Атомный ледокол. Ядерный «Ленин». Как работал первый в мире атомный ледокол

Россия — это страна, имеющая огромные территории в Арктике. Однако их освоение невозможно без мощного флота, позволяющего обеспечить судоходство в экстремальных условиях. Для этих целей еще во времена существования Российской империи было построено несколько ледоколов. С развитием технологий их оснащали все более современными двигателями. Наконец, в 1959 году был построен атомный ледокол "Ленин". На момент своего создания он являлся единственным в мире гражданским судном с ядерным реактором, которое к тому же могло находиться в плавании без дозаправки в течение 12 месяцев. Его появление на просторах Арктики позволило значительно увеличить длительность навигации по

Предыстория

Первый в мире ледокол был построен в 1837 году в американском городе Филадельфия и предназначался для уничтожения ледового покрова в местной гавани. Спустя 27 лет в Российской империи был создан корабль “Пайлот”, который также использовался для проведения судов через льды в условиях портовой акватории. Местом его эксплуатации стала Санкт-Петербургская морская гавань. Несколько позже, в 1896 году, в Англии создали первый речной ледокол. Он был заказан Рязано-Уральской железнодорожной компанией и использовался на Саратовской переправе. Примерно в это же время возникла необходимость в осуществлении перевозки грузов в труднодоступные районы русского севера, поэтому в конце 19-го века на верфи Armstrong Whitworth было построено первое в мире судно для эксплуатации в условиях Арктики, получившее название “Ермак”. Оно было приобретено нашей страной и находилось в составе балтийского флота вплоть до 1964 года. Еще один известный корабль — ледокол “Красин” (до 1927 года носил имя “Святогор”) принял участие в Северных конвоях во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в период с 1921 по 1941 год Балтийский завод построил еще восемь судов, предназначенных для эксплуатации в Арктике.

Первый атомный ледокол: характеристики и описание

Атомоход "Ленин", который был отправлен на заслуженный отдых в 1985 году, сегодня превращен в музей. Его длина равна 134 м, ширина — 27,6 м, а высота — 16,1 м при водоизмещении 16 тысяч тонн. На судне были установлены два ядерных реактора и четыре турбины общей мощностью 32,4 МВт, благодаря чему оно было способно передвигаться со скоростью 18 узлов. Кроме того, первый атомный ледокол был оснащен двумя автономными электростанциями. Также на его борту были созданы все условия для комфортного проживания экипажа во время многомесячных арктических экспедиций.

Кто создавал первый атомный ледокол СССР

Работа над гражданским судном, оснащенным ядерным двигателем, была признана особо ответственным делом. Ведь Советский Союз, кроме всего прочего, остро нуждался в еще одном примере, подтверждающем утверждение о том, что "социалистический атом" является мирным и созидающим. В то же время ни у кого не вызывало сомнение, что будущий главный конструктор атомного ледокола должен иметь большой опыт в строительстве судов, способных работать в условиях Арктики. С учетом этих обстоятельств было решено назначить на этот ответственный пост В. И. Неганова. Этот известный конструктор еще до войны получил Сталинскую премию за проектирование первого советского арктического линейного ледокола. В 1954 году он был назначен на пост главного конструктора атомохода "Ленин" и приступил к работе вместе с И. И. Африкантовым, которому было поручено заняться созданием атомного двигателя для этого судна. Надо сказать, что оба ученых-конструктора блестяще справились с поставленными перед ними задачами, за что им были присвоены звания Героев Социалистического Труда.

Решение о начале работ по созданию первого советского атомохода для работы в условиях Арктики было принято Советом Министров СССР в ноябре 1953 года. Ввиду неординарности поставленных задач было решено построить макет машинного отделения будущего корабля в настоящую величину, чтобы на нем отрабатывать компоновочные решения конструкторов. Таким образом, исключалась необходимость каких-либо переделок или недочетов во время строительных работ непосредственно на судне. Кроме того, перед конструкторами, проектировавшими первый советский атомный ледокол, была поставлена задача исключить какую-либо возможность повреждения корпуса корабля льдами, поэтому в знаменитом институте "Прометей" была создана специальная сверхпрочная сталь.

История строительства ледокола "Ленин"

Непосредственно к работам над созданием корабля приступили в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе им. Андре Марти (в 1957-м он был переименован в Адмиралтейский завод). В то же время некоторые его важные системы и детали были сконструированы и собраны на других предприятиях. Так, турбины были произведены Кировским заводом, гребные электродвигатели — ленинградским заводом “Электросила”, а главные турбогенераторы стали результатом труда работников Харьковского электромеханического завода. Хотя спуск судна на воду состоялся уже в начале зимы 1957 года, ядерную установку смонтировали только в 1959-м, после чего атомный ледокол "Ленин" был отправлен на прохождение ходовых испытаний.

Так как судно было на тот момент уникальным, оно являлось предметом гордости страны. Поэтому во время строительства и последующего тестирования его неоднократно показывали высоким зарубежным гостям, таким как члены правительства КНР, а также политикам, занимавшим на тот момент посты премьер-министра Великобритании и вице-президента США.

История эксплуатации

Во время дебютной навигации первый советский атомный ледокол превосходно зарекомендовал себя, показав прекрасную работоспособность, а главное, наличие такого судна в составе советского флота позволило продлить срок навигации на несколько недель.

Спустя семь лет после начала эксплуатации было решено заменить устаревшую трехреакторную атомную установку на двухреакторную. После модернизации судно вновь вернулось к работе, и летом 1971 года именно этот атомоход стал первым надводным судном, которое смогло пройти мимо Северной Земли со стороны полюса. Кстати, трофеем этой экспедиции стал белый медвежонок, подаренный командой Ленинградскому зоопарку.

Как уже было сказано, в 1989 году эксплуатация “Ленина” была завершена. Однако первенцу советского атомного ледокольного флота не грозило забвение. Дело в том, что его поставили на вечную стоянку в Мурманске, организовав на борту музей, где можно увидеть интересные экспонаты, рассказывающие о создании атомного ледокольного флота СССР.

Аварии на "Ленине"

В течение 32 лет, пока первый атомный ледокол СССР находился в строю, на нем произошли две аварии. Первая из них случилась в 1965 году. В ее результате оказалась частично повреждена активная зона реактора. Чтобы устранить последствия аварии, часть топлива была помещена на плавтехбазу, а оставшуюся часть выгрузили и поместили в контейнер.

Что касается второго случая, то в 1967 году техническим персоналом судна была зафиксирована течь в трубопроводе третьего контура реактора. В результате пришлось заменить весь атомный отсек ледокола, а поврежденное оборудование отбуксировали и затопили в заливе Цивольки.

"Арктика"

Со временем для освоения просторов Арктики единственного атомного ледокола стало мало. Поэтому в 1971 году было начато строительство второго подобного судна. Им была "Арктика" — атомный ледокол, который после смерти Леонида Брежнева стал носить его имя. Однако в годы Перестройки судну вновь было возвращено первое название, и оно прослужило под ним вплоть до 2008 года.

"Арктика" — атомный ледокол, который стал первым надводным судном, сумевшим достичь Северного полюса. Кроме того, в его проект изначально была заложена возможность быстрой конвертации корабля в боевой крейсер вспомогательного назначения, способный действовать в полярных условиях. Это стало возможно во многом благодаря тому, что конструктор атомного ледокола “Арктика” вместе с командой инженеров, работавших над этим проектом, обеспечили кораблю повышенную мощность, позволяющую ему преодолевать льды толщиной до 2,5 м. Что касается габаритов судна, то они составляют в длину 147,9 м и в ширину 29,9 м при водоизмещении в 23 460 тонн. При этом в то время, когда судно находилось в эксплуатации, наибольшая длительность его автономных плаваний составила 7,5 мес.

Ледоколы класса “Арктика”

В период между 1977 и 2007 годами на Ленинградском (позже Санкт-Петербургском) Балтийском заводе были построены еще пять атомоходов. Все эти суда были спроектированы по типу “Арктики”, и на сегодняшний день два из них — “Ямал” и “50 лет Победы” продолжают прокладывать путь другим кораблям в бескрайних льдах у Северного полюса Земли. Кстати, атомоход под названием "50 лет Победы" был спущен на воду в 2007 году и является последним из произведенных в России и крупнейшим из ныне существующих ледоколов в мире. Что касается трех остальных судов, то на одном из них - “Советском Союзе” - на данный момент ведутся восстановительные работы. Вернуть в строй его планируют в 2017 году. Таким образом, “Арктика" — атомный ледокол, создание которого ознаменовало начало целой эпохи в Более того, использованные при его проектировании конструкторские решения актуальны и сегодня, спустя 43 года после его создания.

Ледоколы класса “Таймыр”

Кроме атомоходов для Советскому Союзу, а затем и России были нужны судна с меньшей осадкой, которые были предназначены для проводки кораблей в устья сибирских рек. Атомные ледоколы СССР (впоследствии России) данного типа - “Таймыр” и “Вайгач” - были построены на одной из судоверфей в Хельсинки (Финляндия). Однако большая часть размещенного на них оборудования, включая силовые установки, отечественного производства. Так как эти атомоходы предназначались для эксплуатации преимущественно на реках, их осадка составляет 8,1 м при водоизмещении 20 791 тонна. На данный момент атомные ледоколы России “Таймыр” и “Вайгач” продолжают работать на Однако вскоре им понадобится смена.

Ледоколы типа ЛК-60 Я

Суда мощностью 60 МВт, оснащенные ядерной силовой установкой, стали разрабатываться в нашей стране с начала 2000-х годов с учетом результатов, полученных при эксплуатации кораблей типа “Таймыр” и “Арктика”. Конструкторы предусмотрели возможность изменять осадку новых судов, что позволит им эффективно работать как на мелководье, так и в глубокой воде. Кроме того, новые ледоколы способны передвигаться даже во льдах толщиной от 2,6 до 2,9 м. Всего запланировано построить три таких судна. В 2012 году на Балтийском заводе состоялась закладка первого атомохода этой серии, который запланировано запустить в эксплуатацию в 2018 году.

Новый проектируемый класс сверхсовременных российских ледоколов

Как известно, освоение Арктики внесено в число приоритетных задач, стоящих перед нашей страной. Поэтому на данный момент ведется разработка для создания новых ледоколов класса ЛК-110Я. Предполагается, что эти сверхмощные суда будут получать всю энергию от атомной паропроизводящей установки мощностью 110 МВт. При этом двигателем судна будут служить три четырехлопастных имеющих фиксированный шаг. Главным преимуществом, которым будут обладать новые атомные ледоколы России, должна стать их повышенная ледопроходимость, которая предположительно составит не менее 3,5 м, тогда как у судов, эксплуатируемых сегодня, данный показатель составляет не более 2,9 м. Таким образом, конструкторы обещают обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике по Северному морскому пути.

Как обстоит дело с атомными ледоколами в мире

Как известно, Арктика поделена на пять секторов, принадлежащих Росси, США, Норвегии, Канаде и Дании. Эти же страны, а также Финляндия и Швеция, имеют самые крупные ледокольные флотилии. И это не удивительно, так как без таких кораблей невозможно осуществлять хозяйственные и исследовательские задачи среди полярных льдов, даже несмотря на последствия глобального потепления, которые с каждым годом становятся все более ощутимыми. В то же время все существующие на данный момент атомные ледоколы мира принадлежат нашей стране, и она является одним из лидеров в деле освоения просторов Арктики.

5 декабря 1957 года в Ленинграде был спущен на воду первый в мире надводный корабль с атомной силовой установкой. Эта замечательная весть незадолго до 42-й годовщины Великого Октября облетела весь мир.

Зарубежные газеты пестрели заголовками: «Русские ввели в строй атомоход», «Полярный колосс Советов - на Неве», «Победа на мирном фронте использования атомной энергии одержана Советским Союзом»…
1. Решение о строительстве первого в мире атомного ледокола было принято на заседании Совета Министров СССР 20 ноября 1953 года. Новое судно было необходимо для развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы имели очень большой расход топлива, что снижало их эффективность, в то время как атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченно долгий срок.
2. В строительстве первого в мире атомного ледокола были задействованы около 300 предприятий и научно-исследовательских институтов Советского Союза. Строительство ледокола велось под открытым небом, поскольку для строительства судна такого масштаба не подходил ни один из существующих цехов. Несмотря на это, от закладки судна на ленинградском судостроительном заводе им. А. Марти до спуска его на воду прошло менее полутора лет – с 25 августа 1956 года по 5 декабря 1957 года.


Строительство атомного ледокола Ленин.
3. Проект первого в мире атомного ледокола, получившего имя «Ленин», оказался совершенно уникальным в плане открытости – во время постройки и ходовых испытаний на нем побывали, в частности, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и вице-президент США Ричард Никсон.
4. Атомный ледокол «Ленин» обладал не только ядерной силовой установкой, но и передовым дизайном, несвойственным советским кораблям того времени – на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, а каюты экипажа были рассчитаны на 1-2 человек. Интерьер судна был отделан карельской березой и кавказским орехом.

Атомный ледокол «Ленин» сходит со стапелей.
5. Спуск на воду первого атомного ледокола перепугал страны НАТО и… руководство Ленинграда. Когда судно покинуло судостроительный завод, власти города потребовали гарантий того, что на «Ленине» не произойдет атомный взрыв. Во время перехода из Ленинграда в Мурманск «Ленина» сопровождали военные корабли НАТО, проводившие анализ радиационного фона вокруг судна. Опасения оказались напрасны – за все годы эксплуатации ледокола от радиации не пострадал ни один из членов его экипажа.
6. Официально в состав советского флота атомный ледокол «Ленин» был зачислен 3 декабря 1959 года. Первым капитаном первого в мире атомного ледокола был назначен Павел Акимович Пономарев. Интересно, что ранее Пономарев был капитаном ледокола «Ермак» - первого в мире ледокола арктического класса.


7. В 1961 году ледокол «Ленин» осуществил первую в истории высадку дрейфующей научно-исследовательской станции с борта судна. Станция «Северный полюс-10» была открыта 17 октября 1961 года и проработала до 29 апреля 1964 года. С того момента высадка полярных экспедиций с борта ледокола стала общепринятой практикой.
8. 4 ноября 1961 года капитаном ледокола «Ленин» стал Борис Макарович Соколов, который не покидал свой пост на протяжении почти 30 лет, вплоть до вывода судна из состава флота в 1990 году. В 1981 году Борису Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.


9. После введения в строй атомного ледокола «Ленин» сроки навигации в западном районе Арктики были увеличены с трех до 11 месяцев. «Ленин» успешно работал более 30 лет, на пять лет превысив расчетный срок эксплуатации. За эти годы ледокол прошел более 654 тысяч морских миль (во льдах 563,6 тысяч), осуществив проводку через льды Арктики 3741 судно. Ледокол «Ленин» стал первым судном, которое находилось на непрерывной вахте в Арктике на протяжении 13 месяцев.
10. После выведения из эксплуатации в 1990 году над ледоколом «Ленин» нависла угроза утилизации. Однако ветеранам его экипажа удалось добиться создания на его базе музея. В настоящее время первый в мире атомный ледокол «Ленин» находится на вечной стоянке в Мурманске, став одним из символов заполярного города.

Первый в мире атомный ледокол, получивший название «Ленин», был спущен на воду в Северной столице 57 лет назад - 5 декабря 1957 года.

Коробка с атомом

История уникального судна началась с решения Совета министров СССР, которое было принято 20 ноября 1953 года. К этому дню руководству страны стало ясно, что Советскому союзу необходим мощный ледокол, который будет обслуживать Северный морской путь, связывающий запад и восток государства: водная магистраль в течение долгих месяцев была покрыта тяжелыми полярными льдами.

Осенью 1953 года в распоряжении СССР были ледоколы с дизельной силовой установкой. Но запасы горючего в машинах, пробирающихся сквозь льды, расходовались чрезвычайно быстро. Кроме того, караваны могли на долгие месяцы застрять в пути, ожидая весны, чтобы освободиться из ледяного плена. Стране нужно было судно, способное уходить в длительные рейды по Арктике.

Правительство решило развернуть работы по созданию атомных силовых установок для транспортных целей и построить ледокол, на борту которого должен был разместиться ядерный реактор. Планировалось, что судно будет преодолевать огромные расстояния, использовав топливные ресурсы, умещающиеся в спичечном коробке.

Амбициозную задачу сделать первый в мире атомный ледокол поставили перед ленинградским Адмиралтейским судостроительным заводом.

«Проект-92»

К 1956 году в Ленинграде успели построить пассажирские ледокольные суда «Дежнев» и «Леваневский», и даже отремонтировать знаменитый «Ермак» - его на Адмиралтейский судостроительный завод, тогда ещё носивший название Судостроительный завод имени Андре Марти, привезли в 1928 году. Ледокол, сделанный на верфях в Ньюкасле, стал для ремонтировавших его «адмиралтейцев» хорошим учебным пособием, которое помогло в реализации заказа советского руководства.

«Ленин» был заложен 25 августа 1956 года. Ударные темпы строительства огромного ледокола привели к тому, что на воду судно спустили чуть больше чем через год.

Инновационный для своего времени ледокол подразумевал реализацию сложных задач по созданию энергетической установки, необычайно прочного корпуса и, что было самым важным, автоматизации управления ядерной установкой. На этапе проектирования, экспериментальных проработок и строительства подключалось около 30 научно-исследовательских институтов, более 250 промышленных предприятий и 60 конструкторских бюро СССР. Первоначально ледокол носил рабочее название «Проект-92», в честь источника ядерной энергии урана - он стоит в таблице Менделеева под 92 номером.

Особое внимание было обращено на форму носовой оконечности «Ленина». Атомоходу выбрали обводы, которые позволяли увеличить давление на лед. Проходимость во льдах при заднем ходе и надежную защиту винтов и руля от ударов льда удалось реализовать особенной проектировкой кормовой оконечности.

Конечно, инновационный атомоход, по планам, не должен был застревать во льдах ни носом, ни кормой, ни бортами. Решение этой проблемы, свойственной многим ледоколам того времени, решили при помощи специальной системы балластных цистерн. Вода перекачивалась из цистерны одного борта в цистерну другого, судно раскачивалось и ломало лед. В носу и на корме такую систему повторили.

Атомоходу выбрали обводы, которые позволяли увеличить давление на лед. Фото: Commons.wikimedia.org

Инженерам удалось сделать судно непотопляемым. Корпус разделили на отсеки 11-ю главными поперечными водонепроницаемыми переборками. Ледокол не затонул бы даже при затоплении двух наибольших отсеков.

Ядерную установку водо-водяного типа поставили в центральной части ледокола. Она вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, которые приводили в действие три огромных гребных винта. Атомная паропроизводящая установка была выполнена и размещена на ледоколе так, что экипаж и население были защищены от облучения, а окружающая среда - от загрязнения радиоактивными веществами. С этой целью на возможных путях выхода радиоактивных веществ создали четыре специальных защитных барьера.

Мощность силовой установки «Ленина» составила 44 тысячи лошадиных сил. При этом атомоход тратил в сутки в пути всего лишь 45 граммов ядерного топлива - количество, как раз помещающееся в спичечный коробок. Малое количество топлива позволило ледоколу достигать за один рейс берегов Антарктиды.

Проектировщики и строители легендарного судна позаботились и о членах экипажа, которым приходилось нести долгие вахты на «Ленине». На корабле располагался кинозал, курительный салон, библиотека и даже рояль.

Судно, готовое уже практически через год после старта строительства, было очень тяжелое. «Ленин» весил 11 тысяч тонн. Спуск его на воду представлялся проблематичным. Впрочем, инженеры смогли сделать правильные деревянные конструкции, выпустившие атомоход из верфей.

Длина корабля составила 134 метра, ширина - 27,6 метра, а высота борта - 16,1 метра. Атомоход имел водоизмещение в 16 тысяч тонн, при этом мог развивать скорость в 18 узлов.

Момент спуска на воду ледокола "Ленин" Фото: Commons.wikimedia.org

Ждали войны

После спуска ледокола на воду монтаж и тестирование ядерного реактора продолжалось еще в течение двух лет. На ходовые испытания «Ленин» ушел в сентябре 1959 года под командованием капитана ледокола «Ермак» Павла Пономарева.

За ходом испытаний атомохода следили лидеры ведущих мировых государств. На борту «Ленина» успели побывать Фидель Кастро, Гарольд Макмиллан и Ричард Никсон. Бытует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар холодной войны и гонки за технологическим превосходством, но для мирных целей. Впрочем, в НАТО не до конца считали корабль мирным, поэтому на всякий случай пристально следили за его испытаниями.

В декабре 1959 года ледокол передали Министерству морского флота, а в 1960 он вошел в состав Мурманского морского пароходства. Инновационная силовая установка позволяла «Ленину» с легкостью проходить льды. Атомоход смог продлить период навигации.

Почтовая марка России. 2009 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Спустя год капитаном «Ленина» становится Борис Соколов, который с 1959 года был дублером Пономарева на капитанском мостике. За плечами у него была практика на ледоколах «Илья Муромец» и «Вячеслав Молотов», а также участие в четвертой советской Антарктической экспедиции.

Под руководством Бориса Соколова в 1961 году экипаж атомохода смог пройти в район тяжелых льдов в Чукотском море. Фото: «Герои страны»

Под его руководством в 1961 году экипаж атомохода смог пройти в район тяжелых льдов в Чукотском море, доставив на льдину экспедицию, построившую дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10». Также, благодаря ледоколу, удалось расставить 16 дрейфующих автоматических радиостанций. Соколов с командой в 1970 году выполнил экспериментальный рейс и первую продленную арктическую навигацию по вывозу норильской руды из порта Дудинка. Через год «Ленин» первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли. Спустя еще пять лет «Ленин» проведет проводку дизель-электрохода «Павел Пономарев» к полуострову Ямал, после чего рейсы туда станут регулярными.

За все время эксплуатации «Ленин» преодолел 654 тысяч морских миль, из них во льдах - 563,6 тысяч миль. Атомоход, согласно самым распространенным данным, провел через льды 3741 судно.

Стал музеем

Ледокол «Ленин» в 1989 году, после 30-летней службы, был выведен из эксплуатации. За судно, впрочем, пришлось побороться. Атомоход могли уничтожить, но решили сделать на нем музей. «Ленин» встал на вечную стоянку в Мурманске, став настоящим символом города.

Капитан ледокола Борис Соколов, который приложил немало сил, чтобы атомоход не был уничтожен, до конца своей жизни жил в Мурманске. На доме, где он обитал, после его смерти повесили мемориальную табличку. Похоронили же Соколова на Серафимовском кладбище в Петербурге - городе, где появился на свет ледокол, которым он управлял почти 30 лет.

На «Адмиралтейском заводе» в Ленинграде в 1956 году произошла закладка первого советского атомного ледокола «Ленин». Надводное судно с атомной энергетической установкой за 30 лет эксплуатации провело по Северному морскому пути более 3,7 тысячи кораблей. В СССР и в России было создано еще девять аналогичных кораблей, включая лихтеровоз «Севморпуть». Кроме нашей страны постройкой таких судов не занимаются нигде в мире. «Лента.ру» рассказывает о первом в истории атомном гражданском судне «Ленин».

Тот ледокол совмещал в себе передовые инженерные разработки советской эпохи. В частности, от дизельных судов его отличала дифферентная система, позволяющая кораблю не застрять во льду. Для этого «Ленин» снабжался специальной балластной установкой для перекачивания воды с одного борта на другой. В результате этого судно накренялось и раскачивалось, разламывая окружающий лед.

Для экипажа внутри ледокола были созданы максимально комфортные условия: каюты на одного-двух человек, сауна, кают-компания с роялем, библиотека, помещение для просмотра фильмов и комната для курения. В автономном плавании корабль мог находиться до года.

Ледокол «Ленин» работал в тяжелейших условиях Севера. Без него не обходилась навигация на участке между устьем Енисея и Баренцевым морем. «Ленин» работал даже там, где не справлялись типичные ледоколы. В самом начале эксплуатации корабль настолько хорошо себя зарекомендовал, что в СССР фактически отказались от его использования в качестве опытного судна. Вероятно, именно такая самонадеянность привела к двум авариям с АППУ ОК-150, произошедшим уже тогда, когда срок их службы превысил плановый.

Решение о разработке мощного арктического ледокола с ядерной энергетической установкой Совет министров СССР принял в ноябре 1953 года. Главными целями были объявлены демонстрация мирных возможностей использования атомной энергии и намерение сделать Северный морской путь одной из основных транспортных магистралей страны. В создании ледокола приняли участие ведущие ученые страны. Научным руководителем проекта был назначен физик-ядерщик Анатолий Александров, главным конструктором - кораблестроитель Василий Неганов.

Водоизмещение ледокола составило 16 тысяч тонн, длина - 134 метра, ширина - 27,6 метра, высота - 16,1 метра, глубина погружения корабля в воду - 10,5 метра. Это позволило расположить на корабле две мачты, а в кормовой части судна - площадку для вертолета. Ледокол был способен передвигаться со скоростью до 36,3 километра в час по чистой воде и 3,7 километра в час - разламывая лед толщиной около двух метров.

Спуск «Ленина» на воду состоялся в декабре 1957 года, а эксплуатировать судно начали в 1959-м. Только в первую пятилетку работы - в 1960-1965 годы - корабль прошел более 137 тысяч километров, из которых около 105 тысяч километров - по льду.

Главная гордость «Ленина» - уникальная атомная энергетическая установка, разработанная ОКБ Горьковского завода №92 (современное АО «ОКБМ Африкантов») под руководством советского конструктора ядерных реакторов Игоря Африкантова. Технический проект атомной паропроизводящей установки АППУ ОК-150 был завершен в 1955 году и через два года утвержден на заседании научно-технического совета в профильном министерстве.

Ледокол оснащался тремя АППУ ОК-150 мощностью 90 мегаватт каждый, имеющими форму толстостенного цилиндрического сосуда из углеродистой стали с плоскими крышкой и днищем. Диаметр установки составлял 1,86 метра, толщина стенок - 0,14 метра; активная зона реактора была расположена в центре цилиндрического сосуда и окружена несколькими слоями стали, между которыми протекала вода. В 1966 году АППУ ОК-150 выработали отведенное время и через четыре года, в 1970-м, были заменены на две АППУ ОК-900.

Сокращение числа реакторов связано с повышением их мощности до 159 мегаватт и отсутствием необходимости в трех установках, что показала эксплуатация АППУ ОК-150. Конструкция новой установки была более долговечной и оптимальной, она оснащалась системой автоматики, освобождающей экипаж от постоянных дежурств у АППУ, что позволило сократить численность состава ледокола на треть - с 243 до 151 человек - и снизить стоимость генерируемой электроэнергии в два раза.

Несмотря на стабильную работу АППУ ОК-900, износ корпуса ледокола привел к тому, что с 1984 года судно стало использоваться в щадящем режиме - главным образом между июнем и декабрем, в период наиболее благоприятной навигации между Мурманском и островом Диксон. В 1989 году эксплуатацию «Ленина» прекратили, а в 2005 году судно, ставшее на прикол в Мурманске, преобразовали в музей.

Успешная служба первого атомного ледокола, на пять лет превысившая запланированный срок, позволила в 1975-2006 годах заложить восемь атомных ледоколов - «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы», а также лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Ожидается, что к 2020 году российский флот пополнится еще двумя универсальными атомными ледоколами.

Loading...Loading...