, «Кобра» - дальнейшее наступление вглубь Франции с последующим захватом Парижа и выходом к германо-французской границе. Первая часть операции длилась с 6 июня 1944 года по 1 июля 1944; вторая началась сразу же после окончания первой, то есть с 1 июля 1944 года и до 31 августа того же года.

Операция готовилась в строжайшей секретности, все войска, которые должны были высаживаться во Франции, переводились в специальные изолированные военные базы, которые было запрещено покидать, велась информационная пропаганда относительно места и времени проведения операции.

Помимо войск США и Англии в операции принимали участие канадские, австралийские и новозеландские солдаты, а в самой Франции активную деятельность вели силы французского сопротивления. На протяжении очень долгого времени командование союзными войсками не могло точно определиться со временем и местом начала операции. Наиболее предпочтительными местами для высадки десанта были Нормандия, Бретань и Па-де-Кале.

Всем известно, что выбор был остановлен на Нормандии. На выбор влияли такие факторы, как расстояние до портов Англии, эшелонированность и мощность оборонительных укреплений, радиус действия авиации сил союзников. Совокупность этих факторов и определила выбор командования союзников.

Немецкое же командование до самого последнего момента считало, что высадка будет происходить в районе Па-де-Кале, так как это место ближе всего к Англии, а, значит, требуется меньше всего времени для перевозки грузов, техники, новых солдат. В Па-де-Кале был создан знаменитый «Атлантический Вал» - неприступная линия обороны фашистов, в то время как в районе высадки укрепления едва ли были готовы наполовину. Высадка проходила на пяти пляжах, которые получили кодовые названии «Юта», «Омаха», «Голд», «Сорд», «Юнона».

Время же начала операции определялось соотношением уровня прилива воды и временем восхода солнца. Эти факторы рассматривались для того, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от подводных заграждений, была возможность высадить технику и десант как можно ближе к берегу. В итоге днем начала операции стало 6 июня, этот день и получил название «День Д» . За ночь до высадки основных сил в тыл врага был скинут парашютный десант, который должен был помочь основным силам, а непосредственно перед началом основной атаки немецкие укрепления подверглись массированному авианалету и кораблями союзников.

Ход операции

Такой план был разработан в штабе. На деле же все пошло не совсем так. Десант, который был сброшен в тыл немцев за ночь до операции, был рассеян на огромной территории - свыше 216 кв. км. за 25-30 км. от объектов захвата. Большая часть 101-ой дивизии, которая высаживалась близ Сент-Мэр-Эглиз, исчезла без следа. 6-ой английской дивизии так же не повезло: хотя и высажены десантники были куда кучнее, чем их американские товарищи, под утро они попали под обстрел собственной авиации, с которой не удалось установить связь. 1-я дивизия войск США была практически полностью уничтожена. Некоторые судна с танками были потоплены еще до того, как добрались до берега.

Уже во время второй части операции - операция «Кобра» - авиация союзников нанесла удар по своему же командному пункту. Наступление шло куда медленнее, чем было запланировано. Самым кровавым событием всей компании была высадка на пляже «Омаха». По плану рано утром немецкие укрепления на всех пляжах подвергались обстрелу корабельными орудиями и бомбежкам авиацией, в результате чего укрепления значительно пострадали.

Но на «Омахе» из-за тумана и дождя корабельные орудия и самолеты промахнулись, и укрепления не получили никакого урона. К концу первого дня операции, на «Омахе» американцы потеряли более 3 тыс. человек и не смогли занять намеченные планом позиции, в то время как на «Юте» за это время потеряли около 200 человек, заняли нужные позиции и объединились с десантом. Несмотря на все это, в целом высадка войск союзников прошла вполне успешно.

Далее была успешно начата вторая фаза операции «Оверлорд» , в рамках которой были взяты такие города как Шербур, Сен-Ло, Кан и другие. Немцы отступали, бросая вооружение, технику американцам. 15 августа из-за ошибок немецкого командования в окружение попали две танковые армии немцев, которые хоть и смогли выйти из, так называемого, Фалезского Котла, но ценой огромных потерь. Затем 25 августа войска союзников захватили Париж, продолжая оттеснять немцев к границам Швейцарии. После полной зачистки французской столицы от фашистов, операция «Оверлорд» была объявлена завершенной.

Причины победы союзных войск

Многие из причин победы союзников и поражения немцев уже были названы выше. Одной из главных причин стало критическое положение Германии на данном этапе войны. Основные силы Рейха были сосредоточены на Восточном фронте, постоянный натиск Красной Армии не давал Гитлеру возможность перебросить во Францию новые войска. Такая возможность появилась только в конце 1944 года (Арденнское наступление), но тогда было уже слишком поздно.

Сказалась и лучшая военно-техническая оснащенность войск союзников: вся техника англо-американцев была новая, с полным боекомплектом и достаточным запасом топлива, в то время как немцы постоянно испытывали трудности в снабжении. Помимо этого, союзники постоянно получали подкрепление из английских портов.

Немаловажным фактором была деятельность французских партизан, которые довольно неплохо подпортили снабжение немецким войскам. Кроме того, союзники имели численный перевес над противником по всем видам вооружения, а также по личному составу. Конфликты внутри немецкого штаба, а также неверное мнение о том, что высадка произойдет именно в районе Па-де-Кале, а не в Нормандии, привели к решительной победе союзников.

Значение операции

Помимо того, что высадка в Нормандии показала стратегическое и тактическое искусство командования союзных войск и мужество рядовых солдат, она также имела и огромное влияние на ход войны. «День Д» открыл второй фронт, заставил Гитлера воевать на два фронта, что растягивало и без того иссякающие силы немцев. Это было первым крупным сражением в Европе, в котором проявили себе американские солдаты. Наступление летом 1944 года вызвало крушение всего Западного фронта, Вермахт потерял практически все позиции в Западной Европе.

Репрезентация сражения в масс-медиа

Масштаб операции, а также ее кровопролитность (особенно на пляже «Омаха») привели к тому, что сегодня существует множество компьютерных игр, фильмов на данную тематику. Пожалуй, самым известным кинофильмом стал шедевр знаменитого режиссера Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» , который и рассказывает о бойне, произошедшей на «Омахе». Также данная тематика затрагивалась в «Самом длинном дне» , телесериале «Братья по оружию» и многих документальных фильмах. Операция «Оверлорд» фигурировала более чем в 50 различных компьютерных играх.

Даже несмотря на то, что операция «Оверлорд» была проведена более чем 50 лет назад, и сейчас она остается самой масштабной десантной операцией в истории человечества, и сейчас к ней приковано внимание многих ученых и экспертов, и сейчас о ней ведутся нескончаемые споры и дебаты. И наверное понятно, почему.

Loading...Loading...