Самые большие грузовые самолеты в мире. Военно-транспортные самолёты – армейские воздушные извозчики

Пока ещё не очень продолжительная история авиации изобилует эпизодами, когда в разных странах, в разное время и по разным причинам в военную моду входила гигантомания, приводившая к постройке огромных летающих машин. В этом материале представлены 10 таких самолётов, построенных за последние три четверти века.

1. Junkers Ju 390

Эта машина была построена в Германии на базе четырёхмоторного Junkers Ju 290 в 1943 году и предназначалась для использования в качестве тяжёлого транспортного, морского патрульного самолёта, а также стратегического бомбардировщика. В планах у немцев была постройка 26 подобных самолётов, с помощью которых в теории можно было бомбить даже территорию США, но в реальности они смогли построить лишь две машины. Размах крыльев самолёта составлял 50,3 метра, а его длина – 34,2 метра, дальность полёта – до 9700 километров.

2. Антонов Ан -225 «Мрия »

Самолёт Ан-225 «Мрия» был разработан конструкторским бюро Антонова в 1980-х годах. Он является самым длинным (84 метра) и тяжёлым (максимальная взлётная масса 640 тонн) самолётом из когда-либо построенных. «Мрия» изначально создавалась для транспортировки многоразового космического корабля «Буран», а также различных крупногабаритных компонентов ракеты-носителя от места производства к месту запуска, и была произведена в единственном экземпляре (второй экземпляр в готовности примерно на 70% с советских времен находится на заводе «Антонов»). После завершения программы «Энергия - Буран», Ан-225 на протяжении восьми лет находился на консервации. В начале 2000-х годов самолёт восстановили силами украинских компаний, и в настоящее время он выполняет коммерческие грузовые перевозки.


3. Messerschmitt Me 323 «Gigant»


Германский Messerschmitt Me 323 был крупнейшим серийным сухопутным самолётом Второй мировой войны. Всего их было построено чуть более 200 штук. Он был сконструирован и построен в рамках подготовки к планируемому вторжению в Великобританию. Исходно его создавали как тяжёлый планер Me 321, но в 1941 году было принято решение строить вариант этого планера с мотором. Обладая грузоподъёмностью до 23 тонн, этот самолёт с тканевой и фанерной обшивкой использовался немцами в основном для снабжения войск в Северной Африке, хотя встречался и на Восточном фронте.


4. Blohm & Voss BV 238


Эта немецкая летающая лодка с размахом крыльев в 60,17 метра совершила первый полёт в марте 1944 года и была построена в единственном экземпляре. Blohm & Voss BV 238 был крупнейшим из построенных к тому моменту самолётов, и, по иронии судьбы, стал крупнейшим самолётом, уничтоженным во время Второй мировой войны. Самолёт базировался на озере Шальзее на севере Германии и в сентябре 1944 года был потоплен в результате атаки группы американских истребителей P-51 Mustang. По другой версии, его уничтожили британские Hawker Typhoon в мае 1945 года.

5. Martin JRM Mars


Большой транспортный гидросамолёт Martin JRM Mars был в ограниченном количестве (1 опытный образец и 6 серийных) построен для ВМС США во время Второй мировой войны. Он создавался как «летающий дредноут» - дальний патрульный самолёт. После войны четыре уцелевших «Марса», списанных в 1959 году на металлолом, были выкуплены канадскими лесопромышленниками и переоборудованы в летающие танкеры для тушения лесных пожаров. После 2012 года в строю ещё остаётся один Martin JRM Mars.

6. Convair B-36 Peacemaker


Прототип ХВ-36 (справа) рядом с B-29 Superfortress

B-36 Peacemaker («Миротворец») – американский межконтинентальный бомбардировщик, крупнейший по размаху крыла (70,1 метра) боевой самолёт за всю историю авиации. Первый полёт осуществил в августе 1946 года. Всего было построено 384 самолёта.

7. Convair XC-99


ХС-99 – американский прототип тяжёлого грузового самолёта, построенный с применением деталей бомбардировщика B-36. Построенный в единственном экземпляре, первый полёт он совершил 24 ноября 1947 года, а в 1949-м поступил на вооружение ВВС США. В ходе Корейской войны ХС-99 совершал межконтинентальные рейсы в интересах армии США. Последний полёт выполнил 19 марта 1957 года.

8. Boeing B-52 Stratofortress


Межконтинентальный стратегический бомбардировщик В-52 совершил свой первый полёт в апреле 1952 года и пришёл на смену Convair B-36. Являясь одним из основных средств доставки американского ядерного оружия, В-52 участвовал в нескольких военных конфликтах, в ходе которых с его борта применялось только обычное вооружение. ВВС США планируют использовать В-52 как минимум до 2040-х годов. Размах крыла самолёта составляет 56,39 метра.

Lockheed C-130 Hercules — cамый популярный военно-транспортный самолет на планете. Начиная с 1954 года, американская компания Lockheed Martin произвела и продала около 2500 «геркулесов». Сегодня небо бороздит 951 представитель этого семейства, занимая 22% мирового рынка военного транспорта.


Турбовинтовой американский самолет Beechcraft King Air общего назначения состоит на службе в армиях многих стран мира. Его используют для обучения летчиков, патрулирования морских территорий, разведки, связи и других целей. Хотя большинство из 295 ныне функционирующих «королей воздуха» задействованы в бизнес-перевозках.


Cвой первый полет военный «транспортник» Boeing C-17 Globemaster III совершил в 1991 году. «Тяжеловес» способен перебрасывать на дальние расстояния крупногабаритные грузы и войсковые подразделения, а также приземляться на небольших, плохо подготовленных аэродромах.


Airbus CN-235 — главный европейский конкурент американских «небоевых» крыльев. Авиастроительный гигант Airbus именует свое детище не иначе как «самый дешевый тактический военно-транспортный самолет». И этот факт привлек к CN-235 клиентуру из армий двух десятков стран, включая США.


Разработанный в КБ Антонова военно-транспортный АН-26 (по кодификации НАТО, — Curl, «Вихрь») был снят с производства еще в 1986 году. Однако до сих пор в эксплуатации находятся более 200 АН-26 и его предшественников АН-24. Что ставит «ветеранов» в один ряд с самыми востребованными самолетами этого класса.


Тяжелый военно-транспортный самолет ИЛ-76 (по кодификации НАТО — Сandid, прямой) впервые поднялся в воздух в 1971 году и до сих пор остается основной «рабочей лошадкой» военной транспортной авиации России. Правда, с момента рождения грузоподъемность детища ОКБ Ильюшина возросла с 30 до 60 тонн.


Военный транспортник AН-32, созданный на базе АН-26, приспособлен для условий повышенных температур (до +50 градусов) и взлетов с высокогорных аэродромов (до 4500 метров). Ныне он успешно функционирует в ВВС жарких стран — таких, как Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Афганистан, Мексика, государства Африки.


Легкий американский транспортник Cessna 208 Caravan создавался как самолет для труднодоступных территорий. Его военный вариант U-27A охраняет покой Бразилии, Колумбии, Либерии, Таиланда и других стран. Всего на службе состоят 125 «армейских» Cessna.


Подобно АН-26 средний военный транспортный самолет Transall Allianz C-160 не выпускается уже 30 лет — с середины 1980-х. Но машина, разработанная немецко-французским консорциумом для нужд ВВС своих стран, по‑прежнему в строю. В небо до сих пор поднимаются 120 крылатых C-160.


CASA C212 Aviocar -- разработка испанской компании EADS CASA. Этот военно-транспортный самолет умеет взлетать и садиться на грунтовых полосах длиной 400 метров. Различные модификации используются для фоторазведки, морского патрулирования и перевозки военных вип-персон.

В тени «звезд» остаются рабочие лошадки — военные транспортные самолеты и самолеты общего назначения. Возможно, в эффектности они и уступают скоростным и напичканным современной техникой истребителям. Зато трудяги надежны и пользуются стабильным спросом, причем не только у военных. Представляем десятку самых востребованных самолетов, созданных для повседневных нужд ВВС.

Авиаперевозки считаются безопасным и доступным средством для путешествий. Для поднятия одного лайнера в воздух требуется приличное количество топлива, поэтому конструкторы ведут постоянную борьбу за уменьшение топливного потребления. Лайнеры большой вместимости показали себя как эффективное средство, способное перевозить большие объёмы грузов и обслуживать крупный пассажиропоток.

Самый большой пассажирский самолет

Самым большим пассажирским самолетом в мире является Airbus A380. Авиалайнер производится группой европейских компаний в нескольких странах Евросоюза. Размах крыльев этого гиганта составляет 80 метров, что освобождает место для больших запасов топлива и дает возможность для длительных беспосадочных перелетов.

А380 имеет невероятные технические характеристики:

  1. Количество пассажиров: 850 чел.
  2. Макс. скорость в полете: 1020 км/ч.
  3. Макс. расстояние полета: 15200 км, больше, чем у любых представителей данного класса.
  4. Макс. взлетная масса: 575 т.

Применение композитных материалов позволяет самолету весить значительно меньше, что помогает набирать нужную высоту при минимальном разгоне.

В проекте самолета инженерам удалось соединить познания в области инженерной мысли и аэродинамики.

Вместительность лайнера

Модель обладает большим количеством модификаций, однако в среднем аэробус способен вместить около 555 человек. Самолет отличается высочайшим уровнем комфорта. Эксплуатация лайнера ведется на всех континентах. Airbus славится хорошей управляемостью и почти нулевой аварийностью.

Для поднятия в воздух такой махины подойдёт не всякий двигатель, ведь помимо пассажирских кресел на лайнере расположены:

  1. Зоны отдыха.
  2. Спальные каюты.
  3. Бары и многое другое.

Поднять эту массу в высь способны только 4 мотора Rolls-Royce, изготавливаемые по спецзаказу.

В России самый большой пассажирский самолет активно эксплуатирует главная авиакомпания страны – «Аэрофлот». А380 имеет значительную долю в парке данного перевозчика.

Самый большой грузовой самолет

Ан 225 – «Мрия» по праву удерживает звание самого большого самолета в мире. Длина самолета – 73 метра, а размах крыльев составляет невероятные 88 метров! Самолет существует в единственном экземпляре и эксплуатируется украинской компанией «Antonov Airlines». В теории этот самолет можно классифицировать как транспортный, однако его первоначальным предназначением была перевозка космического аппарата многоразового использования «Буран».

После распада СССР самый большой грузовой самолет в мире отошел к Украине, однако длительное время не эксплуатировался. С лайнера были сняты двигатели и все ценное оборудование. Лишь в начале 2000–х годов возникла потребность в подобном «воздушном грузовике» и самолет был модернизирован, дабы соответствовать международным авиационным стандартам.

Сейчас самый большой самолет Ан адаптирован под коммерческие перевозки. Грузоподъемность самолета – около 250 тонн.

Важно: на самом деле существует второй экземпляр «Мрии», однако он не достроен. Готовность проекта оценивается в 70%. Для завершения постройки требуется около 100 миллионов долларов, которые ни один инвестор пока предоставить не готов.

Рекорды лайнера

Ан – 225 побил множество рекордов грузоподъёмности. Самый большой грузовой самолет в мире имеет абсолютный рекорд по подъёму груза в воздух – 253,5 тонны. Воздушный рекордсмен не раз заносился в Книгу Рекордов Гиннеса.

В ближайшие десять лет вряд ли кому удастся построить проект подобного масштаба, поэтому лайнер еще ближайшие десять – пятнадцать лет будет удерживать пальму первенства в номинациях «самый крупный самолет в мире» и «самый тяжелый самолет».

Самый большой военный самолет в мире

Самый большой самолет в мире используется только в мирных целях, однако многие его меньшие собратья используются для переброски военных грузов. Наиболее преуспевающими странами в этой области являются Россия и США. Холодная война подстегнула гонку вооружений и в оборонную промышленность хлынул поток государственного финансирования.

Производство одной модели требовало огромных средств, поэтому перед полётами каждый проект проходил тщательную проверку. Время ввода в эксплуатацию подобного рода техники составляет около 5 лет с начала момента проектирования.

Ан 124 «Руслан»

Данный военно-транспортный лайнер является одним из немногих представителей гигантов авиастроения в России. Разработка проекта и первые полёты были осуществлены ещё в эпоху Советского Союза, однако технологические решения конструкторов реально опережали своё время и поэтому остаются актуальными до сего дня.

Название «Руслан» лайнеру дали боевые летчики, но оно настолько понравилось журналистам, что во всех топах и рейтингах он фигурирует с данной аббревиатурой. Прозвище стало неотъемлемой частью самолета.

Воздушная машина имеет размах крыльев около 80 метров, длина – 73 метра. Максимальная дальность полета – более 15 тыс. километров. Не раз эти авиалайнеры во время своих полетов огибали земной шар с минимальным количеством дозаправок.

Эксплуатация «Руслана» ведется в России и на Украине, причем не только для военных грузоперевозок.

Lockheed C – 5 Galaxy

Модель Lockheed C – 5 Galaxy является американским ответом на отечественные проекты лайнеров со сверхподъёмностью. Масштабы этого монстра впечатляют: в военной конфигурации он способен перевозить 275 полностью экипированных солдат, а при использовании в гражданской авиации берет на борт 75 пассажиров. В начальном проекте предполагалось, что борт способен перевозить межконтинентальные баллистические ракеты.

10 самых больших самолетов в мире

С момента зарождения авиации воздушные аппараты становились надёжнее и увеличивались в размерах. В каждой эпохе был самолет, являющийся технологическим прорывом. Для вас мы представляем топ – 10 самолетов, повлиявших на развитие мировой авиации.

Туполев АНТ-20 «Максим Горький»

Построенный в честь значительно события в биографии М. Горького – 40 – летнего юбилея с момента начала его литературного пути, самолет поражал размерами. Этот восьмимоторный гигант вмещал в себя типографию, лабораторию и библиотеку. Для полноценного использования требовался летный штат в 20 человек.

Судьба единственного выпущенного экземпляра трагична – 18 мая 1935 года произошел несчастный случай, который привел к катастрофе. Однако данный самолет стал прообразом для создания тяжелых отечественных самолетов, таких как «Руслан» и «Мрия».

Важно: в середине 30 – х годов 20 века его по праву можно было назвать не только самым большим российским самолетом, но и самым большим грузовым самолетом в мире.

Hughes H-4 Hercules

«Геркулес» неслучайно занимает место в нашем топе. Посей день он является самым большим транспортным самолетом с возможностью взлета и посадки на водную поверхность.

Проект финансировался американским магнатом Говардом Хьюзом, однако был выполнен лишь в деревянном варианте. Это связано с тем, что период постройки пришелся на Вторую мировую войну, поэтому весь металл шёл на военные нужды. Предполагаемая вместимость – 750 человек – делала бы его самым крупным пассажирским самолетом из когда-либо построенных.

Boeing 747

Этот самолет так или иначе видел каждый из нас: вживую, на фото или на видео. На протяжении 37 лет Боинг 747 удерживал звание самого большого гражданского самолета, до тех пор, пока не появился Аэробус А380. Используется по всему миру. Применялся для доставки космического шаттла от места производства.

Характеристики:

  1. Длина от носа до хвоста: 76,4 .
  2. Размах крыла: 68,5 .
  3. Экипаж: 2 пилота.
  4. Количество пассажиров: 600 чел.
  5. Макс. скорость в полете: 1100 км/ч.
  6. Дальность полета: около 14000 км.
  7. Макс. взлетная масса: 448 тонн.

Следующие модели также входят в топ 10 самых больших самолетов мира, однако их место в списке заслужено в первую очередь их надежностью и производительностью.

Boeing 777-300ER

Самый большой самолет фирмы Боинг. Аппарат имеет широкое пространство внутри обшивки и способен перевозить до 70 000 тонн коммерческих грузов.

Airbus A340-600

Выпущен в количестве 97 экземпляров, что позволяет ему называться одним из самых востребованных самолетов, способен взять на борт 450 пассажиров. Снят с производства в 2011 году, но продолжает повсеместно эксплуатироваться.

Boeing 747-8

Удлиненная версия лайнера возглавляет почетный список самых длинных воздушных аппаратов (76, 4 метра). В международной классификации имеет название «Intercontinental».

Ту-134

Среднепассажирский магистральный лайнер, который по праву считается одним из лучших в России. Данная модель привлекает не огромным объемом внутри, а приличной для своих габаритов скоростью – она может доходить до 950 км/ч.

Сухой «Суперджет»-100

Русский самолет является передовой ласточкой отечественного авиастроения. Имеет современнейшую цифровую начинку, способен перевезти 100 человек. Активно закупается в Азии, в планах компании «Сухой» выход на рынок США.

Иркут МС-21

Данный авиалайнер еще не производится и получает место в нашем списке авансом. Несмотря на не самые крупные габариты проекта (длина – до 40 метров), которые не позволят ему сместить с первых строчек самые большие самолеты Запада, он способен избавить Россию от доминирования иностранных производителей.

Concorde

Самолет послужил началом резкого всплеска строительства сверхзвуковых пассажирских лайнеров. Узнаваемый силуэт с заостренным носом без труда узнаётся на фото и видео. Использовался в течении 27 лет, что позволило ему стать рекордсменом по перевозке пассажиров – 3 миллиона человек.

Каждому производителю хочется называться гигантом индустрии. В авиастроении пока нет равных Аэробусу с моделью A380. Самый большой пассажирский самолет в мире производится не первый год и постоянно модифицируется. Не за горами времена, когда один самолет возьмёт на борт более 1000 человек.

Русский рынок тяжелых самолетов переживает не лучшие времена. В эксплуатации находятся старые советские модели. Постепенно российские производители пытаются догнать коллег из Европы и Америки, однако на это требуется время.

Каждый из описанных лайнеров может весить десятки тонн, однако коэффициент полезности оценивается по формуле: 1 кг собственного веса на количество поднимаемого веса.

Транспортные компании, осуществляющие перевозку грузов с помощью авиации, держат в своем парке огромное количество разнообразной техники, которая актуализируется в различных ситуациях. Наиболее популярные самолеты, используемые сегодня для этих целей в России, являются разработками известных конструкторских бюро: КБ Антонова, КБ Ильюшина, КБ Яковлева. Также среди грузового авиатранспорта имеются и самолеты иностранных производителей, в частности известных The Boeing Company и Airbus.

Характеристики отечественных грузовых самолетов

Каждое транспортное средство отличается своими характеристиками, размерами, грузоподъемностью.

  • Самолеты Ан-12 известны коммерческой загрузкой до 20 тонн. Они применяются для авиаперевозки грузов сложного образца: большого объема, крупных габаритов, имеющих большой вес. Известны случаи транспортировки с их помощью колесной и гусеничной техники. Также допускается загружать в отсек контейнеры и поддоны с грузом.
  • Транспортные средства класса Ан-24 рассчитаны на небольшой совокупный груз (до 5,5 тонн). Они оснащены тремя багажно-грузовыми отделениями, расположенными вровень с пассажирским салоном. Улучшенной версией этих самолетов считается еще одна украинская разработка – Ан-26, которая имеет коммерческую грузоподъемность 5,5 тонн, отличается возможностью осуществления погрузки, как с земли, так и из кузова.


  • Ан-124-100 Руслан считается самым грузоподъемным на планете самолетом, вышедшим в серии. Его загрузка может достигать 120 тонн. С его помощью удобно отправлять большие партии продукции.


Модель самолетов Ту-154Б, относящаяся к одним из наиболее массовых воздушных средств, когда-либо производимых советской авиацией, также используется сегодня для осуществления грузоперевозок, позволяя размещать на своем борту до 18 тонн продукции. Техника класса Ту-134А, производимая тем же КБ, рассчитана на размещение в ее 2-х отсеках грузов весом до 8,6 тонн насыпью.

Самолеты Як-40К, в отличие от версии ЯК-40, оснащены специальными грузовыми люками и могут использоваться как для смешанной транспортировки, так и для перевозки исключительно грузов. Во втором случае их нагрузка увеличивается до 3200 кг.


Разместить грузы внутри Як-42 предлагается в 8 контейнерах, место для которых отведено в переднем и заднем грузовых отсеках. При демонтаже рольгантового настила, можно перевозить, в том числе, крупногабаритные грузы. Один из вариантов этой техники – модификация Як-42Д на 120 мест – также широко используется для перевозки товаров. Если загрузить этот самолет контейнерами можно разместить внутри него до 12,82 тонн, если не прибегать к спецтаре, груза поместится меньше, всего 8,6 тонн.

  • У межконтинентального воздушного судна Ил-62 грузоподъемность может составлять до 5 тонн, в наличии – 4 отсека для грузов. Это проверенный вариант техники, который отлично зарекомендовал себя за годы эксплуатации.
  • Пользуется спросом у заказчиков и надежный Ил-76, способный перевозить за один раз до 48 тонн коммерческого груза. Он актуален для межрегиональной перевозки крупногабаритных грузов, техники.
  • Широкофюзеляжные аэробусы Ил-86 предполагают размещение грузов на нижней палубе, где имеется пара грузовых отсеков, а также еще в 3 секторах, где размещается груз поштучно. Загрузка таких самолетов допустима в пределах 15-ти тонн. Ил-96-300 также может взять на борт до 15-ти тонн коммерческого груза.

Заграничные разработки на службе гражданской авиации РФ

Французская компания Airbus производит высококачественные летательные аппараты, которые пользуются спросом во всем мире. Ее техника широко применяется для грузоперевозок, в том числе – осуществляемых интернациональными почтовыми компаниями и службами доставки.

  • Широкофюзеляжный Airbus A310 считающийся самым маленьким в мире, способен перевозить единоразово до 7-ми тонн коммерческого груза. В его грузовых кабинах можно разместить до 10 контейнеров, поштучный груз, поддоны.
  • Узкофюзеляжный самолёт Airbus A319-100 (A319) для полетов на малые и средние дистанции принимает товары общим весом до 6,8 тонн для размещения в переднем и заднем отделении, а также в отсеке рассыпного груза. Ненамного отстает от него и модель Airbus A320-200 (A320А), имеющая схожие технические характеристики и вместительность.
  • Airbus A321-100 (A321А) который известен как модифицированный А320, принадлежит к числу самых габаритных лайнеров данного семейства, его максимальный взлетный вес – 93500 кг.

Американская корпорация The Boeing Company также не отстает от европейцев, выпуская воздушные суда, идеально приспособленные для пассажирских и грузовых перевозок. В частности, российские транспортные компании эксплуатируют сегодня для транспортировки различных грузов такие модели:

  • Boeing 737-300 (В737-300) – узкофюзеляжные лайнеры, легко модифицируемые в грузовые версии, способные транспортировать по воздуху 5,73 тонны коммерческого груза.
  • Boeing 767-300 – авиалайнеры с максимальной загрузкой не более 9-ти тонн, имеют 5 отсеков для различных типов грузов. Способны осуществлять перелеты средней и большой протяженности.
  • Boeing 777-200 – широкофюзеляжные суда для длительных перелетов, размещающие в переднем отсеке до 18 контейнеров, в заднем – до 14-ти, в секторе насыпного груза – штучные изделия, почту, багаж, объемом до 17 кубических метров.

К преимуществам Боенгов в деле доставки грузов относятся их высокая степень надежности, универсальность, способность осуществлять многочасовые перелеты.

Военно-транспортная авиация впервые громко заявила о себе во время Второй мировой войны. Но в те годы большинство транспортных самолетов представляли собой переделки серийных бомбардировщиков. Массово специализированные транспортные самолеты стали строить уже после войны. Транспортная авиация сегодня используется для перевозки (переброски) войск, боевой техники, выброски десанта, а также осуществления транспортно-связного обеспечения соединений и частей вооруженных сил. В России военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего ВС РФ, она предназначена для решения стратегических, оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических задач.

В настоящее время на вооружении российской ВТА находятся следующие военно-транспортные самолеты: Ил-76МД, Ан-22, Ан-26, Ан-124 «Руслан», а также Ан-12ПП. Сегодня собственная транспортная авиация есть в составе ВВС многих стран мира. При этом общее количество военно-транспортных самолетов, которые состоят на вооружении и эксплуатируются в данный момент, составляет порядка 4 200 единиц. Ниже представлен список из пяти наиболее распространенных в мире транспортных самолетов. В топ-5 попали три самолета, выпускаемые американскими компаниями: C-130 Hercules, Beechcraft King Air и C-17 Globemaster III, а также самолет CN235 испано-индонезийского производства и российский Ан-26.


C-130 Hercules

Американские самолеты Lockheed C-130 Hercules и их различные специализированные версии, а также модернизированные самолеты C-130J Super Hercules, на данный момент являются самыми распространенными транспортными самолетами на планете. Данный военно-транспортный самолет средней и большой дальности является основным военно-транспортным самолетом США, а также стран НАТО. «Геркулес» предназначен для осуществления перевозок войск и грузов, десантирования войск и боевой техники посадочным и парашютным способом. Самолет находится на вооружении ВВС, военизированных формирований, береговой охраны более чем 70 государств мира от США, Великобритании и Австралии до Туниса, Уругвая и Зимбабве. Всего в мире эксплуатируется порядка 890 машин данного типа. Некоторые из этих самолетов переделаны в специальные версии, как, например, американский LC-130, который оснащается посадочными лыжами.

С момента первого полета этого транспортного самолета прошло уже практически 60 лет, а он все еще не утратил своей актуальности на рынке военно-транспортной авиации. Свой первый полет опытный образец самолета совершил 23 августа 1954 года, серийное производство было начато в декабре 1956 года после устранения всех недостатков, которые удалось выявить в ходе испытаний машины. В отличие от своего ближайшего советского аналога - самолета Ан-12, C-130 Hercules по-прежнему производится серийно. Всего до 2009 года в США было собрано более 2 300 самолетов «Геркулес» различных модификаций, из них 1170 для нужд ВВС США. Стоимость одной из самых последних на данный момент военных версий C-130J составляет порядка 100 млн. долларов.

Версия самолета C-130J Super Hercules впервые поднялась в воздух в 1996 году. В настоящее время выпускается удлиненная версия самолета C-130J-30 Super Hercules. Одним из заказчиков данных машин является Израиль. Такой военно-транспортный самолет в состоянии перевезти 92 десантника в полной экипировке, 128 солдат или 97 раненых с сопровождающими. Также он может перевезти до 4-х бронеавтомобилей типа HMMWV (Хаммер). Максимальная грузоподъемность самолета составляет практически 20 000 кг. Самолет C-130J в состоянии развивать скорость до 671 км/ч и совершать перелеты на расстояние до 5 300 км. Минимальный состав экипажа составляет 3 человека (2 пилота и один человек, ответственный за груз).

Beechcraft King Air

Вторым по распространенности военным транспортным самолетом в мире является машина, которая не разрабатывалась как военная, речь идет об американском самолете Beechcraft King Air. Данные транспортные самолеты летают сегодня в 24 странах мира, включая США, Ямайку, Венесуэлу, Кот-д`Ивуар. В общей сложности военные используют сегодня порядка 280 самолетов King Air в различных модификациях. Первоначально самолет создавался как гражданская модель для перевозки пассажиров, он и сейчас активно используется как машина для корпоративных перевозок. В составе ВВС различных стран данные самолеты чаще всего используются для транспортировки подразделений спецназа или перевозки высшего военного руководства.


King Air - это легкий многоцелевой самолет, который был создан силами американской компании Beechcraft. Свой первый полет самолет совершил в мае 1963 года. Эксплуатируется, начиная с 1964 года. Самолет оснащен двумя турбовинтовыми двигателями и может развивать скорость до 505 км/ч. Самолет в состоянии перевозить от 10 до 16 человек или до 907 кг различных грузов. Максимальная дальность перелета составляет около 3 500 км. Всего за время эксплуатации было выпущено около 7 тысяч самолетов всех модификаций. На базе данного многоцелевого самолета было создано большое количество различных специальных модификаций, включая разведывательные и патрульные версии, которые, в частности, используются Силами самообороны Японии.

Globemaster III

С-17 Globemaster III - это американский стратегический военно-транспортный самолет, который выпускается крупным американским авиастроительным концерном Boeing. Цифра III в названии используется неслучайно, так как самолет носит имя Globemaster, которое ранее использовалось на поршневых грузовых самолетах Douglas C-74 Globemaster и Douglas C-124 Globemaster II. С-17 обычно используется для выполнения стратегических перевозок войск и грузов, но при необходимости может совершать и тактические миссии, перевозить больных или использоваться для сбрасывания грузов с самолета.

В настоящее время данный самолет находится на вооружении 8 стран мира. Военно-транспортный самолет С-17 Globemaster III эксплуатируют США, Великобритания, Канада, Австралия, Индия, ОАЭ, Кувейт и Катар. Помимо этого, 3 подобных самолета находятся в авиапарке, которым располагает блок НАТО. Всего в мире на данный момент эксплуатируется 257 данных военно-транспортных самолетов. Любопытно, но уже известна дата окончания производства данной машины: производство самолета должно завершиться в 2015 году, когда компания Boeing выполнит все свои накопленные контрактные обязательства по поставкам C-17.


Объявляя конкурс на создание нового военно-транспортного самолета, американские военные выдвинули требование о том, что новый самолет сочетал в себе грузоподъемность C-5 Гэлакси и возможность совершения укороченного взлета и посадки, присущую транспортнику C-130 Геркулес. Разработка проекта С-17 началась в декабре 1985 года, строительство первого самолета началось в 1987 году, а свой первый полет новая машина совершила в сентябре 1991 года. В 1995 году после завершении серии испытаний самолет был принят на вооружение ВВС США, первая машина военным была передана уже в январе того же года.

С-17 Globemaster III - это реактивный четырехдвигательный самолет с Т-образным хвостовым оперением и высоким расположением крыла. В состав его экипажа входит всего 3 человека. Самолет в состоянии совершать перелеты на расстояние до 10 400 км, развивая скорость 830 км/ч. Военно-транспортный самолет С-17 предназначен для перевозки 102 десантников или 134 бойцов в полной экипировке, или до 90 раненых с сопровождающими. Также на борт самолета можно погрузить до 6 четырехколесных бронетранспортеров M1117 или трех боевых вертолетов «Апач». Также в грузовом отсеке можно разместить основной боевой танк «Абрамс». Максимальная грузоподъемность самолета составляет без малого 77,5 тонны. В июле 2013 года в США был поставлен рекорд группового полета самолетов С-17 Globemaster III: в воздух одновременно было поднято 20 таких самолетов.

Военно-транспортный самолет CN235 был разработан консорциумом Airtech, в который входят испанская авиастроительная компания CASA и индонезийская Industri Pesawat Terbang Nusantara. Первый полет опытного образца транспортного самолета CN235 состоялся в мае 1981 года, а первая серийная модель поднялась в воздух 11 ноября 1983 года в Испании и 30 декабря того же года в Индонезии. Конструктивно данный самолет представляет собой моноплан нормальной свободнонесущей схемы, с высоко расположенным крылом. Самолет оснащен двумя турбовинтовыми двигателями.


Самолет CN235 является достаточно успешной машиной европейской разработки. Данный транспортник в настоящее время эксплуатируется в 32 странах мира. Он состоит на вооружении ВВС Аргентины, Индонезии, Испании, Турции, Республики Корея, также машина эксплуатируется береговой охраной США. Самым крупным заказчиком данного самолета стала Турция, которая приобрела в общей сложности 61 военно-транспортный самолет CN235. Всего же в мире на данный момент эксплуатируется 235 самолетов данного типа, включая различные специализированные версии.

Непосредственно военно-транспортных самолетов эксплуатируется 200, остальные - это специальные версии машины: патрульные, разведывательные, противолодочные. Военно-транспортный самолет в состоянии перевозить до 48 солдат, 46 парашютистов, 24 раненых на носилках плюс 4 сопровождающих, а также до 5 тонн различных грузов. Максимальная скорость полета машины составляет 450 км/ч, а практическая дальность полета - 4 400 км. Экипаж самолета состоит из 2-3 человек.

Многоцелевой военно-транспортный самолет Ан-26 (по кодификации НАТО «Curl» - «Вихрь») был разработан в КБ Антонова 1960-е годы. Самолет создан на базе пассажирского варианта Ан-24. Благодаря большой ширине проема погрузочного люка (составляет 2,4 метра) и установке на него специальной трап-створки возможна удобная погрузка в самолет как с земли, так и из кузова грузового автомобиля, что существенно облегчает и ускоряет процесс погрузочно-разгрузочных работ. Ан-26 - это двухмоторный моноплан с высоко расположенным крылом и однокилевым оперением, на самолете установлены турбовинтовые двигатели. Самолет серийно производился до 1986 года. Всего за это время было построено почти 1 400 самолетов данного типа.


Данная машина занимает 5 место по распространенности в мире. Ан-26 эксплуатируется ВВС 35 стран. В числе его эксплуатантов - Россия, Белоруссия, Украина, Вьетнам, Туркмения, Мадагаскар, Замбия. На вооружении российских ВВС находится 28 самолетов данного типа. Также данные машины состоят на вооружении китайских ВВС. При этом в КНР стоят на вооружении и копии данного самолета собственной сборки, которые выпускаются под обозначением Y-7. Всего в мире эксплуатируется около 170 самолетов Ан-26.

Свой первый полет военно-транспортный самолет Ан-26 совершил в мае 1969 года. В состав экипажа данного самолета входит 6 человек. Он предназначен для перевозки по воздуху 38 военнослужащих, 30 десантников или 24 раненых на носилках. Максимальная грузоподъемность самолета составляет порядка 5,5 тонн. При этом самолет способен развивать скорость в 550 км/ч и совершать полеты на расстояние до 2 700 км. Примечательно, что советский вариант транспортника изначально мог нести еще и вооружение. На самолете на 4-х внешних балочных держателях БДЗ-34 можно было подвесить свободнопадающие бомбы общей массой до 2-х тонн (максимальный калибр бомб 500 кг).

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/04/14/cargo
http://military-informer.narod.ru
http://www.military-informant.com
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org

Loading...Loading...