Автомобиль для инвалида. Можно ли инвалиду получить автомобиль от государства бесплатно? Другие транспортные преференции для обладателей авто

Более 17 лет в России в рамках реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» существует программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Спонсирует данные мероприятия Фонд социального страхования.

С 2001 по 2015 гг. расходы Фонда на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших составили 65 625 млн руб. На сегодняшний день число пострадавших от производственных травм и профессиональных заболеваний, получающих страховое обеспечение, составляет 478 тыс. человек.

Программа реабилитации пострадавших на производстве граждан предусматривает ежемесячные денежные выплаты, санаторно-курортное лечение, обеспечение медикаментами и техническими средствами реабилитации (коляски, протезы, ортопедическая обувь), а также выдачу специальных транспортных средств. На обеспечениетранспортными средствами пострадавших на производстве в 2015 г. потратили около 454 млн рублей.

Для получения автомобиля необходимо написать заявление в ФСС. Обязательное условие для получателя - это наличие прав и рекомендация МСЭ (медико-социальная экспертиза). Право на вождение автомобиля должно быть зафиксировано в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) пострадавшего. На основании этого на него и заказывают автомобиль.

Перечень медицинский показаний к выдаче машина довольно обширен. В первую очередь, она выдается пострадавшим с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Автомобили предоставляется бесплатно. Они оснащены либо автоматической коробкой передач, либо ручным управлением. Кроме того, ФСС частично возмещает расходы на горюче-смазочные материалы, текущий ремонт. Капитальный ремонт оплачивают один раз в размере до 30% от стоимости машины. Каждые семь лет автомобиль меняют на новый , если его необходимость пострадавшему подтверждает МСЭ. К сожалению, при серьезном повреждении автомобиля в результате ДТП досрочной выдачи нового автотранспортного средством, либо ремонт за счет средств ФСС не происходит.

Кроме того, у заявившего не должно быть медицинских противопоказаний для управления автомобилем. Водительские права должны быть в обязательном порядке. Но что делать тем людям, которые до получения инвалидности не умели водить машину? Специализированные автошколы практически отсутствуют. Теорию еще можно выучить самому, а вот для практики нужен парк спецмашин, опытные инструкторы, лицензия на подготовку определенной категории граждан и согласование маршрутов учебной езды с ГИБДД.

Машины какой марки вручают пострадавшим? Изначально пострадавших обеспечивали автомобилями марки «Ока», потом LADA 2105 и LADA 2107. Сейчас россиянам вручают автомобили LADA GRANTA.

Стоит отметить, что также существует возможность самостоятельного приобретения автомобиля и другой марки. ФСС компенсирует часть расходов в пределах стоимости автомобиля, определенного в государственном контракте.

С какими трудностями можно столкнуться при оформлении автотранспортной льготы? В первую очередь, это незыблемая проблема российских очередей. В регионах электронная система очередей в реальности применяется еще не так активно, либо терминалы часто ломаются. Всем известно, что пребывать в очереди в поликлинике более-менее здоровым людям нелегко, что уж говорить о людях с ограниченным физическими возможностями. В некоторых городах вообще отсутствует само бюро МСЭ, с определенной периодичностью приезжают эксперты с областных отделений МСЭ для проведения экспертиз. Бывает, что эксперты не соглашаются с решениями лечащих врачей, игнорируют их рекомендации по оформлению ИПР.

В состав экспертной комиссии входит 3 эксперта. Лишь один из них специализируется по медико-социальным вопросам. К сожалению, из требований убрали уточнения о специализации врача. Ведь каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо разбираться в разных формах диагнозов достаточно трудно.

В прошлом году в администрацию президента поступило около 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на необъективность специалистов, коррупцию и допущенные ошибки.

Отметим что, раньше в России бесплатные автомобили получали не только пострадавшие на производстве, но и все люди, получившие инвалидность. Существовала очередь на получение машины. Но январская реформа 2005 года исключила автомобиль из перечня технических средств реабилитации, а льгота монетизировалась. Вместо автомобиля инвалидам дали ежемесячную денежную прибавку к пособию. Сейчас изредка автомобиль даётся инвалидам в индивидуальном порядке при содействии органов власти, либо после прямых линий трансляции с президентом или премьер-министром РФ.

Полученные тяжелые травмы разделяют жизнь человека на «до» и «после». Поэтому автомобиль становится ощутимой поддержкой, облегчает решение бытовых вопросов и дает возможность оставаться востребованными в трудовой деятельности.

1. 21 декабря состоялось вручение ключей от новых автомобилей саратовцам, пострадавшим на производстве. Практика поддержки земляков, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, продолжается, невзирая ни на какие экономические сложности. Церемония вручения ключей прошла в Саратовском региональном отделении Фонда социального страхования РФ. Машины получили 8 жителей области из Балакова, Энгельса, Ершова, Саратовского, Новоузенского, Лысогорского, Марксовского районов. Каждый из присутствующих на церемонии получил автомобиль повторно - более удобную, комфортную и улучшенную с технической точки зрения модель.

Автомобили гражданам, пострадавшим на производствах, выдаются с 2000 года. За 15 лет выдано 346 автомобилей. До 2008 года такие категории граждан получали автомобили «Ока». Затем эта марка была заменена пятой и седьмой моделями «жигулей». С 2013 года выдается более удобная и комфортная марка автомобилей «LADA GRANTA».

Всего по итогам 2016 года вручено 22 автомобиля гражданам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.


2. 20 жителей Волгоградской области, пострадавших на производстве, получили ключи от новых автомобилей. Впервые людям с ограниченными возможностями здоровья предоставлены машины ручного управления с автоматической коробкой передач, кондиционером и электрическими стеклоподъемниками. Всего с начала действия программы Фонда социального страхования (ФСС) спецавтомобили получили порядка 450 жителей региона.

Обеспечение адаптированными автомобилями граждан, получивших инвалидность на производстве, позволяет им сохранить активный образ жизни. Нуждаемость пострадавшего в спецсредстве определяют органы медико-социальной экспертизы: если он признается годным к управлению транспортным средством, то может рассчитывать на получение автомобиля. На сегодняшний день в региональном отделении ФСС нет очереди на получение спецавтотранспорта - от момента сбора и подачи документов до получения машины проходит всего несколько месяцев.

Наряду с предоставлением автотранспортных средств в обязанности фонда входит обеспечение пострадавших на производстве техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением.

По информации комитета труда и занятости Волгоградской области, в регионе сложилась позитивная тенденция снижения количества несчастных случаев на производстве. С начала 2016 года их число по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось более чем на 50%.


3. Ключи от новых автомобилей Lada Granta получили жители Орловской области, пострадавшие на производстве. Мероприятие прошло 7 декабря.

Отметим, что нуждаемость в специальном автомобиле определяется учреждением медико-социальной экспертизы, которое проводит освидетельствование пострадавших на производстве, устанавливает степень утраты профессиональной трудоспособности и разрабатывает программу реабилитации пострадавшего.

Обладателями новых Lada Granta, оснащенными автоматической коробкой передач, в этот раз стали 7 человек. Это жители Орловского, Мценского, Новосильского, Залегощенского районов Орловской области.

Автомобили приобретены за счет средств Фонда социального страхования. Общая сумма составила порядка 3,5 млн рублей.

Всего с 2001 года в рамках социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве граждан Орловское региональное отделение Фонда социального страхования выдало 177 машин.



4. Инвалидам Омской области вручены ключи от 35 новых автомобилей. На приобретение автотранспортных средств из Фонда социального страхования направлено было 17 миллионов рублей. Личные транспортные средства, специально оборудованные под физиологические потребности, передаются инвалидам ежегодно.

Государственная программа обеспечения пострадавших на производстве и получивших инвалидность действует на территории Омской области с 2001 года. По закону такой транспорт выдается каждые 7 лет, при этом предыдущий автомобиль также остается в личном пользовании, и владелец вправе его продать или подарить. Кроме того, государство выделяет фиксированную сумму на бензин и оплачивает капитальный ремонт автомобиля.

Сегодня в Омской области 40 процентов людей с инвалидностью гарантированно трудоустроены. В следующем году эта цифра будет доведена до 50 процентов, причем сюда не входят пострадавшие на производстве.

Сейчас Министерство труда и социального развития региона совместно с Фондом социального страхования и службой занятости готовят программу переобучения, повышения квалификации и трудоустройства омичей, получивших инвалидность на производстве. Омская область начнет реализацию этого пилотного проекта в 2017 году.


5. Ключи от спецавтомобилей 29 декабря вручили 29 жителям Новосибирской области, пострадавшим на производстве. Средства на приобретение 29 автомобилей Лада Гранта были выделены из бюджета Фонда социального страхования РФ новосибирцам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и имеющим ограниченные физические возможности.

Для справки:

Автомобили были приобретены в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 г. № 286. Обеспечение пострадавших автомобилями за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется с 2000 года.

Помимо этого:

1. Лучшие аграрии Оренбуржья получили ключи от легковых автомобилей. 21 ноября в областном центре чествовали передовиков сельскохозяйственного производства. На праздник, посвященный Дню работника сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбуржья, приехали сельхозтоваропроизводители со всего региона.

На празднике состоялось награждение передовиков агропромышленного комплекса Оренбуржья - 38 аграриев получили ключи от легковых автомобилей. Определены районы, организации и хозяйства, достигшие лучших производственно-экономических показателей по отраслевым направлениям.

2. Во вторник, 20 декабря, состоялось вручение муниципальным образованиям региона специализированных микроавтобусов.

Транспортные средства полностью приспособлены для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями здоровья.

В этом году три микроавтобуса получили комплексные центры социального обслуживания населения в Светловском городском округе, Балтийском и Светлогорском районах. На данные цели из областного бюджета направлено 7,3 миллионов рублей.

Новые машины пополнили автопарк социальной службы перевозок, которая создана и действует в каждом районе области. Ежегодно данными транспортными услугами в регионе пользуется более пяти тысяч человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В настоящее время 38 специализированных автомобилей осуществляют выезды по территории Калининградской области для обеспечения доставки граждан в социально значимые учреждения.

Информация о работе социальной службы перевозок:

В 2001 году в Калининградской области стал реализовываться пилотный проект «Социальное такси», направленный на оказание услуг гражданам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Финансирование деятельности социальной службы перевозок осуществляется за счет средств областного бюджета, направляемых в виде субвенций местным бюджетам.

В целом за последние три года на приобретение специализированных автомобилей выделено более 33 млн рублей.

Проезд осуществляется на основании талонов, выдаваемых комплексными центрами социального обслуживания населения по месту жительства инвалида.

В 2014 году за счет средств областного бюджета (11,9 млн рублей) приобретено 6 микроавтобусов , оборудованных механизмом подъёма пассажира вместе с его креслом в салон. Внутри салона предусмотрены крепления для фиксации двух кресло-колясок. Конструкция разработана с учётом всех правил безопасности. Указанные транспортные средства распределены в следующие муниципалитеты: Калининград, Гурьевский, Гусевский и Черняховский городские округа, а также Полесский муниципальный район.

В 2015 году приобретено еще восемь специализированных микроавтобусов для Багратионовского, Неманского районов, Гвардейского, Славского, Гурьевского, Озерского, Зеленоградского и Советского городских округов. На данные цели из областного бюджета направлено 14,5 миллиона рублей.


Людмила 29.11.2018 15:25
Сейчас выдаются знаки инвалида именные,на которых всё указывается:Ф.И.О.,группа,и по какое действителен.Так что, а бы кто не приклеит знак инвалида.

Михаил 22.08.2018 20:15
Статью писал неуч. Есть правовые ошибки.

Анастасия 16.03.2017 21:12
Здравствуйте. А какие именно инвалиды 1 и 2 группы и дети-инвалиды (перевозящие таковых) могут наклеивать табличку "Инвалид" себе на стекло и пользоваться льготами? Инвалиды ведь бывают не только по опорно-двигательному аппарату, но и разные другие (общее заболевание, неврология, ЖКТ, рак, психиатрия и тд и тп).

сергей 15.02.2017 15:12
У меня нет правой ноги выше коленаю Тюкю протезируюсь дали бессрочно 3-ю группую А сломал я культю? На костылях ходить без протеза это ТРЕТЬЯ?

Владимир 28.10.2016 17:51
Уменя все таки вопрос. Как быть инвалида 3-й группыу которых разрешение на бесплатную парковку а знак применять нельзя. Автомобиль могут эвакуировать а потом даказывай, что ты инвалид.

Владимир 28.10.2016 17:01
Здравствуйте! Сотрудники ГИБДД не на стационарном посту остановили меня за знак инвалид на моем авто. У
меня инвалидность 3-й группы и имею разрешение на бесплатную парковку от
правительства Москвы. Но они сказали, что со знаком инвалид могут передвигаться
на транспорте только инвалиды 1-й и 2-й группы. Составили протокол и отправили
в суд, извещение Судья выписала штраф 5000 рублей. Они наверное гордятся тем, что поймали опасного уголовника.Сколько будет стоить составить юридически грамотно документыдля подачи опеляциии жалобу?

Владимир 28.10.2016 16:59
Здравствуйте! Сотрудники ГИБДД не на стационарном посту остановилименя за знак инвалид на моем авто. У меня инвалидность 3-й группы и имею
разрешение на бесплатную парковку от правительства Москвы. Но они сказали, что
со знаком инвалид могут передвигаться на транспорте только инвалиды 1-й и 2-й
группы. Составили протокол и отправили в суд, извещение Судья выписала штраф
5000 рублей. Сколько будет стоить составить юридически грамотно документыдля подачи опеляциии жалобу?

Владимир 12.09.2016 09:27
Надо вообще исключить из ПДД понятие "инвалиды 1 и 2 группы" , а записать " водители с ограниченными физическими возможностями и водители, перевозящие таких пассажиров"

Юий Васильевич. 13.02.2016 22:00
14 декабря 2015 г. поехал на хаммере 3 - на строительный рынок, где заказал по интернету панели пластиковые на потолок, на стены.. Я проехал с включённым правым поворотным сигналом, в крайне правом ряду - метров 500-600, поравнялся с воротами рынка, остановился, что бы глянуть в зеркало и убедиться, что бы свернуть в ворота и не успел глянуть, как удар в правое крыло и форштевень хундая портера у правой передней двери... В результате дпсники - нагло и безграмотно обвинили меня... Конечно постараюсь их уложить на лопатки... Сегодня был в г. Броницы, откуда эти отморозки инспектора, написал заявление начальнику шестого батальона о безграмотности -тупости наглецёв его инспекторов из за которых и он будет - нести ответственность... ОДНАКО, мне имея снимки - параллельно притёртых двух авто, С пробитым моим задним правым колесом, снесёным над арочную арматуру и колесом левым задним - стоящим на осевой линии не удалось доказать *** и в звании майора, что они безграмотные паразиты... Постановление забрал сам... - указанно, что ДТП из за моего перестроения...

Положен ли инвалиду автомобиль по льготам? И какова процедура его получения?

За последние годы законодательные меры социальной поддержки инвалидов, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, претерпели существенные изменения. В рамках обеспечения инвалидов льготными автомобилями государством было принято множество постановлений и законов, которые впоследствии нормативными актами были отменены.

КАК ЭТО БЫЛО И КОГДА ОТМЕНИЛИ:
Льготы в области транспортных средств инвалидам , имеющим соответствующие медицинские показания (заключение бюро МСЭ), предоставлялись до 2005 года в виде:

Обеспечения их специальными автомототранспортными средствами;
- возмещения расходов на капитальный ремонт специальных транспортных средств (кроме автомобилей);
- получения специальных кресел-велоколясок;
- компенсации на горючее;
- ремонт и техническое обслуживание специальных транспортных средств.

Эти гарантии были закреплены в следующих документах:
- Постановление Совета Министров СССР от 4 апреля 1983 года "Об обеспечении транспортными средствами инвалидов из числа рабочих, служащих и колхозников, а также инвалидов с детства";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 февраля 1993 года № 156 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами";
- Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 года № 356 "О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах (с изменениями на 26 июня 1995 года).

Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" было принято решение о предоставлении инвалидам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, вместо автомобиля марки "Запорожец" (в связи с прекращением его выпуска) автомобилей марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет. Органы исполнительной власти регионов получили право осуществлять предоставление инвалидам автомобилей других марок исходя из своих финансовых возможностей, состояния дорожно-транспортных коммуникаций, наличия сети технического обслуживания автомобилей.

Автомобиль "Запорожец" или "Ока" выдавались на семь лет без права капитального ремонта. По истечении этого времени автомобиль должен был быть заменен. Капитальный ремонт мотоколяски производился один раз в пять лет по фактической стоимости, но не более 50% стоимости мотоколяски на момент ремонта инвалидам общего заболевания и других причин, а также инвалидам детства на условиях, определенных Постановлением Правительства РФ N 156 от 22.02.93 г. "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами".

Автомобили "Таврия" или "Ока" с ручным управлением и мотоколяски предоставлялись бесплатно лишь нуждающимся в них инвалидам ВОВ, инвалидам, приравненным к ним, а также другим инвалидам из числа военнослужащих при наличии медицинских показаний .

Автомобили (мотоколяски), ранее полученные инвалидами бесплатно, подлежали возврату органам социального обеспечения, а приобретенные за плату (в том числе со скидкой к их стоимости) возврату органам социальной защиты населения не подлежали. После смерти инвалида полученный им бесплатно автомобиль (мотоколяска) возвращался органам социальной защиты населения. Автомобиль (мотоколяска), приобретенная инвалидом за плату (в том числе со скидкой к ее стоимости), наследовалась в установленном законом порядке.

Инструкция о порядке выдачи, замены и продажи автомобилей с ручным управлением (утратила силу лишь в 2008 году) определяла, что инвалиду выдается автомобиль с ручным управлением.

Постановление Правительства РФ от 28.05.92 г. № 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах», которое гарантировало обеспечение всех инвалидов специальными транспортными средствами при условии, что у них имеются медицинские показания на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствуют противопоказания, которые могли бы препятствовать допуску к управлению ими, с 03.02.2008 г. утратило силу на основании постановления Правительства РФ от 19.01.2008 № 15 "О признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением инвалидов транспортными средствами", равно как и другие основополагающие нормативные акты по порядку обеспечения инвалидов транспортными средствами.

С 1 января 2005 года в Российской Федерации осуществлен переход к новому правовому регулированию обеспечения социальной поддержки отдельных категорий населения, в том числе и по обеспечению транспортными средствами. Федеральный Закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2005 г., отменил:
- Бесплатное получение инвалидами транспортных средств в качестве средства реабилитации;
- Выплату вместо автомобиля денежной компенсации;
- Замену автомобилей для тех, кто получил их ранее;
- Денежную компенсацию за бензин, запчасти, ремонт, техобслуживание выданных бесплатно транспортных средств.
То есть все ранее действовавшие законы, касающиеся обеспечения инвалидов транспортными средствами, утратили силу.

В целях реализации норм Федерального закона № 122-ФЗ в части обеспечения отдельных категорий граждан транспортными средствами Правительством Российской Федерации принято постановление от 6 сентября 2007 года № 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счет федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами».

6 мая 2009 года, в преддверии празднования Дня победы, а также в целях выполнения длящихся обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации инвалидами, которые на 1 января 2005 года состояли на учете (очереди) в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями, вышел Указ Президента Российской Федерации N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов". В соответствии с данным Указом Правительством РФ было принято Постановление от 12 сентября 2008 г. N 670 "О порядке предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями".
По словам министра здравоохранения и социального развития РФ, коим на тот момент являлась Татьяна Голикова, на эти цели из федерального бюджета планировалось дополнительно выделить более 4 млрд. рублей.
По информации Минздравсоцразвития России, большинство инвалидов Великой Отечественной Войны, которым, к слову сказать, почти всем на тот момент уже было за 80 лет, предпочитали получить денежную компенсацию вместо машины. Данный документ предусматривал следующий порядок обеспечения легковыми автомобилями и выплаты компенсации: Легковые автомобили предоставлялись:
- в 2008 году - инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- в 2009 году - гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидам из числа реабилитированных лиц. Компенсация выплачивалась:
- в 2008 году - инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля;
- в 2009 году - гражданам, ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, и инвалидам из числа реабилитированных лиц, изъявившим желание получить компенсацию взамен предоставления легкового автомобиля, а также инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам. Для получения автомобиля инвалид (лицо, представляющее его интересы) должен был подать в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту своего жительства соответствующее заявление и документ, удостоверяющий личность; для получения компенсации инвалид (лицо, представляющее его интересы) должен был подать в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту своего жительства соответствующее заявление (с указанием почтового адреса инвалида или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) и документ, удостоверяющий личность. Принятие решения о предоставлении автомобиля либо о назначении данной компенсации и ее выплате инвалидам осуществлялись органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. В своей деятельности органы социальной защиты населения руководствуются законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированными в установленном порядке, а также решениями судебных органов, вынесенными в их адрес. На основании Постановления Правительства РФ от 12 июля 2010 г. N 508 "О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей" легковые автомобили предоставляются инвалидам в собственность. Действовавший ранее закон о замене транспорта на новый после истечения 7 лет его эксплуатации отменен.
Согласно данному постановлению № 508 Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации приказом от 13 декабря 2010 года №
1101н/849 утвержден порядок оформления в собственность автомобилей, ранее выданных инвалидам за счет средств федерального бюджета. Размер компенсации составил 100 тысяч рублей.
Инвалиды, получившие компенсацию, снимаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации с учета для обеспечения транспортными средствами. Постановление Правительства № 670 от 12 сентября 2008 г. содержит положение о признании утратившим силу ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 561 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами". Нормы законов, предусматривавшие обеспечение инвалидов транспортными средствами при наличии у них соответствующих медицинских показаний, а также бесплатную замену транспортного средства также утратили силу, в
связи с чем правовые основания для бесплатной замены транспортного средства по истечении срока его эксплуатации, к сожалению, отсутствуют. Данный закон действует в отношении инвалидов всех групп и категорий. Те, кто не стоял в очереди на получение автомашины до 1 января 2005 года, получить её не смогут. Инвалидам по общему заболеванию, трудовому увечью, инвалидам с детства и детям-инвалидам положена лишь денежная компенсация - 100 тысяч рублей. На сегодняшний день считается, что существовавшая на 1 января 2005 года очередь инвалидов на получение бесплатного автотранспорта исчерпана. Из отчёта Счётной палаты Российской Федерации № 11 (155) от 2010 г. "О результатах контрольного мероприятия "Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных для предоставления инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации в 2008-2009 годах":
Общая численность отдельных категорий граждан (с учетом судебных решений), которым должны были предоставить транспортные средства или выплатить единовременную денежную компенсацию, составила в проверяемом периоде 91 491 человек, из них 62 215 человек (68,0 %) - получатели единовременной денежной компенсации.
Общий объем средств, выделенных из федерального бюджета на выполнение расходных обязательств государства перед льготными категориями граждан по обеспечению их транспортными средствами и выплате единовременной денежной компенсации в 2008-2009 годах, составил 11 149 993,4 тыс. рублей:
- на приобретение транспортных средств - 4 834 326,7 тыс. рублей;
- на выплату единовременной компенсации - 6 315 666,7 тыс. рублей, в том числе:
- в 2008 году - 6 302 393,4 тыс. рублей (на приобретение транспортных средств - 4 734 850,0 тыс. рублей, на выплату единовременной компенсации - 1 567 543,4 тыс. рублей);
- в 2009 году - 4 847 600,0 тыс. рублей (на приобретение транспортных средств - 99 476,7 тыс. рублей, на выплату единовременной компенсации - 4 748 123,3 тыс. рублей). В проверяемом периоде расходы федерального бюджета на предоставление инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации составили 11 046 659,2 тыс. рублей, или 99,1% от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 4 825 751,7 тыс. рублей, или 99,8 % от утвержденных бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 6 220 907,5 тыс. рублей, или 98,5 % от утвержденных бюджетных назначений. Этот же отчёт содержит следующий вывод:
Обеспечение автомобильным транспортом инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, завершено в 2008 году. Обеспечение автотранспортом других категорий инвалидов осуществлено в 2009 году. В 2008-2009 годах Минздравсоцразвития России перечислено органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации 6 220 907,5 тыс. рублей (с учетом оплаты банковских услуг и услуг почтовой связи, а также возвратов неиспользованных остатков средств федерального бюджета субъектами Российской Федерации по 923 получателям компенсации) на выплату единовременной денежной компенсации 61 292 инвалидам, в том числе: в 2008 году - 15 443 гражданам на 1 567 464,5 тыс. рублей; в 2009 году - 45 849 гражданам на 4 653 443,0 тыс. рублей. В 2008-2009 годах инвалидам предоставлено 29 276 автомобилей на общую сумму 4 825 751,7 тыс. рублей. В 2008 году расходы федерального бюджета на предоставление инвалидам легковых автомобилей и на выплату соответствующей единовременной денежной компенсации составили 6 297 101,4 тыс. рублей, или 99,9% от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 4 729 636,9 тыс. рублей, или 99,9 % от утвержденных бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 1 567 464,5 тыс. рублей, или 99,9 % от утвержденных бюджетных назначений.
В 2009 году указанные расходы составили 4 749 557,8 тыс. рублей, или 97,9 % от утвержденных бюджетных назначений, в том числе: на приобретение транспортных средств - 96 114,8 тыс. рублей, или 96,6% от утвержденных
бюджетных назначений; на выплату единовременной денежной компенсации - 4 653 443,0 тыс. рублей, или 98,0 % от утвержденных бюджетных назначений. Из отчёта следует, что обязательства по выдаче легкового автомобиля или единовременной денежной компенсацией в размере 100 тыс. рублей взамен автомобиля в соответствии с Указом государством в 2008-2009 годах выполнены. В настоящее время обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 11.1. главы 3 данного закона определяет перечень технических средств реабилитации инвалидов. Спецавтотранспорт в этот перечень не входит. Вывод: на сегодняшний день обеспечение инвалидов транспортными средствами законодательно не предусмотрено.

Люди с ограниченными физическими возможностями вправе рассчитывать на разностороннюю помощь государства. Задача каждого высокоразвитого общества - сделать так, чтобы инвалиды чувствовали себя комфортно и могли легко социализироваться, участвовать в общественной жизни, трудиться. Одна из форм государственной поддержки таких граждан - предоставление специального автомобиля для перемещения по городу. Машина для инвалидов - не просто средство передвижения. Это возможность не испытывать ограничений и быть таким же, как все. Рассмотрим, как подобная социальная мера защиты людей с ограниченными возможностями действует в России.

Законодательное регулирование вопроса

Основным законодательным актом, на основании которого производится выдача бесплатного авто для инвалидов, является . Кроме того, люди с ограниченными возможностями имеют право на следующие льготы:

  • приобретение за счет бюджета Фонда социального страхования специальных средств передвижения;
  • проведение сложного технического ремонта предоставленного транспортного средства;
  • компенсация расходов на покупку бензина или других ГСМ, предусмотренных правилами эксплуатации автомобиля;
  • автомобили для инвалидов проходят ТО и подвергаются мелкому ремонту бесплатно.

В 2004 году действие этого постановления было отменено . Получение авто с ручным управлением для инвалидов стало доступно лишь тем гражданам, которые встали в очередь до 2005 года включительно. В отношении остальных индивидов, имеющих 1 или 2 группу инвалидности соответствующего профиля (инвалиды-колясочники), действует монетизация льготы.

Условия получения бесплатной/льготной машины от государства инвалидами в 2019 году

Автомобили для инвалидов в 2019 году доступны только тем, кто встал на очередь до 2005 года. Чтобы воспользоваться своим правом на получение инвалидного спецтранспорта, гражданину нужно иметь на руках определенные медицинские справки и бумаги:

  • подтверждающие наличие инвалидности соответствующей группы;
  • заключение медико-социальной экспертизы, определяющее необходимость обеспечения колясочника или больного протезно-ортопедического профиля бюджетной машиной;
  • медицинское освидетельствование, подтверждающее возможность управления специальным транспортным средством (водительская справка).

Также гражданин с определенной группой инвалидности или его законный представитель (опекун, родитель и т. д.) должен иметь действующее водительское удостоверение.

Кроме того, индивид, претендующий на предоставление легковой автомашины или иного транспортного средства с ручным управлением, должен относиться к одной из льготных категорий:

  • ветераны и участники Второй мировой войны, а также граждане, приравненные к ним;
  • узники концлагерей, которым на момент пребывания в них еще не исполнилось 18 лет;
  • дети-инвалиды с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • граждане, получившие инвалидность вследствие радиоактивного облучения.

Каким должен быть автомобиль для инвалидов

Машина для инвалидов с проблемами самостоятельного передвижения обязаны отвечать двум основным требованиям:

  1. Безопасность - использование спецтранспорта не может нести никакой опасности для всех участников дорожного движения. Это означает, что авто должно быть максимально комфортным и удобным для управления человеком с ограниченными возможностями.
  2. Удобство - инвалиды с проблемами передвижения должны иметь возможность простого размещения в машине, а также комфортного нахождения в ней.

Правовая и материальная база данной социальной помощи инвалидам закладывалась еще при СССР, поэтому, к сожалению, выполнение вышеперечисленных пунктов не имело места. Гражданам выдавали автомобили марок «Таврия» или «Ока», переоборудованные под нужды людей с ограниченными физическими возможностями, либо мотоколяски с ручным управлением. Этот транспорт не отличался ни безопасностью, ни комфортом для водителя и/или пассажира. Поэтому, после введения законодательной нормы о возможности получения денежной компенсации, многие инвалиды предпочли совершить покупку авто иного уровня. Раздобытые иномарки необходимо было специально оборудовать навесным блоком управления. Затем предстояло получать сертификат на свое приобретение и установку оснастки и регистрировать изменения в ГИБДД. Несмотря на все трудности, подобные автомобили смогли стать прекрасным средством передвижения и перевозки для инвалидов. К тому же такие машины после отведенного срока эксплуатации не нужно возвращать органам социального обеспечения. Их можно продать или переписать на ближайшего родственника.

Порядок получения авто инвалидами в 2019 году

На волнующий многих граждан вопрос - каким инвалидам положен автомобиль в 2019 году? - пока можно дать неутешительный ответ: только тем, кто встал в очередь на получение данной социальной льготы до 2005 года. Несмотря на то, что уже несколько лет законодатели активно обсуждают возможность возврата преференции на выдачу специальных машин для людей с ограниченными физическими возможностями, денег в бюджете на эти цели не имеется. Если по какой-то причине инвалид еще не получил положенную денежную компенсацию или натуральное выражение льготы, ему необходимо воспользоваться своим правом.

Куда обращаться

Периодически в обществе курсируют слухи о том, что инвалидам с 1 января 2017 года могут выдавать бесплатные авто. Это не соответствует действительности. Получить машины вправе только те граждане, которые встали на очередь до 2005 года. При этом частично натуральное выражение льготы было заменено денежной компенсацией (100 000 рублей). Однако существует объективное мнение специалистов, что былые обязательства государства уже давно выполнены в полном объеме.

В настоящее время инвалиды могут рассчитывать только на оказание им услуги «Социальное такси». Чтобы воспользоваться ею, необходимо:

В случае если в перечень технических средств реабилитации для инвалидов снова добавят автомобили с ручным управлением, будет назначен и орган, ответственный за прием заявок и распределение преференций в порядке очередности. А все заинтересованные лица получат уведомления от органов социальной защиты.

Необходимые документы

В качестве основания для подключения конкретного гражданина с ограниченными физическими возможностями к услуге «Социальное такси», необходимо предоставить в общество инвалидов следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • СНИЛС;
  • справку о присвоении группы инвалидности;
  • реквизиты банковского счета (социальной карты).

Сроки получения

Когда все необходимые документы предоставлены, а формальности соблюдены, оформление инвалида в список льготников на социальное такси происходит быстро. Через несколько дней после регистрации гражданин сможет воспользоваться льготным транспортом.

Другие транспортные преференции для обладателей авто

Машина для инвалидов с ручным управлением - не единственная льгота, на которую могли рассчитывать граждане данной категории. В настоящее время нельзя получить авто или денежную компенсацию за него, но реально предполагать привилегии по следующим направлениям:

  1. . Бюджетным сбором ведают региональные и муниципальные власти, на уровне областей, администраций и муниципалитетов принимаются решения о снижении или отмене налога на пользование автомобилем (). Инвалиды, которые купили машины самостоятельно или получили их от государства, имеют право на 50% скидку при оплате транспортного налога. Важное условие - мощность двигателя спецтранспорта не более 100 лошадиных сил. В финансово благополучных регионах России власти отменяют транспортный налог для ветеранов ВОВ с инвалидностью, а также инвалидов первой и второй групп.
  2. Социальное такси. Для перевозки малоподвижных граждан (при условии наличия медицинских показаний) в городах России (Москва, Санкт-Петербург и т. д.) действует «Социальное такси». Граждане оплачивают поездки по городу и пригороду на такси на льготных условиях (почасовая оплата по сниженному тарифу). Услуга предоставляется как инвалидам, так и лицам из сопровождения.
  3. Техническое обслуживание. При наличии у инвалида собственного авто (выдали в органах соцобеспечения или приобретено за наличные деньги), положено внеочередное прохождение ТО.

Важно! Транспортные преференции действуют в отношении инвалидов любого возраста. Если в семье живет ребенок с физическими отклонениями, родители получают право использования действующих транспортных льгот.

Важна ли группа и другие нюансы получения автомобиля

В 2019 году предполагается рассмотрение вопроса об улучшении мобильности граждан с физическими отклонениями. Определено два варианта решения проблемы:

  • давать инвалидам бесплатные российские автомобили (потребуется оснастить и обустроить их ручным управлением);
  • выплачивать соответствующую денежную компенсацию, достаточную для приобретения авто.

Какой бы вариант ни приняли к рассмотрению, главным критерием для определения реестра нуждающихся будет физическое здоровье и тяжесть заболевания. Поэтому ответить на вопрос - как инвалиду 1 группы получить автомобиль в 2019 году? - сложно. Но очевидно, что граждане, входящие в эту льготную категорию, будут претендовать на социальные автопреференции в первую очередь.

Loading...Loading...